Педагогическая технология применения психофизической тренировки при нарушении адаптации первокурсников к обучению в техническом вузе
Результаты собственных исследований убедительно показали, что изменение жизнедеятельности, наличие высоких учебных и эмоционально-психических нагрузок, слабая мотивация к занятиям различными физическими упражнениями, низкий объем двигательной деятельности, новый образовательный стереотип обучения в техническом вузе, сопровождающиеся фактором риска (курение, алкоголь), являются объективным… Читать ещё >
Содержание
- СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
- ГЛАВА 1. АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К УЧЕБЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
- 1. 1. Понятие об адаптации. Факторы, обеспечивающие адаптацию студентов к учебе в вузе
- 1. 2. Современное представление о здоровье
- 1. 2. 1. Количественная и качественная оценка здоровья
- 1. 2. 2. Нарушения здоровья и факторы риска
- 1. 3. Гипокинезия и влияние на здоровье физических упражнений
- 1. 3. 1. Влияние физических упражнений на физическое здоровье
- 1. 3. 2. Влияние физических упражнений на психическое здоровье
- 1. 3. 3. Влияние физических упражнений на умственную работоспособность студентов
- 1. 4. Стресс, адаптационный синдром, психо-эмоциональный стресс и коррекция его последствий у студентов-первокурсников методами оздоровительной физической культуры
- 1. 4. 1. Роль отрицательных эмоций в формировании у студентов-первокурсников психосоматических нарушений
- 1. 4. 2. Формы нарушенного психосоматического состояния
- 1. 4. 3. Роль движения в коррекции психосоматических нарушений у студентов
- 1. 4. 4. Механизм действия физических упражнений при психосоматических нарушениях
- 1. 5. Особенности состояния здоровья и адаптации юношей-первокурсников к учебе в вузе и возможность коррекции нарушений методами оздоровительной физической культуры
- ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Задачи исследования
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 2. 1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников
- 2. 2. 2. Анкетирование
- 2. 2. 3. Оценка основных физических качеств (быстрота, выносливость, сила, прыгучесть)
- 2. 2. 4. Определение физической работоспособности по тесту PWC-I
- 2. 2. 5. Оценка типа реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку по С.П. Летунову
- 2. 2. 6. Диагностика состояния здоровья студентов с помощью системы «ОФИС» по П.В. Бундзену
- 2. 2. 7. Метод пальцевой дерматоглифики
- 2. 2. 8. Оценка личностного благополучия с помощью теста «Wellness»
- 2. 2. 9. Методы математической обработки
- 2. 3. Организация исследования
- ГЛАВА 3. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ
- 3. 1. Общая характеристика обследованных лиц
- 3. 2. Оценка интереса студентов-первокурсников к занятиям физической культурой и спортом по анкетным данным
- 3. 3. Сравнение показателей распределения студентов по группам здоровья на основании диагностической системы «ОФИС»
- 3. 3. 1. Состояние здоровья студентов-первокурсников и влияние факторов риска
- 3. 3. 2. Анализ показателей степени выраженности нервно-психической дизадаптации у студентов-первокурсников
- 3. 4. Диагностика пальцевой дерматоглифики
- 3. 5. Результаты оценки личностного благополучия с помощью теста «Wellness». ф
- 3. 6. Диагностика качественных изменений состояния здоровья у юношей-первокурсников
- 3. 6. 1. Состояние физического развития
- 3. 6. 2. Состояние нервно-психической адаптации
- 3. 6. 3. Состояние физической подготовленности
- 3. 6. 4. Результаты физической работоспособности юношей-первокурсников из города и села (по тесту PWCi70)
- 4. 1. Эффективность оздоровительных физических упражнений в сочетании с аутотренингом для коррекции нарушений психосоматического здоровья студентов
- 4. 2. Применение средств оздоровительной физической культуры для восстановления нарушенного психосоматического состояния
- 4. 3. Педагогический эксперимент. Разработка дифференцированных педагогических программ в зависимости от вида психосоматических нарушений
- 4. 3. 1. Теоретическое обоснование педагогической технологии оздоровительной психофизической тренировки при нарушении психосоматического здоровья студентов-первокурсников на примере тревожности)
- 4. 3. 2. Методическое обоснование построения психофизической тренировки
- 4. 3. 3. Тематические планы психофизической тренировки
- 4. 4. Проверка эффективности психофизической тренировки в коррекции нервно-психической адаптации студентов-первокурсников
- 4. 4. 1. Динамика физических показателей у студентов-первокурсников в результате проведенного эксперимента
- 4. 4. 2. Динамика нервно-психической адаптации студентов-первокурсников в результате проведенного эксперимента
Педагогическая технология применения психофизической тренировки при нарушении адаптации первокурсников к обучению в техническом вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность. Последнее десятилетие характеризуется неблагоприятными социально-экономическими преобразованиями и отрицательными экологическими изменениями, которые определяют прогрессивное ухудшение здоровья населения, проживающего в разных регионах России.
Становится очевидной необходимость радикальных изменений в стратегии достижения здоровья человека. В основе ее — формирование «Я-концепции» здоровой личности и создание необходимых условий для самопознания, саморазвития и самореализации (Л.И. Лубышева, 1992, 1996, 2005; А. И. Субетто, 1992; В. К. Бальсевич, 1993,2003; А. В. Лотоненко, 1999; М. Я. Виленский, 2003). Важное место в этой проблеме занимает здоровье студенческой молодежи. Ибо возникновение рынка труда и наличие конкуренции требуют для современного общества подготовки физически и психически здоровой, развитой, самостоятельной, творчески мыслящей личности.
В настоящее время особую актуальность приобретает осознание студентами необходимости систематических занятий физическими упражнениями, как неотъемлемого компонента здорового образа жизни, оказывающими позитивное влияние на функциональное и психическое состояние индивида (А.В. Чоговадзе, М. М. Рыжак, 1993; Ю. М. Николаев, 1996; Л. Г. Апанасенко, Л. А. Попова, 2000).
Важно отметить, что в последние годы резко увеличилась профессионально-техническая информация, что обусловило внедрение в учебный процесс компьютерных технологий, вследствие чего происходит существенная интенсификация учебно-образовательного процесса. Возросло воздействие гиподинамии, остается малый объем времени для активного отдыха и восстановления, что является мощным стрессовым фактором для каждого студента, формирующим как адаптацию, так и дизадаптацию (Н.А. Фомин, 2003). Как показали исследования, постоянно действующий психо-эмоциональный стресс играет отрицательную роль в нарушении психосоматического здоровья (К.В. Судаков, 1995). В иерархии ценностей человека психосоматическое здоровье является основополагающим компонентом, существенно влияющим на место в социуме, успешность учебной и трудовой деятельности, отношение в семье и коллективе (Д.А. Давиденко, 1996). Все это выражено отражается на стресс-устойчивости, стабильности настроения и жизнеспособности личности (В.П. Казначеев, 1986; P.M. Могендович, 1998; В. К. Бальсевич, 2000; В. Д. Кряжев, 2001).
В этой связи актуальной проблемой является изучение адаптации жизненно важных систем организма студентов-первокурсников к напряженной учебно-образовательной деятельности, низкой двигательной активности и их слабого интереса к физической культуре и массовым видам спорта. Каждый студент, переступивший порог вуза, подвергается сильным стрессам, информационным и учебным перегрузкам, что обуславливает снижение ресурсов здоровья, способствует существенному ухудшению работоспособности и повышению уровня заболеваемости.
Исходя из вышеизложенного, важнейшим конечным целевым результатом физического воспитания студентов в техническом вузе должно быть формирование здоровьесбережения, как позитивного творческого процесса по реализации латентных механизмов мотивации и креативного потенциала, способствующих самореализации личности посредством освоения ценностей физической культуры и спорта.
Острота проблемы заключается в создавшейся противоречивости ситуации: с одной стороны, действующие консервативная реализуемая программа, методика, формы и средства, обеспечивающие физическое воспитание студентов, с другой — насущная необходимость разработки новых педагогических технологий оздоровления, основанных на целевой мотивации, системной двигательной активности и самостоятельной коррекции нарушенного или ухудшающегося уровня здоровья.
Решение этих противоречий и предопределило проблему исследования, ее актуальность с теоретической и практической точки зрения.
Вместе с тем, анализ специальной научно-методической литературы показывает, что в теоретических и экспериментальных исследованиях не находят должного отражения дидактические и методические аспекты оздоровления студентов-первокурсников, в связи с их адаптацией к учебным нагрузкам и малой двигательной активностью.
Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально обосновать педагогическую технологию физического и психологического оздоровления на основе применения психофизической тренировки при нарушении адаптации первокурсников к обучению в техническом вузе.
Объект исследования: процесс физического воспитания студентов-первокурсников технического вуза.
Предмет исследования: методические условия формирования ресурсов здоровья и коррекции его нарушения у студентов-первокурсников на основе применения психофизической тренировки.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что социальная и психофизическая адаптация студентов-первокурсников может быть эффективной, если будут:
— реализован педагогический и медицинский контроль здоровья и функционального состояния организма;
— определены причины дизадаптации к учебным нагрузкам и их своевременная коррекция;
— целенаправленно применены приоритетные средства оздоровительной физической культуры в зависимости от формы нервно-психической дизадаптации.
Методы исследования: изучение и теоретический анализ специальной научно-методической литературыконстатирующий и формирующий педагогические экспериментыанкетированиеконтрольно-педагогические испытания (тесты) — антропометриятест PWC-170- пальцевая дерматоглификаоценка типа реакции по С. П. Летуновутест «Wellness" — диагностическая система «ОФИС» (по П.В. Бунд-зену) — методы математической статистики.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные труды: по теории и методике физического воспитания (П.Ф. Лесгафт, Л. П. Матвеев, М. Я. Виленский, Л. И. Лубышева, В. К. Бальсевич, Ю. Д. Железняк, В.М. Вы-дрин, А. В. Лотоненко, Н. Н. Чесноковпо психологии личности (Б.Г. Ананьев, В. Н. Платонов, А. Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов) — по физиологии активности (И.М. Сеченов, П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, B.C. Фарфель, P.M. Могендовичпо современным концепциям валеологического образования (В.Г. Казначеев, С.П. Евсеев).
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые:
— разработана, экспериментально обоснована и внедрена инновационная технология психофизической тренировки при нарушении адаптации организма студентов-первокурсников при обучении в техническом вузе, существенно повышающая резервы здоровья и устраняющая причины дизадаптации;
— установлена доминирующая форма качественных нарушений состояния здоровья первокурсников, связанных с отрицательным влиянием высоких учебных нагрузок, низкой двигательной активностью, изменением общего жизненного стереотипа, которые являются психо-эмоциональным стрессом и дизадаптацией к новым условиям в вузе;
— получены новые данные о существенном различии в критериях психического и физического здоровья и мотивации к занятиям физическими упражнениями первокурсников городской и сельской популяции, что делает процесс физического воспитания личностно дифференцированным. У первокурсников городской популяции выражено снижение субъективного уровня личного, благополучие в сфере эмоционального состояния и двигательной активности;
— выявлены признаки пальцевой дерматоглифики, взаимосвязанные с предрасположенностью к нервно-психической дизадаптации студентов-первокурсников, имеющие высокую информативность потенциальных физических возможностей индивида;
— определены причины приобретенных факторов риска (курение, употребление алкоголя) и гипокинезии.
Теоретическая значимость исследования заключается в существенном расширении существующих положений теории и методики физического воспитания новыми данными конкретизации содержания технологии психофизической тренировки, направленной на устранение психо-эмоциональных стрессов и дизадаптации, улучшение уровня здоровья студентов-первокурсников технического вуза целенаправленными средствами оздоровительной физической культуры.
Практическая значимость. Разработанная инновационная технология психофизической тренировки выражено повышает эффективность процесса физического воспитания студентов-первокурсников разной региональной популяции и обеспечивает выход на более качественный уровень функционирования организма, способствует укреплению здоровья, улучшению физического развития и физических качеств, активно формирует потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Результаты исследования могут быть использованы:
— при планировании содержания образовательного процесса по физическому воспитанию студентов-первокурсников;
— для оценки уровня психического и физического здоровья первокурсников технического вуза;
— в профессионально-образовательной деятельности преподавателей кафедр физического воспитания.
Личный вклад автора в получении научных результатов определяется разработкой всех принципиальных положений исследования, планированием и проведением серии экспериментов по исследуемой проблеме, разработкой дидактических материалов, руководством и непосредственным участием в экспериментальной работе.
Объективность и достоверность полученных научных результатов обеспечены научной теоретико-методологической базой исследования, использованием комплекса современных методов и их адекватностью поставленным задачам, репрезентативностью выборки испытуемых, достаточным объемом экспериментальных данных и корректным использованием математической статистики.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Изменение жизнедеятельности и наличие высоких учебных и эмоционально-психических нагрузок, слабый интерес и потребности к занятиям различными видами физических упражнений, низкий объем двигательной деятельности, новый образовательный стереотип, сопровождающие факторы риска (курение и алкоголь) являются основой формирования психофизических стрессов и дизадап-тации студентов-первокурсников различной региональной популяции (городской и сельской).
2. Совокупность полученных информативных показателей физического и психического здоровья студентов-первокурсников технического вуза отражает три патологических формы нервно-психической дизадаптации — астеническую, тревожную и ипохондрическую, которые необходимо учитывать в процессе физического воспитания, корректируя содержание и направленность методов, средств и физических нагрузок.
3. Разработанная и апробированная в педагогическом эксперименте психофизическая тренировка приоритетно ориентирована на реализацию мышечной релаксации, аутотренинга и каталога целенаправленных физических и дыхательных упражнений, эффективно корригирующих психосоматическое здоровье, существенно оптимизирует процесс физического воспитания студентовпервокурсников различной региональной популяции и способствует формированию здоровьесберегающих ценностей и психо-эмоционального состояния индивида.
Апробация работы. Материалы исследования доложены на Всероссийских (Санкт-Петербург, 2000, 2003) и Международных научно-практических конференциях (Воронеж, 2001, 2002, 2003, 2004; Ростов-на-Дону, 2003). По материалам диссертации опубликовано 25 работ, в том числе учебное пособие «Психофизические основы физической культуры студентов» (2004; Допущено к опубликованию УМО по педагогическому образованию). Разработанная технология применения оздоровительной психофизической тренировки внедрена в практику работы кафедр физического воспитания Воронежского государственного педагогического университета и Воронежского государственного технического университета, что подтверждается актами внедрения.
Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций и приложений. Список использованной литературы включает 195 источников, в том числе 15 на иностранном языке. Общий объем диссертации составляет 139 страниц компьютерного текста, иллюстрированного 24 таблицами и 12 рисунками.
ВЫВОДЫ.
1. Результаты собственных исследований убедительно показали, что изменение жизнедеятельности, наличие высоких учебных и эмоционально-психических нагрузок, слабая мотивация к занятиям различными физическими упражнениями, низкий объем двигательной деятельности, новый образовательный стереотип обучения в техническом вузе, сопровождающиеся фактором риска (курение, алкоголь), являются объективным фактором формирования и развития психофизических стрессов и дизадаптации студентов-первокурсников различной региональной популяции (городской и сельской).
Это обуславливает необходимость разработки принципиально нового подхода к целеполаганию и обновлению содержания, форм и методов физического воспитания студентов-первокурсников в техническом вузе.
2. Анализ состояния соматического и психического здоровья позволяет констатировать, что 76,7% студентов-первокурсников разной региональной популяции имеют три патологических формы нервно-психической дизадаптации: астеническую, тревожную и ипохондрическую, которые в значительной степени связаны с невысоким уровнем их здоровья и пониженным уровнем физической активности.
3. Установлено, что у студентов-первокурсников сельской популяции существенно выше все показатели соматического и психического здоровья. В частности, по важнейшим показателям физической работоспособности достоверно лучше абсолютные (1175,6 и 997,6 кгм/минр<0,05) и относительные (16,8 и 13,6 кгм/минр<0,05) показатели. Нормальный тип реакции ССС на физическую нагрузку зарегистрирован достоверно чаще (84,2%), по сравнению со студентами-первокурсниками городской популяции (67,4%).
Выраженным фактором, отрицательно влияющим на уровень здоровья и, соответственно, на двигательную активность студентов, является то, что только третья часть (29,5%) от общей выборки психически здоровы.
Более существенное преимущество зафиксировано у студентов-первокурсников сельской популяции по контрольным показателям физической подготовленности: в беге на 100 м (13,53 и 14,95 ср<0,05), прыжке в длину с места (231,7 и 214,7 смр<0,05), подтягивании на перекладине (13,5 и 10,25 разар<0,05).
Признаки пальцевой дерматоглифики взаимосвязаны с показателями соматического здоровья. По фактору патологии ССС достоверная связь обнаружена с количеством завитков «W» (г=0,33- р<0,05) и общим гребневым счетом (г=0,34- р<0,05). При нарушениях нервно-психической адаптации (по типу ипохондрической дизадаптации) отмечается достоверное увеличение количества завитков «W» (р<0,05). Обнаруженные признаки пальцевой дерматоглифики позволяют на самой ранней стадии — начало дизадаптации — объективно прогнозировать отрицательное ее возникновение у каждого индивида.
4. Теоретически разработана и внедрена в процесс физического воспитания студентов-первокурсников оздоровительная психофизическая тренировка нового типа, основанная на реализации целефункциональных компонентов;
• релаксации поперечно-полосатых мышц шеи, туловища, плечевого пояса, ног;
• аутотренинга (целенаправленное усиление рефлексивной функции сознания и переработка эмоционально значимых тем, ситуаций и «чувственных образов»;
• каталога целенаправленных физических и дыхательных упражнений.
Длительность воздействия — от 45 до 60 минут, периодичность — 2 раза в неделю в диапазоне 21−60 дней в форме дополнительных занятий вне учебной сетки часов в виде образовательно-тренировочных программ.
Рациональная логика функционирования этой разработанной технологии психофизической тренировки заключается в укреплении физического и психического здоровья студента.
5. Результаты формирующего педагогического эксперимента подтвердили эффективность технологии психофизической тренировки студентов-первокурсников для коррекции их психо-эмоционального статуса и оздоровления.
Индивидуально-дифференцированный характер организации оздоровительно-тренировочного процесса с использованием приоритетных методов и каталога направленных физических и дыхательных упражнений способствовал заметному снижению и устранению тревожности, апатии и дискомфорта, повышению двигательной активности и самостоятельности, увеличению уровня развития физических качеств.
На завершающем этапе исследований у студентов-первокурсников экспериментальной группы достоверно улучшились, по сравнению с исходным уровнем, показатели выносливости (бег 3000 м — 13,45 минР<0,05). силы (подтягивание на перекладине — 13.56 разаР<0,05) и скоростно-силовых качеств (прыжке в длину с места — 206,5 смР<0,05).
Реализованная оздоровительная психофизическая тренировка показала, что ее эффективность выявлена только у 2/3 испытуемых (соответственно, с астенической формой — 73,7%, тревожной — 72,1%, ипохондрической — 62,5%). Одна треть первокурсников не вышла из состояния нарушенного психического здоровья.
6. Полученные объективные результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу и доказывают прикладную необходимость применения психофизической тренировки для коррекции психо-эмоционального состояния, соматического и психического здоровья, как основ физического воспитания студентов-первокурсников технического университета, относящихся к разным региональным популяциям (городской и сельской).
Список литературы
- Агеевец В.У. Внедрение оздоровительных систем йоги в практику психофизической рекреации [Текст]/ В. У. Агеевец, Т.В. Састамойнен//Теория и практика физической культуры. 1990. 1. 22−26.
- Агаджанян Н.А. Здоровье студентов [Текст]/ Н. А Агаджанян М.: Россия, 1997. 300с.
- Азарных Т.Д. Как снять стресс? [Текст]/Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышников// Психическое здоровье (вопросы валеологии): учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 112с.
- Акоев И.Г. Пол, реактивность, резистентность [Текст]/ И. Г. Акоев, Л. В. Алексеева. М.:3нания, 1985. 64с.
- Амиргамзаева О.А. Стресс: как его победить [Текст]/ О. А. Амиргамзаева, Н. М Ахмадеева, Ю. В. Усова М.: Армада-пресс, 2001. 224с.
- Андрющенко Л.Б. Ритмическая гимнастика в процессе физического воспитания студентов вуза [Текст]/ Л. Б. Андрющенко, И. В. Лосева, Т.Г. Вялкина// Теория и практика физической культуры. 2004. 5. 22−25.
- Андрющенко Л. Б. Физическое воспитание студентов на основе интеграции спортивных и оздоровительных технологий [Текст]/ Л. Б. Андрющенко. Волгоград: ВГСХА, 2001. 164с.
- Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. Принципы системной организации [Текст]/ П. К. Анохин. М.: Наука, 1973. 5−61.
- Анохин П.К. Очерки физиологии функциональных систем [Текст]/ П. К. Анохин. М.: Медицина, 1986.-213с. Ю. Анохина И. А. Ритмическая гимнастика как средство компенсации дефицита двигательной активности у студенток: Автореф. дис. канд. пед. наук [Текст]/ И.А. Анохина- МОГИФК Малаховка, 1992. 24с.
- Амосов Н.М. Раздумье о здоровье [Текст]/ Н. М. Амосов. М.:Физкультура и спорт, 1987.-64с.
- Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья/ Н. М. Амосов Д о нецк: Сталкер, 2002. 590с
- Андреева Д.А. Проблемы адаптации студентов [Текст]/ Д.А. Андреева// Молодежь и образование. М.: Высшая школа, 1970. 197−202.
- Апанасенко Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека [Текст]/ Л. Г. Апанасенко. -СПб: МГН «Петрополис», 1992. 123с.
- Апанасенко Г. Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики [Текст]/Л.Г. Апанасенко// Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Вып.1.-СПб: Наука, 1993. 49−60.
- Апанасенко Л.Г. Медицинская валеология [Текст]/ Л. Г. Апанасенко, Л. А. Попова. Серия «Гипократ». Ростов н/Д: Феникс, 2000. 248с.
- Ачкурин Б.Г. Проблемы организации деятельности высшей школы по формированию физического здоровья студентов: Автореф. дисс. канд. пед. наук [Текст]/ Б. Г. Ачкурин- БГПУ. Уфа, 1996. 24с.,
- Базарный В.Ф. Диалоги с В.Ф. Базарным [Текст]/ В.Ф.Базарный// Учительская газета. 1999. 15 июня (№ 24).
- Баевский Р.М. Прогнозирования состояния на грани нормы и патологии [Текст]/ Р. М. Баевский. М.: Медицина, 1979. 298с.
- Баевский Р.М. Валеология и проблема самоконтроля в экологии человека [Текст]/ Р. М. Баевский, А. Л. Максимов. М.: Магазин, 1996. 55с.
- Баевский Р.М. Диагноз донозологический [Текст]/ Р. М. Баевский, В.П. Казначеев// БМЭ, 1978. -Т.7. 252−255.
- Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности [Текст]/ ГА. Балл// Вопросы психологии. 1989. № 1. 92−99.
- Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) [Текст]/ В.К. Бальсевич//Теория и практика физической культуры. 1990. 1. 22−26.
- Бальсевич В.К., Физическая культура: молодежь и современность [Текст]/ В. К. Бальсевич, Л.И. Лубышева//Теория и практика физической культуры. 1995. 4. 2−7.
- Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи [Текст]/ В.К. Бальсевич// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1996. 1. 23−25.
- Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека [Текст]/ В. К. Бальсевич М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 275с.
- Баранов А.Н. Клинико-диагностическое и прогностическое значение метода дерматоглифики при некоторых гинекологических заболеваниях [Текст]: Автореф. дис… канд. мед. наук/ А.Н.Баранов- -Петерб. мед. институт им. И. П. Павлова. СПб, 1992. 22с.
- Барбашин В.А. Стресс реакции и факторы риска заболеваний у лиц молодого возраста [Текст]/ В. А Барбашин, М. В. Миляева, Г. И. Тимощук// Физиология человека. -1994. Т 2 0 1 С 115−121.
- Баталов А.А. Понятие профессионального мышления [Текст]/ А. А. Баталов. Томск: ТГУ, 1985.-228с.
- Батуев А.С. Психическое и физическое здоровье молодежи [Текст]/А.С. Батуев Валеология. 2000. 1. 44−47. 31Бачерников Н. Е. Умственная работоспособность и психо-эмоциональное состояние студентов в различные периоды учебной деятельности [Текст]/ Н. Е. Бачерников, Э.И. Добромиль// Проблемы физического воспитания и повышение спортивного мастерства студентов: Труд. Моск. пед. ин-та. М.: МГПИ, 1980.-С. 188−190.
- Белкин А.И. Мужчина или женщина или «человек без пола» [Текст]/ А.И. Белкин// .Здоровье, человека и прогресс медицины. М.: Медицина, 1976.С. 121−141.
- Белов В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет [Текст]/ В. И. Белов. 2-е из-д. М.: Химия, 1994. 400с.
- Белоусов А.З. Гигиенические вопросы обучения студентов в учебном заведении [Текст]/ А.З. Белоусов// Гигиена детей и подростков. Новосибирск: Наука, 1971.-С. 102−109.
- Березин Ф.Б. Изучение эмоционального напряжения у студентов во время экзаменов [Текст]/ Ф. Б. Березин, В. А. Доскин, И.Б. Шарай// Гигиена и санитария. 1 9 8 9 1 1 С 27−29.
- Бодров В.А. Личность и информационный стресс/ Информационный стресс: учебн. пособие для вузов [Текст]/ В. А. Бодров. М.: ПЕРСЭ, 2000. С 222 254. (современное образование). ЗЭ. Бодяжина В. И. Неоперативная гинекология [Текст]/ В. И. Бодяжина, В. П. Сметник, Л. Г. Тумилович. М.: Медицина, 1990. 544с. 4О. Брехман ИИ. Введение
- Бундзен П.В. Психофизическая тренировка при измененных психосоматических состояниях студенческой молодежи: Методическое пособие [Текст]/ П. В. Бундзен, ОМ. Евдокимова. СПб: СПб НИИ физ. культ., 1998. -32с.
- Бундзен П.В. Здоровье и массовый спорт: проблемы и пути их реализации [Текст]/ П. В. Бундзен, Р.Д. Дибнер// Теория и практика физической культуры. 1 9 9 4 5 6 С 24−27.
- Бундзен П.В. Теоретические основы разработки и опыт применения системы «ОФИС» для укрепления здоровья средствами физической культуры [Текст]/ П.В. Бундзен// Спорт и здоровье: Науч.-прак. конф. СПб, 1992. 5−14.
- Бундзен П.В. Оздоровительный психо-физический тренинг: принципы построения и практическая результативность [Текст]/ П.В. Бундзен// Вестник спортивной медицины России. 1995. 3−4. 23−26.
- Вайнер Э.Н. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни [Текст]/ Э.Н. Вайнер// Валеология. 1998. № 3. 17−23.
- Васильев Д.А. Дифференциация медицинской группы на основе интегральной оценки морфо-функциональных, вегетативных и психологических характеристик студентов начальных курсов вуза города Москвы [Текст]/ Д. А. Васильев, И.Т. Выходец// Журнал российской ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов. 2004. № 2. 30−38.
- Вейнингер О. Пол и характер. Мужчина и женщина в мире страстей и эротики [Текст]/О.Вейнингер- перевод с нем. М.:Форум, 1991. 192с.
- Викторова В.С. Об адаптации студентов-первокурсников в педвузе// Пути совершенствования профессиональной направленности в педагогическом вузе [Текст]/ В. С. Викторова: тез. докл. XI респуб. науч.-прак. конф. Саратов, 1975.-С. 46−47.
- Виленский М.Я. Проблема оптимального соотношения умственной и физической деятельности [Текст]/ М.Я. Виленский// Проблемы умственного труда: сб. науч. статей. М.: ВНИИИФК, 1983. Вып 6. 79−85.
- Виленский М.Я. Физическая культура в профессионально-ценностных ориентациях студентов и процесс их формирования [Текст]/ М.Я. Виленский// Теория и практика физической культуры. 1991. 11. 27−30/ В. К. Вилюнас. М.: МГУ, 1990. 257с.
- Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни [Текст]/ П. А. Виноградов. М.: Мысль, 1990. 287с.
- Виру А. А Аэробные упражнения [Текст]/А.А. Виру, Т. А. Юримяэ, Т. А. Смирнова М.: Физкультура и спорт, 1988. 142с.
- Волкидин Н.Я. Эмоциональное напряжение на фоне воображаемых и реальных экзаменов [Текст]/ Н.Я. Волкидин// Гигиена и санитария. 1982. 6. 81−83.
- Волоцкой М.В. Генетика кожного рельефа [Текст]/ М. В Волоцкой// Антропологический журнал. 1937. № 3. 41−69.
- Волчегорский И.А. Разнонаправленность изменений иммунной реактивности и стресс-чувствительности как фактор выбора адаптационной стратегии в неблагоприятных условиях [Текст]/ И. А. Волчегорский, В. Э. Цейликман, О.Л. Колесников// АН. Серия биологическая. 1998. № 2. 242−249.
- Воронов М.А. Психосоматика: Практическое руководство [Текст]/ М. А. Воронов. К.: Ника-Центр, 2002. 256с.
- Выдрин В. М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование [Текст]/ В.М. Выдрин//Теория и практика физической культуры. 1995. 5 6 С 15−17.
- Выступление президента Российской федерации В. В. Путина на заседании Совета при президенте Российской федерации по физической культуре и спорту (15 декабря 2002 года) [Текст]// Теория и практика физической культуры. 2003.-№ 1. 2.
- Вундер П.А. Стрессорные реакции и роль пола в их осуществлении [Текст]/ П. А Вундер, Е. В. Андронов, Т.А. Андронова// Успехи современной биологии 1999. Т. 19. № 4. 335−344.
- Пальцевая дерматоглифика и факторы ее определяющие [Текст]: автореф. дис… канд. биол. наук/ 3.
- Гальперина- Минск, гос. универс. Минск., 1983 18с.
- Гаспаров А.С. Клинико-дерматоглифические параллели у пациенток с гиперандрогенией [Текст]/А.С. Гаспаров, Т.С. Пшеничникова//Акуш. и гинек. 1989. № 2. 46−49.
- Геодакян В.А. О структуре эволюционирующих систем [Текст]/ В.А. Геодакян// Проблемы кибернетики. 1972. Вып.25. 15−21.
- Гладкова Т.Д. Элементы кожных узоров рельефа пальцев и ладоней в группах родственников [Текст]/Т.Д. Гладкова. М.: Наука, 1964. 110с. 64, Глущенко А. Г. Факторы, влияющие на работоспособность и функциональное состояние студентов 1-го курса [Текст]/А.Г. Глущенко, И. И. Слепушкина, Ю. А. Литвинова Гигиена и санитария. 1981. 3. 34−37.
- Головченко О.П. Жизнь и здоровье// Формирование физической активности человека [Текст]/ О. П. Головченко. Омск: Арена, 2002. 10−57.
- Головченко О.П. Здоровый образ жизни и его составляющие Формирование физической активности человека [Текст]/ О. П. Головченко. Омск: Арена, 2002.-С. 110−122.
- Горшков А.Г. Педагогические условия включения физического воспитания в процесс адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе [Текст]/А.Г. Горшков// Проблема формирование личности и профессиональной готовности специалистов средней и высшей квалификации средствами физической культуры и спорта: тез. докл. науч.-прак. конф. Кировоград: ВАУГА, 1 9 9 1 4 2 С 53.
- Гриненс Э.Ф. Закономерности приспособления организма студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе [Текст]: автореф. дис ук/ Э.Ф. Гриненс- ВГПИ. Вильнюс, 1972. 41с.
- Гусева И.С. Морфогенез и генетика гребешковой кожи человека [Текст]/ И. С. Гусева Минск: Пламя, 1986. 158с.
- Гусева И.С. Дерматоглифика как проявление конституции человека [Текст]/ И.С.Гусева// Российские морфологические ведомости. 1993. 5−8. 37−48.
- Гуськов С И Женщина. Физическая активность. Здоровье [Текст]/ С И Гуськов, В. А. Панков. М.: Физкультура и спорт, 2000. 260с.
- Давиденко Д.Н. Основы здорового образа жизни человека [Текст]/ Д.Н. Давиденко// Вестник Балтийской академии. 1996. № 9. 15−23.
- Двоенко СВ. Особенности физической подготовки на этапе, предшествующем летному обучению курсантов военного авиационного института: дисс.кан. пед. наук. [Текст]/ СВ. Двоенко- РГАФК. М., 2001. 142с.
- Денисенко В.С. Наше хронически больное «завтра»/ В.С. Денисенко// Формула здоровья [Текст]/ Воронежская областная медицинская газета. 2002. № 5(8). 7.
- Динейка К.В. Десять уроков психофизической тренировки [Текст]/ К. В. Динейка. М.: Физкультура и спорт, 1987. 63с.
- Дудина Е.А. Эволюционный подход к системе оценки адаптивных возможностей организма человека [Текст]/ Е.А. Дудина// Теория и практика физической культуры. 1999. № 5. 14−16.
- Зайцев Г. К. Потребностно-мотивационная сфера физического воспитания студентов [Текст]/ Г. К. Зайцев// Теория и практика физической культуры. 1993. 7 С 21−24.
- Загорский Б.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка в советской системе физического воспитания: учебн. пособие [Текст]/ Б. И. Загорский. М.: ГЦОЛИФК, 1981. -65с. докт пед. на75. Захватов Ю. А. Анализ физического развития и физической подготовленности студентов вуза инженерно-технологического профиля [Текст]/ Ю. А. Захватов, Е. М. Иванов Научные основы физического воспитания и спортивной тренировки: респ. сбор. науч. труд, по проблеме физ. восп. и высш. спорт, мастер. -СПб, 1996.-С. 163−169.
- Егорычев А.О. Здоровье студентов с позиции профессионализма [Текст]/ А. О. Егорычев, Пенцик Б. Н., Бондаренко К. А., Смирнова Ю. А//Теория и практика физической культуры. 2001. № 5. 53−56.
- Журавишкина Е.Г. О предэкзаменационном состоянии студентов// Образование в России: медико-психологический аспект [Текст]/ Е.Г. Журавишкина/ Мат. IX всеросс. научно-практ. конф. Калуга, 2004 113−115.
- Евдокимова О.М. Технология валеометрии в оздоровительной физической культуре: автореф. дисс докт. мед. наук [Текст]/О.М. Евдокимова- СПб. гос. мед. университет им. И. П. Павлова. СПб, 2000. -44с.
- Евсеев С П Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы [Текст]: Монография/ СП. Евсеев. СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб, 1999. 144с.
- Емец А.И. Влияние занятий различными видами спорта на умственную работоспособность студентов [Текст]/А.И. Емец, В.В. Дементьева// Гигиена и санитария. 1980. 5. 84−86.
- Ефименко Н.М. Основы валеологических знаний как компонент экологического образования студентов [Текст]/ Н.М. Ефименко// Научно-практические проблемы преподавания физической культуры в высшем учебном заведении: мат. науч.-прак. конф. Белгород: БЮИ, 1999. 192.
- Изард К.Э. Психология эмоций [Текст]/ Пер. с англ. СПб.: Изд-во «Питер», 1999 4 6 4 с ил. (Серия «Мастера психологии»).
- Издиковски Б. Формирование ценностных ориентации, влияющих на жизненную и профессиональную карьеру молодежи [Текст]: автореф. дис. …д-ра пед. наук. М., 1997. 36с.
- Казначеев В. П. Казначеев СВ. Адаптация и конституция человека [Текст]/ В. П. Казначеев, СВ. Казначеев. Новосибирск: Наука, 1986. 118с.
- Казначеев В.П. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения [Текст]/ В. П. Сиб. отд., 1991.-304с.
- Карпман В.Л. Тестирование в спортивной медицине [Текст]/ В. Л. Карпман, Казначеев, Е. А. Спирин Новосибирск: Наука, З. Б. Белоцерковский, И. Д. Гудков. М.: Физкультура и спорт, 1988. 208с.
- Китаев-Смык Л. А. Психология стресса [Текст]/ Л.А. Китаев-Смык. М.: Наука, 1983.-408с.
- Ключников СЮ. Антистресс шаг за шагом [Текст]/ СЮ. Ключников// Держи стресс в кулаке. Как извлечь выгоду из стрессовых ситуаций. СПб.: Питер, 2002.-С. 75−121.
- Кобяков Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека [Текст]/ Ю.П. Кобяков// Теория и практика физич. культуры. 2003. № 11. 20−24.
- Кобяков Ю.П. Двигательная активность студентов: структура, нормы, содержание
- Козин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение
- Коваленко Е.А. Гипокинезия [Текст]/ Е. А. Коваленко, Н. Н. Туровский. М: Медицина, 1980. -320с.
- Коваленко Т.Г. Биоинформационныые технологии при проблемно-модульном обучении в системе физического воспитания и реабилитации студентов с ослабленным здоровьем: автореф. дис… докт. пед наук [Текст]/Т.Г. Коваленко- гос. пед. универ. Волгоград, 2000. 54с.
- Комплексная оценка диагностики психосоматического здоровья учащийся молодежи [Текст]/Л.Л.Азончик, П. В. Бундзен, Г. А. Вайник, ОМ. Евдокимова// тез. научн. конф. НИИФК. СПб, 1996. 10−11. 100. Кон И. С. Меняющийся мужчина в меняющимся мире [Текст]/ И. С Кон Тендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика труд, науч.прак. к о н ф 2 0 0 1 4 1 С 73−93.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования [Текст]/ Самара: СГПУ, 1994.-165с.
- Краснов Н.В. Исследование зависимости психологической устойчивости курсантов ВВУЗа от уровня их физической подготовленности [Текст]/ Н.В. Краснов// Тезисы докладов итоговой научной конференции адъюнктов и соискателей института за 1984 год.-П.: ВИФК.1985.-С. 9−11.
- Креславская Е.Е. Здоровье в иерархии жизненных ценностей [Текст]/ Е.Е. Креславская// Образование в России: медико-психологический аспект/ Мат. IX Всеросс. науч.-практ. конф. Калуга, 2004 129−131.
- Кривич И.П. Особенности дерматоглифических показателей у девочек и девушек с гиперандрогенией различного генеза [Текст]/ И.П. Кривич// Акуш. и гинек. 1987. 9. 57−58.
- Кричфалушин М.В. Исследование психического состояния студентов в ситуации экзамена [Текст]/ М.В. Кричфалушин// Гигиена и санитария. 3. 83−86.
- Кряжев В.Д. Двигательные возможности человека: методологические аспекты развития, сохранения и восстановления [Текст]/ В.Д. Кряжев// Теория и практика физической культуры. 2003. № 1. 58−61.
- Кряжев В.Д. Школа здоровья [Текст]/ В. Д. Кряжев. М.: Физкультура и спорт, 1991.-109с.
- Кряжев В.Д. Исследование эффективности методов естественного оздоровления человека [Текст]/ В. Д. Кряжев, О.В. Павлова// Теория и практика физической культуры. 2000. 5−6. 15−18.
- Куликова Н.В. Влияние дозированной ходьбы на сердечно-сосудистые и вегетативные реакции студентов [Текст]/ Н. В. Куликова, О.В. Куделина//Теория и практика физической культуры. 2004. 5. 42−43.
- Кузнецов А.В. Создание единой системы здоровье сбережения через интегрированное изучение эмоциональной сферы учащихся общеобразовательных учреждений [Текст]/ А. В. Кузнецов Образование в России: медикопсихолог. аспект/ Мат. IX всеросс. науч.-практ. конф. Калуга, 2004 131−135.
- Кустов Л.А. К вопросу обоснованности оптимального соотношения общей и профессионально-прикладной физической подготовки студенческой молоде1987.-
- Кулик В.П. Трехмерная модель здоровья [Текст]/ В.П.Кулик// Валеология.2000.-№ 3.-С.15−18.
- Левенко Н, А Влияние физических нагрузок различной интенсивности на показатели умственной работоспособности студентов [Текст]/ Н. А. Левенко, М. М. Рыжак, В. В. Михайлов В.В.// Проблемы умствен, труда. М.: ВНИИФК, 1983. -Вып 6. -С.91−95.
- Летунов СП. Электрокардиографические и рентгенкимографическое исследование сердца спортсмена [Текст]/ СП. Летунов. М.: Медгиз, 1957. 142с.
- Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст]/- М.: АПН СССР, 1952.-461с.
- Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека [Текст]/Л.И. Лубышева. М.: РГАФК, 1992. 120с.
- Лубышева Л.И. Педагогическая система формирования физической культуры студенческой молодежи (культурологический аспект) [Текст]/Л.И. Лубышева., А. В. Лотоненко. М: ФОН, 1997. 42с.
- Лубышева Л. И. Спорт и цивилизация (круглый стол) [Текст]/Л.И. Лубышева// Теория и практика физической культуры. 2004. № 5. 58−63.
- Малиновский СВ. Универсальная комплексная система подготовки в физическом воспитании студентов [Текст]/ СВ. Малиновский//Теория и практика физической культуры. 1991. № 6. 13−15.
- Мамедов А.М. Особенности реакции студентов младших курсов на воздействие комплекса факторов, связанных с обучением в вузе [Текст]/ А. М. Мамедов, Аз. М. Мамедов// Вопросы гигиены и здоровья студентов вузов Тез. науч-практ. конф. МГПИ. М м 1974. С 155−156.
- Марищук В.Л. О коррегировании профессионально значимых качеств [Текст]/ В.Л. Марищук// Тез. докл. итоговой научн.конф. воен. ин-та физкульт. за 1979 год.-Л.: ВИФК, 1980.-С. 51−53.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учебник для ИФК/ Л. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 2000. 542с.
- Махова О.П. Сравнительная эффективность влияния упражнений разной структуры аэробной направленности на физическое состояние женщины второго периода в общей кондиционной тренировке [Текст]: атореф. дис. …канд. пед. наук/ О. П Махова- Всеросс. науч.-исслед. инстит. физкульт. М., 1993.-21с.
- Меерсон Ф.З. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам [Текст]/Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова-М.: Медицина, 1988.-254с.
- Меерсон Ф.З. Адаптационная медицина: механизмы и защитные эффекты адаптации [Текст]/ Ф. З. Меерсон. М.: Нугох1а Мес1юа11ЛТ), 1993 331с.
- Мельников А.Х. Очерки интегральной диагностики [Текст]/А.Х. Мельников. Тула: НИИ новых медицинских технологий, ТППО, 1997- 177с.
- Мильнер Е.Г. Пути повышения эффективности оздоровительной тренировки [Текст]/ Е. Г Мильнер// Теория и практика физической культуры. 2000. № 9.-С.43−45.
- Могендович Р.М. Кинезофилия и старение [Текст]/ Р.М. Могендович// Мат. науч. конф. по геронтологии и гериатрии. Киев, 1968. 82−84.
- Наин А.Я. Оценка влияния общеразвивающих упражнений на активизацию познавательной деятельности студентов [Текст]/ А.Я. Наин// Теория и практика физической культуры. 1994. 3−4. 15−17.
- Никитюк Б.А. Сомато-психические связи и их роль в управлении деятельностью [Текст]/ Б. А Никитюк//Теория и практика физической культуры. 1983. 7. -С. 44−46.
- Никитюк Б.А. Об интегративной психо-биологии через экологизацию знаний к интегративной антропологии и медицине [Текст]/ Б. А Никитюк// Интеграция знаний в науках о человеке. (Современная интегративная антропология). М: СпортАкадемПресс, 2000. 435−437 (Серия «Физическая культура и современность»).
- Николаев Ю.М. Физическая культура, современность и вопросы физического воспитания молодежи [Текст]/ Ю.М. Николаев// Научные основы физического воспитания и спортивной тренировки/ Респ. сбор. науч. труд, по проблеме физ. восп. и высш. спорт, мастер. СПб, 1996. 120−123.
- Новиков В.И. Динамика физических качеств, состояния здоровья и физического развития студентов в процессе обучения в вузе [Текст]/ В. И. Новиков, В.В. Федоткин// Физкультура и здоровье студентов сб. науч. труд. МГУ. М.:МГУ, 1988.-С. 208−211.
- Олейник Е.А. Физическая культура как метод снятия стресса у студентов/ Е. А Олейник, К.В. Чипанин// Научные основы физического воспитания и спортивной тренировки [Текст]/ Респ. сбор. науч. труд, по пробл. физ. воспит. и высш. спорт, мастер. СПб, 1996. 7−8.
- Павлов И.П. Разные типы нервной системы. Патологическое состояние больших полушарий как результат функционального воздействия на них [Текст]/ И.П. Павлов// Соб. соч. Т.4. М.-Л.: АН СССР, 1951. 299−335.
- Павлов СЕ. Адаптация [Текст]/ СЕ. Павлов. М.: Паруса, 2000. 282с.
- Панин Л.Е., Соколов В. П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении [Текст]/ Л. Е. Панин, В. П. Соколов. Новосибирск: Наука, 1981. 177с.
- Петленко В.П. Валеология перспективное научно-педагогическое направление XXI века [Текст]/ В. П. Петленко, Д.Н. Давиденко// Теория и практика физической культуры. 2001. № 1. -С. 15−21.
- Пирогова Е.А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека [Текст]/ Е. А. Пирогова. Киев: Здоровье, 1986. 152с.
- Пономаренко И.И. Двигательная активность и умственная работоспособность студентов вуза [Текст]/ И.И. Пономаренко// Гигиена и санитария. 1980. 2. С 27−30.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст]/ А. М. Прихожан. М.: Московский психологосоциальный институт- Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. -304с.
- Прохорова Г. И. Состояние здоровья школьников Воронежа: факты и комментарии [Текст]/ Г. И. Прохорова// Формула здоровья/ Воронежская областная медицинская газета. 2002. № 5(8). 2.
- Пшенникова М.Г. Феномен стресса. Эмоциональный стресс и его роль в патологии [Текст]/ М.Г. Пшенникова// Физиология человека. 2000. № 4. 24−31.
- Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов [Текст]: учеб. пособие/ Р. Т. Раевский. М.: Высшая школа, 1985.-136с.
- Рабачук Н.А. Педагогическая технология здоровьесбережения студентов в гуманистически ориентированном вузе [Текст]/Н.А. Рыбачук. Краснодар: КубГУ, 2002. 230с.
- Родионова О.М. Оценка состояния здоровья, заболеваемости и распространенности вредных привычек в студенческой и школьной среде [Текст]: автореф. дис… кан. мед. наук/ О.М. Родионова- Росс, универ. дружб, народ. М, 1999.-17с.
- Рожков П.А. От великой спортивной державы к здоровой России [Текст]/ П.А. Рожков//Теория и практика физической культуры. 2001. 1. 2−8.
- Романычева Н.В. Забота о сохранении психологического здоровья на первом этапе обучения в образовательных учреждениях [Текст]/ Н.В. Романычева// Актуальные проблемы культуры здоровья/ Мат. науч.-практ. конф. Воронеж, 2002.-С. 152.
- Рябова И.В. Социально-гигиенические и педагогические аспекты режима для студентов вуза [Текст]/ И. В. Рябова, А.П. Боярский// Гигиена и санитария. 1981.-№ 5. С 83−85.
- Саноян Г. Г. Изменение работоспособности студентов в зависимости от количества занятий в неделю [Текст]/ Г. Г. Саноян// Теория и практика физической культуры. 1970. № 9. 49−50.
- Сауткин М.Ф. Изменение физического состояния студентов в период трудового семестра [Текст]/ М. Ф. Сауткин, Н. Чернов// Гигиена и санитария. 1980.-№ 2.-С.45−46.
- Сахарова М.Н. Влияние разных сроков начала обучения на физическое развитие городских и сельских школьников [Текст]/ М. Н. Сахарова, Г. М. Атрощенко// Гигиена и санитария. 1991. 6. 47−50.
- Селье Г. Стресс без дистресса [Текст]/ Г. Селье. М.:Прогресс, 1982. 125с.
- Смирнова Н.К., Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы [Текст]/ Н. К. Смирнова, М. К. Аносова М.: Изд. Академии ПК и ПРО, 2002.-213с.
- Смоленцева В.И. Развитие навыков психорегуляции у спортсменов в процессе совершенствования [Текст]/ В.И. Смоленцева// Теория и практика физической культуры. 2004. № 4. 41−45.
- Соболева Т.С. Формирование полозависимых характеристик у девочек и девушек при занятиях спортом [Текст]: Дис… докт.мед.наук./ Т.С. Соболева- СПб. гос. мед. институт им. И. П. Павлова. СПб, 1997. 243с.
- Соболева Т.С. И вновь актуален призыв: «Берегите мужчин!» [Текст]// Вестник ВГТА. 2004. № 9. 119−124.
- Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни [Текст]/ Сост. В. И. Жолдак. М.: Советский спорт, 1996. 96с.
- Спилберг Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследо- вания тревоги [Текст]/ Ч.Д. Спилберг// Стресс и тревога в спорте: Межвуз. сбор. науч. статей. М.: Физкультура и спорт, 1983. 124.
- Стресслимитирующий эффект ментального тренинга [Текст]/ П. В. Бунзен, Е. А. Гаврилова, В. А. Исаков, Л.Э. Унесталь// Вестник спортивной медицины России. 1996. № 1−2. 18−32.
- Суздальницкий Р.С. Новые подходы к пониманию спортивных стрессорных иммунодефецитов [Текст]/ Р. С Суздальницкий, В.А. Левандо// Теория и практика физической культуры. 2003. № 1. 18−22.
- Судаков К.В. Проблемы здоровья человека в условиях научно- технического прогресса и воздействий стрессорных нагрузок [Текст]/ К.В. Судаков// Вестник новых мед. технологий. 1995. Т.2. № 3−4. 32−37.
- Тезндинова А.Б. Питание и здоровье студентов [Текст]/ А.Б. Тезндинова// Казанский медицинский журнал. —1980. № 3. 47−49.
- Технология валеометрии в оздоровительной физической культуре [Текст]/ Л. Л. Азончик, О. М. Евдокимова, В. А. Исаков, В.Н. Медведев// Совр. проблемы физической культуры и спорта. СПбНИИФК. 1998. С 28−32.
- Тимошкин В.Н. Структура двигательной активности студентов и её совершенствование в процессе обучения в вузе [Текст]: Автореф. дис наук/ В.Н. Тимошкин- РГАФК. М., 1993. 24с. канд пед.
- Тополянский В.Д. Психосоматические расстройства [Текст]/ В. Д. Тополянский, М. В. Струковская. М. Медицина, 1986. 384с.
- Туревский И.М. Двигательное научение и ловкость как особая интеллектуальная способность [Текст] И.М.Туревский// Принципы индивидуализации физического воспитания учащейся молодежи: Межвуз. сб. науч. труд. Тула: ТГПИ, 1999.-С. 102−111.
- Унесталь Л.Э. Применение внутреннего ментального тренинга [Текст]/ Л.Э. Унесталь// Современные достижения спортивной науки: Тез докл. научпрак. конф. СПб.:НИИФК, 1994. 16−17.
- Физическое воспитание студентов [Текст]: Учебное пособие/ Под ред. Б. И. Новикова. М.: МГУ, 1990. 231с.
- Физическая культура: Всероссийская базисная программа для высших учебных заведений [Текст]/ Сост. Л. И. Лубышева, Г. М. Грузных// Под ред. СВ. Малиновского. М: МЭИ, 1991. -48с.
- Фомин Н.А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы [Текст]/ 2003. 383с. Н. А. Фомин. М.: Теория и практика физической культуры,
- Хакунов Н.Х. Формирование физической культуры личности в учебных заведениях разного типа [Текст]: Автореф… дис. докт. пед. наук. Краснодар, 1995.-33с.
- Ханин Ю.Л. Управление эмоциональным состоянием студентов средствами физического воспитания [Текст]/ Ю.Л. Ханин// Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983. 261−267.
- Хризман Т.П. Мужчины всегда на передовой [Текст]/ Т.П. Хризман// Учительская газета. 1999. 15 июня (№ 24).
- Чумаков Б.Н. Профессионализм и соматическое здоровье [Текст]/ Б. Н Чумаков// Организация и методика физкультурно-оздоровительной и спортивной работы/ Мат. междун. конф. 4.2. М.:МГУ, 2000. 64−69.
- Чоговадзе А.В. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов [Текст]/ А. В. Чоговадзе, М.М. Рыжак// Теория и практика физической культуры. 1993. № 7. 8−10.
- Уваров В.А. Анализ изменения физической подготовленности, физического развития и здоровья студентов за последнее десятилетие (1988−1999) [Текст]/ В. А. Уваров, Н. К. Ковалев, Т.А. Булавина// Организация и методика физкультурно-оздоровительной и спортивной работы/ Мат. междун. научпрак. конф. М.: МГУ, 2000. 4.1. 256.
- Юров Ю.В. Проблемы взаимозависимости здоровья и учебной деятельности студентов [Текст]/ Ю.В. Юров//Актуальные проблемы культуры здоровья/ Мат. науч.-практ. конф. Воронеж, 2002. 74.
- Эмоциональный стресс: теоретические и клинические аспекты [Текст]/ Под ред. К. В. Судакова, В. И. Петрова. Волгоград: Комитет по печати и информации, 1997. 168с.
- Эндрюс Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии [Текст]/Д.К. Эндрюс//Теория и практика физической культуры. 1993. № 1. 46−48. 181. АКег М. Оегта{од1урЫ апа! уз]з аз, а сПадпозйс 1оо1 [Текст]/ М. АНег// МесПсте -1967. -УЛ6. Р. 35−37.
- Вегдег В. Згезз гейасйоп апс! тоос) еппапсетеп* п 1Ъиг ехегазе тос! ез: 5ллтгтпд, Ьос1у сопс1Шоптд, На*па уода апс! Тепстд [Текст]/ В. (
- Вегдег О.Н. Ошеп// Кезеасп Оиаг1ег1у <Ъг Ехегазе апс! 8рог1 1988. |У.59. Р. 148−159. 183. В|с!с11е
- Ехегазе апс! рзуспозоаа! пеаИп/ 8. В|с1с11е// (ЧезеагсИ диаг*ег1уТог ехегс|зе апй зрог! [Текст]/ Ргосеес!|пд оТ 1п1егпа1юпа1 ЗаепйТю Сопзепзиз СопГегепсе. ОиеЬес СКу, Мау 1995. 5рес! а11ззие. -/.66. N0.4. Р. 292−297.
- Рзуспозос1а1 Ьазез оГ регсеес! ехег1юп [Текст]/ С Вогд// МесПапе апс) Заепсе 1 8рог1 апс) Ехегазе. 1982. -УА4. П N0.5. Р. 377−381.
- Нете Н. 0езипс)г1еН-Кгакпе|1:-8!ге53 [Текст]/ Н. Иете/1 В1о1од. МесИс1пе. 1997.-N.5.-3.200−204. 186. Не11з1: гот О. Л/. НеаКп рготоНоп апс) сПпюа! сИа1одие [Текст]/ О. Л/. НеПзгот// Ра"еп1Ес1иса11ОП апс! соипзеНпд. 1995. У.25. N 3. Р. 247−256.
- РезезсШап N. РзусМозотас ипс! розШуе РзусИо1:11егар1е [Текст]/ N. РезезсШап./ 5рппдег-/ег1ад. ВегПп-Не1с1е1Ьегд Nе/V-Уок, 1996. 3. 321. 192. РоПоск М.-. РИузюа! асмгу, МеаНИ апс! с! ез1дпес1 ехегс1зе ргодгатз [Текст]/ М.1. РоПоск, Н. Л/Птоге, 8.М. Рох. NеVV-УокI 1990. Р.1−79.
- Раис1з1:ерр I. Рпузюа! асШу. АегоЫс Шпезз т ргеас! о1е5сеп1 спИс1геп [Текст]/ РаисМерр, Т. ите// Зрог!: тес1|С1пе, Тга1П1пд апс! КепаЬНйайоп. 1988.-N.2.-Р. 123−131. 194. ЗоЬе! 0.8. Ке1: п1пк1пд тес!1С1пе: сопзеЯесуе рпуспозоЫа! 1пеп/еп1-|опз (Кеу|ел/) [Текст]/ й.З. ЗоЬе1// РпусИозошас тесИсте. 1995. /.57 N.3. Р. 234−244. 195. Л/е1пе Е. ЫеигорерШез 1п рптагу аЯегеп пеигоз [Текст]/Е. Л/е1пе//Ас-з Л/. 2епкеп, Ш. МеипиЬег. Тпе Рптагу АЯегеп1: Nеиоп. К У Р1епит РиЬПзЫпд Согрога1: юп. -1990.