Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование культуры здоровья младших школьников в учебно-воспитательной среде начальной школы

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современной школе акцент смещается на формирование интеллектуальной активности, в то время как биологической закономерностью детского развития является совершенствование двигательной активности. В этот период у ребенка формируется осознанная мотивация для физического совершенствования, вырабатывается привычка заботиться о своем физическом состоянии и физических качествах — силе, выносливости… Читать ещё >

Формирование культуры здоровья младших школьников в учебно-воспитательной среде начальной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

[Введите текст]

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Теория и методика воспитания в начальной школе»

на тему: «Формирование культуры здоровья младших школьников в учебно-воспитательной среде начальной школы»

Симферополь — 2015

Актуальность исследования. Сохранность детского здоровья представляет собой довольно сложную и многогранную проблему. Она включает великое множество мало изученных вопросов, требующих настоятельного решения.

Бесспорно, уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одним из аспектов данного процесса является формирование культуры здоровья как части общей культуры человека — осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.

Важное место в механизме формирования культуры здоровья подрастающего поколения, воспитания ценностных ориентаций на здоровье творение занимает система образования.

За последние годы накоплен достаточно обширный теоретический и практический материал по проблеме здоровья человека, по валеологизации школьного учебно-методического процесса. Социально-философский аспект здорового образа жизни раскрыт в трудах И.В., Л. Г. Матроса, В. П. Петленко, А. В. Сахно, А. Г. Щедриной и других. Эколого-гигиеническому аспекту посвящены публикации Н. Д. Андреевой, И. Д. Зверева, О. П. Коломеец, И.И. Соковня-Семеновой, И. Т. Суравегиной, А. Г. Хрипковой и других.

Разработаны концептуальные основы общей и педагогической валеологии (Н.П. Абаскалова, И. И. Брехман, Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, Л. Г. Татарникова, Е. Ярославцева и др.), определены основные валеологические задачи в рамках системы образования (Р.И. Айзман, В. Ф. Базарный, Э. М. Казин, Г. А. Калачев и др.), выявлена сущность валеологических принципов педагогики (И.А. Колесникова, Л. Г. Татарникова и др.).

Проведенный анализ литературных источников свидетельствует о том, что проблеме здоровья человека, валеологическим аспектам образования посвящено большое количество исследований. Однако, на наш взгляд, не проведено достаточно глубокого анализа и обобщения теоретических предпосылок и методического обоснования работы по формированию культуры здоровья учащихся начального звена школы. Между тем, именно дошкольный и младший школьный возраст — период наиболее стремительного развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств и свойств, делающих его личностью, установления фундамента образа жизни и моделей поведения в обществе.

Возникает противоречие между необходимостью переориентации системы образования на достижение оздоровительного эффекта учебно-воспитательного процесса, предусматривающего включение ребенка в здравотворческую деятельность и недостаточной разработанностью вопросов формирования культуры здоровья учащихся в теории и практике начальной школы.

Таким образом, актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы нашего исследования: «Формирование культуры здоровья младших школьников в учебно-воспитательной среде начальной школы»

Объект исследования: процесс воспитания в начальной школе.

Предмет исследования: методы и приемы формирования культуры здоровья младших школьников в учебно-воспитательной среде начальной школы.

Цель исследования: теоретически обосновать методы и приемы формирования культуры здоровья младших школьников в процессе воспитания в начальной школе.

Для достижения поставленной цели необходимо раскрыть следующие задачи:

— проанализировать проблему формирования культуры здоровья младших школьников в педагогической теории и практике;

— охарактеризовать понятие, роль и значение формирования культуры здоровья учащихся начальной школы;

— охарактеризовать методы и приемы формирования культуры здоровья младших школьников;

— разработать методические рекомендации к формированию культуры здоровья младших школьников.

Для решения поставленных задач, мы применяли в работе следующие методы исследования:

— метод анализа и синтеза теоретической литературы с целью выявления основных причин проблемы формирования культуры здоровья младших школьников и способов их устранения;

— метод изучения и обобщения опыта педагогов-практиков с целью раскрытия характеристики понятия, роли и значение формирования культуры здоровья учащихся начальной школы;

— метод сравнения с целью определения лучших и наиболее эффективных методов и приемов формирования культуры здоровья младших школьников.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух разделов, выводов к разделам, общих выводов, списка использованных источников, приложения. Общий объем курсовой работы составляет 41страниц, из них основного текста 34 страницы.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1.1 Анализ проблемы формирования культуры здоровья младших школьников в педагогической теории и практике

Здоровье является интегральной характеристикой личности и определяет качество жизни. На сегодняшний день в России высокий уровень заболеваемости населения, особенно среди детей и подростков. В частности, за период обучения в школе число здоровых детей с первого до одиннадцатого класса уменьшается в 3−4 раза [1; 2]. Поэтому сохранение и укрепления здоровья детей, формирование духовных потребностей и навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) являются приоритетными направлениями развития общества.

За последние годы проблема сохранения здоровья детей младшего школьного возраста, их оздоровление и профилактика наиболее распространенных «школьных» болезней является предметом фундаментальных научных исследований.

Современные условия предъявляют новые требования к системе образования и воспитания подрастающего поколения. Дети и молодежь значительно раньше других категорий населения испытывают последствия деформации общества, остро переживают свою социальную незащищенность, ускоренное падение духовности, рост психической нестабильности и физической слабости. Пересмотр стратегии, содержания, методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, состояния здоровья детей и молодежи, который ухудшается с каждым годом, требует изменения в отношении школьной системы образования к этой проблеме.

Национальной доктриной развития образования предусмотрено оперативное изменение содержания образования на основе новейших педагогических и технологических достижений. Согласно с ней школа должна выполнять образовательные, воспитательные, развивающие и оздоровительные функции.

Культура личности школьника отражает уровень его развития, отражается в мировоззрении, системе ценностей, характере деятельности и общения, поведении и образе жизни, богатстве способностей и творческих сил. Культура здоровья является составной частью общекультурного развития личности и состоит из трех компонентных блоков: программно содержательного, потребностно-мотивационного и деятельностно-практического.

Научные исследования по формированию культуры здоровья школьников в области педагогической, культурологической и валеологического образования и воспитания, к сожалению, страдают ограниченностью, фрагментарностью, что не дает возможности представить целостную картину научных взглядов на проблему. Теоретические поиски путей развития школьного физкультурного и валеологического обучения и воспитания младших школьников также недостаточно способствовали эффективности формирования культуры здоровья учащихся. В связи с этим сегодня от педагогической науки требуется глубоко обоснованное обновления теории и практики обучения и воспитания младших школьников, как быть здоровым в современных социальных условиях.

Семья всегда была и остается естественной средой первичной социализации ребенка, источником материальной и эмоциональной поддержки, необходимой для развития ее членов, особенно детей, средством хранения и передачи культурных ценностей от поколения к поколению.

Основной задачей семейного воспитания является воспитание физической и духовно здоровой личности, обеспечены необходимых социальных условий для полной реализации возможностей развития ребенка, полноценного духовного, психического и физического ее становления формирования навыков культуры здоровья.

За последние годы интерес ученых — философов, культурологов, социологов, психологов, педагогов, медиков и других — к проблемам здоровья человека значительно возрастает. Изучение проблемы здоровья на методологическом, теоретическом и практическом уровне вообще и формирования культуры здоровья в частности освещены в отечественных и зарубежных трудах философов и культурологов: Вернадский, В. Казначеева, В. Климов, В. Скумина, Е. Спирина, Т. Фролова и др.; психологов: В. Леви, Маслоу и др.; медиков: Н. Амосова, Г. Апанасенко, В. Войтенко, Р. Герберда, Ю. Лисицина, И. Мильман, И. Муравова, В. Петленка, Л. Попова и др.; педагогов классиков: Я. Коменский, Локка, Макаренко, Ж. Руссо, Сковороды, Сухомлинского, К. Ушинского и др.; педагогов: С. Васильева, С. Волкова, О. Дубогай, Л. Жалило, В. Оржеховськои, Л. Татарниковои, Г. Шевченко и др.; валеологов: Ю. Андреев, Т. Бойченко, Б. Болотова, И. Брехмана, М. Гончаренко, В. Зайцева, П. Иванова, В. Лободина, Г. Малахова, И. Невмивакина, В. Салбанова, Т. Тихоплава; культура здоровья: В. Бабич, В. Горащук, Г. Долинський, Ю. Драгнев., С. Кириленко, Г. Кривошеев, В. Скумин и другие[15].

Проблема здоровья человека — одна из наиболее сложных комплексных социально-философских проблем современной науки. Исследованию различных сторон здоровья индивидуума, различных социальных и половозрастных групп, а также всего населения посвящено большое количество работ. В одних работах обсуждается само понятие «здоровье», в других исследуются клинические аспекты здоровья (вернее патологии), а другие посвящены исследованию факторов определения здоровья.

Для философского рассмотрения здоровья, по мнению И. И. Брехмана, важно понимать, что оно отражает необходимость сущности явлений, а болезнь — случайность, которая не имеет общего характера. Здоровье следует рассматривать не в статике, а в динамике изменений окружающей среды и в онтогенезе. В этом отношении заслуживает внимания утверждение, что здоровье определяется процессами адаптации [4, с. 67 — 68].

Анализ литературных источников показал, что за последние годы проблема сохранения здоровья детей младшего школьного возраста, их оздоровления и профилактика наиболее распространенных «школьных» болезней является предметом фундаментальных научных исследований.

Наиболее агрессивными факторами, которые на современном этапе значимо влияют на формирование здоровья школьников, являются следующие:

1) Высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для усвоения информации являются выраженными психотравмирующими факторами для школьника, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает стрессорное воздействие на развивающийся организм.

2) Низкая двигательная активность. Дефицит двигательной активности уже в младших классах составляет 35−40. Уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10−18%) компенсируют дефицит движений, что явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья.

3) Недостаточная адекватность современной системы гигиенического обучения и воспитания по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), сознательного и ответственного отношения к своему здоровью.

Среди детей в современных условиях нашли широкое распространение деструктивные формы поведения; курение, алкоголь, наркотики.

Таким образом, к важнейшим причинам неблагополучия здоровья учащихся относится:

— стрессогенные технологии проведения урока и оценивание знаний учащихся;

— недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;

— чрезмерная интенсификация образовательного процесса, перегруженность учебных программ фактологической информацией, вызывающие у учащихся переутомление и дистресс;

— невозможность многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к учащимся, с учётом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья;

— несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса;

— неправильная организация питания учащихся в школе;

— недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагогов;

— низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья учащихся и их родителей [17, c.21].

Поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом, то и охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества.

Таким образом, культура здоровья младших школьников — это осознанное, ежедневное выполнение учащимися здоровьесберегающих норм и правил, умение предвидеть влияние результатов своих действий на собственное здоровье и здоровье окружающих людей. От уровня сформированности культуры здоровья в детстве зависит последующий образ жизни человека, степень реализации его личностного потенциала. Здоровье ребенка, здоровый образ жизни учащейся молодежи всегда определялись как основа общественного богатства и основы здоровья всей нации.

1.2 Понятие, роль и значение формирования культуры здоровья учащихся начальной школы

По энциклопедическим определением здоровье — это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (унаследованных и приобретенных) и социальных факторов. Последние имеют столь важное значение в поддержании состояния здоровья или возникновении и развитии болезни, в преамбуле к уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) записано: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Вообще, понятие здоровья является несколько условным и объективно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, биохимических и физиологических показателей, определяемых с учетом полового, возрастного факторов, а также климатических и географических условий [6, с.23- 24; 7, с. 35 — 36].

Здоровье необходимо характеризовать не только качественно, но и количественно, поскольку существует понятие о степени здоровья, который определяется шириной адаптационных (приспособительных) способностей организма. Хотя здоровье представляет собой состояние, противоположное болезни, оно может быть связано с различными переходными состояниями и не иметь четких границ. Состояние здоровья не исключает наличии в организме болезнетворного начала, еще не проявилось, или субъективных колебаний в самочувствии человека [8, с. 54 — 55].

Можно выделить следующие компоненты сформированности культуры здорового образа жизни: отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности; наличие умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения; сформированность гигиенических навыков и привычек; наличие физической и умственной активности; умение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

Забота о здоровье и его укрепление — естественная потребность культурного человека. Вообще, можно говорить о трех видах здоровья, для наглядности представим их на рисунке 1.1.

Рис. 1.1 — Три основных вида здоровья

— Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

— Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

— Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, то есть жизнь в полном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Социальное здоровье отображается через такие характеристики: адекватное восприятие социальной реальности; интерес к окружающему миру; адаптация к физической и общественной сфер; направленность на общественно полезный труд; альтруизм; ответственность перед другими.

Таким образом, физическое здоровье — один из важных компонентов в структуре здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как биологической системы.

Проведенный нами теоретический анализ позволяет констатировать, что одним из критериев эффективности деятельности педагогов и успешности учащихся должен стать уровень их культуры здоровья. Мы понимаем, что понятие культуры здоровья объемно и многофакторно, поэтому выделяем лишь некоторые позиции. По мнению многих ученых к названным позициям относятся:

1) сформированность представлений о здоровье и здоровом образе жизни;

2) наличие знаний о способах укрепления здоровья;

3) осознание базовых ресурсов своего организма;

4) понятие всей полноты ответственности за состояние своего организма;

5) развитие навыков психофизической регуляции и самоконтроля;

6) отсутствие вредных привычек.

Новые стандарты образования требуют формирования здорового образа у младших школьников в учебно-воспитательном процессе. В стандартах не ставится задача сделать всех детей профессиональными спортсменами, хотя стремление к высоким достижениям должно поддерживаться. Главное, у детей должны быть сформированы поведенческие стереотипы здорового образа жизни. Чтобы ребенок нормально рос, развивался, у него не было сколиоза, плохого зрения. Для этого нужна физическая активность и на перемене, и на уроке, и во внеурочной деятельности. В воспитательной системе начальной школы выделяются два направления — формирование гармонично развитой, социально-активной в школьных делах творческой личности.

В режиме работы школы, плане учебно-воспитательном заложены основные направления формирования здорового образа жизни учащихся: обязательная утренняя зарядка, физкультурные паузы на уроках, включающие гимнастику для глаз, корректирующую гимнастику для мышц рук и ног. У учащихся воспитывается потребность в здоровом образе жизни. Эта работа проводится через систему классных часов, школьные спортивные мероприятия, соревнования, беседы, проводимые медицинским работником школы.

Второе направление этой программы — совершенствование физического воспитания, спортивного мастерства учащихся.

Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается. Поэтому воспитание должно быть не изнеживающим, а закаливающим, тренирующим, повышающим активность растущего организма.

Начальная школа имеет потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни.

Таким образом, роль учителя в формировании культуры здоровья учащихся несомненно велика. Любой педагог, и в том числе учитель физической культуры, призван решать широкий круг задач по гармоническому развитию личности учащихся. Работа учителя в данном направлении будет эффективной, если систематически и целенаправленно вырабатывать у детей стойкую мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.

Таким образом, рассмотрев первый раздел теоретической основы формирования культуры здоровья младших школьников в учебно-воспитательной среде начальной школы, подведем итоги.

Проанализировав проблемы формирования культуры здоровья младших школьников в педагогической теории и практике, мы сделали вывод о том, что на сегодняшний день в России высокий уровень заболеваемости детей и подростков. За период обучения в школе число здоровых детей с первого до одиннадцатого класса уменьшается в 3−4 раза. Поэтому сохранение и укрепления здоровья детей, формирование духовных потребностей и навыков здорового образа жизни являются приоритетными направлениями развития общества.

Анализ литературных источников показал, что за последние годы проблема сохранения здоровья детей младшего школьного возраста, их оздоровления и профилактика наиболее распространенных «школьных» болезней является предметом фундаментальных научных исследований. Проблема воспитания интереса к физкультурно-оздоровительной работе в учебных заведениях и мотивация к формированию культуры здоровья младших школьников в учебно-воспитательном процессе остается актуальной и требует научного обоснования.

Охарактеризовав понятие, роль и значение формирования культуры здоровья учащихся начальной школы, мы сделали вывод о том, что в современном понимании понятие «здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций, основной целью которого является сохранить, укрепить здоровье и повысить работоспособность и предотвратить развитие болезней.

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

2.1 Общая характеристика методов диагностики уровней сформированности культуры здоровья младших школьников

Формирование здорового образа жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста. Необходимо проводить большую систематическую работу по формированию культуры здоровья у школьников, так как важность повышения уровня сознательного отношения к своему здоровью чрезвычайно велика как для дальнейшего обучения ребенка, так и для выполнения им в будущем самых разных видов деятельности и для будущей взрослой жизни.

Еще один метод исследования уровня сформированности культуры здоровья у младших школьников — это рисование.

Рисование — мощный способ преодоления коммуникативных барьеров, этот процесс помогает детям расслабиться и сосредоточиться на своих мыслях. Рисунок в соединении с письмом или диалогом может быть прекрасным методом исследования восприятия здоровья детьми. Так дети выражают мысли, которые им трудно выразить с помощью слов.

Младший школьник должен высказаться максимально полно, обосновывая свою точку зрения, доказывая, споря. Педагог может попросить детей подумать о вещах, которые они могли бы сделать, чтобы сохранить себя здоровыми, и нарисовать как можно больше этих вещей. Затем — подписать картинки. Через 20 мин перевернуть лист и подумать обо всех вещах, которые бы они могли сделать, чтобы не быть здоровыми, нарисовать их и тоже подписать. Заканчивается занятие общим активным обсуждением.

Методика «Рисуй и пиши» очень нравится младшим школьникам. Такой способ самопознания учит их анализировать собственный опыт, размышлять по поводу своих действий и желаний.

В следующем месяце (занятии) ребятам можно предложить заполнить анкету «Режим дня» (см. Приложение В).

Проанализировав полученные результаты, можно сделать выводы: основными элементами режима дня школьника являются — учебные занятия в школе и дома, активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, регулярное и достаточное питание, физиологически полноценный сон, свободная деятельность по индивидуальному выбору [13,c.87].

При организации режима следует учитывать состояние здоровья ребенка.

Таким образом, педагогические отношения любой направленности всегда выстраиваются в определенной среде, которая оказывает влияние на человека и вносит коррективы в воспитание (Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина). Классный руководитель должен создать комфортную среду для ученика, в которой он может реализовывать все свои возможности, а именно: сохранять свое здоровье, развивать индивидуальные способности, склонности, интеллект, самостоятельность, а также умение осуществлять управление и контроль над собственной здоровьесберегающей деятельностью.

2.2 Методы и приемы формирования культуры здоровья младших школьников

В формировании культуры здоровья обучающихся можно использовать следующие формы и методы:

1. Методы формирования сознания, включающие следующие формы деятельности:

классные часы, их проведение и тематика должны быть предусмотрены заранее при составлении плана воспитательной работы;

беседы и диспуты проводятся с классом или индивидуально, предполагая интеллектуальную и эмоциональную активность школьников;

читательские конференции помогают не только расширить кругозор обучающихся, но и усвоить нормы и принципы нравственности;

мини-лекции используются как самостоятельная форма работы школьников, продолжительность которых не более 10−15 минут; для проведения некоторых лекций можно пригласить детского врача, сотрудников ГИБДД и пожарной службы [13,c.87].

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения включают в себя ряд форм:

педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намека;

приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни и отражают сознательные установки личности; регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях формируют качества здоровой личности;

воспитывающие ситуации применяются с целью формирования новых норм поведения по отношению к собственному здоровью;

тренинги помогают изменить негативные внутренние установки обучающихся, пополнить их психологические знания, сформировать определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям, к миру в целом;

круглый стол, данные формы применяются для формирования четких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни [13,c.89].

3. Методы стимулирования поведения и деятельности помогают формировать у обучающихся умения правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию ими своих потребностей, пониманию смысла жизнедеятельности.

Поощрение применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение.

Наказание состоит в лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения.

4. Метод игровых ситуаций успешно применяются, так как он позволяет легко, увлекательно усваивать обучающимся на практике правила здорового образа жизни. Очень часто используются игровые ситуации проблемно-поискового характера, при этом методы убеждения и упражнения максимально сближаются, взаимопроникают; создаётся атмосфера естественного «вхождения» в конкретную ситуацию определенного содержания.

5. Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, что благоприятно сказывается на здоровье обучающихся. Таким методом является внушение. Внушать — это, значит, воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.

6. Метод проектов. Исследовательские проекты (организация опроса среди своих сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); творческие проекты (санитарные бюллетени о здоровом образе жизни) [13,c.96].

Применительно к закреплению полезных привычек, формированию позитивного отношения к физическому и нравственному здоровью большое значение в педагогическом арсенале учителя имеет игра. Игра — это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик — учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т. д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. Какие же игры могут быть использованы для формирования знаний о ЗОЖ [17,c.59].

Во-первых, это подвижные игры, закрепляющие навыки двигательной активности, а также обеспечивающие социализацию ребенка через коллективную деятельность. Как правило, такие игры не требуют никакого специального оборудования, инвентаря. Они легкодоступны практически в любом месте, будь то полянка в лесу, или просто небольшая площадка во дворе. В каждой подвижной игре имеются правила, которые предусматривают необходимую пространственную ориентировку, определяют цель и способы действий ребенка. Правилами устанавливается местоположение детей и водящего, граница действия, направление движения (надо бежать вперед, а потом обратно; надо бегать врассыпную по всей площадки). Однако, неожиданные изменения игровой ситуации или действия водящего, а также сигналы требуют от ребенка иной, мгновенной ответной реакции, умения сознательно ориентироваться в пространстве, приспосабливать свои действия к изменившейся среде, находить наиболее рациональные способы выполнения игровых правил.

Подвижная игра создает благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и представлений. Постоянно сравнивания и уточняя впечатления, полученные от действий в окружающей среде, ребенок приучается к наблюдательности, осознает взаимосвязь между предметами в окружающей его среде. В играх совершенствуется приобретенные в упражнениях знания о направлении движений, местоположений и взаимоположении предметов.

В упражнениях и подвижных играх с элементами соревнования воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности; формируются такие качества личности, как целенаправленность, устремленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность; развития фантазий, инициатива и увлеченность, умение осуществлять творческий замысел практически. Ребенок приучается по-новому смотреть на обычное, знакомое. Все это необходимо человеку в его будущей деятельности [6,c.98].

Очень важно, чтобы значительная часть занятий проводилась на воздухе. Двигательная деятельность на воздухе усиливает обмен веществ, окислительно-восстановительные процессы, улучшает работу всех органов.

Во-вторых, интеллектуальные игры, закрепляющие основные понятия, представления, знания по проблематике здорового образа. Примером такой игры может быть игра «Отгадай слово». Рассмотрим содержание этой игры:

1. Переставляя буквы, разгадайте слова и расскажите, что помогает человеку быть здоровым [2,c.47].

На доске: 2. Движение, прогулка, режим, правильное питание и, конечно, осторожность. Одна из форм поддержания здоровья — это движение. Движение — это жизнь. Человек, который мало двигается, быстро стареет, полнеет, дряхлеет.

— Прогулка необходима для снятия стресса, поддержания хорошего настроения, встречи с друзьями, отдыха. Закончи свой день прогулкой, поиграй несколько часов на воздухе, и ты сразу почувствуешь, что стал бодрым, а учеба пошла успешнее.

— Правильное питание — залог долголетия. Неправильное питание приводит к болезням.

— Человек должен быть внимательным и осторожным повсюду: в быту, на улице, на производстве, при обращении с животными. Осторожность — одно из важнейших качеств человека, продлевающих его жизнь.

— Режим необходим, как воздух. Правильное распределение времени в течение всего дня снимает утомляемость всего организма, повышает его работоспособность.

В-третьих, игры с использованием элементов психодрамы или театрализованного проигрывания ситуаций, закрепляющие ролевые стереотипы (умения сказать «нет!» в критической ситуации, формирования навыков общения, критического осмысления вредных привычек и т. п.).

В-четвертых, долговременные ролевые игры, в которых и строятся вся проектная деятельность «больших» и «малых» коллективных творческих дел.

Особо следует отметить интеллектуальные игры, весьма привлекательные для ребенка как юного телезрителя. Правила не требуют особых разъяснений, ибо каждый из участников мог смотреть их по телевизору. Речь идет о «брейн-ринге», КВНах, «Поле чудес», «Что, где, когда», «Счастливый случай», «О, счастливчик». Стимулом в таких играх, конечно, не может быть материальное вознаграждение, но система поощрительных баллов при правильной педагогической инструментовке весьма эффективна [4,c.79].

Проектная деятельность детей. Для детей этого возраста доступна работа над индивидуально-групповыми мини-проектами на тему «Сохранение здоровья». Работа над проектами может строиться таким образом: сначала выявляются проблемы со здоровьем, которые возникают у детей школьного возраста; затем из сборников, из журналов, детских газет собираются пословицы о здоровье; после этого каждый из детей может выбрать подходящие своей теме пословицы. Сбор информации фиксируется учениками в черновом варианте на рабочем листе, составленном педагогом для индивидуальной работы ученика во внеурочное.

На классных часах необходимо придерживаться направлений приобщения учащихся к знаниям законов развития человека на личностно-ориентированном уровне, воспитании потребности в здоровье, выработке индивидуального способа физического и духовного самосовершенствования, обучения методам познания, самоконтроля и программирования своей деятельности по укреплению здоровья.

Один раз в месяц педагоги проводят так называемые «Уроки здоровья». Темы подбираются разные, актуальные для учеников данного класса.

Например: Дети разучивают стихи, готовят сценки, участвуют в викторинах, знакомятся с правилами здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил Одними из важных приемов формирования знаний о ЗОЖ являются практические занятия.

Такие занятия можно проводить вместе с родителями. Некоторые задания могут быть рекомендованы для домашней работы. Приведем для примера несколько тем, которые могут быть использованы в процессе профилактической работы с младшими школьниками. (см. Приложение А).

1. Чистые руки:

— показать, как правильно мыть руки;

— доказать, почему нужно держать руки в чистоте, когда обязательно следует их мыть.

2. Здоровые зубы:

— показать на рисунке последовательность чистки зубов;

— почистить зубы щеткой и пастой;

— доказать, почему нужно чистить зубы, когда и какими пастами (детские «Чебурашка», «Я сам», «Мое солнышко», «Дракоша» и др.);

— составить памятку «Что любят наши зубы», «Вредно для зубов».

3. Красивые ногти:

— показать на рисунке (нарисовать), как следует стричь ногти на руках и ногах;

— правильно подстричь ногти на руках;

— порассуждать, почему маленьким девочкам не следует отращивать длинные ногти, красить их лаком, носить на пальцах множество колечек.

4. Внешний вид:

— выбрать на рисунках (нарисовать) варианты одежды, обуви и прически для занятий в школе, посещения театра, праздника, для дома и т. д.;

— показать, как следует чистить одежду и обувь, пришивать пуговицы;

— доказать, что всегда необходимо иметь при себе носовой платок, и пояснить, для чего.

5. Я и мое здоровье [3,c.40].

Очень результативно, составить программу собственного здоровьетворения на определенное время (на месяц, четверть), включая различные мероприятия по самонаблюдению, саморегуляции и самооздоровлению.

Беседы — очень нужная форма работы детей. Круг их может быть самым широким и в первую очередь затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей: это проблемы охраны природы и профилактики вредных привычек. Другим приоритетом должны стать темы нравственного, душевного здоровья, духовности, доброты, милосердия. Еще одно направление — «азбука здоровья»: темы гигиены, здоровых поведенческих привычек, рационального питания, профилактики утомления и др.

Примерные вопросы для беседы:

Кто из вас хочет быть здоровым? Что такое здоровье?

От чего и от кого зависит здоровье людей?

Кто должен помогать, здоровью — сам человек или другие люди — какие и почему?

Может ли человек сам помогать здоровью — своему и других людей? Как он может это сделать?

Как лучше заботиться о своем здоровье — одному или вместе и почему? Помогает ли здоровью дружба[2,c.39]?

Таким образом, доброжелательность учителя, вовремя сказанные слова одобрения, справедливая, хотя и строгая, оценка успехов, уважительное отношение к обучающимся формируют благоприятный психологический климат в классном коллективе, создают положительный эмоциональный фон, который способствует лучшему усвоению знаний обучающимися и формированию культуры здоровья. Мониторинг знаний о ЗОЖ проводится обычно в школе среди родителей, учащихся, педагогов с помощью анкеты. (см. Приложение Б). Анкетирование показывает насколько достаточно у детей и родителей сформирован уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни.

школьник здоровье культура семья

2.3 Методические рекомендации по формированию культуры здоровья младших школьников

Современная система образования представляет собой культурное пространство, направленное на обучение, воспитание и развитие учащихся, на взращивание культурных форм поведения, интериоризуя которые человек расширяет возможности своего мышления, формирует свой образ жизни и стиль поведения.

Формирование культуры здоровья — это целенаправленный процесс содействия школьнику в осознании им ценности здоровья, формировании ответственного отношения к нему и во включении ребенка в этот процесс в соответствии с его индивидуальными возможностями при определенных условиях. Одним из существенных условий такого процесса является стимулирование активности учащихся в процессе формирования культуры здоровья. Реализация данного условия обеспечивается побуждением у учащихся внутренних противоречий, активизирующих их поведение и деятельность с позиций ценностей своего здоровья. Естественная активность ребенка должна быть направлена в социальное русло, благодаря такой ориентации его «самодеятельности» возможно формирование культуры здоровья [19,c.69].

Следующим условием является обогащение школьников знаниями о культуре здоровья. Процесс приобретения таких знаний происходит под влиянием всей совокупности событий в их жизни: разнообразных социальных и бытовых (семейных) воздействий, в результате ознакомления школьников с природой, общения их со сверстниками и взрослыми, осмысления опыта своего поведения и т. д. Однако наибольшее значение в этом плане имеет целенаправленная работа учителя по отбору содержания образования, которое обеспечивает формирование представлений у учащихся о культуре здоровья личности, стимулирует возникновение положительных эмоциональных переживаний, соответствующих взглядов.

В современной школе акцент смещается на формирование интеллектуальной активности, в то время как биологической закономерностью детского развития является совершенствование двигательной активности. В этот период у ребенка формируется осознанная мотивация для физического совершенствования, вырабатывается привычка заботиться о своем физическом состоянии и физических качествах — силе, выносливости, быстроте, ловкости, разумном режиме, двигательной активности. Принимая во внимание вышесказанное, формированию культуры здоровья школьников способствует следующее условие: использование в учебной деятельности методов оздоровительной работы, связанной с физической активностью школьника. Учитель, по мере возможности, обеспечивал двигательную активность младших школьников, связывал ее с изучаемой тематикой занятий.

Двигательная активность включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий, применяемых в ходе учебного процесса:

— применение физкультурных пауз (оздоровительно-гигиенических, танцевальных, ритмических, физкультурно-спортивных, двигательно-речевых, подражательных);

— использование форм работы, сопряженных с выходом из-за парты;

— использование дидактических заданий, связанных с физическими упражнениями;

— применение локальной гимнастики для различных частей тела (пальцев, шеи и др.);

— побуждение зрительно-двигательной активности в пространстве;

— применение комплексов профилактических мероприятий по предупреждению развития близорукости [8,c.119].

Одним из важнейших педагогических условий является, на наш взгляд организация практической деятельности и общения в школе и семье по формированию культуры здоровья школьников. Включаясь в практическую деятельность, назначение которой в повседневном упражнении в общественно значимых поступках и делах, учащиеся на собственном опыте убеждаются в социальной и личностной значимости поведения, направленного на сохранение здоровья, расширяют и углубляют свои представления о них. Раскроем методические основы организации деятельности и общения школьников в процессе формирования умений ЗОЖ.

Деятельность, общение, бытие (образ жизни) ребенка является теми сферами и теми основными средствами, с помощью которых родители могут осуществлять воспитание здорового ребенка. Воспитывая здоровую, гармонически развитую личность, родители включали учащихся в игровую деятельность. Организуя творческие игры, необходимо хорошо знать особенности восприятия той или иной игры школьниками и использовать их в период внеурочного времени. Воспитательная сущность игровой деятельности состоит в том, что через исполняемую роль, подчинение требованиям игры ученик вырабатывает в себе определенные умения, переживает то состояние, которое характерно при проявлении той или иной черты личности, как бы тренируя себя в соответствующем поведении.

Процесс формирования культуры здоровья может осуществляться путем практической деятельности по образцу. В этом плане родителям необходимо показать учащимся (дать образец), как осуществлять самоконтроль за своей деятельностью. Стремясь походить на такой образец, ребенок и старается в своей повседневной жизни проявить эти хорошие качества. Наблюдая и анализируя «живые» образцы поведения, учащиеся осмысливают свое поведение и соотносят его с таким образцом. Наиболее действенно и интенсивно ЗОЖ формируются в оздоровительно-гигиенической деятельности [6,c.102].

Семья оказывает существенную помощь детям в организации режима учебного труда и отдыха, позволяющего сохранить высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Это связано с соблюдением школьниками режима учебной работы, правильного чередования труда и отдыха и выполнением правил общей гигиены умственного труда.

Формирование культуры здоровья успешно происходит в общественно-полезной трудовой деятельности. Формирование положительного отношения к труду, желание трудиться приводит к накоплению запаса жизненной силы, которая предохраняет от многих болезней, удлиняя жизненное существование. Одним из видов трудовой деятельности является выполнение ребенком какого-либо поручения (помыть обувь, почистить одежду и т. д.). Важно, чтобы дети находили в своей трудовой деятельности применение тем знаниям и умениям, которые они приобретают в школе.

Большие возможности для формирования культуры здоровья школьников заключены в художественно-эстетической деятельности. Она создает положительные эмоции и обогащает внутренний мир ребенка, что помогает им полнее реализовать свои представления о здоровье. Использование художественных текстов (или отрывков), содержащих описание ситуаций и особенностей действий в них главных героев с выводами о культуре здоровья, создают определенный психологический настрой, активизирует мышление [14,c.107].

Организация регулярной практической деятельности и общения школьников, как в школе, так и в условиях семейного воспитания придает воспитательной работе целостный характер. Педагоги и родители ориентируются на то, чтобы принимать участие в решении личностно значимых проблем, с которыми сталкиваются школьники при формировании у них культуры здоровья.

Выделенные основные виды деятельности являются общими, могут быть видоизменены или конкретизированы в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, условий реализации их в конкретной школе.

Учащиеся должны получить знания, умения и навыки, на основе которых формируется убеждение в необходимости самообразования, психического физического и нравственного совершенствования на протяжении всей жизни. Разрешение этих вопросов зависит от педагогической компетентности учителя, как классного руководителя. Только тот учитель оказывает воспитательное влияние на учащихся, вызывает у них стремление к совершенствованию своего поведения, который благодаря своим знаниям, своему широкому кругозору и высокой нравственности является образцом для подражания, завоевывает у детей уважение, доверие и авторитет. Поэтому существенным условием является повышение компетентности учителей и родителей в вопросах культуры здоровья. Педагогическая компетентность учителя включает:

— определенный уровень базовых знаний в области педагогики, психологии, биологии, медицины, гигиены;

— понимание значения и умения применять эти знания в собственной практической деятельности и в обучении ребенка;

— наличие творческих способностей и умений решать задачи общего образования;

— владение методикой преподавания учебных предметов с оздоровительной направленностью;

— способность эффективно воздействовать на духовный мир, психическое и физическое состояние детей [5,c.107].

Формирование культуры здоровья школьников происходит педагогами совместно с семьей. Требования к подготовке родителей, необходимые для организации воспитания детей, следующие: знание психолого-педагогических особенностей детей школьного возраста; владение способами и приемами воздействия на поведение детей, направленное на сохранение и укрепление детского здоровья.

Работа школы с семьей должна быть направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям в воспитании школьника через занятия классных руководителей с родителями. Педагогическая деятельность в этом направлении представляла собой поэтапный характер действий:

— формирование положительного отношения к здоровью;

— формирование устойчивого интереса к сохранению здоровья современного школьника;

— приобретение знаний о здоровье с целью необходимости применить их в процессе воспитания своего ребенка [7,c.105].

Совершенствование педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания культуры здоровья требует активизации его форм и методов. Целесообразно проводить следующие формы работы среди родителей: родительские собрания; встречи за «круглым столом»; конференции для родителей; индивидуальные консультации; диспуты, открытые уроки для родителей; творческие встречи по обмену опытом.

Принимая во внимание занятость родителей и учителей, необходимо планировать такое количество занятий, которое бы удовлетворяло требованиям: обеспечить усвоение предусмотренного учебного материала и не превышать среднего числа занятий, проводимых в школе.

С родителями детей первых классов в течение учебного года рекомендуется провести большее количество занятий. Это вызвано тем, что отцы и матери таких детей наиболее нуждаются в педагогических знаниях по кругу вопросов о здоровье, адаптации к школе, щадящем режиме обучения и т. д. В это время, уделяя учению своих детей очень большое внимание, охотно посещают школу, стараются выполнить все указания учителей.

Таким образом, учебная и внеучебная деятельность школьника стимулируется характером отношений, которые устанавливаются между педагогом и учащимися. Организация работы по формированию культуры здоровья учащихся предусматривает создание эффективных условий для осуществления этого процесса. Это позволяет педагогу на основе результатов диагностики прогнозировать и конструировать процесс воспитания, ориентировать его на конкретный результат.

Выводы по второму разделу Таким образом, изучив методические основы формирования здоровья младших школьников в учебно-воспитательной среде начальной школы, сделаем соответствующие выводы.

Итак, проанализировав методы и приемы формирования культуры здоровья младших школьников, мы сделали вывод о том, что методы стимулирования поведения и деятельности помогают формировать у обучающихся умения правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию ими своих потребностей, пониманию смысла жизнедеятельности.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни и отражают сознательные установки личности; регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях формируют качества здоровой личности. Метод игровых ситуаций успешно применяются, так как он позволяет легко, увлекательно усваивать обучающимся на практике правила здорового образа жизни. Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, что благоприятно сказывается на здоровье обучающихся.

Описав методические рекомендации к формированию культуры здоровья младших школьников, мы сделали вывод о том, что одним из важнейших педагогических условий является организация практической деятельности и общения в школе и семье по формированию культуры здоровья школьников. Итак, организуя творческие игры, необходимо хорошо знать особенности восприятия той или иной игры школьниками и использовать их в период внеурочного времени. Процесс формирования культуры здоровья может осуществляться путем практической деятельности по образцу.

ВЫВОДЫ

Ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья младших школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка, регулярное качественное медицинское обслуживание, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, а также пример семьи и педагогов.

При использовании всех этих факторов создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Рассмотрев первый раздел теоретической основы формирования культуры здоровья младших школьников в учебно-воспитательной среде начальной школы, подведем итоги.

Проанализировав проблемы формирования культуры здоровья младших школьников в педагогической теории и практике, мы сделали вывод о том, что на сегодняшний день в России высокий уровень заболеваемости детей и подростков. За период обучения в школе число здоровых детей с первого до одиннадцатого класса уменьшается в 3−4 раза. Поэтому сохранение и укрепления здоровья детей, формирование духовных потребностей и навыков здорового образа жизни являются приоритетными направлениями развития общества.

Анализ литературных источников показал, что за последние годы проблема сохранения здоровья детей младшего школьного возраста, их оздоровления и профилактика наиболее распространенных «школьных» болезней является предметом фундаментальных научных исследований. Проблема воспитания интереса к физкультурно-оздоровительной работе в учебных заведениях и мотивация к формированию культуры здоровья младших школьников в учебно-воспитательном процессе остается актуальной и требует научного обоснования.

Охарактеризовав понятие, роль и значение формирования культуры здоровья учащихся начальной школы, мы сделали вывод о том, что в современном понимании понятие «здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций, основной целью которого является сохранить, укрепить здоровье и повысить работоспособность и предотвратить развитие болезней.

Изучив методические основы формирования здоровья младших школьников в учебно-воспитательной среде начальной школы, сделаем соответствующие выводы.

Проанализировав методы и приемы формирования культуры здоровья младших школьников, мы сделали вывод о том, что методы стимулирования поведения и деятельности помогают формировать у обучающихся умения правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию ими своих потребностей, пониманию смысла жизнедеятельности.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни и отражают сознательные установки личности; регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях формируют качества здоровой личности. Метод игровых ситуаций успешно применяются, так как он позволяет легко, увлекательно усваивать обучающимся на практике правила здорового образа жизни. Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, что благоприятно сказывается на здоровье обучающихся.

Описав методические рекомендации к формированию культуры здоровья младших школьников, мы сделали вывод о том, что одним из важнейших педагогических условий является организация практической деятельности и общения в школе и семье по формированию культуры здоровья школьников. Итак, организуя творческие игры, необходимо хорошо знать особенности восприятия той или иной игры школьниками и использовать их в период внеурочного времени. Процесс формирования культуры здоровья может осуществляться путем практической деятельности по образцу. Формирование положительного отношения к труду, желание трудиться приводит к накоплению запаса жизненной силы, которая предохраняет от многих болезней, удлиняя жизненное существование. Одним из видов трудовой деятельности является выполнение ребенком какого-либо поручения. Большие возможности для формирования культуры здоровья школьников заключены в художественно-эстетической деятельности. Совершенствование педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания культуры здоровья требует активизации его форм и методов.

Выделенные основные виды деятельности являются общими, могут быть видоизменены или конкретизированы в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, условий реализации их в конкретной школе.

Таким образом, сохранить и продлить здоровую жизнь возможно благодаря здоровому образу жизни, который подразумевает рациональные физическую активность и питание, контроль над стрессом, исключение вредных привычек, а также применение оздоровительных методик. При этом важны систематичность оздоровительных мероприятий, а также мотивация для соблюдения требований здорового образа жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Акимов, М. В. Индивидуальный стиль здорового образа жизни — цель обучения в системе физкультурного образования/ М. В. Акимов.- // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 9−10. С.10−11.

2. Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье/ Н. М. Амосов // 3-е изд. доп. и перераб. — М: Физкультура и спорт, 1987. — 64 с.

3. Антропова, М. В, Манке, Г. Г., Бородкин, Г. В. и др]. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. /М.В. Антропова, Г. Г. Манке, Г. В. Бородкина// Здравоохранение Российской Федерации. — 1997. — № 3.

4. Болдин, Н. В. Функциональное состояние сердечнососудистой системы и умственная работоспособность в зависимости от физических нагрузок младших школьников./Н.В. Болдин, Ж. П. Лабозаева // Гигиенические основы оздоровления детей и подростков средствами физического воспитания. — М., 1999. -43−46 с.

5. Брехман, И. И. Валеология — наука о здоровье./И.И. Брехман //- М.: Физкультура и спорт, 1990. — 206 с.

6. Булич, Є.Г., Муравов І.В. Валеологія. Теоретичні основи валеології: Навчальний посібник./ Є.Г., Булич, І.В Муравов. //- К.: ІЗМН, 1997. — 224 с.

7. Глушкова, Е.К., Попова Н. М., Улицкая Э. М. Гигиеническая оценка обучения 6-летних детей в подготовительных классах общеобразовательной школы / Е. К. Глушкова, Н. М. Попова, Э. М. Улицкая // Гигиена и санитария. -1997. С. 22−24.

8. Кучма, В.Р., Степанова М. И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков / В. Р. Кучма, М. И. Степанова // Здоровье населения и среда обитания. — 2002. — № 2.

9. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1−4 классы./ В. И. Ковалько // М.: «ВАКО», 2004, 296 с.

10. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр./ В.И. Ковалько// - М.: «ВАКО», 2005, 208 с.

11. Курбатова, Л. Мозг, творчество./ Л. Курбатова //Начальная школа плюс: до и после, 2003, № 5,

12. Лисицын, Ю. Л. Слово о здоровье./ Ю.Л. Лисицын//- М.: Советская Россия, 1996. — 192 с.

13. Макарова, В.И., Дегтева, Г. Н., Афанасенкова, Н.В. и др.] Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса/ В. И. Макарова, Г. Н. Дегтева, Н. В. Афанасенкова, // Российский педиатрический журнал. — 2000. — № 3.

14. Маркина, Т. А. Ретроспективный анализ проблемы социальной адаптации младших школьников в процессе физического воспитания/ Т. А. Маркина // Теория и практика физической культуры. — 2004. — № 9. — С. 53 — 56.

15. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003. — 607 с.

16. Синягина, Н. Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 150 с.

17. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. / Н. К. Смирнов, //- М.: АРТИ, 2003.-С.-44−48.

18. Ступницкая, М.А., Белов, А.В., Родионов, В. А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды./ М. А. Ступницкая, А. В. Белов, В. А. Родионов //Школа здоровья, 2003, № 3.

19. Сухарев, А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России / А.Г. Сухарев// Здоровые дети России в XXI веке. М. — 2000.-С.44−53.

20. Хрущев, С. В. Оздоровление детей (современные проблемы): Хроника / Хрущев С. В., Шлейфер А. А. // Вестн. спорт. медицины России. — 1994. — N1.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Профилактическая работа с младшими школьниками

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Анкета-мониторинг для младшего школьника

1. Как вы понимаете, что такое здоровый образ жизни?

2.Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта?

3.Делаете ли вы утреннюю гимнастику?

4.Есть ли у вас вредные привычки?

5. Сколько часов вы спите?

6. Как часто вы чистите зубы, моете руки?

7. Сколько раз день вы принимаете пищу?

8. Есть ли у вас определенный режим — график дня?

9. Читаете ли вы? Как часто?

10. Смотрите ли вы телевизор? Как часто?

11. Для чего нужно вести здоровый образ жизни?

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Анкета «Режим дня» для младшего школьника

1. В котором часу ты встаёшь утром?

2. Выполняешь ли ты утром физическую зарядку?

3. Какие процедуры входят в твой утренний туалет?

4. Обедаешь ли ты перед школой?

5. В какое время обычно делаешь домашнее задание?

6. Как долго делаете уроки?

7. Гуляешь ли ты на улице, перед тем как делать уроки?

8. Сколько раз в день смотришь телевизор, играешь в компьютер?

9. Как часто стараешься спланировать свой день?

10. Считаешь ли важным соблюдение режима дня?

ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Подъем: 7.00, 7.30

Зарядка 7.10, 7.15−20

Утренний туалет 7.15 — 7.30.

Завтрак 7.35−7.45

Выход из дому в школу 7.45−8.10

Школьные занятия 8.30−12.30

Обед 13.00−13.30

Прогулка, игра на свеж. воздухе 13.30−14.30

Выполнение домашнего задания 15.00−16.00

Полдник 16.15.

Кружки, индивидуальное время 16.30- 18.00

Ужин 18.30−19.00

Чтение книги, просмотр передачи 19.00−20.00

Вечерний туалет и ночной сон 21.00

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой