Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Транспортный налог: исчисление налога в субъектах Федерации (Новосибирская область)

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С развитием технологий и постоянным техническим прогрессом меняется и жизнь людей. Налогообложение также шагает в ногу со временем. Транспортный налог связан с внедрением в жизнь различных транспортных средств. Транспортный налог в СССР был введен в 20-х годах прошлого века и подлежали налогообложению самодвижущиеся экипажи, лошади, велосипеды и др. Уже к началу 30-х годов размер налога… Читать ещё >

Транспортный налог: исчисление налога в субъектах Федерации (Новосибирская область) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра финансов и налоговой политики Контрольная работа по дисциплине «Налоги и налогообложение»

Тема: «Транспортный налог: исчисление налога в субъектах Федерации (Новосибирская область)»

Выполнил Факультет Бизнеса, группа ФБЭ-21

Студент Хмельницкая М.Г.

Вариант 26

Преподаватель: Вороническо Н.И.

Новосибирск

Содержание:

1. Роль транспортного налога в РФ и его исчисление

2. Анализ статистических данных по транспортному налогу

3. Проблемы транспортного налога и пути их решения Заключение Список использованных источников

Введение

Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования, как национальной экономики, так и международных экономических процессов. Налоги являются главным методом мобилизации доходов в государственную казну.

Данная контрольная работа посвящена транспортному налогу в Российской Федерации. Актуальность этой проблемы заключается в том, что с развитием технологий количество транспорта увеличилось в десятки, сотни и десятки тысяч раз. Соответственно, для того, чтобы, например, поддерживать дороги в хорошем состоянии, а также для того, чтобы строить новые, необходимы немалые финансовые вложения. И именно транспортный налог может обеспечить государство необходимыми финансовыми средствами для реализации дорожных программ. Также эта тема очень важна для общества, т.к. практически каждая третья семья в России имеет то или иное транспортное средство, а значит, сталкивается с транспортным налогом.

Цель работы: изучение транспортного налога и его исчисления в Российской Федерации; анализ данных по сбору транспортного налога по субъектам Федерации в целом, и отдельно по Новосибирской области; выявление проблем транспортного решения и поиск путей их решения.

Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучение статей Главы 28 Налогового Кодекса Российской Федерации «Транспортный налог»

2. Сравнение общероссийских ставок по транспортному налогу со ставками транспортного налога в Новосибирской области.

3. Определить схему уплаты транспортного налога физическими лицами.

4. Определить формулы для расчета транспортного налога.

5. Выяснить, что такое повышающий коэффициент и как он вычисляется.

6. Изучить условия для предоставления льгот по транспортному налогу.

7. Проанализировать данные по субъектам Федерации по сбору транспортного налога в консолидированный бюджет РФ.

8. Рассмотреть динамику поступлений транспортного налога в консолидированный бюджет в общем объеме налоговых поступлений.

9. Проанализировать поступления транспортного налога в Новосибирской области.

10. Для анализа динамики показателей рассчитать темпы роста и темпы прироста некоторых показателей по транспортному налогу и построить графики.

11. Изучить провалы транспортного налога и найти пути их выравнивания.

Объектом исследования является транспортный налог. Предметом исследования — исчисление транспортного налога в Российской Федерации в целом и в Новосибирской области.

Работа состоит из трех частей — теоретические аспекты транспортного налога, анализ данных по транспортному налогу и выявление проблем и путей решения по транспортному налогу.

Исследование выполнено на основе данных сайта nalog.ru и трудов таких авторов как Беляева Н. А., Соболева О. А., Гайфутдинов В. А. и др. При анализе данных по транспортному налогу были рассчитаны темпы роста и темпы прироста цепным методом.

Курсовая работа выполнена на 2 страницах, состоит из введения, 3 частей, заключения, проиллюстрирована 6 рисунками и 8 таблицами, содержит список использованных источников.

1. Роль транспортного налога в РФ и его исчисление

С развитием технологий и постоянным техническим прогрессом меняется и жизнь людей. Налогообложение также шагает в ногу со временем. Транспортный налог связан с внедрением в жизнь различных транспортных средств. Транспортный налог в СССР был введен в 20-х годах прошлого века и подлежали налогообложению самодвижущиеся экипажи, лошади, велосипеды и др. Уже к началу 30-х годов размер налога за полугодие с самодвижущихся экипажей составлял от 6 до 15 рублей за одну лошадиную силу. Последние налоговые ставки в СССР были приняты в 1988 году Верховным советом СССР. В соответствии с ними владельцы автомобилей уплачивали по 50 копеек за одну лошадиную силу в «доход союзного бюджета». Транспортный налог приблизился к современным реалиям лишь в 1991 году, когда произошли изменения по его взиманию. А именно: теперь транспортный налог уплачивался по различным ставкам в зависимости от количества лошадиных сил. Так, владельцы транспортного средства мощностью до 100 лошадиных сил платили по 50 копеек за одну лошадиную силу, а владельцы транспортных средств мощностью свыше 100 лошадиных сил уплачивали в бюджет 1,3 рубля за одну лошадиную силу."Как взимался транспортный налог. История вопроса" Газета «Коммерсантъ» № 230 от 05.12.2012, стр. 5

Транспортный налог в современном виде был введен в действие Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации». Н. А. Беляева. Транспортный налог в некоммерческих организациях. Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 24(192). С. 27−32. Федеральный закон вступил в силу 1 января 2003 года в виде главы 28 Налогового Кодекса Российской Федерации. Транспортный налог является региональным налогом и подлежит обязательной уплате в соответствующий бюджет субъекта Российской Федерации. Все полученные денежные средства полностью зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и составляют его доходную часть. К слову, транспортный налог признается одним из основных источников доходов регионов Российской Федерации.

Глава 28 Налогового Кодекса Российской Федерации состоит из 9 статей:

Статья 356. Общие положения Статья 357. Налогоплательщики Статья 358. Объект налогообложения Статья 359. Налоговая база Статья 360. Налоговый период. Отчетный период Статья 361. Налоговые ставки Статья 362. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу Статья 363. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу Статья 363.1. Налоговая декларация Транспортный налог вводится в действие и регулируется настоящим Налоговым Кодеком и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Налогоплательщиками транспортного налога являются как физические, так и юридические лица, на которых в установленном порядке зарегистрировано транспортное средство, являющееся объектом налогообложения.

Объектом налогообложения являются все наземные, водные и воздушные транспортные средства (автомобили, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, снегоходы, катера, мотоциклы, мотороллеры, и т. д.) зарегистрированные в установленном порядке, за исключением тех, которые прописаны в пункте 2 статьи 358 Налогового Кодекса Российской Федерации. А именно, не являются объектом налогообложения:

— весельные и моторные лодки, мощностью меньше 5 лошадиных сил;

— транспортные средства, находящиеся в розыске (только по предъявлению соответствующих документов)

— легковые автомобили для инвалидов, либо полученные через органы соц. защиты;

— тракторы, комбайны, специальные автомашины, использующиеся в сфере сельского хозяйства; и другие. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157 512/

В большинстве случаев транспортный налог платится владельцами автотранспорта. Так налоговой базой является мощность двигателя, измеренная в лошадиных силах и количество лет, прошедших с года выпуска автомобиля. Ставки транспортного налога различны в разных субъектах Российской Федерации и устанавливаются исходя из местных особенностей региона. Соболева О. А. К вопросу о реформировании транспортного налога. Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2010. № 5. С. 95−98. Рассмотрим некоторые ставки транспортного налога общепринятые в России и отдельно в Новосибирской области по легковым и грузовым автомобилям, т.к. они эти две группы транспорта являются самыми многочисленными в нашей стране:

Таблица 1. Общероссийские ставки транспортного налога

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка (в рублях с каждой л.с.)

Автомобили легковые с мощн-ю двигателя:

До 100 л.с. вкл-но

2,5

От 100 до 150 л.с. вкл-но

3,5

От 150 до 200 л.с. вкл-но

От 200 до 250 л.с. вкл-но

7,5

Свыше 200 л. с вкл-но

Автомобили грузовые с мощ-ю двигателя:

До 100 л.с. вкл-но

2,5

От 100 до 150 л.с. вкл-но

От 150 до 200 л.с. вкл-но

От 200 до 250 л.с. вкл-но

6,5

Свыше 200 л. с вкл-но

8,5

Представленная выше таблица — это своеобразный модуль, стандарт для определения регионами размера транспортного налога. Ставки могут увеличиваться или уменьшаться в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, но не более, чем в 10 раз от данных. Теперь рассмотрим ставки транспортного налога в Новосибирской области за 2015 год:

Таблица 2. Ставки транспортного налога в НСО для легковых и грузовых автомобилей

Наименование объекта налогообложения

Нал.ставка по легковым (в руб. за 1 л.с.)

Нал.ставка по грузовым (в руб. за 1 л.с.)

Автомобили с мощностью двигателя: до 100 л.с. вкл-но

Автомобили с мощностью двигателя: свыше 100 л.с. до 150 л.с. вкл-но

Автомобили с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. вкл-но, кол-во лет, прош. с года выпуска: — до 5 лет вкл-но

Автомобили с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. вкл-но, кол-во лет, прош. с года выпуска: — от 5 лет до 10 лет вкл-но

22,5

Автомобили с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. вкл-но кол-во лет, прош. с года выпуска: — свыше 10 лет

Автомобили с мощностью двигателя свыше 200 л.с. до 250 л. с вкл-но, кол-во лет, прош. с года выпуска: — до 5 лет включительно

Автомобили с мощностью двигателя свыше 200 л.с. до 250 л.с. вкл-но, кол-во лет, прош. с года выпуска: — от 5 лет до 10 лет вкл-но

Автомобили с мощностью двигателя свыше 200 л.с. до 250 л.с. вкл-но, кол-во лет, прош. с года выпуска: — свыше 10 лет

Автомобили с мощностью двигателя свыше 250 л.с., кол-во лет, прош. с года выпуска: — до 5 лет вкл-но

Автомобили с мощностью двигателя свыше 250 л.с., кол-во лет, прош. с года выпуска: — от 5 лет до 10 лет вкл-но

112,5

Автомобили с мощностью двигателя свыше 250 л.с., кол-во лет, прош. с года выпуска: — свыше 10 лет

Рассмотрев данную таблицу можно сказать, что ставки налога в Новосибирской области по легковым и грузовым автомобилям устанавливаются по-разному. Ставки транспортного налога на легковые автомобили варьируются от 6 до 150 рублей за одну лошадиную силу. Ставки транспортного налога на грузовые автомобили варьируются от 25 до 85 рублей за одну лошадиную силу. Все ставки по грузовым автомобилям в Новосибирской области увеличены в 10 раз. По легковым автомобилям учитывается два фактора — мощность двигателя и количество лет, прошедших с года выпуска (кроме автомобилей с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил — по ним учитывается только мощность), а по грузовым — только мощность двигателя. Средние ставки по каждому классу мощностей легковых автомобилей, начиная с 3-го, увеличиваются сначала в 2 раза, а затем в 2,5 раза. По грузовым автомобилям в аналогичных классах мощностей рост примерно одинаковый — в 1,3 раза.

Почему градация налогов грузовых автомобилей гораздо проще, чем градация налогов легковых автомобилей? И насколько это справедливо? На это действуют следующие факторы:

— количество легковых автомобилей на дорогах значительно выше;

— срок эксплуатации грузовых автомобилей выше и, как правило, такие автомобили в большинстве своем приносят куда больший и постоянный доход владельцу, что позволяет устанавливать усредненный налог на все сроки эксплуатации грузового автомобиля.

Почему налоговая ставка «привязана» к мощности автомобиля? Справедливо ли это?

Мощность двигателя может говорить только о характеристике двигателя, но никак не учитывает полную характеристику автомобиля. В качестве примера: легковой автомобиль может иметь одинаковый по мощности двигатель, но разную комплектацию салона, механическую или автоматическую коробку передач, камеру заднего вида, быть задне-, переднеи полноприводным и т. д. И получается, что все эти факторы никак не влияют на размер налога. Гайфутдинов В. А. О транспортном налоге на легковые автомобили. Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2012. № 3 (43). С. 48−51.

Справедливым все это назвать крайне сложно, так как возникает много спорных моментов в связи с данными существующими проблемами.

Схема уплаты налога физическими лицами:

1. ГИБДД передают всю необходимую информацию об автомобиле в налоговую службу;

2. Налоговая служба рассчитывает размер налога;

3. На адрес налогоплательщика высылается налоговое уведомление;

4. Владелец автотранспорта платит налог, согласно начисленной сумме. Бабичева В. А. Транспортный налог: проблемы и пути решения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2014/04/5039 (дата обращения: 12.03.2015).

Налоговым периодом признается один календарный год. Для организаций — налогоплательщиков отчетными периодами являются 1 — 3 квартал.

Формула для расчета транспортного налога (физические лица):

Формула для расчета транспортного налога (юридические лица):

Помимо этого, для некоторых легковых автомобилей существует повышающий коэффициент. Параметры определения повышающего коэффициента — стоимость автомобиля и количество лет, прошедших с момента выпуска. Более подробно рассмотрим повышающие коэффициенты в таблице 3.

Таблица 3. Повышающие коэффициенты транспортного налога

Средняя стоимость автомобиля, млн.руб.

Количество лет, прошедших с года выпуска, лет

Повышающий коэффициент

От 3 до 5 включительно

От 2 до 3

1,1

От 3 до 5 включительно

От 1 до 2

1,3

От 3 до 5 включительно

Не более 1

1,5

От 5 до 10 включительно

Не более 5

От 10 до 15 включительно

Не более 10

Свыше 15

Не более 20

Краткие выводы: повышающий коэффициент варьируется от 1,1 до 3. Самый большой коэффициент начисляется на автомобили стоимостью от 10 млн. рублей и выше, при этом количество лет, прошедших с года выпуска должно быть не более 10 (20). Автомобили стоимостью от 3 млн руб. — это автомобили достаточно высокого класса. Например, легковой автомобиль Lexus GS 350 в начальной комплектации стоит 3 233 000 рублей. http://www.lexus.ru/car-models/gs/gs-350/index.tmex То есть если купить машину с салона, за первый год владелец этой машины заплатит транспортный налог по соответствующей налоговой ставке с повышающим коэффициентом, равным 1,5. Налогоплательщики — организации исчисляют сумму авансового платежа по окончании каждого отчетного периода следующим образом:

Если транспортное средство было зарегистрировано или снято с учета в течение налогового периода, то начисление налога происходит по следующей формуле:

При этом месяц регистрации и месяц снятия с учета принимаются за полный месяц.

Порядок и сроки уплаты авансовых платежей для юридических лиц определяются законодательством субъектов в Российской Федерации. Налоговая декларация предоставляется юридическими лицами не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим. Физические лица должны уплатить налог не позднее 1 октября года, следующего за истекшим.

В Новосибирской области физические лица обязаны уплатить транспортный налог не позднее 10 ноября года, следующего за истекшим. Налогоплательщики — организации обязаны уплатить авансовый платеж не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. А сумма налога, исчисленную в соответствии с формулой (2), налогоплательщики-организации обязаны уплатить в бюджет не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Существуют налоговые льготы по оплате транспортного налога. Они устанавливаются законодательно субъектом Российской Федерации. В Новосибирской области установлены следующие льготы:

1. Освобождаются от налогообложения:

— участники и инвалиды Великой Отечественной войны;

— участники и инвалиды боевых действий;

— граждане, подвергшиеся радиационному воздействию в следствие катастрофы Чернобыльской АЭС и др.

2. Транспортный налог уплачивают в размере 5% от налоговой ставки по объектам налогообложения:

— пенсионеры по старости;

— инвалиды;

— пенсионеры по инвалидности или выслуге лет и др. Закон № 142-ОЗ от 16.10.2003 «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» [редакция от 24.11.2014]

2. Анализ статистических данных по транспортному налогу

Для аналитики, по транспортному налогу все поступления средств по субъектам Федерации фиксируются в консолидированном бюджете. Статистика по транспортному налогу ведется в отдельности по физическим и юридическим лицам и совместно. Рассмотрим поступления денежных средств по транспортному налогу в консолидированный бюджет Российской Федерации в общем, по всем субъектам Российской Федерации:

Таблица 4. Поступление транспортного налога в консолидированный бюджет РФ по состоянию на 1 января 2015

Транспортный налог в консолидированный бюджет Российской Федерации

из него:

Транспортный налог с организаций

Транспортный налог с физических лиц

РФ

117 532 227

27 233 159

90 299 068

в том числе:

Центральный федеральный округ

42 319 159

8 816 649

33 502 510

Северо-Западный федеральный округ

16 745 536

3 617 342

13 128 194

Северо-Кавказский федеральный округ

1 503 941

368 159

1 135 782

Южный федеральный округ

9 907 341

1 974 902

7 932 439

Приволжский федеральный округ

22 270 527

5 509 234

16 761 293

Уральский федеральный округ

8 809 394

3 110 080

5 699 314

Сибирский федеральный округ

11 001 668

2 530 774

8 470 894

Дальневосточный федеральный округ

4 974 661

1 306 019

3 668 642

Рис. 1. Поступление транспортного налога в консолидированный бюджет РФ По данным таблицы 4 и рисунка 1 можно сказать, что больше всего платежей в бюджет по транспортному налогу — в Центральном федеральном округе, а меньше всего — в Северо-Кавказском федеральном округе. Если же рассматривать отдельно поступления по организациям и физическим лицам — ситуация аналогична. Если сравнивать крайние значения сборов по транспортному налогу, то получается, что поступления в Центральном федеральном округе превышают поступления в СевероКавказском федеральном округе более, чем в 28 раз.

Рассмотрим динамику поступлений транспортного налога в консолидированный бюджет Российской Федерации в общем объеме налоговых доходов за 2012 — 2014 гг:

Таблица 5. Поступления транспортного налога и всех налоговых доходов за 2012;2014 гг.

Год

Общий объем налоговых доходов РФ

в т.ч. транспортный налог

10 954 009 949

90 163 792

11 321 616 514

106 132 738

12 606 342 016

117 532 227

Рис. 2. Поступления транспортного налога и всех налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ за 2012 год Рис. 3. Поступления транспортного налога и всех налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ за 2013 год Рис. 4. Поступления транспортного налога и всех налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ за 2014 год Вывод: Полученные диаграммы свидетельствуют о том, что ежегодно транспортный налог собирается в размере 1% от общей суммы всех налоговых доходов. По таблице 5 видно, что ежегодное увеличение транспортного налога пропорционально увеличению общего объема налоговых доходов.

Поступление транспортного налога по Новосибирской области

По состоянию на 1 января 2015 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации из бюджета Новосибирской области поступило:

Таблица 6. Поступление транспортного налога в Новосибирской области

Транспортный налог:

Сумма, тыс. руб.

В % к поступлениям по РФ

— с организаций

393 775

1,4

— с физических лиц

1 450 529

1,6

Итого:

1 844 304

Рис. 5. Поступление транспортного налога в Новосибирской области Таким образом, получается, что транспортный налог в Новосибирской области в большинстве своем уплачивается физическими лицами. Это видно из рис. 2. Поступления по транспортному налогу из Новосибирской области в консолидированный бюджет составляют 3,0%, в том числе 1,4% с организаций и 1,6% с физических лиц соответственно. Доля Новосибирской области по сбору транспортного налога в Российской Федерации — сравнительно мала. К примеру, доля г. Москва по сбору транспортного налога в Российской Федерации составляет 16,2%. Это почти в 5,5 раз больше, чем собирается в Новосибирской области.

Анализ данных по отчету о налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу за 2011 — 2013 гг. по Новосибирской области Для анализа возьмем некоторые данные из соответствующего отчета по Новосибирской области и проследим их динамику: Рассмотрим следующие данные отдельно по физическим лицам и по организациям. Для дифференцированности анализа для организаций рассчитаем темпы роста и темпы прироста всех показателей, а для физических лиц построим график, отражающий динамику показателей.

Таблица 7. Данные по налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу за 2011;2013 гг по организациям

Показатель

1. Количество налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов, единиц

7 972

8 040

8 474

2. Количество транспортных средств, учтенных в базе данных налогового органа, единиц

87 757

81 846

82 659

3. Количество транспортных средств, в отношении которых налогоплательщиком исчислен налог к уплате, единиц

68 562

68 771

69 861

4. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, тыс. руб.

5. Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот (освобождением от уплаты налога), тыс. руб.

71 177

55 292

51 476

Рассчитаем темпы роста и темпы прироста показателей за 2012 и 2013 гг по следующим формулам:

или

1. Рассчитаем темпы роста и прироста количества налогоплательщиков, учтенных в базе данных:

Темп роста за 2012 = (8040 / 7972)* 100% = 100,85%

Темп роста за 2013 = (8474 / 8040) * 100% = 105,40%

Темп прироста за 2012 = 100,85% -100% = 0,85%

Темп прироста за 2013 = 105,40% -100% = 5,40%

2. Рассчитаем темпы роста и прироста количества транспортных средств, учтенных в базе данных:

Темп роста за 2012 = (81 846 / 87 757) * 100% = 93,26%

Темп роста за 2013 = (82 659 /81 846) * 100% = 100,99%

Темп прироста за 2012 =93,26% -100% = - 6,74%

Темп прироста за 2013 = 100,99% -100% = 0,99%

3. Рассчитаем темпы роста и прироста количества транспортных средств, в отношении которых налогоплательщиком исчислен налог к уплате:

Темп роста за 2012 = (68 771 / 68 562) * 100% = 100,30%

Темп роста за 2013 = (69 861 / 68 771) * 100% = 101,59%

Темп прироста за 2012 = 100,30% -100% = 0,30%

Темп прироста за 2013 = 101,59% -100% = 1,59%

4. Рассчитаем темпы роста и прироста суммы налога, подлежащей уплате в бюджет:

Темп роста за 2012 = (340 510 / 317 811) * 100% = 107,14%

Темп роста за 2013 = (343 591 / 340 510) * 100% = 100,90%

Темп прироста за 2012 =107,14% -100% = 7,14%

Темп прироста за 2013 = 100,90% -100% = 0,90%

5. Рассчитаем темпы роста и прироста суммы налога, не поступившей в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот:

Темп роста за 2012 = (55 292 / 71 177) * 100% = 77,68%

Темп роста за 2013 = (51 476 / 55 292) * 100% = 93,10%

Темп прироста за 2012 = 77,68% -100% = - 22,32%

Темп прироста за 2013 = 93,10% -100% = - 6,9%

Краткие выводы: Темп роста призван показать, сколько процентов составляет один показатель от другого, то есть с его помощью можно сравнить исследуемый показатель с базисным или предыдущим значением. Если полученное значение меньше 100%, то наблюдается темп уменьшения исследуемого показателя в соотношении с базисным или предыдущим. Темп прироста показывает, на сколько процентов увеличился или уменьшился тот либо иной показатель по сравнению с базисным или предыдущим значением. Если полученный результат имеет отрицательное значение, то наблюдается не темп прироста, а темп снижения анализируемого показателя по сравнению с базисным или предыдущим значением. В данном конкретном исследовании большинство значений темпа роста в анализируемых периодах (2012 — 2013 гг.) — более 100%, что говорит о положительной динамике, т. е. увеличивается количество налогоплательщиков по транспортному налогу, соответственно увеличивается количество транспортных средств, учтенных в базе и тех, по которым исчисляется налог. А это значит, что растут суммы к уплате в бюджет. При этом динамика темпов роста суммы налога, не поступившего в бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот — менее 100% в анализируемых периодах, но имеет тенденцию к увеличению. С темпом прироста — все аналогично. В данной работе всего 3 показателя, значение которых, со знаком минус. Это говорит о том, что наблюдаются снижения этих показателей по сравнению с предыдущим периодом. Например, темпы прироста суммы налога, не поступившей в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот имеет сначала больший, а затем меньший отрицательный прирост. Со стороны налоговой службы — это хорошо, т. к. в бюджет попадет больше денежных средств, со стороны налогоплательщиков — это не очень хорошо, т.к. сумма к уплате с бюджет значительно выше.

Теперь проанализируем данные по налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу по физическим лицам:

Таблица 8. Данные по налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу за 2011;2013 гг. по физическим лицам

Показатель

1. Количество налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов, единиц

630 526

663 813

680 601

2. Количество транспортных средств, учтенных в базе данных налогового органа, единиц

849 923

894 237

931 634

3. Количество транспортных средств, в отношении которых налогоплательщиком исчислен налог к уплате, единиц

841 301

885 034

917 532

4. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, тыс. руб.

5. Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот (освобождением от уплаты налога), тыс.руб.

92 216

88 086

80 645

Построим на графике тренды по каждому показателю, отражающие динамику показателей:

Рис. 6. Динамика показателей по транспортному налогу в Новосибирской области по физическим лицам Краткие выводы: Суммы, представленные в таблице 8 по физическим лицам значительно выше, чем аналогичные суммы, представленные в таблице 7 по юридическим лицам. Это достаточно легко обосновать: физических лиц в десятки больше, чем юридических, отсюда и возникает такая разница в цифрах по налогам. По анализу рисунка 6 можно сказать, что все показатели с каждым новым периодом возрастают, что хорошо сказывается на общих сборах налога, в то время как последний показатель, как и в анализе юридических лиц, показывает отрицательную динамику. Вероятно, причина этому — снижение объема налоговых льгот, предоставляемых государством.

3. Проблемы транспортного налога и пути их решения

транспортный налог бюджет исчисление Зачем нужен транспортный налог, и на какие цели он расходуется? Ранее, до его введения на территории Российской Федерации действовал так называемый «дорожный налог». Цель его сбора — поддержание дорог в хорошем состоянии. Т. е. денежные средства расходовались на ремонт, реконструкцию и прокладку дорог. После 2003 года, когда субъекты Российской Федерации получили право использования дохода с данного налога на другие цели, его и переименовали в транспортный.

В Российской Федерации давно уже обсуждается вопрос о реформировании транспортного налога, и этому предшествует большой ряд причин и проблем.

Во — первых стоит сказать о том, что транспортный налог так или иначе состоит из двух частей: первая — средства для ремонта, замены и обслуживания автодорог; вторая — налог на роскошь. В нашей стране налоговая база по транспортному налогу, независимо от марки и возраста автомобиля исчисляется по мощности двигателя в лошадиных силах. Вопрос: почему был выбран именно этот критерий? И исходя из какой логики был выбран, ведь лошадиные силы никак не связаны ни с массой автомобиля, ни с его экологичностью, ни с пробегом, ни тем более с оформлением салона? Если же мы рассмотрим налоговые базы в других странах, то получается иная картина. Например, в Белоруссии транспортный налог уже входит в стоимость бензина; в Латвии в качестве налоговой базы используется полная масса транспортного средства (что очень логично, т.к. автомобили продавливают асфальт); в Германии налоговая база зависит от габарита автомобиля; в США как и в Белоруссии транспортный налог включен в цену топлива. Кузнецова З. П. Проблемы реформирования налога в Российской Федерации. // Бухгалтерский учет, налоги и налогообложение. 2014. № 5. С. 135 — 142. Есть некоторые предположения, почему в Российской Федерации базой транспортного налога является мощность двигателя. Некоторые из них:

1. В качестве таможенной пошлины взимается некоторая сумма, пропорциональная мощности двигателя.

2. Владельцы грузовых автомобилей платят налоги с нагрузки на ось, иными словами они платят налог с массы автомобиля.

3. Автозаправочные станции перечисляют часть вырученных денег в виде акцизов в бюджет.

Во — вторых существующее законодательство имеет некоторые недостатки, из-за которых страдают как владельцы автомобилей (ввиду высоких ставок налога), так и налоговые органы (ввиду низкой собираемости налога). Существующая прогрессивная шкала ставок транспортного налога неадекватна, так так градация мощностей с разностью в 50 лошадиных сил уже очень устарела и нуждается в доработке. Пример: легковой автомобиль, зарегистрированный в Новосибирской области имеет 101 лошадиную силу, и будет платить налог в размере 10*101=1010 рублей, тогда как легковой автомобиль, с мощностью двигателя 100 лошадиных сил будет платить всего 600 рублей. Получается, что одна лошадиная сила первому автомобилю, обойдется в 1010−600 = 410 рублей! Аналогично и для всех остальных градаций, причем при прогрессивной шкале налогообложения на каждой ступени эта разница будет значительно возрастать. Необходимо внести в закон существенную поправку: считать не «ступенями» по принципу «от и до», а «за каждую дополнительную лошадиную силу». Если ставка будет единой, то зависимость величины налога от мощности будет линейной, а не скачкообразной, как в настоящий момент. Пропорциональное увеличение более понятно и более справедливо. Турбина Н. М. Анализ проблем существующего законодательства по транспортному налогу и поиск путей их решения. // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 2 (014). С. 105 — 110.

Так же есть некоторые предложения по дифференциации ставки налога для машин с объемом двигателя от 100 до 150 лошадиных сил, так как согласно статистике это самая большая группа автомобилей в нашей стране. Стоило бы разделить ее следующим образом: от 100 до 110, от 110 до 120, от 120 до 130, от 130 до 140 и от 140 до 150.

В — третьих современное налогообложение по транспортному налогу в Российской Федерации не учитывает экологические характеристики автомобиля, что имеет большую значимость в современном мире. Т. е. к примеру владельцы автомобилей «Москвич» платят столько же, сколько владельцы автомобиля Skoda Fabia. Хотя последний имеет высокий класс экологичности. В Европе уже давно введены стандарты, по которым, например, машины, принадлежащие к стандарту «Евро — 2», будут платить больше, нежели машины, принадлежащие к стандарту «Евро — 4» и выше. Стоит и нашей стране принять такой позитивный зарубежный опыт.

Подводя итоги, можно сказать, что в нашей стране есть существенные пробелы в налогообложении по транспортному налогу и есть необходимость пересмотреть его с учетом вышесказанных проблем. Возможно, стоит задуматься о том, чтобы реформировать его и включить в стоимость топлива, или начать учитывать другие параметры для определения налоговой базы.

Заключение

С 1 января 2003 года главой 28 Налогового кодекса РФ был введен новый налог — транспортный, его плательщиками являются как юридические, так и физические лица. Транспортный налог является одним из основных налогов субъектов Российской Федерации и занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России.

При изучении транспортного налога были сделаны следующие выводы (согласно поставленным задачам):

1. Ставки транспортного налога по автомобилям в Российской Федерации ранжируются и зависят от мощности двигателя, выраженной в лошадиных силах. Ставки устанавливаются индивидуально для каждого региона местным аппаратом власти, но они не могут изменяться более чем в 10 раз.

2. Схема уплаты транспортного налога физическим лицом состоит из 4 ступеней, начиная с передачи всей информации от ГИБДД налоговой службе и заканчивая уплатой налога налогоплательщиком согласно начисленной сумме.

3. Транспортный налог для физических и юридических лиц исчисляется и уплачивается различным способом.

4. Транспортный налог на дорогостоящие легковые автомобили стоимостью от 3 миллионов рублей будет исчисляться с применением повышающих коэффициентов. Повышающий коэффициент определяется с учетом стоимости автомобиля и количества лет, прошедших с года выпуска.

5. По транспортному налогу некоторым категориям граждан предоставляются льготы в виде: освобождения от уплаты налога; уплаты налога в размере 5% от налоговой ставки по объектам налогообложения.

6. Самые большие сборы по транспортному налогу наблюдаются в Центральном федеральном округе. Самая маленькая сумма по транспортному налогу — в Северо — Кавказском федеральном округе.

7. Поступления транспортного налога в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации составляют около 1% ежегодно в течение 2012;2014 гг.

8. В Новосибирской области в общем объеме поступлений по транспортному налогу, поступления от физических лиц составляют около 79%, а поступления от налогоплательщиков — организаций составляют 21%.

9. Анализ темпов роста и темпов прироста некоторых показателей по транспортному налогу по налогоплательщикам — организация показал положительную динамику, т. е. увеличение количества налогоплательщиков — организаций ведет к увеличению сборов по транспортному налогу. График, построенный по тем же показателям, но по физическим лицам также говорит о положительной динамике, что хорошо сказывается на сборах транспортного налога.

10. Транспортный налог в том виде, в котором он сейчас действует малоэффективен и требует значительной корректировки. В настоящее время существует тенденция к его реформированию.

11.

Список использованных источников

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157 512/.

2. Закон № 142-ОЗ от 16.10.2003 «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» [редакция от 24.11.2014].

3. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (на 1 января 2015 г.). Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn54/related_activities/statistics_and_analytics/forms/.

4. Отчет о налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу в НСО (2011 — 2013 гг.). Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn54/related_activities/statistics_and_analytics/forms/.

5. Бабичева В. А. Транспортный налог: проблемы и пути решения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2014/04/5039.

6. Бачило Т. Г. Еще раз о транспортном налоге. // Известия МГТУ «МАМИ», серия «Экономика и управление». 2014. № 2(20), т. 5. С. 44 — 48.

7. Беляева Н. А. Транспортный налог в некоммерческих организациях. Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 24(192). С. 27−32.

8. Гайфутдинов В. А. О транспортном налоге на легковые автомобили. Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2012. № 3 (43). С. 48−51.

9. Еремина И. В. К вопросу о реформировании транспортного налога в России. // Автомобильный транспорт. 2014. № 4. С. 37 — 39.

10. «Как взимался транспортный налог. История вопроса» Газета «Коммерсантъ» № 230 от 05.12.2012. С. 5.

11. Киреенко А. П. Каким быть транспортному налогу: оценка вариантов реформирования и отмены. // Известия ИГЭА. 2013. № 6 (92). С. 53 — 60.

12. Кузнецова З. П. Проблемы реформирования налога в Российской Федерации. // Бухгалтерский учет, налоги и налогообложение. 2014. № 5. С. 135 — 142.

13. Соболева О. А. К вопросу о реформировании транспортного налога. Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2010. № 5. С. 95−98.

14. Турбина Н. М. Анализ проблем существующего законодательства по транспортному налогу и поиск путей их решения. // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 2 (014). С. 105 — 110.

15. Официальный сайт Лексус в России. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.lexus.ru/car-models/gs/gs-350/index.tmex.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой