Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Юродство в русском литературном сознании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Флоренский П. А. «Философия культа» (Опыт православной антроподицеи). М.: Мысль, 2004; И.В. Мотею-найте «Восприятие юродства русской литературой 19−20 веков». — Псков. 2006. — 304 е.- Иоанн Ковалевский «Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской церкви» / сост. свящ. Иоанн Ковалевский. — Репринт, воспр. изд. 1902 г. — М., 1992. — 307 е.- Алексий Кузнецов «Святые блаженные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РУССКОЕ ЮРОДСТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
    • 1. 1. Философия «юродства»: к истории вопроса
    • 1. 2. «Этикет юродства» в житиях Древней Руси
    • 1. 3. Светские тенденции в агиографии XVII—XVIII вв.еков
  • ГЛАВА 2. «ЮРОДСКИЙ ЖЕСТ» В ПОЭТИКЕ РУССКИХ КЛАССИКОВ
    • XIX. ВЕКА
      • 2. 1. Юродивые «Христа ради» в произведениях А. С. Пушкина и
  • Л.Н. Толстого
    • 2. 2. Феноменология юродства в художественном мире
  • Ф.М. Достоевского
    • ГЛАВА 3. ТИПОЛОГИЯ ЮРОДИВЫХ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    • XX. ВЕКА
    • 3. 1. Юродивые «справедливости ради» и юродивые «от революции» в произведениях Б.А.Пильняка
    • 3. 3. «Неузнанный праведник» А.И. Солженицына
    • 3. 4. «Чудизм» как состояние души шукшинских героев

Юродство в русском литературном сознании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В диссертационной работе исследуется феномен «юродство», обосновываются принципы типологии юродивых в произведениях древнерусской литературы, в русской литературе XVII—XIX вв.еков, а также прослеживаются генетические корни типа юродивого в русской литературе XX века.

Юродство" как форма христианского подвижничества, добровольно принимаемого на себя, сохраняло актуальность в русской духовной жизни в течение нескольких столетий. Егозначение в реальной русской жизни ослабло к XVIII веку в связи с реформами Петра I, коснувшимися, в том числе, и организации духовной сферы России, однако интерес к нему не угас и в художественных произведениях последующих веков, в которых несложно обнаружить черты типа героя (юродивого), сформированныееще в древнерусской литературе.

Системное изучение типологических черт этогогероя, появившегося еще в средневековой’литературе и сохранившего свою ^ актуальность в русской' классике XIX—XX вв.еков, на наш взгляд, позволяет глубже осмыслить ментальные особенности русского1 человека, выявить, важнейшие черты" его характера, воплощенные в, произведениях писателейХП—XX веков.

Внутренняя сосредоточенность на ценностях духовной жизни (примат души и духа над всеми другими сторонами жизни человеческой), непоколебимая вера в Иисуса Христа1 характеризует юродивых «Христа ради» в русской литературе нового и новейшего времени — князя Мышкина, Сони Мар-меладовой, Алёшы Карамазова Ф. М. Достоевского, Александра Дванова А. П. Платонова, Глеба Ордынина Б. А. Пильняка и др.

Ещё в текстах летописей, о которых упоминает С. М'. Соловьёв в «Истории России с древнейших времён», есть рассказы о князьях, которые, помня о повиновении Богу, перед смертью постригались «в иноки и в схиму», как, например, князь Дмитрий Святославович Юрьевский, что даёт возможность.

1 В своём романе «Бесы» Ф. М. Достоевский устами Шатова высказал мысль о том, что русский народ — «народ-богоносец». понять, какие жизненные ценности были важны для русского человека в давние времена и какие остались важными в XX веке, в литературе которого можно проследить генетические корни типов юродивых, трансформация которых произошла закономерно в персонажах И. С. Шмелёва (юродивые «Христа ради»), Б. А. Пильняка (юродивые «справедливости ради», юроди-, вые «от революции»), А. П. Платонова («душевные бедняки»), В-.М. Шукшина («чудики») и др.

Упоминания о явлении, юродства, исследования истории его возникновения встречаются1 в работах, осмысляющих феномен русской культуры и русского характера. Определения термина «юродство» содержатся в толковых, энциклопедических и специализированных словарях1, а также в работах разных исследователей, что свидетельствует об-актуальности изучаемой проN блемы.

Обзор диссертационных исследований? по проблеме «юродство» показал, что феномен юродства рассматривался-не только в литературоведческом аспекте, как например, в работе К. А. Янчевской «Юродство в русской литературе второй' половины XIX века», в которой основной акцент сделан на том, что юродство для русской литературы второй половины XIX века становится, способом воплощения особенностей характера национального героя и построения духовно-нравственного идеала. Особое внимание автор1 работы уделила образам персонажей, в которых в той или иной степени представлено юродство «Христа ради», отражающее всю содержательную глубину древнерусского — подвига.

1 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — Т.4. — М.: TEPPA, 1994; Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 2000; Словарь современного русского литературного языка: В 17 т./ Под ред. В. И. Чернышёва. — М., JL: Изд-во АН СССР, 1965. — Т. 17- Большой толковый словарь русского языка. / Гл. редактор С. А. Кузнецов. — СПб: Норинт, 2003; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. / пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачёва. — 3-е изд. — СПб: Терра-Азбука, 1996.

2 Янчевская К. А. Юродство в русской литературе второй половины XIX в.: дис.. канд. филол. наук: 10.01.01 / [Место защиты: Барнаульский гос. пед. ун.-т]. — Барнаул, 2004. — 195 е.- Мотеюнайте И. В. Восприятие юродства русской литературой XIXXX вв.: диссертация. докт. филол. наук: 10.01.01 / Мотеюнайте И. В. [Место защиты: Новгородский гос. ун.-т]. — Великий Новгород, 2007. — 330 е.- Ростова H.H. Человек обратной перспективы: философско-антропологическое исследование феномена юродства Христа ради: диссертация. канд. филос. наук: 09.00.13 / Ростова H.H. [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Филос. фак.]. — M., 2008. — 193 с.

В диссертационном исследовании И. В. Мотеюнайте «Восприятие юродства русской литературой XIX—XX вв.еков» в центре внимания — обращение к проблеме юродства в русской церковной и светской среде. Автор работы выявляет механизмы расширения понятия «юродство», связанного с церковным подвигом юродивого «Христа ради», но не сводимого к нему.

В диссертации Н. Н. Ростовой «Человек обратной перспективы» проблема юродства исследована в философско-антропологическом, ключе.

К проблеме юродства с исторической, философской, культурологической и литературоведческой точек зрения обращались в своих работах t.

Д.С. Лихачев, А. М'. Панченко, П. А. Флоренский, Ю. В. Манн, В. В*. Колесов,.

Е.О. Беленсон, М. М. Бахтин, И. У. Будовниц, С. А. Иванов, И. А. Ильин, И. Г. Прыжов, И. А. Есаулов, В. В. Иванов, Г. П. Федотов и др1. Их труды' посвящены вопросам.

— исследования юродства как культурного феномена, трансформирующегося под влиянием исторической эпохи (Д.С. Лихачев, Ю. М. Лотман, A.M. Панченко, Л. В*. Янгулова);

— отношения к юродству как к способу религиозного подвижничества и как. отличительной черте национального характера, особой «русскойv странности» (И.А. Есаулов, П. В. Басинский, К.А. Янчевская);

— взаимосвязи! феномена юродства со смеховым миром Древней"Русискоморошеством, шутовством, «карнавальным смехом», лицедейством (М.М. Бахтин, Д. С. Лихачев, A.M. Панченко);

1 Лихачёв Д С., Панченко A.M. «Смеховой мир Древней Руси». — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние., 1976; Флоренский П. А. «Философия культа» (Опыт православной антроподицеи). М.: Мысль, 2004; Манн Ю. В. Карнавал и его окрестности// Вопросы литературы, 1995. — вып.1. Колесов В. В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб.: Петербургское востоковедение, 2006; Беленсон Е. О подвиге юродства// Путь, 1927. — № 8- Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. — М.: Худож. Лит, 1990; Будовниц И. У. Юродивые Древней Руси // Вопросы истории религии и атеизма: Сб. статей. — Т. XII. — M., 1964; Иванов С. А. «Блаженные похабы: культурная история юродства. — М.: Языки славянских культур, 2006. — 452 с — Ильин И А. Свобода духа в России. Простецы по природе и юродивые во Христе// Собрание сочинений: В 10 т. — Т. 6. — Кн. 3. — М.: Русская книга, 1997. — 560 е.- Прыжов И. Г. Русские кликуши // История нищенства, кабачества и кликушества на Руси. — М.: Терра, 1997; Есаулов И. А. Юродство и шутовство в русской литературе. Некоторые наблюдения // Литературное обозрение, 1998; Иванов В. В. Юродивый в народной культуре русского севера (Материалы международной научной конференции «Ряби-нинские чтения. — 1995»): сб. научн. докл. — Петрозаводск. — 1997; Федотов Г. П. Святые древней Руси. — М.: Феникс, 1999. и др. осмысления категорий «самоуничижение» и «аскеза» как подвига юродства и выражения высшей формы святости (Иоанн Ковалевский, Г. П. Федотов, Е. Д. Мелешко, G.A. Иванов) — изучения эстетической стороны явления «юродство», определения-его как «безобразие красоты», выявления его провокационной, зрелищной, обличительной стороны (Д.С. Лихачев, A.M. Панченко, С.А. Иванов) — исследования феномена юродства с точки зрения его «разыгранно-сти»: лжеюродство, мнимое безумие, мошенничество с целью привлечения внимания к себе (И:Г. Прыжов, А. И. Клибанов, И.У. Будовниц).

Обзор научных публикаций, в которых рассматривается исследуемая нами проблема, позволяет утверждать, что при наличии серьезных и содержательных работ, посвященных рассмотрению явления* «юродство», назрела потребность системного рассмотрения образа юродивого как типа литературного героя, имеющего глубокие исторические корни и сохранившего t свою актуальность вплоть до современного литературного этапа. Этим и обусловливается актуальность темы представленного диссертационного исследования, в котором анализируется «философшг юродства» как явления в русском, сознании. XII—XX вв.еков в, литературоведческом, философском и культурологическом* аспектах, определены этапы эволюции' типа юродивого как литературного, героя, рассмотрена совокупность критериев отнесения персонажей произведений разных жанров к этому типу героя.

Объектом исследования являются типы юродивых в произведениях древнерусской литературы и в русской, литературе XVII—XX вв.еков.

Предмет исследования — явление «юродство» как национально-культурный феномен Древней Руси, отразившийся в контексте времени в русской литературе XII—XX вв.еков.

Цель настоящей диссертации — выявление феномена юродства и-типологии юродивых в агиографии и в художественных произведениях русской литературы XVII—XX вв.еков.

Означенная цель предполагает решение следующих задач: на основании анализа отечественных исследований по проблеме «юродство» охарактеризовать его содержание и разные подходы к объяснению этого феномена русской культурывыявить основные отличительные черты образов юродивых, осмыслить типологию юродивых на материале житийных текстов, древнерусской литературы и литературных произведений XVII—XVTII вековрассмотреть классификацию типов юродивых в поэтике русских классиков XIX векапроанализировать трансформацию типа юродивого в русскойлитера-туре XX века.

В соответствии с поставленной целью и решаемыми в. работе задачами использован комплекс методов анализа фактического материала: историко-типологический метод, метод литературного и контекстуального анализа, метод идентификации и отбора по определённым признакам* метод’классификации и системного ¡-анализа художественных произведений XII—XX вв.еков.

Методологической и' теоретической основой исследования послужили трудыМ’М. Бахтина, Д. С. Лихачева, Ю. МЛотмана, В. Е. Хализева, И. А. Есаулова, A.M. Панченко, Г. П. Федотова, И. Е. Прыжова, С. А. Иванова и других отечественных ученых, исследовавших проблему юродства.

Достоверность полученных результатов обеспечивается тщательным анализом фактического материала, выверенностью концептуальных положений, использованием комплекса методов (культурно-исторического, истори-ко-литературоведческого, системно-типологического).

Научная новизна работы состоит в том, что проблема юродства в русской литературе впервые рассмотрена в эволюции, как и трансформация типа юродивого в литературных произведениях XII—XX вв.еков, что позволяет глубже понять ментальные особенности русского характера. Изучение феномена юродства в историческом аспекте расширяет научные представления о художественной картине мира, создаваемой русской литературой на протяжении XII—XX вв.еков, вносит новые оттенки в осмысление историко-литературного процесса, происходящего в России.

Материалом исследования послужили жизнеописания юродивых в древнерусской литературе («Житие Андрея Юродивого», «Житие Михаила Клопского», «Житие Блаженного Иоанна Московского», «Житие Василия Блаженного», «Житие Прокопия Вятского», «Житие Прокопия Устюжского», «Житие Сергия Радонежского»), в русской литературе XVTI-XVIII веков («Житие протопопа Аввакума.», «Житие Юлиании Лазаревской», «Повесть о Марфе и Марии», «Своеручные записки княгини Натальи Борисовны Долгорукой», «Описания жизни одной благородной женщины» А.Е. Лабзиной), в классике XIX века («Борис Годунов» A.C. Пушкина, «Детство» Л. Н. Толстого, «Подросток», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Село Степанчиково и его обитатели», «Преступление и наказание», «Идиот» Ф: М. Достоевского) и в литературе XX века, в котором произошла закономерная трансформация типа юродивого («Богомолье» и «Лето Господне» И: С. Шмелёва, «Голый год» и «Красное дерево» Б. А. Пильняка, «Сокровенный человек», «Усомнившийся Макар», «Чевенгур» и «Котлован» А.П. Платонова^ «Матрёнин двор» А. И. Солженицына, цикл рассказов о «чудиках» В.М. Шукшина).

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она расширяет научные представления о типологии русского литературного героя.

Практическая значимость. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при чтении курсов по-истории русской литературы XII—XX вв.еков, спецкурсах и спецсеминарах, связанных с проблемой литературного героя как в вузовской, так и в школьной системе преподавания — на уроках литературы и в рамках факультативных занятий.

Апробация результатов исследования. Результаты работы были апробированы в докладах на внутри вузовских научных конференциях: четырёх Ломоносовских научно-практических конференциях преподавателей, аспирантов, студентов (Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2007;2010), на XXIII Ломоносовской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов (Северный (Арктический) федеральный университет, 2011), в рамках Филологических чтений студентов и аспирантов (Шоморский государственный университет имени М: В. Ломоносова, 2006;2010).

Результаты, диссертационного" исследования отражены, также в семи научных публикациях.. '.

Структура диссертации-. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационное исследование «Юродство в русском литературном сознании» позволило сделать определённые выводы о том, что феномен «юродство» и типология юродивых в произведениях русской литературы на протяжении XII—XX вв.еков претерпели-существенные изменения.

Взяв за основу принцип разделения явления- «юродство» на «природное» юродство («во Христе») и добровольное юродство («Христа ради») (С.З. Агранович) — или, по замечанию A. MJ Панченко, активную и пассивную сторону юродства, и, соответственно-. определив два основных типа юродивых в произведениях агиографической и художественной литературы, было выявлено, что «природное» юродство заключалось в добровольном принятии на себя христианского подвига юродства, с его тяготами аскетизма и умерщвлением плоти, а юродство «Христа ради» предполагало намеренную театральность поведениястремление к «зрелищности», обличению власти на глазах у публики, громкий протест наряду с глубокой верой в Бога.

Истоки христианского подвига юродства многие исследователи обнаружили в античном кинизме (А.Н. Чанышев, 1IJI. Карабущенко), проведены параллели явления- «юродство» с византийской православной традицией (С.А. Иванов, A.M. Панченко), обращаявнимание на особенность возникновения философского аспекта юродства, русский феномен: сопоставлен и с религией ислама, а древнерусские юродивые — с суфийскими дервишами (А.Р: Андреев, С.А. Шумов).

В древнерусской литературе в жанре жития рассматриваются особенности проявления активной и пассивной сторон юродства. Активная сторона проявлялась в стремлении юродивых «Христа ради» к обличению власти, разыгрыванию роли на глазах толпы, ощущению г необходимости «ругаться миру» (Прокопий Устюжский, Василий Блаженный, Николай Салос),. пассивная — в отречении «природных» юродивых от всего мирского, умерщвлении плоти в пользу Божественного (Исаакий Печерский, Михаил Клопский и др.), что позволило выявить религиозно-философский аспект юродства.

Анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме «юродство», активно рассматривающийся в трудах Н. Я. Аристова, М. М. Бахтина, В. П. Васильева, И. А. Есаулова, В. В. Иванова, М. Е. Пятницкого, Г. П. Федотова, М. Фуко, А. Хаваши, В. В. Экземплярского, позволил выявить психологический аспект феномена юродства «Христа ради», заключающийся в соединении в нём различных форм протеста (против общепринятых норм поведения, против власти, против человеческих грехов и пороков), игру на публике с целью привлечения внимания и манипуляции. В «природном» юродстве позволил подчеркнуть особую тяжесть подвига посредством «самоуничижения» и «аскезы» тела, а также сформировал отношение к юродству как к способу религиозного подвижничества и особой «русской странности».

Проблема юродства как одного из видов христианского подвижничества, добровольно принимаемого на себя, на протяжении веков активно рассматривалась философами, религиозными деятелями, филологами, культурологами, литературоведами: П. А. Флоренским, священником Иоанном Ковалевским, иеромонахом Алексием Кузнецовым, В. В. Колесовым, Е.О. Белен-соном, Д. С. Лихачевым, A.M. Панченко, С. А. Ивановым, И А. Ильиным.

Несмотря на уникальнрсть феномена юродства как исторического явления, отношение к нему на протяжении нескольких веков было неоднозначным: на XVI век пришёлся «расцвет» явления юродства на Руси, массовая канонизация юродивых, а в XVII—XVIII вв.еках происходило постепенное «угасание» этого интереса, хотя в литературе этого периода, напротив, заметно возрождение интереса к типу «юродствующих» персонажей (C.B. Максимов), во многом копирующих поведение юродивых, живших в Древней Руси. Например, в «Житии протопопа Аввакума», в котором впер

1 Флоренский П. А. «Философия культа» (Опыт православной антроподицеи). М.: Мысль, 2004; И.В. Мотею-найте «Восприятие юродства русской литературой 19−20 веков». — Псков. 2006. — 304 е.- Иоанн Ковалевский «Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской церкви» / сост. свящ. Иоанн Ковалевский. — Репринт, воспр. изд. 1902 г. — М., 1992. — 307 е.- Алексий Кузнецов «Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради московские чудотворцы». — М., 1910 / Зап. Моск. археол. ин-та, т. 8. Рец.: Соболевский А. И. — ИОРЯС, 1913. — кн.3. — С. 391−395, Колесов В. В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб.: Петербургское востоковедение, 2006; Беленсон Е. О подвиге юродства// Путь, 1927, № 8- Иванов С. А. «Блаженные похабы: культурная история юродства. — М.: Языки славянских культур, 2006. — 452 е.- Ильин И А. Свобода духа в России. Простецы по природе и юродивые во Христе// Собрание сочинений: В 10 T. — Т. 6. -Кн.З. — М.: Русская книга. 1997. — 560 С. вые появилась «психологическая и социальная мотивация внешнего странного поведения юродивого» (К.А. Дагаева), представлен тип «природных» юродивых — Фёдора и Федоры, в поведении которых преобладали стремление к аскезе: «умерщвление» плоти, отказ от материальных благ. В произведениях XVII века о юродивых совмещались черты «светского» и «житийного» планов, а личность рисовалась иногда идеальной, как в «Житии Юлиании Лазаревской», в «Повести о Марфе и Марии», героини которых были близки к типу «природного» юродивого.

В литературе XVIII века отмечается спад интереса к явлению юродства, что позволяет сделать вывод о том, что мемуарные произведения «Своеручные записки Н.Б. Долгорукой», «Описание жизни одной благородной женщины» А. Е. Лабзиной, написанные от первого лица, далеки по содержанию и форме от агиографической литературы и приближены к жанру художественной литературы со светскими тенденциями: в них появляются образы «юродстующих» персонажей, наделённых только отдельными чертами «природных» юродивых (самоуничижение, унижение личных качеств перед волей Господа, раннее сиротство, благочестие).

Осмысление проблемы юродства в рамках литературы XIX века, а именно, исследование типа юродивого «Христа ради» на материале произведений A.C. Пушкина и Л. Н. Толстого, а также изучение классификации типов юродивых в произведениях Ф. М. Достоевского, дало возможность заключить, что наряду с традиционным типом юродивого «Христа ради» — в пушкинском Николке («Борис Годунов») и толстовском Грише («Детство»), — в русской классике появляются новые типы юродивых в произведениях Ф. М. Достоевского. По классификации Ф. В. Макаричева в них выделяются три типа юродивых: «классические» юродивые — Лизавета Смердящая («Братья Карамазовы»), Лизавета Ивановна («Преступление и наказание»), Лидия Ахмакова, Хромоножка («Бесы») — тип «героя-мудреца» — старец Зосима («Братья Карамазовы») и тип «положительно прекрасного человека» — князь Мышкин («Идиот»), Соня Мармеладова («Преступление и наказание»), Алёша Карамазов («Братья Карамазовы»). В дополнение к этой классификации,, взятой нами за основу, мы предложили выделить четвёртый тип юродивого — «шута», близкого по своим качествам к типу юродивого «Христа ради». К этому типу относятся Ежевикин и Опискин («Село Степанчиково.»), Лебедев, Иволгин, Фердыщенко («Идиот»), Фёдор Павлович Карамазов и Снегирёв («Братья Карамазовы»), Мармеладов («Преступление и наказание»), Ли-путин и Лебядкин («Бесы»).

Каждая эпоха вносит свои изменения в понимание такого явления, как «юродство», в связи с чем расширяется и классификация типов юродивых. Тенденция к появлению новых, трансформированных типов юродивых заметна и в литературе XX века. Важно отметить, что в ней не исчез тип «положительно прекрасного человека», выведенный Ф. М. Достоевским, традиции которого в XX веке продолжили развивать Б. А. Пильняк и А. П. Платонов, некоторые герои которых воплотили в себе лучшие человеческие качества (кротость, целомудрие, милосердие, жертвенность, умение вызывать к себе любовь окружающих). К ним относятся Борис и Глеб Ордынины («Красное дерево») и Александр Дванов («Чевенгур»).

Используя метод идентификации и отбора по определённым признакам, нами был соотнесён тип «природных юродивых» с типом «народных праведниц», к которым относятся Соломея Ф. А. Абрамова («Из колена Авва-кумова») и Матрёна А. И. Солженицына («Матрёнин двор»). В образах этих женщин, которых окружавшие их люди считали «блаженными», «юродивыми», есть черты античного киника с его максимальным опрощением, презрением к роскоши и телесным наслаждениям, а также черты «природных» юродивых с их самоограничением, предельным аскетизмом, отсутствием жажды наживы, следованием библейским заповедям, готовым терпеть личные унижения, «не унижаясь душой при этом» (В.Г. Бондаренко).

Наблюдения за трансформацией типа «природного» юродивого в литературе XX века дало возможность отметить появление нового типа героя Б. А. Пильняка — «молчаливого чудака» — наивного, честного, одинокого в, своих стремлениях изменить жизнь к лучшему: братья Бездетовы, Андрей Волкович («Голый год»). Своеобразная вариация типа «природного» юродивого отмечена и в платоновских «душевных бедняках», «при-родных людях», «скитальцах» — косноязычных, равнодушных к материальным благам, не имевших семью и дом — в Захаре Павловиче («Чевенгур»), «природном дураке» Фоме Пухове («Сокровенный человек»), «страннике поневоле» Вощеве и «типичном платоновском дураке» Никите Чиютине («Котлован»).

Трансформация типа «природного» юродивого произошла и в творчестве В. М. Шукшина, исследователи которого по-разному определяли типы шукшинских героев: «смирный» чудик (Н.Л. Елисеев), «странный» человек (С.М. Козлова), «маленький человек» (И.П. Золотусский), наследники «лишних людей» И. С. Тургенева и «праведников» Н. С. Лескова (Е.А. Вертлиб). Все они отличались типом «центрированного» речевого поведения (Г.Г. Хи-самова), их характерными качествами являлись своеобразная наивность, излишняя доверчивость, неудовлетворённость жизнью, способность жить «по внутренней правде». Подобно «природным» юродивым, многие из них не стремились создать семью, не нуждались в образовании, для них не имели значения материальные ценности, вследствие, чего их не понимали окружающие их люди. Среди них были Моня Квасов («Упорный»), Николай Князев («Штрихи к портрету»), Василий Князев («Чудик»), Бронька Пупков («Миль пардон, мадам!»), Пронька Лагутин («Ваня, ты как здесь?!»), Колька Паратов («Жена мужа в Париж провожала»), Андрей Ерин («Микроскоп»), Сергей Духанин («Сапожки»), Максим Яриков («Верую»), Спирька Расторгуев («Сураз»), герои одноимённых рассказов («Гринька Малюгин», «Стёпка», «Ванька Тепляшин», «Алёша Бесконвойный»).

Тип юродивых «Христа ради» в своём классическом варианте встречается в массовых сценах как «нищие», «провидоши», «побироши», «волочеб-ники», «лазари», «калики перехожие», «убогие Христа ради», «юродивые ради Христа Руси святой» в повести Б. А. Пильняка «Красное дерево» и в его романе «Голый год», которым даются звучные клички: Тига-Гога, Ермилакривой, а также «убогие-безногие» безымянные персонажи И. С. Шмелёва в повести «Богомолье». Анализируя произведения писателей XX века, были выявлены причины трансформации типа юродивого «Христа ради» в произведениях Б. А. Пильняка, А. П. Платонова, В. М. Шукшина, связанные с произошедшей после 1917 года переоценкой ценностей, изменением идеалов, религиозных взглядов, подвергнувшихся критическому переосмыслению: на смену веры в Бога пришёл атеизм, а вера в «светлое будущее» стала связана с политическими идеями, что привело к появлению нового типа юродивого — юродивого «ради новой жизни» (И.Лай).

Тенденция к появлению новых, трансформированных типов юродивых заметна и в литературе XX века, так как изменения произошли в мировоззрении писателей XX века, оставив свой отпечаток и на типах героев их произведений, в которых «исчезла» вера (они перестали тайно совершать ночные молитвы, привлекать внимание толпы на паперти церкви). В персонажах, в чём-то близких к юродивым «Христа ради», сохранилась лишь агрессия, жажда обличения и «обязанность ругаться миру». Эти качества были присущи персонажам Б. А. Пильняка — «раку-отшельнику» Семёну Зилотову, называющему советскую власть «хамодержавием», «шуту» Евграфу Ордынину («Голый год»), юродивому «справедливости ради» бунтарю Якову Скудрину и юродивому «от революции», протестующему против старого уклада жизни Ивану Ожогову («Красное дерево»). Тип юродивого «Христа ради» своеобразно реализовался и в типе «душевных бедняков» А. П. Платонова — в образах Копёнкина («Чевенгур»), Жачева («Котлован») и Макара Ганушкина («Усомнившийся Макар»).

Трансформация типа юродивого «Христа ради» была прослежена нами и в типе шукшинского «античудика», которого определяли то как «энергичного» человека (Г.Г. Хисамова), то как «хищника» (H.A. Струве), то как «демагога-обличителя» (В.А. Чалмаев). Этот тип героя демонстрировал «конфликтный» тип речевого поведения, характерными качествами которого стали непредсказуемость поведения, агрессия, обличение, страсть к назидательности, провокация. К нему относятся герои рассказов В. М. Шукшина Макар Жеребцов («Непротивленец Макар Жеребцов»), Афанасий Дерябин («Мужик Дерябин»), Анатолий Яковлев («Дебил»), Глеб Капустин («Срезал»), Борис Яковлев («Вечно недовольный Яковлев»).

Юродивые в русской литературе XX века отличались от своих предшественников тем, что все они (кто сознательно, а кто на уровне, подсознания) размышляли о смысле жизни, о своём месте в ней, страдали, если не могли найти его. Говоря о нравственных ориентирах экзистенционального сознания юродивых «от революции» Б. Пильняка, «душевных бедняков» А. Платонова и «чудиков» В. Шукшина, можно заметить, что во всех них проявляется то, о чём: писал Н. А. Бердяев: «Русский безграмотный мужик любит ставить вопросы философского характера — о смысле жизни, о Боге, о вечной жизни, о зле и неправде, о том, как осуществить Царство Божие» (Бердяев) [Бердяев, 1990, с. 68]. Даже кажущиесябезграмотнымирассуждения Глеба Капустина («Срезал»), кроме проявления? его агрессивных амбицийщ неудовлетворённого самолюбия, говорят о его стремлении к знанию, о потребности философски осмыслять жизнь.. :

Осмысление явления «юродство» в контексте: русскойлитературной традиции позволило говорить о значимости: этого феномена, определяющего национальное своеобразие русской культуры. Постепенное «угасание» этого феномена как религиозного и социального явления-, и исчезновение фигуры юродивого не. отразились на интересе к этой проблеме в русской литературе. Исследование типологии юродивых в произведениях древнерусской литературы и в русской литературе ХУН-ХХ веков дало-возможность обнаружить устойчивый интерес русских писателей к явлению «юродство», а также проследить своеобразную трансформацию типов юродивых, произошедшую под влиянием социокультурных изменений в жизни России на протяжении многих веков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф.А. Работа — самое большое счастье: Слово в день шестидесятилетия // Абрамов Ф. А. Чем живём — кормимся: Очерки- Размышления- Беседы- Интервью- Выступления. — Л.: Сов. Писатель, 1986. — 527 с.
  2. П. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в пол. XVII в. / пер. с арабск. Г. Муркоса. Вып. 3. — М., 1898. — 208 с.
  3. А.Р., Шумов С. А. Шииты, сунниты, дервиши: вечные тайны ислама: сб./сост. А. Р. Андреев, С. А. Шумов. -М.: Эксмо, 2005. — 414с.
  4. Андрокашвили-Пильняк Б. Б. Своя картина мира // Пильняк Б. Человеческий ветер. Тбилиси: Мерани, 1990. — 477 с.
  5. Андроникашвили-Пильняк К. Б. Житие «на Посадьях» // Наше наследие. 2004. — № 69. — С. 78−84.
  6. Г. А. Деревянный Христос и эпоха голых годов // Новый мир. 1990. -№ 8 (788). — С. 243−248.
  7. А.Н. Архипелаг Солженицына: Великому русскому писателю 75 // Новое время. — 1993. — № 51. — С. 40−42.
  8. Архимандрит Агафангел (Догадин). Блаженная старица. Новгородская газета «Покров» N1 (3), 2001. М.: Медея, 2005. — 256 с.
  9. В.П. Сочинения. В двух тт. Т.1. Последний поклон: Повести, рассказы / В. П. Астафьев. — Екатеринбург: У-Фактория, 2003. 720 с.
  10. П.В. Юроды и уроды // Дружба народов. 1999. — № 3. -С. 199−201.
  11. М.М. Проблемы творчества и поэтики Достоевского. — М.: Советская Россия, 1979. 320 с.
  12. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. — М.: Худож. лит., 1990. 543 с.
  13. Г. Оптинские предания о Достоевском / Г. Беловолов. Статьи о Достоевском. СПб.: Наука, 1997. — Т. 14. — С. 195−201.
  14. A.A. Чего богородица не велит // Наука и религия. — 1999. № 6. — С. 11−13.
  15. H.A. Миросозерцание Достоевского // Бердяев H.A. Очрусских классиках. — М.: Высшая школа, 1993. 368 с.
  16. H.A. Русская идея. / В кн.: О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990. — С. 43−272.
  17. H.A. Судьба России. Кризис искусства. — М.: Канон+: ОИ «Реабилитация», 2004. 351 с.
  18. .И. Читатель жития (агиографический канон русского средневековья и традиции его восприятия) // Художественный язык Средневековья. -М., 1982. -190 с.
  19. И.В. Агиографическая традиция в творчестве В.М. Шукшина: Автореф. дис. канд. филол. наук. — Барнаул, 2004 18 с.
  20. П.Г. Художественные средства в юмористическом ярмарочном фольклоре // Вопросы теории народного искусства. — М., 1971. — 540 с.
  21. А.Ю. От сущности к имени. Теории архетипа. Часть I/ А. Ю. Большакова. — Ульяновск: УлГТУ, 2010. 207 с.
  22. В.Г. Стержневая словесность // Наш современник. — 1989. -№ 12. -С. 165−177.
  23. И.А. Предисловие к повести «Котлован» / Андрей Платонов. Мир творчества. — М., 1994. — С. 154−156.
  24. И.У. Юродивые Древней Руси // Вопросы истории религии и атеизма: Сб. статей. Т. XII. — М., 1964. — С. 170−195.
  25. С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.-415 с.
  26. Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. / Соч. Ф. И. Буслаева, Т. 1. — СПб., 1861. — 630 с.
  27. В.В. Византийская эстетика: Теоретические проблемы. — М.: Искусство, 1977. 200 с.
  28. В.В. Русская средневековая эстетика XI—XVII вв.. — М., 1995.-637 с.
  29. П.Л., Генис A.A. Поиски жанра. Александр Солженицын // Октябрь. 1990. -№ 6 (июнь). — С. 197−202.
  30. В.В. Андрей Платонов. Очерк жизни и творчества. — М.: Современник, 1990.-285 с.
  31. В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». — Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1977. — 199 с.
  32. Вольтер Ф.-М.А. Кандид, или оптимизм// Избр. соч. 1759. / пер. с фр. Ф. Сологуба. М.: Рипол классик, 1997. — 848 с.
  33. О.В. П.Флоренский и А. Солженицын о природе царской власти // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. № 17 (43): Аспирантские тетради. Ч. 1: Научный журнал. СПб., 2007. — С. 89−92.
  34. О.В. Христианские мотивы в творчестве А.И. Солженицына: автореф. дисс.. канд. филол. наук наук. — Саратов: Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, 2007. — 23 с.
  35. Е.Е. История канонизации святых в русской церкви. -М., 1903.-С. 292−294.
  36. М.М. Русский национальный характер в эпосе Александра Солженицына // Отечественная история. — 2002. — № 1 (январь — февраль). С. 135−137.
  37. Т.В. Особенности языка и стиля рассказа Солженицына «Матрёнин двор» // Русская словесность. — 1997. № 3. — С. 66−68.
  38. Т.М. Православие и постмодернизм / предисл. B.C. Рыжкова. СПб.: Издательство ЛГУ, 1991. — 64 с.
  39. .П. Драматургия Пушкина // Пушкин: Итоги и проблемы изучения. М.- Л.: Наука, 1966. — С. 445−459.
  40. A.M. Собр.соч. в 25-ти тт. Т. 15. М: Наука, 1968. -605 с.
  41. Н.В. Чудеса святых // Чудотворные иконы на Руси. -М.: Феникс, 2006. 256 с.
  42. А.Г. Древнерусские жития в творчестве Л.Н. Толстого 1870−1890-х гг.: автореф. дис. д-ра филол. наук. — СПб, 1993. — 23 с.
  43. A.B. Сокровенный человек // A.B. Грунтовский. Материк Россия. Слово о русской словесности. М: Русская земля, 2002.—298 с.
  44. Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. — М.: Гослитиздат, 1957. — 113 с.
  45. А. Андрей Платонов // Красная Новь. — 1937. № 10. -С. 195−233.
  46. Е.Р. Записки, 1743−1810 / под ред. Н. Н. Глущенковой. — Калининград: Янтарный сказ, 2001. 501 с.
  47. . Ф.М. Собр. соч. в пятнадцати тт. Т. 15: Письма. -М.: Наука, 1996. 864 с.
  48. Ф.М. Собр. соч. в девяти тт. Т. 9. В 2 кн. Кн. 1. Дневник писателя. М.: Астрель, ACT, 2007. — 608 с.
  49. И.Н. Проблемы творчества в произведениях В.М. Шукшина. Барнаул, 1997. — С. 35—40:
  50. Ф.И. Роман «Бесы». — В кн.: Творчество Ф. М. .Достоевского.-М., 1959.-С. 215−264.
  51. Н.Л. Два рассказа В.М. Шукшина. Пётр Бернгардович Струве и Василий Макарович Шукшин (рассказ «Срезал») // Звезда. 1995. -№ 6.-С. 199−201.
  52. Жития византийских святых. — СПб.: Corvus, Terra Fantastica, 1995.-С. 125−184.
  53. С.П. Герой в кирзовых сапогах / С. П. Залыгин. Собеседования.-М., 1982.-С. 100−107.
  54. С.П. Год Солженицына // Новый мир. — 1990. — № 1. — С. 232−338.
  55. С.П. Шукшин и мы // Шукшин Василий. Собр. соч.: в 6 т.-ТЛ.-М., 1992.-544 с.
  56. С.П., Спиваковский П. Е. // Александра Исаевич Солженицын: материалы к биобиблиографии / сост.: Д. Б. Азиатцев. СПБ, 2007. -С. 8−14.
  57. М.Н. Усомнившийся Платонов: («Чевенгур», «Котлован») // Нева. -1990. № 4. — С. 176−190.
  58. В.В. Достоевский и народная культура (Юродство, скоморошество, балаган): Автореф. дисс.. канд. филол. наук. — Л., 1990. — 23 с.
  59. В.В. Поэтика чина // Новые аспекты в изучении Достоевского: Сб. научных трудов / под ред. В. Н. Захарова. Петрозаводск: Издательство ПГУ, 1994. — 368 с.
  60. В.В. Юродивый в народной культуре русского севера (Материалы международной научной конференции «Рябининские чтения-1995″): сб. научн. докл. Петрозаводск, 1997. — 432 с.
  61. С.А. Блаженные похабы: культурная история юродства. — М.: Языки славянских культур, 2006. — 452 с.
  62. С.А. Похабство, буйство и блаженство // Родина. 1996. -январь (№ 1). — С. 101−105.
  63. И.А. Одинокий художник / Сост., предисловия и примеч. В .И. Белов. М.: Искусство, 1993. — 348 с.
  64. И.А. Собр. соч.: в 10 т. М.: Русская книга, 1993−1999 г. -Т.6. — Кн. III. — 560 с.
  65. С.С. Поэтика повествования от первого лица в рассказах В. Шукшина и В. Распутина // Поэтика русской прозы (1960−1980). -Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. 116 с.
  66. К.Г. Чары троянского наследия: JI. Толстой в пространствах приязни и неприятия //JI.H. Толстой: pro et contra. — СПб., 2000. —С. 7−30.
  67. Е.Г. Юродивые и „юродствующие“ в романе Ф.М. Достоевского „Бесы“ // Вестник Челябинского ун.-та: Научный, журнал. Сер. 2. Филология. 1997. -№ 1 (5). — С. 92−101.
  68. О.М. Принципы организации романного целого в творчестве Бориса Пильняка 1920-х годов: Автореф. дисс. канд. филол. наук. — Ижевск, 2006.-21 с.
  69. П.Л. Элитология Платона: Античные аспекты философии избранности. Астрахань: Изд. Моск. откр. соц. ун-та, 1998. — 214 с.
  70. Н.М. История государства Российского. — М.: Эксмо, 2008.-1032 с.
  71. Т.А. Святая Лизавета // Характерология Достоевского: Типология эмоционально-ценностных ориентаций. — М.: Наследие, 1996. С. 185−189.
  72. A.B. О понятии „сокровенность“ в творчестве Андрея Платонова // Школа. 2002. — № 2(47). — С. 22−23.
  73. Кирпотин В .Я: Лебедев и племянник Рамо // Мир Достоевского: Статьи. Исследования. — М.: Сов. писатель, 1983. — С. 64−118.
  74. Р.Я. Сквозные мотивы творчества Достоевского в историко-культурной перспективе. — Кишинев: Штиинца, 1985. — 201 с.
  75. И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской церкви / сост. свящ. Иоанн. Ковалевский. — Репринт, воспр. изд. 1902 г. М., 1992. — 307 с.
  76. G.M. Поэтика рассказов В.М. Шукшина. Барнаул: Изд-во АТУ, 1992.-184 с.
  77. H.B. В художественной мастерской Платонова // „Страна философов“ Андрея Платонова: проблемы творчества. — М., 1994. -С. 306−341.
  78. В.И. Василий Шукшин: Творчество. Личность. — М, 1992.-63 с.
  79. X. Авторский миф Платонова // Мифопоэтика Андрея Платонова в романе „Счастливая Москва“. — Хельсинки: Slavica Helsingien-sia, 2000. С. 134−135.
  80. В. П. Проза Б.А. Пильняка 1920-х годов: мотивы в функциональном и интертекстуальном аспектах: Автореф. дисс.. док. фи-лол. наук. Саратов, 2006. — 51 с.
  81. И.И. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради московские чудотворцы. М., 1910 / Зап. Моск. археол. ин-та, т. 8. Рец.: Соболевский А. И. — ИОРЯС, 1913. — кн.З. — С. 391−395.
  82. Лай И. Идея юродства в творчестве А. Платонова // Русская речь. 2001. — № 6 (ноябрь — декабрь). — С. 15−19.
  83. В.Я. „Новый мир“ во времена Хрущёва: Дневник и попутное (1953−1964) / Владимир Лакшин. — М.: Кн. палата, 1991. — 269 с.
  84. А.Н. Солженицын и мы // Новый мир. 1990. — № 1. — С. 241−259.
  85. B.B. Христианские мотивы в романе Достоевского „Идиот“: Acta Universitatis Szegediensis de Attila Jozsef nominatae, Dissertationes Slavicae, Sectio lingvistica 16 (1984). — P. 65−92.
  86. Д.С. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфе-ния Уродливого (Ивана Грозного). В кн.: Рукописное наследие Древней Руси (по материалам Пушкинского Дома). Л., 1972. — С. 10−27.
  87. Д.С., Панченко A.M. „Смеховой мир Древней Руси“. -Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1976. — 204 с.
  88. Д.С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. / АН СССР. Отд-ние лит. и яз. Л., 1984. — 295 с.
  89. Н.В. Общепролетарский дом в мотивной структуре повести А. Платонова „Котлован“ // Вестник ТГПИ. Сер. Гуманитарные науки. Раздел III. Филология. 2007. — № 2. — С. 83−85. х
  90. Н.В. Развитие центральной метафоры в повести „Котлован“ А. Платонова: от „ямы“ к „пропасти“ // Вестник ТГПИ. Сер. Гуманитарные науки. Раздел III. Филология. 2007. — № 2. — С. 80−83.
  91. Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры. —В кн.: Труды по знаковым системам. Вып. 6 — Тарту, 1973. С. 227−244.
  92. Ф.В. Юродство и юродивые в произведениях Ф.М. Достоевского // Проблемы истории, филологии, культуры. Вып. 13. Магнитогорск, 2003. — С. 458−465.
  93. Ф.В. Динамичная типология героев Ф. М. Достоевского: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Магнитогорск: издательство МАГУ, 2002.-23 с.
  94. C.B. Нищая братия // C.B. Максимов По русской земле.-М., 1989.-С. 17−128.
  95. Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме / Ю. В. Манн. — М.: Coda, 1996.-474 с.
  96. Е.Д. Религиозно-нравственный опыт и образы духовной жизни: святость, юродство, мудрость // Христианская этика Л. Н. Толстого. — М.: Наука, 2006. 309 с.
  97. П.И. . Печерский) Собр. соч.: в 8 т. — Т. 6 — М.: Правда, 1976. 480 с.
  98. Е.Р. Карнавальный гротеск как язык постреволюционной прозы / Ломоносов 2003. Мат.-лы научн. конф. — М., 2003.-С. 94—97.
  99. Е.Р. Трагический парадокс юродства, или Карнавальный гротеск А-. Платонова // Вопросы философии.—2004.—№ 3.-С. 111−132.
  100. И.В. Образ юродивого в исторических драмах (А.С.Пушкин и А.Н. Островский) // Пушкин и русская драматургия. М.: Диалог — МГУ, 2000. — С. 108−119.
  101. И.В. Образ юродивого Гриши как знак русской православной культуры в повести Л. Н. Толстого „Детство“ // Славянский альманах. 1999. — М.: Индрик, 2000. — 368 с.
  102. И.М. Антология кинизма / сост., пер. И. М. Нахов. — М.: Терра, 1996.-432 с.
  103. Нахов И. М: Философия киников. — М.: Наука, 1982. — 223 с.
  104. П.Ю. Федор и Федора. Религия в жизни московского общества XVII века // Путь Востока VI. Мат.-лы VI Молодежи, научн. конф. Вып. 30. -СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. -С.85−89.
  105. И.В. Концепция человека в деревенской прозе 19 601 980-х гг. (по произведениям В. Астафьева, Ф. Абрамова, В. Белова, В. Распутина, В. Шукшина): Автореф. дисс.. .канд. филол. наук. — Орёл, 2007. — 23 с.
  106. Новый завет и Псалтырь. М.: Гедеон. — 659 с.
  107. A.C. Современное состояние смехового мира в русской традиционной культуре // Развитие личности. — 1999. — № 2. — С. 140−157.
  108. М.М. Шуты, юродивые и сумасшедшие в произведениях А.П. Чехова // Байкальские встречи: сб. науч. тр. / под ред. A.C. Собенни-кова. Иркутск, 2003. — С. 56−63.
  109. Е.А. В поисках утраченной России // Шмелёв И. А. Собр. соч. в пяти т. Т. 4. М.: Русская книга, 2001. — С. 3−11.
  110. В.И. Летописи псковские // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. — Вып. 2., Ч 2. — С. 27−30.
  111. М. Цит. по ст.: Толстая-Сегал Е. Идеологические контексты Платонова // Russian literature. — Amsterdam, 1981. T. 9. — № 2. — С. 250−271.
  112. Памятники древней письменности. Сийский иконописный подлинник. Вып. II. / Покровский Н. В. Общество любителей древней письменности. СПб., 1896. — 110 с.
  113. A.M. Русская культура в канун Петровских реформ // О русской истории и культуре. — СПб.: Азбука, 2000. С.87−88.
  114. A.M. Смех как зрелище // Лихачев Д. С., Панченко A.M., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984. — С. 72−153.
  115. A.M. Юродивые на Руси // Русская история и культура: Работы разных лет. СПб.: Юна, 1999. — С. 392−407.
  116. Петров С.М. A.C. Пушкин. Очерк жизни и творчества. М.: Просвещение, 1973. — 350 с.
  117. М.Б. О национальных средствах самоопределения личности: самосакрализация, самосожжение, плавание на корабле // Из истории русской культуры. Т.З. М., 1996. — С. 380−459.
  118. М.П. Древняя русская история до монгольского ига в двух тт.: Т. 1. -М.: Терра, 1999. 510 с.
  119. Г. С. Одиночество пророка. Он не склонен к диалогу. Мы к диалогу готовы // Век. 1998. — № 48. — С. 8−12.
  120. Г. С. Эвклидовский и не эвклидовский разум // Открытость бездне. Этюды о Достоевском. New York, 1989. — 384 с.
  121. И.Г. Русские кликуши // История нищенства, кабачества и кликушества на Руси. — М.: Терра, 1997. — 240 с.
  122. A.C. О народной драме и драме „Марфа Посадница“ / Поли. собр. соч. в десяти тт. Изд. 2-е. Т. 7. М., 1958. — С. 211−216.
  123. A.C. Собр. соч. в десяти тт. Т. 9. Письма 1815−1830. М.: Вагриус, 2006, — 480 с.
  124. С.Б. Драматург Пушкин: Поэтика. Идеи. Эволюция — М.: Искусство, 1977. 359 с.
  125. Ю.В. Образ юродивого и тема юродства в творчестве Ф.М. Достоевского и Б. К. Зайцева // Творчество Ф. М. Достоевского: проблемы, жанры, интерпретации. Тезисы Ш межрег. научно-практич. конф. — Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 1998. — С. 61−64.
  126. Русское юродство как форма святости // Толстой Н. И. Очеркиславянского язычества. — М: Индрик, 2003. — 622 с.
  127. Л.И. „Бесы“: Роман-предупреждение. М.: Советский писатель, 1990.-С. 130−164.
  128. Своеручные записки княгини Натальи Борисовны Долгорукой. // Безвременье и временщики. Воспоминания об „Эпохе дворцовых переворотов“ / сост., коммент. Е. В. Анисимова. Л.: Худ. лит., 1991. — 368 с.
  129. С.Г. Мытарства идеала. К выходу в свет „Чевенгура“ Андрея Платонова // Новый мир. 1988 — № 5 — С. 218−231.
  130. Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу // сост. В. А. Грихина. М.: Сов. Россия, 1982. — С. 30−330.
  131. И.К. Русское монашество 988—1917 // Жизнь и учение старцев. М.: Православная энциклопедия, 1999. — 606 с.
  132. А.И. Жить не по лжи // Наш современник. — 1989. -№ 9. — С. 159—165.
  133. А.И. Ленин в Цюрихе: Рассказы. Крохотки. Публицистика. Екатеринбург, 1999. — 750 с.
  134. . А.И. Некоторые грамматические соображения // Собр. соч. в двадцати тт. Т. 10. Вермонт-Париж, 1983. — С. 557−572.
  135. А.И. Нобелевская лекция // Новый, мир.- — 1989. — № 7.-С. 143−150.
  136. П. Е. Феномен А. И. Солженицына. Новый взгляд. (К 80-летию со дня рождения). М.: ИНИОН РАН, 1999. — 135 с.
  137. К.А. Юродство и безумие, смерть и воскресение, бытие и небытие в романе „Идиот“ // Роман Ф. М. Достоевского „Идиот“: современное состояние изучения: сб. / под ред. Т. А. Касаткиной. М., 2001. -С.144—147.
  138. Столпы русской святости // Русские юродивые и блаженные / авт.-сост. H.A. Рубина и А. Р. Северский Челябинск: Аркаим, 2003. — 360 с.
  139. И.Н. Душа болит („Характеры“ В. Шукшина, 1973) // Звезда. 2001. — № 10. — С. 223−232.
  140. И.Н. Русские странники в поисках китежа (1926−1929. „Чевенгур“ А. Платонова) // Звезда. 1999. — № 8. — С. 222−235.
  141. А.Б. Что есть истина? Праведники Льва Толстого. — М.: Языки славянской культуры, 2001. — 172 с.
  142. А.Т. Рабочие тетради 60-х годов // Знамя. 2000. -№ 6.-С. 102−154.
  143. Н.К. Святогорская повесть и отражение ее в „Борисе Годунове“ Пушкина // Звезда. 1999. — № 6. — С. 102−107.
  144. Толстой Л.Н.: Pro et contra: личность и творчество Льва Толстого в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология / К. Г. Исупов. — СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2000. — 984 с.
  145. Н.И. Очерки славянского язычества. М.: Индрик, 2003.- 622 с.
  146. М.С. Архитектоника исповедального слова. — М., Але-тейя, 1998.-254 с.
  147. A.B. Поэтика прозы Александра Солженицына / A.B. Урманов. М.: Прометей, 2000. — 231 с.
  148. A.B. Христианская модель бытия в рассказе „Матрёнин двор“// „Матренин двор“ А. Солженицына: — М.: Худ. мир, 2000. 158 с.
  149. Т.Н. Художественный мир Пильняка 1920-х годов („Иван Москва“ и „Красное дерево“): Автореф. дисс. филол. наук. — Самара: Ульян, гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова, 2000. — 21 с.
  150. Г. П. Святые древней Руси. М.: Феникс, 1999. — 384 с.
  151. Филофей. Житие и деяния Саввы Нового. Цит. по: Панченко A.M. Смех как зрелище // Лихачев Д. С., Панченко A.M., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984. — С. 59−60.
  152. П.А. Философия культа / сост. игумен Андроника (A.C. Трубачева). М.: Мысль, 2004. — 685 с.
  153. С.А. Поэзия Пушкина: творческая эволюция. JL: Наука, Ленингр. отд-ние, 1986. — 302 с.
  154. С.Л. Речь „Памяти Льва Толстого“ // Русская мысль. — 1910. Кн. 12. — Отд. 2. — С. 141−162.
  155. Г. М. Реализм Достоевского.-М: Наука, 1964.-404 с.
  156. Е.А. Одинокие чудики В.М. Шукшина // Русский язык в школе. — 2004. № 5 (сентябрь — октябрь). — С. 69—73.
  157. A.A. Система имён персонажей в поэтике повести „Котлован“ // „Страна философов“ Андрея Платонова: Проблемы творчества. М., 1993. — С. 152−172.
  158. Г. Г. Речевое поведение героев рассказов В.М. Шукшина // Русская речь. 2004. — № 4 (июль — август). — С. 51−55.
  159. В.А. Солженицын. Жизнь и творчество. — М.: Просвещение, 1994. с. 84−87.
  160. А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии.-М., 1991.-512 с.
  161. Л.С. Гоголь и юродство // Альманах Гуманитарного семинара. Рига. — 2006. — Вып. 5. — С. 96−114.
  162. Н.М. О стиле Достоевского: Проблематика. Идеи. Образы. М.: Наука, 1967. — 303 с.
  163. Л.К. Записки об Анне Ахматовой: в трёх тт. Т. 3. — М.: Согласие, 1997. 544 с.
  164. З.А. О правде и свободе Солженицына // Слово. — 1990.-№ 3.-С. 82−83.
  165. И.С. Избранное. М.: Правда, 1989. — 688 с.
  166. В.М. Монолог на лестнице // Вопросы самому себе. — М.: Молодая гвардия, 1981. С. 44−50.
  167. В.М. Нравственность есть правда / Шукшин В. М. Собр. соч. в пяти тт. Т.5 Екатеринбург: Посылторг, 1994, — С. 401−412.
  168. A.B. Русская народная духовная культура. — М.: Высшая школа, 1999. 331 с.
  169. Ян В. Видения дурмана Душа / Собр. соч.: в 5 т. — Т. 2. — М.: Тер-ра-Книжный клуб, 2008. 2320 с.
  170. Ф.А. Собр. соч.: в 6 т. — Т. 1- „Братья и сестры“. Л.: Худ. лит., 1990.
  171. Ф.А. Собр. соч.: в 6 т.-Т.2.-„Дом“. -Л:Худ. лит., 1990.
  172. Ф.А. Собр. соч.: в 6 т. — Т. 3. — „Пелагея“, „Из колена Аввакумова“. Л.: Худ: лит., 1991.
  173. . Н.В. Собр. соч.: в 7 т. — Т. 3. — „Невский проспект“, „Шинель“. -М.: Худ. лит., 1984.
  174. . Н.В. Собр. соч.: в 7 т. — Т. 5. — „Мёртвые души“. — М.: Худ. лит., 1984.
  175. Ф.М. Полн. собр. соч.: в 13 т. Т. 3. — „Село Сте-панчиково и его обитатели“. — Л.: Наука, 1972. — 544 с.
  176. Ф.М. Полн. собр. соч.: в 13 т. — Т. 6. — „Преступление и наказание“.- Л.: Наука, 1973. 424 с.
  177. Ф.М. Полн. собр. соч.: в 13 т. — Т. 8. — „Идиот“. Л.: Наука, 1973−512 с.
  178. Ф.М. Полн. собр. соч.: в 13 т. Т. 10 — „Бесы“. — Л.: Наука, 1974.-520 с.
  179. Ф.М. Поли. собр. соч.: в 13 т. Т. 13 — „Подросток“.- Л.: Наука, 1975.- 456 с.
  180. Ф.М. Поли. собр. соч.: в 13 т. Т. 14 — „Братья Карамазовы“. — Л.: Наука, 1976- 512 с.
  181. Ф.М. Поли. собр. соч.: в 13 т. — Т. 15 — „Братья Карамазовы“. — Л.: Наука, 1976. — 624 с.
  182. Житие Андрея Юродивого / Византийская библиотека. / пер. с греч. СПб.: Алетейя, 2000. — 285 с.
  183. Житие Михаила Клопского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 1. — С. 302−305.
  184. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. — М.: Терра-Книжный клуб, 2001. — 336 с.
  185. Н.С. Собр. соч.: в 12 т. Т. 2. — Праведники. — М.: Правда, 1989.-415 с.263″. Пильняк Б. Собр. соч.: в 6 т. — Т. 1. — Голый год. — М.: ТЕРРА -Книжный клуб, 2003. 448 с.
  186. . Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. — Красное дерево: — М.: ТЕРРА — Книжный’клуб, 2003. — 480 с.
  187. А.П. Собр. соч.: в 5 т. — Т. 1. — „Сокровенный человек“, „Усомнившийся Макар“. М.: Информпечать ИТРК РСПП, 1998. — 560 с.
  188. А.П. Собр. соч.: в 5 т. — Т. 2. — „Чевенгур“, „Котлован“.- М.: Информпечать ИТРК РСПП, 1998. 560 с.
  189. A.C. Собр. соч.: в 6 т. — Т. 3. — Поэмы и повести в стихах. „Борис Годунов“ М.: Правда, 1969. — 531 с.
  190. А.И. Собр. соч.: в 9 т. Т. 1. — Рассказы. „Матрёнин двор“. -М.: Терра, 1999. — 624 с.
  191. Л.Н. Детство // Полн. собр. соч. /под общ. ред. В. Г. Черткова. Т.1. М.: Терра, 1992. — 356 с.
  192. Г. И. Собр. соч.: в 9 т. — Т. 1. — Очерки. „Парамон юродивый“. — М.: „Книжный Клуб Книговек“, 2011. 730 с.273*. Шмелёв И. С. Собр. соч.: в 5 т. — Т.4. Богомолье. — М.: Русская книга, 1998. 560 с.
  193. В.М. Собр. соч.: в 5 т. — Т. З. Екатеринбург: Посыл-торг, 1994.-480 с.
  194. В.М. Собр. соч.: в 5 т. Т.4. — Екатеринбург: Посыл-торг, 1994.-480 с.
  195. В.М. Собр. соч.: в 5 т. Т.5. — Екатеринбург: Посыл-торг, 1994. -510 с.
  196. Ссылки на лексикографические источники277., Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в четырёх тт. Т.4. М.: ТЕРРА, 1994. — 688 с.
  197. С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 2000. — 944 с.
  198. Большой толковый словарь русского языка. / Гл. редактор С. А. Кузнецов. СПб: Норинт, 2003. — 1536 с.
  199. М. Этимологический словарь русского языка в четырёх тт. / пер. с нем. И доп. О. Н. Трубачёва. 3-е изд. — СПб: Терра-Азбука, 1996. — 864 с.
  200. Д. Святые жены // Безумием мнимым безумие мира обличившие. Блаженные старицы нашего времени (ХГХ-ХХ вв.). М., 2005.
  201. Электронный ресурс. URL: http://pravava.ru/idea/20/2906 (дата обращения: 15.02.2008).
  202. A.B. „Житие Юлиании Лазаревской“//Филология. Слово. Православный образовательный портал. Электронный ресурс. URL: http://old.portal-slovo.ru/rus/philology/258/259/578/2779 (дата обращения: 27.11.2007).
  203. Блаженные старицы дивеевские // Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря Электронный ресурс. URL: http://svet77−77.narod.ru/wedenie-2.html (дата обращения: 27.02.2010).
  204. Десять лет памяти блаженной Любушки Сусанинской // Леушин-ский посох Электронный ресурс. URL: http://www.leushino.ru/posoh/ lubushka. html (дата обращения: 10.06.2008).
  205. Димитрий. (Ростовский) Электронный ресурс. URL: http://www.pravenc.ru/text/l 78 011 .html (дата обращения 29.09.2009).
  206. Житие Блаженного Иоанна Московского, Христа ради юродивого, по прозванию Большой Колпак Электронный ресурс. URL: http://lib.pushkinsldidom.ru (дата обращения: 20.01.09).
  207. Житие Василия Блаженного, Христа ради юродивого, Московского чудотворца Электронный ресурс. URL: http://www.rusempire.ru (дата обращения: 22.01.09).
  208. В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. М., 1997. Электронный ресурс. URL: http://azbvka.ru/tserkov/swatve/ zhivov agiografia lgl all. shtml (дата обращения: 24.11.2006).
  209. Житие и чудеса святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба // Жития и творения русских святых./ Сост. С.Тимченко. М: Современник,
  210. Донской монастырь, 1993. Электронный ресурс. URL: http://www.rus-sky.com/nasledie/borgleb.htm (дата обращения: 05.07.2010).
  211. Житие праведной Иулиании Муромской (Лазаревской) чудотво-рицы (оригинал). Электронный ресурс. URL: http://www.promurom.ru/ murompage. php?spage=l60 (дата обращения: 05.07. 2010).
  212. Житие преп. Исидоры юродивой. Электронный ресурс. URL: http://www.pravoslavie.uz/Jitiva/5/10Isidora.htm (дата обращения: 19.01. 2009).
  213. Житие Прокопия Вятского. Электронный ресурс. URL: http://www.saints.ru/p/03 Procopiy. html (дата обращения: 12.11. 2008).
  214. Житие Прокопия Устюжского. Электронный ресурс. URL: http://pravkniga.ru/icon.html?id=13 880 (дата обращения: 18.11. 2008).
  215. Житие Сергия Радонежского. Электронный ресурс. URL: http ://www.zolotoekoltso.ru/goroda new/sergievposad/sergievposad sergiyradon eiskiy iitie. php (дата обращения: 23.04. 2010).
  216. В. Русские юродивые Электронный ресурс. URL: [email protected] (дата обращения: 02.10. 2007).
  217. В.О. Древнерусские жития святых, как исторический источник. Электронный ресурс. URL: http://www.avorhist.ru/publish/kl zhitial. html (дата обращения: 07.10. 2007).
  218. Т.В. Старец Зосима „идеальный христианин“ Ф.М. Достоевского// Свято-Филаретовские чтения: 9 декабря 2005. Электронный ресурс. URL: http://www.kroutov.ru/content/ (дата обращения: 28.11. 2009).
  219. И. Юродство во Христе и Христа ради юродивые. Электронный ресурс. URL: http://jurodstvo.upelsinka.com/vved/kovalevsky. htm (дата обращения: 25.11. 2007).
  220. С.Н., Мареева Е. В. Кингом как образ жизни и философия // История философии Электронный ресурс. URL: http://society.polbu.ru/ mareev histphilosophv/ch21 i. html (дата обращения 12.11.2008).
  221. Митрополит смоленский и калининградский Кирилл. Цит. из фильма „Юродивые“. Электронный ресурс. URL: http://ziobra-fth.liveiournal.com/8680Q.html (дата обращения 07.02.2007).
  222. Отец Георгий. Цит. из фильма „Юродивые“. Электронный ресурс. URL: http ://ziobra-fth.livej ournal .com/86 800.html (дата обращения 07.02.2007).
  223. С. Газета „Провинция“, 2005. Электронный ресурс. URL: http://www.enikeeva.ru/?p=295 (дата обращения 12.09.2010).
  224. Повесть о Марфе и Марии. Сказание о явлении чудотворнаго креста господня». Электронный ресурс. URL: http://www.promurom.ru/ murompage. php?spage=l4 (дата обращения 09.02.2010).
  225. Святая праведная блаженная Матрона Московская. Электронный ресурс. URL: ht1p://www.pokrov-monastir.ru/?/root/main (дата обращения 25.06.2009).
  226. Дж. О государстве Русском. СПб., 1911. Электронный ресурс. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Fletcher/fi*ametext5.htm (дата обращения 04.10.2007).
Заполнить форму текущей работой