Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии 1934-1998 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Междисциплинарный подход обеспечил комплексный характер исследования. Интеграция знаний по истории, культурологии, семантике, музыковедению, искусствознанию позволила получить новые характеристики многообразия национальной музыкальной культурыисторический подход обусловил установление причинно-следственных связей межкультурных и внутрикультурных компонентов в формировании симфонического и шире… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В БУРЯТИИ
    • 1. Исторические условия формирования профессиональной 16 музыкальной культуры в Бурятии
    • 2. Профессиональная музыкальная культура Бурятии, как результат межкультурных и внутрикультурных взаимодействий
    • 3. Становление жанровой системы профессиональной музыки в творчестве бурятских композиторов
  • ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ В 94 СИМФОНИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ БУРЯТИИ
    • 1. Периодизация развития симфонического творчества в
  • Бурятии
    • 2. Трансформация образно-смыслового содержания в симфоническом творчестве композиторов Бурятии
    • 3. Эволюция тематической структуры симфонического творчества Бурятии
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование и развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии 1934-1998 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Исследование истории музыкальной культуры является важной отраслью гуманитарных наук. Музыка в современной культуре приобрела особую значимость вследствие специфичности смыслового и технологического содержания, родовидового разнообразия, многообразия жанровых и стилистических форм, развития технических возможностей трансляции. Определяющими при этом явились: глобализация межкультурных связей, пробуждение интереса каждого народа к своим историческим корням, расширение функционального назначения и влияния музыки на жизнь людей в широком социокультурном контексте.

Музыкальная культура имеет сложную структуру, сочетая в себе разные виды деятельности — творческие: созидательную, исполнительскую, воспринимающую, а также образовательную, научную, организационную, трансляционную. Основополагающее значение принадлежит созидательной деятельности — народной и композиторской. Воплощаясь в создании произведений, она дифференцируется по жанровым разновидностям. В жанровой иерархии композиторского творчества симфоническая музыка играет ведущую роль, являясь фундаментальной сферой профессиональной музыкальной культуры письменного типа и свидетельствуя об уровне ее развития.

Актуальность изучения симфонического творчества в музыке Бурятии определена рядом принципиальных положений: количественным превосходством симфонических произведений в жанровой палитре бурятской музыки, значительностью их роли в деятельности композиторов различных творческих устремлений, принадлежащих к разным поколениям. Важным показателем является освоение всех жанровых разновидностей симфонической музыки, становление которых отразило изменения, происходящие в идейно-образном и драматургическом содержании всей бурятской музыки. Симфоническая музыка, как сфера, свободная от текстовых и сюжетных категорий, особенно явно отражает процесс синтеза национальных образно-интонационных истоков и динамически усложняющихся средств композиторской техники. Многие произведения обладают значительными художественными достоинствами. Все вышесказанное аргументирует необходимость исследования симфонического творчества для понимания процессов, происходящих в бурятской музыкальной культуре.

Актуальность избранной темы определяется также тем, что по сравнению с другими жанровыми направлениями — оперным, балетным, вокально-симфоническим, хоровым — симфоническая музыка изучена мало, что никак не согласуется с той действительно важной ролью, которую она играет в истории бурятской музыки. Между тем без адекватного представления об этой роли невозможно составить верное суждение о бурятской музыкальной культуре.

Аналитическая разработка становления данного жанрового направления позволит глубже осветить процесс идейно-стилевой эволюции бурятской профессиональной музыки в целом, выявить тенденции и логику ее развития. Важность исследования определяется также возможностью соотнесения процесса становления бурятского композиторского творчества с типологически сходными процессами в других национальных республиках и областях России, перспективой углубления представлений об особенностях взаимодействия национальных культур.

Степень разработанности проблемы. Профессиональная музыкальная культура Бурятии, как целостный феномен, не являлась предметом комплексного научного исследования. Диссертационные работы были посвящены рассмотрению отдельных ее аспектов: фольклорному творчеству — Д. С. Дугарова, Л. А. Халтаевой, О. Н. Новиковой, Л. И. Дашиевойформированию фольклорного инструментария — А. Г. Деминыморганизационному аспекту на примере деятельности Союза композиторов Бурятии — Т. Г. Балхановой, исполнительству на народных инструментах — В. В. Китовымсистеме музыкального образования — М. Ц. Гончиковой.

Начальный этап развития профессиональной музыкальной культуры Бурятии (1923;1945) исследовала Я. О. Жабаева. Указанные работы, используя исторические, культурологические, искусствоведческие методы исследования, не акцентировали своего внимания на важном аспекте профессиональной музыкальной культуры — композиторском творчестве.

Исследователи же творчества композиторов Бурятии, напротив, не выходили за рамки искусствоведческих исследований, рассматривая его в работах разных жанров: в диссертациях, монографиях, научных статьях, учебных пособиях, а также аналитических очерках, обзорах, рецензиях. Диссертационные исследования, посвященные вопросам развития отдельных жанровых направлений, осуществлены О. И. Куницыным (опера), О. Ю. Колпецкой (балет), О. Н. Поляковой (хоровая музыка), В. В. Китовым (творчество для бурятских народных инструментов).

Монографические исследования о бурятских операх опубликованы Л. Я. Ходорковской, П. И. Гуревичем, О. И. Куницынымо творчестве Б. Б. Ямпилова, музыкальном языке бурятской профессиональной музыки, истории Театра оперы и балета — О. И. Куницыным, о хоровой музыке и исполнительстве — О. Н. Поляковой. Учебные пособия для изучения бурятской профессиональной музыки составлены И. С. Куницыной, О. И. Куницыным, Л. И. Абашеевой, О. А. Русиновой.

Научные статьи, характеризующее творчество отдельных композиторов, написаны О. И. Куницыным, драматургию бурятских балетов — И. С. Куницыной, песенное творчество бурятских композиторов — Б. О. Олзоевым, Т. М. Матхановой, фортепианную музыку — Л. Г. Довнарович. Функционирование народных песен в композиторском творчестве рассматривали Н. Ц. Цыбудеева, О. А. Русинова, О. Ю. Колпецкаяпреломление традиций русской музыки — А. М. Лесовиченко.

Разделы, посвященные музыкальной культуре Бурятии, в «Истории музыки народов СССР» написаны Б. В. Олзоевым, в «Истории музыкальной культуры РСФСР» — И. С. Куницыной, О. И. Куницыным, М. Е. Таракановым.

Обзоры творчества композиторов Бурятии делали Г. Б. Бельгаев, Н. И. Маторин, Н. П. Угрюмов. О работах своих учеников писали композиторы Г. Н. Иванов, С. М. Беринский. Очерки о творчестве отдельных композиторов, рецензии на премьерные исполнения их произведений написаны музыковедами О. И. Куницыным, В. К. Лазаревой, Л. И. Абашеевой, О. А. Русиновой, Л. Н. Ахтемовой, Н. Ц. Цыбудеевой, Л. И. Башкуевой, Т. Б. Дугаровой, Д. Д. Дондуповым.

Задачи и результаты деятельности Союза композиторов Бурят-Монгольской АССР и Бурятии, итоги его пленумов и съездов, концерты, творческие дискуссии по проблемам развития профессиональной музыкальной культуры освещались композиторами: П. М. Берлинским, А. П. Котляревским, Б. Б. Ямпиловым, Ю. И. Ирдынеевым, В. А Усовичем, С. С. Манжигеевым, Ю. Н. Корнаковым, Б. О. Цырендашиевым, Б. Б.-Д. Дондоковым, Л. Н. Санжиевоймузыковедами: Н. И. Угрюмовым, Г. А. Поляновским, Б. Б. Олзоевыммузыкантами: Н. И. Маториным, Л. Л. Линховоиным, М. А. Белокрысом, Л. А. Гантимуровым, В. А. Останиным, Ч. Д. Шанюшкиной, В. А. Обунеевой.

О произведениях бурятских композиторов, прозвучавших в Москве, писали Ю. С. Корев, Т. М. Макарова, Н. Эльяш, О. М. Арнаутова, Е. Л. Дубровская, Л. Н. Казанская, И. К. Мацкевич, в Ленинграде — М. Г. Бялик, в Якутии — 3. И. Кириллина, Л. И. Ильина, Г. М. Кривошапко, в Новосибирске — О. А. Александрова, И. И. Яськевич.

Обзорные статьи, очерки, рецензии о творчестве в разных жанрах публиковались в центральных изданиях: журналах «Советская музыка», «Музыкальная жизнь», «Музыкальная академия», газетах «Советская культура», «Культура», республиканской периодической печати: «Бурят-монгольская правда», «Бурят-монгольский комсомолец», «Правда Бурятии», «Молодежь Бурятии», «Бурятия», журнале «Байкал» названными выше композиторами, музыковедами, а также журналистами: Т. В. Волынцевой, Ч. Д. Гомбоином, Л. М. Зандановой, Н. А. Гончиковой, А. А. Фадеевой, О. В.

Бараевой, А. Н. Коротаевой, Г. Д. Гыпыловым, М. Батоином, режиссером Н. Е. Логачевым.

Из известных материалов по теме диссертации можно выделить только труды О. И. Куницына, который рассматривал симфонические произведения с позиций искусствоведения. Его немногочисленные статьи, рассредоточенные в отдельных главах масштабных трудов, монографических очерков, посвященных творчеству бурятских композиторов, учебных пособий исчерпываются описанием отдельных симфонических произведений, что не умаляет их исторического значения как первых работ, посвященных профессиональной музыке Бурятии. Статья, обобщающая вопросы раннего и зрелого периодов симфонического творчества Б. Б. Ямпилова, опубликована в 1967 году. Следует отметить также дипломную работу Г. П. Халбаевой, окончившую в 1980 г. Ленинградскую консерваторию и посвятившую свое исследование анализу раннего периода формирования симфонических жанров в Бурятии.

Таким образом, история симфонического творчества в контексте развития профессиональной музыкальной культуры Бурятии не была предметом специального исследования. Имеющиеся материалы по данной теме позволяют утверждать, что вопросы его становления и развития, а также анализ всего многообразия его жанровых видов, стилистических и драматургических тенденций остаются пока вне целенаправленного научного осмысления. Необходимо создание предпосылки для дальнейшего изучения истории музыкальной культуры Бурятии.

Объект исследования — профессиональная музыкальная культура Бурятии.

Предмет исследования — формирование и развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии.

Целью исследования является анализ истории формирования, становления и развития профессиональной музыкальной культуры Бурятии в аспекте композиторского творчества на материале симфонических произведений.

Поставленная цель определяет следующие задачи:

— выявить влияние социополитических и культурных процессов на формирование профессиональной музыкальной культуры Бурятии;

— проследить становление профессиональной музыкальной культуры Бурятии в аспекте композиторского творчества в контексте взаимодействия и взаимовлияния национального и классического европейского начал;

— рассмотреть жанровую эволюцию профессиональной музыки Бурятии, становление симфонических жанров и их влияние на другие жанровые сферы;

— проанализировать трансформацию идейно-образного содержания симфонических произведений композиторов Бурятии;

— классифицировать авторские методы работы с музыкальным тематизмом и проследить их эволюцию;

— систематизировать композиционные и формообразующие процессы в симфонической музыке Бурятии и выявить направление их развития.

Методологическая база исследования. Представленная диссертационная работа основывается на ряде принципов, определяющих сущностную сторону культурно-исторического исследования:

— принцип научной объективности позволил провести комплексный анализ и оценку факторов, обусловивших формирование композиторского творчества в истории культуры Бурятии;

— принцип историзма позволил рассмотреть развитие симфонической музыки Бурятии в хронологической динамикеценностный принцип позволил исследовать совокупность признаков, формирующих феномен самобытного национального симфонического творчества композиторов Бурятии.

Методологическим основанием диссертационного исследования являются следующие подходы:

— системный подход позволил целостно раскрыть феномен бурятской симфонической музыки;

— междисциплинарный подход обеспечил комплексный характер исследования. Интеграция знаний по истории, культурологии, семантике, музыковедению, искусствознанию позволила получить новые характеристики многообразия национальной музыкальной культурыисторический подход обусловил установление причинно-следственных связей межкультурных и внутрикультурных компонентов в формировании симфонического и шире — композиторского творчества Бурятии. Это позволило не только наиболее адекватно рассмотреть и проанализировать собственно симфонические произведения, но и выявить их значение в истории музыкальной культуры Бурятии. Симфоническое творчество композиторов Бурятии в таком ключе представляется и анализируется не только как совокупность жанров, тем, авторских методов работы, составляющих особую семиосферу бурятской музыкальной культуры, но и как динамический исторический процесс, обусловленный сложным переплетением внутренних и внешних факторов.

При исследовании симфонического творчества в истории музыкальной культуры Бурятии применялись теоретико-концептуальные.

ГГ1 V V методы. 1ак, историко-генетическии, семантическии и интерпретативныи методы способствовали изучению истоков формирования феномена национальной симфонической музыки. В диссертационном исследовании реконструированы глубинные национальные образно-эмоциональные компоненты музыкального содержания.

Важное место в исследовании занимает диахронный метод, который позволил показать преемственность и динамику процессов формирования и развития симфонической музыки Бурятии в разные периоды, тогда как благодаря синхронному анализу стала возможной ее системная реконструкция. Жанры бурятской симфонической музыки рассматриваются в их эволюции и взаимодействии, выявляются как особенности каждого произведения, так и черты общности.

При анализе соотношений «национальная профессиональная музыка Республики Бурятия — музыка соседних республик», «классическая европейская музыка — современная профессиональная музыка Республики Бурятия» применялся историко-сравнителъный метод.

Благодаря историко-типологическому методу стало возможным выделение в творчестве композиторов общих тенденций и доказательство обусловленности феномена национальной симфонической музыки.

Теоретической основой данного исследования явились фундаментальные труды коллективов центральных и сибирских научных институтов и вузов: «История Отечества», «История Сибири», «История музыки народов СССР», «История русской советской музыки», «Музыкальная культура Сибири». В рамках теории межэтнической интеграции особый интерес представляют исследования С. А. Арутюнова, А. И. Арнольдова, Ю. В. Бромлея, Е. В. Васильченко, П. С. Гуревича, С. Н. Иконниковой, Н. И. Конрада, в которых обобщены закономерности исторических процессов, характерных для поликультурной среды.

В работе были использованы методология подходов к проблемам функционирования национальных культур, выработанная в исследованиях Г. А. Аванесовой, Б. С. Ерасова, А. Б. Каяк, Э. С. Маркаряна, Р. И. Пшеничниковой, Ю. А. Серебряковой, а также методологические принципы для изучения процессов взаимодействия художественных культур Запада и Востока, разработанные в трудах М. С. Кагана, 3. П. Морохоевой, А. Л. Маклыгина, Е. Г. Хилтухиной.

Анализ межкультурных взаимодействий в искусстве опирается на идеи, выдвинутые в трудах Л. Н. Березовчук, В. С. Виноградова, Г. В. Григорьевой, М. Н. Дрожжиной, Г. Ш. Орджоникидзе, Н. Г. Шахназаровой. В качестве основополагающих концепций были использованы фундаментальные работы Э. Е. Алексеева, Г. Л. Головинского, С. П.

Галицкой, И. И. Земцовского, А. А. Юсфина, в которых рассматриваются взаимосвязи и взаимодействия народного и композиторского творчества.

При исследовании проблем симфонического творчества привлекались работы Б. В. Асафьева, М. Г. Арановского, В. Д. Конен, Л. Н. Раабена, М. Е. Тараканова, Т. Ю. Черновой. В качестве сравнительной типологии при анализе проблем формирования симфонических жанров в национальных республиках использовались материалы Т. С. Вызго, И. М. Вызго-Ивановой, Н. И. Головневой, Н. М. Кадыровой, Л. В. Казанской, Г. А. Осипенко, Н. С. Янов-Яновской.

Существенными для данного исследования явились теоретические положения по истории культуры и этнографии бурят Н. Б. Дашиевой, С. Г. Жамбаловой, Д. А. Николаевой, Т. М. Михайлова, Т. Д. Скрынниковойлитературы — В. Ц. Найдаковатеатра — В. Ц. НайдаковойэтномузыкологииЛ. Д. Дашиевой, Д. С. Дугарова, О. Н. Новиковой, Т. С. Тангановой, Л. А. Халтаевой, Ю. И. Шейкинапрофессионального композиторского творчества — П. М. Берлинского, Т. Г. Балхановой, О. Ю. Колпецкой, О. И. Куницына, О. Н. Поляковой, Н. П. Угрюмова. Их работы позволили нам рассмотреть идейно-образное и стилистическое содержание симфонических произведений, основывающееся на этническом миропонимании и этнической картине мира.

Для проведения эмпирического исследования нами применялись следующие методы: наблюдение, описание, фотофиксация, интервьюирование композиторов Б. Б. Ямпилова, Ж. А. Батуева, С. С. Манжигеева, А. А. Андреева, Ю. И. Ирдынеева, В. А. Усовича, В. Б. Юшина, П. Н. Дамиранова, то есть методы, основанные на непосредственном чувственном восприятии разных аспектов симфонических произведений, фиксации сведений от композиторов Бурятии, а также личном целенаправленном ознакомлении с рукописями симфонических партитур и клавиров. Как видим, несмотря на многочисленные труды, симфоническое творчество композиторов Бурятии не являлось ранее предметом историкокультурного исследования. Данная диссертационная работа позволяет включить его в контекст исторического развития музыкальной культуры России.

Источниковой базой исследования послужили опубликованные и неопубликованные материалы. Из опубликованных источников мы выделяем:

— нотные партитуры и клавиры симфонических произведений различных жанров;

— сборники бурятского музыкального фольклора;

— программы симфонических концертовданные из периодической литературы, рецензирующей и анонсирующей симфонические премьеры.

В качестве неопубликованных источников мы выделяем:

— архивные материалы, сосредоточенные в Музыкальном фонде Союза композиторов, библиотеках Бурятского академического театра оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжапова и Бурятского республиканского музыкального колледжа им. П. И. Чайковского;

— нотные рукописи партитур и клавиров симфонических произведений различных жанров из личных архивов бурятских композиторов;

— фондовые записи Бурятской государственной телерадио компании;

— эпистолярную литературу.

Анализ сведений, содержащихся в перечисленных источниках, позволяет утверждать, что созданы предпосылки для дальнейшего изучения музыкального искусства Бурятии.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

— диссертация представляет собой первый опыт научного анализа истории профессиональной музыкальной культуры Бурятии на материале симфонического творчества;

— построена и обоснована периодизация истории творчества композиторов Бурятии;

— выявлена динамика содержательных, стилевых, структурных, драматургических особенностей симфонических произведений композиторов Бурятиисистематизированы особенности процесса взаимодействия национального и интернационального начал в симфонических произведениях разных периодовопределено место симфонической музыки в контексте композиторского творчества;

— на большом фактическом материале доказано, что совокупность содержательно-технологических приемов композиторского творчества является базовым концептом становления феномена национального профессионализма письменного типа.

— введены в научный оборот произведения, не становившиеся ранее объектами изучения.

Положения, выносимые на защиту:

1.Основой симфонических жанров в истории музыкальной культуры Бурятии является европейская музыкальная традиция, которая под влиянием цитируемого или моделируемого национально-характерного тематизма испытывает значительную трансформацию;

2. Специфические свойства бурятского музыкального фольклора определяют особенности авторского прочтения симфонических жанров, проявляясь в деталях склада, фактуры, в принципах формообразования;

3.В истории профессиональной музыкальной культуры Бурятии выделяются два периода: 1934 — 1969 гг. и 1969 — 1998 гг.;

4.В симфоническом творчестве композиторов Бурятии с исследуемого периода проявляется постепенное усложнение семантики и структуры, усиление индивидуального начала в художественном прочтении тем.

Хронологические рамки исследования ограничены 1934 -1998 гг., то есть периодом становления и подъема бурятского композиторского творчества.

Территориальные рамки исследования охватывают Республику Бурятия, поскольку бурятская композиторская школа локализуется в г. Улан-Удэ, а также Агинский и Усть-Ордынский национальные округа, так как произведения бурятских композиторов транслировались в данном ареале расселения бурят.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы могут иметь значение для изучения культурных процессов в национальных республиках, для сравнительного анализа тенденций развития жанровых сфер профессиональной музыки в истории национальных композиторских школ. Положения и выводы, сформулированные в диссертации, могут быть использованы в исторических, культурологических, искусствоведческих, музыковедческих исследованиях профессиональной национальной культуры.

Практическая ценность диссертационной работы состоит в том, что ее результаты позволяют обеспечить разработку и усовершенствование специальных курсов «История музыкальной культуры народов России», «Культура Восточной Сибири» для учащихся средних специальных и высших учебных заведений, слушателей курсов повышения квалификации работников культуры республики, преподавателей детских школ искусств, учителей музыки в общеобразовательных школахсоздание познавательных программ на телеи радиовещании, а также применяться в деятельности современных культурно-просветительных организаций, в научных исследованиях, в композиторском творчестве.

Апробация и реализация работы. Основные положения и выводы исследования отражены в 28 опубликованных работах и изложены в докладах на Международных симпозиумах: «Традиционный фольклор в полиэтнических странах» (Улан-Удэ, 1998), «Байкальские встречи — III: культуры народов Сибири» (Улан-Удэ, 2001) — Международных конференциях: «Фольклор в системе современной культуры» (Улан-Удэ, 1991), «Восток-Запад: диалог культур» (Улан-Удэ, 1996), «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии» (Улан-Удэ, 2002, 2004), «Наше наследие: формирование устойчивой модели развития народной художественной культуры в современном мире» (2008) — Всероссийской конференции «Культура и общество: возникновение новой парадигмы» (Кемерово, 1995) — Всероссийском научно-практическом семинаре «Проблемы культурологического образования: этно-региональные аспекты» (Москва — Улан-Удэ, 1998) — зональных конференциях «Музыкальная культура Сибири и Дальнего Востока» (Новосибирск, 1983, 1986) — Межрегиональных научно-практических конференциях «Образование и культура XX века» (Улан-Удэ, 2000), «Культурный потенциал байкальского региона» (Улан-Удэ, 2009) — Региональном научно-практическом симпозиуме «Подготовка кадров культуры и искусств: методология и методика реализации регионального и национального компонентов государственного образовательного стандарта России» (Улан-Удэ, 1998). Результаты исследования используются в учебном курсе «История музыки», спецкурсе «История музыки Сибири» ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств», Бурятском институте повышения квалификации работников образования, в деятельности Бурятской государственной филармонии.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Становление бурятской симфонической музыки — сложный процесс, ставший результатом ускоренного развития бурятской музыкальной культуры в советское время. Он происходил на основе синтеза двух различных традиций музыкального мышления: традиций монодийного народного искусства и художественных завоеваний европейской классической музыки, отличавшихся во всех аспектах: системах жанров, природах мелодизма, принципах изложения и развития материала, композиции и драматургии.

Несмотря на сомнения относительно результата синтеза, предполагаемого поглощения европейским национального не произошло, так как определяющий компонент выразительности — народно-национальный интонационно-ритмический склад — был сохранен. Тематическим материалом симфонических произведений стал фольклор, сохранивший роль генетического ядра, привносящего в новую музыкальную ткань свойственную ему характерность и даже жанровую специфику.

Интенсивный процесс накопления приемов работы с национально-характерным тематизмом эволюционизировал от прямого использования народного материала к творческому переосмыслению традиций народного искусства. На первом этапе формирования бурятской симфонической музыки претворялись песенные и танцевальные, реже — инструментальные жанры современного фольклора. На втором этапе материал симфонических произведений обогатился введением исторически более ранних пластов народного музыкального искусства.

Формирование оригинального композиторского тематизма происходило в бурятской музыке параллельно с цитированием фольклора. Композиторский тематизм моделировал интонационно-ритмический строй, принципы развития, характер выразительности фольклора, воплощая народно-национальные черты в обобщенной форме. Постепенно складывается новое отношение к фольклорному материалу: усиливается индивидуальное творчески-активное начало. В каждом конкретном случае автор находит тот путь, который отвечает его замыслу: фольклор используется цитатно и опосредованно, в подчеркнуто неприкосновенном виде, или наоборот — при активном вмешательстве в его стилистику и структуру.

При этом можно выделить две формы претворения фольклора. Первая — сознательное стремление композитора ориентировать сочинение на определенные фольклорные образцы, когда именно народная тема определяет строй произведения. Вторая — когда осознанное обращение к народным первоисточникам уступает место интуитивному. Национальный характер в таком случае выявляется столь опосредованно, что угадывается скорее в типе мышления, чем в конкретном интонационном или ладовом подобии. Деление на два типа преломления фольклора, конечно, условно и не исключает того, что в творчестве одного композитора встречается и непосредственное, и опосредованное привлечение народных истоков.

Свободное претворение фольклорных закономерностей приводит к формированию нового типа тематизма, характеризующегося преодолением поступенности, привнесением элементов инструментального начала и речевой выразительности, повышенной интонационной напряженностью. Казалось бы, все это уводит бурятскую профессиональную музыку от национального. Но на самом деле это лишь свидетельство нового понимания одной из важнейших проблем творчества — «фольклор и композитор».

Происходит осознание того, что национальное не тождественно фольклорному, а предполагает сложные, опосредованные связи с ним. Отсюда — индивидуальные формы претворения национального, когда в каждом конкретном случае автор находит тот путь, который соответствует его замыслу. Таким образом, происходит «перераспределение ролей», когда не фольклорное определяет закономерности создания профессионального произведения, а замысел композитора определяет особенности функционирования фольклора в его контексте.

Результатами стали: проявление национального через подобие отдельных элементов языка, разрушение слухового стереотипа использованием необычного, острого многоголосного контекста, отход от несвойственного фольклору вертикального мышления и выбор иного многоголосного принципа, когда гармоническая вертикаль конденсируется из сцепления отдельных самостоятельных линий — горизонталей.

Таким образом, в конце XX века в бурятской музыке выделяются следующие особенности претворения национального фольклора: многообразие форм работы с ним, свободное претворение его закономерностей, обращение к хронологически отдаленным его пластам, репрезентирование национальной характерности посредством отдельных элементов.

Фольклорный материал стал импульсом для формирования всех компонентов музыкальной ткани. Он определил закономерности многоголосия, развития тематизма, фактуры, инструментовки. Адаптация их к тематизму выявила ряд приемов, многие из которых формировались в творчестве русских советских композиторов. Ими была создана многоголосная фактура, отвечающая специфике пентатонический горизонтали, чему в немалой мере способствовал потенциал многоголосия, заложенный в фольклоре. Многое из достигнутого надолго сохранило свое значение.

В 1970;е — 1990;е г. в сфере вертикальной организации материала вместе с продолжением традиций предыдущего периода намечаются новые тенденции, проявляющие влияние современных композиторских техник. Выявляется общая для всех произведений данного периода черта: гармонический принцип организации музыкальной ткани теряет свою самостоятельность — вертикаль конденсируется из сплетения отдельных линий. Эта черта в большей степени характерна для композиторов младшего поколения, в произведениях которых линеарный принцип организации материала становится основным фактором языка. Таким образом, в тематизме, методах его развития, вертикальной организации произведений наметились и прошли этап утверждения новые, перспективные для национального стиля черты.

В бурятской симфонической музыке сложились две типовые драматургические линии: жанровая и драматическая. Жанровая линия функционирует на всем протяжении 1930 — 1990 гг., драматическая появляется и доминирует в 1970;е г. Формирование жанрового симфонизма обусловлено фольклором: фольклорные цитаты определяли образно-эмоциональный тон произведений и характер взаимоотношения образных сфер, сопоставляя образы активности и медитации.

С 1970;х г. меняется содержательный аспект произведений: конкретность картин труда и отдыха присутствует, как элемент второго плана. Доминируют темы философскоэтические, лирико-психологические, проявляющие сложные идейно-художественные концепции. Усложняется образно-эмоциональное наполнение: превалируют драматические, психологически-углубленные образы.

Происходит становление и упрочение драматического типа музыкальной драматургии, для которого характерны противопоставление образных сфер, лишенное прямолинейного деления на положительные и отрицательные, напряженная динамичность действия, в ходе которого происходит накопление нового качества исходного образа. Как кульминация этого движения, появляется тенденция монотематического единства произведения, когда из одного тематического ядра развиваются эмоционально-противоположные образы и музыкальное действие проявляет многозначность их притяжений и отталкиваний. Однако наиболее ценным, на наш взгляд, является многообразие и оригинальность драматургических решений.

Индивидуализированность композиционных структур находит выражение в множественности вариантов образно-тематического наполнения и функционирования разделов формы. Многообразие драматургических и композиционных решений свидетельствует о творческом воплощении идейно-художественного содержания, что сравнении с определенным драматургическим и структурным схематизмом, характерным для предшествующего периода, знаменует качественно новый этап. Происходит очевидный качественный скачок, когда накопление средств и приёмов в пределах определенной концепции переходит в свободное выражение индивидуальных творческих интересов.

Характерной чертой бурятской симфонической музыки является широта её жанрового диапазона. Освоены все жанровые разновидностисюита, увертюра, миниатюра, поэма, концерт, симфония. Развитие жанров шло в нескольких направлениях: симфонизация сюиты и увертюры, создание программных пьес со свободной композицией, освоение крупной симфонической формы, синтезирующей различные принципы организации материала.

Лабораторией симфонического метода стал жанр сюиты, где осваивалось воплощение жанровых образов и стабилизировались языковые нормы. В поэме осваивались сонатные принципы, разработочное развитие, сквозная композиция. Концерт и симфония были сферой освоения циклической конструкции.

Жанровое развитие шло от господства сюитных форм с их жанрово-бытовой характерностью к жанрам поэмы и симфонии, отражающим становление драматического симфонизма. В конце XX века осуществляется переход к «поэмным» жанрам «медитативной» драматургии, сопоставляющей блоки эмоциональных состояний.

Такие жанровые сдвиги далеко не случайны. Они отражают изменение музыкального, а шире — художественного мышления композиторов, которое становится все более концепционным и многомерным. Глубина идейного содержания, яркость его образного воплощения, оригинальность драматургических и стилевых решений отличают лучшие произведения: «Героическую симфонию» (1975) и.

Драматическую поэму" (1979) Ю. И. Ирдынеева, 3-ю симфонию (1981) и поэмы «Бурятия» (1977), «Тибет» (1997) В. А. Усовича, поэмы Б. В-Д. Дондокова (1983) и П. Н. Дамиранова (1988). Характерными особенностями жанрового развития стали: смещение традиционной эволюционной последовательности появления жанровых разновидностей, когда на начальном этапе отсутствовали «аранжировочные» формы, вместо которых происходило освоение жанров сюиты, увертюры, симфонииодновременное функционирование опережающих и эволюционных тенденций, вследствие чего происходит совмещение стадий становления, развития, стабилизации жанров.

За шесть с половиной десятилетий бурятская симфоническая музыка прошла большой путь развития, достигнув значительных результатов. Создано более 40 произведений. Симфонический жанр стал ведущим жанром. Симфонические произведения обладают определенными художественными достоинствами.

Развитие симфонической музыки в Бурятии привело к глубоким изменениям во всех аспектах содержания и строения произведений: раздвигаются жанровые границы, обновляется образное содержание, обнаруживается значительный драматургический рост, усложняется композиция. Изменяется претворение национального начала. Общее направление развития реализуется в движении от типового, нормативного к индивидуальному. Данные изменения знаменуют собой качественный сдвиг, который свидетельствует о достижении бурятской симфонической музыкой определенной степени зрелости и позволяет говорить о ней, как о существенном звене российского симфонизма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Культурное строительство в Бурятской АССР (1917−1981). Документы и материалы.-Удан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1983.-536 с.
  2. Культурное строительство в РСФСР. Т.2. Документы и материалы. (1928−1941).Ч.2. М.: Сов. Россия, 1986.- 384 с.
  3. Культурное строительство в Сибири 1917−1941 гг. Сборник документов. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1979.-367 с.
  4. Национальный архив Республики Бурятия, фонд Р-803с, опись 1, дело 5, л. 17.
  5. Национальный архив Республики Бурятия, фонд Р-803с, опись 1, дело 10, л. 1.
  6. Национальный архив Республики Бурятия, фонд Р-955, опись 1, дело 3, л.70.
  7. Журнальные и газетные публикации:
  8. Музыкальная культура Бурят-Монголии // Бурят-Монгольская правда, 1937, 1 августа.
  9. Г. Композиторы Бурят-Монголии // Сов. Музыка, 1940, № 10, с.33−44.
  10. Н. Заметки о концерте // Бурят-Монгольская правда, 1941, 15 апреля.
  11. с. О работе композитора в национальном оперном театре (по материалам поездки в Бурят-Монголию) // Сов. Музыка, 1948, № 8. с. 395−430.
  12. Творческий отчет бурят-монгольских композиторов // Бурят-Монгольская правда, 1949, 2 апреля.
  13. Ю. Музыканты Бурят-Монголии и в Москве // Сов. Музыка, 1951, № 3, с.71−74.
  14. Маторин Н. Творческие планы бурят-монгольских композиторов // Бурят-Монгольская правда, 1952, 21 апреля.
  15. Н. О кадрах бурят-монгольских композиторов // Бурят-Монгольская правда, 1952, 5 июля.
  16. Первый республиканский смотр творчества композиторов // Бурят-Монгольская правда, 1955, 26 апреля.
  17. С., Корев Ю. На пути творческого подъема // Бурят-Монгольская правда, 1955, 6 мая.
  18. Смотр творчества композиторов Бурят-Монголии //Правда, 1955, 6 мая.
  19. Ю. Совершенствовать мастерство //Сов. Культура. 1955, 30 августа.
  20. Постоянно обогащать музыкальное искусство // Бурят-Монгольская правда, 1956, 3 марта.22.3а новый расцвет бурят-монгольской музыки // Бурят-Монгольский комсомолец.- 1956, 4 марта.
  21. Л. Конференция композиторов // Бурят-Монгольская правда, 1958, 22 февраля.
  22. Н. От хура к опере //Свет над Байкалом, 1959, № 5.-с.134−140.
  23. Большой успех //Правда, 1959, 7 декабря.26,Олзоев Б. Языком музыки- о современности // Правда Бурятии, 1962, 5 сентября27.0лзоев Б. Музыка и современность //Правда Бурятии, 1962, 31 января.
  24. . Композитор и время //Правда Бурятии, 1963, 17 марта.
  25. . Нам 40 лет!// Сов. Музыка, 1963, № 3, с.110−114.
  26. Ямпилов Б. Живая традиция // Правда Бурятии, 1963, 2 июля.
  27. . К новым успехам бурятской музыки //Правда Бурятии, 1964, 29 февраля.
  28. Выездное заседание секретариата Союза композиторов РСФСР в Бурятии // Правда Бурятии, 1964, 5 марта.
  29. Э. С великим временем соизмеряя шаг// Правда Бурятии, 1964, 8 марта.
  30. А. В музыкальной Бурятии //Муз. жизнь, 1964, м№ 6, с.26−28.
  31. О. Четверть века творческих поисков // Правда Бурятии, 1965, 27 октября.
  32. Л. Разговор о мастерстве // Правда Бурятии, 1965, 4 ноября.
  33. О. Проблемы бурятской музыки // Правда Бурятии, 1966, 1 декабря.
  34. О., Чантурия В. Над Москвой мелодии Бурятии // 1967, 2 декабря.43,Отраднова Г. Симфонический концерт //Молодежь Бурятии. 1968, 14 декабря.
  35. Г. Композиторы республики юбилею ////Сов. культура, 1970, 10 февраля.
  36. Вклад бурятских композиторов // Правда Бурятии, 1970, 15 декабря.
  37. Л. Концерт бурятской музыки // Правда Бурятии, 1972, 20 октября.
  38. О. Ступени роста // Правда Бурятии, 1973, 29 апреля.
  39. . Высоты бурятской музыки // Правда Бурятии, 1973, 29 апреля.
  40. Макарова Т. VIII пленум СК Бурятии //Сов. музыка, 1975, № 11, с.52−54.
  41. . Этого требует жизнь // Сов. музыка, 1976, № 1, с.8−10.
  42. И. Композиторы и фольклор // Сов. музыка, 1977, № 11, с.114−118.
  43. Т. Обогащать духовный мир современника // Правда Бурятии, 1977, 23 декабря.
  44. Всесибирский смотр музыки: Сибирь и Дальний Восток. Горизонты культуры// Муз. жизнь, 1978, № 22, с. 1−2.
  45. В. Встреча с Павкой // Правда Бурятии, 1978, 30 ноября.
  46. Т. Традиции и новаторство (итоги отчета в Москве композиторов Бурятии)//Правда Бурятии, 1979, 11 января.
  47. О. От премьеры к премьере //Молодежь Бурятии, 1979, 8 февраля.
  48. Т. И музыкой служить народу // Правда Бурятии, 1979, 16 февраля.
  49. Т. Композиторы Бурятии в Москве //Муз.жизнь, 1979, № 4, с. 15.
  50. О. Юбилей компаозитора //Молодежь Бурятии, 1980, 22 ноября.
  51. с. Музыка и время // Правда Бурятии, 1980, 24 декабря.
  52. Т. Первое исполнение оратории // Правда Бурятии, 1981,17 января.
  53. В. В гостях у юных музыкантов // Правда Бурятии, 1981, 22 февраля.
  54. В. О времени и о себе // Правда Бурятии, 1981, 7 марта.
  55. О. Симфонический концерт // Правда Бурятии, 1982, 23 апреля.
  56. О. Искусство подлинное, праздничное //Сов. музыка, 1983, № 11, с.132−134.
  57. Ч. Знакомьтесь: Дарима Шагдарон/ / Правда Бурятии, 1984, 28 января.
  58. Пополнился Союз композиторов // Правда Бурятии, 1984, 28 июня.
  59. . Фестиваль бурятской музыки // Правда Бурятии, 1984, 26 октября.
  60. Л. На сцене национальный балет // Правда Бурятии, 1984, 12 декабря
  61. В. Песни Родины моей // Молодежь Бурятии, 1985, 16 февраля.
  62. Кириллина 3. Покоряющие мелодии //Социалистическая Якутия, 1985, 24 мая.
  63. Д. Чтоб к штыку приравняли перо //Правда Бурятии, 1985, 9 июня.
  64. Л. Наши связи очень важны // Сов. музыка, 1985, № 10, с. 130 131.
  65. В. «Песнь поэта» // Правда Бурятии, 1985, 10 января.
  66. О. Место действия трамвай // Правда Бурятии, 1986, 19 апреля.
  67. Е. Завоевали сердца слушателей // Правда Бурятии, 1987, 16 января.
  68. О. Панорама сибирской музыки //Сов. культура, 1987, 5 марта.
  69. О. Радость открытий/ / Правда Бурятии, 1987, 10 декабря.
  70. л. негромкий разговор // Правда Бурятии, 1987, 13 декабря.
  71. Н. Кантата, оратория, миниатюра // Правда Бурятии, 1987, 18 декабря.
  72. И. Дни культуры Бурятии //Сов. музыка, 1988, № 2, с. 136.
  73. В. Белые ночи над Леной // Правда Бурятии, 1988, 12 декабря.
  74. Л., Цыбудеева Н. Не только о премьере.// Правда Бурятии, 1989, 3 января.
  75. О. Опера на школьной сцене/ / Правда Бурятии, 1989, 13 апреля.
  76. Ю. В Союзе композиторов пополнение // Правда Бурятии, 1989, 7 ноября.
  77. Г. И песни, и кантаты // Правда Бурятии, 1990, 1 апреля.
  78. Г. Два зимних вечера // Правда Бурятии, 1990, 7 декабря.
  79. В. Что же после юбилея?// Правда Бурятии, 1991, 23 января.
  80. О. И удивит нас мелодией новой // Правда Бурятии, 1991, 27 апреля.
  81. Д. Музыка Виктора Усовича // Правда Бурятии, 1991, 22 мая.
  82. Д. Новая кантата // Правда Бурятии, 1992, 16 июня.
  83. О. Дело не в творческой смелости.//Бурятия, 1991, 14 марта.
  84. О. Его музыка всегда с нами // Правда Бурятии, 1991, 17 сентября.
  85. Д. Грани таланта// Правда Бурятии, 1991, 21 ноября.
  86. О. «Светом теплым солнечным полна»// Правда Бурятии, 1992, 22 июля.
  87. Д. Исполняется впервые // Бурятия, 1993, 14 февраля.
  88. Н. Что для композитора будни, то для слушателя -праздник//Бурятия, 1993, 17 декабря.
  89. В. «Прекрасен наш Союз» // Правда Бурятии, 1994, 24 февраля.
  90. Л., Цыбудеева Н. К чему ведет жажда мелкихсамоутверждений // Правда Бурятии, 1994, 12 мая.
  91. В. Мир на его ладонях // Правда Бурятии, 1995, 17 марта
  92. Н. Слушать подано // Правда Бурятии, 1995, 31 марта.
  93. о. А музыка еще звучит.//Бурятия, 1995, 11 июля.
  94. Н. Новое сочинение Юрия Ирдвнеева подарок верующим и неверующим // Бурятия, 1995, 20 октября.
  95. А. «Чтоб каждый удивляться не отвык» // Бурятия, 1996, 30 апреля.
  96. О. Обаяние его мелодий //Бурятия, 1996, 30 июля.
  97. Н. Среди соискателей премии самые достойные //Бурятия, 1996, 26 декабря.
  98. Юб.Куницын О. Путь столетий за считанные годы //Бурятия, 1997, 11 ноября.
  99. Санжиева J1. Музыкальный мост // Правда Бурятии, 1997, 27 ноября.
  100. О. Диалог веков // Советская Сибирь, 1997, 27 ноября.
  101. JI. Тема как категория музыкального содержания // Муз. академия. 2002.-№ 1.-С. 131−139.
  102. Э. Фольклор в контексте современной культуры / Алексеев Э. -М.: Сов. композитор, 1988.-237 с.
  103. М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник. М.: Музыка, 1987. — Вып. 6.-с. 5−44.
  104. . Русская музыка XIX и начала XX века / Асафьев Б. Л.: Музыка, 1960.-213 с.
  105. Р. Переход от монодии к многоголосию в армянской музыке // Музыкальная трибуна Азии. М.: Сов. композитор, 1975. — с. 17−23.
  106. Т. Бурятская композиторская школа и музыкальное образование в республике // Аргонавты-2000. Улан-Удэ, ИПК ВСГАКИ, 2000. — С. 50−56.
  107. Ч. Национальное и интернациональное в татарской музыке // Музыка и современность. М.: Музыка, 1969. — Вып. 6.-е.142−156.
  108. В. Ладовые системы в музыке народов СССР // Беляев В. М. М.: Музыка, 1990. — С. 223−378.
  109. Л. О специфике периодов изменения системы музыкального языка (к постановке проблемы) // Эволюционные проблемы музыкального мышления. Л.: Сов. композитор, 1986. — с. 3−20.
  110. П. Монгольский певец и музыкант Ульдзуй-Лубсан-Хурчи / Берлинский П. М.: ОГИЗ-МУЗГИЗ, 1933.- 128 с.
  111. П. Перспективы музыковедческой работы и музыкального строительства в Бурятии / Берлинский П. Верхнеудинск: Бурмонгосиздат, 1931. — 16 с.
  112. Г. Советские композиторы и музыковеды. Т. 1 / Бернандт Г., Ямпольский И. М.: Сов. композитор, 1978. — 270 с.
  113. Т. Традиционные песни хоринских бурят // Краткие сообщения БКНИИ СО АН СССР. Улан-Удэ, Бурмонгиз, 1959. — Вып. 1. -С. 130−140.
  114. Ю. Французская увертюра в музыке эпохи барокко: исследование / Бочаров Ю. М.: Музыка, 1998. — 148 е.: нот.
  115. Л.В. Ангемитоника в модальных и тональных системах: на примере музыки тюркских и финно-угорских народов Поволжья и Приуралья / Бражник Л. В. Казань: ИПК КГК, 2002. — 280 е.: нот.
  116. Т. Проблемы и перспективы изучения истории национальных музыкальных культур (стран СНГ и ближнего зарубежья) // Петербургские страницы русской музыкальной культуры- СПб.: Композитор, 2001. с. 156−169.
  117. Т. Педагогический потенциал бурятского национального музыкального искусства // Вест. Бурят, ун-та. Сер. 7. Педагогика. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2002. — Вып. 8. — с. 15−26.
  118. А. К проблеме типологических параллелей в музыкальной культуре Востока и Запада / Варфа А., Рустам-заде Д., Черкасова Н. //
  119. Взаимодействие художественных культур Востока и Запада. М.: Музыка, 1998. — с.134−158.
  120. Е. Музыкальные культуры мира: культура звука в традиционных восточных цивилизациях: Ближний и Средний Восток, Южная Азия, Дальний Восток, Юго-Восточная Азия: учеб. пособие / Васильченко Е. М.: Музыка, 2001. — 408 с.
  121. Взаимообогащение музыкальных культур народов Средней Азии и Казахстана Ташкент: Изд-во им. Г. Гуляма, 1977.-237с.
  122. Вопросы татарской музыки: сб. науч. работ / под ред. Я. Гиршмана. -Казань, Изд-во КГК, 1967. 248 с.
  123. Т. Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой / Вызго Т. М.: Сов. композитор, 1970. — 320 с.
  124. Вызго-Иванова И. Симфоническое творчество композиторов Средней Азии и Казахстана (1917−1974) / Вызго-Иванова И. М., Л.: Сов. композитор, 1974.-218 с.
  125. С. Монодийная фактура как актуальная теоретическая проблема // Музыкальная культура как национальное и мировое явление. -Новосибирск, Изд-во НТК, 2002. с. 84−87.
  126. С. Профессиональная монодия в свете концепции музыкального произведения // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. Киев: Сов. композитор, 1988. — с. 43−52.
  127. С. Теоретические проблемы монодии / Галицкая С. -Ташкент: Фан, 1981.-91 с.
  128. Н. Интонационная лексика курая как способ воплощения национального в тематизме фортепианных сочинений башкирских композиторов // Художественный мир музыкального произведения. Уфа: Башкир. Кн. Изд-во, 2001. — с. 107−125.
  129. Т. Об обработках узбекского песенного фольклора // История и современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. М.: Сов. композитор, 1972.-с. 183−208.
  130. Я. Пентатоника и её развитие в татарской музыке. М.: Сов. композитор, 1960.-177 с.
  131. Г. Композитор и фольклор / Головинский Г.- М.: Музыка, 1981.-280 с.
  132. Н. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры (1920−1985) / Головнева Н- Новосибирск: Изд-во НТК, 1994.-383 с.
  133. Г. Музыкальные формы XX века / Григорьева Г. М.: Владос, 2004. — 175 с.
  134. JI. Советские композиторы и музыковеды. Т. 2 / Григорьев JL, ПлатекЯ. -М.: Сов. композитор, 1981.- с. 416.
  135. JI. Советские композиторы и музыковеды. Т. 3. Ч. 1 / Григорьев JL, Модин А., Платек Я. М.: Сов. композитор, 1989.- с. 215.
  136. JI. Книга о советской музыке / Данилевич JI. М.: Музыка, 1968.-360 с.
  137. Джани-Заде В. Об анализе национально-музыкального в советском композиторском творчестве // Современные методы исследования в музыковедении. Вып. 31- М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1977. — с.87−99.
  138. Н. Некоторые стилевые особенности русской музыки о Востоке // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 13. — JL: Музыка, 1974. — с.113−127.
  139. М.Ю. Об исторических предпосылках к формированию японской композиторской школы в культуре эпохи Мэйдзи // Теория иистория культуры в вузовском образовании. Новосибирск: ИПК НТК, 2003.-С. 122−129.
  140. Д. Бурятские народные песни. Т. 1. Песни хори-бурят / Дугаров Д.- Улан-Удэ: Изд. БКНИИ СО АН СССР, 1964, — 444 с.
  141. Д. Бурятские народные песни. Т. 2. Песни селенгинских бурят / Дугаров Д.- Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1969. 343 с.
  142. Д. Бурятские народные песни. Т. 3. Песни западных бурят / Дугаров Д. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1980. — 280 с.
  143. Д. Буряты / Дугаров Д., Куницын О. // Музыкальная культура Сибири. Новосибирск: Наука, 1997. — Т. 1., кн. 1: Традиционная культура коренных народов Сибири. — с. 366−402.
  144. Д. Музыкальная культура // Очерки истории культуры Бурятии: в 2 т. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1974. — Т. 2. — с. 233- 237.
  145. Д. Музыкальный фольклор бурят // Актуальные проблемы истории Бурятии. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1987. — с. 100−130.
  146. Д. О музыке эхирит-булагатского эпоса / Дугаров Д., Шейкин Ю. // Бурятский героический эпос Аламжи-Мэргэн. Новосибирск: Наука, 1991.-с.З8−54.
  147. Д. Свадебные песни селенгинских бурят // Бурятский фольклор. Труды Бурятского института общественных наук. Сер. Филологическая. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ, 1970. — Вып. 14.-е. 34−51.
  148. Т. 60-летие Союза композиторов Республики Бурятия: Новый взгляд // Национальная самобытность искусства на рубеже тысячелетий. Улан-Удэ: Респ. Типография, 2000. -с. 7−9.
  149. М. Восток-Запад: два типа реконструкции в контексте проблемы композитор-фольклор // Музыкальная культура как национальное и мировое явление-Новосибирск: ИПК НТК, 2002. с. 255−263.
  150. М. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства XX века / Дрожжина М. -Новосибирск: ИПК НТК, 2004. -279 с.
  151. Дулат-Алеев В. Текст национальной культуры: новоевропейская традиция в татарской музыке / Дулат-Алеев В. Казань: ИПК КГК, 1999. -277 с.
  152. История музыки народов СССР.- М.: Музыка, 1970.-Т. 1.-434 с.
  153. История музыки народов СССР.- М.: Музыка, 1970.-Т.З.-544 с.
  154. История музыки народов СССР.- М.: Музыка, 1996.-Т.6.-Кн.1.-399 с.
  155. История Сибири. Т.5.Сибирь в период завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму (1937−1965гг.).-Новосибирск: Наука, 1965.-276 с.
  156. История Сибири. Т.4. Сибирь в период строительства социализма.-Л.: Наука, 1968.-502 с.
  157. П. История культурной революции в СССР (краткий очерк)/ П. Кабанов.-М.: Изд-во полит, лит-ры, 1971.-272 с.
  158. Н. Тематизм и форма в симфонической музыке Узбекистана / Кадырова Н. Ташкент: Фан, 1989.-189 с.
  159. JI. Очерки истории марийской советской музыки.- М.: Сов. композитор, 1983.-153 с.
  160. М. Диалектика национального и общечеловеческого в художественной культуре Советского Востока / Капустин М. Ташкент: Фан, 1978.-213 с.
  161. А. Методология исследования культурных обменов в музыкальном пространстве./ Каяк А. М.: Академический проект, 2006. -256 с.
  162. С. Музыка монгольского эпоса и песен / Кондратьев С. -М.: Музыка, 1971. 246 е.: нот. ил.
  163. К. Этнографическое распространение пентатоники в Советском Союзе // Квитка К. Избранные труды: в 2 т. М.: Сов. композитор, 1973. — Т. 2. — С. 47−65.
  164. Ц. Техника композиции в музыке XX века / Когоутек Ц. -М.: Музыка, 1979.-216 с.
  165. Кон Ю. Некоторые вопросы ладового строения узбекской народной песни и ее гармонизация / Кон Ю. Ташкент: Фан, 1979.-97 с.
  166. В. Значение внеевропейских культур для музыки XX века // Музыкальный современник. М.: Сов. композитор, 1973. — Вып. 1.-С.76−92.
  167. В. Театр и симфония / Конен В. М.: Музыка, 1968.
  168. С. Музыка монгольского эпоса и песен./ Кондратьев С. -М.: Сов. композитор, 1970. 214 с.
  169. Г. Музыкальная культура якутского народа / Кривошапко Г. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1982.-183 с.
  170. О. Бурятская опера / Куницын О Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1984.- 197 с.
  171. О. Выразительные средства бурятской профессиональной музыки / Куницын О. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 1999. — 146 с.
  172. О. Композиторы Бурятской АССР / Куницын О Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1980. — 104 с.
  173. О. Проблемы национального стиля в бурятской советской музыке // Творчество композиторов Сибири. Новосибирск: Изд-во НТК, 1983.-с. 3−26.
  174. О. С. Ряузов и бурятская музыкальная культура // Вопросы музыкознания. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1971. — Вып. 2. — с. 43−54.
  175. О. Бурятская музыка // Культура Бурятии в условиях развитого социализма: (процесс взаимодействия с культурами советских народов). Новосибирск: Наука, 1983. — с. 125−133.
  176. И. Бурятская музыка: 1946−1956 гг / Куницына П., Куницын О. // История музыки народов СССР. М.: Сов. композитор, 1973. — Т. 4. — с. 399−404.
  177. О. Бурятская музыка: 1956−1967 гг. // История музыки народов СССР. -М.: Сов. композитор, 1974. Т. 5, ч. 1. — с. 477−485.
  178. О. Музыка Советской Бурятии / Куницын О. М.: Сов. композитор, 1990. — 216 с.
  179. О. Музыкальная культура Республики Бурятия // Музыкальная культура Сибири. Новосибирск: Изд-во НТК, 1997. — Т. 3, кн. 2. — с. 326−344.
  180. О. Музыка / Куницын О., Полякова О. // Русские в Бурятии: история и современность. Улан-Удэ: Соел, 2002. — с. 372−400.
  181. И. Музыка Советской Бурятии / Куницына И., Куницын О. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1968. — 111 с.
  182. О. Ладовые особенности музыкального языка бурятской народной песни // Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Изд-во НТК, 1986. — с. 111−130.
  183. О. Изучение ангемитонный пентатоники в фольклорном мелосе // Традиционный фольклор в полиэтнических странах- Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 1998.-Ч. 1.-е. 171−174.
  184. Т. К систематизации форм в музыке XX века // Музыка XX века: Моск. форум. М.: Сов. композитор, 1999. — с. 67−74.
  185. И. Мир монгольской народной песни / Кульганек И. -СПб.: ИПК СПБГУ, 2001. 224 с.
  186. В. Критические заметки по национальному вопросу./ Ленин В. Полное собрание сочинений. М.: Госполитиздат, 1961. — Т 24. — 237 с.
  187. В. Проект постановления Политбюро ЦК РКП (б) по вопросу о задачах РКП (б) в местностях, населенными восточными народами./ Ленин В. Полное собрание сочинений. М.: Госполитиздат, 1962. — Т 41. — 243 с.
  188. О. «Внеевропейское» в западной музыке 1970−1980-х годов («Медитативная музыка" — новая ориентация поставангарда) // Западное искусство, XX век: классическое наследие и современность. — М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1992. с. 31−77.
  189. В. Культурный контекст этномузыкальных систем // Музыкальная этнография Северной Азии. Новосибирск: Изд-во НТК, 1988. — с. 28−44.
  190. В. Ритмическая иерархия и система стихосложения в бурятских народных песнях / Мазепус В., Новикова О. В. // Народная культура Сибири. Омск: ИПК ОГУ, 2001. — с. 94 -100.
  191. А. Музыкальная культура Среднего Поволжья: становление профессионализма / Маклыгин А. Казань: ИПК КГУ, 2000. -311с.
  192. У. Использование европейской народной музыки в произведениях композиторов XX века // Музыкальные культуры народов: традиции и современность. М.: Сов. композитор, 1973. — с.90−98.
  193. В. О музыкальных универсалиях // Скребков С. Статьи и воспоминания. М.: Сов. композитор, 1979. — с. 202−220.
  194. Музыкальные культуры народов: традиции и современность: VII междунар. конгресс. -М.: Сов. композитор, 1973.-236 с.
  195. И. К проблеме синтеза в искусстве стран Азии // Синтез в искусстве стран Азии. -М.: Сов. композитор, 1993. с.9−23.
  196. Очерки истории культуры Бурятии. Т.1. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1972.-490 с.
  197. Очерки истории культуры Бурятии. Т.2. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1974.-647 с.
  198. Г. Композиторы Бурят-Монголии // Искусство Бурят-Монгольской АССР. M.- JL: Гос. изд-во «Искусство», 1940. — с. 49−80.
  199. М. Национальное и интернациональное в музыкальной культуре некоторых народов Советского Востока // Вопросы теории и эстетики музыки. Л.: Сов. композитор, 1972. — Вып. 11.-е. 14−33.
  200. Т. Музыкальная культура Сибири. Т.2, кн. 1 / Роменская Т. Новосибирск: Изд-во НТК, 1997.-432 с.
  201. Т. Музыкальная культура Сибири. Т. 2, кн. 2./ Роменская Т. Новосибирск: Изд-во НТК, 1997. — 510 с.
  202. В. На пути к социалистической культуре (очерк о музыкальной жизни Тувы) // Музыка Сибири и Дальнего Востока. М.: Сов. композитор, 1982. — с. 80−119.
  203. . О мелосе монгольской народной песни // Музыка народов Азии и Африки. М.: Сов. композитор, 1969. — с. 236−249.
  204. . Становление профессиональной музыки // Очерки истории культуры МНР / Смирнов Б. Улан-Удэ: Бурят.кн.издат, 1971.-е. 385−397.
  205. Союз композиторов Республики Бурятия // Информ. бюл. Союза композиторов Рос. Федерации (янв. 1999 г. июнь 2000 г.). — М.: Сов. композитор, 2000. — № 4. — с. 142−143.
  206. А. Введение в музыкальную композицию XX века / Соколов А. М.: Владос, 2004. — 231 с.
  207. С. О национальном своеобразии в советской музыке // Скребков С. Избранные статьи. -М.: Музыка, 1980.-214 с.
  208. М. О музыке Бурятии // Тараканов М. Музыкальная культура РСФСР. М.: Сов. композитор, 1987. — с. 324−326.
  209. Традиции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность. М.: Музыка, 1987.- 243 с.
  210. М. Музыка феномен взаимопонимания и диалога культур // К культуре мира — через диалог религий, диалог цивилизаций-Омск: ИПК ОГУ, 2000. — Т. 2. — с. 109−111.
  211. Н. Музыка Советской Бурятии // Искусство Бурятской АССР. Улан-Удэ: Бур.кн.изд-во, 1959. — с. 123−185.
  212. А. Древний фольклор бурят / Уланов А. Улан-Удэ: Бур.кн.изд-во, 1974. — 176 с.
  213. С. Маркиан Петрович Фролов // Композиторы Урала. -Свердловск: Изд-во СГК, 1968. с.168−172.
  214. Г. Симфоническое творчество композиторов Бурятии: диплом, работа Рукопись. / Халбаева Г. Л.: 1980.-99 с.
  215. Jl. Зарождение и развитие пентатоники в бурятской народной музыке // Национальная самобытность искусства на рубеже тысячелетий—Улан-Удэ: Республиканская типография, 2000 с. 43−47.
  216. Л. Песни хори-бурят / Халтаева Л. Улан-Удэ: Республиканская типография, 1999. — 92 с.
  217. В. Типы новаторства в музыкальном языке русских и советских композиторов среднего поколения // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.: Сов. композитор, 1982. — 161 с.
  218. Фан Динь Тан. Проблема «Восток-Запад» и Дальневосточная художественная культура / Фан Динь Тан. Киев: Изд-во Нац. академии Украины, 1998.-124 с.
  219. Г. Бурятские народные песни: Песни хонгодоров / Фролова Т. Д. Улан-Удэ: ИПК БНЦ, 2002. — 116 с.
  220. Н. Лирические песни бурят/ Шаракшинова Н. Иркутск: ИПК ИГУ, 1973.245 .Шахназарова Н. Музыка Востока и музыка Запада: типы музыкального профессионализма / Шахназарова Н. М.: Музыка, 1983. — 152 с.
  221. Н. Национальная традиция и композиторское творчество / Шахназарова Н. М.: Сов. композитор, 1992.-126 с.
  222. Н. Парадоксы советской музыкальной культуры: 30-е годы / Шахназарова Н. М.: Композитор, 2001. — 128 с.
  223. Н. Феномен традиции в западном музыкальном искусстве XX в.: (к постановке проблемы) // Западное искусство: XX век: Классическое наследие и современность. М.: Сов. композитор, 1992. — С. 530.
  224. Д. Национальные традиции и закономерности их развития // Музыкальные культуры народов. Традиции и современность. -М.: Музыка, 1973. -с.46−52.
  225. Т. Понятие «симфония». Вопросы этимологии, истории, эстетики и философии//Двенадцать этюдов о музыке. М.: Владос, 2001. — С. 157−169.
  226. Т. Драматургия в инструментальной музыке/ Чернова Т. -М.: Сов. композитор, 1984.-132 с.
  227. К. О природе и специфике полифонического мышления // Полифония. М.: Музыка, 1975. — С. 6−62.
  228. Янов-Яновская Н. Узбекская симфоническая музыка / Янов-Яновская Н. Ташкент: Изд-во им. Г. Гуляма, 1979.-215 с.
  229. Bell D. The cultural contradictions of capitalism / Bell D. N.-Y., 1976.
  230. Wallis R. The International Music Industry and Transcultural Communication, in Lull, J. Popular Music Communication / Wallis R., Malm K. -Newbury Park, 1987.
  231. P. (Recensio) // Musis and Letters. 2000. — Vol. 81, № 4. — P. 632−636. — Rec. Ad op.: Sullivan J. New world symphonies How American culture changed European music. — New Haven, 1999. — 262 p.
  232. H. Многоголосието в песенно фольклор на балканските народы. Булгарска музика. — 1966. — XVIII. — № 2.
  233. О. Про структурно-семантичний iHBapiaHT симфонш Валентина Сильвестрова // Украшське музикознавство: Муз. украшютика в контекст1 CBiTOBoi культури. / Нац. муз. акад. Украши. Кшв, 1998. — Вип. 28. -С. 164−172.
  234. Энэбиш Ж. Аман уламжлалт болон бичгийн хегжмийн харилцан шутэлцээ // Монголын соёл урлаг судлал. Улаанбаатар хот, 1999.
  235. Диссертационные исследования:
  236. Ф. Туркменская опера: (пути формирования, жанровая типология): автореф. Дис.. канд. искусствоведения / Абукова Ф — Ташкент: Изд-во им. Г. Гуляма, 1985.
  237. Д. Становление и эволюция оперного жанра в республиках Средней Азии и Казахстане: автореф. дис.. канд. искусствоведения / Адылходжаева Д. М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1989.
  238. Е. Музыкальное мышление Востока и Запада: континуальное и дискретное: автореф. дис.. д-ра искусствоведения / Алкон Е. -Владивосток: ИПК ДВГПИИ, 2002.
  239. А. Пентатоника в песенной традиции бурят : автореф. дис.. канд. искусствоведения / Асфандьярова А. Новосибирск: ИПК НТК, 2003.
  240. К. Узбекская музыкальная драма: автореф. дис.. канд. искусствоведения / Ахметова К. Ташкент: Изд-во им. Г. Гуляма, 1971.
  241. Т. Композиторская школа в музыкальной культуре Бурятии как фактор межкультурной интеграции народов России: автореф. дис.. канд. культурологии / Балханова Т. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2002.
  242. С. Формирование и функционирование тематизма в венской симфонической школе XVIII века: Композиторы «второго ранга»: автореф. дис.. канд. искусствоведения / Блинова C.B. М.: ИПК МГК, 2000.
  243. О. Взаимодействие жанров композиторского творчества в музыкальном искусстве Средней Азии и Казахстана : автореф. дис.. канд. искусствоведения / Воробьева О. Ташкент: Изд-во им. Г. Гуляма, 1987.
  244. Н. Проблема национального в музыке XX века: Чехия и Словакия: автореф. дие.. д-ра искусствоведения / Гаврилова Н. А. М.: ИПКМГК, 1996.
  245. Г. Стилевые направления в русской советской музыке 50-х-70-х годов: автореф. дис.. д-ра искусствоведения / Григорьева Г. М.: Изд-во МГК, 1985.
  246. И. Этапы развития чувашской профессиональной музыки: к проблеме становления национальной композиторской школы: автореф. дис.. канд. искусствоведения / Данилова И. М.: ИПК РАМ, 2003.
  247. У. Творчество композиторов Казахстана 1920−1980-х годов: Проблемы истории, смысла и ценности: дис.. д-ра искусствоведения / ДжумаковаУ.-М.: ИПК РАМ, 2003.
  248. Д. Песенное творчество селенгинских бурят: дис.. канд. искусствоведения / Дугаров Д.- М.: Изд-во МГК, 1969.
  249. М. Полифония в инструментальных произведениях композиторов Таджикистана: автореф. дис.. канд. искусствоведения / Дрожжина М. Л.: ЛГИТМИК, 1990.
  250. В. Музыкально-инструментальное творчество бурят как фактор художественной культуры : автореф. дис.. канд. культурологии / Китов В. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2002. — 23 с.
  251. О. Бурятский балет 1950-х первой половины 1970-х годов: к проблеме становления жанра: дис.. канд. искусствоведения / Колпецкая О. — Новосибирск: ИПК НТК, 2003.
  252. А. Полифония в музыкальном наследии узбекского народа и творчестве композиторов Узбекистана : автореф. дис.. канд. искусствоведения / Коральский, А Алма-Ата: изд-во А-АГК, 1971.
  253. Т. Региональные тенденции русского композиторского фольклоризма Сибири и Дальнего Востока (1960−1990-годы): дис.. канд. искусствоведения / Лескова Т. Новосибирск: ИПК НТК, 2004.
  254. Ло Ши-И. Симфонические жанры в контексте китайской музыкальной культуры: автореф. дис.. канд. искусствоведения / Ло Ши-И. -М.: ИПК МГК, 2000.
  255. Е.С. Эволюция мелодического стиля киргизского балета : автореф. дис.. канд. искусствоведения / Лузанова Е. С. Л.: Изд-во ЛТК, 1986.
  256. Э. Воплощение общевосточной тематики в творчестве композиторов Узбекистана: методы, эволюция: автореф. дис.. канд. искусствоведения / Мамаджанова Э. Ташкент: Изд-во им. Г. Гуляма, 1991.
  257. О. Повествовательные жанры инструментальной музыки : автореф. дис.. канд. искусствоведения. М.: Изд-во МГПИ им. Гнесиных, 1999.
  258. Ф. Полифонические формы в инструментальном творчестве композиторов Узбекистана: дис. канд. искусствоведения/Мухтарова Ф.Ш.-Ташкент: Изд-во им. Г. Гуляма, 1981.
  259. О. Кантатно-ораториальный жанр в национальных школах Восточной Европы XX века : автореф. дис.. канд. искусствоведения / Понурова О. Н. М.: Изд=во МГК, 1999.
  260. Е. Тойук и его претворение в творчестве композиторов Саха (Якутии): дис.. канд. искусствоведения / Покидько Е. Б. -Новосибирск: ИПК НТК, 2001.
  261. Рустам-заде 3. К вопросу становления новой композиторской школы Турции: автореф. дис.. канд. искусствоведения / Рустам-заде 3. М.: Изд-во МГК, 1979.
  262. Сон Син Чжун. Корейская опера: Национальная идея и мировой опыт: автореф. дис.. канд. искусствоведения / Сон Син Чжун. СПб.: ИПК СПбГК, 2000.
  263. Та Куанг Донг. Фортепианная соната и концерт в творчестве вьетнамских композиторов: автореф. дис.. канд. искусствоведения / Та Куанг Донг. М.: ИПК МГК, 2003.
  264. Р. Фольклорные основы камерно-инструментальной музыки композиторов Поволжья : автореф. дис.. канд. искусствоведения / Шарафутдинова Р. Вильнюс: ИПК ВГК, 1988.
  265. Л. Семантические процессы в музыкальной теме: автореф. дис. д-ра искусствоведения / Шаймухаметова Л. М.: ИПК МГК, 2000.
  266. Л. О взаимодействии внутренний и внешней формы в исторической эволюции музыкальной жанровости : автореф. дис.. канд. искусствоведения / Шаповалова Л. Киев: Изд-во КГК, 1984.
  267. Л. Генезис и эволюция бурдонного многоголосия в контексте космогонических представлений тюрко-монгольских народов : автореф. дис.. канд. искусствоведения / Халтаева Л. Алма-Ата, изд-во А-АГК, 1991.
  268. ЖАНРОВАЯ СТРУКТУРА СИМФОНИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КОМПОЗИТОРОВ БУРЯТИИ 1934 1969 ГГ.
  269. Композитор Сюита Поэма Увертюра Другие жанры
  270. П. М. Берлинский Миниатюра1. Р. М. Глиэр 1 1. В. И. Морошкин 1
  271. Б. Б. Ямпилов 7 4 2 Картины
  272. Д. Д. Аюшеев 5 1 2 Симфония1. М. П. Фролов 1
  273. Л. К. Книппер 1 1 Миниатюра1. С. Н. Ряузов 1 1. Б. С. Майзель 2
  274. Ж. А. Батуев 4 1 2 миниатюры
  275. Г. Д. Дадуев 1 Миниатюра
  276. С. С. Манжигеев 1 Миниатюра1. Г.-Д. .Дашипылов 1
  277. Всего: 23 7 7 6 миниатюр. Симфонические картины. Симфония.
  278. ЖАНРОВАЯ СТРУКТУРА СИМФОНИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КОМПОЗИТОРОВ БУРЯТИИ 1969 1998 ГГ.
  279. Композитор Поэмы Сюиты Увертюры Симфонии. Концерты. Миниатюры. Другие жанры.1. Д. Д. Аюшеев 1 1. Б. Б. Ямпилов 2 1
  280. Ж. А. Батуев 2 1 3 Миниатюра. Рапсодия1. Г.-Д. д. Дашипылов 1 1 1
  281. А. А. Андреев 1 Симфониетта
  282. С. С. Манжигеев 1 1 1 Миниатюра1. Г. Ж. Батуева 1
  283. Ю. И. Ирдынеев 2 2 симфонии
  284. В. А. Усович 2 1 2 концерта. Симфония Элегия. Фантазия. Симфоническая гравюра.1. Д. Д. Шагдарон 1
  285. В. Б. Юшин Симфониетта. Вариации. Фантазия.
  286. Б.-Д.Д. Дондоков 1 2 концерта. Симфонические фрагменты1. П. Н. Дамиранов 1 1
  287. Л. Н. Санжиева Балетные сцены. Миниатюра.1. Всего: 16 3 8 3 симфонии.4 концерта.3 миниатюры.2 симфониетты.2 фантазии.1. Рапсодия.1. Элегия.1. Вариации.1. Симфоническая гравюра.1. Симфоническиефрагменты.1. Балетные сцены.
  288. ПОДГОТОВКА КОМПОЗИТОРСКИХ КАДРОВ
  289. Фамилия, имя, отчество Дата рождения Год окончания муз. училища, класс преподавателя Консерватория, год окончания, класс преподавателя Год вступления в Союз композиторов
  290. Аюшеев Дандар Дампилович 17.09.1910 г.-18.10.1971. Улан-Удэ, 1935 г. П. М. Берлинский В. И. Морошкин Свердловская гос. консерватория, 1943 г. М. П. Фролов 1940 г.
  291. Ямпилов Баудоржа Базарович 15.09.1916 г.-11.05.1989 г. Улан-Удэ, 1936 г. П. М. Берлинский В. И. Морошкин Свердловская гос консерватория, 1941 г. М. П. Фролов 1940 г.
  292. Батуев Жигжит Абидуевич 12.08.1915 г.-03.07.1996 г. Улан-Удэ, 1936 г. Н. Н. Тихонов В. И. Морошкин Свердловская гос консерватория, 1947 г. Б. Д Гибалин 1940 г.
  293. Дадуев Гавриил Габанович 25.08.1941 г,-27.12.1958 г. Улан-Удэ, 1939 г. В. И. Морошкин 1950 г.
  294. Манжигеев Сергей Степанович 06.02.1935 г.-30.07.2011 г. Улан-Удэ, 1957 г. класс кларнета Свердловская гос. консерватория, 1962 г. H. М. Хлопков 1964 г.
  295. Дашипылов Гур-Дарма Дашипылович 23.12.1937 г.-10.07.1980 г. Улан-Удэ, 1964 г. Д. Д. Аюшеев Б. Б. Ямпилов Свердловская гос. консерватория, 1970 г. H. М. Пузей 1971 г.
  296. Андреев Анатолий Андреевич 10.04.1941 г,-12.03.2007 г. Улан-Удэ, 1965 г. Б. Б. Ямпилов Свердловская гос. консерватория, 1969 г. Б. Д Гибалин 1971 г.
  297. Батуева Галина Жигжитовна Улан-Удэ, 1964 г. Б. Б. Ямпилов Горьковская гос. консерватория, 1974 г. 2303.1945 г. 1972 г. А. А. Нестеров
  298. Ирдынеев Юрий Улан-Удэ, 1964 г. Новосибирская 1975 г.
  299. Цыбикжап)Ирдынеевич Б. Б. Ямпилов гос.2608.194 123.10.2009 г. Д. Д. Аюшеев консерватория, 1975 г. Г. Н. Иванов
  300. Цырендашиев Базыр Улан-Удэ, 1956 г. Новосибирская 1979 г. 1. Очирович Дирижерско- гос.1004.1936 г. хоровое отделение консерватория, 3 курса.
  301. Усович Виктор Улан-Удэ, 1970 г. Уральская гос. 1979 г.
  302. С. С. Манжигеев консерватория, 1604.1950 г. 1975 г. Б. Д Гибалин
  303. Шагдарон Дарима Москва, спец. Московская гос. 1982 г.
  304. Дашиевна Муз. школа им. консерватория, 1611.1954 г. Гнесиных, класс фортепиано, 1972 г. 1981 г. А. С. Леман
  305. Дондоков Баир Улан-Удэ, 1977 г. Уральская гос. 1989 г.
  306. Бато-Дугарович класс баяна консерватория, 2406.1958 г. 1987 г. Н. М. Пузей
  307. Юшин Вадим Улан-Удэ, 1976 г. Уральская гос. 1990 г.
  308. А. А. Андреев консерватория, 1502.1957 г. 1981 г. Б. Д Гибалин
  309. Дамиранов Пурбо Улан-Удэ, 1978 г. Уральская гос. 1992 г.
  310. Ю. И. Ирдынеев консерватория, 2005.1958 г. 1988 г. Л. И. Гуревич
  311. Санжиева Лариса Улан-Удэ, 1987 г. Новосибирская 1997 г.
  312. Б. Б.-Д. Дондоков П. Н. Дамиранов1. Л. Н. Санжиева
Заполнить форму текущей работой