Юродство в русском литературном сознании
Флоренский П. А. «Философия культа» (Опыт православной антроподицеи). М.: Мысль, 2004; И.В. Мотею-найте «Восприятие юродства русской литературой 19−20 веков». — Псков. 2006. — 304 е.- Иоанн Ковалевский «Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской церкви» / сост. свящ. Иоанн Ковалевский. — Репринт, воспр. изд. 1902 г. — М., 1992. — 307 е.- Алексий Кузнецов «Святые блаженные… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. РУССКОЕ ЮРОДСТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
- 1. 1. Философия «юродства»: к истории вопроса
- 1. 2. «Этикет юродства» в житиях Древней Руси
- 1. 3. Светские тенденции в агиографии XVII—XVIII вв.еков
- ГЛАВА 2. «ЮРОДСКИЙ ЖЕСТ» В ПОЭТИКЕ РУССКИХ КЛАССИКОВ
- XIX. ВЕКА
- 2. 1. Юродивые «Христа ради» в произведениях А. С. Пушкина и
- XIX. ВЕКА
- 2. 2. Феноменология юродства в художественном мире
- ГЛАВА 3. ТИПОЛОГИЯ ЮРОДИВЫХ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
- XX. ВЕКА
- 3. 1. Юродивые «справедливости ради» и юродивые «от революции» в произведениях Б.А.Пильняка
- 3. 3. «Неузнанный праведник» А.И. Солженицына
- 3. 4. «Чудизм» как состояние души шукшинских героев
Юродство в русском литературном сознании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В диссертационной работе исследуется феномен «юродство», обосновываются принципы типологии юродивых в произведениях древнерусской литературы, в русской литературе XVII—XIX вв.еков, а также прослеживаются генетические корни типа юродивого в русской литературе XX века.
Юродство" как форма христианского подвижничества, добровольно принимаемого на себя, сохраняло актуальность в русской духовной жизни в течение нескольких столетий. Егозначение в реальной русской жизни ослабло к XVIII веку в связи с реформами Петра I, коснувшимися, в том числе, и организации духовной сферы России, однако интерес к нему не угас и в художественных произведениях последующих веков, в которых несложно обнаружить черты типа героя (юродивого), сформированныееще в древнерусской литературе.
Системное изучение типологических черт этогогероя, появившегося еще в средневековой’литературе и сохранившего свою ^ актуальность в русской' классике XIX—XX вв.еков, на наш взгляд, позволяет глубже осмыслить ментальные особенности русского1 человека, выявить, важнейшие черты" его характера, воплощенные в, произведениях писателейХП—XX веков.
Внутренняя сосредоточенность на ценностях духовной жизни (примат души и духа над всеми другими сторонами жизни человеческой), непоколебимая вера в Иисуса Христа1 характеризует юродивых «Христа ради» в русской литературе нового и новейшего времени — князя Мышкина, Сони Мар-меладовой, Алёшы Карамазова Ф. М. Достоевского, Александра Дванова А. П. Платонова, Глеба Ордынина Б. А. Пильняка и др.
Ещё в текстах летописей, о которых упоминает С. М'. Соловьёв в «Истории России с древнейших времён», есть рассказы о князьях, которые, помня о повиновении Богу, перед смертью постригались «в иноки и в схиму», как, например, князь Дмитрий Святославович Юрьевский, что даёт возможность.
1 В своём романе «Бесы» Ф. М. Достоевский устами Шатова высказал мысль о том, что русский народ — «народ-богоносец». понять, какие жизненные ценности были важны для русского человека в давние времена и какие остались важными в XX веке, в литературе которого можно проследить генетические корни типов юродивых, трансформация которых произошла закономерно в персонажах И. С. Шмелёва (юродивые «Христа ради»), Б. А. Пильняка (юродивые «справедливости ради», юроди-, вые «от революции»), А. П. Платонова («душевные бедняки»), В-.М. Шукшина («чудики») и др.
Упоминания о явлении, юродства, исследования истории его возникновения встречаются1 в работах, осмысляющих феномен русской культуры и русского характера. Определения термина «юродство» содержатся в толковых, энциклопедических и специализированных словарях1, а также в работах разных исследователей, что свидетельствует об-актуальности изучаемой проN блемы.
Обзор диссертационных исследований? по проблеме «юродство» показал, что феномен юродства рассматривался-не только в литературоведческом аспекте, как например, в работе К. А. Янчевской «Юродство в русской литературе второй' половины XIX века», в которой основной акцент сделан на том, что юродство для русской литературы второй половины XIX века становится, способом воплощения особенностей характера национального героя и построения духовно-нравственного идеала. Особое внимание автор1 работы уделила образам персонажей, в которых в той или иной степени представлено юродство «Христа ради», отражающее всю содержательную глубину древнерусского — подвига.
1 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — Т.4. — М.: TEPPA, 1994; Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 2000; Словарь современного русского литературного языка: В 17 т./ Под ред. В. И. Чернышёва. — М., JL: Изд-во АН СССР, 1965. — Т. 17- Большой толковый словарь русского языка. / Гл. редактор С. А. Кузнецов. — СПб: Норинт, 2003; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. / пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачёва. — 3-е изд. — СПб: Терра-Азбука, 1996.
2 Янчевская К. А. Юродство в русской литературе второй половины XIX в.: дис.. канд. филол. наук: 10.01.01 / [Место защиты: Барнаульский гос. пед. ун.-т]. — Барнаул, 2004. — 195 е.- Мотеюнайте И. В. Восприятие юродства русской литературой XIXXX вв.: диссертация. докт. филол. наук: 10.01.01 / Мотеюнайте И. В. [Место защиты: Новгородский гос. ун.-т]. — Великий Новгород, 2007. — 330 е.- Ростова H.H. Человек обратной перспективы: философско-антропологическое исследование феномена юродства Христа ради: диссертация. канд. филос. наук: 09.00.13 / Ростова H.H. [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Филос. фак.]. — M., 2008. — 193 с.
В диссертационном исследовании И. В. Мотеюнайте «Восприятие юродства русской литературой XIX—XX вв.еков» в центре внимания — обращение к проблеме юродства в русской церковной и светской среде. Автор работы выявляет механизмы расширения понятия «юродство», связанного с церковным подвигом юродивого «Христа ради», но не сводимого к нему.
В диссертации Н. Н. Ростовой «Человек обратной перспективы» проблема юродства исследована в философско-антропологическом, ключе.
К проблеме юродства с исторической, философской, культурологической и литературоведческой точек зрения обращались в своих работах t.
Д.С. Лихачев, А. М'. Панченко, П. А. Флоренский, Ю. В. Манн, В. В*. Колесов,.
Е.О. Беленсон, М. М. Бахтин, И. У. Будовниц, С. А. Иванов, И. А. Ильин, И. Г. Прыжов, И. А. Есаулов, В. В. Иванов, Г. П. Федотов и др1. Их труды' посвящены вопросам.
— исследования юродства как культурного феномена, трансформирующегося под влиянием исторической эпохи (Д.С. Лихачев, Ю. М. Лотман, A.M. Панченко, Л. В*. Янгулова);
— отношения к юродству как к способу религиозного подвижничества и как. отличительной черте национального характера, особой «русскойv странности» (И.А. Есаулов, П. В. Басинский, К.А. Янчевская);
— взаимосвязи! феномена юродства со смеховым миром Древней"Русискоморошеством, шутовством, «карнавальным смехом», лицедейством (М.М. Бахтин, Д. С. Лихачев, A.M. Панченко);
1 Лихачёв Д С., Панченко A.M. «Смеховой мир Древней Руси». — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние., 1976; Флоренский П. А. «Философия культа» (Опыт православной антроподицеи). М.: Мысль, 2004; Манн Ю. В. Карнавал и его окрестности// Вопросы литературы, 1995. — вып.1. Колесов В. В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб.: Петербургское востоковедение, 2006; Беленсон Е. О подвиге юродства// Путь, 1927. — № 8- Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. — М.: Худож. Лит, 1990; Будовниц И. У. Юродивые Древней Руси // Вопросы истории религии и атеизма: Сб. статей. — Т. XII. — M., 1964; Иванов С. А. «Блаженные похабы: культурная история юродства. — М.: Языки славянских культур, 2006. — 452 с — Ильин И А. Свобода духа в России. Простецы по природе и юродивые во Христе// Собрание сочинений: В 10 т. — Т. 6. — Кн. 3. — М.: Русская книга, 1997. — 560 е.- Прыжов И. Г. Русские кликуши // История нищенства, кабачества и кликушества на Руси. — М.: Терра, 1997; Есаулов И. А. Юродство и шутовство в русской литературе. Некоторые наблюдения // Литературное обозрение, 1998; Иванов В. В. Юродивый в народной культуре русского севера (Материалы международной научной конференции «Ряби-нинские чтения. — 1995»): сб. научн. докл. — Петрозаводск. — 1997; Федотов Г. П. Святые древней Руси. — М.: Феникс, 1999. и др. осмысления категорий «самоуничижение» и «аскеза» как подвига юродства и выражения высшей формы святости (Иоанн Ковалевский, Г. П. Федотов, Е. Д. Мелешко, G.A. Иванов) — изучения эстетической стороны явления «юродство», определения-его как «безобразие красоты», выявления его провокационной, зрелищной, обличительной стороны (Д.С. Лихачев, A.M. Панченко, С.А. Иванов) — исследования феномена юродства с точки зрения его «разыгранно-сти»: лжеюродство, мнимое безумие, мошенничество с целью привлечения внимания к себе (И:Г. Прыжов, А. И. Клибанов, И.У. Будовниц).
Обзор научных публикаций, в которых рассматривается исследуемая нами проблема, позволяет утверждать, что при наличии серьезных и содержательных работ, посвященных рассмотрению явления* «юродство», назрела потребность системного рассмотрения образа юродивого как типа литературного героя, имеющего глубокие исторические корни и сохранившего t свою актуальность вплоть до современного литературного этапа. Этим и обусловливается актуальность темы представленного диссертационного исследования, в котором анализируется «философшг юродства» как явления в русском, сознании. XII—XX вв.еков в, литературоведческом, философском и культурологическом* аспектах, определены этапы эволюции' типа юродивого как литературного, героя, рассмотрена совокупность критериев отнесения персонажей произведений разных жанров к этому типу героя.
Объектом исследования являются типы юродивых в произведениях древнерусской литературы и в русской, литературе XVII—XX вв.еков.
Предмет исследования — явление «юродство» как национально-культурный феномен Древней Руси, отразившийся в контексте времени в русской литературе XII—XX вв.еков.
Цель настоящей диссертации — выявление феномена юродства и-типологии юродивых в агиографии и в художественных произведениях русской литературы XVII—XX вв.еков.
Означенная цель предполагает решение следующих задач: на основании анализа отечественных исследований по проблеме «юродство» охарактеризовать его содержание и разные подходы к объяснению этого феномена русской культурывыявить основные отличительные черты образов юродивых, осмыслить типологию юродивых на материале житийных текстов, древнерусской литературы и литературных произведений XVII—XVTII вековрассмотреть классификацию типов юродивых в поэтике русских классиков XIX векапроанализировать трансформацию типа юродивого в русскойлитера-туре XX века.
В соответствии с поставленной целью и решаемыми в. работе задачами использован комплекс методов анализа фактического материала: историко-типологический метод, метод литературного и контекстуального анализа, метод идентификации и отбора по определённым признакам* метод’классификации и системного ¡-анализа художественных произведений XII—XX вв.еков.
Методологической и' теоретической основой исследования послужили трудыМ’М. Бахтина, Д. С. Лихачева, Ю. МЛотмана, В. Е. Хализева, И. А. Есаулова, A.M. Панченко, Г. П. Федотова, И. Е. Прыжова, С. А. Иванова и других отечественных ученых, исследовавших проблему юродства.
Достоверность полученных результатов обеспечивается тщательным анализом фактического материала, выверенностью концептуальных положений, использованием комплекса методов (культурно-исторического, истори-ко-литературоведческого, системно-типологического).
Научная новизна работы состоит в том, что проблема юродства в русской литературе впервые рассмотрена в эволюции, как и трансформация типа юродивого в литературных произведениях XII—XX вв.еков, что позволяет глубже понять ментальные особенности русского характера. Изучение феномена юродства в историческом аспекте расширяет научные представления о художественной картине мира, создаваемой русской литературой на протяжении XII—XX вв.еков, вносит новые оттенки в осмысление историко-литературного процесса, происходящего в России.
Материалом исследования послужили жизнеописания юродивых в древнерусской литературе («Житие Андрея Юродивого», «Житие Михаила Клопского», «Житие Блаженного Иоанна Московского», «Житие Василия Блаженного», «Житие Прокопия Вятского», «Житие Прокопия Устюжского», «Житие Сергия Радонежского»), в русской литературе XVTI-XVIII веков («Житие протопопа Аввакума.», «Житие Юлиании Лазаревской», «Повесть о Марфе и Марии», «Своеручные записки княгини Натальи Борисовны Долгорукой», «Описания жизни одной благородной женщины» А.Е. Лабзиной), в классике XIX века («Борис Годунов» A.C. Пушкина, «Детство» Л. Н. Толстого, «Подросток», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Село Степанчиково и его обитатели», «Преступление и наказание», «Идиот» Ф: М. Достоевского) и в литературе XX века, в котором произошла закономерная трансформация типа юродивого («Богомолье» и «Лето Господне» И: С. Шмелёва, «Голый год» и «Красное дерево» Б. А. Пильняка, «Сокровенный человек», «Усомнившийся Макар», «Чевенгур» и «Котлован» А.П. Платонова^ «Матрёнин двор» А. И. Солженицына, цикл рассказов о «чудиках» В.М. Шукшина).
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она расширяет научные представления о типологии русского литературного героя.
Практическая значимость. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при чтении курсов по-истории русской литературы XII—XX вв.еков, спецкурсах и спецсеминарах, связанных с проблемой литературного героя как в вузовской, так и в школьной системе преподавания — на уроках литературы и в рамках факультативных занятий.
Апробация результатов исследования. Результаты работы были апробированы в докладах на внутри вузовских научных конференциях: четырёх Ломоносовских научно-практических конференциях преподавателей, аспирантов, студентов (Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2007;2010), на XXIII Ломоносовской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов (Северный (Арктический) федеральный университет, 2011), в рамках Филологических чтений студентов и аспирантов (Шоморский государственный университет имени М: В. Ломоносова, 2006;2010).
Результаты, диссертационного" исследования отражены, также в семи научных публикациях.. '.
Структура диссертации-. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Диссертационное исследование «Юродство в русском литературном сознании» позволило сделать определённые выводы о том, что феномен «юродство» и типология юродивых в произведениях русской литературы на протяжении XII—XX вв.еков претерпели-существенные изменения.
Взяв за основу принцип разделения явления- «юродство» на «природное» юродство («во Христе») и добровольное юродство («Христа ради») (С.З. Агранович) — или, по замечанию A. MJ Панченко, активную и пассивную сторону юродства, и, соответственно-. определив два основных типа юродивых в произведениях агиографической и художественной литературы, было выявлено, что «природное» юродство заключалось в добровольном принятии на себя христианского подвига юродства, с его тяготами аскетизма и умерщвлением плоти, а юродство «Христа ради» предполагало намеренную театральность поведениястремление к «зрелищности», обличению власти на глазах у публики, громкий протест наряду с глубокой верой в Бога.
Истоки христианского подвига юродства многие исследователи обнаружили в античном кинизме (А.Н. Чанышев, 1IJI. Карабущенко), проведены параллели явления- «юродство» с византийской православной традицией (С.А. Иванов, A.M. Панченко), обращаявнимание на особенность возникновения философского аспекта юродства, русский феномен: сопоставлен и с религией ислама, а древнерусские юродивые — с суфийскими дервишами (А.Р: Андреев, С.А. Шумов).
В древнерусской литературе в жанре жития рассматриваются особенности проявления активной и пассивной сторон юродства. Активная сторона проявлялась в стремлении юродивых «Христа ради» к обличению власти, разыгрыванию роли на глазах толпы, ощущению г необходимости «ругаться миру» (Прокопий Устюжский, Василий Блаженный, Николай Салос),. пассивная — в отречении «природных» юродивых от всего мирского, умерщвлении плоти в пользу Божественного (Исаакий Печерский, Михаил Клопский и др.), что позволило выявить религиозно-философский аспект юродства.
Анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме «юродство», активно рассматривающийся в трудах Н. Я. Аристова, М. М. Бахтина, В. П. Васильева, И. А. Есаулова, В. В. Иванова, М. Е. Пятницкого, Г. П. Федотова, М. Фуко, А. Хаваши, В. В. Экземплярского, позволил выявить психологический аспект феномена юродства «Христа ради», заключающийся в соединении в нём различных форм протеста (против общепринятых норм поведения, против власти, против человеческих грехов и пороков), игру на публике с целью привлечения внимания и манипуляции. В «природном» юродстве позволил подчеркнуть особую тяжесть подвига посредством «самоуничижения» и «аскезы» тела, а также сформировал отношение к юродству как к способу религиозного подвижничества и особой «русской странности».
Проблема юродства как одного из видов христианского подвижничества, добровольно принимаемого на себя, на протяжении веков активно рассматривалась философами, религиозными деятелями, филологами, культурологами, литературоведами: П. А. Флоренским, священником Иоанном Ковалевским, иеромонахом Алексием Кузнецовым, В. В. Колесовым, Е.О. Белен-соном, Д. С. Лихачевым, A.M. Панченко, С. А. Ивановым, И А. Ильиным.
Несмотря на уникальнрсть феномена юродства как исторического явления, отношение к нему на протяжении нескольких веков было неоднозначным: на XVI век пришёлся «расцвет» явления юродства на Руси, массовая канонизация юродивых, а в XVII—XVIII вв.еках происходило постепенное «угасание» этого интереса, хотя в литературе этого периода, напротив, заметно возрождение интереса к типу «юродствующих» персонажей (C.B. Максимов), во многом копирующих поведение юродивых, живших в Древней Руси. Например, в «Житии протопопа Аввакума», в котором впер
1 Флоренский П. А. «Философия культа» (Опыт православной антроподицеи). М.: Мысль, 2004; И.В. Мотею-найте «Восприятие юродства русской литературой 19−20 веков». — Псков. 2006. — 304 е.- Иоанн Ковалевский «Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской церкви» / сост. свящ. Иоанн Ковалевский. — Репринт, воспр. изд. 1902 г. — М., 1992. — 307 е.- Алексий Кузнецов «Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради московские чудотворцы». — М., 1910 / Зап. Моск. археол. ин-та, т. 8. Рец.: Соболевский А. И. — ИОРЯС, 1913. — кн.3. — С. 391−395, Колесов В. В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб.: Петербургское востоковедение, 2006; Беленсон Е. О подвиге юродства// Путь, 1927, № 8- Иванов С. А. «Блаженные похабы: культурная история юродства. — М.: Языки славянских культур, 2006. — 452 е.- Ильин И А. Свобода духа в России. Простецы по природе и юродивые во Христе// Собрание сочинений: В 10 T. — Т. 6. -Кн.З. — М.: Русская книга. 1997. — 560 С. вые появилась «психологическая и социальная мотивация внешнего странного поведения юродивого» (К.А. Дагаева), представлен тип «природных» юродивых — Фёдора и Федоры, в поведении которых преобладали стремление к аскезе: «умерщвление» плоти, отказ от материальных благ. В произведениях XVII века о юродивых совмещались черты «светского» и «житийного» планов, а личность рисовалась иногда идеальной, как в «Житии Юлиании Лазаревской», в «Повести о Марфе и Марии», героини которых были близки к типу «природного» юродивого.
В литературе XVIII века отмечается спад интереса к явлению юродства, что позволяет сделать вывод о том, что мемуарные произведения «Своеручные записки Н.Б. Долгорукой», «Описание жизни одной благородной женщины» А. Е. Лабзиной, написанные от первого лица, далеки по содержанию и форме от агиографической литературы и приближены к жанру художественной литературы со светскими тенденциями: в них появляются образы «юродстующих» персонажей, наделённых только отдельными чертами «природных» юродивых (самоуничижение, унижение личных качеств перед волей Господа, раннее сиротство, благочестие).
Осмысление проблемы юродства в рамках литературы XIX века, а именно, исследование типа юродивого «Христа ради» на материале произведений A.C. Пушкина и Л. Н. Толстого, а также изучение классификации типов юродивых в произведениях Ф. М. Достоевского, дало возможность заключить, что наряду с традиционным типом юродивого «Христа ради» — в пушкинском Николке («Борис Годунов») и толстовском Грише («Детство»), — в русской классике появляются новые типы юродивых в произведениях Ф. М. Достоевского. По классификации Ф. В. Макаричева в них выделяются три типа юродивых: «классические» юродивые — Лизавета Смердящая («Братья Карамазовы»), Лизавета Ивановна («Преступление и наказание»), Лидия Ахмакова, Хромоножка («Бесы») — тип «героя-мудреца» — старец Зосима («Братья Карамазовы») и тип «положительно прекрасного человека» — князь Мышкин («Идиот»), Соня Мармеладова («Преступление и наказание»), Алёша Карамазов («Братья Карамазовы»). В дополнение к этой классификации,, взятой нами за основу, мы предложили выделить четвёртый тип юродивого — «шута», близкого по своим качествам к типу юродивого «Христа ради». К этому типу относятся Ежевикин и Опискин («Село Степанчиково.»), Лебедев, Иволгин, Фердыщенко («Идиот»), Фёдор Павлович Карамазов и Снегирёв («Братья Карамазовы»), Мармеладов («Преступление и наказание»), Ли-путин и Лебядкин («Бесы»).
Каждая эпоха вносит свои изменения в понимание такого явления, как «юродство», в связи с чем расширяется и классификация типов юродивых. Тенденция к появлению новых, трансформированных типов юродивых заметна и в литературе XX века. Важно отметить, что в ней не исчез тип «положительно прекрасного человека», выведенный Ф. М. Достоевским, традиции которого в XX веке продолжили развивать Б. А. Пильняк и А. П. Платонов, некоторые герои которых воплотили в себе лучшие человеческие качества (кротость, целомудрие, милосердие, жертвенность, умение вызывать к себе любовь окружающих). К ним относятся Борис и Глеб Ордынины («Красное дерево») и Александр Дванов («Чевенгур»).
Используя метод идентификации и отбора по определённым признакам, нами был соотнесён тип «природных юродивых» с типом «народных праведниц», к которым относятся Соломея Ф. А. Абрамова («Из колена Авва-кумова») и Матрёна А. И. Солженицына («Матрёнин двор»). В образах этих женщин, которых окружавшие их люди считали «блаженными», «юродивыми», есть черты античного киника с его максимальным опрощением, презрением к роскоши и телесным наслаждениям, а также черты «природных» юродивых с их самоограничением, предельным аскетизмом, отсутствием жажды наживы, следованием библейским заповедям, готовым терпеть личные унижения, «не унижаясь душой при этом» (В.Г. Бондаренко).
Наблюдения за трансформацией типа «природного» юродивого в литературе XX века дало возможность отметить появление нового типа героя Б. А. Пильняка — «молчаливого чудака» — наивного, честного, одинокого в, своих стремлениях изменить жизнь к лучшему: братья Бездетовы, Андрей Волкович («Голый год»). Своеобразная вариация типа «природного» юродивого отмечена и в платоновских «душевных бедняках», «при-родных людях», «скитальцах» — косноязычных, равнодушных к материальным благам, не имевших семью и дом — в Захаре Павловиче («Чевенгур»), «природном дураке» Фоме Пухове («Сокровенный человек»), «страннике поневоле» Вощеве и «типичном платоновском дураке» Никите Чиютине («Котлован»).
Трансформация типа «природного» юродивого произошла и в творчестве В. М. Шукшина, исследователи которого по-разному определяли типы шукшинских героев: «смирный» чудик (Н.Л. Елисеев), «странный» человек (С.М. Козлова), «маленький человек» (И.П. Золотусский), наследники «лишних людей» И. С. Тургенева и «праведников» Н. С. Лескова (Е.А. Вертлиб). Все они отличались типом «центрированного» речевого поведения (Г.Г. Хи-самова), их характерными качествами являлись своеобразная наивность, излишняя доверчивость, неудовлетворённость жизнью, способность жить «по внутренней правде». Подобно «природным» юродивым, многие из них не стремились создать семью, не нуждались в образовании, для них не имели значения материальные ценности, вследствие, чего их не понимали окружающие их люди. Среди них были Моня Квасов («Упорный»), Николай Князев («Штрихи к портрету»), Василий Князев («Чудик»), Бронька Пупков («Миль пардон, мадам!»), Пронька Лагутин («Ваня, ты как здесь?!»), Колька Паратов («Жена мужа в Париж провожала»), Андрей Ерин («Микроскоп»), Сергей Духанин («Сапожки»), Максим Яриков («Верую»), Спирька Расторгуев («Сураз»), герои одноимённых рассказов («Гринька Малюгин», «Стёпка», «Ванька Тепляшин», «Алёша Бесконвойный»).
Тип юродивых «Христа ради» в своём классическом варианте встречается в массовых сценах как «нищие», «провидоши», «побироши», «волочеб-ники», «лазари», «калики перехожие», «убогие Христа ради», «юродивые ради Христа Руси святой» в повести Б. А. Пильняка «Красное дерево» и в его романе «Голый год», которым даются звучные клички: Тига-Гога, Ермилакривой, а также «убогие-безногие» безымянные персонажи И. С. Шмелёва в повести «Богомолье». Анализируя произведения писателей XX века, были выявлены причины трансформации типа юродивого «Христа ради» в произведениях Б. А. Пильняка, А. П. Платонова, В. М. Шукшина, связанные с произошедшей после 1917 года переоценкой ценностей, изменением идеалов, религиозных взглядов, подвергнувшихся критическому переосмыслению: на смену веры в Бога пришёл атеизм, а вера в «светлое будущее» стала связана с политическими идеями, что привело к появлению нового типа юродивого — юродивого «ради новой жизни» (И.Лай).
Тенденция к появлению новых, трансформированных типов юродивых заметна и в литературе XX века, так как изменения произошли в мировоззрении писателей XX века, оставив свой отпечаток и на типах героев их произведений, в которых «исчезла» вера (они перестали тайно совершать ночные молитвы, привлекать внимание толпы на паперти церкви). В персонажах, в чём-то близких к юродивым «Христа ради», сохранилась лишь агрессия, жажда обличения и «обязанность ругаться миру». Эти качества были присущи персонажам Б. А. Пильняка — «раку-отшельнику» Семёну Зилотову, называющему советскую власть «хамодержавием», «шуту» Евграфу Ордынину («Голый год»), юродивому «справедливости ради» бунтарю Якову Скудрину и юродивому «от революции», протестующему против старого уклада жизни Ивану Ожогову («Красное дерево»). Тип юродивого «Христа ради» своеобразно реализовался и в типе «душевных бедняков» А. П. Платонова — в образах Копёнкина («Чевенгур»), Жачева («Котлован») и Макара Ганушкина («Усомнившийся Макар»).
Трансформация типа юродивого «Христа ради» была прослежена нами и в типе шукшинского «античудика», которого определяли то как «энергичного» человека (Г.Г. Хисамова), то как «хищника» (H.A. Струве), то как «демагога-обличителя» (В.А. Чалмаев). Этот тип героя демонстрировал «конфликтный» тип речевого поведения, характерными качествами которого стали непредсказуемость поведения, агрессия, обличение, страсть к назидательности, провокация. К нему относятся герои рассказов В. М. Шукшина Макар Жеребцов («Непротивленец Макар Жеребцов»), Афанасий Дерябин («Мужик Дерябин»), Анатолий Яковлев («Дебил»), Глеб Капустин («Срезал»), Борис Яковлев («Вечно недовольный Яковлев»).
Юродивые в русской литературе XX века отличались от своих предшественников тем, что все они (кто сознательно, а кто на уровне, подсознания) размышляли о смысле жизни, о своём месте в ней, страдали, если не могли найти его. Говоря о нравственных ориентирах экзистенционального сознания юродивых «от революции» Б. Пильняка, «душевных бедняков» А. Платонова и «чудиков» В. Шукшина, можно заметить, что во всех них проявляется то, о чём: писал Н. А. Бердяев: «Русский безграмотный мужик любит ставить вопросы философского характера — о смысле жизни, о Боге, о вечной жизни, о зле и неправде, о том, как осуществить Царство Божие» (Бердяев) [Бердяев, 1990, с. 68]. Даже кажущиесябезграмотнымирассуждения Глеба Капустина («Срезал»), кроме проявления? его агрессивных амбицийщ неудовлетворённого самолюбия, говорят о его стремлении к знанию, о потребности философски осмыслять жизнь.. :
Осмысление явления «юродство» в контексте: русскойлитературной традиции позволило говорить о значимости: этого феномена, определяющего национальное своеобразие русской культуры. Постепенное «угасание» этого феномена как религиозного и социального явления-, и исчезновение фигуры юродивого не. отразились на интересе к этой проблеме в русской литературе. Исследование типологии юродивых в произведениях древнерусской литературы и в русской литературе ХУН-ХХ веков дало-возможность обнаружить устойчивый интерес русских писателей к явлению «юродство», а также проследить своеобразную трансформацию типов юродивых, произошедшую под влиянием социокультурных изменений в жизни России на протяжении многих веков.
Список литературы
- Абрамов Ф.А. Работа — самое большое счастье: Слово в день шестидесятилетия // Абрамов Ф. А. Чем живём — кормимся: Очерки- Размышления- Беседы- Интервью- Выступления. — Л.: Сов. Писатель, 1986. — 527 с.
- Алеппский П. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в пол. XVII в. / пер. с арабск. Г. Муркоса. Вып. 3. — М., 1898. — 208 с.
- Андреев А.Р., Шумов С. А. Шииты, сунниты, дервиши: вечные тайны ислама: сб./сост. А. Р. Андреев, С. А. Шумов. -М.: Эксмо, 2005. — 414с.
- Андрокашвили-Пильняк Б. Б. Своя картина мира // Пильняк Б. Человеческий ветер. Тбилиси: Мерани, 1990. — 477 с.
- Андроникашвили-Пильняк К. Б. Житие «на Посадьях» // Наше наследие. 2004. — № 69. — С. 78−84.
- Анищенко Г. А. Деревянный Христос и эпоха голых годов // Новый мир. 1990. -№ 8 (788). — С. 243−248.
- Архангельский А.Н. Архипелаг Солженицына: Великому русскому писателю 75 // Новое время. — 1993. — № 51. — С. 40−42.
- Архимандрит Агафангел (Догадин). Блаженная старица. Новгородская газета «Покров» N1 (3), 2001. М.: Медея, 2005. — 256 с.
- Астафьев В.П. Сочинения. В двух тт. Т.1. Последний поклон: Повести, рассказы / В. П. Астафьев. — Екатеринбург: У-Фактория, 2003. 720 с.
- Басинский П.В. Юроды и уроды // Дружба народов. 1999. — № 3. -С. 199−201.
- Бахтин М.М. Проблемы творчества и поэтики Достоевского. — М.: Советская Россия, 1979. 320 с.
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. — М.: Худож. лит., 1990. 543 с.
- Беловолов Г. Оптинские предания о Достоевском / Г. Беловолов. Статьи о Достоевском. СПб.: Наука, 1997. — Т. 14. — С. 195−201.
- Белый A.A. Чего богородица не велит // Наука и религия. — 1999. № 6. — С. 11−13.
- Бердяев H.A. Миросозерцание Достоевского // Бердяев H.A. Очрусских классиках. — М.: Высшая школа, 1993. 368 с.
- Бердяев H.A. Русская идея. / В кн.: О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990. — С. 43−272.
- Бердяев H.A. Судьба России. Кризис искусства. — М.: Канон+: ОИ «Реабилитация», 2004. 351 с.
- Берман Б.И. Читатель жития (агиографический канон русского средневековья и традиции его восприятия) // Художественный язык Средневековья. -М., 1982. -190 с.
- Бобровская И.В. Агиографическая традиция в творчестве В.М. Шукшина: Автореф. дис. канд. филол. наук. — Барнаул, 2004 18 с.
- Богатырёв П.Г. Художественные средства в юмористическом ярмарочном фольклоре // Вопросы теории народного искусства. — М., 1971. — 540 с.
- Большакова А.Ю. От сущности к имени. Теории архетипа. Часть I/ А. Ю. Большакова. — Ульяновск: УлГТУ, 2010. 207 с.
- Бондаренко В.Г. Стержневая словесность // Наш современник. — 1989. -№ 12. -С. 165−177.
- Бродский И.А. Предисловие к повести «Котлован» / Андрей Платонов. Мир творчества. — М., 1994. — С. 154−156.
- Будовниц И.У. Юродивые Древней Руси // Вопросы истории религии и атеизма: Сб. статей. Т. XII. — М., 1964. — С. 170−195.
- Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.-415 с.
- Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. / Соч. Ф. И. Буслаева, Т. 1. — СПб., 1861. — 630 с.
- Бычков В.В. Византийская эстетика: Теоретические проблемы. — М.: Искусство, 1977. 200 с.
- Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI—XVII вв.. — М., 1995.-637 с.
- Вайль П.Л., Генис A.A. Поиски жанра. Александр Солженицын // Октябрь. 1990. -№ 6 (июнь). — С. 197−202.
- Васильев В.В. Андрей Платонов. Очерк жизни и творчества. — М.: Современник, 1990.-285 с.
- Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». — Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1977. — 199 с.
- Вольтер Ф.-М.А. Кандид, или оптимизм// Избр. соч. 1759. / пер. с фр. Ф. Сологуба. М.: Рипол классик, 1997. — 848 с.
- Гаркавенко О.В. П.Флоренский и А. Солженицын о природе царской власти // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. № 17 (43): Аспирантские тетради. Ч. 1: Научный журнал. СПб., 2007. — С. 89−92.
- Гаркавенко О.В. Христианские мотивы в творчестве А.И. Солженицына: автореф. дисс.. канд. филол. наук наук. — Саратов: Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, 2007. — 23 с.
- Голубинский Е.Е. История канонизации святых в русской церкви. -М., 1903.-С. 292−294.
- Голубков М.М. Русский национальный характер в эпосе Александра Солженицына // Отечественная история. — 2002. — № 1 (январь — февраль). С. 135−137.
- Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа Солженицына «Матрёнин двор» // Русская словесность. — 1997. № 3. — С. 66−68.
- Горичева Т.М. Православие и постмодернизм / предисл. B.C. Рыжкова. СПб.: Издательство ЛГУ, 1991. — 64 с.
- Городецкий Б.П. Драматургия Пушкина // Пушкин: Итоги и проблемы изучения. М.- Л.: Наука, 1966. — С. 445−459.
- Горький A.M. Собр.соч. в 25-ти тт. Т. 15. М: Наука, 1968. -605 с.
- Гришечкина Н.В. Чудеса святых // Чудотворные иконы на Руси. -М.: Феникс, 2006. 256 с.
- Гродецкая А.Г. Древнерусские жития в творчестве Л.Н. Толстого 1870−1890-х гг.: автореф. дис. д-ра филол. наук. — СПб, 1993. — 23 с.
- Грунтовский A.B. Сокровенный человек // A.B. Грунтовский. Материк Россия. Слово о русской словесности. М: Русская земля, 2002.—298 с.
- Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. — М.: Гослитиздат, 1957. — 113 с.
- Гурвич А. Андрей Платонов // Красная Новь. — 1937. № 10. -С. 195−233.
- Дашкова Е.Р. Записки, 1743−1810 / под ред. Н. Н. Глущенковой. — Калининград: Янтарный сказ, 2001. 501 с.
- Достоевский. Ф.М. Собр. соч. в пятнадцати тт. Т. 15: Письма. -М.: Наука, 1996. 864 с.
- Достоевский Ф.М. Собр. соч. в девяти тт. Т. 9. В 2 кн. Кн. 1. Дневник писателя. М.: Астрель, ACT, 2007. — 608 с.
- Дубина И.Н. Проблемы творчества в произведениях В.М. Шукшина. Барнаул, 1997. — С. 35—40:
- Евнин Ф.И. Роман «Бесы». — В кн.: Творчество Ф. М. .Достоевского.-М., 1959.-С. 215−264.
- Елисеев Н.Л. Два рассказа В.М. Шукшина. Пётр Бернгардович Струве и Василий Макарович Шукшин (рассказ «Срезал») // Звезда. 1995. -№ 6.-С. 199−201.
- Жития византийских святых. — СПб.: Corvus, Terra Fantastica, 1995.-С. 125−184.
- Залыгин С.П. Герой в кирзовых сапогах / С. П. Залыгин. Собеседования.-М., 1982.-С. 100−107.
- Залыгин С.П. Год Солженицына // Новый мир. — 1990. — № 1. — С. 232−338.
- Залыгин С.П. Шукшин и мы // Шукшин Василий. Собр. соч.: в 6 т.-ТЛ.-М., 1992.-544 с.
- Залыгин С.П., Спиваковский П. Е. // Александра Исаевич Солженицын: материалы к биобиблиографии / сост.: Д. Б. Азиатцев. СПБ, 2007. -С. 8−14.
- Золотоносов М.Н. Усомнившийся Платонов: («Чевенгур», «Котлован») // Нева. -1990. № 4. — С. 176−190.
- Иванов В.В. Достоевский и народная культура (Юродство, скоморошество, балаган): Автореф. дисс.. канд. филол. наук. — Л., 1990. — 23 с.
- Иванов В.В. Поэтика чина // Новые аспекты в изучении Достоевского: Сб. научных трудов / под ред. В. Н. Захарова. Петрозаводск: Издательство ПГУ, 1994. — 368 с.
- Иванов В.В. Юродивый в народной культуре русского севера (Материалы международной научной конференции «Рябининские чтения-1995″): сб. научн. докл. Петрозаводск, 1997. — 432 с.
- Иванов С.А. Блаженные похабы: культурная история юродства. — М.: Языки славянских культур, 2006. — 452 с.
- Иванов С.А. Похабство, буйство и блаженство // Родина. 1996. -январь (№ 1). — С. 101−105.
- Ильин И.А. Одинокий художник / Сост., предисловия и примеч. В .И. Белов. М.: Искусство, 1993. — 348 с.
- Ильин И.А. Собр. соч.: в 10 т. М.: Русская книга, 1993−1999 г. -Т.6. — Кн. III. — 560 с.
- Имихелова С.С. Поэтика повествования от первого лица в рассказах В. Шукшина и В. Распутина // Поэтика русской прозы (1960−1980). -Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. 116 с.
- Исупов К.Г. Чары троянского наследия: JI. Толстой в пространствах приязни и неприятия //JI.H. Толстой: pro et contra. — СПб., 2000. —С. 7−30.
- Кабакова Е.Г. Юродивые и „юродствующие“ в романе Ф.М. Достоевского „Бесы“ // Вестник Челябинского ун.-та: Научный, журнал. Сер. 2. Филология. 1997. -№ 1 (5). — С. 92−101.
- Кагирова О.М. Принципы организации романного целого в творчестве Бориса Пильняка 1920-х годов: Автореф. дисс. канд. филол. наук. — Ижевск, 2006.-21 с.
- Карабущенко П.Л. Элитология Платона: Античные аспекты философии избранности. Астрахань: Изд. Моск. откр. соц. ун-та, 1998. — 214 с.
- Карамзин Н.М. История государства Российского. — М.: Эксмо, 2008.-1032 с.
- Касаткина Т.А. Святая Лизавета // Характерология Достоевского: Типология эмоционально-ценностных ориентаций. — М.: Наследие, 1996. С. 185−189.
- Кеба A.B. О понятии „сокровенность“ в творчестве Андрея Платонова // Школа. 2002. — № 2(47). — С. 22−23.
- Кирпотин В .Я: Лебедев и племянник Рамо // Мир Достоевского: Статьи. Исследования. — М.: Сов. писатель, 1983. — С. 64−118.
- Клейман Р.Я. Сквозные мотивы творчества Достоевского в историко-культурной перспективе. — Кишинев: Штиинца, 1985. — 201 с.
- Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской церкви / сост. свящ. Иоанн. Ковалевский. — Репринт, воспр. изд. 1902 г. М., 1992. — 307 с.
- Козлова G.M. Поэтика рассказов В.М. Шукшина. Барнаул: Изд-во АТУ, 1992.-184 с.
- Корниенко H.B. В художественной мастерской Платонова // „Страна философов“ Андрея Платонова: проблемы творчества. — М., 1994. -С. 306−341.
- Коробов В.И. Василий Шукшин: Творчество. Личность. — М, 1992.-63 с.
- Костов X. Авторский миф Платонова // Мифопоэтика Андрея Платонова в романе „Счастливая Москва“. — Хельсинки: Slavica Helsingien-sia, 2000. С. 134−135.
- Крючков В. П. Проза Б.А. Пильняка 1920-х годов: мотивы в функциональном и интертекстуальном аспектах: Автореф. дисс.. док. фи-лол. наук. Саратов, 2006. — 51 с.
- Кузнецов И.И. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради московские чудотворцы. М., 1910 / Зап. Моск. археол. ин-та, т. 8. Рец.: Соболевский А. И. — ИОРЯС, 1913. — кн.З. — С. 391−395.
- Лай И. Идея юродства в творчестве А. Платонова // Русская речь. 2001. — № 6 (ноябрь — декабрь). — С. 15−19.
- Лакшин В.Я. „Новый мир“ во времена Хрущёва: Дневник и попутное (1953−1964) / Владимир Лакшин. — М.: Кн. палата, 1991. — 269 с.
- Латынина А.Н. Солженицын и мы // Новый мир. 1990. — № 1. — С. 241−259.
- Лепахин B.B. Христианские мотивы в романе Достоевского „Идиот“: Acta Universitatis Szegediensis de Attila Jozsef nominatae, Dissertationes Slavicae, Sectio lingvistica 16 (1984). — P. 65−92.
- Лихачев Д.С. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфе-ния Уродливого (Ивана Грозного). В кн.: Рукописное наследие Древней Руси (по материалам Пушкинского Дома). Л., 1972. — С. 10−27.
- Лихачёв Д.С., Панченко A.M. „Смеховой мир Древней Руси“. -Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1976. — 204 с.
- Лихачев Д.С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. / АН СССР. Отд-ние лит. и яз. Л., 1984. — 295 с.
- Ломоносова Н.В. Общепролетарский дом в мотивной структуре повести А. Платонова „Котлован“ // Вестник ТГПИ. Сер. Гуманитарные науки. Раздел III. Филология. 2007. — № 2. — С. 83−85. х
- Ломоносова Н.В. Развитие центральной метафоры в повести „Котлован“ А. Платонова: от „ямы“ к „пропасти“ // Вестник ТГПИ. Сер. Гуманитарные науки. Раздел III. Филология. 2007. — № 2. — С. 80−83.
- Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры. —В кн.: Труды по знаковым системам. Вып. 6 — Тарту, 1973. С. 227−244.
- Макаричев Ф.В. Юродство и юродивые в произведениях Ф.М. Достоевского // Проблемы истории, филологии, культуры. Вып. 13. Магнитогорск, 2003. — С. 458−465.
- Макаричев Ф.В. Динамичная типология героев Ф. М. Достоевского: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Магнитогорск: издательство МАГУ, 2002.-23 с.
- Максимов C.B. Нищая братия // C.B. Максимов По русской земле.-М., 1989.-С. 17−128.
- Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме / Ю. В. Манн. — М.: Coda, 1996.-474 с.
- Мелешко Е.Д. Религиозно-нравственный опыт и образы духовной жизни: святость, юродство, мудрость // Христианская этика Л. Н. Толстого. — М.: Наука, 2006. 309 с.
- Мельников П.И. (А. Печерский) Собр. соч.: в 8 т. — Т. 6 — М.: Правда, 1976. 480 с.
- Меньшикова Е.Р. Карнавальный гротеск как язык постреволюционной прозы / Ломоносов 2003. Мат.-лы научн. конф. — М., 2003.-С. 94—97.
- Меньшикова Е.Р. Трагический парадокс юродства, или Карнавальный гротеск А-. Платонова // Вопросы философии.—2004.—№ 3.-С. 111−132.
- Мотеюнайте И.В. Образ юродивого в исторических драмах (А.С.Пушкин и А.Н. Островский) // Пушкин и русская драматургия. М.: Диалог — МГУ, 2000. — С. 108−119.
- Мотеюнайте И.В. Образ юродивого Гриши как знак русской православной культуры в повести Л. Н. Толстого „Детство“ // Славянский альманах. 1999. — М.: Индрик, 2000. — 368 с.
- Нахов И.М. Антология кинизма / сост., пер. И. М. Нахов. — М.: Терра, 1996.-432 с.
- Нахов И. М: Философия киников. — М.: Наука, 1982. — 223 с.
- Нешитов П.Ю. Федор и Федора. Религия в жизни московского общества XVII века // Путь Востока VI. Мат.-лы VI Молодежи, научн. конф. Вып. 30. -СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. -С.85−89.
- Новожеева И.В. Концепция человека в деревенской прозе 19 601 980-х гг. (по произведениям В. Астафьева, Ф. Абрамова, В. Белова, В. Распутина, В. Шукшина): Автореф. дисс.. .канд. филол. наук. — Орёл, 2007. — 23 с.
- Новый завет и Псалтырь. М.: Гедеон. — 659 с.
- Обухов A.C. Современное состояние смехового мира в русской традиционной культуре // Развитие личности. — 1999. — № 2. — С. 140−157.
- Одесская М.М. Шуты, юродивые и сумасшедшие в произведениях А.П. Чехова // Байкальские встречи: сб. науч. тр. / под ред. A.C. Собенни-кова. Иркутск, 2003. — С. 56−63.
- Осьминина Е.А. В поисках утраченной России // Шмелёв И. А. Собр. соч. в пяти т. Т. 4. М.: Русская книга, 2001. — С. 3−11.
- Охотникова В.И. Летописи псковские // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. — Вып. 2., Ч 2. — С. 27−30.
- Очадликова М. Цит. по ст.: Толстая-Сегал Е. Идеологические контексты Платонова // Russian literature. — Amsterdam, 1981. T. 9. — № 2. — С. 250−271.
- Памятники древней письменности. Сийский иконописный подлинник. Вып. II. / Покровский Н. В. Общество любителей древней письменности. СПб., 1896. — 110 с.
- Панченко A.M. Русская культура в канун Петровских реформ // О русской истории и культуре. — СПб.: Азбука, 2000. С.87−88.
- Панченко A.M. Смех как зрелище // Лихачев Д. С., Панченко A.M., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984. — С. 72−153.
- Панченко A.M. Юродивые на Руси // Русская история и культура: Работы разных лет. СПб.: Юна, 1999. — С. 392−407.
- Петров С.М. A.C. Пушкин. Очерк жизни и творчества. М.: Просвещение, 1973. — 350 с.
- Плюханова М.Б. О национальных средствах самоопределения личности: самосакрализация, самосожжение, плавание на корабле // Из истории русской культуры. Т.З. М., 1996. — С. 380−459.
- Погодин М.П. Древняя русская история до монгольского ига в двух тт.: Т. 1. -М.: Терра, 1999. 510 с.
- Померанц Г. С. Одиночество пророка. Он не склонен к диалогу. Мы к диалогу готовы // Век. 1998. — № 48. — С. 8−12.
- Померанц Г. С. Эвклидовский и не эвклидовский разум // Открытость бездне. Этюды о Достоевском. New York, 1989. — 384 с.
- Прыжов И.Г. Русские кликуши // История нищенства, кабачества и кликушества на Руси. — М.: Терра, 1997. — 240 с.
- Пушкин A.C. О народной драме и драме „Марфа Посадница“ / Поли. собр. соч. в десяти тт. Изд. 2-е. Т. 7. М., 1958. — С. 211−216.
- Пушкин A.C. Собр. соч. в десяти тт. Т. 9. Письма 1815−1830. М.: Вагриус, 2006, — 480 с.
- Рассадин С.Б. Драматург Пушкин: Поэтика. Идеи. Эволюция — М.: Искусство, 1977. 359 с.
- Ровицкая Ю.В. Образ юродивого и тема юродства в творчестве Ф.М. Достоевского и Б. К. Зайцева // Творчество Ф. М. Достоевского: проблемы, жанры, интерпретации. Тезисы Ш межрег. научно-практич. конф. — Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 1998. — С. 61−64.
- Русское юродство как форма святости // Толстой Н. И. Очеркиславянского язычества. — М: Индрик, 2003. — 622 с.
- Сараскина Л.И. „Бесы“: Роман-предупреждение. М.: Советский писатель, 1990.-С. 130−164.
- Своеручные записки княгини Натальи Борисовны Долгорукой. // Безвременье и временщики. Воспоминания об „Эпохе дворцовых переворотов“ / сост., коммент. Е. В. Анисимова. Л.: Худ. лит., 1991. — 368 с.
- Семёнова С.Г. Мытарства идеала. К выходу в свет „Чевенгура“ Андрея Платонова // Новый мир. 1988 — № 5 — С. 218−231.
- Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу // сост. В. А. Грихина. М.: Сов. Россия, 1982. — С. 30−330.
- Смолич И.К. Русское монашество 988—1917 // Жизнь и учение старцев. М.: Православная энциклопедия, 1999. — 606 с.
- Солженицын А.И. Жить не по лжи // Наш современник. — 1989. -№ 9. — С. 159—165.
- Солженицын А.И. Ленин в Цюрихе: Рассказы. Крохотки. Публицистика. Екатеринбург, 1999. — 750 с.
- Солженицын. А.И. Некоторые грамматические соображения // Собр. соч. в двадцати тт. Т. 10. Вермонт-Париж, 1983. — С. 557−572.
- Солженицын А.И. Нобелевская лекция // Новый, мир.- — 1989. — № 7.-С. 143−150.
- Спиваковский П. Е. Феномен А. И. Солженицына. Новый взгляд. (К 80-летию со дня рождения). М.: ИНИОН РАН, 1999. — 135 с.
- Степанян К.А. Юродство и безумие, смерть и воскресение, бытие и небытие в романе „Идиот“ // Роман Ф. М. Достоевского „Идиот“: современное состояние изучения: сб. / под ред. Т. А. Касаткиной. М., 2001. -С.144—147.
- Столпы русской святости // Русские юродивые и блаженные / авт.-сост. H.A. Рубина и А. Р. Северский Челябинск: Аркаим, 2003. — 360 с.
- Сухих И.Н. Душа болит („Характеры“ В. Шукшина, 1973) // Звезда. 2001. — № 10. — С. 223−232.
- Сухих И.Н. Русские странники в поисках китежа (1926−1929. „Чевенгур“ А. Платонова) // Звезда. 1999. — № 8. — С. 222−235.
- Тарасов А.Б. Что есть истина? Праведники Льва Толстого. — М.: Языки славянской культуры, 2001. — 172 с.
- Твардовский А.Т. Рабочие тетради 60-х годов // Знамя. 2000. -№ 6.-С. 102−154.
- Телетова Н.К. Святогорская повесть и отражение ее в „Борисе Годунове“ Пушкина // Звезда. 1999. — № 6. — С. 102−107.
- Толстой Л.Н.: Pro et contra: личность и творчество Льва Толстого в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология / К. Г. Исупов. — СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2000. — 984 с.
- Толстой Н.И. Очерки славянского язычества. М.: Индрик, 2003.- 622 с.
- Уваров М.С. Архитектоника исповедального слова. — М., Але-тейя, 1998.-254 с.
- Урманов A.B. Поэтика прозы Александра Солженицына / A.B. Урманов. М.: Прометей, 2000. — 231 с.
- Урманов A.B. Христианская модель бытия в рассказе „Матрёнин двор“// „Матренин двор“ А. Солженицына: — М.: Худ. мир, 2000. 158 с.
- Фёдорова Т.Н. Художественный мир Пильняка 1920-х годов („Иван Москва“ и „Красное дерево“): Автореф. дисс. филол. наук. — Самара: Ульян, гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова, 2000. — 21 с.
- Федотов Г. П. Святые древней Руси. М.: Феникс, 1999. — 384 с.
- Филофей. Житие и деяния Саввы Нового. Цит. по: Панченко A.M. Смех как зрелище // Лихачев Д. С., Панченко A.M., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984. — С. 59−60.
- Флоренский П.А. Философия культа / сост. игумен Андроника (A.C. Трубачева). М.: Мысль, 2004. — 685 с.
- Фомичёв С.А. Поэзия Пушкина: творческая эволюция. JL: Наука, Ленингр. отд-ние, 1986. — 302 с.
- Франк С.Л. Речь „Памяти Льва Толстого“ // Русская мысль. — 1910. Кн. 12. — Отд. 2. — С. 141−162.
- Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского.-М: Наука, 1964.-404 с.
- Фролова Е.А. Одинокие чудики В.М. Шукшина // Русский язык в школе. — 2004. № 5 (сентябрь — октябрь). — С. 69—73.
- Харитонов A.A. Система имён персонажей в поэтике повести „Котлован“ // „Страна философов“ Андрея Платонова: Проблемы творчества. М., 1993. — С. 152−172.
- Хисамова Г. Г. Речевое поведение героев рассказов В.М. Шукшина // Русская речь. 2004. — № 4 (июль — август). — С. 51−55.
- Чалмаев В.А. Солженицын. Жизнь и творчество. — М.: Просвещение, 1994. с. 84−87.
- Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии.-М., 1991.-512 с.
- Чернов Л.С. Гоголь и юродство // Альманах Гуманитарного семинара. Рига. — 2006. — Вып. 5. — С. 96−114.
- Чирков Н.М. О стиле Достоевского: Проблематика. Идеи. Образы. М.: Наука, 1967. — 303 с.
- Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой: в трёх тт. Т. 3. — М.: Согласие, 1997. 544 с.
- Шаховская З.А. О правде и свободе Солженицына // Слово. — 1990.-№ 3.-С. 82−83.
- Шмелёв И.С. Избранное. М.: Правда, 1989. — 688 с.
- Шукшин В.М. Монолог на лестнице // Вопросы самому себе. — М.: Молодая гвардия, 1981. С. 44−50.
- Шукшин В.М. Нравственность есть правда / Шукшин В. М. Собр. соч. в пяти тт. Т.5 Екатеринбург: Посылторг, 1994, — С. 401−412.
- Юдин A.B. Русская народная духовная культура. — М.: Высшая школа, 1999. 331 с.
- Ян В. Видения дурмана Душа / Собр. соч.: в 5 т. — Т. 2. — М.: Тер-ра-Книжный клуб, 2008. 2320 с.
- Абрамов Ф.А. Собр. соч.: в 6 т. — Т. 1- „Братья и сестры“. Л.: Худ. лит., 1990.
- Абрамов Ф.А. Собр. соч.: в 6 т.-Т.2.-„Дом“. -Л:Худ. лит., 1990.
- Абрамов Ф.А. Собр. соч.: в 6 т. — Т. 3. — „Пелагея“, „Из колена Аввакумова“. Л.: Худ: лит., 1991.
- Гоголь. Н.В. Собр. соч.: в 7 т. — Т. 3. — „Невский проспект“, „Шинель“. -М.: Худ. лит., 1984.
- Гоголь. Н.В. Собр. соч.: в 7 т. — Т. 5. — „Мёртвые души“. — М.: Худ. лит., 1984.
- Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 13 т. Т. 3. — „Село Сте-панчиково и его обитатели“. — Л.: Наука, 1972. — 544 с.
- Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 13 т. — Т. 6. — „Преступление и наказание“.- Л.: Наука, 1973. 424 с.
- Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 13 т. — Т. 8. — „Идиот“. Л.: Наука, 1973−512 с.
- Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 13 т. Т. 10 — „Бесы“. — Л.: Наука, 1974.-520 с.
- Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч.: в 13 т. Т. 13 — „Подросток“.- Л.: Наука, 1975.- 456 с.
- Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч.: в 13 т. Т. 14 — „Братья Карамазовы“. — Л.: Наука, 1976- 512 с.
- Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч.: в 13 т. — Т. 15 — „Братья Карамазовы“. — Л.: Наука, 1976. — 624 с.
- Житие Андрея Юродивого / Византийская библиотека. / пер. с греч. СПб.: Алетейя, 2000. — 285 с.
- Житие Михаила Клопского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 1. — С. 302−305.
- Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. — М.: Терра-Книжный клуб, 2001. — 336 с.
- Лесков Н.С. Собр. соч.: в 12 т. Т. 2. — Праведники. — М.: Правда, 1989.-415 с.263″. Пильняк Б. Собр. соч.: в 6 т. — Т. 1. — Голый год. — М.: ТЕРРА -Книжный клуб, 2003. 448 с.
- Пильняк Б. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. — Красное дерево: — М.: ТЕРРА — Книжный’клуб, 2003. — 480 с.
- Платонов А.П. Собр. соч.: в 5 т. — Т. 1. — „Сокровенный человек“, „Усомнившийся Макар“. М.: Информпечать ИТРК РСПП, 1998. — 560 с.
- Платонов А.П. Собр. соч.: в 5 т. — Т. 2. — „Чевенгур“, „Котлован“.- М.: Информпечать ИТРК РСПП, 1998. 560 с.
- Пушкин A.C. Собр. соч.: в 6 т. — Т. 3. — Поэмы и повести в стихах. „Борис Годунов“ М.: Правда, 1969. — 531 с.
- Солженицын А.И. Собр. соч.: в 9 т. Т. 1. — Рассказы. „Матрёнин двор“. -М.: Терра, 1999. — 624 с.
- Толстой Л.Н. Детство // Полн. собр. соч. /под общ. ред. В. Г. Черткова. Т.1. М.: Терра, 1992. — 356 с.
- Успенский Г. И. Собр. соч.: в 9 т. — Т. 1. — Очерки. „Парамон юродивый“. — М.: „Книжный Клуб Книговек“, 2011. 730 с.273*. Шмелёв И. С. Собр. соч.: в 5 т. — Т.4. Богомолье. — М.: Русская книга, 1998. 560 с.
- Шукшин В.М. Собр. соч.: в 5 т. — Т. З. Екатеринбург: Посыл-торг, 1994.-480 с.
- Шукшин В.М. Собр. соч.: в 5 т. Т.4. — Екатеринбург: Посыл-торг, 1994.-480 с.
- Шукшин В.М. Собр. соч.: в 5 т. Т.5. — Екатеринбург: Посыл-торг, 1994. -510 с.
- Ссылки на лексикографические источники277., Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в четырёх тт. Т.4. М.: ТЕРРА, 1994. — 688 с.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 2000. — 944 с.
- Большой толковый словарь русского языка. / Гл. редактор С. А. Кузнецов. СПб: Норинт, 2003. — 1536 с.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в четырёх тт. / пер. с нем. И доп. О. Н. Трубачёва. 3-е изд. — СПб: Терра-Азбука, 1996. — 864 с.
- Авраменко Д. Святые жены // Безумием мнимым безумие мира обличившие. Блаженные старицы нашего времени (ХГХ-ХХ вв.). М., 2005.
- Электронный ресурс. URL: http://pravava.ru/idea/20/2906 (дата обращения: 15.02.2008).
- Архангельская A.B. „Житие Юлиании Лазаревской“//Филология. Слово. Православный образовательный портал. Электронный ресурс. URL: http://old.portal-slovo.ru/rus/philology/258/259/578/2779 (дата обращения: 27.11.2007).
- Блаженные старицы дивеевские // Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря Электронный ресурс. URL: http://svet77−77.narod.ru/wedenie-2.html (дата обращения: 27.02.2010).
- Десять лет памяти блаженной Любушки Сусанинской // Леушин-ский посох Электронный ресурс. URL: http://www.leushino.ru/posoh/ lubushka. html (дата обращения: 10.06.2008).
- Димитрий. (Ростовский) Электронный ресурс. URL: http://www.pravenc.ru/text/l 78 011 .html (дата обращения 29.09.2009).
- Житие Блаженного Иоанна Московского, Христа ради юродивого, по прозванию Большой Колпак Электронный ресурс. URL: http://lib.pushkinsldidom.ru (дата обращения: 20.01.09).
- Житие Василия Блаженного, Христа ради юродивого, Московского чудотворца Электронный ресурс. URL: http://www.rusempire.ru (дата обращения: 22.01.09).
- Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. М., 1997. Электронный ресурс. URL: http://azbvka.ru/tserkov/swatve/ zhivov agiografia lgl all. shtml (дата обращения: 24.11.2006).
- Житие и чудеса святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба // Жития и творения русских святых./ Сост. С.Тимченко. М: Современник,
- Донской монастырь, 1993. Электронный ресурс. URL: http://www.rus-sky.com/nasledie/borgleb.htm (дата обращения: 05.07.2010).
- Житие праведной Иулиании Муромской (Лазаревской) чудотво-рицы (оригинал). Электронный ресурс. URL: http://www.promurom.ru/ murompage. php?spage=l60 (дата обращения: 05.07. 2010).
- Житие преп. Исидоры юродивой. Электронный ресурс. URL: http://www.pravoslavie.uz/Jitiva/5/10Isidora.htm (дата обращения: 19.01. 2009).
- Житие Прокопия Вятского. Электронный ресурс. URL: http://www.saints.ru/p/03 Procopiy. html (дата обращения: 12.11. 2008).
- Житие Прокопия Устюжского. Электронный ресурс. URL: http://pravkniga.ru/icon.html?id=13 880 (дата обращения: 18.11. 2008).
- Житие Сергия Радонежского. Электронный ресурс. URL: http ://www.zolotoekoltso.ru/goroda new/sergievposad/sergievposad sergiyradon eiskiy iitie. php (дата обращения: 23.04. 2010).
- Киселев В. Русские юродивые Электронный ресурс. URL: [email protected] (дата обращения: 02.10. 2007).
- Ключевский В.О. Древнерусские жития святых, как исторический источник. Электронный ресурс. URL: http://www.avorhist.ru/publish/kl zhitial. html (дата обращения: 07.10. 2007).
- Кравцова Т.В. Старец Зосима „идеальный христианин“ Ф.М. Достоевского// Свято-Филаретовские чтения: 9 декабря 2005. Электронный ресурс. URL: http://www.kroutov.ru/content/ (дата обращения: 28.11. 2009).
- Ковлевский И. Юродство во Христе и Христа ради юродивые. Электронный ресурс. URL: http://jurodstvo.upelsinka.com/vved/kovalevsky. htm (дата обращения: 25.11. 2007).
- Мареев С.Н., Мареева Е. В. Кингом как образ жизни и философия // История философии Электронный ресурс. URL: http://society.polbu.ru/ mareev histphilosophv/ch21 i. html (дата обращения 12.11.2008).
- Митрополит смоленский и калининградский Кирилл. Цит. из фильма „Юродивые“. Электронный ресурс. URL: http://ziobra-fth.liveiournal.com/8680Q.html (дата обращения 07.02.2007).
- Отец Георгий. Цит. из фильма „Юродивые“. Электронный ресурс. URL: http ://ziobra-fth.livej ournal .com/86 800.html (дата обращения 07.02.2007).
- Петрунин С. Газета „Провинция“, 2005. Электронный ресурс. URL: http://www.enikeeva.ru/?p=295 (дата обращения 12.09.2010).
- Повесть о Марфе и Марии. Сказание о явлении чудотворнаго креста господня». Электронный ресурс. URL: http://www.promurom.ru/ murompage. php?spage=l4 (дата обращения 09.02.2010).
- Святая праведная блаженная Матрона Московская. Электронный ресурс. URL: ht1p://www.pokrov-monastir.ru/?/root/main (дата обращения 25.06.2009).
- Флетчер Дж. О государстве Русском. СПб., 1911. Электронный ресурс. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Fletcher/fi*ametext5.htm (дата обращения 04.10.2007).