Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теория пропорций Альбрехта Дюрера: К опыту реконструкции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большинство таких работ направлено на выявление интересных геометрических схем, на основе которых показывается структура композиции. Тем не менее, ещё недостаточно изучены численные закономерности пропорций, присущие рисункам Дюрера. Наиболее интересными в этой области представляются работы немецких исследователей: «Сконструированные фигуры и головы в трудах Альбрехта Дюрера» JL Юсти (Ludwig… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В
  • ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖНИКОВ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (на примере научно-творческого наследия Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера)
    • 1. 1. Гармония численных отношений в истории развития учения о пропорциях тела человека
    • 1. 2. Трактаты Дюрера как научный итог художественно-(ф творческого поиска законов соразмерности в немецком
  • Возрождении
    • 1. 3. Соотнесение «Тетрадей по анатомии» Леонардо да Винчи с трактатами Альбрехта Дюрера о пропорциях человека
  • ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА В АСПЕКТЕ УЧЕНИЯ О ПРОПОРЦИЯХ
    • 2. 1. Анатомо-физиологические основы конституции человеческого тела (на основе научно-естественных исследований)
    • 2. 2. Изучение вопросов пропорциональности во второй половине XX в
  • ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ПРОПОРЦИЙ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА НА МАТЕРИАЛЕ ТРАКТАТОВ И РИСУНКОВ ДЮРЕРА (к опыту реконструкции)
    • 3. 1. Визуальное восприятие и способы изображения пропорций человека, изложенные в трактате «Руководство к измерению.»
    • 3. 2. Анализ методов измерения человеческого тела, представленных в трактате «Четыре книги о пропорциях»
    • 3. 3. Исследование гармонии численных отношений в рисунках, показанных в трактатах Дюрера

Теория пропорций Альбрехта Дюрера: К опыту реконструкции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Альбрехт Дюрер (1471 — 1528) является великим немецким художником и учёным эпохи Возрождения. На время его творчества в Германии приходится расцвет искусства Возрождения, который был назван искусствоведами эпохой Дюрера. В искусствоведении имеются глубокие исследования творчества Альбрехта Дюрера, посвящённые его трактатам. Первыми анализируются и каталогизируются гравюры Дюрера. Чуть позже появляются монографии, изучающие биографию Дюрера на фоне общественных и исторических событий его времени (Сидоров А.А., Либман М. Я., Людеке X., Ульман Э.). Во многих научных трудах рассматривается его творчество (Нес-сельштраус Ц.Г., Сидоров А. А., Степанов A.M.), или освещаются его научные познания (Матвиевская Г. П., Фэнзен X., Юсти JL, Муспер X., Штек М.). Почти все они представляют собой весьма интересные геометрические схемы, в которых выявляется структура композиции, но, как правило, не изучаются численные закономерности пропорций, показанные Дюрером в его рисунках.

Одни труды посвящены Дюреру — художнику, другие дают представление о Дюрере как о великом учёном своего времени. Тем не менее тема, которая рассматривала бы его не только как художника, но и как учёного, во взаимосвязи этих двух разных сторон, так ярко проявившихся в одном человеке, является недостаточно раскрытой. Так, в отечественных научных изданиях, изучающих теоретическое наследие Дюрера, не уделяется внимание выявлению метода пропорционирования, показанного художником в его рисунках, иллюстрирующих трактаты.

В этой связи наиболее интересными представляются работы немецких исследователей, такие как «Учение о пропорциях» Э. Ульмана (Ernst Ullmann «Die Lehre von den Proportionen»), «Золотое сечение» О. Хагенмайера (Otto Hagenmeier «Der Goldene Schnitt»).

Дюрер был не только великим художником, но и разносторонним учёным, исследовавшим многие актуальные проблемы современной ему науки. Он занимался геометрией, теорией перспективы, картографией, астрономией, конструировал, инструменты для проведения научных опытов.-Конечно,-всё.

• • • «* ¦ >• это находило своё отражение в его творчестве, искусстве, в котором он проявлял себя как мыслитель, изображая лишь то, что им продумано и понято. В науке он искал ответы на вопросы, которые возникали у него из стремления понять законы гармонии окружающего мира. Эти законы были важны для него и как для профессионального художника, и как для творческого представителя гуманизма немецкого Возрождения.

Для его искусства были характерны два противоположных направления. Первое состояло в том, что, занимаясь поиском проявления закона пропорциональности в человеческой фигуре, он как учёный пытался рационалистически объяснить мир. Второе выражалось в мистической вере художника в идеал красоты. Об этом свидетельствует частое обращение Дюрера к античным и мифологическим сюжетам.

Дюрер считал, что изобразительное искусство не может существовать отдельно от науки. В своём трактате «Книга о живописи» Дюрер пишет: «я намерен выбрать легчайший известный мне путь, чтобы показать, ничего не утаивая, как следует измерять и расчленять человеческую фигуру. И я прошу также всех, кто владеет основами этого искусства и может показать это своими руками, изложить это ясно для всех, чтобы не нужно было больше идти длинным и трудным путём. Я надеюсь зажечь здесь маленький огонёчек. И если все вы будете вносить в это искусные улучшения, со временем из него может быть раздуто пламя, которое будет светить на весь мир» (Дюрер, 44, Т. 2, с. 12). По его мнению, каждый художник должен обладать некоторыми научными, математическими познаниями, что позволит ему более успешно творить в искусстве. Математические познания делают глаз художника более точным и помогают ему проанализировать свою работу. В своём художественном наследии Дюрер оставил множество рисунков, посвящённых поиску красоты и гармонии в пропорциях. Однако, он не оставил описаний математического метода, в котором бы обосновал результаты своих математических разработок.

Несмотря на множество искусствоведческих работ, посвящённых анализу творчества А. Дюрера, трудов по изучению пропорций в его трактатах «Руководство к измерению.» и «Четыре книги о пропорциях», в доступной литературе не выявлено. Настало время с научной точки зрения рассмотреть эти яркие стороны феноменальной личности Дюрера, провести анализ пропорциональности в работах выдающегося художника и учёного в целостном понимании его научно — графического наследия.

Актуальность исследования.

Альбрехт Дюрер (1471 — 1528) — художник и учёный, педагог и теоретик искусства. Характерной особенностью творчества и теоретических исканий Дюрера было не только опытное изучение гармонии в природе, но и математическая система построения композиции и пропорций. Дюрер оставил множество рисунков в качестве наглядных иллюстраций, раскрывающих поиск гармонии в пропорциях, не сформулировав определённого метода и полностью не обосновав результаты своих исчислений. Несмотря на обращение предшествующих исследователей к теории пропорций Дюрера, не было найдено основы, составляющей соразмерность в рисунках Дюрера, иллюстрирующих его трактаты.

Изучение пропорциональности человеческого тела в рисунках Альбрехта Дюрера является востребованным в теории композиции, для дальнейшей разработки теории соразмерности — одного из ведущих средств изобразительного искусства. Знание пропорций человека, представленных в графическом и научном наследии Дюрера, важно при обучении молодых художников на всех этапах теоретического обучения и закрепления этих знаний при выполнении практических заданий.

При разработке и создании объектов архитектуры, дизайна, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства теория пропорций является одним из факторов создания гармонии произведений. В решении этой задачи должны быть с разных сторон обозначены те критерии соразмерности, которые всё ещё нуждаются в совершенствовании. Дальнейшее изучение теоретического наследия великих художников и теоретиков искусства Возрождения является дополнительным фактором и стимулом процессов исследования творений прошлого. Эти знания оказываются востребованными не только в искусстве, но и в смежных с ним областях — антропологии, археологии, спортивной метрологии (как науки об особенностях телосложения спортсменов). Кроме того, необходимо продолжить познание исторического материала фона, на котором происходило развитие художественного творчества и научных разработок Дюрера, обсудить их во взаимосвязи с другими мастерами эпохи Возрождения, прежде всего Леонардо да Винчи. Таким образом, данное исследование является необходимым этапом на пути познания основ теории пропорций, являющейся основой целостной композиции.

Степень научной разработанности проблемы.

Соразмерность тела человека является важнейшим предметом исследования не только в теории искусства, но и в художественном творчестве. В изучении научного и творческого наследия Дюрера наибольшее внимание уделялось художественному творчеству мастера немецкого Возрождения. Значительно меньше специальных работ, посвященных его научной деятельности, анализу его теоретических разработок в области изобразительного искусства.

К научным трудам, в которых освещаются в основном его научные познания, относится, например, исследование — М. Штек «Альбрехт Дюрер как теоретик искусства» (М. Steck. Albrecht Diirer als Kunsttheoretiker. Halle, 1948).

Большинство таких работ направлено на выявление интересных геометрических схем, на основе которых показывается структура композиции. Тем не менее, ещё недостаточно изучены численные закономерности пропорций, присущие рисункам Дюрера. Наиболее интересными в этой области представляются работы немецких исследователей: «Сконструированные фигуры и головы в трудах Альбрехта Дюрера» JL Юсти (Ludwig Justi. Konstruierte Figuren und Kopfe unter den Werken Albrecht Diirers. Leipzig, 1902), «Учение Дюрера о математике и изобразительном искусстве» М. Ште-ка (Max Steck. Dtirers Geschtaltlehre der Mathematik und der bildenden Kiinste. Zurich, 1961), в которых авторы проводят анализ работ Дюрера. В первой работе — это анализ соотношения частей тела в фигурах, во второй — анализ перспективы и соотношения фигуры с пространством картины.

Библиография" трудов о Дюрере, созданная Г. В. Зингером в 1903 году, содержит свыше 2 тысяч книг и статей о художнике. В работе А. А. Сидорова «Дюрер» (М.: ОГИЗ, 1937) приводится достаточно полная библиография основных трудов, посвященных творческому и научному наследию Дюрера. Значительное исследование творчества А. Дюрера провела Г. П. Матви-евская (Альбрехт Дюрер — учёный. М.: Наука, 1987). В данном труде теория пропорций тела человека не обсуждалась. Внимание автора было обращено на работы Дюрера по геометрии (теория кривых, построение правильных многогранников, трисекция угла и другие задачи). Существенное место отведено вопросам разработке перспективы, шрифта, работам Дюрера по картографии.

Одни труды посвящены Дюреру — художнику, другие дают представление о Дюрере как о великом учёном своего времени. Тем не менее тема, которая рассматривала бы его не только как художника, но и как учёного, во взаимосвязи этих двух разных сторон, так ярко проявившихся в одном человеке, является недостаточно раскрытой. Так, в отечественных научных изданиях, изучающих теоретическое наследие Дюрера, не уделяется внимание выявлению метода пропорционирования, показанного художником в его рисунках, иллюстрирующих трактаты.

В этой связи наиболее интересными представляются работы немецких исследователей, такие как «Учение о пропорциях» Э. Ульмана (Ernst U11mann. Die Lehre von den Proportioned Dresden, 1958), «Золотое сечение» О. Хагенмайера (Otto Hagenmeier. Der Goldene Schnitt. Munchen, 1963).

В современных исследованиях существуют различные пути изучения пропорциональных зависимостей человека, например, рассматриваемые в работах JTe Корбюзье, И. Ш. Шевелёва, И. П. Шмелёва, П. А. Кудина. Имеются глубокие антропологические исследования тела человека и их метрические измерения у таких авторов как Э. Кречмер, Г. И. Акинщикова, М.Ф. Ива-ницкий и др. Однако, данные исследования ещё не нашли необходимого использования в теории искусства.

Объект исследования — научное и художественно-графическое наследие Дюрера.

Предмет исследования — гармония пропорциональных отношений в членениях тела человека, проявляющаяся в числах «золотого сечения», имплицитно содержащихся в рисунках и трактатах Дюрера.

Границы исследования определены изучением и анализом теории пропорций Альбрехта Дюрера.

Цель исследования — раскрыть числовую основу, выражающую пропорциональную взаимозависимость членений тела человека в рисунках Дюрера.

Гипотеза исследования: основу соразмерности в рисунках Дюрера составляют пропорциональные отношения, выраженные числами «золотого сечения».

В решении поставленной цели и для подтверждения выдвинутой гипотезы исследования предполагается решение следующих задач:

1) рассмотреть основные положения учения о пропорциях Дюрера;

2) соотнести методы изучения пропорций в трактатах и рисунках Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера;

3) обобщить разработанные различными авторами критерии определения конституциональных типов человека;

4) сравнить современные представления о конституциональных типах человека с фигурами, показанными Дюрером в трактате о телосложении и пропорциях;

5) показать современные принципы анализа соразмерности тела человека и соотнести их с учением о пропорциях Дюрера;

6) проанализировать способы перспективного изображения натуры, показанные в трактатах Дюрера, и их роль в формировании его метода изучения пропорций;

7) представить соразмерность чисел в рисунках Дюрера как взаимосвязь гармоничных пропорций.

Методологическая основа и методы исследования основывается на сочетании культурно-исторического, композиционно-художественного, герменевтического, сравнительного, типологического логико-математического подходов к изучению материала, связанного непосредственно или косвенно с темой диссертации.

Существенное влияние на методологию диссертационного исследования оказали математические работы таких авторов как Г. Вейль, А. В. Шубников, В. А. Копцик, К. Берка, О. Хагенмайер, а также работы, посвященные изучению физиологических и психологических особенностей человека: Э. Кречмер, Г. И. Акинщикова, Г. С. Туманян, В. Бунак. Несмотря на то, что антропологические труды последних авторов напрямую не связаны с областью данного исследования они позволили по-иному и целостнее увидеть проблему, точнее сравнить обе яркие стороны феноменальной личности А. Дюрера, полнее рассмотреть его художественно-теоретическое наследие, ближе подойти к тем основам теории пропорций, которые выдвинуты учёным-художником в его трактатах.

Научная новизна исследования: — впервые подвергнута анализу теория пропорций, содержащаяся в теоретических трудах Альбрехта Дюрера;

— впервые основные конституциональные типы, показанные Дюрером, были соотнесены с современными представлениями о телосложении человека;

— впервые в схематических рисунках членений головы человека, сделанных Дюрером в трактате о пропорциях, выявлены числа «золотого сечения»;

— впервые множество разнообразных чисел членений тела человека, полученных при анализе рисунков Дюрера, путём их преобразования, сведено только к четырём первым числам последовательного ряда «золотых отношений».

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что предложенный в рисунках Дюрера метод анализа членений тела человека позволяет:

— расширить теоретико-методическую базу для исследования пропорций в произведениях изобразительного искусства;

— использовать числовые выражения пропорций, показанные Дюрером, в дальнейшей теоретической разработке соразмерности тела человека, связанной с особенностями его анатомического и физиологического строения;

— показать неисчерпаемость и своеобразие пропорциональности, которая реализуется одним и тем же мастером искусства в его научном и творческом опыте;

— обосновать необходимость использования теории пропорций Дюрера при разработке теории композиции в изобразительном искусстве.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертационного исследования могут занять определённое место в таких специальных художественных дисциплинах, как теория композиции, пластическая анатомия, перспективаони могут быть использованы при написании учебного пособия о пропорциях, а также адаптированы к задачам пропорционирования в современной художественной практике.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Пропорции «золотого сечения» охватывают все стороны имеющей границы, целостной композиции, тем более при достижении гармонии в изображении фигуры человека. Поэтому предполагается, что использование результатов диссертационного исследования будет полезно при проведении теоретических бесед на практических занятиях по рисунку и живописидля создания видео и мультимедийных учебно-методических материалов, наглядных пособий с изображением различных пропорциональных систем, в том числе — пропорций человеческого тела различной конституции «по-Дюреру" — при изучении творчества А. Дюрера в лекциях по истории и теории изобразительного искусства.

Апробация исследования. Основные положения исследования были представлены: в докладах на Международной научной конференции «Региональная информатика — 2000» (СПб., май 2000 г.) — Научно-педагогической конференции «Проблемы методологии педагогических исследований в художественном образовании» (СПб., РПТУ им. А. И. Герцена, апрель 2002 г.) — Международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование — 2002» (СПб., октябрь 2002 г.) — на 60-ой научной конференции профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПб., февраль 2003 г.). Диссертация обсуждалась на кафедре рисунка РГПУ им. А. И. Герцена в рамках научного семинара.

На защиту выносятся следующие положения:

— три основных типа телосложения, изображённые в трактатах Дюрера, соответствуют современным представлениям о конституциональных типах человека;

— показано, что в рисунках Дюрера, иллюстрирующих его теорию пропорций, главные членения тела человека выражены числами «золотого сечения»;

— дано обоснование числовой закономерности, выявленной в рисунках Дюрера;

— проведена параллель между числовой закономерностью пропорций, показанной Дюрером, и математическими теориями, сформулированными в XX веке отечественными и зарубежными теоретиками пропорций.

Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивается выбранной методикой проведения исследования, которая базируется на комплексном анализе средств гармонизации произведений изобразительного искусства, теории композиции и эстетикиотвечает основным положениям пропорциональности как художественного средства творческого процесса. Выводы проведённого исследования подкреплены разработками в области теории искусства и математики, адаптированной к задачам анализа соразмерности художественных произведений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В результате исследования установлено, что основу соразмерности в рисунках А. Дюрера составляют пропорциональные отношения, выраженные • числами «золотого сечения».

2. Проанализированы основные положения учения о пропорциях А. Дюрера, что позволило провести сравнительный анализ подходов к определению численных значений членений тела человека в трактатах и рисунках А. Дюрера и Леонардо да Винчи.

3. Обобщены критерии определения различных конституциональных типов человека с позиций трактата А. Дюрера о пропорциях и соотнесены с современными представлениями о конституции и методиками определения типов телосложения человека.

4. Описаны современные принципы анализа соразмерности тела человека и показана их связь с пропорциями «золотого сечения».

5. Обоснована роль способов изображения натуры для понимания законов перспективы — метода центрального проектирования, в том числе «метода Дюрера».

6. Выявлена соразмерность рисунков А. Дюрера, которая выражается числами «золотого сечения», разного уровня проявленности.

В работах каждого художника всегда можно обнаружить числа золотого сечения. Изображение, основанное на интуиции, является отражением всеобщей гармонии природы, в постижении которой важную роль сыграли труды Альбрехта Дюрера. Более подробное изучение графических работ мастера позволило установить, что чем совершеннее произведение, тем чаще композиционные членения целого выражаются числами «золотого сечения».

Основой понимания этого послужил анализ системы пропорций А. Дюрера, которая была заложена им в его научных трактатах. При соотнесении конституциональных типов, показанных А. Дюрером в его рисунках, с современными представлениями об основных пропорциональных типах тела человека были выявлены отношения, также отвечающие пропорции «золотого сечения».

Анализ литературных отечественных и доступных источников на немецком языке показал, что данная тема ещё не была отражена в научных трудах, посвящённых изучению трактатов о пропорциях А. Дюрера. Исследование теории пропорций, оставленной великим художником и учёным эпохи Возрождения, его рисунков телосложения человека открывает новые границы его научно-творческого наследия, представляет интерес для дальнейшего изучения процесса развития науки о пропорциях в изобразительном искусстве. Эти вопросы особенно важны при обучении студентов художественных и педагогических ВУЗов, в курсах теории истории искусства, перспективы, пластической анатомии, скульптуры, поскольку это позволяет создать фундаментальную основу специальных знаний у будущих художников и педагогов искусства, сформировать глубокие методологические знания о природе гармонии пропорций «золотого сечения».

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Соматическая и психо-физиологическая организация человека. — Л.: Изд. Лен. Университета, 1977. — 158 с.
  2. Г. И. Телосложение и реактивность организма. — Л.: Изд. Лен. университета, 1969. 91 с.
  3. В.П. Остеометрия. Методика антропологических исследований. М.: Наука, 1966. — 251 с.
  4. Альберти JI.-Б. Десять книг о зодчестве. Т. 1,2. — М.: Изд. Всесоюзной Академии Архитектуры, 1935. — 391 е., 792 с.
  5. Антропологическая стандартизация населения стран членов СЭВ. -М.: Лёгкая пищевая промышленность, 1983. — 200 с.
  6. Аристотель. Сочинения в четырёх томах. Т. 1. Метафизика. — М.: Мысль, 1975.-367 с.
  7. Д. Загадочная «Меланхолия» // Смена, 1968, № 3. — С. 31 — 32.
  8. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.-392 с.
  9. Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.-352 с.
  10. Г. Изображение фигуры человека. М.: Сварог и К., 1999. -336 с.
  11. JI.M. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М.: Искусство, 1992. — 413 с.
  12. Бенеш, Отто. Искусство северного Возрождения. М.: Искусство, 1973.-219 с.
  13. К. Измерения: понятия, теории, проблемы. — М.: Прогресс. 1987.-320 с.
  14. Биология человека / Под. ред. В. В. Бунака. М.: Мир, 1979. — 611 с.
  15. В.П. Искусство и философия. Калининград: Янтарный сказ, 1998.-708 с.
  16. А. Загадка облика Иисуса Христа // Наука и религия, 1998, № 10.-С. 28−32.
  17. Я. Культура Возрождения в Италии. М.: Юристъ, 1969. -590 с.
  18. А.И. Эстетическая сущность искусства. — М.: Искусство, 1956. -278 с.
  19. Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. 206 с.
  20. Ващенко-Захарченко М. Е. История математики. Киев: Типография Императорского Университета Св. Владимира, 1883. — 684 с.
  21. Вег Я. Дюрер педагог // Интерпрессграфик, 1982, № 3.
  22. Г. Симметрия. М.: Наука, 1968. — 191 с.
  23. Г. Классическое искусство. Санкт-Петербург: Алетейя, 1999.-317 с.
  24. Г. Основные понятия истории искусств. СПб.: Мифрил, 1994.- 426 с.
  25. Е. Этюды о симметрии. -М.: Мир, 1971. 318 с.
  26. М.П. Об архитектуре. Десять книг. Л.: ОГИЗ Гос. Социально-экономическое Изд., 1936. — 341 с.
  27. Всеобщая история искусств. Т. 2−3. М.: Искусство, 1960.
  28. М. Этот правый, левый мир. М.: Мир, 1967. — 266 с.
  29. Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. Т. 1, 2. СПб: Наука, 1968, 1968. -312 с., 326 с.
  30. К.М. Тибетский канон пропорций. Трактаты по иконо-метрии и композиции. Улан-Удэ: Бурятское изд-во, 1971. — 303 с.
  31. . К 500-летию А. Дюрера // Декоративное искусство СССР, 1971, № 12.-С. 46−48.
  32. М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. М.: Изд. Всесоюзной Академии Архитектуры, 1936. — 311 с.
  33. Л. Рисунок: техника рисования фигуры человека. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 143 с.
  34. P.JI. Глаз и мозг. М.: Прогресс, 1970. — 271 с.
  35. РЛ. Разумный глаз. М.: Мир, 1972. — 216 с.
  36. Г. Основы конституциональной биологии и антропологии. -М.: Медицина, 1967. 290 с.
  37. М.А. Леонардо да Винчи. М.: Искусство, 1967 — 179 с.
  38. Е.Я. Тайна древнего талисмана. М.: Наука, 1969. — 151 с.
  39. С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990.-223 с.
  40. С.М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. Л.: Искусство, 1986. -199 с.
  41. А. Природа и человек в графике Дюрера // Художник, 1996, № 2.-С. 17−20.
  42. Дуру с А. Еретик Альбрехт Дюрер и три безбожных художника // Искусство 1937, № 1. С. 27 — 30.
  43. М. Анатомия для художников. М.: Сварог и К., 1998. -366 с.
  44. Дюпон Л. Memento для врачей и спортсменов. Памятка наиболее важных средних измерений человеческого тела. — СПб.: Изд. Гимнастического Общества «Гигант», 1911. 20 с.
  45. А. Дневники. Письма. Трактаты. Т. 1, 2. Л.-М.: Искусство, 1957.-227с., 254 с.
  46. А. О шрифте. М.: Книга, 1981.-48 с.
  47. В.И. Принципы системной метрологии. Л.: Энергоатом-издат, 1991. — 61 с.
  48. Задания по перспективе. Методическая разработка для студентов художественно-графических факультетов/ Под. ред. С. И. Аронова. JL, 1983.-78 с.
  49. В.М., Лруин А. С., Селуянов В. Н. Биомеханика двигательного аппарата человека. М.: Физкультура и спорт, 1981. — 143 с.
  50. М.Ф. Учение о конституциях и пропорциях тела. Анатомия человека. Т. 2. М.: Спорт, 1966. — 352 с.
  51. Инструкции для описания живых. М.: Типография А. А. Карцева, 1883.- 15 с.
  52. X. Многомерное статистическое исследование системы антропологических признаков у женщин. Таллин: Валгус, 1981. — 168 с.
  53. И.Д., Бочаров В. Я. Рельефная анатомия человека. — М.: Медицина, 1974. 159 с.
  54. Ф.В. Золотое сечение в живописи: Учебное пособие. — Киев: Выща школа, 1989. 143 с.
  55. А. С. Рисование головы человека // Художник, 1971, № 11. -С. 57−61.
  56. А. С, Зайцев JI.E. Основы пластической анатомии. Учебное пособие. М.: Изд. МГУП, 2001. — 79 с.
  57. И.П. Теория изобразительного искусства в трактате Леон Баттиста Альберти «О живописи». Автореферат. — М., 1985. — 26 с.
  58. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. — М.: Сов. художник, 1961. 190 с.
  59. Краткий философский словарь. М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
  60. Э. Медицинская психология. СПб.: Союз, 1998. — 460 с.
  61. Э. Строение тела и характер. — М.: НО Научный фонд им. Акад. В. А. Мельникова, 2000. 208 с.
  62. JI. Физическая антропология. СПб.: Изд. О. И. Поповой, 1900. — 166 с.
  63. П.А. Пропорции в картине как музыкальные созвучия. -Санкт-Петербург: Рубин, 1997. 106 с.
  64. П.А., Ломов Б. Ф., Митькин А. А. Психология восприятия и искусство плаката. М.: Плакат, 1987. — 202 с.
  65. Культура эпохи Возрождения / Под ред. А. Н. Немилова. — Л.: Наука, 1986.-255 с.
  66. К 500-летию со дня рождения Альбрехта Дюрера. Тезисы докладов. Л.: Государственный Эрмитаж, 1971.
  67. В.В., Стовичек Г. В. Лицо человека: анатомия, мимика. — М.: Медицина, 1988. 272 с.
  68. В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. В 3-х томах. М.: Изд. Академии Наук СССР, 1959.
  69. Ле Корбюзье-Сонье, Шарль Эдуард. Модулор 1,2.- М.: Стройиздат, 1976.-239 с.
  70. Леонардо да Винчи. Избранное. — М.: Гослитиздат, 1952. 260 с.
  71. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. Т. 1,2.- 410 е., 475 с.
  72. Леонардо да Винчи. Суждения. Мл: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 414 с.
  73. Леонардо да Винчи. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентийского. М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1934. -380 с.
  74. Леонардо да Винчи. Тетради по анатомии. М.: Наука, 1965. — 586 с.
  75. Леон Баттиста Альберти / Под ред. В. Н. Лазарева. М.: Наука, 1977. -192 с.
  76. П. Об антропологических измерениях // Медико-педагогический вестник, СПб., 1885, № 1. С. 1 — 31.
  77. М.Я. Дюрер. М.: Искусство, 1957. — 51 с.
  78. М.Я. Дюрер и его эпоха. М.: Искусство, 1972. — 240 с.
  79. М.Я. Живопись и графика Германии эпохи Дюрера. Авто-реф. дисс., представленный на соискание уч. степ, доктора искусствоведения. -М, 1969. 44 с.
  80. М.Я. Очерки немецкого искусства позднего средневековья и эпохи Возрождения. М.: Советский художник, 1991. — 203 с.
  81. А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М.: Искусство, 1994. — 603 с.
  82. А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. — М.: Искусство, 1980. 756 с.
  83. А.Ф. История античной эстетики. Последние века. М.: Искусство, 1981 — 413 с.
  84. А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. — М.: Искусство, 1979.- 814 с.
  85. СЛ. Дюрер. М.: Искусство, 1985.-320 с.
  86. О. Альбрехт Дюрер. — СПб.: Издательство А. С. Суворина, 1905.-22 с.
  87. Р. Краткое руководство по антропометрическим измерениям. М.: Изд. Наркомздрава РСФСР, 1927. — 76 с.
  88. Мастера искусства об искусстве. В семи томах. М.: Искусство, 1965 — 1970.
  89. Г. П. Альбрехт Дюрер учёный. — М.: Наука, 1987. — 240 с.
  90. Г. П. Развитие учения о числе в Европе до XVII века. Ташкент: Фан, 1971. 231 с.
  91. Международные соглашения для объединения антропологических измерений / Под ред. Ф. К. Волкова. СПб.: Изд. Русского Антропологического общества при СПб Университете, 1913. — 22 с.
  92. Э. Пропорции в античности и в средние века. М.: Изд. ВАА, 1936.-256с.
  93. И.Б. Архитектурные формы античности. М.: Изд-во
  94. Акад. Архит. СССР, 1949. 248 с.
  95. Морфология человека: Учебное пособие / Под. ред. Б. А. Никитюка, В. П. Чтецова. М.: Издательство МГУ, 1990. — 344 с.
  96. А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966.-351 с.
  97. А.Н. Культура эпохи Возрождения. JL: Наука, 1986. — 255 с.
  98. А.Н. Развитие гуманистической культуры в Нюрнберге. Автореферат дисс. на соискание уч. степени кандидата ист. наук. JL, 1959.-15 с.
  99. Ц.Г. Альбрехт Дюрер. JI.-M.: Искусство, 1961. -226 с.
  100. Ц.Г. Рисунки Дюрера. М.: Искусство, 1966. — 158 с.
  101. Панофский, Э. IDEA. Санкт-Петербург: AXIOMA, 1999. — 227 с.
  102. , Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. М.: Искусство, 1998. — 362 с.
  103. , Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. -СПб: Академический проект, 1999. 394с.
  104. В.А. Графика Ганса Гольбейна Младшего. JL: Искусство, 1989.-228 с.
  105. В.А. Перспективные проекции. Методическое пособие для студентов строительных специальностей. Омск: Омская правда, 1964.-38 с.
  106. В.Е. Перспектива. М.: Искусство, 1970. — 183 с.
  107. В.М. Количественные методы в искусствознании. Вып.1. Пространство и время художественного мира. М.: Смысл, 2000. -204 с.
  108. В.М., Бояджиева Л. Г. Перспективы развития искусства: Методы прогнозирования. М.: Русский мир, 1996. — 160 с.
  109. Д. Теоретики пропорций. -М.: Стройиздат, 1979. — 193 с.
  110. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М.: ПАССИМ, 1995.- 160 с.
  111. Проблемы композиции / Под ред. проф. В. Г. Ванслова. М., 1999. -292 с.
  112. В.Н. Нормальные и идеальные пропорции человеческого тела. Санкт-Петербург: Издательство Библиотеки-читальни Психоневрологического института, 1910. — 27 с.
  113. .В. Геометрия картины и зрительное восприятие. -СПб.: Азбука классика, 2001. — 320 с.
  114. .В. Пространственные построения в живописи. — М.: Наука, 1980.-288 с.
  115. Рисование фигуры человека / Под ред. Грэга Элберта. — М.: Гамма, 1998.-122 с.
  116. В.В. Памятка по антропометрии. Свердловск: Типография Облполитиздата, 1955. — 8 с.
  117. А. Дюрер // В мире книг, 1987, № 9. С. 48 — 49.
  118. Семиотика и искусствометрия / Под ред. Проф. Ю. М. Лотмана. М.: Мир, 1972.-346 с.
  119. Семиотика и художественное творчество / Под ред. Ю. Я. Барабаш. -М.: Наука, 1977.-368 с.
  120. А. А. Гравюры А. Дюрера. М.: Геликон, 1918. — 108 с.
  121. А.А. Дюрер. Л.: ИЗОГИЗ, 1937. — 144 с.
  122. А.А. Рисунки старых мастеров. М.-Л.: Искусство, 1940. -276 с.
  123. В. Основоположник немецкого Возрождения // Художник, 1971,№ 6.-С. 39−46.
  124. Словарь физиологических терминов / Под. ред. Акад. О. Г. Газенко. М.: Наука, 1987.-446 с.
  125. В.А., Соломин В. П., Даринский Ю. А. Практикум по биологии человека: Учение о конституциях. СПб.: Образование, 1987. -56 с.
  126. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1984.-1600 с.
  127. Современные проблемы и новые методы в антропологии / Под ред. И. И. Гохиана. Л.: Наука, 1980. — 197 с.
  128. М.В. Преподавание пропорционирования как части предмета композиции декоративных изделий из металла // Проблема композиции на занятиях по изобразительному искусству: Сб. научных трудов. Омск., 1998. Стр. 86 — 90.
  129. СЛ., Буланнис Г. В., Шульга А. К. Задачник по черчению и перспективе: Учеб. пособие для сред, худож. учеб. заведений. — 2-е изд., доп. М.: Высш. шк., 1988. — 368 с.
  130. А. Мастер Альбрехт. Л.: Искусство, 1991. — 183 с.
  131. Дж. М. Физическое сложение и атлетические рекорды. Результаты обследования участников Олимпийских игр / Англия. Вып. 3., 1965.-С. 97−117.
  132. Творческий процесс и художественное восприятие / Под ред. Б. Ф. Егорова. Л.: Наука, 1978. — 278 с.
  133. Г. Е. Золотое сечение. — Пг.: Научное книгоиздательство, 1924.-86 с.
  134. Типовые фигуры женщин. Размерные признаки проектирования одежды. М.: Госкомитет СССР по стандартам, 1980. — 85 с.
  135. Г. С., Мартиросов Э. Г. Телосложение и спорт. — М.: Физкультура и спорт, 1976. 239 с.
  136. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 836 с.
  137. Е.А. Развитие математики в Германии XVI века в трудах геометра А. Дюрера и алгебраиста М. Штифеля. Автореферат дисс. на соискание уч. степени кандидата физ. мат. наук. М., 1969. — 23 с.
  138. , В. Анализ красоты. М.: Искусство, 1958. — 336с.
  139. М.М. Как измерять людей. Казань: Типо-Литография Императорского Университета, 1911. — 15 с.
  140. Художественное восприятие. Сборник 1. Л.: Наука, 1971. — 387 с.
  141. П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М.: Русский язык, 1999. Т. 1. — 621 с.
  142. Чиварди, Джованни. Рисунок. Пластическая анатомия человеческого тела. М.: ЭКСМО — Пресс, 2002. — 88 с.
  143. И.Ш. Принцип пропорции. М.: Стройиздат, 1986. — 200 с.
  144. И.Ш., Марутаев М. А., Шмелёв И. П. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат, 1990. — 343 с.
  145. И.П. Дуплекс-модулёр или система модульных квадратов // Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Вып. 4. — Л.: Изд. ИЖ-СиА им. И. Е. Репина, 1974. С. 40 — 57.
  146. Шубников A.B.j Копцик В. А. Симметрия в науке и искусстве. — М.: Наука, 1972.-339 с.
  147. В.Г., Островский А. Д. Схемы клинической диагностики конституциональных типов. — М.-Л.: Государственное медицинское издательство, 1929. -19 с.
  148. А. Пропорциональные измерения величин тела, составленные по «Поликлету» Готфрида Шадова. — Дрезден, 1893. 34 с.
  149. Энциклопедический словарь медицинских терминов / Под. ред. Акад. РАМН В .И. Покровского. М.: Медицина, 2001. 960 с.
  150. Эстетика: информационный подход. Проблемы информационной культуры. Вып. 5. -М.: Смысл, 1997. 205 с.
  151. Albrecht Diirers schrifitliche Nachlass. Berlin: Verlag von Julius Bard, 1910.-364 S. ^ '
  152. Biederbach L. Diirer als Mathematiker // Humanismus und Technik. Berlin. Bd. 15, 1971. -S. 45 -50.
  153. Bohatta H. Versuch einer Bibliographie der kunsttheoretischen Werke Albrecht Durers. Wien, 1928. — 131 S.
  154. Brog H. Semiotische und numerische Analyse zweier Holzschnitte von Albrecht Durer. Bamberg, 1968. — 95 S.
  155. Chojecka E. Durer als Kunsttheoretiker / Albrecht Durers Kunst im Au-fruch. Leipzig, 1972. S. 219 — 223.
  156. Durers schriftlicher Nachlass. Berlin: J. Bard Verlag, 1910 — 364 S.
  157. Durer in seinen Briefen. — Leipzig und Berlin: B.G. Teubner Verlag, 1908. -128 S.
  158. Faensen H. Albrecht Diirer als Theoretiker // Bildende Kunst, 1971, № 7. -S. 370−372.
  159. Fraenger W. Von Bosch bis Beckmann. Dresden: VEB Verlag der Kunst, 1977.-306 S.
  160. Giesen J. Durers Proportionsstudien im Rahmen der allgemeinen Propor-tionsentwicklung. Bonn, 1930.-239 S.
  161. Gregory Sh. Vasari’s early interest in Durer: «Un nordico ritratto» in Christ carried to the Sepulchre // Apollo, 1995. N 397. — P. 33 — 35.
  162. Hagenmeier, Otto. Der Goldene Schnitt. Miinchen: Impuls Verlag, 1963.-84 S.
  163. Hoffmann J.E. Durers Verhaltnis zur Mathematik / Albrecht Durers Um-welt. Nurnberg, 1971. S. 132 — 151.
  164. John E. Durerkonferenz // Bildende Kunst, 1971, № Ю. S. 532 — 534.
  165. Justi L. Konstruierte Figuren und Kopfe unter den Werken Albrecht Durers. Leipzig: Verlag von Karl W. Hiersemann, 1902. — 345 S.
  166. Klaiber H. Die Entwicklung in Durers theoretischen Studien / Repertorium fur Kunstwissenschaft, 1916, Bd 28, H. 5/6. S. 238 — 249.
  167. Klingenberg W.P. Mathematik und Melancholie. Stuttgart: Steiner Verlag, 1998. — 87 S.
  168. Klingenburg K.-H. Geschtaltung und Gerat der Durerzeit // Bildende Kunst, 1971, № 10.-S. 509−514.
  169. Kuhirt U. Zur neuen Qualitat des Realismus im Werk Albrecht Durers I I Bildende Kunst, 1971, № 10. S. 495 — 500.
  170. Kunstwissenschaftliche Tagung zum 500. Geburtstag von Albrecht Dtirer. -Leipzig, 1971.-392 S.
  171. Liidecke H Drei gesellschaftskritische Durer Zeichnungen // Bildende Kunst, 1971, № 10. — S. 500−502.
  172. Liidecke Heinz und Heiland. Durer und die Nachwelt. Berlin: Riitten & Loening, 1955.- 129 S.
  173. Lutz H. Albrecht Durer in der Geschichte der Reformation / Historische Zeitschrift, 1968. S. 22 — 44.
  174. И. Дюрер концепции и мироглед // Искусство, 1971, № 9. -С. 21−29.
  175. Menninger К. Mathematik und Kunst. Gottingen, 1959. — 142 S.
  176. Mielke H. A. Durer. 50 Meisterzeichnungen aus dem Berliner Kupfer-stichkabinett, 1930. 103 S.
  177. Musper H.Th. Albrecht Durer. Die gegenwartige Stand der Forschung. .
  178. Koln: Dumont, 1952. 140 S.
  179. Neufert, Ernst Bauentwurfslehre. Braunschweig- Wiesbaden: Vieweg, 1992.-569 S.
  180. Panofsky E. Die Entwicklung der Proportionslehre als Abbild der Sti-lentwicklung / Monatshefte fur Kunstwissenschaft. Leipzig, 1921. S. 188 -218.
  181. Panofsky E. Durers Kunsttheorie, vornehmlich zu ihrem Verhaltnis zur Kunsttheorie der Italiener. Berlin: Verlag Klinkhardt & Biermann, 1915. -96 S.
  182. Panofsky E. The Life and Art of Albreht Durer. Princeton: University Press, 1955.-319 S.
  183. Richter D.H. Perspektive und Proportionen in A. Durers «Melancholie» // Vermessung- Wesen. Bd. 82., 1957. S. 284−288, 350−357.
  184. Rupprich H. Die kunsttheoretischen Schriften L.B. Alberti und Ihre Nachwirkungen bei Diirer / Schweizer Beitrage zur AHgemeinen Geschichte 18/19, 1961-S. 219−239.
  185. Rupprich H. Dtirers Stellung zu den agnostischen kunstfeindlichen Stromungen seiner Zeit. Munchen, 1959. — 78 S.
  186. Schadow G. Polyclet oder von den Maassen der Menschen nach dem Geschlecht und Alter. Berlin, 1834.
  187. Singer H.W. Albrecht Diirer. Munchen: H. Schmidt Verlag, 1918. -110 S.
  188. Singer H. WVersuch einer Diirer-Bibliographie. Strassburg, 1903. — 45 S.
  189. Steck M. Albrecht Diirer als Kunsttheoretiker. Die geistes- und problem-geschichtliche Stellung seines Proportionslehre im Kunstraum der Renaissance. -Zurich: Dietikon, 1961. 192 S.
  190. Steck M. Diirer: Eine Bibliographie. Munchen, 1957. — 72 S.
  191. Steck M. Dtirers Geschtaltlehre der Mathematik und der bildenden Kiinste. Halle: Max Niemeyer Verlag, 1948. — 248 S.
  192. Steigmiiller H. Diirer als Mathematiker / Programm Kgl. Realgymnasiums in Stuttgart. Stuttgart, 1891.
  193. Tank W. Form und Funktion / Die Proportionen des Menschen. — Dresden, 1956. -S. 86−102.
  194. Tietze H. y Tietze Conrat E. Kritische Verzeichnis der Werke Albrecht Diirers., Basel-Leipzig, 1938.
  195. Timmken Zinnkann R.F. Ein Mensch namens Diirer. Des Kiinstlers Le-ben, Ideen, Umwelt. — Berlin, 1972. — 205 S.
  196. Uberwasser W. Von Map und Macht der alten Kunst. Berlin: Bard Verlag, 1933.-137 S.
  197. Ullmann E. Geschichte der deutschen Kunst. 1470 1550: Malerei, Graphik und Kunsthandwerk. — Leipzig: Seemann, 1985. — 328 S.
  198. Ullmann E. Die Lehre von der Proportionen. Dresden: Verlag der Kunst, 1958.-38 S.
  199. Winkler F. Die Zeichnungen Albrecht Diirers. 4 B. Berlin: Deutscher Verein fur Kunstwissenschafit, 1936 — 39.
  200. Winzinger F. Durer und Leonardo // Pantheon. Bd. 29, 1971. S. 3 — 21.1. Альбомы
  201. Альбрехт Дюрер. Каталог выставки гравюр из собрания Гос. Эрмитажа. Л.: Аврора, 1971 -61 с.
  202. Альбрехт Дюрер. Гравюры из собрания ГМИИ. Каталог выставки к 500-летию со дня рождения. М.: Сов. художник, 1971. 24 с.
  203. Albrecht Durer als Maler. (Album). Konigstein im Taunus: Langewi-esche, 1953.-80 S.
  204. Albrecht Diirers Christlich Mythodologische Handzeichnungen, 1808.
  205. Diirer A. Kupferstiche und Holzschnitte. Katalog der Ausstellung. -Miinchen: Prestel Verlag, 1978. — 180 S.
  206. Diirer A. Die Handzeichnungen zum Gebetbuch Keiser Maximilians. Dresden: Verlag der Kunst, 1957. 44 S.
  207. Diirer A. Gemalde, Kupferstiche und Holzschnitte. Stuttgart und Leipzig: Deutsche Verlag Anstalt, 1904. — 396 S.
  208. Neidhardt H.-J. Albrecht Diirer. (Album). Leipzig: VEB E.A. Seemann Buch- und Kunstverlag, 1964. 17 S.1. СЛОВАРЬ
  209. Абдоминальный тип (лат. abdomen живот, брюхо) — брюшной анатомический тип.
  210. Автоморфизмов группа (гр. autos сам + morphe форма) — группа, элементами которой являются преобразования, оставляющие без изменения все структурные соотношения- автоморфизм одинаковость строения различных совокупностей элементов.
  211. Астенический тип (гр. astheneia физическая и психическая слабость, бессилие) бессильный, слабый, вялый- астенический тип — тип телосложения, характеризующийся высоким ростом, узкой и длинной грудной клеткой и слабой мускулатурой.
  212. Астеиоидиый тип конституционально характеризуется высоким ростом, длинными конечностями, узкой грудной клеткой, незначительным отложением подкожного жира.
  213. Атлетический тип (гр. athletes борец) тип человека с сильно развитыми мышцами, обладающий большой физической силой.
  214. Гармония (гр. harmonia связь, созвучие, соразмерность) — стройная согласованность частей одного целого- в архитектуре и в изобразительных искусствах — согласованное и соразмерное сочетание всех элементов художественного произведения.
  215. Дигестивиый от лат. digestivus — пищеварение
  216. Долихопластический тип (гр. dolichos длинный) характеризуется относительно коротким и узким туловищем и длинными конечностями.
  217. Канон (гр. kanon правило, установление) — в искусстве совокупность художественных правил или приёмов, которые считались обязательными в ту или иную эпоху, а также соответствующие им образцы, например человеческой фигуры, архитектурного ордера и т. д.
  218. Консонанс (фр. consonance, лат. consonans благозвучие) — слитно, согласно звучащие тоны.
  219. Лептосомный (гр. leptos тонкий, узкий + soma тело) человек тонкого, нежного, слабого, очень астенического телосложения.
  220. Линейная перспектива изображение тел с помощью центрального проектирования их на плоскость.
  221. Липоматозный тип (гр. lipos жир) — характеризуется отложением жира в виде опухолевидного разрастания жировой ткани, обусловленного нарушением обмена веществ в организме. Медиал (лат. mid средний) см. мезопластический тип.
  222. Мезоморф (гр. mesos средний, срединный, промежуточный + гр. morphe форма, вид) средний по форме и наиболее частый тип телосложения человека.
  223. Мезопластический тип (гр. mesos средний, срединный, промежуточный) -средний, пропорциональный тип сложения человека.
  224. Мера единица измерения- предел, в котором осуществляется, проявляется что-либо- конкретное выражение единства качественной и количественной сторон предмета.
  225. Ортогональная проекция (гр. orthogonios прямоугольный- лат. projectio бросание вперёд) изображение какого-либо предмета на плоскости. Парадигма (гр. paradeigma пример, образец) — пример, взятый для доказательства, сравнения.
  226. Пастозный (лат. pastosus тестообразный, обрюзглый) одутловатый тип у которого контуры естественных костных выступов и рельеф мышц сглажены.
  227. Патология (гр. pathos страдание + logos понятие, учение) наука о болезненных процессах и состояниях организма.
  228. Переносная симметрия или трансляционная симметрия, при которой объём совмещается сам с собой при сдвиге всех его точек на один и тот же вектор.
  229. Поворотная симметрия — симметрия чего-либо относительно поворотов некоторых осей на определённые углы.
  230. Теория групп (гр. theoria наблюдение, исследование) — раздел математики, изучающий свойства симметрии, относящийся к высшей алгебре. Теория кривых (гр. theoria наблюдение, исследование) — относится к разделу аналитической геометрии.
  231. Торакальный тип (гр. thorax — грудь) конституциональный тип с развитой грудной клеткой.
  232. Удвоение куба потроение ку, ичюего удвенный по отношении к первоначальному объём.
  233. Фиброзный (лат. fibra волокно) состоящий из волокнистой соединительной ткани, относящийся к фиброзу (ср. фиброз — разрастание волокнистой ткани).
  234. Экзогенный (гр. ехб снаружи, вне + гр. genos род, происхождение) внешнего происхождения, вызываемый внешними причинами- экзоген’ия — обусловленность какого-либо процесса (в т. ч. патологического) причинами, находящимися вне организма.
  235. Эктомидиал от гр. ektos находящийся вне, снаружи.
  236. Эктоморф от гр. ektos находящийся вне, снаружи- внешний + шогрЬё форма.
  237. А. Дюрер. Адам и Ева. 1504. Гравюра на меди Стр.33
  238. А. Дюрер. Делитель. Иллюстрация к трактату «Четырекниги о пропорциях». 1524 Стр.36
  239. А. Дюрер. Построение различных типов головы с помощью передвижения линий на примере двух типов. Иллюстрация к трактату «Четыре книги о пропорциях». 1524 Стр.39
  240. А. Дюрер. Изображение пропорций ребёнка. Иллюстрацияк трактату «Четыре книги о пропорциях». 1524 Стр.51
  241. Леонардо да Винчи. Человек, вписанный в квадрат и вкруг. Рисунок ^ Стр.54
  242. Леонардо да Винчи. Нахождение пропорций лица человека. Иллюстрация к трактату «Тетради по анатомии». Стр.56
  243. Сравнительные данные типичных участников соревнований по пяти видам бега и прыжкам в высоту- Фото из Стр. 65 журнала «Англия» (1965, вып. 3) Стр.66
  244. Полуокружность с вписанным в неё квадратом. Рисунок Стр. 7310 «Золотые» соотношения в фигуре человека. Иллюстрация из книги: Neufert Е. Bauentwurfslehre. Braunschweg- Wiesbaden, 1992 Стр. 7511 «Золотые» пропорции листа дуба. Иллюстрация из книги:
  245. Hagenmeier О. Der Goldene Schnitt. Miinchen, 1963 Стр.85
  246. Ветка тополя. Иллюстрация из книги: Hagenmeier О. Der Goldene Schnitt. Miinchen, 1963 Стр.86
  247. Пропорции мужчины и женщины. Иллюстрация из книги:
  248. Ле Корбюзье-Сонье Ш. Э. Модулор 1, 2. М., 1952 Стр.87
  249. А. Дюрер. Первый способ изображения. Иллюстрация из трактата «Руководство к измерению.». 1527 Стр.94
  250. А. Дюрер. Второй способ изображения. Иллюстрация из трактата «Руководство к измерению.». 1527 Стр.95
  251. А. Дюрер. Третий способ изображения. Иллюстрация из трактата «Руководство к измерению.». 1527 Стр.96
  252. А. Дюрер. Четвёртый способ изображения. Иллюстрацияиз трактата «Руководство к измерению.». 1527 Стр.97
  253. А. Дюрер. Искажение пропорций головы вместе с квадратом, в который она вписана. Иллюстрация из трактата «Руководство к измерению.». 1527 Стр. 104
  254. А. Дюрер. Геометрические тела, заключающие человеческую фигуру. Иллюстрация из трактата «Четыре книги о пропорциях». 1524 Стр.107
  255. А. Дюрер. Сравнитель. Иллюстрация из трактата «Четырекниги о пропорциях». 1524 Стр. 110
  256. Соотношение мер, описанное Дюрером в трактате «Четырекниги о пропорциях». 1524. Таблица Стр. 112
  257. Сравнение различных систем мер. Таблица Стр.113
  258. А. Дюрер. Изменение пропорций головы по осям. Иллюстрация из трактата «Четыре книги о пропорциях». 1524 Стр.114
  259. А. Дюрер. Двенадцать типов профилей головы. Иллюстрация из трактата «Четыре книги о пропорциях». 1524 Стр. 116
  260. А. Дюрер. Изображение красивой головы. Иллюстрация из трактата «Четыре книги о пропорциях». 1524 Стр. 118
  261. Анализ пропорций в гравюре А. Дюрера «Портрет Эразма Стр. 121 Роттердамского»
  262. Анализ пропорций в гравюре А. Дюрера «Меланхолия» Стр.124
  263. Математическая зависимость золотого сечения. Схема Стр.130
  264. Измерения рисунка головы, исполненного А. Дюрером ктрактату «Четыре книги о пропорциях». 1524 Стр.132
  265. Отношения членений головы, выраженные в числах золотого сечения, на примере рисунка А. Дюрера к трактату «Четыре книги о пропорциях». Таблица Стр. 134
  266. Анализ пропорций в рисунке А. Дюрера «Геометрическое построение фигуры Аполлона». Стр.136
Заполнить форму текущей работой