Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий шахматами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальнопедагогическая адаптация представляет собой комплекс мероприятий направленных на развитие личности учащихся. В процессе специальных мероприятий, учащиеся приобретают навыки необходимые им для вступления в общество как равноправных его участников. Предлагаемая нами методика позволила развить такие психические качества детей как: внимание, вербально-логическое, абстрактное… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. Общие проблемы развития детей с ограниченными возможностями здоровья
    • 1. 1. Характеристика ДЦП
    • 1. 2. Физиологические основы нарушений при ДЦП
    • 1. 3. Особенности мыслительной деятельности детей с ДЦП
    • 1. 4. Особенности личности учащихся детей с ДЦП
    • 1. 5. Проблемы педагогического воздействия на детей с ДЦП
    • 1. 6. Пространственное мышление
  • Глава 2. Принципы, методы и организация исследования
    • 2. 1. Принципы исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • Глава 3. Предварительный эксперимент
    • 3. 1. План эксперимента
    • 3. 2. Результаты предварительного эксперимента
    • 3. 3. Педагогические условия социально-психологической адаптации
    • 3. 4. Обоснование методики
    • 3. 5. Планирование занятий
  • Глава 4. Результаты итогового эксперимента
    • 4. 1. Описание эксперимента
    • 4. 2. Результаты тестирования
    • 4. 3. Психолого — педагогическая характеристика

Педагогические условия социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий шахматами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цивилизованность общества определяется своим отношением к инвалидам и старикам. Сегодня в мире свыше 500 миллионов человек являются инвалидами в результате умственных, физических или сенсорных расстройств. В России эта цифра составляет более 8 миллионов человек, более 1 миллиона из которых дети. С каждым годом из-за трудных экономических условий, падения уровня жизни, ухудшения экологических условий, а также недостатков в системе здравоохранения это число увеличивается. Причем за последние пятьдесят лет увеличивается число детей с врожденными недостатками опорно-двигательной системы, с нарушениями в работе центральной нервной системы, как вследствие нарушений внутреутробного развития, так и после родовых травм.

Современное общество осознало, что в условиях социально-экономических и экологических кризисов возрастает вероятность неполноценного патологического развития личности, поэтому с 1986 года правительство СССР принимает участие во Всемирной программе действий в отношении инвалидов, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН. Реально первые шаги в этом направлении были сделаны в 1987 году, когда было создано Всероссийское общество инвалидов. Основным направлением работы этой организации стало решение социальных вопросов. Работой по реабилитации инвалидов посредством занятий спортом занялся ЦС ВДФСО профсоюзов. Эта организация, а также созданные общественные учреждения инвалидов объединяли в основном лиц зрелого возраста. Проблема детского спорта как массового явления стала решаться только в середине 90 годов.

Выше изложенное послужило основанием определения темы исследования: «Педагогические условия социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий шахматами».

Целью нашей работы является изучение влияния занятий шахматами на социально-психологическую адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Под наблюдением находились дети с поражением опорно-двигательного аппарата, основная масса которых имела диагноз ДЦП (детский церебральный паралич).

Под социально-психологической адаптацией в нашем исследовании понимается педагогический процесс, целью которого является создание таких условий деятельности ребенка, которые в наибольшей мере способствовали бы его полноценному развитию, приобретению навыков, необходимых как в учебной, так и в трудовой деятельности, развитию компенсаторных механизмов за счет сохранных функций и их закреплению.

Проблемы, связанные с воспитанием и развитием детей данной категории решаются в рамках педагогического процесса в специальных школах-интернатах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Всего таких школ в России 42. Из них 39 относятся к Министерству народного образования и 9 к Министерству социального обеспечения России. В последнее время, в связи с увеличением детей с аномалиями в развитии создаются новые школы и реабилитационные центры.

Анализ программ таких школ показывает, что основная их направленность заключается в коррекции двигательных нарушений посредством медикаментозного лечения, занятий ЛФК, а также специальных коррекционных заданий на уроках. Процесс же обучения не имеет существенного отличия от массовых школ. Различия носят не д/ столько качественный, сколько количественный характер. Выготский писал: «Способ развития и воспитания у дефективного ребенка существенно иной, чем у нормального, и поэтому техника обучения ребенка с дефектом при принципиальном абсолютном тождестве психологической природы этого процесса с обучением нормального ребенка будет всегда отличаться глубоким своеобразием.» В литературе описывается своеобразие процессов высшей нервной деятельности детей с ДЦП. Все они имеют в своей основе нарушение развития в филогенезе. Вследствие задержки физического развития у детей данной категории, как правило, появляются нарушения второго порядка, связанные с задержкой развития высших психических функций, что в свою очередь ведет к дисорганизации социальной жизни ребенка.

Как правило, родители, столкнувшись с проблемой воспитания аномального ребенка, пытаются решить ее с помощью различных медицинских рекомендаций, стараясь исправить первичный дефект. Это конечно имеет большое значение для развития ребенка, но под час забывается, что именно в первые годы жизни идет ускоренное развитие коры головного мозга. Именно в это время закладываются те психические функции, которые в последствии будут необходимы при вхождении ребенка в контакт с социальным окружением. Поэтому многие дети, начиная обучение в школе, показывают стойкую картину несформированности основных психических свойств, необходимых в процессе обучения.

Здесь уместно обратиться к тому как Выготский понимал отношение дефекта и развития высших психических функций. Он писал, что дефект и недоразвитость высших психических функций у аномального ребенка стоят в ином отношении друг к другу, чем дефект и недоразвитость элементарных функций. В то время как недоразвитие элементарных функций часто является прямым следствием того или иного дефекта, недоразвитие высших функций у аномального ребенка возникает обычно как добавочное, вторичное явление, надстраивающееся на основе его первичных особенностей. Причину недоразвития высших психических функций Выготский видит не в том, что дефект непосредственно препятствует их развитию или делает невозможным их появление. В его экспериментах показано, что принципиально возможно развить у ребенка те способы деятельности, которые лежат в основе высших функций. Поэтому, недоразвитие этих функций — вторичная надстройка над дефектом. Недоразвитие является следствием того, что можно назвать выпадением аномального ребенка из коллектива. Этот процесс можно описать следующим образом. Из-за того, что ребенок осознает свой дефект как ненормальность, у него возникает ряд особенностей, которые препятствуют нормальному развитию коллективного общения и взаимодействия этого ребенка с окружающими его людьми. Выпадение из коллектива или затруднение социального развития, в свою очередь, обеспечивает недоразвитие высших психических функций, которые при нормальном процессе развития возникают непосредственно с развитием коллективной деятельности ребенка.

Исходя из выше сказанного, мы можем предположить, что занятия в специально созданных условия, направленные именно на развитие высших психических функций будут являться мощным средством социальной адаптации ребенка с ДЦП.

Средством наиболее доступным и адаптированным к детям данной категории мы считаем шахматы по нескольким причинам. Во-первых, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в первую очередь является трудным участие во многих играх, в которые играют здоровые сверстники. Игра же в шахматы не требует больших нагрузок на опорно-двигательный аппарат. Поэтому имеется возможность на равных принимать участие в соревнованиях со здоровыми сверстниками. А такие соревнования являются очень хорошей возможность доказать ребенку, что его недостаток не может служить препятствием к нормальному общению в коллективе. Во-вторых, шахматы, по форме являясь игрой, по содержанию представляют собой модель интеллектуальной деятельности. Не один школьный предмет не имеет того органического единства высоких умственных нагрузок с высокой эмоциональной насыщенностью и заинтересованностью в конечном результате деятельности. В третьих, шахматы не только логическая игра, в которой надо оценивать позицию и считать варианты, но и своеобразное интуитивное мышление (на подсознательном уровне) со всевозможными оценками, ассоциациями, эмоциональными компонентами и так далее. И это понятно, так как человеческое мышление, а тем более, умственная борьба никогда не бывает изолированной от других проявлений психики, прежде всего от эмоций и чувств. И в четвертых, являясь моделью интеллектуальной деятельности, задания на шахматном материале могут служить надежным тестовым материалом для обнаружения и коррекции различных нарушений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах личности.

Гипотеза исследования основывается на предположении, согласно которому, занятия шахматами в специально созданных условиях являются средством социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Объектом нашего исследования явилась социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий шахматами.

Предметом нашего исследования явились педагогические условия социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из показателей социальной адаптации является развитие высших психических функций личности. В нашей работе особое внимание уделялось диагностике и развитию посредством предложенной нами методики следующих функций: вниманию, пространственному мышлению, словесно-логическому мышлению, умению выделять причинно-следственные связи между явлениями, а также процессам обобщения и анализа. Немало важное место в исследовании уделялось способам развития мелкой моторики, а также развитию речи детей.

Задачи исследования:

1. Провести теоретико-методический анализ средств, форм и методов педагогического воздействия на детей с ограниченными возможностями здоровья, а также применения дидактических принципов при обучении данной категории детей.

2. Обосновать и экспериментально проверить влияние занятий шахматами на развитие психических функций детей, необходимых для успешного обучения в школе, а также для социальной адаптации.

3. Разработать и экспериментально проверить влияние методики занятий шахматами на социально-педагогическую адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Выявить педагогические условия социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий шахматами.

5. Разработать научно-практические рекомендации по организации занятий шахматами в спецшколах-интернатах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Теоретико-методологическое обоснование исследования.

Проблема адаптации детей с ограниченными возможностями посредством занятий шахматами в отечественной и зарубежной литературе не освещена. Нами предлагается исследование, в котором впервые поставлен вопрос об использовании шахмат не только как спортивной, интеллектуальной игры, но и как средства диагностики и коррекции функций высшей психической деятельности нарушенных вследствие заболевания.

Теоретической основой нашего исследования явились труды известных педагогов, психологов Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, Ж, Пиаже, Б. Г. Ананьева, Д. Б. Элконина, Н. В. Крогиуса, О. Н. Усановой и др., а также труды известных дефектологов И .Я. Каплуновича, И. С. Якиманской, М.В.

Ипполитовой, К. А. Семеновой, Е. М. Мастюковой, Е.Н. Правдиной-Винарской., Р. Д. Бабеиковой, Е. И. Власовой, Б. Г. Зайгарника и др.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

1) проведен комплексный анализ проблемы социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;

2) выявлены психолого-педагогические условия, повышающие эффективность социально-педагогической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;

3) разработана и обоснована методика занятий шахматами для спецшкол-интернатов для детей с поражением опорно-двигательного аппарата.

Практическая значимость исследования. Предложенная нами методика позволила более полно и точно охарактеризовать учащихся, принимавших участие в эксперименте, составить психолого-педагогические характеристики. Учащиеся, занимающиеся по данной методике, достоверно улучшили свои результаты, не только на занятиях шахматами, но и в процессе обучения в школе. Занятия по шахматам вошли как обязательный факультатив в программу учебных мероприятий в спецшколеинтернате № 31.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Занятия шахматами являются средством социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Занятия шахматами развивают внимание детей данной категории.

3. Занятия шахматами являются средством развития пространственного мышления детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Занятия шахматами развивают словесно-логическое мышление, процессы обобщения и анализа.

Апробация и внедрение результатов исследования. Полученные результаты исследования обсуждены на занятиях методических объединений спецшколы-интерната № 31, на занятиях кафедр Общей и специальной педагогики РГАФК, на кафедре шахмат РГАФК.

Результаты исследования использовались при разработке учебных планов для спецшкол-интернатов для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Обоснованность н достоверность выводов и результатов исследования обеспечиваются анализом современных достижений психологии, педагогики и дефектологии, комплексной методикой исследования, воспроизводимостью и репрезентативностью полученных экспериментальных данных, количественным и качественным их анализом, проверкой и обработкой результатов эксперимента методами математической статистики.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

Проведенное нами исследование, позволяет принять выдвинутую гипотезу: шахматы являются средством социально — психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Опыт проведения факультативных занятий в московской спецшколе — интернате № 31 дал положительный результат. Была разработана методика занятий шахматами, целью которой явилось развитие психических качеств детей с ограниченными возможностями здоровья, а также создание условий для возможности компенсаторного развития личности учащихся.

Рекомендуется использовать предложенную методику тестирования для контроля над развитием учащихся. Проведенная математическая обработка результатов, позволила доказать достоверность полученных результатов, а также позволяет утверждать, что применение предложенной методики достоверно улучшило исследуемые психические качества личности.

При исследовании внимания получены следующие данные Зс к=74.35, х э~ 152 по первому тестированию, х к=72.66, хэ=58 по второму тестированию по тесту «Цифровые таблицы». Для проверки достоверности различий рассчитывалсякритерий Стьюдента. Тр^ критерия Стьюдента =0.92 для контрольной группы, 1расч Стьюдента для экспериментальной группы =5.93, 1габл=2.724 для доверительной вероятности, а 0.01 при У= (п1+п2)/2=38.

При исследовании внимания по тесту «Корректурная проба» получены следующие данные хк=0.39, х э= 0.45 по первому тестированию, х к=0.43, х э^О.64 по второму тестированию. Для проверки достоверности различий рассчитывался критерий Стьюдента. Трасч критерия Стьюдента =0.44 для контрольной группы, 1расч Стьюдента для экспериментальной группы =4.52, 1габл=2.724 для доверительной вероятности, а 0.01 при У= (п1+п2)/2 38.

При исследовании категориального мышления по тесту «Сравнение и различение понятий» получены следующие данные х к=29.3, х э= 29.2 по первому тестированию, х к=29.85, хэ=37.6 по второму тестированию. Для проверки достоверности различий рассчитывалсякритерий Стьюдента. Трасч критерия Стьюдента =0.32 для контрольной группы, 1расч Стьюдента для экспериментальной группы =3.43, 1гй5п=2.724 для доверительной вероятности, а =0.01 при У= (п1+п2)/2=38.

При исследовании вербально — логического мышления по тесту «Вербальные аналогии» получены следующие данные хк=10.4, х э= 11 по первому тестированию, хк=10.35, х 3 ~5.45 по второму тестированию. Для проверки достоверности различий рассчитывалсякритерий Стьюдента. Трщч критерия Стьюдента =0.20 для контрольной группы, 1расч Стьюдента для экспериментальной группы =19.3, ^^=2.724 для доверительной вероятности «=0.01 при У= (п1+п2)/2=38.

При исследовании пространственного мышления по тесту «Шахматная доска» получены следующие данные Зск=2, хэ= 2.15 по первому тестированию, х к- 6.1, х по второму тестированию. Учащиеся, занимающиеся шахматами, полностью справились с этим заданием. Для более полной характеристики развития пространственного мышления, этим учащимся был предложен зрительно — пространственный тест Айзенка. Результаты по зрительно — пространственному тесту позволяют сделать следующий вывод: шахматы развивают пространственное мышление. У занимающихся шахматами уровень развития пространственного мышления не ниже среднего уровня — 105 единиц. В то же время у детей с выраженными шахматными способностями КИ по Айзенку достигает 135 единиц, что соответствует высокому уровню развития пространственного мышления.

В ходе исследования были выявлены следующие педагогические условия социально-психологической адаптации: создание внутренней, познавательной мотивациисоздание полной ориентировочной основы деятельностинахождение адекватного перцептивному действию предметного действия и его отработкапоэтапная отработка перцептивного действия с последовательным прохождением этапов материального и речевогоиспользование фигур для самостоятельной расстановки позициииспользование наглядных пособийсоставление позиций и диаграммспециальная отработка пространственных понятийтщательная отработка действий восстановления позиции по памяти. Результаты проведенного исследования позволяют рекомендовать введение шахмат как урока в программу обучения специальных школинтернатов для детей с нарушением опорно — двигательного.

Рекомендуется использовать тесты, примененные в данном исследовании, для текущего контроля за развитием психических качеств в процессе обучения.

Использовать предложенную методику занятий шахматами на уроках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социальнопедагогическая адаптация представляет собой комплекс мероприятий направленных на развитие личности учащихся. В процессе специальных мероприятий, учащиеся приобретают навыки необходимые им для вступления в общество как равноправных его участников. Предлагаемая нами методика позволила развить такие психические качества детей как: внимание, вербально-логическое, абстрактное, пространственное мышление. Все эти психические качества необходимы для успешного овладения трудовыми навыками. В процессе проводимых мероприятий, учащиеся, как указали педагоги и тренеры, повысили успеваемость в школе, стали более дисциплинированными и менее утомляемыми. Приобрели знания, расширившие их кругозор. Стали более адекватно реагировать на возникающие трудности в обучении и общении. У учащихся появилась стойкая мотивация для занятий шахматами и другой интеллектуальной деятельностью. Многочисленные выезды на соревнования позволили расширить круг общения детей, что привело к снятию многих комплексов, препятствующих нормальному развитию ребенка.

В ходе эксперимента были решены следующие задачи:

1. Проведено теоретико методический анализ средств, методов, форм и методов педагогического воздействия на детей с ограниченными возможностями здоровья, а также применены дидактические принципы при обучении детей данной категории.

2. Было обосновано и экспериментально проверено влияние занятий шахматами на социально — педагогическую адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Разработаны научно — практические рекомендации по организации занятий шахматами в специальных школах — интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Разработана и экспериментально проверена методика занятий шахматами и ее влияние на социально — педагогическую адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дана психолого — педагогическая характеристика детей, занимающихся шахматами, а также раскрыты индивидуальные особенности психической деятельности учащихся данной категории.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процесс жизнедеятельности// Психология формирования и развития личности.-М.: 1981.- 385 с.
  2. Г. Ю. Проверьте свои способности. Тесты. С.-Пб.: Лань., 1995.- 160 с.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания -М.: Наука., 1977. 340 с.
  4. .Г. Психология чувственного познания М.: Наука., 1960.-167 с.
  5. П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности // Избр. труды. М.: Наука., 1979. — 567 с.
  6. Р.Д. Коррекционная работа в спецшколах-интернатах для детей с нарушением ОДА: Метод, рекомендации М., 1979. — 97 с.
  7. H.A. Гроссмейстеры детского сада. М.: Редакция журнала «Наш малыш», 1995. — 128 с.
  8. H.A. Очередные проблемы физиологии активности // Проблемы кибернетики. Вып. 6 М.: 1961.
  9. И.М., Кождан М. В. Урок ведет тренер. Минск «Полымя»: 1992. — 272 с.
  10. Ю.Бронштейн Д. И. Самоучитель шахматной игры. М.: «ФиС», Изд-е 2-е, 1987.-352с.1.Бойко Е. И. Проблема условно-рефлекторных основ высших психических процессов// Психологическая наука в СССР, М.: т.1. 1959.
  11. Л.И. Проблемы формирования личности. М.: 1995.352 с.
  12. З.Ботвинников А. Д. Основные направления классификации исследования способов решения учебных графических задач М.: Педагогика., 1966. — 93 с.
  13. .С. Аномалии личности. М.: Просвещение, 1988.301с.
  14. Введение в психологию./ Под ред. А, П. Петровского М: Педагогика, 1996. -494с.
  15. Л.А. Восприятие и обучение М.: Просвещение., 1969.275с.
  16. Т.Г. Аномалии речевого развития ребенка. М.: Медицина, 1995.- 38 с.
  17. Е.С. О физических факторах интеллекта// Вопросы психологии 1989. № 6. с. 108−114.
  18. Е.И. Методика развития пространственных представлений в процессе преподавания проекционного черчения в средней школе// Автореф. дис.к.п.н.- М.: 1954. -43 с.
  19. П.Я. Управление деятельностью в плане восприятия // Теоритические проблемы управления познавательной деятельностию человека. М: Изд-во МГУ., 1975. — 23 с.
  20. Р. Я. Подарок юному шахматисту. М.: «Синтез», 1994.-128 с.
  21. Р.Я. Книга юного шахматиста. М.: «Фердинанд», 1993.-239с.
  22. Л.Л. Психологический анализ решения задач Воронеж., 1976.-132 с.
  23. Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с ДЦП Л.: Медицина., 1977. — 86 с.
  24. И.И. Исследование восприятия расстояний и его формирование // Автореф. дис,.к. психолог, наук М.: 1973. — 53 с.
  25. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991.- 240 с.
  26. М.В. К вопросу о пространственных нарушениях у детей с ДЦП// Проблемы психологического развития аномального ребенка. М.: Педагогика, 1966. — 69 с.
  27. Кабанова Меллер E.H. Роль образа в решении задач // Вопросы психологии". -1970. -№ 5
  28. Кабанова Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся — М.: Педагогика, 1968. -162 с.
  29. Э.С. О задержке психического развития у детей с ДЦП// Журнал неврология и психиатрия им. С. С. Корсакова. 1972 — № 9.
  30. И.Я. О структуре пространственного мышления при решении математических задач // Вопросы психологии. 1978 — № 3. -75−84 с.
  31. И.Я. Индивидуальные различия в структуре пространственного мышления // Новые исследования в психологии. -1977, — № 2.20−23 с.
  32. Коррекционная работа в процесс обучения и воспитания: сборник научных трудов/ отв. редактор Г. И. Данилкина. Л.: ЛГПИ им. А. Герцина, 1974.-172 с.
  33. Н.В. Психология шахматного творчества. М.: «ФиС», 1981. -184 с.
  34. С. Николе Дж. От нейрона к мозгу. М.: Изд-во «Мир», 1979.-440 с.
  35. A.A. Педагогическое общение ~ М.: Знание, 1979.349 с.
  36. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1992. — 326 с.
  37. А.Р. Высшие корковые функциичеловека и их нарушения при локальных поражениях мозга: 2-е изд. М.: Изд-во МГУ., 1962. — 432с.
  38. А.Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка М., АПН РСФСР, — 1956. — 137 с.
  39. С., Макарычева М. От, А до. Для тех, кто учит играть. М.: 1995. — 189с.
  40. И.И., Бахматова E.H. Комплексное психологическое исследование больных со спастической формой ДЦП // Дефектология. -1984 -№ 6.
  41. Е.М. Интеллектуальные нарушения у детей с ДЦП // Клиническое и психологическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. М.: 1976. 102 с.
  42. Мастюкова Е. М, Клиническая характеристика ЗПР учащихся с ДЦП // Дефектология. 1982 — № 4
  43. Е.М. О развитии познавательной деятельности детей с ДЦП // Дефектология. 1973 — № 6.
  44. P.C. Практическая психология// Пособие для учащихся. -М.: «Владос»., 1998.-320 с. 56.0бухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -М.: 1995. 360 с.
  45. В. Первая книга шахматиста. М.: «ФиС», 1964. — 304с.
  46. A.B. Развитие личности и проблема ведущей деятельности// Вопросы психологии. 1987. № 1.
  47. . Избранные психологические труды М.: Просвещение, 1969. -659с.
  48. М.К. Исследование некоторых гностических функций у детей с ДЦП в связи с задачами восстановительной терапии // Автореф. дис .к.п.н. Л.: 1971. — 38 с.
  49. Психологическая диагностика. Учебное пособие. Под. ред. Гуревича К. М. Бийск НИЦ БиГПИ, 1993. 324 с.
  50. Психологические исследования. Под ред.: А. Н. Леонтьева, Е. Д. Холмской. М.: Изд-во Московского университета, 1977. Выпуск № 7. -128с.
  51. Пситхология личности. Тесты, опросники, методики. Составители: Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. М.: «Геликон», 1995. -236 с.
  52. К.А. Детский церебральный паралич М.: Медицина., 1968.-423 с.
  53. К.А. К патогенезу вторичной задержки развития интеллекта при ДЦП // Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. М.: 1970. — 384 с.
  54. К.А., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных с ДЦП Ташкент.: 1979. — 147 с. 67 .Симонова Н. В. Состояние пространственно-временных отношений у детей с ДЦП // Дефектология 1981 — № 4.
  55. А. П. Ваш первый ход. М.: «ФиС», 1977. — 184 с.
  56. И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей М.: Просвещение., 1966. — 210 с.
  57. .И. Жемчужины шахматного творчества. М.: «ФиС», 1982.-288с.
  58. О.Н. Дети с проблемами психического развития. М.: НПЦ «Коррекция»., 1995.-208 с.
  59. Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка. М.: 1964. — 402 с.
  60. В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. Киев.: 1993. -144 с.
  61. Шахматы школе // Под. редакцией Б. С. Гершунского: М.: Педагогика., 1990.- 336с.
  62. Л.М. Сознание и навык // Советская педагогика. 19 401.
  63. М.Б., Правдииа Винарская E.H. «ДЦП и пути их преодоления" — М.: Медицина., 1959. 104 с.
  64. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: 1995.-320 с.
  65. SO .Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников М.: Педагогика., 1980. — 78 с.
  66. Austin D. R. Playgrounds for the handicapped. In D.J. Bradamus Ed., New Thoughts on Leisure. Champaign- IL: office of Recreation and Rark Resources, 1978. -p. 57−63 .
  67. Beckwith J. Play enviroments for all children. Leisure Todey // In Journal of Physical Education, Recreation and Dance, 56(5) 1985. -p. 32−35.
  68. Bobath K., Bobath B. The diagnosis of cerebral palsy in infansy. Dis child., 1956. -p.736
  69. Bobath K., Bobath B. Die motorische Entwicklung bei Zerebral paresen. Stuttgard: Thieme, 1983. — p. 845.
  70. Brasile F.M. Wheelchair sports: A new perspective on integration // Adanted Physical Activity Quarterly, 1990. 7(1), 3−11.
  71. Bruch H. Rehabilitation. 1988, VOL 27, N1 — p. 34−38.
  72. Cotton E. Integration of treatment and education in Cerebral Palsy // Phisiotherapy, 1970.-p. 143−147.
  73. Curtis S. Employment of disabled people Roy 50c. Helth J. 1980, 100, N6 -p. 218−223.
  74. Decocg G. Applicatin de la ludotherapie comme techique de reducation en traum atologie. -Ann kinesither, 1974 vol 1, N4.90.1vashchenko S. The manual of chess combinations. M.: Kirsan chess, 1997.-251 p.
  75. Feldcamp M., Danielchik I. Krankengymnastisch Behandlung der Cerebralen Bewegungsstorung. Munchen: R. Pslaum., 1976-p. 158.
  76. Frost J.L., Klein B.L. Children’s Play and Playgrounds. Boston: Allyn and Bacon, Inc., 1979. p. l 6−21.
  77. Gildenson N. Y. Disability and Rehabilitation.- Handbook Ed. R. ed al 1978 XIII-p.846.
  78. Haskill S., Barrett F., Taylor H. The Education of Motor and Neurologically Hfndicapped Children. London: Croom Helm., 1977. -457p.
  79. Helliwell P., Wallace F., Evard F.//"Phusiotherapy», — 1989 VOL. 75 N9-p. 551−552.
  80. Hold K.S. Developmental Paediatriies.- London-Boston, 1977. p.8390.
  81. Kennedy D.W., Smith R.W., Austin D.R. Special Recreation: Opportunities for Persons with Disabilities.- Wn. C. Brown Publishers, USA, 1991.-371p.
  82. Memichall I.V. Handicap: A. Study phisially Handicapped children and the families.- London, 1971.-p.11−19.
  83. Michener J.A. Sports in America .-Greenwich, CT: Random House, 1976.
  84. Paciorek M. J., Jones J.A. Sports and Recreation for the Disabled: A Resource Handbook.-Indianapolis- IN: Benchmark Press, 1989.
  85. Paul H.M. Child development personality.-1987.-p.270.
  86. Richardson D. Outdoor adventure programs for physically disabled individuals // Parks and Recreation, 21(11), -1986.-p. 43−45.
  87. Robb G.M., Ewert A. Risk Recreation and person with disabilities // Therapeutic Recreation Jornal, 21 (8), 1987.- 58−68 p.
  88. Schleien S. J., Ray M.J. CommunityRecreation and Persons with Disabilities Strategies for integration. Baltimore: Paul H. Brookes, — 1988.-p.108−113.
  89. Steadnard R.D., Walsh C. Training and fitness programs for disabled athletes: Past, present and future. In C. Scerrill, Ed., Sport and Disabled Athletes. Champaign, IL: Human Kinetics, — 1986.-p.319.
  90. Stotts K.M. Healts maintenance: Paraglegic athletes and nonathletes // Archives of Physical Medicine and Rehabilitation.-1986.- p. 109−114.
  91. Tardieu G. Le dossier clinique de l’infirmite motrice cerebrale// Methodes d’evaluation et applications therapeutigues. Rev. De Neuropsych. Inf. et d’Hud. Ment, de i' Enf., 16 annee.-1968.-p.6.
  92. Vojta V. Die cerebralen Bewegunsstorungen im Sagligsalter.-Stuttgard: Tieme, Verlag., — 1981.-p.243.
Заполнить форму текущей работой