Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Административное производство по административно-правовым спорам

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенности структуры и содержания административного производства по спорам, возникающим из адмипистративпо-охрапитсльпых правоотношений, определяюттипизированные стадии данного производства, а также административно-правовые процедуры, в соответствии с которыми данное производство осуществляется. Типизированными стадиями административного производства, но спорам, возникающим… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Понятие, место и роль административного производства по административно-правовым спорам в структуре административного процесса
    • 1. 11. оиятис административного процесса и административного производства
    • 2. 11. опятие, основные признаки и правовая основа административного производства, но административно-правовым спорам
    • 3. Место и роль административного производства по административно-правовым спорам в структуре административного процесса
  • Глава 2. Основные виды административного производства, но административно-правовым спорам
    • 1. Особенност и административного производства по административно-правовым спорам, возникающим из административно-распорядительных правоотношений
    • 2. Особенности административного производства по спорам, возникающим из административно-охранительных правоотношений
    • 3. Проблемы законодательного регулирования административных производств по спорам, возникающим из административно-распорядительных и административно-охранительных правоотношений

Административное производство по административно-правовым спорам (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы

исследования предопределена статьями 2 и 18 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми права и свободы человека’и гражданина признаются в Российской Федерации высшей ценностью и рассматриваются в качестве критерия, определяющего смысл и содержание дея тельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В связи с этим для административно-правовой пауки представляемся, с одной стороны, насущной разработка соответствующей данным конституционным установлениям теоретической основы механизма досудебного разрешения административно-правовых споров, возникающих между наемными лицами (физическими лицами и организациями) и административными органами (органами исполнительной власти и органами местного самоуправления). С другой стороны, представляется назревшей необходимость разработки и проведения научно обоснованной комплексной процессуализации деятельности квазисудсбиых (административпо-юрисдикционпых) органов, уполномочен пых разрешать административно-правовые споры.

Важным фактором актуальности исследования является неуклонный рост общего числа несистематизированных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, в которых устанавливаются разнообразные по содержанию и процессуальным срокам административно-правовые процедуры разрешения данными органами админисм ратив-по-правовых споров в подведомственных им сферах общественных отношений.

13 целях систематизации массива современного российского законодательства, регулирующего деятельность административных органов, предпринимались попытки создания закона, регламентирующего административно-правовые процедуры1, по они не были поддержаны законодателем. Необходимо отмеч’ить, что до настоящего времени в структуре федерального законодательства отсутствует кодифицированный нормативный правовой акт, который бы закрепил понятие административно-правового спора, определил ясную и понятную систему специализированных квазисудебных (адмипист-ративно-юрисдикциоппых) органов, наделяемых полномочиями по разрешению административно-правовых споров, а также установил единообразные административные процедуры досудебного разрешения административно-правовых споров.

Особенно актуальной избранная тема представляемся в свете административной реформы, проводимой в стране. В контексте концепции данной реформы отмечается низкая эффективность государственной власти, коррумпированность государственного аппарата, падение доверия граждан к государственным институтам и государственным служащим и, соответственно, указывается па необходимость внедрения механизмов досудебного обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц, а также делается акцент на таких приоритетных направлениях проведения реформы, как организационное разделение функций надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и организациямисключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти2.

Научная разработанность проблемы.

Из анализа многочисленных отечественных научных работ, посвященных исследованию проблем разрешения административно-правовых споров советского и постсоветского периодов, следует отметить, что в них основной акцент сделан па выработке общетеоретических основ разрешения админи.

1 См. например, 'законопроект федеральною чакона «Об админнсIраг ииных процедурах», пред-епшлепный К. Окштайном и В. Абросимой // Закоиодаюльспю и экономика. 2002. № 6.

См: Распоряжение Правшельсгва РФ 01 25.10.2005 № 1789-р «О концепции административной реформы и Российской Федерации к 2006 2010 годах» (в ред. 2008 г.). стративно-правовых споров, а также акцентировано внимание па особенностях судебного разрешения административно-правовых споров.

Разработке общетеоретических основ механизма разрешения административно-правовых споров посвящены работы таких отечественных ученых, как Д. Ь. Зеленцов, 11. И. Кононов, I:. Н. Лупарсв, I. К). Хамапева, Д. ! I. Шергип и др.

Среди авторов, которые специально исследовали механизм судебного разрешения административно-правовых споров, можно назвать М. В. I Никифорова, М. В. Папагупшпа, И. П. Панову, П. В. Сухареву, Д. В. Чубарова и некоторых других ученых.

Оценивая указанные отечественные работы, можно сделать вывод, ч то они, но сути, образуют теоретическую базу разрешения административно-правовых споров как в судебном, так и пссудсбпом порядке, по не устраняют проблему отсутствия единообразия административно-процессуальных форм деятельности квазисудебпых (административио-юрмсдикционных) органов по разрешению административно-правовых споров.

Цели и задачи исследовании.

Цель исследования состоит в разработке концептуальных теоретических основ разрешения административно-правовых споров в административном производстве.

Для достижения указанной цели поставлены и решены следующие задачи: уяснить понятия и установить соотношение административного процесса и административного производствавыработать понятие административного производства по административно-правовым спорам, определить его характерные признаки и основные видыопределить место и роль административного производства по административно-правовым спорам в структуре административного процессавыявить особенности административного производства по спорам, возникающим из административно-распорядительных правооI ношенийвыявить особенности административного производства по спорам, возникающим из административно-охранительных правоотношенийопределить проблемы законодательного регулирования административных производств по спорам, возникающим из административно-распорядительных и адмипистративпо-охрапитсльпых правоотношений, разработать основные пути их разрешения.

Обьектом исследовании являются общественные отношения, складывающиеся в сфере досудебного разрешения административно-правовых споров административными органами (органами исполнительной власти и органами местного самоуправления).

Предмет исследовании составляют теоретические положения досудебного разрешения административно-правовых споров в административном производстве, а также нормы, регулирующие административно-процессуальные формы деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по разрешению административно-правовых споров.

Методологическая основа и источники исследовании.

Методологической основой исследования является системный подход к анализу проблем досудебного разрешения административно-правовых споро!?.

При подготовке диссертации использовались такие методы научного познания, как формально-логический и формально-юридический методы, метод нормативно-правового моделирования, метод структурно-системного анализа и некоторые другие методы.

Теоретическую базу исследовании составляют научные труды по проблемам административного процесса, а также проблемам административного производства и административных процедур, связанных с административно-правовыми спорами.

13 частости, научный анализ проблем разрешения адмипистратив-но-правовых споров в административном производстве основывается па трудах таких отечественных ученых, как Л. Л. Алехин, Д. II. Ьахрах, К. С. Вельский, Л. Л. Демин, Н. В. Додип, О. К. Застрожпая, А. Н. Зеленцов,.

A. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов, 11. И. Кононов, А. II. Коренев, В. В. Лазарев, В. А. Лория, В. Ь. Лупарев, Д. В. Малько, 11. И. Мату зов, И. П. Панова, II. Г. Салищева, В. Д. Сорокин, К). 11. Старилов, Д. И. Стахов, М. С. Студен и кипа, 11. В. Сухарева, 10. Д. Тихомиров, Д. 11. Шерпш,.

B. Д. Юсупов, К). Д. Хамансва, II. Ю. .Якимов и др.

Нормативную базу диссертации составляю'!' Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок разрешения административно-правовых споров органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в Российской Федерации.

Эмпирическую базу исследовании составляют материалы досудебного разрешения административно-правовых споров, возникших между частными лицами (физическими лицами или организациями) и отдельными видами административных органов (органов исполнительной власти или орт-нов местного самоуправления), а 'также судебная практика, связанная с разрешением административно-правовых споров.

Обосновывая выводы и предложения, диссертант опирался па анализ свыше 120 актов органов внутренних дел, налоговых и таможенных органов, органов государственного пожарного надзора, территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, составленных по жалобам граждан и организаций па действия (бездействие) должностных лиц указанных органовболее-50 актов главы администрации г. Кирова, составленных по жалобам граждан и индивидуальных предпринимателей па решения, действия (бездействие) должностных лиц, структурных подразделений итерриториальных органов администрации г. Кирова, принятых (совершенных) в обласги градостроительства, земельных правоотношений, образования, экологичс-ской и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Научная новизна исследования.

Работа является комплексным исследованием проблем разрешения административно-правовых спором в административном производстве. 11аучпая новизна диссертации определяется: классификацией административных правоотношении, из которых возникают административно-правовые споры, на два основных вида: административно-распорядительные правоотношения и адмиписфа тивпо-охрапитсль-пые правоотношенияразработкой комплексного понятия и специального классификатора административных’дел об административно-правовых спорах: разработкой попятийпо-категорийпого аппарата, раскрывающего природу, структуру и содержание административного производства по административно-правовым спорамразработкой понятия и определением характера, структуры и содержания административного производства по спорам, возникающим из адмнпист-ративн0-рас!юряди'1слы1ых правоопюшепийразработкой понятия и определением характера, структуры и содержания административного производства по спорам, возникающим из адмипист-ративпо-охрапитсльпых правоо пюшепийпредложениями по систематизации и унификации массива законодательства, регулирующего административное производство по спорам, возникающим из административно-распорядительных и административно-охранительных правоотношений.

Положения, вы носимые па защиту.

Па защиту автором выносятся следующие основные положения диссертационного исследования.

1. Понятие и характерные признаки административно-правового спора как разрешаемого квазисудебпым (адмипистративпо-юрисдикционным) органом разногласия частного лица (физического лица или организации) и административного органа (органа исполнительной власти или органа местного самоуправления) относительно правомерности и (или) обоснованности решения, действия (бездействия) админпстративпого органа, связанного с обеспечением исполнения материальных норм административного и других отраслей публичного права физическими липами и организациями.

2. Классификация административных правоотношений, из которых возникают админисчративпо-правовые споры, па два основных вида (административно-распорядительные правоотношения, складывающиеся между административными органами и частными лицами по поводу оказания содействия физическим лицам и организациям в реализации их прав и законных интересов, предусмотренных материальными нормами административного и других отраслей публичного нраваадминистрач ивпо-охрапительпые правоотношения, складывающиеся между административными органами и частными лицами по поводу обеспечения охраны прав и законных интересов частных лиц. предусмотренных материальными нормами административного и других отраслей публичного права, от административных правонарушений, а также от разнообразных вредоносных техногенных и природных факторов окружающей среды) и производные виды, обусловленные спецификой природы и содержанием разногласий сторон споров, возникающих из административно-распорядительных и административно-охранительных правоотношений.

3. 11опятие административного дела об административно-правовом споре (адмииистра'тинпо-спорного дела) как разрешаемого администратпв-по-юрисдикциопиым органом круга юридических вопросов о разногласии частного лица и административного органа относительно правомерности и (или) обоснованности адмпнистрагивпо-распорядительпых решений, дейсч-вий (бездействия) административного органа (решений, действий (бездействия) административного органа, связанных с управлением государственным имуществом и оказанием государственных услуг) либо относительно правомерности и (или) обоснованности административно-охранительных решений, действий (бездействия) административного органа (решений, действий (бездействия) административного органа, связанных с предупреждением, выявлением и пресечением административных правонарушений, устранением причиненного данными правонарушениями вреда, а также связанных с выявлением и устранением вредоносных факторов воздействия чехпогеипых и природных источников опасности).

4. Классификация административно-спорных дел па основные виды, предопределенные природой административных правоотношений, из которых возникают данные споры (административно-спорные дела, возникающие из административно-распорядительных отношений, административно-спорные дела, возникающие из административно-охранительных отношений), и производные виды, обусловленные особенностями природы и содержания разногласий сторон административно-правовою спора.

5. Понятие и особенности административного производства по административно-правовым спорам, возникающим из административно-распорядительных отношений как системы последовательно совершаемых (принимаемых) компетентным административно-юрисдикционным органом действий (решений) по разрешению дел о разногласии физического лица или организации и административного органа относительно правомерности и (или) обоснованности адмипистративно-распоряди тельных решений, действий (бездействия) административного органа, i.e. решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти или органа мссшого самоуправления, связанных с оказанием содействия физическому лицу или организации в реализации прав и законных интересов данного лица или организации, предусмотренных материальными нормами административного права и других отраслей публичного нрава.

6. 11опятие и особенности характера, структуры и содержания административного производства по административно-правовым спорам, возникающим из административно-охранительных отношений как системы послсдователыю совершаемых (принимаемых) компетентным админисмративпо-юрис-дикциопным органом действий (решений) по разрешению дел о разпо!'ласии физимеско1, о лица или организации и административного органа относительно правомерности и (или) обоснованности административно-охранительных решений, действий (бездействия) административного органа, т. е. решений, действий (бездействии) органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, связанных с выявлением и устранением административных правонарушений, а чакже с выявлением и устранением вредоносных факторов, воздействия техногенных и природных источников опасности.

7. (Вывод о необходимости осуществления систематизации и унификации норм действующего российского законодательства, регламентирующих порядок досудебного разрешения дел о разногласиях физического лица или организации и административного органа относительно правомерности и (или) обосповаппос'1'и административно-распорядительных и административно-охранительных решений, действий (бездействия) указанного органа.

Такую систематизацию и унификацию законодательства предлагается провести посредством разработки и принятия специализированного нормативного правового акта — федерального закона «О порядке досудебного разрешения административно-правовых споров». В названном законе представляемся целесообразным установить единые общие правовые начала и единый общий порядок досудебного разрешения административно-правовых споров, возникающих как из административно-распорядительных, мак и из адмипи-стративпо-охрапитсльпых правоомношений. Особенности разрешения отдельных категорий административно-правовых споров могут быть определены на основе данного федерального закона в специальных федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации и в основанных па них подзаконных нормативных правовых актах.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

Теоретическое значение работы заключаемся в обоснованности автором нового методологического подхода к исследованию механизма досудебного разрешения административно-правовых споров в Российской Федерации, сопоставимого со сложившимися отечественными и зарубежными доктринами административного процесса, административного производства и адмипист-рa i ивпо-правового спора.

Определение в paooie сущности, содержания, а также основных и производных категорий административного дела об административно-правовом споре создает теоретическую основу для выделения двух основных видов административного производства по административно-правовым спорам: 1) административное производство по спорам, возникающим из адмипистра-тпвно-распоряднчельпых правоотношений- 2) административное производство по спорам, возникающим из административно-охранительных правоотношений. Разработанные в работе критерии оценки сущности, характера, структуры и содержания административных производств по спорам, возникающим из административно-распорядительных и административно-охрани-тсльных правоотношений, могут стать основой для развития теории административно-защитного процесса в Российской Федерации.

Практическое значение диссертации состоит в том, что сформулированные в работе определения, выводы, предложения, рекомендации и обобщения могут быть использованы для проведения в рамках административной реформы комплексной систематизации и унификации массива федеральных законов, а 'также нормативных правовых акчов федеральных органов исполнительной власти, регламентирующих порядок досудебного разрешения административно-правовых споров.

Материалы диссертации могучбыть использованы для подготовки учебников и учебных пособий по курсам «Административное право Российской Федерации» и «Административный процесс в Российской Федерации», a laioicc i? преподавании специального курса по проблемам адмиписфатив-по-правовой защиты прав и законных интересов физических лиц и организаций.

Апробация результатов исследовании.

Основные теоретические положения и выводы, практические рекомендации диссертационной работы опубликованы в научных статьях и учебной литературе.

Основные идеи диссертации 'также апробированы в выс|уплепиях па международных и межрегиональных конференциях, в юм числе: на 5 международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юридической пауки и правоприменительной практики» (17 ноября 2006 г., Киров), на 4 межрегиональной научно-практической конференции «Российское право, история, современность и перспективы» (20 апреля 2007 г., Киров), па международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития юридической науки и правоприменительной практики» (12 декабря 2008 г., Киров).

Диссертация в целом обсуждалась па заседаниях кафедры государственно-правовых дисциплин ГОУ НПО «Вячский государственный гуманитарный университет» и кафедры административного и финансового права ГОУ В110 «Российский университет дружбы пародов».

Основные результаты проведенного исследования нашли отражение в семи опубликованных автором статьях общим обьемом 2,8 печатных листов, одна из которых опубликована в журнале «Закон и право», рекомендованном ВАК Министерства образования и пауки Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данном диссертационном исследовании разработано понятие административного производства по административно-правовым спорам, определены его сущность и содержание, а также выделены и разработаны паучно-обоспованпыс модели основных видов данного производства: административного производства по спорам, возникающим из административно-распорядительных правоотношений, и административного производства по спорам, возникающим из административно-охранительных правоотношений.

Особое внимание в диссертационном исследовании уделено разработке мер, но систематизации и унификации массива нормативных правовых актов, составляющих правовую основу административного производства по спорам, возникающим из административно-распорядительных правоотношений, и административного производства по спорам, возникающим из административно-охранительных правоотношений.

Проведенное автором исследование позволило сделать следующие основные выводы.

1. Сформировавшиеся научные концепции понимания административного процесса и административного производства позволяют рассматривать административное производство по административно-правовым спорам в структуре административного процесса в качестве формы досудебного разрешения административно-правовых споров уполномоченными квазисудсб-пыми (адмипистративио-юрисдикциоппыми) органами.

При чаком подходе административно-правовой спор может рассматриваться как разрешаемый адмипистративно-юрисдикциоппым органом круг юридических вопросов о разногласии физического лица или организации и административного органа (органа исполнительной власти или органа местного самоуправления) относительно правомерности и (или) обоснованности решения, действия (бездействия) административного органа, принятого (совершенного) административным органом в связи с обеспечением исполнения материальных норм административного и других отраслей публичного права физическими лицами и организациями.

Па основании предложенного определения можно назвать характерные признаки административно-правового спора. Во-первых, административно-правовой спор, как всякий иной спор, представляет собой разногласие персонифицированных сторон. В отличие от иных споров сторонами административно-правового спора выступают персонифицированные субъекты административных правоотношений. Во-вторых, сторонами административно-правового спора, с одной стороны, выступают административные органы, а с другой стороны, частные лица (физические лица или организации, не находящиеся в организационном подчинении административных органов). Сторонами административно-правового спора выступают: административный ответчик — административный орган, принявший решение либо совершивший действие (бездействие), которое, по мнению физического лица или организации, является неправомерным или необоснованнымадминистративный заявитель — физическое лицо или организация, выразившее 1? установленной форме несогласие с решением, действием (бездействием) административного органа, которое по мнению физического лица или организации является неправомерным и (или) необоснованным. В-третьих, административно-правовой спор является самостоятельным видом юридических споров. Административно-правовой спор представляет собой разногласие физического лица или организации и административного органа относительно правомерности и (или) обоснованности решений, действий (бездействия) административного органа, связанных с обеспечением реализации публичных нрав, свобод и законных интересов физического лица или организации, не подчиненных по службе данному органу. Предметом административно-правового спора являются: публичные права и законные интересы физического лица или организации, которые, но их мнению, нарушены решением, действием (бездействием) административного органапубличные обязаппости, которые по мнению физического лица или организации, незаконно возложены па них в результате решения, действия (бездействия) административного органаадминистративные наказания, которые, по мнению физического лица или организации, незаконно назначены им административным органом. В-четвертых, разногласие сторон административно-правового спора призван разрешить по существу компетент ный несудебный орган (адмипист-ративпо-юрисдикциоппый орган) па основании выраженного в установленной форме несогласия физического лица или организации с решением, действием (бездействием) административного органа, которое, по мнению физического лица или организации, является неправомерным и (или) необоснованным. Само намерение субъекта административного правоотношения оспорить принятое в отношении пего решение, действие (бездействие) административного органа, не выраженное в установленной форме пе может свидетельствовать о возникновении административно-правового спора.

2. Правовой предпосылкой возникновения административно-правового спора выступают административные правоотношения, которые па основании ст. 2, 18 Конституции Российской Федерации можно подразделить в зависимости от соотношения публичных прав и законных интересов их участников — административных органов и частных лиц на два основных вида: административно-распорядительные правоотношения и административно-охранительные правоотношения.

Административно-распорядительные правоотношения складываются между административными органами и частными лицами, но поводу оказания административными органами содействия физическому лицу или организации в реализации их нрав и законных интересов, предусмотренных материальными нормами административного и других отраслей публичного права. В административно-распорядительном правоотношении, из которого возникает административно-правовой спор, административный орган уполномочен принимать решение, совершать иные действия (бездействие), связанные с оказанием содействия физическому лицу или организации в реализации их прав и законных интересов, предусмотренных нормами административного и других отраслей публичного нрава. В силу особенностей содержания решения, действия (бездействие) административного органа, связанные с оказанием содействия физическому лицу или организации в реализации их прав и законных интересов, предусмотренных нормами административного и других отраслей публичного права, можно назвать административно-распорядительными. Из анализа действующего российского законодательства представляется обоснованным подразделить административно-распорядительные решения, действия (бездействие) административных органов, связанные с административно-правовыми спорами, па два типизированных вида:

1) административно-распорядительные решения, действия (бездействие) по управлению государственным имуществом;

2) административно-распорядительные решения, действия (бездействие) по оказанию государственных услуг.

Административно-охранительные правоотношения, из которых возникают административно-правовые споры, складываются между административными органами и частными лицами, но поводу обеспечения охраны прав и законных интересов частых лиц, предусмотренных нормами административного права и других отраслях публичного права, от административных правонарушений, а также разнообразных вредоносных техногенных и природных факюров окружающей среды. В указанных административных правоотношениях административный орган уполномочен в отношении физического лица или организации принимать решения, совершать иные действия (бездействие), связанные с выявлением, предупреждением и пресечением административных правонарушений, устранением причиненного данными правонарушениями вреда (далеевыявление и устранение административных правонарушений), а также решения, действия (бездействие), связанные с предупреждением, выявлением, нейтрализацией вредоносных факторов воздействия 'техногенных и природных источников опасности (далее — выявление и устранение вредоносных техногенных и природных факторов окружающсй среды). В силу особенностей содержания решения, действия (бездействие) административного органа, связанные с выявлением и устранением административных правонарушений, а также с с выявлением и устранением вредоносных техногенных и природных факторов окружающей среды, можно назвать административно-охранительными. Из анализа специальной литературы и действующего законодательства представляется обоснованным подразделить административно-охранительные решения, действия (бездействие) административных органов, связанные с административно-правовыми спорами, па три типизированных вида: 1) адмипистративпо-надзорпые решения, действия (бездействие) — 2) административно-санкционирующие решения, действия (бездействие) — 3) адмипистративно-деликтпыс решения, действия (бездействие).

3. Административное дело об административно-правовом споре (административно-спорное дело) представляет собой разрешаемый адмипистра-тивно-юрисдикциоппым органом круг юридических вопросов о разногласии физического лица или организации и административного органа относительно правомерности и (или) обоснованности административно-распорядительных решений, действий (бездействия) административного органа либо относительно правомерности и (или) обоснованности административно-охранительных решений, действий (бездействия) административного органа. Используя предложенный подход логично выделить основные и производные категории данных дел. Основные категории адмипистратпвпо-спорных дел предопределены природой административных правоотношений, из которых возникают данные споры. Таковыми являю тся: 1) дела о спорах, возникающих из административно-распорядительных правоотношений- 2) дела о спорах, возникающих из административно-охранительных правоотношений.

Дело о споре, возникающем из административно-распорядительных правоотношений, представляет собой разрешаемый административ-но-юрисдикционпым органом круг юридических вопросов о разногласии физичсского лица или организации и административного органа относительно правомерности и (или) обоснованности административно-распорядительного решения, действия (бездействия) административного органа. Особенности дела о споре, возникающем из административно-распорядительных отношений, можно уяснить, если из анализа действующего федерального законодательства и специальной литературы определить предмет и стороны данного спора, адмипистративпо-юрисдикциоппые органы, уполномоченные разрешать спор, а также установленную форму разногласия сторон спора. Предметом спора, возникающего из административно-распорядительных отношений, следует считать права и законные интересы физического лица или организации, ко’торые предусмотрены в материальных нормах административного и других отраслей публичного нрава и которые, но мнению физического лица или организации, нарушены или ограничены 1? реализации решением, действием (бездействием) административного органа, связанным с оказанием содействия физическим лицам и организациям в реализации их публичных прав и законных интересов. Сторонами рассматриваемого спора являются административный заявитель и административный ответчик по спору, возникающему из административно-распорядительных отношений. Административным заявителем по спору, возникающему из административно-распорядительных отношений, выступает физическое или организация, обладающие правом выразить компетентному адмипистратив-по-юрисдикциоипому органу в установленной законом форме несогласие с административно-распорядительным решением, действием (бездействием) административного органа (должностного лица, структурного подразделения, территориального органа административного органа), в результате которого, по мнению физического или организации, нарушены нрава и законные интересы данного лица или организации, предусмотренные в материальных нормах административного права и других отраслей публичного права, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо публичная обязанность. Административных заявителей по данному спору можно сгруппировать следующим образом: административные заявители по спорам, связанным с оказанием государственных услугадминистративные заявители по спорам, связанным с управлением государственным имуществом. Административным ответчиком по спору, возникающему из административно-распорядительных отношений, следует считать административный орган, принявший 15 рамках установленной компетенции административно-распорядительное решение или совершивший административно-распорядительное действие (бездействие), в результате которого, по мнению физического или организации, нарушены права или законные интересы данного лица или организации, предусмотренные в материальных нормах административного права и других отраслей публичного права, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо публичная обязанность. Оценивая федеральное законодательство, можно сгруппировать административных ответчиков по спору, возникающему из административно-распорядительных отношений, следующим образом: должностные лица органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, наделяемые административно-распорядительными полномочиями по управлению государственным имуществом и оказанием государственных услугструктурные подразделения и 'территориальные органы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, наделяемые самостоятельными административно-распорядительными полномочиями по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услугспециализированные государственные и муниципальные организации, наделенные самостоятельными административно-распорядительными полномочиями по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг. Компетентными адмипистративпо-юрисдикциопными органами по спорам, возникающим из административно-распорядительных правоотношений, следует считать органы исполнительной власти, исполпитсль-по-распорядитслы1ые органы муниципальных образований, должностных лиц данных органов, которые имеют право и одновременно несут обязаппость принимать решения и совершать иные действия, направленные па разрешение спора, возникающего из административно-распорядительных отношений, по существу. Из анализа действующего федерального законодательства можно сделать вывод, что в качестве адмипистративпо-юрисдикци-оппых органов по спорам, возникающим из административно-распорядительных правоотношений, могут выступать: органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, их структурные подразделения, территориальные органы, должностные лица, наделяемые полномочиями по разрешению споров, возникающих из административно-распорядительных правоотношений, в которых административный ответчик подчинен им по службеорганы исполнительной власти, органы местного самоуправления, их структурные подразделения, территориальные органы, должностные лица, наделяемые самостоятельными полномочиями по контролю деятельности административных ответчиков по спорам, возникающим из административно-распорядительных правоотношений, не находящихся в их служебной зависимостиструктурные подразделения и территориальные органы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, наделяемые полномочиями по разрешению споров, возникающих из административно-распорядительных правоотношений, от имени соответствующего органагосударственные и муниципальные организации, а 'также их структурные подразделения, наделяемые самостоятельными полномочиями па осуществление контроля деятельности административных ответчиков по спорам, возникающим из административно-распорядительных правооч ношений, которые не находятся в их служебной зависимости. Под установленной формой разногласия сторон спора, возникающего из административно-распорядительных правоотношений, следует считать выраженное адмипистратив-по-юрисдикциопному органу в предусмотренной законом или иным нормативным правовым актом форме несогласие административного заявителя с административно-распорядительным решением, действием (бездействием) административного ответчика, в результате которого, по мнению заявителя, нарушены его публичные права и законные интересы, созданы препятствия для их реализации либо незаконно возложена какая-либо публичная обязанность. Разнообразные формы разногласия сторон спора, возникающего из административно-распорядительных правоотношений, предусмотренные в нормах действующего федерального законодательства, могут быть систематизированы при помощи такой обобщающей категории, как административная жалоба па административно-распорядительное решение, действие (бездействие) административного органа. Административная жалоба па административно-распорядительное решение, действие (бездействие) административного органа представляет собой самостоятельный вид песудебной жалобы физических лиц и организаций и может быть определена как выраженное в установленной законом форме компетентному адмипистративпо-юрисдикци-оппому органу несогласие физического лица или организации с решением, действием (бездействием) органа исполнительной власти или органа местного самоуправления по оказанию содействия гражданам и организациям в реализации их публичных прав и законных интересов, предусмотренных материальными нормами административного и других отраслей права, в результате которого, по мнению физического липа или организации, нарушены публичные права или законные интересы данного лица или организации, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо публичная обязанность. В зависимости от особенностей содержания представляется обоснованным выделить в качестве специальных административных жалоб па административно-распорядительное решение, действие (бездействие): жалобу па решение действие (бездействие) административного органа по управлению государственным имуществомжалобу па решение действие (бездействие) административного органа по оказанию государственных услуг.

Дело о споре, возникающем из административно-охранительных правоотношений, представляет собой разрешаемый адмипистратив-по-юрисдикциоппым органом круг юридических вопросов о разногласии физического лица или организации и административного органа относительно правомерности и (или) обоснованности административно-охранительного решения, действия (бездействия) административного органа.

Административное дело о споре, возникающем из административно-охранительных правоотношений, по сути, представляет собой разрешаемый компетентным адмипистративпо-юрисдикциоппым органом круг юридических вопросов о разногласии физического или организации и административного органа относительно правомерности и (или) обоснованности ад-мипистративпо-охрапитслышых решений, действий (бездействия) административного органа. Особенност и содержания административного дела о споре, ¡-возникающем из административно-охранительных правоотношений, можно уяснить, если из анализа действующего федерального законодательства и специальной литературы определить предмет и стороны данного спора, ад-мипистративио-юрисдикциоппыс органы, уполномоченные разрешать спор, а 'также установленную форму разногласия сторон спора. Предметом спора, возникающего из административно-охранительных правоотношений, являются права и законные интересы физического лип и организаций, предусмотренные в нормах административного и других отраслей публичного права, которые, по мнению физического лица или организации, нарушены или ущемлены решением, действием (бездействием) органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, связанным с выявлением и устранением административных правонарушений либо с выявлением и устранением вредоносных факторов 'техногенных и природных факторов окружающей среды. Сторонами рассматриваемого спора являются административный заявитель и административный ответчик, но спору, возникающему из административно-охранительных правоотношений. Административным заявителем по спору, возникающему из административно-охранительных правоотношений, следует считать физическое или организацию, обладающие правом выразить компетентному административпо-юрисдикциоппому органу в установленной законом форме несогласие с административно-охранительным решением, действием (бездействием) органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, в результате которого, по мнению физического липа или организации, нарушены права или законные интересы данного лица или организации, предусмотренные в материальных нормах административного права и других отраслей публичного права, созданы препятствия к их реализации, незаконно возложена какая-либо публичная обязанность либо физическое лицо или организация незаконно привлечены к административной ответственности. Из анализа действующего федерального законодательства можно сгруппировать административных заявителей по спорам, возникающим из административно-охранительных правоотношений, следующим образом: 1) административные заявители по спорам, возникающим из административно-санкционирующих правоотношений- 2) административные заявители по спорам, возникающим из административно-надзорных правоотношений- 3) административные заявители по спорам, возникающим из адмипист-ративпо-дслик! пых правоотношений. Административным ответчиком по спору, возникающему из административно-охранительных правоотношений, следует считать орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, структурное подразделение или территориальный орган данных органов, принявший в рамках установленной компетенции административно-охранительное решение или совершивший адмипис! ратив-но-охрапительное действие (бездействие), в результате которых, по мнению физического лица или организации, нарушены права и законные интересы данного лица или организации, предусмотренные в материальных нормах административного права и других отраслей публичного права, созданы препятствия к их реализации, незаконно возложена какая-либо публичная обязанность либо физическое лицо или организация незаконно привлечены к административной ответственности. Оценивая действующее федеральное законодательство, можно сгруппировать административных ответчиков по спорам, возникающим из административно-охранительных правоотношений, следующим образом: должностные лица органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, наделенные собственными адмипистра-тивпо-охрапительпыми полномочиямиструктурные подразделения и территориальные органы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, наделенные собственными административно-охранительными полномочиямиспециализированные государственные и муниципальные организации, наделенные собственными административно-охранительными полномочиями. 11од компетентными адмипистративпо-юрисдикциоппыми органами, уполномоченными разрешать споры, возникающие из административно-охранительных правоотношений, следует понимать органы исполнительной власти, исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, структурные подразделения, территориальные органы и должностных лиц данных органов, которые имеют право и одновременно несут обязанность принимать решения и совершать иные действия по установлению соответствия закону или подзаконному нормативному правовому акту, а ¦также обоснованности административпо-охранитсльпого решения, действия (бездействия) органа исполнительной власти или органа местого самоуправления, выступающего административным ответчиком. Из анализа действующего законодательства можно С1 рупнировать административ-по-юрисдикционные органы по спорам, возникающим из адмипистратив-по-охрапитсльных правоотношений, следующим образом: органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные разрешать споры, возникающие из административно-санкционирующих правоотношенийорганы исполнительной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные разрешать по существу споры, возникающие из адми-нистративпо-падзорпых правоотношенийорганы исполнительной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные разрешать по существу споры, возникающие из адмипистративио-дсликтпых правоотношений. Под установленной формой разногласия сторон спора, возникающего из административно-охранительных правоотношений, следует понимать выраженное в предусмотренной законом или иным нормативным правовым актом форме компетентному адмипистративно-юрисдикциопному органу несогласие ад-миписчративпого заявителя с административно-охранительным (административно-санкционирующим, административно-надзорным или административ-но-деликтпым) решением, действием (бездействием) адмиппстративного ответчика, в результате которых, но мнению административного заяви теля, нарушены его публичные права или законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо публичная обязанность. Мри таком подходе представляется обоснованным рассматривать в качестве унифицированной формы разногласия сторон спора, возникающего из административно-охранительных правоотношений, административную жалобу на административно-охранительное решение, действие (бездействие). Такая жалоба может быть определена как выраженное в предусмотренной законом или иным нормативным правовым актом форме компетентному адмипистра-тивпо-юрисдикциоипому органу несогласие физического лица или организации с административно-санкционирующим, адмипистративно-падзорпым или адмипистративпо-дсликтным решением, действием (бездействием) органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, в результате которых, но мнению физического лица или организации, нарушены публичные права или законные интересы данного лица или организации, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо публичная обязанность. В зависимости от особенностей содержания представляется обоснованным выделить отдельные виды административной жалобы па административно-охранительное решение, действие (бездействие): административная жалоба па административно-санкционирующее решение, действие (бездействие) — административная жалоба па административно-надзорное решение, действие (бездействие) — административная жалоба па административ-ио-дсликтпос решение, действие (бездействие).

Производные виды административных дел по административно-правовым спорам можно выделить сопоставимо с отдельными видами административно-распорядительных и административно-охранительных решений, действий (бездействия) административного органа в зависимости от особенностей в природе и содержании разногласий сторон споров, возникающих из административно-распорядительных и административно-охранительных правоотношений.

4. Административное производство по административно-правовым спорам в структуре административного процесса может быть определено как система последовательно совершаемых (принимаемых) компетентным адмп-нистративно-юрисдикциопным органом действий (решений) по разрешению дел о разногласии физического лица или организации и административного органа относительно правомерности и (или) обоснованности административно-распорядительного или адмипистративно-охрапителыюго решения, действия (бездействия) административного органа, принятого (совершенного) в отношении физического лица или организации.

Из анализа сформулированного определения и сформировавшегося массива российского законодательства можно выделить ряд характерных признаков административного производства по разрешению административно-правовых споров. Во-первых, административное производство по административно-правовым спорам представляет собой особый вид деятельности компетентных квазисудебных (адмипистративпо-юрисдикциопных) органов, под которыми понимаются органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, а также их должностные лица, структурные подразделения, территориальные органы, наделяемые государственно-властными полномочиями по разрешению адмипистративпо-спорпых дел. Деятельность судебных органов по разрешению судебных дел об административно-правовых спорах следует признать административным судопроизводством по административно-правовым спорам и, соответственно, рассматривать полномочия судей по разрешению административно-правовых споров в качестве одного из видов полномочий судей в рамках административного судопроизводства. Во-вторых, основанием возбуждения административного производства по административно-правовым спорам является выраженное в установленной форме разногласие физического лица или организации и административного органа относительно правомерности и (или) обоснованности адмипистратив-по-распорядительпого или административпо-охраиителыю1'о решения, действия (бездействия). Такое разногласие, по общему правилу, выражается ад-министративно-юрисдикциоппому органу физическим лицом или организацией в форме несогласия с административно-распорядительным или административно-охранительным решением, действием (бездействием) административного органа. В нормах действующего российского законодательства можно обнаружить самые разнообразные несистематизированные формы несогласия физического лица или организации с решениями, действиями (бездействием) административного органа. В-третьих, административное производство по административно-правовым спорам представляет собой! систему последовательно совершаемых адмипистративпо-юрисдикционпым органом действий и принимаемых решений, направленных па установление истины по административно-спорному делу, т. е. оценку правомерности (соответствия закону или подзаконному нормативному правовому акчу) и обоснованности (мотивированности) административно-распорядительного или административно-охранительного решения, действия (бездействия) административного органа, выступающего административным ответчиком по административно-правовому спору. В-четвертых, адмииистративпо-юрисдикциопный орган, усилиями которого осуществляется административное производство по административно-правовому спору, как правило, связан по службе с административным органом, решения, действия (бездействие) которого оспариваются, т. е. является для пего вышестоящим по иерархии административным орт-пом. В отдельных случаях адмипистративно-юрисдикциоппый орган и административный орган, решения или действия (бездействие) которого оспариваются, могут быть не связанными по службе. В-пятых, административное производство по административно-правовым спорам осуществляется в несу-дебпом порядке. Данное производство осуществляется адмипистратив-по-юриедикционпым органом в соответствии со специальными адмипистративно-правовыми процедурами. В-шестых, в административном производстве по административно-правовым спорам можно выделить специфический круг участников. Участниками данного производства являются: 1) компетентный адмипистративно-юрисдикциоипый орган — административный орган, наделенный полномочиями по разрешению административно-правового спора- 2) заинтересованные лица: административный ответчик, административный заявитель, иные заинтересованные лица- 3) липа, содействующие разрешению административно-правового спора: прокурор, представители сторон административно-правового спора, эксперт', переводчик, свидетели.

5. В структуре административного процесса административное производство по административно-правовым спорам тесно взаимосвязано с иными административными производствами.

Во-первых, административное производство, но административно-правовым спорам сопоставимо с иными административными производствами, составляющими административный процесс, является самостоятельным видом административного производства, который обусловлен особой категорией административных дел — административными делами об административно-правовых спорах (административно-спорными делами).

Во-вторых, место административного производства по адмипистратив-по-правовым спорам в структуре административного процесса определяют цель, задачи и принципы данного производства. 11, сль административного производства по административно-правовым спорам состоит в защите публичных прав и законных интересов физического лица или организации от противоправных и (или) необоснованных административно-распорядительных и адмииистративпо-охрапительпых решений, действий (бездействия) административных органов. Задачами административного производства по административно-правовым спорам являются: 1) проверка законности и обоснованности административно-распорядительного или административно-охранительного решения, действия (бездействия) адмипистратинного органа, выступающего административным ответчиком по административно-правовому спору- 2) принятие административно-правовых мер по устранению нарушений законности в административно-распорядительных или административно-охранительных решениях, действиях (бездействии) административного органа, выступающего административным ответчиком по административно-правовому спору- 3) устранение причин и условий, способствовавших принятию (совершению) неправомерного и (или) необоснованного административно-распорядительного или адмипистратив-но-охрапитсльпого решения, действия (бездействия) административного органа, выступающего административным ответчиком по административно-правовому спору. Данное административное производство строится па. общеправовых, общепроцсссуальпых и специальных принципах.

В-третьих, административное производство по административно-правовым спорам призвано выполнять специфическую роль в структуре административного процесса, определяемую характером: 1) административного правоотношения, в рамках которого возник административно-правовой спор- 2) административных дел об адмипистративпо-право-вых спорах (административно-спорных дел), разрешаемых в ходе данного производства- 3) административно-правовых процедур, 15 соответствии с которыми осуществляется указанное производство.

В-четвертых, административное производство по административно-правовым спорам можно подразделить па два основных вида: административное производство по спорам, возникающим из административно-распорядительных отношений, и административное производство по спорам, возникающим из административно-охранительных отношений.

В-пятых, административное производство по адмииистративпо-право-вым спорам взаимосвязано со всеми административными производствами, составляющими административный процесс. Данное производство выполняет вспомогательную (акссссорпую) роль по отношению к иным административным (песудебным) производствам. Административное производство по административно-правовым спорам, по сугп, обеспечивает законность и обоснованность административно-распорядительных и административно-охранительных решений, действий (бездействия) административных органов па отдельных стадиях всякого административного производства. Именно в рамках любого административного производства, как правило, возникают поводы к возбуждению дел об административно-правовых спорах.

6. Административное производство по административно-правовым спорам имеет определенную материальную и процессуальную правовую основу.

Материальную основу административного производства по административно-правовым спорам образую'!- законы и иные нормативные правовые акты, содержащие материальные нормы административного права и других отраслей публичного права, в которых предусмотрены: i) публичные права и законные интересы физического лица или организации, реализация и охрана которых обеспечивается усилиями административных органов- 2) полномочия административных органов по принятию (совершению) адми-пистрач'ивпо-распорядительных и адм и и истрач’ивпо-охрап пчельных решений и действий- 3) полномочия адмипистративно-юрисдикцноппого органа, но разрешению разногласия физического лица или организации и административного органа относительно правомерности и (или) обоснованное! и адмипи-етрач'ивпо-распоряди'тсльпых и административно-охранительных решений, действий (бездействия) административного органа. i 1роцессуальную основу административного производства по административно-правовым спорам образуют законы и иные нормативные правовые акты, содержащие процессуальные нормы административного права, регламентирующие административно-правовые процедуры по разрешению адми-нистративпо-юрисдикционным органом административно-правовых споров.

7. Административное производство по спорам, возникающим из административно-распорядительных правоотношений, может быть определено как система последовательно совершаемых (принимаемых) компетентным адмипистративпо-юрисдикпиопным органом с соблюдением адмипистратив-по-правовых процедур действий (решений) по разрешению дел о разногласии физического лица или организации и административного органа относительно правомерности и (или) обоснованности административно-охранительных решений, действий (бездействий) административного органа. В структуре административного процесса производство по спорам, возникающим из административно-распорядительных правоотношений, выделяется по характеру, структуре и содержанию.

Характер административного производства по спорам, возникающим из административно-распорядительных правоотношений, можно уяснить, если определить цель, задачи, специальные принципы, состав участников, доказательства и меры обеспечения данного производства.

Целыо административного производства по спорам, возникающим из администра! ивпо-распорядитсльпых правоотношений, является защита прав и законных интересов физических лиц и организаций, предусмотренных в материальных нормах административного права и других отраслей публичного права от неправомерных и необоснованных административно-распорядительных решений, действий (бездействия) административных органов, влекущих нарушение указанных прав или законных интересов, создание препятствий к их реализации либо незаконное возложение какой-либо публичной обязанности.

Основными задачами административного производства по спорам, возникающим из административно-распорядительных правоотношений, являются: проверка законности и обоснованности административно-распорядительного решения, действия (бездействия) административного органа, в результате которых, по мнению физического лица или организации, нарушены права или законные интересы данного лица или организации, предусмотренные в материальных нормах административного права и других отраслей права, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо публичная обязанностьпринятие административно-правовых мер по устранению нару.

Iнений законности в административно-распорядительном решении, действии (бездействии) административных органовустранение причин и условий, способствовавших принятию административно-распорядительного решения или способствовавших совершению противоправного и необоснованного административно-распорядительного действия (бездействия) административного органа.

В качестве специальных принципов административного производства по спорам, возникающим из административно-распорядительных правоотношений, представляется возможным выделить: принципы рассмотрения жалоб па административно-распорядительные решения, действия (бездействие) по управлению государственным имуществомпринципы рассмотрения жалоб па административно-распорядительные решения, действия (бездействие) по оказанию государственных услуг.

Участников административного производства по спорам, возникающим из административно-распорядительных правоотношений, можно подразделить на две специализированные группы: участники, имеющие непосредственный интерес в рассмотрении дела о споре, возникающем из административно-распорядительных правоотношений (административный заявитель и административный ответчик по спору, возникающему из административно-распорядительных правоотношений) — участники, обеспечивающие правильное и своевременное рассмотрение дела о споре, возникающем из административно-распорядительных правоотношений (предетавители административного заявителя и административного ответчика по спору, возникающему из административно-распорядительных правоотношений, переводчик, но делу о споре, возникающем из административно-распорядительных правоотношений, эксперт по делу о споре, возникающем из административно-распорядительных правоотношений, специалист по делу о споре, возникающем из административно-распорядительных правоотношений, прокурор, осуществляющий надзор по делу о споре, возникающем из административно-распорядительных правоотношений).

Доказательствами в административном производстве по спорам, возникающим из административно-распорядительных правоотношений, следует считать доказательства по делу о споре, возникающем из административно-распорядительных правоотношений, т. е. полученные в предусмотренных законом порядке сведения об административно-распорядительном решении, действии (бездействии) административного ответчика, на основе которых административпо-юрисдикциоппый орган устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих разногласие административного заявителя и административного ответчика относительно правомерност и и обоснованности административно-распорядительного решения, действия (бездействия) административного ответчика. При таком подходе доказательствами в административном производстве по спорам, возникающим из административно-распорядительных правоотношений, являются: 1) оспариваемое административно-распорядительное решение административного ответчика- 2) установленные факты оспариваемого административно-распорядительного действия или бездействия административного ответчика- 3) объяснения административного заявителя и административного ответчика- 4) показания свидетелей, но делу о споре, возникающем из административно-распорядительных правоотношений- 5) документы, содержащие сведения, которые изложены или удостоверены в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами и которые имеют значение для рассмотрения дела о споре, возникающем из административно-распорядительных правоотношений, по существузаключения экспертов по делу о споре, возникающем из административно-распорядительных правоотношенийвещественные доказательства по делу о споре, возникающем из административно-распорядительных правоотношений. В качестве специальных видов доказательств в административном производстве по делам о спорах, возникающих из административно-распорядительных правоотношений, представляется обоснованным рассматривать: доказательства по административно-правовым спорам, связанным с управлением государственным имуществом, и доказатсльства по административно-правовым спорам, связанным с оказанием государственных услуг.

Мод мерами обеспечения административного производства по спорам, возникающим из административно-распорядительных правоотношений, следует понимать формально определенные способы и приемы сбора доказательств по делу о споре, возникающем из административно-распорядительных правоотношений, а также формально определенные способы и приемы обеспечения своевременного и правильного рассмотрения данного дела, исполнения принятого по делу решения. При таком подходе легализованные, по не систематизированные и не унифицированные до настоящего времени меры обеспечения административного производства по спорам, возникающим из адмиписчратив-по-распорядительных правоотношений, можно сгруппировать в унифицированную систему следующим образом: 1) направление запросов сторонам спора, возникающего из административно-распорядительных правоотношений, о представлении необходимых документов для ознакомления- 2) получение письменных и устных объяснений сторон спора, возникающего из административно-распорядительных правоотношений по фактам, послужившим поводом для обращения административного заявителя- 3) запрещение административному ответчику совершать определенные административно-распорядительные действия- 4) запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета жалобы- 5) приостановление исполнения определенных административно-распорядительных решений до рассмотрения жалобы административного ответчика по существу- 6) предъявление административному ответчику предписания об отмене или изменении противоречащего законодательству Российской Федерации административно-распорядительного решения (акта) — 7) направление уведомлений сторонам регулятивного административно-правового спора (об установленном факте отказа административного органа в предоставлении заявителю законной информации, об отказе в рассмотрении заявления, о принятии заявления к рассмотрению) — (Я) принятие решения об отмене, изменении или оставлении в силе оспариваемого адмипнетративпо-распорядитсльпого решения. 13 качестве специальных мер обеспечения административного производства по спорам, возникающим из административно-распорядительных правоотношении, представляется обоснованным рассматривать: меры обеспечения рассмотрения административно-правовых споров, связанных с управлением государственным имуществом и меры обеспечения рассмотрения административно-правовых споров, связанных с оказанием государственных услуг.

Особенности структуры и содержания административного производства, но спорам, возникающим из административно-распорядительных правоотношений, определяют 'типизированные стадии данного производства, а ¦также административно-правовые процедуры, в соответствии с которыми данное производство осуществляется. Типизированными стадиями административного производства по спорам, возникающим из административно-распорядительных правоотношений, являются: 1) счадия возбуждения дела о споре, возникающем из административно-распорядительных правоотношений- 2) стадия рассмотрения дела о споре, возникающем из административно-распорядительных правоотношений- 3) стадия исполнения решения, принятого, но делу о споре, возникающем из административно-распорядительных правоотношений. В зависимости от способа реализации выделенных выше стадий и административно-правовых процедур, определяющих их содержание, можно подразделить административное производство по спорам, возникающим из административно-распорядительных правоотношений, па упрощенное и общее. Стадия возбуждения дела о споре, возникающем из административно-распорядительных правоотношений, по сути, сводится к официальному признанию адмипистративпо-юрисдикциоппым органом факта разногласия физического лица или организации и административного органа относительно правомерности и обоснованности административно-распорядительного решения, действия (бездействия) административного органа. Содержание данной стадии определяют следующие административно-правовые процедуры: регистрация поступившей административной жалобы па административно-распорядительное решение, действие (бездействие) и прилагаемых к пей документов и материаловпередача па рассмотрение поступившей административной жалобы па административно-распорядительное решение, действие (бездействие) и прилагаемых к пей документов и материалов. Стадия рассмотрения дела о споре, возникающем из административно-распорядительных правоотношений, сводится к оценке уполномоченными должностными лицами адмипистративпо-юрисдикциоипого органа доказательств, собранных по делу о споре, возникающем из административно-распорядительных правоотношений. Данная стадия охватывает следующие административно-правовые процедуры: подготовка дела о споре, возникающем из административно-распорядительных правоотношений, к рассмотрениюрассмотрение дела о споре, возникающем из административно-распорядительных правоотношений, по существу. Стадия исполнения решения по дела о споре, возникающем из административно-распорядительных правоотношений, сводится к обеспечению уполномоченными должностными лицами адмипистративио-юрисдикционного органа практической реализации административно-правовых мер, предусмотренных в решении, принятом по административной жалобе па исполнительно-распорядительное решение, действие (бездействие). Данная стадия состоит из следующих административно-правовых процедур: подготовка к исполнению решения по делу о споре, возникающем из административно-распорядительных правоотношенийобращение к исполнению решения, принятого по дела о споре, возникающем из административно-распорядительных правоотношенийприведение в исполнение решения, принятого по дела о споре, возникающем из административно-распорядительных правоотношений.

9. Административное производство по спорам, возникающим из административно-охранительных правоотношений, может быть определено как система последовательно совершаемых (принимаемых) компетентным адми-пистративио-юрисдикциопным органом действий (решений) по разрешению дел о разногласии физического лица или организации и административного органа относительно правомерности и (или) обоснованности административно-охранительных решений, действий (бездействий) административного органа. В структуре административного процесса производство по спорам, возникающим из административно-охранительных правоотношений, выделяют цель, задачи, специальные принципы, состав участников, доказательства, меры обеспечения данного производства, а также особенности в структуре и содержании.

Цель административного производства по спорам, возникающим из административно-охранительных правоотношений, сводится к защите публичных прав и законных интересов физических лиц и организаций, предусмотренных материальными нормами административного права и других отраслей публичного права от неправомерных и необоснованных административно-охранительных решений, действий (бездействия) административных органов, влекущих для физического лица или организации нарушение пуб личных прав или законных интересов данного лица или организации, создание препятствий к их реализации, незаконное возложение какой-либо публичной обязанности либо незаконное привлечение к административной ответственности. Основными задачами административного производства, но спорам, возникающим из административно-охранительных правоотношений, являются: проверка законности и обоснованности оспариваемого адмипист-ративпо-охрапитслыюго решения, действия (бездействия) административного органапринятие административно-правовых мер по устранению нарушений законности в оспариваемом адмипистративпо-охрапич'сльпом решении, действии (бездействии) административного органаустранение причин и условий, способствовавших принятию неправомерного и (или) необоснованного административно-охранительного решения, действия (бездействия) административного органа.

В качестве специальных принципов административного производства по спорам, возникающим из административно-охранительных правоотношений, представляется возможным выделить: принципы рассмотрения административпых жалоб па административно-санкционирующие решения, действия (бездействие) административного органапринципы рассмотрения административных жалоб па адмипистративпо-падзорпыс решения, действия (бездействие) административного органапринципы рассмотрения административных жалоб па адмипистративно-дсликтиыс решения, действия (бездействие) административных органов.

Участников административного производства по спорам, возникающим из адмипистративио-охрапительпых правоотношений, можно подразделить па две специализированные группы: участники, имеющие непосредственный интерес 15 рассмотрении дела о споре, возникающем из адмипистратив-но-охранительпых правоотношений (административный заявитель и административный ответчик по делу о споре, возникающем из административно-охранительных правоотношений) — участники, обеспечивающие правильное и своевременное рассмотрение дела о споре, возникающем из адмииист-ративио-охрапительпых правоотношений (представители административного заявителя и административного ответчика по спору, возникающему из адми-пистративно-охрапитсльпых правоотношений, переводчик, но делу о споре, возникающем из административно-охранительных правоотношений, эксперт по делу о споре, возникающем из административно-охранительных правоотношений, специалист по делу о споре, возникающем из административно-охранительных правоотношений, прокурор, осуществляющий надзор по делу о споре, возникающем из административно-охранительных правоотношений).

Доказательствами в административном производстве по спорам, возникающим из административно-охранительных правоотношений, следует считать полученные в предусмотренных законом порядке сведения об административно-охранительном решении, действии (бездействии) административного ответчика, па основе которых административно-юрисдикциоппый орган устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих разногласие административного заявителя и административного ответчика отпосительпо правомерности и обоснованности административно-охранительного решения, действия (бездействия) административного ответчика. 11ри таком подходе доказательствами в административном производстве по спорам, возникающим из адмипистративпо-охрапительпых правоотношений, являются: оспариваемое адмипистративпо-охрапитслыюс решение административного ответчикаустановленные факты оспариваемого административно-охранительного действия или бездействия административного ответчикаобъяснения административного заявителя и административного ответчика по охранительному административно-правовому спорупоказания свидетелей по административному делу об охранительном административно-правовом споредокументы, содержащие сведения, которые изложены или удостоверены I? них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами и ко торые имеют значение «для рассмотрения дела о споре, возникающем из адмипистративпо-охрапительпых правоотношений, по существузаключения экспертов по делу о споре, возникающем из адмипистративпо-охрапительпых правоотношенийпоказания специальных технических средств по делу о споре, возникающем из административно-охранительных правоотношенийвещественные доказательства по делу о споре, возникающем из адмипистративпо-охрапительпых правооч ношений. В качестве специальных видов доказательств в административном производстве по спорам, возникающим из адмипистративпо-охрапительпых правоотношений, представляется обоснованным выдели ть: 1) доказательства по спорам, возникающим из административно-санкционирующих правоотношений- 2) доказательства, но спорам, возникающим из адмипистративио-падзорпых правоотношений- 3) доказательства по спорам, возникающим из адмиппстра-тивпо-деликтпых правоотношений.

Под мерами обеспечения административного производства по спорам, возникающим из адмипистративпо-охрапительпых правоотношений, следует понимать формально определенные способы и приемы сбора доказательств по делу о споре, возникающем из адмипистративио-охрашпсльных правоотношений, а также формально определенные способы и приемы обеспечения своевременного и правильного рассмотрения данного дела, исполнения принятого по делу решения. При таком подходе легализованные, но не систематизированные и не унифицированные до настоящего времени меры обеспечения административного производства по спорам, возникающим из административно-охранительных правоотношений, можно подразделить па три (вида: 1) мсры по обеспечению рассмотрения споров, возникающих из административно-санкционирующих правоотношений- 2) меры, но обеспечению рассмотрения споров, возникающих из адмипистративпо-падзорпых правоотношений- 3) меры по обеспечению рассмотрения споров, возникающих из ад-ми нистративпо-дсликтпых правоотношений.

Особенности структуры и содержания административного производства по спорам, возникающим из адмипистративпо-охрапитсльпых правоотношений, определяюттипизированные стадии данного производства, а также административно-правовые процедуры, в соответствии с которыми данное производство осуществляется. Типизированными стадиями административного производства, но спорам, возникающим из административно-охранительных правоотношений, являются: стадия возбуждения дела по спору, возникающему из адмипистративпо-охрапитсльных правоотношенийстадия рассмотрения дела по спору, возникающему из административно-охранительных правоотношенийстадия исполнения решения, принятого по делу по спору, возникающему из административно-охранительных правоотношений. В зависимости от способа реализации выделенных выше стадий и составляющих их административно-правовых процедур можно подразделить административное производство по спорам, возникающим из административно-охранительных правоотношений, на упрощенное и общее. Стадия возбуждения дела о споре, возникающем из адмипистративпо-охрапитсльпых правоотношений, по сути, сводится к официальному признанию адмипистратив-но-юрисдикциоппым органом факта разногласия физического лица или организации и административного органа относительно правомерности и обосиоваппости административно-охранительного решения, действия (бездействия) административного органа. Содержание данной стадии определяют следующие административно-правовые процедуры: регистрация поступившей административной жалобы на административпо-охрапителыюе решение, действие (бездействие) и прилагаемых к пей документов и материаловпередача на рассмотрение поступившей административной жалобы па административно-охранительное решение, действие (бездействие) и прилагаемых к пей документов и материалов. Стадия рассмотрения дела о споре, возникающем из административно-охранительных правоотношений, сводится к оценке уполномоченными должностными лицами адмипистративио-юрисдикционпого органа доказательств, собранных по данному делу. Данная стадия охватывает следующие административно-правовые процедуры: подготовка дела о споре, возникающем из административно-охранительных правоотношений, к рассмотрениюрассмотрение дела о споре, возникающем из административно-охранительных правоотношений, по существу. Стадия исполнения решения, принятого по делу о споре, возникающем из адмипистратив-но-охранитсльпых правоотношений, сводится к обеспечению уполномоченными должностными лицами административно-юрисдикциопного органа практической реализации административно-правовых мер, предусмотренных в решении, принятом по делу о споре, возникающем из административно-охранительных правоотношений. Данная стадия состоит из следующих административно-правовых процедур: подготовка к исполнению решения по делу о споре, возникающем из административно-охранительных правоотношенийобращение к исполнению решения по делу о споре, возникающем из административно-охранительных правоотношенийприведение в исполнение решения по делу о споре, возникающем из административно-охранительных правоотношений.

10. 1 [роведеппый анализ массива российского административно-процессуального законодательства, регулирующего административные производства по административно-правовым спорам, позволяет сформулировать ряд вскрытых проблем систематизации данного законодательства. Во-первых, в нормах действующего федерального законодательства не легализованы научно обоснованные унифицированные понятия и типизированные виды сторон споров, возникающих из административно-распорядительных и административно-охранительных правоотношений, а также унифицированные понятия и 'типизированные виды административно-юрисдикциоп-пых органов, уполномоченных разрешать споры, возникающие из административно-распорядительных и административно-охранительных правоотношений, но существу. Во-вторых, до настоящего времени не унифицированы формы несогласия административного заявителя с административно-распорядительными и административно-охранительными решениями, действиями (бездействием) административного ответчика законодателем. В-трстьих, 15 нормах действующего российского законодательства не легализованы взаимосвязанные унифицированные поня тия административных производств, но спорам, возникающим из административно-распорядительных и административно-охранительных правоотношений, а также научно обоснованные пели, задачи и специальные принципы данных административных производств. В-четвертых, участники административных производств по спорам, возникающим из административно-распорядительных и административно-охранительных правоотношений, в нормах действующего законодательства не сгруппированы в 'типизированные перечни, а их процессуальные права и обязанности не систематизированы и не унифицированы. В-пятых, российским законодателем не установлены научно обоснованные типизированные виды доказательств в административных производствах по спорам, возникающим из административно-распорядительных и административно-охранительных правоотношений. В-шестых, в нормах действующего российского законодательства предусмотрен широкий арсенал разнообразных несистематизированных и псупифицировапных мер обеспечения административных производств по спорам, возникающим из административно-распорядительных и административно-охранительных правоотношений. В-седьмых, до настоящего времени законодателем формально не определены и не унифицированы научно обоснованные типизированные стадии и процедуры административных производств, но спорам, возникающим из административно-распорядительных и административно-охранительных правоотношений.

В целях разрешения вскрытых проблем представляется необходимым провести: 1) научную разработку и легализацию единообразных исходных начал досудебного разрешения административно-правовых споров- 2) научную разработку и легализацию единого порядка досудебного разрешения споров, возникающих из административно-распорядительных правоотношений- 3) научную разработку и легализацию единого порядка досудебного разрешения споров, возникающих из административно-охранительных правоотношений. Изложенные предложения можно реализовать если разработать и нрипять федеральный закон «О порядке досудебного разрешения административно-правовых споров».

Показать весь текст

Список литературы

  1. В библиографическом списке используются следующие сокращения наименований официальных источников:1. ФЗ Федеральный закон
  2. ФКЗ Федеральный конституционный закон
  3. СЗ Собрание законодательства РФ
  4. Ы 1А Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти
  5. СА1II (Собрание акюв Президента и Правительства РФ1. РГ Российская газета1. РВ Российские вести
  6. Конституция РФ // РГ. 1993. № 237 (25 дек.).
  7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1 (с поел. изм. и доп.).
  8. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012 (с поел. изм. и доп.).
  9. Гражданский процессуальный кодеке Российской Федерации от 14.1 1.2002 № 1 38-Ф3 // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532 (с поел. изм. и доп.).
  10. Налоговый кодеке Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998 (с поел. изм. и доп.).
  11. Бюджетный кодекс Российской Федерации оч 31.07.1998 № 145-ФЗ //СЗ РФ. 1998 (с поел. изм. и доп.).
  12. Земельный кодекс Российской Федерации 01 25.10.20 018 № 136-Ф3 // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147 (с пос-ггизм7тт дитт.):---
  13. Таможенный кодеке Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066 (с поел. изм. и доп.).
  14. Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд дейст вий и решений, нарушающих права и свободы граждан» № 4866−1 от 27.04.1993 // (в ред. федерального закона от 14.12.1995 № 197-ФЗ).
  15. ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 41. С г. 4849. (с поел. изм. и доп.).
  16. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003, № 131-Ф3 // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822 (с поел. изм. и доп.).
  17. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999, № 184-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005 (с iюсл. изм. и доп.).
  18. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08. 2001 № 129-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 33 '(ч7~Г)гСтГ343Т (с поел. изм. и доп.)" ' '
  19. ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08. 2001 № 128-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648 (с поел. изм. и доп.).
  20. ФЗ «О естественных монополиях» от 24.06. 1999 № 122-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3 1 79 (с поел. изм. и доп.).
  21. ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12. 1994 № 69-ФЗ // СЗ Реи. 1994. № 35. Ст. 3649 (с поел. изм. и доп.).
  22. ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12. 1995 № 196-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873 (с поел. изм. и доп.).
  23. ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202−1 // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472 (с поел. изм. и доп.).
  24. ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27.07. 2004 № 79-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215 (с поел. изм. и доп.).
  25. ФЗ «О муниципальной службе в Российской! Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1 1 52 (с поел. изм. и доп.).
  26. Закон г. Москвы от 18.06.1997 № 25 «Об обращениях граждан».
  27. Закон Свердловской области от 09.01.1998 № 4−03 «Об обращениях граждан».
  28. Закон Кировской области «Об административной ответственности 13 Кировской области» от26.07.2002 № 88−30 // Вя тский край. 2005. № 150 151 (3858−3559) (16 авг.) (с поел. изм. и доп.).
  29. Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органон исполнительной власти» от 09.03.2004. № 314 // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945 (с поел. изм. и доп.).
  30. Указ Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12.05.2008. № 724 // СЗ РФ. 2008. № 30 (ч. 2). Ст. 3619.
  31. Приказ МНС РФ «Об утверждении регламента рассмотрения споров в досудебном порядке» от 17.08.2001 № Ы-3−14/290 // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. № 10. 2001.
  32. Приказ Мипсельхоза «Об утверждении правил рассмотрения и разрешения споров по защите нарушенных интеллектуальных прав на селекционные достижения» от 31.10.2007 № 559 // Ш 1А. № 5. 04.02.2008.
  33. Норма тивные правовые акты зарубежных стран
  34. Lei № 2/94, de Janeiro «Da Impugna!, ao dos Actos Administrativos» // Diario da Republica. 28 de Jeneiro de 1994.
  35. Ley 30/1992 de Regimen Juridico de las Administraciones Publicas y el Procedimiento Administrativo Comun // BOL-. 1992. № 285.
  36. Alternative Dispute Resolution. Act. 5 USC § 571 (8) (2002).3. Научные работы
  37. , Д. II. Юридический процесс и административное судопроизводство IТекстI / Д. II. Ьахрах // Журнал российского права. 2000. № 9.
  38. , Д. 11., Семенов A.B. 11опятие «административная жалоба» IТекстI / Д. II. Ьахрах, Л. В. Семенов // Административное право па рубеже веков: межвуз. сб. пауч. трудов. Екатеринбург, 200.3.
  39. , Д. II. Административное судопроизводство, административная юстиция и административный процесс | Текст | / Д. II. Ьахрах// Ги11. -2005.-№ 2.
  40. , L. Французское административное право |Текст| / Г. Ьрз-бап.-М., 1988.
  41. , В. В. Охраняемый законом интерес: понятие и механизм защиты IТекстI / В. В. Ьутпев // Вопросы теории охраняемых законом интересов. Ярославль, 1 990.
  42. , Ж. Административное право Франции |Тскст| / Ж. Ведсль. М&bdquo- 1973.
  43. , И. И. Административно-правовые санкции |Тскст| / ТТГЙГВсремеепко. МТЛ975: ~
  44. , Д. Административное право: история развития и основные современные концепции |Текст. / Д. Галигап, В. 13. Полянский, К). П. Старилов. М., 2002.
  45. , Р. Г. Правовые и охраняемые законом интересы |Тскст| / Р. 1-:. Гукасян//СГиП. 1973. -№ 10.
  46. , А. А. Понятие административного процесса I! кодификация административно-процессуального законодательства |Текст| / А. А. Демин // Ги11. 2000. № 11.
  47. , А. А. Административный процесс в развивающихся странах |Тскст| / А. А. Демин. -М., 1987.
  48. , Г. В. Доказательства в административном процессе |Текст| / И. В. Додин. М., 1973.
  49. Нл истратов, А. И. Понятие о публичном субъективном нраве |Текст| / А. И. Нлистратов. М., 1913.
  50. Нл истратов, А. И. Основные начала административного права |Текст'| / А. И. Плистратов. М., 1917.
  51. , И. М. Административные иски |Текст| / И. М. Зайцев // Р. 10.- 1996. № 4.
  52. , О. К. Советский административный процесс Текст. / О. К. Застрожная, Воронеж, 1985.
  53. , А. Б. Конфликты в управлении и управление конфликтами. Опыт комплексного исследования предмета и форм административной юрисдикции | Текст| / А. Б. Зеленцов. -М., 2001.
  54. , А. Б. Административно-правовой спор ('теоретико-методические подходы к исследованию) Тскст| / А. Б. Зеленцов // Правоведение.-2000. № 1.
  55. , А. Б. Содержание и виды административпо-правововых споров |Текст| / А. Б. Зеленцов // Администрат ивное право: -теория и практика: материалы науч. копф. М., 2002.
  56. , А. Д. Контроль за деятельностью исполнительной власти в зарубежных странах |Текст. / А. Д. Зеленцов. М., 2002.223
  57. , Л. В. Административная юстиция как форма административной юрисдикции Текст. / А. Б. Зеленцов // Проблемы административной юстиции: материалы семинара. — М., 2002.
  58. , Л. Б. Яхин Ф. (I). О предмете административно-правового спора |Текст. / Л. Б. Зеленцов, ср. ф. Яхип // Юрист. 2003. -№ 11.
  59. , А. Б. Институт обра.ценя к органу-автору акта: необходимость возрождения |Текст| / А. Б. Зеленцов // Административное право и административный процесс. — 2004. — № 1.
  60. , А. Б. Административно-правовой спор: вопросы теории Текст.: монография / Л. Б. Зеленцов. М., 2005.
  61. , Л. 11. Нормы административного нрава и их применение Текст[ / Л. I (. Коренев. М&bdquo- 1978.
  62. , Л. В. Административпо-дсликтпое отношение .Текст) / Л. В. Коваль. — Минск, 1979.
  63. Кононов, 11. И. Административный процесс в России: проблемы ¦теории и законодательного регулирования |Текст|: монография / П. И. Кононов. Киров, 2001.
  64. , А. . Публичный интерес: понятие, виды и защита |Текст| / А. В. Кряжков // ГиП. 1999. -№ 10.
  65. , А. И. Особенности производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений |Текст| / А. И. Кудряшова // Суд и применение закона. — М., 1982.
  66. . В. Г. Административно-процессуальная деятельность и виды административных производств |Текст) / В. Г. Лория // Советское государство и право. — 1978. — № 1.
  67. , И. Г. Теория процессуального права | Текст | / !•-. Г. Лукьянова. -М., 2003.
  68. Лу парев, П. Б. Опре- юлен и с а- 1мип истра’тивно-правового, а I ода
  69. Текст| / К. Б. Лупарсв // Проблемы административной юстиции. М., 2002.
  70. , К. Ь. Общая теория административно-правового спора |Текст| / К. 1э. Лупарсв. Воронеж, 2003.
  71. , Д. В. Основы теории законных интересов |Текст. / Д. В. Малько//ЖРИ. 1999.
  72. , Д. В. Субъективное право и законный интерес |Текст| / Д. В. Малысо // Правоведение. 2000. -№ 3.
  73. , Ж. II. Спор о праве— категория процессуальная |Текст. / Ж. II. Машутина//Доклады итоговой конференции. Томск, 1973.
  74. , С. II. Административный процесс: Проблемы теории и перспективы правового регулирования |Текст| / С. П. Махина.-- Воронеж, 1 999.
  75. , Л. А. Субъективные публичные права граждан |Текст| / Л. А. Мицкевич // Административно-правовой стаз-ус гражданина.- М., 2004.
  76. , И. В. Административный процесс в Российской Федерации: понятие, принципы и виды Текст. / И. В. Панова // Правоведение.-2000. № 2.
  77. , И. 13. Административно-процессуальное право России Текст. / И. В. 11апова. М., 2003.
  78. , Г. И. Об административной охране прав граждан в СССР |Текст| / Г. И. Петров // Проблемы гражданского и административного нрава. Л., 1962.
  79. , В. И. Право жалобы и административная юстиция в СССР | Гекст| / В. И. Ремпсв // СП I. 1986.
  80. , П. Г. Административный процесс в СССР |Текст. / II. Г. Салищева. М., 1964.
  81. , II. Г. К проблеме формирования административногосудопроизводства в России |Текст| / П. Г. Салищева // К1 1ВО. 2002. — № 3------
  82. , В. В. Правосудие по делам, возникающим из административно-правовых отношений: исторический опыт и перспективы |Текст| / В. В. Скитович // ГиП. 1995. — № 8.
  83. , В. Д. Проблемы административного процесса |Тскст| / В. Д. Сорокин. -М., 1968.
  84. , В. Д. Административный процесс и административно-процессуальное право |Текст| / В. Д. Сорокин. -- М., 2003.
  85. , Ю. II. Административная юстиция. Проблемы 'теории |Текст. /10. 11. Старилов. Воронеж, 1998.
  86. , А. И. Административно-публичное обеспечение безопасности в Российской Федерации |Текст|: монография / А. И. Стахов. М., 2006.
  87. В. Д. Сорокин.-СПб., 2004.4144. Старилов, Ю. П. Курс общего административного права |Текст. /10. II. Старилов. М., 2002.4145. Стахов, А. И. Право безопасности |Текст|: учебное пособие /
  88. A. И. Стахов. Киров, 2007.4146. Теория государства и права Текст.: учебник / под ред.1. B. В. Лазарева. М&bdquo- 1997.4147. Теория государства и права |Тскст|: курс лекций / иод ред.
Заполнить форму текущей работой