Особенности финансового планирования в Российской Федерации
Финансовое планирование — это определение последовательности действий по достижению необходимого уровня дохода и эффективного распределения денежных потоков, для реализации краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей с высокой устойчивостью по предсказуемости. Поэтому финансовому планированию уделяют временные рамки и разделяют на краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное финансовые… Читать ещё >
Особенности финансового планирования в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение
1. Теоретическая основа финансового планирования
1.1 Понятие, задачи и этапы финансового планирования
1.2 Этапы финансового планирования
2. Особенности финансового планирования в Российской Федерации
2.1 Реформа финансового планирования в России
2.2 Основные направления бюджетной политики на 2016 год
3. Преимущества и проблемы среднесрочного финансового планирования Заключение Список использованных источников
Введение
В процессе глобализации экономики фундаментальное значение для всех стран имеет эффективное и ответственное управление общественными финансами с точки зрение обеспечения устойчивости национальных бюджетных систем, а также общей финансовой безопасности и устойчивого экономического роста.
Актуальность работы заключается в том, что обусловлено финансовое планирование России ценностью для общества самих финансовых отношений. Однако проблемы финансового планирования стоят на первом месте, т.к. то, что происходит в финансовой сфере тесно связано с личным благополучием каждого члена общества. Вопросы размера прибыли и налогов, отчислений на страхование и пенсии, цены и формы инвестирования как производства, так и социальной сферы решаются и в правительственных кругах, и среди граждан Российской Федерации.
Цель данной работы заключается в изучении особенностей финансового планирования Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
— изучить понятие и сущность финансового планирования и выявить закономерности их функционирования на современном этапе развития общества;
— изучить виды финансовых планов;
— рассмотреть перспективное финансовое планирование;
— проанализировать процесс реформирования финансового планирования Российской Федерации;
— провести анализ направлений бюджетной политики на 2016 год;
— изучить проблемы финансового планирования и рассмотреть пути их решения.
Объектом исследования выступает совокупность отношений, что возникают в процессе финансового планирования.
Предметом исследования являются особенности финансового планирования Российской Федерации.
1. Теоретическая основа финансового планирования
1.1 Понятие, задачи и этапы финансового планирования Для большинства людей финансовое планирование, как и планирование вообще, является чем-то далёким от жизни. Возможно, даже неприменимым в сегодняшний «век нестабильности». Но тут, как говорится, «всё с точностью до наоборот». Именно планирование приводит к нужным результатам, а не обстоятельства мешают происходить запланированному событию. Мало уметь спланировать, необходимо ещё уметь повысить устойчивость по предсказуемости.
Прежде чем заняться финансовым планированием, давайте разберём, что такое планирование в своем истинном значении.
Планирование — это определение последовательности действий и оптимального распределения ресурсов для достижения поставленных целей.
Технологический процесс планирования выглядит следующим образом [6]:
1. Постановка целей и задач.
2. Составление программы действий (проектирование).
3. Выявление необходимых ресурсов и их источников дохода.
4. Определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них.
5. Фиксация результатов планирования в материальном виде, например в виде проекта, карты боевых действий, приказа в письменной форме и т. п.
Под планированием закреплен один закон, который гласит: «Каждая минута, потраченная на планирование деятельности, экономит 10 минут исполнения, то есть даёт 1000%-ную отдачу от вложенной умственной, эмоциональной и физической энергии» .
О планировании можно говорить в теории очень много, но касательно практики нашей собственной ежедневной деятельности в цифрах оно будет выглядеть так.
Чтобы спланировать деятельность следующего рабочего дня, необходимо 10−12 минут. Эти 10−12 минут сэкономят вам 100−120 минут исполнения. Таким образом, десятиминутное планирование на два часа в день увеличивает свободное время и на 25% повышает ежедневную производительность.
На практике получается, что, начав планировать каждый свой рабочий день, вы экономите в месяц 2000;2400 минут исполнения, что составляет 4−5 рабочих дней. Одним словом, вникнув, в планирование вы достигните понимания, что оно повышает вашу производительность и высвобождает ваше время.
Это, как правило, интересует людей, нацеленных на эффективность. Тех людей, которые хотят жить в достатке и располагать свободным временем для занятия любимыми делами, общения с семьёй. Людей, имеющих серьёзные цели, выходящие за рамки обыденности, — поесть, поспать, сходить в кинотеатр, съездить в отпуск…
Финансовое планирование — это определение последовательности действий по достижению необходимого уровня дохода и эффективного распределения денежных потоков, для реализации краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей с высокой устойчивостью по предсказуемости. Поэтому финансовому планированию уделяют временные рамки и разделяют на краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное финансовые планирования. Если у вас есть какие-либо долги, которые растут быстрее чем денежные потоки и ваши доходы, то грамотное соблюдение и строгое выполнение планов поможет вам избавиться от долгов. Причем реально и в кратчайшие сроки.
Высокая устойчивость по предсказуемости обеспечивается осознанием ваших истинных целей и формированием запаса прочности — планом финансовой защиты.
Основные этапы финансового планирования таковы [12]:
Определение целей (постановка целей и задач).
ѕ Оценка собственной производительности (финансовым анализом).
ѕ Финансовые расчёты с корректировкой (корректировка целей и определение математически-обусловленной величины дохода).
ѕ Составление программы действий (проектирование повышения дохода и эффективного распределения денежных средств).
ѕ Фиксация результатов планирования в материальном виде (личный финансовый план).
Личное финансовое планирование Личное финансовое планирование для человека лично или для своей семьи учитывает реализацию жизненно важных целей и задач, например таких, как:
ѕ рождение детей;
ѕ приобретение дома или квартиры;
ѕ приобретение автомобиля;
ѕ образование детей;
ѕ личное образование;
ѕ путешествия;
ѕ создание собственного дела или занятие своим хобби;
ѕ обеспечение достойной старости…
Это лишь основные моменты. У разных людей и семей цели и задачи различаются. Но, так или иначе, всегда существуют несколько основных целей и задач на жизнь.
Если прописать все цели и задачи отдельно взятой семьи и оцифровать их, то есть расставить необходимые суммы для их реализации во времени, то мы сможем увидеть объём работы в цифровом выражении.
Далее делается оценка производительности при помощи финансового анализа. Соотнесение ее с целями (объёмом работы, распределённым во времени) показывает, возможна реализация целей с данной производительностью или нет.
Финансовому планированию, как на предприятии, так и в личном и семейном бюджете уделяют серьезную роль. Смысл, которой состоит в том, чтобы, проектируя, изменить основные показатели, выправляя график денежного потока в сторону положительной динамики. Для этого корректируются цели по объёму и времени реализации и рассчитывается математически-обусловленная величина дохода.
К основным задачам финансового планирования можно отнести:
— определение объёма финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объёма финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;
— определение объёма и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;
— обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;
— создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
— определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов — к планам, а также маневрировать ресурсами.
Итогом финансовой стратегии является разработка финансовой политики предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, эмиссионной и другие. Большое внимание также уделяется учету факторов риска.
В финансовом планировании денежных потоков важно, опираясь на заданные параметры (откорректированные цели), выработать модель поведения и основные показатели, которые должны реализовываться каждый месяц. Таким образом, создаётся чёткий алгоритм ежемесячных действий по обеспечению необходимого уровня дохода и оптимального распределения денежных средств.
Прорабатываются десять способов повышения дохода. Повышается доход. Выбираются инструменты инвестирования, и составляется материальный носитель финансового планирования — личный финансовый план. Личный финансовый план в цифровом выражении отображает все действия, необходимые для своевременной реализации целей.
Информационной базой для финансового планирования на макроуровне являются прогнозы социально-экономического развития (страны или региона), программы, национальные проекты, бизнес-планы.
1.2 Перспективный финансовый план Перспективный финансовый план представляет собой документ, который формируется одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на базе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и, который содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных либо муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Составляется перспективный финансовый план по укрупненным показателям бюджетной классификации.
Перспективный финансовый план на федеральном уровне составляют с 1998 года.
Финансовые планы являются инструментом экономической проверки внутренней сбалансированности материально-вещественных, а также трудовых и стоимостных показателей различных планов и оценок экономической эффективности.
В современных условиях при стихийном и непредвиденном развитии экономики, перспективное планирование необходимо для определения количественных показателей в отличии от иных видов планирования, которые отражают лишь качественные показатели.
Система перспективного планирования включает: долгосрочные и стратегические планы. Причем в системе долгосрочного планирования применяется метод фактических результатов за прошедшие периоды с оптимистическим прогнозом, с некоторым завышением показателей на будущее.
Стратегическим планированием является комплексное изучение проблем, с которым предприятие может столкнутся в будущем периоде на основании чего формируются плановые показатели.
При разработке планов используются[7]:
— анализ перспектив с учетом факторов, что влияют на результат производства;
— анализ конкурентоспособности продукции;
— выбор стратегии и выявление приоритетов с целью достижения эффективности деятельности предприятия;
— анализ имеющихся видов деятельности и анализ новых, результативных видов.
Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов [9]:
— прогноза отчета о прибылях и убытках
— прогноза движения денежных средств
— прогноза бухгалтерского баланса Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода. Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами. Прогноз объемов продаж дает представление о той доле рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией. Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года. Годовые прогнозы объемов продаж разбиты по кварталам и месяцам. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть в них информация. Это связано с тем, что в первый год производства уже известны покупатели продукции. Расчеты на второй и третий год носят характер прогнозов, которые составлены на основе маркетинговых исследований.
2. Особенности финансового планирования в Российской Федерации
2.1 Реформа финансового планирования в России С целью эффективной реализации задач, которые возлагаются обществом на государство, следует проведение государственной социально-экономической политики сосредоточить на определенной доле национального дохода в определенном централизованном фонде финансовых ресурсов, именно этим фондом является государственный бюджет.
В первой половине 2000;х годов были заложены предпосылки для решения стратегических задач финансового планирования путем восстановления долгосрочной сбалансированности и устойчивости национальной бюджетной системы.
Все это обеспечило прозрачность и подотчетность формирования и исполнения бюджетов, а также оперативность и достоверность бюджетной отчетности. В то же время был установлен жесткий контроль за принятием и исполнением бюджетных обязательств.
Для реализации целей реформы очень важно предусмотреть в новой редакции Бюджетного кодекса РФ организацию бюджетного процесса на основе расходных обязательств соответствующего публично-правового образования и последующий переход бюджетов бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию — формированию бюджетов на период трех лет.
Следует федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов составлять и принимать в режиме «скользящей трехлетки» с процедурой ежегодных изменений.
Данный метод позволяет планировать крупные проекты, что выходят за рамки года, и предусматривает осуществление планирования расходов на основе разделения действующих и принимаемых обязательств.
Так в 2006 году федеральный бюджет стал составной частью трехлетнего перспективного финансового плана, что заложило основы для перехода к утверждению бюджета на три года.
В начале 2007 года были приняты поправки в Бюджетный кодекс, что стало завершающим этапом реформирования бюджетного процесса. Многие из поправок прошли практическую апробацию в рамках внедрения среднесрочного бюджетирования, что ориентировано на результаты.
С 2008 года формируется федеральный бюджет на основе реестров расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета. Подготовка проекта федерального бюджета на 2008 год и период до 2010 года характеризуется использованием обоснования бюджетных ассигнований главных распорядителей средств федерального бюджета, которые содержат информацию о непосредственных результатах деятельности, а также объеме и качестве оказанных государственных услуг.
2.2 Основные направления бюджетной политики на 2016 год
4декабря 2015 года был принят Федеральный закон № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», устанавливающий параметры бюджета[9], рассчитанные при стоимости нефти в 50 USD за 1 баррель марки Urals и при величине нефтегазовых доходов в 6,045 трлн. рублей (44% от всего объёма бюджета):
— 2016
Доходы — 13,738 млрд руб.
Расходы — 16,099 млрд руб.
Кроме того, Федеральным законом установлены следующие значения основных экономических показателей:
— Доходная часть бюджета составит 13 738,5 млрд. рублей (на 465 701,2 млн. рублей больше, чем в 2015 году). Планируется привлечение дополнительных денежных средств за счет внесения в действующее законодательство ряда изменений, в частности, увеличится фискальная нагрузка на предприятия, работающие в нефтегазовой сфере. Кроме того, до 90% повысится подлежащая зачислению в федеральный бюджет доля от прибыли, полученной Банком России;
— Расходная часть бюджета составит 16 098,6 млрд. рублей. В наступающем году ожидается уменьшение размера затрат за счет отмены индексаций некоторых видов социальных выплат (например, материнского капитала, ежегодной выплаты лицам, имеющим статус Почетного донора, пенсий работающих пенсионеров и т. д.);
— Предполагаемая величина Резервного фонда в 2016 году составит 5 507,1 млрд. рублей. За счет его средств планируется покрытие дефицита бюджета, который, согласно приведенным данным, составит 2 360,2 млрд. рублей или 3,0% от ВВП;
— Размер внутреннего государственного долга составит 8 817,8 млрд. рублей;
— Размер внешнего государственного долга составит 55,1 млрд. долларов; ;
— Уровень инфляции по итогам 2016 года зафиксируется на отметке 6,4%;
— На продлении моратория на формирование накопительной части пенсии предполагается сэкономить около 342,2 млрд. рублей;
— ВВП составит 78 673 млрд. рублей, темп его роста оценивается в 0,7%;
— Расходы на содержание армии и оборонных комплексов составят 2 886 млрд. рублей;
— Предполагаемый размер затрат на образование составит 579,8 млрд. рублей;
— Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство упадут до 78,8 млрд. рублей;
— На мероприятия, направленные на охрану окружающей среды, будет потрачено 59,4 млрд. рублей;
— По статье «Национальная экономика» затраты составят 2 540 млрд. рублей;
— На обслуживание государственного и муниципального долга предполагается потратить 652,9 млрд. рублей;
— Расходы по статье «Межбюджетные трансферты» составят 661,5 млрд. рублей;
— Расходы на реализацию социальных программ установлены в размере 4 407 млрд. рублей;
— Затраты на развитие культуры в стране составят 100 млрд. рублей;
— Общегосударственные расходы составят 1 141 млрд. рублей;
— Затраты на деятельность, направленную на обеспечение безопасности (в том числе и работу сотрудников правоохранительных органов) составят 2 031 млн.рублей.
Рисунок — 1 Структура бюджетных расходов в 2016 году Для того чтобы определить направленность государственной политики в 2016 году, можно представить вышеприведенные экономические показатели размера затрат в долях от общей суммы расходной части бюджета. Распределение расходов бюджетных средств в 2016 году выглядит следующим образом:
27,7% — социальная политика;
19,2% — оборона;
15,9 — национальная экономика;
12,7% — правоохранительная система;
7,2% — общегосударственные вопросы;
4,2% — межбюджетные трансферты;
4,1% — обслуживание государственного долга;
3,6% — образование;
3,0% — здравоохранение;
0,6% — культура;
0,5% — СМИ;
0,5% — ЖКХ;
0,4% — физкультура и спорт;
0,4% — охрана окружающей среды.
Правительство России совместно с Государственной Думой утвердило проект бюджета на 2016 год. До сих пор в России бюджет страны принимался на три года. Закон об однолетнем бюджете члены правительства внесли с Госдуму в связи с высокой волатильностью финансовых и сырьевых рынков. Также этот шаг объясняют повышением риска надежности показателей прогноза социально-экономического развития России и точности прогнозирования параметров федерального бюджета.
Подписанный президентом закон приостанавливает действие отдельных положений Бюджетного кодекса до 1 января 2016 года. Документ предусматривает также увеличение сроков кредитования из бюджета для регионов с трех до пяти лет. Это значит, что Правительство собирается приостановить положения Бюджетного кодекса РФ, предусматривающие обязательный плановый период для бюджета федерального уровня. Планирование будет заключаться только в прогнозе социально-экономического развития и основных направлений бюджетной, таможенно-тарифной, налоговой и денежно-кредитной политики. В текущем году прогноз бюджета должен быть составлен до 2030 года включительно, на основании данных подготовленных Минфином и Минэкономразвития.
Выводы специалистов, касательно основных параметров бюджета на 2016 год.
— Недостаточный размер бюджета.
По заложенному правительством курсу (64 рубля за 1 доллар США) размер бюджета России в 2016 году составит 247,4 миллиарда долларов. На первый взгляд, этот показатель выглядит весьма впечатляюще. Однако сумма в 247,4 млрд. долларов отнюдь не является значимой, учитывая, что примерно такой же бюджет был у Швеции, Бельгии и Мексики в 2008 году. То есть, даже если не брать во внимание инфляцию в мире, финансирование в РФ можно сравнивать разве что со странами третьего мира, учитывая население страны.
Для сравнения: бюджет США в 2016 году составит 3990 миллиардов долларов, что в 16 раз больше, чем в России или в 8 раз больше на душу населения. При этом за последние годы в США наблюдается самый маленький дефицит бюджета (474 млрд. долларов). Что примечательно, сумма американского дефицита больше, чем размер всей российской казны.
— Ошибки прошлых лет.
По мнению специалистов, в новом бюджете не были учтены ошибки прошлых лет. По сути, в нем нет абсолютно никаких кардинальных изменений, рычагов экономии или антикризисных мер. Весь бюджет строится с учетом того, что на протяжении трех лет средняя цена нефти составит 50−55 долларов за баррель, а средний курс — 62,5−63,3 рубля за доллар. Если раньше правительство прогнозировало постепенное увеличение стоимости нефти, то сейчас на это никто не надеется. Однако бюджет совершенно не рассчитан на возможное снижение стоимости «черного золота». А учитывая последние мировые события, специалисты не сомневаются, что совсем скоро мы услышим от политиков новость об очередном снижении цены на нефть.
— Большие расходы при маленьких доходах.
В очередной раз расходы РФ превысят доходы. По средним подсчетам, дефицит бюджета составит примерно 3%. По мировым меркам этот показатель не является катастрофичным. Например, у США превышение расходов колеблется приблизительно на таком же уровне — 2,8%.
Однако средства для покрытия образовавшего дефицита будут взяты из Резервного фонда, что всего лишь за год уменьшит его на 2/3 части. Сейчас в Резервном фонде находится 3210 млрд. рублей, а уже через год его размер уменьшится до 1074 млрд. рублей. При этом, вернуть потраченные средства будет очень сложно, учитывая, что внешние заимствования невозможны из-за наложенных на государство санкций.
— Правительство верит в лучшее.
Правительство обещает, что в 2016 году инфляция снизится до 5,1%. При этом, через год ВВП должно вырасти как минимум на 0,7%, в 2017 году — на 1,9%, а в 2018 на 2,4%.
Нужно отметить, что по общемировым меркам это довольно скромный уровень прироста. Однако учитывая нынешнее и перспективное экономическое положение России, даже столь незначительное улучшение можно назвать сверхоптимистичным прогнозом. На сегодняшний день не осталось ни одного ресурса, который мог бы поспособствовать росту ВВП. Если раньше нашим козырем являлась нефть, то сейчас на нее не рассчитывают даже самые оптимистичные эксперты.
Более того, в будущем году ситуация с бюджетом может неоднократно ухудшиться, т.к. есть основания полагать, что нефть подешевеет еще больше, а Россию ждут новые санкции. Во-первых, часть покупателей перейдет на нефтяные запасы Ирана. Во-вторых, война в Сирии рано или поздно закончится. И, в-третьих, на экономическое положение России не самым лучшим образом влияют конфликты с Турцией, Украиной и Западным миром.
— Бюджет войны.
Наибольшая часть расходов бюджета РФ традиционно приходится на две статьи — пенсионное обеспечение (66,1 миллиард долларов) и оборона государства (51,8 миллиардов долларов). Только на две эти сферы уходит половина всего бюджета страны. Когда в развитых государствах наступает экономический кризис и расходы превышают доходы, их правительства снижают объемы финансирования обороны. В России же эти показатели растут из года в год.
Перед подписанием бюджета правительство намеревалось снизить обеспечение силовиков на 165 млрд. рублей, однако это решение не было поддержано Госдумой. В итоге, военные расходы на 2016 год составляют 4,17% от ВВП.
Для сравнения: большая доля расходов на военное обеспечение есть только в бюджетах Саудовской Аравии и ОАЭ. Но, во-первых, экономическое положение этих стран позволяет увеличивать собственную обороноспособность. А, во-вторых, данные государства граничат со странами, на территории которых ведутся полномасштабные войны.
Стоит отметить, что по меркам экономически развитых стран финансирование обороны на уровне в 51,8 млрд. долларов не является большим показателем. Например, США тратит на военные расходы 3,3% от своего ВВП, но при этом средств на оборону выделяется в 11 раз больше, чем в России.
— Антисоциальные меры.
В бюджете на 2016 год отсутствуют положительные социальные меры. Правительство обещает в течение года повысить пенсии дважды на 4% каждый раз. На первый взгляд, это кажется очень приятной новостью. Но учитывая, что индексация в любом случае будет отставать от запланированной инфляции, благосостояние пенсионеров в следующем году ухудшится. Кроме того, в 2016 году часть пенсионных накоплений на сумму в 342,2 млрд. рублей будет заморожена.
Еще более неутешительно выглядят остальные изменения, касающиеся социальной сферы государства. Например, финансирование ЖКХ сократится на 41,4%, упав с 132,3 млрд. до 78,8 млрд. рублей. Финансирование образования уменьшится на 7,9%, составив 579,8 млрд. рублей вместо текущих 629,3 млрд. рублей.
Однако хуже всего дела обстоят с финансированием системы здравоохранения. Согласно утвержденному бюджету, в 2016 году на эту сферу будет выделено 473,7 млрд. рублей, что на 10,9% меньше, чем сейчас (531,4 млрд. рублей в 2015 году).
Практически во всех развитых странах финансирование здравоохранения является одной из самых больших статей расходов. В США, например, на медицину тратят 1006 млрд. долларов, В РФ же выделено всего 8,4 млрд. долларов. Если пересчитать эти показатели с учетом количества населения в государствах, окажется, что на здоровье одного человека в США тратят на 54 раза больше, чем в России.
— Последний бюджет России.
Учитывая особенности бюджета РФ на 2016 год, все больше специалистов приходят к неутешительному выводу: государственная смета может стать последней в истории России. Не исключено, что уже через год государство останется без бюджета, израсходовав все свои резервы и вступив в активную фазу дефолта.
3. Преимущества и проблемы среднесрочного финансового планирования Современный рынок динамичен, и российским организациям приходится работать в быстро меняющейся внешней среде, зачастую в условиях неопределенности.
Финансовый кризис 2008;го года показал, что в российских компаниях есть существенные проблемы в системе управления финансами. Одной из причин такого положения является отсутствие полной, своевременной и точной информации не только о будущем, но и текущем финансовом состоянии компании.
В условиях экономической нестабильности необходимо прогнозировать будущее, предвидеть возможные изменения условий деятельности с помощью опережающего планирования и контроля.
Распространенной формой финансового планирования является бюджетирование. Однако бюджетирование на российских предприятиях носит в основном условный характер, и заключается чаще всего в контроле отдельных показателей, например размеры дебиторской и кредиторской задолженности. В основном составляют бюджеты доходов и расходов, различные варианты бюджета денежных средств, а прогнозный баланс не составляют, не говоря уже о полноценном наборе операционных бюджетов. В данной ситуации возможности полноценного бюджетирования не используются.
Финансовое планирование не должно базироваться на бухгалтерском учете. Российская система бухгалтерского учета и связанный с ней механизм налогообложения вносят весомый вклад в процесс дезорганизации финансового управления. Даже тщательное планирование налогов не гарантирует отсутствие претензий со стороны налоговых органов.
Важную роль в управлении компанией играет правильная постановка управленческого учета (переход на статью «Автоматизация упр. учета»). Данные управленческого учета являются основой для финансового управления организацией. Внутренняя информация о деятельности компании: объемы производства продукции, планируемое расширение деятельности, выход на новые рынки, социальная политика и т. п. — позволяет спрогнозировать финансовые потоки, определить необходимость в привлечении дополнительного капитала. Финансовый план позволяет оценить эффективность управленческих решений, выявлять и корректировать узкие места в управлении компанией.
В крупных компаниях, имеющих дочерние предприятия, необходимо уделить особое внимание консолидированию отчетности не только бухгалтерской, но и управленческой, в целях принятия решений и анализа реальной картины бизнеса, учета и планирования внутрихозяйственного оборота.
Автоматизация учета — это достаточно сложная задача. Принципы ведения учета у каждой компании различны и основываются на специфике деятельности предприятия. При применении на предприятии полноценной системы финансового планирования необходимо обеспечить сквозное прохождение информации через все подсистемы учета, чтобы обеспечить получение оперативных данных о ходе исполнения ранее принятых финансовых планов (бюджетов). Также необходимо обеспечить достаточный уровень детализации информации.
Получение достоверной и своевременной информации о положении и результатах деятельности предприятия достигается с помощью автоматизации документооборота предприятия (переход на статью «Документооборот»). Вся информация о финансовом состоянии компании — это конфиденциальная информация, поэтому соответствующим образом необходимо организовать распределение прав пользователей для предотвращения несанкционированного доступа к информации.
Эффективность управления финансами предприятия зависит от своевременной оценки конечного результата. Не достаточно анализировать только прибыльность деятельности предприятия. Важно своевременно получать информацию по ключевым параметрам, дающим объективную картину финансового состояния предприятия, что позволит оценить возможные темпы развития с позиции финансового обеспечения, выявить доступные источники средств, спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов. Основным фактором в этом процессе является объем и качество информации.
Основной сложностью, возникающей в процессе внедрения полноценного финансового планирования на российских предприятиях, является система целей, которые ставят перед собой руководители. Чаще всего в качестве цели выбирают прибыль. Однако при этом забывают о ликвидности, сбалансированности финансовых потоков, поэтому ни о какой целостной системе финансовых целей и речи нет. Это не позволяет руководителям ставить конкретные финансовые цели перед своими организациями и достигать их.
Большинство программных разработок предназначены для решения отдельных задач финансового планирования (анализ финансово-хозяйственной деятельности по бухгалтерской отчетности, финансовое планирование на основе установленных форм бухгалтерской отчетности). Это значительно осложняет постановку финансового планирования в российских компаниях.
финансовый бюджет экономический денежный
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства являются объектом финансового планирования, а составление финансовых планов является итоговым результатом. При этом, в каждом плане выявляют доходы и расходы на определенный период, а также связи со звеньями финансовой и кредитной систем.
С помощью реализации планирования уточняют видение государственной власти в лице законодательных и исполнительных органов о положении экономики страны касательно желаемого будущего экономического и финансового состояния.
Основными методами государственного планирования следует считать:
— разработку стратегии
— программирования
— бюджетирование и т. д.
Финансовые планы разрабатывают согласно Бюджетному кодексу РФ, бюджетной политики, которая определена в ежегодном послании Президента, программой социально — экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и т. д.
Существенное социально-экономическое значение для государства и страны имеют бюджеты, сметы доходов и расходов государственных внебюджетных фондов. В систему финансового планирования н общегосударственном и территориальном уровне включают разработку и реализацию перспективных финансовых планов, финансовых балансов и балансов движения доходов и расходов населения.
Для большинства людей финансовое планирование, как и планирование вообще, является чем-то далёким от жизни. Возможно, даже неприменимым в сегодняшний «век нестабильности».
Планирование — это определение последовательности действий и оптимального распределения ресурсов для достижения поставленных целей.
Финансовое планирование — это определение последовательности действий по достижению необходимого уровня дохода и эффективного распределения денежных потоков, для реализации краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей с высокой устойчивостью по предсказуемости. Поэтому финансовому планированию уделяют временные рамки и разделяют на краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное финансовые планирования.
Основными результатами реализации бюджетной политики в период до 2015 года стали обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, оптимизация расходов федерального бюджета, формирование федерального бюджета на основе государственных программ, переход к формированию государственных заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам, совершенствование налоговой системы, межбюджетных отношений, управления государственными активами и обязательствами, формирование «Бюджета для граждан».
Планы государственного бюджета трехлетнего периода основаны на оптимистическом прогнозе развития российской экономики, т. е. рост ВВП, снижение инфляции и устойчивые поступления от нефтегазовой отрасли.
К преимуществам трехлетнего государственного планирования относят:
— обеспечение преемственности бюджетного процесса и увеличения фискальной дисциплины, прозрачности и эффективности бюджетного процесса;
— внесение устойчивости с учетом роста экономики и снижение зависимости от конъюнктуры цен на нефть;
— позволяет включать в бюджет долгосрочные перспективы и инвестиции, государственные в том числе;
— независимость от политической конъюнктуры.
Финансовый кризис 2008;го года показал, что в российских компаниях есть существенные проблемы в системе управления финансами. Одной из причин такого положения является отсутствие полной, своевременной и точной информации не только о будущем, но и текущем финансовом состоянии компании.
Важную роль в управлении компанией играет правильная постановка управленческого учета (переход на статью «Автоматизация упр. учета»). Данные управленческого учета являются основой для финансового управления организацией.
Автоматизация учета — это достаточно сложная задача. Принципы ведения учета у каждой компании различны и основываются на специфике деятельности предприятия. При применении на предприятии полноценной системы финансового планирования необходимо обеспечить сквозное прохождение информации через все подсистемы учета, чтобы обеспечить получение оперативных данных о ходе исполнения ранее принятых финансовых планов (бюджетов). Также необходимо обеспечить достаточный уровень детализации информации.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Авдеев А. В. Смета доходов и расходов автономной некоммерческой организации //Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2012. № 3.
3. Батурина М. В. Смета некоммерческой организации //Финансовые и бухгалтерские консультации. — 2014. № 1.
4. Грищенко Ю. И. Финансовое планирование в некоммерческих организациях. Журнал «Некоммерческие организации в России». № 2, 2011.
5. Грязнова А. Г., Маркина Е. В. «Финансы» // Финансы и статистика. — 2012.
6. Ефимова С. Б. Правовые и организационные основы формирования расходов бюджетов // Финансы. — 2014. № 4.
7. Контор Л. И., Шубина Д. А., Скворцова А. Я. Финансовый менеджмент НКО: опыт России, Финляндии и Швеции. — СПб.: Центр РНО, 2013.
8. Ковалев В. В. Финансы: Учебник для вузов. Изд.3. (Классический учебник). — М.: Проспект, 2012.
9. Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. для вузов. Изд.4. — М.: Дашков и Ко, 2012.
10. От годового бюджета к трехлетнему (интервью Председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы ФС РФ, доктора экономических наук Ю.В. Васильева) // Финансы. — 2012. № 1.
11. Романовский М. В., Врублевская О. В., ред. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для вузов. — М.: Юрайт-Издат, 2013.
12. Сенчагов В. К., Архипов А. И., ред. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. для вузов. Изд.2. — М.: Велби, Проспект, 2011.
13. Социально-экономическое развитие и исполнение бюджета http://www.government.ru/archiv/government/index.html-he_id38.htm
14. Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» // http://www1.minfin.ru/
15. Швецов Ю. Г., Бутакова О. В. Функциональная направленность системы бюджетного регулирования // Финансы. — 2012. № 10.
16. Шубина Т. В., Сухоруких Л. Н. Особенности финансового планирования внекоммерческих организациях //Финансовый менеджмент. — 2005. — № 2.
17. Источник: Бюджет РФ на 2016 год: последний бюджет России сайт bs-life.ru