Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическая технология применения психофизической тренировки при нарушении адаптации первокурсников к обучению в техническом вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты собственных исследований убедительно показали, что изменение жизнедеятельности, наличие высоких учебных и эмоционально-психических нагрузок, слабая мотивация к занятиям различными физическими упражнениями, низкий объем двигательной деятельности, новый образовательный стереотип обучения в техническом вузе, сопровождающиеся фактором риска (курение, алкоголь), являются объективным… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К УЧЕБЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
    • 1. 1. Понятие об адаптации. Факторы, обеспечивающие адаптацию студентов к учебе в вузе
    • 1. 2. Современное представление о здоровье
      • 1. 2. 1. Количественная и качественная оценка здоровья
      • 1. 2. 2. Нарушения здоровья и факторы риска
    • 1. 3. Гипокинезия и влияние на здоровье физических упражнений
      • 1. 3. 1. Влияние физических упражнений на физическое здоровье
      • 1. 3. 2. Влияние физических упражнений на психическое здоровье
      • 1. 3. 3. Влияние физических упражнений на умственную работоспособность студентов
    • 1. 4. Стресс, адаптационный синдром, психо-эмоциональный стресс и коррекция его последствий у студентов-первокурсников методами оздоровительной физической культуры
      • 1. 4. 1. Роль отрицательных эмоций в формировании у студентов-первокурсников психосоматических нарушений
      • 1. 4. 2. Формы нарушенного психосоматического состояния
      • 1. 4. 3. Роль движения в коррекции психосоматических нарушений у студентов
      • 1. 4. 4. Механизм действия физических упражнений при психосоматических нарушениях
    • 1. 5. Особенности состояния здоровья и адаптации юношей-первокурсников к учебе в вузе и возможность коррекции нарушений методами оздоровительной физической культуры
  • ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников
      • 2. 2. 2. Анкетирование
      • 2. 2. 3. Оценка основных физических качеств (быстрота, выносливость, сила, прыгучесть)
      • 2. 2. 4. Определение физической работоспособности по тесту PWC-I
      • 2. 2. 5. Оценка типа реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку по С.П. Летунову
      • 2. 2. 6. Диагностика состояния здоровья студентов с помощью системы «ОФИС» по П.В. Бундзену
      • 2. 2. 7. Метод пальцевой дерматоглифики
      • 2. 2. 8. Оценка личностного благополучия с помощью теста «Wellness»
      • 2. 2. 9. Методы математической обработки
    • 2. 3. Организация исследования
  • ГЛАВА 3. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ
    • 3. 1. Общая характеристика обследованных лиц
    • 3. 2. Оценка интереса студентов-первокурсников к занятиям физической культурой и спортом по анкетным данным
    • 3. 3. Сравнение показателей распределения студентов по группам здоровья на основании диагностической системы «ОФИС»
      • 3. 3. 1. Состояние здоровья студентов-первокурсников и влияние факторов риска
      • 3. 3. 2. Анализ показателей степени выраженности нервно-психической дизадаптации у студентов-первокурсников
    • 3. 4. Диагностика пальцевой дерматоглифики
    • 3. 5. Результаты оценки личностного благополучия с помощью теста «Wellness». ф
    • 3. 6. Диагностика качественных изменений состояния здоровья у юношей-первокурсников
      • 3. 6. 1. Состояние физического развития
      • 3. 6. 2. Состояние нервно-психической адаптации
      • 3. 6. 3. Состояние физической подготовленности
      • 3. 6. 4. Результаты физической работоспособности юношей-первокурсников из города и села (по тесту PWCi70)
  • ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ С ЦЕЛЬЮ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
    • 4. 1. Эффективность оздоровительных физических упражнений в сочетании с аутотренингом для коррекции нарушений психосоматического здоровья студентов
    • 4. 2. Применение средств оздоровительной физической культуры для восстановления нарушенного психосоматического состояния
    • 4. 3. Педагогический эксперимент. Разработка дифференцированных педагогических программ в зависимости от вида психосоматических нарушений
      • 4. 3. 1. Теоретическое обоснование педагогической технологии оздоровительной психофизической тренировки при нарушении психосоматического здоровья студентов-первокурсников на примере тревожности)
      • 4. 3. 2. Методическое обоснование построения психофизической тренировки
      • 4. 3. 3. Тематические планы психофизической тренировки
    • 4. 4. Проверка эффективности психофизической тренировки в коррекции нервно-психической адаптации студентов-первокурсников
      • 4. 4. 1. Динамика физических показателей у студентов-первокурсников в результате проведенного эксперимента
      • 4. 4. 2. Динамика нервно-психической адаптации студентов-первокурсников в результате проведенного эксперимента

Педагогическая технология применения психофизической тренировки при нарушении адаптации первокурсников к обучению в техническом вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Последнее десятилетие характеризуется неблагоприятными социально-экономическими преобразованиями и отрицательными экологическими изменениями, которые определяют прогрессивное ухудшение здоровья населения, проживающего в разных регионах России.

Становится очевидной необходимость радикальных изменений в стратегии достижения здоровья человека. В основе ее — формирование «Я-концепции» здоровой личности и создание необходимых условий для самопознания, саморазвития и самореализации (Л.И. Лубышева, 1992, 1996, 2005; А. И. Субетто, 1992; В. К. Бальсевич, 1993,2003; А. В. Лотоненко, 1999; М. Я. Виленский, 2003). Важное место в этой проблеме занимает здоровье студенческой молодежи. Ибо возникновение рынка труда и наличие конкуренции требуют для современного общества подготовки физически и психически здоровой, развитой, самостоятельной, творчески мыслящей личности.

В настоящее время особую актуальность приобретает осознание студентами необходимости систематических занятий физическими упражнениями, как неотъемлемого компонента здорового образа жизни, оказывающими позитивное влияние на функциональное и психическое состояние индивида (А.В. Чоговадзе, М. М. Рыжак, 1993; Ю. М. Николаев, 1996; Л. Г. Апанасенко, Л. А. Попова, 2000).

Важно отметить, что в последние годы резко увеличилась профессионально-техническая информация, что обусловило внедрение в учебный процесс компьютерных технологий, вследствие чего происходит существенная интенсификация учебно-образовательного процесса. Возросло воздействие гиподинамии, остается малый объем времени для активного отдыха и восстановления, что является мощным стрессовым фактором для каждого студента, формирующим как адаптацию, так и дизадаптацию (Н.А. Фомин, 2003). Как показали исследования, постоянно действующий психо-эмоциональный стресс играет отрицательную роль в нарушении психосоматического здоровья (К.В. Судаков, 1995). В иерархии ценностей человека психосоматическое здоровье является основополагающим компонентом, существенно влияющим на место в социуме, успешность учебной и трудовой деятельности, отношение в семье и коллективе (Д.А. Давиденко, 1996). Все это выражено отражается на стресс-устойчивости, стабильности настроения и жизнеспособности личности (В.П. Казначеев, 1986; P.M. Могендович, 1998; В. К. Бальсевич, 2000; В. Д. Кряжев, 2001).

В этой связи актуальной проблемой является изучение адаптации жизненно важных систем организма студентов-первокурсников к напряженной учебно-образовательной деятельности, низкой двигательной активности и их слабого интереса к физической культуре и массовым видам спорта. Каждый студент, переступивший порог вуза, подвергается сильным стрессам, информационным и учебным перегрузкам, что обуславливает снижение ресурсов здоровья, способствует существенному ухудшению работоспособности и повышению уровня заболеваемости.

Исходя из вышеизложенного, важнейшим конечным целевым результатом физического воспитания студентов в техническом вузе должно быть формирование здоровьесбережения, как позитивного творческого процесса по реализации латентных механизмов мотивации и креативного потенциала, способствующих самореализации личности посредством освоения ценностей физической культуры и спорта.

Острота проблемы заключается в создавшейся противоречивости ситуации: с одной стороны, действующие консервативная реализуемая программа, методика, формы и средства, обеспечивающие физическое воспитание студентов, с другой — насущная необходимость разработки новых педагогических технологий оздоровления, основанных на целевой мотивации, системной двигательной активности и самостоятельной коррекции нарушенного или ухудшающегося уровня здоровья.

Решение этих противоречий и предопределило проблему исследования, ее актуальность с теоретической и практической точки зрения.

Вместе с тем, анализ специальной научно-методической литературы показывает, что в теоретических и экспериментальных исследованиях не находят должного отражения дидактические и методические аспекты оздоровления студентов-первокурсников, в связи с их адаптацией к учебным нагрузкам и малой двигательной активностью.

Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально обосновать педагогическую технологию физического и психологического оздоровления на основе применения психофизической тренировки при нарушении адаптации первокурсников к обучению в техническом вузе.

Объект исследования: процесс физического воспитания студентов-первокурсников технического вуза.

Предмет исследования: методические условия формирования ресурсов здоровья и коррекции его нарушения у студентов-первокурсников на основе применения психофизической тренировки.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что социальная и психофизическая адаптация студентов-первокурсников может быть эффективной, если будут:

— реализован педагогический и медицинский контроль здоровья и функционального состояния организма;

— определены причины дизадаптации к учебным нагрузкам и их своевременная коррекция;

— целенаправленно применены приоритетные средства оздоровительной физической культуры в зависимости от формы нервно-психической дизадаптации.

Методы исследования: изучение и теоретический анализ специальной научно-методической литературыконстатирующий и формирующий педагогические экспериментыанкетированиеконтрольно-педагогические испытания (тесты) — антропометриятест PWC-170- пальцевая дерматоглификаоценка типа реакции по С. П. Летуновутест «Wellness" — диагностическая система «ОФИС» (по П.В. Бунд-зену) — методы математической статистики.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные труды: по теории и методике физического воспитания (П.Ф. Лесгафт, Л. П. Матвеев, М. Я. Виленский, Л. И. Лубышева, В. К. Бальсевич, Ю. Д. Железняк, В.М. Вы-дрин, А. В. Лотоненко, Н. Н. Чесноковпо психологии личности (Б.Г. Ананьев, В. Н. Платонов, А. Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов) — по физиологии активности (И.М. Сеченов, П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, B.C. Фарфель, P.M. Могендовичпо современным концепциям валеологического образования (В.Г. Казначеев, С.П. Евсеев).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые:

— разработана, экспериментально обоснована и внедрена инновационная технология психофизической тренировки при нарушении адаптации организма студентов-первокурсников при обучении в техническом вузе, существенно повышающая резервы здоровья и устраняющая причины дизадаптации;

— установлена доминирующая форма качественных нарушений состояния здоровья первокурсников, связанных с отрицательным влиянием высоких учебных нагрузок, низкой двигательной активностью, изменением общего жизненного стереотипа, которые являются психо-эмоциональным стрессом и дизадаптацией к новым условиям в вузе;

— получены новые данные о существенном различии в критериях психического и физического здоровья и мотивации к занятиям физическими упражнениями первокурсников городской и сельской популяции, что делает процесс физического воспитания личностно дифференцированным. У первокурсников городской популяции выражено снижение субъективного уровня личного, благополучие в сфере эмоционального состояния и двигательной активности;

— выявлены признаки пальцевой дерматоглифики, взаимосвязанные с предрасположенностью к нервно-психической дизадаптации студентов-первокурсников, имеющие высокую информативность потенциальных физических возможностей индивида;

— определены причины приобретенных факторов риска (курение, употребление алкоголя) и гипокинезии.

Теоретическая значимость исследования заключается в существенном расширении существующих положений теории и методики физического воспитания новыми данными конкретизации содержания технологии психофизической тренировки, направленной на устранение психо-эмоциональных стрессов и дизадаптации, улучшение уровня здоровья студентов-первокурсников технического вуза целенаправленными средствами оздоровительной физической культуры.

Практическая значимость. Разработанная инновационная технология психофизической тренировки выражено повышает эффективность процесса физического воспитания студентов-первокурсников разной региональной популяции и обеспечивает выход на более качественный уровень функционирования организма, способствует укреплению здоровья, улучшению физического развития и физических качеств, активно формирует потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Результаты исследования могут быть использованы:

— при планировании содержания образовательного процесса по физическому воспитанию студентов-первокурсников;

— для оценки уровня психического и физического здоровья первокурсников технического вуза;

— в профессионально-образовательной деятельности преподавателей кафедр физического воспитания.

Личный вклад автора в получении научных результатов определяется разработкой всех принципиальных положений исследования, планированием и проведением серии экспериментов по исследуемой проблеме, разработкой дидактических материалов, руководством и непосредственным участием в экспериментальной работе.

Объективность и достоверность полученных научных результатов обеспечены научной теоретико-методологической базой исследования, использованием комплекса современных методов и их адекватностью поставленным задачам, репрезентативностью выборки испытуемых, достаточным объемом экспериментальных данных и корректным использованием математической статистики.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Изменение жизнедеятельности и наличие высоких учебных и эмоционально-психических нагрузок, слабый интерес и потребности к занятиям различными видами физических упражнений, низкий объем двигательной деятельности, новый образовательный стереотип, сопровождающие факторы риска (курение и алкоголь) являются основой формирования психофизических стрессов и дизадап-тации студентов-первокурсников различной региональной популяции (городской и сельской).

2. Совокупность полученных информативных показателей физического и психического здоровья студентов-первокурсников технического вуза отражает три патологических формы нервно-психической дизадаптации — астеническую, тревожную и ипохондрическую, которые необходимо учитывать в процессе физического воспитания, корректируя содержание и направленность методов, средств и физических нагрузок.

3. Разработанная и апробированная в педагогическом эксперименте психофизическая тренировка приоритетно ориентирована на реализацию мышечной релаксации, аутотренинга и каталога целенаправленных физических и дыхательных упражнений, эффективно корригирующих психосоматическое здоровье, существенно оптимизирует процесс физического воспитания студентовпервокурсников различной региональной популяции и способствует формированию здоровьесберегающих ценностей и психо-эмоционального состояния индивида.

Апробация работы. Материалы исследования доложены на Всероссийских (Санкт-Петербург, 2000, 2003) и Международных научно-практических конференциях (Воронеж, 2001, 2002, 2003, 2004; Ростов-на-Дону, 2003). По материалам диссертации опубликовано 25 работ, в том числе учебное пособие «Психофизические основы физической культуры студентов» (2004; Допущено к опубликованию УМО по педагогическому образованию). Разработанная технология применения оздоровительной психофизической тренировки внедрена в практику работы кафедр физического воспитания Воронежского государственного педагогического университета и Воронежского государственного технического университета, что подтверждается актами внедрения.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций и приложений. Список использованной литературы включает 195 источников, в том числе 15 на иностранном языке. Общий объем диссертации составляет 139 страниц компьютерного текста, иллюстрированного 24 таблицами и 12 рисунками.

ВЫВОДЫ.

1. Результаты собственных исследований убедительно показали, что изменение жизнедеятельности, наличие высоких учебных и эмоционально-психических нагрузок, слабая мотивация к занятиям различными физическими упражнениями, низкий объем двигательной деятельности, новый образовательный стереотип обучения в техническом вузе, сопровождающиеся фактором риска (курение, алкоголь), являются объективным фактором формирования и развития психофизических стрессов и дизадаптации студентов-первокурсников различной региональной популяции (городской и сельской).

Это обуславливает необходимость разработки принципиально нового подхода к целеполаганию и обновлению содержания, форм и методов физического воспитания студентов-первокурсников в техническом вузе.

2. Анализ состояния соматического и психического здоровья позволяет констатировать, что 76,7% студентов-первокурсников разной региональной популяции имеют три патологических формы нервно-психической дизадаптации: астеническую, тревожную и ипохондрическую, которые в значительной степени связаны с невысоким уровнем их здоровья и пониженным уровнем физической активности.

3. Установлено, что у студентов-первокурсников сельской популяции существенно выше все показатели соматического и психического здоровья. В частности, по важнейшим показателям физической работоспособности достоверно лучше абсолютные (1175,6 и 997,6 кгм/минр<0,05) и относительные (16,8 и 13,6 кгм/минр<0,05) показатели. Нормальный тип реакции ССС на физическую нагрузку зарегистрирован достоверно чаще (84,2%), по сравнению со студентами-первокурсниками городской популяции (67,4%).

Выраженным фактором, отрицательно влияющим на уровень здоровья и, соответственно, на двигательную активность студентов, является то, что только третья часть (29,5%) от общей выборки психически здоровы.

Более существенное преимущество зафиксировано у студентов-первокурсников сельской популяции по контрольным показателям физической подготовленности: в беге на 100 м (13,53 и 14,95 ср<0,05), прыжке в длину с места (231,7 и 214,7 смр<0,05), подтягивании на перекладине (13,5 и 10,25 разар<0,05).

Признаки пальцевой дерматоглифики взаимосвязаны с показателями соматического здоровья. По фактору патологии ССС достоверная связь обнаружена с количеством завитков «W» (г=0,33- р<0,05) и общим гребневым счетом (г=0,34- р<0,05). При нарушениях нервно-психической адаптации (по типу ипохондрической дизадаптации) отмечается достоверное увеличение количества завитков «W» (р<0,05). Обнаруженные признаки пальцевой дерматоглифики позволяют на самой ранней стадии — начало дизадаптации — объективно прогнозировать отрицательное ее возникновение у каждого индивида.

4. Теоретически разработана и внедрена в процесс физического воспитания студентов-первокурсников оздоровительная психофизическая тренировка нового типа, основанная на реализации целефункциональных компонентов;

• релаксации поперечно-полосатых мышц шеи, туловища, плечевого пояса, ног;

• аутотренинга (целенаправленное усиление рефлексивной функции сознания и переработка эмоционально значимых тем, ситуаций и «чувственных образов»;

• каталога целенаправленных физических и дыхательных упражнений.

Длительность воздействия — от 45 до 60 минут, периодичность — 2 раза в неделю в диапазоне 21−60 дней в форме дополнительных занятий вне учебной сетки часов в виде образовательно-тренировочных программ.

Рациональная логика функционирования этой разработанной технологии психофизической тренировки заключается в укреплении физического и психического здоровья студента.

5. Результаты формирующего педагогического эксперимента подтвердили эффективность технологии психофизической тренировки студентов-первокурсников для коррекции их психо-эмоционального статуса и оздоровления.

Индивидуально-дифференцированный характер организации оздоровительно-тренировочного процесса с использованием приоритетных методов и каталога направленных физических и дыхательных упражнений способствовал заметному снижению и устранению тревожности, апатии и дискомфорта, повышению двигательной активности и самостоятельности, увеличению уровня развития физических качеств.

На завершающем этапе исследований у студентов-первокурсников экспериментальной группы достоверно улучшились, по сравнению с исходным уровнем, показатели выносливости (бег 3000 м — 13,45 минР<0,05). силы (подтягивание на перекладине — 13.56 разаР<0,05) и скоростно-силовых качеств (прыжке в длину с места — 206,5 смР<0,05).

Реализованная оздоровительная психофизическая тренировка показала, что ее эффективность выявлена только у 2/3 испытуемых (соответственно, с астенической формой — 73,7%, тревожной — 72,1%, ипохондрической — 62,5%). Одна треть первокурсников не вышла из состояния нарушенного психического здоровья.

6. Полученные объективные результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу и доказывают прикладную необходимость применения психофизической тренировки для коррекции психо-эмоционального состояния, соматического и психического здоровья, как основ физического воспитания студентов-первокурсников технического университета, относящихся к разным региональным популяциям (городской и сельской).

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.У. Внедрение оздоровительных систем йоги в практику психофизической рекреации [Текст]/ В. У. Агеевец, Т.В. Састамойнен//Теория и практика физической культуры. 1990. 1. 22−26.
  2. Н.А. Здоровье студентов [Текст]/ Н. А Агаджанян М.: Россия, 1997. 300с.
  3. Т.Д. Как снять стресс? [Текст]/Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышников// Психическое здоровье (вопросы валеологии): учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 112с.
  4. И.Г. Пол, реактивность, резистентность [Текст]/ И. Г. Акоев, Л. В. Алексеева. М.:3нания, 1985. 64с.
  5. О.А. Стресс: как его победить [Текст]/ О. А. Амиргамзаева, Н. М Ахмадеева, Ю. В. Усова М.: Армада-пресс, 2001. 224с.
  6. Л.Б. Ритмическая гимнастика в процессе физического воспитания студентов вуза [Текст]/ Л. Б. Андрющенко, И. В. Лосева, Т.Г. Вялкина// Теория и практика физической культуры. 2004. 5. 22−25.
  7. Андрющенко Л. Б. Физическое воспитание студентов на основе интеграции спортивных и оздоровительных технологий [Текст]/ Л. Б. Андрющенко. Волгоград: ВГСХА, 2001. 164с.
  8. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. Принципы системной организации [Текст]/ П. К. Анохин. М.: Наука, 1973. 5−61.
  9. П.К. Очерки физиологии функциональных систем [Текст]/ П. К. Анохин. М.: Медицина, 1986.-213с. Ю. Анохина И. А. Ритмическая гимнастика как средство компенсации дефицита двигательной активности у студенток: Автореф. дис. канд. пед. наук [Текст]/ И.А. Анохина- МОГИФК Малаховка, 1992. 24с.
  10. Н.М. Раздумье о здоровье [Текст]/ Н. М. Амосов. М.:Физкультура и спорт, 1987.-64с.
  11. Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья/ Н. М. Амосов Д о нецк: Сталкер, 2002. 590с
  12. Д.А. Проблемы адаптации студентов [Текст]/ Д.А. Андреева// Молодежь и образование. М.: Высшая школа, 1970. 197−202.
  13. Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека [Текст]/ Л. Г. Апанасенко. -СПб: МГН «Петрополис», 1992. 123с.
  14. Г. Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики [Текст]/Л.Г. Апанасенко// Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Вып.1.-СПб: Наука, 1993. 49−60.
  15. Л.Г. Медицинская валеология [Текст]/ Л. Г. Апанасенко, Л. А. Попова. Серия «Гипократ». Ростов н/Д: Феникс, 2000. 248с.
  16. .Г. Проблемы организации деятельности высшей школы по формированию физического здоровья студентов: Автореф. дисс. канд. пед. наук [Текст]/ Б. Г. Ачкурин- БГПУ. Уфа, 1996. 24с.,
  17. В.Ф. Диалоги с В.Ф. Базарным [Текст]/ В.Ф.Базарный// Учительская газета. 1999. 15 июня (№ 24).
  18. Р.М. Прогнозирования состояния на грани нормы и патологии [Текст]/ Р. М. Баевский. М.: Медицина, 1979. 298с.
  19. Р.М. Валеология и проблема самоконтроля в экологии человека [Текст]/ Р. М. Баевский, А. Л. Максимов. М.: Магазин, 1996. 55с.
  20. Р.М. Диагноз донозологический [Текст]/ Р. М. Баевский, В.П. Казначеев// БМЭ, 1978. -Т.7. 252−255.
  21. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности [Текст]/ ГА. Балл// Вопросы психологии. 1989. № 1. 92−99.
  22. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) [Текст]/ В.К. Бальсевич//Теория и практика физической культуры. 1990. 1. 22−26.
  23. В.К., Физическая культура: молодежь и современность [Текст]/ В. К. Бальсевич, Л.И. Лубышева//Теория и практика физической культуры. 1995. 4. 2−7.
  24. В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи [Текст]/ В.К. Бальсевич// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1996. 1. 23−25.
  25. В.К. Онтокинезиология человека [Текст]/ В. К. Бальсевич М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 275с.
  26. А.Н. Клинико-диагностическое и прогностическое значение метода дерматоглифики при некоторых гинекологических заболеваниях [Текст]: Автореф. дис… канд. мед. наук/ А.Н.Баранов- -Петерб. мед. институт им. И. П. Павлова. СПб, 1992. 22с.
  27. В.А. Стресс реакции и факторы риска заболеваний у лиц молодого возраста [Текст]/ В. А Барбашин, М. В. Миляева, Г. И. Тимощук// Физиология человека. -1994. Т 2 0 1 С 115−121.
  28. А.А. Понятие профессионального мышления [Текст]/ А. А. Баталов. Томск: ТГУ, 1985.-228с.
  29. А.С. Психическое и физическое здоровье молодежи [Текст]/А.С. Батуев Валеология. 2000. 1. 44−47. 31Бачерников Н. Е. Умственная работоспособность и психо-эмоциональное состояние студентов в различные периоды учебной деятельности [Текст]/ Н. Е. Бачерников, Э.И. Добромиль// Проблемы физического воспитания и повышение спортивного мастерства студентов: Труд. Моск. пед. ин-та. М.: МГПИ, 1980.-С. 188−190.
  30. А.И. Мужчина или женщина или «человек без пола» [Текст]/ А.И. Белкин// .Здоровье, человека и прогресс медицины. М.: Медицина, 1976.С. 121−141.
  31. В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет [Текст]/ В. И. Белов. 2-е из-д. М.: Химия, 1994. 400с.
  32. А.З. Гигиенические вопросы обучения студентов в учебном заведении [Текст]/ А.З. Белоусов// Гигиена детей и подростков. Новосибирск: Наука, 1971.-С. 102−109.
  33. Ф.Б. Изучение эмоционального напряжения у студентов во время экзаменов [Текст]/ Ф. Б. Березин, В. А. Доскин, И.Б. Шарай// Гигиена и санитария. 1 9 8 9 1 1 С 27−29.
  34. В.А. Личность и информационный стресс/ Информационный стресс: учебн. пособие для вузов [Текст]/ В. А. Бодров. М.: ПЕРСЭ, 2000. С 222 254. (современное образование). ЗЭ. Бодяжина В. И. Неоперативная гинекология [Текст]/ В. И. Бодяжина, В. П. Сметник, Л. Г. Тумилович. М.: Медицина, 1990. 544с. 4О. Брехман ИИ. Введение
  35. П.В. Психофизическая тренировка при измененных психосоматических состояниях студенческой молодежи: Методическое пособие [Текст]/ П. В. Бундзен, ОМ. Евдокимова. СПб: СПб НИИ физ. культ., 1998. -32с.
  36. П.В. Здоровье и массовый спорт: проблемы и пути их реализации [Текст]/ П. В. Бундзен, Р.Д. Дибнер// Теория и практика физической культуры. 1 9 9 4 5 6 С 24−27.
  37. П.В. Теоретические основы разработки и опыт применения системы «ОФИС» для укрепления здоровья средствами физической культуры [Текст]/ П.В. Бундзен// Спорт и здоровье: Науч.-прак. конф. СПб, 1992. 5−14.
  38. П.В. Оздоровительный психо-физический тренинг: принципы построения и практическая результативность [Текст]/ П.В. Бундзен// Вестник спортивной медицины России. 1995. 3−4. 23−26.
  39. Э.Н. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни [Текст]/ Э.Н. Вайнер// Валеология. 1998. № 3. 17−23.
  40. Д.А. Дифференциация медицинской группы на основе интегральной оценки морфо-функциональных, вегетативных и психологических характеристик студентов начальных курсов вуза города Москвы [Текст]/ Д. А. Васильев, И.Т. Выходец// Журнал российской ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов. 2004. № 2. 30−38.
  41. О. Пол и характер. Мужчина и женщина в мире страстей и эротики [Текст]/О.Вейнингер- перевод с нем. М.:Форум, 1991. 192с.
  42. В.С. Об адаптации студентов-первокурсников в педвузе// Пути совершенствования профессиональной направленности в педагогическом вузе [Текст]/ В. С. Викторова: тез. докл. XI респуб. науч.-прак. конф. Саратов, 1975.-С. 46−47.
  43. М.Я. Проблема оптимального соотношения умственной и физической деятельности [Текст]/ М.Я. Виленский// Проблемы умственного труда: сб. науч. статей. М.: ВНИИИФК, 1983. Вып 6. 79−85.
  44. М.Я. Физическая культура в профессионально-ценностных ориентациях студентов и процесс их формирования [Текст]/ М.Я. Виленский// Теория и практика физической культуры. 1991. 11. 27−30/ В. К. Вилюнас. М.: МГУ, 1990. 257с.
  45. П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни [Текст]/ П. А. Виноградов. М.: Мысль, 1990. 287с.
  46. Виру А. А Аэробные упражнения [Текст]/А.А. Виру, Т. А. Юримяэ, Т. А. Смирнова М.: Физкультура и спорт, 1988. 142с.
  47. Н.Я. Эмоциональное напряжение на фоне воображаемых и реальных экзаменов [Текст]/ Н.Я. Волкидин// Гигиена и санитария. 1982. 6. 81−83.
  48. М.В. Генетика кожного рельефа [Текст]/ М. В Волоцкой// Антропологический журнал. 1937. № 3. 41−69.
  49. И.А. Разнонаправленность изменений иммунной реактивности и стресс-чувствительности как фактор выбора адаптационной стратегии в неблагоприятных условиях [Текст]/ И. А. Волчегорский, В. Э. Цейликман, О.Л. Колесников// АН. Серия биологическая. 1998. № 2. 242−249.
  50. М.А. Психосоматика: Практическое руководство [Текст]/ М. А. Воронов. К.: Ника-Центр, 2002. 256с.
  51. В. М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование [Текст]/ В.М. Выдрин//Теория и практика физической культуры. 1995. 5 6 С 15−17.
  52. Выступление президента Российской федерации В. В. Путина на заседании Совета при президенте Российской федерации по физической культуре и спорту (15 декабря 2002 года) [Текст]// Теория и практика физической культуры. 2003.-№ 1. 2.
  53. П.А. Стрессорные реакции и роль пола в их осуществлении [Текст]/ П. А Вундер, Е. В. Андронов, Т.А. Андронова// Успехи современной биологии 1999. Т. 19. № 4. 335−344.
  54. Пальцевая дерматоглифика и факторы ее определяющие [Текст]: автореф. дис… канд. биол. наук/ 3.
  55. Гальперина- Минск, гос. универс. Минск., 1983 18с.
  56. А.С. Клинико-дерматоглифические параллели у пациенток с гиперандрогенией [Текст]/А.С. Гаспаров, Т.С. Пшеничникова//Акуш. и гинек. 1989. № 2. 46−49.
  57. В.А. О структуре эволюционирующих систем [Текст]/ В.А. Геодакян// Проблемы кибернетики. 1972. Вып.25. 15−21.
  58. Т.Д. Элементы кожных узоров рельефа пальцев и ладоней в группах родственников [Текст]/Т.Д. Гладкова. М.: Наука, 1964. 110с. 64, Глущенко А. Г. Факторы, влияющие на работоспособность и функциональное состояние студентов 1-го курса [Текст]/А.Г. Глущенко, И. И. Слепушкина, Ю. А. Литвинова Гигиена и санитария. 1981. 3. 34−37.
  59. О.П. Жизнь и здоровье// Формирование физической активности человека [Текст]/ О. П. Головченко. Омск: Арена, 2002. 10−57.
  60. О.П. Здоровый образ жизни и его составляющие Формирование физической активности человека [Текст]/ О. П. Головченко. Омск: Арена, 2002.-С. 110−122.
  61. А.Г. Педагогические условия включения физического воспитания в процесс адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе [Текст]/А.Г. Горшков// Проблема формирование личности и профессиональной готовности специалистов средней и высшей квалификации средствами физической культуры и спорта: тез. докл. науч.-прак. конф. Кировоград: ВАУГА, 1 9 9 1 4 2 С 53.
  62. Э.Ф. Закономерности приспособления организма студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе [Текст]: автореф. дис ук/ Э.Ф. Гриненс- ВГПИ. Вильнюс, 1972. 41с.
  63. И.С. Морфогенез и генетика гребешковой кожи человека [Текст]/ И. С. Гусева Минск: Пламя, 1986. 158с.
  64. И.С. Дерматоглифика как проявление конституции человека [Текст]/ И.С.Гусева// Российские морфологические ведомости. 1993. 5−8. 37−48.
  65. Гуськов С И Женщина. Физическая активность. Здоровье [Текст]/ С И Гуськов, В. А. Панков. М.: Физкультура и спорт, 2000. 260с.
  66. Д.Н. Основы здорового образа жизни человека [Текст]/ Д.Н. Давиденко// Вестник Балтийской академии. 1996. № 9. 15−23.
  67. СВ. Особенности физической подготовки на этапе, предшествующем летному обучению курсантов военного авиационного института: дисс.кан. пед. наук. [Текст]/ СВ. Двоенко- РГАФК. М., 2001. 142с.
  68. В.С. Наше хронически больное «завтра»/ В.С. Денисенко// Формула здоровья [Текст]/ Воронежская областная медицинская газета. 2002. № 5(8). 7.
  69. К.В. Десять уроков психофизической тренировки [Текст]/ К. В. Динейка. М.: Физкультура и спорт, 1987. 63с.
  70. Е.А. Эволюционный подход к системе оценки адаптивных возможностей организма человека [Текст]/ Е.А. Дудина// Теория и практика физической культуры. 1999. № 5. 14−16.
  71. Г. К. Потребностно-мотивационная сфера физического воспитания студентов [Текст]/ Г. К. Зайцев// Теория и практика физической культуры. 1993. 7 С 21−24.
  72. .И. Профессионально-прикладная физическая подготовка в советской системе физического воспитания: учебн. пособие [Текст]/ Б. И. Загорский. М.: ГЦОЛИФК, 1981. -65с. докт пед. на75. Захватов Ю. А. Анализ физического развития и физической подготовленности студентов вуза инженерно-технологического профиля [Текст]/ Ю. А. Захватов, Е. М. Иванов Научные основы физического воспитания и спортивной тренировки: респ. сбор. науч. труд, по проблеме физ. восп. и высш. спорт, мастер. -СПб, 1996.-С. 163−169.
  73. А.О. Здоровье студентов с позиции профессионализма [Текст]/ А. О. Егорычев, Пенцик Б. Н., Бондаренко К. А., Смирнова Ю. А//Теория и практика физической культуры. 2001. № 5. 53−56.
  74. Е.Г. О предэкзаменационном состоянии студентов// Образование в России: медико-психологический аспект [Текст]/ Е.Г. Журавишкина/ Мат. IX всеросс. научно-практ. конф. Калуга, 2004 113−115.
  75. О.М. Технология валеометрии в оздоровительной физической культуре: автореф. дисс докт. мед. наук [Текст]/О.М. Евдокимова- СПб. гос. мед. университет им. И. П. Павлова. СПб, 2000. -44с.
  76. Евсеев С П Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы [Текст]: Монография/ СП. Евсеев. СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб, 1999. 144с.
  77. А.И. Влияние занятий различными видами спорта на умственную работоспособность студентов [Текст]/А.И. Емец, В.В. Дементьева// Гигиена и санитария. 1980. 5. 84−86.
  78. Н.М. Основы валеологических знаний как компонент экологического образования студентов [Текст]/ Н.М. Ефименко// Научно-практические проблемы преподавания физической культуры в высшем учебном заведении: мат. науч.-прак. конф. Белгород: БЮИ, 1999. 192.
  79. К.Э. Психология эмоций [Текст]/ Пер. с англ. СПб.: Изд-во «Питер», 1999 4 6 4 с ил. (Серия «Мастера психологии»).
  80. . Формирование ценностных ориентации, влияющих на жизненную и профессиональную карьеру молодежи [Текст]: автореф. дис. …д-ра пед. наук. М., 1997. 36с.
  81. В. П. Казначеев СВ. Адаптация и конституция человека [Текст]/ В. П. Казначеев, СВ. Казначеев. Новосибирск: Наука, 1986. 118с.
  82. В.П. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения [Текст]/ В. П. Сиб. отд., 1991.-304с.
  83. В.Л. Тестирование в спортивной медицине [Текст]/ В. Л. Карпман, Казначеев, Е. А. Спирин Новосибирск: Наука, З. Б. Белоцерковский, И. Д. Гудков. М.: Физкультура и спорт, 1988. 208с.
  84. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса [Текст]/ Л.А. Китаев-Смык. М.: Наука, 1983.-408с.
  85. СЮ. Антистресс шаг за шагом [Текст]/ СЮ. Ключников// Держи стресс в кулаке. Как извлечь выгоду из стрессовых ситуаций. СПб.: Питер, 2002.-С. 75−121.
  86. Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека [Текст]/ Ю.П. Кобяков// Теория и практика физич. культуры. 2003. № 11. 20−24.
  87. Ю.П. Двигательная активность студентов: структура, нормы, содержание
  88. Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение
  89. Е.А. Гипокинезия [Текст]/ Е. А. Коваленко, Н. Н. Туровский. М: Медицина, 1980. -320с.
  90. Т.Г. Биоинформационныые технологии при проблемно-модульном обучении в системе физического воспитания и реабилитации студентов с ослабленным здоровьем: автореф. дис… докт. пед наук [Текст]/Т.Г. Коваленко- гос. пед. универ. Волгоград, 2000. 54с.
  91. Комплексная оценка диагностики психосоматического здоровья учащийся молодежи [Текст]/Л.Л.Азончик, П. В. Бундзен, Г. А. Вайник, ОМ. Евдокимова// тез. научн. конф. НИИФК. СПб, 1996. 10−11. 100. Кон И. С. Меняющийся мужчина в меняющимся мире [Текст]/ И. С Кон Тендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика труд, науч.прак. к о н ф 2 0 0 1 4 1 С 73−93.
  92. В.В. Методология педагогического исследования [Текст]/ Самара: СГПУ, 1994.-165с.
  93. Н.В. Исследование зависимости психологической устойчивости курсантов ВВУЗа от уровня их физической подготовленности [Текст]/ Н.В. Краснов// Тезисы докладов итоговой научной конференции адъюнктов и соискателей института за 1984 год.-П.: ВИФК.1985.-С. 9−11.
  94. Е.Е. Здоровье в иерархии жизненных ценностей [Текст]/ Е.Е. Креславская// Образование в России: медико-психологический аспект/ Мат. IX Всеросс. науч.-практ. конф. Калуга, 2004 129−131.
  95. И.П. Особенности дерматоглифических показателей у девочек и девушек с гиперандрогенией различного генеза [Текст]/ И.П. Кривич// Акуш. и гинек. 1987. 9. 57−58.
  96. М.В. Исследование психического состояния студентов в ситуации экзамена [Текст]/ М.В. Кричфалушин// Гигиена и санитария. 3. 83−86.
  97. В.Д. Двигательные возможности человека: методологические аспекты развития, сохранения и восстановления [Текст]/ В.Д. Кряжев// Теория и практика физической культуры. 2003. № 1. 58−61.
  98. В.Д. Школа здоровья [Текст]/ В. Д. Кряжев. М.: Физкультура и спорт, 1991.-109с.
  99. В.Д. Исследование эффективности методов естественного оздоровления человека [Текст]/ В. Д. Кряжев, О.В. Павлова// Теория и практика физической культуры. 2000. 5−6. 15−18.
  100. Н.В. Влияние дозированной ходьбы на сердечно-сосудистые и вегетативные реакции студентов [Текст]/ Н. В. Куликова, О.В. Куделина//Теория и практика физической культуры. 2004. 5. 42−43.
  101. А.В. Создание единой системы здоровье сбережения через интегрированное изучение эмоциональной сферы учащихся общеобразовательных учреждений [Текст]/ А. В. Кузнецов Образование в России: медикопсихолог. аспект/ Мат. IX всеросс. науч.-практ. конф. Калуга, 2004 131−135.
  102. Л.А. К вопросу обоснованности оптимального соотношения общей и профессионально-прикладной физической подготовки студенческой молоде1987.-
  103. В.П. Трехмерная модель здоровья [Текст]/ В.П.Кулик// Валеология.2000.-№ 3.-С.15−18.
  104. Левенко Н, А Влияние физических нагрузок различной интенсивности на показатели умственной работоспособности студентов [Текст]/ Н. А. Левенко, М. М. Рыжак, В. В. Михайлов В.В.// Проблемы умствен, труда. М.: ВНИИФК, 1983. -Вып 6. -С.91−95.
  105. СП. Электрокардиографические и рентгенкимографическое исследование сердца спортсмена [Текст]/ СП. Летунов. М.: Медгиз, 1957. 142с.
  106. П.Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст]/- М.: АПН СССР, 1952.-461с.
  107. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека [Текст]/Л.И. Лубышева. М.: РГАФК, 1992. 120с.
  108. Л.И. Педагогическая система формирования физической культуры студенческой молодежи (культурологический аспект) [Текст]/Л.И. Лубышева., А. В. Лотоненко. М: ФОН, 1997. 42с.
  109. Л. И. Спорт и цивилизация (круглый стол) [Текст]/Л.И. Лубышева// Теория и практика физической культуры. 2004. № 5. 58−63.
  110. СВ. Универсальная комплексная система подготовки в физическом воспитании студентов [Текст]/ СВ. Малиновский//Теория и практика физической культуры. 1991. № 6. 13−15.
  111. А.М. Особенности реакции студентов младших курсов на воздействие комплекса факторов, связанных с обучением в вузе [Текст]/ А. М. Мамедов, Аз. М. Мамедов// Вопросы гигиены и здоровья студентов вузов Тез. науч-практ. конф. МГПИ. М м 1974. С 155−156.
  112. В.Л. О коррегировании профессионально значимых качеств [Текст]/ В.Л. Марищук// Тез. докл. итоговой научн.конф. воен. ин-та физкульт. за 1979 год.-Л.: ВИФК, 1980.-С. 51−53.
  113. Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учебник для ИФК/ Л. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 2000. 542с.
  114. О.П. Сравнительная эффективность влияния упражнений разной структуры аэробной направленности на физическое состояние женщины второго периода в общей кондиционной тренировке [Текст]: атореф. дис. …канд. пед. наук/ О. П Махова- Всеросс. науч.-исслед. инстит. физкульт. М., 1993.-21с.
  115. Ф.З. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам [Текст]/Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова-М.: Медицина, 1988.-254с.
  116. Ф.З. Адаптационная медицина: механизмы и защитные эффекты адаптации [Текст]/ Ф. З. Меерсон. М.: Нугох1а Мес1юа11ЛТ), 1993 331с.
  117. А.Х. Очерки интегральной диагностики [Текст]/А.Х. Мельников. Тула: НИИ новых медицинских технологий, ТППО, 1997- 177с.
  118. Е.Г. Пути повышения эффективности оздоровительной тренировки [Текст]/ Е. Г Мильнер// Теория и практика физической культуры. 2000. № 9.-С.43−45.
  119. Р.М. Кинезофилия и старение [Текст]/ Р.М. Могендович// Мат. науч. конф. по геронтологии и гериатрии. Киев, 1968. 82−84.
  120. А.Я. Оценка влияния общеразвивающих упражнений на активизацию познавательной деятельности студентов [Текст]/ А.Я. Наин// Теория и практика физической культуры. 1994. 3−4. 15−17.
  121. .А. Сомато-психические связи и их роль в управлении деятельностью [Текст]/ Б. А Никитюк//Теория и практика физической культуры. 1983. 7. -С. 44−46.
  122. .А. Об интегративной психо-биологии через экологизацию знаний к интегративной антропологии и медицине [Текст]/ Б. А Никитюк// Интеграция знаний в науках о человеке. (Современная интегративная антропология). М: СпортАкадемПресс, 2000. 435−437 (Серия «Физическая культура и современность»).
  123. Ю.М. Физическая культура, современность и вопросы физического воспитания молодежи [Текст]/ Ю.М. Николаев// Научные основы физического воспитания и спортивной тренировки/ Респ. сбор. науч. труд, по проблеме физ. восп. и высш. спорт, мастер. СПб, 1996. 120−123.
  124. В.И. Динамика физических качеств, состояния здоровья и физического развития студентов в процессе обучения в вузе [Текст]/ В. И. Новиков, В.В. Федоткин// Физкультура и здоровье студентов сб. науч. труд. МГУ. М.:МГУ, 1988.-С. 208−211.
  125. Е.А. Физическая культура как метод снятия стресса у студентов/ Е. А Олейник, К.В. Чипанин// Научные основы физического воспитания и спортивной тренировки [Текст]/ Респ. сбор. науч. труд, по пробл. физ. воспит. и высш. спорт, мастер. СПб, 1996. 7−8.
  126. И.П. Разные типы нервной системы. Патологическое состояние больших полушарий как результат функционального воздействия на них [Текст]/ И.П. Павлов// Соб. соч. Т.4. М.-Л.: АН СССР, 1951. 299−335.
  127. СЕ. Адаптация [Текст]/ СЕ. Павлов. М.: Паруса, 2000. 282с.
  128. Л.Е., Соколов В. П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении [Текст]/ Л. Е. Панин, В. П. Соколов. Новосибирск: Наука, 1981. 177с.
  129. В.П. Валеология перспективное научно-педагогическое направление XXI века [Текст]/ В. П. Петленко, Д.Н. Давиденко// Теория и практика физической культуры. 2001. № 1. -С. 15−21.
  130. Е.А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека [Текст]/ Е. А. Пирогова. Киев: Здоровье, 1986. 152с.
  131. И.И. Двигательная активность и умственная работоспособность студентов вуза [Текст]/ И.И. Пономаренко// Гигиена и санитария. 1980. 2. С 27−30.
  132. А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст]/ А. М. Прихожан. М.: Московский психологосоциальный институт- Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. -304с.
  133. Г. И. Состояние здоровья школьников Воронежа: факты и комментарии [Текст]/ Г. И. Прохорова// Формула здоровья/ Воронежская областная медицинская газета. 2002. № 5(8). 2.
  134. М.Г. Феномен стресса. Эмоциональный стресс и его роль в патологии [Текст]/ М.Г. Пшенникова// Физиология человека. 2000. № 4. 24−31.
  135. Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов [Текст]: учеб. пособие/ Р. Т. Раевский. М.: Высшая школа, 1985.-136с.
  136. Н.А. Педагогическая технология здоровьесбережения студентов в гуманистически ориентированном вузе [Текст]/Н.А. Рыбачук. Краснодар: КубГУ, 2002. 230с.
  137. О.М. Оценка состояния здоровья, заболеваемости и распространенности вредных привычек в студенческой и школьной среде [Текст]: автореф. дис… кан. мед. наук/ О.М. Родионова- Росс, универ. дружб, народ. М, 1999.-17с.
  138. П.А. От великой спортивной державы к здоровой России [Текст]/ П.А. Рожков//Теория и практика физической культуры. 2001. 1. 2−8.
  139. Н.В. Забота о сохранении психологического здоровья на первом этапе обучения в образовательных учреждениях [Текст]/ Н.В. Романычева// Актуальные проблемы культуры здоровья/ Мат. науч.-практ. конф. Воронеж, 2002.-С. 152.
  140. И.В. Социально-гигиенические и педагогические аспекты режима для студентов вуза [Текст]/ И. В. Рябова, А.П. Боярский// Гигиена и санитария. 1981.-№ 5. С 83−85.
  141. Г. Г. Изменение работоспособности студентов в зависимости от количества занятий в неделю [Текст]/ Г. Г. Саноян// Теория и практика физической культуры. 1970. № 9. 49−50.
  142. М.Ф. Изменение физического состояния студентов в период трудового семестра [Текст]/ М. Ф. Сауткин, Н. Чернов// Гигиена и санитария. 1980.-№ 2.-С.45−46.
  143. М.Н. Влияние разных сроков начала обучения на физическое развитие городских и сельских школьников [Текст]/ М. Н. Сахарова, Г. М. Атрощенко// Гигиена и санитария. 1991. 6. 47−50.
  144. Г. Стресс без дистресса [Текст]/ Г. Селье. М.:Прогресс, 1982. 125с.
  145. Н.К., Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы [Текст]/ Н. К. Смирнова, М. К. Аносова М.: Изд. Академии ПК и ПРО, 2002.-213с.
  146. В.И. Развитие навыков психорегуляции у спортсменов в процессе совершенствования [Текст]/ В.И. Смоленцева// Теория и практика физической культуры. 2004. № 4. 41−45.
  147. Т.С. Формирование полозависимых характеристик у девочек и девушек при занятиях спортом [Текст]: Дис… докт.мед.наук./ Т.С. Соболева- СПб. гос. мед. институт им. И. П. Павлова. СПб, 1997. 243с.
  148. Т.С. И вновь актуален призыв: «Берегите мужчин!» [Текст]// Вестник ВГТА. 2004. № 9. 119−124.
  149. Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни [Текст]/ Сост. В. И. Жолдак. М.: Советский спорт, 1996. 96с.
  150. Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследо- вания тревоги [Текст]/ Ч.Д. Спилберг// Стресс и тревога в спорте: Межвуз. сбор. науч. статей. М.: Физкультура и спорт, 1983. 124.
  151. Стресслимитирующий эффект ментального тренинга [Текст]/ П. В. Бунзен, Е. А. Гаврилова, В. А. Исаков, Л.Э. Унесталь// Вестник спортивной медицины России. 1996. № 1−2. 18−32.
  152. Р.С. Новые подходы к пониманию спортивных стрессорных иммунодефецитов [Текст]/ Р. С Суздальницкий, В.А. Левандо// Теория и практика физической культуры. 2003. № 1. 18−22.
  153. К.В. Проблемы здоровья человека в условиях научно- технического прогресса и воздействий стрессорных нагрузок [Текст]/ К.В. Судаков// Вестник новых мед. технологий. 1995. Т.2. № 3−4. 32−37.
  154. А.Б. Питание и здоровье студентов [Текст]/ А.Б. Тезндинова// Казанский медицинский журнал. —1980. № 3. 47−49.
  155. Технология валеометрии в оздоровительной физической культуре [Текст]/ Л. Л. Азончик, О. М. Евдокимова, В. А. Исаков, В.Н. Медведев// Совр. проблемы физической культуры и спорта. СПбНИИФК. 1998. С 28−32.
  156. В.Н. Структура двигательной активности студентов и её совершенствование в процессе обучения в вузе [Текст]: Автореф. дис наук/ В.Н. Тимошкин- РГАФК. М., 1993. 24с. канд пед.
  157. В.Д. Психосоматические расстройства [Текст]/ В. Д. Тополянский, М. В. Струковская. М. Медицина, 1986. 384с.
  158. И.М. Двигательное научение и ловкость как особая интеллектуальная способность [Текст] И.М.Туревский// Принципы индивидуализации физического воспитания учащейся молодежи: Межвуз. сб. науч. труд. Тула: ТГПИ, 1999.-С. 102−111.
  159. Л.Э. Применение внутреннего ментального тренинга [Текст]/ Л.Э. Унесталь// Современные достижения спортивной науки: Тез докл. научпрак. конф. СПб.:НИИФК, 1994. 16−17.
  160. Физическое воспитание студентов [Текст]: Учебное пособие/ Под ред. Б. И. Новикова. М.: МГУ, 1990. 231с.
  161. Физическая культура: Всероссийская базисная программа для высших учебных заведений [Текст]/ Сост. Л. И. Лубышева, Г. М. Грузных// Под ред. СВ. Малиновского. М: МЭИ, 1991. -48с.
  162. Н.А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы [Текст]/ 2003. 383с. Н. А. Фомин. М.: Теория и практика физической культуры,
  163. Н.Х. Формирование физической культуры личности в учебных заведениях разного типа [Текст]: Автореф… дис. докт. пед. наук. Краснодар, 1995.-33с.
  164. Ю.Л. Управление эмоциональным состоянием студентов средствами физического воспитания [Текст]/ Ю.Л. Ханин// Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983. 261−267.
  165. Т.П. Мужчины всегда на передовой [Текст]/ Т.П. Хризман// Учительская газета. 1999. 15 июня (№ 24).
  166. .Н. Профессионализм и соматическое здоровье [Текст]/ Б. Н Чумаков// Организация и методика физкультурно-оздоровительной и спортивной работы/ Мат. междун. конф. 4.2. М.:МГУ, 2000. 64−69.
  167. А.В. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов [Текст]/ А. В. Чоговадзе, М.М. Рыжак// Теория и практика физической культуры. 1993. № 7. 8−10.
  168. В.А. Анализ изменения физической подготовленности, физического развития и здоровья студентов за последнее десятилетие (1988−1999) [Текст]/ В. А. Уваров, Н. К. Ковалев, Т.А. Булавина// Организация и методика физкультурно-оздоровительной и спортивной работы/ Мат. междун. научпрак. конф. М.: МГУ, 2000. 4.1. 256.
  169. Ю.В. Проблемы взаимозависимости здоровья и учебной деятельности студентов [Текст]/ Ю.В. Юров//Актуальные проблемы культуры здоровья/ Мат. науч.-практ. конф. Воронеж, 2002. 74.
  170. Эмоциональный стресс: теоретические и клинические аспекты [Текст]/ Под ред. К. В. Судакова, В. И. Петрова. Волгоград: Комитет по печати и информации, 1997. 168с.
  171. Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии [Текст]/Д.К. Эндрюс//Теория и практика физической культуры. 1993. № 1. 46−48. 181. АКег М. Оегта{од1урЫ апа! уз]з аз, а сПадпозйс 1оо1 [Текст]/ М. АНег// МесПсте -1967. -УЛ6. Р. 35−37.
  172. В. Згезз гейасйоп апс! тоос) еппапсетеп* п 1Ъиг ехегазе тос! ез: 5ллтгтпд, Ьос1у сопс1Шоптд, На*па уода апс! Тепстд [Текст]/ В. (
  173. О.Н. Ошеп// Кезеасп Оиаг1ег1у <Ъг Ехегазе апс! 8рог1 1988. |У.59. Р. 148−159. 183. В|с!с11е
  174. Ехегазе апс! рзуспозоаа! пеаИп/ 8. В|с1с11е// (ЧезеагсИ диаг*ег1уТог ехегс|зе апй зрог! [Текст]/ Ргосеес!|пд оТ 1п1егпа1юпа1 ЗаепйТю Сопзепзиз СопГегепсе. ОиеЬес СКу, Мау 1995. 5рес! а11ззие. -/.66. N0.4. Р. 292−297.
  175. Рзуспозос1а1 Ьазез оГ регсеес! ехег1юп [Текст]/ С Вогд// МесПапе апс) Заепсе 1 8рог1 апс) Ехегазе. 1982. -УА4. П N0.5. Р. 377−381.
  176. Н. 0езипс)г1еН-Кгакпе|1:-8!ге53 [Текст]/ Н. Иете/1 В1о1од. МесИс1пе. 1997.-N.5.-3.200−204. 186. Не11з1: гот О. Л/. НеаКп рготоНоп апс) сПпюа! сИа1одие [Текст]/ О. Л/. НеПзгот// Ра"еп1Ес1иса11ОП апс! соипзеНпд. 1995. У.25. N 3. Р. 247−256.
  177. РезезсШап N. РзусМозотас ипс! розШуе РзусИо1:11егар1е [Текст]/ N. РезезсШап./ 5рппдег-/ег1ад. ВегПп-Не1с1е1Ьегд Nе/V-Уок, 1996. 3. 321. 192. РоПоск М.-. РИузюа! асмгу, МеаНИ апс! с! ез1дпес1 ехегс1зе ргодгатз [Текст]/ М.1. РоПоск, Н. Л/Птоге, 8.М. Рох. NеVV-УокI 1990. Р.1−79.
  178. Раис1з1:ерр I. Рпузюа! асШу. АегоЫс Шпезз т ргеас! о1е5сеп1 спИс1геп [Текст]/ РаисМерр, Т. ите// Зрог!: тес1|С1пе, Тга1П1пд апс! КепаЬНйайоп. 1988.-N.2.-Р. 123−131. 194. ЗоЬе! 0.8. Ке1: п1пк1пд тес!1С1пе: сопзеЯесуе рпуспозоЫа! 1пеп/еп1-|опз (Кеу|ел/) [Текст]/ й.З. ЗоЬе1// РпусИозошас тесИсте. 1995. /.57 N.3. Р. 234−244. 195. Л/е1пе Е. ЫеигорерШез 1п рптагу аЯегеп пеигоз [Текст]/Е. Л/е1пе//Ас-з Л/. 2епкеп, Ш. МеипиЬег. Тпе Рптагу АЯегеп1: Nеиоп. К У Р1епит РиЬПзЫпд Согрога1: юп. -1990.
Заполнить форму текущей работой