Поздний Миллер: «в ответе за все зло мира»
Характеры героев, поставленных в экстремальные обстоятельства, раскрываются через их реакцию на происходящее. Монсо, молодой актер убежден, что их ждет не концлагерь, а работа в Германии, где всем выдадут удвоенный паек. Простодушный Монсо получил письмо от своего кузена из Освенцима: тот доволен условиями содержания, а кроме того, овладел профессией каменщика. Рабочий Байер, марксист, антифашист… Читать ещё >
Поздний Миллер: «в ответе за все зло мира» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
«Это случилось в Виши».
(Incident at Vichy, 1964; рус. пер. 1965). События пьесы развертываются в 1942 г. во Франции, в той части страны, которая после поражения в 1940 г. сохранила статус неоккупированной территории.
На сцене камера предварительного заключения в полицейском участке, в ней несколько человек, представители разных профессий и социальных групп, а также 15-летний подросток. Их только что арестовали во время облавы. Они в смятении и страхе, мучаются догадками, зачем задержали: из-за проверки документов, выявления евреев, поисков под полыциков или для отправки на работы в Германию.
Арестованные ждут вызова в кабинет, где ведут допрос три нацистских чиновника: капитан, майор и профессор. Капитан и профессор — убежденные фашисты. Майору же, прибывшему с фронта, не по душа «грязная» работа, возложенная на него.
Характеры героев, поставленных в экстремальные обстоятельства, раскрываются через их реакцию на происходящее. Монсо, молодой актер убежден, что их ждет не концлагерь, а работа в Германии, где всем выдадут удвоенный паек. Простодушный Монсо получил письмо от своего кузена из Освенцима: тот доволен условиями содержания, а кроме того, овладел профессией каменщика. Рабочий Байер, марксист, антифашист убеждает всех, что обещаниям нацистов нельзя верить. Он видел товарные составы с людьми в наглухо запертых вагонах. Подобным способом не перевозят тех, кто добровольно направляется на работу в Германию.
Первым вызывают Маршана, судя по всему, крупного коммерсанта, к тому же связанного с властями. Он довольно скоро возвращается с пропуском (хотя Маршан, по-видимому, еврей). Затем наступает очередь Байера и официанта, которые уже не возвращаются.
Среди задержанных выделяется австриец, князь фон Берг. Видимо, его арестовали по ошибке. К таким, как он, нацисты обычно не имеют претензий. Аристократия, рассуждает оставшийся с ним в камере Ледюк, поддерживает любой консервативный режим. Это вызывает несогласие фон Берга: в его среде — разные люди: и сотрудничающие с нацистами, и те, кто дорожит своим добрым именем. Для него фашизм — это взрыв варварства, хамства, ненависти. Он не может смириться ни с преследованием евреев, ни с превращением Европы в огромную тюрьму. На это Ледюк, еврей по национальности, бросает фон Бергу обвинение в том, что и на нем лежит ответственность, ибо его двоюродный брат, барон Кесслер, участвовал в травле евреев.
Наконец, вызывают фон Берга. Он получает свободу, но отдает свой пропуск Ледюку. После короткого колебания и недоумения Ледюк спешит покинуть камеру. В камеру входит следователь, и, увидев в ней фон Берга, сразу же понимает, в чем дело. Нацист поднимает тревогу. В камеру загоняют очередную группу задержанных.
«Случай в Виши» — пьеса гуманистического звучания. Нравственная позиция драматурга — это нетерпимость к равнодушию. Кредо Миллера выражено в одной из его статей: «Мы в ответе за все зло мира».
В центре другой известной пьесы «Цена» (The Price, 1968) образы двух братьев, носителей разных жизненных принципов. Братья встретились после долгой разлуки в доме родителей, чтобы участвовать в разделе наследства. История одной американской семьи в пору Великой депрессии 1930;х годов — тема пьесы «Часы Америки» (American Clock, 1980; рус. пер. 1988). Откликом на события в Чехословакии в 1968 г., на «пражскую весну» и вторжение войск Варшавского Договора в эту страну в августе того же года стала пьеса Миллера «Потолок архиепископа» (The Archbishop Ceiling, 1977). Его перу принадлежит также автобиография «Скрепы времени. Одна жизнь» (Time-bends. A Life, 1987).
Театр Миллера. Не будучи чужд использованию модернистской театральной техники, Миллер остается поборником искусства реалистического. Продолжая традиции Ибсена, Шоу, драматургов 1930;х годов, прежде всего Клиффорда Одетса, Миллер особенно в 1940;е — начале.
1950;х годов стремился быть «ангажированным» художником, активно воздействующим на сознание зрителей. Он видел свою сверхзадачу в том, чтобы «мир сделался совершенным». В дальнейшем Миллер отходит от несколько прямолинейной проблемности ранних пьес, его заботят «вечные» темы жизни, смерти, смысла человеческого существования.
Еще в 1953 г. Миллер писал: «Начиная с 1920 года американская драма упорно, из года в год, являла собой художественные документы на тему деградации человека… Я в это не верю… Это не наша судьба… Я отнюдь не призываю к усилению пропаганды… Я просто желаю, чтобы театр, в который пришел подросток, вступающий в жизнь, предложил ему пьесы, способные углубить его понимание бытия в современную ему эпоху».
Литература
Художественные тексты.
Миллер А. Пьесы. — М., 1960.
Miller A. The Theatre Essays. — N. Y., 1978.
Miller A. I Don’t Need You Any More. — N. Y., 1995.
Miller A. Oxigen. — N. Y., 2000.
Критика. Учебные пособия.
Гиленсон Б. А. Артур Миллер: Биобибл. указ. — М., 1997. — Т. 2.
Злобин Г. П. По ту сторону мечты. Страницы американской литературы XX века. — М., 1985.
Эйшискина Н. Артур Миллер // Современная зарубежная драма. — М., 1962. Arthur Miller. New Perspectives. — N. Y., 1982.
Bly W. The Crusible — Woodbury, 1982.
Critical Essays of A. Miller / ed. by J. Martine. — N. Y., 1979.
Twentieth Century Interpretation of Death of Salesman. A Coll, of Critical Essays. — N. Y., 1983.
Welland D. Miller. The Playwright. — M., 1983.