Подготовка учителей физической культуры на основе творческой ориентации: На прим.
гимнастики
Выявлены творческие умения специалиста по «Ритмической гимнастике» в моторной, методической и коммуникативной деятельности. Ими явились: а) умение выполнить упражнение в различных вариантах с X «4. 81+0. 06.) — умение заменять освоенные упражнения на новые при выполнении комплексов ритмической гимнастики (X «4. 49+0.9'/): умение акцентировать детали, обеспечивающие выразительность движений… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ОРИЕНТИРОВАННОГО В СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА Т ВОРгГЕСТ ВС
- 1. 1. Историческая эволюция езглядое на понятие «творчество»
- 1. 2. Методология изучения творчества
- 1. 3. Творческая деятельссть как созидательный аспект и творческий уровень подготовки учителя
- 1. 4. Специфика творческой пёдагогической деятельности. 27 1.5. Исследования критериев творческой педагогической деятельности
- 1. 6. Сущность и классификация профессиональнопедагогических умений, их творческий характер
- 1. 7. Подготовка учителя физической культуры на основе творческой ориентации
- ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Задачи исследования
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 2. 1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников к программных документов
- 2. 2. 2. Опрос (анкетирование и интервьюирование
- 2. 2. 3. Беседы
- 2. 2. 4. Обобщение независимых характеристик
- 2. 2. 5. Диагностические методики определения способности к творчеству
- 2. 2. б. Метод экспертных оценок
- 2. 2. 7. Педагогическое наблюдение. а О"
- Педагогический эксперимент
- 2. з. Организация исследования
- ГЛАВА 3. КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
- Анализ структурных компонентов педагогического творчества учителя физической культуры. Двигательные умения в формировании опыта творческой деятельности
- 3. 1. 2. Критерии моторного творчества
- 3. 2. Умения, обеспечивающие методическое творчество. 31 3.2.1. Выявление критериев методического творчества. о л <'. х. о л л о. 1.x. * Коммуникативные умения как необходимый
- О. кк компонент творческой деятельности
- 3. 3. 1. Коитерии творческого общения и взаимодействия.9е
- 3. 4. Формирующая методика подготовки к творческой педагогической деятельности при изучении курса «Гимнастика с методикой преподавания»
- ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
- 4. 1. Уровень подготовленности студентов контрольной и экспериментальной гэудп
- 4. 2. Изменение познавательного интереса студентов контрольной и экспериментальной групп
- 4. 3. Формирование творческих двигательных умений
- 1. I к
- 1. х '
- 4. 4. Формирование творческих методических умений
- 4. 5. Формирование творческих коммуникативных умений
- 4. 6. Анализ уровня творческого профессионального мышления
Подготовка учителей физической культуры на основе творческой ориентации: На прим. гимнастики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современный этап развития педагогической науки, возникновение новых гуманистических методик обучения и воспитания учащихся в школах различного типа предъявляет повышенные требования как к процессу подготовки учителей физической культуры, так и к личности будущего педагога. В условиях демократизации общества, насущные задачи воспитания творческой личности непосредственно связаны с решением проблем педагогики творчества.
Переориентация педагогических ценностей, наблюдающаяся в настоящее время во всем мире, заставляет отойти от узкоспециальной подготовки специалистов и развивать способности к творческой деятельности.
Фундаментальные основы различных направлений творчества изложены в трудах С. Л. Рубинштейна (1946), Л С. Выготского (1957), А. К. Леонтьева (1975). Исследования творческой деятельности педагога подтверждают, что творчество является необходимым условием становления мастера-педагога. Предметом научного изучения были отдельные аспекты творческой деятельности тренера и учителя физической культуры (Кузьмина Е Е, 1967; Иетунин O.E., 1979; Деркач A.A., Исаев А. А. .1982; Карпенко Л. А., 1977; Степанова И. А., 1990; Виленский В. Я., Зайцева С. а, 1993; Сер-бина Л. IL, 1995).
Творчество — непременное условие эффективной деятельности учителя физической культуры. Этот вывод подтверждается публикациями последних лет, материалами научных конференций по проблеме подготовки соответствующих кадров.
Однако, несмотря на имеющуюся потребность жизненной практики, е учебных заведениях практикуется б основном информационнорепродуктивный тип обучения студенческой молодежи. Вопросы подготовки специалистов, ориентированных на творчество в своей профессиональной деятельности, не получили еще своего разрешения. Возникла необходимость совершенствования подготовки учителей физической культуры в этом направлении, что предполагает разработку новой структуры, позволяющей включить приобретенные в процессе обучения знания и умения в творческие, созидательные процессы, нацеленные на получение социально-значимого результата в виде реализованной новой, оригинальной идеи.
В работе осуществлен теоретический анализ деятельности учителя физической культуры по обучению двигательным действиям на предмете «Ритмическая гимнастика», определены компоненты творческой деятельности учителя физической культуры, исследованы критерии творческой деятельности, обоснована необходимость формирования педагогических умений творческого уровня при обучении на Факультетах физической культуры педагогических университетов.
На основе известных положений психологии и педагогики разработана программа подготовки студентов, имеющая педагогическую направленность процесса обучения и содержащая систему творческих задач по методике обучения упражнениям ритмической гимнастики. Программа включает методику проектирования и подготовки проекта спортивно-игрового конкурса ритмической гимнастики. являющегося конечным результатом учебной деятельности. Как новая форма учебно-воспитательного процесса спортивноигровой конкурс позволяет осуществить личную включенность каждого в культурную жизнь факультета и предполагает сотворчество студентов и преподавателей.
В формирующем эксперименте доказана эффективность методики приобретения профессионально-педагогических умений в творческой педагогической деятельности. В результате включения студентов в творческий процесс наблюдалось повышение познавательного интереса студентов к учебной деятельности, направленности учения на творчество. Опосредованно развивались творческие мыслительные процессы, проявляющиеся в повышении усвоения знаний, их творческого использования.
В итоге научного анализа определены основные характеристики творчества: признаки, содержание, условия деятельности учителя физической культуры. Выявлена динамика развития познавательного интереса студентов.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что разработаны и апробированы формы, средства и активные методы обучения, включающие студентов в культурно-спортивную жизнь, реальный педагогический процесс вуза, колледжа, гимназии. Разработанная система творческих педагогических заданий способствует переходу от репродуктивных методов обучения к творческим.
Результаты данного исследования внедрены в учебный процесс факультета физической культуры применительно к дисциплине «Гимнастика с методикой преподавания». Рекомендации могут быть использованы в системе повышения квалификации специалиста по ритмической гимнастике.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Анализ и оценка творческой деятельности учителя физической культуры может быть достигнута на основе выявленных компонентов деятельности, таких как моторное, методическое творчество и творческое общение, что позволит совершенствовать процесс подготовки студентов к будущей профессии.
2. Выявленные в результате анализа деятельности творчески работающих учителей критерии моторного, методического творчества и творческого общения служат ориентирами в процессе формирования профессиональных умений студентов.
3. Совершенствование процесса формирования двигательных, методических и коммуникативных умений до уровня умений учителей высокой квалификации может быть достигнуто посредством реализации разработанной нами программы подготовки с творческой ориентацией.
Диссертация выполнена в соответствии с Координационным планом научных разработок УШ РСФСР (начиная с 1991 г.), направление 3, тема 3.18.
— а м.
ВЫВОДЫ.
1. Определено, что б общей и спортивной педагогике проблемы подготовки специалиста к творческой профессиональной деятельности рассматривались в различных аспектах, однако, применительно к такой сфере физической культуры, как ритмическая гимнастика вопрос в должной мере не изучался. Тем не менее именно творчество определяет специфику деятельности и б данном случае. Поэтому при формировании профессиональных умений необходимо учитывать творческий характер деятельности специалиста по ритмической гимнастике.
2. Выявлено, что основными, первостепенными компонентами этой деятельности являются моторное, методическое творчество и творческое общение.
3. Выделены наиболее значимые для специалиста по «Ритмической гимнастике» умения, необходимые для осуществления творческой педагогической деятельности.
4. Выявлены творческие умения специалиста по «Ритмической гимнастике» в моторной, методической и коммуникативной деятельности. Ими явились: а) умение выполнить упражнение в различных вариантах с X «4. 81+0. 06.) — умение заменять освоенные упражнения на новые при выполнении комплексов ритмической гимнастики (X «4. 49+0.9'/): умение акцентировать детали, обеспечивающие выразительность движений и согласованность их с музыкой (X — 4.511−0.08) — б) умение определить творческую цель системы занятий — X «4.56±0,07) — умение разработать программу занятий в соответствии с педагогическим замыслом (К — 4.4310.09) — умекие разработать комплекс ритмической гимнастики в соответствии с.
— 147 его назначением (X — 4.42+0.08) — в) умение привлекать к сотрудничеству в реализации намеченной программы друзей, коллег и других возможных участников (X * 4. 56±0. 06) — умение создавать положительный эмоциональный 'фон при проведении занятий I X — 4. 40±0. 08).
5. Критериями творческой деятельности специалиста по ритмической гимнастике явились перечисленные выше умения, сформированные на творческом уровне, который соответствует экспертной оценке X > 4. 50±0. 09, полученный в результате применения специально разработанной нами методики. Знание этих критериев помогает оценивать деятельность специалистов по ритмической гимнастике, учителей, студентов и вносить коррективы в процесс их формирования.
6. В исследовании определено, что подготовка специалиста на факультетах физической культуры педагогических университетов, в частности по гимнастике, возможна на основе разработанной методики, ориентированной на развертывание творческой учебной деятельности и предусматривающей включение студентов в конкретную созидательную деятельность, их личное участие в культурной жизни «факультета, сотворчество студентов и преподавателей. Методика делает акцент на созидание и снимает ограниченность и замкнутость информационного обучения.
7. Педагогический эксперимент подтвердил эффективность разработанной программы подготовки к творческой профессиональной деятельности будущих учителей физической культуры. Студенты экспериментальной группы превзошли студентов контрольной по ряду показателей, которые определяют.' их творческий профессиональный потенциал. Познавательный интерес у студентов экспериментального обучения вырос с 12. 5% до 56. 2% и составил статиетически достоверную разницу между показателями студентов контрольной и экспериментальной групп. Уровень умений, необходимее для моторного, методического творчества и творческого •общения у студентов экспериментальной группы превысил аналогичные умения контрольной группы, и в то же время приблизился к показателям творчески работающих учителей. Уровень творческого профессионального мышления экспериментальной группы статистически значимо превысил показатели контрольной группы.
Список литературы
- Абдуллина O.A. Проблема педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образования // Советская педагогика. 1976. — С. 75−84.
- Абдуллина 0. А. Обще педагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для педагогических спец. высш. уч. заведений. -2-е изд., пере раб. и доп. М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
- Абдуллина 0. А., Загряз кика Е Я Педагогическая практика студентов: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1989. — 175 с.
- Азаров КХ П. Радость учить и учиться. М.: Политиздат, 1989. — 335 с.
- Акимова А. II Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задачи в области воспитания: Дис.. канд. пед. наук. Л, 1982. — 203 с.
- Алексеенко М. С. Обоснование комплекса средств в форми-рованиипрофессиональных умений преподавателя ритмической гимнастики: Дис. ,. канд. пед. наук. Л., 1990. — 223 с.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977. 380 с.
- Андреев В. И. Методика педагогической оценки и самооценки творческих способностей личности. В кн. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей, йзд. Казанского университета. — 1989. — С. 3−36.
- Андриади Л IL Дидактические умения тренера и их формирование: Дис.. канд. пед. наук. М., 1982. — 186 с.- 150.
- Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды /' Сост. L fu. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Бабушкин Г. Д. Структура творческой деятельности тренера //Теория и практика физической культуры. ГЛЮ.1. N 9. С. 52.
- Байдак В. И. Формирование готовности студентов факультетов физической культуры к невербальному общению с учащимися на уроке: Автореф. дис.. канд. лед. наук. С-Ж., 1991.1. ГУ Лк*4*
- Баррон Ф. Личность как Функция проектирования человеком самого себя //Вопросы психологии. 1990. — N 2. — 0. 153−158.
- Белорусова В. В. Воспитание в спорте. М.: Sisкультура и спорт, 1974. — 119 с.
- Бе рак О. Л. Соотношение репродуктивных и творческих компонентов учебно-профессиональной деятельности при формировании специалиста: Дис.. канд. пед. наук. М., 1985.- ?11 с.
- Бе рак 0. Д., Туторская IL В. Пути «формирования эмоциональной регуляции личности студента /У Вестник высшей школы. -1989. N 1. — С. 33−38.•1 *"-' Ерггппк Д ТС
- Бергсон А. Творческая эволюция. М. — СПб., 1914.1. Л (Ч V. О.
- Бердяев H.A. Самопознание t.опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991.-- 445 с.
- Бернштейн IL А. Очерки по физиологии дви/кений и физиологии.активности. II: .Медицина, 1965. — 349 с.
- Боген М. М. Лучение двигательным действиям. Ы: культура и спорт. 1985. — 192 с.
- Богоявленская Д. Б. Метод исследования интеллектуальной активности: Авто реф. дис.. канд. психсл. наук. м., 1971. — 15 с.
- Богоявленская Д. Е., Гинзбург М. Р. К вопросу о личностных аспектах творческого мышления //Совеекая педагогика, 1977. N 1. — С. 69−77.
- Вондаревский Е Б. Воспитание у студентов творческого мышления // Советская педагогика, 1975. N 6. — 98 с.
- Брушлинский А. В. хМышлениэ как процесс и проблема деятельности //Вопросы психологии, 1982. N 2. — С. 28−40.
- Брушлинский А. В. Деятельность, действие и психическое как процесс //Вопросы психологии, 1984. N 5. — С. 17−29.
- Вергасов В. М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. 2-е изд. перераб. и доп. — Ки.£: Виша школа, 1985. — 174 с.
- Виленекий М. Я., Сафин Р. С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей: Учеб. пособ. М.: Высшая школа, 1989. — 159 с.
- Виленский М. Я., Зайцева С. Н. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя: Учебное пособие. М.: Прометей, 1993. -- 117 с.
- Вишнева Л В., Глуше к И. М. Основы педагогического мастерства // Физическая культура в школе. 197″?. N 1. п -1 с ро1. V. х. О (О ю.
- Вишнякова К Ф. Творчество школьников в музыкальной деятельности // Советская педагогика, 1985. N 10. — С. 40−42.
- Волков И. П. Много ли в школе талантов'? М.: Знание,
- Выготский Л. с. Воображение и творчество в детскомвозрасте.. 2-е изд. &: Просвещение. 196'/. — 93 с.
- Выдрин В. М. Введение в специальность: Учеб. пособие для ин-тов физической культуры, -2-е изд., пере раб. М.: Фмзкультура и спорт, 1980. — 119 с.
- Выдрин В. М. Теория физической культуры /культуровед-чес кий аспект/: Учеб. пособие. ГДОЙФК им. П. Ф. Лесгашта. — Л., 1983. — 45 с.
- ГавердоЕский Ю. К. Сложные гимнаст иче с кие упражнения и обучение им: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1986. л -1
- Гирнык А. И. Методологические проблемы формирования творческого мышления студенческой молодежи: Дис.канд. пед. наук. Львов, 1982. — 208 с.
- Гоноболин Ф. К Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
- Гримак Л. П. Резервы человеческой психики //Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987. — 286 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. -- М.: Педагогика. 1936. 240 с.
- Давыдов В. В., Зинчекко В. П., Талызина Я. ф. Проблема деятельности в работах А. Я. Леонтьева // Вопросы психологии, — 153
- Данилов М. А. Процесс обучения е советской школе. М.: Учпедгиз, 1960. — 299 с.
- Деркач А. А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство трекера.- М.: Физкультура к спорт, 1981. -¦ 375 с.
- Деркач А. А., Исаев А. А. Творчество тренера. М.: Фиг-культура и спорт, 1982. — 239 с.
- Дмитриев С. В.. Кузнецов 0. В., Семенов И. К Психосемантические аспекты теории проектирования и построения двигательных действий спортсменов: Учеб. пособие. Нижний Новгород, 1992. — 78 С.
- Добрович А. Б. Анатомия диалога //Воспитателю о психологии и психогигиене общения. Я: Просвещение, 1987. — 207с.
- Дорохина В. Т. Формирование целеполагания как компонента учебной деятельности в зависимости от типа обучения // Вопросы психологии, 1980. N б. — 73 с.
- Евсеев С. П. Активные методы обучения на занятиях по спортивно-педагогическим дисциплинам в институтах физической культуры // Активные методы обучения студентов вузов: Сб. меж-вуз. статей. Л, 1985. — С. 42−43.51. Ермолае ва-Томина
- Проблема развития способностей детей // Вопросы психологии, 1975. N 5. — С. 166−175.
- Ермолаева-Томина Л. Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей // Вопросы психологии, 1977. N 4. — С. 74−83.с, А 1. X. 'высшей школы. ЛГУ, 1974. 113 о.
- Загвязинокий В. II Педагогическое предвидение // Педагогика и психология. М.: Знание, 1937. — N 4. — 80 с.
- Загвязинский Б. И. Педагогическое творчество учителя.- М.: Педагогика, 198?. 160 с.
- Запорожец А. В. Психология //Учебник для дошкольных не д. училищ. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1965.- 240 с.
- Зинченко Е П Наука, техника, культура: проблемы гуманизации и социальной ответственности //Вопросы философии, 1989. N 1. — С. 10−13.
- Истомина Н. Б. Подготовка будущего учителя к методическому творчеству // Начальная школа, 1991. N 4. — С. 2−5.
- Каган М. 0. Мир общения. М.: Политиздат, 1983. -319 с.50. .Калошина Л П. Структура и механизмы творческой деятельности: Нормативный подход. М.: МГУ, 1933. — 153 с.
- Кан~ Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1967. — 190 с.
- Каргаполов Е. 11 Социальная модель преподавателя по физической культуре и спорту: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Л., 1931. 25 с.
- Карпенко Л А. Пути развития творческой активности у занимающихся худолествеяной гимнастикой младшего возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л, 1978. — 15 с.
- Карпенко Л А. О движении мотива в коллективной деятельности и его двойственной сущности //Новые исследования в психологии. 1934. — N 3. — С. 67--70.- 155
- Кедров Е. М. 0 теории научного открытия: В кн. научное творчество. М., 1969. — С. 23−93.
- Коломинский Я. Л Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1980. — 224 с.
- Комлев А. Ю. Проблемное обучение в гимнастике //Гимнастика. вып. 2. — 1985. — С, 23−25.
- Ксренберг В. В. Основы качественного биомеханического анализа. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 208 с.
- Корнилова Т. В., Тихомирова 0. К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. ~ МГУ, 1990. 192 с.
- Коротяев В. М. Учение процесс творческий: Кн. для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1989. — 159 с.
- Красавцев П. В. Модель будущей деятельности как основа профессионально-педагогической подготовки студентов институтов физической культуры //Теория и практика физической культуры. -1980. N 8. — 43−47.
- Краевский В. В. Функции учителя в сфере педагогическойдеятельности: Новые исследования в пед. науках. М.: Педагог» Т. 1 О’УО Kf >''' ?'I IC. V'I 1Jx i, 1 J / •>. 11 I. jl о I,.-j. .
- Крутецкий S. А. Развитие умственных способностей школьника в процессе обучения //Советская педагогика. 1971.- 156
- Крючек Е. С., Кудашова Л Т., Сомкин А. А. и др. Нетрадиционные сады гимнастики б массовой Физкультурно-оздоровительной работе: Учебное пособие (СПбГАФК им. П. Ф. Лес г афта), о Пйг"1 а г^ n 'I ОО Л
- Urn.'ti. lltT J. С f A Jci-a. < w.
- Крылова Я. Б. Нормирование культуры будущего специалиста: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1990. — 142 с.
- Кудинов С. И. Для улучшения педагогической деятельности учителя //Физическая культура в школе. 1980. — N 5. -0.10.
- Кудрявцев Т. В. Психология технического творчества //Тезисы докл. симпозиума /Под. общ. ред. Т. В. Кудрявцева. М., xdtu. о. о о.
- Кузьмина Н. В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Автореф. дис.докт. пед. наук. Л., 1965. — 39 с.
- Кузьмина Н. В. Основы вузовской педагогики: Уч. пособие для студентов университетов. Л: ЛГУ, 1972. — 312 с.
- Кузьмина К. В. Очерки психологии труда учителя. ЛГУ, 1967. — 172 с.
- Кузьмина Н. В., Гинецинский В. И. Актуальные проблемы профессиональной педагогической подготовки учителя //Советская педагогика. 1982. — N 3. — С. 63−66.
- Кулюткин Ю. К. Творческое мышление б профессиональной деятельности учителя //Вопросы психологии. 1936. — N 2.1. Г <04 ОГ>wj. ^ х U J ¦
- Лакин Г. Ф. Биометрия: Учеб. пособие для биологич. спец. вузов. 3-е изд., пере раб. и доп. — М.: Высшая школа.- 157
- Левин В. А. Воспитание творчества //Педагогика и психология. М.: Знание. — 1977. — N 7. — 0. 17−19.
- Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы //Педагогика и психология. IL: Знание. — 1984. — N 4.
- Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1974.9 1 р пs. J. LJ I— .
- Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 48 с.
- Леонтьев А. Е Общее понятие о деятельности //Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. — С. 5−20.
- Леонтьев А. Е Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Лернер И. Я Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 54 с.
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981. 185 с.
- Лисовская В. JL Формирование творческого потенциала личности воспитателя в педвузе: Дис.. канд. пед. наук. Киев, 1984. — 186 с.
- Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии //Психологический журнал, 1981. т. 2. — N 5. — С. 3−22.
- Лузина Ю. Л. Т вор чес тая лаооратория учителя: из опыта работы. 2-е изд., перераб. и дсп. — М.: Просвещение, 1985. -158 с.
- Дуткова Е В. Соотношение репродуктивных и творческих элементов познавательной деятельности при подготовке специалистов в институте физической культуры (на материале волейбола): Автореф. дис.. канд. пед. наук. л, 1990. — 24 с.- 158
- Макарова О. С. Задания для коллективной работы студентов при изучении методики преподавания гимнастики //Методическая разработка для студентов I -1V курсов ф-та физического воспитания. Ульяновск: УГПЙ, 1935. — 14 с.
- Марквардт К. Г. В целях активации познавательной деятельности студентов //Вестник высшей школы. 1977. — N 10.00 щ
- Максакова В. И. Проблема развития индивидуальных всз-моинестей школьника в коллективе //Советская педагогика.1 орп М 19 ~ п 9^-рр,
- Маркова А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников //Вопросы психологии. 1980. — N 5. -47 с.
- Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. -192 с.
- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. — 168 с.
- Матюшкин А. М. Основные направления исследований мышления и творчества //Психологический зкурнал. 1984. — т. 5. -N 1. — С. 19−17.
- Махмутов М. И. Некоторые особенности проблемного обучения //Советская педагогика. 1970. — N 9. — 49 с.
- Махмутов М И. Проблемное обучение //Основные вопросы теории. М.: Просвещение, 1975. — 368 с.
- Моляко В. А. Техническое творчество и трудовое воспитание //Педагогика и психология. М.: Знание. 1935. — Мб.- 159
- Моторин В. М. О структуре профессиональной деятельности учителя физической культуры //Теория и практикз физ. культуры. 1980. — N 5. — 0. 45−47.
- Мудрик А. В. Воспитательный потенциал общения /'/Советская педагогика. 1985. — N 7. — С. 40−42.
- Мухамадеев И. X. Формирование педагогических умений у студентов 2 курса института физической культуры в процесе педагогической практики и учебных занятий: Автореф. дис.канд. пед. наук. Л, 1990. — 22 с.
- Неверкович С. Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров: Автореф. дис.. докт. пед. наук. • М., 1988. 42 с.
- Никандров Н. Д., Кан-Калик В. А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя //Советская педагогика. 1982. — N 4. — С. 90−92.
- Никитина Г. В., Романенкс В. Е Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения. СПб., 1992. -168 с.
- Огородников и. Т. Педагогика: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов. №: Просвещение, 1968. — 374 с.
- Основы педагогического мастерства: Учеб. пособ. для 0−75 пед. спец. высш. учебк. заведений /Под ред. И. А. Зязюна.- М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
- Петров А. П. Психолого-педагогическая и методическая
- ГТ-Л ТГ Г", Г> «/"Q.TT-rrrrtTrrrV t ГТ 1Ч tin .-s f V „' / V-L D ''i ГП i. T TTl^- Тт'"|Г'РГМ!/“, 5 — I nO’J —л-'.' V I v- iJ tVZt lJf Mj •"l.'U '. / Л.»". i ыДЛ L-'i U’i- 1 duu.1. N 4. 0. 56- 72.
- Петровский А. В. Теория де яте ль носткого опосредствования и проблема лидерства //Вопросы психологии. 1980. — N 2.- С. 29−34.
- Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М.: Политиздат, 1982. 255 с.
- Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления //Вопросы психологии. 1965. — N 6. — С. 33−51.
- Петунин 0. В. Основы формирования профессионального мастерства учителя физического воспитания / -'Научные основы совершенствования учебного процесса нв факультете физического воспитания. Л.: ЛГПИ, — 1979. — С. 58−71.
- Петунин О. В. Формирование профессионального мастерства учителя физической культуры. VL: Просвещение, 1980. — 112 с.
- Пидкасистый IL, а Всепроводящая и творческая самостоятельная деятельность учащихся //Советская педагогика. 1959.- № 5. 0. 60−69.
- Платонов К. К. Вопросы психологии труда. М.: Медгиз, 1962. — 219 с. j
- Платонов К. К Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособ. М.: Высшая школа, 1984. — 174 с.
- Платонов К. К. Структура' и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 255 с.
- Поддъяков H. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников //Вопросы психологии. 1982. -- M 2. — С.
- Поддъяков Н. Е Новый подход к развитию творчества у д? школьников //Вопросы психологии. 1990. — N 1. — С. 16−19.
- Познаватетельные процессы и способности в обучении /Под ред. В. Д. Шадрикоза. М.: Просвещение, 1990. — 142 с.
- Половникова И. А. О системе воспитания познавательной самостоятельности школьников //Советская педагогика. 1970. м с п 7С
- Пономарев Е И. Социальные функции физической культуры и спорта. М.: Физкультура и спорт, 1974. — С. 279−309 с.
- Пономарев Я А. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогика, 1976. 273 о.
- Пономарев Я А. -Базы творчества и структурные уровни его организации //Вопросы психологии. 1982. — N 2. — С. 5−13.
- Пономарев Я. А. Исследование творческого потенциала человека //Психологический журнал! 1991. — т. 12. — N 1. — С. 3−5.
- Посталюк Е Ю. Дидактические условия эффективности использования учебно-познавательных задач в высшей школе: Ав~ тореф. дис. .канд. не д. наук. Казань, 1983. — 16 с.
- Поташник М. М. Разумнее сейте разумно (о людях в педагогике) //Народное образование. -/1990. N 1. — С. 5−14.
- Пушкин В. Е Психология целеполагания и проблемы интеллектуальной активности //Вопросы психологии. 1977. — N 5. — С. 74−87.
- Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учаззяхея. М.: Просвещение, 1975. — 272 с.
- Рахматов А. И. Новые виды (c)изкультурно-спортивных занятий и методика преподавания: Программа курса. М.: МГВД, — 162
- Решетень И. Е, Прохорова М. Е. Специфика педагогической Дслт'.:л1.г0ст"1 тренера и учителя физической культуры: f-тр. 1.'-.fv nr пег ^тттт!,', ит, лп WYX?. W. ПП, ТП |Д- IS I i’jr:!tX. n•' iCW. UvLv".. (Ц<�ш1 Д', tiilvD /Vi'lh. X U^M'SHi"" J. С I Ъ.
- Роджере E Творчество как усиление себя //Вопросы психологии. 1990. — !•- 1. — С. 154−163.
- Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: Учеб. пособ. для учащихся пед. училищ по спец. 1910 «Физ. культура». М.: Просвещение. 1989. — 175 с.
- Рубинштейн 0. Л Основы обшей психологии: Учеб. пособ. для высш. пед. уч. завед. и институтов. 2-е изд. — Я: Уч педгиз. — 1946. — 704 с.
- Рубинштейн 0. Д. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958. — 148 с.
- Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности //Вопросы психологии. 1986. — N 4. -• С. 101−120.
- Сагатовский В. Н. Философские основания педагогической деятельности //Вестник высшей школы. 1987. — N 1. — 0. 23−24.
- Сафар М. Я Гуманистические ценности спорта ,/Теория и практика физ. культуры. 1976. — N 6. — С. 74.
- Сенсомоторика и двигательный навык в спорте /Под ред. ЕЕ. Зимкина. JL, 1973. — 104 с.
- Скаткин М. Е Активизация познавательной деятельности в обучении. М.: Педагогика, 1965. — 48 с.
- Скаткин М. Е Совершенствование процесса обучения: Проблемы и суждения. №.: Педагог*"", 1971. — 206 с.
- Сластенин В. А. К вопрос у прсфеесиограыыы учителя общеобразовательной школы / /Советская педагогика. ю? з. — N 5.
- Сластенин В. А. Формирование творческой личности будущего учителя. //Осдетская педагогика. 1975. N I. — 0. е'.3−9г
- Сластенин В. А. Нормирование индивидуального стиля самостоятельной учебной деятельности студентов. -• М.: МГПИ,•I арп Г* I Сои. V. X -V ±.
- Смоленский В. м.. Гавердовский Ю. К. ГЦоЛИФК и советская школа гимнастики //Теория и практика физ. культуры.орп. К. 1 О П 10.90
- Соловьев В. С. Избранное. М.: Советская Россия, -1996. — 496 С.
- Сохор А. М. Объяснение в процессе обучения: Элементы дидактической концепции. №.: Педагог игл, 1988. — 1.24 с.
- Спирин Л. Ф. Армирование общепедагогических, умений учителя (на материале подготовки студентов педвуза к воспитательной работе.): Дис.. докт. пед. наук. М., 1980. — 448 с
- Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач //Вопросы психологии. 1982. — N 1. — 0. 99−104.
- Степанова И. А. Формирование профессиональных умений студентов на основе решения творческих задач по обучению двигательным действиям в художественной гимнастике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. .Л, 1991. — 24 с.
- Отжижевски С. Цель физической культуры воспитание активного и творческого человека //Теория и практика Физ. культуры. — 1989. — N 1. — С. 54--56.
- Сухомлинский В. А. о воспитании. М.: Политиздат. t