Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и использование трудового потенциала в аграрном секторе экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В’регионе должны быть созданы программные меры государственного воздействия на рынок труда, разработанная" в работе схема которых включает «Стратегию развития». На ее основе следует разработать программу среднесрочного развития, в том числе в муниципальных районах и посе лениях. С учетом стратегических целей и задач региона строитсяпрограмма развития сельского хозяйства. Программными действиями… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛАМ АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Сущность трудового потенциала и особенности занятости сельского населения. 9'
    • 1. 2. Факторы, влияющие на формирование и использование трудового потенциала в аграрном секторе
    • 1. 3. Совершенствование политики занятости в условиях. реформы местного самоуправления"
  • Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА И* ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИУЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 2. 1. Макроэкономическая динамика как фактор, определяющий баланс трудовых ресурсов
    • 2. 2. Оценка регионального рынка труда
    • 2. 3. Сложившаяся система формирования и использования трудового потенциала в аграрном секторе
  • Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
    • 3. 1. Совершенствование системы государственного регулирования регионального рынка труда и занятости в аграрном секторе
    • 3. 2. Развитие механизма управления трудовым потенциалом села

Формирование и использование трудового потенциала в аграрном секторе экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема формирования и эффективного использования совокупной способности людей к труду, то есть трудового потенциала, является’одним из основных факторов, сдерживающих экономический увеличение в сельском хозяйстве, рост налоговых поступлений" в муниципальный бюджет, возможность социального развития сельских" территорий, повышение уровня жизни их населения.

Повышение эффективности использования трудового потенциала является необходимым условием успешного развития" аграрного сектора^ экономики. Однако в сельской местности сохраняются, вынужденная нeпoлнaяi занятость, теневые формы занятости и оплаты труда, безработица, низкая"оплата труда, бедность, в том числе среди работающего населения: Рынок труда в сельской местности' значительно уже, чем в городе. Если в 2000 г. в стране уровень занятости в городе и на* селе был примерно одинаков, то в 2008*г. занятость в городе выросла, снизившись в сельской-местности. Молодежь покидает село, довольно часто пополняя городскую «армию безработных», социально неблагополучные слои населения. Неблагоприятные демографические показатели в сельской местности, недостатки социального развития' села, отсутствие альтернативной занятости тормозят развитие сельского хозяйства, не позволяя развивать пищевую и перерабатывающую промышленность. При избыточной занятости в сельском хозяйстве в целом, во многих российских регионах наблюдается дефицит кадров, особенно высококвалифицированных, соответствующих требованиям новых аграрных технологий.

Актуальность решения проблемы формирования и использования трудового потенциала в аграрном секторе экономики и недостаточная изученность ее отдельных теоретических, методологических и методических аспектов предопределили выбор темы диссертационной работы и рассматриваемый в ней круг вопросов.

Проблемам рынка труда и совершенствованиягосударственной политики занятости посвящены исследования, зарубежных и отечественных ученых: Д. Босворта, B.C. Буланова, H.A. Волгина, С. А. Карташова, Ю. П. Кокина, К. Маркса, Р. Оуэна, В. В. Пуляшкина, А. Е. Риса, А. И. Рофе, П. Самуэльсона, Р. Ф. Элиота, Р. Эренберга. Отдельные аспекты эффективного распределения трудовых ресурсов села и их использования в, аграрном секторе экономики рассмотрены в трудах Т. И. Безденежных, JI. B'. Бондаренко, Н. М. Воловской,.

A.П. Зинченко, В. Н. Ивановой, В. В. Кистанова, Н. Я. Коваленко, ГЪМ. Нестерова, Б. П. Панкова, A.B. Петрикова, Т. Г. Плетневой, JI.B. Родионовой, Н. В'. Фе-щенко, A.F. Шатохина, Ю. Н. Шумакова, A.M. Югая. Современные проблемы управления трудовым потенциалом изложены в работах М. А. Ананьева, М.И. БухалковаЗ.И. Калугиной, А. Е. Лапина, Ю. Л. Ломидзе, Л. Н. Овчаровой,.

B.В. Пациорковского.

Однако изученность проблемы формирования и использования трудового потенциала аграрного сектора экономики нельзя назвать исчерпывающей. Институциональные реформы, проводимые в России, а также возникающие диспропорции на региональных рынках труда вследствие дифференциации уровней развития и регионов, и муниципальных образований, требуют выработки научных мер совершенствования региональной политики обеспечения занятости в сельской местности, как наиболее «проблемной».

Цель диссертационного исследования^ состояла в теоретическом и методологическом обосновании, разработке практических рекомендаций по формированию и использованию трудового потенциала в аграрной сфере экономики.

Для достижения этой цели решены следующие основные задачи: сформулированы сущность трудового потенциала и особенности занятости сельского населенияопределены факторы, влияющие на формирование трудового потенциала аграрного сектора регионаобоснованы меры по совершенствованию политики занятости и управлению формированием и использованием трудового потенциала аграрной сферы экономики в условиях реформы местного самоуправленияобоснованы необходимые корректировки механизма управления формированием и использованием трудового потенциала региона в условиях инвестиционной активности в аграрном секторе экономики.

Предметом исследования явились организационно-экономические от, ношения в процессе формирования и использования трудового потенциала в аграрном, секторе экономики.

Объектом1 исследования послужил трудовой потенциал аграрного сектора экономики Ульяновской области.

Теоретическую, методологическую и методическую основу исследования" составили труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам экономики и социологии труда, рынка* труда, занятости населения, управления АПК. Это обеспечило достоверность приведенных в* диссертации сведений и послужило основой' для' обоснования рекомендаций по формированию и эффективному использованию трудового потенциала в аграрном’секторе^ экономики.

Информационной базой исследования послужили нормативные и правовые акты. органов государственной власти Российской Федерации^ и Ульяновской области, данные Федеральной службы государственной статистики, материалы периодической печати, отчетные данные и сведения социологических обследований, в том числе проведенных с участием автора.

В работе применялись абстрактный, экономико-статистические, рас-четно-конструктивный, монографический экономико-математические и балансовый методы исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем: выявлены факторы и направления повышения эффективности региональной политики формирования и использования трудового потенциала в условиях реализации реформы местного самоуправления и предложены меры по более рациональному его использованию, качественному исполнению органами местного самоуправления своих полномочийопределена интеграция процессов «трудозамещения» в программные методы управления социально-экономическим развитием сельской территориисистематизированы" целевые* индикаторы и критерии эффективности использования трудового потенциала сельской территории, что позволяет внедрить в систему управления рынком труда методы индикативного* планирования и прогнозирования, обосновать перспективные параметры рынка трудадоказана необходимость перераспределения функциональных обязанностей между исполнительными органами государственной власти региона, способствующих более эффективному формированию и использованию трудового потенциала.

Практическая значимость работы заключается* в том, что сформулированные в ней научные положения^ доведены до конкретных рекомендаций по совершенствованию* региональной политики в области формированиями использования трудового потенциала, направленной на улучшение социального положения сельского населения и устойчивое развитие сельских территорий. Теоретические выводы иг методические разработки дают возможность на более высоком научно-методическом уровне решать практические проблемы занятости населения и развития аграрного сектора экономики.

Теоретические и практические положения диссертации могут быть использованы управлениями занятости для реализации мер активной политики обеспечения занятости в сельской местности. Положения диссертации могут использоваться дшгнаучной деятельности, в учебном процессе, а также в сфере дополнительного образования и развития спецкурсов по региональной экономике, экономике АПК, экономике труда.

Основные выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертационной работе, прошли апробацию в органах исполнительной и законодательной власти Ульяновской области. Содержащиеся в работе предложения использовались при разработке «Программы содействия занятости населения Ульяновской области на 2004;2010 годы», «Схемы создания-рабочих мест на территории Ульяновской области на 2007;2010 годы» (Постановление Правительства.

Ульяновской области № 563-п от 31.10.2006 г.), «Комплексной программы развития сельского хозяйства Ульяновской области до 2012 года», а также при разработкеч<�Стратегии развития Ульяновской области до*2020 года".

Положения диссертационной работы неоднократно докладывались на международных и всероссийских конференциях, в Поволжской академии. государственной службы, Ульяновском государственном университете, Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева.

Основные положения, диссертационной работы нашли отражение в 16 публикациях общим объемом 26,8 п.л., из них авторские — 16,3*п.л., в том числе 2 публикации в. ведущих рецензируемых журналах, рекомендуемых ВАК Министерства образованиями науки Российской Федерации.

Структура диссертационной работы. Диссертационная^ работа состоит из введения, трех глав, выводов-и предложений, списка использованных источников^ приложений.

ВЫВОДЫ И, ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Отличительными чертами аграрного рынка труда является высокая занятость сельского населения в секторе ЛПХ, в сельской местности около 40% лиц, относимых к категории бедных, имеют работу. Средняя заработная плата в сельском хозяйстве в большинстве регионов самая низкая среди всех отраслей экономики и примерно-равна прожиточному минимуму. При этом рынок труда в сельской местности уже, чем в городе, а одна треть безработных не надеются найти работу. Происходит «старение» сельского населения, в том числе трудовых ресурсов. Отток сельской молодежи в города приводит к увеличению числа безработных, ухудшению криминогенной и демографической ситуации. Значительная дифференциация регионов^ страны по уровню социально-экономического развития приводит к проявлению парадоксальности ситуации на рынке труда в сельской местности — при общей избыточности в некоторых территориях наблюдается дефицит кадров, особенно квалифицированных.

2. К факторам, влияющим на формирование потенциала рабочей силы в аграрном секторе экономики, следует отнести: динамику численности населения и его возрастную структурувероятность сохранить трудоспособность на протяжении жизнисклонность людей приступать к работе и не покидать ее. Важнейшими факторами, влияющими на формирование аграрного рынка труда и без учета которых невозможно проведение эффективной инвестиционной политики, являются вторичная^ занятость и совместительство, альтернативная занятость, первостепенная роль ЛПХ как источника занятости и доходов.

Внутренними факторами, угрожающие экономической безопасности Ульяновской области, и определяющие состояние и перспективы регионального рынка труда, являются: структурная несбалансированность экономикивытеснение местных производителей продовольственных товаров с внутреннего рынкаслабая инвестиционная активность хозяйствующих субъектовугроза возникновения социальных конфликтов, в том числе из-за несовершенства оплаты трудараспространение практики сокрытия доходов и оплаты труда «в конвертах». Одной из острейших проблем является безработица— ее уровень на протяжении десятилетия самый высокий в федеральном округе. В аграрном секторе экономики ключевыми проблемами являются: недостаточное использование факторов интенсификациинезначительная «глубина» переработки сырьяналичие большого количества организаций, отвечающих критериям банкротствадефицит квалифицированных специалистовнедостаточное развитие кооперативных отношенийузкоотраслевой подход к развитию экономики села, при котором’основной акцент делается на сельскохозяйственное производство, не уделяя вниманиям несельскохозяйственному секторуслабость сельского самоуправленияинформационная, изолированность деревни.

3'. При активизации инвестиционной деятельности и достижении высоких темповокономического роста в.2005;2007 гг. в области^ проявился дефицит квалифицированных рабочих. Проведенные расчеты, показали, что при росте ВРП совокупный спрос на труд возрастает примерно на 0,2%. Рост основных фондов снижает спрос на 0,1%, что" является результатом эффекта замещения труда капиталом. При< изменении МРОТ численность занятых и вакантных рабочих мест уменьшается на 0,01%. Численность занятых пропорциональна совокупному спросу на труд, но изменяется* менее интенсивно, увеличиваясь при росте ВРП на 0,04%.

Расчеты перспективной динамики параметров рынка труда Ульяновской области, проведенные на основе двух прогнозных вариантов развития региональной экономики, до 2012 г. — инновационном и базовом, показали, что совокупный спрос I на труд увеличивается в первом из них со средним темпом прироста в 1,42%, а во втором — 1,0% в год. Это выше, чем в Российской Федерации (1 и 0,6% соответственно). Сопоставление увеличения потребности экономики в труде с имеющимися ресурсами свидетельствует о том, что в 2010;2012 гг. в результате демографического кризиса и отрицательного сальдо миграции проявится дефицит труда, увеличивающийся со временем. Реализация базового сценария развития области приведет к возникновению дефицита трудовых ресурсов в-2010 г., а в случае инновационного сценария развития более высокие темпы роста производительности труда будут недостаточными-, чтобы полностью*компенсировать.прирост спроса на рабочую силу, связанный с более быстрым расширением производствапоэтому дефицит проявится в 2012 г.

4. В Ульяновской, области из общей численности безработных 30% являются жителями городов, — а 47% — жителями сельской местности, при этом ни один сельский район не приблизился по уровню безработицы к показателям* городов. Организациями области заявлено более 77 тыс. вакансий, однако/несоответствие спроса и. предложенияфабочей силы по полу, возрасту и в профессиональном разрезе не* способствует их полному использованию. Среди безработных лица с. высшим образованием составляют более 10%, а со средним профессиональным — 26%, что свидетельствует о несоответствии качества образования, требованиям-рынка. Основная причина обращений за содействием в трудоустройстве в последние годы и в перспективе — текучесть кадров.

Исследование регионального аграрного-рынка*труда показало, что уровень получаемой доходности позволяет обеспечить работников приемлемой оплатой труда только* при условии соблюдения оптимальной численности работающих. Вкрестьянских (фермерских) хозяйствах и ЛИХ проблема тру-дообеспеченности отсутствует, уровень доходности' в расчете на одного работника выше, чем в крупнотоварном производстве.

8. Применение методов математического анализа показало, что наибольшее влияние на производительность труда в. аграрном секторе экономики оказывает заработная плата — 35,4%. На втором месте — показатель поголовья скота и птицы, однако связь здесь обратная. Уменьшение задолженности, по заработной плате определяет 11,2% вариации производительности труда. Доля рабочих 1 и 2 класса определяет 8,4%, обеспеченность энергетическими мощностями — 4,5%, а площадь пашни — 2,1% вариации производительности труда.

5. В перспективе основными проблемами регионального аграрного рынка труда будут оставаться: старение и сокращение кадрового состава квалифицированных рабочих и специалистовнесоответствие квалификацион ной структуры спроса и предложениянизкая трудовая мобильность. населениядифференциация в сфере занятости между субъектами Российской Федерации, а в субъектах — ме жду муниципальными образованияминизкая конкурентоспособность отдельных категорий граждан. Отмеченные проблемы^ наиболее ярко проявляются в сельской местности. К числу ключевых задач и проблем эффективности^ использования-трудового потенциала относятся: рост напряженности на рынке труда и необходимость. обеспечения эффективной занятостиразвитие эффективного рынка труда, обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силойразвитие кадрового потенциала и совершенствование системы профессионального обучения и переобученияповышение мобильности трудовых ресурсовсмягчение последствий высвобождения работниковсовершенствование информационного обеспечения политики занятости.

6. Реализация реформы местного самоуправления, Ф3^°131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», административной реформы привели к росту числа полномочий органов местного самоуправления, среди которых содействие в развитии сельскохозяйственного производства и предпринимательства. Их реализация требует совершенствования региональной политики управления трудовым потенциалом, так как имеет недостатки: недостаточнаясистемность принимаемых мер (изолированно решаются проблемы-занятости и доходов) — не разработаны механизмы обеспечениязанятости и доходов на уровне сельских администрацийне обеспечивается участие в разработке и реализации мероприятий всех социально-демографических групп населениянедостаточна мобилизация местных финансовых и материально-технических ресурсов, федеральных и региональных средствслабо увязаны со структурной перестройкой сельского хозяйства меры по обеспечению занятости и доходов.

Основным доходным источником для муниципальных образований стал НДФЛ, поэтому занятость населения и уровень заработной платы, подготовка резерва для воспроизводства рабочей силы — приоритет в работе муниципальной власти. Необходимо выделить блоки задач: оживление экономической и инвестиционной активности на территории, создание условий для* динамичного движения капитала, разработка мер по увеличению числа рабочих мест и потребности организаций в рабочей силесовершенствование систем оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходовразвитие системы социальных пособий, дотаций и льгот.

7. Совершенствование государственного регулирования рынка труда требует корректировки целевых индикаторов его состояния. Необходимо* отказаться от показателя уровня официально регистрируемой, безработицы, как критерия напряженности на рынке труда. Возникающее в, связи с необходимостью снижения-данного показателя ужесточение правил регистрации безработных и расширение количества" рабочих-мест, не обеспечивающих воспроизводства рабочей силы, усиливает социальную, напряженность. Оценка эффективности работы служб занятости должна осуществляться по критерию' уровня^ безработицы по методологии МОТ. К критериям эффективности региональной политики управления трудовым потенциалом в «аграрном секторе экономики следует отнести индикативные показатели, на основе которых должна строиться система управления рынком труда и образовательных услуг: динамика, предпринимательской активности, количества. малых предприятий, ЛПХ, К (Ф)Х, созданных в трудоизбыточных районах, в том числе безработнымиулучшение структуры регистрируемой безработицы, в том числе среди молодежирост затрат предприятий на реализацию социальных программ для работников при одновременном снижении затрат на их поиск и подборувеличение заработной платы при сокращении коэффициента ее вариации по схожим категориям работниковповышение доли студентов, обучающихся по целевому наборуснижение времени на поиск выпускником учебного заведения приемлемого рабочего местарост эффективности отдачи от науки и образованияувеличение числа и материальной обеспеченности организаций в сфере подбора, найма, отбора и профессионального развития персонала.

8. Из перечня диспропорций в развитии аграрного сектора и проблем занятости сельского населения, наиболее скорого решения требует сезонная безработица. Особо остро проблемы сезонной безработицы проявляются в условиях инвестиционной активности территорий, а реформа местного самоуправления" дает новые возможности в ее решении. Задачами для' региональной и муниципальной власти должны, стать: организация консультативной' поддержки, по вопросам развитияпредпринимательствавзаимодействие с бизнес-сообществом и составление плана сезонной занятостипринятие закона о свободных экономических зонах регионального* уровняразработка целевой программы содействия занятости.

Важным источником обеспечения* занятости и повышения доходов сельского населения в' силу сезонности аграрного труда иг невозможности обеспечить интенсивную круглогодичную занятость сельского населения в сельскохозяйственном производстве является развитие несельскохозяйственного бизнеса. К наиболее перспективным" направлениям следует отнести: народные промысльги ремеслабытовое и социально-культурное обслуживаниеагроту-ризм. Методическое обеспечение должно осуществляться «федеральным центром», в том числе в рамках Государственной программы.

9: Целесообразно выделить 4 основные задачи управления трудовым потенциалом села, как составной) части управления аграрным сектором: удовлетворение потребностей аграрного производства в квалифицированных кадрахобеспечение занятости сельского населенияоптимальное распределение трудовых ресурсов между отраслями и продуктовыми подкомплексами АПКэффективное использование трудовых ресурсов. Эффективное управление формированием и использованием трудового потенциала основывается на использовании данных мониторинга, которые формируют базу данных по потенциальным трудовым ресурсам, прогнозы изменения их количественного и качественного состава, спроса на рабочие места. В работе дана сравнительная оценка сложности привлечения различных категорий трудовых ресурсов на аграрный рынок труда.

10. В’регионе должны быть созданы программные меры государственного воздействия на рынок труда, разработанная" в работе схема которых включает «Стратегию развития». На ее основе следует разработать программу среднесрочного развития, в том числе в муниципальных районах и посе лениях. С учетом стратегических целей и задач региона строитсяпрограмма развития сельского хозяйства. Программными действиями, ч учтенными во всех выше названных документах должны стать проекции федеральных целевых и адресных инвестиционных программ, а также региональные разделы государственных программ. Отдельные аспекты государственного воздействия на региональный рынок труда в. аграрномсекторе экономики должны быть отражены в программах повышения инвестиционной привлекательности, поддержки предпринимательства, финансового оздоровления предприятий, занятости и социальной защиты населения®-. На их основе реализуется программа целевого заказа на подготовку кадров-АПК. Основой программных действий служит схема территориального развития области.

11. Реализация* мер" государственного воздействия «на рынок труда в* аграрном секторе экономики требует изменений деятельности служб занятости. На федеральном уровне статья расходов на содержание данных служб должна быть ограничена рамками 15%, а порядок финансирования установлен следующий: меры пассивной политики, потом меры активной политики, затем все остальное. Сохранение и создание новых рабочих мест не должно входить в компетенцию служб занятости, они должны осуществляться в рамках функциональных обязанностей министерств: экономики, промышленности, предпринимательства и инвестиций. Финансовой основой, здесь выступают средства, заложенные на реализацию стратегии и комплексной программы социально-экономического развития региона. Финансовая поддержка за счет двойного финансирования (из программной части и средств фонда занятости) может быть оказана только поселениям, образованным и существующим благодаря 1−2-м предприятиям, только в случае, когда проекты диверсифицируют производство, вовлекают в свою сферу безработных и имеют коммерческие преимущества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. Совершенствование механизхма хозяйствования в инвестиционной, сфере АПК / М. А. Ананьев. Саранск: Издательство Мордовского унта, 1996.-134 с. :
  2. Арашуков В-П. Кооперация в агропромышленном производстве / В. П. Арашуков, В: И. Арефьев. М.: ВПИИЭСХ, 2005. — 154 с.
  3. Архангельский В- Об условиях экономического развития-в:2004−2007 гг. / В: Архангельский'7/Экономист. 2004. — № 7. -С! 15−20:
  4. О.В. Перспективы развития АПК Ульяновской : области / О. В. Асмус // Материалы круглого стола управления по труду администрации: Ульяновской области «Кормящий сельский двор». — Ульяновск,.2004-
  5. О.В. Развитие:аграрного' сектора в депрессивных регионах Российской Федерации / ©-:В: Асмус. — Ульяновск, 2008. 350 с:
  6. О.В. Совершенствование региональной политики занятости в аграрном:секторе депрессивных регионов / О. В. Асмус, Е.В. Воловая-// Материалы межд. иауч.-практ. коиф. «Актуальные вопросы аграрной науки и образования». Ульяновск, ГСХА- 2008.
  7. О.В. Долгосрочная стратегия социально-экономического развития региона' необходима / О. В. Асмус, В. П. Денисов II АПК: экономика, управление. 2008″. — № 31
  8. Асмус О. В: Сезонная безработица, и меры по2 ее' преодолению^ / О. В. Асмус, В. П. Денисов // АПК: экономика, управление. 2007. — № 12.
  9. ЛВ. Социальная инфраструктура современной деревни .и проблемы ее развития / Л'.В: Бондаренко // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих, предприятий. — 2005. № 11.
  10. Л.В. Методологические основы формирования социальной инфраструктуры села I Л.В. Бондаренко, И. Т. Шаяхметов. — М., 2000.' 65 с.
  11. В.НГ. Государственное и рыночное регулирование форм хозяйствования в аграрном^секторе экономики:/ В. Н. Боробов, В. Д. Руднев. — М: Гном-Пресс, 2000.
  12. В.Г. Социальная, ответственность бизнеса / В.Г. Бочкарев- — М.: ТЕИС, 2006. 171 с.
  13. И.Н. Аграрная политика и крестьянство / И. Н. Буздалов // Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. -М.: Энциклопедия российских деревень, 2002. — С. 6−13.
  14. М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала / М. И. Бухалков. М.: ИНФРА-М, 2005.
  15. Е.В. Методические подходы к оценке «скрытой» заработной8 платы в экономике Ульяновской области / Е. В. Воловая, 0: В. Асмус // Материалы межд. науч.-метод. конф. «Актуальные проблемы и перспективы развития АПК». Иваново: ГСХА, 2008.
  16. Е.В. Проблемы кадрового обеспечения структурных изменений в экономике Ульяновской области / Е. В. Воловая, О. В. Асмус // Материалы межд. науч.-метод. конф. «Актуальные проблемы и перспективы развития АПК». Иваново: ГСХА, 2008.
  17. Н.М. Экономика и социология труда. Учебное пособие / Н. М. Воловская. Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.
  18. А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие для. вузов / А. И. Гаврилов. М.: ЮНИТИ, 2002.
  19. A.JI. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город / A.JI. Гапоненко. — М.: РАГС, 2001.
  20. A.B. О ходе выполнения мероприятий по реализации приоритетного национального проекта в сфере АПК / A.B. Гордеев // Промышленная политика в РФ. 2006. — № 5. — С. 3−12.
  21. Государственное регулирование рыночной" экономики: Учебник / Под ред. В. И. Кушлина.- М.: РАГС, 2002.
  22. Гражданский Кодекс Российской федерации: Часть вторая- М.: Инфра-М, 1996.
  23. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов / А. Г. Гранберг. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  24. Денисов И.*В. Теоретические основы регулирования рынка труда: цели, типы и субъекты регулирующего воздействия / И. В. Денисов // Уровень жизни населения регионов России. 2004. — № 3. — С. 62.
  25. Дмитриев.М.Э. Россия-2020: долгосрочные вызовы экономическому росту // Презентация доклада президента Фонда «ЦСР» на XI Петербургском международном экономическом форуме 09.06.2007. / М. Э. Дмитриев http://www.csr.ru/upload/editorfiles/file0205.ppt
  26. Дорого ев Н. И. Совершенствование государственного управления хозяйством’региона в. условиях многообразия форм собственности / Н.И. До-рогоев. Иваново: ИвГУ, 1998.
  27. В.М. Уровень жизни населения / В. М. Жеребин, А. Н. Романов. М.: ЮНИТИ, 2002.
  28. В.М. Экономика домашнего хозяйства / В. М. Жеребин, А. Н. Романов. М.: ЮНИТИ. — 2000.35: ЖдановгВ.П. Инвестиционные механизмы* регионального-развития/ ВШ: Жданов,—Калининград:.Янтарный сказ, 2001?. — 355 с:
  29. Законодательство о" предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве: Научно-практический комментарий / E.A. Галиновская, E. J1: Минина и др. Mi: НОРМА-ИНФРА. М- 2002.: .
  30. Заславская"Т.И!: Авангарда российского? делового, сообщества./^Заславская// Социологические исследования: 2006: — № 4−5: — С. 26−37- 3−14. '
  31. Зкнченко^А.П!- Сельскохозяйственная-, статистика с основами- социально-экономической статистики / А. П: Зинченко: — М: Изд-во.МСХА- 2005:
  32. Зубаревич H: Bf. Социальное развитие регионов России: проблемы, и: тенденции переходного периода. Изд. 2 / Н. В. Зубаревич. М.: ТУ ВШЭ. 2005.-264 с.
  33. В.Н. Неравенство и бедность населения: опыт решения проблемы в России и за рубежом / В: Н. Иванов, AJBI Суворов.// Проблемы прогнозирования. 2006. — Ш. — С. 132−148.
  34. В.Н. Управление:занятостью населенияша местном* уровне: Учеб. пособие / В. Н. Иванова, Т. И. Безденежных. — М.: Финансы и статистика, 2002.
  35. Индикативное планирование / А. Н. Петров, Л. Г. Демидова, С. М. Климов.' СПб.: Знание, 2000.
  36. З.И. Парадоксы аграрной реформы в России. Социологический анализ трансформационных процессов / З. И. Калугина. М.: ИЭиОПП СО РАН, 2001.-196 с.
  37. З.И. Сельское предпринимательство и сельские сообщества в борьбе за выживание в условиях реформ / З. И. Калугина, О. П. Фадеева // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2005. — № 1 (38). -С. 96−105.
  38. З.И. «Hard luck story» брошенных деревень / З. И. Калугина, О. П. Фадеева // Регион: экономика и социология. 2006. — № 3. — С. 79−96.
  39. Т.С. Для тех, кто изучает проблемы государственного регулирования сельского «хозяйства / Т.С. Касимов// Журнал российского права.-2000.-№ 1.
  40. В.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кис-танов- М.: Финансы и статистика, 2002.
  41. Ю.И. Региональная проблема агромаркетинга / Ю. И. Клименко и др. М.: Рос АКО, 2007. — 272 с.
  42. Н.Я. Экономика сельского хозяйства / Н. Я. Коваленко. -М.: Юркнига, 2004.
  43. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Ростов н/Д.: ИД «Владис», 2004. — 48 с.
  44. Концепции стратегии социально-экономического развития регионов РФ // Материалы Минрегионразвития РФ, представленные на заседание Правительства РФ 30.06.2005.
  45. Концептуальные основы обеспечения продовольственной безопасности России / И. Г. Ушачев, А. И. Алтухов и др. М.: ГНУ ВНИИЭСХ, 2008.-176 с.
  46. Е.А. Экономические основы государственной политики, направленной на преодоление бедности в Российской Федерации / Е. А. Корякина. Ростов н/Д: СКАГС, 2005. — 159 с.
  47. Копач3 К. В. Личное подсобное хозяйство сельского населения и его интеграция с предприятиями АПК / К. В. Копач. М.: ФГНУ, 2002 — 312"с.
  48. А.И. Территориальная дифференциация сельскохозяйственного производства: вопросы методологии и теории / А. И. Костяев. СПб.: Изд-во ГУЭФ, 2006. — 240 с.
  49. А.Е. Методология^оценки кадрового потенциала в экономике / А. Е. Лапин. Ульяновск: УЛГУ, 2007.
  50. А.Е. Проблемы и перспективы государственного менеджмента рынка труда в России: взгляд из региона / А. Е. Лапин // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. — № 4. — С. 25.
  51. В.Н. Государством регионы. Теория и практика государственного, регулирования территориального развития / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов. -М.: УРСС, 2000. 368 с.
  52. В. Инвестиционные процессы в российской экономике / В. Лисин // Вопросы экономики. 2004. — № 6. — С. 4−27.
  53. К.П. Прогнозирование и планирование развития АПК / К. П. Личко. М.: «КолосС», 2007. — 286 с.
  54. Ломидзе Ю. Л- Система управления сельским хозяйством России (теория, методология, практика) / Ю. Л. Ломидзе. -М.:ВНИИЭСХ, 2007.
  55. Ю.Л. Теория науки и концепция управления устойчивым развитием сельских территорий / Ю. Л. Ломидзе, В: Ф. Седнев. М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2005.
  56. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. 4.1.
  57. Макроэкономический анализ изменений на рынке труда // Вопросы экономики. 2004. — № 1.
  58. А.М. Теория и практика инвестиционного обеспечения/ развития экономики депрессивных регионов / А. М: Марголин, З. А. Хутыз — М.: НЦСиМО, 2004.
  59. Методические рекомендации по разработке прогноза производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в стране. -М.: ГНУ ВНИИЭСХ- Ульяновск: УлГУ, 2008. 135 с.
  60. Налоговый кодекс РФ: 4.1 и 2: (по сост. на 5* марта 2006 г.). М.: Юрайт-Издат, 2006.
  61. П.М. Региональная экономика: Учебник дляг вузов / П. М. Нестеров, А. П. Нестеров. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 20 021 — 447 с.
  62. Об опыте работы республики Мордовия по развитию личных подсобных хозяйств населения // Сб. материалов расширенного заседания коллегии Минсельхоза РФ. М., 2002.
  63. Л.Н. Доходы и социальные услуги: неравенство- уязвимость, бедность / Л. Н. Овчарова. М.: ГУ-ВШЭ. 2005.
  64. Панченко?В. А. Цели и задачи региональной политики занятости на рынке труда / В. А. Панченко // Социально-экономическое управление: теория и практика. — 2004. № 1. — С. 66.
  65. .П. Рынок труда на селе и его регулирование / Б. П. Панков. М.: РАСХН, ВНИИЭСХ, 2002.
  66. .П. Тенденции и парадоксы аграрного рынка труда / Б. П. Панков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2005. № 6.
  67. К. Сельское хозяйство в контексте национальных проектов / К. Панкова // АПК: экономика, управление. — 2006. № 7. — С. 12−15.
  68. B.B. Ресурсная база сельских территорий / B. Bi Пациор-ковский // Сб. трудов межд. науч.-практ. конф. «Многофункциональность, сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий — 12-е Никоновские чтения». — М.: ВИАПИ, 2007.
  69. A.B. Приоритеты в государственной поддержке J111X / «A.B. Петриков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002. — № 8. — С. 9−10.
  70. A.B. Механизмы устойчивого сельского развития. Метод, пособие / A.B. Петриков, В. Я. Узун и др. М., 2003. — 329 с.
  71. А.П. О концепции инновационной научно-технической политики Ульяновской области-/ А. П. Пинков, А. Б. Климовский. Ульяновск: УлГТУ, 2006.
  72. T.F. Региональная политика занятости / Т. Г. Плетнева. -Тверь: ТвГУ, 1999.
  73. H.A. Экономика отраслей АПК / H.A. Попов. М.: ЭКМОС, 2002.-368 с.
  74. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. «О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве» // СЗ РФ. 2000. № 50. Ст. 4906.
  75. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года» от 3 декабря 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 49. Ст. 4887.
  76. Прогноз развития агропромышленного производства Российской Федерации на период до 2010 г. / Под ред. И. Г. Ушачева. М.: ВНИИЭСХ, 2002. -273 с.
  77. Программа развития Российской^Федерации на 2006−2008 гг. // Собрание законодательства РФ от 5.02.2007, № 6, ст. 796.
  78. Программа, социально-экономического развития Ульяновской области в'2002−2004 гг. / Под рук. И. И. Егорова. Ульяновск, 2001. — 380 с.
  79. Программа социально-экономического развития Ульяновской области в 2005—2010 гг. / Под рук. И. И: Егорова: Ульяновск, 2006. — 362 с.
  80. Протасов А. Е. Некоторые вопросы взаимодействия рынков труда в
  81. Республике Бурятия / А. Е. Протасов // Проблемы и перспективы развития экономики труда и управления персоналом. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006.-С. 116−122.
  82. А.Е. Социальное партнерство: опыт, проблемы перспективы / А. Е. Протасов // Материалы республиканской научно-практической конференции. — Улан-Удэ, 2006. С. 136−146.
  83. В.В. Проблемы и политика занятости населения на современном этапе развития рынка труда в России / В'.В. Пуляшкин. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000.
  84. Региональная экономика. Учебное пособие / Под ред. И. Родионо-вой. -М.: Экзамен, 2004. 384 с.
  85. Региональные проблемы переходной экономики: вопросы теории и практики / Под ред. В. Г. Алиева М.: Экономика, 2002.
  86. Л.В. Методические рекомендации по интегральной оценке напряженности на сельском* рынке труда в регионе / Л. В. Родионова, O.E. Родионова. Барнаул, 2007. — 16 с.
  87. Л.В. Мониторинг и прогноз занятости и рынка труда // Социальная траектория развития^ Алтая / Л. В. Родионова, O.E. Родионова. -Барнаул: Полиграф-Сервис, 2006. С. 88−133.
  88. O.E. Методикш интегральной оценки напряженности на рынке труда в"регионе / Л. В. Родионова // Человек и^труд. — 2007. № 10. — С. 23−25.
  89. И. Реализация национальных проектов предполагает мониторинг их эффективности / П. Рукина // Общество» и экономика. 2006. -№ 6. -С. 37−43.
  90. Юб.Рынок труда: Учебник / Под. ред. B.C. Буланова иН.А. Волгина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Экзамен», 2003.
  91. Самуэльсон< П. Экономика / П. Самуэльсон. — М.: НПО «Алгон» 1992.-Т. 1.-1992:-331 е.- Т. 2.- 1993.-413 с.
  92. И.С. Формирование системы экономического мониторинга хозяйствующих субъектов АПК / И. С. Санду. М.: ВНИИЭСХ, 2003.
  93. В.Ф. Совершенствование хозяйственного управления в аграрном секторе России / В. Ф. Седнев, Ю. Л. Ломидзе. — М.: ПМЦ ЦИ и ТЭИ ГНУ ВНИИЭСХ, 2004.
  94. Ю.Семенов П. Актуальные проблемы регионального развития / П. Семенов // Экономист. -2004. № 6. — С. 64−71.
  95. Состояние и основные направления обеспечения продовольственной безопасности России / Под ред. А. И. Алтухова. М.: ВНИИЭСХ. — 2003. -147 с.
  96. Состояние и тенденции развития производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и» продовольствия в стране. М.: ГНУ ВНИИЭСХ, 2007. — 139 с.
  97. Социально-экономические преобразования в аграрном’секторе России:-итоги и перспективы / Сб. трудов. М.: ВНИИЭСХ. — 2005.
  98. Сравнительный экономический) анализ региональной экономики (проблемы теории и практики) / Под ред. Д. И1 Егорова, О. М. Кутилиной., Л. А. Реймер. М.: Эдиториал УРСС, 2002. — 128 с.
  99. Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области до! 2020 г. — Ульяновск: Правительство Ульяновской области, 2006. -362 с.
  100. С.Н. Экономика сельского хозяйства / С. Н. Сушкова. Ульяновск, ГСХА, 1999.
  101. Трудовой кодекс РФ: (по сост. на 1 ноября 2006 г.). Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 20 061
  102. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации / М.И. Ту-ган-Барановский. М., 1989. — 468 с.
  103. И.Д. Экономико-финансовые основы местного самоуправления: Учебное пособие / И. Д. Тургель. Екатеринбург: Изд-во УрГИ, 1999.
  104. В.Я. Крупный и малый бизнес в сельском хозяйстве России: адаптация к рынку и эффективность / В .Я. Узун.— М.: ФГНУ «Росинформаг-ротех», 2005.-184 с.
  105. И.Г. Концепция снижения сельской бедности / И. Г. Ушачев, Л. В. Бондаренко // АПК: экономика, управление. — 2007. № 1.
  106. Федеральный закон РФ «О личном подсобном хозяйстве» от 7.07.2003 г. // Собр. законодательства РФ. 2003. № 28. Ст. 2881.
  107. Федеральный ' закон> «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ // «Российская газета» от 11.01.2007 г. № 2.
  108. Федеральный закон РФ «О розничных рынках и внесении изменений в трудовой кодекс РФ» от 30.12.2006 г. № 271-ФЗ // Российская газета от 10.01.2007, № 1.
  109. Федеральный, закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-Ф3 от 06.10.2003 г. // «Российская газета» от 8.10.2003, № 202.
  110. Н.В. Занятость населения и ее регулирование. Учебное пособие / Н. В. Фещенко. Хабаровск: ДВАГС, 2002. — 114 с.
  111. З.А. Анализ факторов развития региональной экономики / З. А. Хутыз —Майкоп: «Качество», 2003.
  112. З.А. Проблемы развития экономики депрессивного региона и пути их решения /З.А. Хутыз-Майкоп: «Качество», 2003.
  113. З.А. Теоретико-методологические основы стратегического планирования регионального развития / З. А. Хутыз. — Майкоп: «Качество», 2002.
  114. A.B. Избранные произведения / Сост. В. Б. Муравьев: — М.: Современник, 1989. 465 с.
  115. .А. Новая роль сельского хозяйства в современном обществе // Сб. трудов-по итогам межд. науч.-практ. конф. «Многофункциональность сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий / Б. А. Черняков. М.: ВИАПИ, 2007.
  116. А.Г. Занятость населения и ее регулирование: Учеб. пособие / А. Г. Шатохин. Ярославль, 2004.
  117. Г. И. Личное подсобное хозяйство: возможности и перспективы / Г. И. Шмелев. М.: Политиздат, 1983. — 214 с.
  118. Ю.Н. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях АПК (учебник) / Ю. Н. Шумаков. М.: КолосС, 2008. — 302 с.
  119. Ю.Н. Проблемы и пути повышения занятости трудовых ресурсов в АПК Красноярского края / Ю. Н. Шумаков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2004. № 12. — С. 39−41.
  120. Экономика труда: социально-трудовые отношения: Учебник / Под ред. H.A. Волгина, Ю. Г. Одегова. М., 2002.
  121. Р. Современная экономика труда. Теория и государственная политика / Р. Эренберг, Р. Смит. — М., 1996.
  122. А.М. Методические положения рыночной модели мотивации труда в аграрной сфере / А. М. Югай, М. П. Тушканов и др. М.: ВНИИЭСХ, 2006.-199 с.
  123. McFetridge, D.G. The Economics of vertical integration in Agricultural Economics. — Department of Economics, Carleton University, Ottawa, Canada, N. 4 1994-P. 525−531.
Заполнить форму текущей работой