Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-педагогическая адаптация учащихся профессионального лицея

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе организации учебного процесса и внеучебной деятельности учащихся в профессиональном художественно-промышленном лицеи № 10 г. Калининграда (1997;2003 гг.). Результаты исследования излагались и были одобрены на областных мероприятиях: областной конференции «Положение подростков в Калининградской области» (1997 г.), семинаре «Детализация… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы социально-педагогической адаптации учащихся
    • 1. 1. Теоретические основы исследования проблемы социально-педагогической адаптации в психологической, социологической и щ педагогической литературе
    • 1. 2. Социально-педагогическая адаптация в контексте гуманистической социализации личности
    • 1. 3. Аксиологический аспект социально-педагогической адаптации
    • 1. 4. Использование развивающих педагогических технологий как условие реализации модели социально-педагогической адаптации учащихся профессионального лицея
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Реализация модели социально-педагогической адаптации учащихся профессионального лицея
    • 2. 1. Особенности модели социально-педагогической адаптации учащихся
    • 2. 2. Система адаптационной работы в профессиональном лицее
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации социально-педагогической адаптации учащихся
  • Выводы по второй главе

Социально-педагогическая адаптация учащихся профессионального лицея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы адаптации учащихся учреждений начального профессионального образования (УНПО) обусловлена, с одной стороны, потребностью общества в профессионально компетентных специалистах, обладающих мобильностью, активностью, умением ориентироваться в сложных профессиональных ситуациях, с другой, — экономической нестабильностью общества, слабой адаптацией выпускников профессионального образования на рабочих местах, проявлением в молодежной среде асоциальных явлений. Адаптационные процессы идут непрерывно и способствуют эффективности трудовой деятельности, влияют на социализацию во время конкретного этапа профессионального обучения, овладение многообразными видами деятельности и производственных отношений, определяют особенности восприятия социального и профессионального опыта.

В сложившейся ситуации особенно значима организация в учреждениях начального профессионального образования условий для реализации социально-педагогической адаптации учащихся, характеризующихся включением в производственную, творческую и социально значимую деятельность, способствующую дальнейшему вхождению в трудовые и общественные отношения. Однако усилия педагогических коллективов, направленные на обеспечение социальной адаптации и самореализации учащихся, в основном носят эпизодический, нецеленаправленный характер, формирование норм социального поведения, как правило, не рассматривается в качестве цели профессионального обучения и воспитания.

Адаптация представляет собой интегративный процесс, включающий субъекта образовательной деятельности, социум, систему производственных отношений (В.Г. Асеев, А. А. Ахапкин, В. М. Баталов, М. П. Будякина, Н. М. Дьяченко, Е. И. Еремина, А. П. Сейтешев, И. Т. Сенченко, М. Ф. Стрельников и др.). Адаптационные процессы взаимосвязаны с мотивационно-потребностной сферой человека, его профессиональной и жизненной ориентацией (Б.С.Братусь, О. В. Лишин, А. В. Мудрик, Ю. М. Орлов, Л. И. Уманский и др.), возрастными характеристиками (Л.И.Божович, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн и др.), адекватностью восприятия человеком себя и своих социальных связей, искаженное или недостаточное развитие которых приводит к проявлениям дезадаптации (Н.Г.Лускановой, Г. Н. Сердюковой и ДР-).

Проблема адаптации учащихся интенсивно исследуется на медико-биологическом, социально-экономическом, психологическом и педагогическом уровнях. Адаптация рассматривается: как свойство организма, процесс приспособления его строения и функций к изменяющимся условиям среды (П.К.Анохин, И. П. Павлов, Г. Селье, И. М. Сеченов и др.) — как приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценок (К.А.Абульханова-Славская, Б. П. Ананьев, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, К. К. Платонов, А. В. Петровский и др.) — как фактор оптимизации и регуляции общения, процесс вхождения человека в производственный коллектив (Л.П.Буева, С. В. Кинелев, И. А. Милославова, Б. Д. Парыгин, Л. М. Растова, В. А. Тамарин и др.).

Адаптация обучающихся в профессиональном образовательном учреждении (А.А.Кирильцева, М. А. Кузнецов, В. А. Тихилова, В. В. Щербинин и др.) является неотъемлемой частью общего процесса адаптации человека в социуме (Ю.А.Александровский, С. А. Беличева, С. М. Громбах, Д. В. Колесников, Г. И. Царегородцев, В. А. Ядов и др.) и характеризуется готовностью к вхождению в профессионально-трудовую деятельность (В.Ф.Романченко, З. Г. Клименко, В.И.Егоров). Профессиональная адаптация представляет привыкание человека к требованиям профессии, необходимым для выполнения трудовых функций, включение в систему производственных отношений (Б.И.Адаскин, А. А. Ахапкин, Э. Ф. Зеер, Е. А. Михалычев и др.), формирование индивидуального стиля деятельности, раскрытие способностей и склонностей учащихся (А.А.Реан и др.), являющихся основой для овладения профессией и самореализации специалистов.

Профессиональная и социальная адаптация рассматривается И. П. Смирновым с позиции оказания помощи специалисту в его профессиональном становлении, формировании у него необходимых для данного вида деятельности социальных и профессиональных качеств, стремления к повышению квалификации с целью достижения высокого уровня профессионализма.

Под социально-педагогической адаптацией нами понимается педагогически организованный процесс усвоения учащимися социального опыта посредством реализации индивидуальных возможностей, потребностей и активности в разнообразной учебной, производственной и социально значимой деятельности, способствующий дальнейшему включению их в социальные, трудовые отношения и производственную деятельность.

Проблема социально-педагогической адаптации учащихся УНПО связана с профессиональным самоопределением, формированием готовности учащихся к оптимально быстрому освоению профессии на основе развития личностной и социальной зрелости (А.А.Кива, К. Г. Кязимов, В. С. Леднев, В. А. Поляков, Н. С. Пряжников, М. С. Савина и др.), умением выявлять и оценивать собственные возможности и резервы (А.Г.Асмолов, П. Р. Атутов, Э. Н. Гусинский, А. М. Новиков и др.).

Для построения модели адаптационной работы использовались социологические исследования и теоретические основы социализации и профессионального становления И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, идеи ученического самоуправления И. И. Варламова, А. Т. Глазунова, В. С. Карпичева,.

С.М.Ковалева, П. Н. Осипова, Г. К. Селевко, Н. Е. Щурковой, самореализации личности Л. А. Коростылевой, Л. В. Рябовой, И. Г. Чевтаевой.

Анализ теоретических проблем и практики социально-педагогической адаптации позволил сформулировать следующие противоречия между: потребностью в организации социальной адаптации учащихся и неготовностью педагогического коллектива УНПО к ее реализациинеобходимостью создания оптимальных организационно-педагогических условий для профессионального самоопределения и адаптации учащихся с учетом возрастных потребностей в самореализации и недостаточным научным и методическим обеспечением реализации адаптационной работы.

Несмотря на многочисленные исследования, проблема поэтапной адаптационной работы, содержание, формы и методы, направленные на самореализацию каждого обучающегося в профессиональных образовательных учреждениях, изучена недостаточно.

Указанные противоречия определили проблему исследования: выявление оптимальных условий эффективности процесса социально-педагогической адаптации учащихся профессионального лицея. Цель исследования: выявить и экспериментально проверить условия социально-педагогической адаптации учащихся учреждений начального профессионального образования.

Объект исследования: адаптация учащихся в процессе начального профессионального образования.

Предмет исследования: содержание, организационные формы и методы социально-педагогической адаптации учащихся профессионального лицея.

Исходя из поставленной цели, объекта и предмета исследования, на основе анализа педагогической литературы и имеющегося опыта работы, сформулирована гипотеза: социально-педагогическая адаптация учащихся в профессиональном лицее будет эффективной, если: раскрыто понятие «социально-педагогическая адаптация», определены особенности, направления и этапы адаптации учащихсяиспользованы педагогические технологии, активные формы и методы адаптационной работы, способствующие включению учащихся в разнообразную профессиональную, социальную, общественно полезную деятельность, направленную на оптимальную реализацию их индивидуально-личностных и возрастных потребностейорганизована система ученического самоуправления, нацеленная на развитие самостоятельности учащихся в приобретении опыта социальной и профессиональной деятельности, овладение навыками самоорганизации и делового взаимодействия, проектирование профессионального будущегоосуществлена профилированная психолого-педагогическая подготовка педагогов и мастеров производственного обучения к реализации работы по адаптации учащихся в условиях обучения и трудовой деятельности.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть понятие «социально-педагогическая адаптация» учащихся и проанализировать состояние проблемы адаптации в педагогической теории и практике.

2. Обосновать и апробировать модель реализации социально-педагогической адаптации учащихся, включающую комплекс педагогических условий, технологий, форм и методов, обеспечивающих формирование готовности учащихся к профессиональному становлению и самореализации.

3. Создать систему развития педагогического коллектива, способного осуществлять работу по адаптации учащихся и развитию профессионального самоопределения.

4, Разработать систему ученического самоуправления, как основу для формирования умений и навыков организации самостоятельного планирования и реализации профессиональной деятельности.

Теоретическую основу исследования составили положения: о совокупности научных знаний по социально-деятельностной сущности личности (Л.С.Выготский, Н. А. Леонтьев, А. В. Петровский, С.Л.Рубинштейн) — о социальных и психолого-педагогических проблемах развития учащихся подросткового и юношеского возраста (ЙСКон, ДЛФельдопейн) — об организационных условиях активизации процесса профессионального самоопределения учащихся (Е.А.Климов, В. А. Поляков, Н. С. Пряжников, М. С. Савина, С.Н.Чистяков) — об особенностях организации и содержания деятельности по адаптации учащихся (А.А.Ахапкин, М. А. Кузнецов, Е.А.Михалычев) — о процессах социализации и профессиональной адаптации учащихся и выпускников системы профессионального образования (А.А.Кива, И. П. Смирнов, В. А. Тихилова, Е.В.Ткаченко) — об управлении процессом формирования и развития учащихся посредством создания педагогических условий в образовательном учреждении (Г.В.Безюлева, П. Н. Осипов, Г. К. Селевко, М. П. Сибирская, Н.Е.Щуркова).

В основу исследования положена концепция гуманизации и демократизации образования, теория личностно-ориентированного подхода в обучении, взаимодействия социального и индивидуального в развитии человека, теория профессионального самоопределения, становления и самореализации личности на основе социальной адаптации и реализации механизмов самоуправления и соуправления.

Методы исследования.

В ходе исследования в соответствии с его задачами применялись методы: теоретические (анализ, синтез, аналогия, социально-педагогическое моделирование, системный подход) — эмпирические и экспериментальные наблюдение, собеседование, эксперимент, метод экспериментальной и экспертной оценки, изучение литературы и документации, проведение экспериментальных групповых часов по развитию учащихся и их анализдиагностические (анкетирование, тестирование, беседа, рейтинг) — математические методы обработки результатов (методы обобщения результатов исследования, определение количественных и качественных показателей с применением графического представления данных математической статистики).

Экспериментальная работа включала этапы: констатирующий (пропедевтический), формирующий эксперимент, контроль и математическую обработку результатов.

Основные этапы исследования.

Исследование осуществлялось в четыре этапа.

На первом этапе (1995;1997 гг.) изучались и анализировались психолого-педагогическая литература и опыт работы учреждений начального и среднего профессионального образования по социально-педагогической адаптации, формулировалась гипотеза, определялись задачи исследования, разрабатывалась методика экспериментальной работы, проводилось обоснование принципов и выделение сравнительных критериев эксперимента.

На втором этапе (1997;1999 гг.) разрабатывалась и апробировалась комплексная программа деятельности педагогического коллектива по реализации воспитательного аспекта адаптации учащихся, проводился пропедевтический эксперимент, уточнялась методика формирующего эксперимента.

На третьем этапе (1999;2001 гг.) осуществлялась апробация разработанной модели социально-педагогической адаптации учащихся, проводилось обобщение результатов авторских школ, реализации технологии «саморазвитие и самосовершенствование личности» .

На четвертом этапе (2001 — 2003 гг.) проводилось теоретическое обобщение результатов и уточнение выводов формирующего эксперимента, оформление диссертации, подготовка научно-теоретических и методических рекомендаций по организации системы воспитательной работы в образовательном учреждении.

Достоверность и обоснованность результатов исследования. Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы, исходных теоретико-методических позиций, комплексом эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследования, анализом и обобщением результатов опытно-экспериментальной работы, проводимой в течение нескольких лет. Всего в эксперименте приняло участие 2092 человека, из них: 1100 учащихся экспериментальных групп, 490 учащихся контрольных групп, 52 преподавателя, 450 родителей обучающихся.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что: разработана и апробирована модель социально-педагогической адаптации учащихся профессионального лицея, представляющая механизм включения личности в учебную группу, проявление активности в разнообразных видах педагогически организованной деятельности на этапе первичной адаптации (усвоение действующих в лицее норм поведения, требований, форм и видов деятельности), индивидуализации (реализация индивидуальных особенностей, способностей, интересов), интеграции (воспитание посредством групповых отношений и совместной деятельности), идентификации (осознание групповых норм и ценностей как собственных) — определены организационные условия социально-педагогической адаптации учащихся: мотивация внутренней активности учащихся в процессе профессионального обучения, формирование готовности к проектированию собственного будущего, самоорганизация на основе приобретения опыта самоуправления, приобщение к проектно-производственной деятельности в условиях профессионального лицея и вне егоопределены критерии социально-педагогической адаптации учащихся: соответствие ожиданий поступающих в УНПО реальным условиям обучения и профессиональной деятельности, степень влияния деятельности на межличностные отношения в группе, степень участия членов группы в управлении деятельностью, характер мотивации учащихся, уровень удовлетворенности процессом и результатом деятельности и общенияразработана и внедрена многоуровневая программа подготовки педагогов и мастеров производственного обучения к реализации работы по адаптации учащихся, включающая групповую работу: формирование ученических коллективов, создание органов самоуправления, развитие личностных и профессиональных компетенций, навыков делового взаимодействия и проектирования профессионального будущего, а также индивидуальную работу: педагогическое консультирование учащихся и родителей, содействие в разрешении конфликтных ситуаций.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

Разработана и апробирована система социально-педагогической адаптации учащихся профессионального лицея в условиях социально-экономической нестабильности и методика подготовки педагогических работников к решению задач социальной адаптации и самореализации учащихся, которая может быть использована в институтах повышения квалификации руководящих и педагогических работников профессионального образования.

Разработана психолого-педагогическая поддержка учащихся в процессе адаптации, которая позволяет реализовывать индивидуальную адаптационную программу для каждого обучающегося и может использоваться педагогами и психологами учреждений начального и среднего профессионального образования.

Разработана технология проведения групповых занятий «Саморазвитие и самосовершенствование учащихся» и методические рекомендации ее реализации в учебном процессе, способствующие самопознанию учащихся, вхождению в профессиональную деятельность и социальные отношения, апробированные в учреждениях начального и среднего профессионального образования, на курсах повышения квалификации руководящих работников образования, преподавателей и мастеров производственного обучения г. Калининграда.

На защиту выносятся:

1. Модель социально-педагогической адаптации учащихся профессионального лицея.

2. Комплекс педагогических условий, форм и методов, способствующих социально-педагогической адаптации учащихся.

3. Система учебно-воспитательной работы, направленная на самореализацию учащихся в образовательном процессе.

Экспериментальная база исследования.

Теоретические результаты исследования использовались в организации учебной и профессиональной деятельности профессионального художественно-промышленного лицея № 10 г. Калининграда, профессиональных лицеев №№ 7, 22, профессионального училища № 19 г. Калининграда, профессиональных лицеев №№ 12, 14 г. Советска Калининградской области, общеобразовательной школы № 8 г. Калининграда.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе организации учебного процесса и внеучебной деятельности учащихся в профессиональном художественно-промышленном лицеи № 10 г. Калининграда (1997;2003 гг.). Результаты исследования излагались и были одобрены на областных мероприятиях: областной конференции «Положение подростков в Калининградской области» (1997 г.), семинаре «Детализация личности учащихся Калининградской области, механизмы и формы самозащиты» (1998 г.), областной авторской школе «Задачи современного воспитания. Содержание воспитательной деятельности педагогов. Слагаемые педагогического успеха» (1999 г.), областной конференции «Новые воспитательные технологии» (2000 г.), Днях славянской письменности и культуры (2000;2001 г.), областной авторской школе «Адаптация учащихся в системе НПО» (2001 г.), областном методическом семинаре для директоров ПЛ, ПУ, заместителей директоров, методистов «Кафедральная система научно-методической работы» (2002 г.), авторской школе «Самосовершенствование и саморазвитие личности учащегося профессионального художественно-промышленного лицея № 10» (Калининград, 2002), авторской школе «Влияние художественного творчества на свободное время подростков и развитие их интеллектуального потенциала» (2003 г.), областном методическом семинаре для директоров ПУ, ПЛ, заместителей директоров, методистов «Инновационные технологии в производственном обучении» (2003 г.).

Выводы по второй главе.

1. В ходе исследования доказано, что процесс социально-педагогической адаптации учащихся профессионального лицея протекает более эффективно, благодаря обеспечению органического сочетания видов образовательной и воспитательной деятельности.

2. Показана необходимость разработки целенаправленной системы воспитательной работы для реализации модели адаптивно-образовательного профессионального лицея.

3. Обосновано и подтверждено экспериментальной работой, что значительную роль в успешности процесса социально-педагогической адаптации играет учебная группа, особенно если она объединена едиными целями учебной и трудовой деятельности, тесными межличностными отношениями.

4. Доказано, что основой успешной адаптации и самореализации в условиях адаптивно-образовательного профессионального лицея служит взаимодействие администрации, педагогов и учащихся.

5. Доказано, что социально-педагогическая адаптация учащихся более эффективна при усилении социальной функции управления и самоуправления профессиональным лицеем.

6. Предложенная нами модель адаптивно-образовательного многоуровневого учебного заведения создала условия не только для социально-педагогической адаптации учащихся, но и для поэтапного развития личности от самопознания до самоаюуализации и самореализации учащихся.

7. Выявлено, что социально-педагогическая адаптация учащихся во многом зависит от эффективности подготовки руководителей учебных заведений и педагогического состава. С учетом этого разработана и обоснована система переподготовки и повышения квалификации кадров.

Заключение

.

1. В результате анализа психолого-педагогической литературы сделан вывод, что «социально-педагогическую адаптацию учащихся» следует определять как целенаправленный педагогически организованный процесс восприятия подростками опыта социальной жизни и познания ими многообразных социальных ролей, способствующий активному включению их в существующую социальную среду.

2. Выявлены критерии эффективности педагогической работы по социальной адаптации учащихся, которыми являются: самореализация личности молодого человека через повышение субъектности и усиление социальной функции самоуправления. Исследование показало значимость органов ученического самоуправления, обеспечивающих совместно с администрацией комплекс мероприятий по успешной адаптации и самореализации учащихся.

3. Выделен, обоснован и экспериментально проверен комплекс основных условий эффективного осуществления процесса социально-педагогической адаптации учащихся профессионального лицея:

— вовлечение педагогов в процесс адаптации и самореализации учащихся профессионального лицея;

— организация творческой деятельности, способствующей адаптации и самореализации учащегося в условиях адаптивно-образовательного профессионального лицея;

— усиление функций управления и самоуправления;

— организация взаимодействия администрации учебного заведения и педагогических работников в создании условий для решения учащимися социальных проблем.

4. Доказано, что важнейшим условием, обеспечивающим эффективность работы по социально-педагогической адаптации учащихся, является координация действий всех субъектов этого процесса, целевое комплексное планирование мероприятий по социальной адаптации учащихся, эффективность которого подтверждена в эксперименте.

5. В ходе исследования выявлены существенные черты модели адаптивно-образовательного профессионального лицея: многоуровневость, многопрофильность, организация социально-педагогической службы, наличие целенапрвленной воспитательной системы, активной функционирование самоуправления.

6. Доказано, что процесс социально-педагогической адаптации учащихся предполагает реализацию принципов поэтапности, непрерывности и системности, на основе единства психолого-педагогических требований.

7. Разработана модель социально-педагогической адаптации учащихся профессионального лицея и выявлены ее существенные характеристики: мобильность, вариативность, многоуровневость, многопрофильность, организация социально-психологической службы и ученического самоуправления.

8. Доказана взаимосвязь адаптационного процесса с методами организации учебной и воспитательной деятельности по формированию личностной мотивации, ценностных ориентаций, развитию профессиональных интересов учащихся.

9. Экспериментально доказано, что успешная социальная адаптация учащихся обеспечивается созданием единой организационной системы управления всеми структурами и подразделения лицея (включая ученическое самоуправление) путем интеграции учебных, воспитательных, производственных, проектно-предпринимательских и общественно значимых направлений деятельности.

10. Разработаны нормативная основа ученического самоуправления, определены цели, функции и направления реализации управленческой деятельности учащихся, ориентированной на развитие умений и навыков целеполагания, организации, планирования и контроля.

11. Определена корреляция эффективности социальной адаптации учащихся с организацией психолого-педагогической работы со всеми субъектами образовательного процесса. Создана система вовлечения педагогического коллектива в процесс целенаправленного формирования готовности учащихся к личностному развитию и профессиональному самоопределению.

12. Доказана зависимость реализации целей адаптации от формирования мотивационной (профессиональной) направленности, удовлетворения возрастных потребностей учащихся в деятельности и общении.

13. Обоснована взаимосвязь специализированных программ адаптационных мероприятий для каждого курса обучения, включающих организацию познавательной деятельности, усвоение учащимися знаний, умений и навыков профессионального труда, ценностей социальной и профессиональной деятельности, норм поведения в коллективе, с учебным и воспитательным процессами и комплексом педагогических средств, обеспечивающих формирование готовности учащихся к профессиональному становлению.

14. Выявлено повышение от подросткового к юношескому возрасту избирательности референтного общения и видов деятельности, что требует увеличения вариативных возможностей профессионального лицея для самореализации учащихся по всем направлениям деятельности (учебной, производственной, внеучебной).

15. Доказана и экспериментально подтверждена необходимость осуществления программы подготовки педагогов и «тиастеров производственного обучения к реализации адаптационной работы с учащимися, что позволило участвовать в ней всему педагогическому коллективу по различным направлениям учебной и внеучебной деятельности на основе общих подходов и принципов ее организации.

16. Доказано, что условием успешного процесса социальной адаптации учащихся юношеского возраста является наличие необходимого уровня социализации, сформированных компетенций, позволяющих адаптироваться человеку к новой ситуации. Процесс социальной адаптации создает условия для изменения (коррекции) одних свойств личности и возникновения новых в процессе осуществления разнообразной деятельности и активных методов социально-психологического обучения. Выявлено позитивное влияние формирования социально-педагогической адаптации учащихся на закрепляемость (68,7%) трудоустроившихся выпускников.

17. В процессе концептуального, методического и организационного поиска был намечен круг узловых вопросов, которые требуют дальнейшей разработки.

18. Анализ литературы по проблеме самореализации и опыт реализации модели адаптивно-образовательного профессионального лицея позволяют сделать вывод о недостаточной разработанности проблемы соотношения адаптации и самореализации. В связи с этим комплексное исследование проблемы самореализации в системе НПО представляется нам направлением дальнейшего исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Развитие массовой инициативы как фактор демократизации политической системы (Опыт калининградского региона). — Калининград, 2001.-250 с.
  2. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психологической деятельности. -М.: Наука, 1973.-243 с.
  3. В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М.: Феникс, 1992.-128 с.
  4. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. -М.: Политиздат, 1985. 263 с.
  5. А. Педагогика и теория индивидуальной психологии. М.: Прогресс, 1980.-175 с.
  6. О.В. Педагогическое стимулирование как средство всестороннего развития личности будущего учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1989.-24 с.
  7. Ю.А. Пограничная психиатрия и современные социальные проблемы. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 112 с.
  8. Ш. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1995. — 496 с.
  9. Ю.Ананьев Б. Г. Индивидуальное развитие человека. -М.: Просвещение, 1968. 334 с.
  10. П.Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 415 с.
  11. П.К. Опережающее отражение действительности // Вопросы философии. М., 1988. -№ 2.
  12. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита // Психологический журнал. М., 1994. — Т. 15. — № 1.
  13. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Психология формирования и развития личности. М., 1981. — 11 с.
  14. А.И. Концепция социальной работы. М.: Изд-во МГИКа, 1993. -203 с.
  15. В.И. Философия образования и синергетика: как синергетика может способствовать становлению новой модели образования? / Материалы Московского синергетического форума. М., 1996. — 320 с.
  16. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М: Мысль, 1976. -157 с.
  17. Ю. К. Поташкин М.М. Оптимизация педагогического процесса. -Киев: Рад. Школа, 1982. 200 с.
  18. С.А. Социальное окружение и Я-концепция в юношеском возрасте.// Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. М., 1993. -280 с.
  19. В.М., Кузнецов М. А., Михалычев Е. А. Профессиональная адаптация учащихся техникумов и средних ПТУ / Учебное пособие. Ростов -на — Дону: РИСХМ, 1983. — 88 с.
  20. С.Я. Методология прогнозирования профессионального образования // Профтехобразование России. Итоги XX века и прогнозы: В 2 т. / Под ред. И. П. Смирнова. М., 1999. Т. 1. — 230 с.
  21. Г. В., Горькова О. В. Комплексная психологическая диагностика абитуриентов УПО // Профессиональное образование. № 2. — 2000. — С. 28−29.
  22. Г. В., Лепилина Л. И. Профессиональное становление и саморазвитие личности: программа курса. М.: ИРПО, 1999. — 51 с.
  23. С.А. Проблемы психологического обеспечения системы компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. М., 2000. -№ 2.
  24. В.В. Атрибутный анализ педагогической деятельности. Челябинск: Юж-Урал. кн. изд-во, 1991. — 144 с.
  25. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. М.: Изд-во Ин-та практич. Психол. — 1996. — 317 с.
  26. П. Приглашение в социологию. М., 1996. — 375 с.
  27. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995. — 315 с.
  28. Э. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Знание, 1986. — 22 с.
  29. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Л.: Лениздат, 1992.-400 с.
  30. Р. Развитие «Я- концепции» и воспитание. М., 1996. 292 с.
  31. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во ИРПО МО РФ, 1995. — 336 с.
  32. В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. -Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977. 304 с.
  33. Бестужев-Лада И.В. К школе 21 века: Размышления социолога. М.: Педагогика, 1988. — 256 с.
  34. В.М. Избранные работы по социальной психологии. -М.: Изд-во МГУ, 1994.-400 с.
  35. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1979. — Т. 1. — С. 286.
  36. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.-309 с.
  37. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  38. А.А. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988. -188 с.
  39. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  40. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур (Penguin). В 2-х тт. Т. 1. (А О): Пер. с англ. — М.: Вече, ACT, 2000. — 592 с.
  41. Большой толковый социологический словарь (Collins) В 2-х тт. Т. 1. (А О): Пер. с англ. — М.: Вече, ACT, 1999. — 544 с.
  42. Е.В. Воспитание как возрождение человека, культуры и нравственности. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1991. — 32с.
  43. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — с. 29−35.
  44. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. — 61 с.
  45. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  46. М.П., Русалинова А. А. Некоторые вопросы адаптации новичков на производстве // Человек и общество. Вып. VII. Ленинград: ЛГУ, 1971. С. 18−34.
  47. Н.В. Модель внедрения развивающих технологий обучения в профессиональном лицее. Советск: НАС А. — 112 с.
  48. И.А. Становление и развитие взаимоотношений взрослых и детей в общественных объединениях: Автореф. дис. канд. пед. наук / РАО, ИРЛ. -М., 1994.-22 с.
  49. И.А. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во МГУ, 1991.-144 с.
  50. М. Избранные произведения. М., 1991. — 420 с.
  51. Т.Н. Адаптация выпускников общеобразовательных школ на производстве. -М: Высшая школа, 1979. 21 с.
  52. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций / Под ред. Н. В. Горбуновой. М.: Новая школа, 1995.-110 с.
  53. П.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чувашское кн. Изд-во., 1989. -335 с.
  54. Е.Б. Политика, дети и рынок // Социологические исследования. -1993,-№ 2.-С. 35−39.
  55. .З., Иванов В. Д. Время взрослых поступков. М.: Новая школа, 1993.-160 с.
  56. .З. Воспитание и рынок в переходный период // Педагогика. -1993,-№ 2.-с. 37−40.
  57. Л.С. Педология подростка // Выготский Л. С. Собр. Соч.: В 6-т. -т. 4. М.: Педагогика, 1984. — 404 с.
  58. А.А. Воспитание творческой активности учащихся. Ярославль,. 1998.-16 с.
  59. Н.Н., Ларионова Л. И. Особенности адаптации выпускников ПТУ на производстве. Иркутск: НМИ, 1986. — 24 с.
  60. М.А. Теоретические основы формирования творческой личности школьника в процессе политехнической подготовки: Автореф.дис. канд. пед. наук / АПН СССР. М., 1987. — 23 с.
  61. В.И. Практическая психология. СПб., 1994. — 134 с.
  62. С.И. Основы педагогики. М.: Школа-пресс, 1995. — 448 с.
  63. Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. -М., 1972.-297 с.
  64. А.Т., Золотарев В. Б. Регионализация профобразования: программа развития и эффективность управления. М., 2002. — 250.
  65. О.С. Педагогика индивидуальности. Калининград, 1995. — 93 с.
  66. О.С. Проблемы формирования мотивов учения и труда у учащихся средних профтехучилищ. М.: Педагогика, 1985. — 152 с.
  67. С.М. Школа и психической здоровье учащихся. М., 1988. 190 с.
  68. В.Н., Селюкова Л. Я. Социализация личности: социальный педагог, семья, школа /СКИУУ. Ставрополь, 1993. — 183 с.
  69. А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и. неопределенность. М., 1991.
  70. У. Рожденные выигрывать. М.: Прогресс. — 1993. — 336 с.
  71. Г. Г. Перестройка и духовно-психологические процессы в обществе // Вопросы философии. 1987. — № 9.
  72. Т.В. Воспитание социально-экономической активности детей в деятельности детских организаций: Автореф.. дис. канд. пед. наук / Ярослав, гос. пед. ун-т. Ярославль, 1995. -24 с.
  73. Т.В. Психические особенности подростков // Возрастная и педагогическая психолгия М., 1979. — с. 305−317.
  74. О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия. М., 1967. — 325 с.
  75. И.В., Лисина М. И. Особенности психологического развития детей в семье и вне семьи. М., 1982. — 68 с.
  76. В.К. Сотрудничество в обучении. -М. Высшая школа, 1991. -147 с.
  77. В.К. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. 2-е изд. -М.: Высшая школа, 1968. — 144 с.
  78. О.И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности // Методология и методы социальной психологии. М: Наука, 1977. — С. 47 — 61.
  79. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.
  80. С.Н. Молодежь: Социологический и социально-психологический анализ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 194 с.
  81. М.З., Смирнов Б. А. Социология воспитания. М.: ИМПиЭ, 1996. -112 с.
  82. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  83. Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. Москва: ACADEMA, 1999.-205 с.
  84. С.В. Адаптация личности как социальное явление: Автореф. .дис. канд. филос. наук. Л., 1978. — 18 с.
  85. В.П. Нравственное самовоспитание. -М.: Знание, 1977. 324 с.
  86. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989. -238 с.
  87. Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. -199 с.
  88. Е.Н. Одиссея научного разума. М., 1999.
  89. А.Г. Личность воспитывает себя. -М.: Политиздат, 1983. 143 с.
  90. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. — 192 с.
  91. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. -М: Политиздат, 1975. 475 с.
  92. Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991. — 270 с.
  93. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — 656 е., Т. 2. — 576 с.
  94. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1986. — 394 с.
  95. Кон И. С. Открытие «Я». -М.: Политиздат, 1978.-280 с.
  96. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993. — 63 с.
  97. Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности. Спб., 1997.-310 с.
  98. А.Л., Крохин И. М. Эффективный учитель / Книга о технологии превращения детей в хороших учеников. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1995.-480 с.
  99. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М., 1972. — 390 с.
  100. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.-312 с.
  101. И.К. Социально-психологические факторы адаптированное&trade- личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1980. — 22 с.
  102. М.А. Профессиональная адаптация учащихся в учебно-воспитательном процессе техникума: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов на Дону, 1988.-24 с.
  103. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -М., 1979.-168 с.
  104. B.C., М.М. Ноташник. Управление развитием школы. Пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа. 1995. -75 с.
  105. К. Теория поля в социальных науках. М: «Речь», 2000. — 300 с. 1. D)
  106. Н.Д. Психология характера. М., 1969. — 156 с.
  107. А.Н. Профессиональная педагогика (Учебник). М., 1997. -32 п.л. (в соавторстве)
  108. А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983. -415 с.
  109. В.Т. Ключевые принципы социальной защиты молодежи // Социальная работа. 1994. — № 1. — С. 57−59.
  110. Р.А. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях: Монография / Челяб. Гос. пед. ун-т, ЧИРПО. Челябинск, 1996. — 138 с.
  111. .Т. Функция воспитания. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  112. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. -444 с.
  113. Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. -М., 1993.-208 с.
  114. О) 118. Лусканова Н. Г. Пути психологической коррекции аномалий развитияличности // Здоровье, развитие, личность. М.: Медицина, 1990. — 365 с.
  115. З.Х. Профессиональная адаптация учащихся СПТУ в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Бухара: УзГУ, 1993. — 24 с.
  116. Т.Н. Социальная активность школьников. Л.: Знание, С) 1978.-36 с.
  117. А.С. Сочинение в 7 т.: 2-е изд. -М.: Академия пед. наук, 1957.
  118. А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2002. 442 с.
  119. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -192 с.
  120. А. Мотивация и личность. СПб: Евразия, 1999. — 380 с.
  121. А. Самоактуализация. В кн. Психология личности: Тексты. М.: 1982.-110 с.
  122. Методология и технология комплексного социально-педагогического проектирования (региональный уровень): Коллективная монография. — Тюмень, Изд-во ТГУ, 1997. 168 с.
  123. .Г., Мещеряков И. А. Введение в человекознание. М.: Российск. гос. гуманит. Ун-т, 1994. — 320 с.
  124. И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дис. канд. филос. наук. Л., 1974. — 20 с.
  125. Ю.М. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991.152 с.
  126. А.В. Социализация // Магистр. 1993. — № 3.
  127. Молодежь в России: социальное развитие / Ред. Колл.: В. И. Чупров (отв. Ред.) и др. М.: Наука, 1992. — 204 с.
  128. Г. В. Социально-экономический потенциал молодежи в условиях многоукладной экономики: Автореф. дис. докт. экон. наук /Ин-т соц.-экон. проблем РАН. СПб., 1995. — 35 с.
  129. B.C. Возрастная психология: Учеб. пособие. М.: Новая школа, 1998.-420 с.
  130. А.Я., Гостев А. Г. Какой быть новой педагогике?: Учеб. пособ. -Челябинск: Юж.-Урал. кн. из-во, 1993. 212 с.
  131. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы) М.: Изд-во АЛО, 1996. — 132 с.
  132. А.М. Профессиональное образование в новом тысячелетии // Профессиональное образование. М., 2002. — № 6.
  133. Новая философская энциклопедия. В 4 томах. — Т. 1. (А — Д) М., 2000.
  134. Ю.Л. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1989.-218 с.
  135. Ю.М., Творогова Н. Д., Безносюк Е. В. Самовоспитание и самосовершенствование: Учебное пособие / Под ред. И.А. Сыченкова- 1 Моск.
  136. П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. Казань, Карпол, 1995.-216 с.
  137. И.П. О типах высшей нервной деятельности и экспериментальных неврозах. М., 1954. — 257 с.
  138. .Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. -265 с.
  139. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-225 с.
  140. Н.И. Избранные педагогические сочинения / Сост. А. А. Алексюк. М.: Педагогика, 1985. — 496 с.
  141. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -255 с.
  142. В.А., Чистяков С. Н. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика. 1993. — № 5.
  143. Понятийный аппарат педагогики образования: Сб. науч. тр. /Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1995. — Вып. 1. -224 с.
  144. Проектирование систем внутришкольного управления / Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / Под ред. А. М. Моисеева. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 301 с.
  145. М.М. В поисках современной философско-мировоззренческой концепции обучения //Профессиональное образование. 2001. 196 с.
  146. Прикладная психология. СПб:"Питер", 2000. — 490 с.
  147. Проблемы методологии и методики исследования / Под ред. М. А. Данилова, А. И. Болдырева М.: Педагогика, 1971. — 190 с.
  148. Проблемы семьи и детства в современной России. М.: Прометей, 1992. -168 с.
  149. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -Воронеж, 1996.-253 с.
  150. Психология. Под ред. В. Н. Дружинина. СПб: Питер, 2000. — 480 с.
  151. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. — 365 с.
  152. Психология профессиональной подготовки. / Под ред. Г. С. Никифорова. С.-Пб, 1993.317 с.
  153. Психология: Словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. -494 с.
  154. Л.М. Социальная адаптация личности в коллективе: Автореф. дис. канд. филос. наук. Наук. Барнаул, 1973. -21 с.
  155. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб: Питер, 1999. 376 с.
  156. А. А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СпбГУ. Сер. 6. -1995. — Вып. 3. — № 20.
  157. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека, пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Исениной Е. И. М: Прогресс «Универс», 1994. — 480 с.
  158. К. К науке о личности. // История зарубежной психологии. Тексты. М 1986. С. 293—323
  159. МИ. Развитие самоуправления в ученических коллективах. -Казань: Татарское кн. изд-во, 1987. 119 с.
  160. В.Ф., Клименко З. Г., Егоров В. И. Модель социально-педагогической адаптации обучающихся в учреждении начального профессионального образования. М.: Издательский центр АПО, 2001. — 205 с.
  161. Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В. Давыдов. Т. 1. -М.:БРЭ, 1993.-608 с.
  162. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА, 1998.-672 с.
  163. С.Л. Основы общей психологии. М, 1989. — 410 с.
  164. Л.В. Проблема самореализации человека. Ростов-н-Д., 1993. -185 с.
  165. Л.В. Феномен учителя жизни. Ростов-на-Д., 1996. — 161 с.
  166. Сборник законодательных актов и нормативных документов по социальной защите работников образования. М.: Новая школа, 1994. — 94 с.
  167. А.П. Пути профессионального становления учащейся молодежи. М: Высшая школа, 1988. — 336 с.
  168. К.Г. Современные образовательные технологии. М., 1998. -190 с.
  169. К.Г., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. -М., 2002.- 176 с.
  170. Г. Стресс без дистресса / Под ред. Е. М. Крепе. М.: Прогресс, 1982.-379 с.
  171. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М.: Просвещение, 1986. — 178 с.
  172. И.Т. Педагогические основы профессиональной адаптации. -Грозный: ЧИТУ, 1984. 83 с.
  173. И.Т. Профессиональное воспитание и обучение молодых рабочих в трудовых коллективах. Ростов — на Дону: РГУ, 1986. — 160 с.
  174. И.М. Психология поведения: Избр. Психологические труды / Под ред. Г. Я. Ярошевского. Москва — Воронеж, 1995. -504 с.
  175. М.И. Проблема формирования профессиональной активности учащихся. СПб.: 1995. — 208 с.
  176. И.П. Человек образование — профессия — личность. Монография. — М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2002. — 420 с.
  177. И.П., Ткаченко Е. В. Современный учащийся НПО (Всероссийское социологическое исследование) М., 2002. — 210 с.
  178. И.Б. Проблема профессионального самоопределения учащейся молодежи // Профессиональное образование. 2000. — № 1.)
  179. П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. — 370 с.
  180. Социальная идентификация личности / Под ред В. А. Ядова. В 2 кн. М., ИС РАН, 1994.-298 с.
  181. Социальная педагогика: Экспресс-учеб, пособ. / Отв. ред. Р. А. Литвак. -Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 1994. 150 с.
  182. Социальное управление: Словарь / Под ред. В. И. Добренькова и др. -М.: Изд-во МГУ, 1994. 302 с.
  183. Э. Психопедагогика. М.: Педагогика, 1984. — 472 с.
  184. В.Н. Мифология воспитания: Очерки теории развития и воспитания личности. Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1991. — 305 с.
  185. В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1988. — 230 с.
  186. Т.А. Организационно-педагогические условия социальной адаптации учащихся профессиональных училищ: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль, 1995. — 23 с.
  187. Е.В. Социально-психологический климат как фактор производственной адаптации молодых рабочих. Иркутск НМЦ ПО. — 19 с.
  188. В.П. Философия и ценностные формы сознания. М., 1978.
  189. Д.Н. Теория установки / Под ред. Ш. А. Надирашвили, В. К. Цаава. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. — 448 с.
  190. Л.С., Булгаков А. Т., Глазунов А. Т. Будем учить культуре (опыт культурологического исследования) // Профессиональное образование. 2001. -№ 9.
  191. К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. М.: Изд-во АПН СССР, 1974. — 409 с.
  192. Л.Д. Направления модернизации государственных образовательных стандартов НПО // Профессиональное образование. 2002. -№ 6.
  193. Д.И. Психология личностного развития подростка // Советская педагогика. 1991. — № 4. — С. 31 — 38.
  194. Философский энциклопедический словарь М., 1989.
  195. Формирование у учащихся ПТУ устойчивого интереса к избранной профессии / Под ред. А. А. Вайсбурга. М.: Высш. Школа, 1989. — 207 с.
  196. Г. И., Ерохин В. Г. Экология человека в системе медицинского знания // Вопросы философии. 1980. — № 9. — С. 73−86.
  197. Г. К. Самопознание и самореализация личности. Методологические проблемы: Автореф. дис. Канд. филос. наук. СПб., 1994.-20 с.
  198. М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социальные исследования. 1995. -№ 9.
  199. Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
  200. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. — 207 с.
  201. Т.Н., Давыденко Т. М., Рогачева Н. А. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. Архангельск, 1995. — 284 с.
  202. С.Т. Педагогические сочинения в 4 томах. М.- Педагогика, 1962.
  203. В.Н. Некоторые вопросы адаптации молодежи к труду // Социальные исследования. М: Наука, 1965. — С. 65 — 70.
  204. В.А. Моделирование и философия. M.-JL, 1986. — 310 с.
  205. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  206. Ю.О. Социально-педагогическая адаптация детей сирот в условиях учреждения НПО: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Челябинск, 1997.-21 с.
  207. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. — №
  208. Е.А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая ^ педагогика. М.: «ПЕР СЭ», 2000. — 257 с.
  209. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа. — 1996. — 234 с.
  210. Dictionary Psychology and Philosophy / Ed. By J.M. Bacdnin/ Vol. П. London, 1902.
  211. Goldshtein K. The Organism. New York: American Book, 1939.
  212. The Oxford English Dictionary. Second edition / Prepared by J.A. Simpson and S.C. Wein. Vol. XIV. Oxford, 1989. О1.
Заполнить форму текущей работой