Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социокультурные предпосылки становления правовых норм при зарождении государственной системы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, выдвинутая гипотеза, что основную роль в генезисе права играет культура общества, выраженная в системе духовных ценностей, мировоззренческих, знаковых и символических системах. Право в свою очередь легитимирует культуру, законодательно оформляя ее, придавая ей общеобязательный характер, создавая устойчивые основы для естественного развития общества. Таким образом, государство… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Возникновение права в соцокультурных условиях ранних государственных образований
    • 1. 1. Понятие права и особенности правовых систем при возникновении государства
    • 1. 2. Теории происхождения права
      • 1. 2. 1. Теологическая теория
      • 1. 2. 2. Патриархальная теория
      • 1. 2. 3. Договорная теория
      • 1. 2. 4. Теория насилия
      • 1. 2. 5. Расовая теория
      • 1. 2. 6. Историческая теория права
      • 1. 2. 7. Классовые теории возникновения права
      • 1. 2. 8. Иные теории права
      • 1. 2. 9. Культурологическое обоснование права
    • 1. 3. Социокультурные предпосылки становления правовых норм при зарождении государственной системы с точки зрения философских и антропологических наук
    • 1. 4. Анализ основных культурологических подходов при работе с фольклорным и мифологическим материалом, отражающим догосударственные правовые нормы
  • Глава 2. Защита собственника в ранних государственных системах
    • 2. 1. Социокультурные предпосылки возникновения правовой системы Хаммурапи в древнем Вавилоне
    • 2. 2. Социокультурные предпосылки возникновения правовых систем Афинской республики и Спарты
    • 2. 3. Социокультурные предпосылки возникновения правовой системы в раннем Риме на материале XII таблиц
    • 2. 4. Социокультурные предпосылки возникновения правовой системы в
  • Индии по Законам Ману
    • 2. 5. Социокультурные предпосылки возникновения правовой системы древнего Китая
    • 2. 6. Социокультурные предпосылки возникновения правовой системы древней Мезоамерики
    • 2. 7. Социокультурные предпосылки возникновения правовой системы на
  • Руси 11 века по материалам Русской Правды

Социокультурные предпосылки становления правовых норм при зарождении государственной системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Обращение к проблемам формирования права неслучайно. Последнее время свидетельствует о серьезном возрастании роли права как регулятора общественных отношений в нашей стране. Россия встала на путь построения правового государства, но осуществление этой задачи весьма сложно. И вызвано это, прежде всего сложностью нахождения гармоничного соотношения действующей конституционной правовой системы и системы законодательства. Построение такой системы права невозможно без обращения к истории права, правовой культурыбез понимания ее глубинного смысла и роли права в развитии государственности. Но до сих пор слова известного исследователя средневековой Руси академика М. Н. Тихомирова о том, что история права изучена слабо, можно сказать, даже поверхностно, звучат достаточно менее актуально.1.

Исходя из этого, право как социальное явление требует разработки во взаимосвязи с современной общецивилизационной концепцией, что подразумевает исследование взаимовлияния права и цивилизации. Познание права как социокультурного явления цивилизации способствует всеобъемлющему пониманию общественной жизни.

Изучение истории права ставит перед нами жесткие границы, вызванные состоянием источников, связанным с их неполнотой, а порой и фрагментарностью, на которые опирается исследователь, пытающийся восстановить контуры правовых систем древности. На пути исследователя возникают трудности, связанные не только с состоянием источников этого периода, но и пониманием социальных отношений, очень, удаленных от нашей эпохи. Ведь право уже на этапе становления государства обладало.

1 Тихомиров М. Н. Правосудье митрополичье//Археографический ежегодник. М., 1964. С. 32. неким языковым и текстуальным выражением, которое было принято культурой конкретной эпохи, но не всегда находит адекватное понимание у нашего современника. Такое различие в понимании права, вызванное разными условиями формирования и особенностями непосредственного функционирования правовых систем, предполагает не монолог современника обсуждающую политико-правовую материю предшествующих эпох, а диалог с прошлым. И уже только поэтому в этом отношении требуется особое внимание и осторожность отношения исследователя, как к терминологии, так и к форме права в целом. Выявление особенностей права, предмета и методов его изучения — одна из приоритетных исследовательских задач в этой области.

Само обращение к накопленному опыту в данной области, чаще всего формирует основные направления этого поиска, определяет выбор методов исследования, а, следовательно, прогнозирует и результаты такого исследования. В сегодняшней ситуации в культурологической науке становятся очевидными недостатки прежних научных схем и конструкций в изучении права, которое в недалеком прошлом, а иногда и сейчас воспринимается как архаичная и полная недостатков область социального регулирования. К глубокому сожалению, в обыденном сознании долгие годы складывался устойчивый стереотип древнего мира, как только эпохи господства рабства и жестокости, нетерпимости и вседозволенности государственной власти. Современные исследования последних десятилетий опровергают эти устоявшиеся догмы в культурологической и исторической науке. Монографические исследования, посвященные отдельным проблемам становления и развития государства и права, имеются как в научной литературе. Однако, несмотря на кажущуюся полноту исследованности проблем истории права, само право таит в себе до сих пор немало нерешенных и спорных вопросов. Книги и статьи по проблемным вопросам возникновения права как социокультурного феномена издаются крайне редко. В последнее десятилетие изменилось представление о генезисе и последующем формировании права и в теоретико-правовой науке. Постулаты, которые подчеркивали, что право по своему происхождению и по функциям является продуктом государства, уходят в прошлоене выдержав испытания временем. Однако новые научные достижения до сих пор не привлекли должного внимания историков права, не получили соответствующего концептуального оформления, не наполнены живой исторической правовой реальностью. Поэтому в рамках данного исследования государство и право рассматриваются не только в их органической связи, но и как относительно самостоятельные социальные институты.

Степень разработанности проблемы. Многоаспектный характер темы диссертационного исследования предполагает необходимость обращения к различным отраслям знаний, в частности к работам в области философии, культурологии, различных отраслей правовой науки и сравнительного правоведения.

Общетеоретические и специальные вопросы права обстоятельно разработаны в ряде монографических исследований, коллективных трудах, сборниках и материалах научных конференций. Важнейшую роль в разработке проблемы права сыграли работы Р. Иеринга, Г. Кельзена, И. Канта, Г. Гегеля, Ж.-Ж.Руссо, Б. Спинозы, И. К. Блунчли, Ф.Савиньи.

Среди русских ученых значительный вклад внесли Е. Н. Трубецкой, И. А. Ильин, Л. А. Тихомиров, С. А. Муромцев, А. П. Куницын, Н. М. Коркунов, В. Д. Катков, С. Д. Гальперин, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий, Б. Н. Чичерин, Г. Ф. Шершеневич. В настоящее время фундаментальным исследованиям в области теории государства и права, философии права посвящены работы С. С. Алексеева, Н. В. Витрука, М. Н. Марченко, О. Э. Лейста, Н. И. Матузова, В. В. Борисова, В. С. Нерсесянца, С. А. Комарова, А. В. Малько,.

A.Б.Венгерова, Т. Н. Радько, В. В. Оксамытного, А. С. Пиголкина,.

B.П.Сальникова, В. А. Туманова и др.

Сравнительному правоведению посвящены работы Р. Давида, Л. М. Фридмана, Ю. А. Тихомирова, Н. А. Крашенинниковой, К. Осакве и др.

Необходимо, однако, отметить, что глобальные философско-теоретические труды прошлых столетий не полностью отвечают современной динамике цивилизационного развития. Представляется, что комплексное рассмотрение права, как социокультурного явления цивилизации даст возможность по-новому осмыслить его значение как в общественной жизни, так и жизни каждого человека, его роль в развитии общества.

Цель исследования. Целью данной работы является на основе целостного и всестороннего анализа, выявление социокультурных предпосылок возникновения права в период возникновения ранних государственных образований.

Достижение поставленной цели исследования требует решения следующих задач: проанализировать и систематизировать имеющиеся в науке теоретико-методологические подходы к определению природы праварассмотреть правовое многообразие как сущностную черту права и показать множественность форм его эволюции в различных социокультурных условияхна основе сравнительного анализа правовых традиций в основных правовых системах проверить рабочую гипотезуосуществить критический анализ имеющихся в науке различных правовых школ на основе построения общетеоретической модели становления и развития права как общественного явления. выявить парадигмальные формы объяснения права, которые позволяют определить сущность права как социокультурного феноменареконструировать социокультурное содержание генезиса права;

Объект исследования. Объектом исследования выступает право как легитимный регулятор общественных отношений, рассматриваемый во взаимосвязи с правовым сознанием и правовым менталитетом в ранних государственных образованиях.

Предмет исследования. Социокультурная обусловленность права, как законодательной системы ранних государственных образований и философско-теоретические доктрины культурологической науки, объясняющие феномен и назначение права в жизни человеческого общества.

Гипотеза исследования.

Основную роль в генезисе права играет культура общества, выраженная в системе духовных ценностей, мировоззренческих, знаковых и символических системах. Право в свою очередь легитимирует культуру, законодательно оформляя ее, придавая ей общеобязательный характер, создавая устойчивые основы для естественного развития общества. Таким образом, государство формулирует нормы права, а формируют их социокультурные условия. При этом развитие правовых систем носит эволюционный характер, зависящий от социально-экономических отношений. Мировоззренческие истоки права представляют собой сложный симбиоз общинного мировоззрения и норм религиозных и этических учений и собственно государственного права. Процесс начального правообразования касается, прежде всего, вещных отношений.

Методологическая основа диссертации.

Методологическую основу диссертационного исследования составили современные методы познания, выработанные наукой и практикой. В частности: общенаучные: исторический, диалектический, системный, сравнительно-правовой, диалогический, системный, социологический методы анализа.

Специальные: историко-правовой, логический, метод восхождения от абстрактного к конкретному, от общего к частному, сравнительного правоведения и др.

— Их применение в сочетании с последними достижениями философской, социологической, исторической и юридической мысли позволило выявить и проанализировать явление права и, в конечном счете, наметить решение поставленных автором задач.

Такая методологическая основа создает условия, для уяснения смысла и сути правовых явлений и правовых институтов не только в их статичном состоянии, но и в процессе эволюции, в единстве и противоположности, взаимосвязи с другими социальными явлениями, правосознанием и правовой культурой.

Теоретические предложения и выводы диссертанта изложены с учетом современного освещения соответствующих проблем в работах отечественных и зарубежных авторов по философии и теории права, социологии, психологии, истории и филологии.

Источниковедческую основу составляют исследования отечественных и зарубежных авторов, дошедшие до настоящего времени исторические памятники права.

Научная новизна исследования.

Новизна представленной к защите диссертации заключается в том, что данная работа — первое комплексное правовое исследование, посвященное проблемам социокультурных аспектов при возникновении права в ранних государственных образованиях на базе новых источников познания права. Анализ и соответствующий комментарий новых источников познания права, обобщение научных достижений в смежных с юриспруденцией науках (культурология, археология, филология, социология права, психология, юридическая антропология) позволили определить основные направления процесса образования и развития права в ранних государственных образованиях. Выявлены его особенности и его мировоззренческие истоки. Исследовано своеобразие этапов становления и развития раннего государственного права, формирования понятийно-терминологического аппарата, взаимосвязь права и культуры, пополнить знания об образовании древних государств.

Изучен процесс исторической трансформации типов, права, показана двоякая детерминация этого процесса. Во-первых — как результат постепенного перетекания родоплеменных морально-религиозных норм в государственное право. Во-вторых, — как результат законодательной деятельности по объединению различных социальных и государственных образований под централизованной властью.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

В исследовании впервые сделана попытка выявления и определения связи между социально-культурной реальностью и её символическим отображением в правовых системах. В культурологическом, философском и историческом плане выявлена система зависимости смены правовой парадигмы от социокультурных трансформаций в обществе. Использована концепция культурного тематизма при исследовании связей социокультурной реальности с ее отображением в праве.

Разработанные в исследовании методы и полученные результаты могут быть использованы в социологии для анализа результатов опросов общественного мнения в обществах традиционного типа, связанного с социокультурными, профессиональными и иными проблемами, включая проведение выборных компаний на всех уровнях. Методы и результаты исследования применимы при анализе правовых, общественно-политических и иных текстов. Полученные результаты могут использоваться для экспертизы нормативных и государственных правовых актов, для анализа их связи с реальными социокультурными процессами и в построении социокультурной политики в нашей стране. Кроме того, они могут применяться и применяются в настоящее время в системе образовательных программ и курсов общеобразовательной и высшей школы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Культура, выраженная в системе духовных ценностей, мировоззренческих, знаковых и символических системах, задает правовые формы на этапе рождения права. А право в свою очередь легитимирует культуру, законодательно оформляя ее, придавая ей общеобязательный характер, создавая устойчивые основы для естественного развития общества. Таким образом, государство формулирует нормы права, а формируют их социокультурные условия.

Усложнение социально-экономических отношений приводит к эволюционному усложнению, обновлению и расширению правовой системы и юридической терминологии.

2. Государственное право формируется на многофакторной основе еще в недрах родоплеменных отношений.

При этом можно выделить два типа государства.

Первое из них базировалось на захваченной территории и объединении под управлением центральной власти разноплеменных народов.

Оно характеризуется следующими правовыми чертами: строгим администрированиемверховная власть ставилась выше моральных и религиозных нормуголовное право носит крайне жесткий характертоварно-денежные отношения находятся под жестким контролем государствавводится четкая договорная основапоявляется система штрафов в пользу государства за те или иные нарушения законаимеется четкая система бюрократии находящейся вне сословных и религиозных рамок и целиком зависящей от центральной власти.

Второй тип государства проистекает из развития родоплеменных отношений. Такая правовая система характеризуется: сохранением определенных религиозно-этических норм в своем законодательствесильной родовой аристократией, медленным развитием товарно-денежных отношенийуголовное право сохраняет яркие черты права талионауправление носит черты общинного управления и коллективной ответственностигосударство поддерживает своих граждан, в первую очередь мелких и средних собственников через наделение землёй и ограничения долговых обязательств.

3. Для раннего права характерен юридический дуализм, вызванный столкновением на многофакторной основе народного (обычного) права и правовых норм, необходимых для поддержания централизованной власти. Важнейшая роль в этом процессе отводилась ненормативным социально-психологическим и идейным детерминациям.

4. Тип социальной связи оказывает существенное влияние на объем субъективных прав и обязанностей. Утверждение, что сословия имеют ярко выраженные привилегии, закрепленные в праве, является научно несостоятельным даже когда речь идет о свободных гражданах и рабах.

5. Процесс начального правообразования касается, прежде всего, вещных отношений. В процессе формирования обязательственного права имущественная ответственность в договорах постепенно вытесняет личную ответственность. Наряду с обязательствами из договора существовали обязательства из причинения вреда.

Этапы, особенности и содержание уголовного законодательства тесно связаны с возрастающей регулятивной ролью общества и государства в этой сфере жизни. Система наказаний в процессе эволюции трансформируется из восстановительной в карательную, с сохранением некоторых прежних композиций в системе наказаний, а при дальнейшей бюрократизации ранней социальной системы в систему штрафов.

Апробация исследования.

1. Основные положения и выводы исследования были изложены автором диссертации в докладах и сообщениях на следующих научных симпозиумах, конференциях и круглых столах: Первый и Второй Фестиваль науки г. Москвы.

2. Авторская гипотеза получила свое освещение в ряде научных работ (см. список публикаций в конце Автореферата).

3. Результаты исследования используются в учебном процессе в курсах: Правоведение, История материальной культуры и хозяйства, Мировая политика, История социологии, Социология культуры и др. читаемые в МГУДТ.

4. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры в 2009 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В главе 1. даны различные подходы к пониманию права: нормативный, социологический, философский, который в — ряде случаев называют нравственным. Разобраны положительные и отрицательные стороны этих подходов. Разобраны существующие признаки и функции права. Нами рассмотрены известные предпосылки возникновения правовых систем. Выделены различные типы государственных систем как источников права. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности.

Можем констатировать, что в процессе перехода от первобытности к государственной организации общества возникает право. Источниками права являются:

1. Санкционированные государством первобытные обычаи, превращенные в нормы права и охраняемые государством от нарушений.

2. Юридический прецедент, которому государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел.

3. Издание государством нормативных актов, содержащих нормы права.

Рассмотрены особенности, достоинства и недостатки основных теорий происхождения права, таких как: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, расовая теория, историческая теория, классовая теория, культурологическое обоснование права и иные теории.

Рассмотрев основные теории, определяющие как сам предмет права, так и особенности его происхождения, мы сделали ряд заключений.

Все ныне существующие основные школы права, хотя и привнесли большой вклад в развитие его понятия, но ни одна из рассмотренных школ (учений) не может претендовать на достаточно объективные оценки в вопросе происхождения права в ранних государствах в связи с ограниченностью методологии исследования. Все эти школы основывали свои подходы к изучению становления права на определенной субъективной идеологической платформе и в результате абсолютизировали отдельные черты и стороны права. Постольку поскольку каждое из направлений изучения становления права несет в себе ряд ценных научных наработок, представляется логичным применение универсального подхода к изучению становления права в ранних государственных образованиях, как и становление права вообще. Кроме того, необходимо учитывать, что само право должно в известной мере пониматься как явление общечеловеческой цивилизации и культуры, но имеющее национальные черты и характеристики. Кроме того, необходимо учитывать, возникало ли право в результате постепенного перехода от родоплеменной общины к государству или было создано в результате насильственного объединения земель под централизованной властью. Право в субъективном смысле существовало исторически задолго до того, как образовался сознающий себя государственный порядок. С появлением объективного права субъективное право, так или иначе, стало опосредоваться позитивным правом, стало выступать установленной и гарантированной государством мерой правомочий лица, участника общественных отношений.

Рассмотрены научные теории ряда ученых, которые выработали подходы, связывающие мифологию с антропологией и психологией, расширяя возможности изучения данного феномена. При этом следует отметить, что часть мифов — результат деятельности бессознательного и универсального архетипа для всего человечества, а мифы в ряде случаев служили основой возникновения ранних государственных и догосударственных правовых норм.

Мотивом ряда мифов является не только объяснение существующего мира, но и объяснение существующих в нём социальных отношений и структур. Такие объяснения носят в мифе не только констатирующий, но и дидактический характер, направленный на введение нового члена социального сообщества в социальное пространство со всеми его правовыми нормами и запретами. Миф является основой родоплеменного права, основанного как на логике и жизненной необходимости, так и на традиции. Мифологизированные способы решения конфликтов со временем принимали статус правовых актов, которые на основе идеального — мифологического разрешения конфликтов, давали значимый, а затем и правовой образец поведения.

Все правовые системы при возникновении ранних типов государств имеют общие интенции, которые являются универсальными для всего человечества. В некотором приближении их можно свести к законам Моисея.

Одновременно с этим возникающие в родоплеменном обществе конфликты являются архетипическими, следовательно, и способы их разрешения вначале через миф и ритуал, а затем через возникающие правовые системы так же носит архетипический характер. При этом имеются основания говорить об общих чертах в правовых системах при возникновении ранних государственных образований.

Далее на основе анализа антропологических теорий выявлено, что любую культуру следует изучать как целостную систему, все компоненты которой, в том числе и право, определенным образом связаны между собой. Заимствуемые элементы встраиваются в новый сложный культурный контекст.

Новые правовые нормы связаны с социальными процессами в обществепроходят ряд этапов развития в процессе становления и изменения социума и социальной среды.

Культурные модели имеют динамическую силу, то есть провоцирую людей к деятельности и взаимодействию. Их изменения могут быть связаны только с серьезными изменениями внешней культурной и социальной среды, требующей немедленной адаптации, например, при появлении раннего государства.

Характерно, что одним важнейших защитных механизмов для социума является преемственность новых социально-правовых норм при появлении раннего типа государственных систем. Так как новые правовые нормы, связаны с появлением раннего государства они несут в себе этнокультурные закономерности наряду с общими закономерностями, имеющими место в правовых системах при их возникновении.

Если по какой, либо причине преемственность культуры будет нарушена, человеческая группа начнет конструировать ее заново на основании старых моделей.

Процесс появления и становление новых правовых норм при становлении ранних государственных систем входит в «картину мира» человека, как непреложная ее составляющая. Одновременно с этим в поведении каждого из своих носителей культура преломляется особым образом. Поэтому любая даже самая совершенная правовая система, основанная на присущей данному народу картине мира, будет всё-таки усредненной картиной мира и поэтому для каждого члена социума она в определенных аспектах будет не соответствовать его личным представлениям о правде и справедливости.

Правовые нормы не соответствующие обобщенной картине мира народа, попросту игнорируются, так как проходят мимо сознания большинства субъектов права. Их актуализация довольно долгий процесс, связанный с созданием новой картины мира у большинства населения.

Теория схем указывает на возможность постепенного, незаметного для человека встраивания его в новую культурную среду с присущими ей правовыми нормами. Данный процесс не обязательно должен носить резко депривационный характер, а может иметь скрытые адаптационные механизмы.

Существует «скрытая культура», которая регулирует характер взаимовлияния культур, принципы и механизмы заимствования культурных элементов, в том числе и правовых. Данное положение во многом объясняет заимствование новых правовых норм у соседей и включение их в свой культурный «каркас» при возникновении ранних государственных систем.

Это дает возможность понять процесс адаптации населения к новым правовым нормам, вводимым государственной системой, в частности нормам, связанным с появлением такого социального слоя, как бюрократия.

Готовность к восприятию культуры является врожденной особенностью человека и, более того, в своей общей форме. Врожденные этнические комплексы требуют себе определенного противовеса, компенсации в рамках той культурной системы, в которых находится человек. Таким противовесом и является собственно законодательство.

Следует отметить, что введение новых правовых норм при становлении ранних государственных систем практически всегда мифологизируется.

Постольку, поскольку новые правовые нормы, возникающие при становлении ранних государственных систем, являются определенными культурными схемами, то их действие на человека находящегося в данной культуре, во многом происходит бессознательно.

В главе 2. рассмотрены вопросы связанные с законодательными системами таких ранних государственных образований, как древний Вавилон — законы Хаммурапи, древний Египет, древняя Индия — законы Ману, древние цивилизации Америки: ацтеки, инки, майя, древний Китай, законодательные системы древних Афин и Спарты, древний Рим — 12 таблиц, законодательство средневековой Руси — Русская Правда. Из рассмотренного материала выделены социокультурные предпосылки возникновения тех или иных законодательных систем.

Мы полагаем, что ранние государственные системы выработали законодательство, которое поддерживало экономическую, политическую и военную силу государства. Эта сила в основном базировалась на собственниках, которые в первую очередь и защищались государством. При этом можно утверждать, что в первую очередь защищалась не самая богатая и знатная часть населения, которая в силу экономической самодостаточности всегда имела центробежную направленность или являлась угрозой централизованной власти, а средний класс собственников, как главных производителей материальных благ и поставщик военной силы. В силу того, что само уголовное право было направлено на защиту собственника, мы рассматриваем его наряду с земельным и обычным правом.

Кроме того, в данной главе рассмотрены особенности зарождающихся и развивающихся товарно-денежных отношений и соответствующих им законодательных актов в ранних государственных системах. Помимо этого представляется крайне важны особенности отношения к институту рабства в ранних государственных системах, так как в большей части литературы полагается, что институт рабства был основой экономики ранних государственных систем.

Нами выявлено, что появляется государственное рабство, где раб фактически почти равен свободному человеку, имеет право собственности, право на семью, право наследования и т. д. Такой раб является экономической и военной опорой государства, так как его положение не в пример лучше, чем у раба частного хозяина. При этом появляется ряд запретов, высоких денежных штрафов и иных наказаний за причинение чужому, а иногда и своему рабу увечий или смерти, или пособничество его побегу, или кражу самого раба, что связано с пониманием раба как важной производительной силы в системе хозяйствования и благополучия собственников и государства.

В ряде случаев рабы обладают хотя и ущербными по сравнению со свободными гражданами, но политическими правами, такими, как оспаривания своего закабаления, возможность свидетельствования в судебных инстанциях, защиты своих прав и достоинства и т. д.

Практически сохраняется относительно частных рабов патриархальное отношение, где они приравниваются к младшим членам семейства, со всеми правами и обязанностями.

Сформулируем основные выводы исследования:

1. Культура, выраженная в системе духовных ценностей, мировоззренческих, знаковых и символических системах, задает правовые формы на этапе рождения права. А право в свою очередь легитимирует культуру, законодательно оформляя ее, придавая ей общеобязательный характер, создавая устойчивые основы для естественного развития общества. Таким образом, государство формулирует нормы права, а формируют их социокультурные условия.

Усложнение социально-экономических отношений приводит к эволюционному усложнению, обновлению и расширению правовой системы и юридической терминологии.

2. Государственное право формируется на многофакторной основе еще в недрах родоплеменных отношений.

При этом можно выделить два типа государства.

Первое из них базировалось на захваченной территории и объединении под управлением центральной власти разноплеменных народов.

Оно характеризуется следующими правовыми чертами: строгим администрированиемверховная власть ставилась выше моральных и религиозных нормуголовное право носит крайне жесткий характертоварно-денежные отношения находятся под жестким контролем государствавводится четкая договорная основапоявляется система штрафов в пользу государства за те или иные нарушения законаимеется четкая система бюрократии находящейся вне сословных и религиозных рамок и целиком зависящей от центральной власти.

Второй тип государства проистекает из развития родоплеменных отношений. Такая правовая система характеризуется: сохранением определенных религиозно-этических норм в своем законодательствесильной родовой аристократией, медленным развитием товарно-денежных отношенийуголовное право сохраняет яркие черты права талионауправление носит черты общинного управления и коллективной ответственностигосударство поддерживает своих граждан, в первую очередь мелких и средних собственников через наделение землёй и ограничения долговых обязательств.

3. Для раннего права характерен юридический дуализм, вызванный столкновением на многофакторной основе народного (обычного) права и правовых норм, необходимых для поддержания централизованной власти. Важнейшая роль в этом процессе отводилась ненормативным социально-психологическим и идейным детерминациям.

4. Тип социальной связи оказывает существенное влияние на объем субъективных прав и обязанностей. Утверждение, что сословия имеют ярко выраженные привилегии, закрепленные в праве, является научно несостоятельным даже когда речь идет о свободных гражданах и рабах.

5. Процесс начального правообразования касается, прежде всего, вещных отношений. В процессе формирования обязательственного права имущественная ответственность в договорах постепенно вытесняет личную ответственность. Наряду с обязательствами из договора существовали обязательства из причинения вреда.

Этапы, особенности и содержание уголовного законодательства тесно связаны с возрастающей регулятивной ролью общества и государства в этой сфере жизни. Система наказаний в процессе эволюции трансформируется из восстановительной в карательную, с сохранением некоторых прежних композиций в системе наказаний, а при дальнейшей бюрократизации ранней социальной системы в систему штрафов.

Таким образом, выдвинутая гипотеза, что основную роль в генезисе права играет культура общества, выраженная в системе духовных ценностей, мировоззренческих, знаковых и символических системах. Право в свою очередь легитимирует культуру, законодательно оформляя ее, придавая ей общеобязательный характер, создавая устойчивые основы для естественного развития общества. Таким образом, государство формулирует нормы права, а формируют их социокультурные условия. При этом развитие правовых систем носит эволюционный характер, зависящий от социально-экономических отношений. Мировоззренческие истоки права представляют собой сложный симбиоз общинного мировоззрения и норм религиозных и этических учений и собственно государственного права. Процесс начального правообразования касается, прежде всего, вещных отношений. Нашла подтверждение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Б., Косолапова Ю. И. О теориях лидерства в современной политической психологии // США: ЭПИ. 1993. № 4.
  2. С.С. Государство и право: Начальный курс. М., 1996.
  3. М.Ф. В магическом круге мифов. СПб, Паритет, 2002.
  4. В.А. Проблемы взаимодействия общества и природы. М., 1983.
  5. В.А. Географический фактор в развитии общества. М., 1981.
  6. В.И., Заметки к текстам хеттских ритуалов //ВДИ. 1977, № 3.
  7. X. Истоки тоталитаризма. М., 1996.
  8. В.А. Взрывающаяся архаичность: Традиционализм в политической жизни России. СПб., 1997.
  9. Г. К. Доктрина классового общества. М., 1971.
  10. Ю. Система римского гражданского права, т.З, Обязательственной право. СПб., 1910.
  11. Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры (пер. с англ. Корнилова М. Н., Лазаревой Е. М., Николаева В.Г.). М., 2004.
  12. Ю.М. Государство и право Древнего Рима. М., ВПА. 1969.
  13. Ю.М. Правовые памятники Древнего мира. М., ВПА, 1969.
  14. Ф. Методы этнологии//Антология исследований культуры, т.1: Интерпретации культуры. СПб, Университетская книга, 1997.
  15. Ф. Ум первобытного человека. М. Л., 1926.
  16. Н.П. Учебник истории римского права. М., 1907.
  17. Ю.М. Этнические контакты и окружающая среда//Природа.-1981,-№ 9.
  18. Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
  19. А.Б. Происхождение права. Общая теория: Курс лекций //Под ред. В. К. Бабаева. Н. Новгород, 2003.
  20. А. Б. Теория государства и права. 4.1. М., 1995.
  21. JI.C. Лекции по психологии. М., Союз, 2006.
  22. Л.С. Мышление и речь//Выготский Л. С. Сочинения в 6 т. М., 1982.
  23. Л.С. Психология развития человека. М., ЭКСМО, 2006.
  24. П.Н. Основные этапы в развитии первобытнообщинного строя и возникновение государства и права. М., МГУ, 1993.
  25. В. Древний народ хурриты. М., Наука, 1992.
  26. Э. Историческое обозрение римского права. СПб., 1835.
  27. Г. Г. Текст Анитты, и некоторые вопросы ранней истории хеттов//ВДИ 1965, — № 4.
  28. И.А. Введение в философию истории. М., 1993.
  29. Р. Мифы древней Греции. М., Прогресс-Традиция, 1999.
  30. Р., Патай Р. Иудейские мифы. Книга бытия. Екатеринбург, 2007.
  31. Р. Белая богиня. Екатеринбург, 2007.
  32. Р. Мифы Древней Греции. Екатеринбург, 2007.
  33. А.Ж. Структурная семантика: Поиск меода. М., Академический проект, 2004.
  34. B.C. Харизматическое сознание в историческом выборе россиян//Вестник МГУ. 1990 Серия 12. т 5.
  35. П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995.
  36. Л.Е. Философия и социология истории: некоторые закономерности истории человечества (Опыт философско-историческош анализа всемирно-исторического процесса). Волгоград, 1995−1996.
  37. Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990.
  38. Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М., 1992.
  39. Л.Н. Ритмы Евразии, Эпохи и цивилизации: Сборник работ. М., 1993.
  40. Д’Андрад Р. Культурные значимые системы. М. 1987.
  41. Г. Пандекты, т.З, М., 1904.
  42. В.В. Учебное пособие по теории государства и права. М., 2004.
  43. Дигесты Юстиниана//Избранные фрагменты в переводе и с примечаниями И. С. Перетерского. М., 1984.
  44. Дилигенский Г Н. Социально-политическа психология. М., 1996.
  45. Дю Буа У. Серебряное руно. М., Сеятель, 1925.
  46. Н. Значение римского права для русских юристов. М., 1974.
  47. Н. Значение римского права для русских юристов. Ярославль, 1872.
  48. В.П. Догма римского права. 1918.
  49. В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. ч.2. М., 1964−1965.
  50. Знаменитые римляне. М., 1968.
  51. В.М. Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса. М., 1958.
  52. Н.Я. Не синтез, а эклектика//Народы Азии и Африки, 1970.-№ 3.
  53. В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 2001.
  54. К.П. Взгляды на этнографию или есть ли в советской науке два учения об этносе // Известия ВГО. Т.7. Вып. З, 1985.
  55. А.В. Политическая роль армии в Риме в период республики. Свердловск, 1973.
  56. JI. Люди, нравы, и обычаи Древней Греции и Рима. М., Высшая Школа, 1988.
  57. Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. СПб., 1875.
  58. О.С., Мусин В. А. Система римского гражданского права. Л., 1974.
  59. История государства и права зарубежных стран. М., 1988.
  60. История политических и правовых учений. М., 1996.
  61. А. Индивид и его общество. М., 1954.
  62. А. Психологические границы общества. М., 1966.
  63. JI. Откуда приходит право//Новое время, 1994, № 25.
  64. М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка. В сб: Психоанализ в развитии, Екатеринбург, Деловая книга, 1998.
  65. М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка. В сб: Психоанализ в развитии. Екатеринбург, Деловая книга, 1998.
  66. Когнитивная психология памяти. Под ред. Унайссера, А. Хаймен, М, 2005.
  67. В.И. О биолого-географической концепции этнической истории //Вопросы истории. 1974.-№ 2.
  68. В.И. О классификации этнических общностей//Исследование по общей этнографии. М., 1970.
  69. В.И. О понятии этнической общности//Советская этнография. -1967.
  70. В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 1997.
  71. М.В. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза//Расы и народы. М., 1976. № 6.
  72. М.В. Этнос и субэтнос//И обсуждение этой статьи//Расы и народы. 1988.
  73. А.А. История Древнего Рима. М., Наука, 1980.
  74. И.С. Всеобщая история государства и права. М., Наука, 1981.
  75. В.А. Пропеллер пассионарное или Теория приватизации истории//Молодая гвардия. 1991.№ 9.
  76. Дж. Мифический образ. М., ACT, 2005.
  77. В.В. Общая теория государства и права. М., 1996.
  78. А.Н. Избранные психологические произведения, тт. 1,2. М., 2000.
  79. Э.В. История государства и права зарубежных стран. Ростов-на-Дону, 1994.
  80. Личность и власть: Интеркультурный диалог. М., 1998.
  81. Д. Борьба гуманизма и варварства. Ташкент, 1943.
  82. А. Лекции по общей психологии. М., 2006.
  83. Я.С. Метаморфозы традиционного сознания (Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала). Спб, 1994.
  84. Я.С. К истории одной дискуссии//История СССР. 1990. № 4.
  85. . Динамика культурных изменений. Исследование расовых отношений в Африке//Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры. М., РОССПЭН, 2004.
  86. . Преступление и обычай в обществе дикарей//Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры, М., РОССПЭН, 2004.
  87. Г. Н. Теория права и государства. М., 1995.
  88. Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969.
  89. Э.С. Теория культуры и современная наука. М., Мысль, 1983.91. Маркс К. Соч. Т.4.
  90. В.В. Теория этноса: к анализу оснований//Гуманитарные науки в Сибири. Сер.: Философия и социология. 1994.
  91. Я.Г., Чистов К. В. Еще раз к вопросу о двух концепциях этноса //Известия ВГО, 1986.
  92. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М., Наука, 1988.
  93. Младшая Эдда. (В пер. О. А. Смирницкой, под ред. М.И. Стеблин-Каменского), М., НИЦ Ладомир, 1994.
  94. С.А. Гражданское право древнего Рима. М., 1883.
  95. А.Е. Этруски. М. РЕФЛ-Бук, 2000.
  96. К. Агония патриархата и надежда на триединое общество.1. Воронеж, 1995.
  97. К. Песни просвещения. Эволюция сказаний о герое в западной поэзии. М., 1997.
  98. К. Энеа-типологические структуры личности. Воронеж, 1995.
  99. B.C. Политические и правовые учения Древней Греции//История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1985.
  100. И.Б. Римское право. М., 1996.
  101. Э. Происхождение и развитие сознания. М., РЕФЛ-Бук, 2006.
  102. Г. В. История государства и права зарубежных стран. М., ВКИМО, 1987.
  103. А.И., Покшишевский В. В. Ипостаси этноса // Природа. 1978.
  104. А.С. Общая теория права. М., 1996.
  105. Плиний. Естественная история. XVI.5.15.
  106. И.А. История римского права. СПб., 1913.
  107. А. Введение в изучение буддийской философии. М., 2007.
  108. А. Философия одного переулка. Древний человек в Городе: Романы. М., 2005.
  109. О. Миф о рождении героя. М., РЕФЛ-Бук, 1997.
  110. ПЗ.Рейснер М. А. Наше право, чужое право, общее право. М.Л., Госиздат 1925.
  111. Римское частное право. М., 1948.
  112. Римское частное право. (Под ред. И. Б. Новицкого и И.С. Перетерского), М., Юрист, 1997.
  113. Римское право. И. Б. Новицкий, М., 1993.
  114. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под ред. З. М. Черниловского. М., 1996.
  115. Хрестоматия по истории Древнего Рима//Под ред. В. И. Кузшцина. М., Высшая Школа, 1987.
  116. Г. Австралийский тотемизм. М., 1964.
  117. Г. Происхождение и функции культуры. М., 1964.
  118. Г. Психоанализ и антропология. М, 1972.
  119. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1938.
  120. .А. Космогония и мифология земледельцев энеолита. СА, 1965, № 1.
  121. В.А. История римского частного права, М., 1986.
  122. Снорри Стурлуссон в Младшей Эдде, (Младшая Эдда. в пер. О. А. Смирницкой, под ред. М.И. Стеблин-Каменского), М., НИЦ Ладомир, 1994.
  123. Методическое пособие по изучению курса основ римского права. Сост. Е. А. Скрипилев. М., 1995.
  124. Всеобщая история государства и права. Под ред. К. И. Батыра. М., Былина, 1996.
  125. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под ред. З. М. Черениловского. М., Гардарика, 1996.
  126. Очерки по истории Римской имерии, Р. Виппер, М., Феникс, 1995.
  127. Немецкая идеология, К. Маркс и Ф.Энгельс.
  128. Т.А. Метаморфозы трикстера в лабиринте обыдености// Бог. Человек. Мир (Материалы ежегодной научной конференции) М., Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000.
  129. Теория государства и права: Курс лекций//Под ред. Малыш А. В. и Матузов Н. И. М., 1996.
  130. С.А. К постановке проблемы этногенеза//Сов. этнография. 1969. № 3.
  131. С.А. Основы этнографии. М., 1968.
  132. Э.Б. Первобытная культура. М., Соцэкгиз, 1939.
  133. У. Листья травы. М., Гослитиздат, 1955.
  134. А., Мифология Месопотамии, в кн. Женщины в легендах и мифах. М., Крон-пресс, 1998.
  135. Дж. Золотая ветвь. М., Политиздат, 1980.
  136. Фрейд 3. О клиническом психоанализе. М., 1991.
  137. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
  138. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990.
  139. Э. Душа человека. М., ACT, 2000.
  140. Э. Иметь или быть? М., ACT, 2000.
  141. М. Археология знания: Пер. с фр.//Общ. ред. Бр. Левченко, Киев, Ника-Центр, 1996.
  142. М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. Пер с фр., предисл. Н. Автономовой, Киев, Ника-Центр, 1996.
  143. P.O. Современный рынок: правила игры. М., 1993.
  144. В.М. История римского права. 1919.
  145. В. Философия и экология. М., 1993.
  146. Д. Архетипическая психология. М., 1996.
  147. Л.Б. О содержании понятия «этнические процессы»//Советская этнография, 1969.-№ 5.
  148. Хрестоматия истории Древнего Рима. М., Высшая Школа, 1987.
  149. Ю. История библейских стран. М., ACT, 2003.
  150. Ю. Мифы Древнего Рима. М., ACT, 2004.
  151. Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве. О законах. М., 1994.
  152. Н.Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. М., 1971. 156. Чемерисская М. И. Л. Н. Гумилев и его научное наследие/УВосток. 1993, № 3.
  153. М.И. О книге Л.Н.Гумилева Этногенез и биосфера Земли// Народы Азии и Африки. 1990. № 4.
  154. З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1996.
  155. З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1996.
  156. С.М. Этнос. Шанхай, 1923.
  157. М. Аспекты мифа. М., Академический проект, 2000.
  158. М. Миф о вечном возвращении. СПб., Алетейя, 1998.
  159. Этнический характер и исторические судьбы России //Общественные науки и современность. 1996. № 4.
  160. Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М., РЕФЛ Бук, 1998.
  161. Abrahamian L. Lenin As a Trickster//Anthropology & Archeology of Eurasia. 1999. V.38.№ 2. P. 7−26.
  162. Alexander H.B., The World’s Rim, Lincoln, Neb.: University of Nebraska Press, 1953, p. 89.
  163. Вabcock-Abrahams B. «A Tolerated Margin of Mess»: The Trickster and His Tales Reconsidered // Journal of the Folklore Institute. 1975. V.ll. №. 3. P. 159 160.
  164. Barnouw, Victor. Culture and Personality. Homewood, Illinois: The Dorsey Press, INC, 163.
  165. Cohen M.N. The food crisis in prehistory. New Haven, 1977, pp. 43, 51.
  166. D’Andrade Roy G. Cultural Meaning Systems. In: Richard A. Shweder, Robert A. LeVine (eds.) Cultural Theory. Essays on Mind, Self, and Emotion. Cambridge, L., NY., New Rochelle, Melbourne, Sydney: Cambridge University Press, 1984.
  167. D’Andrade Roy G. Cultural Meaning Systems. In: Richard A. Shweder, Robert A. LeVine (eds.) Cultural Theory. Essays on Mind, Self, and Emotion. Cambridge, L., NY., New Rochelle, Melbourne, Sydney: Cambridge University Press, 1984.
  168. Danzel T.W. Handbuch der pmkolumbischen Kulturen in Latinamerika. Hamburg. 1937.
  169. Du Bois William Edward Burghardt The Quest of the Silver Fleece. 1911.
  170. Eggan F. Social Anthropology of North American Tribes. Chi., 1937.
  171. Eggan F. Social Organization of the Western Pueblos. Chi., 1950.
  172. Eliarle, Myth and Reality. New York. 1963. pp. 104 — 105: сокращенный перевод из книги А.Е. Jensen. Das religiose Weltbild einer friihcn Kultur, Stuttgart, 1948. pp. 35—38.
  173. F.H. Gushing, Outlines of Zuni Creation Myths, in Thirteenth Annual Report, Bureau of Ethnology, Washington, D.C., 1896,. pp. 325—447.
  174. Fodor Jerry Alan Psychosemantics: The Problem of Meaning. MIT Press, 1987.
  175. Gilbert G. The Psychology of Dictatorship. N. Y., 1950. p. 12.
  176. Gimbutas M. The gods and goddesses of Old Europe. Los Angeles. 1974, pp. 502.
  177. Gotze, Die Annalen des Mursiles. Lpz. 1933.
  178. Hocart A.M. Kings and Councilors. Cairo, 1936.
  179. Holland Dorothy. The Woman who Climbed up the House: Some Limitations of Schema Theory. New Direction in Psychological Anthropology. Theodor Schwartz, Geoffry M. White, Catherine A. Lutz (eds.) Cambridge: Cambridge University Press, 1994.
  180. Hutchins, E. Cognition in the World. Cambridge (Mass.): MIT Press, 1995, p. 356.
  181. Hyde L. Trickster Makes This World: Mischief, Myth, and Art. New York, 1998.
  182. W.J., Doty W.J. (eds.). Mythical Trickster Figures. Contours, Contexts, and Criticism. Tuscaloosa and London, 1993.
  183. James A. Teit, Mythology of the Thompson Indians, Publications of the Jessup North Pacific Expedition, vol. 8, pt. 2, Leiden and New York, Brill and Stcchert, 1912, pp. 322—324.
  184. Kammenhuber A. Inar // RIA. Ив 5. Lfg. 1976.
  185. Kammenhuber A., Die hethitischen Vorstellungen von Seele und Leb, Herz und Leibesinnerem, Kopf und PERSON 1−2. Teil // ZA. N.F. — Ив 22−23. -1964—1965.
  186. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1951.
  187. Kluckhohn Fl. and Strodtbeck F.L. Variation in Value Orientations. Evenston, 111, Elmsford, New York: Row Peterson, and сотр., 1961.
  188. Krohn J. Suomen suvun pakanallinen jumalanpalvelis. Helsinki, 1894.
  189. Kriiger, «Geschichte der Quellen und Litteratur des R. R.» (Лейпциг, 1888) —
  190. Kriiger, «Kritik des Justinianischen C.» 1867.
  191. Melford E. Spiro. Theoretical Papers of Melford E. Spiro. Ed. by B. Rilborn and L.L. Langness. Chicago, London: University of Chocago Press, 1987.
  192. Nihongi, tr. by W.G. Aston, London, 1924 K. o-ji-ki, tr. by. B.H. Chamberlain, Tokyo, Asiatic Society of Japan, 1906- MHM, T 1, M. 1991.
  193. Nilsson M.R. The Minoan-Mycenaen religion and its survival in Greek religion, L., 1927.
  194. Radin P. Monotheism among Primitive Peoples, New York. 1957.
  195. Radin P. The Trickster: A Study in American Indian Mythology (with commentaries by C.G.Yung and Karl Kerqnyi). London, 1956.
  196. Sachs C. World history of dance. N.Y., 1937, pp. 219.
  197. Seler E. Die Korrekturen der Jahreslflnge und der Venusperiode in den Mexikanischen Bildschriften. ZE. Bd. 35, 1903, pp. 237.
  198. Sen Ramprasad (1982). Grace and Mercy in Her Wild Hair: Selectid Poems to the Mother Goddess (Boulder, Colorado. Great Eastern Book Company, № 58.
  199. Shoverman G. The great Mother of the gods. Bulletin of the University of Wisconsin. № 43. Madison 1901, pp. 336.
  200. Shweder Richard A. Thinking Through Cultures. Cambridge (Mass.), London (England): Harvard University Press, 1991.
  201. The Mind of Modern Russia. N. Jersey, 1955. p.6.
  202. Thedore Schwartz. Anthropology and. Psychology. In: New direction in Psychological Anthropology. Theodor Schwartz, Geoffiy M. White, Catherine A.1.tz (eds.) Cambridge: Cambridge University Press, 1994.
  203. Tucker R.O. Politics as Leadership, University of Missuri Preee, 1981.45. University Press, 1951.
  204. Whiting J.W.M. and Whiting B.B. Contributions of Anthropology to the Methods of Studying child Rearing. In: P.H. Musen (ed.) Handbook of Research Methods in Child Development. New York: Wiley, 1960.
  205. Wolfe B. An ideology in power. Reflections on the Russian Revolution. N.Y., 1970.
  206. M. Eliade, Myth and reality, New York Harper & Row, 1963, pp. 30 ff.
Заполнить форму текущей работой