Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ценности высшего образования в культурной динамике общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При всем многообразии и большом количестве уже имеющихся разработок и направлений теория образования как систематическая наука все же еще находится на стадии становления, а ее основные проблемы еще не обрели устойчивого и общепринятого решения. Их сложность и историческая изменчивость задают высокую теоретическую планку — необходимых исследований, а включенность в практику общественной жизни… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Ценностный подход в философии образования
    • 1. 1. Ценность как важнейший компонент человеческой культуры
    • 1. 2. Аксиологические основания образования
    • 1. 3. Социальная обусловленность ценностей образования
  • Глава 2. Становление ценностей высшего образования
    • 2. 1. Генезис высшего образования: его цели и ценности
    • 2. 2. Европейский гуманизм и развитие теории высшего образования
    • 2. 3. Изменение концепции высшего образования в индустриальную эпоху
  • Глава 3. Россия в современном европейском образовательном пространстве
    • 3. 1. Традиции отечественного высшего образования
    • 3. 2. Болонский процесс и перспективы высшего образования в России

Ценности высшего образования в культурной динамике общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Институт образования в России, все его структуры находятся в крайне сложной ситуации. Информатизация и коммерциализация образования поставили под сомнение его традиционные ценности. Процесс формирования и освоения новых приоритетов, соответствующих постиндустриальному обществу, весьма затруднен. Длительный период существования бесплатного образования сформировал устойчивые патерналистские ориентации в массовом сознании, поэтому переход к рыночным отношениям стал безусловным разочарованием для общества, поскольку фактически каждый является реальным или потенциальным потребителем образовательных услуг. Альтруизм образовательной сферы поставлен под сомнение. Это вызвало недоверие к преподавателям, а также и к властям, проводящим реформы образования.

За всем этим теряется главное, а именно, кардинальное изменение института образования в структуре современного российского общества. Речь идет о формировании единого образовательного пространства, пронизывающего все общество, все его институты и структуры.

В этой ситуации модель воспитания, основанная на прежних духовных ценностях, которая служила основанием для формирования операциональной ценностной структуры личности, уже не работает, а утилитаристский подход к образованию противоречит. как национальной традиции, так и представлениям о социальном статусе учителя. Это значительно обостряет проблему подготовки преподавательских кадров, но не в плане профессиональных знаний, а в отношении тех ценностных установок, которые воспринимаются личностью в, процессе обучения. Поэтому в условиях аксиологической дезориентации в образовании нужны не только прикладные исследования, но, прежде всего анализ методологических оснований ценностного подхода, выявление места и роли образования как важнейшего транслятора социокультурных ценностей в исторической динамике общества.

Степень разработанности проблемы. Проблемы ценностной сущности образования активно разрабатываются сегодня философами, культурологами, педагогами, историками, психологами, социологами. По мнению автора диссертации, наиболее перспективным является философско-культурологический аспект, который рассматривает феномен образования в единстве с окружающим его социокультурным пространством. Проблема ценностей обсуждалась в различных областях гуманитарного знания. В классической антропологии исследование ценностей было выведено на междисциплинарный уровень. Деятельность Кембриджской антропологической школы (Дж. Фрейзер) и Оксфордской школы этнографии (Э. Тейлор) дала толчок к формированию подхода, на основе которого была создана, так называемая, эволюционистская концепция культуры. Наряду с большими достижениями, данная модель породила и европоцентризм, последовательное внедрение которого существенно снизило ее эвристический потенциал.

Преодолению крайностей эволюционизма способствовали исследования Ф. Боаса, представителей американской «школы исторической этнологии», сформировавшие принцип культурного плюрализма и релятивизма. В современной отечественной философии наибольший вклад в разработку проблемы антропологизации духовных «ценностей внесли исследователи, соединившие познавательные возможности философии культуры с перспективами антропологического подхода. Например, Б. С. Ерасов рассматривает культуру как систему духовного производства, охватывающую создание, хранение, распространение и потребление духовных ценностей, взглядов, знаний и ориентаций.

В этом заключается главная ценность и отличительная особенность философско-культурологической линии в исследованиях. Она представлена в отечественной литературе научными трудами М. С. Кагана, Б. Л. Губмана, П. С. Гуревича, М. К. Мамардашвили, М. Д. Завьялова, Д. В. Сухушина, О. В. Долженко, И. В. Цветкова и других ученых.

В социальной философии и социологии проблемы образования рассматриваются, как правило, в рамках концепции образования как социального института. В последние годы из социальной философии выделилась философия науки и образования. Для диссертанта особый интерес представляет концепция «теории образования высшего порядка» (Т. Веблен, У. Эко, JI. Клейн и др.) и такое ее понятие, как «эдьюкативная мысль». С одной стороны, под теорией образования высшего порядка подразумевается более обширное и многомерное теоретическое построение, чем педагогика высшей школы. С другой стороны, по отношению к философии образования, данная теория выступают в качестве субдисциплины, или комплекса частных теорий среднего уровня.

Одним из первых, кто увязал педагогическую науку с социологической проблематикой, был Э. Дюркгейм. С тех пор количество работ в области социологии образования на Западе многократно выросло.

В российской социологии выделяются работы В. А. Левина и особенно работа коллектива Института комплексных социальных исследований РАН «Непрерывное образование и потребность в нем» под ред. Г. А. Ключарева.

Отмечается, что в последние годы в российской педагогической науке быстро развивается педагогика высшей школы. Именно в ее рамках наибольшее распространение получила теория «перехода от образовательной среды к образовательному пространству» (И.К. Шалаев, А. А. Веряев, Н. Л. Иванова, И. А. Мнацаканян, А. И. Панов, В. А. Козырев, B.C. Шугаев).

Значительный интерес представляют работы психологов, изучающих изменение психологии личности в процессе получения высшего образования (Л.С. Выготский, В. Е. Клочко, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, Д. В. Громов и ДР-).

Вопросы реформирования российского образования детально изложены в докладах и выступлениях ректоров крупнейших вузов страны В. А. Садовничего, А. С. Запесоцкого, JI.A. Вербицкой, Ю. Н. Афанасьева и др.

Цель и задачи исследования

Основной целью диссертационного исследования является анализ эволюции ценностей высшего образования и выявления их значения для современного общества.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• актуализировать в категориальном поле философии культуры категорию «ценность»;

• выявить ценностные основания образования;

• показать социальную обусловленность ценностей образования;

• рассмотреть изменение места и роли высшего образования в социокультурной динамике общества;

• показать влияние европейских традиций на становление и развитие системы высшего образования в России;

• рассмотреть изменения аксиологических приоритетов российского образования в контексте Болонского процесса.

Объект исследования — ценности образования в культуре социума.

Предметом исследования выступают ценности высшего образования в культурной динамике общества.

Методологическую основу исследования составил комплекс подходов, реализующий возможности исторического, аналитического, феноменологического и герменевтического методов, а также принципов классической философской и философско-культурологической рефлексии.

Научная новизна работы состоит в том, что проанализирована культурная и социальная обусловленность ценностей образования, а также эксплицированы ценности высшего образования. Автором диссертации конкретизировано понятие «ценности высшего образования», сочетающее в себе антропологизацию научной и профессиональной подготовки. Так же исследован процесс формирования мирового образовательного пространства и выявлено центральное место системы высшего образования в нем. Установлен противоречивый характер развития высшего образования в России в связи с Болонским процессом.

В результате проведенного исследования были сформулированы основные положения, выносимые на защиту:

• образование есть такая же фундаментальная форма социального бытия, как пространство, время, движение;

• ценности высшего образования детерминированы культурной динамикой общества;

• с середины 60-х годов прошлого столетия начинается процесс формирования единого мирового образовательного пространства с такими приоритетами, как антропоцентризм, непрерывность, высокая социальная мобильность, общечеловеческие ценности и т. д.;

• новая культурно-антропологическая парадигма в системе высшего образования приводит к значительным трансформациям общественного сознания в связи с осмыслением вопросов о сущности и предназначении человека, что позволяет говорить о формировании «человека духовного», заменяющего прежний образ «человека деятельного»;

• вступление России в Болонский процесс носит противоречивый характер: с одной стороны, Россия становится частью европейского образовательного пространства, с другой — разрушается стройная система российского образования, высокий уровень которой признавался во всем мирес одной стороны, Россия проповедует традиционные ценности, с другой — студенческая молодежь попадает во все в большую зависимость от стандартов массовой культуры, имеющей антигуманистический характер;

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты дают возможность дальнейшего всестороннего изучения проблемы ценностных оснований высшего образования. Положения и выводы работы могут быть полезными в организации учебно-воспитательной работы в вузах. Комплексный характер проведенного исследования позволяет использовать данный материал в различных спецкурсах по философии, истории и теории культуры, по социальной философии, философской антропологии и философии образования.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации нашли свое отражение в выступлениях автора на научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и соискателей Волгоградского государственного университета (Волгоград, 2000) — на Второй международной научной конференции «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, 2000) — на Второй межвузовской региональной научно-практической конференции «Философские и психолого-педагогические проблемы современного высшего образования» (Кисловодск, 2001) — на 52-й научной сессии Волгоградской медицинской академии, на открытых итоговых научных конференциях студентов и молодых ученых Волгоградского государственного медицинского университета «Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины» (Волгоград, 2003;2006), а также в семи публикациях в различных изданиях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

Ценности, материальные и духовные являются порождением социума, и, следовательно, изменяются по мере его развития. Ценности настолько важны для устойчивого развития общества, что по мере социального развития появляются целые, социально оформленные институты, предназначением которых становится выявление динамики ценностей и их передача, трансляция на уровень личности. Именно таково появление и предназначение социального института образования, в современном его понимании. Образование и социокультурные ценности понятия нераздельные.

Диалектическая взаимосвязь между культурой и образованием, возможности последнего оказывать существенное влияние на состояние духовности в обществе делают сегодня актуальной задачу подготовки методологических и теоретических основ реформирования образования. Решающим фактором экономического развития, а также духовной безопасности и средством решения геополитических проблем может стать эффективное образование.

Изменение концепции высшего образования в индустриальную эпоху привело к трансформации роли человека в мире. Система высшего образования свелась к обеспечению специалистами различных сторон деятельности, так или иначе укладывающейся в рамки цивилизационной глобализации. На рубеже XXI в. происходят значительные трансформации общественного сознания по вопросам сущности и предназначения человека, позволяющие говорить о формировании новой культурно-антропологической парадигмы homo universalis, основанной на свободе духа и творчестве.

Следовательно, задача высшего образования остается по прежнему неизменной: не просто формировать удачного деятеля на рынке труда, но и воспитывать социально-ответственную личность, цели и задачи которой могут быть осмысленно встроены в механизм функционирования современного общества.

На наш взгляд, современная ситуация в образовании может быть оценена в рамках данной типологии как переход общества и образования от | системоцентристского к антропоцентристскому типу. В первом подходе, речь идет о рационализации, нормировании в различных пространствах на вербальном уровне того движения, которое связано с индивидуальными интенциями личностив основе второго, стоит попытка гармонизации различных отношений человека на основе поддержания и развития его психологической целостности и особенности. На фоне последних национальных доктрин, в которых провозглашается идея о том, что главными ценностями государства являются не нефть и газ, а «человеческий ^ капитал», ситуация в сфере высшего образования должна изменится в лучшую сторону. Поэтому хочется надеяться, что переход к антропоцентическому типу образования не останется только идеей, а обретет реальные очертания.

При всем многообразии и большом количестве уже имеющихся разработок и направлений теория образования как систематическая наука все же еще находится на стадии становления, а ее основные проблемы еще не обрели устойчивого и общепринятого решения. Их сложность и историческая изменчивость задают высокую теоретическую планку | необходимых исследований, а включенность в практику общественной жизни и связь с коренными интересами людей затрудняет поиск единых оснований для систематизации огромного массива эмпирического материала. Это диктует необходимость совместной работы специалистов разных направлений — философов, социологов, историков, культурологов, этнографов, психологов, педагогов, правоведов и представителей других jr наук о человеке и обществе. И лишь в объединении их усилий можно в должной мере увидеть высшее образование как проблему и найти адекватные подходы к ее решению.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Понять природу человека. СПб: Диалог, 1997, — 114 с.
  2. M.JI. Культура Возрождения // История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. — 326 с.
  3. П.К. Философские теории функциональной системы. Избранное.-М.: Наука. 1978.-400с.
  4. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века М.: Изд-во ЭКСМО, 1997, — 197 с.
  5. М.В. Бум высшего образования в России: масштабы, причины и следствия //Общественные науки и современность, 2004, № 6, С.28−32.
  6. Аристотель Физика. Собр. Соч. в 4-х. Т. 1 М.: Мысль, 1976 — 351 с.
  7. Аристотель. Метафизика, Собр. соч. в 4-х тт. Т.2 М.: Мысль, 1976 -386 с.
  8. Аристотель Никомахова этика. Собр. Соч. в 4-х. Т. 1 М.: Мысль, 1 976 368 с
  9. Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Политика». 1992. — 520 с.
  10. Ю.Арсеньев А. С. Естественнонаучное и гуманистическое знание в педагогическом процессе /Педагогика искусства и школа- М.: Сов. художник, 1982 144 с.
  11. А.С. Россия расколотое общество //Рубежи, 1995, № 5, С. 17−23.
  12. О.М. Истина и ценность //Вопросы философии, 1966, N 7, С.123−130.
  13. JI.M. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995. -180 с.
  14. М.М. Эстетика словесного творчества М.: Политиздат, 1979. -334 с.
  15. А. Символизм как миропонимание М.: Гардарики, 1994. — 239 с.
  16. В.А. Воспитание в современном вузе: новые подходы //Высшее образование, 2002, № 11, С. 29−37.
  17. Библер B.C. XX век. Человек. Культура / Человек в системе наук. М.: Наука. 1989, -320 с.
  18. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века. Лекции по педагогической антропологии и философии М.: Проспект, 1998, — 150 с.
  19. А.В. Особенности структурного строения ценностных ориентаций. //CREDO, 2000, № 3, С.25−37.
  20. . Система вещей. М.: Рудомино, 1995. — 250 с.
  21. .С. Аномалия личности. М. 1988. — 304с.
  22. К. Философская антропология М.: OLMI 2000 — 253 с.
  23. Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке //Общественные науки и современность, 2001, № 1, С. 10−18.
  24. М. Исследования по методологии науки / Соч. в 2-х тт. М.: Изд-во АН СССР, 1986. -290 с.
  25. О. Последние слова. Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1995. — 117 с.
  26. В.В. Традиционные и новые, ценности в системе образования Европы и США //Педагогика. 1996. № 2, С. 102−108.
  27. А. Консервативная модернизация -М.: Корнеги центр, 1999 -200 с.
  28. Вригт фон Г. Х. Логико-философские исследования М.: Прогресс, 1986. -203 с.
  29. Ю., Ершов П., Симонов П. Такая противоречивая духовность //Коммунист, 1989, № 13, С.72−76.
  30. П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат. 1991. — 367с.
  31. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы /Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Вып. 2. — М.: УВЦ Инноватор, 1995. — 116 с.
  32. Р. Конец нового времени //Вопросы философии, 1990, № 4, С.138−147.
  33. Гегель Г. В. Ф. Философия духа /Энциклопедия философских наук: в 3-х гг. Т.З. М.: Мысль, 1977, — 252 с.
  34. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа /Сочинения. Т. IV. М.: Наука, 1959 -187 с.
  35. Гегель Г. В. Ф. Философская пропедевтика /Работы разных лет: в 2-х тт. Т.2. М.: Мысль, 1973 — 196 с.
  36. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории СПб.: Наука, 1993 — 253 с.
  37. Т.С. Информационно-технологическая революция и подготовка кадров в США.- М.: Принт, 1992. 244 с.
  38. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) М.: «Совершенство», 1998−290 с.
  39. С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Учеб. пособие для вузов. /Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев М.: Школа-пресс, 1995−447 с.
  40. В. И. Журавлев П.С. Высшее образование и наука в России и современном мире / http://www.pomorsu.ru/ScientificLife/Library/psurv/art02.htm
  41. Г. Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания//Философские науки. 1989. N 6, С. 19−30.
  42. А.В. Кант М.: Молодая гвардия, 1981 -115 с.
  43. А. А. Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.: Гардарики, 2002. 472 с.
  44. Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология XX век: Антология. М.: Юрист. 1995. — 470 с.
  45. В.В. Теория развивающего обучения М.: Просвещение, 1996 -544 с.
  46. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка -СПб.: Азъ, 1996. Т.4 -994 с.
  47. Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга. 1991. -190 с.
  48. О.Н. М.Шелер о сущности образования // III Российский философский конгресс «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия». Секция 19. Философия образования, http. www. auditorium.ru.
  49. Д. Прогулка скептика, или Аллеи // Сочинения: В 2-х т. Т. 1. -М.: Мысль, 1986.-236 с. 51 .Драгунский Д. Цымбурский В. Генотип европейской цивилизации. //Политические исследования. 1991. № 1, С.13−21.
  50. Дж. Демократия и образование: пер. с англ, М.: Педагогика-пресс, 2000. — 384 с.
  51. И. Ляхович Е. Миссия университета в европейской культуре -М.: Фонд Новое тысячелетие, 1994. 239 с. 54.3еньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии-М.: Школа-Пресс, 1996 -350 с.
  52. А.Е. Российское «ученое сословие «в годы «Второй Отечественной войны» //Вопросы истории естествознания и техники. 1999, N2, С.108 129.
  53. Э.В. Философия и культура-М.: Политиздат, 1991, 278 с.
  54. И.А. Родина и мы -М.: Республика, 1993. -250 с.
  55. И.А. О грядущей России -М.: Республика, 1993. -250 с.
  56. В.В. Россия: опыт национально-государственной идеологии М.: Изд-во МГУ, 1993 -232 с.
  57. Итальянский гуманизм и проблемы женского образования. Школа и педагогическая мысль средних веков, возрождения и начала нового времени. (Исследования и материалы)-М.: Школа-Пресс, 1990 -179 с.
  58. B.JI. Новая постиндустриальная волна на Западе М.: Academia, 1999,-430 с.
  59. В. Пайдейя. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). Т.2. -М.: Наука, 1997 232 с.
  60. Ф., Белугина Г. Гуманитарная среда в техническом вузе //Высшее образование в России. 1996, № 4, С.51−55.
  61. М.С. О воспитании как специфической социальной деятельности и о роли искусства в нем /Педагогика и искусство. М.: Педагогика, 1982. -200 с.
  62. М.С. Философия культуры СПб.: Гранит, 1996 — 295 с.
  63. П.Л. Политическое образование для становления элит //Политические исследования, 2000, № 4, С. 29−34.
  64. В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса М.: Новая школа, 1993−321 с.
  65. К. Моральный кризис или безнравственное общество? Система ценностей в России после падения коммунизма //Россия и современный мир, 1998, № 3, С. 19−27.
  66. Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры. Что такое человек? // «Проблема человека в западной философии». -М.: Наука, 1988. 130 с.
  67. П. Миф о модерне: Поэтическая философия Эрнста Юнгера. — Пер. с нем. — М.: Республика, 2002. — 239 с.
  68. Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. -М: Педагогика, 1982.-С. 461.
  69. Я.А. Пансофическая школа, то есть школа всеобщей мудрости // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1982.- 191 с.
  70. В.А. Культура и архитектура педагогического пространства //Вопросы философии, 1996, № 6, С. 49−51.
  71. Г. Б. Платон. Аристотель. Пайдейя: Восхождение к доблести -М.: Изд-во УРАО, 2003. 474 с.
  72. В.В. Современные и исторические ориентиры гуманитаризации образования /Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 23. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество 2002. С.37−49.
  73. А.Н. Профессиональное образование в 60−80-х годах: путь к инфляции М.: Поиск, 1994 -136 с.
  74. Т.Б. Познание и образование // Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 23. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.43−54.
  75. А.Ж. К теории образования: философские и социологические проблемы Оренбург: Изд-во: ОГПУ, 1993 — 290 с.
  76. В.А. Образование как образ жизни //Вестник высшей школы, 1997, № 10, С.14−15.
  77. Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») //Вопросы философии, 1997, № 2. С.3−28.
  78. К.Г. Психология народов и масс М.: ACT, 1994 — 213 с.
  79. И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия -М.: Изд-во ФОУ, 1995−213 с.
  80. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1975, 198 с.
  81. М.А. Об идеальном и реальном. //"Вопросы философии» 1984, № 10. С.130−131.
  82. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России СПб: СПбГУП, 2000 — 231 с.
  83. Дж. Мысли о воспитании. / Сочинения: В 3-х т. Т. 3. — М.: Мысль, 1988.-385 с.
  84. В., Гаранина О. Гуманитарная подготовка инженеров //Высшее образование в России, 1996, № 4, С.56−61
  85. Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века) -СПб.: Слово, 1994 351 с.
  86. В.А. Ценностная ориентация культурологического образования студентов //Вопросы культурологии, 2005, № 1, С.72−75.
  87. М. Как я понимаю философию. 2-е изд. М.: Прогресс, 1992.-334 с.
  88. М.К. О философии //Вопросы философии, 1991, № 5, С.13−25.
  89. М.К. Картезианские размышления -М.: Мысль, 1999. -143 с.
  90. З.А. Исторический урок американской школы //Педагогика, 1998, № 4, С. 101−104., V
  91. Мануэль Кастальс. Информационная эпоха: экономика, общество и культура М.: Республика, 2000 — 490 с.
  92. В. В. Роль философии в воспитании человека //Вестник РФО, 1999, № 3, С. 58−61.
  93. К. Ван дер Венде Болонская декларация: расширение доступности и повышение конкурентоспособности высшего образования в Европе //Высшее образование в Европе 2000, № 3, T. XXV, С. 101−124.
  94. Марк Фабий Квинтилиан. О воспитании оратора /Хрестоматия по истории зарубежной педагогики-М.: Сов. Республика, 1991−241 с.
  95. Г. Одномерный человек -М.: Республика, 1994 -386 с.
  96. А.И. История воспитания в античности (Греция). Пер. с франц. -М.: Гардарики, 1998 142 с.
  97. И.И. Этюда оптимизма. М.: Наука. 1987. — 269с.
  98. А.В. Образование как сфера государственной политики России //Социально политический журнал 2002, № 6, С.20−27.
  99. И.М. Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России. Состояние проблемы — перспективы. Аналитический доклад. Часть I -М.: Логос, 2001 — 241 с.
  100. Ф.Т. Философия образования: ее реальность и перспективы //Вопросы философии, 1999, N8, С.92−118.
  101. Д.С. Грядущий хам /Больная Россия -Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-272 с.
  102. А. Социодинамика культуры -М.: Сов. Республика, 1973 162 с.
  103. Н.В. Рождение и развитие философских идей. М.: Политиздат, 1991.- 464 с.
  104. Н.В., Парщиков В. И. Понятие «образовательное пространство» как условие системного анализа философии образования //Философия образования XXI века, 2002, № 4, С. 54 65.
  105. Народное образование наука и культура в СССР М.: Сов. Республика, 1989 -227 с.
  106. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988. — 203 с.
  107. Ф. Воля к власти // Соч. в 3-х тт. Т.1. М.: Мысль, 1990. — 335 с.
  108. А.А. Система образования в России и образование России //Мир России, 1999, № 3, С. 79−86.
  109. А.П. Антипедагогика: вызов постмодерна // Высшее образование в России, 2002, №№ 4−5.
  110. Е. Высшее женское образование в России: (по страницам публикаций 2-й половины XIX в.) //Вестник высшей школы, 1999, N3, С.36−41.
  111. А., Тууль И., Стайнер JI. Образование во имя демократии //Вестник РФО, 2003, № 1. С. 54−60.
  112. Н.В. Ценности философского образования // Вестник ВолГУ. Серия 6: Университетское образование. Вып.1. 1998, С.78−85.
  113. И.М. Ценности личности как фактор формирования базового содержания образования /Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М.: ИТП и МИО РАО, 1993. — 216с.
  114. А.С. Философия политики. М.: Новая школа, 1996 — 290 с.
  115. Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Современная западная теоретическая социология. М.: Наука 1994. — 130с.
  116. Т.И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся -М.: OIMRU, 2000 250 с.
  117. В.И., Седова Н. Н. Проблема качества жизни в биоэтике. -Волгоград: ГУ «Издатель». 2001. 96с.
  118. Ю.П. Проблема интеллигенции в понимании студентов //Социологические исследования, 2001, № 2, С.29−34
  119. Н.И. Образование как философская проблема //Философские науки 2005, № 1, С. 15−20.
  120. А. Человеческие качества М.: Наука, 1985 -176 с.
  121. Платон Апология Сократа. Собр. соч. в 4-х т. Т.1 М.: Мысль, 1990.210 с.
  122. Платон. Государство. Собр. соч. в 4-х тт. Т. 3.- М.: Мысль, 1994 -360 с.
  123. Платон. Менон. Собр. соч. в 4-х т. Т.2. М.: Мысль, 1990 — М., 1990. -589 с.
  124. Платон. Протагор. / Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.- Пер. с древнегреч. -М.: Изд-во Мысль, 1999.-420 с.
  125. Платон. Теэтет. / Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.- Пер. с древнегреч. -М.: изд-во «Мысль», 1999. 420 с.
  126. А.Н. Философия образования: проблема противодействия //Вопросы философии, 1999, N8, С.119−128.
  127. Г. Диалог культурных миров // Общественные науки и современность, 1994, № 5, С.25−35.
  128. И.В. Тенденции изменений ценностных ориентаций молодежи в условиях реформ 1993−1995 гг. //Социологические исследования, 1995, № 6, С.47−59.
  129. В.Н. Эпистемология: некоторые тенденции //Вопросы философии, 1997, № 2, С. 98−109.
  130. И. Философия нестабильности //Вопросы философии, 1991, № 6, С. 48−52.
  131. В.Т. Российская культура и реформирование общества // Социально-политический журнал, 1998, № 2, С. 17−26.
  132. А. Образование в России: история, современность, проблемы развития //Петербургский аналитик, 1999, N7, С.24−33.
  133. А.И. Трамплин для прыжка в будущее //Наука и жизнь, 2001, № 9, С.27−30.
  134. Дж. Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994 -368 с.
  135. Ремизов В. А Духовность как культурная ценность личности //Философские науки, 1997, № 2, С.36−49.
  136. В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. 258 с.
  137. П.Н. Не знанием единым (о духовно-нравственной подготовке студентов) //Высшее образование в России, 1996, № 4, С.58−65.
  138. Российское общество: становление демократических ценностей? /Под ред. Авраамовой Е. А. М.: Корнеги центр, 1999 — 285 с.
  139. В.О. Социальные аспекты модернизации России и других посткоммунистических обществ //Социологические исследования, 1995, № 1, С. 17−28.
  140. .Ж. Об общественном договоре: трактаты /Пер. с фр. М.: «КАНОН-пресс», 1998, — 416 с.
  141. Руссо Ж.-Ж. Соображения об образе Правления в Польше и о проекте его изменения, составленном в апреле 1772 г. // Трактаты. М.: Наука, 1969.-468 с.
  142. М.Н., Потапов В. П. После школы: опыт социологического исследования. -М.: Гардарики, 1995, 223 с.
  143. В.А. Высшая школа России: традиции и современность //Образование и общество, 2002, № 6, С.3−12.
  144. В.А. Размышления о Болонском процессе. Доклад на II междунородном семинаре «Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции» 2930 октября 2003 года М.: Изд-во МГУ -28 с.
  145. В. Н. Ткач Г. А. Болонский процесс и качество образования //Вестник высшей школы, 2003, № 8, С.8−15.
  146. Н. Социология. М.: Феникс. 1998. — 688с.
  147. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат. 1992.- 543с.
  148. Л.Б. Философия образования как сущность мировоззренческих оснований образовательного процесса //Credo. 1997, № 4, С. 28−38.
  149. В.И. Присоединение России к Болонскому процессу? Российская система открытого образования, генеральная сетевая конференция //http. www.conf.sssu.ru/phorums/read.php.
  150. Т.В. Гуманистические ориентиры развития системы образования //Вестник МГУ, Сер.7, Философия. 2002. № 5, С. 18−27.I
  151. Т.В. Ценности человека на фоне меняющегося образа человека//Социально-политический журнал. 2002, № 6, С. 15−25.
  152. Сравнительная характеристика принципов образовательной политики организационных структур систем образования и органов управления ими в России и странах ОЭСР. Аналитический доклад Минобра. РФ. М.: Наука, 2000−150 с.
  153. B.C. Теоретическое знание. М.: Республика. 1999. — 460 с.
  154. Ф. Мысли о России // Русская идея. В кругу писателей русского зарубежья: В 2 т., т.1 -СПб.: Наука, 1994 -274 с.
  155. Л.А. и др. Философия и история образования: Учебное пособие для студентов вузов М.: Флинта: Моск. психол.-соц. ин-т, 1999.-268с.
  156. А. Дж. Постижение истории М.: Сов. Республика, 1991 -689 с.
  157. Я.С. Гуманизация образования как педагогическая проблема // Под ред. М. В. Богуславского и З. И. Равкина. М.: ИТОП РАО, 1998−306 с.
  158. Я.С. Миру образования свою философию //Образование и общество, 2003, № 2, С. 19−36.
  159. Я.С. Мир образования и его философия // Философия образования: связь науки и практики, М.: Тверь, 2002 -380 с.
  160. А.А. Фундаментальные законы образования человека. Рига: Изд-во Русский центр, 1997 184 с.
  161. Е.В. Болонский процесс в документах и статьях (Сорбонна-Болонья-Саламанка-Прага), СПб.: Изд-во СПбГУП 2003 -280 с.
  162. М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С.Гуревича- Общ. ред. Ю. Н. Попова. — М.: Прогресс, 1988 -253 с.
  163. М. Избранные произведения М.: Гнозис, 1994 — 270 с.
  164. Т. Социальная психология. М.: Прогресс. 1968 — 535с.
  165. Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.: ОЦ «Пед. Поиск», 1997. 77 с.
  166. А.К. Духовное обновление общества М.: Республика, 1990 -150 с.
  167. А.К. Духовная жизнь общества М.: Правда, 1980 168 с.
  168. Г. П. Судьба и грехи России в 2-х т., т.2 -СПб.: Изд-во «София», 1992−270 с.
  169. В.Г. Практическое и духовное освоение действительности -М.: Наука, 1991 -178 с.
  170. П.И. Философское образование: проблемы и задачи // Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 23, СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002, С.309−320.
  171. В.М. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание. Выступление на VII Международных Рождественских чтениях М.: МП, 1999 — 30 с.
  172. Философия образования. Сб. науч. статей / Ред. А. Н. Кочергин. М.: Наука, 1996 -260 с.
  173. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981 — 282 с.
  174. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы (материалы заочного «круглого стола») //Вопросы философии, 1995, № 11, С. 3−34.
  175. Философия образования для XXI века. Сб. статей / Ред.-сост. Н. Н. Пахомов, Ю. Б. Тупталов. М.: Гардарики, 1992 -287 с.
  176. З.В. Проблема человеческой духовности: онтологические и аксиологические аспекты. Саратов: изд-во СГУ, 1997 -278 с.
  177. С.Л. Духовные основы общества -М.: Республика 1992- 492 с.
  178. В. Человек в поисках смысла -М.: Республика 1990 300 с.
  179. Э. Душа человека -М.: Республика, 1992 107 с.
  180. Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов -М.: Политиздат, 1989−369 с.
  181. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека -М.: Политиздат, 1982 -160 с.
  182. Ю. Модерн — незавершенный проект // Вопросы философии, 1992, № 4, С.39−54.
  183. М. Время и бытие. Статьи и выступления. М.: Изд-во Республика., 1993.-447 с.
  184. Ч. Алчущий дух // Иноземцев В. Л. Новая постиндустриальная волна на Западе М.: Academia, 1999,430 с.
  185. А.С. О старом и новом -М.: Современник, 1988 -228 с.
  186. Ю.М. Введение в философию: Учеб. пособие для студентов мед. и фармацевт. Вузов- Под ред. JI.B. Жарова. Ростов н/Д: Феникс. 1999.,-541 с.
  187. К. Высшее образование как общественное благ: методы и формы его представления //Высшее образование в Европе, 2003, № 3, С. 28−40.
  188. К. Мультикультурализм и этнополитический порядок в постсоветской России: некоторые методологические замечания //Политические исследования 1999, № 6, С. 20−31.
  189. Человечество и цивилизация на пороге нового тысячелетия -М.:Наука, 1989−74 с.
  190. А. Н. Возврат к античности или новое прочтение пайдейи? //Вестник РФО, 1999, № 3, С. 58−67.
  191. И. Пути православного образования в России. Выступление на VI Международных Рождественских чтениях //Воскресная школа, 1999, март, С.29−34.
  192. К. Смысл и назначение истории -М.: Республика, 1991, 527 с.
  193. The New Encyclopedia Britannica. Vol. 4. Macromedia. Chicago: The university of Chicago, 1990. — 980 p.
  194. Bimrose, J. Guidance and Counseling for Higher Education. Strasbourg: Council of Europe. 1995. 250 p.
  195. Fan S., Overland J., Spagat V. Human Capital, Growth and Inequality in Russia. Denver, 1997 214 p.
  196. Harkin, S. Proceedings of the Parma Conference. Access to Higher Education in Europe. Parma: University of Parma. 1995 -287 p.
  197. Mora, J. G Access to higher education for underrepresented groups in Spain. Proceedings of the EAN Cambridge Convention and Council of Europe Workshop: Addressing Under-Representation in European Higher Education.
  198. Strasbourg: Council of Europe. 1995. -154 p.
  199. Policy Studies Institute (PSI) Survey Ethnic Minorities and Higher Education: Why Are There Different Rates of Entry? London: PSI. 1994 -180 P
  200. Ralph Ph.L. The Renaissance in perspective. New York.: St. Martin’s press, 1973.- 141 p.
  201. Salazar J.M., Social identity and national identity/ Social identity: international perspectives, 1998 -285 p.
  202. Valimaa, J. Indigenous Minorities in Higher Education. Jyvaskyla: University of Jyvaskyla, Institute for Educational Research. 1996 -183 p.
  203. Woodrow, M. Quality and Equality: Values and Policy in European Higher Education. Report of the Project on Access to Higher Education in Europe. Part 1. Strasbourg: Council of Europe. 1996 -175 p.
  204. Woodrow, M. and Croiser, D. Access to Higher Education for Under-represented Groups. Strasbourg. Council of Europe. 1996 -280 p.
Заполнить форму текущей работой