Механизм формирования и использования Пенсионного фонда Российской Федерации
Отличительной чертой во взаимоотношениях вновь образованных фондов и государственного бюджета являлся отказ от ассигнований в виде дотаций федеральных средств за счет развития собственных источников финансирования — страховых взносов. Переориентация каналов поступления финансовых ресурсов на социальное обеспечение в сторону преимущественного использования страхового метода имели глубокое… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологические и организационные основы формирования социального обеспечения в национальной экономике рыночного типа
- 1. Социальное обеспечение граждан как категория управления в экономике рыночного типа
- 2. Методологические основы формирования и использования средств социального обеспечения в национальных хозяйственных системах
- Глава II. Исследование практики становления Пенсионного фонда Российской Федерации как эффективного механизма государственного управления финансами пенсионного обеспечения
- 1. Анализ опыта организации и развития структуры управления фондом пенсионного обеспечения в современных условиях
- 2. Источники формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и рациональное использование его средств
- 3. Особенности деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в период проведения радикальных экономических преобразований
- Глава III. Направления совершенствования системы Пенсионного фонда в период становления рыночных отношений в экономике Российской Федерации
- 1. Оценка возможности и последствий использования зарубежного опыта в процессе совершенствования практики управления пенсионным обеспечением в России
- 2. Перспективы развития организационно-экономического механизма системы Пенсионного фонда Российской Федерации
- 3. Система персонифицированного учета — новые возможности в управлении пенсионными средствами в условиях социально-ориентированной рыночной экономики
Механизм формирования и использования Пенсионного фонда Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
диссертационной работы.- Глубинные качественные изменения, происходящие в Российской Федерации (в дальнейшем — РФ) и характеризующие переход от централизованного планового руководства народным хозяйством к рыночным методам управления страной, затронули все сферы жизнедеятельности российского общества и государства, в том числе социальное обеспечение. Возникла объективная необходимость пересмотра укоренившейся идеологии самой природы социального обеспечения и его составляющих (социального страхования, социального вспомоществования и т. д.).
Сложившаяся на протяжении десятков лет финансовая система отечественного социального обеспечения основывалась на принципах полного государственного обеспечения за счет общества без вычетов из личных доходов трудящихся. В связи с этим, она как бы являлась составной частью общественных фондов потребления, но не имела самостоятельного обособленного фонда. Средства социального страхования практически превратились в некий социальный налог и слились с государственным бюджетом, представляя собой инструмент перераспределительной политики государства. Таким образом, расходы на нужды застрахованных стали частью своеобразной государственной социальной помощи и выделялись по остаточному принципу, исходя из возможностей бюджета страны. В свою очередь, заниженные страховые взносы предприятий и организаций не отражали в полной мере реальную величину стоимости рабочей силы, а следовательно, и совокупных затрат на нее.
С переходом на рыночные отношения в экономике, появлением различных организационно-правовых форм собственности, формированием рынка труда видоизменяются и традиционные представления о социальном обеспечении. Вновь, как это было на начальных этапах его развития в России (1917, 1921 гг.) на первое место по значимости и сфере применения выходит метод социального страхования. В частности, это выражается в образовании новых независимых финансовых институтов социального страхования, основанных на принципах солидарной ответственности трудящихся, обособленных от государственного бюджета и имеющих строго целевую социальную направленность (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонды обязательного медицинского страхования).
Отличительной чертой во взаимоотношениях вновь образованных фондов и государственного бюджета являлся отказ от ассигнований в виде дотаций федеральных средств за счет развития собственных источников финансирования — страховых взносов. Переориентация каналов поступления финансовых ресурсов на социальное обеспечение в сторону преимущественного использования страхового метода имели глубокое экономическое содержание и социальные последствия для развития рыночных отношений и эффективной деятельности системы материального обеспечения нетрудоспособных и временно неработающих граждан. Идея реформирования социального обеспечения состояла и состоит в том, чтобы цена рабочей силы формировалась на основе реальных расходов, необходимых для достойной жизни людей, выбывающих из сферы общественного производства по независящим от них различных причин (болезнь, старость, безработица). Такой подход в реализации основополагающих страховых принципов свойственен большинству развитых промышленных стран, в которых успешно функционируют общеобязательные страховые системы.
Исходя из зарубежного опыта, но с учетом российских социально-экономических особенностей, одновременно с принятием нового закона о государственных пенсиях (1990 г.), было принято решение о создании пенсионного страхового фонда. Выделение пенсионного обеспечения в самостоятельную организационную форму позволило сконцентрировать усилия по преодолению накопившихся проблем в материальном уровне нетрудоспособной части населения, наметить этапы и выработать приоритеты их решения. Предполагалось также, что такой механизм в будущем сможет гибко реагировать на возможные негативные процессы в переходный к рыночной экономике период, влияющие на снижение жизненного уровня малоимущих слоев населения.
Надежность финансовой базы Пенсионного фонда РФ (в дальнейшем — ПФР) во многом зависела и зависит от обоснованности разработок определения форм и методов сбора и аккумуляции пенсионных ресурсов и дальнейшего их совершенствования. Исходным положением для установления уровня пенсионного страхового взноса предприятиям и организациям была необходимость в мобилизации такого объема средств, которого хватило бы полностью на покрытие расходов для выплат трудовых пенсий, то есть пенсий, заработанных многолетним трудом конкретного человека, в отличие от социальных и других видов пенсий, являющихся по своей сути материальной поддержкой части нетрудоспособных, в виде социальной помощи со стороны государства и общества.
Изучение вопросов становления и развития системы пенсионного обеспечения, являющегося составной частью социального обеспечения и одним из основных элементов социальной политики государства, приобретает особую значимость в условиях социально-ориентированной экономики рыночного типа. В сферу влияния ПФР с одной стороны входят все хозяйствующие субъекты на территории России независимо от форм собственности и их работники (плательщики пенсионных страховых взносов), с другой стороны почти четверть населения РФ, получающая пенсии из его бюджета. Следует отметить тот факт, что пенсионное обеспечения (страхование) является существенным аспектом жизни любого общества, представляя собой социальное обязательство на длительный период времени. Действия в этой сфере социального обеспечения являются частью процесса, который затрагивает интересы нескольких поколений. ПФР представляет собой одно из направлений социальной политики государства, имеющих стратегическое значение.
Следует заметить, что отдельные теоретико-методологические, организационно-правовые вопросы весьма сложной проблемы, которой является многоаспектная социальная политика государства в условиях становления рыночных отношений в экономике страны, в той или иной мере подробно освещены в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
Среди отечественных исследователей, посвятивших свои труды вопросам теоретического осмысления и практической реализации социальной политики государства следует указать Л. А. Абалкина, П. И. Бурака, А. Г. Волкова, Т. П. Дорохину, Е. Н. Жильцова, В. М. Зуева, Т. И. Заславскую, М. Л. Захарова, Н. А. Иванова, Ф. Н. Капошинскую, М. С. Ланцева, В. Ф. Майера, Е. Н. Матвееву, О. И. Меньшикову, К. И. Микульского, М. Н. Можину, М. Э. Мусина, О. Н. Некрасова, Ю. Г. Одегова, Ю. Ф. Ольсевича, Л. И. Пронину, Б. В. Ракитского, Л. С. Ржаницину, Е. Г. Решетникову, Н. М. Римашевскую, В. М. Рутгайзера, А. В. Тарханова, Ж. Т. Тощенко, Э. Г. Тучкову, С. С. Шаталина, В. А. Шульгу, Т. В. Ярыгину и др.
Среди зарубежных исследователей известность получили труды Е. Аллена, Э. Бэрендта, М. Галанти, С. Гильона, Л. Еноффа, Р. Майерса, Ж. Маккензи, А. Огюса, Я. Паюлы, Дж. Копица, Д. Хоскинса, Г. Шерманаи др.
Однако в постоянно изменяющихся условиях практики становления национальной экономики рыночного типа в России возникают все новые и новые вопросы теории и практики, объединяемые рамками данной темы исследования. Решение этих вопросов имеет принципиальное значение для социально-экономических преобразований в стране, развития новых социальных институтов, способствующих расширению, по степени охвата, и повышению уровня защищенности населения России. В этой связи вопрос об источниках социальных ресурсов, в частности пенсионного обеспечения, механизме их формирования и использования как на федеральном, так и на региональном уровне приобретает особое значение в современной социальной политике государства.
Степень разработанности проблемы. В России до настоящего времени не было глубоких научных разработок, посвященных проблемам становления и формирования социальных страховых фондов в период перехода к рыночной экономике. Отдельные фрагменты вопросов, связанных с этой проблематикой, встречаются в работах перечисленных выше российских и зарубежных исследователей. Вместе с тем, особо следует отметить таких ученых, как М. Л. Захаров, М. С. Ланцев, Э. Г. Тучкова, которые значительно расширили рамки правовых и социально-экономических понятий социального обеспечения, фондов социального страхования, в том числе пенсионного обеспеченияспособствовали формированию методологических подходов образования Пенсионного фонда России.
Целью диссертационной работы является исследование теоретико-методологических и организационно-методических основ создания механизма формирования и использования ПФР как базы и одного из важнейших материальных условий реализации социальной политики государства в процессе становления рыночных отношений в экономике страны, исходя из накопленного мирового опыта действующих аналогичных систем социального обеспечения.
Цель и логика исследования обусловили необходимость постановки и решения следующих задач:
— изучение методологической основы формирования и использования средств социального обеспечения в национальных хозяйственных системах рыночного типа;
— уточнение места и роли страховых фондов в социальном обеспечении стран, использующих рыночные методы управления экономикой;
— выявление основных принципов и особенностей развития организационных форм социального обеспечения в России на отдельных этапах ее истории;
— исследование практики становления ПФР как механизма государственного управления средствами пенсионного обеспечения;
— анализ опыта организации и развития структуры управления фондом пенсионного обеспечения в современных условиях;
— определение источников формирования бюджета ПФР и возможностей рационального использования его средств;
— выявление основных направлений и задач по улучшению практики формирования и использования ресурсов ПФР;
— разработка предложений по совершенствованию организационно-экономического механизма системы ПФР в условиях перехода к рыночным отношениям.
Предметом диссертационного исследования выступают теоретические, методологические и организационные вопросы создания механизма формирования и использования ПФР в процессе становления социально-ориентированной рыночной экономики.
Объектом исследования являются качественно новые элементы теории и практики формирования и использования ресурсов социальных страховых фондов, в частности фонда пенсионного страхования, с учетом особенностей становления рыночных отношений в экономике страны и исходя из целей и задач реализации современной социальной политики государства.
Теоретической и методологической основой исследования послужили: научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам социального обеспечения, социального страхования, экономического переустройства страны, обеспечивающих решение задач социальной политики государстваконституции бывшего СССР, РСФСР и РФ, законы бывшего СССР и РФ, Постановления Верховного Совета РФ и Федерального Собрания РФ, указы Президента РФ и постановления Правительства России по вопросам социально-экономического развития страны в период перехода к рыночным отношениям. В работе использованы материалы и статистические данные министерств и ведомств России, социальных страховых фондов. Привлечены также материалы ООН, международных организаций труда (МОТ) и социального обеспечения (МАСО).
Фактографическая часть исследования основывается на практических данных, собранных и обобщенных диссертантом в процессе выполненных плановых научно-исследовательских тем кафедры национальной экономики РЭА им. Г. В. Плеханова.
В процессе исследования применялись методы логического и структурно-функционального анализа, анализа и синтеза, статистических группировок, нормативный, балансовый и др.
Научная новизна диссертации состоит в разработке теоретико-методологических и организационных основ создания принципиально нового механизма формирования и использования фонда пенсионного обеспечения как материально-вещественной базы реализации целей и задач современной социальной политики государства.
Наиболее существенные научные результаты исследования, полученные лично автором и выдвигаемые на защиту, состоят в следующем:
— обоснованы теоретические, методические и организационные основы создания механизма формирования и использования средств ПФР в условиях становления рыночных отношений в экономике России;
— уточнен понятийно-категориальный аппарат, объединяемый рамками данной темы исследования, и, прежде всего, такие понятия и категории рыночной экономики как «социальная политика государства», «социальная защищенность населения», «социальное обеспечение», «социальное страхование», «социальные страховые фонды» и др.;
— выявлены содержание и особенности современной социальной политики государства в условиях становления национальной экономики рыночного типа;
— определены место и роль социальных страховых фондов в системе мер социального обеспечения граждан России;
— вскрыто содержание и особенности действующей практики формирования и использования ресурсов ПФР на федеральном и региональном уровне функционирования системы социального обеспечения населения страны;
— раскрыты социально-экономическая сущность, сферы деятельности, роль и значение деятельности ПФР как механизма государственного управления финансами пенсионного обеспечения населения страны;
— на основе критического осмысления мирового и отечественного опыта социального обеспечения обоснованы приоритетные направления совершенствования практики формирования и использования ресурсов ПФР и других социальных фондов системы социального страхования граждан России.
Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена необходимостью и возможностью использования полученных в работе теоретических выводов, методологических подходов и методических рекомендаций, ориентированных на реализацию политики стратегии и тактики в области социального обеспечения в условиях становления социально-ориентированной рыночной экономики РФ.
Изложенные в диссертационной работе предложения по совершенствованию практики формирования и использования ПФР могут быть применены в текущей деятельности самого фонда, а также в ходе реформирования как федеральной пенсионной системы, так и всего социального страхования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и методологические положения структурной перестройки социального обеспечения и социального страхования, организации управления пенсионным обеспечением, формирование бюджета пенсионного фонда изложенные автором диссертационной работы, неоднократно докладывались лично на сессиях Верховного Совета Российской Федерации и заседаниях Правительства России, на заседаниях высших органов законодательной и исполнительной власти республик Карелия (апрель 1993 г.), Коми (июль 1993 г.), Калмыкия (август 1993 г.), Архангельской области (март 1993 г.) — на Всероссийских совещаниях по вопросам становления и дальнейшего развития системы ПФР, проводимых в городах: Новосибирске (февраль 1991 г.), Загорске (ноябрь 1991 г.), Суздале (сентябрь 1992 г.), Волгограде (февраль 1993 г.), Орле (июль 1993 г.) — на кустовых региональных семинарах руководителей служб системы ПФРна XXIV Генеральной ассамблее международной ассоциации социального обеспечения — MACO (Акапулько, Мексика, декабрь 1992 г.), Европейском совещании руководителей национальных систем социального обеспечения по проблеме «Финансы социального страхования в странах Центральной и Восточной Европы» (Варшава, Польша, июнь 1993 г.), XXV Генеральной ассамблее MACO (Денпасар, Индонезия, ноябрь 1995 г.).
Результатом исследований явилось создание системы ПФР, разработка тарифов пенсионных страховых взносов и годовых бюджетов ПФР, проведение эксперимента по созданию единой федеральной пенсионной службы на базе региональных отделений ПФР в Московской области, республиках Коми, Калмыкия и других территориях России.
Публикации. Содержание диссертационной работы отражено в 14 публикациях общим объемом 20, 42 печ. листов, в т. ч. 4 работы общим объемом 14,9 печ. листов выполнены в соавторстве.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, кратких выводов и предложений, списка используемой литературы и приложений.
1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации — России.-М., Известия, 1992.
2. Конституция Российской Федерации.-М., Юридическая литература, 1993.
3. Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР.» -М., Известия народных депутатов СССР. 1990.
4. Указ Президента СССР «О реформе розничных цен и социальной защите населения» , — Известия Советов народных депутатов СССР, 20 марта 1991 г.
5. Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» .-М., Советская Россия, 1991 г.
6. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». Законы и постановления, принятые второй сессией Верховного Совета РСФСР.-М., Советская Россия, 1991 г.
7. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря N 2122−1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, N 5, 1992.
8. Закон РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799−1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР». Социальная политика в России. Сборник документов.-М., Республика, 1992.
9. Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» .- Российская газета, 28 января 1993 г.
10. Федеральный Закон от 1 июля 1994 г. N 9-ФЗ «О федеральном бюджете на 1994 год». Собрание Законодательства Российской Федерации. 1994, N 10, ст 1108.
11. Федеральный закон от 9 августа 1994 г. N 21-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 1993 год». Собрание законодательства Российской Федерации. 1994, N 16, ст 1859.
12. Федеральный закон от 5 ноября 1994 г. N 35-Ф3 «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1994 год». Собрание законодательства Российской Федерации. 1994, N 28, ст. 2928.
13. Федеральный закон от 31 марта 1995 г. N 39-Ф3 «О федеральном бюджете на 1995 год». Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, N 14, ст. 1213.
14. Федеральный закон от И августа 1995 г. N 136-Ф3 «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 1994 год». Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, N 33, ст 3341.
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. N 789 «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3388.
16. Федеральный закон от 4 ноября 1995 г. N 161-ФЗ «О мерах по обеспечению своевременной выплаты пенсий в IV квартале 1995 года» .-Российская газета, 10 ноября 1995 г.
17. Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. N 221-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1995 год» .-Российская газета, 10 января 1996 г.
18. Социальное обеспечение в СССР. Сборник нормативных актов. -М., Юридическая литература, 1986.
19. Социальная защита инвалидов. Нормативные акты и документы.-М., Юридическая литература, 1994.
20. Народное хозяйство СССР за 70 лет: Юбилейный статистический ежегодник. Госкомстат СССР. -М., Финансы и статистика, 1987.
21. Народное хозяйство СССР в 1988 г.: Статистический ежегодник. Госкомстат СССР. -М., Финансы и статистика, 1989.
22. Народное хозяйство СССР в 1989 г.:-М, Финансы и статистика, 1990.
23. Российская Федерация в 1992 году. Стат. ежегодник. Госкомстат России.-М., Республиканский информационно-издательский центр, 1993.
24. Социально-экономическое положение России. 1994 год.-М., Госкомстат России, 1995.
25. Экономика России в 1994;1995 годах: анализ и прогноз.-М., Институт народно-хозяйственного прогнозирования РАН, 1995.
26. Основные показатели развития социального обеспечения РСФСР за 1990 ГОД.-М., МСО РСФСР, 1991.
27. Краткий информационно-статистический сборник за 1992 год. Пенсионный фонд Российской Федерации.-М., 1993.
28. Краткий информационно-статистический сборник за 1993 год. Пенсионный фонд Российской Федерации.-М., 1994.
29. Краткий информационно-статистический сборник за 1994 год. Пенсионный фонд Российской Федерации.-М., 1995.
30. Основные положения Концепции выхода из кризиса и реформирования экономики России на 1996;2000 гг. и на период до 2005 г.- М., РЭА им. Г. В. Плеханова, 1995 г.
31. Абалкин Л. К цели через кризис. Спустя год.-М., 1992.
32. Абалкин Л. Доминирующий фактор: экономический кризис и пути его преодоления.-М., 1993.
33. Артемьева Л. М. Планирование и финансирование в системе социального обеспечения.-М., Юридическая литература, 1979.
34. Барчук В. Пенсионный фонд России сегодня.-Экономика и жизнь, N 29, 1995.
35. Батыгин К. С., БашинаВ.Ф., Куртин A.B., Рогожин В. В., Цивилев P.M. Социальная защита за рубежом: Великобритания, ФРГ, Франция, Швеция, США, Австралия.-М., Профсоюзы и экономика, 1992.
36. Бороздин Ю. Экономика России: реформы в условиях инфляции.-Вопросы экономики, N 4, 1993.
37. Гальперин И. Башкирский эксперимент.-Социальная защита, N 4, 1994.
38. Заславский И. Социально-экономические основы материального обеспечения пожилого населения. Население третьего возраста.-М., Мысль, 1986.
39. Заславская Т. И. Социальные ориентиры обновления. Общество и человек.-М., Экономика, 1990.
40. Захаров М. Л. Тучкова Э.Г. Азбука социального обеспечения.М., Знание, 1987.
41. Захаров M.Jl. О Государственных пенсиях в РСФСР. -М., Советская Россия, 1991.
42. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Новое законодательство Российской Федерации о пенсиях. Изменения, дополнения и комментарии.-М., Научный Центр Профсоюзов, 1992.
43. Илларионов А. Российские экономические реформы: потерянный год.-Вопросы экономики, N 1, 1995.
44. Козлов А. Е. Деятельность местных Советов в области социального обеспечения.-М., Юридическая литература, 1977.
45. Котов В. Ф. Стоимостные категории в планировании промышленного производства.-М., Экономика, 1980.
46. Куртин A.B. О практике планирования расходов на содержание специальных учебных заведений Минсобеса РСФСР.-М., ЦБНТИ Мин-собеса РСФСР, 1984.
47. Куртин A.B. Экономический анализ деятельности стационаров протезно-ортопедических объединений и предприятий.-М., ЦБНТИ Минсобеса РСФСР, 1985.
48. Куртин A.B. Межотраслевые проблемы планирования использования труда инвалидов и пенсионеров в РСФСР. Проблемы перспективного планирования развития межотраслевых комплексов. Межвузовский сборник. -М., МИНХ им. Г. В. Плеханова, 1985.
49. Куртин A.B. О методике планирования расходов на выплату пенсий и пособий в органах социального обеспечения. Вопросы социального обеспечения. Сборник научных трудов. ЦИЭТИН Минсо-беса РФ. М., 1985 г.
50. Куртин A.B. Некоторые вопросы социально-экономического планирования трудовых ресурсов. Вопросы социального обеспечения. Сборник научных трудов.-М., ЦИЭТИН Минсобеса РСФСР, 1986.
51. Куртин A.B., Измайлов Н. П. Роль экономической службы в улучшении деятельности учреждений республиканского подчинения Минсобеса РСФСР в соответствии с требованиями решений XXVn съезда КПСС.-М., ЦБНТИ Минсобеса РСФСР, 1987.
52. Куртин A.B., Моисеенко А. Б. Планирование расходов на мероприятия социального обеспечения.-М., ЦБНТИ Минсобеса РСФСР, 1989.
53. Куртин A.B. О генеральной схеме управления социальным обеспечением РСФСР.-Социальное обеспечение, N 1, 1989.
54. Куртин A.B. Проводим эксперимент.-Социальное обеспечение, N 4, 1990.
55. Куртин A.B. Пенсии и пособия: новый механизм финансирования. Финансовая газета, N 3, 1991.
56. Куртин A.B. Проблемы пенсионеров наша забота. Профсоюзы и экономика, N 6, 1992.
57. Куртин A.B. Некоторые региональные особенности развития системы дополнительного пенсионного обеспечения. Социально-экономические проблемы Москвы и пути их решения. Сборник научных трудов.-М., ЦСЭИ, 1995.
58. Ланцев М. С. Социальное обеспечение. Труд и заработная плата в СССР.-М., Экономика, 1968.
59. Ланцев М. С. Социальное обеспечение в СССР (экономический аспект). -М., Экономика, 1976.
60. Мельников В. П. Об итогах работы Отделения ПФР по Московской области в условиях эксперимента в 1992;1994 гг. Единая пенсионная служба Московской области. Опыт работы.-М., Отделение ПФР по Московской области, 1994.
61. Меньшикова 0. Новые подходы к формированию социальной политики, — Плановое хозяйство, N 5, 1991.
62. Микульский К. Экономическая реформа и социальная политика. -Вопросы экономики, N 12, 1993.
63. Микульский К. И., Рогозин В. З., Шаталин С. С. Социальная политика КПСС.- М., Политиздат, 1987.
64. Можина М. Методические вопросы определения прожиточного минимума. -Экономист, N 2, 1993.
65. Некрасов В. Пять фондов пять проблем для плательщика. -Экономика и жизнь, N И, 1995.
66. Ольсевич Ю. Ф. Социальная переориентация экономики.-М., 1990.
67. Пансков В., Игнатьев Д. По доходу и налог.-Российская газета, 13 января 1996 г.
68. Паюла Я., Калимо Э. Социальное страхование в Финляндии.-Хельсинки, Кела, 1989.
69. Пронина Л. И. Повышение эффективности социального обеспечения. -М., 1990.
70. Ракитский Е. Положение населения России: социальная надломленность при «прыжке в рынок». Вопросы экономики, N 4, 1993.
71. Родионова В. М. Государственный бюджет и его роль в сбалансированном развитии экономики.-М., Финансы и статистика, 1985.
72. Романов A.A. Пособия по социальному страхованию.-М., Советская Россия, 1988.
73. Рутгайзер В. М. Стоимость жизни и ее измерение.-М., 1991.
74. Сысенко В. А. Прожиточный минимум как методологический принцип в оценке экономических мер социальной поддержки семей различных типов.-Семья в России, N 1, 1994.
75. Стецюра В. К. социальная направленность народнохозяйственных планов.-Киев, Украина, 1987.
76. Тарханов A.B. Планирование социального развития в развитом социалистическом обществе.-М., 1985.
77. Ткаченко А. Разработка социальных нормативов: методологические проблемы.-Социалистический труд, N 6, 1990.
78. Тощенко Ж. Г. Социальное планирование в СССР.-М., Политиздат, 1981.
79. Турысов К. Социальная ориентация экономики при переходе к рынку.-М., 1991.
80. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения. Учебно-методическое пособие и нормативные акты о пособиях и кмопенсационных выплатах.-М., ТЕИС, 1995.
81. Фогель Я. М. Социальное обслуживание инвалидов.-М., Юридическая литература, 1986.
82. Фролова Е. П., Егорова Л. А. Пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению.-М., Финансы и статистика, 1986.
83. Хоскинс Д. Переход к рынку невозможен без социальных гарантий. -Экономика и жизнь, N 24, 1991.
84. Шаталин С. С., Левада Ю. А. Социальные ресурсы и социальная политика.-М., Наука, 1990.
85. Шумейко В. Итоги социально-экономического развития Российской Федерации в 1992 г. и программа действий Правительства в 1993 г.-Вопросы экономики, N 4, 1993.
86. Четыркин Е. М. Пенсионные фонды. Зарубежный опыт для отечественных предприятий, актуарные расчеты.-М., АО «APTO», 1993.
87. Ярыгина Т., Дон С. Индексация как механизм социальной защиты населения, — Социалистический труд, N 12, 1990.
88. Изменения в области социальной политики. Удовлетворение потребностей в 90-х годах.-Нью-Йорк, Организация Объединенных наций, 1990.
89. Конвенция N 102. Конвенция 1952 года о минимальных нормах социального обеспечения. Международная конференция труда. -Женева, Международное бюро труда, 1952.
90. Устав Международной Ассоциации социального обеспечения Женева, Генеральный секретариат, 1993.
91. Хартия прав человека: Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Российская газета, 5 апреля 1995 года.
92. Arrau P. La reforma previslonal chilena y su fmandamiento durante la transicion, Collection Estudios CIEPLAN, Vol.32, 1991.
93. Chadelat J.-F. Economic factors and financing of social protection. Report XIX XXIVth General Assembly, Acapulco, — International Social Security Association, Geneva, 1992.
94. Eriksen T. Pension rights for migrant workers. Report XIII. XXIVth General Assembly, Acapulco,-International Social Security Association, Geneva, 1992.
95. Galanti M. The Present Pension System In Russia: Funding and Regulations.-Bologna, Nomlsma, 1992.