Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Структура композиционного мышления в творчестве архитектора Г.А. Голубева

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рациональному типу присущи такие качества композиционного мышления как: эволюционность, профессионализм, элитарность, органичность, гармоничность, толерантность, необходимость, объективность, сдержанность, спокойствие, уравновешенность, медленность, отсутствие усилий, создание правил. Эти качества мышления обусловливают следующие композиционные принципы и приемы: органичность, гармоничность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ АРХИТЕКТОРА Г. А.ГОЛУБЕВА
    • 1. 1. Истоки профессионального сознания
    • 1. 2. Среда обучения и развития
    • 1. 3. Формирование профессионализма
    • 1. 4. Г. А.Голубев и В.А.Щуко
    • 1. 5. Г. А.Голубев и А. Палладио
    • 1. 6. Выводы первой главы
  • Глава 2. ТРАКТОВКА Г. А.ГОЛУБЕВЫМ СТРУКТУРЫ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ
    • 2. 1. Рациональный и чувственный типы композиционного мышления
    • 2. 2. Структура композиционного мышления А. Палладио
    • 2. 3. А.Палладио и Микеланджело как представители разных типов композиционного мышления
    • 2. 4. Выводы второй главы
  • Глава 3. СТРУКТУРА КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ Г. А.ГОЛУБЕВА
    • 3. 1. Рациональный тип композиционного мышления в архитектуре России первой половины XX века
    • 3. 2. Г. А. Голубев о своей композиционной концепции
    • 3. 3. Программные проекты Г. А. Голубева как выражение структуры его композиционного мышления
      • 3. 3. 1. Проект почты
      • 3. 3. 2. Проект Института физиотерапии и профзаболеваний
      • 3. 3. 3. Дома специалистов
      • 3. 3. 4. Реконструкция Горсовета
      • 3. 3. 5. Клуб завода «Огнеупор»
    • 3. 4. Выводы третьей главы

Структура композиционного мышления в творчестве архитектора Г.А. Голубева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется необходимостью восполнения пробелов в. знании закономерностей развития профессионального сознания и композиционного мышления в архитектурном творчестве. Развитие композиционного мышления и его проявления в различных условиях и разных регионах имеет свою специфику. Выявление этой специфики способствует более полному освещению неизученных страниц архитектурного процесса на примере развития отечественной региональной архитектуры.

На Урале, особенно в первом из его центров — Свердловске-Екатеринбурге архитектурные процессы в прошлом (XX) веке шли интенсивно. В связи с этим представляют интерес изучение связи общих процессов с творчеством отдельных мастеров. Одним из видных зодчих г. Свердловска был Г. А. Голубев (1883−1949).

Изучение закономерностей композиционного мышления на примере его творчества позволяет получить новые знания творческого процесса с учетом роли личности творца и влияния на него среды: семьи, столичной и провинциальной атмосферы, творчества мастеров, социально-политических условий и идеологии.

Будучи главным архитектором Свердловска он принимал участие в разработке генплана «Большой Свердловск». Проекты Г. А. Голубева многократно опубликованы в нашей стране, два из них включены во всемирный каталог «The Modern Movement in Architecture"1. Г. А. Голубев был другом и учеником академика архитектуры В. А. Щуко, совместно с ним спроектировал ряд знаковых для неоклассики и новой архитектуры объектов. Он всю жизнь кропотливо и тщательно изучал историю архитектуры,.

1 The Modern Movement in Architecture: Selections from the DOCOMOMO Registers / Dennis Sharp and Catherine Cooke editors. — Rotterdam: 010 Publishers, 2000. особенно творчество А. Палладио и Микеланджело. Г. А. Голубев предпринимал шаги по изложению своего видения архитектуры на уровне Академии архитектуры СССР. Так, например, им в 1947 году был прочитан доклад «Творчество Палладио и античное наследство в его произведениях» в Институте истории и теории архитектуры.

Творчество Г. А. Голубева пришлось на очень трудное для нашей страны время, включавшее годы войны, революции, разрухи, засилья коммунистической идеологии, сталинской диктатуры и репрессий, когда никто не мог чувствовать себя спокойно.

Изучение взглядов Г. А. Голубева на структуру композиционного мышления способствует пониманию логики формирования творческой концепции архитектора. Это обогащает наши сведения о структуре и динамике композиционного мышления. Кроме того, эти знания, а также понимание особенностей становления композиционного мышления Георгия Александровича и времени, в которое он работал, способствуют изучению вопросов преемственности и закономерностей формирования архитектуры Свердловска.

Исследование этих вопросов дополняет общую картину развития профессионального сознания и мышления архитекторов в России первой половины XX века, помогает лучше понять те процессы, которые происходили в российской архитектуре того времени, а также расширяет представления о характере постановки теоретических композиционных проблем архитекторами «живой классики» и об уровне композиционной подготовки свердловских архитекторов периода новой архитектуры и советской неоклассики.

Итак, актуальность исследования обусловливается тем, что Г. А. Голубев — интересный, глубокий, вдумчивый мастер, чье творчество отражало характер профессионального архитектурного мышления «живой классики», представители которой во многом определили архитектуру России первой половины XX века.

Понять атмосферу, в которой происходило становление таланта Голубева, помогли воспоминания А.П. Остроумовой-Лебедевой, А. А. Рылова, исследования С. А. Кауфман, С.О. Хан-Магомедова.

Творчество Палладио, оказавшее большое влияние на Голубева, рассмотрено в работах Д. Е. Аркина, И. А. Бартенева, Н. И. Брунова, В. Н. Гращенкова, О. И. Гурьева, И. В. Жолтовского, В. И. Локтева, П. П. Муратова.

Психоаналитический метод, применявшийся для установления закономерностей формирования основ мышления Голубева, описан в работах 3. Фрейда, К. Г. Юнга, Э. Фромма. Вопросам композиционного мышления посвящены исследования А. В. Иконникова, В. И. Локтева, Норберг-Шульца, Н. Н. Нечаева, А. Д. Куликова, Т. В. Кудрявцева, А. В. Степанова, И. И. Богомолова, А. Э. Коротковского, В. И. Иовлева. Ценный материал дают высказывания мастеров советской архитектуры И. В. Жолтовского, В. А. Щуко, И. В. Фомина и других.

История искусствоведения XIX—XX вв.еков освещена в работах Г. А. Недошвина, М. Я. Либмана, А. И. Венедиктова, А. Д. Чегодаева. Основные понятия формальной школы искусствоведения показаны в трудах Г. Вельфлина.

История архитектуры России первой половины XX века подробно рассмотрена в работах Н. П. Былинкина, П. О. Володииа, М. Г. Бархина, Е. А. Борисовой, А. М. Журавлева, В. А. Иконникова, Т. П. Каждан, А. В. Рябушина, С.О.Хан-Магомедова.

Творчество Голубева отражено в ряде газетных статей, в которых рассмотрены некоторые композиции Голубева (П.А.Володин,.

A.М.Дукельский, Я.А.Корнфельд), отдельных глав из книг, посвященных архитектуре Екатеринбурга-Свердловска (П.А.Володин, В. Е. Звагельская,.

B.В.Емельянов, П. И. Лантратов, А. А. Стариков, О. С. Тальская, Л. И. Токменинова, Е.В. Черняк), некоторых опубликованных материалов из архива союза архитекторов.

В настоящий момент времени наиболее значимым исследованием творчества Г. А. Голубева представляется дипломная работа И. Н. Римской «Основные этапы творческого пути архитектора Голубева», защищенная в 1966 году в Уральском университете им. Горького (руководитель Г. И. Белянкин, народный архитектор СССР, действительный член РААСН). В ней делается первая попытка систематизировать обширный исторический материал, вводятся в научный оборот неопубликованные ранее архивные материалы.

Однако в целом о творчестве архитектора Г. А. Голубева написано очень немного, особенно мало изучена его теоретическая деятельность.

Гипотеза исследования. Видение архитектуры, структура и принципы композиционного мышления Г. А. Голубева складывались под влиянием ряда факторов: атмосферы семьи, среды обучения и развития, идей «живой классики», совместной работы со В. А. Щуко, влияния творчества А. Палладио и других мастеров. Воздействие этих факторов и активная творческая работа формировали независимую и интересную своей глубиной культуру композиционного мышления Г. А. Голубева. Эта культура получила полное раскрытие в свердловский период творчества Георгия Александровича.

Свою точку зрения на структуру композиционного мышления и свои принципы композиционного мышления Г. А. Голубев, по нашему мнению, наиболее полно выразил в своем докладе «Творчество Палладио и античное наследство в его произведениях».

Говоря об исследовании Г. А. Голубева посвященного Палладио, хотелось бы особо отметить, что это труд всей жизни Георгия Александровича, основанный на его глубочайшей личной заинтересованности в построении его собственных принципов композиционного мышления. Это исследование носило оттенок нонконформизма, и было связано с большой опасностью. Проведение этой работы можно объяснить тем, что Г. А. Голубев черпал в ней свою принципиальность и понимание закономерностей композиционного мышления, на которых он строил свое творческое кредо.

Поэтому мы считаем, что сам выбор темы может многое сказать о Г. А. Голубеве. Живя в тоталитарном обществе, Г. А. Голубев не может говорить прямо, поэтому мы предполагаем, что, говоря о А. Палладио, Г. А. Голубев говорит и о самом себе. Таким образом, исследование творчества А. Палладио, возможно, представляет собой скрытое декларирование видения архитектуры Г. А. Голубевым.

Г. А.Голубев пользуется «фигурой умолчания», вероятно, для того, чтобы иметь возможность высказаться и хоть как-то обезопасить себя. В то же время такая форма изложения своих взглядов была наиболее корректна для Г. А. Голубева и с научной точки зрения.

Эту гипотезу предполагается проверить путем анализа текста доклада «Творчество Палладио и античное наследство в его произведениях» и других теоретических работ Г. А. Голубева, хроники исторических фактов с учетом архитектуроведческих и творческих концепций того времени и на материале его наиболее значимых архитектурных произведений.

Цель исследования — выявление динамики структуры и принципов композиционного мышления Г. А. Голубева и их выражения в проектной деятельности Георгия Александровича. Для этого необходимо решить ряд задач:

1) проследить становление Г. А. Голубева как архитектора, показать значение роли среды, а также идей, повлиявших на формирование его профессионального композиционного мышления;

2) выявить закономерности и характер его подхода к вопросу о структуре композиционного мышления, видение Г. А. Голубевым структуры композиционного мышления в его связи с тем или иным типом личности;

3) выявить и сформулировать творческую концепцию и принципы композиционного мышления Г. А. Голубева, показать взаимосвязь изменений творческой концепции Георгия Александровича Голубева с общероссийскими архитектурными идеями первой половины XX века;

Объектом исследования является научная и проектпо-композиционная деятельность архитектора Г. А. Голубева.

Предмет и границы исследования. Предметом исследования являются закономерности, принципы и структура композиционного мышления архитектора Г. А. Голубева. Работа ограничивается изучением вопросов структуры и принципов композиционного мышления в понимании архитектора Голубева, их связи с практической деятельностью зодчего.

Методика исследования. Синергетический метод является общим для всего исследования. Методика исследования строится также на комплексном подходе, который включает в себя социально-исторический и биографический подход, текстовый и композиционный, стилистический и формальный анализ. Основой исследования послужили архивные, библиографические и натурные изыскания, фотофиксация объектов.

Архивные исследования дали материал для изучения, положенный в основу данного исследования, позволили сделать попытку воссоздать историю жизни и творчества архитектора Г. А. Голубева, узнать его как личность, дали ценные проектные материалы. Натурные исследования позволили восполнить некоторые пробелы, касающиеся информации об архитектурных постройках Г. А. Голубева и их композиционных особенностей.

Социально-исторический подход направлен на выявление глубинных причин, повлиявших на особенности творческой деятельности и композиционного мышления архитектора Г. А. Голубева — социальных, политических, профессиональных.

Биографический подход ориентирован на выявления роли семьи и профессиональной среды в формировании личности Г. А. Голубева, истоков его профессионального сознания.

Анализ текстов направлен па выяснение закономерностей формирования и характера творческих взглядов Г. А. Голубева на композиционное мышление архитекторов.

Композиционный анализ имеет своей целью проследить взаимосвязь проектного мышления Г. А. Голубева с его выражением в композициях.

В работе использованы материалы из архива музея истории и промышленной техники Урала УралГАХА, литература различных библиотек города Москвы и Екатеринбурга.

Научная новизна. Работа является первым специальным исследованием, посвященным изучению творческой деятельности архитектора Г. А. Голубева, на предмет выявления его видения структуры и принципов композиционного мышления. Впервые проведено комплексное исследование доклада Г. А. Голубева «Творчество Палладио и античное наследство в его произведениях», композиций Георгия Александровича, его биографии и личностных качеств, позволившее раскрыть его творческую концепцию и дополнившее знания закономерностей и структуры композиционного мышления архитектора. Работа вводит в научный оборот ранее не опубликованные архивные сведения и материалы.

Практическое значение исследования. Структурирование качеств и принципов профессионального мышления в их связи с композиционными приемами и принципами, а также с тем или иным типом личности и культуры позволяет увидеть композиционное мышление в контексте развития региональной и мировой архитектуры.

Проведенное исследование теоретической и композиционной деятельности Г. А. Голубева позволяет лучше понять те процессы, которые происходили в архитектуре России первой половины XX века. Показанное в этом исследовании видение структуры композиционного мышления Г. А. Голубевым дает представление о глубине и характере теоретического композиционного знания представителей «петербургского возрождения», к которым Георгий Александрович был очень близок.

Результаты исследования позволяют показать особенности личности, характера и стиля композиционного мышления Георгия Александровича Голубева, сыгравшего немаловажную роль в архитектурной жизни города Свердловска.

Исследование может способствовать повышению профессиональной принципиальности архитекторов и поэтому быть полезным в учебном процессе.

На защиту выносятся результаты исследования, раскрывающие динамику структуры и принципов композиционного мышления архитектора Г. А. Голубева:

1) систематизация факторов, повлиявших на становление структуры композиционного мышления Г. А. Голубева;

2) модель композиционного мышления на основе его принадлежности к тому или иному типу личности архитектора, каждому из которых соответствуют определенные качества композиционного мышления, композиционные принципы и приемы, полученная путем интерпретации доклада Г. А. Голубева «Творчество Палладио и античное наследство в его произведениях»;

3) динамика его творческой концепции, ее связь с общероссийскими архитектурными идеями и движениями первой половины XX века, выявленная на основе анализа теоретических и проектных работ Г. А. Голубева.

Апробация результатов исследования. Ход исследовательской работы отражен в докладах на региональной студенческой научной конференции «Актуальные проблемы архитектуры и дизайна» (Екатеринбург, 2004 год), на международной научно-методической конференции «Композиционные чтения имени А. Коротковского» (Екатеринбург, 2005 год). По материалам исследования опубликовано четыре статьи.

Для музея истории архитектуры и промышленной техники Урала УралГАХА выполнена систематизация материалов по творчеству архитектора Голубева.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 125 наименований, 27 иллюстраций и 11 таблицизложена на 197 страницах. Иллюстрации и таблицы включены в текст диссертации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате исследования составлена картина становления Георгия Александровича Голубева как мастера, процесса развития его таланта, профессионального сознания и стиля композиционного мышления, построена модель, отражающая его трактовку принципов и структур композиционного мышления А. Палладио и Микеланджело. Выявлена связь творческой концепции Г. А. Голубева с идеями неоклассицизма в России первой половины XX века, динамика ее изменений и выражения в проектной деятельности Георгия Александровича. Введена в научный оборот новая информация, восполняющая пробелы в знании биографии, характера, научной и проектной деятельности архитектора Г. А. Голубева.

В работе сделаны следующие выводы:

1. На основе анализа ряда архивных документов выделено пять основных обстоятельств, оказавших влияние на формирование личностных и профессиональных качеств Г. А. Голубева — это семья, среда обучения и развития, Институт гражданских инженеров, В. А. Щуко, А.Палладио.

Важным фактором явилась способность самого Георгия Александровича активно и критически подходить к событиям, людям и идеям, влиявших на него, и принципиально придерживаться своего пути.

Г. А.Голубев воспринял из окружающей среды, в которой он сформировался как архитектор, ее положительное влияние. Особое значение сыграла благоприятная атмосфера семьи, из которой Г. А. Голубев взял такие качества как трудолюбие, выносливость, упорство, последовательность и упорядоченность в работе, уважение к архитектуре прошлого, к традициям и культуре, а также способность получать удовольствие от творчества, быть терпимым к разной архитектуре и творческим принципам.

Из архитектурной и культурной среды Петербурга, школы рисования.

A.Л.Штиглица и Института гражданских инженеров Г. А. Голубев почерпнул способность объемного видения архитектуры и искусства. С одной стороны, он воспринял представление об искусстве как об упорядоченной устойчивой структуре, основанной на таких качествах творца как терпение, трудолюбие, смирение, организованность, спокойствие и глубина, с другой — узнал, но не принял способ творческой работы, основанный на чрезмерных амбициях, не сдерживаемой фантазии, взрывообразном напряжении, склонный к внешним эффектам и, в конечном счете, поверхностный.

Важную роль в формировании таланта Г. А. Голубева сыграли идеи «петербургского возрождения», которые он воспринял непосредственно у лидера этого движения, своего друга и наставника академика архитектуры.

B.А.Щуко. Благодаря В. А. Щуко Г. А.Голубев воспринял идеи терпимости, свойственные для «петербургского возрождения» и сформировал у себя объемное и целостное видение структуры композиционного мышления архитектора, учитывающего противоположные композиционные принципы, приемы и методы работы.

Своеобразна роль А. Палладио в формировании таланта Георгия Александровича: видя в Палладио значительное сходство с самим собой, Г. А. Голубев изучает его, чтобы освоить свою собственную структуру композиционного мышления.

Симпатия Голубева к творчеству ряда мастеров, особенно к В. А. Щуко и А. Палладио, во многом обусловила его творческую концепцию.

2. Анализ показал, что для Голубева структура и закономерности композиционного мышления тесно связаны и обусловлены его принадлежностью к тому или иному типу личности: рациональному или чувственному.

Рациональному типу присущи такие качества композиционного мышления как: эволюционность, профессионализм, элитарность, органичность, гармоничность, толерантность, необходимость, объективность, сдержанность, спокойствие, уравновешенность, медленность, отсутствие усилий, создание правил. Эти качества мышления обусловливают следующие композиционные принципы и приемы: органичность, гармоничность и целостность, необходимость, уравновешенность, спокойствие, простота, скромность, четкость пропорций и очертаний форм, симметрия, диссимметрия, легкость.

Для композиционного мышления чувственного типа характерны следующие качества: революционность, тенденция к непрофессионализму и дисгармонии, массовость, неорганичность, нетерпимость, случайность, субъективность, страсть, возбуждение, неуравновешенность, быстрота, значительные усилия, разрушение правил. Им соответствуют композиционные принципы и приемы: непредсказуемость и тенденция к распаду, случайность, неуравновешенность, напряженность, сложность, пышность, размытость пропорций и очертаний, асимметричность, тяжесть или преувеличенная легкость.

3. В результате интерпретации доклада Г. А. Голубева «Творчество Палладио и античное наследство в его произведениях», основанной на систематизации и толковании отдельных его высказываний, построена сравнительная модель структуры композиционного мышления А. Палладио и Микеланджело как представителей разных типов композиционного мышления.

В этой модели показано, что Палладио относится преимущественно к рациональному типу композиционного мышления, а Микеланджело у чувственному.

Мышление А. Палладио и Микеланджело обладает рядом общих связанных черт: высокий профессионализм, элитарность, органичность и нетерпимость к другим типам мышления.

Важными взаимосвязанными чертами композиционного мышления А. Палладио являются выраженная эволюцнонность, гармоничность, объективность, сдержанность, невысокая скорость и отсутствие усилий. Им противостоят такие взаимосвязанные качества Микеланджело как революционность, субъективность, страсть, быстрота и сила.

4. Предложенная модель структуры композиционного мышления А. Палладио и Микеланджело во многом соответствует намеченной Г. Вёльфлином идее о том, что «вся совокупность индивидуальных особенностей стиля» есть выражение определенного «темперамента» творца. Общим с формальной школой искусствоведения является сам метод формализации и описания различных способов «видения» с помощью пар противоположных понятий.143.

5. Динамика творческой концепции Г. А. Голубева, основу которой составляли принципы композиционного мышления рационального типа, тесно связана с динамикой идей неоклассицизма и «живой классики» в архитектуре России первой половины XX века и в ней можно выделить три этапа:

1) 1910 — начало 1920;х годов — период становления и расцвета идей «живой классики» и творческой концепции Г. А. Голубева, основанной на ренессансных принципах композиционного мышления;

2) с начала 1920;х по 1932 год — период компромисса с идеями новой архитектуры, который Г. А. Голубев находит в композиционных приемах четкости функционального, конструктивного и объемного решений здания;

3) с 1932 по 1949 год — период использования идей возрождения тоталитарным строем советской России, когда в композициях Г. А. Голубева проявляются композиционные приемы театральности и иллюзорности, свойственные советской неоклассике.

5. Проведенный композиционный и текстовый анализ показывает, что основу творческой концепции Г. А. Голубева составляли принципы.

141 Вёльфлии, Г. Основные понятия истории искусство. Проблема эволюции стиля в новом искусстве/ Генрих Вёльфлии: пер. с нем. Л. Л. Франковского, основатель серии Л. Г. Наследников. — СПб.: Мифрил, 1994. — (Классики искусствознания). — Перевод изд.: Wolflin, Н. Die kunstgeschightliche grundbcgriffc/ Н. Wolflin. — s.l.: 1915 композиционного мышления рационального типа и идеи «живой классики», однако гибкость композиционных взглядов, присущая рациональному типу, позволяла ему в советское время пользоваться некоторыми принципами и приемами чувственного типа.

В период новой архитектуры такими приемами чувственного тина были: случайность, возбужденность, напряженность, сложность, неудовлетворенность, яркость, эффектность, резкость движений и пропорций, контрастность, отсутствие деталей. В период советской неоклассики в архитектуре Г. А. Голубева проявились следующие черты чувственного типа: утопичность образа, несоответствие формы и содержания, театральность и иллюзорность композиции.

Таким образом, изучение биографии, научной и проектной деятельности архитектора Г. А. Голубева позволило расширить знания о принципах и структуре композиционного мышления архитектора, закономерностей его формирования и развития с учетом целого ряда факторов, в том числе роли семьи, влияния мастеров и профессиональных концепций, социальных, исторических, политических, региональных и культурных условий. Исследование творчества Г. А. Голубева способствует пониманию архитектурно-интеллектуальной среды Свердловска первой половины XX века, преемственности и закономерностей формирования его застройки периода новой архитектуры и советской неоклассики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.А. Строить культурно/ А. А. Антинин Опыт стройки. 1937. № 6
  2. , И. Архитектурная композиция/ Игнасио Араухо- научный редактор проф. Степанов А. В., перевод с исп. Бакланов М. Г., Антонио Михее. М.: Высшая школа, 1982. -Перевод изд.: Ignacio Araujo. La forma arguitectonica/ Ediciones Universidad de Navara. S.A. CEUNSA, 1976.
  3. , Д.Е. Образы архитектуры и образы скульнтуры/ Д.Е. Аркин- составитель Д. Г. Аркина, нредисловие М. В. Алпатова.- Па основе книги: Аркин Д. Е. Образы архитектуры. М, 1941. М.: Искусство, 1990.
  4. Архитекторы Екатеринбурга и Свердловской области: Свердловская организация Союза архитекторов России/ нод общ. ред. А. П. Бандоровской и Н.А. Вилесовой- составление: А. П. Бандоровская, П. А. Вилесова, Г. П. Елагин, Е. А. Овечкина, П. Н. Якшина. Екатеринбург: Уральский рабочий, 2003.
  5. , К.Т. Архитектурное воспитание строителей/ К.Т. Бабыкин// Опыт стройки. 1
  6. , И.А. Очерки истории архитектур[1ых стилей/ И. А. Бартенев, В. П. Батажкова. М.: Изобразительное искусство, 1983.
  7. И.А. Зодчие итальянского Ренессанса/ И.А. Бартенев- предисловие проф. И. Б. Бакланов. Ленииград: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, ленинградское отделение, 1936.
  8. , Е.М. Архитектурные мо11ументы тоталитарной энохи/ Е.М. Барсуков// Архитектон. 1994. JSr"3−4. с. 90−95. 11. Бархин, М. Г. Метод работы зодчего: из опыта советской архитектуры 1917−1957 гг./М.Г. Бархин М Стройиздат, 1981.
  9. Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления Л. М. Баткин М.: Наука, 1978.- («Из истории мировой культуры»).
  10. , П.Н. Работы архитекторов Свердловска/ П.Н. Блохин// Приложение к «Архитектурной газете». 1940. .№ 32.
  11. , Е.А. Русский неоклассицизм. Архитектура/ Е. А. Борисова, П О Стерин. М.: Галарт, 1998.
  12. Е.А., Каждан Т. П. Русская архитектура конца 19- начала 20 века/ Е. А. Борисова, Т.П. Каждан- Академия наук СССР. М.: Наука, 1971.
  13. Большой энциклопедический словарь/ председатель научного совета A.M. Прохоров. М.: Большая российская энциклопедия, 2000.
  14. , Н.И. Альбом архитектурных стилей/ Н. И. Брунов. М.: ИЗОГИЗ, 1937.
  15. , И.П. История советской архитектуры, Учебник для архитектурных 1917−1954 гг.: вузов. Спец. «Архитектура"/ Н. П. Былинкин, В. Н. Калмыкова, А. В. Рябушин, Г. В. Сергеева- под общ. ред. Н. П. Былинкина и А. В. Рябушина. 2-е изд., нрераб. и дон. М.: Стройиздат, 1985.- (специальность «Архитектура»). 18.
  16. , В.В. Эстетика: учебник/ В. В. Бычков. М.: Гардарики, 2
  17. Вазари, Джорджо. Жизнеописапия наиболее знаменитых живонисцев, ваятелей и зодчих/ Джорджо Вазари- перевод и комментарии А.В. Венедиктова- редакция перевода А. Г. Габричевского. М.: Искусство,
  18. , В.A. Уроки майской архитектурной выставки/ В. А. Веснин Архитектура СССР. 1934. № 6. с. 5−6.
  19. , Г. Основные понятия истории искусств: Проблема эволюции стиля в новом искусстве/ Г. Вельфлин. М.-Л.: Academia, 1930.
  20. , Д.Б. Правила пяти ордеров архитектуры/ Д. Б. Випьола. М: ВАА, 1952.
  21. , М.П. Десять книг об архитектуре/ Марк Поллион Витрувий.-М.: ВАА, 1936. 24.
  22. , П. Большие задачи/ П. Володин// Опыт стройки. 1936. -№ 3 Володин, П. Свердловск/ П. Володин- под общей редакцией В. Веснина, Д. Аркина, Ив. Леонидова. М.: Издательство академии архитектуры СССР, 1948. (Архитектура городов СССР). 26.
  23. Всеобщая история архитектуры: В 12 т. Т.5,12. М., 1975 Волчок, Ю. П. Конструкция и форма в советской архитектуре/ Ю. П. Волчок и др. М.: Стройиздат, 1980.
  24. , А. Азбука каркасно-ордерной системы/ А. Габричевский// Архитектура СССР. 1989. № 3. с. 66−69.
  25. Гальперин, П.Я. Введение
  26. , Э. Проблемы итальянского Возрождения/ Э. Гарэн. М.: Прогресс, 1986.
  27. , М.Я. Стиль и эпоха/ М.Я. Гинзбург// Проблемы современной архитектуры. М.: Госиздат, 1924.
  28. , М. Я. Ритм и архитектура/ М. Я. Гинзбург. М.: Изд. Среди коллекционеров, 1923
  29. , М.Я. Критика коиструктивизма/ М. Я. Гинзбург Советская архитектура. 1928. J i 1. с. 2. N
  30. , Г. А. Планировка и застройка Свердловска/ Г. А. Голубев, С В Домбровский, Н.А. Бойпо-Родзевич// Опыт стройки. 1937. № 6.
  31. , Г. А. Планировка Свердловска/ Г. А, Голубев, Е.А. Емельянов//Уральский рабочий. 1938. -№ 153.
  32. , В.П. Наследие Палладио в архитектуре русского классицизма/ В. Н. Гращенков Советское искусствознарше81: сборник статей/ нод редакцией В. М. Полевой и др. М.: Советский художник, 1982. вынуск 2(15). с 201−235.
  33. , И.Н. Тоталитарное искусство/ И. Н. Голомшток. М.: Галарт, 1994.
  34. , А.Я. Категории средневековой культуры/ А. Я. Гуревич. М.: Искусство, 1984.
  35. , О. И. Композиции О.И. Андреа Палладио: Ленинград: Вонросгл издательство пропорциональности/ Гурьев. Ленинфадского университета, 1984.
  36. Дживилегов. Очерки итальянского Возрождения/ Дживилегов. М., 1929.
  37. Диковский, Архитектурные уроды/ Диковский Уральский рабочий.- 1936.-№ 28
  38. Диковский, Строительство Свердловска/ Диковский// Правда. 1936. 3 февраля.
  39. Екатеринбург: Альбом-путеводитель/ Е. Т. Артемов, А. В. Долгов, В. Е. Звагельская и др. Екатеринбург: Управление культуры УрО РАН- УралАРХИ, 1994 44.
  40. Екатеринбург. Энциклопедия. Екатеринбург: Академкнига, 2
  41. Екатеринбург: история города в архитектуре/ В. Е. Звагельская, А. А. Стариков, Л. И. Токменинова, Е.В. Черняк- под общей редакцией А. А. Старикова. Екатеринбург: Сократ, 1998.
  42. Екатеринбург: Звагельская, история города архитектуре. Каталог/ В.Е. А. А. Стариков, Л. И. Токменинова, Е.В. Черняк- под об1цей редакцией А. А. Старикова. Екатеринбург: Сократ, 1998.
  43. , В.В. Об архитектуре нашего города/ В. В. Емельянов, П.И. Лантратов// Свердловск/ нод ред. А. Панфилова и К. Рождественской. -Свердловск, 1946.
  44. , И.В. Воспитание мастера архитектуры/ об И.В. Жолтовский// Мастера советской архитектуры архитектуре: Избранные отрывки из нисем, статей, выступлений и трактатов: в 2 т. Т. 1/ Под общей редакцией М. Бархина и др. М.: Искусство, 1975. с. 36
  45. , A.M. Советская архитектура/ A.M. Журавлев, СО. ХанМагомедов. М., 1968.
  46. , А.В. Историзм в архитектуре/ А. В. Иконников. М.: Стройиздат, 1977
  47. , А.В. Историзм в советской архитектуре/ А.В. Иконников// Архитектура СССР. 1990. .№ 3. с. 20−27.
  48. , А.В. Основы архитектурной композиции/ А. В. Иконников, Г. П. Степанов. М.: Искусство, 1971.
  49. , А.В. Между утопиями и реальностью/ А.В. Иконников// Архитектон. Известия вузов. 1994. JSTsl. с. 43−52
  50. , А.В. Функция, форма, образ в архитектуре/ А. В. Иконников. М.: Стройиздат, 1986.
  51. , Е.В. Пеоклассицизм в архитектуре Свердловска (1930−1950 гг.): дис. канд. архитектуры: 18.00.01: защищена 4.11.04/ Иовлева Елена Валентиновна. Екатеринбург, 2004. 151 с. Библиогр.: с. 100−108
  52. История советской архитектуры 1917−1958 гг./ И. П. Былинкин, И. О. Володин, Я. А. Корнфельд и др. М., 1962.
  53. , А.И. Стиль и архитектура/ А. И. Каплун. М.: Стройнздат, 1985.
  54. , А. Владимир Алексеевич Щуко/ А. Кауфман- под общ. ред. А. В. Бунина. М.: Академия архитектуры СССР, 1946.- (Мастера советской архитектуры).
  55. , Л.И. Масштаб и масштабность/ Л. И. Кириллова Теория композиции в советской архитектуре. М.: Стройиздат, 1986.
  56. , Я.А. Архитектура Свердловска/ Я.А. Корнфельд// Архитектура СССР. 1939. № 3.
  57. , А.Э. Основы архитектурной композиции: цикл лекций/ А.Э. Коротковский- научный редактор Н. С. Алферов. Свердловск: Свердловский архитектурный институт, 1974.
  58. Коротковский, моделирование: А.Э. Введение
  59. , В.Ф. Элемер1ты архитектурнопространственной М.: композиции/ В. Ф. Кринский, И. В. Ламцов, М. А. Туркус. Стройиздат, 1968.
  60. , Т.В. Психология творческого мышления/ Т. В. Кудрявцев. М Педагогика, 1975. 65.
  61. , А.В. Своды и их декор/ А. В. Кузнецов. М., 1
  62. , А.Д. Архитектурный чертеж в развитии комнозиционного мышления архитектора: Учеб1юе пособие/ А. Д. Куликов, А. В. Степанов, Н. Н. Нечаев. Казань: КГАСА, 2002.
  63. , В.В. Советская архитектура/ В. В. Курбатов. М.: Просвещение, 1988.
  64. , А.Н. Избранные нсихологические нроизведения: В 2 т. Т. 2/ А. Н. Леонтьев. М., 1983.
  65. , В.И. На перекрестке класеикн и авангарда/ В.И. Локтев// Архитектура СССР. 1982. 10. с.48−53
  66. , В.И. СоЕфемеипая композиция: от случайности закономерности/ В.И. Локтев// Архитектура СССР. 1983. JNrL!¾
  67. , Г. К. Античные театры и традиции в истории эволюции театрального здания/ Г. К. Лукомский. М., 1913
  68. Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала, Екатеринбург, УралГАХА. Ф. МЗ, оп.№ 1, ед. хр. JV<>19/10
  69. Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала, Екатеринбург, УралГАХА. Ф.№ 3, on. JSfsil, ед. хр. № 1
  70. Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала, Екатеринбург, УралГАХА. Ф.№ 3, on. JSfol, ед. хр. JV219/1
  71. Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала, Екатеринбург, УралГАХА. O. jsr"3, оп.№ 1, ед. хр. № 19/9 75. Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала, Екатеринбург, УралГАХА. Ф.№ 3, оп.№ 1, ед. хр. № 19/8
  72. Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала, Екатеринбург, УралГАХА. Ф.№ 3, оп.№ 3, ед. хр. № 234
  73. Мастера советской архитектуры об архитектуре: Избр. Отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов: в 2 т.Т. 1/ Под обшей редакцией М. Бархина и др. М.: Искусство, 1975.
  74. , Н.Н. Столица Урала/ Н.И. Мизенко// Архитектурная газета. 1936. 8 февраля.
  75. , Б.П. Витрувий и Эллада. Основы античной теории архитектуры/ Б. П. Михайлов. М.: ГСИ, 1967.
  76. , И.Б. Архитектурные формы античности/ И. Б. Михаловский. Изд. СтереотинЕюе, печатается по изд. издательства Академии архитектуры СССР, Москва, 1949 г., первое изд.: Михаловский, И. Б. Теория классических архитектурных форм/ И. Б. Михаловский. М.: ВАА, 1937. М.: Архитектура-С, 2004. 240 с
  77. , П.П. Образы Италии: В 3 т., Т. 2,3/ П.П. Муратов- редакция и комментарии В. И. Гращенков. М.: Галарт, 1
  78. Печатается по изд.: Муратов, П. П. Образы Италии: в 3 т./ П. П. Муратов. Лейпциг: издательство 3.И. Гржебина, 1925.
  79. Ыорберг-Шульц, К. Замыслы и метод в архитектуре/ К. НорбергШульц- ЦИТИ по гражданскому строительству и архитектуре.
  80. Объемно-пространственная композиция: Учебник для вузов/ А. В. Степанов, В. И. Мальгин, Г. И. Иванова, К. В. Кудряшев, Д. Л. Мелодинский, А. А. Нестеренко, В. И. Орлов, И. П. Лалилевская. М.: Стройиздат, 1993. (специальность «Архитектура»).
  81. Палладио, Андреа. Четыре книги об архитектуре/ в переводе И. В. Жолтовского, под общей редакцией А. Г. Габричевского. Всесоюзная академия архитектуры, 1936. М.: («Классики теории архитектуры»). Перевод издания Palladio. Andrea. I Quattro Libri delFArchitettura di Andrea Palladio. Venetia: Appreffo Dominico deTrancefchi, 1570
  82. , А.С. Архитектурные термины: Иллюстрированный словарь/ А. С. Патрина. Изд. справочное, стереотинное. М.: Стройиздат, 2001.
  83. , В.И. История русской архитектуры: Учебник для вузов/ В. И. Пилявский, А. А. Тиц, Ю. С. Ушаков. Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1984. (снециальность «Архитектура»). 89.
  84. Психология: Учебник/ нод ред. А. А. Крылова. М.: Проспект, 1
  85. , А.Г. Форма в архитектуре/ А. Г. Раппапорт, ГЛО. Сомов. М.: Стройиздат, 1990.
  86. , А.С. Актуальные вопросы современной архитектурной фафики/ А.С. Смирнов// Архитектон. 2004. №
  87. Режим достуна: http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2004 02
  88. , А.С. Композиции Андреа Палладио в творчестве архитектора Голубева Г.А.(1887−1949)/ А.С. Смирнов// Архитектон. 2005. №
  89. Режим доступа: http://archvuz.ni/magazine/Numbers/2005 03
  90. , А.С. О композиционно мышлении Палладио в докладе Голубева Г.А. «Творчество Палладио и античное наследство в его произведениях"/ А. С. Смирнов. Архитектон. 2005. №
  91. Режим доступа: http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2005 04
  92. , А.С. Становление архитектора Голубева Г.А.(1887−1949)/ А.С. Смирнов// Архитектон. 2005. №
  93. Режим доступа: http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2005 04
  94. , А.С. Проект реконструкции Горсовета г.Свердловска архитектора Г. А.Голубева/ А.С. Смирнов// Архитектон. 2006. №
  95. Режим доступа: http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2006 01
  96. , Н.И. Традиции симметрии в архитектуре/ Н. И. Смолина М.: Стройиздат, 1990.
  97. , А.В. Архитектура и психология: Учебное пособие для вузов/ А. В. Степанов, Г. И. Иванова, Н. П. Печаев. М.: Стройиздат, 1993. (специальность «Архитектура»).
  98. , О.С. Аннотированный указатель архитектурных, исторических и историко-революцио1П1ЫХ памятников Свердловска/ О. С. Тальская. Свердловск, 1959.
  99. Тис, Иохан. Пациская архитектура как оформление идеи мирового госнодства/ Иохан Тис// Архитектон. 2001. с. 88−89.
  100. Тиц, А. А. Пластический язык архитектуры/ А. А. Тиц, Е. В. Воробьева. М.: Стройиздат, 1986.
  101. Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург: УрО РАН- Екатеринбург, 1998.
  102. Фрейд, Зигмунд. составление Психоаналитические этюды/ Зигмунд Фрейд- В.Т. Д. И. Донского, В.Ф. Круглянского- послесл. Кондратенко. Минск: Попурри, 1998. ИЗ. Флетчер, Б. История архитектуры, составленная по сравнительному методу/ Б. Флетчер, Б. Ф. Флетчер. Вып. 1,2. СПб., 1911,1914.
  103. Фромм, Эрих. Искусство любить: Исследование природы любви/ Эрих Фромм- пер. и предисл. Л. А. Чернышевой. М.: Педагогика, 1990.
  104. , В.Э. Из истории советской архитектуры, 1926−1932/ В. Э. Хазанова. М., 1970. 116. Хан-Магомедов, С О Архитектура советского авангарда: в 2 кн. Кн.
  105. Проблемы формообразования. Мастера и течения/ СО. Хан- Магомедов. М.: Стройиздат, 1996. 117. Хан-Магомедов, СО. Теоретические концепции творческих течений советской подготовлен теории архитектуры: обзор/ СО. Хан-Магомедов- обзор Центральным научно-исследовательским (ЦНИИТИ). и институтом и истории архитектуры строительству М.: ЦПТИ по 1974. гражданскому архитектуре, («Градостроительство»).
  106. Хемингуэй, Эрнест. Праздник, который всегда с тобой: Роман/Эрнест Хемингуэй- пер. М. Брук и др. М.: АСТ: Ермак, 2004 119.
  107. , Р. Пути архитектурной мысли/ Р. Хигер. М., 1933 Цирес, А. Искусство архитектуры/ А. Цирес. М.: Издательство Академии архитектуры СССР, 1946.
  108. , И.Ш. Принцин пропорции/ И. Ш. Шевелев. М.: Стройиздат, 1986
Заполнить форму текущей работой