Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Интеллектуальная собственность журналиста периодической печати

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, несмотря на большое количество исследовательских работ по теме данной диссертации, нельзя сказать, что тема исследована в полной мере и должным образом. Во многих случаях исследования имеют общетеоретический характер, их авторы не применяют результаты проведенных исследований непосредственно к СМИ, и к периодической печати в частности. Это касается исследований по теме соавторства… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КРИТЕРИИ ТВОРЧЕСТВА В АВТОРСКОМ ПРАВЕ
    • 1. 1. Подходы к определению критериев творчества
    • 1. 2. Определение критериев творчества по форме и содержанию произведения
  • ГЛАВА 2. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ СМИ КАК ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА
    • 2. 1. Вербальные объекты авторского права в периодической печати
    • 2. 2. Невербальные (графические) объекты авторского права в периодической печати
  • ГЛАВА 3. ЭЛЕМЕНТЫ ПЕЧАТНЫХ СМИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ОБЪЕКТАМИ АВТОРСКОГО ПРАВА
    • 3. 1. Сообщения информационного характера
    • 3. 2. Свободное использование произведений
    • 3. 3. Иные объекты печатных СМИ, не защищаемые авторским правом
  • ГЛАВА 4. ЖУРНАЛИСТ ПРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ КАК СУБЪЕКТ АВТОРСКОГО ПРАВА
    • 4. 1. Служебные произведения в печатных СМИ
    • 4. 2. Лицензионный договор в периодической печати

Интеллектуальная собственность журналиста периодической печати (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования проблемы охраны интеллектуальной собственности в печатных СМИ заключается в том, что в XXI веке информационные потоки становятся все более интенсивными, все большее количество людей задействовано в процессе создания и распространения, получения и передачи информации, в том числе через газеты и журналы. Как следствие, появляется гораздо больше объектов авторского права, чем раньше, между субъектами возникают более сложные правовые взаимоотношения. Довольно узкая ранее сфера авторского права, которая охватывала небольшую часть общества, сегодня стремительно расширяется. В нее попадают представители все большего количества профессий, в том числе и журналисты.

Наряду с такими традиционными источниками информации как пресса, телевидение и радио, появился новый — интернет, который существенно изменил не только методы работы журналистов, но и повлиял на правовые основы их работы. Интернет дал журналистам не только способ оперативного обмена информацией, но также возможность моментально получать в свое распоряжение текст, фотографию, видео. А вместе с этой возможностью и соблазн использовать их в своей работе, публиковать на страницах газет и журналов, часто «забывая», что у текстов и фотографий есть авторы, обладающие исключительными и личными неимущественными правами на них.

В результате сложившегося положения дел редакции печатных изданий часто заимствуют материалы со страниц конкурирующих изданий, у информационных агентств, у фотографов или журналистов без их на то разрешения, без выплаты гонораров и даже без указания первоисточника. И правовая некомпетентность части журналистов в этой сфере приводит к судебным спорам между ними и правообладателями использованных произведений, между конкурирующими изданиями, а также с теми, кто незаконно воспользовался их интеллектуальной собственностью.

Кроме того, актуальной исследуемую тему делает и проблема соавторства. Все чаще произведения создаются при участии не одного, а двух или нескольких лиц, например журналиста и эксперта в узкой области, и не всегда понятно, кто из них может считаться автором, а кто — нет. В результате права соавторов очень часто нарушаются. Особенно серьезные разногласия в этом плане могут вызвать такие жанры, как интервью, обзоры писем или прессы. То, что именно эти жанры, особенно первый, довольно часто встречаются на страницах газет и журналов, лишь усиливает актуальность рассматриваемого вопроса.

Исследование проблемы охраны интеллектуальной собственности в филологическом аспекте актуально еще и потому, что подавляющее большинство работ об интеллектуальной собственности в СМИ написаны юристами и часто непонятны людям без юридического образования, в том числе и для журналистов. В результате последние не читают юридическую литературу на эту тему или с трудом ее понимают, зачастую превратно.

С другой стороны, юристы, пишущие об интеллектуальной собственности в СМИ, разбираясь в правовой стороне вопроса, зачастую имеют слабое представление о практической стороне работы журналистов. И, как следствие, ими выдвигаются предложения и правовые нормы (которые иногда закреплены в законодательной форме), которые невозможно применять на практике.

Также обращается на себя внимание и то, что до сих пор не определены четкие критерии творчества в авторском праве. Как известно, наличие творческой составляющей является решающим фактором, который определяет, является ли то или иное произведение объектом авторского права. Однако до недавнего времени ни в одном законодательном акте не было указано, по каким же параметрам можно определить, создано произведение творческим трудом автора или имела место лишь техническая работа.

Все это, по нашему мнению, говорит о том, что подробное рассмотрение проблем интеллектуальной собственности применительно к работе журналиста периодической печати крайне актуально.

Исследуя степень разработанности проблемы, необходимо отметить, что вопрос интеллектуальной собственности журналиста печатных СМИ уже рассматривался как в цивилистике советского, так и российского периода. В.

1 2 частности, этому посвящены работы М. В. Гордона и В. И. Серебровского, которые в советский период времени в своих исследованиях достаточно подробно исследовали проблему творчества в авторском праве.

Поскольку точное понимание признаков творчества и умение отделить творческую работу от нетворческой имеет практическое значение, заложенные ими теоретические основы крайне важны применительно к теме диссертации. Ведь творческий вклад в создание произведения является одним из важнейших условий и оснований возникновения и защиты авторских прав и в советском законодательстве, и в законе об авторском праве 1993 года3, и в ныне действующей IV части Гражданского кодекса РФ4.

Особо стоит отметить два фундаментальных исследования по этой теме В. Я. Ионаса, который опубликовал в 1963 году работу «Критерий творчества в авторском праве и судебной практике» 5, а в 1972 — работу «Произведения творчества в гражданском праве"6.

1 Гордон М. В. Советское авторское право. М.: Юридическая литература, 1955. — 232 с.

2 Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. М., 1956. — Госюриз-дат, 1956. — 247 с.

3 Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993. № 5351−1 (Утратил силу).

4 Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая. От 18.12.2006. № 230-ФЭ. Вступил в силу 01.01.2008.

5 Ионас В. Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. — М.: Издательство «Юридическая литература», 1963. — 265 с.

6 Ионас В. Я. Произведения творчества в гражданском праве. — М.: Издательство «Юридическая литература», 1972. — 240 с.

Отдельное исследование по рассматриваемой теме провел B.C. Чертков, результаты которого изложены в работе «Авторское право в периодической печати"1. Она вышла в свет в 1989 году, и содержит анализ рассматриваемого вопроса применительно к советскому авторскому праву.

В постсоветский период по проблеме авторского права была защищена кандидатская диссертация А. Р. Ермаковой, в 2002 году работа была опубликована отдельной книгой под заглавием «Право интеллектуальной собственности в сфере периодической печати"2.

По отдельным объектам авторского права публиковались исследования как в периодических научных изданиях, так и в учебниках, сборниках л научно-практических конференций. В частности, Э. П. Гавриловым, В.А. Мельниковым4, P.A. Мерзликиной5, A.B. Милициным6, И.А. Панкеевым7, В.В. Погуляевым8, Е.Е. Прониной9, Е.П. Прохоровым10, А.Г. Рихтером", O.A. Рузаковой12, А.П. Сергеевым13, И.Ю. Тулубьевой14, В.А. Хохловым1, B. J1. Энтиным2.

1 Чертков B. J1. Авторское право в периодической печати. — М.: Юрид. лит., 1989. — 144 с.

Ермакова А. Р. Право интеллектуальной собственности в сфере периодической печати. -СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. — 323 с.

3 Гаврилов Э. П. Авторское право на служебные произведения// Хозяйство и право. 1996. № 12.

4 Мельников В. Название произведения как возможный объект авторского права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2006. № 4.

5 Мерзликина Р., Юмашев А., Еще раз о творчестве как о признаке объектов авторского права. // ИС. Авторское право и смежные права. 2008. № 2.

6 Милиции А. Сущность результата творческой деятельности. // ИС. Авторское право и смежные права. 2008. № 2.

7 Панкеев И. А. Договор в авторском праве Российской Федерации. М., 2009. — 192 с.

8 Погуляев В. Проблемные вопросы, связанные с соавторством на произведения // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2006. № 7.

9 Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М., Изд-во КДУ. 2006. — 368 с.

10 Прохоров Е. П. Правовые и этические нормы в журналистике — М.: Аспект Пресс, 2008. -232 с. Рихтер А. Г. Правовые основы журналистики. 2-е изд., перераб. М.: Издательство «ВК», 2009. — 352 с.

12 Рузакова O.A. Комментарий к части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации / O.A. Рузакова. — М.: Экзамен, 2007. — 766 с.

13 Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. — ТК Велби, Проспект, 2007. — 752 с.

14 Погуляева В., Тулубьева И. Некоторые практические вопросы защиты прав фотографов. // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. № 6.

Вместе с тем, несмотря на большое количество исследовательских работ по теме данной диссертации, нельзя сказать, что тема исследована в полной мере и должным образом. Во многих случаях исследования имеют общетеоретический характер, их авторы не применяют результаты проведенных исследований непосредственно к СМИ, и к периодической печати в частности. Это касается исследований по теме соавторства, творчества работников периодической прессы, других тем. Ряд произведений, вышедших в свет в XX веке, — М. В. Гордона, В. И. Серебровского, В. Я. Ионаса, B.C. Черткова — хотя и имеют большое фундаментальное значение, уже не соответствуют современным законодательству об авторском праве и рынку СМИ.

Кроме того, многие исследователи рассматривают авторское право в периодической печати с юридической точки зрения, не учитывая особенностей журналистских текстов и их жанров, способов создания. Также ни в одной работе не учитывались изменения сущности деятельности журналиста с учетом новых информационных технологий, бурное развитие которых произошло буквально за последние несколько лет.

Поэтому, по нашему мнению, на сегодняшний момент комплексное исследование объектов авторского права в периодической печати с учетом изменений российского законодательства в сфере интеллектуальной собственности и реалий работы журналистов отсутствует. Что делает необходимым вернуться к этой теме еще раз после того, как были опубликованы работы вышеперечисленных авторов.

1 Хохлов В. А. Авторское право: Законодательство, теория, практика. — М.: Издательский Дом «Городец», 2008. — 288 с.

2 Энтин В. Кто является автором интервью? // Профессия — журналист. 2000. № 3−4.

Объектом настоящего исследования являются произведения периодической печати в аспекте законодательства в области интеллектуальной собственности, а также журналист печатных СМИ как обладатель интеллектуальных прав на данные произведения.

Предмет исследования — практика использования журналистом произведений в печатных СМИ с точки зрения права интеллектуальной собственности.

Целью диссертационного исследования является проведение комплексного анализа журналистских произведений разливных жанров (интервью, новостей, обзоров СМИ и других), публикуемых в периодической печати, и определение, являются ли они объектами авторского права. А также определение того, какие публикуемые в печатных СМИ материалы являются интеллектуальной собственностью журналиста, а какие — нет.

Данная работа также должна помочь журналистам, редакторам и другим работникам СМИ сориентироваться в той новой правовой среде, которая возникла в России с начала 2008 года, когда вступила силу IV часть Гражданского кодекса РФ, которая регулирует отношения в сфере интеллектуальной собственности.

Цель исследования потребовала выдвижения следующих задач, решение которых необходимо в рамках данной диссертации: изучение влияния новых информационных технологий и конвергенции СМИ на работу журналиста печатных СМИ с точки зрения законодательства об интеллектуальной собственности;

— определение этапов становления советского и российского авторского права с выявлением особенностей, касающихся печатных средств массовой информации;

— особенности работы средств массовой информации, в особенности печатных, в аспекте современного российского законодательства об интеллектуальной собственности;

— выявление особенностей правового регулирования, возникающих при создании, распространении и использовании произведений в печатных СМИ;

— выделение категорий объектов интеллектуальной собственности в периодических печатных изданиях России, и особенностей этих объектов на основании действующего законодательства об авторском праве;

— изучение российской судебной практики по искам о нарушении законодательства об интеллектуальной собственности;

— выявление основных проблем осуществления и защиты авторских прав журналистов на созданные ими произведения, а также на использование ими интеллектуальной собственности других лиц при создании своих собственных произведений;

— определение актуальной методики работы журналистов с учетом законодательства об интеллектуальной собственности в РФ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Все журналистские произведения в печатных СМИ необходимо считать результатом творческого труда и объектами авторского права до тех пор, пока не доказано обратное.

2. Признаками творческого характера журналистского произведения является наличие в нем как минимум трех смысловых единицпри этом хотя бы в одной из них должен присутствовать анализ описываемых событий, их оценка, установление причинно-следственных отношений между ними, прогноз развития этих событий. Если все эти условия соблюдены, то текст является результатом творческого труда.

3. Авторами (соавторами) интервью являются и журналист, и интервьюируемый в равной степени до тех пор, пока не доказано отсутствие творческого вклада одного из них в созданное интервью. Журналист обладает авторскими правами на обзоры печати и обзоры писем.

4. Необходимо внести изменения в подпункт 3 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ, указав в нем в качестве возможно источника цитирования «сетевые издания» (сайты электронных СМИ, интернет-издания), а также разрешить воспроизводить в интернете материалы из газет и журналов. Это необходимо, поскольку в условиях бурного развития интернета именно на его просторах обмен информацией между СМИ происходит в наибольшем объеме, при сегодняшнем состоянии законодательства — незаконный.

5. Специфика работы журналиста требует при приеме его на работу заключения с ним не только трудового, но также лицензионного договора, поскольку трудовой договор не затрагивает вопросы использования объектов интеллектуальной собственности, что является основной работой журналиста.

Научная достоверность базируется на том, что исследования при написании диссертации проводились с помощью общенаучных методов познания, таких, как анализ и синтез, дедукция и индукция. Также использовались методы построения непротиворечивой теории, которые предполагают абстрагирование, наличие аксиом и допущений, отсутствие противоречий в выводах, необходимость и достаточность при обосновании причинно-следственных связей, а также нисхождение от абстрактного к конкретному. Кроме того, использовался классификационный метод, предполагающий индуктивное деление по отличительным признакам.

Практической базой исследования являются материалы газет «Коммерсантъ», «Ведомости», «Комсомольская правда», «Российская газета» и ряда других изданий.

Методологической основой диссертации стали научные работы по теории журналистики и публицистики, психологии творчества, юриспруденции таких ученых, как Е.Л. Вартанова1, Э. П. Гаврилов, В.М.

2 3 12.

Горохов, Я. Н. Засурский, В. Я. Ионас, Г. В. Лазутина, И. А. Панкеев, Е.П.

1 Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран, — М.: Аспект-Пресс, 2003. — 366 с. 2.

Горохов В.М., Прохоров Е. П., Дзялошинский И. М. Методы журналистского творчества. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 151 с.

3 Засурский Я. Н. Средства массовой информации России — М.: Аспект Пресс, 2011. — 392 с.

Прохоров3, А. Г Рихтер4, А.П. Сергеев5, A.A. Тертычный6, B.JI. Энтин7 и других.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые со вступления в силу IV части Гражданского кодекса РФ объекты интеллектуальной собственности печатных СМИ систематизированы, дан ответ на вопрос о том, какие из них охраняются авторским правом, определено, какие из них являются интеллектуальной собственностью журналиста. При этом впервые большое внимание уделяется рассмотрению определения критериев творческого вклада, который вносит журналист в свое произведение.

Выявлены признаки, по которым можно определить наличие творческой составляющей в журналистском произведении. Даны рекомендации по правилам цитирования и перепечатки произведений одних печатных СМИ другими с точки зрения авторского права. Впервые в аспекте законодательства об интеллектуальной собственности рассматриваются трудовые взаимоотношения работодателя и журналиста. Новизной характеризуется вопрос влияния новых информационных технологий и конвергенции на работу журналиста в аспекте законодательства об интеллектуальной собственности.

Филологический аспект диссертации состоит в том, что в работе изучается структура журналистских текстов, суть журналистского творчества и сама система печатных средств массовой информации как та.

1 Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста — М.: Аспект Пресс, 2010. -240 с.

2 Панкеев И. А. Авторское право для журналистов: учебное пособие — М.: ВК, 2012. -304 с.

3 Прохоров Е. П.

Введение

в теорию журналистики — М.: Аспект Пресс, 2011. — 352 с.

4 Рихтер А. Г. Международные стандарты и зарубежная практика регулирования журналистики — М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011.

5 Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. — ТК Велби, Проспект, 2007. — 752 с.

6 Тертычный A.A. Жанры периодической печати — 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2006. — 320 с.

7 Энтин В. Кто хозяин фотографии// Профессия журналист, 2000. № 12. среда, которая претерпевает в последние годы значительные изменения, — с целью определить, какие журналистские произведения являются результатом творческой деятельности и объектами авторского права. Исследуются, в частности, аналитические и информационные жанры, такие как статья, комментарий, рецензия, новость, репортаж, интервью, а также многие другие.

Также тексты, публикуемые в печатных СМИ, исследуются на предмет возможности их цитирования, заимствования или переработки, что требует рассмотрения таких их структурных элементов, как заголовок, лид, бэкграунд.

Кроме того, материалы газет и журналов подвергаются контент-анализу с точки зрения соблюдения в них норм законодательства об интеллектуальной собственности, исследуется своеобразие тех или иных газетных и журнальных жанров применительно к авторскому праву.

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет систематизировать разрозненные знания в области авторского права в сфере печатных СМИ, объединить эти знания в единую систему.

Кроме того, в диссертации описан статус журналиста печатных СМИ как обладателя интеллектуальных прав на данные произведениявыявлено, являются ли они объектами авторского праваопределены методики работы журналистов с учетом законодательства об интеллектуальной собственности N.

В РФ.

Все это способствует углублению информированности журналистов о нормах авторского права при работе в газетах и журналах, дает юридические ориентиры в их профессиональной деятельности, понимание, какие результаты их труда принадлежат им, какие — работодателю. Также работа даст журналистам печатных СМИ представление о том, какие произведения защищены авторским и исключительными правами.

Также возможно использование материалов данной диссертации для пополнения теоретическим и практическим материалом курса авторского права, изучаемого студентами факультетов журналистики.

Материалы диссертации могут быть использованы для создания справочника для руководителей печатных СМИ, их владельцев и издателей, журналистов, преподавателей вузов, читающих курс лекций по авторскому праву в области СМИ. Возможно применение результатов проведенного исследования при разработке изменений и дополнений в действующее в России законодательство об интеллектуальной собственности.

Апробация материалов работы осуществлялась в ходе проводимого диссертантом в 2010;2011 учебном году спецкурса «Авторское право в печатных СМИ: судебная практика» для студентов факультета журналистики МГУ. Также на основе материалов диссертации в 2011 году диссертантом в соавторстве с профессором И. А. Панкеевым издана монография «Интеллектуальная собственность журналиста печатного СМИ».

Положения диссертации были также опубликованы в научных журналах «Медиаскоп», «Меди@льманах», «Вестник МГУ» серия «Журналистика», а также в ряде других изданий. В течение нескольких лет (2007;2011) автор диссертации выступал с докладами по ее теме на научных конференциях «Ломоносов», «Журналистика». Тезисы докладов были опубликованы в сборниках этих конференций.

Диссертационное исследование было обсуждено на кафедре истории и правового регулирования отечественных средств массовой информации факультета журналистики МГУ.

Практическая апробация результатов исследования также проходила во время работы автора диссертационного исследования журналистом в федеральных средствах массовой информации РФ.

Структура диссертации обусловлена ее целями и состоит из введения, четырех глав, разбитых на несколько параграфов каждая, заключения, библиографии и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Последнее десятилетие методика работы журналиста периодической печати кардинально изменилась, этому способствовало бурное развитие интернета и информационных технологий, а также существенные изменения в законодательстве об интеллектуальной собственности, создание которой является основной задачей корреспондента в его работе.

Совершенствование технических средств, таких как фотоаппараты, видеокамеры, а также появление сотовых телефонов с функцией фотои видеозаписи, позволило журналисты совмещать функции пишущего репортера, фоторепортера и видеооператора. И создавать не только тексты в их привычном понимании, но также фотои видеоконтент.

А использование «всемирной паутины» дало журналистам возможность практически моментально получать доступ к подобным данным, использовать чужой контент для создания собственных произведений. Разумеется, это было возможно и раньше, до появления интернета, но теперь процесс получения данных кардинально упростился и ускорился.

Однако к этому большинство журналистов оказались не готовыми с этической и юридической точки зрения: соблазн использовать чужое произведение без разрешения автора, иногда выдавать его за свое оказался слишком велик. В таких условиях стало происходить все больше нарушений и злоупотреблений в работе сотрудников печатных СМИ. Это также объяснялось и незнанием как норм российского законодательства об интеллектуальной собственности, в том числе IV части Гражданского кодекса РФ, который начал действовать относительно недавно. В частности, непониманием того, какие произведения, которые создает журналист в рамках своих служебных обязанностей, или которые он использует для этого, являются объектом авторского права.

При написании данной работы мы задавались целью помочь журналистам и редакторам сориентироваться в той новой правовой среде и тех информационных реалиях, которые сформировались в последние годы, и в которых многим работникам СМИ не удалось сориентироваться.

Как выявило исследование, проведенное в первой главе, сделать это во многом мешает прежде всего проблема, которая берет основу еще советском авторском праве. Главным основанием для признания журналистского объектом авторского права и в СССР, и в настоящее время является его творческий характер. Однако никаких критериев творчества законодатель не дает. Именно поэтому их нахождение было одной из целей данной диссертации.

Трудность ее достижения заключается в том, что природа творчества и права кардинально различаются. Право требует жестко очерченных рамок применения, точно определенных границы прав и обязанностей. Творчество же по самой своей сути не подпадает под какие-либо четкие нормативы, определения, шаблоны. Кроме того, право требует четких, материально выраженных и зафиксированных доказательств чего-либо. В случае же с творчеством даже не совсем понятно, необходимо ли определять его наличие в уже созданном произведении, либо в процессе создания такого произведения, или выявлять способности к творчеству у субъекта, который его создает.

Именно поэтому в большинстве юридических работ суть творчества никогда не рассматривается подробно, его наличие лишь предполагается необходимым. А сам характер творческой работы репортера юристами и вовсе никогда не исследовалась. Однако с точки зрения журналистики в этом плане имеется большая теоретическая и практическая база. И именно журналистика как наука дала ответы на многие вопросы, не разрешенные юридическими дисциплинами.

В частности, анализируя структуру журналистских произведений различных жанров, методику работы журналиста при их создании, мы выявили те признаки, наличие которых позволяет говорить творческом характере произведения применительно к авторскому праву.

По нашему мнению, о нем можно с уверенностью говорить в том случае, если произведение состоит как минимум из трех связанных между собой по смыслу смысловых единиц. При этом, поскольку они входят в состав одного произведения, они должны быть связаны между собой. Также хотя бы в одной из смысловых единиц должен присутствовать анализ описываемых событий, их оценка, установление причинно-следственных отношений между ними, прогноз развития этих событий в будущем.

Необходимо отметить, что подавляющее большинство материалов в периодической печати содержат эти критерии, потому являются объектами авторского права и подпадают по охрану закона. Редким исключением являются лишь новости-молнии из одного предложения, которые характерны для информационных агентств или сетевых изданий и крайне редко используются газетами и журналами в силу их аналитического, а не информационного характера.

Однако это не снимает необходимость подробно анализировать произведения печатных СМИ, поскольку встает вопрос не столько о том, являются ли они объектами интеллектуальной собственности (на этот вопрос в большинстве случаев, как отмечалось выше, можно ответить положительно), а о том, кому принадлежат права на них.

Ведь в последнее время все чаще произведения создаются в соавторстве (журналистом и экспертом в какой-либо отрасли, несколькими журналистами), либо с использованием произведений третьих лиц (обзоров СМИ, коллажей, географических карт и ряда других произведений). Поэтому нами ставилась и задача определить принадлежность авторских прав на такие произведения.

Наиболее спорным жанром периодической печати с точки зрения авторского права, в котором может иметь место соавторство, является интервью. Специалисты постоянно спорят о том, кому авторские права на него принадлежат: только лишь журналисту, или одновременно с этим — еще интервьюируемому?

Кардинально противоположными позициями являются с одной стороны, точка зрения В. Л. Энтина, с другой — А. П. Сергеев и Э. П. Гаврилова.

Первый считает: интервьюируемый не может претендовать на соавторство, поскольку приведение его ответов на вопросы журналиста является своеобразным цитированием, а их можно использовать без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения. Когда же количество цитат переходит некую критическую массу, появляется составное произведение. А авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов принадлежат составителю, то есть журналисту.

А.П. Сергеев и Э. П. Гаврилов же считают, что интервьюируемый может стать автором интервью в том случае, если внесет в его создание творческий вклад. По мнению диссертанта, эта позиция более правильна, особенно в свете постановления Пленума Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ, который отметил «что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом».

Поэтому, по нашему мнению, если в тексте интервью можно выявить вышеперечисленные признаки творчества, которые привнес именно интервьюируемый, а не журналист, то первый становится соавтором интервью. Конечно, текст самого интервью пишет журналист, то есть именно он создает форму произведения. Однако форма не может существовать без содержания, а материал, включенный в интервью, чаще всего представляет собой результат творческой деятельности интервьюируемого.

Еще одним интересным и важным объектом авторского права в печатных СМИ являются заголовки. Важность его определяется прежде всего тем, что именно хорошо написанный заголовок заставляет человека прочесть материал, а иногда — купить газету, если заголовок вынесен на ее первую полосу. Поэтому яркие привлекательные заголовки часто заимствуются изданиями друг у друга, что иногда приводит даже к судебным спорам. Поэтому в данном диссертационном исследовании мы также задавались цель определить правовой статус заголовков как объектов авторского права.

Проведенные исследования показали, что выявленные в диссертации критерии творческого произведения нельзя применить к заголовку непосредственно, поскольку он по определению состоит из одной смысловой единицы. Однако в том случае, если эти критерии можно применить ко всему произведению, и он является его неотъемлемой частью, то и заголовок, по нашему мнению, тоже будет являться объектом авторского права.

Такой подход применим, конечно, в том случае, если заголовок неотделим от произведения. В случае же, если же он отделим и состоит из обиходных слов в их обычном смысле, то по сути своей является обычным информационным сообщением, которое не является объектом авторского права, может использоваться без разрешения автора и без упоминания его имени.

Также в диссертации были рассмотрены такие произведения периодической печати, как обзор СМИ и писем, а также кроссворды, прогнозы погоды, гороскопы. Мы пришли к выводу, что все они являются объектами авторского права, поскольку их создание — весьма трудоемкий процесс, который требует творческих усилий.

Поскольку, как показало исследование, большинство произведений в печатных СМИ являются объектами авторского права и на их использование требуется разрешение правообладателя (журналиста или редакции, если произведение создано в рамках служебного задания), также встала необходимость выявить те случаи, при которых их использование возможно на законных основаниях.

С одной стороны, такие случаи перечислены в IV части ГК РФ, к ним относится цитирование произведений в научных, полемических, критических или информационных целях, а также о воспроизведении в прессе статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам. С другой стороны, как и в случае с критериями творчества, законодатель не дает ни точного объема текста, который можно использовать при цитировании, ни порядок самого цитирования. Потому выявление этого порядка и объема также стало целью исследования.

Оно, в частности, показало, что наиболее приемлемым порядком цитирования, который не противоречил бы законодательству, является использование только тех цитат, которые содержат в себе ранее неизвестные данные, которые опубликованы впервые в первоисточнике. При этом они должны соответствовать по своему смыслу заголовку и лиду материала, в котором они перепечатываются, и должны быть четко выделены в тексте.

Вместе с тем, для полного разрешения этого необходимо в статье 1274 ГК РФ (которая касается свободного использования произведений) указать точный объем исходного текста, который журналист может заимствовать для цитирования при создании собственного произведения. Как это сделано в ряде зарубежных стран, например, в Великобритании.

В результате проведенного исследования нами также выявлено, что для предотвращения нарушений закона при перепечатки материалов одних СМИ другими необходимо на законодательном уровне внести изменения в подпункт 3 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ, указав в нем в качестве возможно источника цитирования сайты сетевых (электронных) СМИ, интернет-версии газет и журналов, а также разрешить воспроизводить в интернете материалы из газет и журналов.

Рассмотрен и вопрос охраны названий печатных СМИ, в результате проведенных исследований мы пришли к выводу, что они не могут охраняться авторским право, поскольку состоят из одного-двух слов и результатом творческой работы быть не могут.

Однако названия газет журналов может одним из главных их активов (в качестве примеров можно назвать «Московский комсомолец» или «комсомольскую правду», которые сохранили названия даже после кардинальной смены общественно-политических реалий просто потому, что они стали узнаваемыми брендами). Потому решить проблему их охраны необходимо, и в результате исследований мы пришли к выводу, что названий газет и журналов необходимо охранять в качестве товарных знаков или фирменных наименований.

Большое значение в диссертации также уделено и взаимоотношениям редакции и журналиста с точки зрения прав на ту интеллектуальную собственность, которую он создает. Как указывалось выше, совершенствование технических средств работы журналиста (фотоаппаратов, видеокамер, появление смартфонов с функцией фотои видеозаписи) дало возможность журналисту совмещать функции пишущего репортера, фоторепортера и видеооператора, все большее значение стала иметь интеграция «информационных и коммуникационных технологических платформ (компьютеров, телевизоров, телефонов), а также передаваемых ими содержательных (информационных) продуктов"1.

Однако в большинстве случаев эти изменения не учитывались при использовании результатов труда работы журналистов: зачастую они оформляются на работу в качестве пишущих репортеров, однако используются и сделанные им фотографии, на сайте газеты размещаются созданные ими видеозаписи. При этом возникает вопрос, является ли этот фотои видеоконтент также служебным произведением и принадлежит редакции, или нет — и правами на него обладает сам журналист?

По нашему мнению, служебными произведениями не являются все произведения, создание которых явно не предусмотрено в трудовом договоре журналиста. То есть если в договоре не указано, что журналист должен писать в редакции статьи на политическую тему по будним дням с 9.00 до 18.00 за редакционным компьютером, то все материалы (в том числе фотографии или видео), созданные на иную тему, или во внерабочее время, или вне редакции, или с помощью собственного оборудования журналиста, служебными не являются.

1 Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран, — М.: Аспект-Пресс, 2003. — С. 330.

Поэтому, по нашему мнению, в трудовом договоре необходимо как можно точнее прописать обязанности журналиста: время и место его работы, тематику создаваемых им произведении и их формат (текстовой, фото или видео), возможность не только создания, но и редактирования произведений.

Также при принятии журналиста на работу необходимо заключать с ним не только трудовой, но и лицензионный договор на использование тех произведении, которые он создает. Так как первый по своей природе не создан для регулирования в сфере создание и распространения интеллектуальной собственности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бюллетень Верховного суда СССР. 1986. № 3.
  2. Р. Г. Психологические особенности журналистского творчества. Материалы спецкурса. Свердловск, 1976. 65 с. Бухарцев Р. Г., Творческий потенциал журналиста. М.: Мысль, 1985. -140 с.
  3. Введение в интеллектуальную собственность. Женева: Воис, 1998. -652 с.
  4. Ведомости ВС РСФСР, 1964, № 24, ст. 407. Вестник ВАС. 1993. № 7
  5. И.А., Леонтьев К. Б. Авторское право и смежные права. М., 2010.-416 с.
  6. З.Д. Муки заголовка. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1981. -111с.
  7. Н.И. Жанры советской фотожурналистики. М.: Высшая школа. 1991.-80 с.
  8. С.Г. Авторское право : Учеб. пособие. М.: МГУП, 2005. -246 с.
  9. С.Г. Право интеллектуальной собственности. М.: РИОР, 2008. — 112 с.
  10. E.JI. Медиаэкономика зарубежных стран.- М.: Аспект-Пресс, 2003. 366 с.
  11. Л.С. Психология искусства М.: Лабиринт, 2010. — 352 с. Волкова Е. В. Проблема содержания и формы в искусстве. — М.: Знание, 1976.-64 с.
  12. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. — 138 с.
  13. Г. А., Петров В. М., Информация-поведение-творчество. М.: Наука, 1991.- 198 с.
  14. В.М. Закономерности публицистического творчества. М.: Высшая школа, 1975. 342 с.
  15. В.М., Прохоров Е. П., Дзялошинский И. М. Методы журналистского творчества. М.: Изд-во МГУ, 1982. 151 с. Грузенберг С. О. Гений и творчество. Основы теории и психологии творчества — М.: Красанд, 2010. — 264 с.
  16. O.A. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение. Уголовно-правовой аспект. М.: Весь Мир, — 2002. -464 с.
  17. И.М. Творческая индивидуальность в журналистике. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 524 с.
  18. В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: сб. статей / Исследов. Центр частного права. — М., 2003. — 295 с.
  19. Договоры в деятельности средств массовой информации и комментарии к ним / Воинов А. Е. и др. Екатеринбург: Урал-пресс, 2003.- 196 с.
  20. В.А. Авторские дела в суде. Научно-практический комментарий. М., 1985.
  21. B.JI. Психология художественного творчества. JL: ЛГИК, 1991.-75 с.
  22. А.Р. Право интеллектуальной собственности в сфере периодической печати. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. — 323 с.
  23. В.К. Интервью и другие виды диалоговых жанров: Лекция. М.: ВПА им. В. И. Ленина, 1990. 40 с.
  24. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации / Научн. комментарий М. А. Федотова. М.: Гардарика, 1996.-296 с.
  25. Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика. 19 902 004 М.: Издательство МГУ, 2004. — 464 с.
  26. Я.Н. К мобильному обществу. Утопии и реальность М.: Издательство МГУ, 2009. — 304 с.
  27. Я.Н. Система средств массовой информации России. Учебное пособие М.: Аспект Пресс, 2003. — 264 с. Засурский Я. Н. Средства массовой информации России — М.: Аспект Пресс, 2011. — 392 с.
  28. Защита авторских и смежных прав по законодательству России / под ред. И. В. Савельевой. М.: Экзамен, 2002. — 288 с. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности — М.: Питер, 2009. — 448 с.
  29. Интеллектуальная собственность. Мн.: Амалфея. — Т. 1. Авторское право и смежные права / сост. и коммент. Попова И. В. — 1997. — 560 с.
  30. Интеллектуальная собственность: проблемы и перспективы правового регулирования: Сб. науч. трудов / Отв. ред. С. А. Чернышева. Казань, 2000. 196 с.
  31. Информационные жанры газетной публицистики. Хрестоматия/ Под ред. В. Д. Пельта. М.: Высшая школа, 1986. 335 с.
  32. С.И. Советское гражданское право. Т. III. JL, 1965.
  33. O.JI. Текст и коммуникация. М.: Высшая школа, 1990. -152 с.
  34. A.C., Хайкин Е. П. Творческая интуиция в науке. М.: Знание, 1971.-48 с.
  35. С.И. Защита интеллектуальной собственности и патентоведение. М.: Центр экономики и маркетинга- Олма-пресс, 2002.- 349 с.
  36. Ф.Х. К истокам греческой мысли. СПб.: Изд-во: Алетейя. 2001.-288 с.
  37. В.А. Творчество как форма деятельности человеческого сознания. Обнинск. 1998. 78с.
  38. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности: нормативный подход. М.: Изд-во Московского университета, 1983. -168 с.
  39. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный) Часть четвёртая/ Э. П. Гаврилов, О. А. Городов, С. П. Гришаев и др. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 784 с.
  40. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный) / под общ. ред. В. В. Погуляева. М.: ЗАО Юстицин-форм, 2008. — 640 с.
  41. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный) Э. П. Гаврилов, В. И. Еременко. М.: Издательство «Экзамен», 2009. — 520 с.
  42. И.Л. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Юристъ, 2006. — 427 с.
  43. А.Н. Заголовок и его оформление в газете: Уч. пособие. Л.: Изд. ЛГУ. 1982. 87 с.
  44. Л.М. Как строится текст: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 94 с.
  45. Э.А. Заголовок в газете. Свердловск, 1989. 107с. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста — М.: Аспект Пресс, 2010. — 240 с.
  46. С.С. Авторское право: национальное и международное законодательство. Мн.: Ураджай- Проспект, 2000. — 270 с. Макагонова Н. В. Авторское право: Учеб. пособие. / под ред. Гаврилова Э. П. — М.: Юрид. лит., 2000. — 288 с.
  47. Л.Г. Права автора и их защита: Вопросы и ответы- Документы и материалы. М.: Советский спорт, Контракт, 2001. — 447 с.
  48. , Л. Г. Авторское право : Учебное пособие, М.: Гардарики, 2005. — 383 с.
  49. В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М.: Книга, 1986. 97с.
  50. М.А., Сухарев Е. Е., Тарасова E.H. Авторское право виздательском бизнесе и СМИ. М., 2008. 300 с.
  51. Н. Н. Психология творчества М.: Речь, 2007. — 288 с.
  52. В.Ф., Журналистика как творчество. М. РИП-холдинг, 2003. -224 с.
  53. И.А. Авторское право и смежные права. Курс лекций. М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. — 92 с. Панкеев, И. А. Авторство фольклорного произведения // Авторское право. — 2006. — Вып. 1(1).
  54. И.А. Договор в авторском праве Российской Федерации. М., 2009. 192 с.
  55. Е.Е. Психология журналистского творчества. М., Изд-во КДУ.2006. 368 с.
  56. Е.П. Журналистика и демократия М.: Аспект Пресс, 2004. -352 с.
  57. Е.П. Введение в теорию журналистики М.: Аспект Пресс, 2011.-352 с.
  58. Е.П. Исследуя журналистику М.: РИП-Холдинг, 2005. — 208 с.
  59. Е.П. Журналист и массовое сознание М.: РИП-Холдинг, 2007. 96 с.
  60. Е.П. Правовые и этические нормы в журналистике М.: Аспект Пресс, 2008. — 232 с.
  61. Права на результаты интеллектуальной деятельности. Авторское право. Патентное право. Другие исключительные права: сборник нормативных актов / под ред. Дозорцева В. А. М.: ДЕ-ЮРЕ, 1994. -624 с.
  62. Правовая защита прессы и книгоиздания / вступ. статья М. В. Шишигина. М: НОРМА, 1996. — 304 с.
  63. Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Наука, 1975. — 256 с.
  64. Психология творчества / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990. -224 с.
  65. А.Г. Правовые основы журналистики. 2-е изд., перераб. М.: Издательство «ВК», 2009. 352 с.
  66. А.Г. Международные стандарты и зарубежная практика регулирования журналистики М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011.
  67. O.P. Творческая деятельность журналиста. М., 2007. Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. М., 1956. -Госюриз-дат, 1956. 247 с.
  68. В.И. Советское гражданское право, пособие для юридических вузов. T. II. М., 1951.
  69. А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. ТК Велби, Проспект, 2007. — 752 с.
  70. М.А. Авторское право: учебно-практическое пособие. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2006. — 152 с.
  71. Судебная палата по информационным спорам. Нормативные акты, комментарии. Обзор практики. М., 1997. 400 с. Табашников, И. Газета и дизайн. Тюмень, 1994.
  72. A.A. Аналитическая журналистика М.: Издательство «Аспект Пресс», 2010.-352 с.
  73. A.A. Жанры периодической печати 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2006. — 320 с.
  74. A.A. Методы профессиональной деятельности журналиста. М.: Икар.- 2011.-549 с.
  75. A.A. Расследовательская журналистика М.: Издательство «Аспект Пресс», 2002. — 384 с.
  76. Е.В. Заголовок в газете. М.: Искусство, 1959. — 62 с. Туник Е. Е. Диагностика творческого мышления: Креативные тесты. -М.: Чистые пруды, 2006.
  77. Е. Авторское право и реклама // ИС. Авторское право и смежные права. 2001. № 4
  78. С. Журналисты как обладатели авторского права // Бюллетень по авторскому праву. 1990. — Т. XXIII. — № 3.
  79. A.B. Творческий процесс как предмет исследования // Вопросы философии, 1965, № 7.
  80. Э.П. Авторское право на интервью // Бюллетень по авторскому праву. 1999. № 2.
  81. Э.П. Авторское право на служебные произведения// Хозяйство и право. 1996. № 12.
  82. Э.П. Авторское право при использовании произведений впереводе// Советское государство и право. 1980. № 10.
  83. Э.П. Авторский договор в СМИ// Законодательство ипрактика средств массовой информации, 2000. № 4.
  84. Э.П. Интеллектуальная собственность: чья она?// Советскаяюстиция. 1992. № 21/22.
  85. Э.П. Правовая охрана программ телепередач // Законодательство и практика средств массовой информации. 1999. № 4. Гаврилов Э. П. Россия присоединилась к Бернской конвенции об авторских правах // Книжное дело. 1995. — № 3.
  86. Л.Б., Михайлова Л. А. Интеллектуальная собственность: сущность и правовая природа// Советское государство и право. 1991. № 12.
  87. С.А. Программа телепередач как объект авторского права // Российский юридический журнал. 1995. — № 2.
  88. А., Можаровский В. Защита права на товарный знак в названиях печатных изданий//Интеллектуальная собственность, 2000. № 6.
  89. С. Юридическое значение права на опубликование произведения.// Советская юстиция, 1988. № 9.
  90. Н. К вопросу об авторском праве редактора // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2006. № 3.
  91. Г. В. Журналистика и массовые информационные потоки // Журналист. 1997. № 7.
  92. Г. В. Параметры журналистского текста //Журналист. 1997. № 8.
  93. A.A. Авторское право на служебные произведения // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. -2002, № 10.
  94. A.A. Авторское право на составные произведения (сборники) // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2002, № 8.
  95. Л. Авторские права на фотографические произведения// Интеллектуальная собственность, 1998. № 4.
  96. Р., Юмашев А., Еще раз о творчестве как о признаке объектов авторского права. // ИС. Авторское право и смежные права. 2008. № 2.
  97. А. Сущность результата творческой деятельности. // ИС. Авторское право и смежные права. 2008. № 2.
  98. М. Принадлежат ли издателю исключительные права на созданные в порядке служебного задания периодические издания?// Законодательство и практика средств массовой информации, 2001. № 5.
  99. В. Обзоры периодической печати как объект авторского права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2006. № 3.
  100. В. Проблемные вопросы, связанные с соавторством на произведения // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2006. № 7.
  101. , Н. А. Изобретательское и авторское право в системе гражданского права // Правоведение. 1958. № 1.
  102. В.А. Заимствование и плагиат в авторском праве// Изв. вузов. Правоведение, 1979. № 3.
  103. В.А. Свобода творчества и авторское право// Советское государство и право. 1986. № 1.
  104. А. Авторское право на продукцию агентств новостей// Законодательство и практика средств массовой информации. 1995. № 78.
  105. Э. Авторское право и права издателей в электронных изданиях // Бюллетень по авторскому праву, 1997. № 3.
  106. А. Кроссворды и рекорды // Интеллектуальная собственность. 1996. № 3−4.
  107. О. Фотографическое произведение как объект авторского права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2006. № 8.
  108. О., Николаева Е., Спорные вопросы соавторства // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2007. № 9.
  109. Е.Ю. Категория автора как категория филологического анализа художественного текста (на материале произведений И. С. Тургенева малых форм): Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1995. -24 с.
  110. И.А. Права автора сценического произведения в СССР. Автореф. дис. канд. юр. наук. М., 1953.
  111. А.Н. Психологизм как методологический компонент журналистского творчества. Дисс. канд. филол. наук. СПб., 2005. 230 с.
  112. Н.И. Конституционные основы профессиональной деятельности журналиста. Автореф. дис. канд. юр. наук. Ростов н/Д., 2000. 26 с.
  113. А.Р. Современные вопросы права интеллектуальной собственности в сфере периодической печати. Дисс. канд. юр. наук. СПб., 2002. 244 с.
  114. JI.B. Метод наблюдения в творческой деятельности журналиста: Автореф. канд. дис. М., 1982. 24 с.
  115. Ким М. Н. Внутриредакционное взаимодействие журналистов в процессе совместной деятельности: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1992−25 с.
  116. Ким М. Н. Интеграция творческих и технологических факторов в создании журналистского произведения. Дисс. док. филол. наук. СПб., 2001.-407 с.
  117. Д.И. Роль отечественных средств массовой информации в системе управления интеллектуальной собственностью. Дисс. канд. соц. наук. М., 2008. 150 с.
  118. JT.A. Проблема факта в журналистике: Автореф. канд. дис. М., 1985.-25 с.
  119. A.A. Влияние особенностей когнитивных структур на восприятие публицистических текстов: Автореф. канд. дис. Тбилиси, 1989.-22 с.
  120. Е.Ю. Элементы гражданско-правовых отношений в области интеллектуальной собственности. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1997. -23 с.
  121. , O.A. Структура газетного жанра (на материале передовых статей советской прессы 1981−1988 гг.): автореф. дис. канд. филол. наук. -М., 1990.-21 с.
  122. М.В. Авторское право в системе интеллектуальной собственности и ответственность за нарушение авторских прав. Дисс. канд. юр. наук. М., 2002. 153 с.
  123. Л.А. Факт в публицистике: Автореф. канд. дис. М., 1988. 22 с.
  124. Я. А. Исследование психологических механизмов творческого (продуктивного) мышления. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1958. — 24 с.
  125. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: Издательство НОРМА, 2002.
Заполнить форму текущей работой