Педагогические условия повышения эффективности социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее
Научная новизна исследования состоит в следующем: уточнены особенности первокурсников профессионального лицея, как возрастной, социально-демографической, образовательной группы молодежи и определено, что их социальная адаптация включает в себя социально-психологическую, учебную и профессиональную адаптациювыявлен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основания социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее
- 1. 1. Состояние проблемы повышения эффективности социальной адаптации первокурсников профессионального лицея в теории и практике профессионального образования
- 1. 2. Особенности социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее
- 1. 3. Комплекс педагогических условий повышения эффективности социальной адаптации учащихся первого курса в профессиональном лицее
- Выводы по первой главе
- Глава II. Опытно-экспериментальная работа по повышению эффективности социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее
- 2. 1. Цель, задачи, этапы, критерии и показатели экспериментальной работы
- 2. 2. Методика реализации комплекса педагогических условий социальной адаптации учащихся первого курса в профессиональном лицее
- 2. 3. Оценка и анализ результатов экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
Педагогические условия повышения эффективности социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Проблема социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее является актуальной по ряду причин. В связи с изменениями, происходящими в нашем обществе, ростом конкуренции, внедрением новых технологий производства складывается тенденция непрерывного возрастания требований не только к уровню профессиональных знаний и умений учащихся, но и к их умению приспосабливаться к быстро изменяющимся условиям жизни.
В Концепции модернизации образования на период до 2010 года сказано, что основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных работников начинается с процесса их адаптации в учебном учреждении. В государственной системе начального профессионального образования в настоящее время функционирует 3811 образовательных учреждений, причем треть из них — профессиональные лицеи, которые дают повышенный уровень подготовки. Именно адаптация учащихся первых курсов обеспечивает успешность всего дальнейшего образовательного процесса и, в результате, оказывает существенное влияние на качество профессионального образования.
Окончание школы, выбор профессии, смена привычной обстановки и окружения сверстников, установление новых взаимоотношений вызывают определенную напряженность личности. Современная социальная и учебно-воспитательная практика профессиональных лицеев показывают, что бывшие школьники, нынешние первокурсники, не способны быстро приспосабливаться к новым условиям.
Адаптация первокурсников является динамически сложным многоплановым процессом, включающим в себя приспособление, как к новой учебной деятельности, так и к новой социальной среде. Происходит смена основных форм и методов обучения, усложнение содержания учебных предметов, возникает дидактический барьер между преподавателем и учащимся из-за различия в методах обучения в общеобразовательной и профессиональной школах. У первокурсников нет навыков и умений, необходимых в профессиональном лицее для успешного овладения программой, а попытки компенсировать это усидчивостью не всегда успешны. Проходит немало времени, прежде чем учащийся сможет приспособиться к требованиям обучения. Кроме того, большой объем информации, отсутствие навыков самостоятельной работы вызывают большое эмоциональное напряжение, что приводит к разочарованию в выборе будущей профессии. Можно заключить, что одной из причин низких темпов адаптации первокурсников является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и учащимся при организации способов учения.
Адаптация к новой социальной среде выступает как необходимое условие продуктивной социальной активности, профессионального самоопределения личности, развития индивидуальности. Здесь важно умение быстро находить свое место в совместной деятельности, свою роль в новой группе, выработать образцы поведения, отражающие систему ценностей и норм вновь формирующегося коллектива, развивать умения и навыки межличностного общения. В процессе обучения в профессиональном лицее учащийся реализует себя в различных видах деятельности во взаимодействии с окружающей средой и в зависимости от того, как у современного лицеиста происходит приспособление к социальной среде, можно говорить об успешной или неудачной реализации себя как личности.
Ускорение адаптации первокурсников к новому образу жизни, исследование трудностей, возникающих на начальном этапе обучения, и выявление педагогических условий оптимизации данного процесса — задачи чрезвычайно важные. От того, как долго по времени и по различным затратам происходит приспособление, зависят текущие, предстоящие успехи учащихся и процесс их профессионального становления. Как правило, усилия преподавателей и мастеров производственного обучения, направленные на обеспечение адаптации учащихся первого курса, носят эпизодический характер.
Исследованию проблем адаптации человека к различным условиям посвящены работы П. К. Анохина, И. П. Павлова, Г. Селье, И. М. Сеченова и др.
Различные аспекты проблемы адаптации исследовались философами, психологами, педагогами, основу которых составили труды Г. М. Андреевой, А. Г. Асмолова, Л. П. Буевой, JI.C. Выготского, А. В. Петровского, C.JI. Рубинштейна и др.
Проблемы адаптации первокурсников учреждений начального профессионального образования нашли отражение в трудах Т. В. Баландинцевой, С. Я. Батышева, А. А. Газеева, JI.H. Голуб, О. В. Глинкиной, С. М. Петропавловской, М. В. Рогачевой, И. В. Чистовой, Ю. О. Яблоновской и др.
Проблемы социально-психологической адаптации и дезадаптации подростков раскрыты в работах отечественных и зарубежных ученых (Б.Н. Алмазов, С. А. Беличева, А. Е. Личко, А. Адлер, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.).
Однако, несмотря на существующий интерес ученых и значительность полученных результатов в рассматриваемом поле исследования, педагогический аспект социальной адаптации первокурсников профессионального лицея, обеспечивающий в современных условиях эффективную подготовку рабочих, является мало разработанным.
Тем самым обнаруживается обострение следующих объективно существующих противоречий между: возросшей потребностью общества в повышении качества начального профессионального образования, уровня подготовки работников высокой квалификации в современных условиях и сохраняющимися традиционными подходами в учреждениях начального профессионального образования, не всегда обеспечивающими учащимся должного уровня социальной адаптивности в процессе обученияналичием потребности профессиональных лицеев в повышении уровня социальной адаптации учащихся в них и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий и методического обеспечения данного процесса применительно к первокурсникам для продолжения обучения на качественно новой ступени образования.
Названные противоречия позволили выделить проблему поиска педагогических условий, реализация которых обеспечивает эффективность социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для выбора темы исследования: «Педагогические условия повышения эффективности социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, эффективно влияющих на социальную адаптацию учащихся первого курса в профессиональном лицее.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки учащихся первого курса профессионального лицея.
Предмет исследования: социальная адаптация первокурсников в профессиональном лицее.
Гипотеза исследования: социальная адаптация учащихся в профессиональном лицее будет проходить более эффективно при реализации следующего комплекса педагогических условий:
— обеспечение психолого-педагогического сопровождения учащихся первого курса;
— формирование у первокурсников общеучебных умений, в частности, при изучении специальных учебных курсов;
— включение учащихся первого курса в разнообразную деятельность, способствующую реализации их индивидуально-личностных особенностей.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:
1) оценить состояние проблемы адаптации личности в педагогической теории и практике;
2) уточнить особенности социальной адаптации учащихся первого курса в профессиональном лицееуточнить содержание понятия «социальная адаптация первокурсника в профессиональном лицее»;
3) теоретически обосновать комплекс педагогических условий, эффективно влияющих на социальную адаптацию первокурсников в профессиональном лицее;
4) экспериментально проверить комплекс педагогических условий социальной адаптации учащихся первого курса в профессиональном лицее;
5) разработать методические пособие и рекомендации для мастеров производственного обучения и преподавателей по социальной адаптации учащихся первого курса в профессиональном лицее.
Теоретике — методологической основой исследования являются: основные положения личностно-ориентированного (В.А. Беликов, Э. Ф. Зеер, B.JT. Ляудис, И. С. Якиманская и др.), деятельностного (П.А. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), рефлексивного (К.Я. Вазина, Г. Г. Гранатов, А. Я. Найн, Н. Я. Сайгушев, Т. И. Шамова и др.) подходовтеория адаптации (П.К. Анохин, Л. С. Выготский, И. П. Павлов, И. М. Сеченов и др.) — теория социальной адаптации (М.Р. Битянова, А. А. Бодалев, И. А. Милославова, А. В. Мудрик, Р. А. Литвак, Л. М. Растова, Л. И. Савва и др.) — теория и методика профессионального образования (С.Я. Батышев, Э. Ф. Зеер, А. Я. Найн, А. Д. Сазонов, А. П. Сейтешев, А. И. Рабицкий и др.) — труды ученых по вопросам формирования личности в раннем юношеском возрасте (Л.И. Божович, И. В. Дубровина, И. С. Кон, Д. Б. Эльконин и др.) — работы по проблеме формирования общеучебных умений (Ю.К. Бабанский, В. А. Беликов, Н. Е. Важеевская, А. Т. Глазунов, В. Г. Казаков, Д. В. Татьянченко, А. В. Усова, И. А. Устюгова, Т. В. Хорошавина и др.) — теории развития личности (Б.Г. Ананьев, А. В. Петровский, C. JL Рубинштейн и др.) — исследования, посвященные проблеме индивидуально-личностных особенностей человека (Б.Г. Ананьев, М.В. Кли-щевская, А. Г. Ковалев, Р. С. Немов, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, JI.A. Ясюкова и др.) — труды ученых по вопросам самореализации личности (К.А. Абульханова-Славская, И. Б. Дерманова, JI.A. Коростылева, А. Маслоу, С. М. Петропавловская, J1.B. Рябова, Г. К. Селевко и др.) — работы по проблеме психолого-педагогического сопровождения учащихся в учреждениях начального профессионального образования (М.Р. Битянова, Е. К. Вишневецкая, И. В. Дубровина, Н. Р. Жильцова, Т. Н. Мальцева, Р. В. Овчарова, Т. Г. Яничева и др.) — теория и методика педагогического исследования (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский и др.).
Организация, база и этапы исследования. Работа проводилась с 2003 года на базе профессиональных лицеев № 13, № 17, № 41 г. Магнитогорска. Всего исследованием на констатирующем и формирующем этапах эксперимента охвачено 667 учащихся, 49 преподавателей, педагогов дополнительного образования и мастеров производственного обучения.
Исследование проводилось в три этапа с 2003 по 2009 гг. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач и условий проведения работы, применялись соответствующие методы исследования.
На первом этапе (2003 — 2005 гг.) проведен теоретический анализ философской, педагогической и психологической отечественной и зарубежной литературы, диссертационных работ по проблеме исследования, а также теории и методики педагогических исследованийопределено состояние проблемы и степень ее разработанности в теории и практике начального профессионального образованияопределены актуальность, цель, объект, предмет исследования, сформулированы задачи и рабочая гипотезаразработан понятийный аппаратсоставлена программа экспериментального исследования. На данном этапе использовались следующие методы: анализ литературы по изучаемой проблемеанкетирование, тестирование, групповые и индивидуальные беседынаблюдениеконстатирующий эксперимент.
На втором этапе (2005 — 2008 гг.) уточнялась и корректировалась гипотеза и понятийный аппарат исследования, проводился эксперимент, направленный на проверку педагогических условий, способствующих эффективной социальной адаптации учащихся первого курса в профессиональном лицееанализировался ход и результаты формирующего эксперимента, осуществлялось внедрение результатов исследования в образовательный процесс ГОУ НПО «Профессионального лицей № 17» г. Магнитогорска. Основными методами исследования на данном этапе были: обобщение, систематизациянаблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности, формирующий экспериментметоды математической статистики.
На третьем этапе (2008 — 2009 гг.) были обработаны и интерпретированы данные, уточнены теоретико-экспериментальные выводы, обобщены и систематизированы материалы диссертационного исследования, проведен анализ полученных данных, оформлен ход эксперимента, текст работы, разработаны и внедрены методические пособие и рекомендации. Основные методы обобщающего этапа исследования: качественный и количественный анализ результатовстатистические методы вторичной обработки результатов (методы доказательства гипотезы) — методы наглядного представления результатов экспериментаанализ и обобщение теоретических выводов.
Научная новизна исследования состоит в следующем: уточнены особенности первокурсников профессионального лицея, как возрастной, социально-демографической, образовательной группы молодежи и определено, что их социальная адаптация включает в себя социально-психологическую, учебную и профессиональную адаптациювыявлен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, обеспечивающий повышение эффективности социальной адаптации учащихся первого курса и направленный на психолого-педагогическое сопровождение первокурсников, формирование у них общеучебных умений и реализацию индивидуально-личностных особенностей в различных видах деятельностиразработана и апробирована методика реализации комплекса педагогических условий социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее, основанная на психолого-педагогической диагностике, помощи, поддержке учащихся первого курса при вхождении в новую систему социальных отношений, освоения норм, ценностей профессии, а также самореализации в различных видах деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: уточнены признаки понятия «социальная адаптация первокурсника в профессиональном лицее" — определены критерии и показатели оценки уровней адаптированности первокурсников в профессиональном лицее.
Данные положения вносят существенный вклад в теорию профессионального образования по организации и повышению эффективности процесса социальной адаптации учащихся первого курса в профессиональном лицее.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано научно-методическое обеспечение социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее: методическое пособие «Диагностика личности учащегося профессионального лицея», методические рекомендации «Повышение эффективности социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее» и оценочно-критериальный инструментарий, позволяющие совершенствовать процесс социальной адаптации учащихся первого курса профессионального лицея и определять его эффективностьразработаны и внедрены в учебно-воспитательный процесс профессионального лицея учебные программы и курсы «Учимся учиться», «Познай себя», «Подготовка к жизненной карьере», «Профилактика социально-опасных явлений в молодежной среде», «Учимся управлять" — результаты теоретического и практического исследования могут быть использованы в практике работы учреждений начального и среднего профессионального образования, в системе профессионально-педагогической подготовки и повышения квалификации работников образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются анализом и учетом современных достижений в педагогике, психологии и комплексной методикой исследования проблемы, апробацией и внедрением результатов в практику, репрезентативностью экспериментальных данных, количественным и качественным их анализом, обработкой результатов методами математической статистики.
На защиту выносятся следующие положения:
1) социальная адаптация учащихся первого курса профессионального лицея включает в себя социально-психологическую, учебную, профессиональную адаптацию и определяется особенностями первокурсников как возрастной, социально-демографической, образовательной группы молодежи;
2) комплекс педагогических условий повышения эффективности социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее вбирает в себя: а) обеспечение психолого-педагогического сопровождения учащихся первого курсаб) формирование у первокурсников общеучебных умений, в частности, при изучении специальных учебных курсовв) включение учащихся первого курса в разнообразную деятельность, способствующую реализации их индивидуально-личностных особенностей;
3) методика реализации комплекса педагогических условий социальной адаптации учащихся первого курса в профессиональном лицее основана на реализации следующих а) методов — диагностические, тренинговые, диалоговые, игровые, рефлексивные, словесные, наглядные, практические, формирования сознания, организации деятельности, стимулированияб) средств — тесты, опросники, упражнения, задания, ситуации, технические средства, учебники, справочная литература, методические рекомендации, методическое пособие, «Карта индивидуального психологического развития учащегося" — в) форм — экскурсии, консультации, практикумы, тренинговые занятия, классные часы, дискуссии, факультативные занятия, научные конференции, конкурсы профессионального мастерства, мастер-классы, кружковая работа, выставки творчества, фестивали и др.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством отчетов на заседаниях предметно-цикловых комиссий ПЛ № 17- выступлений на семинарах аспирантов и соискателейвыступлений на методических семинарах преподавателей и мастеров производственного обучения ПЛ № 17- выступления на городском семинаре-практикуме («Использование информационных технологий в управленческой деятельности заместителей директоров по воспитательной работе»): г. Магнитогорск (2006 г.) — выступления на семинаре «Приоритетные направления развития психологического сопровождения профессионального образования»: г. Златоуст (2007 г.) — выступлений на курсах повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения: г. Магнитогорсквыступления на областном конкурсе профессиограмм по профессиям начального профессионального образования: г. Челябинск, ЧИРПО (2007 г.) — выступлений на региональной научной интерактивной конференции, Всероссийской научно-практической конференции: г. Магнитогорск, МаГУ (2005 г., 2007 г.) — публикаций в печати (2004 — 2008 гг.).
Результаты исследования внедрены в практику работы ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 17» г. Магнитогорска.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Выводы по второй главе.
В результате выполнения экспериментального исследования по проблеме адаптации первокурсников в профессиональном лицее были сделаны следующие выводы:
1. Констатирующий эксперимент показал, что социальная адаптация первокурсников в профессиональном лицее проходит недостаточно эффективно, эти данные подтверждают актуальность темы исследования.
2. Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа: констатирующий эксперимент, поисковый и формирующий эксперименты, обработка и анализ результатов. Основными методами, применяемыми в ходе эксперимента, являются тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа.
3. Основными критериями и показателями адаптированности первокурсников в профессиональном лицее являются: социальный (уровень признания учащегося в группе, самопринятие, принятие’других, локус контроля, адаптивные способности, коммуникативные способности, тревожность), дидактический (успеваемость (теоретическое обучение), уровень сформированное&tradeобщеучебных умений, отношение к учебе), профессиональный (успеваемость (производственное обучение), отношение к профессиональной деятельности). Различная степень их проявления характеризует уровни адаптированности первокурсников в профессиональном лицее: низкий, средний, высокий.
4. Проведенный эксперимент показал, что необходимым и достаточным для эффективной социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее является следующий комплекс педагогических условий: обеспечение психолого-педагогического сопровождения учащихся первого курсаформирование у первокурсников общеучебных умений, в частности, при изучении специальных учебных курсоввключение первокурсников в разнообразную деятельность, способствующую реализации их индивидуально-личностных особенностей.
Заключение
.
Выполненное теоретико-экспериментальное исследование по проблеме социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее показало, что данная проблема является весьма актуальной в теории и практике профессионального образования. Значимость выдвинутой проблемы обусловлена необходимостью и потребностью общества в повышении качества начального профессионального образования и уровня подготовки работников высокой квалификации, резко возросшими требованиями учебного процесса в профессиональном лицее.
Поэтому данное диссертационное исследование затрагивает одну из актуальных проблем начального профессионального образования — проблему социальной адаптации учащихся первого курса в профессиональном лицее.
Опираясь на методологический анализ поставленной проблемы, мы сформулировали цель, гипотезу и задачи научно-исследовательской работы.
Цель диссертационного исследования заключалась в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий, эффективно влияющих на социальную адаптацию учащихся первого курса в профессиональном лицее.
В аспекте достижения поставленной цели, нам удалось подтвердить выдвинутую гипотезу исследования — социальная адаптация учащихся в профессиональном лицее будет проходить более эффективно при реализации следующего комплекса педагогических условий: обеспечение психолого-педагогического сопровождения учащихся первого курсаформирование у первокурсников общеучебных умений, в частности, при изучении специальных учебных курсоввключение учащихся первого курса в разнообразную деятельность, способствующую реализации их индивидуально — личностных особенностей.
В ходе исследования нами был решен комплекс задач, вытекающих из цели и гипотезы, а именно: 1) определено современное состояние проблемы адаптации личности в педагогической теории и практике- 2) уточнены особенности социальной адаптации учащихся первого курса в профессиональном лицее и содержание понятия «социальная адаптация первокурсников в профессиональном лицее" — 3) теоретически обоснован комплекс педагогические условий, эффективно влияющих на социальную адаптацию первокурсников в профессиональном лицее- 4) экспериментально проверен комплекс выделенных педагогических условий социальной адаптации учащихся первого курса в профессиональном лицее- 5) разработаны методические рекомендации и пособие для мастеров производственного обучения и преподавателей по социальной адаптации учащихся первого курса в профессиональном лицее.
Мы считаем, что проведенное исследование и его результаты свидетельствуют о решении всех поставленных задач.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в современной науке имеется достаточно широкий круг исследований, посвященных проблеме адаптации первокурсников различных учебных учреждений. Вместе с тем, вопросы социальной адаптации учащихся профессиональных лицеев не находят достаточной теоретической и практической разработки в педагогических исследованиях.
В нашем исследовании под социальной адаптацией первокурсника в профессиональном лицее мы понимаем адаптацию учащегося, представляющую собой процесс приспособления личности к образовательному процессу учреждения начального профессионального образования, вхождения личности в новую систему социальных отношений, активного освоения норм, ценностей, особенностей профессии, приобретение умений и навыков будущей профессиональной деятельности, обеспечивающих принятие на себя новой социальной роли. Адаптация первокурсника характеризуется его активной деятельностью, преобразующей как среду, так и саму личность. Учащегося нельзя только приспосабливать, необходимо еще и создавать условия для его адаптации в нужном направлении, включая в различные виды деятельности.
Социальная адаптация первокурсника в профессиональном лицее — это сложный процесс, отражающий различные его стороны: включение в новый коллектив, установление отношений с мастером производственного обучения, преподавателями (социально-психологическая адаптация) — приобретение знаний и умений по профессии, приспособление к профессиональной деятельности, условиям труда (профессиональная адаптация) — приспособление к новым формам и методам теоретического и производственного обучения, к требованиям учебных программ профессионального лицея (учебная адаптация).
Социальная адаптация первокурсников определяется особенностями юношеского возраста, их индивидуальными особенностями, условиями обучения. Особенности процесса адаптации учащихся в профессиональном лицее обусловлены также тем, что в учреждения начального профессионального образования идут учиться, как правило, «трудные» дети: выпускники с низким уровнем знаний школьного курса и развития общеучебных умений, слабой успеваемостью, нарушением поведения и социальных отношений с учителями и сверстниками.
При реализации комплекса педагогических условий социальной адаптации первокурсников профессионального лицея в качестве базового использовался личностно-ориентированный подход, где личность учащегося рассматривается как индивидуум, обладающий присущими только ему качествами, способностями, интересами. Наша цель, в рамках данного подхода — помочь лицеисту познать себя, адаптироваться, максимально выявить, инициировать и использовать свой индивидуальный опыт, самореализоваться.
Новизна методики реализации выделенных педагогических условий проявляется в использовании разработанных нами методического пособия «Диагностика личности учащегося профессионального лицея», «Карты индивидуального психологического развития учащегося», программ курсов «Учимся учиться», «Познай себя» и др. Новыми элементами являются формы работы с абитуриентами (психологическое тестирование, индивидуальные консультации педагога-психолога), первокурсниками (индивидуальные и групповые консультации педагога-психолога и др.), педагогами (занятия с молодыми педагогами, индивидуальные беседы с мастерами производственного обучения, преподавателями по результатам психологической диагностики учащихся и их учета при планировании и проведении учебно-воспитательной работы и др.). Элементы новизны проявляются при использовании рефлексивных приемов, применении тренинговых упражнений на развитие коммуникативных умений, профессионально значимых качеств, заданий и упражнений на формирование общеучебных и рефлексивных умений и т. д.
В исследовании показано, что процесс социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее носит уровневый характер. Нами выделено три уровня адаптированности: высокий, средний, низкий. Объективность информации об уровне адаптированности учащегося может обеспечиваться комплексом критериев: социальный (уровень признания учащегося в группе, самопринятие, принятие других, локус контроля, адаптивные способности, коммуникативные способности, тревожность), дидактический (успеваемость по теоретическому обучению, уровень сформированности общеучебных умений, отношение к учебе), профессиональный (успеваемость по производственному обучению, отношение к профессиональной деятельности). Основным критерием определения адаптированности может выступать продвижение первокурсников на более высокий уровень адаптированности в профессиональном лицее.
Констатирующий эксперимент показал, что социальная адаптация первокурсников в профессиональном лицее проходит недостаточно эффективно, эти данные подтверждают актуальность темы исследования. Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа: констатирующий эксперимент, поисковый и формирующий эксперименты, обработка и анализ результатов. Использование критериев Колмогорова-Смирнова, К. Пирсона, которые проверяют не только достоверность статистических различий в контрольной и экспериментальных группах, но и доказывают надежность и объективность полученных результатов, показало, что реализация комплекса педагогических условий позволяет получить более высокий результат в сравнении с реализацией любого условия в отдельности.
Научная новизна полученных в ходе исследования результатов заключается в том, что были уточнены особенности первокурсников профессионального лицея, как возрастной, социально-демографической, образовательной группы молодежи и определено, что их социальная адаптация включает в себя социально-психологическую, учебную и профессиональную адаптациювыявлен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, обеспечивающий повышение эффективности социальной адаптации учащихся первого курса, направленный на психолого-педагогическое сопровождение первокурсников, формирование у них общеучебных умений и реализацию индивидуально-личностных особенностей в различных видах деятельностиразработана и апробирована методика реализации комплекса педагогических условий социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее, основанная на психолого-педагогической диагностике, помощи, поддержке учащихся первого курса при вхождении в новую систему социальных отношений, освоения норм, ценностей профессии, а также самореализации в различных видах деятельности.
Теоретическая значимость проведенного исследования обусловлена тем, что были уточнены признаки понятия «социальная адаптация первокурсника в профессиональном лицее" — определены критерии и показатели оценки уровней адаптированности первокурсников в профессиональном лицее. Данные положения вносят существенный вклад в теорию профессионального образования по организации и повышению эффективности процесса социальной адаптации учащихся первого курса в профессиональном лицее.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработано научно-методическое обеспечение социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее: методическое пособие «Диагностика личности учащегося профессионального лицея», методические рекомендации «Повышение эффективности социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее» и оценочно — критериальный инструментарий, позволяющие совершенствовать процесс социальной адаптации учащихся первого курса профессионального лицея и определять его эффективностьразработаны и внедрены в учебно-воспитательный процесс профессионального лицея учебные программы и курсы «Учимся учиться», «Познай себя», «Подготовка к жизненной карьере», «Профилактика социально-опасных явлений в молодежной среде», «Учимся управлять». Результаты теоретического и практического исследования могут быть использованы в практике работы учреждений начального и среднего профессионального образования, в системе профессионально-педагогической подготовки и повышения квалификации работников образования.
Данные, проведенной с учащимися экспериментальной работы, отзывы преподавателей и мастеров производственного обучения свидетельствуют о качественных изменениях в уровне адаптированности первокурсников в профессиональном лицее. Вместе с тем, мы считаем, что выполненная нами научно-исследовательская работа не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Дальнейшее исследование может быть продолжено в следующих направлениях: профессиональная адаптация учащихся учреждений начального профессионального образования в процессе производственной практикииндивидуальная социальная адаптация детей-сирот в условиях учреждений начального профессионального образования.
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. О субъекте психологической деятельности / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1973. — 243 с.
- Айсмонтас, Б. Б. Общая психология : схемы / Б. Б. Айсмонтас. М.: Изд-во Владос — Пресс, 2003. — 288 с.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — 3-е изд. СПб.: Питер, 2001. — 282 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Наука, 1980−391 с.
- Андриенко, О. А. Диагностика личности учащегося профессионального лицея: методическое пособие / О. А. Андриенко. Магнитогорск: МаГУ, 2008. — 79 с.
- Андриенко, О. А. Индивидуально-типологические особенности учащихся профессионального лицея и их учет в обучении / О. А. Андриенко // Школа-вуз-наука: на пути к сотрудничеству: сб. науч. ст. — Магнитогорск :• МаГУ, 2007. — С. 3 — 6.
- Андриенко, О. А. Особенности адаптации первокурсников в профессиональном лицее / О. А. Андриенко // Современные технологии образования: сб. науч. тр. первой Всероссийской заочной научно практической конференции — Магнитогорск: МаГУ, 2007. — С. 3 — 5.
- Андриенко, О. А. Повышение эффективности социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее: методические рекомендации / О. А. Андриенко. Магнитогорск: МаГУ, 2008. — 39 с.
- Андриенко, О. А. Понятие о социально-психологической адаптации личности в производственном коллективе / О. А. Андриенко // Профессионализм и творчество: межвуз. сб. науч. тр. Вып 2. — Магнитогорск: МаГУ, 2004.-С. 7−10.
- Андриенко, О. А. Профессиональная готовность учащегося лицея условие успешной адаптации к труду / О. А. Андриенко // Профессионализм и творчество: сб. науч. тр. — Магнитогорск: МаГУ, 2004. — С. 3 — 5.
- Андриенко, О. А. Профессиональное самосознание учащихся лицея / О. А. Андриенко // Гуманизация высшего профессионального образования: сб. науч. тр. региональной науч. интерактивной конф. Магнитогорск: МаГУ, 2005. — С. 5 — 7.
- Андриенко, О. А. Социальная адаптация первокурсников в профессиональном лицее : сборник рабочих учебных программ / О. А. Андриенко. Магнитогорск: МаГУ, 2008. — 44 с.
- Арушанян, Ж. В. Теоретические основы формирования общеучебных умений в условиях профессионального учебного заведения / Ж. В. Арушанян // Новые педагогические исследования: прил. к журн. «Профессиональное образование». 2003. — № 4 — С. 104−107.
- Бабанский, Ю. К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1982. 192 с.
- Бабанский, Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности /Ю.К. Бабанский М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Базаев, А. Г. Социальный портрет современного учащегося УНПО Челябинской области / А. Г. Базаев, Е. А. Кулагина // Образование и наука Южного Урала. 2002. — № 3. — С. 35 — 37.
- Балабанова, JI. И. Самооценка и самоконтроль — основа развивающего обучения / JI. И. Балабанова // Профессиональное образование. 2002. -№ 1.-С. 25−26.
- Баландинцева, Т. В. Методика педагогической адаптации учащихся профессионального лицея : дис.. канд. пед. наук / Т. В. Баландинцева. -Йошкар-Ола, 2003. 181 с.
- Баландинцева, Т. В. Программа адаптации первокурсников / Т. В. Баландинцева // Профессиональное образование. 2002. — № 11. — С. 13.
- Безюлева, Г. В. Психолого-педагогическое обоснование профори-ентационной работы / Г. В. Безюлева // Профессиональное образование. — 2004.-№ 5.-С. 10.
- Белая книга российского образования — М., 2000. 123 с.
- Беликов, В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников : дис.. д-ра пед. наук / В. А. Беликов. Магнитогорск, 1995.
- Беликов, В. А. Опорные сигналы в изучении педагогики : методические рекомендации для студентов педагогических вузов / В. А. Беликов, JI. И. Савва. Магнитогорск: МГПИ, 1995. — 58 с.
- Беликов, В. А. Философия образования личности : Деятельност-ный аспект: монография / В. А. Беликов. М.: Владос, 2004. — 357 с.
- Бехтерев, В. М. Избранные работы по социальной психологии / В. М. Бехтерев. М.: Изд-во МГУ, 1999. — 400 с.
- Битянова, М. Р. Адаптация ребенка в школе : диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: сб. метод, материалов для администрации, педагогов и школьных психологов / М. Р. Битянова. — М.: Образовательный педагогический поиск, 1997. 112 с.
- Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
- Бодалев, А. А. Психология общения : избранные психологические труды: учеб.-метод. пособие / А. А. Бодалев. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. — 319 с.
- Божович, JI. И. Проблемы формирования личности : избранные психологические труды / JI. И. Божович- под. ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1995. — 352 с.
- Большой психологический словарь / под. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 3-е изд. доп. и перераб. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. — 672 с.
- Венгер, А. Л. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям / А. Л. Венгер, Ю. М. Десятников // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 25 — 33.
- Вишневецкая, Е. К. Психологическое сопровождение учебного процесса / Е. К. Вишневецкая, Л. И. Лепилина // Профессиональное образование. 2004. — № 5. — С. 7.
- Военная психология и педагогика: учеб. пособие / под ред. П. А. Корчеленого, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. М.: Совершенство, 1998. -384 с.
- Войтко, В. И. Научно-техническая революция и проблемы адаптации личности в социалистическом обществе / В. И. Войтко // Актуальные проблемы социализации личности в условиях научно-технического прогресса.-Киев, 1975.-32 с.
- Врублевска, М. М. Управление социальной адаптацией старшеклассников в общеобразовательной школе : автореф. дисс.. канд. пед. наук / М. М. Врублевска- Магнитогорский гос. ун-т. Магнитогорск, 2000 — 23 с.
- Газеев, А. А. Проблемы адаптации школьников к обучению в ПТУ / А. А. Газеев // Советская педагогика. 1984. — № 5. — С. 85 — 86.
- Гальперин, П. Я. Управление познавательной деятельностью учащихся / П. Я. Гальперин. М.: МГУ, 1972. — 106 с.
- Гапонова, С. А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения / С. А. Гапонова // Психологический журнал. 1994. — № 3. — С. 131 — 135.
- Герцог, Г. А. Выпускник на рынке труда : Социологический анализ проблем профессиональной адаптации и трудоустройства выпускников УН-ПО Челябинской области / Г. А. Герцог, JI. В. Котовская, Ю. Н. Круглов. -Челябинск: ЧелИРПО, 2004. 61 с.
- Герцог, Г. А. Организация досуга учащихся системы начального профессионального образования в условиях учреждений дополнительного образования : монография / Г. А. Герцог, Ю. Н. Круглов. Челябинск: ЧелИРПО, 2004. — 64 с.
- Гинзбург, М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 14 — 16.
- Глинкина, О. В. Адаптация первокурсника / О. В. Глинкина // Профессиональное образование. 2002. — № 9. — С. 12.
- Годфруа, Ж. Что такое психология. В 2 т. Т.1 / Ж. Годфруа- пер. с фр. Н. Н. Алипова, А. В. Пегелау, Т. Я. Эстриной. М.: Мир, 1992. — 496 с.
- Голуб, JI. Н. Социально-педагогическая адаптация и педагогическая реабилитация учащихся в условиях профессиональных училищ : дис.. канд. пед. наук / JI. Н. Голуб. Брянск, 2000. — 187 с.
- Горленко, JI. А. Совершенствование общеучебных умений как элемент управления качеством обучения в системе СПО / JI. А. Горленко // Новые педагогические исследования: прил. к журн. «Профессиональное образование». 2006. — № 4 — С. 86 — 90.
- Грабарь, М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. -М.: Педагогика, 1977. 135 с.
- Гранатов, Г. Г. Концепция дополнительности в философии образования человека (диалектика и психология мышления): монография / Г. Г. Гранатов. Магнитогорск: МаГУ, 2008. — 230 с.
- Грибов, В. Н. Адаптация молодежи малого сибирского города к условиям обучения в вузе : автореф. дис. канд. пед. наук / В. Н. Грибов. -Тюмень, 1999.-23 с.
- Гринько, С. В. Педагогическое общение как фактор адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности : дис.. канд. пед. наук / С. В. Гринько- Магнитогорский пед. ин-т. Магнитогорск, 1998. — 187 с.
- Гришин, А. В. Личностно-ориентированное образование : учебное пособие / А. В. Гришин, Ф. Н. Клюев, Г. Г. Конев- под науч. ред. JI. М. Кус-това. Челябинск: ЧелИРПО, 2003. — 135 с.
- Данияров, С. Б. Взаимосвязь физиологических и психологических показателей в процессе адаптации студентов / С. Б. Данияров, В. В. Соло-женкин, И. Г. Краснов // Психологический журнал. 1989. — № 1. — С. 99 -106.
- Дочкин, С. А Самостоятельная работа в условиях модернизации профессионального образования / С. А. Дочкин, J1. И. Капустин // Новые педагогические исследования: прил. к журн. «Профессиональное образование». 2005. — № 3 — С. 50 — 58.
- Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба : вопросы теории и практики / И. В. Дубровина. М.: Педагогика, 1991. — 232 с.
- Дугинец, В. М. Система взаимодействия педагогического коллектива и администрации школы в процессе управления адаптацией молодыхспециалистов : дис.. канд. пед. наук / В. М. Дугинец. Екатеринбург, 1995. -176 с.
- Дуранов, М. Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней : монография / М. Е. Дуранов. Челябинск: ЧГАКИ, 2002. — 276 с.
- Дьяченко, М. И. Краткий психологический словарь : Личность, образование, профессия / М. И. Дьяченко, JI. А. Кандыбович. Минск: Хэлтон, 1998.-399 с.
- Дьяченко, М. И. Психологический словарь-справочник / М. И. Дьяченко, JI. А. Кандыбович. Минск: Харвест, М.: ACT, 2001. — 576 с.
- Жданов, Р. П. Условия адаптации к учебной деятельности в техникуме / Р. П. Жданов // Специалист. 1993. — № 3. — С. 4.
- Жернов, В. И. Профессиональная направленность личности и педагогика ее формирования : монография / В. И. Жернов. — Магнитогорск: МаГУ, 2003.-158 с.
- Жильцова, Н. Р. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся / Н. Р. Жильцова // Профессиональное образование. 2004. — № 11.-С. 23.
- Журкина, А. Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования / А .Я. Журкина // Дополнительное образование. 2000. — № 9 — С. 12 -15.
- Заваденко, Н. Н. Школьная дезадаптация : психоневрологическое и нейропсихологическое исследование / Н. Н. Заваденко, А. С. Петрухин, Н. Г. Манелис // Вопросы психологии. 1999. — № 4. — С. 21 — 28.
- Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Академия, 2001. — 208 с.
- Загвязинский, В. И. Теория обучения : современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. -М.: Академия, 2001.- 192 с.
- Зеер, Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер. М.: Издательский центр АЛО, 2002 — 43 с.
- Зеер, Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя, 2-е изд., доп., испр. и перераб. -М.: Логос, 2000. 384 с.
- Зинченко, В. Я. О понятиях «развитие личности», «формирование личности», социализация", «воспитание» / В. Я. Зинченко. Новосибирск, 1975.-234 с.
- Зотова, О. И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / О. И. Зотова, И. К. Кряжева // Организационная психология / сост. и общ. ред. Л. В. Винокурова, И. И. Скрипюка. СПб.: Питер, 2001. -4.2 — С. 248−256.
- Зуева, Н. Психолого-педагогическое сопровождение — модель школьной психологической службы / Н. Зуева // Народное образование. -1999.-№ 9.-С. 158−161.
- Иванова, Л. Н. Самостоятельная работа как способ формирования компетентности будущего специалиста / Л. Н. Иванова // Профессиональное образование. 2006. — № 5. — С. 21.
- Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб: Питер, 2000,-512 с.
- Ильина, Т. А. Педагогика : курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. А. Ильина. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
- Кирильцева, А. А. Психологические особенности производственной адаптации выпускников профессионально-технических училищ и средней школы / А. А. Кирильцева // Вопросы психологии. 1980. — № 4. — С. 118 -123.
- Киселев, Н. М. Социально-педагогические условия адаптации студентов в педагогическом колледже : дис.. канд. пед. наук / Н. М. Киселев- Оренбургский гос. ун-т. Оренбург, 2000. — 172 с.
- Климов, Е. А. Основы психологии : учебник для вузов / Е. А. Климов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 195 с.
- Климова, Т. Е. Педагогический эксперимент : учеб. пособие / Т. Е. Климова, И. А. Кувшинова. Магнитогорск: МаГУ, 2004. — 158 с.
- Клищевская, М. В. К проблеме профессионального развития / М. В. Клищевская // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология.2001.-№ 4.-С. 3−12.
- Клищевская, М. В. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности / М. В. Клищевская, Г. Н. Солнцева // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 1999. -№ 4. — С. 61 — 66.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров М.: Издательский центр Академия, 2001. — 176 с.
- Козырева, Е. А. Психологическое сопровождение школьников, их учителей и родителей / Е. А. Козырева // Журнал практического психолога. -1998.-№ 4. С. 71−76.
- Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1980. — 394 с.
- Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1976.-383 с.
- Кондрух, В. И. В созвездии лучших наши есть имена / В. И. Конд-рух, И. А. Ройтштейн // Образование Южного Урала. — 2003. — № 3. — С. 48 — 49.
- Коростылева, JI. А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке / JI.A. Коростылева // Психологические проблемы самореализации личности — СПб., 1997. 310 с.
- Костюк, Н. В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования конкурентоспособности учащихся / Н. В. Костюк // Педагогическая наука практике. Новые исследования: прил. к журн. «Профессиональное образование». — 2004. — № 3 — С. 102 — 109.
- Кравченко, А. И. Родителям о подростках (и подросткам о родителях). Книга для домашнего чтения / А. И. Кравченко М.: Русское слово -учебная книга, 2002. — 320 с.
- Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. — 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2005. 255 с.
- Краткий психологический словарь / Сост. JI. А. Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд. расш., испр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 512 с.
- Крысько, В. Г. Социальная психология : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Крысько. М.: Владос-Пресс, 2002. — 448 с.
- Кряквин, В. А. Управление социально-педагогической адаптацией подростков в условиях образовательного комплекса : атореф. дис. .канд. пед. наук / В.А. Кряквин- Магнитогорский гос. ун-т. Магнитогорск, 2003. — 24 с.
- Лагерев, В. В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками / В. В. Лагерев. М.: НИИВО, 1991. — 48 с.
- Лаптева, Н. П. Психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса : дань моде или осознанная необходимость? / Н. П. Лаптева // Начальная школа плюс до и после. 2005. — № 6. — С. 43−45.
- Леонтьев, А. Н. Принципы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с.
- Литвак, Р. А. Сотрудничество детей и социальных педагогов : учебное пособие / Р. А. Литвак. Челябинск, ЧИРПО, 1996. — 79 с.
- Лобашев, В. Д. Формирование умений и навыков / В. Д. Лобашев // Профессиональное образование. 2004. — № 10. — С. 13.
- Лошкарева, Н. А. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса : автореф. дисс.. д-ра пед. наук /Н. А. Лошкарева. -М., 1990.
- Лучанкин, А. И. Социально-клубная работа с молодежью: Проблемы и подходы / А. И. Лучанкин, А. А. Сняцкий. Екатеринбург, 1997.
- Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. СПб.: Питер, 2002 — 442 с.
- Мальцева, Т. Н. Направления деятельности педагога-психолога / Т. Н. Мальцева // Профессиональное образование. 2004. — № 5. — С. 8.
- Матулене, Г. О социальной адаптации к деятельности / Г. Матуле-не // Психологический журнал. 2002. — № 5. — С. 108 — 112.
- Методология и методика научного исследования / сост. А. Я. Найн. Челябинск: Челябинский гос. ин-т физической культуры, 1993. — 52 с.
- Мешкова, И. В. Профессия важна для молодежи (опыт социально-педагогического исследования) / И. В. Мешкова, Е. Г. Сафонова // Профессиональное образование. 2002. — № 12. — С. 27.
- Милославова, И. А. Понятие и структура социальной адаптации : автореф.. дис. канд. филос. наук / И. А. Милославова. JL, 1974. — 20 с.
- Мороз, А. Г. К вопросу о дидактической адаптации первокурсников вуза / А. Г. Мороз // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. Ереван, 1973. — с. 104.
- Морозова, И. В. Самореализуется ли личность сегодня? / И. В. Морозова // Прикладная психология. 2000. — № 2. — С. 82 — 87.
- Ш. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учеб. пособие для пед. вузов / А. В. Мудрик- под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 1999. — 184 с.
- Найн, А. Я. Адаптация работающей молодежи — важная проблема профессионально-технической педагогики / А. Я. Найн // Советская педагогика.- 1982.-№ 11.-С. 89−91.
- Найн, А. Я. Проблемы развития профессионального образования : региональный аспект / А. Я. Найн, Ф. Н. Клюев. Челябинск: ЧИРПО, 1998. — 264 с.
- Найн, А. Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике / А. Я. Найн Челябинск: УГАФК, 1996. — 143 с.
- Налчалджян, А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А. А. Налчалджян. Ереван, 1988. — 246 с.
- Немов, Р. С. Психология : учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. М.: Вла-дос, 2001.-688 с.
- Нещерет, Н. А. Составляющие социально-психологической адаптации будущего специалиста / Н. А. Нещерет, В. А. Ивашова, С. И. Тарасова // Профессиональное образование. 2005. — № 2. — С. 11.
- Общая психология: учеб. пособие для студентов пед. институтов / В. В. Богословский и др.- под ред. В. В. Богословского. 3-е изд., пераб. и доп. -М.: Просвещение, 1981 — 383 с.
- Овчарова, Р. В. Практическая психология образования : учеб. пособие для студ. психол. фак-тов ун-тов / Р. В. Овчарова. М.: Академия, 2003.-448 с.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов- под ред. Н. Ю. Шведовой. 17-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1985. — 797 с.
- Организационная психология / сост. и общ. ред. JI. В. Винокурова, И. Н. Скрипюка, СПб.: Питер, 2001.-512 с.
- Орлов, В. Ф. Профессиональное воспитание : проблемы и технологии / В. Ф. Орлов // Профессиональное образование. 2004. — № 11. — С. 15 — 16.
- Основы психологии: Практикум / ред.-сост. JI. Д. Столяренко. 2-е изд., доп. и переработ. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 704 с.
- Офицеркина, Н. С. Социально-психологическая адаптация молодежи к рыночной экономике : атореф. дис. .канд. псих, наук / Н. С. Офицеркина- Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М., 1997. — 23 с.
- Охремчук, С. И. Социально-педагогическая адаптация курсантов в условиях высшего военного учебного заведения : дис.. канд. пед. наук / С. И. Охремчук- Магнитогорский гос. ун-т. Магнитогорск, 2002. — 187 с.
- Павличенко, Е. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса / Е. Павличенко // Воспитание школьников. 2006. — № 1.-С. 33−36.
- Панова, Л. П. Рефлексивно-деятельностная методика формирования у студентов интегративного умения решать задачи : дис.канд. пед. наук / Л. П. Панова. Магнитогорск, 2004. — 200 с.
- Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории /Б. Д. Парыгин. М.: Мысль, 1971. — 351 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.
- Петрова, Н. И. Уровень самоактуализации студентов и их уровень социально-психологической адаптации / Н. И. Петрова // Психологический журнал. 2003. -№ 3.~ С. 116−120.
- Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
- Петропавловская, С. М. Социально-педагогическая адаптация как этап самореализации личности / С. М. Петропавловская // Новые педагогические исследования: прил. к журн. «Профессиональное образование». 2003. — № 2 — С. 98−102.
- Петропавловская, С. М. Социально-педагогическая адаптация учащихся профессионального образования : дис.. канд. пед. наук / С. М. Петропавловская- Ин-т развития проф. обр. Москва, 2003. — 187 с.
- Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. / Ж. Пиаже- пер. с франц. -М.: Просвещение, 1969. 659 с.
- Повышение эффективности воспитательного процесса в учреждении начального профессионального образования (аспект оптимизации): методические рекомендации / авт.-разраб. Е. А. Кулагина. Челябинск: Че-лИРПО, 2000.-78 с.
- Подласый, И. Как учить школьников учиться / И. Подласый // Народное образование. 2003. -№ 9. — С. 98 — 104.
- Попланова, Т. А. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся / Т. А. Попланова // Профессиональное образование. 2006. — № 5. — С. 20.
- Попов, Ю. А. Тревожность в психолого-педагогическом портрете студента колледжа / Ю. А. Попов // Профессиональное образование. Столица -2006.-№ 8.-С. 24−25.
- Практическая психология образования: учебник для студ. высш. и сред. учеб. завед. / под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ Сфера, 1998. — 528 с.
- Проскурякова, С. А. Психолого-педагогическое сопровождение студентов / С. А. Проскурякова, Т. В. Паршина // Профессиональное образование. Столица. 2006. — № 10. — С. 15 — 16.
- Профессиональная ориентация учащихся: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. Д. Сазонов и др.- под ред. А. Д. Сазонова. М.: Просвещение, 1988. —223 с.
- Профессиональная педагогика / под ред. С. Я. Батышева. М.: Профессиональное образование, 1999. — 903 с.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Г. С. Никифоров и др.- под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Изд-во С.-Пб ун-та, 1991.- 152 с.
- Психология подростка: учебник / под ред. А. А. Реана СПб.: прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. — 480 с.
- Психология: учебник- под ред. А. А. Крылова. М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001.-584 с.
- Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина и др.- под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Просвещение, 1991.-303 с.
- Разумовский, В. Г. Проблема развития творческих способностей учащихся в процессе обучения физике : автореф. дис. д-ра пед. наук / В. Г. Разумовский. Москва, 1972. -62 с.
- Растова, А. М. К вопросу о соотношении социализации и социальной адаптации личности / А. М. Растова // Труды Алтайского политехнического института: сб. ст.- вып. 37. Барнаул: Алтайский политехнический институт, 1974. — С. 32 — 42.
- Растова, Л. М. Социальная адаптация личности в коллективе : автореф.. дис. канд. филос. наук / Л. М. Растова. Барнаул, 1973. — 21 с.
- Рогинский, В. М. Азбука педагогического труда / В. М. Рогинский.- М.: Высшая школа, 1990. 112 с.
- Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие: В 2 кн. Кн.1. / Е. И. Рогов М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 384 с.
- Ром, Т. А. Становление и развитие социальной педагогики в России начала XX века: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Т. Ром- Московский гос. пед. ун-т. М., 1995. — 24 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Русская энциклопедия, 1994. — 604 с.
- Рубинштейн, С. JI. Проблемы общей психологии / С. JI. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1973.-477 с.
- Рубинштейн, С. JI. Проблемы общей психологии : в 2 т. / С. JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 2 т.
- Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом возрасте / под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Академия, 1995. 123 с.
- Савва, JI. И. Словарь основных понятий по педагогике и психологии : учеб. пособие. / JI. И. Савва. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2004. — 50 с.
- Сайгушев, Н. Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего учителя / Н. Я. Сайгушев. Магнитогорск: МаГУ, 2002.-272 с.
- Седова, И. Психологическое сопровождение образовательного процесса / И. Седова // Начальная школа. 2002. — № 4. — С. 25 — 28.
- Серкова, Г. Г. Развивающее обучение : теоретические основы и практика внедрения в образовательный процесс: монография / Г. Г. Серкова.- Челябинск: ЧелИРПО, 2002. 127 с.
- Серкова, Г. Г. Самостоятельная работа учащихся образовательных учреждений: оптимизационный подход к развитию самостоятельной деятельности: практикоориентированная монография и методическое пособие / Г. Г. Серкова. Челябинск: ЧелИРПО, 2003. — 107 с.
- Смашко, Т. И. Профессиональная адаптация выпускников УНПО в условиях малого города / Т. И. Смашко // Профессиональное образование. —2004. № 4. — С. 31 — 32.
- Смирнов, И. П. Современный учащийся НПО. Всероссийское социологическое исследование / И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко. М.: Издательский центр АПО, 2002. — 46 с.
- Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. -4-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 1632 с.
- Соловцова, Е. Адаптация при обучении профессии / Е. Соловцова // Народное образование. 2004. — № 9. — С. 202 — 207.
- Соловьев, А. В. Профессиональная ориентация в социалистическом обществе / А. В. Соловьев. -М.: Экономика, 1979. 144 с.
- Сорокин, И. В. Социально-профессиональная адаптация учащихся начального профессионального образования : дис.. канд. пед. наук / И. В. Сорокин. Калуга, 2003. — 155 с.
- Социальная адаптация личности: метод, рекомендации / сост. JI. И. Савва, М. М. Врублевска. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 1999. — 68 с.
- Статистика: Курс лекций / JI. П. Харченко, В. Г. Долженкова, В. Г. Ионин и др. Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ. — М.: ИНФРА-М, 1998. -310 с.
- Степанова, М. А. Практическая психология образования : противоречия, парадоксы, перспективы / М. А. Степанова // Вопросы психологии. -2003. 4. С. 76−83.
- Степанова, О. П. Проблема психической адаптации будущего специалиста / О. П. Степанова // Профессионализм и творчество: межвуз. сб. науч. тр.: вып.2. — Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. ун-та, 2005.-С. 56−60.
- Столяренко, JI. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. 5-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 672 с.
- Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 576 с.
- Студент и его деятельность / под ред. Г. П. Давидюка. Минск: Изд-во БГУ, 1978.- 159 с.
- Судаков, В. Н. Адаптация личности: философско-социологический аспект: дисс. канд. фил. наук / В. Н. Судаков. Свердловск, 1983. — 184 с.
- Управление инновационными процессами в учреждении начального профессионального образования: методические рекомендации / сост. А. Ю. Виноградов. Челябинск: ЧелИРПО, 2002. — 28 с.
- Усова, А. В. Учись самостоятельно учиться : учеб. пособие / А. В. Усова, В. А. Беликов. ЧГПИ- МГПИ. — Челябинск-Магнитогорск: Факел, 1997.- 123 с.
- Усова, А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А. В. Усова. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
- Федоряк, Л, М. Развитие познавательной активности студентов / Л. М. Федоряк // Профессиональное образование. 2004. — № 10. — С. 16.
- Федотова, В. В. Профессионализм педагогов дополнительного образования детей в условиях его развития : Социологический анализ: автореф. дис.. канд. соц. наук / В. В. Федотова. Екатеринбург, 2003. — 24 с.
- Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987.-590 с.
- Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: JI. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов М.: Советская Энциклопедия, 1983.-840 с.
- Формирование учебных навыков учащихся профшкол: методические рекомендации для педагогов учебных заведений профессионального образования / Н. Е. Важеевская и др.- под ред А. Т. Глазунова. М.: Издательский центр АПО, 2000. — 36 с.
- Хорошавина, Т. В. Системный подход к формированию общеучебных умений / Т. В. Хорошавина // Профессиональное образование. 2004. — № 10.-С. 22−24.
- Чернявская, Г. К. Самопознание и самореализация личности. Методологические проблемы: автореф. дис.. канд. филос. наук / Г. К. Чернявская.-СПб, 1994.-20 с.
- Чистова, И. В. Программа психолого-педагогической адаптации учащихся / И. В. Чистова, М. В. Рогачева // Профессиональное образование. — 2004.-№ 11.-С. 14.
- Шапкин, С. А. Деятельность в особых условиях : компонентный анализ структуры и стратегия адаптации / С. А. Шапкин, JI. Г. Дикая // Психологический журнал. 1996. — № 1. — С. 19−34.
- Шевандрин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 512 с.
- Шендрик, И. Г. Самореализация личности в контексте проектирования образования / И. Г. Шендрик // Педагогика. — 2004. — № 4. С. 36 — 43.
- Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. — М.: Пргресс, 1969.-535 с.
- Шилакина, А. В. Характеристика подходов к проблеме самореализации студентов в высшей школе / А. В. Шилакина // Вестник Университета российской Академии Образования. 2007. — № 3. — С. 75 — 79.
- Шилов, Н. М. Профессиональная адаптация молодых рабочих в условиях практики / Н. М. Шилов, Ю. В. Есенков // Профессиональное образование. 2004. — № 2. — С. 23 — 24.
- Широкова, Г. Б. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи / Г. Б. Широкова, Т. П. Прошина // Дополнительное образование детей в России: Состояние и перспективы развития в XXI веке. М., 2000.
- Шишигина, Т. Р. Психологическая служба в техникуме / Т. Р. Шишигина // Специалист. 1994. — № 8. — С. 8.
- Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Элько-нин. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Энциклопедия профессионального образования. В 3 т. Т.2 / под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1999. — 440 с.
- Энциклопедия профессионального образования. В 3 т. Т. З / под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998. — 568 с.
- Яблоновская, Ю. О. Социально-педагогическая адаптация детей-сирот в условиях учреждений начального профессионального образования : атореф. дис. .канд. пед. наук / Ю. О. Яблоновская- Челябинский гос. пед. унт. Челябинск, 1997. — 25 с.
- Якунин, В. А. Педагогическая психология : учеб. пособие / В. А. Якунин. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Полиус, 1998. — 639 с.
- Ямбург, Е. А. Школа для всех : Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация) / Е. А. Ямбург. М.: Новая школа, 1996.-352 с.
- Яничева, Т. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки / Т. Яничева // Журнал практического психолога. -1999.-№ 3.-С. 101−120.
- Янко, Е. В. Психологическое сопровождение образовательного процесса в УНПО / Е. В. Янко, Н. В. Костюк // Профессиональное образование. — 2004. № 1.-С. 20−21.
- Ясюкова, Л. А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей / Л. А. Ясюкова // Вопросы психологии. 1990. — № 5. — С. 18−23.