Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования корпоративной культуры студенческой группы вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Е. Н. Викентьева, Р. М. Гайнутдинов, И. П. Иванова, М. В. Крымчанинова, Е. Д. Короткина, Н. О. Коломиец, С. А. Липатов, Е. О. Фарба и др.) — социологии (Ю.В.Быстрицкая, М. А. Ганулич, Е. А. Кузнецова, А. Э. Капитонов, П. А. Тихомиров, В. В. Царицынский, Е. В. Юрьева и др.) — экономики (Н.А.Мисникова, О. А. Сайченко, В. А. Стоянова, Ф. Ф. Шарипов, С. В. Щербина и др.) — а так же диссертационных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ
    • 1. 1. Студенческая группа как полисубъект воспитания в системе высшего профессионального образования
    • 1. 2. Теоретико-методологические основы процесса формирования корпоративной культуры студенческой группы
    • 1. 3. Сущностные характеристики и особенности управления формированием корпоративной культуры студенческой группы вуза
  • ГЛАВА. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ ВУЗА
    • 2. 1. Модель управления формированием корпоративной культуры студенческой группы вуза
    • 2. 2. Опыт управления формированием корпоративной культуры студенческой группы вуза
    • 2. 3. Интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы

Педагогические условия формирования корпоративной культуры студенческой группы вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе развития, общество ставит перед человеком все более усложняющиеся задачи на самоопределение и самореализацию, с которыми под силу справиться только лишь свободной, самостоятельной, социально активной личности.

Гуманистическая образовательная парадигма определяет доминирующую значимость человеческого фактора. Ориентация на человека самостоятельного, независимого, творчески мыслящего, способного активно действовать, принимать решения и брать на себя ответственность за их последствия требует от педагогической науки пристального внимания к содержанию ценностных ориентиров образовательных учреждений, поиску адекватных образовательных технологий для реализации обозначенных временем идей.

В связи с этим, главная задача высшего образования — установление гуманных личностно — ориентированных взаимоотношений между преподавателем и студентом, ориентация на уважительное отношение к личности студента, на создание условий для его самореализации.

В сложившейся социокультурной ситуации, когда идеологические ориентиры дискредитированы, а многие нравственные ориентиры подвергаются переосмыслению и переоценке, роль вуза как института социализации чрезвычайно высока. При этом сама высшая школа испытывает острый недостаток не только финансовых, кадровых, материально-технических, но и идеологических ресурсов.

Проблема культурного возрождения стоит сегодня перед обществом в целом, но перед высшей школой в особенности, т.к., с одной стороны, она участвует в формировании нормативно-ценностной основы поведения у студентовс другой, как любая другая организация, нуждается в развитой корпоративной культуре для успешного управления.

Меняется место педагога как ведущего субъекта образовательного процесса: с позиции «транслятора» на позицию педагога — «организатора», призванного создавать условия для самореализации личности обучаемого. Необходим новый тип педагога высшего учебного заведения — менеджер образовательного процесса, который, кроме знаний в области педагогики, психологии, различных методик, должен быть профессионально подготовлен к управленческой деятельности, т.к. «любой педагог, по сути, является менеджером воспитательно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель учебного заведения — менеджером учебно-воспитательного процесса в целом (как субъект управления этим процессом)» [120, с. З].

Большая часть проблем, с которыми сталкиваются сегодня управленцы системы образования, — это проблемы организации, ее эффективности, диагностики состояния, ресурсов, организационной культуры, группового поведения, стимулов, ценностей и пр. Отсутствие достаточного опыта работы с людьми, находящимися в условиях нестабильности и быстрых изменений, является наиболее уязвимой точкой в управлении педагогическими системами.

Студенческая группа, как маленькое государство, должна иметь свою культуру — с ценностями, традициями, негласными правилами поведения, символами и т. д. Ее значение, в особенности для студенческой группы, стремящейся к развитию, невозможно переоценить. Управление развитием возможно только на основании корпоративной культуры, т.к. именно ценностные составляющие, а так же отношение к ним будут определять его направление.

Анализ научно-методической литературы (Т.Ю.Базаров, В. И. Безруков, Е. Н. Емельянов, М. А. Иванов, С. А. Масютин, С. Н. Митин, Е. Е. Поварницына, Б. Д. Парыгин, П. И. Третьяков, Д. М. Шустерман, Cameron, Quinn, Childress, Senn, Hofstede, Morgan, Senge, Clark и др.) и диссертационных исследований по проблемам организационной культуры в области: педагогики (В.А.Виноградова, А. Б. Зайцев, Н. А. Иорданова, Н. А. Стрижак и др.) — психологии (В.Н.Воронин,.

Е.Н.Викентьева, Р. М. Гайнутдинов, И. П. Иванова, М. В. Крымчанинова, Е. Д. Короткина, Н. О. Коломиец, С. А. Липатов, Е. О. Фарба и др.) — социологии (Ю.В.Быстрицкая, М. А. Ганулич, Е. А. Кузнецова, А. Э. Капитонов, П. А. Тихомиров, В. В. Царицынский, Е. В. Юрьева и др.) — экономики (Н.А.Мисникова, О. А. Сайченко, В. А. Стоянова, Ф. Ф. Шарипов, С. В. Щербина и др.) — а так же диссертационных исследований по проблемам корпоративной культуры (К.Ю.Битулина, А. Р. Дараган, Е. С. Жерихов, С. В. Кузичев, А. Д. Леонард, Е. Ю. Мосина, М. А. Овчинников, О. С. Причина, А. А. Федорова, Ю. А. Шилкина, М. В. Шедий и др.) свидетельствует о том, что в настоящее время активизируется работа по проблеме, она освещается в сериях научно-популярных изданий, в педагогической и методической периодике. Проводится определенная работа по ее пропаганде.

Увеличение числа работ, посвященных вопросам формирования и развития корпоративной культуры в различных отраслях экономики и производства свидетельствует о пристальном внимании ученых к данному вопросу. Однако, несмотря на наличие определенных успехов в решении теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы, мы отмечаем недостаточность разработки проблем формирования корпоративной культуры студенческой группы в вузе, практически отсутствуют сущностные характеристики основных составляющих корпоративной культуры студенческой группы и базовой системы работы по ее формированию.

Недостаточность разработки изучаемой проблемы, на наш взгляд, можно объяснить субъективными факторами развития системы высшего образования конца XX — начала XXI века. Гуманизация процессов управления в известной степени сдерживается традиционно присущими отечественному образованию явлениями авторитаризма, тенденциями к усреднению, разделением функций образовательного процесса, стереотипами отрицания мирового педагогического и управленческого опыта.

В настоящее время, в связи с новыми условиями развития общества и системы высшего образования в России мы отмечаем неуклонное повышение интереса научной и педагогической общественности к обозначенной проблеме.

В современных условиях можно зафиксировать объективно существующие противоречия системы образования между социально детерминированными, непрерывно возникающими новыми требованиями к единому процессу образования, воспитания, развития и отсутствием эффективных методов, средств, которые были бы способны оперативно изменять и регулировать систему, корректировать ее с необходимым опережением, затрачивая при этом оптимальный объем ресурсов и повышая одновременно эффективность функционирования с учетом стоящих проблем.

Анализ противоречий создает необходимые предпосылки для их разрешения, определяет направление и содержание поисков.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, потребностью практики управления студенческими группами через создание и совершенствовании социокультурной корпоративной студенческой среды, а с другой — не разработанностью механизма формирования корпоративной культуры студенческой группы в учреждениях высшего образования.

С учетом реально существующих и характерных управленческих проблем и противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого заключается в определении сущности корпоративной культуры студенческой группы вуза и выявлении педагогических условий ее формирования.

Решение этой проблемы составляет и цель исследования.

Объектом исследования является воспитательный процесс в высшем учебном заведении.

Предметом исследования являются педагогические условия формирования корпоративной культуры студенческой группы вуза.

В исследовании выдвигается следующая гипотеза: процесс формирования корпоративной культуры студенческой группы вуза будет более эффективным, если обеспечено выполнение следующих педагогических условий:

— на основе учёта динамики социальных функций системы высшего образования, изучения теоретических основ и методологических подходов к формированию корпоративной культуры студенческой группы в учреждении высшего образования будет дана ее сущностно-содержательная и структурно-функциональная характеристика;

— выявлена специфика, разработана и внедрена модель управления формирования корпоративной культуры студенческой группы;

— разработан механизм управления корпоративной культурой студенческой группы в учреждении высшего образования".

— выявлены специфические педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию концептуальной модели в реальной педагогической практике;

— выделена группа критериев для оценки эффективности процесса формирования корпоративной культуры студенческой группы в учреждении высшего образования, определены уровни и соответствующие показатели, методики диагностики по каждому из критериев;

Проблема, объект, предмет и цель исследования обозначили следующие задачи:

1.Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике и определить необходимость, роль и место процесса формирования корпоративной культуры студенческой группы в учреждении высшего образования.

2.Разработать структурно-функциональную модель управления формированием корпоративной культуры студенческой группы в учреждении высшего образования.

3.Определить критерии и показатели оценки эффективности процесса управления формированием корпоративной культуры студенческой группы в учреждении высшего образования.

4.Теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, способствующих эффективному формированию корпоративной культуры студенческой группы в учреждении высшего образования.

5. Разработать практические рекомендации по формированию корпоративной культуры студенческой группы в учреждении высшего образования.

Общая методология исследования: теория личности, ее индивидуальности и персонализации в деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн и др.) — теория деятельности (П.Я.Гальперин, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина и др.) — теория социализации личности (Л.П.Буева, Б. З. Вульфов, П. Ф. Каптерев, И. С. Кон, А. В. Мудрик, А. В. Петровский, М. И. Рожков и др.) и теория становления личности в условиях социального окружения (Э.Эриксон).

Исследование велось в контексте теории воспитательного коллектива (А.С.Макаренко), теории развития личности как процесса вхождения её в различные социальные группы (А.В.Петровский) — научных направлений «педагогика среды» (Л.С.Выготский, А.П.Пинкевич) и «социальное воспитание» (В.Г.Бочарова, А. В. Мудрик, В.Д.Семенов) — принципов единства обучения и воспитания (К.Д. Ушинский) и др.

Особое место занимают исследования по проблемам управления образованием. Среди них работы: по теоретическим и методологическим вопросам управления образованием (Ю.В.Васильев, Ю. А. Конаржевский, М. И. Кондаков, С. Н. Митин, П. И. Третьяков, Е. Н. Шиянов и др.) — по исследованию различных уровней управления образовательными системами (В.И.Зверева, Ю. А. Конаржевский, Ю. К. Кузнецов, А. А. Орлов, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, Н. А. Шубин и др.) — по определению функций образовательных учреждений как социально-педагогического института (Ю.К.Бабанский, Б. З. Вульфов, Б. Т. Лихачев, З. А. Малькова, А. В. Мудрик, М. Н. Скаткин и др.).

На разных этапах исследования использован комплекс методов, взаимо-обогащающих и дополняющих друг друга: научный анализ философской, психологической и педагогической литературы, методы теоретического анализа (моделирование, проектирование), опросные методы (анкетирование, интервьюирование, беседа), диагностические методы (тестирование, экспертная оценка, самооценка), прямое, косвенное наблюдение, констатирующий и формирующий эксперимент, методы математической статистики и обработки результатов исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступил Ульяновский государственный университет.

Организация и этапы исследования. Личное участие соискателя состоит в теоретической и практической разработке основных идей и положений по теме, непосредственном осуществлении и руководстве опытно-экспериментальной работой в качестве куратора студенческих групп. Избранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход экспериментального исследования проблемы. Оно проводилось в несколько этапов в период с 2001;2006 г. г.

На первом этапе (2001;2003 г. г.) осуществлялся анализ философской, психологической и педагогической литературы. В эти же сроки был разработан понятийный аппарат, построена рабочая гипотеза и проведен констатирующий эксперимент, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.

На втором этапе (2003;2005 г. г.) уточнялась гипотеза исследования, основные направления формирующего экспериментаопределялись педагогические условия его проведенияразрабатывалась и внедрялась в практику работы модель формирования корпоративной культуры студенческой группы.

На третьем этапе (2005;2006 г. г.) осуществлялась диагностика на заключительном этапе эксперимента, анализ и обработка результатов мониторинга и полученных эмпирических данных, корректировка комплекса педагогических условий управления формированием корпоративной культуры студенческой группы, оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем:

— на основе проведенного теоретического анализа проблемы, определены особенности, роль и место процесса формирования корпоративной культуры студенческой группы в учреждении высшего образования, как гуманистической составляющей образовательного процесса;

— разработана модель управления формированием корпоративной культуры студенческой группы в учреждении высшего образования;

— выявлены критерии и показатели оценки эффективности процесса формирования корпоративной культуры студенческой группы в учреждении высшего образования, предложен ряд способов их диагностики;

— выявлена совокупность педагогических условий успешной реализации предложенной модели, обеспечивающей адекватность цели, содержания, методов, форм формирования корпоративной культуры студенческой группы в учреждении высшего образования;

— обоснована и экспериментально доказана взаимосвязь между динамикой изменения структуры корпоративной культуры студенческой группы и повышением уровня межгруппового взаимодействия, а так же положительным изменением психологического микроклимата студенческой группы;

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

— выявлены противоречия и нерешенные проблемы в организации процесса формирования корпоративной культуры студенческой группы в учреждении высшего образования, его специфика в современных условиях;

— дана комплексная оценка концепций формирования, развития и изменения корпоративной культуры, в разное время разработанных и представленных ведущими отечественными и зарубежными научными школами;

— на основе учёта динамики социальных функций системы высшего образования, дана сущностно-содержательная и структурно-функциональная характеристика корпоративной культуры студенческой группы в учреждении высшего образования;

— создана теоретико-методологическая основа для новых исследований по совершенствованию организации деятельности учреждений высшего образования как института социализации личности.

Практическая значимость исследования:

— разработана, апробирована и внедрена в практику модель управления формированием корпоративной культуры студенческой группы в учреждении высшего образования;

— содержащиеся в диссертации выводы, и теоретические положения доведены до конкретных методических рекомендаций, реализация которых существенно повышает качество воспитательной деятельности образовательных учреждений высшего образования;

— результаты диссертационного исследования могут быть использованы в вузах при организации воспитательной работы со студентами, при изучении раздела социальной педагогики, раскрывающего содержание и специфику формирования коллектива студенческой группы, а так же они могут использоваться при организации работы с молодежью.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются четкостью исходных методологических и теоретических позиций, логикой научного исследованиярациональным сочетанием теоретической и экспериментальной частей исследованияприменением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследованияширокой базой опытно-экспериментальной работыконтрольным сопоставлением полученных результатов с имеющимся в практике воспитательной работы опытомподтверждением гипотезы и основных положений настоящего исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

— управление формированием корпоративной культуры студенческой группы есть целенаправленная деятельность куратора и членов коллектива, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие управляемой системы — студенческого коллектива, перевод его на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению цели с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и действий по формированию и развитию ее корпоративной культуры.

— модель управления формированием корпоративной культуры студенческой группы характеризует специфику, целостное единство и взаимосвязь компонентов состоящих из внешних и внутренних факторов управления и отражает логику перехода от управляемого развития (информационно-аналитический, мотивационно-целевой, планово-прогностический, организационно-исполнительский, регулятивно-коррекционный, контрольно-диагностический этапы (функции управления)), через соуправляемый тип взаимодействия субъектов управления в самоуправление на основе включения цикла рефлексивного управления (самопереосмыслениесамоопределениесамореализацию), обеспечивающего переход к самоуправлению за счёт инициирования активности внутреннего потенциала корпоративной культуры студенческой группы.

— критерием эффективности процесса формирования корпоративной культуры студенческой группы в учреждении высшего образования, является динамика изменения студенческой группы включающая в себя такие компоненты, как: изменения структуры корпоративной культурыизменения групповой сплоченности и межгруппового взаимодействия (структурная характеристика группы) — изменения психологического микроклимата (психологическая характеристика группы).

— специфическими педагогическими условиями, обеспечивающими эффективную реализацию модели управления формированием корпоративной культуры студенческой группы в реальной педагогической практике являются: целевая ориентация на антропологические образовательные ценностинаправленность управления корпоративной культурой студенческой группы на обеспечение субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процессаперевод управляемого развития системы в форму самоуправленияобеспечение поступательного, непрерывного и последовательного характера развития корпоративной культуры студенческой группыучет индивидуального опыта студентов в процессе управления формированием корпоративной культуры студенческой группы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и научно-практические выводы диссертационного исследования получили отражение в методических рекомендациях, научных статьях и тезисах докладов автора. Результаты исследования докладывались и получили одобрение на методологических семинарах и заседаниях кафедры педагогики Ульяновского государственного университета, на международных, всероссийских, региональных и областных научных и научно-практических конференциях и семинарах в г. г. Ульяновске, Набережных Челнах, Пензе в 2001 — 2005 г. г.

Результаты исследования внедрены в Ульяновском государственном университете, Камской государственной инженерно-экономической академии, Волжско-Камском филиале Российской международной академии туризма.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Результаты исследования приведены далее в таблице 2.8.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненное исследование, а так же анализ научной литературы по вопросам исследуемой проблемы показал, что увеличение числа работ, посвященных вопросам формирования и развития корпоративной культуры в различных отраслях экономики и производства свидетельствует о пристальном внимании ученых к данному вопросу. Однако, несмотря на наличие определенных успехов в решении теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы, мы отмечаем недостаточность разработки проблем формированием корпоративной культуры студенческой группы в вузе, практически отсутствуют сущностные характеристики основных составляющих корпоративной культуры студенческой группы и базовой системы работы по ее формированию.

В исследовании вскрыты объективно существующие противоречия системы образования между социально детерминированными, непрерывно возникающими новыми требованиями к единому процессу образования, воспитания, развития и отсутствием эффективных методов, средств, которые были бы способны оперативно изменять и регулировать систему, корректировать ее с необходимым опережением, затрачивая при этом оптимальный объем ресурсов и повышая одновременно эффективность функционирования с учетом стоящих проблем.

Анализ реально существующих и характерных управленческих проблем и противоречий показал, что актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, потребностью практики управления студенческими группами через создание и совершенствовании социокультурной корпоративной студенческой среды, а с другой — не разработанностью механизма формирования корпоративной культуры студенческой группы в учреждениях высшего образования.

Анализ философской и специальной научной литературы позволил выявить основные методологические подходы к выявлению педагогических условий формирования корпоративной культуры студенческой группы вуза, такие как:

— системный;

— личностно-ориентированный;

— деятельностный;

— синергетический подходы, а так же принципы процесса управления корпоративной культурой студенческой группы:

— личностно-ориентированного характера отношений;

— активности;

— рефлексивности;

— коллективности, а так же сочетание социоцентрической и антропоцентрической моделей воспитания.

На основе методологического аппарата выявлено, что, что корпоративная культура студенческой группы — это система норм и ценностей, присущих студенческой группе, взаимодействующих между собой, и принимаемых членами группы, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, задающих студентам ориентиры их поведения и действий, определяющая ее лицо, и служащая основанием для самоорганизации системы.

В процессе исследования определено, что управление формированием корпоративной культуры студенческой группы есть целенаправленная деятельность куратора и членов коллектива, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие управляемой системы — студенческого коллектива, перевод его на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению цели с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и действий по формированию и развитию ее корпоративной культуры.

Логика работы потребовала разработки концептуальной модели управления формированием корпоративной культуры студенческой группы, позволив представить изучаемый процесс в следующих аспектах: цель, принципы, методы, формы, содержание как управленческий механизм формирования корпоративной культуры студенческой группы.

Анализ состояния изучаемой нами проблемы показал, что потребности теории и практики обучения делают особенно актуальной задачу формализации процессов управления, связанную с определением его технологии, т. е. описание порядка процедур, из которых складывается процесс управления, где функциональные звенья управления рассматриваются как особые, относительно самостоятельные виды деятельности, последовательные и взаимосвязанные друг с другом стадии, или этапы, полный состав которых образует единый управленческий цикл, в данном случае модель управления корпоративной культурой студенческой группы характеризует специфику, целостное единство и взаимосвязь компонентов состоящих из внешних и внутренних факторов управления и отражает логику перехода от управляемого развития (информационно-аналитический, мотивационно-целевой, планово-прогностический, организационно-исполнительский, регулятивно-коррекционный, контрольно-диагностический этапы (функции управления)), через соуправляемый тип взаимодействия субъектов управления в самоуправление на основе включения цикла рефлексивного управления (самопереосмыслениесамоопределениесамореализацию), обеспечивающего переход к самоуправлению за счёт инициирования активности внутреннего потенциала корпоративной культуры студенческой группы.

В исследовании выявлено, что специфическими педагогическими условиями обеспечивающими эффективную реализацию модели управления формированием корпоративной культуры студенческой группы в реальной педагогической практике являются: целевая ориентация на антропологические образовательные ценностинаправленность управления корпоративной культурой студенческой группы на обеспечение субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процессаперевод управляемого развития системы в форму самоуправленияобеспечение поступательного, непрерывного и последовательного характера развития корпоративной культуры студенческой группыучет индивидуального опыта студентов в процессе управления корпоративной культурой студенческой группы.

Исследование показало, что стратегия формирования корпоративной культуры студенческой группы в вузе должна быть направлена, прежде всего, на необходимость обеспечения соответствия содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, через развитие в совместной учебной, общественной, научной и иной деятельности жизнеспособной, гуманистически ориентированной, высоконравственной, социально активной и творческой личности специалиста высшей квалификации.

В ходе исследования проверена эффективность процесса формирования корпоративной культурой студенческой группы вуза:

— изучена динамика: изменения структуры корпоративной культуры студенческой группы;

— изучены изменения групповой сплоченности и межгруппового взаимодействия (структурная характеристика группы);

— отслежены изменения психологического микроклимата (психологическая характеристика группы).

— статистически обработаны полученные экспериментальные данные и проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы.

Анализ результатов экспериментальной деятельности показал, что процесс формирования корпоративной культуры студенческой группы вуза будет эффективным, если обеспечено выполнение следующих педагогических условий:

— на основе учёта динамики социальных функций системы высшего образования, изучения теоретических основ и методологических подходов к формированию корпоративной культуры студенческой группы в учреждении высшего образования будет дана ее сущностно-содержательная и структурно-функциональная характеристика;

— выявлена специфика, разработана и внедрена модель управления формирования корпоративной культуры студенческой группы;

— разработан механизм управления корпоративной культурой студенческой группы в учреждении высшего образования".

— выявлены специфические педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию концептуальной модели в реальной педагогической практике;

— выделена группа критериев для оценки эффективности процесса формирования корпоративной культуры студенческой группы в учреждении высшего образования, определены уровни и соответствующие показатели, методики диагностики по каждому из критериев;

— разработано теоретико-методологическое сопровождение процесса формирования корпоративной культуры студенческой группы в учреждении высшего образования.

Таким образом, в результате формирующего эксперимента нами получены данные, показывающие эффективность выбранных нами путей и способов формирования корпоративной культуры студенческой группы вуза, что говорит об эффективности предложенной методики.

В целом, охарактеризованная опытно-экспериментальная работа дает основание сделать вывод, что рабочая гипотеза, выдвинутая вначале нашего исследования, подтвердилась.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что поставленные в исследовании задачи решены и цель достигнута. В процессе исследования был выявлен ряд проблем, предполагающих дальнейшее изучение. Среди них:

— исследование динамики развития корпоративной культуры студенческой группы вуза на протяжении всего периода ее обучения;

— исследование влияния корпоративной культуры студенческой группы вуза на их профессиональную компетентность студентов данной группы.

Данное исследование не может претендовать на полное решение проблемы, но содержащиеся в диссертации выводы и теоретические положения доведены до конкретных методических рекомендаций, реализация которых создает реальные предпосылки для эффективной подготовки профессиональных кадров, в условиях высшего профессионального образования. Разработанная методика может быть использована в ВУЗах при организации системы воспитательной работы высшего учебного заведения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Г. Человек в управлении обществом /В. Г. Афанасьев. -М.: Политиздат, 1977. — 332 с.
  2. В. И. Эвристика для творческого саморазвития /В. И. Андреев. -Казань, 1994.-246 с.
  3. В. В. Организационная культура как объект философского исследования: дис.. канд. филос. наук /В. В. Астапов. Красноярск, 2000. — 150 с.
  4. Актуальные вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса в современных условиях /науч. ред. Т. В. Кириллова. М.- Чебоксары, 2004.- 126 с.
  5. Актуальные проблемы современного образования /науч. ред. Т. В. Кириллова. М.- Чебоксары, 2001. — 174 с.
  6. С. С. Теория социального управления: субъект и объект социального управления /С. С. Андреев //Социально-гуманитарные знания. 2001. -№ 1.-С. 80−96.
  7. А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры /А. И. Агеев. М.: Наука, 1991. — 112 с.
  8. А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы /А. Я. Айзенберг. М., 1986. — 126 с.
  9. Н. П. Психологический климат в коллективе /Н. П. Аникеева. М.: Просвещение, 1989. — 224 с.
  10. Ю.Аристов Б. И. Психологический климат в коллективе /Б. И. Аристов. -М.: Политиздат, 1973. 64 с.
  11. П.Афанасьев Ю. Н. Об универсальном знании и новой образовательной среде (к концепции универсальной компоненты образования) /Ю. Н. Афанасьев.-М.:РГУ, 1999.-55 с.
  12. В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учеб. пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов /В. С. Безрукова. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344 с.
  13. Л. П. Человек: деятельность и общение /Л. П. Буева. М.: Мысль, 1978.-216 с.
  14. М.Буева JI. П. Социальная среда и сознание личности /Л. П. Буева. М.: МГУ, 1968.-267 с.
  15. JI. П. Человеческий фактор: новое мышление и новое действие /Л. П. Буева. М.: Знание, 1988. — 63 с.
  16. Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации / Т. Ю. Базаров. М.: ИПК Госслужбы., 1996. — 98 с.
  17. П.Богданов Е. Н. Психологические основы Паблик рилейшнз /Е. Н. Богданов. 2-е изд. — СПб., 2003. — 56 с.
  18. К. Ю. Корпоративная культура как фактор влияния на процесс становления организации (социологический анализ): дис.. канд. социол. наук /К. Ю. Битулина. М., 2005. — 136 с.
  19. М. Проблемы качества образования в условиях реформы высшей школы /М. Беллева //Стандарты и качество. 2002. — № 4. — С. 20−21.
  20. Диагностика управленческих способностей /Е. М. Борисова и др. //Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 112−121.
  21. М. В. Университет как образовательная корпорация: начало мониторинга/М. В. Богданова, А. Ю. Согомонов //Этика успеха: Вестник исследователей, консультантов, ЛПР. 1995. — Вып. 4. — С. 261−269.
  22. В. В. Социально-психологический климат коллектива и личность /В. В. Бойко, А. Г. Ковалев, В. Н. Панферов. М.: Мысль, 1983. — 207 с.
  23. И. В. Развитие самосознания учителей и учащихся в полисубъектном взаимодействии: дис.. д-ра психолог, наук /И. В. Вачков. М., 2002. -374 с.
  24. А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход /А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 208 с.
  25. О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник /О. С. Виханский, А. И. Наумов. М.: МГУ, 1995. — 416 с.
  26. В. А. Механизмы изменения организационной культуры развивающейся сельской школы: дис.. канд. пед. наук /В. А. Виноградова. -М., 2003. 235 с.
  27. М. А. Личностно ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе (основы теории) /М. А. Вакулина. Н. Новгород, 2000. -136 с.
  28. Влияние лидерства и руководства на групповую динамику в условиях стресса /И. П. Волков и др. Л.: Лениздат, 1973. — 126 с.
  29. В. Н. Основы теории систем и системного анализа /В. Н. Волкова, А. А. Денисова. 2-е изд. перераб., доп. — СПб.: СПб ГТУ, 1999. — 512 с.
  30. Г. В. Собрание сочинений в 14-ти т. Т. 12. Лекции по этике /Г. В. Гегель.-М., 1938.-223 с. 31 .Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики /Г. В. Гегель. М.: Мысль, 1974. — 452 с.
  31. . С. Философия образования для XXI века /Б. С. Гер-шунский. М.: Совершенство, 1998. — 605 с.
  32. Дж. Статистические методы в педагогике и психологии /Дж. Гласс, Дж. Стенли. М.: Прогресс, 1976. — 496 с.
  33. П. Я. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий /П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина //Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. -1979. № 4. — 54−63 с.
  34. А. О. Концепция проектно-ориентированного университета /А. О. Грудзинский //Университетское управление: практика и анализ. -2003.-№ 3(26).-С. 24−37.
  35. А. О. Университет как предпринимательская организация /А. О. Грудзинский //Социологические исследования. 2003. — № 4. — С. 113 120.
  36. М. В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации /М. В. Грачев. М.: Дело ЛТД, 1993. — 208 с.
  37. Н. Ф. Университет в системе непрерывного образования в регионе /Н. Ф. Григорьев. Чебоксары, 2001. — 232 с.
  38. Э. Н. Образование личности /Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М.: Интерпракс, 1994. — 136 с.
  39. В. В. Теория развивающего обучения /В. В. Давыдов. М., 1996.-344 с.
  40. Дж. Введение в философию воспитания /Дж. Дьюи. М., 1921.7 с.
  41. В. Действенное изменение организационной культуры /В. Добролюбова //Банковские технологии. 2002. — № 1.
  42. Т. М. Рефлексивное управление школой: теория и практика /Т. М. Давыденко. М.- Белгород, 1995. — 214 с.
  43. А. Р. Управление развитием корпоративной культуры в организациях индустрии туризма: дис.. канд. экон. наук /А. Р. Дараган. М., 2004. — 136 с.
  44. JI. Психология малых групп /Л. Деев. М., 1979. — 146 с.
  45. А. Н. Развитие образования в современном мире /А. Н. Джуринский. М.: Прогресс, 1999. — 260 с.
  46. Е. С. Корпоративная культура как фактор социальной адаптации личности: дис.. канд. филос. наук /Е. С. Жерихов. Иркутск, 2004. — 191 с.
  47. В. А. Пассионарный университетский менеджмент /В. А. Журавлев, Н. С. Ладыжец //Университетское управление: практика и анализ.2003.-№ 1(24).-С. 4−8.
  48. A. JI. Социально-психологические проблемы управления /А. Л. Журавлев //Прикладные проблемы социальной психологии /под ред. Е. В. Шорохова, В. П. Левкович. М.: Наука, 1983. — 296 с.
  49. И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: учеб. пособие /И. Ф. Исаев. М.- Белгород- Везелица, 1992. — 102 с.
  50. М. А. Организация как Ваш инструмент. Российский менталитет и практика бизнеса /М. А. Иванов, Д. М. Шустерман. М.: Альпина Паблишер, 2003.-379 с.
  51. Н. А. Организационная культура педагогической деятельности отраслевого вуза: дис.. канд. пед. наук /Н. А. Иорданова. Краснодар, 2002.
  52. М. А. Ученическое самоуправление: опыт активизации /М. А. Имаков //Советская педагогика. 1987. — № 12. — С. 39−41.
  53. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике //Педагогика. 1994. — № 5. — С. 104−109.
  54. Т. С. Философия воспитания и воспитание философией. Этика и Мораль /Т. С. Караченцева. М., 1990. — С. 23.
  55. Кант И Собр.соч. М., 1964, т. З-4, С.716
  56. Ф. Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях /Ф. Ф. Королев //Советская педагогика. 1970. -№ 9.
  57. М. С. Человеческая деятельность /М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974.-328 с.
  58. Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой /Ю. А. Конаржевский. М.: Педагогика, 1986. -144 с.
  59. Ю. А. Менеджмент и внутришкольной управление /Ю. А. Конаржевский. М.: Педагогический поиск, 1999. — 224 с.
  60. . Деловая стратегия (концепция, содержание, символы) /Б. Карлофф. М.: Экономика, 1991.-248 с.
  61. В. И. Команда: формирование, управление, эффективность: учеб. пособие /В. И. Корниенко. Пермь, 1999. — 119 с. 71 .Кунц Г. Системный и ситуационный анализ управленческих функций в 2-х т. Т. 1 /Г. Кунц, С. О’Доннел. М., 1981.-496 с.
  62. С. В. Корпоративная культура как социокультурный феномен: дис. канд. культуролог, наук /С. В. Кузичев. М., 2004 — 150 с.
  63. JI. В. Организационное поведение: учебник /JI. В. Карташов, Т. В. Никонов, Г. О. Соломанидина. М.: ИНФРА, 2001. — 220 с.
  64. В. А. Проблемы управления качеством в вузах: Заметки менеджера по качеству /В. А. Качалов //Стандарты и качество. 2000. — № 12. — С. 82−87. — Оконч. Нач. №-№ 5−11, 2000.
  65. Качество профессионального образования и пути его обеспечения //Вузовские вести. 1999. — № 17. — С. 14−15.
  66. Т. В. Современные педагогические основы воспитания и их характеристика /О. В. Кириллова, А. Ю. Парамонова //Актуальные вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса в современных условиях. -М.: АПСН, 2004.-С. 34−36.
  67. В. П. Вопросы внутришкольного контроля /В. П. Ковалев. -Чебоксары: Изд-во ЧГПУ, 1993. 53 с.
  68. P. JI. Психология малых групп: Теоретический и прикладной аспект /Р. JI. Кричевский, Е. М. Дубовская. М.: Изд-во МТУ, 1991. — 206 с.
  69. А. К. Ученый совет в системе управления вузом /А. К. Клюев //Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 5−6 — С. 115−120.
  70. Е. А. Российский подход к исследованиям корпоративной культуры /Е. А. Кузнецова. М.: МГУ, 2000. — 96 с.
  71. Е. А. Сравнительное управление и исследования системы ценностей как элемента организационной культуры /Е. А. Кузнецова. М.: МГУ, 2000. — 34 с.
  72. Е. С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1967. — 173с.83 .Кузьмин Е. С. Руководитель и коллектив. Социально-психологический очерк /Е. С. Кузьмин. JL: Лениздат, 1974. — 165 с.
  73. Л. П. Проблемы управления высшей школой на современном этапе /Л. П. Кураков. М., 1995. — 157 с.
  74. А. Деятельность. Сознание. Личность: учебник для вузов /А. Леонтьев. М.: Academia, 2004. — 352 с.
  75. Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций /Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1992. — 17 с.
  76. А. Д. Корпоративная культура управления персоналом железнодорожного транспорта (социологический анализ): дис.. канд. социол. наук /А. Д. Леонард. М., 2005. — 144 с.
  77. О. Е. Управление образовательными системами /О. Е. Лебедев. М.: Университетская книга, 2004. — 135 с.
  78. Я. А. Барьер общения /Я. А. Лурия. Ростов н/Д.: Феникс, 1991.-216с.
  79. Лучшие психологические тесты /И. А. Андрианов и др.- отв. ред. А. Ф Кудряшев. Петрозаводск: Петроком, 1992. — 184 с.
  80. М. X. Основы менеджмента /М. X Мескон, Ф. Ходоури, М. Альберт- пер. с англ. М.: Дело, 1992. — 702 с.
  81. Р. А. Ловушка времени. Как сделать больше за меньшее время /Р. А. Маккензи. М.: Молодая гвардия, 1993. — 400 с.
  82. С. Я. Место корпоративных ценностей в культурной и социальной динамике /С. Я. Матвеева //Этика успеха: Вестник исследователей, консультантов, ЛПР. 1995. — Вып. 4. — С. 161−170.
  83. С. Н. Управленческая психотерапевтическая деятельность /С. Н. Митин. Ульяновск, 2003. — 176 с.
  84. Г. В. О критериях Исследовательского университета /Г. В. Май-ер //Университетское управление: практика и анализ. 2003. -№ 3. — (26). — С.34
  85. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособ. для вузов /Е. Е. Полат и др. М.: Академия, 2000. — 271 с.
  86. ЮО.Основы управления педагогическими системами: учеб. пособ. /авт.-сост. В. П. Ковалев. Чебоксары, 2000. — 175 с.
  87. Организационная психология: хрестоматия /сост. JT. В. Винокуров. -СПб.: Питер, 2000.-511 с.
  88. Ю2.0учи У. Методы организации производства /У. Оучи. М.: Экономика, 1984.- 122 с.
  89. ЮЗ.Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат трудового коллектива /Б. Д. Парыгин. JT.: Знание, 1981. — 192 с.
  90. Ю4.Питерс Т. В поисках эффективного управления /Т. Питере, Р. Уотер-мен. -М.: Прогресс, 1986.-418 с.
  91. Ю5.Платон. Сочинения: в 3-х т. М.: Мысль, 1971.
  92. Об.Пригожин А. А. Проблемы синергии организационных культур в российско-американских совместных предприятиях /А. А. Пригожин //Менеджмент. 1988. — № 1. — С. 60−77.
  93. Ю7.Пригожин И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой /И. Пригожин, И. Стенгерс- пер. Ю. А. Данилова, под общ. ред. В. И. Аршино-ва. М.: Прогресс, 1986.-310 с.
  94. И. Философия нестабильности /И. Пригожин //Вопросы философии. -1991. № 6. — С. 46−57.
  95. А. И. Организации: системы и люди: эффективность трудовой организации /А. И. Пригожин. М.: Наука, 1983. — 176 с.
  96. Ю.Потеряхин A. J1. Психология управления. Основы межличностного общения /А. JI. Потеряхин. К., ВИРА-Р, 1999. — 384 с.
  97. О. С. Корпоративная культура (Управление инновационным потенциалом экономических систем): дис.. д-ра экон. наук /О. С. Причина. -Ставрополь, 2002 251 с.
  98. Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Е. С. Полат. М.: Центр «Академия», 2000. — 272 с.
  99. ПЗ.Почебут J1. Г. Организационная социальная психология: учеб. пособ. /Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. СПб.: Речь, 2002. — 298 с.
  100. Н.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии /С. Л. Рубинштейн. -М., 1940.-237 с.
  101. О. Концепция организационной культуры: происхождение и сущность /О. Родин. М., 1998. — 134 с. 1. б. Радугин А. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления /А. А. Радугин, К. А. Радугин Воронеж, 1995. — 196 с.
  102. Р. Культура предпринимательства /Р. Рюттингер- пер. с нем. М.: ЭКОМ, 1992−240 с.
  103. Е. Корпоративная культура. Царское ли это дело? Из опыта работы с крупными коммерческими организациями /Е. Собчик. -http://www.ug.rn/ugpril/ol/97/39/t4l.htm
  104. В. А. Корпоративная культура: теория и практика /В. А. Спи-вак. М.: Питер, 2001. — 345 с.
  105. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: Учеб. пособие для руководителей. / В. П. Симонов М.: Рос. пед. агентство, 1997. -264 с. с.З.
  106. Танец перемен: новые проблемы самообучающихся организаций /П. М. Сенге и др. -М.: ЗАО «Олимп 1 Бизнес», 2003.
  107. И. Предпринимательский университет (Шведский опыт) /И. Сорокина //Высшее образование в России. 2002. — № 3. — С. 89−92.
  108. Т. О. Организационная культура компании /Т. О. Соло-манидина. -М.: Изд-во «Управление персоналом», 2003. 456 с.
  109. Г. В. Основы математической статистики для психологов /Г. В. Суходольский. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1998.-431 с.
  110. А. С. Исследовательская культура руководителя как фактор развития школы: дис.. канд. пед. наук /А. С. Сливков. Великий Новгород, 2002.- 169 с.
  111. Н. А. Теоретико-практические основы управления организационной культурой образовательного учреждения: дис.. канд. пед. наук /Н. А. Стрижак. СПб, 2000. — 211 с.
  112. Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособ. /Г. К. Селевко. М.: Педагогика, 1998. — 256 с.
  113. А. Ю. Престиж как стратегия корпоративного достижения: университет как субъект выбора стратегии развития /А. Ю. Согомонов //Этика дела. Ведомости. 1997. — Вып. 7. — С. 143−169.
  114. Э. В. Понятие, сущность и основные функции культуры /Э. В. Соколов. Л.: ЛГИК, 1989. — 83 с.
  115. Т. Г. Этнопсихология /Т. Г. Стефаненко. М.: Институт психологии РАН: «Академический проект», 1999. — 320 с.
  116. А. С. Формирование образовательной среды учебными заведениями нового типа /А. С. Строгалов, С. Г. Шеховцов, В. А. Гневко. СПб.: ИУиЭ, 2000. — 327 с.
  117. П. И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе /П. И. Третьяков. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  118. П. И. Адаптивное управление педагогическими системами: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений /П. И. Третьяков, С. Н. Митин, Н. Н. Бояринцева. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 368 с.
  119. Регион: управление образованием по результатам: теория и практика /П. И. Третьяков и др. М.: Новая школа, 2001. — 876 с.
  120. П. И. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография /П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский- под ред. П. И. Третьякова. — М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
  121. П. И. От школы функционирующей к школе развивающейся /П. И. Третьяков //Управление развивающейся школой: тезисы материалов научно-практической конференции. — М., 1996. — С. 10−14.
  122. Н. Ф. Пути разработки модели специалиста /Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, J1. Б. Хохловский. СПб.: Изд-во СПУ, 1987. — 174 с.
  123. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний /Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, JI. Б. Хохловский. Саратов: Изд- во Сарат. ун-та, 1975. -343 с.
  124. МО.Утюжанин А. П. Социально-психологические аспекты управления коллективом /А. П. Утюжанин. М., 1993.
  125. Управление персоналом: современная российская практика. СПб.: Питер, 2003.
  126. Управление социалистическим производством. Организация. Экономика: словарь. М., 1983. — 316 с.
  127. П. Ю. Характерные черты университетской культуры /П. Ю. Уваров. Воронеж: Изд-во Воронеж, пед. ин-та, 1984. — 145 с.
  128. К. М. Эволюция организации: продолжение становления /К. М. Ушаков //Директор школы. 1998. —№ 1. — С. 3−6.
  129. К. М. Подготовка управленческих кадров образования /К. М. Ушаков. — М.: Сентябрь, 1997. — 176 с.
  130. К. М. Эволюция организации: зарождение и становление /К. М. Ушаков. //Директор школы. 1997. — № 6. — С. 3−10.
  131. К. М. Динамика представлений и действий, или суть и смысл термина «организационный климат» /К. М. Ушаков, С. Селектор //Директор школы. 1997. — № 1. — С. 14−20.
  132. Управление — это наука и искусство /А. Файоль и др. — М.: Республика, 1994.-350 с.
  133. А. В. Вопросы психологии управления /А. В. Филиппов //Психологический журнал. 1980. — Т. 1, № 2. — С. 19−23.
  134. Философский словарь /под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М., 1987.447 с.
  135. А. А. Корпоративная культура в системе управления организацией: дис. канд. экон. наук /А. А. Федорова. М., 2005. — 172 с.
  136. Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп /Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. — 490 с.
  137. Д. Управление людьми в компании /Д. Хант, пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 1999. — 89 с.
  138. В. А. Университетский менеджмент /В. А. Херрманн, J1. М. Кронталер //Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 6. — С. 98−102.
  139. М. Непараметрические методы статистики /М. Холлендер, Д. А. Вулф. М.: Финансы и статистика, 1983. — 518 с.
  140. А. Н. Культура организации: учеб. пособ. /А. Н. Чаплина. -Красноярск: Красноярский коммерческий ин-т, 1996. 90 с.
  141. И. А. Информационная культура руководителя школы как условие эффективности управленческой деятельности /И. А. Чекин. СПб, 1999. -113с.
  142. В. М. Социальное управление и эффективность производства /В. М. Шепель. М.: Экономика, 1986. — 183 с.
  143. В. М. Трудовой коллектив и руководитель: социально-психологический аспект /В. М. Шепель. М.: Знание, 1976. — 32 с.
  144. В. М. Управленческая этика /В. М. Шепель. М.: Экономика, 1989.-284 с.
  145. В. М. Человековедческая компетентность менеджера: управленческая антропология /В. М. Шепель. М.: Министерство народного образования, 1999.-430 с.
  146. П. Н. От корпоративной этики к этике корпорации /П. Н. Шихарев //Этика успеха: Вестник исследователей, консультантов, ЛПР. 1995. -Вып. 4.-С. 86−93.
  147. К. А. Философия воспитания. Критический анализ немарксистских концепций /К. А. Шварцман. М.: Политиздат, 1989. — 208 с.
  148. К. А. Воспитание: новые подходы к вечной теме /К. А. Шварцман, Л. В. Коновалова, О. Н. Крутова. М.: Луч, 1993. — 300 с.
  149. Э. Организационная культура и лидерство /Э. Шейн. СПб.: Питер, 2002.-335 с.
  150. А. Е. Сетевая модель организации /А. Е. Шадрин. М.: Инфра1. М, 1997.-89 с.
  151. Ю. А. Корпоративная культура в механизме интеграции бизнес-структур: дис. канд. социол. наук /Ю. А. Шилкина. М., 2004. — 170 с.
  152. М. В. Ценности как фактор развития корпоративной культуры государственной службы: дис. канд. социол. наук /М. В. Шедий. Орел, 2004. -183 с.
  153. P. X. Социально-психологические проблемы руководства педколлективом /Р. X. Шакуров М.: Педагогика, 1982. — 236 с.
  154. P. X. Творческий рост педагога /Р. X. Шакуров. М.: Знание, 1985.
  155. Е. В. Математические методы и модели управления /Е. В. Шихин, А. Г. Чхартишвили. М.: Дело, 2000 — 440 с. — (Наука управления).
  156. С. Е. Мониторинг качества образования в школе /С. Е. Шишков, В. А. Кальней. М.: Пед. общество России, 1999. — 354 с.
  157. Т. И. Особенности психологии русского народа и эффективность управления школой /Т. И. Шамова, Н. В. Немова //Менеджмент в управлении школой /под ред. Т. И. Шамовой. — М., 1992.
  158. Т. И. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы: практикоориентированная монография /Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Н. А. Рогачева. Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995. — 162 с.
  159. Т. И. Оценка управленческой деятельности руководителем школы /Т. И. Шамова, Г. М. Тюлю, Э. В. Литвиненко. Вологда, 1995. — 56 с.
  160. Т. И. Совершенствование системы внутришкольной педагогической информации как важнейшее условие реализации школьной реформы /Т. И. Шамова, Т. К. Чекмарева. М.: МГПИ, 1989. — с.
  161. Г. В. Теория социального управления: монография /Г. В. Щекина. Казань, 1996. — 408 с.
  162. Н. С. Личностно-ориентированное образование в современной школе /Н. С. Якиманская. М., 1996. — 95 с.
  163. Childress John R. In the Eye of the Storm Childress IS. R. John, L. E. Senn. -Los Angeles: The Leadership Press, 1995.
  164. Hofstede G. H. Cultures and Organizations: Software of the Mind /G. H. Hofstede. NewlYork: McGraw Hill, 1997.
  165. Morgan G. Images of Organization /G. Morgan. London: SAGE Publications, 1996.
  166. The Fifth Discipline Fieldbook /Р. M. Senge and others. London: Nicholas Brearly Publishing, 2002.
  167. Clark B. R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation /В. R. Clark. Oxford: Pergamon Press, 1998.
  168. Clark B. R. The Entrepreneurial Universities: Demand and Response /В. R. Clark //Tertiary Education and Management 4. 1998. — VI. — P. 5116.
  169. Sporn B. Adaptive University Structures /В. Sporn. London- Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 1999.
  170. ПОЛОЖЕНИЕ О СТАРОСТАТЕ УЛЬЯНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА1. Общие положения
  171. Старостат осуществляет свою деятельность в рамках УлГУ, на основании настоящего Положения, утверждаемого Ученым Советом УлГУ2. Цели и задачи старостата
  172. Целью Старостата является наиболее полное привлечение студентов к решению вопросов, касающихся учебного процесса, создание условий для более полной реализации их прав и обязанностей по получению высшего образования.
  173. Организационные вопросы деятельности старостата
  174. Первичной структурой Старостата являются учебные группы на факультетах, в которых и происходит основная учебная деятельность студентов.
  175. Старосты учебных групп утверждаются приказом ректора УлГУ по представлению деканатов соответствующих факультетов и собраний учебных групп.
  176. Староста учебной группы избирается студентами группы путем прямого открытого голосования простым большинством голосов студентов группы, присутствующих на собрании.
  177. Старостат факультета по согласованию с деканатом соответствующего факультета имеет право созывать общее собрание старост факультета.
  178. В случае избрания старосты той или иной группы Председателем Совета факультета староста группы освобождается от своих обязанностей, в учебной группе проходят перевыборы в порядке, определенном в п. 4.2. настоящего Положения.
  179. Заместитель Председателя Старостата факультета исполняет все функции Председателя в случае его отсутствия или невозможности для последнего исполнять свои обязанности.
  180. Работу Старостата факультета курирует заместитель декана по учебно-воспитательной работе.
  181. Председатели Старостатов факультетов объединяются в Старостат университета, в рамках Студенческого совета университета, на который возлагается решение задач и реализация целей Старостата в рамках университета.
  182. Старостат университета по согласованию с Председателем студенческого совета университета и администрацией университета имеет право созывать общее собрание старост университета.
  183. Старостат университета избирает из своего состава Председателя. Выборы проводятся путем прямого открытого голосования, простым большинством голосов присутствующих на заседании, сроком на один год.
  184. ПОЛОЖЕНИЕ О СТУДЕНЧЕСКОМ СОВЕТЕ УЛЬЯНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА1. Общие положения
  185. Студенческий совет Ульяновского государственного университета (в дальнейшем именуемый «Совет») является органом студенческого самоуправления Ульяновского государственного университета (в дальнейшем именуемый «Университет»),
  186. В своей деятельности Совет руководствуется Уставом Университета, нормативными документами, издаваемыми руководством Университета и настоящим Положением.2. Задачи совета
  187. Обеспечение функций Совета
  188. Руководство и организационная структура Совета
  189. Руководство деятельностью Совета осуществляет председатель совета.
  190. Состав и функции секторов утверждается Советом.
  191. Председатель имеет двух заместителей: по науке и учебно-воспитательной работе, по вопросам социально-правовой защиты студенчества.
  192. От каждого факультета, а также филиалов УлГУ, в состав Совета входят: один представитель Совета факультета и один представитель Старостата факультета, а также иные лица.
  193. При необходимости по решению Совета в его состав могут вноситьсяизменения.
  194. Заседания Совета проводятся не реже трех раз в месяц. Присутствие члена Совета на заседании обязательно.
  195. Заседание Совета ведет председатель Совета, а в его отсутствие -один из заместителей.
  196. Член Совета может быть исключен из состава Совета за невыполнение предписаний настоящего Положения.
  197. Рекомендации Совета при необходимости проводятся в жизнь приказами и распоряжениями по Университету.
  198. Информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Совета осуществляют службы, отделы и должностные лица Университета.1. ПОЛОЖЕНИЕ
  199. О СТУДЕНЧЕСКОМ СОВЕТЕ ФАКУЛЬТЕТА УЛЬЯНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА1. Общие положения
  200. Студенческий совет факультета Ульяновского государственного университета (в дальнейшем именуемый «Совет») является органом студенческого самоуправления Ульяновского государственного университета (в дальнейшем именуемый «Университет»),
  201. В своей деятельности Совет руководствуется Уставом Университета, нормативными документами, издаваемыми руководством Университета и настоящим Положением.2. Задачи совета
  202. Обеспечение функций Совета
  203. Руководство и организационная структура Совета
  204. Руководство деятельностью Совета осуществляет председатель совета.
  205. Состав и функции секторов утверждается Советом.
  206. Председатель имеет двух заместителей: по науке и учебной работе, по вопросам социально-правовой защиты студенчества.
  207. В состав Совета входят: один представитель студенчества от каждой специальности факультета и один староста от каждой специальности факультета, а также иные лица.
  208. При необходимости по решению Совета в его состав могут вноситься изменения.
  209. Заседания Совета проводятся не реже двух раз в месяц. Присутствие члена Совета на заседании обязательно.
  210. Заседание Совета ведет председатель Совета, а в его отсутствие -один из заместителей.
  211. Член Совета может быть исключен из состава Совета за невыполнение предписаний настоящего Положения.
  212. Рекомендации Совета при необходимости проводятся в жизнь приказами и распоряжениями по факультету.
  213. Информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Совета осуществляют службы, отделы и должностные лица факультета и Университета.
  214. Структура студенческого самоуправления Ульяновского государственного университета
  215. Председатель профкома студентов университета
  216. Профсоюзный комитет студентов университета1. Председательстуденческого совета• университета1. Студенческий Старостатсовет университетапо одному (по одномупредставителю Совета представителю Старостатафакультета) факультета)1. Председатель
  217. Профсоюзный комитет студентов факультета1. Председатель
  218. Первичная студенческая профсоюзная ячейка
  219. Председатель Студенческого совета факультета
  220. Студенческий совет (по одному представителю от каждой специальности факультета) Старостат факультета (по одному старосте от каждой специальности факультета) t1. Староста группы1. Студенческая группа
  221. ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАМЕСТИТЕЛЕ ДЕКАНА ФАКУЛЬТЕТА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ1. Основные положения:
  222. Заместитель декана по воспитательной работе назначается из числа профессорско-преподавательского состава по рекомендации декана и утверждается приказом ректора.
  223. Заместитель декана по воспитательной работе подчиняется заместителю директора института по воспитательной (учебно-воспитательной) работе, декану факультета, получает от него указания и отчитывается перед Ученым советом факультета.
  224. Координирует воспитательную работу со студентами факультета.
  225. Заместитель декана по воспитательной работе является членом Ученого совета факультета.
  226. За исполнение обязанности заместителя декана по воспитательной работе предусматривается снижение учебной нагрузки в объеме 30% за учебный год.2. Основные обязанности:
  227. Разработка плана воспитательной работы факультета и общественных организаций на учебный год, представляемого для обсуждения и утверждения Ученым советом факультета.
  228. Организация культурно-воспитательной работы со студентами. Оказание методической помощи студсовету в организации работы его секторов, общественным организациям и объединениям студентов.
  229. Систематический контроль за соблюдением студентами внутреннего распорядка УлГУ, учебной и трудовой дисциплины, а так же правил проживания в общежитиях.
  230. Организация, координация и контроль за работой кураторов.
  231. Права заместителя декана по воспитательной работе:
  232. Заместитель декана по воспитательной работе в пределах возложенных на него обязанностей имеет право:
  233. Предлагать для обсуждения на Ученом совете факультета вопросы об улучшении воспитательной работы студентов.
  234. Представлять в ректорат, деканат материалы о поощрении студентов, аспирантов, преподавателей за активное участие в воспитательной работе.
  235. Назначение и освобождение кураторов производится приказом Ректора по представлению декана факультета, согласованного с заведующим кафедрой, на которой работают преподаватели-кураторы из числа преподавателей, работающих на факультете.
  236. Работа кураторов засчитывается как учебно-методическая из расчета 70 часов на учебный год и включается в индивидуальный план работы преподавателя, 2. Основные обязанности:
  237. Систематический контроль посещаемости, текущей и семестровой успеваемости студентов, выполнения ими правил внутреннего распорядка в университете (в общежитии).
  238. Оказание воздействия через деканат, коллектив студентов курса и органы студенческого самоуправления факультета на студентов, пропускающих занятия или неуспевающих по неуважительным причинам.
  239. Знание индивидуальных особенности студентов, условий их жизни, регулярное посещение общежития.
  240. Вовлечение студентов в различные формы научно-исследовательской и культурно-массовой работы.
  241. Информирование деканата и общественных организации университета о запросах, нуждах, настроениях студентов.
  242. Систематическое повышение своего педагогического мастерства в воспитании студентов, активное участие в обмене опытом кураторской деятельности.
  243. Годовой отчет о своей работе на заседаниях кафедры и Ученом совете факультета. 3. Основные права:
  244. Принимать участие во всех мероприятиях, проводимых на закрепленном курсе.
  245. Присутствовать на учебных занятиях своего курса с согласия ведущего преподавателя.
  246. Посещать групповые и курсовые собрания студентов и участвовать в их работе.
  247. Выходить с предложениями по улучшению учебной и научной работы, культурно-бытовых условий, ходатайствовать перед деканом и ученым советом факультета по общим вопросам курса, группы или отдельных студентов.
  248. Организация и подведение итогов работы кураторов
  249. Общее руководство и систематический контроль за организацией работы кураторов осуществляется деканом и зам. декана факультета по воспитательной работе.
  250. С целью оказания помощи кураторам деканат и научно-методическая комиссия факультета организуют совещания по методическим, теоретическим и практическим вопросам работы в группе, на курсе и факультете, а также обмен опытом кураторов.
  251. Итоги работы куратора курса подводятся по факультету после окончания текущего семестра
  252. В том случае, если куратор не пользуется авторитетом, слабо организует свою работу, студенты имеют право выйти с ходатайством в деканат факультета о замене куратора.
  253. Лучшие из кураторов за активную работу на курсе и в группах, высокие показатели курса в учебной, научной и общественной работе поощряются руководством факультета (института).
  254. Активная, деятельная жизнь
  255. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигается жизненным опытом)
  256. Здоровье (физическое и психическое здоровье)4 Интересная работа
  257. Красота природы и искусства (переживания прекрасного в природе и в искусстве)
  258. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
  259. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
  260. Наличие хороших и верных друзей
  261. Общая хорошая обстановка в стране, в нашем обществе, сохранение мира между народами (как условие благополучия каждого)
  262. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)
  263. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
  264. Равенство (братство, равные возможности для всех)
  265. Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках
  266. Свобода как независимость в поступках и действиях15 Счастливая семейная жизнь
  267. Творчество (возможность творческой деятельности)
  268. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)
  269. Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)
  270. Аккуратность (умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах)
  271. Воспитанность (вежливость, хорошие манеры)
  272. Высокие запросы (высокие притязания)
  273. Жизнерадостность (чувство юмора)
  274. Исполнительность (дисциплинированность)
  275. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
  276. Непримиримость к недостаткам в себе и в других
  277. Образованность (широта знаний, высокая общая культура)
  278. Ответственность (чувство долга, умение держать слово)
  279. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
  280. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
  281. Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов
  282. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
  283. Терпимость (к взглядам и мнению других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
  284. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
  285. Честность (правдивость, искренность)
  286. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)18 Чуткость (заботливость)
  287. Предлагается форма герба. Контур разделен на несколько областей.
  288. Левая часть главные достижения в жизни. Средняя -как я себя воспринимаю. Правая часть — моя главная цель в жизни. Нижняя часть -мой главный девиз в жизни.
  289. По окончании работы участники представляют свои гербы и девизы.1. Четвертый этап
  290. Стратегическое планирование"
  291. Каждый участник игры на основе математических методов исследования проводит диагностический анализ проблематики деятельности коллектива в целом и своей деятельности в частности.1. Первый этап
  292. Все игроки находятся в группах (6−8 человек).
  293. Но нельзя объять необъятное. Следовательно необходимо определить приоритетные направления деятельности, а для этого частью проблем придется пожертвовать.
  294. С этой целью игрокам предлагается проранжировать вышеизложенные проблемы с позиции важности и значимости решения. Самая важная проблема получит 1 место, затем 2, затем — 3 и т. д.
  295. По заполнению всеми членами группы производится суммирование мест по каждой проблеме в отдельности. Затем в зависимости от суммы присваивается значимое место каждой проблеме в отдельности. Чем ниже сумма баллов, тем выше место.1. Второй этап
  296. На основании данных бланка № 1 выявляются пять наиболее значимых проблем, и заносятся в графу «Решаемые проблемы» бланка № 2.1. Бланк 2
  297. Решаемые Оценка Итого Местопроблемы Ф.И.0 Ф.И.0 Ф.И.0 Ф.И.0 Ф.И.0 Ф.И.0 игрока игрока игрока игрока игрока игрока 1. 7 3 3 7 8 10 38 12. 5 4 5 4 5 6 29 23. 8 и т. д. И т.д. и т. д. И т.д. и т. д. и т. д. И т.д.4. 5
  298. По заполнению всеми членами группы производится суммирование баллов по каждой проблеме в отдельности. Затем в зависимости от суммы присваивается значимое место каждой проблеме в отдельности. Чем выше сумма баллов, тем выше место.1. Третий этап
  299. Далее происходит групповое обсуждение полученных результатов, по итогам которого происходит планирование работы группы на следующий учебный год.
  300. В конце игры ведущий, опираясь на результаты и ход игры делает вывод, что подобный метод диагностирования возможен не только в масштабах группы, но и масштабах факультета, и в масштабах отдельной личности.1. Анкета
  301. Важнейшие характеристики Тепер ь Предпо ч- тительн о
  302. А Наша ГРУППА уникальна по своим особенностям. Она подобно большой семье. Люди выглядят имеющими много общего
  303. В Наша ГРУППА — очень динамичное и проникнутое предпринимательством объединение. Люди готовы жертвовать собой и идти на риск
  304. С Наша ГРУППА — это коллектив, ориентированный на результат. Главная забота — добиться выполнения задания. Люди ориентированы на соперничество и достижение поставленной цели
  305. D Наша ГРУППА — это коллектив, жестко структурированный и строго контролируемый. Действия людей, как правило, определяются формальными процедурами
  306. Всего: 100 баллов 100 баллов
  307. Общий стиль жизни в ГРУППЕ Тепер ь Предпо чтитель но
  308. А Общий стиль жизни в ГРУППЕ представляет собой пример мониторинга, стремления помочь или научить
  309. В Общий стиль жизни в ГРУППЕ служит примером новаторства и склонности к риску
  310. С Общий стиль жизни в ГРУППЕ служит примером деловитости, агрессивности, ориентации на результаты
  311. D Общий стиль жизни в ГРУППЕ являет собой пример координации, четкой организации или плавного ведения дел
  312. Всего: 100 баллов 100 баллов
  313. Стиль взаимоотношений в ГРУППЕ Тепер ц Предпо и. тительн о
  314. А Стиль взаимоотношений в ГРУППЕ характеризуется поощрением командной работы, единодушия и участия в принятии решений
  315. В Стиль взаимоотношений в ГРУППЕ характеризуется поощрением индивидуального риска, новаторства, свободы и самобытности
  316. С Стиль взаимоотношений в ГРУППЕ характеризуется высокой требовательностью, жестким стремлением к конкурентоспособности и поощрением достижений
  317. D Стиль взаимоотношений в ГРУППЕ характеризуется гарантией занятости, требованием подчинения, предсказуемости и стабильности в отношениях
  318. Всего: 100 баллов 100 баллов
  319. Связующая сущность организации Тепер ь Предпо чтительн о
  320. D Нашу ГРУППУ связывают воедино формальные правила и официальная политика. Важно поддержание плавного хода деятельности организации
  321. Всего: 100 баллов 100 баллов
  322. Стратегические цели Тепер j, Предпо чтительн О
  323. А В ГРУППЕ настойчиво поддерживаются высокое доверие, открытость и соучастие
  324. В Наша ГРУППА акцентирует внимание на обретении новых ресурсов и решении новых проблем. Ценятся апробация нового и изыскание возможностей
  325. С Наша ГРУППА акцентирует внимание на конкурентных действиях и достижениях. Доминирует целевое напряжение сил и стремление к победе
  326. D Наша ГРУППА акцентирует внимание на неизменности и стабильности. Важнее всего контроль и плавность всех операций
  327. Всего: 100 баллов 100 баллов
  328. Критерии успеха Тепер ь Предпо чтительн о
  329. А Наша ГРУППА определяет успех на базе развития человеческих ресурсов, бригадной работы, увлеченности сотрудников делом
  330. В Наша ГРУППА определяет успех на базе обладания уникальными или новейшими дополнительными образовательными программами. Это лидер и новатор
  331. С Наша ГРУППА определяет успех на базе победы во всем и опережении конкурентов. Ключ успеха — конкурентное лидерство
  332. D Наша ГРУППА определяет успех на базе рентабельности. Успех определяют востребованность образовательныхуслуг и готовность их получать и оплачивать
  333. Всего: 100 баллов 100 баллов
  334. Обработка анкетных данных может быть произведена следующим образом:1. Баллы оценки «Теперь» 1А 1В2А 2В1. ЗА ЗВ4А 4В5А 5В6А 6В
  335. Сумма (всего баллов ответов А) Сумма (всего баллов ответов В)
  336. Средняя (сумма, деленная на 6) Средняя (сумма, деленная на 6)1С 1D2С 2D1. ЗС 3D4С 4D5С 5D6С 6D
  337. Сумма (всего баллов ответов С) Сумма (всего баллов ответов D)
  338. Средняя (сумма, деленная на 6) Средняя (сумма, деленная на 6)
  339. Баллы оценки «Предпочтительно"1А 1В2А 2В1. ЗА ЗВ4А 4В5А 5В6А 6В
  340. Сумма (всего баллов ответов А) Сумма (всего баллов ответов В)
  341. Средняя (сумма, деленная на 6) Средняя (сумма, деленная на 6)1С 1D2С 2D1. ЗС 3D4С 4D5С 5D6С 6D
  342. Сумма (всего баллов ответов С) Сумма (всего баллов ответов D)
  343. Средняя (сумма, деленная на 6) Средняя (сумма, деленная на 6)
Заполнить форму текущей работой