Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальное бытие искусства как объект культурологического исследования: Теория и ее приложения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интерпретируя эстетическое как феномен эмоционально-чувственного отражения сознанием негэнтропийности мира, а его социокультурную функцию — как моделирование эмоций по поводу системной организации мира и элементов его структуры, необходимо иметь в виду, что механизмы этого отражения в общем случае не ориентированы на осуществление непосредственных конкретных эмоционально провоцируемых… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел I. ОСНОВАНИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ ИСКУССТВА
  • Глава 1. Социальное бытие искусства: проблемы интерпретации
    • 1. Концептуальный уровень осмысления феномена искусства
    • 2. Социальное бытие и «социальная ценность» искусства
    • 3. Рецептивная эстетика: апология релятивистской трактовки искусства
  • Глава 2. Основания культурологического анализа: культура как системная макросреда художественной культуры
    • 1. Культурология: формирование системного подхода к культуре
    • 2. Культура как система
    • 3. Методология и методика применения культурологического (системного)анализа
  • Глава 3. Искусство в культуре общества
    • 1. Проблемы понимания социокультурной сущности искусства
    • 2. Искусство как инструмент «эмоционального гомеостазиса»
    • 3. «Реальность» и «виртуальность» мира искусства
    • 4. К вопросу о функциях искусства
    • 5. «Социокультурная специфика» отдельных видов искусства
    • 6. Типы паттернов художественно-эстетического сознания
    • 7. Теория и реальность

Социальное бытие искусства как объект культурологического исследования: Теория и ее приложения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Часть 1. ИСКУССТВО В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ: ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В ИССЛЕДОВАНИИ ИСТОРИКОИ ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ 205.

Глава I. С чего начиналось искусство: художественная составляющая мифологического сознания 205.

Глава 2. Феномен эстетического: эллинское искусство и картина мира гражданина античного полиса 284.

Часть 2. ИСКУССТВО КАК МОДУС МЕИТАЛЬИОСТИ РАЗЛИЧНЫХ СЛОЕВ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА:

ОСНОВЫ ТЕОРИИ В ПРИЛОЖЕНИИ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИОКУЛЬ ТУР НОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ 385.

Введение

385.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Стремление к интеграции научного знания — одна из характернейших тенденций науки конца XX века. Причем именно для гуманитарной сферы потребность в разработке неких интегративных теорий и концепций является в настоящее время наиболее настоятельной.

В сфере «точного» знания потребность такого рода выявилась еще на рубеже Х1Х-ХХ веков. Все, что происходит в этой сфере с тех пор, -геометризация и физикализация математики, математизация и геометризация физики, стремление к построению наиболее общих теорий в рамках каждой из этих дисциплин и во взаимодействии этих дисциплин (как, например, усилия, направленные на разработку общей теории поля), -процессы, чрезвычайно зримо и очевидно реализующие эту тенденцию. Для этого, правда, потребовались радикальные преобразования «классической» науки: возникновение и развитие неклассической физики, связавшей воедино процессы, протекающие на макрои на ультрамикроскопическом уровне, физические процессы — с геометрией Вселенной и т. д.- неклассической математики, охватывающей своими понятиями и методами всю сумму представлений о мире и о его преобразовании (включая наиболее сложные ряды явлений) и обеспечивающей тем самым неизбежность и универсальность современной математизации знанияи т.д. и т. п.

Гуманитарная наука в этом смысле только-только начинает выходить за пределы «классической» фазы своего развития. По сути дела, формирование очевидно неклассических подходов к изучению культуры и тех или иных ее составляющих, к интерпретации процессов, протекающих в культуре в целом и в отдельных ее подсистемах, начинается лишь во 2 половине XX века, причем происходит под воздействием причин одновременно «внешнего» и «внутреннего» характера. С одной стороны, в этот период все более усиливается прямая экспансия методов «точных» наук в сферу изучения культуры и культурных процессов, развитие исследований последних с позиций теории информации, теории вероятностей и т. д. С другой стороны, в это же время отчетливо обозначается задача разобраться в самой природе культуры как целостного феномена с тем, чтобы иметь возможность связать воедино явления и процессы на «микро" — и «макроуровне» «культурной Вселенной», рассматривать характеристики «элементарных частиц» (конкретных объектов) культуры как одновременно определяемые состоянием всего «культурного Космоса» и, в свою очередь, определяющие это состояние.

В нашем диссертационном исследовании целенаправленно реализована одна из первых попыток построения неклассической теории искусства, — с позиций рассмотрения его сущности и смысла его социокультурного функционирования как одной из системных составляющих целостного феномена человеческой культуры. Как и любая неклассическая теория, данная теория имеет очевидно интегративный характер, — причем, сразу по двум основаниям: во-первых, она связывает локальные здесь-теперь в искусстве с процессами, протекающими на уровне всей художественной культуры и, шире, — культуры в целом (реализуя, кстати, тем самым эн-штейновский критерий внешнего оправдания теории — ее максимального соответствия всей совокупности эмпирических наблюдений) — во-вторых, она синтезирует на новом теоретическом уровне опыт «классических» исследований в сфере культуры и искусства, интерпретируя при этом их результаты на основе как можно более общих фундаментальных положений (удовлетворяя при этом, таким образом, второму эйнштейновскому критерию внутреннего совершенства теории — ее способности к наиболее логичному, естественному выведению частных концепций, включая существовавшие ранее, из тех общих принципов, на которых она базируется).

Проведенное автором теоретическое исследование позволило сформулировать следующие концептуальные положения и выводы, составляющие основу общей теории социокультурного бытия искусства:

Адекватное понимание специфики феномена искусства, а следовательно, и особенностей его социокультурного бытия, возможно лишь при анализе системных свойств и характеристик этого феномена. В свою очередь, и системные характеристики искусства, и специфика его как социокультурного феномена могут быть выявлены лишь при обращении к изучению общесистемных параметров и особенностей самой культуры как целостной системы, одной из подсистем которой является искусство.

Культура в общесистемном смысле представляет из себя «генетический код человечества» — «внебиологический» феномен, принципиально отличающий Homo sapiens от любого другого биологического вида на Земле. Она представляет собой уже накопленный и постоянно накапливаемый опыт отражения человеческим сознанием характеристик мира, в котором человек существует, и адекватных специфике этого отражения способов его действий в этом мире. Сохранение, самовоспроизводство и развитие культуры осуществляется в процессах взаимодействия двух форм существования этого феномена: «объективной» и «субъективной». «Объективная» форма культуры — это зафиксированная в предметных, материальных носителях и передаваемая последующим поколениям специфика понимания устройства мира и совокупность способов и приемов человеческой деятельности в нем в соответствии с этим пониманием (деятельности как «материальной», так и духовной). «Субъективная» форма культуры -«слепок» определенной части социокультурного опыта, накопленного культурой в ее «объективной» форме, — воспроизводится в процессах «распредмечивания» последней человеческим сознанием и развивается в процессах дальнейшей «видовой адаптации» к условиям, задаваемым макросредой. В процессах «распредмечивания» сознанием объективной формы культуры осуществляется трансляция накопленного культурного опыта, а следовательно — сохранение и воспроизводство культуры как феномена человеческого существованиясоздаваемые же в процессах материальной и духовной деятельности человека социально значимые ценности, в свою очередь, «опредмечиваются» в объективной форме культуры, в культурном багаже, а далее — в культурном наследии человечества. Причем «активный» характер в каждый конкретный момент времени имеет именно субъективная составляющая, «субъективная форма» культуры.

Двумя компонентами «генетического кода» культуры являются две разновидности, два типа социокультурного опыта человека — опыта рационального восприятия мира и эмоционально-чувственного его постижения. Причем механизмы и процессы «эмоциональной регуляции» жизнедеятельности приобрели в процессе видового формирования человека качественно иные, социальные черты и облик. Это выражается, в первую очередь, в способности человека к накоплению и развитию социально значимого опыта эмоционально-чувственных реакций на мир и его составляющие — и, прежде всего, опыта эмоционального реагирования на наличие, уровень и качество упорядоченных, закономерных отношений, отличающих негэнтропийность, системную организацию мира, в котором он — человек — обитает. Видовая способность «воспринимать чувствами» и эмоционально принимать или отвергать различные варианты организации как универсальной качественной характеристики мира и его составляющих (воспринимая последние, в свою очередь, как системные образования), есть не что иное, как способность эстетической реакции. Опыт эстетического восприятия, так же, как и опыт рационального отражения, объективируется и накапливается культурой человечества, — в данном случае, в виде определенной совокупности социально значимых образцов, «паттернов» эмоционально-чувственного восприятия и поведения.

Интерпретируя эстетическое как феномен эмоционально-чувственного отражения сознанием негэнтропийности мира, а его социокультурную функцию — как моделирование эмоций по поводу системной организации мира и элементов его структуры, необходимо иметь в виду, что механизмы этого отражения в общем случае не ориентированы на осуществление непосредственных конкретных эмоционально провоцируемых и эмоционально окрашенных действий (на что направлены обыденные эмоции). Главное назначение механизмов «эстетической регуляции» — обеспечение возможности ориентации в мире, в его «устройстве» и выстраивания своего поведения в нем путем эмоционального (положительного или отрицательного) реагирования субъекта восприятия на степень приемлемости для него качества организации мира, его объектов и реалий. Причем характер этой реакции базируется на основе использования данным субъектом «багажа» соответствующих алгоритмов эмоционально-чувственного восприятия, уже накопленного к этому времени культурой (опосредованного культурой) и уже «распредмеченного», присвоенного — и, чаще всего, у. же модифицированного к данному конкретному моменту — сознанием субъекта (а значит, также уже опосредованного в его индивидуальном эстетическом опыте). В связи с этим, для характеристики специфики социокультурного бытия феномена эстетического был введен термин «отложенный гомеостазис».

Уникальность специфики искусства как феномена культуры определяется тем, что именно в этой подсистеме культуры посредством ряда выработанных в ходе культурной истории человечества специальных искусственных языков осуществляется целенаправленное накопление, развитие и трансляция социально-значимого опыта авторских эмоционально-чувственных реакций на системные характеристики мира и его элементов (в том числе, самого человека как части этого мира), процессов, в нем происходящих, и т. д. При этом (это касается любого вида искусства), эстетическая «информация о мире» языком искусства опосредствуется дважды, поскольку моделирование эмоционального восприятия зрителя (слушателя) идет здесь посредством (и на «материале») тех или иных эмоциональных состояний и/илу динамики изменения этих состояний, «смоделированных» в себе художником и зафиксированных адекватными, по его мнению, соответствующими знаковыми средствами. Эту ситуацию автор обозначает термином «дважды отложенный гомеостазис», поскольку модели эмоционально-чувственного восприятия организующих начал и реакции на них формируются посредством искусства в психике человека как эмоции, моделируемые эмоциями, генерируемыми системными свойствами реальности.

Одной из важнейших особенностей, отличающих эстетическое в искусстве, является то, что искусство (даже «реалистическое»), весьма своеобразно отражает «реальную реальность». Во-первых, оно «опредмечивает» и транслирует социально значимый (сейчас или в будущем) опыт субъективного эмоционально-чувственного восприятия субъективно понимаемой дайной культурой организации реальности. Во-вторых, отражаемую и моделируемую искусством «системность мира» составляют только те его (мира) компоненты, в отношении к которым задействована эмоционально-эстетическая составляющая восприятияболее того, искусство вносит в эту модель фактор эмоциональной оценки. В-третьих, моделируя системность мира, искусство дополняет ее чувственно-эмоциональными представлениями о наиболее приемлемых образцах организации (в том числе, и по схеме «от противного» — «отталкиваясь» от действительности), — каковых в «оригинале» реальности может и не существовать.

В-четвертых, акт эстетико-художественной «субъективной трансформации» организации «реального мира» равно присутствует как на уровне фиксации средствами искусства соответствующих ощущений (ибо степень сложности организации реальности всегда допускает многовариантность прочтения ее «организующих основ»), так и на. уровне трансляции этих ощущений при восприятии произведения искусства. В-пятых, «опредмечивая» соответствующие эстетические реакции в совокупности специфических искусственных культурных объектов (художественных произведений), искусство само образует один из виртуальных миров, составляющих час ть окружающей человека среды его бытия. Выступая — и воспринима-ясь — уже как часть той реальности, которая окружает человека, искусство, актуально взаимодействующее с человеком (в целом и отдельными своими артефактами), в качестве объекта восприятия и отношения само по себе может быть включено в целостную картину мира как один из ее компонентов.

Базовой основой моделирования процессов функционирования искусства должно быть представление о характере функций (специфических и неспецифических), реализуемых искусством. Поскольку информативная, коммуникативная и т. п. функции присущи большинству из языков (знаковых систем), к числу которых принадлежит и искусство, соответствующие функции для искусства как для феномена культуры не являются специфическими, в то время как только лишь ему свойственна функция обеспечения «эмоционального гомеостазиса». Эта функция и является генеральной функцией искусства как «эстетической стихии». Специфическими функциями первого порядка являются эмоционально-рефлективная и эмоционально-регулирующая. Первая решает задачу эстетического (чувственно-системного) отражения, а вторая, регулятивная, реализуется в двух специфических функциях второго порядка: эмоционально-управляющей и чувственно-компенсаторной. Различия в характере социального функционирования различных видов искусства (в том числе, и в масштабах социальной среды, в которой они функционируют) в значительной мере определяются, во-первых, тем, что функции эмоциональной рефлексии и эмоционального управления реализуются в разных видах искусства на разном «чувственном материале», а во-вторых, что различным видам искусства свойственны разный смысл, как и разная степень, компенса-торносты.

Двумя важнейшими свойствами культурной системы являются ее способность к «самосохранению» и ее адаптивность к внутренним и внешним изменениям (в частности, возможности ее «саморазвития»), А поскольку субъектами реализации двух этих взаимосвязанных, но разнонаправленных задач могут являться только «носители» культурного сознания, практически в любом социуме наблюдается — в большей или меньшей степени — специфическая дифференциагрш различных его пластов «под выполнение» той или иной конкретной «задачи». Культура общества как системы включает в себя, с одной стороны, «культурное ядро», концентрирующее в себе «нормированный» на уровне общества в целом его социокультурный опыт, а с другой, — некую совокупность субкультур, различающихся специфическим «картинами мира» и социокультурным поведением. Спектр, характер и объем ценностей, существующих в багаже данной культуры и актуализированных в сознании тех или иных социокультурных страт, как и характер и объем вновь создаваемых представителями этих страт «культурных продуктов», оказываются весьма разными. Таким образом, элементы и даже структура вышеупомянутой «культурной матрицы» (картины мира) на различных структурных уровнях одного и того же социума, в различных социокультурных его пластах могут не совпадать, и иногда очень существенно.

В структуре любого социума обязательно присутствие субкультур репродукционного («воспроизводящего») типа, основной функцией которых является актуализация (а тем самым, — воспроизводство) и, — до некоторой степени, — модификация тех пластов культурных ценностей, которые относятся или расположены достаточно близко к «ядру» культуры. С другой стороны, в социокультурной структуре необходимо наличие субкультур консервативного и инповсщионного типа, находящихся в определенной оппозиционной взаимосвязи — но, как правило, не перерастающей в «жесткую конфронтацию» — с «ядром» культуры (первые — из-за непринятия новаций, вторые — наоборот, в силу «излишней» новационно-сти). Наконец, экстремальный вариант взаимоотношений «ядра» и «периферии» реализуется в существовании субкультур «контркультурного», «альтернативного» ядру культуры характера, — субкультур эскапистских, изоляционистских и находящихся в позиции активного отрицания существующей доминантной «картины мира» социума и доминантных культурных ценностей. Различия функциональных культурных ролей тех или иных субкультур, картин мира, свойственных этим субобщностям, и культурных ценностей, функционирующих в рамках той или иной субкультуры, объясняют наличие процессов культурно-субкультурной дифференциации в любом достаточно развитом обществе и сложно-системный, «мультисистемный» характер актуальной культуры этого общества.

Искусство, с одной стороны, обеспечивает сохранение и воспроизводство устойчивых, соответствующих «эстетической парадигме» той или иной культуры — и потому уже «социально одобренных» (вплоть до определенной их «канонизации») образцов, паттернов эмоционально-образного восприятия «системности бытия». С другой стороны, в искусстве «опредмечивается» и поисковость эмоционально-чувственной сферы сознания: фиксация и трансляция эмоционального восприятия нетождественности все более развивающихся и усложняющихся связей и взаимоотношений человека с окружающей его реальностью, все большей широты и «изощренности» эстетических эмоций и чувств, отражающих все более насыщенный спектр и все большую «прецизионность» эмоционально-чувственного мироощущения и мировосприятия. Различные «пласты» (и даже виды) искусства имеют в этом плане разную смысловую и функциональную направленность, удовлетворяя весьма несхожие потребности и ожидания разных слоев общества.

В актуальной культуре любого общества необходимо наличие определенного круга произведений искусства, содержащих масштабные модели новациоиного эмоционально-чувственного осмысления мира (мира в целом, либо остро проблемных соотношений отдельных очень существенных его составляющих), социокультурное «принятие» которых обеспечивает развитие эс тетических эмоций, усложнение (и трансформацию) эстетической картины мира определенных социокультурных страт, способствуя, таким образом, генерации развития их сознания, — а значит, и сознания общества в целом. Этот пласт художественных ценностей соответствует ожиданиям и «материализует» соответствующие ментальные характеристики субкультур новационного характера. С другой стороны, очень значительная часть художественно-культурных объектов «актуальной» культуры является носителями эстетических «моделей-стереотипов» различной степени сложности, обеспечивая воспроизводство эстетики устойчивого мировосприятия более локализованных, «жизненных» масштабов (и виртуально компенсируя интенции, выходящие за эти локальные рамки), а значит, и стабилизацию и комфортность существования соответствующих социальных страт внутри их «социокультурной ниши». В то же время, в социокультурной структуре достаточно сложно-развитого социума должны существовать и такие ее слои, картина мира которых предельно упрощенно-конкретна, как предельно «заужен» и упрощен и набор возможных поведенческих реакций и видов действий, и спектр эмоциональных реакций на воспринимаемые данным образом «качественно-системные» параметры мира. Паттерны их эстетических эмоций представляют собой «эстетическис штампы» («вырожденные модели» эстетических стереотипов), а совокупность этих штампов образует основу эстетики китча, с присущей последнему примитивной упрощенностью круга отражаемых явлений, эстетических конструкций и художественного языка.

Ведя речь о функционировании системы столь высокой сложности, которой является культура, нужно исходить из признания объективной необходимости существования в ее структуре различных (поскольку выполняющих различные задачи социокультурного характера) субкультурных общностей, обладающих разным менталитетом, картинами мираи кругом ценностей (в том числе художественных), находящихся и актуально функционирующих в пределах их «культурного поля». Причем характер и специфика контактов тех или иных субкультурных общностей с искусством отнюдь неявляется результатом их «свободного», «произвольного» выбора — этот выбор детерминирован особенностями мировосприятия, присущего данной субкультуре, и, в свою очередь, формирует определенные параметры и характеристики этого мировосприятия, обеспечивая тем самым его воспроизводство. Таким образом, при исследовании культуры любого общества необходимо исходить из признания существенной значимости для этой культуры любого актуально присутствующего в ней явления искусства.

При разработке общей теории социокультурного функционирования искусства, базирующейся на методологии системного анализа, оказалось необходимым не просто предложить конкретные алгоритмы применения этой теории к изучению объектов и процессов, относящихся к сфере искусства, но и сформулировать представления о наиболее общих механизмах системных исследований в сфере культуры и искусства (то есть, об алгоритме культурологического анализа). Первая фаза культурологического анализа состоит в поиске таких свойств объектов и явлений культуры, которые, будучи охарактеризованными в терминах произвольных интерпретаций (концепций) этой культуры, были бы инвариантными относительно перехода от одной такой произвольной интерпретагцш к другой. Выявление смысловых инвариантов, присущих совокупностям элементов данной культуры, дает возможность определять признаки и характеристики самих этих целостных совокупностей, причем на самом верхнем уровне иерархии позволяет исследовать общесистемные параметры и характеристики культуры, а следовательно, — ее специфику. Учитывая же, что в продуктах культуры зафиксированы «смысловые инварианты» специфических системных представлений о мире, которые актуально функционируют в данном социуме, процесс выявления этих смыслов результируется в том, что общесистемные характеристики культуры на самом верхнем иерархическом уровне анализа оказываются представленными именно параметрами сознания человека той или иной культурной эпохи, социокультурной общности и т. п. Вторая фаза культурологического анализа сводится к изучению «предметного воплощения» общесистемных свойств культуры данного периода, эпохи, этноса и т. д. применительно к любым ее сферам и артефактам и выявления сути происходящих при этом изменений в соответствующем культурном «материале» (культурных продуктах и культурных процессах), другими словами — к процедуре инвариантной реконструкции хода и результатов культурных процессов, что помогает заново, с «общекультурных» позиций, осмыслить как отдельные артефакты соответствующей культуры, так и динамику и логику ее развития — и в целом, и касательно ее различных подсистем.

Специфика реализации алгоритма культурологического анализа в применении его непосредственно к сфере искусства определяется системными представлениями о социокультурной сущности феномена искусства. С позиций предложенной теории, спектр актуально присутствующих в данной культуре (субкультуре) художественных ценностей определяется именно тем, что их «эстетический контекст», с одной стороны, «эмоционально фундирует» характер системного мировосприятия и «своего» способа существования и действий в этом мире, свойственных исследуемой культуре (субкультуре) — с другой стороны, — предлагает (и воспроизводит) некую совокупность «змогщонально-оиеночиых» клише, уже пригодных для использования человеком «в целях ориентации» в мире, «устроенном», — в соответствии с данной картиной мира, — так-то и так-тос третьей, -является неким «миром виртуального воплощения» тех аспектов системно-чувственного (эстетического) восприятия мира — и «виртуальной реализации» соответствующих установок и потребностей, — которые человек не в состоянии выявить и реализовать в мире «реальной реальности».

Эвристические возможности предложенной теории были продемонстрированы в рамках предпринятого исследования как в плане диахроническом (при обращении к изучению характера и содержания культуры двух глобальных историко-культурных эпох и смысла наблюдаемых в соответствующий период культурных и художественно-культурных процессов), так и в плане синхроническом (при анализе ряда существенных особенностей социокультурной дифференциации современного российского общества и характера актуально функционирующего в нем искусства). И в том, и в другом случае исходным моментом для понимания специфики искусства, актуального в данную эпоху или в соответствующий период времени, является выявление неких наиболее общих параметров ментальное&tradeчеловека соответствующей культуры, особенностей его восприятия мира и себя в этом мире, каковые «объектно» представлены в совокупности культурных артефактов, реалий и процессов, представляющих данную культуру (в свою очередь, понимание причин формирования именно такой, а не иной, специфики этой ментальное&tradeоказывается возможным при определении совокупности форм-факторов, воздействовавших на формирование сознания данной культурной эпохи и различных для разных периодов культурного существования человека). И в том, и в другом случае искусство, актуальное для того или иного периода или на тот или иной момент времени, оказывается квинтэссенцией «эстетического фундамента» восприятия человеком мира и его реалий и своего положения в этом мире, концентрируя в себе алгоритмы эмоционально-чувственных реакций на «системное устройство» мира и на тот или иной характер своей включенности в этот мир.

Подчеркивая вышесказанным универсализм разработанной теории, мы, тем самым, обозначаем и круг проблематики и направления дальнейших исследований проблем социокультурного функционирования искусства, к решению которых приложима разработанная автором концепция.

Так, при обращении к историко-культурной ретроспективе наша теория позволяет понять смысл и существо кардинальных различий культуры и искусства, принадлежащих сменявшим друг друга культурным эпохам (собственно говоря, именно выявление этих различий и дает объективные основания для культурологической периодизации истории культуры человечества). С другой стороны, применение положений разработанной теории к «вертикальному», синхроническому анализу культуры того или иного общества дает возможность выявления причин и понимания характера вариативности «объектного наполнения» и специфики протекания культурной и художественно-культурной жизни различных пластов его социокультурной структуры, — а значит, исследовательского осмысления того, что К. Леонтьев, характеризуя культуру развитого социума, когда-то столь удачно обозначил термином «цветущая сложность».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
  2. Э.Г. У истоков культурной традиции. Ташкент, 1988.
  3. Т. Введение в социологию музыки. Двенадцать теоретических лекций. Вып. 1, 2. -М., 1972.
  4. И. Как началось и шло развитие русского общества. Полн. собр. соч. в 7 т.т. Т. 6. М., 1987.
  5. О. Душа трепещет в восхищеньи. МН, 1998, № 28, 19−26 июля 1998 г.
  6. И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1987.
  7. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. -СПб., 1997.
  8. М. Психология счастья. М., 1990.
  9. Ц.Г. Культура и цивилизация: Проблемы теории и истории. В сб.: Вестник истории мировой культуры. -М, 1961. № 3.
  10. Аристотель. Метафизика, кн. I, гл. 5. М.-Л., 1934.1 1. Аристотель. Сочинения в 4 тт. М., 1976.
  11. A.M. Е^ведение в культурологию. М., 1994.
  12. С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М., 1989.
  13. В.И., Буданов В. Г. Синергетика эволюционный аспект. В сб.: Самоорганизация и наука. — М., 1994.
  14. . Музыкальная форма как процесс. В кн.: Он же. Избранные труды. Т. 5. — М., 1957.
  15. A.C. Россия: Критика исторического опыта. В 3 т. М., 1991.
  16. Г. Элитарная и «массовая» культуры. В сб.: Общественные науки.-М" 1985, № 6.
  17. И.И. Зачем человеку музыкальность? Человек. 1998, № 2.
  18. А., Бритиков Ан. Будущее, которое необходимо предотвратить: Предисловие к сборнику научно-фантастических произведений «Продается планета». Минск, 1988.
  19. В.У. О двух моделях понимания. В кн.: Загадка человеческого понимания. М., 1991.
  20. Е. П. Сачков Ю.В. Системные исследования: идея автономности. -Природа. 1985, № 6.
  21. И. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира. В сб.: Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. 1984.-Л., 1986.
  22. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М, 1989.
  23. Е.Я. «Двуликий Янус» (о природе творческой личности). М., 1996.
  24. Е.Я. Семантическая философия искусства. -М., 1973.
  25. Л.М. Тип культуры как историческая целостность. — Вопросы философии, 1969, № 9.
  26. А., Черносвитов П. Человеческая культура: бесперспективное разнообразие? Человек. 1996, № 6.
  27. В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. М., 1988.
  28. H.A. Философия неравенства. М., 1990.
  29. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. -М&bdquo- 1991.
  30. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  31. B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.
  32. Д. Концепция культуры и некоторые ошибки в ее изучении. В кн.: Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретации культуры.-СПб., 1997.
  33. Д. Культурная динамика и поиски истоков. В кн.: Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретации культуры. СПб., 1997.
  34. Дж. Ф. Параллельная мифология. М., 1997.
  35. .В., Тюхтин B.C. О понятии «сложность». В сб.: Логика и методология науки. -М., 1967.
  36. И.В. Проблема целостности и системный подход. М., 1997.
  37. И.В., Юдин Б. Г. Понятие целостности и его роль в научном познании. М., 1972.
  38. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.
  39. М. Апология истории. М., 1986.
  40. Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988.
  41. A.A. Всеобщая организационная наука. М., 1990.
  42. Ю. Происки утраченного. «МН» № 11, 16−23 марта 1997 г.
  43. . Система вещей. М., 1995.
  44. А. Греческая цивилизация. М., 1958- Ростов-на-Дону, 1994.
  45. Бор Н. Квантовая физика и философия. В сб.: Успехи физических наук. Т. 67. Вып. 1.-М., 1959.
  46. Ю.Б. Художественное общение и его языки. Теоретико-коммуникативные и семиотические проблемы художественной культуры. В сб.: Теория, школы, концепции: художественная коммуникация и семиотика. М., 1986.
  47. П.И. Древнейшее прошлое человечества. М., 1980.
  48. Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
  49. Ю.В. Этнографические аспекты изучения человека. В сб.: Человек в системе наук. М., 1989.
  50. Дж. Психология познания. М., 1977.
  51. М.А. Мастер и Маргарита. Роковые яйца. Собачье сердце: Роман, повести. Иркутск, 1989.
  52. А.И. Эстетика: проблемы и споры. М., 1975.
  53. Н.И. Ленинизм и проблемы культурной революции. -В кн.: Он же. Избранные произведения. М., 1988.
  54. Бытие человека в культуре (опыт онтологического подхода). Киев, 1992.
  55. И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении. М., 1993.
  56. . Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о «чужом». Логос, 1994, № 6.
  57. В.И., Поспелов Д. А. Оркестр играет без дирижера: Размышления об эволюции некоторых технических систем и управлении ими. М., 1984.
  58. Л.А., Плотников С. П. Человек и искусство. М., 1968.
  59. М. Избранные произведения. М., 1990.
  60. М. Хозяйственная этика мировых религий. Введение. В кн.: Вебер М. Избранное. Образ общества. — М., 1994.
  61. Велихов ETI., Зинченко В. П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода. Викке П. Методологические проблемы исследования рок-музыки. В сб.: Урбанизация и развлекательная культура. — М., 1991.
  62. .М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
  63. .М. Функциональная организация познавательных процессов. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени доктора психологических наук. М., 1987.
  64. В. Эллинские поэты. М., 1929.
  65. Н. Кибернетика и общество. М., 1958.
  66. ВКП (б) в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч. 1: 1898−1925. М., 1940.
  67. И.С. Понятие инварианта в концепции музыкального языка. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. искусствоведения. М., 1986.
  68. Волновые процессы в общественном развитии. Новосибирск, 1992.
  69. A.B. Математика и искусство. -М., 1992.
  70. Г. Г. Теория тезаурусов в анализе коммуникаций. В сб.: Семиотика и информация. Вып. 11, — М., 1979.
  71. В. Социальные законы. В сб.: Философия истории: Антология. Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов. М., 1995.
  72. Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. М., 1956.
  73. Л.С. Психология искусства. М., 1987.
  74. Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.
  75. П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность. М., 1991.
  76. Гальперин ГГЯ. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления. Вопросы философии. 1977, № 4.
  77. Г. Национальные образы мира. Общие вопросы. Русский. Болгарский. Киргизский. Грузинский. Армянский. М., 1988.
  78. Г. Сочинения, т. IX. М., 1932.
  79. Г. Эстетика. Т.1. М., 1968.
  80. В. Физика и философия. М., 1963.
  81. Э. Нации и национализм. М., 1991.
  82. Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. СПб, 1875.
  83. Э. Опыт построения научной критики. Эсто-психология. — СПб., 1892.
  84. А.И. Синдром национального меньшинства у русских. В кн.: Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. М., 1994.
  85. К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры. В кн.: Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретации культуры. СПб., 1997.
  86. К. Влияние концепции культуры на концепцию человека. В кн.: Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретации культуры. -СПб., 1997.
  87. Г. А. Информация и творчество. М., 1997.
  88. Г. А. Рефлексия и структура системы «Культура». В кн.: Проблемы информационной культуры. Вып. 6: Методология и организация информационно-культурологических исследований. Магнитогорск, 1997.
  89. I .A., Петров В. М. Гармония и алгебра живого: В поисках биологических принципов оптимальности. М., 1990.
  90. Г. А., Петров В. М. Информация, поведение, творчество. -М&bdquo- 1991.
  91. Г. О вариантности музыкального образа. В сб.: Восприятие музыки. Сост. В. Н. Максимов. М., 1980.
  92. И. Тоталитарное искусство. М., 1994.
  93. Ф. Псалом. Октябрь. 1992, № 2.
  94. В.И. Информация и феномен жизни. Пущино, 1991.
  95. A.A. Образная сфера человека. М., 1992.
  96. Р. Разумный глаз. М., 1972.
  97. Греческая трагедия. М., 1956.
  98. В.А. Субкультура и ее проявление в молодежной среде. В сб.: Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы. -М., 1990.
  99. Е.С. Сталин: власть и искусство. М., 1998.
  100. В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества. В кн.: Он же. Избранные труды. -М., 1984.1 10. Гумилев Л. П. География этноса в исторический период. Л., 1990.
  101. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.
  102. Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М., 1968.
  103. Ю.Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры: Инфантилизм как тип миросозерцания и социальная болезнь. М., 1980.
  104. Г. Г., Дондурей Д. Б. Социальное функционирование искусства: В ожидании новых концепций. В сб.: Социальные функции искусства и его видов. М., 1980.
  105. Ф. Будущее физики. УФН. Т. 103, вып. 3, 1971.
  106. П.Я. Россия и Европа. М., 1991.
  107. В.Д. Духовный космос искусства. М., 1993.
  108. В. Описательная психология. М., 1924.
  109. Динамика культуры: Теоретико-методологические аспекты. М., 1992.
  110. Н. Краткая история искусств. Вып. 2. М., 1990.
  111. Т.А., Брагина H.H. Левши. М., 1994.
  112. .З. О надежности измерения в социологическом исследовании. Л., 1979.
  113. Jl.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М., 1993.
  114. Д.В., Цымбурский В. Л. Генотип европейской цивилизации. Полис, 1991, № 1.
  115. Древние цивилизации. М., 1989.
  116. X. Чего не могут вычислительные машины: Критика искусственного разума. М., 1978.
  117. .В. Культурная динамика и массовая культура сегодня. В сб.: Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. — М., 1994.
  118. Д.И. Информация. Сознание. Мозг. М., 1980.
  119. Е.В. Современная зарубежная социология музыки: состояние и основные тенденции развития (по материалам исследований в Австрии, ННРБ, ГДР, ПНР, ФРГ). Музыка. Обзорная информация. Вып. 4.-М., 1988.
  120. Е.В. Цивилизационные тренды и крах массовой культуры. В сб.: От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. М., 1998.
  121. И.М. Пути истории: От древнейшего человека до наших дней. М., 1994.
  122. Д. Свобода и культура. London, 1968.
  123. И.А. Синергетика искусства. М., 1993.
  124. Ю.Н. Введение в культурантропологию. СПб., 1992.
  125. С.Н. Три образующие картины мира. В сб.: Модели мира. -М., 1997.
  126. .С. Социальная культурология. 4.1,2.— М., 1994.
  127. А.Ф. Социально-коммуникативная природа искусства. -Свердловск 1971.
  128. Д.Е. Ислам: Образ жизни и стиль мышления. М., 1990.
  129. В., Соколов К. Загадка российской истории: Культура и власть. The Edwin Mellen Press, Ltd., Mellen House, Lampeter, Ceredigion, Wales, 1998.
  130. С.А., Новикова JT.И. Искусство и цивилизация. M., 1986.
  131. Л. Основы нового подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решения. Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Математика и кибернетика». -М., 1974.
  132. А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII—V вв.. до н.э. Л., 1985.
  133. Закс Курт. Музыкальная культура Вавилона и Ассирии. В кн.: Музыкальная культура древнего мира. Л., 1937.
  134. Р.Х. Кибернетика и музыка. M., 1974.
  135. Т.И. Об изменении критериев социальной стратификации российского общества. В сб.: Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. М., 1994.
  136. Г. М. Стохастичность динамических систем. M., 1994.
  137. Зись А. Я, Стафецкая М. П. Методологические искания в западном искусствознании. Критический анализ современных герменевтических концепций. М., 1984.
  138. А.Я. В поисках художественного смысла. М., 1991.
  139. А.Я. Некоторые методологические проблемы современного искусствознания. Вопросы философии. — 1982, № 5.
  140. Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М., 1977.
  141. Н.М. Еще раз об «уникальном» и «тиражированном» в современном искусстве. В кн.: Социальное функционирование искусства и его видов. — М., 1984.
  142. Н. Об эволюции пространственно-временных представлений в художественной картине мира. В сб.: Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. 1983.-Л., 1983.
  143. А. Феномен массовой молодежной субкультуры в СССР: взгляды, оценки, прогнозы. В сб.: Художественное воспитание подрастающего поколения. Новосибирск, 1989.
  144. Иванов-Борецкий М. Первобытное музыкальное мышление. М., 1929.
  145. Г. В. Языки музыки и музыкальные предпочтения. В сб.: Искусство в контексте информационной культуры (Проблемы информационной культуры. Выпуск 4). М., 1997.
  146. Г. В., Рыжов В. П. Иерархическая система эстетического восприятия: информационный подход. В сб.: Труды Международного научного симпозиума «Информационный подход в эмпирической эстетике». Таганрог, 1998.
  147. С.Н. Диалог о культуре. Л., 1987.
  148. Т.В. История искусств: западно-европейское искусство. М., 1983.
  149. Р. Исследования по эстетике. М., 1962.
  150. Искусство в системе культуры. Л., 1987.
  151. История Европы. Т. I. М&bdquo- 1988.
  152. История Европы, т. II. М., 1992.
  153. История России. 1917−1940. (Хрестоматия). Екатеринбург, 1993.
  154. К.Д. О задачах искусства. В кн.: Кавелин К. Д. Наш умственный строй. — М., 1989.
  155. М. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Л., 1972.
  156. М.С. Музыка в мире искусств. СПб., 1995.
  157. М.С. Синергетика и культурология. В сб.: Синергетика и методы науки. Отв. ред. М. А. Басин. СПб., 1998.
  158. М.С. Системный подход к комплексному изучению искусства. В сб.: Методолологические проблемы современного искусствознания. Вып. З.-Л., 1980.
  159. М.С. Социальные функции искусства. Л., 1978.
  160. М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
  161. М.С. Художественная критика и научное изучение искусства. -В кн.: Советское искусствознание. М., 1976.
  162. М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. -М., 1974.
  163. Е.Г. Мифологический образ дерева, растущего корнями вверх. В сб.: Доклады АН СССР. Сер. В 1928. -№ 15.
  164. А.Л. Художественные ценности и современность. В сб.: Искусство и социокультурный контекст. Л., 1986.
  165. А. Интересна ли социология интереса? В сб.: Современная зарубежная социология (70-е-80-е годы). М., 1993.
  166. B.C., Петров В. М. Информационная модель сопровождающих восприятие эмоций. В сб.: XX Международный психологический конгресс: Тезисы докладов. М., 1972.
  167. Ю.В. Музыкант—исполнитель—публика (Социологические проблемы современной концертной жизни). Л., 1985.
  168. Р. Культурный процесс. В кн.: Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретации культуры. СПб., 1997.
  169. E.H. Идейно-эстетические основы буржуазной массовой культуры. М., 1976.
  170. А. Формальный анализ определений понятия «культура». В кн.: Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретации культуры.-СПб., 1997.
  171. Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972.
  172. Р., Одлин Е. Дифференциация субкультуры. В сб.: Социология преступности. М., 1966.
  173. Дж. Наука о системах: новое измерение науки. В сб.: Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник 1983. -М., 1983.
  174. И.С. Духовная культура Вавилонии. М., 1983.
  175. В.О. Боярская Дума древней Руси. Петербург, 1919.
  176. В.О. Курс русской истории. М., 1937.
  177. В.О. Неопубликованные произведения. М., 1983.
  178. Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993.
  179. E.H. Одиссея научного разума. М., 1995.
  180. E.H., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994.
  181. E.H., Курдюмов С. П. Интуиция как самодостраивание. -Вопросы философии. 1994, № 2.
  182. М., Осокин Ю. Эстетическое как социальный феномен. В сб.: Эстетическое воспитание на современном этапе: Теория, методология, практика. М., 1990.
  183. М.М. Влияние музыкально-эстетического воспитания на развитие личности: Дисс. на соиск. уч. степени канд. филос. наук. М., 1992.
  184. Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.
  185. B.B. Язык города. ML, 1991.
  186. В.А. Социальное бытие искусства. Саратов 1975.
  187. Конец столетия. Предварительные итоги: Культурологические записки. Вып. 1.-М., 1993.
  188. Е. Ноев ковчег на Пречистинке. Культура, 3 июля 1997 г.
  189. В.А. Искусствознание и естественные науки на пороге XXI века (Системно-симметрологический этюд). В сб.: Материалы международной конференции «Эмпирическая эстетика: информационный подход». Таганрог, 1997.
  190. H.H. Функционирование театра в оценке зрителей и экспертов. В кн.: Социальные функции искусства и его видов. — М., 1980.
  191. B.C., Кривенко Д. Т. Укрупнение как метод изучения сложных систем. В сб.: Диалектика познания сложных систем. М., 1988.
  192. В.Н. Изменяющиеся системы. — М., 1993.
  193. В.Н. Потенциальная реальность и эволюционные процессы. В сб.: Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегодник 1995−1996. Гл. ред. Д. М. Гвишиани. М., 1996.
  194. М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977.
  195. А. Содержание делинквентной субкультуры. В кн.: Социология преступности. М., 1966.
  196. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч. 2: 1925−1953.-М., 1953.
  197. А. Стиль и цивилизации. В кн.: Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретации культуры. СПб., 1997.
  198. Криш Элли Г. Сокровища Трои и их история.-М., 1996.
  199. . Эстетика как наука о выражении и как всеобщая лингвистика. 4.1: Теория. М&bdquo- 1920.
  200. .Г. История философии для физиков и математиков. М., 1974.
  201. Культура, человек и картина мира. Отв. ред. А. И. Арнольдов, В. А. Кругликов. М., 1987.
  202. Культурология. XX век. Антология: Логика наук о культуре. М., 1995.
  203. Культурология. XX век. Словарь. Сост. С. Я. Левит. СПб., 1997.
  204. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2 тт. СПб., 1998.
  205. Культурология: Учебник для студентов технических вузов. Под ред. П. Г. Багдасарьян. М., 1998.
  206. С.П., Князева E.H. У истоков синергетического видения мира. В сб.: Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.
  207. Ш. Введение в эстетику. М., 1915.
  208. Ч., Гушурст А. Геннокультурная коэволюция: человеческий род в становлении. Человек. 1991, № 3.
  209. Э. Новая наука об эволюции. В сб.: Синергетика и психология: Тексты. Вып. 1. Методологические вопросы. Под ред. И. Н. Трофимовой, В. Г. Буданова. М., 1997.
  210. Ю. К проблеме изменения социально пространства-времени в процессе урбанизации. В сб.: Статьи по социологии. М., 1993.
  211. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.
  212. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994.
  213. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.
  214. И.С. Как воспринимается произведение искусства. М., 1983.
  215. М. Раса и цивилизация В кн.: Расовая проблема и общество. -М., 1957.
  216. Лекции по истории эстетики. Вып. 3, ч. 2. Отв. ред. М. С. Каган. -Л., 1977.
  217. Лем С. Звездные дневники Ийона Тихого. Собр. соч. в 10 тт. Т. 7-М., 1993.
  218. В.И. Поли. собр. соч.
  219. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  220. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 тт. -М., 1983.
  221. А.Н. Образ мира. В кн.: Он же. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.2. — М., 1983.
  222. А.Н. Психология образа. Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. — М., 1979, № 2.
  223. Д.А. Введение в психологию искусства. М., 1998.
  224. Д.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия. В сб.: Художественное творчество и психология. М., 1991.
  225. Д.А. Человек и мир: логика жизненных отношений. В сб.: Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия. Киев, 1990.25 1. Леонтьев К. Цветущая сложность: Избранные статьи. М., 1992.
  226. Т. Эстетика. В кн.: Философия в систематическом изложении. -СПб., 1909.
  227. Ю. Происхождение вещей: Из истории культуры человечества. -М&bdquo- 1954.
  228. A.B. О специфике художественной информации. В сб.: Вопросы методологии науки. Вып. 1.-Томск, 1971.
  229. Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.
  230. Ю.М. Избранные статьи. В 3 тт. Таллинн, 1993.
  231. Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
  232. Ю.М. Культура как информация. В сб.: Статьи по типологии культуры. Вып. 1. Тарту, 1970.
  233. Ю.М. Мозг-текст-культура-искусственный интеллект. В сб.: Семиотика и информация. Вып. 17. М., 1981.
  234. Ю.М. О семиосфере. В сб.: Труды по знаковым системам. Т. 17. Вып. IV (641).-Тарту, 1984.
  235. Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.
  236. А.Ф. История античной эстетики. В 6 тт. М., 1963−1979.
  237. А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991.
  238. А.Ф. Хаос. Философская энциклопедия. Т. 5. — М., 1970.
  239. И. Социальная типология эстетического вкуса. В сб.: Восприятие музыки. М., 1980.
  240. H.H. Эстетический вкус: Социологический подход. В кн.: Социология культуры. Вып. 2. — М., 1975.
  241. И.П. Искусство как социальный институт. М., 1972.
  242. С. Холодные берега: фантастический роман. М., 1998.
  243. И. Изменение парадигмы в системной теории. В сб.: Современная зарубежная социология (70-е-80-е годы). М., 1993.
  244. Лурье С. Я. Демокрит.-Л., 1970.
  245. . Научные принципы и методы исследования культурного изменения. В кн.: Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретации культуры. СПб., 1997.
  246. . Функциональный анализ. В кн.: Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретации культуры. СПб., 1997.
  247. Дж. Личность и сознание: Перспективы нередуктивного материализма. М., 1986.
  248. Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. -Ереван, 1973.
  249. Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969.
  250. Э.С. Теория культуры и современная наука: Логико-методологический анализ. М., 1983.
  251. М.Е. Искусство как процесс. М., 1970.
  252. К., Энгельс Ф. Соч. М., 1987.
  253. С.Я. Субкультуры в динамике культуры. В сб.: Субкультурные объединения молодежи. М., 1987.
  254. В. Художественная картина мира в музыке (к анализу понятия). В сб.: Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. 1984.-Л., 1986.
  255. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.
  256. В.М. Культура и история. М., 1977.
  257. .С. Философия искусства и художественная картина мира. -Вопросы философии. 1983, № 7.
  258. А. Скромное обаяние дебилов. МК, 26 ноября 1998 г.
  259. Дж. П. Фундаментальные характеристики культуры. В кн.: Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретации культуры. -СПб., 1997.
  260. Р. Социальная структура и аномия. В кн.: Социология преступности. — М., 1966.
  261. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
  262. К. Современное искусство Франции. Минск, 1995.
  263. П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 тт.- М., 1993.
  264. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 тт. М., 1992.
  265. Ал. В. Концепция произведения искусства у Теодора Адор-но. В кн.: О современной буржуазной эстетике. — М., 1972.
  266. Ал. В. Музыкальная социология: Адорно и после Адорно. -В кн.: Критика современной буржуазной социологии искусства. -М&bdquo- 1978.
  267. М. Этюды о стиле в музыке. М., 1990.
  268. Модели мира: Сб. статей. Отв. Ред. Поспелов A.A. М., 1997.
  269. H.H. Алгоритмы развития. -М., 1987.
  270. H.H. Универсальный эволюционизм (Позиция и следствия). Вопросы философии. 1991, № 3.
  271. Молодежь и проблемы современной художественной культуры. -Л., 1990.
  272. А. Социодинамика культуры. М., 1973.
  273. А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966.
  274. А. Художественная футурология о роли китча и копии в социально-эстетическом развитии В кн.: Борев В. Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация: Приложение.- М., 1986.
  275. Музыкальная эстетика Германии XIX века. Т. 1. Сост. Михайлов A.B. и Шестаков В. П. М.: 1981.
  276. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII вв. Сост. Шестаков В. П. М., 1971.
  277. Г. Тайна противоядия. Новая газета, № 2 /525/, 18−24 января 1999 г.
  278. A.C. Основы исторической типологии культуры. Л., 1979.
  279. E.B. Логика музыкальной композиции. М., 1982.
  280. Е.В. О константности в восприятии музыки. В сб.: Музыкальное искусство и наука. Вып. 2. М 1973.
  281. А.П. О системно-информационных версиях прогрессивной эволюции. В сб.: Системная концепция информационных процессов. Вып. З.-М., 1988.
  282. А.П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги. Общественные науки и современность. 1997, № 2.
  283. В.В. В поисках новых смыслов. М., 1993.
  284. A.A. Музыка и чувство: Материалы для психологического обоснования эстетики музыки. СПб, 1890.
  285. Г., Пригожин И. Познание сложного. -М., 1990.
  286. Л. Структуры человеческой деятельности. М., 1984.3 16. Ницше Ф. Полн. собр. соч. Т. III. -М., 1911.
  287. Ф. Соч. в 2 тт. Т.1.-М., 1990.3 18. Новые направления в социологической теории. М., 1978.
  288. Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: Год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы. М., 1992.
  289. Общее понятие мифа и мифологии. В кн.: Мифологический словарь. Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М., 1991.
  290. Общество и культура: Проблемы множественности культур. Ч.П. М., 1988.
  291. Одиссей. Человек в истории. М., 1989.
  292. Ойзерман Т.П. Homo sapiens преодолевает свою видовую ограниченность. Вопросы философии. 1988, № 4.
  293. А.П. Утро искусства. Л., 1967.
  294. Э.А. Современная городская культура и человек. М., 1980.
  295. Ортега-и-Гассет X. Востание масс. Вопросы философии. 1989, №№ 3, 4.
  296. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
  297. Ю. Эстетическое развитие жителей региона: социологический «рентген». В сб.: Национальные и региональные системы эстетического воспитания. М., 1991.
  298. Ю.В. К проблеме изучения социокультурной роли искусства в культуре общества (культурологический подход). В сб.: Теория художественной культуры. Вып. 2. М., 1998.
  299. Ю.В. Ментальность и искусство. В 3 тт. Т. 1. М.-Таганрог, 1999.
  300. Ю.В. Методологические проблемы массового социологического исследования культурной стратификации общества. В сб.: Социологические проблемы художественной жизни. М., 1993.
  301. Очерки по социальной антропологии. СПб., 1995.
  302. Очерки русской культуры XVIII в. М., 1990.
  303. С. Предисловие. В кн.: Гомер. Одиссея. М., 1959.
  304. Р. Россия при старом режиме. М., 1993/
  305. Э. Готическая архитектура и Схоластика. В сб.: Богословие в культуре Средневековья. — Киев, 1992.
  306. A.A., Яковенко И. Г. Культура как система. М., 1996.
  307. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983.
  308. В.М. Знаковый статус, информативность и форма. В сб.: Дизайн знаковых систем (психолого-семиотические проблемы). Труды ВНИИТЭ Эргономика. 1984. Вып. 27.
  309. В.М. Информационный смысл социокультурной эволюции (от фрагментов к целостности). В сб.: Материалы международногонаучного симпозиума «Взаимодействие человека и культуры: теоретико-информационный подход». Таганрог, 1998.
  310. В.М. Стиль творческой личности и стиль эпохи: опыт искус-ствометрического исследования. В сб.: Стиль человека: психологический анализ. М., 1998.
  311. В.М. Эмоциональное воздействие искусства: социальный аспект. В сб.: Искусство и эмоции (Материалы международного научного симпозиума). Пермь, 1991.
  312. В.М., Евин И. А. Эмоциональное единство информационной сферы: социально-психологический «климат», искусство и экономика. В сб.: Искусство и эмоции (Материалы международного научного симпозиума). Пермь, 1991.
  313. A.C. Основные направления современной американской этнопсихологии. Советская этнография. 1990, № 1.
  314. М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.
  315. А. Человеческие качества. М., 1985.
  316. Пикон Гаэтан. Сюрреализм. Scira- Bookking International, 1995.
  317. Т. Энтропия. Иностранная итература. 1996, № 3.
  318. В.Ф. Криминальная субкультура: Психологическая интерпретация функций, содержания, атрибутики. Психологический журнал. 1994, т. 15, № 2.
  319. Пиршество демонов: Сборник научно-фантастических произведений ученых. М., 1968.35 1. Планк М. Единство физической картины мира: Сб. статей. М., 1966.
  320. Платон. Собр. соч. в 4 т. Т.З. М., 1994.
  321. Г. В. Новый защитник самодержавия, или Горе Г.Л. Тихомирова. Соч. в 24 т.т. Т. 3. М., 1922.
  322. И. Введение в термодинамику необратимых процессов. -М&bdquo- 1960.
  323. И. Перспективы исследования сложности. В сб.: Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник 1986. -М&bdquo- 1987.
  324. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
  325. Психология: Словарь. Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. -М., 1990.
  326. Рабинович B. J1. Культура как цитата. В сб.: От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. — М., 1998.
  327. В.В. Революция разночинцев. В сб.: Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. М., 1994.
  328. А. Различные подходы к построению общей теории систем: элементаристский и организмический. В сб.: Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник 1983. М., 1983.
  329. С.Х. От художника к зрителю: как построено и как функционирует произведение искусства. М., 1978.
  330. С. Орфей. Всеобщая история религий. Париж, б/г.
  331. Религиозные традиции мира. В 2 тт. М., 1996.
  332. Е.А. Функции музыкальной темы. Л., 1977.
  333. Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
  334. Я.Я. Проблемы антропогенеза. М., 1977.
  335. К. История зарубежной музыки. Выпуск первый. М., 1978.
  336. Российская ментальность: Материалы круглого стола. Вопросы философии. 1994, № 1.
  337. С.Л. Человек и мир. В кн.: Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  338. В.П. Картина мира в зеркале искусства (к методологии информационного подхода к эстетике). В сб.: Труды международного научного симпозиума «Взаимодействие человека и культуры: теоретико-информационный подход». Таганрог, 1998.
  339. В.П. Системные аспекты информационного моделирования произведений искусства. В сб.: Материалы Международного конференции «Эмпирическая эстетика: информационный подход». Таганрог, 1997.
  340. В. Социальная природа искусства: к спорам о предмете искусства. Л., 1982.
  341. Э. Закономерности формирования «модели культурного человека». Вопросы философии. 1990, № 5.
  342. В.Н. Системная деятельность и ее философское осмысление. В сб.: Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1980. М., 1981.
  343. В.Н. Некоторые принципиальные проблемы построения общей теории систем. В сб.: Системные исследования. Ежегодник 1971.-М., 1972.
  344. В.Н. Проблемы философского обоснования системных исследований. В сб.: Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник 1982.-М., 1984.
  345. В.Н. Смена парадигм системного мышления. В сб.: Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник 1992−1994.-М., 1996.
  346. Л. Из области эстетики и музыки. СПб, 1896.
  347. В.А., Краснов Ю. К., Терехов A.C. и др. Введение в культурологию. М., 1992.
  348. К.С. Культура и регуляция деятельности. Ереван, 1986.
  349. Н.Д. Субкультура. В кн.: Современная западная социология. — М., 1990.
  350. А.Н. Эволюция и психика. М., 1922.
  351. B.JI. Массовая культура в современном мире. СПб., 1991.
  352. С.А., Петров B.C., Рыбаков Р. Б. О древнейшем периоде человеческой истории. Вопросы философии. 1977, № 7.
  353. Ю.И. Как возникло человечество. М., 1966.
  354. П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1970.
  355. Н. Дж. Социология. Социологические исследования. 1990, № 12.
  356. Г. А. Элементаризм, целостность и проблема универсалий. В сб.: Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник 1989−1990.- ML, 1991.
  357. С.Д. Мир образов и образ мира. В сб.: Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1981, № 2.
  358. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985.
  359. Советский Энциклопедический словарь. М., 1985.
  360. К.Б. Зачем нужно изучать социокультурную стратификацию общества. В сб.: Социологические проблемы художественной жизни. -М., 1993.
  361. Э.В. Культурология. М., 1994.
  362. Э.В. Личность и культура. Л., 1972.
  363. Э.В. Понятие, сущность и функции культуры. Л., 1990.
  364. Сорокин Г1.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  365. Ф. де. Курс общей лингвистики. В сб.: Труды по языкознанию. М&bdquo- 1977.
  366. Софокл. Эдип в Колоне. Пер. C.B. Шервинского. М., 1957.
  367. Софокл: Трагедии. M., 1988 /Библиотека античной трагедии/.
  368. Социально-стратификационные процессы в современном обществе. -М., 1993.
  369. Социодинамика культуры. Ред. кол. Ионин Л. Г., Согомонов А. Ю. Вып. 2: Социокультурная дифференциация, — М., 1993.
  370. Социологические проблемы художественной жизни. Отв. ред. Осо-кин Ю.В.-М., 1993.
  371. Социология контркультуры: Критический анализ. М., 1980.
  372. Социология преступности. Современные буржуазные теории. М., 1966.
  373. Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1985.
  374. Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX—XX вв.еков. М&bdquo- 1970.
  375. Субкультурные объединения молодежи. М., 1987.
  376. Субкультуры и этносы в художественной жизни общества. Отв. ред. К. Соколов. М.-СПб., 1995.
  377. Судьбы русской интеллигенции: Материалы дискуссии. 1923−1925 гг. -Новосибирск, 1991.
  378. У.Ф., Петров В. М. Социология эстетической культуры. Рига, 1985.
  379. Т. О проблеме телеономпчноети процессов развития в живой природе. В сб.: История и теория эволюционного учения. Вып. 3. Л., 1975.
  380. Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.418. 'Гарнас Р. История западного мышления. М., 1995.
  381. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1965.
  382. Текст и культура. Труды по знаковым системам. № 16 (Ученые записки Тартуского университета, № 635). Тарту, 1983.
  383. А.Дж. Постижение истории. М., 1991.
  384. А. Цивилизация перед судом истории. М., 1996.
  385. Т. Отчет о культе имущества. МН, 1998, № 28 19−26 июля.
  386. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифоиоэтического. Ибранное. М., 1995.
  387. В.Н. О космологических источниках раннеисторических представлений. В сб.: Труды по знаковым системам. Тарту, 1971.
  388. В.Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией мирового дерева. В сб.: Труды по знаковым системам. -Тарту, 1971.
  389. Е.М. Можно ли поверить алгебру гармонией? М., 1988.
  390. Е.М., Дукаревич М. З. Художественное восприятие живописи и структура личности. В сб.: Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.
  391. Труды международного научного симпозиума «Взаимодействие человека и культуры: теоретико-информационный подход».- Таганрог, 1998.
  392. Труды Международного научного симпозиума «Информационный подход в эмпирической эстетике». Таганрог, 1998.
  393. М.Б. Философские основания культурологии. М., 1997.
  394. Дж. С., Оукс П. Дж., Хэслем С. А., Дэвид В. Социальная идентичность, категоризация и группа. В сб.: Иностранная психология, т. 2.-М., 1994.
  395. Л. А. История, эволюционизм и функционализм как три типа интерпретации культуры. В кн.: Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретации культуры. СПб., 1997.
  396. Л. А. Наука о культуре. В кн.: Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретации культуры. СПб., 1997.
  397. Л. А. Понятие культуры. В кн.: Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретации культуры. СПб., 1997.
  398. Л. А. Экономическая структура высоких культур. В кн.: Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретации культуры. СПб., 1997.
  399. Л. А. Энергия и эволюция культуры. В кн.: Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретации культуры. СПб., 1997.
  400. А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990.
  401. Д.М. Искусство и религия: Теорет. очерк. М., 1982.
  402. М. Россия. В 2 т.т. Т. 1. СПб., 1880.
  403. .Л. Наука и языкознание. В кн.: Новое в лингвистике. Вып. 1. -М., 1960.
  404. А.Д. Информация. М., 1971.
  405. Л.А. У истоков социогенеза. М., 1980.
  406. Л. Бои за историю. М., 1991.
  407. Дж. Концепция науки о культуре. В кн.: Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретации культуры. СПб., 1997.
  408. Дж. Типы культуры. В кн.: Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретации культуры. СПб., 1997.
  409. Е.Л. Две культуры: интуиция и логика в искусстве и науке. -М&bdquo- 1992.
  410. Философия и культура. XVII Всемирный конгресс: проблемы, дискуссии, суждения. М., 1987.
  411. Философия культуры: Становление и развитие. СПб., 1995.45 1. Философская энциклопедия. Т.З. М, 1964.
  412. А.Я. Культурогенез. М., 1995.
  413. П. Анализ пространственное&trade- и времени в художественно-изобразительных произведениях. М, 1993.
  414. Дж. Мировая динамика. М., 1978.
  415. Фохт-Бабушкин Ю. У. Необходимость искусства. В сб.: Материалы международного научного симпозиума «Взаимодействие человека и культуры: теоретико-информационный подход». Таганрог, 1998.
  416. Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М., 1986.
  417. C.JI. По ту сторону «правого» и «левого». Новый мир. 1990, № 4.
  418. Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1992.
  419. .А. Числа в графике палеолита. Новосибирск, 1974.
  420. И.Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет. М., 1989.
  421. Э. Бегство от свободы. М., 1990.
  422. Э. Иметь или быть. -М., 1990.
  423. Э. Человеческая ситуация. — М., 1995.
  424. М. Слова и вещи. М., 1977.
  425. М. Время картины мира. В кн.: Он же. Время и бытие. -М., 1993.
  426. Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1985.
  427. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.
  428. М. Искусство в истории человека. Флоренция, 1998.
  429. H.A. Динамический аспект художественной картины мира в контексте культуры. В сб.: Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. 1984.—Л., 1986.
  430. H.A. Художественная картина мира на рубеже XIX—XX вв.еков: Психологические и культурологические аспекты. В сб.: Теория художественной культуры. Вып. 2. — М., 1998.
  431. Художественная жизнь современного общества. Т. 1: Субкультуры и этносы в художественной жизни. СПб., 1996.
  432. Художественная жизнь современного общества. Т. 2: Аудитория искусства в России вчера и сегодня. Ред. Фохт-Бабушкин Ю.У. СПб., 1997.
  433. Художественная культура в докапиталистических формациях. Л., 1984.
  434. Художественная культура и развитие личности. Отв. ред. Ю.У. Фохт-Бабушкин. М., 1987.
  435. Дж. Установления гармонии. В сб.: Эстетика Ренессанса. Т. 2. Сост. В. Шестаков. М., 1981.
  436. Человек в мире художественной культуры. Отв. ред. Ю.У.Фохт-Бабушкин. М&bdquo- 1982.
  437. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990.
  438. Е.П. Сопричастность красоте и духу: Взаимодействие культур Востока и Запада. М., 1991.
  439. Т.В. Герменевтика и музыкознание: Обзор //PC Общие проблемы искусства. Вып. 1.-М., 1984.
  440. Т.В. Критика современных зарубежных музыковедческих концепций 70−80-х годов: Обзор //PC Музыка. Вып. 1. М, 1985.
  441. Т.В. Современная марксистско-ленинская эстетика музыкального искусства: Проблемы и перспективы развития. — М., 1988.
  442. Д.С. Творчество и информация. В сб.: Математика и искусство: Труды Международной конференции. М., 1997.
  443. Черносвитов Г1.Ю. Имитативное моделирование картин мира. В сб.: От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. М., 1998.
  444. П.Ю. О зависимости «картины мира» от типа мышления. Мир психологии, 1996, № 4/9/.
  445. Т., Щербаков Р. Ошеломляющее разнообразие жизни. -М., 1990.
  446. А. Культура и этика. М., 1973.
  447. К. Работы по теории информации и кибернетике. М., 1964.
  448. Н.Д., Петров В. М. Дедуктивное конструирование эстетической сферы: панорама объектов, основанных на воздействии эмоции. В сб.: Искусство и эмоции. Материалы международного научного симпозиума. — Пермь, 1991.
  449. В. У истоков искусства. М., 1971.
  450. Т. Социальная психология. М., 1969.
  451. Л.С. Язык как естественная модель становления целого. В сб.: Синергетика и методы науки. СПб., 1998.
  452. B.C. Структура исторического знания и картина мира. -Новосибирск, 1990.
  453. А. Полн. собр. соч. Т. 1.-М., 1923.
  454. О. Закат Европы. Т. 1: Образ и действительность. Новосибирск, 1993.
  455. Ю.А., Шаров A.A. Системы и модели. М., 1982.
  456. Е.М. Проблемы культуры в западной социологии. Вопросы философии. 1967, № 1.
  457. Г. Детерминированный хаос. -М., 1988.
  458. С. Часовой Армагеддона: фантастический роман. М., 1998.
  459. Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт этнографического исследования системы. 1986−1989. СПб., 1993.
  460. Л.В. Языковая система и речевая деятельность. М., 1974.
  461. Эко У. Имя розы. Минск, 1993.
  462. Экспертные оценки и восприятие искусства. М., 1977.
  463. М. Космос и история. М., 1987.
  464. Эмоции, творчество, искусство: Тезисы докладов Международного симпозиума. Пермь, 1997.
  465. Энциклопедия для детей. Т. 1: Всемирная история. М., 1993. 5 10. Энциклопедия кибернетики. В 2-х тт. — Киев, 1975. 511. Эпштейн М. Парадокс ускорения. — В сб.: Парадоксы новизны.
  466. Эстетика: Словарь. M., 1989.
  467. Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.5 14. Эшби У. Росс. Введение в кибернетику. M., 1958.
  468. У. Росс. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения. М., 1962.
  469. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993.
  470. А.З. Революция и театр. Л., 1977. 5 18. Язык и бессознательное. — M., 1996.572
  471. Р. Речевая коммуникация. В кн.: Якобсон Р. Избранные рабо ты. -М&bdquo- 1985.
  472. Ю.В. История цивилизаций. -М., 1995.
  473. В.Н. Время в эволюции культуры: Философские очерки. Са ратов, 1989.
  474. Abel W. The Collective dream in Art. Harvard Univ., 1957.
  475. Abraham R.H. Chaos, gaia, eros: The orphic trinity in myth and science. -San Francisko, 1994.
  476. Adorno Т. Philosophie der neuen Music. Frankfurt am Main. 1956.
  477. Adorno T.W. Einleitung in der Musiksoziologie. Frankfurt am Main, 1962.
  478. Agger B. Cultural Studies as Critical Theory. L., 1992.
  479. Allan W.D. Philosophies of music history. N.Y., 1939.
  480. Altmann G., Koch W.A., eds. New Paradigms for the Human Sciences. -Berlin, 1997.
  481. Anastasi A. Differential psychology. 3llj ed. New York, 1958.
  482. Angel J.-L. A racial analysis of the Ancient Greeks: An essay on the use of morphological types. -American Journal of Physical Anthropology, 1944, v. 2(31), N4.
  483. Angel J.-L. Social biology of Greek cultural growth. American Anthropologist, 1946, v.48, N 4, part 1.1 1. Aristotelis Opera. Edidid Academia Regia Borussica, v.II. Berolini, 1831.
  484. Aspekte der Kultursoziologie. Aufsatze zur Soziologie. Philosophie. Antropologie und Geschichte der Kultur. В., 1982.
  485. Bell D. The cultural contradictions of capitalism. N.Y., 1976.
  486. Benedict R. The Chrysanthemus and the Sword. Camb., Mass., 1946.
  487. Benedict R.F. Patterns of culture. Boston, 1934.
  488. Benjamin Lee Whorf. Language, Thought and Reality. L., 1986.
  489. Bertalanffy L. von. General System Theory: Foundations, Development, Applications. L., 1971.
  490. Boas Fr. Race, language and culture. N.Y., 1940.
  491. Boas Fr. The mind of primitive man. -N.Y., 1938.
  492. Brake M. Comparative youth culture: the sociology of youth cultures and youth subcultures in America, Britain and Canada. L., 1985.
  493. Bremner R. Excursions in the Interior of Russia. London, 1839.
  494. Brown R.B.Up from Elitism. The Aesthetics of Popular Fiction. In: Studies in American Fiction. 1983, August.
  495. Browne, Ray B. Hero with 2000 faces. In: The Hero in Transition. Ohio, 1983.
  496. Bruner J.S. Actual minds, possible worlds. Cambridge, Ma.: Harvard University Press. 1986.
  497. Bruner J.S. The formats of language acquisition. In: American Journal of Semiotics, 1. 1982.
  498. Brunschvig L. La philosophie de 1'esprit. Paris, 1949.
  499. Burckhardt J. Griechische Kulturgeschichte. 3 Aufl. Berlin- Stuttgart, 1898, Bd. 2.
  500. Burt C. The Psychology of art. In: How the mind works. L., 1933.
  501. Carnap R. The Logical Structure of the World and the Pseudo-problems in Philosophy. Berkley, 1967.
  502. Carnap R., Bar-Hifel J. An outline of theory of semantic information. In: Tech. Rep. 247. MIT. 1952.
  503. Cavalli-Sforza L.L., Feldman M.W. Cultural transmission and Evolution: A Quantitative Approach. Princeton, N.Y., 1981.
  504. Certeau M., de. La culture au pluriel. P., 1980.
  505. Checkland P.B. Systems Thinking, System Practice. Chichester, 1986 (first ed. — 1981).
  506. Christie A. Selected Detective Prose. M., 1989.
  507. Cohen B. The Science of Cultural Man. V. 1−3. L., 1988−1989.
  508. Csanyi V. Evolutionary systems and society: A general theory of life, mind and culture. Durham: Duke Univ., 1989.
  509. Cultural analysis.--Boston, 1984.38
Заполнить форму текущей работой