Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Мудрость как духовный универсум национальных культур

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В культуре стран данного региона мудрость, несомненно, занимает далеко не последнее место и в арабо-мусульманских философских воззрениях она (мудрость) прослеживается достаточно наглядно. Однако мы сталкиваемся здесь с отдельными противоречиями. С одной стороны, мудрость понимается как «добродетель, которую доставляет душе „поклонение знанием“». С другой, не надо быть большим специалистом, чтобы… Читать ещё >

Содержание

  • В в е д е н и ес
  • Глава 1.
  • Архитектоника мудрости в социокультурном пространстве
    • 1. Понятие мудростис
    • 2. Структурная классификация мудрости в системе культурологических ценностейс
    • 3. Ранжирование субъекта мудрости по критериальным аспектамс
    • 4. Ретроспективный анализ субъекта мудростис
  • Глава 2.
  • Пространственно-временная характеристика мудрости в национальных культурах
    • 1. Концепции мудрости в культуре стран Дальнего Востокас
    • 2. Концепции мудрости в культуре стран Ближнего Востокас
    • 3. Понимание мудрости в русской культурес
    • 4. Технология развития личности в ракурсе мудростис

Мудрость как духовный универсум национальных культур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мудрость — это самая точная из наук.

Аристотель.

Актуальность исследования. Мудрость как духовный универсум культуры относится к числу наиболее актуальных проблем современной науки. Многовариативность определений и интерпретаций мудрости, имеющихся в различных философских, религиозных, мифологических концепциях, до сих пор не дает целостного концептуального восприятия ее как особого культурного явления. В силу своей многоаспектности и проникаемости во все сферы бытия, она не является ядром самостоятельного изучения, отдельной дисциплиной, как, например, философия, культурология, этика, эстетика, психология и т. д. Став своего рода «протодуховностъю» культуры, из которой впоследствии образовались отдельные сферы знания, сама мудрость при этом осталась своеобразным архетипом знания в его неразрывности с жизнью. Отсюда произросла ее духовная универсальность, категориальная многозначность и научная неоформленность.

Жизненность и значимость мудрости состоит в том, что для нее должное является сущим, а сущее — должным. Это в большей степени просматривается в восточной культуре, которая, оппонируя европейскому рационализму, сохранила ориентацию на целостное, духовное постижение действительности. Апологеты восточной мудрости выдвигают утверждение, что концептуальное (рациональное) знание мало способствует духовному совершенствованию человека. Оно дает лишь односторонние, фрагментарные сведения, с помощью которых познание мудрости невозможно, поскольку ее целостность познается с помощью духовного опыта, веры, интуиции, трансцендентнрующих методов и т. д. При восхождении к мудрости необходимо такое знание, которое можно понять сердцем, претворить в своей жизни, укоренить в своем Духовном Пути.

Мудрость, в силу этого, необходимо рассматривать не просто как одну из категорий любой национальной культуры, но как сущностное выражение истины. Ее исследование в духовно-целостном и онтологическом выражении позволяет выявить истоки и смысл совершенствования личности. Духовное преображение последней может быть осуществлено только в процессе жизнетворчества, принимающего форму личностного воплощения мудрости в бытии.

Рассмотрение мудрости как универсума культуры обнаруживает наличие огромного количества нерешенных вопросов человеческого знания. В этой связи возникает необходимость утверждения ее в качестве новой ценностной установки культуры и культурологии. Важность этого трансформируется в то, чтобы в ментальности человечества произошло укоренение мудрости, открывающей новое видение человека и мира, созидающей новый образ жизни людей по законам софиосферы. А поскольку мудрость непроизвольно выступает в качестве ядра общечеловеческой культуры, она близка всем людям Земли. Как следствие, мудрость, открытая и сохраненная совокупным развитием культур всех человеческих сообществ и времен, может стать прочным основанием софийного единения, мира и согласия народов как собратьев на планете Земля, где она выступает духовным фундаментом безопасности, благосостояния всех людей, цементирующим началом в диалоге культур народов и государств Евразийского сообщества.

Анализ мудрости, как духовного универсума, предполагает выбор исходной концептуальной идеи, позволяющей рассматривать в единой проекции все многообразие культурно-исторических форм ее выражения. В качестве исходной установки стало понимание мудрости в плане перехода идеи в бытие. В этой связи чрезвычайно значимой стала проблема исследования ее как способа личностного воплощения идеи в бытии, что позволило существенно расширить ее культурно-исторические рамки. Осмысление последних чрезвычайно актуализирует общечеловеческий опыт мудрости, вобравший в себя лучшие образцы гуманистической культуры, бессмертные духовные сокровища.

Актуальность и относительно малая изученность данного ракурса проблемы выводит исследование в ряд необходимых для глубокого изучения, что и позволило определить ее как тему диссертационной работы.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ состояния разработанности проблемы позволяет утверждать, что существует целый пласт литературы, раскрывающей проблему влияния мудрости на историко-культурное наследие прошлого. Это труды зарубежных и отечественных культурологов, философов, историков.

Осмысление мудрости в истории западной культуры отражается в целом ряде трактатов, акцентирующих свое внимание на умозрительном методе познания истины как пути к обретению мудрости. Такое умозрительно-философское понимание мудрости раскрывается исключительно с эйдетической стороны. Среди них — «Метафизика» Аристотеля, «Евтидем» и «Послезаконие» Платона, «Охота за мудростью» Кузанского Н., «Начала философии» Декарта, «О мудрости» Лейбница.

В современной западной философии выделены работы Мартена Ж., Манегегги А., Эванс-Вентца У. Э. Попытки определить духовные истоки мудрости предпринимаются в трудах Бёме Я., Свацденборга Э., Ницше Ф., Хаидеггера М., Марселя Г., Рассела Б., Витгенштейна Д., Ясперса К., Поппера и др.

В восточном преломлении мудрость обнаруживает ее глубокий эзотерический смысл. Мудрость приоткрывается здесь со стороны тайного знания в священных книгах древности: китайском Каноне Перемен (Ицзин), Гуань-Инь-Цзы, Ведах, Упанишадах, Сутрах (особенно в «Сутре о бесчисленных значениях. Всеобъемлющая мудрость»), Тибетской Книге мертвых, а также в трудах таких мудрецов, как JIao-цзы, Чжуан-цзы, Конфуций, Патанджали, Нагарджуна, Шанкара.

Современная восточная традиция мудрости, особенно полно освещенная в индийском трансцендентализме (Шри Ауробиндо Гхош, Шри Рамана Махариши, Джидцу Кришнамурти, Бхагаван Шри Раджниш) и в трудах дзенских наставников (Дайсецу Судзуки, Сэкида Кацуки, Тхить Ньят Хань), основывается на исследовании механизмов психофизической регуляции с Абсолютом, Космосом.

В прояснении ряда узловых моментов диссертационного исследования важное место занимают труды известных представителей арабо-мусульманских философских учений. Это в первую очередь «Мудрость озарения» Шихаба ад-Дин Иахйа ас-Сухраварди, «Геммы мудрости» Ибн Араба, «Успокоение разума» Хамид ад-Дина ал-Кирмани, «Сокровища отрока», фактически являющегося комментарием на «Успокоение разума» Ибрахима ал-миди.

Неоценимый вклад в данное исследование внесли ученые Казахстана, где в 1996 г. была создана Академия Мудрости. Наибольший интерес в нашей проблематике представляют работы Зорина В. И., Зариновой И. А., которые ориентированы на духовное совершенствование личности.

В истории русской культуры выделяются труды отечественных авторов, посвященные исследованию проблемы мудрости. Это работы русских религиозных философов, вошедших в Братство Св. Софии, Премудрости Божией: Соловьева В., Булгакова С., Флоренского П., Карташева С, Гр. Трубецкого, Ельчанинова А, Новгородцева П. И.,.

Вернадского Г. В., Струве П. Б., Остроухова П. А., Безобразова С., Зандер В. А., Шахматова MB., Зеньковского В., Бердяева Н. А., Франка С. А., Вышеславцева Б.П.

С позиции методологического аппарата онтологии, гносеологии, методологии мудрости изучались труды Ильенкова Э. В., Нарского И. С., Назарова В., Руткевича МН. и др.

Теоретическое разночтение предопределили основную цель, задачи, объект, предмет и логическую структуру данной работы.

Основная иель исследования заключается в изучении мудрости как духовного универсума культуры в содержательном, структурном, критериальном, модульном, эмоциональном аспектах.

В соответствии с целью были определены задачи исследования:

1. проанализировать понятие «мудрость»;

2. разработать структуру и критериальные аспекты мудрости;

3. определить критериальные модули мудрости национальных культур;

4. субъективировить носителя мудрости (мудреца) в национальных культурах;

5. прогностически определить развитие технологии личности по обретению мудрости в конкретных условиях.

Объектом исследования выступает феномен мудрости в единстве культурно-исторических форм его выражения.

Предмет исследования — модульная критериальностъ мудрости в национальных культурах.

Теоретико-методологической основой исследования выступают философско-культурологические концепции о мудрости как феномене, являющимся высшей ценностью культурыположения о значении мудрости в формировании духовной культуры человеканеобходимости внедрения основ мудрости в человеческое сознание с помощью различных технологий.

Основными методами исследования являются: контент-анализ литературыметод системного анализатипологический методсопоставительный метод.

Научная новизна исследования заключается в:

• создании понятия «мудрость» с использованием методов основанного еще в глубокой древности пифагорейского учения — нумерологии: Мудрость — это феномен, в котором органически сочетаются целостное постижение реальности, великие тайны человека и мира, в котором раскрываются секреты микрои макрокосмоса. Это единая информационно-энергетическая и психическая (ментальная) основа всего существующего, всей действительности. Мудрость растворяется во Вселенной в виде особой энергии-силы, единства, взаимопроникновения и веры всего существующего, в форме целесообразной структурности материального мира. В мудрости гармонически соединены высшая истина и благо, преклонение перед жизнью, перед красотой и тайной человека и мира. На уровне человеческой реальности суть этого определения заключается в следующем:

Мудрость является благородным «сплавом» развитого конструктивного ума, интеллекта, здравого смысла и разума, мысли и действий, слова и дела, достигаемых на основе проблемного рефлексирования и нахождения меры единства противоположностей, а также путем оптимального разрешения жизненных противоречий. Как следствие этого, в результате мудрость неизменно выступает как высшая форма постижения человека и мира, которая естественным образом включает в себя знания, достигаемые с помощью интеллекта, но ими далеко не исчерпывается, поскольку, как мы знаем, мудрость познается также с помощью духовного опыта, веры, интуиции, трансцендентирующих и др. методов, которые широко представлены в восточной культуре.

• разработке в иерархической последовательности структурной классификации мудрости с выявлением тесно связанных друг с другом форм, видов и типов мудрости, ранжируемых во временных, ситуативных, содержательных аспектах;

• выявлении критериев мудрости, позволивших представить мудрость как единицу-код культуры, с помощью которой можно охарактеризовать ее национальные модели. Эти критерии обозначены следующим образом:

I. Критерий эмпиризма (КЗ). В каждом конкретном случае данный критерий означает универсальный чувственный опыт, синтезирующий все виды познания. В более узком смысле применительно к нашему исследованию данный критерий понимается как индивидуальный внутренний многоаспектный опыт. Как правило, вследствие этого критерия проявляется следующий.

II. Критерий объективного оценивания и правильного прогнозирования хода событий (КОО и ПП). Суть данного критерия заключается в том, что на основе личного опыта и личных переживаний мудрец заранее способен предопределить исход конкретной ситуации. Именно благодаря такой способности он имеет возможность повлиять на благоприятное разрешение проблемы.

III. Критерий толерантности (КТ). В данном случае это означает следующее: терпимость, уважение к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций. Причем истинная мудрость не просто включает в себя этот критерий, без него она (мудрость) не может считаться мудростью.

IV. Умение мгновенно перестраивать план соответственно ситуациикритерий ситуативного перестраивания (КСП). В данном случае мудрость понимается как чрезвычайно гибкое свойство, способное мгновенно встроиться в существующую ситуацию, поменять планы и принять нужное именно в данный момент решение. Отсюда проистекает и ненужность планирования предшествующего, жизнь в соответствии с русским «авось», что предполагает гармоничное существование в постоянно меняющемся мире.

V. Переход идеи в бытие — критерий трансформации идеи (КТИ). В данном случае мудрость понимается в плане воплощения истины в жизни, что определяет состояние идеально преображенной жизненности и жизненно воплощенной идеальности.

VI. Умение быть решительным и твердым, верным идее, несгибаемым лидером, способным вести за собой людей — критерий умения, решительности и лидерства (КУРЛ). В данном случае мудрость и мудрец как ее носитель выступает в качестве социального лидера, несущего окружающим свет и верное понимание добра, справедливости, счастья и благоденствия, что предполагает напряженную работу по претворению идеи в практику, преодоление препятствий, лени, ситуативных позиций и др.

VII. Соответствие субъекта мудрости космическим законамкосмическая критериальность (ЮС). В данном контексте на уровне человеческой реальности это выражается в совпадении законов человеческой жизни с законами Космоса.

• определении критериальных модулей мудрости, позволяющих ранжировать ее наличие в национальных культурах:

— высший (1−7);

— средний (1−5);

— начальный (1−3);

• анализе спецификаций универсума мудрости в русской культуре в ареале национальных особенностей, где генезис протекает по трем направлениям:

— Богочеловеческое осмысление мудрости, широко раскрытое в русской религиозной философии — софиологии, где мудростьСофия распадается на две Софии: 1. Божественная;

2. Земная.

Универсально-феминистическое понимание, подчеркивающее женственный аспект мудрости и акцентирующее внимание на том, что на Руси именно женщина неизменно выступает для людей, общества, государства источником жизни. При этом женщина всегда играет едва ли не первостепенную роль в судьбе истории российского государства, проявляя свою мудрость на уровне веек без исключения сфер жизнедеятельности. Национально-русское осмысление, которое протекает по временным параметрам и где выделяются два периода:

1) период до принятия христианства, характеризующийся Гиперборейской мудростью и.

2) период после принятия христианства, который характеризует благоговейное отношение русского народа к Софии, Премудрости Божией и который представлен в народной, практической мудрости с ее содержательным фольклором.

Теоретическая значимость исследования заключается в анализе процесса включенности структурных составляющих компонентов мудрости в единый феноменв выявлении истоков формирования мудрости в культуре стран Дальнего и Ближнего Востока, России, которые лежат в основе складывающихся на них концепцийспособах и методах совершенствования культуры человека как возможности встать на путь обретения и постижения мудрости.

Практическая значимость исследования: Результаты исследования могут быть использованы в преподавании спецкурсов или тем в культурологии, философии, искусствоведении, в научно-просветительской деятельности.

Изученные технологии совершенствования личности, ведущие к обретению мудрости, могут быть использованы для индивидуального совершенствования духовного бытия.

Положения. выносимые на защиту:

1. Мудрость является высшей ценностью жизни, доминантой общечеловеческой культуры,. основой существующей реальности. Аксиологический приоритет мудрости объясняется тем, что по своей сути она есть духовный код, основание человеческой культуры. Именно отсюда проистекает ориентация на позитивные общечеловеческие ценности, на стремление осмыслить, осознать и укоренить их в повседневной жизни, преобразовать в софийное сознание и софийное бытие, что преобразуется в:

— процесс духовного совершенствования;

— организацию функционирования социально-личностного сознания, приводящего к развитию общественной жизни и прогресса.

2. Как единый целостный универсум, мудрость имеет иерархически соподчиненную структуру составляющих ее компонентов, в основе чего лежит божественная мудрость, дающая истоки основным своим формам (эзотерической, философской, народной), обрастающим соподчиненными видами (трансцендентный, политический, экономический). Это в совокупности приводит к типологизации исследуемого феномена, дифференцированного с учетом особенностей восточного, западного, российского типов ментальности, создающих свои трактования мудрости.

3. Мудрость выражает себя не в абстрактно-всеобщей, а в конкретно-личностной, экзистенциональной форме. Подобное рассмотрение позволяет трактовать ее как код культуры, имеющий выраженные критериальные модули, с помощью которых возможно охарактеризовать конкретную национальную модель, присвоив ей определенный критериальный ранг. В соответствии с этим ранжируются субъекты (носители) мудрости и определяются критериальные модули национальных культур.

4. Носители мудрости определяются в критериально-модульном аспекте, позволяющем выявить состояние соответствия социальной и индивидуальной зрелости личности, способной анализировать, прогнозировать и интуитивно-адекватно существовать в окружающем мире.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования апробированы на международных, общероссийских и межвузовских конференциях: «Интеллектуальный потенциал культурологии», Тамбов, 2003; «Державинские чтения», Тамбов, 2003 — 2004; «Проблемы экологии в современном мире», Тамбов, 2004. По теме исследования имеется 9 публикаций.

Выводы по 2-ой главе.

В представленных во второй главе диссертационного исследования первых трех параграфах раскрыты разнообразные философско-кулыурологические концепции мудрости в национальных культурах стран Дальнего и Ближнего Востока, России Довольно глубокое рассмотрение этих концепций позволило не просто провести анализ с точки зрения пространственно-временных показателей, но и сделать определенные выводы по интересующим нас параметрам.

Основу восточной мудрости представляет собой прежде всего — движение вверх, в котором человек хочет достичь сверхчеловеческого состояния, войти в мир божественной свободы. С этой точки зрения она приобретает изобилие средств, методов и рецептов совершенствования и созерцания, которые проявляются довольно часто. Дальний Восток. Анализ концепций мудрости, содержащихся в основных философских школах древнего Китая, Индии и Японии позволяет утверждать, что в основе этих концепций лежит такое осмысление мудрости, которое укоренено в сущем, что влечет за собой необходимость преображения бытия, воплощения мудрости в жизни человека.

1. В древнекитайской философии особо ярко фигурировали три различные школы: Даосизм, Конфуцианство и Не окон фу цианство. В Китае в отношении мудрости культура возведена в критериальный ранг № 2^ где не просто прослеживаются особенности тонкой «восточной мудрости», но где сам образ мудреца ценится особо. Доводы следующие. — в китайской культуре субъект мудрости соответствует всем выявленным нами в 1-ой главе исследования критериям, за исключением одного критерия, который выражен здесь довольно слабо. Речь идет о критерии трансформации идеи (КТИ).

— последний из критериев, который является итоговым, базовым критерием всех остальных — КК (Космическая критериальность) реализует себя в данной культуре в самой полной мере.

2. Продолжая рассматривать генезис мудрости в странах Дальневосточного региона, установлены концепции, содержащиеся в философско-культурологических школах Индии (Буддизм, система Чарвака, Йога и др.). Мудрость всегда понималась здесь как мудрость избавления и спасения. Эту мудрость Индия понимает как высшее благо, достигаемое усилением энергий, высшим напряжением возможностей нашего духа. Анализ индийских фил ософско-ку л ьтуроj i о л гич ее к их концепций позволяет утверждать, что в Индии субъект мудрости в точности соответствует выявленным нами критериям, что выводит индийскую культуру в разряд самых высоких в отношении интересующего нас феномена. В данном стереотипе мудреца фиксируются критерии, позволяющие вывести этот стереотип в критериальный ранг № 1. Речь идет о том наборе критериев, который необходим для субъекта мудрости в идеализированном виде. Это и критерий эпиризма (КЗ), и, как следствие, критерий объективного оценивания и правильного прогнозирования хода событий (КОО и ПП), и критерий толерантности (КТ), и все остальные критерии, представленные нами в первой главе исследования.

3. В Японской культуре особую роль в отношении мудрости занимает философское учение Дзэн-буддизма Поскольку' в нем синтезируются и китайские, и индийские философские учения, которые в отношении мудрости отвечают практически всем критериям (особенно в Индии), эту национальную модель мы также можем отнести к наиболее полной в отношении мудрости. Однако иногда чрезмерная жесткость методов достижения мудрости несколько оттесняет эту культуру от высшего критериального модуля. Это позволяет нам вывести японскую культуру в критериальный ранг № 2. Ближний Восток.

1. В странах Азии и Африки источником понимания мудрости выступает арабо-мусульманское мировоззрение. Наиболее ярко данное понимание представлено в двух мусульманских школах:

1. Ишракизм, в основе которого лежит т.н. «мудрость озарения».

2. Исмаилизм, где внимание акцентировано на раскрытии божественной сущности мудрости.

— В культуре стран данного региона мудрость, несомненно, занимает далеко не последнее место и в арабо-мусульманских философских воззрениях она (мудрость) прослеживается достаточно наглядно. Однако мы сталкиваемся здесь с отдельными противоречиями. С одной стороны, мудрость понимается как «добродетель, которую доставляет душе „поклонение знанием“». С другой, не надо быть большим специалистом, чтобы понять, что к XXI-му веку добродетелей в такой стране, как, например, Ирак, Афганистан, Чечено-Ингушетия, куда меньше, чем зла. Поскольку упускать из виду сложившуюся к настоящему моменту ситуацию на Ближнем Востоке с ее бесконечными войнами и угрозами, а главное — полное отсутствие отдельных критериев мудрости, например, критерия толерантности (КГ) и искажение критерия уверенности, решительности и лидерства (КУРЛ), когда т.н. «мудрец» несет в мир не свет, добро и благоденствие, а лишь межнациональную вражду, что явно противоречит изначальному пониманию мудрости в арабо-мусульманском мире, не представляется возможным. И если бы не этот прискорбный факт, можно было бы смело заявить, что в отношении мудрости арабо-мусульманская культура стоит на не менее высоком критериальном ранге, чем культура стран дальневосточного региона. Поэтому с учетом вышесказанного на данном этапе своего развития мы относим арабо-мусульманскую культуру к критериальному рангу № 3 (начальный).

2. В греческой культурной традиции мудрость раскрывается весьма многоаспектно. Начиная от софистического движения и первых семи мудрецов, анализ древнегреческой мудрости охватывает всю эпоху эллинизма и заканчивается ее пониманием в неоплатонизме. Что касается критериальных позиций мудрости, то греческая культура в этом отношении может быть так же, как и большинство национальных моделей, отнесена к критериальному рангу № 2. Поскольку, несмотря на весьма значимые концепции мудрости, на которые ориентировано западное мировоззрение, в целом греческая мудрость ведет нас к рациональному познанию Вселенной. А это, к сожалению, не всегда приводит к мудрому постижению действительности.

3. В еврейской культурной традиции выделяются два широких течения, по-своему представляя феномен мудрости:

1. Мудрость Ветхого Завета, в центре которой фигурируют имена наиболее значимых мудрецов иудейского мира (Моисей, Давид, Соломон).

2. Каббалистическое направление.

В еврейской культуре те черты, которые свойственны осмыслению мудрости, несомненно, выводят ее в разряд наиболее отвечающих критериальным позициям мудрости. Ведь ее непосредственный субъект соответствует 5 критериям и позволяет отнести ее к критериальному рангу № 2.

4. В русской культуре генезис мудрости развивался по двум периодам:

1) период до принятия христианства, характеризующийся Гиперборейской мудростью и.

2) период после принятия христианства, который характеризует благоговейное отношение русского народа к Софии, Премудрости Божией и который представлен в народной, практической мудрости с ее содержательным фольклором. И протекает по трем направлениям:

1. Религиозная философия (софиология), где раскрывается богочеловеческий аспект понимания мудрости.

2. Национально-русское осмысление, представленное в народной, практической мудрости с его содержательным фольклором.

3. Универсально-феминистическое понимание мудрости, ставящее в центр внимания мудрость русской женщины.

Помимо этого, мы выяснили, что русская культура может отнесена, также, как и индийская, к критериальному рангу № 1. о чем аргументированно свидетельствует предоставленный материал. Представленные пути постижения мудрости, принципы, способы, методы — это практические рекомендации, связанные с внедрением мудрости в жизнь людей. Эти рекомендации вполне умопостигаемы и доступны для обычных людей, которые в результате их разумного применения могут принести огромную пользу как отдельно взятому индивиду, так и определенным социальным группам. Вследствие этого возможен социальный прогресс.

В итоге мы видим, что во второй главе были охарактеризованы имеющиеся культурно-исторические, философско-религиозные концепции мудрости в истории мировой и отечественной культуры и решены поставленные в связи с этой целью задачи исследования. Т. е.:

1. выявлен критериальный модуль мудрости в национальных культурах;

2. субъективирован носитель мудрости (мудрец) в национальных культурах;

3. прогностически определено развитие технологии личности по обретению мудрости в конкретных условиях.

В результате диссертационного исследования мы выяснили, что мудрость имеет глобальный характер. Именно поэтому при всем многообразии различных подходов, которыми изобилует вся история философии и культуры, мы рассматриваем мудрость как единый культурологический феномен.

На основании содержания 1-ой главы — «Архитектоника мудрости в социокультурном пространстве» — можно сделать следующие основные выводы.

Анализ понятийного аспекта термина «мудрость» в основных направлениях его трактования позволил автору диссертации вывести свое определение. Мудрость следует понимать следующим образом: Мудрость — это феномен, в котором органически сочетаются целостное постижение реальности, великие тайны человека и мира, в котором раскрываются секреты микрои макрокосмоса. Это единая информационно-энергетическая и психическая (ментальная) основа всего существующего, всей действительности. Мудрость растворяется во Вселенной в виде особой энергии-силы, единства, взаимопроникновения и веры всего существующего, в форме целесообразной структурности материального мира. В мудрости гармонически соединены высшая истина и благо, преклонение перед жизнью, перед красотой и тайной человека и мира. В человеческом представлении о мудрости находят отражение глубокие корни софийносги самого бытия, космоса. Ими предстают перед нами такие качества, свойства Вселенной, как наличие в ней симметрии и гармонии, структуры и меры и др.

Раскрытие структурной классификации мудрости с иерархическим подразделением входящих в нее составляющих компонентов способствовало установлению того, что в основе всех этих компонентов лежит мудрость божественной природы. Это т.н. космическая мудрость. Соответственно, ей подчинены все формы (эзотерическая, философская, народная), виды (трансцендентный, политический, экологический) и типы (восточный, западный). В итоге становится совершенно ясно, что мудрость в той иерархии, которая была представлена, по сути является формой, или способом духовного постижения позитивных ценностных ориентаций людей, их соответствующих действий, отношений и действий. В таком значении мудрость обнаруживает себя в способности как отдельно взятого индивида, так и большой или малой социальной группы соединить противоположности, найти способы перехода их друг в друга, в умении определить меру их взаимодействия и гармонии.

Главный отличительный признак мудрости состоит в том, что она (мудрость) выражает себя не в абстрактно-всеобщей, а в конкретно-личностной, экзисгенциональной форме.

Состояние мудрости наступает у человека на ранее 60-ти лет, при достижении которых благодаря накопленному к этому возрасту как позитивного, так и негативного опыта, когда человек осмысливает свою или чужую судьбу, у него развивается способность к мудрому восприятию себя и мира, к мудрому разрешению той или иной ситуации.

Разработанные универсальные критерии различения субъекта мудрости, взаимодополняя друг друга, выстраиваются в некий алгоритм. В соответствии с этими критериями выделяются критериальные ранги мудрости (высший, средний, начальный).

Критериальный модуль мудрости позволяет ранжировать национальные культуры с учетом вышеуказанных критериев.

Исходя из вышесказанного, следует признать, что в результате работы над первой главой диссертации были разработаны структурные аспекты и критериальные позиции мудрости.

Помимо этого, были решены первые из двух поставленных задач исследования:

1. проанализировано понятие «мудрости»;

2. создана схема различения и критериальные аспекты мудрости.

В представленных во второй главе диссертационного исследования первых трех параграфах раскрыты разнообразные философско-культурологические концепции мудрости в национальных культурах стран Дальнего и Ближнего Востока, России. Довольно глубокое рассмотрение этих концепций позволило не просто провести анализ с точки зрения пространственно-временных показателей, но и сделать определенные выводы по интересующим нас параметрам.

Основу восточной мудрости представляет собой прежде всего — движение вверх, в котором человек хочет достичь сверхчеловеческого состояния, войти в мир божественной свободы. С этой точки зрения она приобретает изобилие средств, методов и рецептов совершенствования и созерцания, которые проявляются довольно часто.

Дальний Восток. Анализ концепций мудрости, содержащихся в основных философских школах древнего Китая, Индии и Японии позволяет утверждать, что в основе этих концепций лежит такое осмысление мудрости, которое укоренено в сущем, что влечет за собой необходимость преображения бытия, воплощения мудрости в жизни человека.

1. В древнекитайской философии особо ярко фигурировали три различные школы: Даосизм, Конфуцианство и Не окон фу цианство. В Китае в отношении мудрости культура возведена в критериальный ранг № 2. где не просто прослеживаются особенности тонкой «восточной мудрости», но где сам образ мудреца ценится особо.

2. Продолжая рассматривать генезис мудрости в странах Дальневосточного региона, установлены концепции, содержащиеся в философско-культурологических школах Индии (Буддизм, система Чарвака, Йога и др.). Мудрость всегда понималась здесь как мудрость избавления и спасения. Эту мудрость Индия понимает как высшее благо, достигаемое усилением энергий, высшим напряжением возможностей нашего духа. Анализ индийских философско-культурололгических концепций позволяет утверждать, что в Индии субъект мудрости в точности соответствует выявленным нами критериям, что выводит индийскую культуру в разряд самых высоких в отношении интересующего нас феномена В данном стереотипе мудреца фиксируются критерии, позволяющие вывести этот стереотип в критериальный ранг № 1.

3. В Японской культуре особую роль в отношении мудрости занимает философское учение Дзэн-буддизма Поскольку в нем синтезируются и китайские, и индийские философские учения, которые в отношении мудрости отвечают практически всем критериям (особенно в Индии), эту национальную модель мы также можем отнести к наиболее полной в отношении мудрости. Однако иногда чрезмерная жесткость методов достижения мудрости несколько оттесняет эту культуру от высшего критериального модуля. Это позволяет нам вывести японскую культуру в критериальный ранг № 2. Ближний Восток.

1. В странах Азии и Африки источником понимания мудрости выступает арабо-мусульманское мировоззрение. Наиболее ярко данное понимание представлено в двух мусульманских школах:

4. Ишракизм, в основе которого лежит т.н. «мудрость озарения». 2. Исмаилизм, где внимание акцентировано на раскрытии божественной сущности мудрости.

— В культуре стран данного региона мудрость, несомненно, занимает далеко не последнее место и в арабо-мусульманских философских воззрениях она (мудрость) прослеживается достаточно наглядно. Поэтому с учетом сложившейся обстановки в этом регионе, на данном этапе своего развития мы относим арабо-мусульманскую культуру к критериальному рангу № 3 (начальный).

2. В греческой культурной традиции мудрость раскрывается весьма многоаспектно. Начиная от софистического движения и первых семи мудрецов, генезис древнегреческой мудрости охватывает всю эпоху эллинизма и заканчивается ее пониманием в неоплатонизме. Что касается критериальных позиций мудрости, то греческая культура в этом отношении может быть так же, как и большинство национальных моделей, отнесена к критериальному рангу № 2. Поскольку, несмотря на весьма значимые концепции мудрости, на которые ориентировано западное мировоззрение, в целом греческая мудрость ведет нас к рациональному познанию Вселенной. А это, к сожалению, не всегда приводит к мудрому постижению действительности.

3. В еврейской культурной традиции выделяются два широких течения, по-своему представляя феномен мудрости:

— Мудрость Ветхого Завета, в центре которой фигурируют имена наиболее значимых мудрецов иудейского мира (Моисей, Давид, Соломон).

— Каббалистическое направление.

В еврейской культуре те черты, которые свойственны осмыслению мудрости, несомненно, выводят ее в разряд наиболее отвечающих критериальным позициям мудрости. Ведь ее непосредственный субъект соответствует 5 критериям и позволяет отнести ее к критериальному рангу № 2.

4. В русской культуре генезис мудрости развивался по двум периодам:

1) период до принятия христианства, характеризующийся Гиперборейской мудростью и.

2) период после принятия христианства, который характеризует благоговейное отношение русского народа к Софии, Премудрости Божией и который представлен в народной, практической мудрости с ее содержательным фольклором.

И протекает по трем направлениям:

A. Религиозная философия (софиология), где раскрывается богочеловеческий аспект понимания мудрости.

B. Национально-русское осмысление, представленное в народной, практической мудрости с его содержательным фольклором.

C. Универсально-феминистическое понимание мудрости, ставящее в центр внимания мудрость русской женщины.

Помимо этого, мы выяснили, что русская культура может отнесена, также, как и индийская, к критериальному рангу № 1. о чем аргументированно свидетельствует предоставленный материал. Представленные пути постижения мудрости, принципы, способы, методы — это практические рекомендации, связанные с внедрением мудрости в жизнь людей. Эти рекомендации вполне умопостигаемы и доступны для обычных людей, которые в результате их разумного применения могут принести огромную пользу как отдельно взятому индивиду, так и определенным социальным группам. Вследствие этого возможен социальный прогресс.

В итоге мы видим, что во второй главе были охарактеризованы имеющиеся культурно-исторические, философско-религиозные концепции мудрости в истории мировой и отечественной культуры и решены поставленные в связи с этой целью задачи исследования. Т. е.:

4. выявлен критериальный модуль мудрости в национальных культурах;

5. субъективирован носитель мудрости (мудрец) в национальных культурах;

6. прогностически определено развитие технологии личности по обретению мудрости в конкретных условиях.

Но что еще более немаловажно, была реализована цель диссертационного исследования, которая заключалась в изучении мудрости как духовного универсума культуры в содержательном, структурном, критериальном, модульном, эмоциональном аспектах. В содержании обеих глав -«Архитектоника мудрости в социокультурном пространстве» и «Пространственно-временная характеристика мудрости в национальных культурах» — были доказаны основные положения, выносимые на защиту. А именно:

— Проанализировав аксиологический аспект мудрости и его значимость в системе общечеловеческих и культурологических ценностей, мы пришли к выводу, что именно мудрость, а не какая-либо другая ценность является высшей из них. Именно к ней устремлены все духовные потенции и устремления человечества. Сознательно или нет, человек стремится к этой высшей ценности, в которой заключен глубокий смысл.

— Природа мудрости носит божественный характер. При этом в человеческом понимании она называется «Космическая», или «Божественная». Это основополагающая мудрость, постичь которую выпадает счастье очень немногим. Поэтому все остальные формы, виды, типы подчинены этой основополагающей мудрости.

Мы доказали, что показателем мудрости выступает возраст человека Мудрость проявляется с учетом отдельных особенностей в том возрасте, который в современном понимании называется «третий возраст». При этом был раскрыт главный отличительный признак мудрости — седины, которую мы рассматриваем в более глубинном значении, чем в традиционном ее понимании (как признак старения человеческого организма).

В истории мировой и отечественной культуры мудрость напрямую зависит от философских, религиозных, культурных, идеологических особенностей того или иного народа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Авсринцев С С. Христианский аристотелизм как внутренняя форма западной традиции и современная Россия //' Русская мысль. — Париж. 1991 г., № 3910.
  2. В.П. Русская народная сказка. — М., 1977 г., с. 12 — 67.
  3. А. К воде, что живою зовется. — Т., 2003 г., с. 11.
  4. Античное наследие в культуре Возрождения — М., 1984 г., с Л 46.
  5. Аристотель. Метафизика // Соч. в 4-х тт. — М., 1975 г.
  6. Арриан. Походы Александра. М Л., 1962 г., с 4 — 130.
  7. А.И. Славянская астрология: Звездомудрие, звездочетец, календарь, обряды. -М., 2001 г., с. З 141.
  8. А.И. Звездная мудрость в Гиперборее // Наука и религия. М., 1995 г., № 12, с. 16 — 18.
  9. В.Б. Мудрость тысячелетий. М., 2000 г., 378 с.
  10. Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М&bdquo- 1989 г., с. 254 — 255.
  11. В. Энциклопедия символов. М., 1996 г., с. З — 297.
  12. А. Древняя мудрость. -М1992 г., с. З 140.
  13. Н.А. Человек и машина. Проблема социологии и метафизики техники // Вопросы философии. М, 1989 г., № 2.
  14. Е.П. Теософский словарь. М., 2003 г., 640 с.
  15. Благоразумие мудрости / Соломон Мудрый. Экклезиаст. Песнь песней. Притчи- Эпикгет. Беседы. С., 1988 г., с.3−279.
  16. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. В русском переводе. -М., 1997, с. З-634.
  17. Н.А. Древнерусское врачевание в XI -XVI1 вв. М., 1960 г., с. 26.
  18. К. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. М., 1998 г., с. 21 — 240.
  19. Большой толковый словарь под редакцией С. А. Кузнецова. СПб. 2002 г., с. 356.
  20. Ю. Фома Аквинский. М., 1975 г., с. З — 296.
  21. В.В. Народные русские сказки. — В., 1984 г., 178 с.
  22. С. Свет Невечерний. М., 1994 г., с. 5, 186.
  23. С. Философия хозяйства. М, 1990 г., 349 с.
  24. С.Н. Первообраз и образ. Т.1. -М., 1991 г., с.24 117.
  25. Бхагавад-гита как она есть. М — Л.: Калькутта — Бомбей Нью-Дели, 1987 г., 327 с.
  26. Л.С. История религий востока М, 1983 г., с. 10−87
  27. Т. Путь к Платону. М.&bdquo- 1999 г., 267 с.
  28. Д.С. Мудрость: Система навыков дальнейшего энергоинформационного развития. Часть 1,2.- СПб., 2002 г.
  29. Л. Логико-философский трактат. М, 1958 г., с. 14 — 257
  30. В.А. Мудрость веков молодым. — К., 1987 г., с. З — 215.
  31. А. Мифы и символы. М, 1992 г., с. 58 — 191
  32. Е.Е. История русской церкви. М., 1904 г., с. 101.
  33. С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. -М, 1992 г., с. 19−98.
  34. Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. Спб., 2003 г. — 608 с.
  35. Г. Странствия Великой мечты. М., 1987 г., 370 с. 37. 1 урджиев Г. И. Встречи с замечательными людьми. — М., 2001 г., с.2 230.
  36. Гхош Ауробиндо Человеческий цикл. К, 1992 г., с. 32 — 115.
  37. Гхош Ауробиндо Сатирем Шри Аурробиндо. Л., 1989 г., с.59 114.
  38. Гхош Ауробиндо. Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. — Б., 1992 г., с. 142 -152)
  39. А.О. В мире мудрых мыслей. М., 2002 г., с. 394.
  40. В. Пословицы и поговорки русского народа. М. 1978 г., с. 11,16, 33, 56, 72.
  41. В. Толковый словарь живого русского языка. М., 1979 г., Т.2, с. 94.
  42. Г. Б. Единая галографическая информационная теория вселенной. Спб., 1996 г., с. 67.
  43. Декарт «Начала философии». Избранные произведения. -М., 1950 г.
  44. В. Звездная судьба народов России. М, 2002 г. — 296 с.
  45. В. Тайны русского народа. М, 2001 г., с. 21 — 86.
  46. Д. Двадцать шагов к мудрости. М., 2003 г., — 160 с.
  47. М.Н. Русские женщины великокняжеского времени. СПб., 1904 г., с. 36 -38.
  48. Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994 г., с.3−98.
  49. Л.Я. Пифагор и его школа. М., 1990 г., 346с.
  50. С. Обсерватории- 15 тыс. лет//Наука и религия, 2000 г., № 1, с. 56.
  51. В.И., Зарипова И. А. Мудрость любовь моя. — А., 1996 г., 197с.
  52. В.И. Стань мудрым, богатым и счастливым. А, 1998 г., 256с.
  53. в.И. Пути восхождения к мудрости. А., 1997 г., 356с.
  54. А.В. Современная западная философия: Словарь. М, 1991 г., 457 с.
  55. Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. М., 1984 г., 285 с.
  56. Э.В. Учитесь мыслить смолоду. М., 1977 г., с. 64.
  57. В.Р., Новиков А. А. В мире научной интуиции: интуиция и разум. М., 1978 г., 137 с.
  58. ИсаеваВ.И. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. М, 1994 г., с. 14.
  59. История мировой культуры. / под ред. Серебряного С. Д. М., 1998 г. с. 139 — 204.
  60. К.Г. П. А. Флоренский: личность и творчество. М, 1996 г., 256с.
  61. Кандыба В. М Ригведа. М., 1996 г. 217 с.
  62. Камни мира. Под ред. Володина В. М., 2001 г., 184с.
  63. И. Критика чистого разума И Соч. в 6-ти тт. Т. З М., 1964 г.
  64. ИМ. Предания веков. М., 1987 г., с. 134.
  65. Караулов Ю Н. Русский семантический словарь. — ML, 1982 г., 542 с.
  66. М.К. Портрет Ярослава Мудрого и его семьи в Киевской Софии М., 1986 г., 178 с.
  67. П.П. София земная и горная // Вопросы философии М., 1991 г., № 9, с.175— 189.
  68. А. О культуре мышления. — М., 1981 г., с.32 117.
  69. М.Ю. Мудрость жизни: афоризмы, изречения. М., 1988 г., 456 с.
  70. К.Х. От мифа к Логосу. М, 1972 г., с. 11 — 235.
  71. А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. — М., 2000 г., 816 с.
  72. Кибалион. Учение трех посвященных о герметической философии Древнего Египта и Греции. М., 1993 г., 357 с.
  73. Книга Гермеса. Австралия, 1985 г., 252 с.
  74. Е.М., Курдюмов С. П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. 1994 г., № 2.
  75. Конрад Н И. Запад и Восток. М&bdquo- 1966 г., с 12 — 95.
  76. .Р. эзотерический словарь. Т, 1,2. М.- Р., 1993 г.
  77. А. Народная Русь. СПб., 1994 г., с. 98.
  78. Н.Н. Русская народная словесность. М, 1994 г., с. 24, 81,129.
  79. Д. Образование и смысл жизни. М., 2003 г. 192 с.
  80. ОФ. Чаша Гермеса: гуманистическая мысль эпохи возрождения и герметическая традиция. М, 1996 г., с. 12 — 231.
  81. Н. Сочинения в 2-х тт. под ред. Соколова В. В. М., 1980 г.
  82. В.А. Любовь к мудрости // Вестник МГУ, серия 7. М., 1998 г., № 3, с. З -16.
  83. Лао-Цзы. Дао дэ дзнн- Конфуций. Лунь сей- Мо цзы- Сюнь-цзы- Хань Фэй. С., 1998 г.
  84. В. Тайны психики без тайн. М., 1977 г., 215 с.
  85. Лейбниц Сочинения в 5-ти тт. М., 1916 г.
  86. Д. Заметки о русском. М., 1981 г., с. З — 87.
  87. И. Искатели премудрости. М, 1994 г., 117 с.
  88. А.Ф. В. Соловьев и его время. М., 1999 г., 254 с.
  89. А.Ф. История античной эстетики. Кн.2. М., 1999 г., 381 с.
  90. Ю.М. Избранные статьи в 3 тт. Т., 1991 г.
  91. Лютин, А Народные наследия о приметах погоды. Календарь. С., 1993 г., 346 с.
  92. К. О природе вещей. М., 1958 г., 380 с.
  93. Л. Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Западе. М, 1986 г., с. 229.
  94. Манегетти, А Мудрец и искусство жизни. М, 2001 г., с 10 — 36.
  95. . Знание и мудрость. 1999 г., с. З — 217.
  96. Г. К трагической мудрости // Самосознание европейской культуры XX в. -М&bdquo- 1991 г., с. 366.
  97. Маслоу, А Дальние пределы психики. СПб., 1997 г., с. 430.
  98. Махабхарата. Книга третья. Лесная (Араньякапарва). М. 1987 г., с. 134 — 286.
  99. Махабхарата. Рамаяна. М, 1974 г., 543 с.
  100. А. А. Древнерусские надписи новгородского Софийского собора XI XIV вв. — М, 1978 г., 214 с.
  101. Мид Дж.Р. С. Трижды Величайший Гермес. М, 2000 г., с. З 124.
  102. В.А. Звездный путь: энциклопедия мудрости. 1993 г., с. З — 85.
  103. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1,2. М., 2000 г.
  104. К. Звезды мудрого Бируни. м., 1963 г., с. 26 — 28.
  105. Молчанов В. Н Феноменология // Современная западная философия: Словарь. -М., 1991 г., 348 с.
  106. М. Опыты. Кн. 1,2,3. СПб., 1998 г.
  107. Мудрое слово: мысли, советы, изречения, крылатые выражения / сост. Стрельченко М. С. -М., 1995 г.-144 с.
  108. Мудрое слово Древней Руси (X1 XV11 вв.) / сост. Колесова В. В. — 1989 г., 246 с.
  109. Мудрость веков: Древняя восточная медицина / перевод, вступ. ст. Капрановой В. -М, 1992 г., 316 с.
  110. Мудрость здоровой жизни / сост. Куприянов В В., с. 23 — 95.
  111. В.Н. Феноменология мудрости: образы мудреца в истории культуры. Т., 1993 г., 356 с.
  112. Народная мудрость: Энциклопедия / сост. Воскобойников СПб., 1997 г., 347с.
  113. Н аре кий И. С. Диалектические противоречия и логика познания. М., 1969 г, 234с.
  114. И. С. Философия Б. Рассела. М., 1982 г., с. З — 89.
  115. А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь М., 1991 г., 57 с.
  116. В. Безумная мудрость. СПб., 2000 г., 288 с.
  117. Ф. Соч. «Злая мудрость». Т.1. М., 1990 г., с. 767.
  118. Новая философская энциклопедия. Т.2. М, 2001 г., с. 618.
  119. А. Изумрудная скрижаль Гермеса. М., 2003 г., 438 с.
  120. Платон. Сочинения: в 3-х тт. — М — 1971 г.
  121. Р. Любовь к мудрости М., 1992 г., 235 с.
  122. В.Я. Морфология сказки. М., 1965 г., 270 с.
  123. Прутков Козьма. Сочинения Козьмы Пруткова. — М, 1987 г., 335 с.
  124. Пуш карева НЛ. Женщины Древней Руси. М, 1989 г., 384 с.
  125. Радуги" А. А. Философия. М., 2001 г., с. 253 — 260.
  126. Ю.А. Сокровища античной и библейской мудрости. -М., 2001 г., 438 с.
  127. Л. Мудрость древних. М., 2003 г., 173 с.
  128. . Мудрость Запада. М., 1998 г., 267 с.
  129. . Человеческое познание. Его сфера и границы. М., 1957 г., 390 с.
  130. О.В. Культурология. Теория культуры. Т., 2002 г., с. 296.
  131. Российская цивилизация / под ред. Мчделова. — М, 2001 г., 545 с.
  132. Рыбаков Б. А Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963 г., с. 104 -106.
  133. В.П. Словарь культуры XX века. -М., 1997 г. 384 с.
  134. М.Н. Диалектика и логика познания. — М., 1969 г., с. З — 117.
  135. С вами Вишну-девананда. Полная иллюстрированная книга Йоги. М., 1990 г., с.8−9.
  136. И.С. Человек и мир в восприятии греков эллинистического времени // Эллинизм: восток и запад. — М., 1992 г., с. 201 — 213.
  137. Святые и чудотворцы / Сост. Останин С. П. М., 2004 г.- 184 с.
  138. Семаева И И. Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX в. -М.&bdquo- 1993 г., 475 с.
  139. М.Л. Гермес внук Атланта. СПб., 1998 г., 379 с.
  140. Соколов В В. Средневековая философия: Учебное пособие для студентов и аспирантов философских факультетов. М., 1991 г., 254 с.
  141. В. Россия и вселенская церковь. М., 1991 г., 316 с.
  142. B.C. Сочинения. Философские начала цельного знания.Т.2. М., 1988 г., с. 178- 195.
  143. Д. Герметизм. Его происхождение и основные учения (Сокровенная философия египтян). СПб., 1914 г., 390 с.
  144. А. Календарь русской природы. -М., 1970 г., с.17- 94.
  145. Струве НА Братство Святой Софии. М., 2000 г., с. 115- 143.
  146. Д. Основы Дзэн-буддизма. Б., 1993 г., с. 38.
  147. Сутра о Бесчисленных значениях. М, 1998 г, с. 105 236.
  148. .Г. Арктическая родина в Ведах. — М, 2001 г., 528 с.
  149. Тихонов АН Словообразующий словарь русского языка.Т. IМ, 1985 г., с. 37 -56.
  150. Е.Н. Свет Фаворский и преображение ума. // Вопросы философии. -М., 19 989 г., № 12.
  151. ТураевБ.А История Древнего Востока. Tl.-М., 1997 г., с. 229.
  152. Ю.А. О формах постижения бытия // Вопросы философии. М., 1993 г., № 4.
  153. П.Д. В поисках чудесного. М., 2000 г., с. 528 с.
  154. Успенский П.Д. Tertium organum: Ключ к загадкам мира. -М., 2000 г., 432 с.
  155. Учен, записи ЛГУ. № 160. Серия Исторические науки. Вып20,1954 г., с. 143 180.
  156. Фараджев K B Русская религиозная философия. М, 2002 г., 385 с.
  157. М. Этимологический словарь русского языка. М., 1986 г., с. 98.
  158. Философский словарь под ред. Фролова И Л. М, 2001 г., с. 137.
  159. Философский энциклопедический словарь под ред. Е. Ф. Губского. М., 2002 г., с. 221,279.
  160. Фирдоуси Шах-наме. Т.24 М&bdquo- 1972 г., с. 21.
  161. П. Столп и утверждение истины. М, 1978 г., с. 37.
  162. П. У водоразделов мысли. М., 1991 г., 395 с.
  163. Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. М., 1993 г., с. 13.82.
  164. Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. -М., 1999 г., 656 с.
  165. Холл Менли П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, кабаллистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1992. С .580.
  166. С. С. Мировоззрение П. Флоренского. -1999 г., 327 с.
  167. Дж., Миллард Э. Ранние цивилизации. М, 1995 г., с. 11 315.
  168. В. Зимний период русского земледельческого календаря. М., 1957 г., с. 58.
  169. В.А. Мудрые мысли о здоровье. СПб., 1998 г., с. 1 — 27.
  170. Ф., Пуассон А., Блаватская Е. П. Теории и символы алхимиков. — М., 1995 г., с. 89.
  171. А. Благоговеение перед жизнью. М, 1992 г., с. 23 — 56.
  172. В.А. Историческая психология. Р/н/Д., 1994 г., с. 114.
  173. В.К. Первые философы Индии. — М., 1997 г., с. 36 -215.
  174. Р. Путь к посвящению. М., 1991 г., с. 23 — 68.
  175. В. Европа и душа Востока. — М. 1997 г., с. 58.
  176. О. Исцеляющие мудры. СПб., 2002 г. -192 с.
  177. Э. Великие Посвященные. — К., 1914 г., с. 56.
  178. Эванс-Вентц У. Э. Великий йог Тибета Миларепа. М, 2001 г., с. 127.
  179. Эванс-Вентц У. Э. Тибетская йога и тайные учения. — М., 2001 г., с. 38, с. 242.
  180. Эванс-Вентц У. Й. Тибетская книга мертвых. М., 2001 г., с, 236 —259.
  181. Энциклопедия ума, или Словарь избранных мыслей всех народов и всех веков. -М., 1998 г., с. 49.
  182. Э. Детство и общество. — Спб., 2000 г. — 416 с.
  183. Юнг К Г. Архетип и символ. М., 1991 г., с. 25 — 130.
  184. Юнг К Г. Душа и миф: Шесть архетипов. М., 1991 г., с. 3 — 73 .
  185. Величественный пантеистический идеал, который из неизвестной и непознаваемой Сущности превращается сначала в субъективную, затем в объективную материю, находятся в основе всех этих триад и троиц. Так, в философском северном буддизме мы находим:
  186. Ад и-Будду (Предвечный Вселенский Разум)-2. дхиани-будд (бодхисаттв)-3. мануши (человеческих) будд.
  187. Халдейский источник Изумрудной Скрижали
  188. Секретные работы Хирама едины в сущности, но тройственны в аспектах.
  189. Отдели эту духовную землю от плотного или грубого состояния посредством медленного огня, действуй с большой осторожностью.
  190. Бурно восходит от земли к небесам, и нисходит назад, и восходит снова новорожденный на земле, и высшие и низшие увеличиваются в силе.
  191. Через это ты разделишь благо всего мира.1. И отлетит от тебя мрак.
  192. Использование). Это усиление всех сил.
  193. С тобой я буду способен преодолеть все вещи и превратить все тонкое и все грубое.
  194. Вот так был сотворен мир, но знания, как следовать по этому пути, скрыты, по этой причине я называю Хирама TELAT MECHASOT, Единым в сущности, но тройственным в аспектах. В этой троице скрыта мудрость всего мира.
  195. Здесь приходит конец тому, что я назвал воздействием Солнца. Конец. всего 10 пунктов)1. Изумрудная скрижаль.
  196. Истинно — без всякой лжи, достоверно и в высшей степени истинно.
  197. То, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху- то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи (т.е. философского камня).
  198. Солнце ее отец- Луна ее мать, ветер носит ее в своем чреве- земля ее кормилица. Вещь эта — отец всяческого совершенства во всей вселенной. Сила ее остается цельной (т.е. неизрасходованной), когда она превращается в землю.
  199. Эта сила есть сила всяческой силы, ибо она победит всякую самую утонченную вещь и проникает собою всякую твердую вещь.7. Так был сотворен мир.
  200. Отсюда возникнут удивительные приспособления, способ которых таков (т.е. таков, как изложено выше).
  201. Поэтому я был назван Гермесом Триждывеличаишим, т.к. я обладаю познанием трех частей вселенской философии.
  202. Полно то, что я сказал о работе произведения Солнца (т.е. алхимического золота) (или: полно то, что я сказал о действии Солнца)*.всего 10 пунктов)
  203. Из «Книги Гермеса». Австралия, 1985.
  204. Изумрудная Скрижаль Гермеса (цитируется по Фрику)
  205. Это правда, правда, нет никаких сомнений!
  206. Возьми землю от огня, тонкое от грубого, будь искусен и осторожен. И таится в нем сила самого высшего и самого низшего. И станешь ты повелителем Высшего и Низшего.
  207. Несешь ты силу всех сил, и сможешь одолеть любую трудность и сможешь проникнуть в суть всех вещей.
  208. Как возникает большой мир, так возникает и малый мир, и это моя слава. Так возникает малый мир, и так учат все ученые. И поэтому я — Гермес трижды мудрый*, (всего 11 пунктов)
  209. В., Дюмоу И., Головин С. Энциклопедия символов. М., 1995.
  210. Протоколы семинаров отца С. Булгакова о Софии, Премудрости Еожией". записаны В.А. Зандером).22.е октября 1928 г. 1.ый Семинар
  211. Общим обюр курса по изучению вопроса о св. Софии Премудрости Божией
  212. Анализ библейских текстов о Премудрости Божией (притчи Нова), из которых следуют вопросы:
  213. Есть ли Премудрость «свойство» Божие или «сущность"''
  214. Постановка вопроса о Софии у Якова Бёме и его учеников.
  215. Английский масон XVIИ в. Пордидж, «Божественная метафизика», изданная по-русски в начале XIX в.
  216. Популяризация идеи Бёме у Баадера и у Кляссера .
  217. Современные русские философы-
  218. Влад. Соловьев «О Богочеловечестве» и «Россия и Вселенская Церковь».
  219. Отец павел Флоренский «Столп и утверждение истины»
  220. Отец Сергий Булгаков «Свет Невечерний» (вопрос о Софии в мире)
  221. Изучение Софиологин поставит ряд вопросов:
  222. О познании Бога. Откровение Бога в твари. Учение Дионисия Ареопагита об именах и непознаваемости Бога (что может и что не может быть познано).
  223. Учение о сущности Божией и об энергиях ее у Григория Паламы.
  224. Учение о Святой Троице. Отношение Софии к Св. Троице.
  225. Различия между богословием о. Сергия Булгакова, Влад. Соловьева и о. Павла Флоренского и прежнее богословие о. Сергия в «Свете Невечернем». Статьи о. Сергия «Ипостась и Ипостасность» и о «Св, Троице"3. София и мир.
  226. Миротворение. София тарная. Влад. Соловьев и о. П. Флоренский.4. София и человек.
  227. О творении человека. Есть ли человек тварная София?
  228. Софиология в учении о церкви.
  229. О природе и сущности церкви Церковь как один из аспектов Софии в творении. Мариология. Иоаннология. Ангелологня.
  230. Церковь как Богоматерь. Иоанн Предтеча как высший человек в церкви. Ангелы.6. Софиология и Христология.
  231. Учение о Боговошкяцении в связи с Софиологней 7. Отношение Софии к вопросу о духе святом. Вопрос о благодати.
  232. София и догмат иконопочитания. VI 1-ый Вселенский Собор.9. Эсхатология.
  233. Перспектива в сторону вопроса о конце мира.1. Практические вопросы.
  234. София н человек в мире. О связи Софии с нашей жизнью и отношение ее к разным сторонамчеловеческого творчества. Тварность человеческого ума и духа.
  235. Софийносгь в философии и науке.
  236. Софийносгь в художественном творчестве3. София и духовная жизнь.29 октября 1928 г. 2.ой Семинар
  237. Есть лн Премудрость сущность или свойство Божие?
  238. Обратимся сначала к тому, чго говорится о Премудрости в книге Притч. Книга Притч, по общему характеру, есть сборник сентенций, поговорок, и большая часть ее нос кг характер нравственных пожеланий.
  239. Не премудрость ли взывает и не разум ли возвышает голос своп? Она становится на возвышенных местах при дороге, при распутьях. Она взывает у ворог при нходе в город, при входе в двери».
  240. Итак, вчитываясь в первые стихи 8-ой главы, мы видим, что речь Премудрости развивается в духе других речей:
  241. По КТО эта личность? В вопросе этом мы подходим ко 2-ой нами поставленной проблеме
  242. Поскольку Премудрость Божмя имеет характер сущностный, то к какому лицу Пресвятой Троицы она относится?
  243. Стих 3-ый. «Тогда я была при Нем художницей и была радостью всякий день».
  244. Что такое Премудрость как «начало»?
  245. Что такое Премудрость как лицо?
  246. Что такое Премудрость как «начало» в Боге?
  247. Здесь в беседу вступает Иван Аркадьевич Лаговскяй.
  248. Он говорит: «Скабалланович понимал этот текст как результат еврейского мышления, подчеркивающего одну и ту же нпостасную Премудросгь действующую в одном месте через Бога, в другом через человека.
  249. Отец Сергий продолжает беседу.
  250. В книге «Иова» мы встречает тоже довольно неожиданную речь Иова в главе 28-ой, стих 12-ый: «Где Премудрость обретается?» и 20-ый сгих «Откуда же происходит Премудрость*?».
  251. Понятие Премудрости в Новом Завете
  252. У евангелиста Луки глава 11-ая, стих 49-ый: «Потому и Премудрость Божия сказала: «пошлю им пророков и Апостолов.». Параллельный этому текст находим у евангелиста Матфея — глава 23, стих 34-ый. Это два разночтения одного и того же
  253. Икона Премудрости новгородского извода изображает огненного ангела, и это показывает, что под Премудростию разумелось не только свойство, но существо, отличное от Богоматери и Христа, но близкое им, и также непосредственно близкое Святой Троице.
  254. Другой извод, киевский, изображает храм о семи столбах, внутри которого стоит Божия Матерь, имеющая Предвечного Младенца в лоне Своем.
  255. На некоторых иконах нимб вокруг огненного ангела имеет начертание О-ОН сущий, сближающее Софию с Христом.
  256. Таково умозрение в красках, заключенное в иконах.
  257. Премудрость Божия в ли i у pi нке.
  258. Какая была служба Софии? В Византии неизвестно В Роснн служба сохранилась в рукописном виде. Когда она составлена и когда возникла — неизвестно. Это такая же тайна, как тайна Мельхиседека, и от кровению этой тайны можно внимать как Слову Божию.
  259. Песнь 7-ая Премудрость в практическим смысле, а потом следует и Богородничный, и Хрисгологический элементы. В 8-ой главе Богоматерь воспевается как скиния, богом учиненная и софия нареченная.
  260. В 9-ой песне вспоминается эпизод устройства храма в честь Премудрости Божией (явление императору Юстиниану огненного ангела).
  261. Далее идет стих: «Единородный Сыне и Слове Божий храм себе созда в пречестнем чреве Девы Марии: еже есть девственных душа».
  262. Имеются еще два тропаря на 1-ый и 4-ый гласы, 1-ый тропарь: «На престоле огнезрачном седяй», и величание, относящееся ко Христу. 2-ой тропарь относится к Божией Матери. И еще один хрисгологический тропарь 8-го гласа н величание.
  263. Величаем тя, Триипостасиая Премудросте и Слове Отчее, и почитаем вси спасительное Твое о нас смотрение»
  264. Из этих последних слов можно заключить, что Премудрости Божией мы можем молиться, как мы молимся Честному Кресту, так как сила крестная есть сила софийная.26 ноября 1928 г. 6.ой Семинар Святоотеческие истолкования Премудрости Божией
  265. В сочинениях св. Иренея Лиионского тоже есть кроткое упоминание о Премудрости: «всегда Ему (Богу) присущее слово и Премудрость (Духу Св.)».
  266. Св. Григорий Богослов тоже говорит об этом: «Прежде чем был сотворен мир. Бог созерцал свою неизреченную доброту и образ мира, который был сделан потом, но для Бога был и для создания действителен».
  267. Блаженный Августин говорит: «Премудрость от премудрости, сущность — из сущности. Дух есть Свет и Сын есть Свет, и Отец есть свет. Премудрость — Дух, Премудрость — Сын, Премудрост ь — Отец. Не три Премудрости, а одна Премудрость»
  268. Св. Дионисий Ареопагит говорит о первообразах в своем богословии.
  269. Св. Максим Исповедник называет первообразы существенным в Боге и говорит, что мера и сила Божия есть София.
  270. Св. Иоанн Дамаскин высказывает мысль о предопределении в Боге. Образы и планы суть предопределения земного бытия. План мира лежит в предвечном совете прежде веков.
  271. У других свв. Отцов также говорится о том, что Бог раньше творения имея его первообразы, его идеи, но больше ни у кого нет обращения к Притчам, к Премудрости Соломона и др.
  272. Восьмой семинар о. Сергия о Софии был посвящен докладу Владимира Николаевича Ильина.
  273. Стимулом моего доклада является мой интерес к натурфилософской проблеме, которая включает в себя учение о Софии.
  274. Учение о Софии вытекает из двух источников L) древней православной архитектуры и 2) иконографии, в которых прославляется одно имя, но, вместе с тем, и несколько ликов Ее: огненного Ангела, Церкви и
  275. Божией Матери, которые вместе составляют многообразие Премудрости Божией, апории тварной и премирной
  276. Кроме археологических и иконографических оснований, имеются и психологические: в понятии небесного Иерусалима, вечной женственности, красоты и т. д.
  277. Проблема Софии есть также особое переживание в русской философии, но формулировки ее уже касаются догматов. В настоящее время это лишь стимулируется, а в будущем явится богословским проектом.
  278. Номинализм митр. Антония (Храповицкого) далек от разрешения этой проблемы.
  279. Софийное мировоззрение не есть эзотеризм, а благодатная срединность, благодатное единство. Все дробные системы асофийны.
  280. Что такое София Предвечная в Боге и у Бога?
  281. Как можно найти конкретность Софии? Ответ мы находим в откровении: «Радость моя в сынах человеческих». Премудросгь есть предвечное человечество в боге. Христос есть небесный человек, Второй Адам и человечество человека, поэтому соотносительно небесному.
  282. София Премудрость Божия есть откровение жизни триединого Бога, явленная природа Божества и, в атом смысле, Слава Божия.
  283. София принадлежит всей св. Троице как самооткровение Божества.
  284. София не имеет собственного ипосгасного бытия, но нпосгазнруетса в каждой из Божественных Ипостасей.
  285. Как Божественная жизнь «in aktu», София есть энергия, раскрывающая божественную уссию или сущность Божню, и проявляется в мире как сокрытая и открывшаяся глубина Божественной жизни, Ее сила и идея.
  286. София, энергия есть Бог, но не в смысле подлежащего, а сказуемого (не о Теос, а Теос по-греч).
  287. Бог творит мир Премудростию или в Премудрости.
  288. В послании к Ефесеянам 1, 17 ал. Павел говорит им, что молится, «чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал (им) Духа Премудрости и откровение к познанию Его».
  289. В 3-ей молитве перед Причастием Симеона Метафраста читаем: «Преславным твоим вознесением плотское обожив восприятие и сие десным Отца селением почтый.»
Заполнить форму текущей работой