Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика применения элементов подвижных игр для развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существует также проблема организации мест занятий по физическому воспитанию в детских садах, очень слабая материально-техническая база. В наше время очень скудного финансирования, в частности, дошкольных учреждений, встае1: г- ' кма н← т «» ко т у > «лл •: — ВЫХ спортивных залов, НО И npoOJ. t^j. ПрИиОре’ЮпИЯ Лр J J. иЙШьЛ’о сГ1 ир тивного инвентаря (достаточного количества различных мячей… Читать ещё >

Содержание

  • УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1?
    • 1. 1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
    • 1. 2. Характеристика некоторых существующих программ физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. 1.3. Особенности развития двигательной функции детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 4. Санитарно-гигиенические и эргономические требования к местам проведения физкультурных занятий в детском-саду.'
    • 1. 5. ' Научные и методические предпосылки эксперимен- тальной методики проведения физкультурных занятий
    • 1. 6. Основные понятия о подвижных играх
    • 1. 7. Особенности познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 8. Уровни перцептивных, мнемических и мыслительных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • — 1.9. Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста
  • ГЛАВА 2.
  • ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Цель и задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования 2.2.1. Теоретический анализ и обобщение данных литературных источников
      • 2. 2. 2. Педагогическое наблюдение
      • 2. 2. 3. Контрольные испытания (тестирование)
      • 2. 2. 4. Видеозапись. Киносъемка
      • 2. 2. 5. Методы математической статистики
      • 2. 2. 6. Антропометрия. Пульсометрия
      • 2. 2. 7. Кинематометрия
    • 2. 3. Организация исследсЕонпя
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Режим пребывания детей в детском саду
    • 3. 2. Физическая подготовленность детей старшего дошкольного возраста
    • 3.
  • Результаты тестирования физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста. f 3.3. Результаты тестирования познавательной деятель-' ности детей старшего дошкольного возраста
    • 3. 4. Двигательная чувствительность детей старшего дошкольного возраста. «М
      • 3. 4. 1. Результаты тестирования двигательной чувствительности детей старшего дошкольного возраста
  • Щ
    • 3. 5. Результаты педагогического эксперимента
  • ГЛАВА 4. МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПОДВИЖ-Г НЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 4. 1. Экспериментальная база для проведения педагоги-ф ческого эксперимента
    • 4. 2. Методика проведения занятий по физическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста
    • 4. 3. Активизация внимания и регулирование эмоционального состояния при использовании подвижных игр
  • W ВЫВОДЫ .¦

Методика применения элементов подвижных игр для развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цель дошкольного воспитания — ьсьстироннссгармоличеикие развитие личности ребенка, которое предусматривает: охрану и укрепление его здоровья, обеспечение полноценного психического и физического развития. Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение не только для нормального физического развития, но и для умственного, нравственного, трудового и эстетического. Базисное значение разностороннего физического развития на ранних этапах онтогенеза хорошо известно,' однако система физического воспитания в детских садах далека от совершенства. В недооценке физического воспитания дошкольного детства кроется одна из причин высокой заболеваемости и плохой физической подготовленности детей. Анализ 1лледоьаний. ки .од,.:•:.:л ьикри.-.^. физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, показал, что до 30% дошкольников имеют низкий уровень развития основных двигательных (физических) качеств (М.А. Правдов, 1992). В связи с этим отмечается также дефицит двигательной активности на занятиях по физическому воспитанию по отношению к необходимой норме (В. А. Садовский, 1989; А. Г. Сухарев, 1991). Гипокинезия наблюдается у 50% старших дошкольников (М.А. Правдов, 1992).

Существует также проблема организации мест занятий по физическому воспитанию в детских садах, очень слабая материально-техническая база. В наше время очень скудного финансирования, в частности, дошкольных учреждений, встае1: г- ' кма н<- т «» ко т у > «лл •: — ВЫХ спортивных залов, НО И npoOJ. t^j. ПрИиОре’ЮпИЯ Лр J J. иЙШьЛ’о сГ1 ир тивного инвентаря (достаточного количества различных мячей, обручей, гимнастических палок и т. д.), не говоря уже о сложных детских тренажерах’и специальном оборудовании. Воспитателям приходится. обходится тем весьма ограниченным минимумом, что имеется. Поэтому необходимо насколько возможно компенсировать этот недостаток в реально существующих условиях. Преж-лвсего, это м^тппка занятий о детьми с применением подвижных иги эстафет, котяры3 hp требуют большого количества специального инвентаря, и которые применимы на практике с использованием того минимума, что имеется.

Ребенок, мало что умеющий делать, с трудом овладевает новыми действиями. И наоборот, кто больше умеет, тот быстрее и легче усваивает новые движения и действия, вносит в них элементы творчества" (В. А. Шишкина, 1992). Исходя из этого, мы применяли на занятиях игры, не свойственные для детей этого возраста.

Некоторые подвижные игры бывают недоступны детям полностью. При этом требуется небольшая помор воспитателя, ни ч гл охотно это принимают. Поэтому и предполагав" .гя брать лише элемзтгы некоторых игр, а не игры целиком.

Игровая основа занятий была гзята исходя из следующего:

— исследование сенсорных систем различной модальности: зрения, слуха, тактильности показали, что представители игровых видов спорта занимают ведущие места по показателям, характеризующим улучшение функционального состояния сенсорных систем;

— игры отличаются большим разнообразием взаимодействия сенсорных систем, различной модальности, что также является фактором совершенствования сенсорной организации движений (Н.И. Тригуб, 1997).

Также существует проблема у:.-тр, енного и психич-эжого развития детей старшего дошкольного возрас. А это возраст г :> г отовки детей к школе, к учебной деятельности. В психологических исследованиях установлено, что предпосылками успешного овладения учебной деятельностью, в частности, являются следующие: высокий уровень развития познавательных процессов, умение подчинить свою деятельностьпоставленной задаче, произвольный, осмысленный характер познавательной деятельности (Г.П. Антонова, 1991). В ряде исследований выявлялись и характеризовались сензитивные п-.тиоды развития разчпчных сторин личности детей. Данные, получииНи^ ь исследования,-. Д.^. ^дькишша,.

A. А. Люблинской, Ш. А. Амонашвили, Л. А. Венгера и др. результаты наблюдений психологов, педагогов, позволяют считать дошкольный период сензитивным к развитию познавательной деятельности и личности в целом (Г.П. Антонова, 1991). В этот период ребенок обнаруживает высокую познавательную активность, психологическую готовность к усвоению знаний. Однако эти возможности детей не достаточно используются в практике работы детских садов. ' .

Цель познавательной деятельности состоит не только в усвоении детьми определенной системы знаний и умений, но и лх психическом развитии. Мотивы познавательной деятельности начинают складываться у детей на 5-м году жизни и :.|,-.<Л:. жтся ь .г, млс-:. i 4 &bdquo-ни" i. п.:.'., исследовать предмет и явление, пыаясь установить причинно-следственные связи. Одной из форм организации познавательной деятельности дошкольника являются игры (С.А. Лебедева, 1993).

В настоящее время, несмотря на широкий спектр предлагаемых новых форм проведения занятий по Физической культуре (И.М. Козлов, 1992; М. А. Правдов, 1992; Г. А. Каданцева, 1993; М. Махалаева, 1993;

B.Н. Москаленко, 1993; Т. Поняева, 1993; Программа «Радуга» ,''1993;

C. Фоменков, 1993; Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста, 1994; И. А. Морозов, 1994; Е. Н. Ягодкино. 1994; Т. Л. Рарзугина. 1995;

Родничок", 1997), нет обоснованной методики применения подвижных игр для развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Методологической основой исследования является деятельный подход к изучению моторики и психики ребенка (П.Ф. Лесгафт, Н. А. Бернштейн, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Е.Я. Бондаревский).

Актуальность темы

диссертации подтверждается соответствием сводному плану научно-исследовательских работ Госкомспорта РСФСР на 1990;1995 гг., а также сводному плану научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на !99б г. Н'-пра!'пение 2, тема 02.03.01 и плану научно-исследовательских раб^т каФ-цон биомеханики СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта.

Гипотеза. Предполагалось, что разработанная методика применения элементов подвижных игр позволит повысить эффективность физического и умственного развития детей на физкультурных занятиях, повысит эффективность проведения занятий.

Объект исследования — физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследованияособенности методики.

L I физкультурных занятий в детских дошкольных учреждениях с детьми старшего дошкольного возраста, оказывающих эффективной влияние на их физическое и умственное развит-:-.

Научная новизна исследования состоит в обосновании оригинальной методики применения элементов подвижных игр на физкультурных занятиях детей старшего дошкольного возраста для взаимного воздействия и повышения уровня познавательной деятельности и уровня физического развития.

Практическая значимое т ь исследования заключается в разработке рекомендации для воспитателей детских садов И специалистов ПО физическому Ьиопщ’иНИЮ ДеТеИ oTctjjJjdx и ДиШкильНиГи возраста, что должно способствовать повышению эффективности проведения физкультурных занятий в детских садах.

Результаты исследований внедрены в практику работы детских садов г. Шуи.

В работе впервые представлено содержание физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста на игровой основе с учетом развития отдельных йознавательных функций: восприятия, мышления, памяти, воображения.

Разработанная методика применения элементов подвижных игр для занятий с детьми старшего дошкольного возраста позволяет реализовать дидактические принципы сссна*- • л" ности и тиви. j:., де. л'у1ль.-ти и систематичностиповысить м> .ирную плотность з ы. нтии ни физическому воспитаниюрасширить содержание программного материала для развития двигательных качеств, формирования умений и навыков, расширению двигательных возможностей детей.

Методика применения подвижных игр на занятиях по физическому воспитанию детей дошкольного возраста внедрена в практику физического воспитания детей старших групп детского сада N20 г. Шуи.' '.

Разработанная методика проведения игровых занятий с ограниченным количеством инвентаря в приспособленных для физкультурных занятий помещениях внедрена в практику физического воспитания детских садов г. Шуи.

Основные положения, вына -:мна защиту:

1. Элементы подвижных игр могут быть использованы в качестве средств и методов, обеспечивающих соответствие не только двигательной среды их двигательным возможностям и потребностям, но и в качестве условия совершенствования познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физическому воспитанию в детских дошкольных учреждениях. Основным фактором реализации такой системы организации учебной деятельности детей является предлагаемая методика применения элементов подвижных игр, направленная на гармоническое развитие организма и личности ребенка.

2. Эффективным механизмом использования методики одновременного совершенствования физического развития и познавательной деятельности детей является накопление двигательного опыта, характеризующегося разнообразной сенсорной насыщенностью двигательной активности, а также усложнением требований к выполнению движений (изменени-t ем веса и размеров снарядов, введением дополнительных элементов в состав кинематических цепей).

— 12.

выводы.

1. Анализ научно-методической литературы показал, что в теории дошкольного физического воспитания вопрос об использовании методики одновременного совершенствования физической подготовленности и i умственного развития (в частности, познавательной деятельности)' на занятиях по физическому воспитанию еще полностью не раскрыт.

2. По уровню физического развития. физической подготовленности, двигательной чувствительности, :i лзнавательной деятельности до проведения эксперимента значимых различий не выявлено. После проведения эксперимента с использованием методики применения элементов подвижных игр в экспериментальной группе практически во всех тестах произошли заметные изменения в сторону улучшения. Динамика прироста показана в таблице N5.

3.По результатам наблюдений установлено, что за время пребывания в детском саду (7 часов без времени, отведенн-бго на тихий час)'дети могут свободно двигаться и играть менее 30% времени (около 2 часов), в то время как для детей этого возрс: тснормируемая продолжительность должна составлять не м—нее половины времени бодрствования.

4. В результате проведённого педагогического эксперимента с применением разработанной методики применения элементов подвижных игр произошло заметное повышение уровня физической подготовленности, познавательной деятельности, двигательной чувствительности. Наибольший прирост в экспериментальной группе был выявлен в тестах: поднимание и опускание туловища, прыжок вверх, сила кисти, постукивание по дискам, запомни точки. Число детей с гармоничным развитием в экспериментальной группе увеличилось на.

13%, в то время как в контрольной лишь 2,5%.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Исходя из результатов проведенного исследования и сделанных на их основе выводов, можно рекомендовать некоторые положения, которые могут использаваться воспитателями детских садов, инструкторами по физической культуре при организации физкультурных занятий в дошкольных учреждениях с детьми старшего дошкольного возраста.

1. В ходе исследования доказана возможность применения подвижных игр и эстафет в практике физического воспитания дошкольников в целях повышения их физического и умственного развития. Используемые на занятиях игры и эстафеты должны отвечать вс^м треб юаниям оезо-пасности и соответствовать антропологическим о.-со • Ш’итям л^-тей старшего дошкольного возраста. Методика проведения з ыятий приводится в главе 4.

2. Для стимуляции активности детей рекомендуются следующие способы: а) обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны воспитателя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению мышления: б) необходимо обогащать ребенка самыми разнообразными для него заданиями с целью развития его любознательности и овладения им новыми видами двигательных действийв) поощрять высказывания оригинальных идеи и покю новых видов двигательной деятельностиг) предоставление детям всэксжности активно задавать вопросы.

3. При проведении игр и эстафет необходимо обеспечить условия для того, чтобы ребенок думал, мог самостоятельно решать поставленные в ходе занятия задачи. Для этого рекомендуется: а) не заниматься наставлениямиб) не сдерживать инициативы детей, не делать и не показывать как сделать то. что они могут сделать (или могут научится сделать) самостоятельноприучить детей к навыкам самостоятельного решения проблемв) научить детей переносу двигательного умения с одного упражнения на другое.

4. Рекомендуется проводить педагогический контроль за физической подготовленностью, физическим развитием, познавательной деятельностью, двигательной чувствительностью согласно тестам, предлагаемым в работе. Контроль необходимо проводить не менее трех раз в году.

5. Предлагаемые виды игр и эстафет, заданий позволяют гпнцп. ч-листам в детских садах расширить с их помощью двигзг-'.пьный at — -чал ребенка, повысить уровни умственной и физической иод.'отивленнисти, а также служить примерами для совершенствования процесса физического воспитания в детских садах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.М. Новая аппаратура для изучения спортивной техники. — М., 1960. — 40 с.
  2. АгаеваЕ.А. Формирование элементов лчгичесюго мышления //Дошкольное воспитание. 1982. — N1. — с. 32−37.
  3. В. У., Выдрин В. М. Влияние спорта на интеллектуальное развитие // Спорт в современном обществе. /В.М. Выдрин, Н. И. Пономарев, А. В. Седов и др.- Под общ. ред. В. М. Выдрина. М.: Физкультура и спорт, 1980. — с. 110−114.
  4. Ф. О нравственном воспитании. Лекции проф. Феликса Адлера / Под ред. Д:'И. Тихомирова. М.: Педагогический листок, 1899. — 168 с.
  5. И.М. Воспитание детей раннего возраста. 3-е изд. -М.: Медицина, 1977. 304 с.
  6. Ш. А. Здраветгуит^, дети! !¦!.: Просрещсние, 1983. 208 с.
  7. В. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-вс Ле-нингр. ун-та, 1968. 336 с.
  8. П.К. Внутреннее торможение как проблема физиологии.- М.: Медгиз, 1958. 257 с.
  9. М. В., Дуброве иая Н.В., Кольцова М. М., Фаоер Д. а.
  10. Морфофункциональные особенности детей дошкольного возраста / Морфо-функциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1983. — с. 6 — 27.
  11. Е.А. Дошкольный возраст. М.: Просвещение, 1948.334 с.
  12. И. А. Очерки ix ьизрастний -in3ikj, j. ,-л. М.: цина, 1967. 476 с.
  13. И. А. Основы возрастной периодизации // ВозряетVная физиология. Д., 1975. — с. 5 — 67.
  14. Э.И. Физиология и культура // 0 физиологических основах физического воспитания в различные возрастные периоды.- М., 1968. с. 17 — 20.
  15. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании // Пособие для студентов, аспирантов и-преп.Iин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
  16. Л.В. Физическое воспитание в элементарней! гколр США: Автореф. дис.канд. пед. rsyr. м., Г'"7. V1 ¦.
  17. В. К. Физическая культура для все/: и для ь•.•!•--• го. М.: ФиС, 1988 — 208 с.
  18. В.К. Азбука здоровья. Физическое подготовка детей от 5 до 6 лет //Спортивная жизнь России. 1986 — N3 — с. 34 -35.
  19. В.К., Королева М. Н., Майорова Л. Т. Развитие быстроты и координации движений детей 4−6 лет. //Теория и практика физической культуры.1986. N10 — с. 21 — 25. ' •
  20. И. Н. Дорохов Р.Н. Исследование и оценка биологического возраста детей и подростков. //Детская спортивная медицина. /Под ред. С. Б. Тихвинского. С. В. Хрущева. М. 1980 — < 165
  21. В.П. Значение деловитости в формировании способов логического мышления у дошкольников. //Вопросы психологии. 1983.- N4. с. 26 — 32.
  22. Бениаминова-М.'В. Воспитание детей. Учебник. 3-е изд. Пе-рер. и доп.' М.: Медицина, 1991. — 288 с.
  23. Н. А. Физиология движений и активность. /Под ред. О. Г. Газенко. М.: Наука, 1990 — 49.5 с.
  24. Н. А. О ловкости и ее развитии.: Физкуль тура и спорт, 1991. — 288 с.
  25. Х) 26. Бишаева А. А. Совершенствование движений в процессе физического воспитания с учетом возрастных особенностей двигательных функций: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1976. — 19 с.
  26. Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., Роспедагенство, 1994 — 68 с.
  27. М. Малеките Щафети игры като средство за изграждане на двигательни качества и формиране личноста на ученика. //Вопроси на физическата культура. 1978. — N9. — с. 581 — 586.
  28. А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для восп. дет. сада. 2-е изд. дераб. — М.: Просвец^чие., 19/!. -160 с.
  29. И. С. Подвижные игры для 1−4 классов. Л.: Учпедгиз, 1961. — 176 с.
  30. М.С. Принципы и методические основы отбора школьников для спортивного соревнования: Автореф. дис. д-ра. пед. наук.- М., 1987 47 с.
  31. Л.В. Подвижные игры. М.: Физкультура и спорт, 1974 — 207 с.
  32. Л.В., Коротков И. М. Подвижные игры. Пособие для институтов физической культуры. М., 1982.
  33. Ш. Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни. М., Л.: ОГИЗ, 1931. — 243 с.
  34. Е.Н. Условия формирования потребностей в физических упражнениях у дошкольников. /'/Физическое восплг-лнне учащ-.Г, л молодежи: проблемы, интересы, муиьв. /Матер, ьауч. .-. л.-и. .(Рязань. 22−25 мая 1985 г.). — М. 1986. — С. 94−102.
  35. А. От действия к мысли М. 1957 — 157 с.
  36. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста /Рос. акад. образование, Ассоц. проф. образование. Авт. сост. М. И. Ерофеева, О. Л. Зверева, Т. А. Макеева. — М.: А.П.О., 1994 — 55 с.
  37. Т. Л. Особенности методики круглогодичного проведения уроков физической культуры на открытом воздухе в начальной школе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1995 — 24 с.
  38. Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры реб^нк?т рождения до 6 лет: Книга для воспитателей дет -когг: i. n 71. А. !"•:•" гер, Э. Г. Пилюгина, А.В. Венгер- под ред. Л. А. Венгеоа. М.: Просвещение. 1988. — 143 с.
  39. Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста. 2-е изд., перераб. и доп. — Киев: Здоров’я, 1979. — 232 с.
  40. Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. Киев: Рад. шк., 1987. — 128 с.
  41. Возрастная физиология физических упражнений /Под ред.-В.М.
  42. Волкова. Смоленск, 1978 — 76 с.
  43. В. М. Филин В.П. Спортивный отбор. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 176 с.
  44. Л.В. Система направленного развития физических возможностей учащихся в разные возрастные периоды: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1984 — 40 с.
  45. Л.В. Возрастные особенности детей и подростков. -Киев: Здоров’я, 1981. 128 с.
  46. Вопросы гигиены и состояния детей дошкольного возраста. М., 1973. 114 с.
  47. Л. С. Игра и ее роль в физич-оким) i.-.витии ри.н.-н-ка. //Вопросы психологии. 1966. — N6. — с. 6 — 76.
  48. Л.С. Проблемы развития психики: Собр. соч. т. 3.- М.: Педагогика, 1983. 367 с.
  49. Л.С. Детская психология. //Собр. соч. в 6-ти т.- М., 1984. т. 4 — 432 с.
  50. Гигиена детского и юношеского спорта: методические указания. Л.: изд-во ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. — 1983. с. 28.
  51. А.А. Повышение эффективности уроков физической культуры в школе по средствам применения универсальных гимнастических снарядов: Автореф. дис.. канд. пед. наук М.. 1>т. 21
  52. ГлеЙЗерОВ В.Н. ФорИКС Н.Ф. МеТиДИКс • ИиЛ- I 1 i-.. ' .вание оптимизации физического воспитания учащихся подготовительных классов. //Физическая культура, трудовое долголетие советского человека: Сб. науч. тр. М., 1983. с. 160 — 163.
  53. М.П. Активация умственной деятельности на занятиях по физической культуре (в детском саду) //Дошкольное воспитание. 1973. — N4. — с. 81 — 87.
  54. Ю.И. Особенности техники и методики обучения бегу детей младшего школьного возраста: Автореф. ди ¦.. .. к ид. Под. наук. Л., 1971. — 21 с.
  55. С. М. Богина Т.Л. К вопросу о «школьной зрелости». //Гигиена и санитария. 1972. N4. — с. 37 — 39.
  56. С.М. Школа и психическое здоровье учащихся /Под ред. С. М. Громбаха (СССР ГДР). М.: Медицина. 1988. 272 с.
  57. К. Душевная жизнь ребенка: Избранные лекции. Киев: Киевское Фребелевское общество, 1916. — 242 с.
  58. А. А. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития //Теория и практика физической культуры. 1977. N7 — с. 37 — 39.
  59. А. А. Спортуголок в квар’шре. Минск: Пилымя, 1984. — 96 с.
  60. А. А. Основы теории и методики физической культуры: Учебное пособие для техникумов физ. культуры. /Под ред. А. А. Гужаловского. М.: Физкультура и спорт, 1986. 352 с.
  61. Е.В. Дифференцированное физическое воспитание в условиях дошкольных учреждений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Киев, 1985. 22 с.. •
  62. Г. В. Использование универсальных брусьев //Физическая культура в школе. 1978. — N11. — с. 14 — 18.
  63. Д.Н. Тренажеры в доме. М.: Физкупьтура и спорт, 1986. — 32 с.
  64. А. А. Мухин В.А. Мозола Г. С. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков. Киев: Здо-ров'я, 1989. 168 с. /Под ред. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. — М.: Медицина, 1980. — 440 с.
  65. Детская спортивная медицина. /Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. Руководство для Е.рачей. — 2-i изд. лерераб. и доп. — М.: Медицина, 1991. — 560 с.
  66. Детство: Программа развития и воспитания в детским саду /(В.И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.) СПб. — 1995.
  67. М.А. О психологическом механизме дидактической игры: Автореф. дис.канд. психол. наук. Тбилиси, 1982. — 24 с.
  68. С.П. Формирование двигательных действий в гимнастике с помощью тренажеров: Учеб. пособие. Л.: БДОИФК, 1987. — 90 с.
  69. . В. Физическая культура как вид культуры общества. //Философско-социологические проблемы физической культуры иiспорта. Л.: ВД ИФК, 1975. — с. 8 — 14.
  70. З.И. Изменение физического развития и физической подготовленности детей дошколькс го еозраста г д ьл,: -.:••!•: {.••.: :•: двигательных режимов: Дис. канд. пед. наук. ыинсь, .//4. — о.
  71. А.В. Некоторые психологические аспекты детской игры. //Дошкольное воспитание. 1965. N10 — с. 12 79
  72. А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1978 — с. 2 — 7.
  73. А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. т. 2 /Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. -с. 15 — 20, 155 — 223.
  74. А. В. Психическое развитие ребенка. //Избранные психологические труды, т. 1. М.: Педагогика, 1986. — 296 с.
  75. В.М., Сергиеп-'с п. П. Влияние нясф1тгтр. рннп^ти и среды на развитие двигательных илесгв человеке. / л з -рил и практика физической культуры. 1975. — Г16. — с. 22 — 23.
  76. В.М. Основы спортивной метрологии. М.: Физкультура и спорт, 1979. 152 с.
  77. В.М. Возрастные нормы. //Спортивная метрология: Учеб. для ин-ов физ. культ. /Под ред. В. М. Зациорского. М., 1982. — 92 -93.
  78. Е.П. Психофизиология физического воспитания: Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности: Учебн. пособие для студентов пед. ин-ов по спец. «Физическое воспитание».
  79. М.: Просвещение, 1983. 223 с.
  80. А.Я. Старшая группа (5−6 лет). Развитие движения ребенка-дошкольника. М.: Педагогика, 1975. — с. 148 — 169.
  81. З.М. Развитие памяти. М.: Просвещение, 1978. -с. 3 — 95.
  82. К^данцева Г. А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности детей шести лет. //Теория и практика физической культуры. 1993. — N11 — 12. — с. 40.
  83. Ю. В. Критерии умственного разнггия и м-т-ды >¦: :-¦ агностики: Автореф. дис.канд. психолог, наук. м.. 1983. — г.-- с.
  84. Т.В. Социальная и биологическая обусловленность в физическом развитии человека. Л., 1970. 269 с.
  85. В.М. Физическое воспитание в начальной школе: Пособие для учителей. М.: — Просвещение, 1983. 224 с.
  86. И. М. Дьяченко Н.А. Возрастные особенности локомоций у мальчиков 7−12 лет. //Медицинская биомеханика. Тезисы докладов Международной конференции «Достижения биомеханики в медицине».• РиIга, 1986. с. 158 — 163.
  87. И.М. Особенности координации мышечнзй деятельности у детей и подростков. //Детская спортивная медицина. Т1ид ред. С. С. Тихвинского, С. В. Хрущева. М.: Медицина, 1991. с. /с — «5.
  88. И.М., Никифоров Ю. Б., Никифорова Т. В., Правдов М. А., Барникова И. Э. Физическое воспитание в детских садах: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-ов и воспитателей детских дошкольных учреждений/ Иваново, 1992 — 100 с.
  89. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1Э88. -190 с.
  90. А.З. Кислородный режим организма ребенка г. подростков. Киев: Наукова думка, 1973. — 532 с.
  91. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности. М.: Педагогика, 1973. — 143 с.
  92. М. М., Усов А. Г. Возрастные особенности высшей нервной деятельности .человека //Возрастная физиология. Л., .1975.- с. 550 -.573.
  93. Н.И. Логический словарь-справочник.: 2-е испр. и доп. изд. М.: Наука, 1975. — 7/0 с.
  94. Е.П. Лобная область болыиоп мозга. Л. :--. 176 С.
  95. А.В. Развитие и инволюция различных групп мышц человека в онтогенезе: Автореф. дис. д-ра мед.наук., 1958. 35 с.
  96. И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. М.: Физкультура и спорт, 1971. 121 с.
  97. М.Н. Методика воспитания быстроты у детей дошкольного возраста (4−6.лет): Дис.канд. пед. наук. Омск, 1985. -175 с.
  98. Н.И. Высшая нервная деятельность ребенка.- Л., 1958. 320 с.
  99. А.Н. Очерки по физиологии спортивных упражнений. М.: Физкультура и спорт, 1951. — 532 с.
  100. Н.К. Международная детская неделя //0 дошкольном воспитании. М., 1973 — с. 203 — 204.
  101. Кузнецова 3.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников. //Физкультура в школе. 1975. N1. — с. 1 — .9.
  102. Т.Д. Возрастные особенности движения детей и подростков. М.: Медицина, 1986. 127 с.
  103. Л. А. О развитии ядра двигательного чнали--ат : е онтогенезе человека //Тр. 2-й науч. конф. по вопр. морфологии и Физиологии человека. — Л.: Медицина, 1968. 276 с.
  104. Л. А. Структура двигательного анализатора. Эволюция, связи и их роль в патологии мозга.- Л.: Медицина.1968.- 276 с.
  105. Н. В. Колчинская А.З. Дыхание и возраст. //Возрастная физиология. Л., 1975. — с. 157 — 220.
  106. С.А. Развитие образной памяти в дошкольном возрасте: Сб. -науч. тр., Ульяновск, 1986. с. 44. — 56.
  107. С. А. Формирование познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Иваново, 1993. — 32 с.
  108. Л. Н. Васильев? С.Н. Развитие двигэ г «ъноП :ун- :-•-: //Физиология развития ребенка. М.: Педагогика. i’JQ3. — с. ^ -89.
  109. А.Н. Проблемы развития психики. М.: АПН РСФСР, 1959. с. 384 — 386.
  110. Л.Н. Проблемы развития психологии. 3-е изд. М.: МГУ, 1972. 575 с.
  111. А.Н. Психологические основы дошкольной игры. //Проблемы.развития психики. /Отв ред. А. Н. Леонтьев. 4-е изд.
  112. М.: МГУ, 1981. с. 481 — 508.
  113. П.Ф. Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста. //Сб. пед. соч. т. 1−2. — М.: Педагогика, 1951. — 56 с.
  114. П.Ф. Избранные труды. /Сост. И. Н. Решетень. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 359 с.
  115. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. /Сост. И. Н. Решетёнь. М.: Педагогика. 1988. — 400 с.
  116. . Г., Ноткина Н. Оценка физической подготовленности дошкольников. //Дошкольное воспитание. 1989. :П0. — о. 35 -43.
  117. А. Г. О конкретно-операционном мышлении в дошкольном возрасте. //Вопросы психологии. 1983. — N5. с. 64 — 72.
  118. Листелло 0. Спортивно-игровой метод физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1959. — 287 с.
  119. А.П. Мозг человека и психические процессы. М.: Изд. АПН РСФСР, 1963. 479 с.
  120. . А. А. Очерки психического развития ребенка (ранний дошкольный возраст). М., 1959. — с. 21 — 23.
  121. Л.Е. Управление движений у детей и подростков. М., 1974. — 232 с.
  122. Л.Е. Возрастные особенности дзчгнний у д>«г^й и подростков. М.: Педагогика. 1988. — 96 с.
  123. Л.Е. Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников. /Под ред. Л. Е. Любомирского: НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  124. А. А. Вопросы возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1974. — 223 с.
  125. Л. И. Комплексное развитие летен р. проц^ее их общения с природой. Уфа, 199,':». — 60 с.
  126. Н.А. Математико-статистичеокие методы в спорте.- М.: Физкультура и спорт, 1974. 199 с.
  127. Махалаева М.: Новые подходы к организации физического воспитания. //Дошкольное воспитание. 1993. — N2 — о. 11−12.
  128. Меерсон Ф.3. Адаптация сердца к большой нагрузке и сердечная недостаточность. М.: Наук&-. 1975. — - вз с.
  129. Х.А. Средства и методы совершенствования Физической подготовленности детей дошкольного и младшего школьного возрастов на основе повышенной их двигательной деятельности: Дис.канд. пед. наук. Ташкент, 1984. — 235 с.
  130. И.А., Слепцова И. С. Мир традиционной народной игры. М.: Экспериментальный центр краеведения, этнографии и экскурсии, 1994. — 116 с. — с. 8.
  131. В.Н. К вопросу о физическом воспитании детей. //Дошкольное воспитание. 1993. — N2. — с. 3−6.
  132. А.К. Влияние генентических и средовых факторов на развитие моторных способностей: лекция. ы., 1983 — за .
  133. А. К. Генетическая обусловленности Функциональных возможностей спортсменов: метод, разработка для слушателей ФПК.- М., 1984. 42 с.
  134. И.В. Возрастные изменения двигателвной деятельности. //Возрастная физиология. Л., 1975. — 263 с.
  135. .А. Возрастная морфология. '/Анатомия человека с основами динамической и спортивной морфологии: Учеб. для ин-ов физ. культуры. /Под ред. Б. А. Никитюк и др. М.: ФиС. 1935. — 382 с.
  136. Н.А. Влияние физических упражнений различной.направленности на формирование двигательных способностей детей дошкольного возраста: Автореф. дис.пед. наук. Л. 1)80. 18 с.
  137. Н.А. Воспитан Физические качеств! старший дошкольный возраст. //Дошкольное ЕЮспитание. 1980. N6. с. зс
  138. Основы математической статистики: учебное пособи^ для институтов физической культуры. /Под редакцией В. С. Иванова. М.: ФиС, 1990. — 176 с.
  139. Н.И. Физкультурные занятия с детьми 5−6 лет: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1988. -143 с.
  140. К. Г. Веселые старты. ы>фия: ', 4-дииина и Физкультура, 1989 — 64 с.
  141. Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977, 186 С.- из
  142. Н.В. Обучение основным движениям на этапе их совершенствования. //Физическая подготовка детей 5−6 дет к занятиям вшкоде, М.: Просвещение, 1980. — С. 32 — 48.
  143. М.А. Методика занятий физическими упражнениями сдетьми 5−6 лет в детских садах: Цисканд. пед. на/:. СПб.: 1ЭЭ£.- 197с.
  144. М.А. Физические упражнения с использованием различного спортивного инвентаря для детей дошкольного возраста. //Проблемы обновления содержания дошкольного образования: Материалы научно-практической конференции. Иваново, 1994.- с. 115 — 118.
  145. И. П. Противоречия совершенствования в движениях и пути их преодоления. //Проблемы биомеханики спорта. 14.. 1976. с. 5 — 24.
  146. Ю.Ю. Оптимизация занятий по обучению основных движений детей старшего дошкольного возраста: Дис.канд. пед. наук. М., 1975. — 237 с.
  147. Л.А. Влияние наследственных задатков и некоторых факторов внешней среды на двигательную подготовленность де’тей младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Минск, 1974. 20 с.
  148. В. А. Особенности занятий физичетой культуройучащихся первых классов с использованием малых гимнастических снарядов: Дис.канд. пед. наук. Л., 1988. 241 с.
  149. Н.В., Семыко Л. Н. Игры и упражнения в обучении шестилеток. Минск: Нар. асвета, 1985. — 137 с.
  150. Л.П. Использование метода близнецового самоконтроля для изучения двигательных способностей человека. //Теория и практика физической культуры. 1975. — N10. — с. 30 — 33.
  151. И.М. Рефлексы головного мозга. М., 1935. — 194с.
  152. Л.Е. Организация двигательной активности детей на открытом воздухе как средство их гармоничного воспитания в дошкольных учреждениях: Автореф. дисс.. .. канд. пед. чел:. /Г'/. 1996 25 с.
  153. М.Г. Анализ измерений в кинестезии. /Перевод с англ. М.: Наука, 1959. 114 с.
  154. B.C. Стадион в квартире: Искусство быть здоровым. М.: Физкультура и спорт, 1987. — ч. 1. — с. 30−37.
  155. Л. С. Развитие мотивов игровой деятельности. //Сб. науч. ст. /Известия АПН РСФСР М., 1948. — Вып. 14. — с. 28.
  156. В. А. Методика воспитания скоростных качеств у младших школьников 'с использованием технических средств: Дис. канд. пед. наук. Л., 1987. — 241 с.
  157. Г. Воспитание умственное, нравственное и Физическое. 3-е изд. — СПб, 1913. — 194 с.
  158. Спортивные способности детей: Биологические основы. /Под ред. В. М. Волкова. Смоленск, 1981. — 75 с.
  159. М.Я. Книга о здоровье детей. 3-е изд. — М.: Медицина, 1988. — 256 с.
  160. А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей, и подростков. М.: Медицина, 1991. — 227 с.
  161. ТихееваЕ.Н. Дидактичеср: ие игры. //История «•овртсксП л™-кольной педагогики. М.: Просвещение. 1980. с.. 7 -'4-.
  162. Э. Принципы обучения. осн<' панние чо псих-¦ г/ г: ш.- 3-е изд. М.: Работник просвещения, 1930 — :'35 и.
  163. Н.И. Влияние физических нагрузок на взаимоотношения функций сенсорных систем человека: Дисс. канд. биол. наук.- СПб, 1997 155 с.
  164. Ю.М. Физиология двигательного аппарата человека. -Л.: Медицина, 1965. 20 с. 171. фабер Д.А., Корниенко И. А. Сонькин В.Д. Физиология школьника. М.: Педагогика, 1990 — 64. с.
  165. ФарфельВ.С. Физиология спорта: Очерки. VI.: Физьультура И спорт, 1960. 384 с.
  166. B.C. Развитие движений у детей школьного возраста. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 67 с.
  167. В.П. Проблемы совершенствования двигательных и физических качеств детей школьного возраста в процессе тренировки: Автореф. дис.. .. доктора пед. наук. М., 1970 — 50 с.
  168. В.П. Организационно-методические основы спортивных занятий детей школьного возраста.: Методические разработки для институтов физической культуры, — М., 1980. 45с.
  169. В.И. Развитие двигательной Функции детей дошкольного и школьного возраста в процессе физического воспитания. //Советская педагогика. 1967 — N3. с. 23 30.
  170. С., Вавер Г. Нетрадиционные методы в воспитании и оздоровлении: старший дошкольный возраст. //Дошкольное воспитание. 1993. — N9. — с. 33−38.
  171. М.И. Физиологические основы развития движений детей //Развитие движений ребенка-дошкольника. М., 1975. — с. 5−13.
  172. Ф. Воспитание человека //Пед. соч. в 2 т. М.: Изд-во К. Н. Тихомирова. 1906. Т. 1 — 359 с.
  173. Фрейд 3. Психоанализ детских неврозов. Ын --о. М. -Л.: Госиздат. 1925 203 с.
  174. В. Г. Возрастные особенности прсдЕ т .-ния общий вы носливости у детей дошкольного возраста и методика ее воспитания в условиях детского сада: Дис.канд. пед. наук. М. 1977 — 244 с.
  175. В.В. Сердечно-сосудистая система и возраст. //Возрастная физиология. Л., 1975 — с. 109 — 156.
  176. А.Г., Антропова М. В. Забота о здоровье детей. -М.: Просвещение, 1980. 104 с.
  177. А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-ов. М.: Просвещение. 1990. -319 с.
  178. С. В. Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 157 с.
  179. А.В. и др. Физическое развитие детей и подростков: исследование и оценка //Детская спортивная медицина (Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. М., 1980. с. 144−165.
  180. Н.И. Законы психического развития и обучения.
  181. М.: Просвещение, 1995. 235 с.
  182. Ю. М. Влияние специфики Физическоп длительности на функциональную систему внешнего дыхания и кровообращения: Автореф. дис. доктора пед. наук. Л., 1980 — 32 с.
  183. В. Б. О роли наследственных и средовых факторов в развитии физической трудоспособности у детей и подростков: Автореф. дис.. .. канд. пед. наук. Тарту, 1972. — 35 с.
  184. Г. Ф. Исследование содержания особенностей методики уроков физического воспитания в 1−3 классах: Автореф. дис. канд. пед.'наук. Л. 1970. — 23 с.
  185. A.M. Проведение занятий по физической культуре в первых классах общеобразовательной школы: Метод, ревом. /Под оощ. ред. A.M. Шлемина. М.: АПН CPU. 1ов-Ь. 1ь1. .
  186. A.M. Физическое- воспитание учаивт---, я младшего школьного возраста: метод, реком. /Под общ. ред. A.M. Шлемина. -М.: АПН СССР, 1986. 235 с.
  187. В.Б. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. С использованием в качестве материала напечатанных дневников Клары Стерн 2-е изд. — Петроград: 26-ая гос. тип., 1922 -280 с.
  188. В. И. Игры средства физического воспитания. //Теория и практика физической культуры. — 1986. — N10 с. 13.
  189. ЭльконинД.Б. Психология игры. М.: Педав, вика, — У» 1. с. 24.
  190. Г. П. Уровень морфсфункционального развития дошкольников в оценке влияния средств физическиго ьоспшанлл. //Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок у детей и подростков: Сб. статей. М., 1980.
  191. Т.П. и др. Тренажеры в спорте. //Юшкевич Т.П., Васюк Е. В., Буланов В. А. М.: Физкультура и спорт. 1989. — 320 с.
  192. Е.Н. Игровая среда как фактор развития интеллектуальных структур: Автореф дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1994. — 24 С.
  193. В.М. Методика физического воспитания школьников 9 -12 лет с применением многопролетных универсальных гимнастических снарядов: Дис. канд. пед. наук. Воронеж, 1985. — 320 с.
  194. Ainsworth С.Н. Game and lone of young. Americans. Buffalo: NV elide press, Corp., 1983. — 244 p.
  195. Coleman M., Skeen P. Play, game and sport: Theire use and misuse. A development perspective //Childhood Education. 1985. -Vol. 61, N3. — p. 192 — 198.
  196. Hoffman H.A., Young I., P. lessius S.E. Meaningful novement for children (A developmental thema approath to phisiological education). Boston: Allin, Bacon, 1981. 420 p.
  197. Gudberlett H.I. Die Leistunngsf’ahigkeit des kardiopulmo-nalen Systems von Kindern in Alth Abhangigkeir vom biologische Ent-wicklundsctan. //Med. und Sport. — 1976. — H. 4/5/6. — S. 138 -142.
  198. Mc Adam R.E., Dodson C. Consept and practices in elementary acyivity programms. Springfield: Thomas, 1981. — 311 p.•i
  199. Mc Closkey D. Kinesthetic sensibility //Physiol. Rev. -1978. v. 58 — N4. — P. 163.
  200. Thorstensson A. How ic the normal Income tiui program modified to produce backword walking? //Exp. Brain Res., 1986. Vol. 61, N3. — p. 664 — 668.
  201. Wiekstrom R.L. Fundamental motor patterns. Philadelphie, 1977. 178 p.
Заполнить форму текущей работой