Методика создания и организация изучения элективного курса «Химия и здоровье» в предпрофильном обучении химии
В настоящее время существует реальный разрыв между продекларированной в Концепции образования необходимости значительного числа вариативных курсов по выбору и их недостаточным количеством, одобренных министерством образования и науки РФ и апробированных на практике. Вследствие чего учителя-предметники вынуждены разрабатывать программы элективных курсов, которые утверждаются местными органами… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ В СИСТЕМЕ 11 ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
- 1. 1. Предпрофильное обучение как основа осознанного выбора 11 будущего образовательного маршрута
- 1. 2. Состояние теории и практики по вопросам создания и изучения 25 элективных курсов в системе предпрофильного обучения
- 1. 3. Индивидуальные особенности школьников как основа выбора 38 предпрофильных элективных курсов
- ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ 49 ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ХИМИЯ И ЗДОРОВЬЕ»
- 2. 1. Теоретико-методологические основы построения элективного курса 49 «Химия и здоровье» для предпрофильного обучения
- 2. 2. Программа элективного курса «Химия и здоровье»
- 2. 3. Методика изучения элективного курса «Химия и здоровье»
- ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ 111 ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ХИМИЯ И ЗДОРОВЬЕ»
- 3. 1. Организация экспериментального исследования на этапе 111 предпрофильного обучения учащихся 9-х классов элективного курса «Химия и здоровье»
- 3. 2. Экспериментальное обучение учащихся 9-х классов элективному 115 курсу «Химия и здоровье» и его результаты
- 3. 3. Влияние усвоения элективного курса «Химия и здоровье» на 122 готовность к выбору профиля
Методика создания и организация изучения элективного курса «Химия и здоровье» в предпрофильном обучении химии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики определяет создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». В «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» выделен раздел «Предпрофильная подготовка (на второй ступени общего образования)». В этом разделе акцент сделан на необходимость предпрофшьных курсов по выбору (элективных курсов). Указано, что реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора. В данном нормативном документе отмечено, что необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору, а также указано, что основная функция курсов по выбору — профориентационная. В документе сделаны указания об особенностях организации элективных курсов (деление классов на группы, увеличение часов за счет вариативного (школьного) компонента, использование инновационных методов и форм организации обучения). Отмечена важность накопительной оценки (портфолио) при итоговой аттестации выпускников основной школы, учитывающей творческие работы и реальные результаты на курсах по выбору.
Концепция профильного обучения как нормативный документ послужила основой для осуществления нашего исследования, выполняющего данный социальный заказ. Положения о предпрофильной подготовке учащихся на курсах по выбору, а также исследования вопросов предпрофильной подготовки (И.Ю. Алексашина, Н. В. Горбенко, И. М. Титова, Е. И. Тупикин, Г. М. Чернобельская и др.), профориентационной работы по химии (Н.Н.Буринская, C.B. Дьякович, Р. Н. Князева, Н. Е. Кузнецова и др.), здоровьесбережения (Г.Е. Гун, Н. М. Полетаева, Л. Г. Татарникова и др.) послужили основой выбора темы исследования и ориентиром для определения цели, содержания, форм и методов изучения разработанного нами предпрофильного элективного курса «Химия и здоровье».
Выбор темы элективного курса был также обусловлен предварительным' изучением устремлений учащихся восьмых классов к выбору дальнейшего продолжения образования. Большинство учащихся сельских школ в силу своих социальных возможностей предпочитают скорее получить специальность через учреждения начального и среднего профессионального образования. Среди девочек популярным оказался медицинский колледж, а также кулинарные лицеи, мальчики выбирают строительные, сельскохозяйственные специальности, а также связанные с технологией переработки пищевых продуктов. Данные специальности предполагают внимание к качественному изучению курса химии. В городских школах большинство детей планирует продолжить образование в профильной школе (социально-экономические как приоритетные, а также естественно-научный и физико-математический профили). Это определило выбор элективного курса «Химия и здоровье», удовлетворяющего учащихся, ориентированных и на профессиональное обучение, и на обучение в средней школе. Кроме того, данный курс имеет не только функцию профориентации, но и валеологическую, способствующую приобщению учащихся к здоровому образу жизни.
В настоящее время существует реальный разрыв между продекларированной в Концепции образования необходимости значительного числа вариативных курсов по выбору и их недостаточным количеством, одобренных министерством образования и науки РФ и апробированных на практике. Вследствие чего учителя-предметники вынуждены разрабатывать программы элективных курсов, которые работы по химии (Н.Н.Буринская, C.B. Дьякович, Р. Н. Князева, Н. Е. Кузнецова и др.), здоровьесбережения (Г.Е. Гун, Н. М. Полетаева, Л. Г. Татарникова и др.) послужили основой выбора темы исследования и ориентиром для определения цели, содержания, форм и методов изучения разработанного нами предпрофильного элективного курса «Химия и здоровье».
Выбор темы элективного курса был также обусловлен предварительным' изучением устремлений учащихся восьмых классов к выбору дальнейшего продолжения образования. Большинство учащихся сельских школ в силу своих социальных возможностей предпочитают скорее получить специальность через учреждения начального и среднего профессионального образования. Среди девочек популярным оказался медицинский колледж, а также кулинарные лицеи, мальчики выбирают строительные, сельскохозяйственные специальности, а также связанные с технологией переработки пищевых продуктов. Данные специальности предполагают внимание к качественному изучению курса химии. В городских школах большинство детей планирует продолжить образование в профильной школе (социально-экономические как приоритетные, а также естественно-научный и физико-математический профили). Это определило выбор элективного курса «Химия и здоровье», удовлетворяющего учащихся, ориентированных и на профессиональное обучение, и на обучение в средней школе. Кроме того, данный курс имеет не только функцию профориентации, но и валеологическую, способствующую приобщению учащихся к здоровому образу жизни.
В настоящее время существует реальный разрыв между продекларированной в Концепции образования необходимости значительного числа вариативных курсов по выбору и их недостаточным количеством, одобренных министерством образования и науки РФ и апробированных на практике. Вследствие чего учителя-предметники вынуждены разрабатывать программы элективных курсов, которые утверждаются местными органами управления образованием. Однако научный и методический уровень таких программ не всегда соответствует требованиям, предъявляемым к учебным программам и пособиям, не подвергается критическому анализу и необходимой экспериментальной проверке, а потому, рамки их применения ограничиваются конкретной школой.
Изучение элективных курсов на предпрофильном этапе выявило множество противоречий:
• между продекларированным в нормативных документах наличием для основной школы значительного количества предпрофильных элективных курсов и их недостаточным числом, затрудняющим учащимся выбор профиля и учебного заведения для дальнейшего образования в. соответствии с их интересами и возможностями;
• между введением профильного обучения в старших классах и слабой проработанностью системы их профориентации и методики предпрофильной подготовки учащихся в основной школе;
• между необходимостью использования инновационных форм и методов изучения элективных курсов, организации продуктивной деятельности учащихся по их овладению и отсутствием соответствующих методик предпрофильной подготовки и критериев для оценки ее результатов.
Для выполнения ценностно-целевых установок Концепции профильного обучения относительно предпрофильной подготовки учащихся и снятия вышеизложенных противоречий было предпринято данное исследование.
Цель исследования — разработка и научное обоснование содержания и методики изучения интегрированного элективного курса «Химия и здоровье».
Объект исследования — процесс предпрофильного обучения химии и профориентационная работа в основной школе.
Предмет исследования — концептуальные основы и методика создания и организации изучения элективного курса «Химия и здоровье» в системе предпрофильного обучения.
Гипотеза исследования: осознанному выбору естественнонаучного профиля обучения в старшей школе и учреждениях начального и среднего профессионального образования, связанных с химией будет способствовать предпрофильная подготовка в форме научно обоснованного и экспериментально проверенного элективного курса «Химия и здоровье».
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить предварительное ознакомление с состоянием предпрофильной подготовки по элективным курсам и профориентационной работы в основной школе.
2. Провести теоретический анализ проблемы создания программ, методики и инновационных технологий обучения химии.
3. Разработать и научно обосновать программу, содержание и методику изучения предпрофильного элективного курса «Химия и здоровье» для учащихся девятых классов современной школы.
4. Проверить эффективность изучения данного элективного курса и его влияния на развитие интересов и сознательный выбор дальнейшего обучения.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические (анализ научной, учебно-методической литературы и диссертационных работ, изучение документов, посвященных стратегии развития образования в современном обществе, проектирование и моделирование учебного процесса);
2. Эмпирические (обобщение опыта работы учителей по организации и проведению предпрофильной подготовки, проведение разных видов педагогического эксперимента, личное преподавание, целенаправленное наблюдение, беседы, анкетирование) — 3. Методические (методы обработки результатов педагогического эксперимента, сбор данных и расчет статистических показателей с помощью программ MS Excel 2007, Statistica 6.0 for Windows, SPSS-15 на ЭВМ типа IBM Intel Pentium-4, а также методов непараметрической статистики: тест Фридмана, тест Вилкоксона с использованием критерия %2, методическая интерпретация данных).
Теоретико-методологической основой исследования являются философская теория познания, психолого-дидактическая теория деятельности, методология интегративно-дифференцированного подхода, теория построения учебников, теория развивающего обучения, концепция профильного обучения, достижения психолого-педагогических наук, предметной методики и передового опыта школ.
Исходными теоретическими положениями исследования являются психологическая теория деятельности (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев и др.) — теории развивающего личностно-ориентированного обучения (Е.В.Бондаревская, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, И. С. Якиманская, Д. Б. Эльконин и др.) — теория межпредметных связей (И.Д. Зверев, H.A. Лошкарева, В. Н. Максимова и др.) — методология интегративного подхода в естественнонаучном образовании (И.Ю. Алексашина, М. Н. Берулава, Н. Е. Кузнецова, Т. Н. Литвинова, В. Н. Максимова, Е. Е. Минченков, М. С. Пак, М. А. Шаталов и др.) — интегративно-валеологический подход (Г.К. Зайцев, В. Н. Максимова, Н. М. Полетаева и др.) — концепция развивающего обучения химии (Н.Е.Кузнецова, И. М. Титова, М. А. Шаталов и др.) — принципы и методы профориентационной работы по химии (Н.Н.Буринская, C.B. Дьякович, Р. Н. Князева, Н. Е. Кузнецова и др.) — методические основы предпрофильной подготовки по химии (А.С.Звягин, И. М. Титова, С. Б. Шустов, Г. М. Чернобельская и др.) — опыт использования активных методов обучения и инновационных технологий (О.С.Аранская,.
Е.В.Берестнева, И. В. Бурая, В. В. Давыдов, М. В. Кларин, П. А. Оржековский, Е. В. Тяглова и др.).
Педагогическое исследование проводилось в три этапа (констатирующий, поисковый, формирующий).
Первый этап — констатирующий (2003;2004) — постановка проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы и нормативных документов, создание концептуальных основ по проблеме исследования.
Второй этап — поисковый (2004;2005) — разработка программы, отбор содержания тем предпрофильного элективного курса «Химия и здоровье» и поиск целесообразных средств и методов их изучения, предварительная апробация доступности и эффективности содержания, заданий, химического эксперимента и методики, предлагаемых программой элективного курса.
Третий этап — обучающий (2005;2008) — осуществлена экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы и целостной методической системы изучения предлагаемого элективного курса в рамках предпрофильного обучения, осуществлена обработка, методическая интерпретация и обобщение данных педагогического эксперимента.
Научная новизна исследования состоит в том, что.
• впервые в теории и методике обучения химии предложен, научно обоснован, разработан и внедрен элективный курс «Химия и здоровье» содействующий сознательному выбору учащимися естественнонаучного профиля дальнейшего обучения и формированию у них ценностного отношения к химии и своему здоровью;
• разработана методика развивающего обучения элективному курсу, непосредственно связанная с курсом химии основной школы, ориентированная на индивидуальный творческий маршрут ученика, проблемную, проектно-поисковую, экспериментально-исследовательскую, информационно-коммуникативную деятельность школьников.
Теоретическая значимость. Реализованы идеи межпредметной интеграции обучения, валеологизации содержания и процесса обучения, развития личности учащегося. Выявлены требования к построению структуры и содержания интегрированного элективного курса «Химия и здоровье» для предпрофильного обучения. Разработана методика обучения данному элективному курсу и организации работы учащихся с использованием средств и методов, обеспечивающих продуктивно-творческую деятельность учащихся, в том числе по индивидуальным творческим маршрутам. Выделены критерии и показатели для оценки деятельности, отражающие специфику содержания и методов изучения элективного курса.
Практическая значимость. Разработана программа элективного курса, средства, методы, содержание и методика проведения занятий разного типа для предпрофильного обучения химии. Определены приемы повышения мотивации к здоровому образу жизни и к изучению химии. Методическая система обучения учащихся 9 класса элективному курсу «Химия и здоровье» внедрена в практику работы школ Санкт-Петербурга и Псковской области.
Положения, выносимые на защиту:
1. Идея о необходимости предпрофильных элективных курсов в современном образовании как условие сознательного выбора профиля обучения в старшей средней школе или в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
2. Содержание, процесс и методика изучения элективного курса «Химия и здоровье» как личностно-ориентированный, практически направленный, профессионально ориентирующий компонент системы предпрофильного обучения.
3. Позитивные результаты обучения элективному курсу «Химия и здоровье» и его влияние на мотивированный выбор дальнейшего образования, связанного с химией.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в учебно-воспитательном процессе МОУ СОШ №№ 1, 4, 7 города Острова, Городищенской, Карповской, Рубиловской общеобразовательных школ Псковской области, ГОУ СОШ № 349 Санкт-Петербурга.
Разные аспекты содержания диссертации апробированы и обсуждены на заседаниях кафедры методики обучения химии РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург- 2004;2008) — на совещании в Псковском областном институте повышения квалификации работников образования (Псков- 2005) — на совещаниях районных методических объединений учителей химии (Псков, Санкт-Петербург- 2006;2008) — на заседаниях круглого стола научно-исследовательского института общего образования РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург- 2006) — на Пятой Всероссийской научно-практической конференции «Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения» (Санкт-Петербург- 2007) — на научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы модернизации химического и естественнонаучного образования» (Санкт-Петербург- 2008) — на Международном методологическом семинаре по методолого-теоретическим проблемам исследований в области профессиональной педагогики и профессионального образования (Санкт-Петербург- 2008) — на Всероссийском научно-методическом семинаре «Методология, общие методы, технологии инновационного обучения химии» (Уфа- 2008) — на Всероссийской научно-практической конференции «Естественнонаучное образование в современной школе: проблемы и перспективы» (Санкт-Петербург- 2008).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Список литературы
включает 217 источников, из них на иностранном языке — 5.
Выводы по 3 главе.
1. Сформированное в нашем исследовании содержание элективного курса с опорой на модель методической системы построения элективного курса «Химия и здоровье» для предпрофильного обучения реально осуществимо в условиях 9-го класса и приводит к осознанному выбору естественнонаучного профиля обучения.
2. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил эффективность предпрофильной подготовки учащихся по химии в рамках разработанного интегрированного элективного курса, о чем свидетельствует рост положительной внутренней мотивации к изучению химии и сознательный выбор дальнейшего профиля образования.
3. Проверена и доказана в процессе педагогического эксперимента эффективность работы учащихся по индивидуальным творческим маршрутам, которая выводит их на более высокий уровень познавательной деятельности.
Заключение
.
1. Анализ литературы и состояния предпрофильной подготовки в условиях современной школы показал, что она находится в стадии разработкина данном этапе ощущается очевидная необходимость в разработке по отбору содержания и методике проведения элективных курсов.
2. Концептуальные основы нашего исследования строятся на идее удовлетворения учебно-познавательных интересов школьников в условиях развивающего обучения, их профориентации и здоровьесбережения. Их ядро составляют принципы (познавательной активности, самостоятельности, проблемности, развития, валеологизации, профориентации, мотивированности выбора профиля) и методические положения (об усилении профессиональной направленности элективных курсов, о роли активности и самостоятельности познавательной деятельности учащихся, о ее разнохарактерности и разноуровневости, о сознательном выборе дальнейшего образования).
3. Методологические подходы и принципы обучения послужили инструментом отбора для реализации модели методической системы построения данного элективного курса и далее — в конкретизирующей эту модель методике обучения.
4. Разработана и реализована программа и методика изучения межпредметного предпрофильного элективного курса «Химия и здоровье».
5. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил эффективность предпрофильной подготовки учащихся по химии в рамках разработанного интегрированного элективного курса, о чем свидетельствует рост положительной внутренней мотивации к изучению химии и сознательный выбор дальнейшего профиля образования.
6. Проверена и доказана в процессе педагогического эксперимента эффективность работы учащихся по индивидуальным творческим маршрутам, которая выводит их на более высокий уровень познавательной деятельности.
Таким образом, подтверждена гипотеза исследования и доказана эффективность предпрофильной подготовки учащихся в рамках разработанного элективного курса «Химия и здоровье».
Список литературы
- Алфёров, Ю.С. Мониторинг развития образования в мире / Ю. С. Алфёров // Педагогика. — 2002. — № 7.- С. 88 — 95.
- Амосова, Н.В. Установление связей математики и химии на факультативных занятиях в средней школе / Н. В. Амосова, Б. Б. Коваленко // Математика. Компьютер. Образование. 1999. — Вып.6, ч. 1. — С.203 -211.
- Антонова, Т.В. Программа элективного курса для 9 классов общеобразовательной школы «Мы от химии зависим: с ней едим, живём и дышим» / Т. В. Антонова // Химия: изд. дом Первое сентября. -2005. № 23. — С.23.
- Артюхова, И. Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов / И. Артюхова // Школьный психолог: изд. дом Первое сентября. 2005. -№ 20.-С. 19.
- Аршанский, Е.А. Методические подходы к интеграции обучения химии и биологии: для классов естественнонаучного профиля. / Е. А. Аршанский // Открытая школа. 2005. — № 1. — С.61.
- Аршанский, Е.А. Предпрофильная подготовка: как её реализовать в школьной практике / Е. А. Аршанский, О. В. Алесьева // Химия в школе. № 5. — С. 12−19.
- Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. / В. Г. Асеев М.: Изд-во Мысль, 1976. — 160 с.
- Аспицкая, А.Ф. Программа элективного курса «История развития химии» / А. Ф. Аспицкая // Химия: изд. дом Первое сентября. 2005. -№ 17.-С.27.
- Афанасьева, Т.П. Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения: Методическое пособие / Т. П. Афанасьева, Н. В. Немова, Н. Я. Стрельцова, А. Н. Томазова / под ред. Н. В. Немовой. М.: АПК и ППРО. 2005. — 78 с.
- П.Баранников, A.B. Профильное обучение, как условие повышения качества образования / A.B. Баранников // Профильная школа. 2006. -№ 2. -С.14−23.
- Блинов, В.И. Проблемы кадрового обеспечения профильного обучения (результаты мониторингово-аналитического исследования) / В. И. Блинов // Профильная школа. 2005. — № 6. — С. 15−21.
- Бободжонова, О.Н. Психологическое сопровождение и профориентационная работа в предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений Пушкинского района / О. Н. Бободжонова // Вестник образования (приложение). 2005. — № 1. -С. 87.
- Бобровская, JT.H. Предпрофильная подготовка учащихся восьмых-девятых классов: система ориентирующих курсов в межшкольном учебном комбинате / JI.H. Бобровская, Е. А. Сапрыкина // Директор школы. 2006. — № 3. — С. 59−64.
- Большаков, В.Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. / В. Ю. Большаков. СПб, 1996. — 380 с.
- Булынин, A.M. Изучение личности школьника в целях профориентации. Методические рекомендации. / A.M. Булынин, Булынина Т. П. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольского-на-Амуре гос. пед. Института, 1995. — 21 с.
- Вершинин, С.И. Основы принятия решения о профессиональном выборе. / С. И. Вершинин. М.: Прометей, 1996. — 161 с.
- Витковский, А. Как перейти через мост, к которому ты не подошел?: Профильное обучение станет эффективным только в том случае, если школа сможет воплотить в нем собственные смыслы и идеи / А.
- Витковский // Первое сентября. 2005. — № 14.
- Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся /Якиманская, И.С. и др. М.: Педагогика, 1989. — 221 с.
- Гаркунов, В.П. Проблемность в обучении химии. / В. П. Гаркунов // Химия в школе. 1971. — № 4. — С. 23.
- Гафурова, Н.В. О педагогических основаниях формирования готовности учащегося к профессиональному самоопределению / Н.В. Гафурова//Профильная школа. 2005. — № 6. — С. 6−10.
- Гончар, М.В. Предложения по развитию системы предпрофильной подготовки: Калининградская область / М. В. Гончар // Вестник образования (приложение). 2005.-№ 1. — С.38.
- Гончарова, Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков / Е. Б. Гончарова // Вопросы психологии. 2000. — № 6. — С. 132−135.
- Горбенко, Н.В. Элективные курсы химико-экологической направленности. Методические рекомендаци для учителей химии / Н. В. Горбенко, Е. И. Тупикин, Г. М. Карпов. Н. Новгород: НИРО, 2008. -72 с.
- Горбунов, А.И. Теоретические основы общей химии: Учебник для студентов технических университеов и вузов / А. И. Горбунов, A.A. Гуров, Г. Г. Филлипов, В. Н. Шаповал Под ред. А. И. Горбунова. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001. — 720 с.
- Горбунова, JI.JI. Организация предпрофильного и профильного обучения / JI. J1. Горбунова // Открытая школа. 2005. — 2005. — № 6. -С. 15−16.
- Горячева, Р.Н. Предпрофильная подготовка учащихся экспериментальных школ: опыт организации: Самарская область / Р. Н. Горячева // Вестник образования (приложение). 2005. — № 1. — С. 91.
- Громцева, А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию / А. К. Громцева. М.: Просвещение, 1983. — 143 с. 31 .Громцева, А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию / А. К. Громцева. М.: «Просвещение». — 1983. — 143 с.
- Гурьянова, М. Профильное обучение в сельской школе: модели и риски / М. Гурьянова // Народное образование. 2005. — № 6. — С. 193−200.
- Давудов, Г. А. Профориентационная направленность факультативных и внеклассных занятий по химии в сельской школе (на примере школ Дагестанской АССР): автореф. дис.. канд. пед. наук. / Г. А. Давудов. -М., 1983. 18с.
- Давыдов, В.Н. Интегративно-проектный подход во внеурочной работе по химии: Монография / В. Н. Давыдов. СПБ.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.-71 с.
- Данюшенков, B.C. Интегративно-дифференцированный подход в организации профильного обучения в сельской школе / B.C. Данюшенков // Профильная школа. 2005. — № 2. — С. 15.
- Демина, Т.Б. Предпрофильная подготовка, как одно из условий профессионального самоопределения школьников / Т. Б. Демина // Профильная школа. 2006. — № 1. — С. 45−48.
- Дуганова, Г. Элективные курсы предпрофильной подготовки и профильного обучения / Г. Дуганова // Директор школы. 2005. — № 8. -С. 39−45.
- Дьякович, C.B. Методика факультативных занятий по химии / C.B. Дьякович. М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
- Евстратов, В.Г. Психология и педагогика профориентационной работы: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. / В. Г. Евстратов. Тамбов: Тамб. гос. ун-т, 1999. — 154 с.
- Жеруков, Б. Об основных проблемах и путях реформирования системы образования / Б. Жеруков, К. Анахаев // Aima mater. 2002. — № 9. -С.31−33.
- Зайцев, О.С. Задачи, упражнения и вопросы по химии: Учебн. пособие для вузов / О. С. Зайцев. М.: Химия, 1996. — 432 с. 42.3апольских, Г. Ю Элективный курс «Химия в быту» / Г. Ю. Запольских // Профильная школа. 2006. — № 1. — С. 40−42.
- Зубарева, Е Мультипрофильная школа / Е. Зубарева // Народное образование. 2005. — № 7. — С. 117−119.49.3юзя, A.A. Развитие индивидуальных познавательных стилей школьников / A.A. Зюзя, A.A. Ткаченко // Психология и школа. 2003. -№ 4. — С. 32−43.
- Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. Спб.: Питер, 2000. -512с.51 .Информационная поддержка организации предпрофильного и профильного обучения / В. Н. Бордзун и др. // Методист. 2005. — № 1. 1. С. 13−16.
- Каверина, A.A. Изучение способностей школьников основа профориентации / A.A. Каверина // Сельская школа. — 2001. — № 1. — С. 68−71.
- Каспржак, А.Г. Элективные курсы ответ на запросы ученика и учителя, семьи и государства / А. Г. Каспржак // Директор школы. -2006. -№ 1.-С.З-9.
- Каспржак, А.Г. Элективные курсы: типология и задачи / А. Г. Каспржак // Директор школы. 2006. — № 3. — С. 53−57.
- Каташев, В.Г. Профессиональное самосознание учащихся. Дидактический аспект / В. Г. Каташев. Казань: Изд-во Казанского университета, 1994. — 104 с.
- Кирюшкин, Д.М. Методика обучения химии в средней школе: Пособие для учителей / Д. М. Кирюшкин. М.: Просвещение, 1968. — 453 с.
- Кирюшкин, Д.М. Ученический эксперимент в обучении химии: Лабораторно-практические работы / Д. М. Кирюшкин. М.: Просвещение, 1963. — 317 с.
- Клячко, Т. Модернизация Российского образования: проблемы и решения / Т. Клячко // Отечественные записки. 2002. — № 2. — С.48−55.
- Князева, Р.Н. О профориентационной работе при обучении химии в сельской школе / Р. Н. Князева // Химия в школе. 1978. — № 2. С.46−48.
- Кожурина, Л. Электив: что за термином? / Л. Кожурина // Первое сентября. 2006. — № 6. — С.9.
- Колесников, Н. Профориентация и предпрофильная подготовка / Н.
- Колесников, О. Ермолаева // Народное образование. 2004. — № 1. -С.97−100.
- Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. Спб.: КАРО, 2004. — 368 с.
- Комиссарова, C.B. Если интересно, то будет результат / C.B. Комиссарова // Химия в школе. 1998. — № 1. — С. 49−54.
- Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989.-254 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 1. — С. 3−16.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М.: АПК и ППРО, 2005. — 22с.
- Корнисик, К.И. Методика изучения элективного курса «Термоэлектричество» в классах физико-математического профиля: автореф. дис.. канд. пед. наук / К. И. Корнисик. Челябинск, 2006. —. с.
- Коробейникова, JI.A. Развивать способности учащихся / JI.A. Коробейникова, Г. В. Лисичкин // Химия в школе. 1982. — № 2. — С.44−47.
- Костандов, Э.Л. Влияние отрицательных эмоций на восприятие / Э. Л. Костандов // Вопросы психологии. 1973. — № 6. — С. 60−72.
- Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. Спб.: Питер, 2001. — 992с.
- Кривых, C.B. Самоопределение учащегося суть предпрофильной подготовки / C.B. Кривых // Человек и образование. — 2005. — № 1. — С.34.39.
- Кузнецова, Н.Е. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции (на примере дисциплин естесственнонаучного цикла): Уч. пос. / Н. Е. Кузнецова, М. А. Шаталов. СПб.: Образование, 1998. — 48 с.
- Кузнецова, Н.Е. Проблемно-интегративный подход и методика его реализаци в обучении химии / Н. Е. Кузнецова, М. А. Шаталов // Химия в школе. 1993. № 3. — С. 28−30.
- Кузнецова, Н.Е. Сиситема профориентационной работы по химии в средней школе / Н. Е. Кузнецова, Ж. Л. Самородницкая. JI. -1976. — 115 с.
- Кузнецова, Н.Е. Химия 10 класс / Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, H.H. Тара. М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2004. —. с.
- Кузьменко, Н.Е. 2000 задач и упражнений по химии. Для школьников и абитуриентов / Н. Е. Кузьменко, В. В. Ерёмин. М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1998. — 512 с.
- Кузьменко, Н.Е. Сборник конкурсных задач по химии для школьников и абитуриентов / Н. Е. Кузьменко, В. В. Ерёмин, С. С. Чуранов. М.: Экзамен: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2001. — 576 с.
- Кузьминов, Я. Образование и реформа / Я. Кузьминов // Отечественные записки. 2002. — № 2. — С. 7−28.81 .Кузьминов, Я. Образование и реформа / Я. Кузьминов // Отечественные записки. 2002. — № 1. — С. 91−105.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. / И. Ю. Кулагина. М.: Изд-во УРАО, 1998.- 176 с.
- Кулешова, Г. Ньютон отдыхает.: чего мы лишаем старшеклассников, навязывая им предметный выбор / Г. Кулешова // Превое сентября. -2005. № 6. — С. 3.
- Кыверялг, A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике / A.A. Кыверялг. Таллин: Валгус, 1980. — 336 с.
- Лабий, Ю.М. Решение задач по химии с. помощью уравнений и неравенств: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 80 с.
- Лаврухина, Е.А. Социальный спрос и заказ в образовании / Е. А. Лаврухина // Credo new. 2002. — № 1. — С. 81 -102.
- Ладнушкина, Н.М. Предпрофильная подготовка выпускников основной школы / Н. М. Ладнушкина // Школьные технологии. 2005. — № 1. -С.71−84.
- Леенсон, И. Зачем гуманитариям химия / И. Леенсон // Открытая школа.-2006.-№ 1,-С. 15−18.
- Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. М.: Педагогика, 1971. — 260 с.
- Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. М.: МГУ, 1971.-41 с.
- Лернер, И.Я. Критерий уровней познавательной самостоятельности учащихся. Новые исследования в педагогических науках / И. Я. Лернер. // Педагогика. 1971. — № 4. — С. 30−32.
- Лернер, П.С. Инновационные факультативные курсы как средство личностного ориентирования профессионального образования / П. С. Лернер // Школьные технологии. 2006. — № 5. — С. 96 — 105.
- Логинова, О.Б. От «углубленки» к профильному обучению / О.Б. Логинова//Химия в школе. 2006. — № 2. — С. 14−17.
- Лукьянова, М. Учебная мотивация как показатель качества образования / М. Лукьянова // Народное образование. 2001. — № 8. — С. 77−89.
- Максимов, В.Г. Профессиональная ориентация школьников / В. Г. Максимов, О. Г. Максимова. Чебоксары, 1998. — 76 с.
- Малякин, A.M. Решение задач по химии / A.M. Малякин. СПб.: Издательский дом «Коврус», ТОО «Андрей», 1995. — 416 с.
- Марищук, B.JI. О приёмах стимулирования и оценки эмоций / B.JT. Марищук // Речь и эмоции. Л., 1975. — С. 5−6.
- Маркачёва, И. А. Средства мотивации познавательной деятельности учащихся / И. А. Маркачёва, A.A. Алёшина // Химия: изд. дом Первое сентября. 2002. — № 9. — С. 14−15.
- Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвешение, 1990. — 192 с.
- Мартина, Н.К. Формирование готовности к профессиональному самоопределению / Н. К. Мартина // Директор школы. 2006. — № 3. — С. 65−70.
- Матюшкин, М.А. Развитие творческой активности школьника / М. А. Матюшкин. М.: Педагогика, 1991. — 98 с.
- Махмутов, М.И. Проблемное обучение / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1975. -. с.
- Махмутов, М.И. Современный урок / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1981. — С. 47.
- Машарова, Т.В. Основные положения личностно-ориентированной модели образования / Т. В. Машарова // Сознание-мировоззрение-мышление. Киров, 1998. — Вып. 3. — С. 137−148.
- Мельник, A.A. Факультатаивные занятия как средство реализации принципа региональное&trade- в обучении химии: автореф. дис.. канд. пед. наук / A.A. Мельник. СПб., 2002. — 17 с.
- Метёлкин, Д.А. Диагностика учебно-методической готовности учащихся к профильному обучению / Д. А. Метёлкин, Н. В. Дмитриева // Школьные технологии. 2005. — № 1. — С. 169−173.
- Минченков, Е.Е. Межпредметные связи в процессе формирования понятия о химической реакции / Е. Е. Минченков, А. К. Старченко // Химия в школе. 1987. — № 2.
- Митина, Т.Г. Самоопределение учащихся в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения / Т. Г. Митина // Новые ценности образования. 2005. — № 1. — С. 29−33.
- Моргун, В.Ф. Многомерный анализ достижений ученика для профилирования и профориентации / В.Ф. Моргун- пер. с укр. A.A. Остапенко // Педагогическая диагностика. 2006. — № 2. — С. 124−133.
- Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 2-е изд., испр. и доп. / B.C. Мухина М.: Издательский центр «Академия». — 456 с.
- Нахова, H.A. Принцип региональное&trade- как основа осуществления связи преподавания химии с жизнью: автореф. дис.. канд. пед. наук / H.A. Нахова. М., 2001. — 20 с.
- Немова, Н. Предпрофильная подготовка и профильная ориентация девятиклассников / Н. Немова // Директор школы. 2005. -№ 5.-С. 41−49.
- Немова, Н. Профильная ориентация девятиклассников: элективные курсы и «образовательные информационные карты» / Н. Немова // Директор школы. 2005. — № 6. — С. 57−63.
- Николаева, М.В. Элективный курс «Путешествие в мир фармакологии» / М. В. Николаева // Химия: изд. дом Первое сентября. -2006. № 2.-С. 13−20.
- Новикова, Т.Г. Папка личных достижений школьника -«Портфолио»: теория вопроса и практика реализации / Т. Г. Новикова, A.C. Прутченков, М. А. Пинская, Е.Е. Федотова- под ред. Т. Г. Новиковой. М.: АПК и ППРО, 2006. — 112 с.
- Новожилова, Н.В. Курсы по выбору: отбор содержания и технологии проведения / Н. В. Новожилова, М. М. Фирсова // Народноеобразование. 2004. — № 2. — С. 120−129.
- Образовательная политика России на современном этапе: Справка Госсовета России // Официальные документы в образовании. -2002. № 2. — С. 2−49.
- Огородников, Е.В. Организация информационно-образовательного пространства профильной школы / Е. В. Огородников // Профильная школа. 2005. — № 5. — С. 3−5.
- Оржековский, П. А. Тенденции развития дидактического принципа сознательности / П. А. Оржековский // Химия. Методика преподавания. 2004. — № 1. — С. 3−5.
- Орлова, А.Н. Факультатив «Основы агрохимии» / А. Н. Орлова, JI.A. Сухорукова, H.A. Балева // Школа и производство. 1995. — № 4. -С. 63−64.
- Пажецки, Р. Формирование самопознания и самооценки учащихся в целях профориентации / Р. Пажецки // Классный руководитель. 1997. — № 4. — С. 51−63.
- Пак, М. С. Дидактика химии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. С. Пак. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 315 с.
- Пак, М. С. Интенсификация и оптимизация процесса управления учебной деятельностью. / М. С. Пак. Совершенствование содержания и методов обучения химии в школе. — Л., 1990. — С. 59−67.
- Пак, М. С. Методика преподавания химии в ПТУ (интегративный подход в обучении) /М.С. Пак. Л., 1990. — 98с.
- Панюшкин, В.П. Функции и формы сотрудничества учителя и учащихся в учебной деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1984. -16 с.
- Пашкова, М.Ю. Содержательные компоненты предпрофильной подготовки / М. Ю. Пашкова // Директор школы. 2005. — № 10. — С. 4952.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
- Петренко, А. Предпрофильная подготовка в основной школе: управление процессом введения / А. Петренко // Управление школой: изд. дом Первое сентября. 2005. — № 20. — С. 6.
- Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Пидкасистый, П.И. Системный анализ самостоятельной деятельности школьника в обучении / П. И. Пидкасистый // Вопросы педагогических исследований. Сборник научных трудов / Под ред. Н. М. Скаткина. М.: НИИ Общей педагогики АПН СССР, 1973. — С. 133−184.
- Пилиповский, ВЛ. Поиски модели школьного образования в США / В. Я. Пилиповский // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 102−106.
- Пискунова, Е.В. Вариативное обучение в школе США / Е. В. Пискунова // Проблемы образования за рубежом. Учебные материалы. -СПб., 1999.-С. 52−61.
- Полетаева, Н.М. Культура здоровья: учеб.-метод. пособие / Н. М. Полетаева СПб.: ЛГУ имени A.C. Пушкина, 2005. — 136 с.
- Полосин, B.C. О связи химии с жизнью / B.C. Полосин // Химия в школе. 1986. -№ 1 — С.29−48.
- Попова, Т.Г. Помогут ли элективные курсы решить проблемупредпрофильной подготовки / Т. Г. Попова // Завуч. 2004. — № 6. — С. 30−36.
- Практикум по педагогике / под ред. З. И. Васильевой. М.: Просвещение, 1988. — 144 с.
- Прасолова, O.A. Некоторые педагогические аспекты успешной организации предпрофильной подготовки / O.A. Прасолова // Профильная школа. 2005. — № 5. — С. 41−43.
- Предпрофильная подготовка учащихся: курсы по выбору. Вып. 1.: Химия. География. Биология. / Науч. редактор Е. Ю. Бахтенко. -Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005. — 96 с.
- Предпрофильная подготовка учащихся: курсы по выбору. Вып. 6.: Химия. География. Биология. / Науч. редактор О. И. Широкова. -Вологда: Издательский центр ВИРО, 2006. — 76 с.
- Профессиональная ориентация и профильное обучение: Учебно-методические материалы в помощь разработчикам элективных курсов / авт.-сост. Т. В. Черникова. М.: АПК и ППРО, 2005. — 108 с.
- Профильное обучение и поступление в вузы // Вестник образования. 2005. — № 21. — С. 32−36.
- Психологические тесты в 2-х томах / под. ред. A.A. Карелина. -М.: Владос, 1999. Том 1. 312 с.
- Пьянкова, Н.И. Проектирование и экспертиза учебных курсов по выбору учащихся. Пособие для учителя. / Н. И. Пьянкова. М.: АПК и ППРО, 2005. — 22 с.
- Рапопорт, И. Здоровье подростков и выбор профессионального пути / И. Рапопорт // Директор школы. 2005. — № 6. — С. 101−104.
- Родионова, Т. У каждого ученика свой учебный план и свой учитель / Т. Родионова, Е. Буряченко // Директор школы. — 2005. — № 7. -С. 48−55.
- Русецкая, О.П. Элективный курс «Мы в мире химии» / О. П. Русецкая // Химия в школе. 2005. — № 7. — С. 29−33.
- Сидорова, H.H. Критерии рейтингового отбора в профильные 10-е классы естественнонаучно-математического направления (физико-математический профиль) / H.H. Сидорова // Практика административной работы в школе. 2006. — № 2. — С. 18−19.
- Смакотина, H.JI. О социальной эффективности проведения эксперимента по предпрофильной подготовке учащихся: по результатам социологических исследований / H.JI. Смакотина // Профильная школа. 2005. — № 1. — С. 27−33.
- Соломенко, Л.Д. Самоопределение учащихся 9-х классов -основная задача предпрофильной подготовки / Л. Д. Соломенко // Инновационные основы университетского педагогического образования. Ульяновск, 2003. — С. 182−189.
- Сорокин, В.В. Химия в тестах / В. В. Сорокин, Э. Г. Злотников. -СПб.: Химия, 1996. 352 с.
- Степанский, В.И. Психологические фекторы выборы профессии. Теория. Экспреимент / В. И. Степанский. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. — 112с.
- Субботина, Е.И. Факультатаивные занятия по химии / Е. И. Субботина // Химия. Методика преподавания. 2005. — № 5. — С. 67−74.
- Суртаева, H.H. Педагогические технологии в реализации гуманистической концепции образования / H.H. Суртаева // Химия в школе. 1997. — № 7. — С. 17−22.
- Тамбовцева, Т. Составляющие предпрофильной подготовки / Т. Тамбовцева, JI. Евсегнеева// Директор школы. 2004. — № 8. — С. 66−70.
- Тарасова, Н.В. Реализация предпрофильной подготовки учащихся на основе модели «Школа-ССУЗ» / Н. В. Тарасова // Образование в документах. 2006. — № 7. — С. 82−88.
- Тахтамышева, Г. Ч. Выбор профиля обучения на этапе предпрофильной подготовки / Г. Ч. Тахтамышева // Профильная школа.- 2004. -№ 3. С. 46−48.
- Теория и практика организации предпрофильной подготовки / под. ред. Т. Г. Новиковой. М.: АПК и ППРО, 2005. — 1 Юс.
- Титова, И.М. Методические основы гуманизации развивающего обучения химии: Учебное пособие / И. М. Титова. СПб.: Образование, 1994. — 125 с.
- Титова, И.М. Развитие мотивации изучения химии / И. М. Титова //Химия в школе. 1999. -№ 1. — С. 10−16.
- Титова, И.М. Химия. История. Искусство: перекрестки и взаимодействие / И. М. Титова // Профильная школа. 2005. — № 4. — С. 38−40.
- Толетова, М.К. Особенности предпрофильной подготовки учащихся / М. К. Толетова // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней и высшей школе. Сборник научных трудов.- СПб.: Изд-во «Сударыня». 2006. — С. 71−73.
- Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: Шк. А. Н. Леонтьева / под. ред. А. Е. Войскунского и др. М.: Смысл, 1999.-495 с.
- Фадеева, Е.И. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. Учебно-методическое пособие. / Е. И. Фадеева, М. В. Ясюкевич. М.:1. ЦГЛ, 2004. 96 с.
- Файзуллина, Г. З. Изучение интересов и препочтений учащихся в ситуации выбора профиля обучения / Г. З. Файзуллина // Методист. -2005.-№ 1.-С. 34−35.
- Фарафонтова, П.Н. Временное положение об оценивании учащихся при проведении курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки / П. Н. Фарафонтова // Практика административной работы в школе. 2006. — № 2. — С. 22−23.
- Фёдорова, A.A. Организация психолого-педагоги ческой поддержки учащихся в условиях предпрофильной и профильной подготовки / A.A. Фёдорова // Новые ценности образования. М.: Шк. самоопределения, 2005. — № 1.- С. 17−28.
- Фельдштейн, Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 31−41.
- Химия и общество / под ред. М. Г. Гольдфельда. М.: Мир, 1995. -560 с.
- Химия и общество: Пособие для учителей / под ред. Н. П. Тарасовой. М.: «Мир», 1995. — 624 с.
- Химия. 9 класс: сборник элективных курсов / сост. В. Г. Денисова. Волгоград: Учитель, 2006. — 166 с.
- Химия. 9 класс: сборник элективных курсов / сост. Н. В. Ширшина. Волгоград: Учитель, 2005. — 221 с.
- Хуторской, A.B. Методика личностью ориентированного обучения. Как обучать всех по разному? Пособие для учителя / A.B. Хуторской. М.: Просвещение, 2005. —. с.
- Хуторской, A.B. Технология эвристического обучения / A.B. Хуторской // Школьные технологии. 1998. — № 4. — С. 55−60.
- Чебыкин, А.Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности школьников / А. Я. Чебыкин // Вопросыпсихологии. 1989. — № 6. — С. 42−49.
- Чепурных, Е.Е. Актуальные проблемы модернизации российского образования, / Е. Е. Чепурных // Телекоммуникации и информатизация образования. 2002. — № 5. — С. 39−46.
- Черникова, Т.В. Выбор профиля обучения / Т. В. Черникова // Профильная школа. 2006. — № 1. — С. 32−33.
- Черникова, Т.В. Методические рекомендации по разработке и оформлению программ элективных курсов / Т. В. Черникова // Профильная школа. 2005. — № 5. — С. 32−33.
- Чернобельская, Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 336 с.
- Чечель, И. Д. Исследовательская и проектная деятельность учащихся. Научно-методическое пособие. / И. Д. Чечель, A.C. Прутченков. М.: АПК и ППРО МО РФ, 2003. — 124 с.
- Чечель, И.Д. Цель и смысл предпрофильной подготовки / И. Д. Чечель // Директор школы. 2005. — № 3. — С. 46.
- Чечнева, Е. Мы, школьники, за профилизацию!: Актуальность профильного образования / Е. Чечнева // Директор школы. 2005. — № 3. -С. 106.
- Чистякова, С.Н. Мой путь к профессии / С. Н. Чистякова // Химия для школьников. 2006. — № 1. — С. 48−55.
- Чистякова, С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения / С. Н. Чистякова // Педагогика. 2005. -№ 1. — С. 19−26.
- Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев // Дополнительное образование. 2004. -№ 11. -С. 8−13.
- Чистякова, С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения инаправления дальнейшего образования: элективные курсы / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, Е. О. Черкашин // Профильная школа. 2005. № 2. — С. 40.
- Шадриков, В.Д. Индивидуализация содержания образования /
- B.Д. Шадриков // Школьные технологии. 2000. — № 3. — С. 72−83.
- Шаповаленко, С.Г. Об активизации познавательной деятельности учащихся с помощью аудиовизуальных средств / С. Г. Шаповаленко, Л. П. Прессман. М.: Эгер, 1970. — 28 с.
- Шафигуллина, Г. Профессии, которые предпочитают школьники / Г. Шафигуллина // Директор школы. 2005. — № 6. — С. 89−92.
- Шигабутдинов, И.М. Предпрофиль в условиях сельской школы: Республика Татарстан / И. М. Шигабутдинов // Вестник образования (приложение). 2005. — № 1. — С. 76.
- Шипарева, Г. А. Химические знания по выбору учащихся / Г. А. Шипарева // Химия. Методика преподавания в школе. 2004. — № 1. — С. 77−79.
- Широких, Е. Д Портфолио учащихся школ г. Якутска: эксперимент по предпрофильной подготовке / Е. Д. Широких // Вестник образования (приложение). 2005. — № 1. — С. 83.
- Шитикова, О.И. Планирование работы по организации и введению предпрофильной подготовки и профильного обучения в муниципальной системе образования / О. И. Шитикова // Практика административной работы в школе. 2006. — № 1. — С. 9−10.
- Шмелев, В. Профилизация школы: о чем говорят опросы учащихся и родителей / В. Шмелев // Директор школы. 2005. — № 9.1. C. 9−14.
- Штурбина, П. Явные и скрытые проблемы профилизации: профильное обучение / Н. Штурбина // Директор школы. 2005. — № 1. -С. 42.
- Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формированияпознавательных интересов у учащихся / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988.-203 с.
- Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. М.:Просвещение, 1976. — 203 с.
- Электив 9: Физика. Химия. Биология: Конструктор элективных курсов (межпредметных и предметно-ориентированных): для организации предпрофильной подготовки учащихся в 9 классе- в 2-х книгах. Кн. 1 / C.B. Дендебер и др. М.: 5 за знания, 2006. — 304 с.
- Электив 9: Физика. Химия. Биология: Конструктор элективных курсов (межпредметных и предметно-ориентированных): для организации предпрофильной подготовки учащихся в 9 классе- в 2-х книгах. Кн. 2 / C.B. Дендебер и др. М.: 5 за знания, 2006. — 176 с.
- Элективные курсы в предпрофильной подготовке: естественнонаучное, математическое технологическое образование: методическое пособие / под ред. И. Ю. Алексашиной. СПб.: СПбАППО, 2006. — 184 с.
- Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки: учеб.-метод. пособие / М. А. Ахметов и др.- глав. упр. образования Администрации Ульян. Обл., Ульян, ин-т повышения квалификации и переподгот. образования. Ульяновск: УИПКПРО, 2004. — 100 с.
- Эпштейн, Д.А. Реализация политехнического принципа в преподавании химии / Д. А. Эпштейн. М.: Просвещение, 1979. — 125 с.
- Южанина, H.A. Предпрофильное обучение — как средство профессионального самоопределения учащихся / H.A. Южанина // Инновационные основы университетского педагогического образования. Ульяновск, 2003. — С. 135−138.
- Ягодкина, О. Чтобы не ошибиться при выборе профессии. / О. Ягодкина // Директор школы. 2005. — № 9. — С. 88−92.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Просвещение, 1996. -. с.
- Якиманская, И.С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
- Якиманская, И.С. Разработка технологиии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 2005. — № 2. — С. 31−42.
- Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. М.: Просвещение, 1969. — 318 с.
- Callahan J.F., Clark L.H. Teaching in the middle and secondary schools. N.Y., 1998.
- Chemistry of Cosmetics. Journal of Chemical Education, December 1995, v. 55, 802−803.
- Household Soaps and Detergents. Journal of Chemical Education, December 1995, v. 55, 596−597.
- Pumping Oxygen. CHEM MATTERS, February 1995, 6−9.
- Smoking. CHEM MATTERS, February 2001, 4−7.