Комплексная методика физического воспитания учащихся среднего школьного возраста подготовительной медицинской группы
Полученные экспериментальные данные о влиянии отдельных методов классического массажа показали неоднозначность их воздействия на двигательные, психофизиологические и вегетативные функции человека. Разработанные технические средства массажа, являющиеся аналогами действия методов ручного массажа, оказали сходное воздействие на те же функции организма, что позволяет заменять ручной массаж… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 11. Здоровье как медико-биологическая и социальная ^ категория, его критерии, детерминанты, уровни и способы его оценки
- 1. 2. Существующие проблемы процесса физического воспитания школьников
- 1. 3. Современные подходы к организации процесса физического воспитания детей среднего школьного возраста
- 11. Здоровье как медико-биологическая и социальная ^ категория, его критерии, детерминанты, уровни и способы его оценки
- 2. 1. Задачи исследования
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 3. Организация и контингент исследования
- 3. J. Анализ свободного времени и объема двигательной активности учащихся средних классов
- 3. 2. Характеристика морфо-функционального развития школьников
- 3. Л Уровень физической подготовленности и работоспособности школьников
- 3. 4. Результаты анализа заболеваемости учащихся по данным школьной медицинской документации и уровня их физического здоровья
- 3. 4. Потребностно-мотивационная характеристика физической культуры школьников
- 4. 1. Теоретическое обоснование экспериментальной методики физического воспитания детей среднего школьного возраста
- 4. 2. Методика применения внеурочных форм физического воспитания школьников подготовительной медицинской группы
- 4. 3. Изменение уровня здоровья, морфо-функционального развития, физической подготовленности и работоспособности школьников после эксперимента
Комплексная методика физического воспитания учащихся среднего школьного возраста подготовительной медицинской группы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность. Состояние здоровья детей и подростков, которое определяет основные тенденции здоровья населения страны, является важнейшр/v показателем достижений общества в социально-экономическом, культурном и научном отношениях.
Всемирная организация здравоохранения вынуждена констатировать, что современное поколение людей по ряду важнейших показателей здоровья уступает предшествующим поколениям.
Динамика ухудшения здоровья детей наметилась давно (С.Б. Тихвинский, И. М. Воронцов, 1991; Е. П. Усанова, 1997). Хронический дефицит двигательной активности, повышенные психические и эмоциональные нагрузки, неблагоприятная экологическая обстановка — это лишь мала> часть тех известных факторов, которые оказывают негативное воздействие на здоровье ребенка.
При этом современные организационные формы физического воспитания, предусмотренные школьной программой, составляют в среднем только 32% от общей суточной потребности ребенка в движении (Н.Т. Лебедева, 1979), а средний прирост показателей физической подготовленности, достигнутый за год обучения (при двух уроках физической культуры в неделю), составляет 3,0% у мальчиков и 2,2% - у девочек (Ю.Н. Вавилов, 1990).
В Сзчзи с этим проблема сохранения и укрепления здоровья достаточно актуальна и требует значительных усилий не только со стороны медицинских работников, но и прежде всего педагогов, т.к. установка на здоровье и здоровый образ жизни не появляется у ребенка сама по себе, а формируется в результате определенного педагогического воздействия (O.JI. Трещева, 1999).
Анализ нынешних учебных программ по физическому воспитанию (В.И. Лях, Г. Б. Мейксон, 1993; В. И. Лях и др., 1996; А. П. Матвеев, 2002;
А.С. Гречко, Г. Я. Соколова, 1998; Е. Н. Литвинов, М. Я. Виленский, Б. И. Туркунов, 1996) показал, что все они одной из своих задач определяют укрепление здоровья учащихся. В содержание данных программ включены средства для развития физических качеств и формирования двигательных умений и навыков, говорится о пользе закаливания для укрепления здоровья. Но, к сожалению, в них недостаточно освещены конкретные методики л средства оздоровительно-профилактического характера и методы саморегуляции различных состояний (физических и психических), а это на сегодняшний день является весьма актуальным (С.Н. Кучкин, 1998; Н. Т. Лебедева, 1979; А. Г. Мастеров, С. Н. Кучкин, И. Н. Солопов, 2000; М. Б. Штарк, 1985).
Проблема повышения уровня здоровья и физической работоспособности может быть решена путем целенаправленного воздействия на организм школьников, как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время не только традиционными средствами физического воспитания, но и специальными вспомогательными оздоровительными средствами (А.Г. Мастеров, С. Н. Кучкин, И. Н. Солопов, 2000; О. П. Саутина, Т. А. Воробьева, 2000). В настоящее время есть только единичные работы, описывающие комплексные методики проведения школьных уроков физического воспитания с оздоровительной направленностью (А.Е. Дубовой, 1997; С. Н. Кучкин, Н. В. Седых, 1998; С. М. Мнавер, 1999). В этих работах показана возможность применения оздоровительных средств в структуре уроков физического воспитания для профилактики простудных заболеваний и формирования здорового образа жизни.
Однако в них не указывается возможность применения оздоровительных средств физического воспитания во внеурочное время, тогда как большая роль в приобщении учащихся к ежедневным занятиям физическими упражнениями принадлежит внеклассной физкультурнооздоровительной и спортивно-массовой работе (Н.У. Сагалаков, 2000), которая способствует не только физическому совершенствованию, но и формированию у школьников навыков и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Кроме того, в качестве нетрадиционных средств физического воспитания они использовали дыхательные упражнения, точечный массажа биологически активных точек, аутотренинг и др., и не рассматривают в качестве такового классический и аппаратный массаж.
Именно поэтому в специальных исследованиях необходимо выявить значимость классического и аппаратного массажа как нетрадиционного оздоровительного средства физического воспитания, а также разработать методику, раскрывающую возможность применения традиционных средств физического воспитания в сочетании со вспомогательными, нетрадиционными средствами с целью оздоровления детей школьного возраста.
Объект исследования — процесс физического воспитания средних школьников подготовительной медицинской группы.
Предмет исследования — средства и методы физического воспитания, применяемые во внеурочное время для оздоровления мальчиков 11−12-летнего возраста подготовительной медицинской группы.
Целью исследования является разработка и научное обоснование комплексной методики физического воспитания, сочетающей традиционные и специальные вспомогательные средства для оздоровления мальчиков 11−12-летнего возраста подготовительной медицинской группы.
Гипотеза исследования. Методика физического воспитания мальчиков 11−12-летнего возраста подготовительной медицинской группы будет педагогически целесообразной и продуктивной, если она будет включать в себя элементы подвижных и спортивных игр, упражнения для развития физических качеств и процедуры гигиенического массажа.
Методологической основой исследования являются системный подход (L. Bertalanffy, 1968; И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин, 1973), принципы и положение теории функциональных систем П. К. Анохина (1975, 1980), концепция личностно-ориентированного образования (В.В. Сериков, 1999), концепция развития физической культуры личности (Н.В. Барышева, 1997) и индивидуализации массового физического воспитания (В.К. Бальсевич, 1996; В. Д. Сонькин, В. В. Зайцева, 1990).
Достоверность полученных результатов обеспечена методологической базой исследования, разнообразием и адекватностью используемых методов, значительным объемом экспериментального материала, репрезентативностью выборок испытуемых, корректностью статистической обработки данных.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Была разработана и экспериментально обоснована эффективность комплексной методики физического воспитания, включающей традиционные и специальные вспомогательные средства для оздоровления мальчиков 11−12-летнего возраста подготовительной медицинской группы.
2. В ходе исследования были использованы новые технические средства массажа и технологии измерения физических качеств;
3. Были проведены комплексные сравнительные исследования функциона иьных изменений и изменений показателей физической подготовленности под влиянием отдельных методов классического и аппаратного массажа.
Теоретическая значимость. Материалы диссертационного исследования дополняют теорию физической культуры экспериментально проверенными сведениями об эффективности использования методики физического воспитания, сочетающей традиционные и нетрадиционные средства оздоровления детей среднего школьного возраста, о возможностях более широкого использования массажного метода в целях обеспечения активного отдыха учащихся, что в свою очередь увеличивает арсенал средств и методов физической культуры.
Практическая значимость заключается в значительной педагогической и оздоровительной эффективности комплексной методики физического воспитания, применяемой во внеурочное время, что позволило учащимся повысить уровень своей физической подготовленности, функционирования различных систем организма и уровень физического здоровья.
Полученные результаты могут быть использованы в практике работы общеобразовательных школ, в процессе подготовки студентов специальных ВУЗов и на курсах повышения квалификации учителей физической культуры.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Комплексная методика физического воспитания, применяемой во внеурочное время, оказывает выраженное оздоровительное действие на мальчиков 11−12-летнего возраста подготовительной медицинской группы, что проявляется в росте физических кондиций занимающихся, повышении уровня физической работоспособности и здоровья учащихся, а также в снижении уровня их заболеваемости в течение учебного года.
2. Адекватная физическая нагрузка, соответствующая функциональному состоянию и двигательным возможностям школьников, в сочетании с гигиеническим классическим, аппаратным и комбинированным массажем, способствуют решению оздоровительных задач, стимулируют развитие познавательных процессов, благоприятствуют формированию позитивного отношения к занятиям физической культурой.
4. Повышенный уровень (в пределах шести часов в неделю) организованной двигательной активности изменяет величину и возрастную динамику двигательных возможностей учащихся среднего школьного возраста подготовительной медицинской группы.
5. Технические средства массажа оказывают аналогичное и даже большее воздействие на показателей физической подготовленности Л человека по сравнению с ручным массажем.
Апробация исследования. Основные положения работы обсуждались на региональных, межвузовских научно-методических и практических конференциях и изложены в 9 публикациях городского, всероссийского и международного масштаба. Результаты исследований и практические разработки внедрены в учебный процесс кафедры теории физической культуры и спорта и кафедры спортивной медицины, Волгоградской государственной академии физической культуры и в работу реабилитационного центра для инвалидов и детей-инвалидов г. Волгограда.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Работа изложена на 187 страницах машинописного текста, содержит 16 таблиц и 6 рисунков.
Список литературы
включает 265 источников, из которых 24 на иностранных языках.
выводы.
1. Анализ показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности и работоспособности мальчиков 11−12-летнего возраста подготовительной медицинской группы показал, что они соответствуют региональным и общероссийским стандартам с оценкой «ниже средней» и «средней». При этом, 57,5% учащихся имели уровень здоровья ниже среднего, 37,5% - средний и 5,0% - низкий уровни здоровья.
2. Анализ медицинской документации показал, что общее количество за медицинской помощью в течении года составило 114 или 1,69 на одного учащегося. При этом, около 55% обращений были по причине заболеваний простудно инфекционного характера. Продолжительность такого рода заболеваний составляла 20 — 30 и более дней.
3. Данные проведенного опроса показали, что 81,4% учащихся посещают физкультуру по расписанию занятий- 18,6% школьников на момент проведения опроса были освобождены по медицинским показаниям.
62,8% школьников считают, что количество уроков в течение учебной недели необходимо увеличить до трех раз- 37,2% респондентов склонны к двухразовым занятиям физической культурой. При этом все учащиеся (100%) указали, что хотели бы заниматься физическими упражнениями дополнительно во внеурочное время.
95,3% респондентов на дополнительных занятиях хотели бы заниматься футболом, 65,1% - волейболом, 53,5% - баскетболом, 93,0% -подвижными играми и эстафетами и 90,7% - общей физической подготовкой.
4. Разработанная комплексная методика физического воспитания мальчиков 11−12-летнего возраста подготовительной медицинской группы, применяемая во внеурочное время, обеспечивает существенное повышение уровня здоровья школьников (путем снижения количества простудных заболеваний), способствует привитию им навыков здорового образа жизни, а также повышает эффективность процесса физического воспитания детей среднего школьного возраста.
5. Использование методики применения внеурочных форм физического воспитания оказывает положительное воздействие на развитие физических качеств: быстроты (процент прироста показателей составил 14,6%), силовых способностей (15,2−47,5%), выносливости (30,3%), гибкости (142,1%) и координационных способностей (107,4%) — повышенк. уровня функционирования центральной нервной, сердечнососудистой и дыхательной системснижение уровня заболеваемости в течении учебного года на 41%- увеличение уровня двигательной активности более чем в три раза. Суммирующим результатом этих изменений является увеличение уровня здоровья школьников до среднего уровня.
6. Материалы теоретических поисков позволили установить общие и отличительные признаки действия массажа и оздоровительной физической культуры на организм человека, что доказывает возможность использования массажного метода в качестве нетрадиционного средства физического воспитания с оздоровительной целью.
7. Полученные экспериментальные данные о влиянии отдельных методов классического массажа показали неоднозначность их воздействия на двигательные, психофизиологические и вегетативные функции человека. Разработанные технические средства массажа, являющиеся аналогами действия методов ручного массажа, оказали сходное воздействие на те же функции организма, что позволяет заменять ручной массаж аппаратным. При этом массаж, выполненный с помощью технических средств, привел к более значительным изменениям изучаемых показателей, нежели классический.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
1. С целью увеличения объема двигательной активности детей среднего школьного возраста и приучения их к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, наряду с урочными формами физического воспитания, следует широко использовать внеурочные формы, которые бы включали в себя традиционные и нетрадиционные средства физического воспитания, такие как элементы спортивных и подвижных игр, упражнения для развития физических качеств и процедуры гигиенического (классического, аппаратного, комбинированного) массажа.
2. Суммарный объем двигательной активности, обеспечивающий повышение уровня физической работоспособности, здоровья школьников и снижение уровня их заболеваемости, должен составлять не менее шести часов в неделю.
3. С целью повышения интереса к занятиям игровыми видами спорта необходимо шире использовать дополнительное оборудование (облегченные баскетбольные мячи, волейбольную сетку различной высоты, а также дополнительную разметку на площадках и стенах). С целью повышения эмоционального фона на занятиях необходимо использовать подвижные игры и эстафеты, задания на внимание и сообразительность.
4. Игры, направленные преимущественно на развитие физических качеств, рекомендуется включать в оптимальный период учебно-тренировочного занятия: в начале занятия целесообразнее включать игры для развития ловкости, быстроты, гибкостив середине (ближе к концу) -скоростно-силовые качества и силув конце занятия — выносливости.
5. На этапе начального разучивания двигательного навыка следует сначала использовать игры-задания, построенные по типу «кто правильнее», «кто точнее». Лишь после прочного закрепления двигательного навыка (на этапе совершенствования) рекомендуется включать в занятия игры-задания (игры-эстафеты) по типу «кто быстрее», «кто больше' и т. п. Такой способ включения игр позволит ускорить темпы формирования гибкого и вариативного двигательного навыка, избежать отрицательного эмоционального воздействия игры на процесс развития двигательных навыков.
6. Для обеспечения большего оздоровительного эффекта от курсов гигиенического массажа, в процессе его выполнения необходимо также использовать технические средства, которые позволяют воспроизводить недоступные для рук массажиста характеристики массажный методов.
Список литературы
- Авдеева, Н.Н. Методика комплексного обследования детей в различных экологических и социальных средах / Н. Н. Авдеева // Физиология человека. 1994. — № 6. — с.43−47.
- Агаджанян, Н.А. Адаптация к гипоксии и биоэкономика внешнего дыхания. / Н. А. Агаджанян, В. В. Гневушев, А. Ю. Катков. М., 1987. -187 с.
- Али Хаджем Абдул Вахаб. Повышение эффективности проявления силы средствами массажа: Автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.04 / А.А. Вахаб- ГЦОЛИФК. М., 1985. — 20с.
- Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 64 с.
- Амосов, Н.М. Физическая активность и сердце / Н. М. Амосов, Я. А. Бендет. Киев: Здоровья, 1989. — 216 с.
- Анализ программ школьного физического воспитания в развитых капиталистических странах / Под ред. Е. А. Бондаревского. М.: ВНИИФК, 1986.-с. 23
- Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем / П. К. Анохин. М.: Наука, 1980. — 197с.
- Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1975.- 447с.
- Ю.Апанасенко, Г. JT. Об оценке состояния здоровья человека / Г. Л. Апанасенко, Р. Г. Науменко // Врачебное дело. 1988. — № 5. — с. 112 114.
- Н.Аринчин, Н. И. Микронасосная деятельность скелетных мышц / Н. И. Аринчин, Г. Ф. Борисевич. Минск: Наука и техника, 1986. — 176 с.
- Аулик, И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / И. В. Аулик. М.: Медицина, 1990. — 192с.
- Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашпмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978.-223с.
- Бабенко, Т.И. Экспресс-оценка физического здоровья школьников, условий их обучения и воспитания: Метод, реком. / Т. И. Бабенко, И. И. Каминский. Ростов-на-Дону, 1995. — 32с.
- Баевский, P.M. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения теории адаптации / P.M. Баевский // Вестник академии медицинских наук СССР. 1989. — № 8. — с.73−78.
- Бакулин, B.C. Валеология: Учеб. пособие / B.C. Бакулин, И. Б. Грецкая, С. Н. Хмелева. Волгоград, 1996. — ч. 1. — 69 с.
- Бальсевич, В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физ. культ. — 1999. № 4. — с. 21−26, 39−40
- Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В. К. Бальсевич // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. 1996. -№ 1. — с. 23−25
- Бальсевич, В.К. Физическая активность человека /В.К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. Киев: Здоровья, 1987. -24с.
- Бальсевич, В.К. Молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л.И. Лубышева//Теория и практика физ. культ. 1995. -№ 4. -с. 2−1
- Барсукова, Н.К. Медико-социальные аспекты формирования здоровья в современных условиях / Н. К. Барсукова // Здравоохранение РФ.1996.-№ 1.-с. 30−32.
- Барышева, Н.В. Организационно-педагогическая система развития физиччл кой культуры личности / Н. В. Барышева.-Самара, 1997.-265 с.
- Барышева, Н.В. Физическая культура и здоровый образ жизни: Учеб. пособие / Н. В. Барышева, П. А. Виноградов, В. И. Жолдак. Самара, 1997.-256 с.
- Барышева, Н.В. Основы физической культуры учащихся средних классов / Н. В. Барышева, В. М. Минияров, М. Г. Неклюдова. Самара, 1995.-с. 58
- Бахрах, И.И. Цит. по С. Н. Кучкину. Методы оценки уровня здоровья и физической работоспособности / И. И. Бахрах, С. Н. Попов, 1987. -Волгоз I ад, 1994.-103 с.
- Белинович, В.В. Обучение в физическом воспитании / В. В. Белинович. -М.: Физкультура и спорт, 1958. 262 с.
- Белов, В.И. Определение уровня здоровья и оптимальной физической нагрузки у занимающихся оздоровительной тренировкой / В. И. Белов // Теория и практика физ. культ. 1989. — № 3. — с. 6−9.
- Берталанфи, Л. Общая теория систем: Критический обзор /Л. Берталанфи // Исследования по общей теории систем / Под ред. В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина.- М., 1969.- с. 152−198
- Бескопыльный, А.П. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями учащихся 11−13 лет с применением системы педагогического контроля: Автореф. дисс.канд. пед. наук: 13.00.04. / А. П. Бескопыльный, ГЦОЛИФК. М, 1989. — 24 с.
- Бирюков, А.А. Лечебный массаж: Учебник / А. А. Бирюков. М.: Советский спорт, 2000. — 296 с.
- Бирюков, А.А. Массаж: Учебник для ин-тов физ. культ. / А. А. Бирюков. М.: Физкультура и спорт, 1988. — с. 147−149.
- Бирюков, А.А. Секреты массажа / А. А. Бирюков. М., 1984. — с. 47−62.
- Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, ЭТ. Юдин. М., 1973. — 349 с.
- Богданов, Г. П. Школьникам здоровый образ жизни / Г. П. Богданов. -М., 1989.-189 с.
- Бойко, Е.И. Время реакции человека / Е. И. Бойко. М., 1964. — 48 с.
- Большал Советская Энциклопедия / Гл. ред. A.M. Прохоров, 3-е изд. -М., 1972. т. 9. -с.442.
- Брехман, И.И. Валеология наука о здоровье / И. И. Брехман. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 208 с.
- Брехман, И.И. Введение в валеологию науку о здоровье / И. И. Брехман. — Л. Д987. — 123с.
- Брусиловский, Л.Е. Здоровье / Л. Е. Брусиловский / Большая медицинская энциклопедия. 1959. — т. 10. — с. 225, 349−350.
- Бубэ, X. Тесты в спортивной практике /X. Бубе, Г. Фэк, X. Шлюбер, Ф. Трогш. М.: Физкультура и спорт, 1968. 239 с.
- Будакова, Л.В. Комплексная оценка состояния здоровья детей: Лекция / Л. В. Будакова. М., 1986.-14с.
- Бунак, В.В. Антропометрия / В. В. Бунак. М.: Учпедгиз, 1941. — 367 с.
- Бундзен, П.В. Современные технологии валеометрии и укрепления здоровья населения / П. В. Бундзен, В. И. Баландин, О. М. Евдокимова, В. В. Загранцев // Теория и практика физ. культ. 1998. — № 9. — с. 7−11
- Бурханов, А.И. Роль школы в формировании здоровья детей и подростков / А. И. Бурханов, Н. В. Барышева, Т. А. Муценко. Самара, 1996.-с. 26−34
- Бутова, О.А. Морфо-функциональная оценка состояния здоровья подростков / О. А. Бутова // Физиология человека. 1998. — т.24, № 3. -с. 86−93
- Быков, B.C. Дневник по физической культуре: Учеб. пособие / B.C. Быков. Уфа — Челябинск, 1999. — 35 с.
- Вавилов, Ю.Н. Состязания президентов / Ю. Н. Вавилов // Физкультура в школе. 1994. — № 2. — с. 63−65
- Вавилов, Ю.Н. Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы физического воспитания в СССР / Ю. Н. Вавилов // Теория и практика физ. культ. 1990. — № 10.- с. 2−9
- Вавилов, Ю.Н. Проверь себя (к индивидуальной системе самосовершенствования человека) / Ю. Н. Вавилов, Е. А. Ярыш, Е. П. Какорина // Теория и практика физ. культ. 1997. — № 9. — с. 58−59
- Васичкин, В.И. Все о массаже: 1000 советов / В. И. Васичкин. М., 1998.-368 с.
- Васичкин, В.И. Лечебный и гигиенический массаж / В. И. Васичкин. -Минск, 1997.- 262с.
- Вегнер, К.Ф., 1926. Цит. по В. И. Дубровскому. Спортивный массаж / К. Ф. Вегнер. М., 1994. — с. 60−63
- Велитченко В.К. Пока готовятся указующие документы / В. К. Велитченко // Физкультура в школе. 2001. — № 6. — с. 34−37
- Венедиктов, Д.Д. Метод количественной оценки индивидуального здоровья в гетерогенных когортах / Д. Д. Венедиктов // Здоровье ифункциональные возможности человека: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М., 1985.- с.89
- Вербов, А.Ф. Лечебный массаж / А. Ф. Вербов. М., 1996. — с. 27, 32−33, 42, 46, 53−54
- Викторов, Ф.В. Способ экспресс-контроля за уровнем физического состояния человека (КОНТРЕКС-3) / Ф. В. Викторов // Теория и практика физ. культ. 1990. — № 1. — с. 26−28
- Виноградов, П.А. Основы физической культуры и здорового образа жизни / П. А. Виноградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак.- М.: Советский спорт, 1996.- 588с.
- Вольбекене, В.Ч. Эффективность внеурочных форм двигательной активности для повышения уровня физической подготовленности школьников 1−8-ых классов: Автореф. дисс.канд. пед. наук: 13.00.04 / В.Ч. Вольбекене- ВНИИФК. М., 1980. — 19 с.
- Всемирная организация здравоохранения: Устав. Женева, 1968. — с.1
- Георгиевский, А.С. Методология и методика научно-исследовательской работы в области медицины / А. С. Георгиевский. -Л.: Медицина, 1976.- 191с.
- Годик, М.А. Система общеевропейских тестов для оценки физического . состояния человека / М. А. Годиу, В. К. Бальсевич, В. Н. Тимошкин // Теория и практика физ. культ. 1994. — № 5−6. — с.24−32
- Государственный доклад «Положение детей в Российской Федерации». 1993 год. М., 1994. — 265 с.
- Гринене, Э. Особенности сердечного ритма у школьников / Э Гринене, В. Ю. Вацткявичюс, Э. Марачинскене // Физиология человека. 1990.-№ 1.-с. 88−93
- Громбах, С.М. Оценка состояния здоровья детей и подростков при массовых осмотрах / С. М. Громбах // Охрана материнства и детства. -1973. № 7. — с. З — 4
- Гужаловский, А.А. Физическое воспитание в школе: Метод, пособие / А. А. Гужаловский, Е. Н. Ворсин. Минск: «Полымя», 1988. — 95 с.
- Гурина, В.И. Методические указания по возрастной физиологии ! В.И. Турина, Н. Г. Романова, М. В. Хватова и др. Тамбов, 1991. — 51 с.
- Давыдов, В.Ю. Методика оценки физической подготовленности и физического развития детей младшего школьного возраста / В. Ю. Давыдов, С. А. Шептикин, А. Г. Трифонов. Волгоград, 1993. — 27 с.
- Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. -М., 1989.-т. 1.- с. 675
- Дембо, А.Г. Врачебный контроль в спорте / А. Г. Дембо. М.: Медицина, 1988.- 283 с.
- Добровольский, В.К. Лечебное действие физической культуры (механизмы влияния) / В. К. Добровольский. Л., 1968.- 38с.
- Доломан, В.И. Оценка уровня физического состояния при массовых обследованиях населения / В. И. Доломан // Спорт и здоровье: Тезисы 25-ой Всесоюзной конференции по спортивной медицине. М., 1991. -с. 35−36
- Дубил ей, В. В. Физиология и патология дыхательной системы у спортсменов / В. В. Дубилей, П. В. Дубилей, С. Н. Кучкин. Казань, 1991.- 146 с.
- Дубовой, А.Е. Эффективность уроков физической культуры игровой направленности в 6−7-ых классах средней школы: Автореф. дисс. канд. пд. наук: 13.00.04 / А.Е. Дубовой- КубанскГАФК. Краснодар, 1997.-27 с.
- Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учебник / В. И. Дубровский. -М., 1999.-с. 19
- Дубровский, В.И. Энциклопедия массажа / В. И. Дубровский. М., 1998.-665 с.
- Дубровский, В.И. Все виды массажа / В. И. Дубровский.- М.: «Молодая гвардия», 1993. 429 с.
- Дурнев, В.И. Влияние массажа на показатели периферической белой крови /В.И. Дурнев // Вопросы курортологии. 1983. — № 5. — с. 48−49
- Дурнев, В.И. Особенности изменений периферической белой крови после массажа в зависимости от поля / В. И. Дурнев. Ворошиловград, 1986.-9 с.
- Ермака, В.А. Дифференцированное воспитание / В. А. Ермаков. -Тула, 1996.-с. 29−30
- Ермолаев, А. А. Структура учебной программы физического воспитания младших школьников с акцентированием оздоровительной направленности легкоатлетических средств: Автореф. дисс.канд. пед. наук: 13.00.04 / А.А. Ермалаев- ВГАФК. Волгоград, 1999. — 22 с.
- Забродин, Н.П. Повысить статус предмета / Н. П. Забродин // Физическая культура в школе. 2001. — № 4. — с. 50−51
- Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. М., 1980. — 440 с.
- Ильин, Б.Н. О понятии «здоровье» человека / Б. Н. Ильин // Вестник академии медицинских наук СССР. 1988. — № 4. — с. 15−18
- Кагермазов, У.А. О понятии «норма», «здоровье», «болезнь» / У.А. Кагер>лязов // Вестник академии медицинских наук СССР. 1973. -№ 9. — с. 16−22
- Каменщикова, К.А. Методика оздоровления младших школьников с нормальным и замедленным физическим развитием: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.04. / К.А. Каменьщикова- УральскГАФК. -Челябинск, 2001. 19 с.
- Карпман, B.JI. Тестирование в спортивной медицине / B.JT. Карпман. -М: Физкультура и спорт, 1988. 208 с.
- Касымбекова, С.И. Научно-методические основы современной системы физического воспитания в школах / С. И. Касымбекова //Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. 2001. — № 3. — с. 19−20
- Квасенко, А.В. Психология больного / А. В. Квасенко, Ю. Г. Зубарев. -Л., 1980.-с. 181
- Кикалишвили, С.Г. Эффективность разных форм физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками: Автореф. дисс.канд. пед. наук: 13.00.04. / С.Г. Кикалишвили- Грузинский гос. инст. Физ. культ. Тбилиси, 1991. — 22 с.
- Козин, A.M. Реализация функции здоровьесбережения учащихся основной школы в физкультурном образовании: Автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.04- 13.00.01. / A.M. Козин- УральскГАФК. -Челябинск, 2002. 22 с.
- Козлова, Т.В. Физическая культура для всей семьи / Т. В. Козлова, Т. А. Рябухина. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 463 с.
- Колорова, С. Функциональная диагностика в детском возрасте / С. Колорова, В. Гатеева. София: Медицина и физическая культура, 1979. — 443 с.
- Колчинская, А.З. Кислородные режимы организма ребенка / А. З. Колчинская. Киев, 1973. — 320 с.
- Комисаров, В.А. Экспресс-оценка функционального состояния организма подростков / В. А. Комисаров // Охрана здоровья детей и подростков. 1990. — № 21. — с. 65−66
- Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−11-х классо- / Под ред. В. И. Ляха, Л. Б. Кофмана, Г. Б. Мейксона. М., 1996.-36 с.
- Коренберг, В.Б. Лекции по спортивной метрологии. Основы статистики / В. Б. Коренберг. Малаховка, 2000. — 78 с.
- Корепанов, А.Л. Физиологическая характеристика детей периода второго детства и подросткового возраста / А. Л. Корепанов // Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью. Краснодар, 1991. — с. 43−57
- Коричко, Ю.В. Методика применения ритмической гимнастики на уроках физической культуры в 5−7-ых классах: Автореф. дисс.канд. пед. наук: 13.00.04 / Ю.В. Коричко- СибГАФК. Омск, 2000. — 25 с.
- Коробков, А.В. Двигательный режим и здоровье / А. В. Коробков. -М.: Знание, 1972.-77 с.
- Короткова, Е.А. Дифференциация физкультурного образования учащихся основной общей школы: Учеб. пособие / Е. А. Короткова, И. И. Сулейманов. Тюмень, 1997. — 46 с.
- Коршунов, О.И. Методологические и научно-теоретические основы массажа / О. И. Коршунов. Волгоград, 1997. — 129 с.
- Корнтунов, О.И. Новые технические средства массажа / О. И. Коршунов // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: Материалы 2-ой международной научно-практич. конференции. -Дубна, 1993.-с. 36
- Коршунов, О.И. Новые технические средства массажа / О. И. Коршунов // Актуальные вопросы физического воспитания учащихся и студенческой молодежи: Тезисы докладов. Волгоград, 1992. — с. 19
- Коршунов, О.И. Основы теории массажа / О. И. Коршунов. -Волгоград, 1992.- 95с.
- Коршунов, О.И. Новый метод исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы / О. И. Коршунов // Спорт и здоровье: Тезисы 25-ой Всесоюзной конференции по спортивной медицине. М., 1991. — с. 49 — 51
- Костюков, В.В. Региональные проблемы организации физической культуры / В. В. Костюков, В. А. Баландин // Актуальные проблемы физической культуры: Материалы региональной научно-практич. конференции. Ростов-на-Дону, 1995. -т.2. — с. 27−31
- Кудрявцева, Е.Н. Здоровье человека: проблемы, суждения / Е.Н. Куддрявцева//Вопросы философии. 1987. — № 12. — с. 98−109
- Кукушкин, Г. И. Разработка и реализация управленческих решений в сфере физкультурного движения / Г. И. Кукушкин. М., 1981. — 34 с.
- Кучкин, С.Н. Биоуправление в медицине и физической культуре / С. Н. Кучкин. Волгоград: ВГАФК, 1998. — 155 с.
- Кучкин, С.Н. Биоуправление при формировании функциональной системы «здоровье» / С. Н. Кучкин // Подготовка спортивного резерва и здоровье: Материалы Всероссийской научно-практич. конференции. -Волгоград, 1998.-е. 18−21
- Кучкин, С.Н. Методы оценки уровня здоровья и физической работоспособности / С. Н. Кучкин. Волгоград, 1994. — 104 с.
- Кучкин, С.Н. Биоуправление при формировании системы «здоровье» / С. Н. Кучкин, Н. В. Седых / Актуальные вопросы оздоровительной физической культуры и подготовки спортивного резерва: Материалы республиканской конференции. Волгоград, 1998. — с. 8−11
- Кучкин, С.Н. Оценка уровня здоровья и функционального состояния диагностика и защита от стресса / С. Н. Кучкин, Н. Н. Сентябрев, А. И. Шамардин. — Волгоград, 1998. — 90 с.
- Кучкин, С.Н. Методы исследования в возрастной физиологии физических упражнений и спорте: Учеб. пособие / С. Н. Кучкин, В. М. Ченегин. Волгоград, 1998. — 87 с.
- Кучкин, С.Н. Физиологические методы исследований в спорте / С. Н. Кучкин, В. М. Ченегин. Волгоград, 1981. — 84 с.
- Лакосина, Н.Д. Медицинская психология / Н. Д. Лакосина, Г. К. Ушаков. М.: Медицина, 1984. — 272 с.
- Лаптев, А.П. Режим футболиста / А. П. Лаптев. М.: Физкультура и спорт, 1981.-80 с.
- Лебедева, Н.Т. Двигательная активность в процессе обучения младших школьников / Н. Т. Лебедева // Гигиенические основы физического воспитания. Минск, 1979. — с. 68−70
- Литвинова, Н.А. Комплексная психофизиологическая оценка здоровья и профессиональное развитие лиц умственного труда / Н.А. Литвинова//Физиология человека. 1994.- № 5.- с. 147
- Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физкультуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. культ. 1997. — № 6. — с. 10−15
- Лукьяненко, В.П. Формирование здорового образа жизни / В. П. Лукьяненко // Физкультура в школе. 2001. — № 2. — с. 55−57
- Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя / В. И. Лях. М., 1998. — 272 с.
- Лях, В. И. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 9. — с. 49−51
- Мазниченко, В.Д. Теория и методика физического воспитания. Техника подготовки спортсмена / В. Д. Мазническо. М., 1971. — 30 с.
- Мал^ин, В.Б., Физиологические эффекты произвольной задержки дыхания у детей и подростков / В. Б. Малкин, Е. П. Гора // Физиология человека. 1998. — № 1. — с. 46−52
- Марищук, В.Л. и др. Методика психо-диагностики в спорте / В. Л. Марищук. М.: «Просвещение», 1984. — с. 156−157
- Масальгин, Н.А. Математико-статистические методы в спорте / Н. А. Масалгин. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 149 с.
- Мастеров, А.Г. Методика применения нетрадиционных оздоровительных средств на уроках физической культурой с младшими школьниками: Автореф. дисс.канд. пед. наук: 13.00.04 / А.Г. Мастеров- ВГАФК. Волгоград, 2002. — 24 с.
- Мастеров, А.Г. Применение вспомогательных и нетрадиционных средств в физическом воспитании младших школьников: Учеб. пос / А. Г. Мастеров, С. Н. Кучкин, И. Н. Солопов. Волгоград, 2000. — 52 с.
- Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник / Л. П. Матвеев. М., 1991. — с. 84−85
- Матвеев, А.П. Методика физического воспитания с основами теории / А. П. Матвеев, С. Б. Мельников. М., 1991.-191 с.
- Медведев, В.А. Оздоровительные технологии физического воспитания школьников / В. А. Медведев // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. 2000. — № 4. — с. 20−24
- Мельников, Г. В. Основные принципы формирования здорового образа жизни / Г. В. Мельников // Вестник академии медицинских наук СССР. 1990. — № 4. — с. — 16−22
- Мерков, A.M. Общественное здоровье человека / A.M. Мерков. -М., 1973.-с. 18
- Методика оценки физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста г. Волгограда / В. Ю. Давыдов: Метод, реком. Волгоград, 1993. — 27 с.
- Мильнер, Е.Г. Формула жизни: медико-биологические основы оздоровительной физической культуры / Е. Г. Мильнер. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 112 с.
- Минияров, В.М. Теория обучения в физическом воспитании / В. М. Минияров, И. Г. Бердников. Самара: СамГПУ, 1992. — с. 58
- Михайлина, Т.М. Нормы и критерии оценки функциональных показателей и физических качеств школьников Краснодарского края 716 лет: Дисс.канд. биол. наук: 03.00.13 / Т.М. Михайлина- Кубан. гос. мед. инст. Краснодар, 1997. — 171 с.
- Михайлов, В.В. Дыхание спортсмена / В. В. Михайлов. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 100 с.
- Михайлов, В.В. Уроки гимнастики в общеобразовательной школе: Метод, пособие / В. В. Михайлов. Малаховка, 1993. — 38 с.
- Мнавер, С.М. Организация уроков физической культуры с использованием средств тенниса, оздоровительных мероприятий и учетом функционального профиля детей 9−10 лет: Автореф.дисс.канд. пед. наук: 13.00.04 / С.М. Мнавер- ВГАФК. Волгоград, 1999.-24 с.'
- Могендович, М.Р. Физиологические основы лечебной физической культуры / М. Р. Могендович, И. В. Темкин. Ижевск, 1975. — 199 с.
- Мур.вов, И. В. Оздоровительные возможности средств физической культуры и потребности общества / И. В. Муравов // Теория и практика физ. культ. 1990. — № 6. — с. 6−8
- Муравов, И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта / И. В. Муравов. Киев: «Здоровья», 1989. — 272 с.
- Мягкова, Е.А. Функции внешнего дыхания школьников 7−14 лет / Е. А. Мягкова, А. А. Солнцев, Г. П. Кац // Возрастные особенности развития, профилактика, диагностика и лечение нарушений функций органов кислородообеспечения у детей. Иваново, 1989. — с. 64−66
- Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л. Б. Кофмана. — М.: Физкультура и спорт, 1998. 496 с.
- Недбаева, Н.Д. Суточный ритм частоты пульса подростков в условиях западной Сибири / Н. Д. Недбаева, В. Ф. Осипов: Тезисы докладов 7-ой Всесоюзной конференции по экологической физиологии. Ашхабад, 1989. — с. 223
- Некипелов, М.И. Методологические подходы к построению дефиниции «Здоровье» / М. И. Некипелов // Здоровье и функциональные возможности человека: Тезисы докладов Всесоюзной конфер енции. М., 1985. — с. 308
- Осик, В.И. Валеология / В. И. Осик. Краснодар, 1997. — 228 с.
- Основы физической культуры школьника: Учеб. пос. для учителей физической культуры / Под ред. Н. В. Барышевой Самара, 1994.-127с.
- Петленко, В.П. Валеология человека: Здоровье Любовь — Красота / В. П. Петленко. — СПб.: «Petroc», 1998. — Т.1−3. — 300 с.
- Петров, И.Р. Общее учение о болезни / Спортивная медицина: учебник / Под ред. А. Г. Дембо. М.: Физкультура и спорт, 1975. — с. 16
- Плохинский, Н.А. Биометрия / Н. А. Плохинский. 2-е изд. — М., 1970.-с. 33−34
- Поляков, J1.E. Метод комплексной вероятностной оценки состояния здоровья населения / JI.E. Поляков, Д. М. Малинский // Советское здравоохранение. 1971. — № 3. — с. 28
- Попов, С.В. Валеология в школе и дома / С. В. Попов. СПб: Союз, 1997.-256 с.
- Примерная программа по физической культуре для учащихся основной школы / Под ред. А. П. Матвеева // Физическая культура в школе. 2002. — № 4. — с. 46−49- № 5. — с. 35−38- № 6. — с. 36−38
- Прогонюк, JT.H. Освоение технологий спортизированного физического воспитания в общеобразовательной школе / JI.H. Прогонюк // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. 2000. — № 4. — с. 12−15
- Программа по физической культуре в общеобразовательной средней школе. Базовая часть. Вариативная часть на основе гимнастики. 9−11 классы / Под ред. А. С. Гречко, Г. Я. Соколова. Омск: СибГАФК, 1998.-40 с.
- Программа физического воспитания учащихся 1−11-х классов, основанная на одном из видов спорта / Под ред. Е. Н. Литвинова, М. Я. Виленского, Б. И. Туркунова. Ростов-на-Дону, 1996. -32 с.
- Программа физического воспитания учащихся 1−11-х классов с направленным развитием двигательных способностей / Под ред. В. И. Ляха, Г Б. Мейксона. М., 1993. — 42 с.
- Прохорова, И.В. Физическое воспитание в общеобразовательной школе: Учеб.метод. пособие / И. В. Прохорова, Т. М. Макаренко. -Волгоград, 1999. 50 с.
- Прохорова, И.В. Физическая культура, двигательная активность, здорозмй образ жизни / И. В. Прохорова, С. А. Шептикин, С. И. Шаповалов и др. Волгоград, 1998. — 70 с.
- Раенгулов, Б.М. Гигиенические аспекты оптимизации здоровья детского населения: Автореф. дис.канд. мед. наук: 14.00.51 / Б.М. Раенгулов- ВНИИФК. М., 1998. — 24 с.
- Решетнева, Г. А. Формирование здоровья детей важное условие сохранения здоровья нации / Г. А. Решетнева // Здоровье и физические упражнения: Материалы международной научно-практич. конференции. — Тюмень, 2000. -с. 164−170
- Рихсчева, А.А. Массаж: поддержание здоровья и восстановление работоспособности / А. А. Рихсиева, А. А. Бирюков. Ташкент, 1988. -189 с.
- Рогозкин, В.А. Унифицированный комплексный контроль при проведении массовых обследований спортсменов: Метод, рекомендации / В. А. Рогозкин, Н. И. Вольнов, В. А. Булкин, Ю.А. и др. -М., 1986.-40 с.
- Розанов, В.Б. Факторы, определяющие артериальное давление в детском возрасте / В. Б. Розанов // Cj re et vasa. -1990.- № 5. с. 375−383
- Сага паков, Н. У. Единство учебной и внеклассной работы / Н. У. Сагалаков // Физическая культура в школе. 2000. — № 1. — с.69−70
- Сарана, В.А. Показатели центральной гемодинамики у здоровых юношей-подростков и с пограничной артериальной гипертензией / В. А. Сарана, Н. В. Бездетко, И. В. Теребкова / Охрана здоровья детей и подростков. 1991. — № 22. — с. 31−34
- Саркизов-Серазини, И. М. Спортивный массаж / И.М. Саркизов-Серазини. М.: Физкультура и спорт, 1963. — с. 36−52, 83
- Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999.-272 с.
- Сердюковская, Г. Н. Оценка физического развития детей и подростков: информативность и возможность метода / Г. Н. Сердюковская // Гигиена и санитария. 1981. — № 12. — с. 50−53
- Сиваков, В.И. Методика физического воспитания младших подростков, имеющих повышенный уровень тревожности, агрессивности: Автореф. дисс.канд. пед. наук: 13.00.04 / В.И. Сиваков- Всеросс. акад. физ. культ. М., 1993. — 25 с.
- Сиухина, Е.В. Методологические и методические подходы к изучению влияния массажных раздражителей на организм / Е. В. Сиухина // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. -Волгоград, 1998. -Вып.4. с. 83−84
- Сиухина, Е.В. Новые данные к проблеме обоснования рациональной позы массируемого человека / Е. В. Сиухина / Физическая культура и спорт: Материалы IV Межвузовской конференции студентов и молодых ученых Волгоградской области. Волгоград, 1998. — с. 69
- Словарь физиологических терминов / Ред. О. Г. Газенко. М., 1987. -с. 164
- Слуцкий, Н.И. Современные определения понятия «Здоровье» / Н. И. Слуцкий. М., 1975 (Деп. ВНИИМИ: № 707 — 75)
- Советский Энциклопедический Словарь / Под ред. A.M. Прохорова. М.: «Советская энциклопедия», 1998. — с. 699, 986
- Солодков, А.С. Физиологическая характеристика урока физической культуры в школе: Учеб.-метод. пособие / А. С. Солодков, Н. П. Симоненко, Е. Е. Чусляева. СПб, 1997. — 47 с.
- Сонькин, В.Д. Возрастная динамика физических возможностей школьников / В. Д. Сонькин, В. В. Зайцева // Теория и практика физ. культ. 1990. — № 9. — с. 26−29
- Спортивная медицина: учебник / Под ред. А. Г. Дембо. М.: медицина, 1975. — с. 113−147
- Спортивная метрология: учебник / Под общ. ред. В. М. Зациорского.- М.: Физкультура и спорт, 1982. — 256 с.
- Степанов, А.Д. О назначении и принципах подхода к определению понятий «Здоровье» и «Болезнь» / А. Д. Степанов // Здравоохранение РФ.- 1985.-№ 10.-с. 8−10
- Судаков, К.В. Диагноз здоровья / К. В. Судаков. М., 1993. — 120 с.
- Судаков, К.В. Общая теория функциональных систем / К. В. Судаков.- М.: Медицина, 1984. 224 с.
- Сулейманов, И.И. Общее физкультурное образование / И.И. Сулей*-янов, В. И. Михалев, В. Х. Шнайдер, А. П. Селина, И. П. Пуусен.- Омск: СибГАФК, 1998. 268 с.
- Тимощук, Г. И. Количественный подход к оценке психофизиологического состояния здоровья учащихся / Г. И. Тимощук // Физиология человека. 1995. — № 1. — с. 111
- Тихвинский, С.Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка / С. Б. Тихвинский. Д., 1988. — 32 с.
- Тихвинский, С.Б. Анатомо-физиологические особенности развития детей и подростков /С.Б. Тихвинский, А. И. Архангельская // Детская спортивная медицина / Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. М.: Медицина, 1991.-е. 25−44
- Тихвинский, С.Б. Определение, методы и оценка физической работоспособности детей и подростков / С. Б. Тихвинский, И. В. Аулик // Детсгая спортивная медицина / Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. М.: Медицина, 1980. — с. 171−189
- Трещева, O. J1. Валеологическое воспитание младших школьников: Учеб. метод, пособие / O.JI. Трещева, М. П. Асиашина, А. Б. Селина, И. П. Пуусен, Н. И. Чернова. Омск, 1999. — 84 с.
- Усанова, Е.П. Состояние здоровья школьников, новые формы организации медицинской помощи, профилактической и оздоровительной работы в школе: Автореф. дис. д-ра. мед. наук: 14.00.17 / Е.П. Усанова- Нижегор. гос. мед. университет. Н. Новгород, 1997.-43 с.
- Физическая реабилитация: Учебник для ин-тов и академий физической культуры / Под ред. С. Н. Попова. Ростов-на-Дону, 1999. -с. 30−31
- Физическое воспитание: Учебник для ВУЗов / Под ред. Н. И. Пономарева. М., 1983. — 391 с.
- Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителей / Под ред. A.M. Шлемина. М., 1988. — с. 3−19
- Фомин, B.C. Проблемы измерения здоровья на основе учета развития адаптационных свойств организма / B.C. Фомин // Теория и практика физ. культ. 1996. — № 7. — с. 18−23
- Фомин, B.C. Способ измерения здоровья по B.C. Фомину // Приоритетная справка по заявке № 95 111 609/14 19 690, приоритет установлен в НИИГПЭ от 5.07.1995
- Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н. А. Фомин, Ю. Н. Филин. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 223 с.
- Фомин, Н.А. На пути к спортивному мастерству / Н. А. Фомин, В. П. Филин. -М.: Физкультура и спорт, 1986. 159 с.
- Фролов, В.М. Уровни функционирования физиологических систем и методы их определения / В. М. Фролов. J1.: Медицина, 1972. — 174 с.
- Хромин, Е.В. Учебно-тренировочная специализация как один из современных теоретико-методологических подходов к совершенствованию физкультурного образования школьников / Е. В. Хромин // Теория и практика физ. культ. 2001. — № 3. — с. 21−26
- Хрущев, С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников / С. В. Хрущев. М.: Медицина, 1980. — 222 с.
- Хрущев, С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников / С. В. Хрущев. М.: Медицина, 1977. — 214 с.
- Царфис, П.Г. Силами природы, разумом врача. Научно-техническая революция и здоровье человека / П. Г. Царфис. М.: «Высшая школа», 1989.-с. 7−10
- Чепегян, В.М. Возрастная физиология физических упражнений и спорта: Учеб. пособие / В. М. Ченегин. Волгоград, 1995. — 123 с.
- Чумаков, Б.Н. Валеология: Учеб. пособие / Б. Н. Чумаков. М., 1999. — 407 с.
- Чумаков, Б.Н. Валеология: Избранные лекции / Б. Н. Чумаков. М., 1997.-248 с.
- Чумаченко, А.В. Онтогенетические особенности вегетативного гомеостаза детей по данным вариационной пульсометрии / А. В. Чумаченко, С. К. Азнаурян, В. А. Троцевич., В. И. Даниленко // Физиологический журнал. 1989. — № 1. — с. 62−65
- Чунаев, А.А. На пути к культуре физического воспитания в общеобразовательной школе / А. А. Чунаев // Теория и практика физ. культ. 1990. — № 9. — с. 33−35
- Чурина, В.А., Цит. по С. Н. Кучкину. Методы оценки уровня здоровья и физической работоспособности / В. А. Чурина, 1991. -Волгоград, 1994. 103 с.
- Ширяева, И.С. Цит. по С. Н. Кучкину, В. М. Ченегину. Методы исследования в возрастной физиологии физических упражнений и спорта / И. С. Ширяева, Б. А. Макаров, 1973. Волгоград, 1998. — 87 с.
- Шитикова, Г. Ф. Методы контроля эффективности педагогического процесса на уроках физического воспитания: Учеб.метод. пособие / Г. Ф. Шитикова. СПб, 1997. — 59 с.
- Шмыков, И.И. Возрастные изменения вентиляционной функции легких и гемодинамики малого круга кровообращения у детей и подростков / И. И. Шмыков, Ю. М. Перельман // Физиология человека. -1989. № 4.-с. 56−62
- Штарк, М.Б. Заметки о биоуправлении (сегодня и немного завтра) / М. Б. Штарк // Биоуправление 3. Теория и практика. -Новосибирск, 1985. — 86 с.
- Шубик, В.М. Иммунитет у спортсменов / В. М. Шубик // Теория и практика физ. культ. 1978. — № 7. — с. 28−32
- Щедрина, А.Г. Онтогенез и теория здоровья / А. Г. Щедрина. -Новосибирск, 1989. с. 54−65
- Щедрина, А.Г. Здоровье и массовая физическая культура: методологические аспекты / А. Г. Щедрина // Теория и практика физ. культ. 1989. — № 4. — с. 5−7
- Щепин, О.П. Медицина и общество / О.П. Щепин- М., 1983. 391 с.
- Эндрюс, Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в 21-ом столетии / Д. К. Эндрюс // Теория и практика физ. культ. 1993. — № 1. — с. 46−48
- Энциклопедический словарь медицинских терминов / Под ред. Б. В. Петровского. М., 1983.-Т.2. — с. 149
- Aakster, S.W. Concepts in alternative medicine / S.W. Aakster // Social Science and medicine. 1986. — Vo.22. — p. 267
- Alonzo, A.A. Health as situational adaptation: a social psychological perspective / A.A. Alonzo // Soc. Sci. Med., 1985, № 21,12. p. 1341−1344
- Bertalanffy, L. General system theory. Foundations development, applikations / L. Bertalanffy. N.U., 1968. — p. 5−50
- Blair, E. at all. Guidelines for exercise testing and prescription. Third Edition AC SM / E. Blair. Philadelphia, 1986, — 180 p.
- Brotons, C. et. all. Blood pressure by age in childhood and adolescence: A review of 129 surveys worldwide / C. Brotons // Int. Y. E Epidemiol. -1989. -№ 4.-p. 824−829
- Buchner, E. Gesundheists forderung durch Sport an Schulen: Ein Modellprojekt Gesundheits / E. Buchner. 1989. — 51. — № 8−9. — s. 496−499
- Cardus, D. Overview: Health and the Planning of Health Care System / D. Cardus, R. M. Thrall // Prev. Med., 1977. № 1. — p. 134−172
- Donnal, T. Relationship between the content, leveland liking for phisical activity and development of cardiovascular system in 6−11 year olds / T. Donnal//Acta Univ. Palackianae olomus. Fac. Paed. Gymnika, 1989.-№ 8.-p. 131−144
- Dubos, R. Analytic typology of disclaimers, exercises and justifications surrounding illness, a situational approach to health and illnes / R. Dubos, A. Alonzo //Soc. Sci. Med., 1985.-vol.21.-№ 2.-p. 154
- Eckholm, E.P. The picture of Health. Environmental Sourses of Disease / E.P. Eckholm. W. Norton LCO, N.Y., 1977 — p. 21
- Erde, E. Philosophical considerations regarding defining «Health», «Disease» / E. Erde //1. Ethics. Sci. Med., 1979. Vol.6. — № 48. — p. 36
- Feltman, J. Hands on Healing Massage Remedies for Hunder as Health Problems / J. Feltman. — Pennsylvania, 1992. — 427p.
- Fick, R. Die Mechanik der Gelenke / R. Fick. Bd. III., Yena, 1911. -264 p.
- Goldsmith, Ed. The ecolodu of health / Ed. Goldsmith // Ecolgist, 1980. -Voe. 10.-№ 6−7.-p. 235−245
- Haustn, H.S. et. All. Physical fitness, physical activity and blood pressure in children / H.S. Hausen // Ann. Clin. Res., 1988. Suppl. 48. — p. 68−70
- Jripcova, A.G. Direcion del nivel de preparacion fisica de los ninos sovieticos en los condiciones climatologicas de la Cuba / A.G. Jripcova, L.P. Matveev, Y.N. Vavilov //10 Congreso Panamericano de educacion fisica, 1986.-p. 45
- Kelly, R. Noninvasive determination of age related changes in the human arterial pulse / R. Kelly, C. Hayward, A. Avolio, M. Powrke // Circulation. -1989. № 6.-p. 1652−1659
- Millc"', J.E. An Indicator to Aid Management in Assigning Programm Prioritica / J. E. Miller. Publ. UETR Rep. — Washington, 1970. — Vol. 5. -p. 725
- Pollok, M. Health and fitness through physical activity / M. Pollok, J.H. Wilmore, S.M. Fox // Физкультурно-оздоровительная работа в зарубежных странах. М.: ЦООНТИ ФиС, 1989. — вып. 5. — с. 3−10
- Sanders, B.S. Measuring Communily Health / B.S. Sanders. Hevels: «Health», 54, № 7.-p. 1063
- Smith, P.K. Understending children’s development / P.K. Smith. -Oxford, 1991. p. 448.
- Tristram, H. The concepts of health and desease / H. Tristram, J. Engelhardt // Evaluation and explanation in the biomedical science. -Boston, 1975.-p. 126
- Veiga, E. at all. Schoolchildren blood pressure: a measurement and variability study / E. Veiga // Hypertension. 1993. — № 4. — p. 592
- Viori, I. Fitness tests in exercise and Health promotion /1. Viori. UKK Inst. Tampere. — Finland, 1990. -p.19