Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Административная ответственность юридических лиц в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особое внимание в работе уделено рассмотрению административной ответственности юридических лиц как обязательного элемента административно-правового статуса юридического лица и разновидности его юридической ответственности. Рассмотрены особенности правового регулирования административной ответственности юридических лиц и проблемы ее кодификацииспецифика определения и установления состава… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.стр
  • Глава 1. Юридические лица как субъекты административной ответственности. стр
    • 1. 1. Понятие юридического лица. Административно-правовой статус юридического лица. стр
      • 1. 1. 1. Понятие и содержание юридического лица. стр
      • 1. 1. 2. Понятие, структура и содержание административно-правового статуса юридического лица. стр
    • 1. 2. Административная ответственность как разновидность юридической ответственности. Субъекты административной ответственности, стр
  • Глава 2. Правовое регулирование административной ответственности юридических лиц. стр
    • 2. 1. Конституционные основы административной ответственности юридических лиц. стр

    2.2. Регулирование административной ответственности юридических лиц в отдельных федеральных законах, подзаконных нормативных правовых актах Российской Федерации и в проекте Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.стр. 67 — 74.

    2.3. Регулирование административной ответственности юридических лиц в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.стр. 74 — 81.

    Глава 3. Административные правонарушения юридических лиц. .стр. 82 — 104.

    3.1. Понятие административного правонарушения.стр. 82 — 85.

    3.2. Проблемы состава правонарушений, влекущих административную ответственность юридических лиц.стр. 85 -95.

    3.3. Виды правонарушений, влекущих административную ответственность юридических лиц.стр. 95 — 104.

    Глава 4. Меры административного принуждения в отношении юридических лиц.стр. 105 — 117.

    4.1. Меры, обеспечивающие производство по делам об административных правонарушениях юридических лиц.стр. 105 — 110.

    4.2. Виды административных взысканий, налагаемых на юридических лиц. стр. 110−117.

    Глава

    §. Органы административной юрисдикции (должностные лица), уполномоченные осуществлять производство по делам об административных правонарушениях юридических лиц. стр. 118 — 133.

    5.1. Концепция правового статуса органов административной юрисдикции и их должностных лиц.стр. 118 — 124.

    5.2. Виды субъектов административной юрисдикции, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях юридических лиц, и особенности их специальных статусов.стр. 125 — 133.

    Глава 6. Производство по делам об административных правонарушениях юридических лиц.стр. 134 — 195.

    6.1. Понятие и правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц.стр. 134 — 141.

    6.2. Принципы производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц.стр. 141 — 164.

    6.3. Участники производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц.стр. 164−176.

    6.4. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях юридических лиц.стр. 176 — 182.

    6.5. Стадии производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц.стр. 182 — 195.

Административная ответственность юридических лиц в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Одной из актуальных проблем административной ответственности на современном этапе является правовое регулирование административной ответственности юридических лиц. Это связано с теми экономическими процессами, которые в конечном счете определяют новый тип отношений государства с гражданским обществом, обусловленный структурной перестройкой экономики страны: приватизацией, свободой предпринимательской деятельности и появлением различных форм собственности, на которых основана деятельность хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики. Однако для эффективного функционирования рыночной экономики требуется ее государственное регулирование в формах как установления и исполнения государством правовых норм, так и осуществления государственного контроля за их надлежащим исполнением различными субъектами права, в том числе юридическими лицами.

В период с 1990 года по настоящее время в России принято значительное количество законов и иных нормативных правовых актов, которые устанавливают обязанности юридических лиц в различных областях государственного управления и административную ответственность за их нарушение.

Административная ответственность юридических лиц в условиях рыночной экономики является сравнительно новым правовым институтом. Это обусловило в определенной мере отсутствие четкого правового регулирования общих для всех юридических лиц принципов установления и применения мер административной ответственности в отношении юридических лиц.

Учитывая актуальность проблемы административной ответственности юридических лиц, автор избрал ее в качестве темы диссертационного исследования.

Состояние научной разработанности проблемы.

До сих пор в законодательстве об административной ответственности юридических лиц отсутствует общий понятийный аппарат, имеющий решающее значение для правильной квалификации административных правонарушений, единая система и правила наложения административных взысканий. Регулирование административной ответственности юридических лиц проведено по «отраслевому» признаку, о чем свидетельствует наличие более 50 федеральных законов, нормы которых устанавливают административную ответственность юридических лиц. Имеют место факты так называемого ведомственного регулирования некоторых важных вопросов административной ответственности юридических лиц, в частности, в области промышленности, транспорта, охраны труда, денежного обращения, поскольку в законодательстве отсутствуют необходимые элементы правового регулирования.

Отсутствует единое регулирование производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц, что в ряде случаев приводит к преобладанию узковедомственных интересов и не обеспечивает всестороннего, полного и объективного рассмотрения дел, соблюдения процессуальных прав привлекаемых к административной ответственности юридических лиц.

Ведомственный подход к определению понятия административной ответственности за нарушение правовых норм различных отраслей законодательства препятствует разработке единой концепции административной ответственности юридических лиц. Наряду с общей тенденцией законодателя к кодификации в некоторых федеральных законах даны специальные понятия административных правонарушений и административной ответственности в отдельных отраслях государственного управления, право на существование которых зачастую отстаивают должностные лица соответствующих ведомств, аргументируя это спецификой их деятельности. Например, вместо выработки и употребления общего для всех видов административных правонарушений 1 юридических лиц понятия его состава в Таможенном кодексе РФ используется понятие «нарушение таможенных правил"1, в Налоговом кодексе РФ — «налоговое правонарушение"2, а в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» — «экологическое правонарушение"3.

1 Ст. 230 ТК РФ.

2 Ст. 106 НК РФ.

3 Ст. 81 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060;1 «Об охране окружающей природной среды» с дальнейшими изменениями и дополнениями.

Недостаточно разработаны как материально-правовые, так и процессуально-правовые проблемы административной ответственности юридических лиц.

Статус юридического лица в теории права зачастую рассматривается исключительно с цивилистической точки зрения. Однако, юридическое лицо является субъектом не только гражданских, но и административных правоотношений.

В теории административного права вопрос о том, является ли административная ответственность обязательным элементом административно-правового статуса юридического лица, и о сфере ее применения до сих пор остается дискуссионным.

В науке административного права не достигнуты единые позиции по вопросам о понятии вины юридического лица в совершении административного ' правонарушения и о порядке ее установленияо содержании объективной стороны административного правонарушения юридического лица, о соотношении административной ответственности юридического лица с уголовной, административной и дисциплинарной ответственностью совершивших правонарушение физических лиц, действующих от имени и по полномочию юридического лица. Четкое законодательное регулирование данных вопросов послужит гарантией для правильной квалификации административно-противоправных деяний юридических лиц и законного привлечения их к административной ответственности органами административной юрисдикции.

Меры административного принуждения, в первую очередь, меры административной ответственности юридических лиц должным образом не определены и не систематизированы.

Так, составители проекта Кодекса РФ об административных правонарушениях4 придерживаются традиционных мер административной ответственности юридических лиц (предупреждение, штраф, возмездное изъятие и конфискация предметов, являющихся непосредственными объектами или орудиями совершения административных правонарушений).

1 Проект Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту — КоАП РФ) принят

Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

В проекте КоАП РФ не нашли отражения такие меры взыскания как отзыв или аннулирование лицензии и ликвидация юридического лица. По сути дела отзыв (аннулирование) лицензии является лишением специального права юридического лица за нарушение лицензионных требований и условий. Ликвидацию юридического лица за неоднократное или грубое нарушение им обязанностей в области государственного управления необоснованно рассматривают в качестве меры гражданско-правового воздействия, применяемой на основании ст. 61 ГК РФ.

Состояние законодательства об административных правонарушениях юридических лиц во многом связано с существенными пробелами в научных исследованиях в сфере административного права. Имеется, в частности, в виду отсутствие фундаментальных исследований по проблемам административной ответственности юридических лиц. В науке административного права не уделялось должного внимания правовому статусу субъектов административной юрисдикции и иных участников производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц, а также процессуальным аспектам применения административных взысканий.

Отдельные проблемы административной ответственности юридических лиц освещены в работах ученых — административистов Алехина А. П., Бахраха Д. Н., Веремеенко И. И., Галагана И. А., Козлова Ю. М., Лунева А. Е., Масленникова М. Я., Матвеева С. В., Новоселова В. И., Попова Л. Л., Российского Б. В., Салшцевой Н. Г., Студеникиной М. С., Тихомирова Ю. А., Шергина А.П.

Проблемам административной ответственности юридических лиц посвящены диссертационные исследования5, а также работы В. И. Дымченко, М П. Петрова и других.6 Однако, далеко не все проблемы получили в указанных работах должное разрешение.

5 Дымченко В. И. Административная ответственность организаций. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Пермь, 1982 г.;

Матвеев С. В. Субъекты административной ответственности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Свердловск, СЮИ, 1985 г.;

Петров М. П. Административная ответственность организаций (юридических лиц). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 1998 г.-,

Колесниченко Ю. Ю. Административная ответственность юридических лиц. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2000 г.;

Солдатов А. П. Проблемы административной ответственности юридических лиц. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 2000 г.

6 Дымченко В. И. Административная ответственность предприятий и организаций. Владивосток, 1985 г.- Петров М П. Административная ответственность организаций (юридических лиц). Саратов, 1998 г.

Отсутствие концепции административной ответственности юридических лиц затрудняет совершенствование законодательства в этой области и является причиной многих недостатков в регулировании производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц.

В диссертации сделана попытка восполнить эти пробелы с позиций комплексного исследования административно-правового статуса юридических лиц и их административной ответственности.

Предмет исследования.

В диссертации исследуются материально-правовые и процессуально-правовые проблемы административной ответственности юридических лиц. В связи с этим рассмотрены понятие юридического лица как субъекта административной ответственности, понятие административной ответственности как обязательного элемента административно-правового статуса юридического лица и как разновидности его юридической ответственности. Изучено состояние правового регулирования административной ответственности юридических лиц. В диссертации проанализированы виды административных правонарушений юридических лицпроблемы определения составов проступковпроизводство по делам об административных правонарушениях юридических лиц.

Цель и задачи исследования

.

Цель работы заключается в выработке концептуальных положений правового института административной ответственности юридических лиц в целях дальнейшего совершенствования законодательства в этой области, его унификации и кодификации.

Задачи диссертационного исследования включали:

1. Исследование административной ответственности юридических лиц как обязательного элемента административно-правового статуса юридического лица и как разновидности его юридической ответственности.

2. Анализ правового регулирования административной ответственности юридических лиц и выработка предложений по его совершенствованию.

3. Определение понятия административного правонарушения и раскрытие содержания элементов состава правонарушений, влекущих административную ответственность юридических лиц.

4. Классификация административных правонарушений юридических лиц.

5. Анализ мер административного принуждения, применяемых в отношении юридических лиц, в первую очередь — мер административной ответственности юридических лиц.

6. Определение правового статуса субъектов административной юрисдикции, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях юридических лиц.

7. Исследование понятия и принципов, правового статуса участников производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц, а также особенностей стадий производства по указанным делам.

В качестве теоретической основы при выполнении данной работы использованы фундаментальные положения современной теории государства и права, науки административного и гражданского права. Изучены труды дореволюционных русских юристов: Елистратова А. И., Ивановского В. В., Тарасова И. Т. и видных отечественных административистов: Алехина А. П., Бахраха Д. Н., Веремеенко И. И., Галагана И. А., Дымченко В. И., Козлова Ю. М., Лунева А. Е., Масленникова М. Я., Матвеева С. В., Новоселова В. И., Овсянко Д. М., Попова Л. Л., Салшцевой Н. Г., Сорокина В. Д., Студеникиной М. С., Ульяновой В. Н., Якимова А. Ю., Якубы О. М. и других ученых в области административного права по проблемам административного принуждения, административной ответственности и производства по делам об административных правонарушениях. Кроме того, в работе над диссертацией использованы труды ученых — юристов в области общей теории права и гражданского праваАлексеева С.С., Аскназия С. И., Братуся С. Н., Богданова Е. В., Васьковского, Бенедиктова А. В., Витрянского В. В., Гая, Гамбарова Ю. С., Генкина Д. М., Горшенева В. М., Грибанова В. П., Духно Н. А., Егорова Н. Д., Ивакина В. И., Иоффе О. С., Красавчикова О. А., Коркунова Н. М., Корнеева С. М., Лаптева В. В., Лейста О. Э., Малеина Н. С., Матвеева Г. К., Недбайло П. Е., Новицкого И. Б., Покровского И. А., Путинского Б. И., Самощенко И. С., Смирнова В. Т., Суворова Н., Тархова В. А., Толстого Ю. К., Ульпиана, Фарукшина М. Х., Халфиной P.O., Черепахина Б. Б., Шаргородского М. Д., Шершеневича Г. Ф. и других.

Настоящее диссертационное исследование основано на анализе как действующих законодательных и иных нормативных правовых актов об административной ответственности юридических лиц, так и проекта Кодекса РФ об административных правонарушениях, материалов правоприменительной практики органов административной юрисдикции, публикаций результатов социологических исследований в периодических изданиях, а также статистических данных практики применения административных взысканий различными ведомствами.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные и специальные методы анализа и синтеза, исторический, логический, сравнительно-правовой, структурно-системный, статистический и другие методы.

Научная новизна диссертации состоит в том, что она является одной из первых научных работ, в которой представлено комплексное исследование материально-правовых и процессуально-правовых проблем административной ответственности юридических лиц на основе анализа фундаментальных положений теории государства и права, гражданского и административного права, а также правоприменительной практики субъектов административной юрисдикции.

Особое внимание в работе уделено рассмотрению административной ответственности юридических лиц как обязательного элемента административно-правового статуса юридического лица и разновидности его юридической ответственности. Рассмотрены особенности правового регулирования административной ответственности юридических лиц и проблемы ее кодификацииспецифика определения и установления состава административных правонарушений юридических лиц, их видовой классификациисистема мер административного принуждения в отношении юридических лиц и прежде всего мер административной ответственности. Проведен анализ правового статуса субъектов административной юрисдикции, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях юридических лиц. В диссертации рассмотрены в комплексе принципы, правовой статус участников и особенности стадий производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц.

Наиболее существенные выводы и результаты исследования:

1. Сформулировано определение юридического лица как участника различных правовых отношений, которое необходимо для его понимания в качестве субъекта административной ответственности. Дано следующее определение юридического лица: это организация, обладающая обособленным имуществом и действующая на основании учредительных документов, за которой государством признано правомочие от своего имени приобретать и осуществлять права и обязанности, являясь участником разнообразных общественных отношений, а также нести самостоятельную юридическую ответственность как имущественную, так и административную.

2. Раскрыто содержание мер административного принуждения, которые применяются в связи с административным правонарушением. Проведено разграничение мер административного пресечения, административно-восстановительных мер и мер административного взыскания. На наш взгляд, основанием применения мер административного пресечения и административно-восстановительных мер является наличие лишь факта противоправного деяния, а для наложения административных взысканий необходимо установление состава административного правонарушения.

3. Административная ответственность рассматривается как правовой институт, как правоотношение и как обязательный элемент административно-правового статуса юридического лица.

Институт административной ответственности в смысле нормативного его определения представляет собой совокупность материальных и процессуальных административно-правовых норм, которые регулируют общественные отношения по применению в установленном законом порядке уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренных в санкциях правовых норм административных взысканий к лицам, признанным виновными в совершении административных правонарушений. Административная ответственность как институт административного права предполагает определение понятия административного правонарушения, видов административного взыскания, системы органов административной юрисдикции, а также стадий производства по делам об административных правонарушениях.

На практике правовые нормы об административной ответственности реализуются в комплексном материальном и процессуальном административном правоотношении.

Административная ответственность является обязательным элементом административно-правового статуса юридического лица и выступает в качестве административно-правовой гарантии надлежащей реализации прав и обязанностей юридических лиц в различных областях государственного регулирования.

4. В диссертации обосновывается необходимость единой кодификации административной ответственности юридических лиц на федеральном уровне. Изучение правоприменительной и судебной практики по вопросам административной ответственности юридических лиц показывает, что отраслевая кодификация в области налогообложения и таможенного регулирования на определенном этапе сыграла важную роль в ликвидации пробелов в законодательстве. Однако на современном этапе назрела настоятельная необходимость в унификации правовых норм об административной ответственности юридических лиц и включении их в Кодекс РФ об административных правонарушениях Это позволит избежать дублирования и противоречивости правовых норм об административной ответственности юридических лиц.

5. Исходя из положения пункта «к» части 1 ст. 72 Конституции РФ о том, что административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов, предложено разграничение предметов ведения РФ и ее субъектов в области административной ответственности юридических лиц, основанное на анализе правовых норм Конституции РФ, законов и правоприменительной практики.

По нашему мнению, к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях должны быть отнесены следующие вопросы: установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушенияхопределение перечня видов административных взысканий и правил их наложенияустановление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерациирегламентация порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и порядка исполнения постановлений о наложении административных взысканий.

В предметах ведения субъектов РФ по вопросам правового регулирования административной ответственности можно предусмотреть: установление административной ответственности за нарушение норм и правил, регулируемых законодательством субъектов РФ, а также за нарушение норм и правил по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, если административная ответственность за их нарушение не урегулирована на федеральном уровнеопределение подведомственности дел органам административной юрисдикции субъектов РФ.

6. Понятие административного правонарушения раскрывается автором путем анализа содержания элементов, образующих его состав: объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны.

В диссертации предлагается следующее понятие административного правонарушения юридического лица. Это противоправное, виновное действие либо бездействие юридического лица, которое посягает на права и свободы человека и гражданина, собственность, окружающую природную среду, государственный и общественный порядок, порядок управления и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность юридического лица.

Вина юридического лица определяется как комплекс негативных элементов, характеризующихся дезорганизацией деятельности юридического лица, непринятием им необходимых мер для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей, неприложением требуемых усилий для предупреждения правонарушений и устранения их причин.

При исследовании проблемы соотношения административной ответственности юридических лиц и ответственности их должностных лиц обращено внимание на то, что в действующем законодательстве и правоприменительной практике этот вопрос имеет двоякое разрешение.

По мнению диссертанта, в предусмотренных законом случаях деяния должностного лица также образуют состав административного правонарушения либо уголовного преступления, в котором объект и объективная сторона являются едиными с составом административного правонарушения юридического лица, а субъект и субъективная сторона существуют самостоятельно и качественно отличаются от аналогичных элементов состава административного правонарушения юридического лица.

В остальных случаях должностные лица должны привлекаться к дисциплинарной ответственности, установленной Кодексом законов о труде РФ, так как налицо нарушение ими трудовых обязанностей. Здесь существуют два самостоятельных состава правонарушений различного правового содержания: административное правонарушение юридического лица и дисциплинарный проступок должностного лица. В качестве основания классификации административных правонарушений юридических лиц по видам предлагается содержание обязанностей юридических лиц в различных областях государственного регулирования, за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение которых к юридическим лицам применяются административные взыскания.

Административные правонарушения юридических лиц подразделяются на следующие виды: административные правонарушения юридических лиц против правопорядкаадминистративные правонарушения юридических лиц против порядка управленияадминистративные правонарушения юридических лиц в отдельных областях государственного управления.

Административные правонарушения юридических лиц против правопорядка и порядка управления носят универсальный характер, так как они могут быть совершены юридическими лицами во всех областях государственного регулирования. В большинстве сфер государственного регулирования наряду с административной ответственностью юридических лиц за правонарушения против правопорядка и порядка управления, устанавливается административная ответственность юридических лиц за правонарушения, которые могут быть совершены ими только в данных конкретных областях государственного управления.

8. В диссертации обоснована классификация административных взысканий юридических лиц по сфере непосредственного правового воздействия (меры правового воздействия на деловую репутацию организации, меры имущественно-правового воздействия и меры организационно-правового воздействия) и порядку применения санкций (основные и дополнительные, последние, в свою очередь, могут быть обязательными и факультативнымибезальтернативные и альтернативные административные взыскания).

Предложена следующая система административных взысканий юридических лиц: предупреждениеадминистративный штрафвозмездное изъятие предметов, явившихся непосредственными объектами и (или) орудиями совершения административных правонарушенийконфискация предметов, явившихся непосредственными объектами и (или) орудиями совершения административных правонарушенийлишение юридического лица специального права предоставленного на основании специального разрешения (лицензии) — ликвидация юридического лица.

9. В диссертации обосновывается определение производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц как нормативно установленных порядка и правовых форм осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению, пересмотру дел об административных правонарушениях юридических лиц, а также по исполнению постановлений по таким делам.

Проанализированы вытекающие из содержания правовых норм принципы, которые регулируют производство по делам об административных правонарушениях юридических лиц.

Выделяются следующие группы принципов производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц: основополагающие принципы (принципы законности и объективной (материальной) истины) — принципы, которые обеспечивают субъективные права и законные интересы юридических лиц в производстве по делам об административных правонарушениях (равенство юридических лиц перед законом и субъектом административной юрисдикции, разрешающим делопрезумпция невиновностиобеспечение гарантий неприкосновенности имущества и имущественных правохрана деловой репутации юридического лицаобеспечение права на защиту) — общие принципы административного производства, аналогичные конституционным принципам судопроизводства (состязательность и равноправие сторонведение производства на государственном языкегласность производстванезависимость судей и иных органов административной юрисдикции при принятии решения по делу) — принципы, идентичные принципам иных видов судопроизводства (публичностьнепосредственность и устность производстваответственность должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях) — специальные принципы административного производства, отличающие данное производство от иных видов производства (оперативность и экономичность (простота) производства).

10. В диссертации проанализировано содержание каждой стадии производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц: возбуждения деларассмотрения делапересмотра делаисполнения постановления по делу.

Научно-практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что оно дало возможность сформулировать основные составные части концепции административной ответственности юридических лиц.

Выводы и результаты исследования могут быть использованы в процессе совершенствования законодательства и правоприменительной практики в этой области. Основные положения и выводы могут найти применение при дальнейших научных разработках и в учебном процессе.

Апробация результатов исследования:

Диссертация подготовлена в секторе административного права Института государства и права Российской Академии Наук (ИГП РАН), где автор выступал с докладами на «круглых столах» и принимал участие в коллективных публикациях по теме работы. Материалы и положения диссертации были использованы автором, принявшим участие в подготовке заседания «круглого стола» в Совете Федерации Федерального Собрания РФ по вопросам административной ответственности юридических лиц, которое состоялось 22 ноября 2000 года, а также в рабочей группе по выработке рекомендаций «круглого стола» в связи с проектом Кодекса РФ об административных правонарушениях. Ряд выводов работы изложен в курсе лекций по дисциплине «Право и средства массовой информации», подготовленном и прочитанном диссертантом в Высшей школе журналистики Международного Университета в Москве. Основные положения диссертации нашли применение в практической деятельности и отражение в публикациях автора.

Структура работы состоит из введения, шести глав, заключения, а также списка использованных нормативных правовых актов и литературы.

Заключение

Исследование проблемы административной ответственности юридических лиц дает основание сделать однозначный вывод о необходимости принятия федерального кодифицированного закона, предусматривающего основы правового регулирования и общие принципы административной ответственности физических и юридических лицобщее понятие и конкретные составы административных правонарушений, за совершение которых наступает административная ответственность юридических лицвиды и меры административных взысканий, применяемых к юридическим лицампорядок их наложениякомпетенцию органов административной юрисдикции и их должностных лица также регламентирующего производство по делам об административных правонарушениях, включая исполнение соответствующих постановлений.

Унификация правовых норм об административной ответственности юридических лиц и включение их всех на федеральном уровне в Кодекс РФ об административных правонарушениях позволит избежать дублирования и противоречивости различных правовых норм об административной ответственности юридических лиц, что имеет место в разных отраслевых законах.

Исходя из содержания норм Конституции РФ и ряда действующих федеральных законов, а также учитывая сложившуюся практику, диссертант полагает, что на федеральном уровне должен действовать Кодекс РФ об административных правонарушениях, а субъекты РФ в пределах предоставленных им полномочий осуществлять собственное правовое регулирование по вопросам административной ответственности юридических лиц, обеспечивая соответствие своих законов КоАП РФ.

Следует поддержать позицию авторов проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об отнесении к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях установления общих положений и принципов законодательства об административных правонарушенияхперечня видов административных взысканий и правил их примененияустановления административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерацииопределения порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установления мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, и порядка исполнения постановлений о наложении административных взысканий.

При этом вне указанных предметов ведения Российской Федерации субъектам РФ предоставлена возможность осуществлять собственное правовое регулирование в сфере ответственности за административные правонарушения.

Такое решение представляется наиболее целесообразным с точки зрения распределения компетенции РФ и ее субъектов по вопросам административной ответственности.

В проекте Кодекса РФ об административных правонарушениях закреплен принцип презумпции невиновности, который относится и к юридическим лицам. Поскольку вина является обязательным элементом состава административного правонарушения, ее понятие должно быть закреплено законодательно. Пока это существенный пробел в правовом регулировании. В связи с этим предлагается следующее определение вины юридического лица:

При установлении вины юридических лиц в совершении административных правонарушений субъектами административной юрисдикции необходимо рассматривать вопрос о том, насколько правильно, в соответствии с законодательством, организована деятельность юридического лица, учитывать, приняло ли юридическое лицо необходимые меры для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей, за неисполнение которых предусмотрена административная ответственность, приложило ли оно требуемые усилия для предупреждения административного правонарушения и устранения его причин.

Система видовой классификации административных правонарушений юридических лиц в проекте Кодекса РФ об административных правонарушениях страдает существенными недостатками, так как не имеет определенных оснований классификации.

В Особенной части проекта Кодекса РФ об административных правонарушениях имеют место недопустимые случаи объединения в диспозициях правовых норм различных категорий административных правонарушений юридических лиц. Примером такого рода является ст. 14.5. проекта КоАП РФ, в диспозиции которой соединены административные правонарушения, выразившиеся в продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце, а также без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

Следует отметить, что административная ответственность за однородные административные правонарушения предусмотрена в различных главах проекта КоАП РФ. Например, нормы об административной ответственности юридических лиц за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включены в главу об административных правонарушениях, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, в главу об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности, а также в главу об административных правонарушениях в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.328

Ряд конкретных административных правонарушений юридических лиц содержится в главах проекта КоАП РФ об иных видах административных правонарушений. Так, нормы об административной ответственности юридических

329 лиц за самовольное природопользование и за нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правил производства продуктов переработки зерна330 предусмотрены в главе об административных правонарушениях в области охраны собственности, несмотря на то, что первые из них относятся к административным правонарушениям в области охраны окружающей природной среды и природопользования, а вторыек административным правонарушениям в сельском хозяйстве.

В проекте КоАП РФ отсутствуют нормы об административной ответственности юридических лиц за некоторые административные правонарушения, например, за нарушения правил валютного регулирования, а также за отсутствие учета валютных операций и за ведение учета валютных

331 операции с нарушением установленного порядка, которые следует включить в проект КоАП РФ.

328 Ст. ст. 6.15., 14.16. — 14.19., 15.13. проекта Кодекса РФ об административных правонарушениях.

329 Ст. ст. 7.1., 7.3. — 7.6., 7.9. — 7.11. проекта Кодекса РФ об административных правонарушениях.

330 Ст. 7.18. проекта Кодекса РФ об административных правонарушениях.

331 Ст. 14 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

За совершение ряда административных правонарушений, предусмотренных в диспозициях норм Особенной части проекта Кодекса РФ об административных правонарушениях, в частности, за административные правонарушения в области налогообложения и сборов, а также в области охраны труда установлены административные взыскания только для физических лиц. Однако данные правонарушения фактически совершаются не только физическими, но и юридическими лицами. В связи с этим необходимо дополнить санкции ряда норм Кодекса указаниями на административную ответственность юридических лиц.

Система мер административного принуждения в отношении юридических лиц, в том числе мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и административных взысканий, как в действующем законодательстве, так и в проекте КоАП РФ страдает существенными недостатками. Речь идет о единой системе мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и административных взысканий, а также о единых правилах их применения в отношении юридических лиц.

В проект КоАП РФ не включены такие меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц как приостановление действия лицензииприостановление деятельности юридического лица и арест денежных средств с приостановлением расходных операций по банковским счетам юридического лица.

Составители проекта КоАП следуют официальной принятой точке зрения, рассматривающей в качестве меры административного пресечения отзыв или аннулирование лицензии у юридического лица. А по сути дела аннулирование (отзыв) лицензии является лишением специального права юридического лица за нарушение лицензионных требований и условий. В соответствии с содержанием объективной стороны ряда составов административных правонарушений юридических лиц, предусмотренных в проекте КоАП, таких как нарушение требований нормативных документов в области строительства332, нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов333, за совершение административного правонарушения

332 Ст. 9.4. проекта КоАП РФ.

333 Ст. 9.1. проекта КоАП РФ. целесообразно предусмотреть в отношении юридических лиц административное взыскание в виде лишения специального права (аннулирование лицензии).

Предусмотренная частью II пункта 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, необоснованно рассматривается в качестве меры гражданско-правового воздействия, несмотря на то, что основанием ее применения являются административные правонарушения юридических лиц. Поэтому целесообразно в качестве меры административного взыскания предусмотреть ликвидацию юридического лица по судебному решению.

Многие недостатки существующего производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц устранены в проекте КоАП РФ, в котором детально регламентированы продедуры возбуждения, рассмотрения и пересмотра дел, а также исполнения постановлений по делам об

334 административных правонарушениях юридических лиц

Вместе с тем, есть еще немало резервов для совершенствования производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц исходя из основных принципов административного процесса.

С точки зрения обеспечения законности практики применения норм об административной ответственности физических и юридических лиц важное значение имеет эффективная организация ведомственного и централизованного статистического учета всех административных правонарушений, совершаемых физическими и юридическими лицами.

К сожалению, в стране до сих пор отсутствует единая система статистического учета административных правонарушений, в том числе совершаемых юридическими лицами, которая позволяла бы осуществлять обстоятельный и объективный анализ характера и причин совершаемых правонарушений (организационных, экономических, политических факторов), а также намечать эффективные меры по их предупреждению.

334 Главы 29, 30 проекта КоАП РФ.

По нашему мнению, для совершенствования законодательства об административной ответственности юридических лиц и правоприменительной практики в данной области необходимо:

1. Провести ревизию оснований привлечения юридических лиц к административной ответственности с целью ликвидации пробелов, коллизий и дублирования в законодательстве об административных правонарушениях юридических лиц. Исходить из того, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридическими лицами обязанностей, государственный контроль за исполнением которых осуществляется органами исполнительной власти и их должностными лицами, должны применяться меры административного пресечения и административно-восстановительные меры, а при установлении состава административного правонарушения в деянии юридического лицамеры административной ответственности.

2. В Федеральном законе «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» представляется необходимым предусмотреть замену всех правовых норм об административной ответственности, содержащихся в других федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах, бланкетными правовыми нормами о регулировании административной ответственности в Кодексе РФ об административных правонарушениях, а также отмену специальных федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов об административной ответственности, включив изъятые таким образом правовые нормы в Кодекс РФ об административных правонарушениях. В связи с этим в Федеральном законе «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» надо предложить Президенту РФ и поручить Правительству РФ привести свои нормативные правовые акты в соответствие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. При подготовке иных федеральных законопроектов необходимо исходить из принципа правового регулирования всех видов административной ответственности только Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Поэтому не следует допускать включения в тексты таких законопроектов правовых норм, определяющих конкретные составы административных правонарушений и меры административных взысканий. В необходимых случаях одновременно с соответствующим законопроектом следует рассматривать вопрос о внесении изменений и дополнений в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

4. Система видовой классификации административных правонарушений юридических лиц по главам Особенной части проекта Кодекса РФ об административных правонарушениях должна исходить из содержания обязанностей, за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение которых к юридическим лицам применяются меры административной ответственности. Это позволит создать надлежащую правовую базу для эффективного применения мер административной ответственности к юридическим лицам.

5. Перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренный в проекте КоАП РФ335, нуждается в дополнении следующими мерами: приостановление действия лицензииприостановление деятельности юридического лица и арест денежных средств с приостановлением расходных операций по банковским счетам юридического лица.

6. В проект КоАП РФ в качестве мер административных взысканий юридических лиц необходимо включить лишение специального права в виде аннулирования (отзыва) лицензии и ликвидацию юридического лица.

7. Меры административной ответственности юридических лиц, предусмотренные в санкциях Особенной части проекта КоАП РФ, должны соответствовать характеру административно-противоправного деяния, за совершение которого они применяются, и причиненного им вреда.

8. Обеспечить разграничение компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов по рассмотрению дел об административных правонарушениях. В проекте Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотреть положение о том, что рассмотрение дел об административных правонарушениях юридических лиц должно быть подведомственно только арбитражным судам.

335 Пункт 1 ст. 27.1. проекта КоАП РФ.

9. Целесообразно было бы в проекте Федерального закона «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотреть поручение Правительству РФ обеспечить организацию единого статистического учета административных правонарушений, в том числе совершаемых юридическими лицами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке» от 21 июня 1961 г. Ведомости Верховного Совета СССР. 1961 г. № 35. Ст. 368.
  2. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке введения в действие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях» от 19 февраля 1981 года. Ведомости Верховного Совета СССР. 1981 г. № 8. Ст. 178.
  3. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.
  4. Проект Кодекса РФ об административных правонарушениях.17. Налоговый кодекс РФ.18. Таможенный кодекс РФ.19. Бюджетный кодекс РФ.
  5. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года.
  6. Гражданский кодекс РСФСР 1964 года.
  7. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 года.113. Гражданский кодекс РФ.
  8. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР.
  9. Арбитражный процессуальный кодекс РФ.
  10. Официальным источником указанных нормативных правовых актов является информационная система ИНТЕРНЕТ.
  11. Федеральный закон от 08 января 1998 года № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». 117. Земельный кодекс РСФСР.
  12. Градостроительный кодекс РФ.
  13. Федеральный закон от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации».
  14. Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060−1 «Об охране окружающей природной среды» с дальнейшими изменениями и дополнениями.
  15. Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 15 апреля 1998 года№ 65-ФЗ.
  16. Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  17. Кодекс законов о труде РФ.
  18. Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
  19. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
  20. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» с дальнейшими изменениями и дополнениями.
  21. Федеральный закон от 25 сентября 1998 года № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с дальнейшими изменениями и дополнениями.
  22. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 5 марта 2001 года № 20-ФЗ.
  23. Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» с дальнейшими изменениями и дополнениями.
  24. Федеральный закон от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
  25. Закон РФ от 22 марта 1991 года № 948−1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» с дальнейшими изменениями и дополнениями.
  26. Федеральный закон от 23 июня 1999 года № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
  27. Закон РФ от 18 июня 1993 года № 5215−1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением».
  28. Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 23 июля 1998 года № 123-Ф3.
  29. Закон РФ от 9 октября 1992 года № 3615−1 «О валютном регулировании и валютном контроле» с дальнейшими изменениями и дополнениями.
  30. Федеральный закон от 18 июля 1999 года № 183-Ф3 «Об экспортном контроле».
  31. Закон РФ от 10 июня 1993 года № 5154−1 «О стандартизации» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 27 декабря 1995 года № 211-ФЗ.
  32. Закон РФ от 10 июня 1993 года № 5151−1 «О сертификации продукции и услуг» с дальнейшими изменениями и дополнениями.
  33. Закон РФ от 7 февраля 1992 года № 2300−1 «О защите прав потребителей» в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года № 2-ФЗ с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 17 декабря 1999 года № 212-ФЗ.
  34. Федеральный закон от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
  35. Федеральный закон от 12 мая 2000 года № 68-ФЗ «Об административной ответственности организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии».
  36. Федеральный закон от 5 декабря 1998 года № 183-ФЭ «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки»
  37. Федеральный закон от 18 июля 1995 года № 108-ФЗ «О рекламе».
  38. Федеральный закон от 06 декабря 1999 года № 210-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах».
  39. Федеральный закон от 17 ноября 1995 года № 168 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» с дальнейшими изменениями и дополнениями.
  40. Постановление Правительства РФ от 01 ноября 1999 года № 1212 «О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации».
  41. Положение о порядке рассмотрения дел и наложения штрафов за нарушение законодательства РФ о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 07 июня 1999 года № 3.
  42. Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденные Приказом ГКАП РФ от 25 июля 1996 года № 91 с дальнейшими изменениями и дополнениями.
  43. Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, утвержденные Приказом МАП России от 15 сентября 2000 года № 707.
  44. Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденный Приказом ГКАП РФ от 13 ноября 1995 года № 147.
  45. Инструкция о порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юридических лиц за санитарные правонарушения, утвержденная Приказом Госкомсанэпиднадзора РФ от 07 июля 1993 года № 61.
  46. Инструкция МНС РФ от 10 апреля 2000 года № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах», утвержденная Приказом МНС РФ от 10 апреля 2000 года № АП-3−16/138.
  47. Положение о порядке наложения штрафов за правонарушения в области строительства, утвержденное Постановлением Совета Министров РФ от 27 июля 1993 года № 729.
  48. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 года № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)».
  49. Письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российкой Федерации от 17 июня 1996 г. № 5 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства». 160. Устав города Москвы.
  50. Постановление Правительства Москвы от 21 сентября 1999 года № 871 «Об утверждении Положения о Вневедомственной комиссии при Объединении административно-технических инспекций Правительства Москвы и состава комиссии».
  51. Определение Конституционного Суда РФ от 01 октября 1998 года № 145−0 «По запросу законодательного собрания Нижегородской области о проверке конституционности части первой статьи 6 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях».
  52. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 мая 1997 года № 8 П «По делу о проверке конституционности пунктов 4 и 6 статьи 242 и статьи 280 Таможенного кодекса РФ в связи с запросом Новгородского областного суда».
  53. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 года № 8 П «По делу о проверке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса
  54. РФ, части второй статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях с связи с жалобами граждан М. М. Гаглоевой и А.Б. Пестрякова».
  55. Административное право. Под редакцией профессора Козлова Ю. М. и профессора Попова JI.JI. М., 1999 г.
  56. С.С. Общая теория права. М., 1980 г. Том I.
  57. С.И. Об основаниях правовых отношений между государственными социалистическими организациями. «Ученые записки» Ленинградского юридического института, Л., 1947 г., вып. IV.
  58. Д.Н. Административная ответственность. Пермь, 1966 г.
  59. Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. Москва, 2000 г.
  60. Д.Н., Ренов Э. Н. Производство по делам об административных правонарушениях. М., 1989 г.
  61. Е.В. Сущность и ответственность юридического лица. Статья в журнале «Государство и право», 1997 г., № 10.
  62. С.Н. Юридическая ответственность и законность (Очерк теории). М., 1976 г.
  63. К.Г. Административная и судебная защита граждан и юридических лиц в Российской Федерации: система, институты, правовой механизм. М., 1998 г.
  64. Васьковский. Учебник гражданского права. Том I.
  65. А.В. О государственных юридических лицах в СССР. Статья в журнале «Вестник Ленинградского Университета», 1955 г., № 3.
  66. В.В. Гражданский кодекс о юридических лицах. Статья в журнале «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ», 1995 г., № 5.
  67. И.А. Административная ответственность в СССР (государственное и материально-правовое исследование). Воронеж, 1970 г.
  68. Ю.С. Гражданское право. Общая часть. Лекции, читанныя в Московском Университете профессором Ю. С. Гамбаровым издание 1897−1898 г.
  69. Д.М. Юридические лица в советском гражданском праве. Статья в журнале «Проблемы социалистического права». М., 1939 г., № 1.
  70. В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972 г.
  71. В.П. Юридические лица. М., Издательство Московского Университета, 1961 г.
  72. Е.В. Доказательства в административном процессе. М., 1973 г.
  73. Н.А., Ивакин В. И. Понятие и виды юридической ответственности. -Статья в журнале «Государство и право», 2000 г., № 6.
  74. В.И. Административная ответственность организаций. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. -Пермь, 1982 г.
  75. В.И. Административная ответственность предприятий и организаций. Владивосток, 1985 г.
  76. А.И. Административное право. Москва Ленинград, 1929 г.
  77. А.И. Основные начала административного права. Москва, 1917 г.
  78. В.В. Учебник административного права (Полицейское право. Право внутреннего управления). Казань, 1904 г.
  79. О.С. Развитие цивилистической мысли в СССР. Л., ЛГУ, 1975 г. Часть I.
  80. О.С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. М., 1961 г.
  81. Каких принципов придерживаться в административном производстве. -Российская юстиция, 1995 г., № 10.
  82. Л.В. Административно-деликтное отношение. Киев, 1979 г.
  83. Ю.М. Вступительная статья к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях. М., 1996 г.
  84. Ю.Ю. Административная ответственность юридических лиц. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2000 г.
  85. Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях. Издание четвертое, переработанное и дополненное. Под редакцией Веремеенко И. И., Салищевой Н. Г., Студеникиной М.С.
  86. Н.М. Лекции по общей теории права. С-П., 1914 г.
  87. С.М. Курс лекций по гражданскому праву, читанных на юридическом факультете Московского Государственного Университета в 1995 1997 г.г.
  88. О.А. Сущность юридического лица. Статья в журнале «Советское государство и право», 1976 г., № 1.
  89. Г. А., Калинина Л. А. Административная ответственность. М., 2000 г.
  90. О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981 г.
  91. А.Е. Административная ответственность за правонарушения. М., 1961 г.
  92. Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М., 1985 г.
  93. М.Я. Административно-юрисдикционный процесс. Воронеж, 1990 г.
  94. Г. К. Психологический аспект вины советских юридических лиц. -Статья в журнале «Советское государство и право», 1978 г., № 8.
  95. С.В. Субъекты административной ответственности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Свердловск, СЮИ, 1985 г.
  96. П.Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм. Статья в журнале «Правоведение», 1971 г., № 3.
  97. И.Б. Основы римского гражданского права. М., Госюриздат, 1960 г.
  98. М.П. Административная ответственность организаций (юридических лиц). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 1998 г.
  99. М.П. Административная ответственность организаций (юридических лиц). Саратов, 1998 г.
  100. И.А. Основные проблемы гражданского права. Петроград, 1917 г.
  101. .И. Применение принципа вины при регулировании хозяйственной деятельности. Статья в журнале «Советское государство и право», 1979 г., № 10.
  102. .И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984 г.
  103. С.Б. К проекту Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья в журнале «Российская юстиция», 1997 г., № 2.
  104. Н.Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР. М., 1970 г.
  105. Н.Г. О проекте нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья в журнале «Российская юстиция», 1995 г., № 12.
  106. К. Институции. Основные системы и истории римского гражданского права. Киев, 1910 г.
  107. И.С., Фарукшин М. Х. Ответственность по советскому законодательству. М., 1971 г.
  108. В.Т. Обоснование деликтной ответственности юридических лиц. -Статья в сборнике «Проблемы гражданского и административного права».
  109. А.П. Проблемы административной ответственности юридических лиц. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 2000 г.
  110. М.С. Соотношение административного принуждения и административной ответственности. Статья в журнале «Советское государство и право», 1968 г., № 10.
  111. М.С. Кодификация законодательства об административной ответственности. Статья в журнале «Российская юстиция», 1996 г., № 8.
  112. Н. Об юридических лицах по римскому праву. М., 1900 г.
  113. И.Т. Очерк науки полицейского права. Москва, 1897 г.
  114. В.А. Ответственность по советскому гражданскому праву. Саратов, 1973 г.
  115. Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998 г.
  116. Ю.К. О государственных юридических лицах в СССР. Статья в журнале «Вестник Ленинградского Университета», 1955 г., № 3, Раздел II.
  117. В.Н. О концепции кодификации законодательства об административной ответственности. Статья в журнале «Юрист», 1998 г., № 6.
  118. P.O. Общее учение о правоотношении. М., 1974 г.
  119. .Б. Волеобразование и волеизъявление юридического лица. -Статья в журнале «Известия ВУЗов. Правоведение», 1968 г., № 3.
  120. Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995 г.
  121. А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. М., 1999 г.
  122. А.Ю. Принципы административно-юрисдикционного процесса. -Статья в журнале «Государство и право», 1999 г., № 5.
  123. О.М. Административная ответственность. М., 1972 г.
Заполнить форму текущей работой