Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности первых татарских сатирических журналов начала XX века: на материалах журналов «Уклар» («Стрелы») и «Карчыга» («Ястреб») )

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При классификации изобразительно-выразительных средств в сатирических публикациях используются различные подходы. Изучаемые нами сатирические издания содержат специфические средства выразительности. Поэтому они не могут быть полностью описаны ни одной из существующих классификаций. Мы утверждаем, что для классификации стилистических и языковых средств в сатирических публикациях на страницах… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Роль сатирических журналов в системе татарской периодической печати начала XX в
    • 1. 1. Исторические предпосылки становления татарской периодической печати
    • 1. 2. Возникновение татарской сатирической журналистики
    • 1. 3. Место и роль сатирических журналов в системе татарской периодической печати начала XX в
    • 1. 4. Роль журнала «Уклар» в формировании и развитии общественно-политической мысли татарского народа
    • 1. 5. Журнал «Карчыга» как средство пропаганды взглядов революционно-демократических сил
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Система жанров татарской сатирической журналистики начала XX в
    • 2. 1. Развитие жанров татарской сатирической журналистики
    • 2. 2. Фельетон в системе жанров сатирической журналистики
    • 2. 3. Особенности жанра памфлета в татарской сатирической журналистике начала XX в
    • 2. 4. Развитие жанра «мэзэк» в первых татарских сатирических журналах
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Средства создания образов в первых татарских сатирических журналах
    • 3. 1. Роль языковых средств в создании сатирического образа
    • 3. 2. Сравнения в сатирических текстах
    • 3. 3. Ирония как выразительное средство языка
    • 3. 4. Языковые средства создания пародии
    • 3. 5. Механизмы создания сатирических характеристик
  • Выводы по главе

Особенности первых татарских сатирических журналов начала XX века: на материалах журналов «Уклар» («Стрелы») и «Карчыга» («Ястреб») ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История становления и развития татарской журналистики уходит своими корнями в начало XX в. 1905;1907 гг. характеризуются появлением по всей России большого количества журналов и газет в местах компактного проживания татар.

Особое место в системе татарской периодической печати того времени занимали сатирические издания, имевшие большое влияние на формирование общественно-политических взглядов представителей нации.

На страницах сатирических журналов печатались материалы, посвященные актуальным проблемам татарского общества. Это, прежде всего, публикации таких выдающихся литераторов, как Г. Тукай, Ш. Мухаммедов и др., с большой заинтересованностью влившихся в журналистику начала прошлого века. Именно эта особенность является, на наш взгляд, определяющей в становлении тематики, стилевых особенностей и жанровых форм первых татарских сатирических журналов.

В начале XX столетия, после первой русской революции, один за другим стали выходить, наравне с изданиями иных типов, первые сатирические журналы на татарском языке. Не имея самостоятельного статуса, они издавались вначале в виде приложений к русским журналам. Одним из первых таких журналов является «Чикертке» («Кузнечик»), публиковавшийся в 1906 г. в Оренбурге, как приложение к русскому журналу «Саранча». Появились и самостоятельные журналы на татарском языке: «Чукеч» («Молот») — сатирический журнал, издавался в Оренбурге с июня 1906 г. по март 1910 г.- «Туп» («Пушка») — юмористический журналвыходил в Астрахани с марта по апрель 1907 г.- «Карчыга» («Ястреб») — в Оренбурге (сентябрь 1906 г. — июнь 1907 г.), «Уклар» («Стрелы») — июнь-ноябрь 1906 г., издавался в Уральске. Казанские журналы «Яшен» («Молния») и «Ялт-йолт» («Сверкание») также сформировались как сатирические издания.

Журналы «Уклар» и «Карчыга», появившиеся в разных регионах страны, стали самостоятельными изданиями. Как продолжение журнала «Яшен» появился журнал «Ялт-йолт», именно поэтому они дополняют друг друга. У каждого было свое направление, ясные и конкретные цели.

Сатирические издания с легкостью начинали издаваться и также быстро закрывались. Причиной этого, несомненно, являлась влиятельная сила сатиры. Скупые богачи, безбожные муллы — основные прототипы героев данных журналов, всячески препятствовали самому существованию сатирических журналов. Например, журнал «Уклар» (г. Уральск) насчитывает всего шесть изданных номеров. Обращаясь с письмами в разные инстанции, чиновники добивались их закрытия. Для дальнейшего издания журналам необходимо было принять позицию «мягкой» сатиры.

Самостоятельные темы, идейные взгляды определяют богатое содержание сатирических изданий. Стиль изложения, мастерство авторов проявлялись в многообразии тематики, жанровом разнообразии, языковой специфике публикаций. Таким образом, сатирические журналы начала XX столетия представляют собой особый пласт татарской журналистики. Несмотря на это, они долгое время оставались вне поля зрения исследователей журналистики.

Первые интересные высказывания о самостоятельных татарских сатирических журналах, проблемах их издания и тематики можно встретить.

1 2 в работах «Вопросы теории сатиры», «Оружием сатиры» У. Гимадиева.

Изучая сатирические журналы в исторической плоскости, он акцентирует внимание на этапах их возникновения и развития, анализе идейно.

1 Гыймадиев Y.H. Сатира теориясе мэсьалалэре. Уку кулланмасы. (Вопросы теории сатиры: учеб. пособие. (По материалам татарских сатирических журналов дооктябрьского периода) / Y.H. Гыймадиев. -Уфа: Башкорт. ун-ты, 1984, — 80 б.

2 Гыймадиев Y.H. Сатира коралы белен (Оружием сатиры. Татарские сатирические журналы в годы первой русской революции) / Y.H. Гыймадиев.- Казан: Татар, китап нэшр., 1977.-215 б. политической направленности, их роли в социальной жизни и формировании национально-освободительного движения в стране.

Не менее интересные высказывания о выходе сатирической прессы па более широкий простор, ее влиянии на формирование татарской общественной мысли находим в трудах М. Гайнуллина, Я. Абдуллина, Р. Амирханова, В. Хакова, X. Курбатова1. Каждый из них внес свою лепту в раскрытие особенностей периодической печати указанного периода.

Многие статьи, стихи, опубликованные в сатирических журналах, используются в научных работах и в качестве источников. В. Хаков в монографии «Введение в стилистику татарского языка"2 при анализе средств создания сатиры использует примеры именно из упомянутых выше журналов. X. Курбатов также акцентировал на них внимание, анализируя стиль сатиры и юмора современного татарского литературного языка.

Проблемы сатирической мысли начала XX в. время от времени рассматриваются с 50-х годов XX столетия. Например, в журнале «Совет одобияты» («Советская литература» — ныне «Казан утлары» («Огни Казани») была опубликована статья Ф. Ибрагимова «Несколько слов в пользу сатиры"3.

В современной науке о журналистике имеется ряд работ, посвященных исследованию идейного направления, тематических особенностей.

1 Гайнуллин М. Х. Татарская литература и публицистика начала века. Изд. 2-е, доп. / М. Х. Гайнуллин.- Казань: Татар, кн. изд-во, 1983. -352с.

Аблуллин Я. Г. Татарская просветительская мысль / Я. Г. Абдуллин. —Казань: Татар, кн. изд-во, 1976. -320 с.

Амирханов Р. У. Татарская демократическая печать / Р. У. Амирхаиов. -М.: Наука, 1988. -191 с.

Хаков В. Х. Татар эдзби теле тарихы / В. Х. Хаков.- Казан, Татар, китап ношр., 1993. -220 б.

Курбатов Х. Р. Хэзерге татар одэби теленен стилистик системасы (Стилистическая система современного татарского литературного языка) / Х. Р. Курбатов.- Казан: Татар, китап ношр., 1971. -190 б.

2 Хаков В. Х. Татар теле стилистикасына кереш (Введение в стилистику татарского языка) / В. Х. Хаков.- Казан: Казан ун-ты нэшр., 1963. —168 б.

1 ИбраЬимов Ф. Сатира файдасына берничэ суз (Несколько слов в пользу сатиры) / Ф. Ибрагимов. // Совет одобияты. -1958. -№ 10. — Б. 108- 112. сатирических изданий начала XX столетия. Опубликованы труды, раскрывающие творчество отдельных журналистов и литераторов, работавших в том или ином журнале. Творчество Г. Тукая, как основоположника жанров татарской сатирической журналистики, редактора многочисленных журналов, поэта, исследовали такие ученые, как И. Нуруллин, Р. Нафигов, Р. Ганиева, 3. Рамиев, Я. Агишев1 и др. Они систематизировали богатое наследие Г. Тукая, проанализировали его идеи и взгляды.

Творчество Г. Тукая-журналиста изучает журналист-теоретик Ф. Агзамов. В частности, он отмечает: «В творчестве Г. Тукая мы встречаемся с самыми своеобразными и сложными жанрами журналистикихудожественно-публицистическими. Сказать „встречаемся“, наверное, мало. Они занимают центральное место — это естественно. Потому что Г. Тукайлитератор, Г. Тукай — художник. На жизнь он смотрит, в первую очередь, глазами художника, воспринимая ее через образы. Плюс ко всему — у него сильно развита общественно-политическая интуиция» [Агзамов 1986: 230].

При этом до сих пор нет работ, посвященных изучению богатого языкового наследия, особенностей сатирического пера Габдуллы Тукая.

Творчество Ш. Мухаммедова, Г. Камала, работавших, как и Г. Тукай, в сатирических журналах начала XX в., определяет основное содержание этих Нуруллин И. З. Тукай/И. Нуруллин, — М.: Молодая гвардия, 1977. —238 с.

Нафигов Р. И. Тукай и его окружение / Р. И. Нафигов.- Казань: Татар, кн. изд-во, 1986, — 207 с.

Ганиева Р. К. Сатирическое творчество Г. Тукая / Р. К. Ганиева, — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1964.

84 с.

Рэмиев 3.3. XX йез башы татар едебияты: авторлык, теп текст Ьэм хронология мэсьэлэлэре / 3.3. Ремиев, — Казан: Школа, 2000. -180 б.

Агишев Я. Х. Народный поэт Г. Тукай (К 75-летию со дня рождения) / Я. Х. Агишев. — Казань: Таткнигоиздат, 1961. 36 с. бгьзамов Ф. И. Тукай — журналист/Ф.И. бгьзамов. — Казан: Татар, китап нашр., 1986.-271 б. журналов. Эта область их творчества также практически не исследована. В современной татарской журналистике остаются не изученными языковые, жанровые особенности сатирических журналов, которые сыграли решающую роль в становлении жанров сатиры. Особенности языка сатиры в сатирических журналах проявляются в различных жанровых формах. Однако до настоящего времени нет комплексного исследования своеобразия тем и проблем авторского состава, разнообразия жанровых форм и языковых средств национальной сатирической журналистики начала прошлого столетия. Этим и вызвана необходимость нашего диссертационного исследования.

Актуальность данного диссертационного исследования определяется тем, что первые татарские сатирические издания оказали несомненное влияние на развитие общественно-политической мысли татарского народа в начале XX в., на дальнейшее совершенствование системы татарской периодической печати, а также на формирование современного татарского литературного языка. Богатое наследие этих журналов отражает важный этап в развитии нации.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она представляет собой первое в татарской журналистике комплексное, системное диссертационное исследование жанровых особенностей, образных и стилистических средств языка статей сатирических журналов начала XX столетия.

Цели исследования — определение роли сатирических журналов начала XX в. в становлении татарской журналистики, анализ жанровых и стилистических особенностей средств создания сатиры в них. При этом ставятся следующие задачи:

1) изучение содержательно-тематического своеобразия сатирических журналов начала XX в.;

2) исследование индивидуального мастерства выдающихся сатириковавторов и создателей сатирической периодической печати на татарском языке;

3) определение роли сатирических журналов в становлении и развитии новых жанров татарской журналистики;

4) анализ средств создания сатиры в исследуемых журналах;

5) выявление основных изобразительно-выразительных языковых особенностей сатирических произведений.

Исходя из того, что исследуемые вопросы не должны рассматриваться изолированно от социально-исторических событий того времени, считаем, что должны учитываться как языковые особенности изучаемого периода, так и ситуация, в которой работали авторы, печатались и издавались журналы. Исследование проводилось на стыке теории журналистики, литературоведения и языкознания.

Следует отметить, что содержательный анализ сатирических журналов ведется параллельно с изучением их жанровой системы, авторского состава, в их связи с композицией статей и системой образов, т. е. комплексно.

Таким образом, научно-теоретическая и практическая значимость исследования несомненна. Работа призвана обогатить современную учебно-образовательную программу вузов, ведущих подготовку по специальности «Журналистика».

Методологическую основу исследования составляют научные труды У. Гимадиева, В. Хакова, М. Гайнуллина, X. Курбатова, И. Низамова, В. Гарифуллина и др.

Объектом для исследования послужили журналы «Уклар» («Стрелы») и «Карчыга» («Ястреб»), издававшиеся в 1905;1907 гг.

Предметом исследования в диссертационной работе стали общественно-политические, творческие позиции авторов исследуемых журналов по сатирической направленности, выбору жанра и жанровых форм и поиску языковых средств.

Методы исследования. При изучении журнальных статей и материалов использованы описательный, сравнительно-исторический и функционально-стилистический методы, а также метод контентного анализа.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались на ежегодных итоговых научных конференциях Казанского государственного университета (2002;2005 гг.), а также на научно-практической конференции «Сто лет татарской периодической печати», на Международной научной конференции, посвященной 200-летию Казанского университета «Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы» (2004 г.).

Основное содержание и выводы диссертации отражены в статьях, опубликованных в научных сборниках. Всего опубликовано 9 статей.

1. Стихия русскоязычной заимствованной лексики в сатирическом журнале «Карчыга» («Ястреб») в начале XX в.

2. Специфика эпистолярных жанров в прессе.

3. Языковые и стилистические особенности публикаций в журнале «Карчыга».

4. Роль сатирических журналов в истории татарской журналистики.

5. Жанровое своеобразие письма в газетно-журнальной публицистике.

6. Проблемы изучения первых сатирических журналов («Карчыга», «Уклар»).

7. Роль журнала «Уклар» в развитии татарской сатирической журналистики.

8. Особенности первых татарских сатирических журналов начала XX в.

9. Роль сатирических журналов в системе периодической печати в начале XX века.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих 14 подглав, заключения, библиографии и приложения.

Во Введении рассматриваются пути развития татарской журналистики, особенности сатирических журналов и их место в системе татарской периодической печатидается обзор научных трудов, при этом основное внимание акцентируется на том, что комплексное исследование сатирических журналов начала XX столетия является одной из актуальных проблем современной журналистики. Обосновываются цель и задачи исследования, научная новизна, указываются источники и методика исследования, структура диссертации.

В первой главе анализируются исторические и творческие предпосылки, послужившие толчком для формирования и становления татарских сатирических журналов начала XX в.- рассматривается влияние русских сатирических журналов на их становление и развитиеанализируются особенности взаимоотношений между редакциями журналов, издательствами, журналистами, писателями и издателями. Исследуется влияние татарских сатирических журналов на дальнейшее развитие всей системы периодической печати на татарском языке. Комплексному анализу подвергаются журналы «Уклар» («Стрелы») и «Карчыга» («Ястреб»).

Вторая глава посвящена анализу основных сатирических жанров. Исследованы фельетон и памфлет — наиболее действенные жанры сатиры, которые часто встречаются в журналах начала прошлого века. Прослежено развитие жанра «мэзэк» в его различных формах, нашедших широкое отражение в первых сатирических журналах на татарском языке. Проанализирован набор изобразительно-выразительных средств в связи с жанровым своеобразием и их использование в сатирических целях. Средства создания образа в сатирической журналистике в период становления татарской прессы рассматриваются в третьей главе. Проведен анализ стилистических и языковых средств сатирических произведений. В качестве средств сатиры рассматриваются сравнения, ирония, пародия, сатирические характеристики. Анализируется индивидуальный стиль автора.

Выводы по главе 3.

Мы рассмотрели стилистические и языковые особенности публикаций на страницах первых татарских сатирических журналов. Во-первых, в их языке чувствуется дыхание того времени, дух революционных перемен и особый пафос. Во-вторых, кроме изобразительно-выразительных средств, бросается в глаза пестрота лексического состава. В-третьих, в данных журналах проявляются индивидуальные стилистические приемы выдающихся писателей-журналистов — Г. Тукая и Ш. Мухаммедова.

При классификации изобразительно-выразительных средств в сатирических публикациях используются различные подходы. Изучаемые нами сатирические издания содержат специфические средства выразительности. Поэтому они не могут быть полностью описаны ни одной из существующих классификаций. Мы утверждаем, что для классификации стилистических и языковых средств в сатирических публикациях на страницах периодической печати не может быть создано устойчивой системы. Одни и те же изобразительно-выразительные средства создания образа могут активно функционировать в одних текстах и совершенно отсутствовать в других. Это связано с творческим потенциалом авторов журналов, с их специфическим способом познания действительности.

Изучая журналы «Уклар» и «Карчыга» с позиции языковых-стилистических и изобразительно-выразительных средств, мы рассмотрели сравнения, иронию, пародию, сатирические характеристики как средства сатиры. В ходе изучения публикаций мы пришли к следующим выводам:

1. На страницах журналов широко использованы сатирические сравнения. Они активно используются для придания эмоционального оттенка и сатирического изобличения. Встречаются сравнения, образованные различными способами: сравнения людей с животными, животных с людьмиимеется основание для их всестороннего изучения с точки зрения грамматической структуры.

2. На страницах журналов ирония как средство сатиры присутствует в небольших сообщениях и фельетонах. Ирония представлена в форме словосочетаний и предложений. Читатели журналов чувствовали и улавливали иронию: похвалу недостойного, одобрение ненужного или ведение разговора, якобы защищавшего чьи-либо интересы. Скорее всего, данное противоречие вызывало доверие читателей журналов к изучаемым изданиям, которые через иронию улавливали критическую мысль авторов.

3. Проанализировав пародию в сатирических журналах в качестве стилистического языкового средства, еще раз отметим ее влияние на популярность изданий. В татарских сатирических журналах явно ощущается влияние традиций. Нам удалось также отметить и грамматические особенности пародии.

4. Изучены сатирические характеристики, используемые на страницах журналов. Значительное место в публикациях занимают сатирические характеристики, связанные с конкретным событием или отдельным человеком. Они дополняют текст, делают его целостным. Хотя изучаемые нами журналы издавались в разных регионах, на их страницах встречаются одинаковые сатирические характеристики. Например, если в «Карчыга» -богатей, живущий за чужой счет, отращивает живот для Толстопузов, то в «Уклар» это явление характеризуется как «пузо Халяша бая». Для передачи сатирических характеристик активно используются стилистические языковые средства.

Рассмотреть все языковые особенности журналов невозможно. Наша задача — отметить сатирические средства, наиболее часто встречающиеся на страницах сатирических журналов начала века.

В публикациях журналов «Уклар» и «Карчыга» ощущается яркая индивидуальность авторов в плане использования языковых средств.

Заключение

.

Основы татарской журналистики были заложены в начале XX в., и она стала развиваться в нескольких направлениях. Появилась и сатирическая пресса.

В настоящем диссертационном исследовании впервые комплексно проанализированы татарские сатирические журналы «Уклар», «Карчыга», издававшиеся в начале XX в. Изучена историческая значимость первых татарских сатирических журналов, раскрыта их взаимосвязь с другими изданиями, исследована система сатирических жанров, проведен лексико-семантический анализ языка сатирических журналов, отмечена специфика средств, создающих язык, стиль и образы публикаций.

В сатирических журналах начала XX в. представлены люди и общественно-политическая жизнь татар того времени. Острие сатиры татарские журналы направляли против бюрократии царского правительства, произвола властей, мошенничества, лицемерия чиновников. Поднимался вопрос о бесправном положении крестьян на страницах «Карчыга» («Ястреб») и «Уклар» («Стрелы»). Однако журналы не замыкались на критике событий местного характера, откликаясь на события, происходившие по всей России. Они сыграли важную роль в становлении и дальнейшем развитии татарской сатирической журналистики, так как, во-первых, в них отражены крупномасштабные, общегосударственные события, волновавшие татарский народ, и Россию в целом. Во-вторых, чувствуется стремление дать картину общественной жизни носителей татарского языка, в частности, городов Оренбурга и Уральска.

Несмотря на то, что данные журналы выходили далеко от центра культурной жизни татарской нации г. Казани, именно они явились основой татарских сатирических изданий. Во-первых, цензура в провинции была более слабой. Считается, что здесь сыграло роль доверие царских властей к казачьим войскам. Во-вторых, важным фактором можно считать наличие развитых типографических рынков в отдаленных от центра губерниях. В-третьих, развитию татарской прессы в Приуралье и казахских степях способствовало также географическое расположение этих регионов, наличие здесь полиграфической базы, и литературной среды.

Материалом для исследования послужили издававшиеся в 1906;1907 гг. журналы «Карчыга» в Оренбурге и «Уклар» в Уральске.

Время появления первых сатирических журналов на татарском языкепериод напряженной общественно-политической жизни в России. Журналы «Уклар» и «Карчыга» сформировались как издания демократического направления, и этому есть свои причины. В отличие от русского народа, имевшего возможность постепенно воспринимать идеи народовольцев, демократов, разночинцев, среди татар демократические идеи не были распространены, не сформировалась идея о необходимости борьбы за демократические устои в общественной и иных сферах жизни. Распространению демократических идей способствовали сатирические издания, поскольку народ многое воспринимал через юмор.

Журнал «Карчыга» можно охарактеризовать как сатирическое издание политического характера, уделявшее больше внимания общественно-политической жизни страны. Вместе с тем она уделяла внимание и повседневной жизни трудового народа. Рабочие, приказчики, крестьяне узнавали со страниц журнала о предстоящих переменах в своей жизни, а критика в адрес богатых вселяла в них надежду. Журнал поддерживал связь со своими читателями, часто обращался к ним с открытыми письмами.

Редактор журнала Шакир Мухаммедов владел богатой информацией о жизни разных слоев населения, однако всю эту информацию ему приходилось обрабатывать самому, благо он обладал достаточным сатирическим талантом и был известен как писатель-сатирик. Журнал не был однолик и сух: его отличали многообразие форм и языковых выразительных средств сообразно требованиям публикуемого материала. Это издание пользовался доверием у читателей.

Основной целью журнала «Уклар» была борьба с патриархальными устоями в жизни татарского народа. Выступая за прогрессивные методы обучения в школах и медресе, он критикует неграмотность, пьянство, разврат, эгоизм. Проводится мысль о том, что, лишь истребив указанные недостатки, можно превратить нацию в передовую.

В журнале «Уклар» огромную роль сыграл Г. Тукай. Именно здесь расцвел его сатирический талант. Внимательный к деталям, он многое подмечал, не упуская возможности для разоблачения недостатков. Кроме того, Г. Тукай в своем издании «дал гражданство» карикатурам и рисункам, высмеивающим реакционных мулл. Он был единственным обработчиком и автором материалов, однако сумел разнообразить материалы по форме и использованию выразительных средств. Будучи высокообразованным человеком, он широко использовал не только литературу других народов, но и религиозную литературу, мифы, сказания, бытовавшие в народной среде. Журнал был очень популярен и постоянно подвергался нападкам реакционных сил.

В диссертации рассмотрен также вопрос о жанровых соотношениях в сатирических журналах, выявлены сатирические изобразительно-выразительные средства, используемые данными журналами.

Функционирующие в сатирических изданиях жанры разделены нами на три группы. Проанализированы памфлет, фельетон и жанр «мэзэк», опубликованные в журналах «Уклар», «Карчыга».

Особенности жанров в указанных публикациях подвергнуты сравнительному анализу в соответствии с современными требованиями. В то же время отмечено своеобразие, присущее первым сатирическим журналам.

В жанре памфлета отражены реальные события того времени. Язык памфлета довольно жесткий, и это связано с желанием придать основной мысли сильный эмоциональный оттенок. Здесь отмечается наличие аллегорий, гипербол, гротесков, пародий и сарказмов и др. выразительных средств.

Рассмотрен самый влиятельный и наиболее часто встречающийся жанр в татарских сатирических журналах начала XX века — фельетон. Отмечены особенности фельетонов и их значение для того периода. Любой жанр сатиры должен содержать материалы, написанные на актуальные темы. Фельетоны ставит и пытается решить злободневные проблемы своего времени. Такая особенность присуща и фельетонам, опубликованным в первых национальных сатирических журналах. Фельетоны отличаются особым языком. В них много выразительных средств, служащих сатирическим целям. Следует также отметить умелое использование в исследуемых журналах лексических, грамматических и фразеологических средств.

В отличие от русскоязычных сатирических изданий, сатирические жанры малого объема проявляется в жанре «мэзэк» и развиваются в журналах в тесной связи с татарской средой, менталитетом народа. «Мэзек» наиболее активно используется в журнале «Карчыга». Во-первых, данное издание имело ограниченное количество авторов. Во-вторых, использование формы письма, телеграммы, телефонного разговора, объявления играло весомую роль в сатирическом решении темы произведения.

В публикациях, выполненных в сатирических жанрах, достаточно удачно используются выразительные стилистические языковые средства. Из лексико-стилистических средств, создающих образ, в работе отдельно рассмотрены сравнения, ирония, пародия и сатирические характеристики. Сравнения используются для придания эмоционального оттенка и сатирического изобличения. Встречаются сравнения, образованные различными способами: сравнения людей с животными, и наоборот. Они довольно своеобразны и с точки зрения грамматической структуры.

Ирония как средство сатиры чаще употребляется в небольших сообщениях и фельетонах. Она может быть представлена в форме словосочетаний и предложений. Читатели хорошо чувствовали и улавливали иронию: похвалу недостойного, одобрение ненужного или ведение разговора якобы с позиции защиты чьих-либо интересов. Именно данное противоречие, скорее всего, вызывало у читателей доверие к указанным журналам. Через иронию читатели улавливали основную мысль авторов.

Особое влияние на популярность изданий имела пародия, широко используемая в названных журналах. Здесь ощущается и влияние традиций, так как это был самый популярный прием привлечения читателей к теме произведения и характеристике персонажей.

Сатирические характеристики в журналах, как правило, связаны с тем или иным событием или способствуют раскрытию внутренней сущности человека. Они украшают, дополняют текст публикации, делают его целостным.

Богатство языка проявляется прежде всего в его лексике. В сатирических журналах использованы и накоплены отражающие бытие своего времени и в то же время составляющие основной лексический пласт сатирические материалы, которые и сегодня активно используются в сатирических журналах.

Для изучения лексико-стилистических средств и средств создания образа в настоящей работе использованы классификации У. Гимадиева, В. Вакурова и В. Хакова.

Из лексико-стилистических средств — ирония, пародия, из средств создания образов — сравнения и др., наиболее детально исследованы В. Вакуровым, а сатирические характеристики как средство создания сатиры подробно рассмотрены В. Хаковым.

Каждый ученый предлагает свою классификацию стилистических и языковых средств и средств создания образов в сатирических публикациях. В диссертации стилистические языковые средства и средства создания образов мы рассмотрели более подробно, разделив их на четыре группы.

В публикациях сатирических журналов очень часто используются сравнения. Их анализ помогает раскрыть особенности бытия того периода, восприятия мира, закономерные связи между предметами и явлениями, помогает понять язык сатирических журналов. Сравнения служат также раскрытию деятельности того или иного человека, черт его характера, углубляют тот или иной образ, внося оттенок субъективной оценки.

По сравнению с прямыми, косвенные сравнения отличаются политическим содержанием и частотой использования в публикациях. Следует отметить, что активизация сравнений является своеобразным образцом в языке сатиры и в настоящее время.

Нами рассмотрены также наиболее часто употребляемые в журналах лексико-стилистические средства: ирония, пародия.

При отражении актуальных вопросов своего времени авторам часто приходят на помощь публикации, основанные на иронии. Ирония исследована нами и как слова, словосочетания, отдельные предложения и как целый текст. Она присутствует в рамках различных жанров — информации, диалогов, в рисунках-иллюстрациях, но прежде всего в таких объемных публикациях, как фельетон. В текстах подвергаются иронии какое-либо событие, проблема, деятельность того или иного человека: говорится о них положительно, но используются слова-антонимы, обозначающие противоположные значения.

Авторы журналов «Карчыга» и «Уклар» были знакомы со всемирно известными произведениями художественной литературы. Все это нашло широкое отражение в пародиях. Пародии успешно использованы как выразительные средства внутри текста. С целью воздействия на читателя, оживления текста обычно употребляются уже знакомые читателям произведения.

Из средств создания сатиры в диссертации рассмотрена также сатирическая характеристика. Отмечена свойственная для большинства сатирических характеристик политичность. Мы рассмотрели их следующим образом: 1) определили своеобразие оценки отдельного лица или его деятельности- 2) указали, какая характеристика дается определенному событию. Несмотря на то, что журналы издавались в разных регионах, в них отмечено наличие одинаковых сатирических характеристик. В журнале «Карчыга» плут, мошенник, живущий за чужой счет, дан под фамилией Юанкорсаков (Толстопузов). В его пузо вмещаются не только зло, желчь, но и сорок бутылок жигулевского пивав журнале «Уклар» такой же богатей изображен на рисунке-иллюстрации: сколько не лей в его рот — все равно не наполняется, сколько не лей — все равно лезет. Сатирическим характеристикам на страницах изучаемых журналов, свойственна цельность мысли.

Изучение лексико-стилистических средств и средств создания образов, специфики языка сатиры в журналах, ставших объектом нашего исследования, дает возможность проследить историю языка сатиры и средств создания сатирического образа в начале XX в.

Образные выразительные средства в языке сатирических произведений в исследуемых нами журналах использованы очень удачно. Это связано с индивидуальной творческой манерой издателей и редакторов журналов Ш. Мухаммедов, Г. Тукай посредством сатирического изображения смогли передать читателям суть сложных событий, происходивших в обществе в того периода.

Сатирические журналы «Уклар» и «Карчыга», издававшиеся в начале XX в., занимают определенное место в истории татарской журналистики благодаря оригинальному содержанию, многообразию жанров, образным изобразительным средствам. Сатирические публикации не потеряли своей актуальности и на сегодняшний день. На основании этого можно с уверенностью сказать, что сатирические журналы, появившиеся в начале XX века, являются своеобразным истоком татарской сатирической журналистики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Комплекты журналов:• «Уклар» («Стрелы») июнь-ноябрь 1906 г., издавался в Уральске.• «Карчыга» («Ястреб») выходил в Оренбурге (сентябрь 1906 г. июнь1907 г.).1. Сочинения редакторов:• Мехэммедев Ш. М. Сайланма всэрлвр (Избранные произведения) /
  2. Ш. М. Мехэммедев. Казань: Таткнигоиздат, 1958. -408 б.• Тукай Г. Эсврлвр дурт томда: Т. 3. Мекалэлвр, хатлар, мвсвллвр
  3. Сочинения в четырех томах: Т. 3: статьи, письма, басни) / Г. Тукай.
  4. Казан: Татар, китап нвшр., 1976. 447 с.• Тукай Г. Эсврлвр дурт томда: Т. 4. Мекалвлвр, очерклар, фельетоннар, хатлар (Сочинения: Т. 4: статьи, очерки, фельетоны, письмы) / Г.
  5. Я.Г. Татарская просветительская мысль / Я. Г. Абдуллин. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1976. 320 с.
  6. Р.С. Стилистика heM сейлвм культурасы мвсьвлвлвре (Стилистика и вопросы культуры речи) / Р. С. Абдуллина. Яр Чаллы: КамАЗ, 1997.- 128 с.
  7. Я.И. Габдулла Тукай (Жизнь и творчество. 1886−1913 гг.) / Я. Агишев, И. Пехтелев. Казань: Татгосиздат, 1946. — 40 с.
  8. Я.Х. Народный поэт Г.Тукай (К 75-летию со дня рождения) / Я. Х. Агишев. Казань: Таткнигоиздат, 1961. — 36 с.
  9. Я.Х. Творчество Габдуллы Тукая / Я. Х. Агишев. Казань: Татгосиздат, 1948. — 92 с.
  10. В.А. Оружием политической сатиры / В. А. Алексеев. М.: Мысль, 1979. -244 с.
  11. Р.У. Наследие, достойное изучение: Казанские дореволюционные периодические издания на русском языке (1881−1917) // Эхо веков. 1999. — № 1/Д- С. 312−320.
  12. Р.У. Татарская демократическая печать / Р. У. Амирханов. -М.: Наука, 1988.- 191 с.
  13. Р.У. Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток-Запад» (на примере развития русской культуры) / Р. У. Амирханов. -Казань: Татар, кн. изд-во, 2002. 240 с.
  14. Р.У. Революция чорындагы татар демократик матбугаты (Татарская демократическая печать в годы революции) / Р. У. Амирханов // Социалисток Татарстан. 1976. — 16 март.
  15. Р.У. Вакытлы матбугат Иэм цензура (Периодическая печать и цензура) / Р. У. Амирханов // Совет эдэбияты. 1977. — № 1. — Б. -123−126.
  16. Аппакова-Шогина Н. З. Этнополитические проблемы развития российского общества в провинциальной публицистике начала XX века: дис.. канд. ист. наук / Н.З. Аппакова-Шогина. 2003. — 208 с.
  17. Ф.И. Эйда халыкка хезматка (Куренекле татар публицистлары) (На службе народу (Известные татарские публицисты) / Ф. И. Эгъзамов. Казан: Татар, китап нэшр., 1985. — 199 б.
  18. Ф.И. Тукай журналист / Ф. И. Эгъзамов. — Казан: Татар, китап нэшр., 1986. — 271 б.
  19. Эдэбият белеме сузлеге / Тез-ред. А. Г. Эхмэдуллин. Казан: Татар, китап нэшр., 1990.-238 б.
  20. Н.Б. Суз белэн сурат ясау (Словесное изображение) / Н. Б. Баширова. Казан: Татар, китап нэшр., 1974. — 175 б.
  21. Р. Ьэрвакыт халык йерагенда (Габдулла Тукайныц тормыш Ьэм ижат юлы) (Навсегда в сердце народа (Жизнь и творчество Габдуллы Тукая) / Р. Башкуров, В. Воздвиженский. Казань: Татар, китап нешр., 1966.-32 6.
  22. В.Г. Статьи и рецензии / В. Г. Белинский. М.: ОГИЗ Гос. изд-во худ. лит-ры, 1948. — 930 с.
  23. Ю.Б. Комическое или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия / Ю. Б. Бореев. М.: Искусство, 1970.-269 с.
  24. В.Ф. Сатирические журналы 1905−1908 годов / В. Ф. Боцяновский // Русская сатира первой русской революции 1905−1906. JL, 1925.-С. 210−222.
  25. Т.Г. Лингвистические средства создания антитезиса в языке фольклора (деривационный аспект): дис.. канд. филол. наук / Т. Г. Бочина. -Казань, 1992.-231с.
  26. Т.Г. Стилистика контраста: Очерки по языку русских пословиц / Т. Г. Бочина. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2002. — 196 с.
  27. В.Н. Основы стилистики фразеологических единиц (на материале советского фельетона) / В. Н. Вакуров. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.- 175 с.
  28. В.Н. Речевые средства юмора и сатиры в советском фельетоне / В. Н. Вакуров. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. 54 с.
  29. В.Н. Стилистика газетных жанров: учеб. пособие для вузов / В. Н. Вакуров, Н. Н. Кохтев, Г. Я. Солганик. -М.: Высш. школа, 1978. 183 с.
  30. З.Р. Татарский культурный ренессанс начала XX века // Российский парламентаризм: исторический опыт и современные тенденцииразвития: Сборник докладов и материалов / З. Р. Валеева. Казань: Дом печати, 2006. — 279 с.
  31. М.Э. Как написать фельетон. М.: Мысль, 1982. — 208 с.
  32. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. -М.: Изд-во АН СССР, 1963. 225 с.
  33. В.В. Журналистика- учебник. 3-е изд. / В. В. Ворошилов. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2001. — 447 с.
  34. Е.Е. Словарь терминов и понятий по отечественной истории XX века: учеб. пособие для 9−11 кл. / Е. Е. Вяземский, В. Ф. Кривошеев, А. П. Некароков и др. М.: Русское слово, 2003. — 238 с.
  35. P.P. Татар вакытлы матбугаты (1905−1924) (Татарская периодическая печать (1905−1924)) / P.P. Гайнанов, Р. Ф. Мэрданов, Ф. Н. Шакуров. Казан: Рухият, 1999. — 311 б.
  36. Гайнанов P.P. XX йез башы татар вакытлы матбугаты: Библиографик курсэткеч (Татарская периодическая печать начала XX века: библиографический указатель) / P.P. Гайнанов, Р. Ф. Мэрданов, Ф. Н. Шакуров. Казан: Милли китап, 2000. — 316 б.
  37. М.Х. Татар эдиплэре: И^ат портретлары (Татарские писатели). М. Х. Гайнуллин Казан: Татар, китап нэшр., 1978. — 280 б.
  38. М.Х. 1905 ел революциясе Ьэм татар телендэ вакытлы матбугат. (Революция 1905 года и периодическая печать на татарском языке) / М. Х. Гайнуллин // Совет эдэбияты, 1955. № 9. — Б. 100−111.
  39. P.M. Специфика эпистолярных жанров в прессе / P.M. Галиева // Сто лет татарской периодической печати / История, современность, будущее. Материалы научно-практической конференции. -Казань: «Идел-Пресс», 2005. С. 117−120.
  40. P.M. Проблемы изучения первых сатирических журналов («Карчыга», «Уклар») // Проблемы современной татарской журналистики и публицистики. Казань: КГУ, 2006. — С. 199−201.
  41. Р. М. Особенности первых сатирических журналов начала XX века / Р. М. Галиева // Уч. зап. Казан, гос. академии вет. медицины им. Н. Э. Баумана. Т. 186. — 2006. — С. 422−429.
  42. Т.Н. Шэехзадэ Бабич сатира остасы / Т. Н. Галиуллин. //Дэгъва (Шаехзадо Бабич — мастер сатиры // Претензия). — Казан: Татар, китан. нэшр., 1995, — 256 б.
  43. Р.К. Сатира в творчестве Тукая: автореф. дис.. канд. филол. наук / Р. К. Ганиева. Казань, 1964. — 20 с.
  44. Р.К. Сатирическое творчество Г. Тукая / Р. К. Ганиева. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1964. 84 с.
  45. В.З. Типы структурной организации журналистского текста: (на материале татарских газет) / В. З. Гарифуллин. Казань: Татар, кн. изд-во, 1997. — 187 с.
  46. В.З. Язар сузец булса. (Журналист текстын оештыру ысуллары) (Способы формирования журналистского текста) / В. З. Гарифуллин. Казан: Школа, 2000. — 172 б.
  47. В.З. Журналист текстында делил (Доказательство в журналистском тексте) / В. З. Гарифуллин. Казан: Казан, ун-ты нешр., 1996. — 226 б.
  48. В.З. Хебери жанрлар (Новостные жанры) / В. З. Гарифуллин. Казан: Казан, ун-ты нешр., 1991. — 43 б.
  49. В.З. Журналистныц иждди эшченлеге нигезлере (Основа творческой деятельности журналиста) / В. З. Гарифуллин. Казан: Казан, ун-ты нешр., 2003 — 11 б.
  50. В.З. Вакытлы матбугатта жанрлар (терлере Ьэм тезелеш узенчелеклере) (Жанры периодической печати (виды и структурные своеобразие) / В. З. Гарифуллин. Казан: КДУ, 2006. — 90 б.
  51. А.И. Собрание сочинений. В тридцати томах. Т. XIII / А. И. Герцен. — М: АН СССР, 1958. — 676 с.
  52. С.А. Мир сатирического произведения: учебное пособие по спецкурсу / С. А. Голубков. Самара: Самар. гос. пед. ун-т, 1991. — 108 с.
  53. В.М. Мастерство журналиста / В. М. Горохов, В. Д. Пельта. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977.-263 с.
  54. Y.H. Сатира теориясе месьелелере. Уку кулланмасы. (Вопросы теории сатиры: учеб. пособие. (По материалам татарских сатирических журналов дооктябрьского периода) / У. И. Гыймадиев. Уфа: Башкорт. ун-ты, 1984. — 80 б.
  55. Гыймадиев Y-И. Сатира коралы белен (Оружием сатиры. Татарские сатирические журналы в годы первой русской революции) / У. И. Гыймадиев. Казан: Татар, китап нешр., 1977. — 215 б.
  56. У.И. Карсы, а революцион-демократик сатира журналы (Карчыга революционно-демократический журнал сатиры). 9фе: Башкорт. китап нешр., -1976 -135 б.
  57. И.М. Творческая индивидуальность в журналистике / И. М. Дзялошинский. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 80 с.
  58. Евстигнеева J1.A. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы / JI. A Евстигнеева. М.: Наука, 1968. — 454 с.
  59. .И. История русской журналистики XIX в.: учеб. для вузов по спец. «Журналистика» / Б. И. Есин. М.: Высш. шк., 1989. — 240 с.
  60. .И. История русской журналистики (1703−1917): учебно-методический комплект. Изд. 2-е испр. / Б. И. Есин. М.: Флинта, 2001. — 446 с
  61. А.И. Язык сатиры Салтыкова-Щедрина / А. И. Ефимов. -М.: Изд-во. Моск. ун-та., 1953.-495 с.
  62. Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров / Е. И. Журбина. М., 1969. — 204 с.
  63. Р.Л. Татарские печатные календари: становление и развитие (вторая половина XIX начало XX вв.): дис. .канд. фил. наук / Р. Л. Зайни. -Казань, 2004.-176 с.
  64. Р.Л. Журналистиканыц хокукый нигезлэре (Правовые основы журналистики) / Р. Л. Зайни. Казан: КДУ, 2005. -102 б.
  65. М.З. Туган тел усеше (Развитие родного языка) / М. З. Зэкиев. Казан: Татар, китап нэшр., 1967. — 83 б.
  66. Д.И. Фельетон в газете / Д. И. Заславский. М.: Изд-во. Моск. ун-та., 1952.-28 с.
  67. ИбраЬимов Ф. Сатира файдасына берничэ суз (Несколько слов в пользу сатиры) / Ф. Ибрагимов. // Совет эдэбияты. Казан: Татар, китап нэшр., 1958. -№Ю.-Б. 108−112.
  68. Н.Б. Изобразительно-выразительные средства в публицистике: учеб. пособие / Н. Б. Ипполитова. Саранск: Мордов. ун-т, 1988.-80 с.
  69. История русской журналистики XVIII—XIX вв. М.: Высшая школа, 1963.-514 с.
  70. Л.Г. Стилистический облик современного памфлета / Л. Г. Кайда // Поэтика публицистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, — 1990. — 160 с.
  71. Казанская периодическая печать: Русские издания. 1811−1916. Библиографический указатель. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1895 — 38 с.
  72. К. Татар кайчан келгэн яки Мэкэрж-э синдромы (Когда татарин смеялся или Макарьевский синдром) / К. Каримов // Казан утлары. -2006.-№ 4. Б. 157−164.
  73. А.Г. Татарская книга начала XX в. / А. Г. Каримуллин.- Казань: Татар кн. изд-во, 1974. 319 с.
  74. М.Н. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1983.- 223 с.
  75. Г. И. Сатирические журналы 1905−1907гг. / Г. И. Колосова. -Томск, 1988.-41 с.
  76. С.Г. Основы журналистики: учебник для вузов / С. Г. Корконосенко. М.: Аспект Пресс, 2004. — 285 с.
  77. Е. Анекдот как жанр / Е. Курганов. СПб., 1997. — 118с.
  78. Г. В. Основы творческой деятельности журналиста / Г. В. Лазутина. М.: 2000. — 239 с.
  79. М.Б. Татар журналистикасы тарихы буенча очерклар (Очерки по истории татарской журналистики) / М. Б. Мардиева. Казань: Изд-во КГУ, 2003.- 132 6.
  80. М.Б. Габдулла Тукай Ьэм Гаяз Исхакый (Габдулла Тукай и Гаяз Исхаки) / М. Б. Мардиева // Мэдэни жомга. 1998. — 24 апр.
  81. М.Б. Адам угланнары очен гэзите бер майдан эфкиярдыр (Газета необходимая трибуна) / М. Б. Мардиева //Мэдени жомга, 1998. 29 май.
  82. А.Х. Становление светского образования у татар / А. Х. Махмутова. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. — 96 с.
  83. А.Х. Борьба за женское образование у татар (90-е гг. XIX в. 1917): дис. .канд. ист. наук / А. Х. Махмутова. — Казань, 1971. -271 с.
  84. С.Я. История русской журналистики начала XX века: учеб. пособие / С. Я. Махонина. М.: Флинта, 2002. — 240 с.
  85. С.Я. Русская дореволюционнная печать (1905−1914). Опыт системного исследования / под ред. Б. И. Есина / С. Я. Махонина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.-208 с.
  86. С.Я. Русская легальная журналистика XX в. (1905 -февраль 1917) // Из истории русской журналистики начала XX в. / С. Я. Махонина М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — С. 5−49.
  87. Межвузовский тематический сборник «Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина 1826−1976». Калинин: Изд-во Калинин, гос. ун-та, 1977. — 158 с.
  88. Л.Б. «Волжский листок» в 1905 году / Л. Б. Муллина // Из истории местной периодической печати: сб. науч. работ Гос. музея Татарской АССР. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1960. — Вып 1. — С. 25−63.
  89. Л.Б. Печать казанских большевиков в 1905 году // автореф. дис. канд. ист. наук. Казань: Татполиграф, 1966. — 19 с.
  90. Ф.Х. Выступление при открытия конференции // Российский парламентаризм: исторический опыт и современные тенденции развития: Сборник докладов и материалов / Ф. Х. Мухаметшин. Казань: Дом печати, 2006. — 279 с.
  91. Р.И. Формирование и развитие татарской общественно-политической мысли. (Очерк истории 1895−1917 гг) / Р. И. Нафигов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1964. — 357 с.
  92. Р.И. Тукай и его окружение / Р. И. Нафигов. Казань: Татар, кн. изд-во, 1986. — 207 с.
  93. И.М. Матбугатньщ тээсирле сузе (Газета лексикасы мэсьэлэлэре) (Сила печатного слова (Вопросы газетной лексики)) / И. М. Низамов. Казан: Татар, китап нэшр., 1981. — 144 б.
  94. И.М. Уем тел очымда. (Сейлэм Иэм массакулэм аралашу: Беренче кисок. Татар сейлэме нигезлэре. (Речь и общение. Часть 1. Основы татарской речи) / И. М. Низамов. -Казан: Татар, китап нэшр., 1995. -287 б.
  95. И.З. Тукай / И. З. Нуруллин. М.: Молодая гвардия, 1977.-238 с.
  96. P.M. Голос времени: газеты и журналы на татарском языке 1905−1990 гг. / P.M. Нуруллина. Казань: Юлвар, 1992. — 60 с.
  97. P.M. Газета «Кызыл байрак» / P.M. Нуруллина. -Казань: Татар, китап нэшр., 1976.- 66 6.
  98. P.M. Татарча вакытлы матбугат тарихыннан: 1905−1907 елларда демократик газеталар (Из истории татарской печати (демократические газеты 1905−1907гг.) / P.M. Нуруллина. Казань: Идел-Пресс, 2002.-71 б.
  99. Нуруллина P.M. hep чорньщ уз максаты, уз чире. (Татар матбугатыныц усеш юллары) (Развитие татарской периодической печати) / P.M. Нуруллина // ШэЬри Казан 2005. — 18 май.
  100. Е.К. О сатире и юморе / Е. К. Озимитель. JL: Просвещение, 1973. — 192 с.
  101. В.З. Взаимоотношение языка и мышления / В. З. Панфилов. -М.: Наука, 1971.-232 с.
  102. В.А. Приветственное слово // Российский парламентаризм: исторический опыт и современные тенденции развития: Сборник докладов и материалов / В. А. Пехтин. Казань: Дом печати, 2006. — 279 с.
  103. Политические партии России. Конец XIX первая треть XX века. Энциклопедия. -М.: Росспэн, 1996. — 800 с.
  104. Н.А. Сатирические журналы 1905−1907 годов. Каталог / Н. А. Попкова. Саратов: 1991. — 48 с.
  105. М.И. Из истории «малых форм» сатиры в русской журналистике XVIII—XIX вв.. / М. И. Привалова // Русская журналистика
  106. XVIII-XIX веков (из истории жанров). JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1969. — С. 102−120.
  107. В.Я. Собрание трудов. Проблема комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре / В. Я. Пропп. М.: Лабиринт, 1999. — 285 с.
  108. Е.П. Введение в теорию журналистики: учеб. пособие / Е. П. Прохоров. М.: Издво РИП — Холдинг, 2002. — 322 с.
  109. Е.П. Эпистолярная публицистика М.: Изд-во Моск. унта, 1966.-60 с.
  110. К.А. Образность публицистической речи / К. А. Рогова // Проблемы журналистики. Вып.2. Язык и стиль публицистики. Л., 1973. — С. 36−49.
  111. Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: Высшая школа, 1977. — С. 295−302.
  112. П.Т. Сатирические журналы первой русской революции 1905−1907 гг. Каталог / П. Т. Рудзинский. Новосибирск: Изд. ГПНТБ СО АН СССР, 1990. — 126 с.
  113. Русская периодическая печать (1895 октябрь 1917). Справочник. -М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1957. -351с.
  114. Русская сатирическая периодика 1905−1907 гг.: свободный каталог. -М.: 1980.- 136 с.
  115. Русская сатира первой революции 1905−1906 гг. Л.: 1925. — 208 с.
  116. И. Истэлеклэр. Татарча басма суз / И.Рэмиев. — Казан: Татар, китап нэшр., 1965. 129 б.
  117. Рэмиев 3.3. XX йез башы татар эдэбияты: авторлык, теп текст Ьэм хронология мэсьэлэлэре / 3.3. Рэмиев. Казан: Школа, 2000. — 180 б.
  118. X. Уецны уйдырып сал.: Тел, эдэби осталык турында мэкалэлэр / X. Саръян. Казан: Татар, китап нэшр., 1977. — 140 б.
  119. Ф.С. Лексикология / Ф. С. Сафиуллина. Казан: Хэтер, 1999.-288 б.
  120. Ф.С. Тел белеменэ кереш: 2 кисэк / Ф. С. Сафиуллина. Казан: Татар, китап нэшр., 1988. — 168 б.
  121. Система средств массовой информации России: учеб. пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2003. — 259 с.
  122. .В. Основы публицистики. Жанры: учеб. пособие / Б. В. Стрельцов. Минск: Изд-во Белорус, гос. ун-та, 1990. — 240 с.
  123. .В. Фельетон: Теория и практика жанра / Б. В. Стрельцов. Минск: Изд-во Белорус, гос. ун-та, 1983. — 63 с.
  124. М.М. Образные ресурсы публицистики / М. М. Стюфляева. -М.: Мысль, 1982. 176 с.
  125. А.А. До и после фельетона. / А. А. Суконцов. М.: Мысль, 1989.-252 с.
  126. А.Н. Сатирические жанры современной публицистики / А. Н. Тепляшина. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 2000. — 95 с.
  127. А.А. Сатира острая стрела / А. А. Тертычный // Журналист.-М., 2000.-№ 4, — С. 12.
  128. А.А. Письма разные пишут // Журналист. М., 1999. -№ 12.-С. 59−61.
  129. А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие / А. А. Тертычный. 2-е изд. испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2002. — 320 с.
  130. А.А. Серпом сатиры, да по цацкам. / А. А. Тертычный // Журналист. М., 1995. — № 4. — С. 63−66.
  131. П. Сатиры злой звенящая струна. (Природа смеха в памфлете). Минск: Изд-во Белорус, гос. ун-та, 1980. — 176 с.
  132. Тукай турында замандашлары / Тезуче Ьэм текстларны эзерлэуче Сэгыйть Исэнбай. Казан: Татар, китап нэшр., 1960 — 66 б.
  133. Д.М. Мусульманская фракция Государственной Думы Российской империи // Российский парламентаризм: исторический опыт и современные тенденции развития: Сборник докладов и материалов / Д. М. Усманова. Казань: Дом печати, 2006. — 279 с.
  134. К.Ф. Из истории татарской передовой общественной мысли (вторая половина XIX начало XX веков) / К. Ф. Фасеев. — Казань.: Таткнигоиздат, 1955. — 279 с.
  135. А.И. Семантическая основа образных средств языка / А. И. Федоров. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1969. — 92 с.
  136. А.И. Образная речь / А. И. Федоров. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1985. — 170 с.
  137. К.З. Гарапчэ-татарча-русча алынмалар сузлеге (Арабско-татарско-русский словарь заимствований) / К. З. Хамзин, М. И. Мэхмутов, Г. Ш. Сэйфуллин. Казан: Татар, китап нэшр., 1965. — 854 б.
  138. Х.Х. Революция 1905−1907 гг. в Татарии / Х. Х. Хасанов. -М.: Наука, — 1965.-341 с.
  139. В.Х. Татар теле стилистикасына кереш (Введение в стилистику татарского языка) / В. Х. Хаков. Казан: Казан ун-ты нэшр., 1963 -168 б.
  140. В.Х. Татар эдэби теле тарихы / В. Х. Хаков. Казан, 1993.220 б.
  141. В.Х. Тел Ьэм стиль ./ В. Х. Хаков. Казан: Казан ун-ты нэшр., 1961.- 1606.
  142. В.Х. Стилистика Ьэм суз сэнгате (Стилистика и словесное исскуство) / В. Х. Хаков. Казан: Татар, китап нэшр., 1979. — 158 б.
  143. В.Н. Татар теле культурасыныц кайбер мэсьэлэлэре (Некоторые вопросы культуры речи татарского языка) / В. Н. Хангильдин. -Казан: Татар, китап нэшр., 1976. 96 б.
  144. Н.М. Лексикология современного русского языка: пособие для студентов пед. ин-тов / Н. М. Шанский: М.: Просвещение, 1972. -327 с.
  145. Я. От остроты до памфлета / Я. Шафир. М.: Работник просвещения, 1925. — 144 с.
  146. М.С. Проблемы теории публицистики / М. С. Черепахов.-М.: 1973.-269 с.
  147. Р.А. Инсафлыныц теле саф (Основы культуры речи) / Р. А. Юсупов. Казан: КДПИ, 1993.- 165 б.
  148. Я.Е. Вопросы теории сатиры / Я. Г. Эльсберг. М.: Сов. писатель, 1957.- 427 с.
  149. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 142 с.
  150. С.Я. Современный памфлет как жанр / С. Я. Яковлев // Вестник Московского университета. Сер. Журналистика. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967.-№ 1.-С. 12.
Заполнить форму текущей работой