Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Фольклорный и литературный процесс как отражение эволюции дагестанской цивилизации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В пограничной фольклорно-литературной сфере оказались многочисленные произведения- ¦ авторство которых забылось или было? спорным, а основной способ бытования? находился в рамках устной традиции. Этотфеноменнаилучшим* способомраскрывает механизм, фольклорно-литературного взаимодействияДругая пограничная^ область функционирования устного народного: творчества находится на* стыке языческой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-теоретические предпосылки исследования
  • Глава 2. Проблема типизации и систематизации жанров дагестанского фольклора в контексте исторической и социально-этнографической действительности
    • 2. 1. Эпическая поэзия
    • 2. 2. Лирическая поэзия
    • 2. 3. Прозаические жанры
    • 2. 4. Фольклорный процесс в Дагестане как накопление эстетического и духовного опыта народа
    • 2. 5. Эволюция фольклорных жанров как следствие преемственности и трансформации мифологического сознания народа
  • Глава 3. Дагестанское устно-поэтическое творчество в контексте историко-фольклорного процесса
    • 3. 1. Историко-культурная реконструкция по фольклорным источникам древнейших мифологических и ритуальных пластов духовности
    • 3. 2. Историко-культурная реконструкция по фольклорным источникам духовного мира средневековья
    • 3. 3. Историко-культурная реконструкция духовного потенциала предвозрождения в стадиально-развитых фольклорных жанрах
    • 3. 4. Дагестанская модель фольклорно-литературного процесса
    • 3. 5. Мифологизм как фундаментальное свойство художественного метода фольклора и литературы
  • Глава 4. Дагестанская цивилизация в свете культурно-исторических реконструкций
    • 4. 1. Исторический и геополитический контекст
    • 4. 2. Эволюция цивилизаций на стыке Европы и Азии в конце старой и начале новой эры
    • 4. 3. Дагестан в полюсе Евразийской этносферы
    • 4. 4. Духовный опыт исторического прошлого дагестанских народов в свете теории этногенеза
    • 4. 5. Эволюция «суперэтнической» дагестанской цивилизации
    • 4. 6. Евразийский диалог культур

Фольклорный и литературный процесс как отражение эволюции дагестанской цивилизации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Глобализация культурной сферы вызывает отторжение этого явления,"прежде всего у малочисленных народов, что побуждает их к поиску национальной идеи. Возникает новый интерес к фольклористике как к способу самоидентификации в культурно-историческом аспекте. Характернаядля процесса глобализации функциональная стагнация традиционного пласта культуры острее ощущается и" эмоциональнее осознаетсяг в тех регионах, где «первичные», фольклорные компоненты все еще составляют «живую старину», основу быта и духовной жизни народов. В-этой связи, интерес* общественного сознания к историко-фольклорным истокам, художественным* и литературным традициям1, можно понимать как реакцию этничности на модернизацию и унификацию этнокультур, как> механизм компенсацииутрачиваемого этнокультурного своеобразия, как способ этнокультурной самоидентификации. Указанная^ проблема стоит особенно остро для Дагестана.

Стремление некоторых авторов отнести его народы к младописьменным, не имеющим собственной древней истории и т. д., т. е. по сути дела своего рода мифы, возникшие в литературоведении в качестве тенденциозных номинизированных концепций, с успехом, были, развеяны академиком Г. Г. Гамзатовым в целом ряде монографических работ. Наше исследование, выполненное под его руководством, также посвящено некоторым аспектам своего рода «культурной реабилитации» этносферы Дагестана в качестве «суперэтнической» цивилизационной общности.

Дагестанская фольклористика, этнография, литературоведение, искусствознание и др. ныне достигли достаточно высокого уровня, что позволяет системно осмыслить стадиальную эволюцию дагестанского искусства в контексте историко-культурного процесса. Не претендуя на исчерпывающее решение этой сложной научной проблемы, мы в, данной работе стремимся осветить ее фольклорно-литературный аспект как наиболее актуальный на нынешний день.

Актуальность эта возрастает и в связи с тем, что Дагестан, располагаясь как бы на стыке Востока и Запада, Юга и Севера, дает благодатный материал для исследования евразийского диалога культур.

Объект исследования — фольклорно-этнографический и литературный материал Дагестана в их системной взаимосвязи, начиная с древнейших времен.

Предмет исследования — историко-фольклорный и литературный процесс как системное отражение эволюции «суперэтнической» дагестанской цивилизации в контексте евразийского диалога культур.

Цели и задачи исследования. Настоящее исследование имеет целью реконструкцию этнокультурной истории Дагестана на основе фольклорно-этнографического и литературоведческого анализа путем обоснования закономерностей культурно-исторического процесса. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

— произвести реконструкцию древнего фольклорного пласта Дагестана в качестве собственной, а не отраженной архаики;

— обосновать наличие в дагестанском фольклоре культурного пласта, соответствующего понятию «предвозрождение»;

— выявить специфику фольклорно-литературного процесса в Дагестане;

— проследить эволюцию «суперэтнической» дагестанской цивилизации в фокусе евразийской этносферы.

Научная новизна исследования. Актуальность, уровень разработанности темы определяют и степень новизны защищаемых положений. Хотя в дагестанской филологии проделана значительная работа в научном освещении фольклорных жанров народов Дагестана, в осмыслении их эволюции, этнического и межэтнического в них и т. д., обобщенное системное их исследование в контексте культурологии и этносферы оставляло желать лучшего.

Дагестанские этносы, несмотря на военно-политическое давление извне, сохранили самобытность «суперэтнической» дагестанской цивилизации в целом: не утратили древний пласт ритуально-мифологического и героико-эпического прошлого, прошли через феодальную раздробленность средневековья и смогли возродить древнюю культуру, войдя в Новое время полноправным субъектом цивилизованного мира. С позиции теории этногенеза дагестанские этносы образуют «суперэтническую» единицу с хорошо выраженными цивилизационными отличиями. Все это мы попытались комплексно отразить и обосновать в данной диссертации.

Методологические основы' исследования. Опираясь на достигнутые успехи дагестанской фольклористики в области жанровойтипизации и систематизации фольклорных памятников, авторг использовал методологию историко-фольклорного комплексного системного анализа для реконструкции ранних стадий историко-фольклорного процесса в его дописьменной фазе, а в дальнейшем — на различных стадиях развития литературы. На этой базе был произведен историко-культурный анализ материала в соответствии с методологией периодизации эволюции евразийской цивилизации: древность, средние века, предвозрождение, Возрождение, Новое время. Цивилизационный анализ этносферы Дагестана произведен в соответствии с методологией теории этногенеза.

Основными методами анализа фольклорно-литературного материала являются также историко-сравнительный, историко-генетический и типологический методы.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды крупных отечественных и зарубежных ученых А. Н. Веселовского, Н. И. Конрада, М. М. Бахтина, В. М. Жирмунского, Д. С. Лихачева, В. Я. Проппа, Б. Н. Путилова, В. П. Аникина, Г. Г. Гамзатова, В. М. Гацака, Е. М. Мелетинского, У. Б. Далгат и др. Большую помощь в научном осмыслении конкретного дагестанского фольклора и литературы оказали нам работы Ф. О. Абакаровой, А.-К.Ю.Абдуллатипова, A.M. Аджиева, Ф. А. Алиевой, З. Н. Акавова, А. А. Ахлакова, С. Х. Ахмедова, A.M. Вагидова, Г. Г. Гамзатова, A.M. Ганиевой,.

М.М. Курбанова, А. Ф: Назаревича, С. М>. ХайбуллаеваМ.Р. Халидовой, Х. М. Халилова, И. А. Халипаевой, Ч. С. Юсуповой и др.

Теоретическая значимость работы. Региональное, системно-комплексное и историко-эволюционное исследование дагестанского фольклорного и литературного наследия представляет собой-важную научную проблему, положения которой^ могут быть использованы приразработке не только вопросов фольклора и литературы народов1 Дагестана, но и при создании общего культурологического исследования Дагестана: Представляется особенно значимым и то, что выводы и положения данной диссертации в, генетическом и контактном плане в значительной мере могут быть приложимы и ко многим другим регионам Кавказа, Поволжья, а в типологическом отношении — и шире. Данная проблема ныне приобрела особую значимость в связи с возрастанием интереса к евразийскому диалогу культур.

Практическая значимость исследования. Геополитическое положение «суперэтнической» дагестанской цивилизации в новейшее время позволяет ей значительно расширить свое культурное влияние путем реализации общенациональной идеи: синтез достижений евразийской культурной общности через активную культурную политику на Северном Кавказе, в Закавказье, Средней Азии и в республиках Поволжья.

Властности, это относится к современному литературному процессу в Евразийской этносфере. Очевидно, что нынешний возросший фольклоризм литературы должен выйти из «робкого подполья» («скрытый фольклоризм»). Только с широкой опорой на фольклор современная литература приобретет ярко выраженную национальную самобытность, благодаря которой она займет собственную нишу в мировом литературном процессе, о чем, в частности, думается, свидетельствует и данное исследование.

Положения и выводы диссертации могут быть использованы при написании учебников, спецкурсов, лекций по фольклористике, литературоведению, культурологии.

Основные положения, выносимые на защиту:

— Глобализация культуры вызывает у малых народов стремление самоутвердиться на основе национальной идеи — для Дагестана это «суперэтническое"1 цивилизационное единство, что объясняет новый интерес к фольклору, в частности, с позиций его историко-фольклорного анализа.

— Неразвитость или подавленность древнего мифологического пласта, основанного на языческих культах, в целом не имели отрицательного влияния на историко-литературный процесс, поскольку эти явления были скомпенсированы прогрессивным влиянием монотеистических религий, которые играли роль катализатора и модулятора фольклорного и литературного процесса.

— Развитость и богатство рукописных традиций способствовали профессиональному развитию национальных литератур, т. е. стартовые условия литературного процесса в Дагестане были опережающими, по сравнению с некоторыми регионами России. Так, стадиально-развитые жанры фольклора оказали решающее влияние на авторскую литературу в качестве промежуточных форм литературного творчества с готовыми нормами литературной речи и развитой эстетикой.

— Литературный процесс в Дагестане на протяжении длительного времени отвечал модели «слоеного пирога», когда имело место сквозное одновременное развитие разных литературных направлений и методов, что свидетельствует об интенсивном историко-культурном процессе.

Находясь в культурном полюсе евразийских цивилизаций, дагестанский суперэтнос, несмотря на мощное культурное давление извне, отстоял свою самобытность и самодостаточность в качестве разновидности.

1 Термин «суперэтнический» используется не в буквальном значении, а для обозначения дагестанской межэтнической общности, т. е. в качестве синонима дагестанского сообщества народов, дагестанской цивилизации. кавказской цивилизации.

Апробация работы. Работа обсуждена и одобрена в отделе фольклора и на ученом совете Института ЯЛИ им. Г. Цадасы ДНЦ РАН. Основные ее положения и выводы изложены в тезисах докладов на двух международных конференциях и в статьях.

Структура и объем исследования определены целью, задачами и материалом диссертации. Оно состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Хотя в прошлом устно-поэтическому творчеству различных народов уделялось значительное внимание, интерес к нему особенно возрос в последнее время, причем это наблюдается и со стороны широких народных масс, и ученых-специалистов (фольклористов, литературоведов, этнографов, культурологов и др.) — Более того, интерес к своим историко-культурным истокам возрос и у многочисленных, и у малочисленных народов. Однако в век глобализации всего и вся, когда появилась реальная угроза ассимиляции, прежде всего малочисленных народов, их культур, поглощения или нивелировки их традиций, отмеченный выше интерес — это вопрос сохранения себя как этноса со своей культурой, языком, обычаями и т. д.

Народы Дагестана относятся к малочисленным, их, пожалуй, особенно ярко выраженный интерес к своему прошлому, очевидно, обсуловлен и отмеченным нами выше, и, конечно же, высокими идейно-художественными достоинствами фольклора Дагестана.

Надо отметить, что дагестанские фольклористы, этнографы, литературоведы и др. проделали большую работу по научному осмыслению* проблем дагестанской фольклористики, что и явилось основной научно-теоретической базой нашей диссертации.

Однако устно-поэтическое творчество народов Дагестана очень многообразно в этноязыковом отношении, в течение многих столетий развивалось преемственно, обладает несомненными идейно-художественными достоинствами, не потерявшими своей значимости и в наше время и явившимися во многом важной' основой современного дагестанского искусства. Все отмеченное выше делает дагестанский фольклор по сути неисчерпаемым для научных разысканий и осмыслений.

Взятый нами аспект его изучения — системный анализ эволюции жанров дагестанского фольклора на фоне и в контексте региональных и общетеоретических процессов. Для достижения поставленной цели мы вначале определили научно-теоретические предпосылки исследования (гл. I), далее в широком историко-этнографическом иэтнокультурном контексте подвергли анализу особенности типизации жанров (гл. II), их эволюции (гл. III), а также дагестанскую цивилизацию в свете культурно-исторических реконструкций.

В' центре нашего внимания' находятся также процессы становления авторского творчества, которые носят и типологический, и своеобразный характер.

Истоки и традиции многонационального культурного наследия во многом складывались в русле устного народного творчества. В условиях Дагестана, где литературная система относительно молодая, историко-культурный процесс в многовековом разрезе наилучшим образом можно проследить на материале устного народного творчества1. Точно так же фольклорно-литературный процесс здесь можно исследовать в. отрепарированном виде благодаря ограниченному пространству и-малочисленности популяций коренных народностей. В монографических работах академика Г. Г. Гамзатова эта проблема, исследуется в идейном и эстетическом плане, где преемственность фольклора и литературы прослеживается по некоторым принципиальным признакам:

— историческая причастность к судьбам народа;

— совпадение жанровых и стилистических потоков;

— совпадение совокупности изобразительных средств.

Более того, фольклорно-литературный процесс в Дагестане имеет ряд специфических особенностей. Подобно фольклору, литературные произведения у истоков литературного процесса озвучивались самими авторами в устной форме, выступления сказителей уподоблялись «вечерам поэзии» или «концертному исполнению», где живое слово котировалось очень высоко. Другая форма «тиражирования» авторских произведений распространение их в рукописях — так называемое рукописное наследие. Как следствие этой ситуации возникала необходимость функционирования языков межнационального общениям. Непременным условием такогообщения являлась, общепринятая письменность, роль которой на первых порах играла адаптированная арабская письменность — «аджам».

В пограничной фольклорно-литературной сфере оказались многочисленные произведения- ¦ авторство которых забылось или было? спорным, а основной способ бытования? находился в рамках устной традиции. Этотфеноменнаилучшим* способомраскрывает механизм, фольклорно-литературного взаимодействияДругая пограничная^ область функционирования устного народного: творчества находится на* стыке языческой мифологии и: фольклора. Исторически эта граница: уходит в глубокую древность, которая применительнок Дагестану, некоторыми исследователями ставится под, сомнениемежду тем, даже в более позднем фольклоре здесь прослеживаются реликты-, мифологического сознания. Древний пласт фольклора был частично разрушеноднако накопил прочные художественные традиции, поэтому с появлением монотеистических религиозных представлений, которые стремились стереть, его из народного сознанияон противостоял имв идейной борьбе, поскольку монотеизм в народном сознании связан со средневековой^ ограниченностью и: даже клерикальнойреакционностью.

Таким образом, фольклорная живая струяпреодолев: средневековую схоластику, мощнымпотоком вывела народное сознание на уровень гуманистического мировоззрения (предвозрождение), подготовив культурную возрожденческую революцию Нового времени. Эти процессы в Дагестане развивались вопреки, феодальной и хозяйственной отсталости,, очевидно, что культурные: процессы здесь опережали политические, социальные и экономические, поэтому роль культурного наследия в Дагестане особенно велика, оно определяет уровень духовности общества, его общенациональную идею в качестве двигателя прогресса.

Носителями прогресса на всех этапах истории Дагестана выступали малочисленные прослойки ученых: в начале богословы, шейхи, «святые», ясновидящие", затем, «книжная» просветительская^ интеллигенцияа затем, европейско-образованные представители интеллектуального труда. Критика феодальных отношений не дошла, однако, до идей буржуазной демократии. Политические идеалы горцев не выходили за пределы джамаатского самоуправления, иначе говоря, народовластия в чистом виде по типу греческих полисов. Для горского самосознания авторитарные режимы совершенно неприемлемы, О чем свидетельствует практика народно-освободительных движений в Дагестане. Однако исторический и политический контекст длительное время препятствовали волеизъявлению горских народов. Только в новейшее время национальная идея горцев приблизилась к реальному осуществлению.

Глобализация культуры вызывает у малых народов стремление самоутвердиться на основе национальной идеи — для Дагестана это «суперэтническое» цивилизационное единство, что объясняет новый интерес к фольклору, в частности, с позиций его историко-фолыслорного анализа.

Неразвитость или «подавленность» древнего мифологического пласта, основанного на языческих культах, в целом не имела отрицательного влияния на историко-фольклорный процесс, поскольку эти явления были скомпенсированы прогрессивным влиянием монотеистических религий, которые играли роль катализатора и модулятора фольклорного процесса.

Развитость и богатство рукописных традиций способствовали профессиональному развитию национальных литератур, т. е. стартовые условия литературного процесса в Дагестане были опережающими, по сравнению с некоторыми регионами России. Так, стадиально-развитые жанры фольклора оказали решающее влияние на авторскую литературу в качестве промежуточных форм литературного творчества с готовыми нормами литературной речи и развитой эстетикой.

Литературный процесс в Дагестане на протяжении длительного времени отвечал модели «слоеного пирога», когда имело место сквозное одновременное развитие разных литературных направлений и методов, что свидетельствует об интенсивном историко-культурном процессе.

Находясь в культурном полюсе евразийских цивилизаций, дагестанская «суперэтническая» общность, несмотря на мощное культурное давление извне, отстояла свою самобытность и самодостаточность в качестве разновидности кавказской цивилизации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф.З. Дагестанская детская игровая поэзия // Жанры фольклора народов Дагестана. С. 82−105.
  2. Ф.О., Алиева Ф. А. Очерки устно-поэтического творчества даргинцев. Махачкала, 1999.
  3. М.А. Мыслители Дагестана. Махачкала, 1963.
  4. A.M. Современный устный сатирический рассказ // Современный фольклор народов Дагестана. Махачкала, 1983.
  5. A.M. Сказка о животных и< фольклорная басня: типологическая общность и жанровая специфика // Жанр сказки в фольклоре народов Дагестана. Махачкала, 1987.
  6. A.M. Тотемистические воззрения в обрядах и преданиях о животных // Проблемы мифологии и верований народов Дагестана. Махачкала, 1989.
  7. Абуков К И. На посту. Махачкала, 1978.
  8. К.И. У костра, зажженного М.Горьким. Махачкала, 1972.
  9. A.M. Героико-исторические песни кумыков. Махачкала, 1971.
  10. A.M. Дальние дороги песни. Махачкала, 1977.
  11. A.M. Кумыкская народная поэзия. Махачкала, 1983.
  12. A.M. Устное народное творчество кумыков. Махачкала, 2005.
  13. С.Н. Фольклор в системе общественного сознания // Проблемы фольклора. М., 1975.
  14. З.Н. Диалог времен. Махачкала, 1995.
  15. С.Х. Подвижники духа. Махачкала, 2000.
  16. .А. Лакский песенный фольклор. Изв. СОНИИ, Орджоникидзе, 1960. Т. 22. Вып. 2.
  17. .Г. Предания, памятники, исторические зарисовки о Дагестане. Махачкала, 1988.
  18. Ф.А. Дагестанская народная сказка: о сюжетике бытовых сказов. Махачкала, 1983.
  19. Ф.А. Взаимосвязи жанров устной прозы в фольклоре народов Дагестана. Махачкала, 2008.
  20. Алкадари Г.-Э. Асари Дагестан. Махачкала, 1926.
  21. Г. Э. Джераб аль-Мамун (в переводе Саидова М.С.). Темир-Хан-Шура, 1912.
  22. В.П. Коллективность как сущность творческого процесса в фольклоре // Русский фольклор: Материалы и исследования. М.-Л, 1960. Т. V.
  23. В.П. Теория фольклора: курс лекций. М., 2004.
  24. А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. М.-Л., 1966.
  25. Антология дагестанской поэзии: В 4 т. Махачкала, 1980−1983.
  26. А.Н. Древо жизни: Избр. статьи. М., 1983.
  27. А.А. Героико-исторические песни аварцев. Махачкала, 1968.
  28. А. А. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа. М., 1981.
  29. С.Х. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала, 1996.
  30. С.Х. Социально нравственные ориентиры дагестанской прозы. Махачкала, 1990.
  31. С.Х. Эпическая поэзия. Парту Патима. Махачкала, 2003.
  32. В.А. Эстетические функции сказочной фантастики. Саратов, 1972,
  33. А.Г. Лакцы. Махачкала, 1971.
  34. А.Г. Праздники- летнего календарного цикла у даргинцев (XIX нач. XX в.) // Календарь и календарные обряды народов Дагестана. Махачкала, 1987.
  35. А.Г. Свадьба лакцев в XIX XX вв. Махачкала, 1968.
  36. A.M. Поиск продолжается. Махачкала, 2000.
  37. A.M. Становление и развитие даргинской поэзии. Махачкала, 1979.
  38. А.Н. Историческая поэтика. Л., 1970.
  39. М.Г., Давудов О. М., Шихсаидов А. Р. История Дагестана с древних времен до конца XV в. Раздел II. Махачкала, 1996.
  40. Гаджиева 5.3. Аварская элегическая лирика. Махачкала. Ч. 1 — 1977- Ч. 2- 1999.
  41. С.Ш. Брак и свадебные обряды кумыков в XIX начале XX в. Т.6. Махачкала, 1959.
  42. С.Ш. Кумыки. М.: Наука, 1961.
  43. С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев: XIX -нач. XX в. М., 1979.
  44. Г. Г. Художественное наследие и современность. Махачкала, 1982.
  45. Р.Г. Песни гор. Письмена. Патимат. М., 1983.
  46. Р.Г. Мой Дагестан. Махачкала, 1986.
  47. Г. Г. К вопросу о мифологии в эпосе народов Дагестана. Проблема общего и особенного // Проблемы мифологии и верований народов Дагестана. Махачкала, 1988.
  48. ГГ. Писатель и устно-поэтическая традиция (проблемы и суждения) // Фольклор в современном мире. Аспекты и пути исследования. М.: Наука, 1991.
  49. Г. Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М.: Наследие, 1996.
  50. Г. Г. Дагестанский феномен Возрождения. Махачкала, 2000.
  51. A.M. В поисках легендарного героя. Махачкала, 1986.
  52. A.M. Народная лирическая поэзия лезгин. Махачкала, 1976.
  53. М.М. Дагестанские народные пословицы, поговорки и загадки. Махачкала, 1971.
  54. М.М. Дагестанские народные пословицы, поговорки, загадки. Махачкала, 1971.
  55. Т. Национальные образы мира. М., 1988.
  56. Героические песни и баллады аварцев / Сост., пер. с авар, яз., коммент., автор предисл. А. А. Ахлаков. Махачкала, 1971. 2003.
  57. Героические песни и баллады аварцев: Тексты, переводы, комментарии / Сост. А. А. Ахлаков. Махачкала, 2003.
  58. JI.H. Биосфера Земли. М., 1965.
  59. JI.H. Тысячелетие вокруг Каспия. М., 1993.
  60. М.А. Кумыкская проза начала XX века. Махачкала, 2003.
  61. Дагестанская народная лирика: М., 1957.
  62. Дагестанская народная проза: Сборник статей. Махачкала, 1982.
  63. Дагестанские лирики. Л., 1961.
  64. Дагестанские народные сказки / Сост. Н. Капиева. Махачкала, 1954.
  65. Дагестанские народные сказки. М., 1957.
  66. Дагестанские сказки для взрослых / Сост., автор, предисл. и примеч. Г. Г. Гамзатов. Берлин, 1983. (На нем. яз.)
  67. Дагестанский фольклор во взаимосвязях с иноэтническим фольклором: Сб. статей. Махачкала, 1985.
  68. У.Б. К вопросу о нартском эпосе у народов Дагестана // Нартский эпос. Орджоникидзе, 1957.
  69. Даргинские сказки. М., 1963.
  70. М. Сильные и стойкие. Махачкала, 1973.
  71. Жанр сказки в фольклоре народов Дагестана: Сб. статей. Махачкала, 1987.
  72. Жанры фольклора народов Дагестана: Сб. статей. Махачкала, 1979.
  73. Жанры фольклора народов Дагестана: Сб. статей. Махачкала, 1979.
  74. ЖирковЛ.И. Старая и новая аварская песня. Махачкала, 1927.
  75. Л.И. Язык аула' Кубачи // Ученые записки Института этнических и национальных культур народов Востока. М., 1930.
  76. В. М. К вопросу о международных сказочных сюжетах: Историко-филологические исследования: Сб. статей к 75-летию акад. Н. И. Конрада. М.", 1967.
  77. В.М. Фольклор Запада и Востока. М., 2004.91'. Из истории взаимоотношений Дагестана с Россией и с народами Кавказа: Сб. статей. Махачкала, 1982.
  78. М.И. От Кегера до Стоунхенджа. Махачкала, 1993.
  79. История Дагестана: В 4 томах. М., 1967−1969.
  80. История народов Северного Кавказа, (конец XIII 1917 г.). М., 1988.
  81. История народов Северного Кавказа" с древнейших времен до конца XVIII в: М., 1988.
  82. М.М. Народности лезгинской группы. Махачкала, 1967.
  83. Р.Г. Поэтический мир Етима Эмина. Махачкала, 2001.
  84. A.M. Запад и Восток как концепты культурного синтеза // Вестник ДНЦ РАН. 2002. № 3.
  85. Н. Горская свирель. Махачкала, 1969.
  86. Н. Запад и Восток. М., 1972.
  87. .Н. Фольклор горских народов Северного Кавказа. Грозный, 1966.
  88. В.М. Древнейшие писаницы горного Дагестана. М., 1976.
  89. И.Ю. Арабистика на Северном Кавказе. Избрание сочинений. Т. 6. Махачкала, 1960.106: Куделин А. Б. Средневековая’арабская*поэтика. М!: Наука, 1983.
  90. М.М. Душа и память народа. Махачкала, 1996.
  91. М.М. Поэтическое наследие дореволюционного' Табасарана. Махачкала, 1986.
  92. Лакские эпические песни. Махачкала, 1969.
  93. Легенды говорят: Песни и сказания народов Дагестана. М., 1959.
  94. Р. С. Образы Батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. М., 1984.
  95. P.M. Легендььи факты. Махачкала, 1963.
  96. З.А. Даргинская народная лирика. Махачкала, 1983.
  97. P.M. История Дагестана: с древнейших времен до конца XIX в. Махачкала, 1968.
  98. P.M. Дагестан: Исторические этюды. Махачкала, 1971.
  99. Е. М. Миф и сказка // Фольклор и этнография. Л., 1970.
  100. Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М., 1958.
  101. Е.М. Поэтика мира. М., 2006. 408 с.
  102. Мифология древнего мира. М., 1977.
  103. Мифология народов Дагестана: Сб. статей. Махачкала, 1984.
  104. А.Ф. В мире горской народной сказки. Махачкала, 1962.
  105. А.Ф. Отобранное по крупицам: Из дагестанской коллекции пословиц и поговорок. Махачкала, 1958.
  106. В. У карты поэзии. М.: Худож. лит., 1968. ,
  107. А.С. Об особенностях формы русских воинских повестей (конец VII в.). М., 1902.
  108. А.С. О некоторых особенностях стиля великорусской исторической беллетристики XVI XVII вв. // ИОРЯС. 1908. Т. 13. Кн.4. С.344−379.
  109. Песни безымянных певцов. Махачкала, 1960.
  110. Песни народов Дагестана / Вступ. статья, сост. и примеч. Н. В. Капиевой. JL: Сов. писатель, 1970.
  111. М.Б. Коранические сказания. М.: Наука, 1991.
  112. Писатели Советского Дагестана. Махачкала, 1984.
  113. Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.
  114. А.А. Из лекции по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. Харьков, 1884.
  115. А.А. Теоретическая поэтика. М., 2003.- 374 с.
  116. Поэзия народов Дагестана. Антология: В 2 т. М., 1960.
  117. Поэтика фольклора народов Дагестана: Сб. статей. Махачкала, 1981.
  118. Проблемы межжанровых взаимосвязей в фольклоре народов Дагестана: Сб. статей. Махачкала, 1990.
  119. Проблемы мифологии и верований народов Дагестана: Сб. статей. Махачкала, 1988.
  120. В. Я. Исторические корни волшебной сказки. JL: Изд-во МГУ, 1946.
  121. В. Я. Морфология сказки. 2-е. изд. М., 1969.
  122. В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров // Фольклор и историческая действительность. Всесоюзная научн. конф. 12−14 октября 1976 г.: Тезисы докладов. Махачкала, 1976.
  123. В.Я. Фольклор и действительность: Избр. статьи. М., 1976.
  124. . Н. Русский историко-песенный фольклор XVIII в. М.- Л., 1960.
  125. Путилов 2>.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора: Монография. Л., 1976.
  126. .Н. Древняя Русь в лицах. Боги, герои, люди. Издательство «Азбука», 2001.
  127. Развитие феодальных отношений в Дагестане: Сб. статей. Махачкала, 1980.
  128. А.Н. Выступление по докладу В.М. Жирмунского «Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса» // Русский фольклор: Материалы и исследования. М.: Наука, 1960. Т. 5.
  129. Ф. Торжество знания. М.: Наука, 1978.
  130. Н.И. Изображение внутреннего мира человека в русской социально-бытовой сказке // Фольклор как искусство слова. Вып. 2. М., 1969.
  131. Семейно-обрядовая поэзия народов Дагестана и Северного Кавказа: Сб. статей. Махачкала, 1985.
  132. Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа: Сб. статей. Махачкала, 1985.
  133. Семейный быт народов Дагестана в XIX XX вв.: Сб. статей. Махачкала, 1980.
  134. Р.И. Традиционные религиозные представления табасаранцев (боги и демоны- верования, связанные с животными). Махачкала, 2000.
  135. Сказки народов Дагестана. М., 1965.
  136. Н. Сказки народов Дагестана. // Сов. Дагестан. 1967.
  137. Современные культурно-бытовые процессы- в Дагестане: Сб. статей. Махачкала, 1984.
  138. Современный фольклор народов Дагестана: Сб. статей. Махачкала, 1983.
  139. Современный фольклор народов Дагестана: Сб. статей. Махачкала, 1983.
  140. И.П. Русские варианты сказки о женихе-мертвеце // Русский филологический вестник, 1890.
  141. Стеблш-Каменский М. И. Миф. JI., 1976.
  142. К.К. Достоинство слова. Махачкала, 1976.
  143. Э. Б. Первобытная культура. М.: Изд-во полит, лит., 1939.
  144. Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991.
  145. П.К. Кое-что о словесных произведениях горцев // ССКГ. Тифлис, 1868. Вып. 1.
  146. Фольклор и историческая этнография. М., 1983.
  147. Дж. Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М., 1986.
  148. С.М. Аварская народная лирика. Махачкала, 1973.
  149. С.М. Поэтика аварской народной лирики. Махачкала, 1967.
  150. М.Р. Малые дидактические жанры аварского фольклора. Махачкала, 1974.
  151. М.Р. Мифологический и исторический эпос народов Дагестана. Махачкала, 1992.
  152. М.Р. Притчи // Традиционный фольклор народов1. Дагестана. М., 1991.
  153. М.Р. Устное народное творчество аварцев. Махачкала, 2004.
  154. ХалиловХ.М. Лакский песенный фольклор. Махачкала, 1959.
  155. Х.М. Лирика народов Дагестана: Взаимосвязи, типология и этническая специфика. Махачкала, 2004.
  156. ХМ. Песенные жанры народов Дагестана // Жанры фольклора народов Дагестана. Махачкала, 1979.
  157. Х.М. Устное народное творчество лакцев. Махачкала, 2004.
  158. И. А. Мифологическая проза кумыков: исследования и тексты. Махачкала, 1991'.
  159. Художественная культура Дагестана XIX века: Сб. статей. Махачкала, 1989.
  160. Художественная культура средневекового Дагестана: Сб. статей. Махачкала, 1987.
  161. Цадаса Гамзат. Избранное: Поэзия, драматургия, проза. Махачкала, 1947.
  162. М. Лакская поэзия. // Изв. общества обследования и изучения Азербайджана. Баку, 1926, № 2.
  163. A.M. Мотив превращения в камень в дагестанской волшебной сказке и его ритуально-мифологическая семантика // Жанр сказки в фольклоре народов Дагестана. Махачкала, 1987.
  164. К. В. Специфика фольклора в свете теории информации // Типологические исследования по фольклору: Сб. статей памяти В. Я. Проппа (1895−1970). М.: Наука, 1975.
  165. Г. Ф. Праздник «выхода плуга» у горских народов Дагестана. Тифлис, 1927.
  166. А.Р. Ислам в средневековье Дагестана (VII-XV века). Махачкала, 1969.
  167. С.Н. Рассказ очевидца о Шамиле и его современниках // СМОМПК. Тифлис, 1903. Вып. 32.
  168. X. Обрядовая поэзия даргинцев: Дис.. канд. филол. наук. Махачкала, 2006.
  169. X., Муталимов М. Харбукцы: история и культура. Махачкала, 1997.
  170. Ч.С. Аварский романтизм: конец XIX начало XX века. Махачкала, 2000.
  171. Ч.С. Али-Гаджи из Инхо: жизнь и творчество. Махачкала, 1997.
Заполнить форму текущей работой