Развитие розничных торговых сетей на основе реинжиниринга бизнес-процессов
В сегодняшнем жестком, розничном мире нет никаких зон безопасности. Розничные торговые сети стремительно растутконсолидация и укрупнение бизнеса прогрессирует. Быстро появляются новые форматы и новые каналы распределения. Покупатели все более непредсказуемы, и нужно уметь предвидеть их ожидания. Розничные торговые сети должны повышать доходы и сокращать затраты. Залог успеха кроется в том, что… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Эволюционные и революционные процессы развития розничных торговых сетей
- 1. 1. Развитие предприятий как смена технологических парадигм
- 1. 2. Оценки развития розничной торговли в России
- 1. 3. Макроэкономические показатели розничной торговли в России
- 1. 4. Розничная торговая сеть, как сложная и сверхсложная нелинейная система
- 1. 5. Сущность и принципы реинжиниринга бизнес-процессов в деятельности розничных торговых сетей
- Глава 2. Теоретические и практически основы управления преобразованиями розничных торговых сетей
- 2. 1. Управление преобразованиями в розничной торговой сети при проведении проекта реинжиниринга бизнес-процессов
- 2. 2. Значение стратегии розничных торговых сетей в области информационных технологий
- 2. 3. Влияние информационных технологий на рост производительности в розничных торговых сетях
- Глава 3. Методологические основы управления розничными торговыми сетями при реинжиниринге бизнес — процессов
- 3. 1. Проблемы реформирования и задачи управления подразделениями розничной торговой сети в современных условиях
- 3. 2. Организационно — экономическое обеспечение управления подразделениями розничной торговой сети при реинжиниринге бизнес -процессов
- 3. 3. Совершенствование управления материальными и финансовыми потоками подразделений розничной торговой сети
- Глава 4. Бизнес-реинжиниринг на основе морфологического метода
- 4. 1. Морфологический реинжиниринг бизнес-процессов
- 4. 2. 0. бъект реинжиниринга и бизнес-процессы
- 4. 3. Бизнес-процессы в идеологии IDEF
- 4. 4. Морфологическая экспертиза бизнес-модели
- 4. 5. Оптимизация бизнес-модели на основе морфологической матрицы
- 4. 6. Морфологический реинжиниринг бизнеса группы компаний «АЛТЭКС»
- 4. 7. Компьютерная программа морфологического реинжиниринга
- 4. 1. Морфологический реинжиниринг бизнес-процессов
- Глава 5. Методика организации разработки и внедрения программ реинжиниринга бизнес — процессов в розничных торговых сетях
- 5. 1. Организация управления разработкой программ реинжиниринга бизнес — процессов в розничных торговых сетях
- 5. 2. Организация управления программой
- 5. 3. Разработка бизнес — плана программы
- 5. 4. Обоснование инвестиций в программы реинжиниринга бизнеспроцессов
Развитие розничных торговых сетей на основе реинжиниринга бизнес-процессов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования.
На современном этапе становления рыночной экономики в России, в условиях широкомасштабной структурной перестройки экономики страны в целом, важнейшее значение приобретает создание и эффективное использование системы развития на различных уровнях управления и на предприятиях разных форм собственности.
Несмотря на сложное экономическое положение многих коммерческих организаций, в настоящее время начинает проявляться тенденция к усилению их инновационной активности на основе реинжиниринга бизнес-процессов. Это требует соответствующих финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов, а также специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации менеджеров в области экономики, организации и управления бизнес-процессами в коммерческих организациях.
Реинжиниринг бизнес-процессов должен создать необходимые и достаточные условия для расширения, ускорения и повышения эффективности создания и реализации различных инноваций: продуктовых, технологических, экономических, социальных и др., направленных на разработку и реализацию конкурентоспособных товаров и технологий на уровне мировых стандартов. Это должно позволить в ближайшей перспективе создать высокорентабельные коммерческие производства и многочисленные коммерческие организации в сфере услуг (торговые сети, предприятия общественного питания, транспортные организации, предприятия связи, банки, страховые общества и т. д.).
Особенно актуальным реинжиниринг бизнес-процессов является для кризисных предприятий, так как последствия доминирования традиционного управления для них особенно разрушительно, а радикальное перепроектирование наиболее обосновано и экономически эффективно.
Торговля активно развивается, превращаясь в одну из ведущих отраслей по объему производства ВВП и числу работающих. Развитие торговли оказывает важное обратное воздействие на рыночные трансформации и их эффективность, особенно в социальном плане. Решение важной социальной задачи — удовлетворение потребностей потребителей в товарах народного потребления во многом зависит от развития розничной инфраструктуры.
Усиливающаяся тенденция создания и развития розничных торговых сетей требует постоянного совершенствования их деятельности, используя для этого различные методы. Все они достаточно эффективны, но значительно больший, по мнению автора, экономический эффект может быть получен на основе реинжиниринга бизнес-процессов розничных торговых сетей, что и доказывается в диссертационном исследовании.
В настоящее время возникла необходимость разработки теории и методологии развития торговли, отражающей рыночные экономические условия, учитывающей процессы глобализации экономической деятельности, отвечающей современным практическим потребностям формирования и развития розничных торговых сетей на основе реинжиниринга бизнес-процессов.
Все это обусловливает актуальность, содержание и направленность настоящего диссертационного исследования.
Разработанность темы исследования.
Научные положения данного исследования формировались на основе изучения, анализа, переосмысления теоретических и методологических разработок как отечественных, так и зарубежных ученых по проблемам развития торговли в целом и розничной торговой сети в частности.
Проблемам экономики и экономических отношений в торговле посвятили свои труды многие отечественные ученые — экономисты, такие как: М. И. Баканов, И. А. Бланк, Л. А. Брагин, С. С. Васильев, Б. И. Гоголь,.
Т.И.Данько, В. К. Задорожный, В. И. Иваницкий, А. А. Литвинюк, А. П. Мищенко, Я. Л. Орлов, А. В. Орлов, С. Н. Рогожин, Б. А. Соловьев, В. К. Памбухчиянц, О. В. Чкалова и др.
В современной российской экономической литературе вопросам методологического развития розничной торговой сети уделялось внимание в работах В. Т. Журавкова, М. А. Казарян, С. И. Королевой, И. Н. Крайновой, М. И. Кушумбаева, А. А. Литвинюка, Т. Н. Николаевой, В. И. Малышкова и др. К сожалению, перечисленные авторы рассматривают розничную торговую сеть, как совокупность единичных торговых точек, а не как комплексную систему торговых форматов, зарождающихся и развивающихся в новых рыночных условиях и подчиняющихся законам развития, жизни и взаимодействия сложных нелинейных систем. Комплексное исследование розничной торговой сети России, ее трансформации в рыночные условия, методологические основы развития торговли в крупных городах, некоторые актуальные проблемы развития розничной торговой сети не получили достаточного отражения. На сегодняшний день очень мало хорошо формализованных методов исследований, оптимизации и проектирования в области розничных торговых сетей.
Большинство исследований в области развития розничной торговой сети в условиях рыночных отношений принадлежит зарубежным авторам: Б. А. Вейтц, Д. Гослинг, Сэм Уолтон, Франсис Ж. Гуияр, Феликс Янсен, М. Леви, Грейди Мине и Дэвид Шнайдер, Р. Маркину, П. Мерлен, Дон Тейлор и Д. С. Арчер, К. Кристенсен и М. Рейнор, Дональд Н. Сулл, М и др. Эти исследования, к сожалению, не могут полностью использоваться в российской теории и практике, поскольку не отражают специфики российской экономики в новых экономических условиях. Реинжиниринг бизнес-процессов является одним из самых современных инструментов такого типа. Основы этой теории были заложены в США в 1984 — 1990 гг. и с тех пор методологию реинжиниринга используют в своей работе крупнейшие компании — мировые лидеры, значительно улучшая результаты своей деятельности.
Дополнительно усиливает необходимость реорганизации реинжинирингового типа одна из глобальных тенденций экономикииндивидуализация потребительского поведения. В условиях высокого уровня насыщения спроса и доступности информации о производимых товарах и услугах выигрывает та розничная торговая сеть, которая способна максимально гибко реагировать на запросы потребителей.
В теории реинжиниринга накоплен существенный научный и практический материал, преимущественно изложенный в трудах зарубежных ученых. М. Хаммер и Дж. Чампи первыми изложили концепцию, принципы и основные особенности проведения реинжиниринга бизнес-процессов. И. Якобсон предложил разделить процессы на внутренние и внешние. Д. Бюрде определил соотношение реинжиниринга и системы управления качеством как концепций реорганизации управления. Ф. Хилл и Л. Коллинз оценили роль реинжиниринга бизнес-процессов в реализации долгосрочной организационной стратегии. В. Морено сформулировал социальные предпосылки проведения организационного реинжиниринга.
Отечественные исследователи Е. Г. Ойхман и Э. В. Попов представили общую методологию проведения реинжиниринга на основе интегрированного подхода и описали некоторые инструментальные средства поддержки реинжиниринга бизнес-процессов. В. Г. Медынский, С. В. Ильдеменов выделили особенности реинжиниринга инновационного предпринимательства. М. В. Бородатова и B.C. Горчаков акцентировали внимание на использовании информационных технологий в ходе проведения реинжиниринга.
Однако в российской экономической литературе тема реинжиниринга разработана недостаточно и освещена, как правило, с точки зрения описания принципов и опыта проведения реинжиниринга бизнес-процессов. И в России, и за рубежом опубликовано незначительное число работ, предлагающих конкретные технологии, инструментальные средства и методы реализации реинжиниринга бизнеса.
Цель исследования.
Целью исследования является теоретическое, методологическое и практическое обоснование эффективных методов и путей решения экономических проблем формирования и развития розничной торговой сети в условиях реинжиниринга бизнес-процессов.
Для достижения поставленной цели, автором в процессе исследования ставились и решались следующие задачи:
• раскрыть сущность и содержание эволюции развития розничных торговых сетей;
• создать методологические основы развития розничных торговых сетей;
• теоретически обосновать методы, применяемые при проведении преобразований в розничной торговой сети;
• предложить подходы для анализа розничных торговых сетей, как сложных нелинейных систем;
• обосновать приоритетность инструментов реинжиниринга при проведении преобразований в розничных торговых сетях;
• раскрыть сущность и принципы реинжиниринга бизнес-процессов в розничной торговой сети;
• разработать организационно-экономическое обеспечение управления розничной торговой сетью при реинжиниринге бизнес-процессов;
• показать особенности развития международных и российских розничных торговых сетей в современных условиях;
• предложить оптимальные методы и подходы для экономически обоснованного определения формата подразделений розничной торговой сети;
• разработать методику внедрения программ реинжиниринга бизнес-процессов в розничных торговых сетях.
Предметом исследования являются экономические отношения в сфере развития розничной торговой сети на основе реинжиниринга бизнес-процессов.
Объектом исследования в работе являются розничные торговые сети крупных городов: России, США, Германии, Швеции, Японии.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют основные положения экономической науки, труды отечественных и зарубежных экономистов по проблемам рыночных отношений в торговле и организации розничной торговой сети, в области анализа экономических и социальных процессов товарного обращения, потребительского рынка, организации и управления торговлей и розничной торговой сетистандарты, нормативные правовые акты, регулирующие развитие розничной торговой сети, данные статистики.
В основу работы положена методология системного, комплексного и территориального подходов с использованием методов экономической интерпретации полученных результатов, функционального и сравнительного анализа.
В аналитической части диссертации применяются общие положения и принципы системного подхода, методы классификации, статистические группировки, сравнительный и системный анализы, экономико-статистические, графические, экспериментальные методы, методы математического моделирования и др.
Информационной базой при выполнении исследования послужили статистические данные и материалы научно-исследовательских работ по рассматриваемой проблеме, обобщенные и систематизированные автором работы, теоретический и фактический материалы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных экономистов. А также личные интервью и общение автора с топ-менеджерами крупнейших российских и мировых торговых сетей.
Достоверность полученных выводов и результатов подтверждена репрезентативным объемом использованного в диссертационной работе информационного массива, научной обоснованностью применяемых методов исследования, положительными практическими результатами апробации использованных методик, как на ряде отечественных, так и зарубежных компаний.
Научная новизна диссертации. В диссертации решена экономическая проблема, имеющая важное научное и прикладное значение и заключающаяся в разработке теоретических основ и методологического подхода к развитию розничной торговой сети в условиях реинжиниринга бизнес-процессов.
Наиболее важные результаты, характеризующие новизну исследования:
• применен новый теоретический подход к развитию розничных торговых сетей с позиции системного анализа, как сложной и сверхсложной нелинейной системы;
• разработана методология развития розничных торговых сетей на основе реинжиниринга организационных процессов с использованием экономико-математического и имитационного моделирования;
• разработаны новые теоретические подходы к управлению преобразованиями и формализации бизнес-процессов на основе систематизации практического опыта внедрения информационных технологий в розничных торговых сетях;
• созданы методологические основы управления розничными торговыми сетями при реинжиниринге бизнес-процессов;
• разработаны методологические аспекты организации проведения морфологического реинжиниринга бизнес-процессов: а) сформированы морфологические таблицы, однозначно характеризующие внутреннюю структуру исследуемого бизнесаб) обработаны данные на основании формальных процедур и алгоритмов, в) получен результат, который позволяет эффективно принимать решение о стратегии развития розничных торговых сетей;
• разработана методика построения простых оптимизационных моделей, которые позволяют выстраивать более сложные системы, такие, например, как розничные торговые сети.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования определяется их направленностью на эффективное инновационное развитие розничной торговой сети в условиях реинжиниринга бизнес-процессов и, соответственно на удовлетворение потребностей населения в товарах народного потребления [46].
Предложенные в диссертации методологические разработки и рекомендации имеют определенную универсальность, которая проявляется в том, что территориальные органы государственного управления и предприятия торговли могут использовать их в своей работе в зависимости от конкретной ситуации с наибольшим социально-экономическим эффектом.
Отдельные результаты диссертационного исследования используются различными розничными торговыми сетями: группа компаний «АЛТЭКС», «Домашний компьютер», «Системная интеграция», торговая сеть «КЕЙ», сеть мебельных магазинов Хом стор (США), сеть продовольственных магазинов «Севен елевен» (Япония), корпорация «Плас» (PLUS) (Япония), «СМИТ-ИНЖИНИРИНГ» (США).
Применение разработанной методики, методов и рекомендаций по развитию розничной торговой сети позволяет предпринимателям и менеджерам научно обоснованно создавать условия для высокоэффективного функционирования торговых предприятий.
Публикации. Основные положения диссертации отражены в 35 научных работах общим объемом 121,46 печ.л., в т. ч. 63,76 авторского текста. В изданиях, утвержденных ВАК, опубликовано 6 статей.
Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, выводов и предложений, списка использованной литературы из 236 наименований. Общий объем работы 276 страницы, включая 22 таблицы, 17 рисунков, 15 формул.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Современный подход к организации бизнеса торговых сетей должен включать в качестве одного из важнейших инструментов реинжиниринг бизнес-процессов. Это позволит снять многие проблемы менеджмента, типичные для российских предприятий. Особенно актуальным реинжиниринг бизнес-процессов является для кризисных предприятий, так как последствия доминирования традиционного управления для них особенно разрушительно, а радикальное перепроектирование наиболее обосновано и экономически эффективно.
Торговля активно развивается, превращаясь в одну из ведущих отраслей по объему производства ВВП и числу работающих. Развитие торговли оказывает важное обратное воздействие на рыночные трансформации и их эффективность, особенно в социальном плане. Решение важной социальной задачи — удовлетворение потребностей потребителей в товарах народного потребления во многом зависит от развития розничной инфраструктуры.
Усиливающаяся тенденция создания и развития розничных торговых сетей требует постоянного совершенствования их деятельности, используя для этого различные методы. Все они достаточно эффективны, но значительно больший, по мнению автора, экономический эффект может быть получен на основе реинжиниринга бизнес-процессов розничных торговых сетей. Методологию реинжиниринга используют в своей работе крупнейшие компании — мировые лидеры, значительно улучшая результаты своей деятельности. Дополнительно усиливает необходимость реорганизации реинжинирингового типа одна из глобальных тенденций экономики — индивидуализация потребительского поведения. В условиях высокого уровня насыщения спроса и доступности информации о производимых товарах и услугах выигрывает та, розничная торговая сеть, которая способна максимально гибко реагировать на запросы потребителей.
Причины перемен кроются, не только в современных технологиях, они обусловлены так же и теми изменениями в бизнесе, экономике, которые произошли за последние 20 лет. Среди них:
• глобализация мировой экономики и интеграция мировых рынков капитала в результате широкомасштабной приватизации, исчезновения торговых и инвестиционных барьеров, развития стратегий глобального рынка инвестирования;
• кардинальная реструктуризация компаний в последние 20 лет в результате стандартизации бизнес-процессов, их упрощения, переориентации на снижение затрат, реинжиниринга бизнес-процессов, синхронизации цепочек поставщик-потребитель, появления технологий планирования ресурсов предприятий, управления взаимоотношения с покупателями;
• распространение компьютерных технологий бизнес-менеджмента, основанных на принципах закона Моора, в сочетании со средствами решения глобальных проблем и все более мощными прикладными программными средствами, что ведет к трансформации бизнес-систем;
• осознание необходимости сконцентрировать внимание на определяющих факторах и процессах бизнеса, и, как результат, движение в направлении передачи второстепенных процессов дочерним или внешним структурам;
• экспоненциальный рост электронного бизнеса, быстро расширяющееся использование Интернет, развитие электронной торговли и электронных финансов как видов деятельности, востребованных потребителем.
Характерным станет появление компаний, владеющих брэндом, торговой маркой и концентрирующих усилия на выполнение запросов потребителей, разработки и продвижение новых продуктов. Такие компании будут объединяться с компаниями, которые ориентированы на управление ключевыми узлами цепочек поставщик-потребитель и потребитель-спрос. Эффективные цепочки поставщик-потребитель опирающиеся на системы управления взаимоотношениями с потребителем, обеспечит более полное удовлетворение запросов клиентов. Более настоятельная, чем когда-либо в истории, необходимость «владения потребителем» приведет к интенсивной и непрерывной оптимизации рынков, повышению чувствительности производственных и вспомогательных процессов к внешним запросам, оттачиванию маркетинговых стратегий. Компании будут вынуждены непрерывно заниматься инновационной деятельностью и преобразованиями только для того, чтобы идти в ногу с усиливающейся конкуренцией. Экономический рост и создание ценностей ускорится чрезвычайно.
Современные информационные технологии, как основа реинжиниринга бизнес-процессов позволяют предложить подход к осмыслению процесса трансформации бизнеса, дать возможность учесть его принципы в стратегии развития предприятия, принятия решений, изменения процессов управления. Розничная торговля является одной из наиболее быстроразвивающихся отраслей российской экономики на протяжении последних 5 лет. Бурное развитие розничной торговли и рост реальных доходов населения сделали российский потребительский рынок одним из самых привлекательных в мире. Россия заняла первое место среди потребительских рынков развивающихся стран по привлекательности для международных торговых сетей.
Розничные торговые сети современных форматов в настоящее время активно развиваются, и оборот наиболее крупных из них превосходит большинство компаний производителей потребительских товаров России.
Развитие розничной торговли РФ в 2003;2005 гг., определялось следующими тенденциями: опережающий рост оборота розничной торговли по отношению к ВВПфедерализация розничных сетейпостепенным снижением доли продовольственных товаров в обороте розничной торговлиростом доли крупных и средних организаций розничной торговли (супермаркеты, гипермаркеты, Cash&Carry, дискаунтеры) при сокращении доли вещевых, смешанных и продовольственных рынков, а также малых предприятийболее быстрым развитием розничной торговли в регионах по сравнению со столицей.
Все выше сказанное доказывает, что розничные торговые сети в России активно эволюционируют и представляют собой сложные нелинейные системы, которые, по мнению автора, должны описываться теми же законами, что и системы подобного класса.
Поэтому при рассмотрении вопросов связанных с развитием розничных торговых сетей необходимо использовать подходы Общей теории систем и Системного анализа. Обоснованность такого подхода может базироваться на представлении розничной торговой сети, как системы. Основная задача системного подхода, состоит в разработке методов исследования и конструирования сложно организованных объектов — систем различных типов и классов. В системном исследовании анализируемый объект (в нашем случае торговые розничные сети) рассматривается, как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Свойства объекта, как целостной системы определяется не только и не столько суммированием свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, системообразующими интегративными связями рассматриваемого объекта.
Розничные торговые сети необходимо всесторонне рассматривать с позиций системного анализа и системного подхода, т. к системный анализ как совокупность методов и средств, используется при исследовании и конструировании сложных и сверхсложных объектов, прежде всего методов выработки принятия и обоснования решений при проектировании, создании и управлении социальными, экономическими, человеко-машинными и техническими системами. Розничные торговые сети рассматриваются, как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостное свойство этого множества. Основной акцент делается на выявление многообразия связей и отношений, имеющих место, как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением — средой.
Розничные торговые сети представляют собой сложные нелинейные системы. Для их анализа и рассмотрения необходимо применять методы математического программирования, раздела прикладной математики, изучающей методы поиска и экстремума функций. Алгоритм математического программирования используется при решении оптимизационных задач, в частности, при синтезе объектов, выполняемых оптимизационными методами. При поиске экстремума целевой функции целесообразно совместно использовать алгоритмы глобального и локального поиска. В этом случае сначала с помощью алгоритма глобального поиска производится локализация экстремума, после чего запускается более эффективный алгоритм локального поиска, который и находит этот экстремум с заданной точностью. Как правило, в практике решения таких задач на поиск экстремума задается такой показатель, как прибыль, но может решаться многоцелевая задача по поиску экстремума ряда показателей: прибыль, выручка с квадратного метра, оборачиваемость, оптимальность формата магазинов и т. д.
На практике можно выделить три типа организации, для которых проведение реинжиниринга необходимо и целесообразно:
• розничные торговые сети, находящиеся в кризисном состоянии (на грани краха) в связи с неблагоприятными ситуациями в области цен, требований к качеству, спроса. У таких предприятий нет выхода. Если они не предпримут решительных шагов, они неизбежно разорятся;
• розничные торговые сети, руководители которых предвидят неизбежность возникновения трудноразрешимых проблем, связанных с появлением новых конкурентов, изменением требований клиентов, поведения отраслевых конкурентов, поставок ресурсов, состояния макросреды;
• сети-лидеры, проводящие агрессивную инновационную политику, не имеющие проблем. Однако они не удовлетворяются текущим хорошим состоянием дел и хотят добиться лучшего.
Поскольку реинжиниринг бизнес-процессов все больше входит в практику передовых розничных торговых сетей, необходима его формализация.
На современном этапе развития розничных торговых сетей трудно переоценить роль информационных технологий для эффективного управления и проведения проектов реинжиниринга, как в компаниях небольшого размера, так и в мультинациональных гигантах.
Безусловным доказательством активного воздействия современных технологий на деятельность предприятий любой отрасли служит успешность тех компаний, которые строят свою информационную политику на долговременной основе, исходя из стратегической оценки своего ближайшего и более отдаленного будущего. До сих пор не известно случая банкротства среди компаний, осуществлявших продуманные и планомерные технологические инвестиции. Требования, которые руководитель должен предъявлять к своей бизнес-модели, если он хочет выстроить стратегию лидера, стратегию завтрашнего дня, главное — это гибкость. Мы живем в изменяющемся мире, и те, кто стремится успевать и предвидеть требования рынка, — будут лидировать. Информационная система тогда является фундаментом в стратегии лидерства, когда гибко поддерживает изменения в концепции, гибко нащупывает оптимальные сегменты, помогает управлять ассортиментом с использованием аналитических программ, формировать потребительскую лояльность благодаря системам персонального маркетинга, гибко управляя логистикой в режиме реального времени.
Изучение опыта международных лидеров розничного рынка позволяет автору сделать вывод, что подходы, реализованные лидерами международного розничного рынка, могут успешно работать и в российских условиях, предоставляя возможность передовым розничным торговым сетям создавать устойчивые, некопируемые конкурентные преимущества, повышать ключевые показатели производительности и эффективности их бизнеса. Видя в информационных технологиях источник конкурентных преимуществ, источник снижения издержек, розничные гиганты построили более эффективный, более управляемый бизнес, чем в сетях меньшего размера, где масштаб не тот и, казалось бы, осуществлять контроль проще.
В сегодняшнем жестком, розничном мире нет никаких зон безопасности. Розничные торговые сети стремительно растутконсолидация и укрупнение бизнеса прогрессирует. Быстро появляются новые форматы и новые каналы распределения. Покупатели все более непредсказуемы, и нужно уметь предвидеть их ожидания. Розничные торговые сети должны повышать доходы и сокращать затраты. Залог успеха кроется в том, что «Правильные товары правильным клиентам в правильных местах и в правильное время, с правильным уровнем обслуживания по правильным ценам». По этому ведущие розничные компании, внедряют продвинутые информационные системы, оптимизируют цепочки поставок, улучшая взаимодействие с клиентами и развивая моноканальные программы розничной торговли. Можно выявить ряд условий, которые соблюдали самые успешные компании: они развивали технологические и управленческие инновации в тандеме. Сами по себе технологии не увеличивают производительность, она растет благодаря управленческим инновациям, иными словами — изменениям в бизнес-процессах. Ведущие компании с помощью информационных технологий создали особые бизнес-модели (БМ), достигли новых высот в производительности и добились устойчивых конкурентных преимуществ, благодаря которым они успешнее своих соперниковлидеры не старались оптимизировать все подряд, считая, что надежнее ставить перед собой несколько конкретных целей в определенных сферах и добиваться их, чтобы заметнее всего вырваться вперед в конкурентной борьбекомпании-лидеры скрупулезно рассчитывали, в какое время и в какой последовательности надо инвестировать в информационные технологии. Многие преимущества, основанные на технологиях, особенно те, что не требуют фундаментальных преобразований в бизнесе, недолговечны: как только новшество появляется на рынке, их внедряют все компании отрасли. Компании, осознающие важность временного фактора, пристально следят за тем, как развивают информационные технологии их конкуренты, и вкладывают в информационные технологии первыми только в 3-х случаях: если технологии сложно воспроизвести, если они будут приносить пользу, даже когда их возьмут на вооружение другие компании, или довольно быстро обеспечат значительные преимуществасвои инвестиции в технологии они сосредоточили на тех позициях, где можно было сократить издержки на взаимодействия, ведь в большинстве компаний взаимодействие съедает от 40 до 60% рабочего времени сотрудников. Именно из-за этих видов работ в основном происходят задержки, ошибки, издержки — т. е. все то, что вредит производительности.
Бизнес растет, растут знания о сфере розничной торговли. На помощь человеку приходят информационные системы. Вчера они помогали собирать данные, вести учет. Сегодня — это «умный инструмент управления», полноправный участник процесса. Новые аналитические модули, автоматизация всех стадий торговли, сокращение времени принятия решений — таковы требования сегодняшнего дня, предъявляемые к информационным системам. Без них невозможно проводить проекты по реинжинирингу бизнес-процессов, а это, по мнению автора, необходимое условие поддержки процессов изменения в соответствии с требованиями рынка. Реинжиниринг бизнес-процессов является современным и эффективным подходом к реконструкции финансово-экономической деятельности предприятия на основе современных информационных технологий. Морфологический метод является одним из весьма эффективных «инструментов» в проведении реинжиниринга бизнес-процессов. В настоящее время стандартный морфологический метод является ведущим базовым методом принятия решений, структурной оптимизации объектов любой природы при отсутствии формализации задачи, то есть в данном случае при отсутствии строгого математического описания бизнес-модели в виде совокупности математических уравнений, ограничений, начальных условий. Структурно-функциональный подход, лежащий в основе морфологического метода, является как бы реализацией системного подхода, излагаемого в теории познания.
Сущность морфологического метода состоит в формировании так называемой морфологической (экспертной) таблицы, однозначно характеризующей внутреннюю структуру исследуемого бизнеса, его бизнес-модели, с последующей специфической обработкой данных морфологической таблицы на основании формальных процедур или алгоритмов. Компьютерная реализация морфологического метода осуществляется в виде специализированных электронных таблиц со специфической для метода обработкой данных, вносимых в таблицы.
Морфологический метод моделирования (экспертизы) и оптимизации бизнес-процессов предоставляет широкие возможности проведения многокритериального реинжиниринга с учетом указанных факторов. Качество принятия решений на основании четко-детализированного морфологического метода, как правило, существенно превосходит качество реинжиниринга на базе других, альтернативных подходов. В целом можно указать следующие принципиальные достоинства морфологического реинжиниринга:
• возможность проведения многокритериальной экспертизы и синтеза оптимальной структуры бизнес-модели по совокупному качеству, т. е. с учетом совокупности заданных требований. Общее число критериев функциональной оценки может достигать нескольких десятков, причем их изменение и добавление осуществляется весьма просто. При этом возможно установление требуемой относительной значимости функциональных критериев и ее оперативное изменение в ходе решения задачи;
• простая и наглядная форма представления внутренней структуры бизнес-модели в виде двумерной таблицы (морфологической матрицы). Табличное представление структуры дает общее наглядное представление о бизнес-модели, бизнесе в целом и не вызывает никаких осложнений при работе с таблицей внешнего пользователя. Такое представление дополняет общепринятое в настоящее время описание бизнес-модели в стандарте IDEF.
• минимальная субъективность, как экспертизы, так и синтеза оптимальной структуры бизнес-модели, определяемая только субъективностью экспертных оценок. Только метод экспертных оценок альтернатив бизнес-процессов носит субъективный характер. На всех остальных этапах морфологического метода, в отличие от других известных подходов, используются строгие формализованные процедуры. В этом аспекте, морфологический метод является самым «формализованным» из всех неформализованных методов принятия решений;
• результатом, как морфологической экспертизы, так и синтеза оптимальной структуры бизнес-модели является, в отличие от других известных методов экспертизы и синтеза, конкретная численная оценка, пропорциональная совокупному качеству бизнес-модели по выбранным функциональным критериям и формируемая из частных экспертных оценок. По такой количественной оценке можно объективно сравнивать различные модели, различные бизнес-модели, определять насколько то или иное решение повысит совокупное качество бизнеса;
• относительно недорогая компьютерная реализация морфологического метода реинжиниринга бизнеса за счет отсутствия базы знаний и эвристик, характерных при использовании экспертных систем. Очевидно, что применение морфологического метода в реинжиниринге не следует считать безусловной альтернативой другим, хорошо известным и проверенным практикой методам, таким, например, как моделирование бизнес-процессов на основе идеологии IDEF. Но морфологический метод следует считать прекрасным дополнением IDEF-метода, особенно на стадии принятия решений, оптимизации и управления реальным бизнесом. Указанные выше достоинства морфологического метода, существенно повышают качество реинжиниринга в целом.
Оптимальная структура бизнес-модели, полученная в процессе морфологического синтеза, максимально удовлетворяет требуемым критериям реинжиниринга. Эта структура после синтеза, стандартно описывается в методологии IDEF, после чего можно начинать процесс ее реализации для конкретной бизнес-задачи.
Можно сделать вывод, что для того, чтобы успешно конкурировать с западными торговыми сетями, в России должны появиться компании способные выстраивать стратегию лидерства на основе эффективного применения информационных технологий и планомерного увеличения производительности.
Розничная торговая сеть не может быть стабильной, она должна изменяться постоянно, чтобы удовлетворить запросы потребителей, не уступать конкурентам в условиях жесткой конкуренции, усовершенствовать свои внутренние процессы, развивать ассортимент предлагаемых товаров и услуг, ставить перед персоналом реальные цели, предоставляя для их достижения творческую свободу действий в рамках, определенных руководством, обеспечивающих фокусирование внимания на тех бизнес-процессах, которые ориентированы на потребителей.
Список литературы
- Абдикеев, Н. Реинжиниринг бизнес-процессов / Н. Абдикеев. — М.: Эксмо-Пресс, 2005. — 592 с. — 1. BN 5 699 105 905.
- Аванесов, Ю.А. Основы коммерции на рынке товаров и услуг: Учеб для вузов / Ю. А. Аванесов, А. Н. Клочко, Е. В. Васькин. М.: ТОО «Люкс-арт», 1995. — 176 с. — ISBN 5−86 997−003−2.
- Автоматизация поискового конструирования / Под ред. А. И. Половинкина. -М.: Радио и связь, 1981.
- Агафонова, И.П. Характеристика и классификация рисков инновационного проекта / И. П. Агафонова // Управление риском. 2003. -№ 4.- с. 35.
- Академия рынка: Маркетинг: Сборник: Пер. с фр. М.: Экономика, 1993. — 571 с. — ISBN 5−282−1 793−8.
- Акимов, С.В. Архитектура распределенной системы структурно-параметрического синтеза / С. В. Акимов // Международная НТК Единое информационное пространство 2004″: сб. докл. Днепропетровск.: 2004. -С. 21−24.
- Акимов, С.В. Лингвистическое обеспечение моделирования морфологического множества / С. В. Акимов // 57-я НТК: материалы. -СПб.: 2004. -С.101−102.
- Акимов, С.В. Модель морфологического множества уровня идентификации / С. В. Акимов //Труды учебных заведений связи/СПбГУТ. -СПб.: 2005.-№ 172.-С. 120−135.
- Акимов, С.В. Мультиагентная модель автоматизации структурно-параметрического синтеза/ С. В. Акимов // Системы управления и информационные технологии, 2005. № 3 (20). — С.45−48.
- Акимов, С.В. Общая методология синтеза различных классов транзисторных усилителей СВЧ / С. В. Акимов //Труды учебных заведений связи / СПбГУТ. СПб.: 2001. — № 166. — С.79−83.
- Акимов, С.В. Четырехуровневая интегративная модель для автоматизации структурно-параметрического синтеза/С.В. Акимов// Труды учебных заведений связи / СПб ГУТ, СПб, 2004. № 171 — С. 165−173.
- Акофф, Р. Планирование будущего корпорации: Пер с англ. / Общ. ред и предисл. (с. 5−21) В.И. Данилова-Данильяна / Р. Акофф. М.: Прогресс, 1985.-327 с.
- Албегова, И.М. Государственная экономическая политика: Опыт перехода к рынку / И. М. Албегова, Р. Г. Емцов, А.В. Холопов- Под общ.ред. Сидоровича А.В.- Моск.гос.ун-т им. М. В. Ломоносова. М.: «Дело и сервис», 1998.-320 с.
- Алексеев, А.В. Интеллектуальные системы принятия проектных решений/ А. В. Алексеев. Рига.: Знание., 1997 г.
- Альтшулер, Диалектика бизнеса: ситуации, суждения, парадоксы/ И. Г. Альтшулер, А. Г. Городнов. г. Н.Новгород.: Изд. «ДЕКОМ», 2002. — 304 с. -ISBN 5−89 533−070−3.
- Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия: The New Corporate Strategy/При содействии Эдварда Дж. Макдоннела- Пер. с англ. Жильцов С. / И. Ансофф. СПб.: Питер Ком, 1999. — 416 с.
- Ансофф, И. Стратегическое управление: Пер. с англ / Науч.ред. и авт.вступит. ст., с Л1−32, Л. И. Евенко / И. Ансофф. М.: Экономика, 1989. -519 с.- ISBN 5−282−652−9.
- Базилевич, Л.А. Моделирование организационных структур / Под.ред. В. Р. Окорокова. Л.: Изд — во ЛГУ, 1987. — 159 с.
- Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? / И. Т. Балабанов. М.: Финансы и статистика, 1994. — 382 с. -ISBN 5−279−1 238−6.
- Бауэр, Р. Управление инвестиционным проектом: опыт IBM / Р. Брауэр, Э. Коллар, Э. Тан и др.- Пер. с англ. С. В. Лыкова / Р. Бауэр. М.: ИНФРА — М, 1995. — 208 с. — ISBN 0−19−506 754−1.
- Беренс, В. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер с англ. / В. Беренс, П.Ховранск.- Перераб. и доп. Изд. М.: Инфра — М, 1995. -527 с.-ISBN 5−85 523−012−0.
- Бляхман, JT.C. Экономика, организация управления и планирования научно-технического прогресса / J1.C. Бляхман. М.: Высшая школа, 1991. -286 с.
- Бойделл, Т. Как улучшить управление организацией: (Пособие для руководителей): Пер. с англ. / Т. Бойделл. М.: ИНФРА — М: АОЗТ «Премьер», 1995. — 202 с.
- Боумэн, К. Основы стратегического менеджмента: Пер. с англ. / Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой / К. Боумен. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997.- 175 с.
- Бункиина, М.К. Национальная экономика:Учебное пособие / М. К. Бункина. М.: Дело, 1997. — 272 с. — ISBN 5−7749−0041-х.
- Бурмистров, В.Г. Организация торговли непродовольственными товарами: Учеб. по спец. 1732 «Товароведение и орг. торговли непрод. товарами"/ В. Г. Бурмистров. М.: Экономика, 1988. — 303 с.
- Буянов, В.П. Учет рисков в экономических решениях коммерческой фирмы / В. П. Буянов // Управление риском. 2003. — № 2. — с. 56−58.
- Вайтхилл, А. Японская система менеджмента / А. Вайтхилл, М.: Интернет-трейдинг. — М.: 2006 — 250 с. — ISBN 5 902 360 234.
- Васенева, К.Г. Комплексное планирование рационализации торговли/ К. Г. Васенева. М.: Знание, 1987. — 60 с.
- Вейлл, П. Искусство менеджмента: Новые идеи для мира хаотич. перемен: Пер. с англ./ П. Вейлл. М.: Новости, 1993. — 220 с.
- Вигман, C. J1. Стратегическое управление в вопросах и ответах / C. JL Вигман, М.: ТК Велби, 2006.
- Виханский, О.С. Менеджмент: век XX век XXI / О. С. Виханский. -2004. — 336 с. — ISBN 5 981 180 633.
- Виханский, О.С. Менеджмент: учебник для вузов / О. С. Виханский, А. И. Наумов. М.: 2004. — 528 с. — ISBN 5 981 180 374.
- Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. М.: Изд-во МГУ, 1995. -416 с.-ISBN5−211−3 537−2.
- Водачек, J1, Водачкова, О. Стратегия управления инновациями на предприятии: Сокр. пер. со словац./Авт. предисл. B.C. Рапопорт/ Л. Водачек, О. Водачкова. М.: Экономика, 1989. — 166 с.
- Волощук, Г. А. Инфраструктура торговли / Г. А. Волощук. Киев: Выща шк., 1989. — 221 с. — ISBN 5−11−1 807−3.
- Вопросы экономики, управления и организации торговли в современных условиях: Сборник научных трудов. СПб.: СПб ТЭИ, 1997. -97 с.
- Воронова, Е.Н. Научные основы территориальной организации торговли СССР / Е. Н. Воронова. Киев: Высшая школа, 1981.-41 с.
- Вудкок, М., Фрэнсис, Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя практика/ М. Вудкок, Д. Фрэнсис. — М.: Малое предприятие «Дело», Б.г., (1991). — 312 с. — ISBN 5−85 900−001−4.
- Герчикова, И.Н. Менеджмент: Учеб. для вузов по направлению «Менеджмент» спец. «Междунар. экон. связи"/ И. Н. Герчикова. М.: Банки и биржи, 1994. — 684 с. — ISBN 5- 85 173−001−3.
- Гончаров, В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала: Опыт лучших пром. фирм. США, Японии и стран Зап. Европы / В. В. Гончаров. М.: МП «Сувенир», Б.г. (1993). — 481 с. — ISBN 5−87 392−003−6.
- Городнов, А.Г. Инновационное развитие торговых сетей в условиях реинжиниринга бизнес-процессов: Монография / А. Г. Городнов. М.: Институт экономики РАН, 2004. — 277 с. — ISBN 5−201−3 249−4.
- Городнов, А.Г. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов / А. Г. Городнов, Ю. П. Морозов, А. Н. Гаврилов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2003. — 471 с. — ISBN 5−238−402−8.
- Городнов, А.Г. Менеджмент научно-технологическими инновациями: Монография / А. Г. Городнов, Ю. П. Морозов. Н.Новгород.: НКИ, 2002. -293 с.
- Городнов, А. Организационный потенциал и реинжиниринг бизнес-процессов / А. Г. Городнов, Л. Ф. Суходоева, В. Н. Бугров: Монография. -Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. Службы, 2005. 140 с. -ISBN 5−85 152−430−8.
- Городнов, А.Г. Организационно экономические основы реинжиниринга бизнес — процессов на коммерческих предприятиях: Монография / А. Г. Городнов, С. С. Потехин. — Н.Новгород.: изд-во ННГУ, 2003.-349. с.
- Горфинкель, В.Я.ДЦвандар, В. А. Инновационный менеджмент / В.Я. горфинкель, В. А. Швандар. М.: 2006. — 328 с. — ISBN 5 955 800 085.
- Гослинг, Д. Проектирование торговых комплексов / Д. Гослинг, Б. Мэйтленд- Пер. с англ. М.: Стройиздат, 1979. — 136 с.
- ГОСТ Р 51 303−99 «Торговля. Термины и определения» // Сборник нормативных документов, регламентирующих предоставление услуг розничной торговли / Минторг России. М.: Легкая промышленность и бытовое обслуживание, 2000. — С. 359−369.
- ГОСТ Р 51 304−99 «Услуги розничной торговли. Общие требования» // Сборник нормативных документов, регламентирующих предоставление услуг розничной торговли / Минторг России. М.: Легкая промышленность и бытовое обслуживание, 2000. — С. 350−355.
- ГОСТ Р 51 773−01 «Розничная торговля. Классификация предприятий» // Сборник нормативных документов, регламентирующих предоставление услуг розничной торговли / Минторг России. М.: Легкая промышленность и бытовое обслуживание, 2000. — С. 327−350.
- ГОСТ Р. 50 646−94 «Услуги населению. Термины и определения» // Сборник нормативных документов, регламентирующих предоставление услуг розничной торговли / Минторг России. М.: Легкая промышленность и бытовое обслуживание, 2000. — С. 350−315.
- Грачева, М.В. Инновационная деятельность в промышленности: теория и практика в странах рыночной экономики и инновационные опросы российских предприятий / М. В. Грачева. М.: Изд-во ИМЭМО РАН, 1994.
- Гританс, Я.М. Организационное проектирование и реструктуризация (реинжиниринг) предприятий и холдингов: экономические, управленческие, и правовые аспекты/Я.М. Гританс. 2005. — 216 с. — ISBN 5 466 000 868.
- Гуз, Р. З. Организация продажи непродовольственных товаров: Учеб. для товаровед, отд-ний техникумов сов. Торговли. 2-е изд., доп. и перераб. / Р. З. Гуз. — М.: Экономика, 1983. — 193 с.
- Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли: учеб. для студентов вузов / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. Изд. б-е, перераб. и доп. — М.: Данилов и К., 2005. — 698 с. — ISBN 5−947 986−51−5.
- Дашков, Л.П. Организация труда работников торговли/Л.П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. М.: Дашков и К, 2005. — 240 с. — ISBN 5 947 987 406.
- Деминг, Д. Едвардс. Вывод из кризиса / Деминг, Д. Едвардс. Тверь. Изд. фирма «Альба», 1994. — 497 с.
- Денисов, Б.Ф. Инновационный процесс в условиях рыночной экономики / Б. Ф. Денисов. Спб.: Изд-во СПБУ экономики и финансов, 1993.
- Денисов, Г. М. Малый инновационный бизнес в США и Российской Федерации: Учеб. Пособие / Г. М. Денисов. М.: Изд-во института промсобственности и инноватики роспатента, 1993.
- Джоунз, Г. Торговый бизнес: как орг. и упр./ Гари Джоунз. М.: ИНФРА-М, 1996.-303 с. — ISBN 5−86 225−058−1.
- Драккер, П.Ф. Управление, нацеленное на результаты: Пер. с англ./П.Ф. Драккер. М.: Технол. шк. бизнеса, Б.г. (1994). — 191 с. — ISBN 586 073−002−0.
- Драчева, Е.Л. Проблемы определения и классификации интегрированных структур / Е. Л. Драчева, А. М. Либман//Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 4. — С. 37−53.
- Дункан, Дж. У. Основополагающие идеи в менеджменте: Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: Пер. с англ./Акад.нар.хоз-ва при Правительстве РФ- Науч.ред. Куманин Г. М. М.: Дело, 1996.-272 с.
- Егоров, В. Организация торговли: Учебник для вузов / В. Егоров. -СПб.: Питер, 2004. 352 с. — ISBN 5 947 239 566.
- Елиферов, В.Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебники для программы МВА / В. Г. Елиферов, В. В. Репин. М.: ИНФРА-М, 2005. -319 с.-ISBN 5 160 018 255.
- Железко, Б. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебное пособие для вузов / Б. Железко. М.: Книжный дом, 2006. — 216 с. — ISBN 9 854 892 727.
- Занадворов, B.C., Занадворова, А.В. Экономика города: Вводный курс: Учебное пособие/(Ред. совет: В. И. Бахмин и др.) — Ин-т «Открытое о-во» / B.C. Занадворов, А. В. Занадворова. М.: Магистр, 1998. — 271 с. -ISBN 5−89 317−080−6.
- Занг, В.Б. Синергетическая экономика: Время и перемены в нелинейн. экон. Теории / В.Б. Занг- Пер. с англ. Н.В. Островской- Под ред. В. В. Лебедева, В. Н. Разжевайкина. М.: Мир, 1999. — 335 с. — ISBN 5−03−33 041.
- Зигерт, В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов: Сокр. пер. с нем. / В. Зигерт, Л. Ланг. М.: Экономика, 1990. — 334 с. — ISBN 5−282−109−8.
- Ибрагимов, Л.А. Инфраструктура товарного рынка / Л. А. Ибрагимов. М.: (ПРИОР), 2001. — 255 с. — ISBN 5−7990−0487−6.
- Иванов, М.М., США: управление наукой и нововведениями / М. М. Иванов, С. Р. Колупаева, Г. Б. Кочетков- Отв. ред. Л. И. Евенко. Г. Б. Кочетков- АН СССР, Ин-т США и Канады / М. М. Иванов. М.: Наука, 1990.-213 е. — ISBN 5−02−10 495−7.
- Иванова, Г. Е. Модели принятия решений при формировании вариантов технического развития: Учебное пособие / Г. Е. Иванова. М.: АНХ, 1988.
- Исаксен, А. Введение в экономику рынка: Пер. с англ. / А. Исаксен, К. Камильтон, Т. Гульфасон. СПб.:Судостроение, 1994. — 229с. — ISBN 57 355−04−99−4.
- Йордон, Э. Управление сложными Интернет-проектами / Э. Йордон. -М.: 2003. 352 с. — ISBN 5 855 821 838.
- Кантер, Р. Рубежи менеджмента (книга о современной культуре управления)/Пер. с англ. / Р. Кантер. М.: ЗАО «Олимп — Бизнес», 1999.
- Карлсон, Дж., Мартин Дж. Практика проведения реинжиниринга в компании SAS./Материалы семинара, Швеция, Стокгольм, 1998.
- Кирсанов, В., Саверин, Д. Инновационный менеджмент в формировании научно-технической политики //Российский экономический журнал. 1995, № 1. — С. 47−54.
- Киршина, М. В. Коммерческая логистика / М. В. Киршина. М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. — 256 е.- ISBN 5−85 873−071-х.
- Кисель, Е.Б., Опыт использования системы Re Think в АО Шереметьево Карго. Материалы семинара «Бизнес — процесс реинжиниринг и проектирование информационных систем» / Е. Б. Кисель, М. Б. Шинкарев. -М.: МЭСИ, 1996.
- Классика маркетинга: Сб. работ, оказавших наибольшее влияние на маркетинг/сост. Б. М. Энис, К. Т. Кокс, М. П. Москва. СПб.: Питер, 2001. -746с.-ISBN 5−272−231−8.
- Клейнер, Г. Б., Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность / Г. Б. Клейнер, B. JL Тамбовцев, P.M. Качалов. М.: Экономика, 1997. — 286 с. — ISBN 5−282−1 865−9.
- Козье, Д. Электронная коммерция: Пер. с англ. / Д. Козье. М.: Русская редакция- (MICROSOFT PRESS), 1999. — 271 с. — ISBN 1−572−315 601.
- Комлев, С. JI. Внутренняя торговля США: организационно-структурные сдвиги / Отв. ред. В.М. Усоскин- АН СССР, Инст. Мировой экономики и междунар. отношений / С. Л. Комлев. М.: Наука, 1987. — 175 с.
- Концепция развития внутренней торговли товарами народного потребления Министерства торговли Российской Федерации // Торговая газета. 2000. 7 января.
- Коротеев, А.С. Нововведения в промышленности США: разработка и внедрение: научно аналитический обзор / А. С. Коротеев. — М.: Прогресс, 1987.
- Корстьенс, Дж. Торговые войны / Дж. Корстьенс. М.: Попурри, 2005. -464 с.-ISBN 9 854 833 216.
- Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер- пер. с англ. В. Б. Бобров. -М.: Бизнес-книга, 2000. 699 с. — ISBN 5−89 093−001-х.
- Коуз, Р. Фирма, рынок и право: сб. ст. / Р. Кроуз- Науч. ред. Р. Капелюшников- пер. с англ. Б. Пинкер. М.: Дело, 1993. — 192 с. — ISBN 586 461−133−6.
- Коупленд, Т. Стоимость компаний: оценка и управление / Т. Коупленд, Т. Коллер., Дж. Муррин.- Пер. с англ., науч.ред. Н. Н. Барышниковой. 2-е изд., стер. — М.: ЗАО «Олимп — Бизнес», 2002. — 576 с. — ISBN 5−901 028−07−4- 0−471−993−8.
- Кох, Р. Менеджмент от, А до Я / Р. Кох. СПб.: Питер, 1999. — 493 с. -ISBN 5−88−782−426−3.
- Крис, А. Внутренняя торговля / А. Крис, Ж. Жалле. М.: Прогресс, Универс., 1993. — 190 с. — ISBN 5−01−4 149−9.
- Кристенсен, Клейтон М., Решение проблемы инновации в бизнесе. Как создать растущий бизнес и успешно поддерживать его рост / Клейтон М. Кристенсен, Майкол Е. Рейнор- Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 290 с. ISBN 5−9614−0074−3.
- Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун- Перевод с англ. И.З. Налетова- Общ.ред.и послесл. С. Р. Микулинского и Л. А. Марковой. М.: «Прогресс», 1975. — 288 с.
- Кутелев, П.В. Организационный инжиниринг: Технологии реинжиниринга бизнеса / П. В. Кутелев. Ростов на Дону: Феликс, 2003 -224 с.
- Лебедева, Е.А. Инновационный бизнес в США / Е. А. Лебедева. -М.: ИМЭМО РАН, 1994.
- Леви, М. Основы розничной торговли: Пер. с англ. / М. Леви, Б.А. Вейтц- Под ред. Ю. Н. Капутевского. СПб.: Питер, 1999. — 448 с. — ISBN 58 046−0072−9, 0−256−16 348−0.
- Лизинг для малых предприятий: Методические материалы и документы. -М.: РАРМП, 1996.
- Литвинюк, А.А. Проблемы государственного регулирования качества торгового обслуживания населения / А. А. Литвинюк, Л. П. Никитина // Современная торговля. 2001. — № 10. — С. 8 — 14.
- Лямбен, Ж. Стратегический маркетинг: европейская перспектива: Пер. с франц./ Ж. Лямбен. СПб.:Наука, 1996.
- Малышков, В. Столичная торговля равняется на мировые стандарты // Торговая газета, 2000. 5 сентября.
- Малышков, В. Торговые сети Москвы растут // Торговая газета, 2001. № 72. — 3 октября.
- Малышков, В.И. Потребительский рынок Москвы: вчера, сегодня и ближнее завтра. М.: Типография им. А. С. Пушкина, 1997.
- Маркин, Р. Управление розничной торговлей / Сокр.пер. с англ. Б. А. Гольдберга / Р. Маркин. М.: Экономика, 1980. — 271 с.
- Масленников, В.В. Предпринимательские сети в бизнесе/В.В. Масленников. М.: Центр экономики и маркетинга, 1997. — 168 с. — ISBN 585 873−022−1.
- Масютин, С.А., Леонтьев С. И. «Изменение организационной структуры предприятия: целесообразность и возможности"/ЭКО. 1998. -№ 2. С.77−90.
- Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент: Высшее образование / В. Г. Медынский. М.: Инфра-М, 2005.-295 с. — ISBN 5 160 022 260.
- Менар, К. Экономика организаций: пер. с фр. / К. Менар. М.: ИНФРА-М, 1996.- 159 с.
- Мерлен, П. Город: Количественные методы изучения / П. Мерлен- пер. с франц. O.K. Парчевского- Под ред. и с послесл. Ю. В. Медведкова. М.: «Прогресс», 1977. — 262 с.
- Мерсер, Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира / Д. Мерсео- Пер. с англ., общ.ред. и предисл. B.C. Загашвили. М.: «Прогресс», 1991. — 453 с.
- Мескон, М., Основы менеджмента / М. Мескон: пер. с англ, М.Альберт., Ф. Хедоури. -М.: Дело, 1992. 702 с. — ISBN 5−85 900−015−4.
- Микульчик, А.А., Воронцова, А.В. Методология комплексной оценки рисков в инновационном процессе научно-производственного комплекса/ А. А. Микульчик, А.В. Воронцова//Экономика и производство. -2003.-№ 3-с. 13.
- Мильнер, Б.З. Организация программно-целевого управления./ Б. З. Мильнер. М.: Наука, 1980. — 376 с.
- Мильнер, Б.З. Теория организаций: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. вузов./ Б. З. Мильнер.- М.: ИНФРА-М, 1998. 335с. — ISBN 5−86 225 810−8.
- Миндели, Л.Э. Малое и среднее инновационное предпринимательство (МСИП): условия развития и международное сотрудничество / Л. Э. Миндели, Л. К. Пиния М: Изд-во ЦИСН, 1995.
- Мине, Г. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: какими будут компании и рынки в XXI веке / Г. Мине, Д. Шнайдер: Пер. с англ. -М.: Альпина Паблишер, 2001.-280 с. ISBN 5−89 684−021−7.
- Мир управления проектами: Основы. Методы. Организация. Применения / Х. Решке, Х.Шелле. М: Алане, 1994. — 301 с. — ISBN 5−87 115 003−9.
- Михайлова, М.Р., Поздеева Н. С. Диаграмма Парето: новые возможности / М. Р. Михайлова, Н.С. Поздеева// Методы менеджмента качества. 2002. — № 9 — с. 21.
- Морита, Акио Сделано в Японии: История фирмы «Сони» / А.Морита. М.: Прогресс: Универс., 1993.-408 с. — ISBN 5−01−4 309−2.
- Мотышина, М.С. Менеджмент в сфере услуг: Теория и практика / М. С. Мотышина. СПб.: ГУП, 2006. — 204 с. ISBN 5 762 103 544.
- Нив, Г. Р. Пространство доктора Деминга / Г. Р. Нив- Пер. с англ. Т.: Городской общественный фонд «Развитие через качество», 1998.
- Николаева, М.А. Товароведение потребительских товаров: Теоретические основы: Учебник для студ. вузов, обуч. по спец. и напр. «Коммерция» и спец. «Товароведение и экспертиза товаров» / М. А. Николаева. -М.: Норма, 1997.-278 с. ISBN 5−89 123−169−7.
- Новая технология и организационные структуры: Сокр.пер. с англ. Сборник / Под ред. Й. Пиннинтса, А. Бьюнтандама- Науч. ред. и авт. предисл. Н. И. Диденко. М.: Экономика, 1990. — 268 с. — ISBN 5−282−447-х.
- Новоженов, Ю.В. Объектно ориентированные технологии разработки сложных программных систем / Ю. В. Новоженов. — М.: Издание1. A. S, 1996.- 115 с.
- Новомлинский, JI. Интернет-торговля // Современная торговля, 1999. -№ 1. С. 23−26.
- Оболенски, Н. Практический реинжиниринг бизнеса / Н. Оболенски, М.: Лори, 2004.- 384 с. ISBN 5 855 821 854.
- Общероссийский классификатор услуг населению. ОК 002−93. Изд. официальное.-М.: Б.и., 1994.-56 с.
- Одесс, В. Рыночная инфраструктура// РИСК, 1997. № 3−4.
- Одрин, В.М. Метод морфологического анализа технических систем/
- B.М. Одрин. М.: Всесоюзный научно-исследовательский институт патентной информации (ВНИИПИ), 1989.
- Одрин, В.М. Морфологические методы поиска / В. М. Одрин. Киев: Изд-во «Наукова думка», 1986.
- Одрин, В.М. Морфологический анализ систем. Построение морфологических таблиц / В. М. Одрин. Киев.: Наукова думка, 1977.
- Одрин, В.М. Морфологический синтез систем: постановка задачи, классификация методов, морфологические методы «конструирования» / В. М. Одрин. Препринт 86−3. Киев: Институт кибернетики им. В. М. Глушкова АН УССР, 1986.
- Организационные структуры управления производством/Под общ. ред. Б. З. Мильнера. М.: Экономика, 1975. — 319 с.
- Организация торговли / Ю. А. Аванесов, и др. М.: Экономика, 1984.- 47 с.
- Орлов, М.А. и др. Организация и размещение городской торговой сети / М. А. Орлов, В. В. Вержбицкий, И. Р. Федосеева. М.: Экономика, 1980.- 120 с.
- Памбухчиянц, В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учеб. для студ. высш. и сред. спец. учеб. заведений / В. К. Памбухчиянц. 2-е изд., переаб. и доп. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 1988. -317 с.-ISBN 5−7856−0020-х.
- Памбухчиянц, О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: учебник: для студентов сред.спец.учеб. заведений, обуч. по экон. Специальностям / О. В. Памбухчиянц. М.: Данилов и К., 2004. — 633 с.-ISBN5−947 985−11-х.
- Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учеб. для студ. высш. и сред. спец. учеб. Заведений / Ф. Г. Панкратов, М. К. Серегина. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996.-327 с. — ISBN 5−86 980−076−5.
- Периодический отраслевой обзор «Торговые сети» IV квартал, 2005 г.
- Пик, X. Супермаркет: Организация и управление/Сокр.пер.с англ. Б.А. Гольдберга- Общ.ред.и предисл. А. В. Бабичева. М.: Экономика, 1979. -223 с.
- Пиндайк, Р. Микроэкономика: сокр. пер. с англ ./ Р. Пиндайк, Д. Рубенфельд. -М.: Дело, 1992.
- Питере, Т., Уотермен, Р. В поисках эффективного управления: Опыт лучших компаний: Пер. с англ./Общ.ред.и вступ. ст., с. 5−27, Л. И. Евенко. -М.: Прогресс, 1986.-418 с.
- Половинкин, А.И. Морфологический анализ и синтез технических решений//Половинкин А. И. Основы инженерного творчества Гл.10: учебное пособие для студентов вузов. М.: Машиностроение, 1988. — 189 с.
- Попов, В.Н. Организационно экономический механизм объединения /В.Н. Попов.-Воронеж.: 1994.
- Поршнев, А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку / А. Г. Поршнев. М.: РИЦ АО «Мегаполис-Контакт», 1993.
- Практика глобализации: игры и правила новой эпохи // Под ред. Делягина. -М.: Инфра-М, 2001.
- Пронников, В.А., Леданов, Н.Д. Управление персоналом в Японии: Очерки / В. А. Пронников, Н. Д. Леданов. М.: Наука, 1989. — 205 с. — ISBN 5−02−16 669−9.
- Пузыревский, Л.С. Основы организационного проектирования / Л.С. Пузыревский- М-во высш. И сред. спец. образования РСФСР. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1975. — 128 с.
- Пьюселик, Ф. Лидерство, мотивация, управление персоналом.//Материалы семинара «Модели человеческой мотивации. Мастерство эффективного взаимодействия». Нижний Новгород, Центр АЛТЭКС — Реинжиниринг, 1998.
- Райт, Д. «Дженерал моторз» в истинном свете:Автомоб.гигант: взгялд изнутри. Пер. с англ./Общ.ред. и предисл. С. Ю. Медведкова. М.: Прогресс, 1985.-384 с.
- Реструктурирование предприятия: Рациональная система бизнес -единиц. М.: Дело, 1996. — 198 с. — ISBN 5−7749−0023−1.
- Рубцов, Ю.Б. Программа постановки регулярного менеджмента и проведения реструктуризации для управленцев высшего звена: Стратегия, Финансы, Маркетинг, Персонал. / Ю. Б. Рубцов. Нижний Новгород.: Центр АЛТЭКС — Реинжиниринг, 1999.
- Румянцева, З.П. Менеджмент организации: Учеб. пособие для студ. 61 100 «Менеджмент» / З. П. Ремянцева, Н. А. Соломатин, Р. З. Акбердан, и др. М.: ИНФРА-М, 1996.-429 с. — ISBN 5−86 225−136−7.
- Саймон, А.Г. Менеджмент в организациях: Пер с англ./А.Г. Саймон, Д. У. Смитбург, В. А. Томпсон. М.: Экономика, 1995. — 335 с. — ISBN 5−282 018−40−3.
- Санталайнен, Т. Управление по результатам: Пер с фин. / Т. Санталайнен, З. Воутилайнен, П. Поренне, Й. Ниссенен. М.: Прогресс: Универс., 1993. — 318 с. — ISBN 5−01−4 303.
- Сахал, Д. Технический прогресс: концепции, модели, оценки/ Пер. с англ. Под ред. А. А. Рывкина. М.: Финансы и статистика, 1985. — 367 с.
- Сенге, П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации: Пер. с англ. / П.Сенге. М.: ЗАО «Олимп — Бизнес», 1999. -408 с. — ISBN 5−901 028−10−4, 5−215−808−6.
- Снегирева, В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям / В. Снегирева. СПб.: Питер, 2005. — 416 с. — ISBN 5 469 003 981.
- Соколова, А.Н. Электронная коммерция: мировой и российский опыт / А. Н. Соколова, Н. И. Геращенко. М.: Открытые системы, 2000. — 224 с. -ISBN 5−93 416−003−6.
- Спивак, В.А. Корпоративная культура: теория и практика/В.А. Спивак. СПб.: Питер, 2001. — 345 с. — ISBN 5−272−294−6.
- Статистика рынка товаров и услуг: Учеб. для вузов: Под ред. И. К. Беляевского. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2002. -656 с. — ISBN 5−279−2 290-х.
- Сулл Дональд Н., Почему хорошие компании терпят неудачу и как выдающиеся менеджеры их возрождают / Дональд Н. Сулл- Пер. с англ. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 214 с. ISBN 5−9614−0069−7.
- Таунсенд, К., Фохт, Д. Проектирование и программная реализация экспертных систем на персональных ЭВМ/Пер. с англ. В. А. Кондратенко, С.В. Трубицына-Предисл. Г. С. Осипова. -М: Финансы и статистика, 1990. -318 с.-ISBN 5−279−255−0.
- Твисс, Б. Управление научно-техническими нововведениями: Сокр. пер. с англ./Авт.предисл. и науч.ред. К. Ф. Пузыня., пер. А. Г. Медведев. М.: Экономика, 1989.-271 с. — ISBN 5−282−629−4.
- Томпсон, А.А., Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии: Учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / А. А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998. — 576 с. -ISBN 0−256−15 027−3.
- Торговое дело: Экономика и организация: Учебник. М.: ИНФРА-М, 1997. — 256 с. — ISBN — 5−86 225−605−9.
- Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник /под ред. Брагина JI.A., Данько Т. П. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2001. -560 с.-ISBN 5−16−101−8.
- Туровец, О.Г. Гибкая организация производственных систем: закономерности развития и принципы построения/ О. Г. Туровец, В.Н.
- Родионова. Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 1988. — 151 с. — ISBN 5−74 550 015−8.
- Уолтон, С, Сделано в Америке: как я создал Wal-Mart / Сэм Уолтон- Пер с англ. 3-е изд., доп. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 246 с. — ISBN 5−9614−0120−0.
- Управление инновационным проектом «Опыт IBM». М.: ИНФРА -М., 1995.
- Управление исследованиями и инновациями/Рос. АН. ООН по промышл. Развитию. Междунар. Центр науки и высоких технологий. М.: Наука, 1993.- 144 с.
- Управление качеством и реинжиниринг организации / З. С. Абудитзе, JI.H. Александровская и др.: учебное пособие. М.: Логос, 2003.
- Управленческое консультирование: в 2-х т.:Пер. с англ. М.: СП «Интерэксперт" — Междунар. акад. менеджмента, 1992.
- Уткин, З.А., Инновационный менеджмент/З.А. Уткин, Н. И. Морозова, Г. И. Морозова. М.: Акалис, 1996. — 208 с.
- Фалмер, М. Роберт, К. Энциклопедия современного управления. В 5-ти томах. / М. Фалмер, К. Роберт. -М.: ВИПКэнерго, 1992.
- Фатрелл, Ч. Основы торговли: Пер. с англ./Ч.Фатрелл.- 4-е изд. -Тольятти: Изд. дом «Довгань», 1995. 698 с. — ISBN 0−256−10 530−8.
- Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов./Р.А. Фатхутдинов. 4-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2004. -400 с.-ISBN 5−94 723−094−1.
- Федорова, Н.Н. Организационная структура управления предприятием / Н. Н. Федорова. 2003. — 256 с. — ISBN 5 980 322 000.
- Федько, В.П. Инфраструктура товарного рынка: Учебное пособие для вузов/ В. П. Федько, Н. Г. Федько. Ростов Н/Д.: Феникс, 2000. — 512 с. -ISBN 222−926−2.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: ПОЛИТИЗДАД, 1991.
- Форд, Г. Моя жизнь. Мои достижения / Г. Форд. М.: Терра, 1992. -191 с.-ISBN5−85 255−199−6.
- Фостер, Р. Обновление производства: атакующие выигрывают: Пер с англ. В. А. Спичкина, М. З. Штернгарца, Ред. В.Т. Рысин- Общ. ред. и ступ, ст. В.И. Данилова-Данильяна. М.: Прогресс, 1987. — 272 с.
- Франсис, Г. Ж, Преобразовании организации: Пер с англ. М.: Дело, 2000. — 376 с. — ISBN — 0−07−34 067−6.
- Хаггет, П. Пространственный анализ в экономической географии. Пер. с англ. Ю. Г. Липеда, С. Н. Тагера. Предисл. и ред. В. М. Гохмана и Ю. В. Медведкова. -М.: Прогресс, 1968.
- Хаммер, М. Бизнес в XXI веке: повестка дня / М. Хаммер. 2005. -336 с.-ISBN 5 941 240 253.
- Хаммер, М., Реинжениринг корпорации: Манифест революции в бизнесе/М.Хаммер, Дж.Чампи. СПб.: Издательство С. — Петербург.гос. унта, 1997. — 329 с. — ISBN 5−288−1 978−9.
- Хонко, Я. Планирование и контроль капиталовложений: Сокр. пер. со швед, и англ./ Я. Хонко. М.: Экономика, 1987. — 190 с.
- Храброва, И.А. Корпоративное управление: вопросы интеграции: Аффилированные лица, организационное проектирование, интеграционная динамика / И.А.Храброва- Кол. Авт. «БонаФиде*Финанс». М.: Альпина, 2000. — 198 с. — ISBN 5−89 684−010−1.
- Хэнди, Ч. Слон и блоха. Будущее крупных корпораций и мелкого бизнеса/ Ч. Хэнди. 2004. — 204 с. — ISBN 5 961 400 549.
- Чернова, Г. В. Управление рисками: Учебное пособие/ Г. В. Чернова, А. А. Кудрявцев. М: Проспект, 2005. — 160 с. — ISBN 5−98 032−908−0.
- Черчилль, Г. А. Маркетинговые исследования: Пер с англ./Г.А. Черчилль. СПб.: «Питер», 2000. — 748с. — ISBN 5−8046−0191−1.
- Шапот, М.Д. Инструментальные средства поддержки реинжиниринга бизнес процессов/Материалы семинара «Динамические интеллектуальные системы в управлении и моделировании». — М.: ЦРДЗ, 1996.
- Шеер, Август-Вильгельм. Моделирование бизнес-процессов/А.В. Шеер. М.: Весть-Метатехнология, 2000. — 175 с.
- Шеин, В.И. Корпоративный менеджмент: опыт России и США/В.И. Шеин, А. В. Жуплев, АА. Володин. М.: Новости, 2000. — 280 с. — ISBN 588 149−049−5.
- Шепель, В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера: Управлен. Гуманитарология / В. М. Шепель. М.: Финансы и статистика, 1992. — 237 с.
- Штофф, В.А. Введение в методологию научного познания. Учеб. Пособие/ В. А. Штофф. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1972. — 191 с.
- Штульборг, Б.М. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики / Б. М. Штульборг, В.В., Котилко А. О. Полынев, Е. Н. Левитская. -М.: Наука, 1993.
- Щенников, С.Ю. Реинжиниринг бизнес-процессов. Экспертное моделирование/С.Ю. Щенников. М.: Ось-89, 2004. — 288 с. — ISBN 5 985 340 341.
- Эванс, ДР., Берман Б. Маркетинг: Сокр.пер. с англ./Авт. предисл. и науч. ред А. А. Горячев. М.: Экономика, 1993. — 335 с. — ISBN 5−28 201 693−1.
- Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник для вузов/Под ред. А. Н. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 2001. — 295 с.-ISBN 5−16−497−1.
- Экономика торговли: Учеб. Для студ.торг.вузов / Б. Ф. Соловьев, JI.A. Алькевич, В. И. Андросов и др.- Рук. авт. кол. Соловьев Б. А. М.: Экономика, 1990.-414 с.
- Энджел, Д.Ф. Поведение потребителей / Д. Ф. Энджел, Р. Д. Блэкуэлл, П. У. Миниард. СПб.: Питер, 1999. — 759 с. — ISBN 5−314−93−8.
- Яковец, Ю.В. Закономерности научно технического прогресса и их планомерное использование / Ю. В. Яковец. — М.: Экономика, 1984. — 239 с.
- Яковец, Ю.В. Инновационное инвестирование: новые подходы / Ю. В. Яковец //Экономист, 1995. № 1. — С. 74−81.
- Якокка, Ли. Карьера менеджера/При участии У. Новака- Пер. с англ. Р.И. Столлера-Общ. ред. и предисл. С. Ю. Медведкова. М.: Прогресс, 1990. — 384 с. — ISBN 5−01−1 909−4.
- Янкович, Ш. А. Современное состояние торговли в Российской Федерации и перспективы ее развития: Доклад на научно-практической конференции в Нижнем Новгороде/Ш.А. Янкович. Н. Новгород: НКИ, 2000.-36 с.
- Янсен, Ф., Эпоха инноваций:Пер с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. — XII, 308 с.-ISBN 5−16−00−1234−6.
- Boar, В.Н. The art of strategic planning for information technology. Crafting Strategy for the 90s / John Wiley&Sons. 1993.- 5−6 p.
- Boehm, B. A Spiral model of software development and enhancement // IEEE Computer. 1988. — № 25(5).- 61−72 p.
- Booch, G. Object Oriented Analysis and Design with Applications // Bengamin / Cummings, Redword City, CA, USA, 1994.
- Davenport, Т.Н. Business Innovation, Reengineering Work through Information Technology / Т.Н. Davenport Boston: NBSP, 1993.
- Dlement, R. Braucht die New Economy eine neue Rugulierung // WGRTSCHAFTSDGENST, 80/ IG (2000), Hefts, 542−543 p.
- Flynn, K. Critical Success Factors for f Successful Business Reengineering Projekt // CASE World Conference Proceedings Boston, 1993, October.
- Mintzberg, H. Structure in Fives: Designing Effective Organizations: Prentice / H. Mintzberg.- Hall.: 1983.
- Harmon, P. Business Process Reengineering with Objects Part 2 // Object — Oriented Strategies — 1995 Vol 5 — № 1 1- 13 p.
- Ingene, C.A. Structural determinants of market potential // Journal of Retailing 60. 1984. Spring. 5−36. p.
- Jacobson I, Ericsson M, Jacobson A The Object Advantage: Business Process Reengineering with Object Technology // ACM Press Addison -Wesley Publishing, NY: 1995
- Jacobson, I., Ericsson M., Jacobson A. The Object Advantage: Business Process Reengineering with Object Technology // ACM Press. Addison -Wesley Publishing, N.Y.: 1995.
- Johansson, H., McHugh P., Pendlebury J. and Weller III W. Business Process Reengineering. Breeakpoint Strategies for Market Dominance. Chichester: John Wiley & Sons. 1993.
- Johansson, H., McHung P., Pendlebury J. and Weeler III W. Business Process Reengineering. Breeakpoint Strategies for Market Dominance. Chichester: John Wiley & Sons. 1993
- Manganelli, R. Merging BPR and Strategy Implementation. The National Publication for BPR Enterprise Reengineering. V. II Jssue № 6. September 1995. 11−45 p.
- Moad, J. Object Methods Tame Reengeneering Madness. Datamation, -1995, May.-43,44,48 p.
- Ross, D. Appkications and extensions of SAND. IEEE Computer, April. 1985.
- Sheleq, W. Business Process Reengineering driven by business events. Database Newsletter, 21(5), September / October, 1993.
- Tsanq, E. Business Process Reengineering and why it requires business event analysis. Case Trends, March, 1993.- 8−15 p.
- Zwicky F. Discovery, Invention, Research through the Morphological Approach. New York: McMillan, 1969.
- Weisbrod, G.E. A Disaggregate model for predicting shopping area market attraction / G.E. Weisbrod, R.J. Parcells, C. Kern // Journal of Retailing 60. 1984. Spring. 65−83. p.