Библиография.
Малые фольклорные жанры как средство формирования правильного звукопроизношения
Сейчас мы с вами поиграем в игру, — мы будем называть предметы, а потом бросать вам мяч. Но вы будете ловить его лишь тогда, когда в названии предмета услышите звук ж. Какой звук? Сегодня дома вся семья. Все отдыхают в саду Сима и Сеня сидят в беседке. Сима собирает синие бусинки. Сеня делает свисток. Мама беседует с Люсей. Папа и Вася гонят из сарая гусей. Не портной, а всю жизнь с иголками… Читать ещё >
Библиография. Малые фольклорные жанры как средство формирования правильного звукопроизношения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Азадовский М. К. «История русской фольклористики» Москва: Учпедгиз, 1958 г.
Алексеева М. М. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» Изд. Центр «Академия», 1997 г.
Аникина «Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре — Вып. 1, 1991 г. «.
Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду» М: Просвещение, 1977 г.
Буланин Д. «Детский поэтический фольклор» Антология, 1997 г.
Бородич А. М. «Методика развития речи у детей» М., Просвещение, 1981 г.
Барская Н. «Выступает будто пава! «(элементы фольклора на занятиях в детском саду) // Дошкольное воспитание, 1994 г. № 12.
Бахтин В. С. «От былины до считалки» Рассказы о фольклоре — Л., 1988 г.
Городилова В. И. «Воспитание правильной речи» УЧПЕДГИЗ, 1956 г.
Генинг М. Г., Герман Н. А. «Обучение дошкольников правильной речи» Чебоксары, 1980 г.
Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада» Просвещение, 1983 г.
Грухих В. М. «Словопроизводство в пословицах и поговорках» Русский язык в школе, 1997 г.
Зуева Т. В. «Русский фольклор» Флинта: Наука, 1998 г.
Карпова С. Н. «Осознание словесного состава речи дошкольниками» М., 1967 г.
Лопухина И. С. «Звуки, буквы и слова», «Дельта», 1998 г.
Мелехова Л. В. «Речь дошкольника и ее исправления» М., Просвещение, 1867 г.
Максаков А. И. «Правильно ли говорит ваш ребенок» М., Просвещение, 1982 г.
Мартынова А. Н. «Детский поэтический фольклор"СПб, 1997 г. № 608.
Максаков А. И. «Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом». М., Просвещение, 1979 г.
Никитина М. А. «Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников» Минск, 1968 г.
Нестеренко И. «О роли воспитателя в формировании речевых навыков дошкольников» // Дошкольное воспитание, 1985 г. № 11.
Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей"// Дошкольное воспитание, 1995 г. № 9.
Новицкая М. «Фольклорная школа» // Дошкольное воспитание, 1993 г. № 9.
Репина З. А. «Уроки логопедии», «Литур» Екатеринбург, 1999 г.
Радина Е. И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста» М., Просвещение, 1968 г.
Ревина И. «Дни, прожитые с детьми: Фольклор и авторская песня в жизни детей"// Дошкольное воспитание, 1997 г. № 4.
Скворцова Л. «Формирования у детей интереса к русскому фольклору"// Дошкольное воспитание, 1993 г.
Сергеева Д. «А как речь — то говорит, словно реченька журчит»: Малый фольклор. Дош. воспитание, 1994 г. № 9.
Салахова А. Д. «Развитие звуковой стороны речи ребенка» М. Педагогика, 1973 г.
Соловьева О. И. «Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду» М., Просвещение, 1966 г.
Сохин Ф. А. «Развитие речи детей дошкольного возраста» М., Просвещение, 1988 г.
Тарланов З. К. «Русские пословицы: синтаксис и поэтика». Петрозаводск, 1998 г.
Туманова Т. В. «Формирование звукопроизношения у дошкольников» 1999 г.
Усова А. П. «Русское народное творчество в детском саду». М., Просвещение, 1972 г.
Флерина Е. А. «Эстетическое воспитание дошкольников». М., 1961 г.
Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М., 1981 г.
Чемортан С. М. «Формирование художественно — речевой деятельности дошкольников». Кишинев, 1986 г.
Ярославский Е. «Как родятся, живут и умирают боги и богини» М., 1959 г.
Приложения
Конспект занятия
Сейчас мы с вами поиграем в игру, — мы будем называть предметы, а потом бросать вам мяч. Но вы будете ловить его лишь тогда, когда в названии предмета услышите звук ж. Какой звук?
Если в названии предмета нет звука ж, ловить мяч не надо, будете его отбрасывать обратно.
Еще раз повторяем, когда ребенок должен ловить мяч и когда отбрасывать. Затем становимся 3−4 шагах от ребенка, произносим например, слово жаба и бросаем мяч. Ребенок ловит его. Затем говорим слово стул и снова бросаем мяч. Ребенок отбрасывает мяч от себя. Слова произносим не спеша, интервал между произнесением слова и подачей мяча 2−3 с. Используемый набор слов: жук, лыжи, картина, ножницы, велосипед, диван, ежата, трамвай, медвежонок, кубики, дерево, лужа, ножи, кровать.
Предлагаем детям повторить за нами чистоговорки, произнося их шепотом (на ушко медведю, кукле).
Жа-жа-жаубежали два ежа. Жу-жу-жуежу кофточку вяжу. Хорош пирожок, внутри творожок.
Дети отгадывают загадки и говорят, есть ли в слове — отгадки звук ж.
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ежик) Два кольца, два конца, посредине гвоздик. (Ножницы) Заучивание стихотворения помогает детям закрепить произношение звука ж.
Рыжий котенок Вышла девочка на лыжах, Добежал до горки — ждет.
А за ней котенок рыжий. Прокати, Аленка, От нее не отстает, Рыжего котенка! (М. Солдатенко) В игре дети участвовали активно. Саша Н., Никита К., Денис М., допускали ошибки (ловили мяч, когда в слове не было звука «ж»). Чистоговорки предложили повторить шепотом Данилу П., Андрею И., потом по желанию детей. Загадки дети отгадали правильно, после чего заучили с детьми стихотворение «Рыжий котенок».
Занятие прошло организованно, большинство детей с заданием справились.
Конспект занятия
Тема: Воспитание правильного, четкого произношения «сь» в речи.
Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука «сь» во фразовой речи.
Предшествующая работа: уточнение произношения звука «сь» в словах.
Подготовительная работа: подбор материала (рассказ, стихи, чистоговорки).
«Семья».
Сегодня дома вся семья. Все отдыхают в саду Сима и Сеня сидят в беседке. Сима собирает синие бусинки. Сеня делает свисток. Мама беседует с Люсей. Папа и Вася гонят из сарая гусей.
Следим за тем, чтобы дети правильно произносили звук «сь», но не выделяли его во фразовой речи (чтобы не нарушалось восприятие текста).
Проговаривание чистоговорок: са-са-савот идет лиса, со-со-солиса катит колесо, сы-сы-сыхвост красивый у лисы, су-су-сувидел я в лесу лису.
Заучивание скороговорки: Саня в лесу поймал лису.
Отгадывание загадок: В воде купался, сухим остался. (Гусь) Кто не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок) Занятие прошло организованно, к проговариванию чистоговорок подключали малоактивных детей: Софью, Никиту, Андрея. Скороговорку заучили, Данил П. проговорил сначала медленно, затем быстрее. Загадки отгадали правильно.