Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Опера Альфреда Шнитке «Джезуальдо»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Альфред Гарриевич Шнитке (1934;98) — один из самых ярких композиторов современности. Пройдя путь сложных исканий, находясь долгое время в положении диссидента, сегодня он занял достойнейшее место в ряду самых значимых фигур в мировой культуре. Замечательный прежде всего в человеческом плане, интеллигентный, блестяще образованный, живший богатой духовной жизнью, он имел что сказать людям… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. В лабиринтах времён
    • 1. Лабиринт как приём поэтики
    • 2. Константы позднего стиля А. Шнитке в контексте постмодерна
    • 3. Шнитке-Джезуальдо: встреча двух эпох
  • Глава II. Символика музыкального языка
    • 1. В интонационных лабиринтах
    • 2. Знаки стиля — стили знаков
    • 3. Композиционные техники
  • Глава III. В лабиринтах жанровых ассоциаций
    • 1. Опера как квинтэссенция позднего стиля А. Шнитке
    • 2. Опера-микста
    • 3. Три оперы как три варианта постмодернистской драмы

Опера Альфреда Шнитке «Джезуальдо» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Альфред Гарриевич Шнитке (1934;98) — один из самых ярких композиторов современности. Пройдя путь сложных исканий, находясь долгое время в положении диссидента, сегодня он занял достойнейшее место в ряду самых значимых фигур в мировой культуре. Замечательный прежде всего в человеческом плане, интеллигентный, блестяще образованный, живший богатой духовной жизнью, он имел что сказать людям, слушателям о них самих, об их прошлом, настоящем и будущем. Композитор-философ, он искал ответы на сложнейшие нравственные вопросы, связанные с поисками истины, добра, красоты. Композитора, по словам его супруги, Ирины Шнитке, прежде всего «волновала природа души человека, вечный конфликт его совести и желаний"1. Неординарная по духу, ярко индивидуальная и противоречивая, музыка Шнитке представляется неисчерпаемой по глубине заложенных в ней смыслов и побуждает учёных искать всё новые, подчас неожиданные, ракурсы её изучения.

Б. Покровский, называя Альфреда Шнитке «классиком», «убежавшим» далеко вперёд, призвал нас «не хромать» и «бежать» за Шнитке: «каждый композитор живёт <.> движется для людей. Но очень часто люди не успевают за ним, <.> чтобы сохранить его в своём сердечном багаже». И тут же выдающийся режиссёр предупреждающе добавил: «вот догонять Баха пришлось очень долго».

На самом деле, музыка Шнитке всегда вызывала неизменный слушательский и исследовательский интерес, а в последнее 10-летие, после ухода композитора в 1998 году, он усилился ещё более. Подтверждением.

1 Муравьева И. «Жизнь в четыре руки: Ирина Шнитке об Альфреде Шнитке — муже, композиторе, одаренном человеке» // «Российская газета». Федеральный выпуск № 3691 от 4. 02. 2005.

2 Покровский Б. Доверительный разговор // Альфреду Шнитке посвящается: Из собраний «Шнитке-центра». Вып. 2. М., 2001. С. 178. этому являются монографии3, диссертации4, сборники МГИМ «Альфреду Шнитке посвящается» (шесть выпусков — с 1999 по 2008 г. г.), исследования Саратовского «Шнитке-центра», «Центра русской музыкй^в Лондоне (под рук. А. В. Ивашкина) и др.

Смелыми, подчас парадоксальными экспериментами и новациями Шнитке обогатил широкий круг музыкальных жанров. И даже в последний период творчества (1985;98), несмотря на серьёзные проблемы со здоровьем, композитор продолжал много и плодотворно работать, им написано около 70 произведений {приложение 7). В центре внимания композитора по-прежнему оставались произведения крупных жанров: инструментальные и хоровые концерты, симфонии (последние — 7-ая, 8-ая и 9-ая), Concerti grossi №№ 3−6, а также оперы. И если к такому концептуальному жанру как симфония композитор до этого обращался неоднократно, она эволюционировала, явившись своего рода творческой лабораторией Мастера, то опера — это тот жанр, к которому композитор, казалось, шёл всю жизнь.

Свой ранний опыт, оперу «Одиннадцатая заповедь» (или «Счастливчик») (1962), сам композитор счёл малозначительным и вычеркнул из своих каталогов. Три другие оперы — «Жизнь с идиотом», «Джезуальдо» и «История доктора Иоганна Фауста», написаны за небольшой временной промежуток — с 1991 по 1995 г. г. — и являются значимым этапом творчества композитора. Они расширяют семантические границы жанра, открывают его новые потенциальные возможности и, наряду с симфонией, ярко отражают эволюционные процессы творчества Шнитке.

В центре предлагаемого исследования стоит опера «Джезуальдо» (1994). Либреттист — Рихард Макс Иозеф Блетшахер (1936 г. р.) — немецкий писатель, драматург, переводчик. Им написаны либретто двенадцати опер, в его новых переводах на немецкий язык опубликованы сонеты Шекспира (1996),.

3 Холопова В. Н,.Чигарёва Е. И. «Альфред Шнитке» (1990), Холопова В. Н. «Композитор Альфред Шнитке» (2003), Д. Тиба «Симфоническое творчество Альфреда Шнитке: опыт интертекстуального анализа» (2004).

4Кандидатские диссертации: Акишиной Е. (2003), Бевз С. (2001), Васильевой Н. (2000), Вобликовой А. (1989), Захаровой Е. (2008), Тиба Д. (2003), Ковалевского Г. (2006) — докторская диссертация Франтовой Т. (2005). либретто Лоренцо да Понте к операм Моцарта (1993). С 1959 по 1996 г. г. Блетшахер работал в Венской опере режиссёром и главным драматургомотсюда, из города, с которым у Шнитке были связаны самые тёплые воспоминания ещё с детства, в разгар работы над «Жизнью с идиотом» и поступил заказ на оперу в конце 1990 года. Надо отметить, что после 1934 года это был первый заказ Венской оперы современному композитору. Шнитке вначале сомневался в предложенном Блетшахером сюжете о Джезуальдо ди Веноза, однако к концу 1992 года либретто было уже закончено и композитор взялся за работу.

Личность Джезуальдо заново открыта в XX веке. Его бурная жизнь стала сюжетом многих литературных и музыкальных произведений, кинофильмов: новелла Анатоля Франса «История доньи Марии д* Авалос и дона Фабрицио, герцога Андрии», дамский роман «Искушение Марии д' Авалос» Виктории Хэммонд (2009), фильм Вернера Херцога «Смерть на пять голосов» (1995). Ему посвящен «Монумент Джезуальдо» И. Ф. Стравинского (1960), фантазия Бретта Дина «Карло» (1997).

Скандальный сюжет — кровавая история с убийствами и безумием главного героя, часто трактуемый в духе криминального романтизма5, для авторов оперы явился поводом к размышлениям о проблемах, актуальных для человека любой эпохи, любой национальной и религиозной принадлежности.

Исследователи отзываются об этой второй опере Шнитке как об одном из самых ярких произведений, кульминационном, по мнению В. Н. Холоповой, в период после 1985 года- «свежая, неожиданная, ярко-впечатляющая"6, эта «сильнейшая музыкальная драма"7 занимает особое место в творческом наследии композитора потому, что это не только ещё один «языковый».

3 Термин заимствован из работы: Катин В. И. Криминальный романтизм как явление культуры современной России: Автореф. дис. .кандидата культурологии. Саратов, 2007.

6Хопопова В. Н. Композитор Альфред Шнитке. М., 2003. С. 224.

7 Ивашкин А. В. Несколько слов о «Джезуальдо» Шнитке // Аннотация к концерту: Опера «Джезуальдо». М., 23 ноября 2000 г. эксперимент с инокультурной традицией, но и опера композитора о композиторе, своего рода размышление о судьбе Художника.

Опера «Джезуальдо» была очень успешно исполнена 25 мая 1995 года в знаменитом театре Венской оперы под управлением М. Л. Ростроповича и получила ряд одобрительных оценок в европейской прессе. Спустя девять лет, 22 декабря 2004 г. в этом же знаменитом театре премьера оперы была возобновлена с новой труппой.

В России она исполнялась лишь единожды в концертном варианте в Большом зале Московской консерватории в 2000 году, но пока не снискала должного интереса со стороны оперных режиссёров и постановщиков.

Несмотря на серьезное внимание к творчеству Шнитке, его оперное наследие изучено недостаточно, нет отдельной монографии пб Г операм. Актуальными остаются вопросы изучения ряда концептуальных и языковых аспектов каждой из опер. И не менее важно выявление общности и различий этих трёх поздних опер-высказываний Шнитке, написанных будто на одном дыхании.

В монографии «Композитор Альфред Шнитке» (2003) автор, В. Н. Холопова, лишь намечает отдельные аспекты изучения опер, требующие существенной разработки. Серьёзная попытка анализа ряда сценических произведений предпринимается Г. В. Ковалевским в диссертации «Фаустовский миф в творчестве Альфреда Шнитке» (2006). В поле зрения автора попадают и оперы. Однако, сосредоточив основное внимание на «Фаусте» и фаустовской теме, автор оставляет место для размышлений и иных трактовок других опер.

Кантате и опере «История доктора Иоганна Фауста» посвящено наибольшее количество статей (С. Бевз, Л. Бобровской, А. Денисова, Е. Кочановой, И. Рыжкнна8 и др.), интересные факты из истории создания и.

8 См. работы: Бевз С. «История доктора Иоганна Фауста» А. Шнитке: от кантаты к опере // Альфреду Шнитке посвящается: Из собраний «Шнитке-центра». Вып. 3. М., 2004; Бобровская Л. Новое прочтение мифа (Кантата А. Шнитке о докторе Фаусте)// Музыка и миф: Сб. тр./ ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 118. М., 1992; Денисов А. Отражения «Фауста» // Музыкальная академия. 2004. № 4- Кононова Е. Кантата А. постановки оперы «Жизнь с идиотом» раскрывают статья Е. Сысоевой* и выступления Б. Покровского и В. Ерофеева на конференции в Институте им. Шнитке.

Исследования Д. Тиба наиболее полно освещают как эволюцию творчества на примере^им так и метод творчества, существенно изменившийся к концу жизни. С точки зрения интертекстуального метода он анализирует трансформацию полистилистики у Шнитке, новое качество, связанное с иным понимание хронотопа.

Опера «Джезуальдо» является наименее исследованной. Буклет к московской премьере 2000 года предварён лишь краткими комментариями А. В. Ивашкина. Первое развёрнутое исследование предпринято Л. С. Дьячковой10,' автор выстраивает широкую оперную парадигматику с точки зрения интертекстуальных параллелей и инверсий. Аналитически насыщенная, статья по касательной затрагивает и иные смысловые магистрали.

Об опере, к сожалению, не высказался сам Шнитке. Среди других сочинений она выделяется своей интровертностью и загадочностью, оставляет после прослушивания ощущение «недосказанности», некоего «двойного дна».

Смысловая поливалентность, «открытость» для прочтений составляет важную особенность современных текстов. л большая дистанция отдаляет нас от уходящего века, тем всё более очевидной становится необходимость рассмотрения творчества Шнитке, особенно его поздних опусов, в ракурсе постмодерна. Актуализирует проблему то, что опера ярко.

Шнитке «История доктора Иоганна Фауста»: к вопросу трактовки «вечного» сюжета // Художественный мир музыкального произведения: Межвуз. сб. ст. Уфа, 2001; Рыжкин И. Музыкальная «фаустиана» XX века. // Сов. муз. 1990. № 1- Рыжкин И. Оперно-симфоническое воплощение мифа в «Истории Доктора Иоганна Фауста» Альфреда Шнитке// Советская музыка: проблемы симфонизма и музыкального театра: Сб. тр./ РАМ им. Гнесиных. Вып. 96. М., 1988; Рыжкин И. Фаустовская запредельность // Музыкальная академия 1999. № 2;

9 Сысоева Е. «Из истории создания оперы А. Шнитке «Жизнь с идиотом"// Альфреду. Шнитке посвящается: Из собраний «Шнитке-центра». Вып. 3. М., 2004.

10 Дьячкова Л. С. «Опера А. Шнитке „Джезуальдо“: параллели и инверсии художественных систем Ренессанса и современности» // Альфреду Шнитке посвящается: Из собраний «Шнитке-центра». Вып. 5. М .,.

2006. С. 56−78. репрезентирует поздний ититке-стилъ, для которого характерны сочетание лаконизма и символики музыкального языка.

Многослойность текстов в постмодерне влечёт за собой поиск адекватной интерпретационной модели, имманентной внутренней сути произведения. Реципиент в современной культуре — сотворец смысла, апеллирующий к Прототекстам и Метатексту и имеющий право на свободу интерпретации. Опираясь на постулируемую философией постмодерна презумпцию «открытости» текста, «гиперпонимание» реципиента, мы предлагаем свою модель прочтения, избрав в качестве слушательского кода актуальную для современного мышления символ-метафору лабиринта.

Это понятие, переведённое в ракурс поэтического приёма, позволяет придать особый обобщающий методологический контекст исследованию, приблизиться к той сфере музыкознания, которая изучает не только ремесло музыкантов (композиторов, исполнителей), но которую, по словам Е. В. Назайкинского, «условно можно назвать философией музыки, эстетикой музыки, а в принципе — это теория в широком смысле слова <.> [и её. — Е. Х.7 законы развёртываются не в области писания нот, ритмики, техники композиции и т. п. — они касаются устройства смыслов, устройства поэтического, художественного мира произведения"11.

Гипотеза исследования как раз и состоит в предположении того, что «понятие» лабиринт определяет конструктивную идею оперы и проецируется на все уровни гипертекста: философский, сюэсетный, композиционный, жанровый, интонационный.

Литература

о лабиринтах в настоящее время очень разноплановамеждисциплинарный подход позволяет раскрыть специфику понятия, опираясь на сведения из естествознания, философии, эстетики, психологии, литературоведения.

11 Назайкинский Е. Б. Музыкознание как искусство интерпретации: Интервью, данное А. Амраховой // Электронный Международный музыкальный культурологический журнал «Harmony». http://harmonv.musigi-dunya.a7yRUS/archivereader.asp?s=l&txtid=88.

Материалом исследования стали все три поздние оперы композитора. Продолжая линию концептуальных жанров, три оперы — «Жизнь с идиотом», «Джезуальдо», «История доктора Иоганна Фауста» — явились квинтэссенцией позднего творчества. Они, с одной стороны, аккумулировали достижения композитора в области музыкально-языковых средств, и, с другой стороны, ярко выразили философско-эстетические взгляды автора. Также затрагиваются отдельные произведения, конструктивные идеи и музыкальные идиомы которых перекликаются с основным материалом. Активно используется «слово автора», прозвучавшее в его интервью с отечественными и зарубежными музыковедами, исполнителями, близкими и друзьями композитора. Это всегда привносит особую «ауру» личного участия автора в диалоге.

Объектом исследования является опера «Джезуальдо» как одно из ярчайших произведений позднего творчества и как новый для композитора концептуальный жанр. Она привлекает своей высокой художественностью, значительностью с точки зрения ёмкости идей, образов, стилистики.

Предмет исследования — поэтика оперы «Джезуальдо» в совокупности композиторской, а исследовательской её сторон. Вопрос о правомерности такого подразделения поэтики уместен в контексте игровой эстетики постмодернизма, где и создатель, и потребитель «продукта» вправе устанавливать свои «правила игры». «Художественное задание», реализуемое композитором, подчиняет себе специфический круг средств и приемов. В статье об И. Стравинском Шнитке выразил своё понимание поэтики как пересечения эстетики и техники, где второе обусловлено первым.

Т О нечто вроде «эстетики техники» или «техники эстетики» «). Музыкальная поэтика совпадает с изучением художественной речи, ее стилистических особенностей в синхронном и диахронном срезах и, как тонко отметил в своё время Л. Мазель, «.анализирует художественное.

12 Шнитке А. Г. Парадоксальность как черта музыкальной логики Стравинского// И. Ф. Стравинский. Статьи и материалы. М., 1973. С. 125. произведение как целостную содержательную структуру, стремясь <.> как бы логически порождать общий композиционный план и основные средства произведения"13. Композиторский текст «.несет тот или иной интуитивно постигаемый смысл"14, и исследователь «выступает в роли своеобразного комментатора, толкующего поэтический мир композитора."15 сообразно своим художественным установкам и предпочтениям, тем самым формируя свою интерпретирующую поэтику.

Главной проблемой исследования является интерпретация и прочтение текста сквозь призму постмодернистского символа-метафоры 'Аабиринт? 1 о-" .

Методология опирается на комплексный подход в рассмотрении поставленных субпроблем, который включает историко-стилистический, сравнительный, интертекстуальный, семантический подходы.

Вопросы стиля общего (композиторский, авторский стили) и частного характера (феномен позднего стиля, стиль Шнитке) освещаются с опорой на труды М. Михайлова, Т. Адорно, Е. Медушевского, В. Холоповой, Е. Чигарёвой, Н. Гуляницкой, JI. Дьячковой, Е. Долинской,, С. Савенко, И. Стогний^Ц. ТквкУ^.

Ракурс исследования, связанный с культурой Возрождения и постлюдернизма^рбу словил обращение к работам таких учёных-философов, культурологов, литературоведов, музыковедов как А. Лосев, У. Эко, Ю. Лотман, И. Ильин, Н. Маньковская, М. Эпштейн,' В. Курицын, И. Скоропанова, Г. Кнабе, Б. Парамонов, С. Батракова, В. Рожновский, М. Раку, а также к фундаментальным изданиям российских авторов^<�Постмодернизм: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, М.А. Можейко" (2001), «Лексикон нонклассики / Под ред. В. В. Бычкова» (2003), к статьям The New Grove Dictionary of Music & Musicians (2001).

13 МазельЛ.А. Проблемы классической гармонии. М., 1972. С. 7.

14 Арановский М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М., 1995. С. 35.

15 Умнова И. Г. Комментарий к композиторскому стилю: к проблеме интерпретации жанра и текста // http://www.astrasong.rU/c/science/article/606/.

Изучение композиции и музыкальной драматургии опиралось' на положения работ В. Холоповой, А. Соколова, Г. Григорьевой, Т. Дубравской, Н. Казарян, Т. Кюрегян, Г. Кулешовой, Н. Симаковой.

В работе нашли отражение подходы и понятия об опере М. Тараканова, А. Баевой, А. Богдановой, Л. Кириллиной, И. Сусидко.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, каждая из которых включает три параграфа, заключения, списка литературы и приложения.

Заключение

.

В лабиринте человек не теряет себя В лабиринте человек находит себя Германн Керн. Лабиринты мира.

Конец лабиринта, За которым может быть Множество их.

Из японской поэзии хокку.

В заключении подведём итоги исследования. Поставив проблему интерпретации оперы «Джезуальдо», мы предложили свою трактовку данного текста сквозь призму постмодернистского «понятия» лабиринт. Анализ вербального и музыкального уровней текста доказывают, что лабиринт является поэтическим приёмом, одной из конструктивных идей, кодом к разгадке произведения и может проецироваться на разные уровни текста.

Лабиринт и Ариаднина нить — мотивы древнего мифа, имеющие глубокую символику. Однако в контексте заявленной проблемы ещё одна фигура мифа — Тесей — является едва ли не самой главной. Тесею уподоблен Слушатель, он «пробирается» по лабиринту Текста с целью постижения его смысла. Но философская составляющая такого путешествия — трудность духовных исканий для обретения Самого себя: «В лабиринте себя не теряют, в лабиринте себя находят». Кроме того, странствование, по словам К. Пендерецкого, важнее цели, «и самое главное не свернуть с собственного пути"1.

Символический план оперы многослоен: и композитор, и слушатель строят свой лабиринт, они сотворцы смысла. Поэтому поэтика этого и.

1 Пендерещий К. Странствование важнее цели // Музыкальное обозрение № 12 (301) 2008 г. С. 8. большинства современных текстов двупланова: интертекстуальной природе творчества отвечает интерпретирующая лабиринтовая природа восприятия человека нашего времени.

Многослойна символика в опере:

— мифический слой — герои-символы Тесей, Ариадна, Минотавр- -архитектонический слой — сеть-ловушка, входы и выходы в лабиринте, путаница (maze), расходящиеся тропки, фигуры креста, перекрестья, кольца;

— действенный слой — обряд (Инициации как символ Смерти и Возрождения), танец в лабиринте (тарантелла как пляска смерти), -архетипический слой — лабиринт двух моделей — древо и ризома. Все эти символы, лежащие на поверхности, составляют как бы первичный слой воспрятия-ассоциаций.

Глубже находятся связи на других уровнях текста — интонационном, жанровом, композиционном, философском (сверхзадача). Шнитке всегда был необыкновенно изобретателен, но интуитивное начало в позднем стиле явилось определяющим. На уровне тонких ассоциаций строится музыка оперы, сочетая традицию и новациюедва уловимыми ниточками связана она с огромным числом произведений, причём не только музыкальных, но и литературных. Возможно, большое внимание к слову породило и модели стилевых оборотов в музыке, апеллирующих к литературоведческой терминологии. Отсюда и параллели в нашем исследовании, затрагивающие такие понятия как акроконструкция, палиндром, монограмма, хиазм, (нео)риторика. Они органично «накладываются» на языковые структуры, и даже создаётся впечатление, что отталкиваются от них, порождая тайные шифры, скрытый «устав», о котором говорил герой любимого Шнитке романа «Доктор Фаустус» Адриан Леверкюн.

Текст «играет» разными смысловыми гранями. Возникающая многовариантность толкования жанровой модели, интонационных исканий, композиционных решений создаёт «несколько смысловых планов, параллельных систем внутренних связей, незаметных на первый взгляд, но л имеющих определённое смыслообразующее и объединяющее значение» .

Кроме того, подход к интерпретации через современное понятие «лабиринт» отражает сущность современного мышления и является адекватной для этого «позднего» творения А. Шнитке, даёт выход на иной уровень понимания жизни, культуры и самого человека в этом пространстве.

Круг поэтических приёмов и средств, реализуемых в опере, подчиняется единой конструктивной идее — идее лабиринта. Это позволяет осмыслить оперу как • целостную содержательную структуру со значительной философской сверхзадачей, воспринять её как Духовное завещание Мастера. л.

Дьячкова Л. С. Второй концерт для скрипки с оркестром А. Шнитке: к проблеме скрытых планов, скрытых смыслов музыкального произведения // Альфреду Шнитке посвящается: Из собраний «Шнитке-центра». Вып. 2. М., 2001. С. 84.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т. В. Опера // Адорно Т. В. Избранное: Социология музыки. М., СПб., 1999.
  2. , Т. В. Поздний стиль Бетховена // Адорно Т. В. Избранное: Социология музыки. М., СПб., 1999.
  3. , Е. А. О специфике эмоционального содержания в музыке Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: Из собраний «Шнитке-центра». М., 2004. — Вып. 3.
  4. , Е. А. Семантические аспекты анализа творчества А. Шнитке: Дис.. канд. иск. М., 2003
  5. , Е. А. Символика добра и зла как основа семантики музыкальных эмоций в творчестве А. Шнитке // Семантика музыкального языка: Материалы научной конференции 27−28 февраля 2002 г. М., 2004.
  6. , Е. А. Шнитке: два взгляда на средневековье («Sonnengesang» и «Minnesang») // Альфреду Шнитке посвящается: Из собраний «Шнитке-центра». М., 1999. — Вып. 1.
  7. Акопян, JL Анализ глубинной структуры музыкального текста. М., 1995.
  8. Альфреду Шнитке посвящается: Из собраний «Шнитке-центра». -М., 1999, 2001, 2003, 2004, 2006, 2008. Выпуски 1, 2, 3, 4, 5, 6.
  9. Альфред Шнитке: о музыке, своей работе и о себе (Беседы с Г. Цыпиным) // Музыкальная жизнь. 1990. — № 8.
  10. , А. А. Когнитивные аспекты интерпретации современной музыки : на примере музыки азербайджанских композиторов: Дисс. .д-раискусствоведения. М., 2005.
  11. Анализ вокальных произведений: Учебное пособие / Под. ред. О. П. Кол овского- JL, 1988.
  12. , Г. Лабиринты музыкального театра XX века. М., 2006.
  13. Антология оперного творчества московских композиторов (вторая половина XX века). М., 2003.
  14. , МТ. Музыкальный текст. Структура и свойства. М, 1995.
  15. , М.Г. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века // Русская музыка и XX век / Ред.-сост. М. Г. Арановский. М., 1997.
  16. , М. Г. Синтаксическая структура мелодии. М., 1991.
  17. , М. Временные структуры новоевропейской музыки (опыт феноменологического исследования). М., 1992.
  18. , Н. Язык и мир человека. М., 1999.
  19. , Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.
  20. , А. Оперный театр И. Ф. Стравинского. М., 2009.
  21. , А. Русская опера второй половины XX века : жанр и время // М. Е. Тараканов: Человек и Фоносфера. М., СПб., 2003.
  22. , А. Русская оперная драматургия конца XX века // Музыка России: от сред них веков до современности: Сб. ст. М, 2004. — Вып. 1.
  23. , А. Шостакович и современная отечественная опера // Шостаковичу посвящается: Сб. ст. к 90-летию со дня рождения композитора. М., 1997.
  24. , И. А. «Детективная» история о ленинградской премьере оперы Альбана Берга «Воццек» (к вопросу о рецепции австрийского авангарда в России 20-х годов) // Искусство XX века: диалог эпох и поколений: Сб.ст. Ниж. Новг., 1999. — Т. 1.
  25. , С. 77. Искусство и миф: Из истории живописи XX века. -М., 2002.
  26. , С.П. Искусство и утопия : Из истории западной живописи и архитектуры XX в. М., 1990.
  27. , М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.
  28. , С. «История доктора Иоганна Фауста» А. Шнитке: от кантаты к опере // Альфреду Шнитке посвящается: Из собраний «Шнитке-центра». М., 2004. — Вып. 3.
  29. , С. Хор в творчестве А. Шнитке: Дис.. канд. иск. М. 2001.
  30. , В. О некоторых проявлениях знаковой функции монограммы // Семантика музыкального языка: Материалы науч. междунар. конф. 27 28 февраля 2002 года. — М., 2004.
  31. Беседы с Альфредом Шнитке / Сост. А. В. Ивашкин. М., 2005.
  32. , Г. Энциклопедия символов. М., 1996.
  33. , X. Два царя и два их лабиринта. М., 1939.
  34. , JI. Новое прочтение мифа (Кантата А. Шнитке о докторе Фаусте) // Музыка и миф: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1992. — Вып. 118.
  35. , А. В. Оперный театр Шостаковича. М., 2006.
  36. , Ю. Духовная ситуация времени // Вопросы философии. -1993.-№ 5.
  37. , Б. Теория эпического театра // Брехт Б. Театр: Пьесы, статьи, высказывания: В 5 т. М., 1964−1965. — М., 1965. — Т.5/2.
  38. , А. В. Лингвопоэтические и лексикографические аспекты палиндромии : Автореф. дис.. д-ра филол. наук. Орел, 2003.
  39. , П. Ориентиры I. Избранные статьи. М., 2004.
  40. , В. Б. Рождение музыкальной темы из духа новоевропейского рационализма // Музыкальный язык в контексте культуры: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1989. — Вып. 106.
  41. , Е. Психологические модусы аллюзийности в музыке А.
  42. Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: Из собраний «Шниткецентра». М., 2001. — Вып. 2.
  43. , С. А. Шнитке. Концерт для фортепиано и струнногооркестра (опыт интерпретации) // Интерпретация музыкальногопроизведения в контексте культуры: Сб. тр. / РАМ. им. Гнесиных. 1. М., 1994.-Вып. 129.
  44. , Н. Хоровое творчество А. Шнитке: проблема фактуры :
  45. Дис.. канд. иск. М., 2000
  46. Основные понятия и термины: Учебное пособие / Под. ред. Л. В.1. Чернец. М., 2000.
  47. , Ю. Апокалипсис духа : Библейская символика в опере А.
  48. Берга «Воццек» // Музыкальная академия. 1997. — № 3.
  49. , Ю. Мир композитора Альбана Берга : между иллюзией иреальностью // Искусство XX века: уходящая эпоха? Сб. ст. Ниж.1. Новг., 1997. Т. 1.
  50. , В. И. Размышления натуралиста. Пространство и время внеживой и живой природе. М., 1975.
  51. , А. Симфонии А. Шнитке как «картина мира» (проблемыанализа) // Преподавание музыкально-теоретических дисциплин висторико-стилевом аспекте: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1991. Вып. 120.
  52. , А. Симфонические концепции А. Шнитке как явлениесовременной художественной культуры: Дис.. канд. иск. М., 1989.
  53. , М. К исследованию современного художественногомышления (на материале жанров симфонии и оперы 60−80-хгодов) :
  54. Автореф. дис.. канд. иск. М., 1995.
  55. , Л., Лебедева A. Ars combinatorial XVII XVIII веков — прообраз музыкальной техники XX века (заметки к теме) // Искусство XX века: диалог эпох и поколений: Сб. ст. — Ниж. Новг., 1999. — Т. 2.
  56. , Я. М. В-А-С-Н. Очерк музыкальных посвящений И. С. Баху с его символической звуковой монограммой. Казань, 1993.
  57. , П. П. Всемирная история искусств. М., 1996.
  58. , Г., Шахназарова Н. Новая жизнь традиций в современной музыке. М., 1989.
  59. , С. К вопросу о «синагогальном ладе» // Музыкальная академия 1999. № 2.
  60. , А. X. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.
  61. , Г. В. Музыкальные формы XX века. М., 2004.
  62. , Г. В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. М., 1989.
  63. , О. Шнитке об оркестре // Альфреду Шнитке посвящается: Из собраний «Шнитке-центра». М., 2004. — Вып. 4.
  64. , С. А. О себе, о музыке : Вослед юбилею // Музыкальная академия. 2001. — № 4.
  65. , Н. С. Введение в современную гармонию. М., 1984.
  66. , Н. С. Каждый художник видит мир по-своему // Альфреду Шнитке посвящается: Из собраний «Шнитке-центра». -М., 2006.-Вып. 5.
  67. , Н. С. О гармонии Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: Из собраний «Шнитке-центра». М., 2004. — Вып. 4.
  68. , Н. С. Поэтика музыкальной композиции : Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М., 2002.
  69. , П. С. Культурология. М., 2000.
  70. , В. Народная культура средневековья : светская праздничная жизнь в искусстве 1Х-ХУ1 вв. М., 1988.
  71. , Е. Опера Э. Денисова «Пена дней» : поэтика сюжета, жанра, стиля // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры: Сб. тр. /РАМ. им. Гнесиных. М, 1994. — Вып. 129.
  72. , А. В. Античные мифологические оперные сюжеты в контекстекультуры первой половины XX века семантический анализ : Автореф. .докт. иск. — СПб., 2008.
  73. , А. В. Отражения «Фауста» // Музыкальная академия. 2004. — № 4.
  74. , Е.Б. Поздний период творчества Шостаковича : факты и наблюдения // Шостаковичу посвящается: 1906−1996. Сб. ст. к 90-летию со дня рождения композитора. — М., 1997.
  75. , М. С. Вопросы музыкальной драматургии оперы. М., 1952.
  76. Дубравская, Т. Н. Итальянский мадригал XVI века // Вопросы музыкальной формы: Сб. ст. М., 1972. — Вып. 2.
  77. , Т. Н. Мадригал (жанр и форма) // Теоретические наблюдения над историей музыки. Сб. ст. — М., 1978.
  78. , Т. Н. Мадригал и современность // История и современность: Сб. науч. трудов/МГДОЛК им. П И Чайковского. М, 1990.
  79. , Т. Н. Музыка Возрождения. История полифонии. М., 1996.-Вып. 26.
  80. , Л. С. Второй концерт для скрипки с оркестром А. Шнитке: к проблеме скрытых планов, скрытых смыслов музыкального147произведения // Альфреду Шнитке посвящается: Из собраний
  81. Шнитке-центра". М., 2001. — Вып. 2.
  82. Дъячкова, Л С. Гармония в музыке XX века: Учебное пособие. М., 2004.
  83. , Л. С. К проблеме формы Стравинского : Принципподобия" // И. Ф. Стравинский: Статьи. Воспоминания. М., 1985.
  84. , Л. С. Мелодика. М., 1985.
  85. , Л. С. Опера А. Шнитке «Джезуальдо» : параллели иинверсии художественных систем Ренессанса и современности //
  86. Альфреду Шнитке посвящается: Из собраний «Шнитке-центра». 1. М., 2006. Вып. 5.
  87. , Л. С. Парадигма как научный метод познания //
  88. Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее / Материалымеждународной научной конференции 24−26 сентября 2002 РАМим. Гнесиных. М.5 2002.
  89. , Л. С. Проблемы интертекста в художественной системемузыкального произведения // Интерпретация музыкальногопроизведения в контексте культуры: Сб. тр. / РАМ. им. Гнесиных. 1. М., 1994.-Вып. 129.
  90. , Л. С. «Женщина и птица» Э. Денисова: смыслконструкции конструкция смысла // Пространство Эдисона
  91. Денисова. К 70-летию со дня рождения (1929−1996). Материалынаучной конференции. М., 1999.
  92. , В. О музыкальном времени в произведениях для скрипки ифортепиано Альфреда Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: Изсобраний «Шнитке-центра». М., 2001. — Вып. 2.
  93. , В. Шнитке // В кн. «Мужчины». М., 2004.
  94. Ершова, Е Д. Черты формообразования в современной музыке. М, 1987.
  95. , В. Музыкальная форма. М., 1995. — Вып. 1.
  96. , Л., Мугинштейн, М. К теоретической поэтике оперы-драмы // Музыкальный театр. Серия: Проблемы музыкознания / Отв. ред. А. Л. Порфирьева. СПб., 1991. — Вып.6.
  97. , Е. Г. Инструментальные ансамбли с фортепиано Альфреда Шнитке: к проблеме диалога: Автореф. дис. канд. иск. М., 2008.
  98. , Е. Г. Эпилог из балета «Пер Гюнт» как итог «Фаустианы» в творческом наследии А. Шнитке // Из наследия композиторов XX века. Материалы творческих собраний молодых исследователей в Союзе московских композиторов. М., 2006. — Вып. 5.
  99. , И. Л., Мизитова А. А. Поэтика показа и переживания в русской опере XIX века и оперный театр С. Прокофьева. Харьков, 2005.
  100. , А. В. Будущее равнодушно к страстям ушедших времён // Музыкальная академия. 2004. — № 4.
  101. , А. В. Глубина бархата // Альфреду Шнитке посвящается: Из собраний «Шнитке-центра». М.1999. — Вып. 1.
  102. , А. В. Несколько слов о «Джезуальдо» Шнитке // Аннотация к концерту: Опера «Джезуальдо». М., 23 ноября 2000 г.
  103. Ильин, И П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. -М, 1998.
  104. Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры: Сб. тр. / РАМ. им. Гнесиных. М., 1994. — Вып. 129.
  105. Е. Пространство терции // Музыкальная академия. -1999. -№ 2.
  106. Искусство XX века: диалог эпох и поколений: Сб. ст. Ниж. Новг., 1999.-Т.1,2.
  107. Искусство XX века: парадоксы смеховой культуры: Сб. ст. Ниж. Новг., 2001.
  108. Искусство XX века: уходянщя эпоха? Сб. ст. Ниж. Новг., 1997. — Т.1,2.
  109. Искусство XX века: элита и массы: Сб. ст. Ниж. Новг., 2004.
  110. История отечественной музыки второй половины XX века / Отв. ред. Т. Н. Левая. СПб., 2005.
  111. , Л. Полистилистика в музыке : Лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений». Казань, 1991.
  112. , Н. О мадригалах Джезуальдо // Из истории зарубежной музыки: Сб. ст. М., 1980. — Вып. 4.
  113. , А. Реквием А. Шнитке. Композиция. Драматургия. Музыкальный язык // Альфреду Шнитке посвящается: Из собраний «Шнитке-центра». М., 2004. — Вып. 1.
  114. , С. Универсальность и лаконизм? // Музыкальная академия. — 1999. — № 2.
  115. , А. А. Романтический монтаж. М., 1989.
  116. , Ю. Большие и маленькие трагедии (моё прикосновение к киномузыке Альфреда Шнитке) // Альфреду Шнитке посвящается: Из собраний «Шнитке-центра». М., 2004. — Вып. 4.
  117. , В. И. Криминальный романтизм как явление культуры современной России : Автореф. дис. .кандидата культурологии. -Саратов, 2007.
  118. , Г. Лабиринты мира. СПб., 2007.
  119. , JJ. Драма-опера-роман//Музыкальная академия. -1997. № 3.
  120. , Л. Классический стиль в музыке XVIII—XIX вв.еков : Самосознание эпохи и музыкальная практика. М., 1996.
  121. , Л. Классический стиль в музыке XVIII-начала XIX века : Ч. 3: Поэтика и стилистика. М., 2007.
  122. , Л. Опера-буффа и XX век // Музыкальная академия. -1995. № 3.
  123. , Л. Орфизм и опера // Музыкальная академия. 1992. -№ 4.
  124. , Л. Реформаторские оперы Глюка.- М., 2006.
  125. , Л. Русалки и призраки в музыкальном театре XIX века // Музыкальная академия. 1995. — № 1.
  126. , Д. Музыкальное восприятие. М., 1997.
  127. , Г. С. Местоимения постмодернизма. М., 2004.
  128. , Г. В. Фаустовский миф в творчестве Альфреда Шнитке : Автореф. дис.. кандидата искусствоведения. Ниж. Новг., 2006.
  129. , Ц. Техника композиции в музыке XX века. М., 1976.
  130. , О. «Чертогон» Н.Н.Сидельникова опера-микста // Festschrift Валентине Николаевне Холоповой: Материалы науч. Конференции / Ред.-сост. О. В. Комарницкая. — МГК им. П. И. Чайковского, 2007.
  131. , Е. Г. Кантата А. Шнитке «История доктора Иоганна Фауста» : к вопросу трактовки «вечного» сюжета // Художественный мир музыкального произведения: Межвуз. сб. ст. Уфа, 2001.
  132. , А. Жанры старинной музыки в системе современного языка (на примере мадригала) // Музыкальный язык в контексте культуры: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. М., 1989. — Вып. 106.
  133. , А. Старинные жанры вокальной полифонии и современная композиторская практика // Преподавание музыкально-теоретических дисциплин в историко-стилевом аспекте: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1991. — Вып. 120.
  134. , Г. Г. Вопросы драматургии оперы. Минск, 1979.
  135. , Г. Г. Композиция оперы. Минск, 1983.
  136. Культура Эпохи Возрождения: Сб. ст. Л., 1986.
  137. Культурология: Учебное пособие/Под. ред. А А. Радушна М., 1999.
  138. , О. Русский космизм как гоциокультурный феномен. М, 1993.
  139. , Э. Романтическая гармония и её кризис в «Тристане» Вагнера. -М., 1975.
  140. , Т. С. Форма в музыке XVII XX веков. — М., 2003.
  141. , Р. Судьба // Альфреду Шнитке посвящается: Из собраний «Шнитке-центра». М., 2001. — Вып. 2.
  142. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / Под ред. В. В. Бычкова. М., 2003.
  143. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
  144. , М.Н. Гармоническое инвенторство эпохи Барокко// История гармонических стилей: зарубежная музыка доклассического периода: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1987. — Вып.92.
  145. , М. Н. Западноевропейское барокко : проблемы эстетики и поэтики. М., 1994.
  146. , М.Н. Музыкальный стиль и жанр : История и современность. М., 1990.
  147. , К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии. 1992. — № 3.
  148. Лосев, А Ф. Логическая теория числа //Вопросы философии. -1994. -№ 11.
  149. Лосев, А Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М, 1976.151 .Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1998.
  150. , Ю. Выход из лабиринта // Эко У. Имя розы. М., 1998.
  151. , П. В., Сусидко, И. П. Итальянская опера XVIII века: Ч. 1: Под знаком Аркадии. М., 1998.
  152. , П. В., Сусидко, И. П. Моцарт и его время. М., 2008.
  153. , А. Лабиринт как категория набоковской игровой поэтики // Научно-культур. журнал Relga. 05.04.08.
  154. , Л. А. Проблемы классической гармонии. М., 1972.
  155. , Д. Гармонический лабиринт. Л., 1946.
  156. , Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.
  157. , В. И. Зона opus posth или рождение новой реальности. -М., 2005.
  158. , В. И. Пёстрые прутья Иакова. М., 2008.
  159. , В. Приблизительная симметрия в музыке // Проблемы музыкальной науки. М., 1979. — Вып. 4.
  160. , В.В. Интонационная форма музыки. М., 1993.
  161. , В.В. Онтологические основы интерпретации музыки // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры: Сб. тр. / РАМ. им. Гнесиных. М., 1994. — Вып. 129.
  162. , В. В. Музыкальный стиль как семиотический объект // Советская музыка. 1979. — № 3.
  163. , В. В. О музыкальных универсалиях // С. С. Скребков. Статьи и воспоминания. М., 1979.
  164. , М. Стиль в музыке. Л., 1981.
  165. , Е. В. Логика музыкальной композиции. М., 1982
  166. , Е. В. Музыкознание как искусство интерпретации // http://harmony.musigi-dunya.az/RUS/archivereader.asp?s=l&txtid88
  167. , В. Символика музыки И. С. Баха. Тамбов, 1993.
  168. , Г. Семантика музыки // Проблемы музыкальной науки. М., 1973. -Вып.2.
  169. , П. Словарь театра. М., 1991.
  170. , Г. Пять симфоний Альфреда Шнитке // Сов. музыка. -1990. -№ 10.
  171. , Г. «Солдаты» из Штутгарта // Сов. музыка. 1990. — № 8.
  172. , Б. М. Конец стиля. М., 1999.
  173. , А. О пении, об опере, о славе : Интервью, портреты, рецензии. М, 2003.
  174. , А. Хождение в невидимый град : Парадигмы русской классической оперы. М., 1999.
  175. , К. Странствование важнее цели // Музыкальное обозрение. 2008 г. — № 12 (301).
  176. , М. В. Джон Кейдж : жизнь, творчество, эстетика: Монография. М., 2006.
  177. , Н. Идеи космизма и музыкальное творчество XX века // Искусство XX века: диалог эпох и поколений: Сб. ст. Ниж. Новг., 1999.-Т. 1.
  178. Постмодернизм: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. Минск, 2001.
  179. , А. Эстетика и поэтика. М., 1976.
  180. Поэтика музыкальной композиции: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. М, 1990.
  181. , Д.Д. Музыкальный риторизм : шифр или ключ? // Искусство XX века: Элита и массы: Сб. ст. Н. Новг., 2004.
  182. , Д. Д. О. Музыкальный риторизм и композиторская практика XX века: Дис. канд идата искусствоведения. Н. Новг., 2004.
  183. , М. Г. «Авторское слово» в оперной драматургии : Автореф. дис. .кандидата искусствоведения. М., 1993.
  184. , М. Г. Музыкальный постмодернизм : интертекстуальные аспекты // Процессы музыкального творчества. Выпуск шестой: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. М., 2003. — Вып. 162.
  185. , М. Г. «Пиковая дама» братьев Чайковских : Опыт интертексуального анализа // Музыкальная академия. 1999. № 2.
  186. , JI. Восемь очерков о феномене палиндрома в теории и практике музыкального искусства. Донецк, 2002 // http ://www. ashtray.ru/main/texts/palindrom.
  187. , И. Поздний период творчества Шимановского и судьба романтической эстетики в XX веке // Искусство XX века: диалог эпох и поколений: Сб. ст. Ниж. Новг., 1999. — Т. 1.
  188. , В. Г. Китч низкопробный или возвышающий?// Музыкальная академия. — 1993. — № 1.
  189. , В. Г. Постмодернизм : крушение эстетики? // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее /Материалы международной научной конференции 24−26 сентября 2002 РАМ им. Гнесиных. М., 2002.
  190. , В. Г. Постмодернизм : лебединая песнь или пролог нейрокосмической эры? // Музыкальная академия. 2001. — № 3.
  191. Русская музыка и XX век / Ред.-сост. М. Г. Арановский. М., 1997.
  192. Рыжкин, Л".Музыкальная"фаусгиана"XXвека//Сов.муз.-1990.-№ 1.
  193. , И. Оперно-симфоническое воплощение мифа в «Истории Доктора Иоганна Фауста» Альфреда Шнитке // Советская музыка: проблемы симфонизма и музыкального театра: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. М., 1988. — Вып. 96.
  194. , И. Фаустовская запредельность // Музыкальная академия.1999. -№ 2.
  195. , М. Д. Взиамодействие музыкального и драматического театров в XX веке. М., 2003.
  196. , С. Заметки о поэтике современной музыки // Современное искусство музыкальной композиции: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. -М., 1985. Вып. 79.
  197. , С. Любовь и кровь чёрно-белый вариант // Общая газета.2000. 30 ноября—6 декабря (№ 48).
  198. , С. Музыка Стравинского в стилистическом пейзаже эпохи // Искусство XX века: уходящая эпоха? Сб. ст. Ниж. Новг., 1997. — Т. 1.
  199. , С. Портрет художника в зрелости // Сов. музыка. 1981. -№ 9.
  200. , Н. П. К вопросу об использовании приёма обобщения через стиль // Проблемы музыкознания: Сб.тр. / МГТС. М., 1975. — Вып.1.
  201. , О. Музыкальная симметрия : таинство и конструкция (диалог двух поколений в русском искусстве 1900-х -начала 1920-х годов) // Искусство XX века: диалог эпох и поколений: Сб. ст. -Ниж.Новг., 1999.-Т. 1.
  202. , Н. А. Контрапункт строгого стиля и фуга. М, 2002. — Ч. 1 — 2.
  203. , Н. А. Музыка эпохи Возрождения и XX век (о преломлении традиций контрапункта строгого стиля в советской музыке 60−80- годов) // История и современность: Сб. науч. тр. МГДОЛК им. П. И. Чайковского. М. 1990.
  204. Система. Симметрия. Гармония / Под. ред. В. С. Тюхтина, Ю. А. Урманцева. М., 1988.
  205. , С. Мысли о композиторском ремесле // Музыкальная академия. 2007. — № 1.
  206. , А. С. Музыкальная композиция XX века : диалектика творчества. М., 1992.
  207. , А. Опера Б. Бартока «Замок герцога Синяя Борода» : между мистерией и экспрессионистской драмой: Дипломная работа. М, 2001.
  208. , П. Человек. Цивилизация. Общество. -М., 1992.
  209. , Л. В. Метафизика лабиринта, или Лабиринт как метафора сознания // Мир психологии. 1999. — № 1.
  210. , Н. Искусство России XX века. М., 1999.
  211. , И. С. Скрытый мотив в музыкальном произведении //Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее / Материалы международной научной конференции 24−26 сентября2002 РАМ им. Гнесиных. М., 2002.
  212. , И. Ф. Джезуальдо ди Веноза // И. Ф. Стравинский -публицист и собеседник. М., 1988.
  213. , И. Ф. Диалоги. Л., 1971.
  214. , И. Ф. Хроника. Поэтика. М., 2004.
  215. , И.П. Опера seria : генезис и поэтика жанра: Дисс. д-ра искусствоведения. М., 2000.
  216. , Е. «Из истории создания оперы А. Шнитке «Жизнь с идиотом» // Альфреду Шнитке посвящается: Из собраний «Шнитке-центра». М., 2004. Вып. 3.
  217. , М. Е. Музыкальный театр А. Берга. М., 1976.
  218. , М. Е. Русская опера в поисках новых форм // Русская музыка и XX век / Ред.-сост. М. Г. Арановский. М., 1997.
  219. , М. Е. Сюжетные лейтмотивы в оперном жанре : Попытка классификации. М., 2002.
  220. , Т. Аминта: Пастораль. М. Л. 1937.
  221. , Т. Освобождённый Иерусалим. СПб., 1900.
  222. Теоретическая поэтика: Понятия и определения: Хрестоматия для студентов / Авт-сост. Н. Д. Тамарченко. М., 2002.
  223. Теория современной композиции: Учебное пособие. М., 2005.
  224. , Д. Путь к последним симфониям // Муз. академия. 2004. — № 4.
  225. , Д. Симфоническое творчество Альфреда Шнитке : опыт интертекстуального анализа. М., 2004.
  226. , Д. Теория анаграмм и творчество Альфреда Шнитке // Семантика музыкального языка: Материалы науч. междунар. конф. 27−28 февраля 2002 года. М., 2004.
  227. , Н. Ф. Теория однотерцовой и тонально-хроматической систем//Вопросы теории музыки: Сб. ст. М., 1951. — Вып. 2.
  228. , Е. Гетерофония : типология фактур эволюция ткани // Музыкальная академия. — 2001. — № 4.
  229. , Е. Стилевые реминисценции в русском постмодернизме 1990-х годов // Искусство XX века: диалог эпох и поколений: Сб. ст. Ниж. Новг., 1999. — Т. 2.
  230. , И. Г. Комментарий к композиторскому стилю : к проблеме интерпретации жанра и текста // htipУ/www.astrasongлгl/c/sciencc/alticle/606/.
  231. , Ю. А. Симметрия природы и природа симметрии. М, 1974.
  232. , А. Р. Умберто Эко : парадоксы интерпретаций. Мн., 2000 // http://yanko.lib.ru/books/cultur/usmanova-eco.htm
  233. , Б. А. Семиотика искусства. М., 1995.
  234. , Л. А. Гармонический материал современной музыки : Индивидуальные принципы структурности: Уч. пособие по курсу «Гармония» / Казан, гос. консерватория. Казань, 2007.
  235. , О. В. Тема ГлеёеБШс! в европейской музыкальной культуре : Автореф. дис.. кандидата искусствоведения. М., 2008.
  236. Философия: Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. М, 2000.
  237. Флоренский, 77. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.
  238. , А. История доньи Марии д' Авалос и дона Фабрицио, герцога Андрии // Франс А. Собр. соч. М., 1983. — Т. 4.
  239. , О. М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.
  240. , Т. В. «Moz-art» Шнитке : жизнь и приключения классического идеала в эпоху постмодернизма // Моцарт и моцартианство: Сб. ст. / Ред.-сост. А. М. Цукер. М., 2007.
  241. , Т. В. Полифония А. Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины XX века. Ростов н/Дону, 2004.
  242. , И. Т. О человеке и гуманизме. М., 1989.
  243. Ханзен-Леве, А. Русский символизм: система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб, 1999.
  244. , И. Риторика в Барокко и в Романтизме // http://www.ruthenia.ru/logos/number/2001 3/12 3 2001.htm
  245. , В. Н. Композитор Альфред Шнитке. М., 2003.
  246. , В. Н. К теории стиля в музыке : нерешённое, решаемое, неразрешимое // Музыкальная академия. 1995. — № 3.
  247. , В. Н. Музыка как вид искусства. СПб., 2000.
  248. , В. Н. Область бессознательного в восприятии музыкального содержания. М., 2002. М., 1973.
  249. , В. Н. Об одном принципе хроматики в музыке XX века // Проблемы музыкальной науки. Вып. 2.
  250. , В. Н. Специальное и неспециальное музыкальное содержание. М., 2002.
  251. , В. Н. Три стороны музыкального содержания // Материалы Первой Российской научно-практической конференции 4−5 декабря 2000 г., г. Москва // Холопова В. Н. Персональный веб-сайт: http://www.kholopova.ru/bibrusl .html
  252. , В. Н., Чигарёва, Е. И. Альфред Шнитке. М., 1990
  253. , В. Н. Формы музыкальных произведений : Учеб. пособие. -СПб. 1999.
  254. , Ю. Н. Гармония : Практический курс. М., 2003.
  255. , Ю. Н. Гармония : Теоретический курс. СПб., М., 2003.
  256. , Ю. Н. Новые формы новейшей музыки // Оркестр: Сб. ст. и мат. в честь Инны Алексеевны Барсовой. М., 2002.
  257. , Ю. Н. Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана // Музыка и современность. М, 1971. -Вып. 7.
  258. , В. О полифонии в музыке московских композиторов 1980-х годов // Традиционное и новаторское в современной музыке: Сб. науч. тр. / МГДОЛК им. П. И. Чайковского. М., 1987.
  259. , В. О творчестве московских композиторов 80-х годов : к проблеме музыкального языка) // Музыкальный язык в контексте культуры: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1989. — Вып. 106.
  260. , В. О. Числовые тайны музыки Софии Губайдуллиной. М, 2000.
  261. , Е. Опера. Энциклопедический словарь. М., 1999.
  262. , А. И рок, и смифония. М., 1993.
  263. , Е. И. К проблеме семантики тональностей у Альфреда Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: Из собраний «Шнитке-центра». М., 2008. — Вып. 6.
  264. , Е. И. Об особенностях претворения классико-романтического жанрового прототипа в сольных инструментальных концертах Альфреда Шнитке 70−80-годов // История и современность: Сб. науч. тр. / МГДОЛК им. П. И. Чайковского. М., 1990.
  265. , Е. И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени : Художественная индивидуальность. Семантика. М., 2009.
  266. , Е. И. О позднем стиле // Муз. академия. 2004. — № 4.
  267. , Е. И. Путь Альфреда Шнитке к «Фаусту» // Гётевские чтения 1991 / Под ред. С. В. Тураева. М., 1991.
  268. , Е. И. Творчество Альфреда Шнитке в контексте немецко-австрийской романтической традиции // Альфреду Шнитке посвящается: Из собраний «Шнитке-центра». М., 2006. — Вып. 5.
  269. , Е. И. Шнитке и Шёнберг // Альфреду Шнитке посвящается: Из собраний «Шнитке-центра». М., 2001. — Вып. 2.
  270. , Л. Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы. — М., 1995.
  271. , Л. Н. Семантический анализ музыкальной темы. -М., 1998.
  272. , А. Из бесед о работе в кино (Беседовала Е. Петрушанская) // Музыкальная академия. 1999. — № 2.
  273. , А. Г. Новое в методике сочинения статистический метод // Альфреду Шнитке посвящается: Из собраний «Шнитке-центра». -М., 2001.-Вып. 2.
  274. , А. Г. Полистилистические тенденции в современной музыке // Холопова В., Чигарёва Е. Альфред Шнитке. М., 1990.
  275. , А. Г. Парадоксальность как черта музыкальной логики Стравинского // И. Ф. Стравинский. Статьи и материалы. М., 1973.
  276. , А. Г. Статьи о музыке. М., 2004.
  277. , Д. И. Годы неизвестности Альфреда Шнитке. М., 2004.
  278. , А. История мадригала. Л., 1949.
  279. Эко, У. Имя розы. М., 1998.
  280. Эко, У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. СПб., 2004.
  281. Эко, У. Эволюция средневековой эстетики. СПб., 2004.
  282. Элик, М. Sprechgesang в «Лунном Пьеро» Шёнберга // Музыка и современность: Сб. ст. М., 1971. — Вып.7.
  283. , М. Н. Парадоксы новизны. М., 1988.
  284. , О. Г. Монограмма в музыкальном искусстве ХХУП-ХХ веков : Автореф. дисс. канд. иск. Новосибирск, 2006.
  285. , Г. Русский Фауст XX века и кризис просветительской эры // Искусство XX века: уходящая эпоха? Сб.ст. Ниж. Новг., 1997. — Т. 2
  286. , Б. М. Очерки по драматургии оперы XX века. Книга вторая. М., 1978.
  287. , И. Постмодернистские тенденции в современной отечественной опере // Музыкальная академия. 2007. — № 3.
  288. A Schnittke Reader. Bloomington: Indiana University Press, 2002.
  289. Bianconi, Lorenzo. Gesualdo, Carlo, Prince Of Venosa, Count Of Conza // The New Grove Dictionary Of Music & Musicians. / 29 Vols. -Washington: Grove’s Dictionary Of Music, 2001 (2nd Edition).
  290. Brown, Howard Mayer, Ellen Rosand, Reinhard Strohm, Roger Parker, Arnold Whittall, Roger Savage, Barry Millington. Opera // The New Grove Dictionary Of Music & Musicians. / 29 Vols. Washington: Grove’s Dictionary Of Music, 2001 (2nd Edition).
  291. Cogliano, A. Carlo Gesualdo omicida fra storia e mito. Napoli: ESI, 2006
  292. Eco, U. Semiotic und Philosophie der Sprache. Munchen, 1985.
  293. Moody, Ivan (Text), Alexander Ivashkin (Work-List, Bibliography). Schnittke Shnitke., Alfred (Garriyevich) // The New Grove Dictionary Of Music & Musicians. / 29 Vols. Washington: Grove’s Dictionary Of Music, 2001 (2nd Edition).
  294. Morrier, D. Carlo Gesualdo. Paris: Fayard, 2002
  295. Pasler, Jann. Postmodernism // The New Grove Dictionary Of Music & Musicians. / 29 Vols. Washington: Grove’s Dictionary Of Music, 2001 (2nd Edition).
  296. Ringer, Alexander L. Melody 11 The New Grove Dictionary Of Music & Musicians. / 29 Vols., Washington: Grove’s Dictionary Of Music, 2001 (2nd Edition).
  297. Watkins, G. Gesualdo: The Man and His Music. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1974.
  298. Wilson, Blake, George J. Buelow, Peter A. Hoyt. Rhetoric And Music // The New Grove Dictionary Of Music & Musicians. / 29 Vols., Washington: Grove’s Dictionary Of Music, 2001 (2nd Edition).1. Пример 21. Нотные примерыа)
Заполнить форму текущей работой