Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реализация принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркнуто, что уже в ближайшие годы роль образования в обществе и его ценность для современного человека должна поменяться коренным образом. В частности, изменения должна быть связаны с переходом от утилитарно-прагматических целей образования, ориентирующих его в основном на формирование знаний, умений и навыков… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ СТУПЕНЕЙ ШКОЛЫ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МАТЕМАТИКИ
    • 1. 1. Теоретический анализ состояния проблемы в теории и практике общеобразовательных школ
    • 1. 2. Теоретическое обоснование модели реализации принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики
    • 1. 3. Комплекс педагогических условий эффективной реализации принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней в школе с углубленным изучением математики
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ СТУПЕНЕЙ ШКОЛЫ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МАТЕМАТИКИ
    • 2. 1. Задачи, этапы и критериально-оценочный инструментарий эксперимента
    • 2. 2. Методика эффективной реализации принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики
    • 2. 3. Анализ и интерпретация экспериментальных данных
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Реализация принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к демократическому государству, рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности ее отставания от мировых тенденций экономического и социального развития. В эпоху глобализации и новых информационных технологий в России образование стало рассматриваться социальной сферой вложения средств в будущее страны.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркнуто, что уже в ближайшие годы роль образования в обществе и его ценность для современного человека должна поменяться коренным образом. В частности, изменения должна быть связаны с переходом от утилитарно-прагматических целей образования, ориентирующих его в основном на формирование знаний, умений и навыков к гуманистической направленности и развитию личности обучающегося, ее познавательных и индивидуальных способностей. Его результаты должны быть ориентированы на умение учащихся решать личностно-значимые и практически важные для них задачи.

Кроме того, главный смысл совершенствования структуры и обновления содержания обучения в школах состоит в том, что образование должно стать индивидуализированным, направленным на удовлетворение познавательных потребностей и интересов каждого обучающегося.

Однако по данным социологического опроса (2006 г.) большая часть старшеклассников считает, что существующая ныне школа не обеспечивает им достаточного уровня направленности для успешного продолжения учебы и построения дальнейшей профессиональной карьеры. Причинами такого положения выступают, по мнению 49,8% школьников, отсутствие права свободного выбора учебных предметов в школе. 65−75% учащихся видят необходимость дифференцировать содержание образования в учебных заведениях по различным профилям обучения. По мнению 51% учителей, преимуществами введения дифференцированного обучения (с углубленным изучением предмета или профильного обучения) выступают не только направленность на удовлетворение познавательных потребностей, интересов, жизненных устремлений школьников, но и создание условий для преодоления существующей перегрузки школьников.

Отмеченные выше направления модернизации образования в современных условиях актуализируют на сегодня вопрос повышения эффективности обучения детей в школах с углубленным изучением предметов и созданием благоприятных условий для развития их способностей в различных видах деятельности.

В педагогической теории и практике учебных заведений уже накоплен определенный опыт решения разноаспектных вопросов обучения детей в школах и классах с углубленным изучением различных предметов (Ю.И. Дик, Г. В. Дорофеев, А. А. Каверина, Н. Г. Миндюк, В. М. Монахов, А. А. Никитин, В. А. Орлов, А. А. Пинский, И. Э. Унт, В. В. Фирсов и др.). В концепции дифференциации обучения в школе исследованы различия профильного и углубленного обучения, определены роль и место таких школ и классов с углубленным изучением предметов. Учеными изучены условия организации уровневой дифференциации как обучения на различных уровнях глубины и сложности, разделения учебного коллектива на группы на основе разных показателей.

Вместе с тем, на сегодня недостаточно разработанными в науке и практике остаются вопросы, связанные с реализацией принципа преемственности в обучении учащихся в школах с углубленным изучением предметов, обеспечивающей эффективное развитие способностей детей в разных видах деятельности на всех ступенях непрерывного образования.

Проблема преемственности в обучении исследуется педагогикой уже не одно десятилетие и как многостороннее явление изучалось с разных сторон и исследовалось учеными в разных аспектах. Она рассматривается в науке как педагогическая система (А.В. Батаршев и др.), формы связи между элементами системы обучения (А.А. Люблинская и др.), педагогическое условие структурирования образовательного процесса (Э.С. Черкасова и др.), как принцип обучения (Ю.К. Бабанский, С. Я. Батышев, С. М. Годник, А. Г. Мороз, И. Т. Огородников, Е. Н. Ращикулина, Г. И. Щукина и др.), как общепедагогическая закономерность (И.И. Прокопьев, А. Г. Мороз и др.). Осуществлению преемственности в содержании, формах и методах обучения посвящены работы М. Ф. Воробьёва, К. Р. Исаевой, С. С. Постовалова и др. Пути реализации принципа преемственности в начальной школе изучались В. И. Вдовиченко, A.M. Кухта, А. А. Люблинской. Дидактические основы преемственности в обучении между учебными предметами начальной и средней школы разрабатывались коллективом исследователей под руководством Ш. И. Ганелина, в трудах Л. В. Занкова, Е. С. Никифоровой, Н. С. Рождественского и др.

Вместе с тем, на сегодня остаются недостаточно исследованы особенности, педагогические условия и программно-методическое обеспечение реализации принципа преемственности в обучении учащихся в школах с углубленным изучением математики. На сегодня необходим поиск новых путей и средств рассматриваемого процесса при переходе детей из начальной в основную ступень общего образования как базовой основы развития их математических способностей в таких учебных заведениях.

Итак, на сегодня явно обозначились следующие объективно существующие противоречия между:

1) возрастающими требованиями общества к развитию способностей и возможностей детей и существующими традиционными подходами к реализации принципа преемственности в обучении учащихся на разных ступенях общего образования в школах, не всегда обеспечивающими должный уровень данного процесса;

2) стремлением школ с углубленным изучением математики обеспечить реализацию принципа преемственности в обучении учащихся начального и среднего звена и недостаточной разработанностью в педагогической теории обоснованных моделей данного процесса, условий и методики их эффективного развития.

Сформулированные противоречия обусловили актуальность проблемы, связанной с разработкой модели, направленной на эффективную реализацию принципа преемственности в обучении учащихся начальной и средней ступеней школы с углубленным изучением математики.

Важность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для определения темы исследования: «Реализация принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики».

Объект исследования: преемственность в обучении учащихся общеобразовательных школ.

Предмет исследования: реализация принципа преемственности в обучении учащихся в школах с углубленным изучением математики при переходе их из начальной в основную ступень общего образования.

Цель исследования: разработать и проверить на практике модель реализации принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики.

Гипотеза исследования: эффективная реализация принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики возможна, если:

1) разработана и внедрена в практику учебного заведения модель данного процесса, основанная на системном и личностно-ориентированном подходах;

2) в рамках модели на примере математических дисциплин реализуется следующий комплекс педагогических условий:

— поэтапное введение в образовательный процесс «карты знаний» и оценочных листов группового и индивидуального развития для формирования положительной мотивации школьников в построении своей учебной траектории;

— последовательное использование личностно-развивающих заданий и задач, направленных на развитие познавательной самостоятельности учащихся в учебной и во внеучебной деятельности;

— оказание разносторонней поддержки обучающимся для их гибкой адаптации в переходный период.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой в работе решались следующие задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы в педагогической науке и практике школ, уточнив признаки реализации принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики.

2. Разработать и обосновать модель реализации принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики.

3. В рамках разработанной модели экспериментально проверить эффективность введения комплекса педагогических условий и личностно развивающей методики.

4. Опираясь на результаты исследования, разработать методические рекомендации для учителей и учащихся по организации рассматриваемого процесса в учебно-методическом пособии «Реализация принципа преемственности в школе с углубленным изучением математики».

Теоретико-методологическую основу исследования составляют основные положения системного (С.И. Архангельский, В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, Г. П. Щедровицкий и др.), личностно-ориентированного (Н.А. Алексеев, В. В. Давыдов, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) подходовположения теорий о развитии личности (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн и др.).

Особое значение для нашего исследования имели учения о преемственности в образовании (Ю.К. Бабанский, Э. А. Баллер, А. В. Батаршев,.

A.Б. Воронцов, М. А. Вязовская, Ш. И. Ганелин, С. М. Годник, А. Г. Мороз, Е. Н. Ращикулина, JI.K. Филатова и др.) — психологические теории о развитии личности и реализации принципа преемственности на основе поэтапного формирования умственных действий (Б.Г. Ананьев, П. Я. Гальперин,.

B.В. Давыдов, JI.B. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) — теории индивидуализации обучения и исследования по профильной и уровневой дифференциации в образовании (О.С. Гребенюк, Ю. И. Дик, Г. В. Дорофеев, А. А. Каверина, А. А. Кирсанов, B.C. Мерлин, И. Э. Унт и др.) — работы по педагогическому моделированию (С.И. Архангельского, В. П. Беспалько и др.).

Исследование по выбранной проблеме осуществлялось в три этапа с 2003 по 2007 гг. На каждом этапе в зависимости от решаемых задач применялись соответствующие методы исследования.

На первом этапе (2003 — 2004 гг.) была определена проблема исследования, уточнялись объект, предмет, цель, задачи, понятийный аппарат изыскания. Изучались философская, психолого-педагогическая и специальная литература, определялись теоретико-методологические основания исследования, проводился анализ учебных планов, программ по исследуемой проблеме с целью изучения состояния ее развития в теории и практике школ. В эти же сроки был проведен констатирующий эксперимент, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.

Основными методами данного этапа были: теоретический анализизучение и обобщение передового педагогического опытанаблюдения (прямые и косвенные), беседы, анкетирования, тестирования, констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2004 — 2006 гг.) была разработана модель реализации принципа преемственности в обучении учащихся начального и среднего звена в школе с углубленным изучением математики, был выявлен, обоснован и экспериментально проверен ее комплекс педагогических условий и личностно-развивающая методика, направленные на эффективную реализацию рассматриваемого процесса, разработаны программы разносторонней поддержки школьников, учебно-методическое пособие.

Основные методы исследования на данном этапе: формирующий эксперимент, системный анализ, моделирование, обобщение, интерпретация, наблюдения, тестирования, метод экспертной оценки, статистические и математические методы обработки результатов.

На третьем этапе (2006;2007 гг.) осуществлялась обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента, уточнены основные выводы, обобщен, систематизирован и оформлен материал диссертации.

Основные методы исследования на данном этапе: заключительный эксперимент, качественный и количественный анализы результатов исследования, математические и статистические методы вторичной обработки результатов, методы наглядного представления результатов.

Экспериментальная база исследования. Констатирующий этап эксперимента осуществлялся на базе школ № 33, 40, 56, 48 г. Магнитогорска, в котором приняли участие 400 школьников 4 и 5 классов, 35 учителей, 97 родителей. Формирующий эксперимент проходил на базе школы № 56 с углубленным изучением математики с охватом 82 школьников, что составило 100% всех учащихся 4 и 5 классов данного учебного заведения.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) разработаны и обоснованы компоненты, связи и содержание прагматической модели реализации принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики, основанной на системном и личностно ориентированном подходах;

2) теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, направленный на реализацию принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики;

3) обоснована и экспериментально проверена личностно-развивающая методика реализации принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики, направленная на развитие самостоятельности школьников, формирование положительной мотивации в выстраивании учебной траектории, раскрытие потенциала и математических способностей в единстве применяемых форм, методов и средств обучения.

Теоретическая значимость исследования состоит том, что обоснованы требования системного и личностно ориентированного подходов в реализации принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики, систематизированы признаки реализации принципа преемственности, обоснованы типы и виды личностно-развивающих задач и заданий, необходимых для развития самостоятельности детей в учебной и внеучебной деятельности, разработаны формы и содержание «карт знаний» и оценочных листов группового и индивидуального развития.

Эти положения вносят существенный вклад в теорию развивающего обучения детей и имеют научное значение для решения задач реализации принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики.

Практическая значимость исследования определяется разработкой и эффективным использованием в практике школ с углубленным изучением математики методических рекомендаций для учителей, родителей и учащихся, включенных в учебно-методическое пособие «Реализация принципа преемственности в школе с углубленным изучением математики" — выявлен и обоснован соответствующий критериально-оценочный инструментарий.

Материалы могут быть широко использованы в практике общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением математики, при создании спецкурсов в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность результатов обеспечивается проведением исследования с опорой на теоретические положения философии, психологии и педагогикивыбором методов исследования, адекватных целям и задачамкомплексной методикой исследования, воспроизводимостью результатов исследования и верифицируемостью полученных экспериментальных данных, количественным и качественным их анализом, обработкой результатов эксперимента методами математической статистики с использованием компьютерной техники.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основными признаками реализации принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики выступают: принятие общей для этих ступеней основной идеи, цели и содержания образования, методов, организационных форм обучения, методики оценки результативности обученияналичие эмоциональной и психологической близости учителя и детейобеспечение самореализации школьника, сохранение оптимального общего развития детей и раскрытие их математических способностей.

2. Прагматическая модель реализации принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики представлена четырьмя взаимосвязанными компонентами: целевым, в состав которого входят социальный заказ, цель и задачитеоретико-методологическим, содержащим базовые подходы, принципы и функцииорганизационно-методическим, вбирающим субъектов, комплекс педагогических условий, методы, средства и формырезультативно-оценочным, включающим критерии, показатели, диагностические методики и результат.

3. Комплекс педагогических условий, направленный на эффективную реализацию принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики, представлен в модели следующими положениями:

— поэтапным введением в образовательный процесс «карты знаний» и оценочных листов группового и индивидуального развития для формирования положительной мотивации школьников в построении своей учебной траектории;

— последовательным использованием личностно-развивающих заданий и задач, направленных на развитие познавательной самостоятельности учащихся в учебной и во внеучебной деятельности;

— оказанием разносторонней поддержки обучающимся для их гибкой адаптации в переходный период.

4. Личностно-развивающая методика, направленная на эффективную реализацию принципа преемственности в обучении начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики, вбирает в себя.

— методы: поисковые, творческие и научно-исследовательские, методы учебных проектов и разновозрастного сотрудничества и др.

— средства: личностно-развивающие задания и задачи четырех типов, «карты знаний» и оценочные листы группового и индивидуального развития, научные проекты, сочинения-откровения, гигиенические и физические упражнения, памятки и правила для родителей и школьников и др.;

— формы: уроки различных видов, дискуссии, практикумы, клуб «ГРАФ», математические кружки, родительские собрания и консультации для родителей, защиты научных проектов, олимпиады, математические «бои» и «карусели», малые педсоветы и консилиумы учителей и др.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в школе № 56- посредством публикации научных статей в сборниках аспирантов, соискателей и преподавателей (Магнитогорск, 2003 г., 2005 г., 2006 г., 2007 г.), докладов на семинарах аспирантов и соискателей МаГУ (2003;2007 гг.).

Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседании кафедры педагогики ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» (2005;2007 гг.), докладывались автором на Всероссийских научнопрактических конференциях (Уфа, 2007 г., СПб, 2007 г., Магнитогорск, 2007 г.), представлены в статье журнала, рекомендованного ВАК для написания кандидатских диссертаций (Новосибирск, 2007 г.).

Структура диссертации: диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы по проблеме исследования и шести приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Экспериментальную работу по реализации выявленных педагогических условий можно разделить условно на три этапа. Это:

— подготовительный этап, связанный с определением цели, роли, задач, экспериментальной работы по введению педагогических условий и методикиопределением критериев оценки, экспериментальной базы, проведением констатирующего эксперимента;

— основной этап, связанный с введением и проверкой эффективности педагогических условий и методики, направленных на реализацию принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы № 56 с углубленным изучением математики;

— заключительный этап, связанный с теоретическим обобщением и объяснением всех полученных данных, оформлением и представлением научных результатов исследования и обобщенных выводов.

2. Обосновано, что критериями для оценки реализации принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступени школы с углубленным изучением математики выступают: знания и умения учащихся, математическое мышление учащихсяспокойствие и внимание учащихся на уроках математики, каждый из которых определяется совокупностью показателей.

Мы посчитали целесообразным использовать уровневый подход по отношению к каждому критерию, выявлены высокий, средний и низкий уровни при переходе их из 4 в 5 класс.

3. Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о том, что по всем критериям реализации принципа преемственности в обучении математике в школах 33, 40, 48 и в школе с углубленным изучением математики № 56 г. Магнитогорска при переходе их из 4 в 5 класс наблюдается преобладание в большинстве своем низкого уровня, что подтверждает актуальность выбранной темы исследования.

4. Нами разработаны и экспериментально проверены комплекс педагогических условий и личностно-развивающая методика, направленные на эффективную реализацию принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики, вбирающие в себя.

— методы: поисковые, творческие и научно-исследовательские, методы учебных проектов и разновозрастного сотрудничества и др.

— средства: личностно-развивающие задания и задачи четырех типов, «карты знаний» и оценочные листы группового и индивидуального развития, научные проекты, сочинения-откровения, гигиенические и физические упражнения, памятки и правила для родителей и школьников и др.;

— формы: уроки различных видов, дискуссии, практикумы, клуб «ГРАФ», математические кружки, родительские собрания и консультации для родителей, защиты научных проектов, олимпиады, математические «бои», «карусели», малые педсоветы и консилиумы учителей и др.

5. В ходе формирующего эксперимента в школе № 56 нами были созданы три группы школьников: две экспериментальные и одна контрольная группа. При этом в первой экспериментальной группе (ЭГ-1) и во второй экспериментальной группе (ЭГ-2) проверялась эффективность введения комплекса педагогических условий соответственно при переходе из 4-а и 4−6 в основную ступень. В контрольной группе (КГ) работа проходила в обычном традиционном режиме.

7. Полученные математические и статистические расчёты подтвердили наше предположение, что введение предложенного комплекса педагогических условий и личностно-развивающей методики способствует эффективной реализации принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Актуальность исследования обусловлена совокупностью объективно существующих противоречий между:

1) возрастающими требованиями общества к развитию способностей и возможностей детей и существующими традиционными подходами к реализации принципа преемственности в обучении учащихся на разных ступенях общего образования в школах, не всегда обеспечивающими должный уровень данного процесса;

2) стремлением школ с углубленным изучением математики обеспечить реализацию принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы и недостаточной разработанностью в педагогической теории обоснованных моделей данного процесса, условий и методики их эффективного развития.

Выполненное диссертационное исследование связано с необходимостью исследования проблемы, связанной с разработкой модели, направленной на эффективную реализацию принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики.

Полученные результаты экспериментальной работы позволяют сформулировать вывод о достижении цели исследования, так как был решен комплекс задач. Анализ психологической, педагогической и социолого-педагогической литературы позволил нам уточнить, что:

1. Преемственность в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики проявляется в обеспечении развития математической направленности личности, благоприятном взрослении младшего школьника до подростка, переходе от жизненного самоопределения ребенка к его успешной адаптации, в обеспечении формирования мировоззрения и нравственных качеств, раскрытии творческого и интеллектуального потенциала и развитии математических способностей школьников в учебной и во внеучебной деятельности.

2. Углубленное обучение — это такое взаимодействие учителя и ученика, при котором происходит: а) развитие интеллектуальных и познавательных умений и навыков на повышенном уровнеб) усвоение учебного материала одного или нескольких предметов на более высоком теоретико-практическом уровне сложностив) достижение необходимого уровня воспитания, общего развития и развития особых способностей детей.

3. Выявлено, что основными признаками реализации принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики выступают: принятие общей для этих ступеней основной идеи, цели и содержания образования, методов, организационных форм обучения, методики оценки результативности обученияналичие эмоциональной и психологической близости учителя и детейобеспечение самореализации школьника, сохранение оптимального общего развития детей и раскрытие их математических способностей.

4. Обосновано, что прагматическая модель реализации принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики представлена четырьмя взаимосвязанными компонентами: целевым, в состав которого входят социальный заказ, цель и задачитеоретико-методологическим, содержащим базовые подходы, принципы и функцииорганизационно-методическим, вбирающим субъектов, комплекс педагогических условий, методы, средства и формырезультативно-оценочным, включающим критерии, показатели, диагностические методики и результат.

Комплекс педагогических условий, направленный на эффективную реализацию принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики, представлен в модели следующими положениями: 1) поэтапным введением в образовательный процесс «карты знаний» и оценочных листов группового и индивидуального развития для формирования положительной мотивации школьников в построении своей учебной траектории- 2) последовательным использованием личностно-развивающих заданий и задач, направленных на развитие познавательной самостоятельности учащихся в учебной и во внеучебной деятельности- 3) оказанием разносторонней поддержки обучающимся для их гибкой адаптации в переходный период.

Личностно-развивающая методика, направленная на эффективную реализацию принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики, вбирает в себя:

— методы: поисковые, творческие и научно-исследовательские, методы учебных проектов и разновозрастного сотрудничества и др.;

— средства: личностно-развивающие задания и задачи четырех типов, «карты знаний» и оценочные листы группового и индивидуального развития, научные проекты, сочинения-откровения, гигиенические и физические упражнения, памятки и правила для родителей и школьников и др.;

— формы: уроки различных видов, дискуссии, практикумы, клуб «ГРАФ», математические кружки, родительские собрания и консультации для родителей, защиты научных проектов, олимпиады, математические «бои», «карусели», малые педсоветы и консилиумы учителей и др.

В соответствии с гипотезой, целью и задачами экспериментального исследования были определены три этапа, охватывающие период с 2003 по 2007 годы, а также методы, применяемые на данных этапах. На констатирующем этапе эксперимента участвовали учащиеся 4 и 5 классов из различных четырех школ г. Магнитогорска с общим количеством 400 человек, которые были поделены соответственно на восемь групп.

Обработка результатов экспериментальной работы с целью определения их достоверности осуществлялась с помощью методов математической статистики с применением статистического критерия %2, так как положительные изменения в экспериментальных группах могли произойти в результате случайных причин. В итоге полученных расчетных данных %2 мы пришли к итоговому выводу: это не может быть объяснено случайными причинами, а является следствием специально организованной деятельности, то есть введением комплекса педагогических условий в данных группах.

Итак, полученные расчёты подтвердили наше предположение, что введение предложенного нами комплекса педагогических условий модели способствует эффективной реализации принципа преемственности при переходе учащихся из начальной в основную ступень школы с углубленным изучением математики. Таким образом, полученные результаты исследования дают основание сделать обобщенный вывод, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) разработаны и обоснованы компоненты, связи и содержание прагматической модели реализации принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики, основанной на системном и личностно ориентированном подходах;

2) теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, направленный на реализацию принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики;

3) обоснована и экспериментально проверена личностно-развивающая методика реализации принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики, направленная на развитие самостоятельности школьников, формирование положительной мотивации в выстраивании учебной траектории, раскрытие потенциала и математических способностей в единстве применяемых форм, методов и средств обучения.

Теоретическая значимость исследования состоит том, что обоснованы требования системного и личностно ориентированного подходов в реализации принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики, систематизированы признаки реализации принципа преемственности, обоснованы типы и виды личностно-развивающих задач и заданий, необходимых для развития самостоятельности детей в учебной и внеучебной деятельности, разработаны формы и содержание «карт знаний» и оценочных листов группового и индивидуального развития.

Эти положения вносят существенный вклад в теорию развивающего обучения детей и имеют научное значение для решения задач реализации принципа преемственности в обучении учащихся начальной и основной ступеней школы с углубленным изучением математики.

Практическая значимость исследования определяется разработкой и эффективным использованием в практике школ с углубленным изучением математики методических рекомендаций для учителей, родителей и учащихся, включенных в учебно-методическое пособие «Реализация принципа преемственности в школе с углубленным изучением математики" — выявлен и обоснован соответствующий критериально-оценочный инструментарий.

Материалы могут быть широко использованы в практике общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением математики, при создании спецкурсов в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Мы полагаем, что предложенное диссертационное исследование не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы. Дальнейшая работа может быть посвящена поиску педагогических условий, направленных на реализацию принципа преемственности в обучении учащихся основной и старшей ступеней школы с углубленным изучением математикиреализации принципа преемственности школ с углубленным изучением предметов и вузов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Х. Пути обеспечения преемственности в процессе обучения математике в начальной школе и в V-VI кл. неполной средней школы (на арифметическом материале): Дисс. канд. пед. наук: 13.00.02. -Баку, 1991.- 185 с.
  2. А.Б. Преемственность в развитии физических понятий у учащихся старших классов средней школы: Дисс. канд. пед. наук. -Челябинск, 1983. 166 с.
  3. Г. И. Основы дидактики высшей школы. Уфа, 1973. — 4.1. — 240 с.
  4. Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1996. 216 с.
  5. .Г. О преемственности в обучении // Сов. педагогика. 1953. -№ 2. — С. 23−25.
  6. .Г. Психология чувственного познания. М.: АПНН РСФСР, 1960.-486 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания. JI.: Изд-во ЛГУ, 1968. -340 с.
  8. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казанского университета, 1988. — 237 с.
  9. Д.А. Проблема адаптации студента. В кн.: Молодежь и образование. М., 1972. — С. 194−204.
  10. А.Н. Проблема преемственности в обучении старшеклассников и студентов технического вуза: Дисс. канд. пед. наук. -Минск, 1978.-239 с.
  11. А.К. Проблема структурирования учебного материала по математике // Совершенствование математического образования в школе и вузе: Межвуз. сб. науч. тр. Саранск: мордовский ун-т, 1988. — С. 2328.
  12. С.И. Введение в теорию обучения высшей школы. Состояние и некоторые исходные положения теории обучения высшей школы (выпуск 1). М.: Изд-во «Знание», 1971. — 42 с.
  13. В.Г. Общество, системность, познание и управление. М.: ИПЛ, 1981.-432 с.
  14. Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  15. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактическийаспект. М.: Педагогика, 1977. — 251 с. ¦
  16. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (метод, основы). -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  17. Э.А. Преемственность // Философская энциклопедия. М., 1967. -Т.4. — С. 360.
  18. Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. -294 с.
  19. Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука, 1987.-225 с.
  20. Г. И. Руководство алгебры. М.: Просвещение, 1965.
  21. А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе / Под ред. А. П. Беляевой. СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1996. — 80 с.
  22. А.В. Преемственность в дидактических приемах обучения // Сов. педагогика. 1987. — № 4. — С. 71−74.
  23. М.М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? М., 1996. — 240с.
  24. В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: Монография. М.: Владос, 2004. — 357 с.
  25. B.C. Нравственность. Культура. Современность (Философские раздумья о жизненных проблемах): В кн.: Этическая мысль: Научно-публиц. чтения. М.: Политиздат, 1990. — С. 16−57.
  26. B.C. Понятие как процесс // Вопросы философии. 1965. — № 9. -С. 37−42.
  27. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. исслед. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  28. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1975. -Т.20. — С. 514.
  29. А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970.- 191 с.
  30. Е.А. Вероятностно-статистическая линия в базовом школьном курсе математики / Е. А. Бунимович // Математика в школе. -2002.-№ 4.-С. 5−8.
  31. А.К. О преемственности учебно-воспитательной работы в 1−10 классах // Начальная школа. 1964. — № 11. — С. 71 -84.
  32. Н.Х. Опытная психология в применении к воспитанию и обучению. СПб., 1949. — 192 с.
  33. С.А. Проблема преемственности // Математика в школе. -2000.-№ 7. с. 32−34.
  34. А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (система Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова). — М.: Издатель Рассказов А. И., 2002. — 303 е.: ил.
  35. А.Б., Чудинова Е. В. Переход из начальной в основную школу // Материалы для слушателей курсовой подготовки учителей основной школы.-М., 2003.-С. 3−5.
  36. Вуз и школа (обзор статей) // Вестник высшей школы. 1969. — № 8.
  37. JI.C. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956.-519 с.
  38. JI.C. Педагогическая психология. М., 1991.
  39. JI.C. Развитие высших психологических функций. М.: Изд-во РСФСР, 1960.-50 с.
  40. JI.C. Собрание сочинений: В 6 тт. / Гл. ред. А. В. Запорожец. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984.-432 с.
  41. М.А. Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в 4−5 классах. В кн.: Преемственность преподавания русского языка в начальной и средней школе. М., 1960. -С. 9−38.
  42. О.И. О преемственности в развитии изобразительно-графических навыков в старшей группе детского сада и первом классе школы // Детский мир школа: Сб. статей. М.: АПН РСФСР, 1954. -С. 27−36.
  43. Н.К. О преемственности в курсе физики // Физика в школе. -1957.-№ 3.-С. 25−33.
  44. Ш. И. Дидактический принцип сознательности. М.: АПН РСФСР, 1961.-243 с.
  45. Ш. И. О преемственности и межпредметных связях // Преемственность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами в 5−8 классах. М.: Просвещение, 1961. — 147 с.
  46. Ш. И. Педагогические основы преемственности в учебно-воспитательной работе школы // Преемственность учебно-воспитательной работы в 4−5 классе. -М., 1995. С. 5−21.
  47. Ш. И. Принципы дидактики и их взаимосвязи у классов педагогики // Сов. педагогика. 1965. — № 5.
  48. С.М. Проблемы изучения преемственности высшей и средней школы // Сов. педагогика. 1980. — № 9. — С. 52−56.
  49. С.М. Преемственность воспитательно-образовательной деятельности в условиях непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — С. 148−163.
  50. С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. -Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1981. 208 с.
  51. И.И. Преемственность в формировании учебных умений у старших дошкольников и первоклассников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998.-24 с.
  52. Г. Г. Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления). Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 195 с.
  53. H.JI. Преемственность в усвоении системы учебного материала учащихся начальных классов и средних классов школы: Дисс. канд. пед. наук. М., 1989. — 271 с.
  54. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.-24с.
  55. В.В. К проблеме соотношения абстрактных и конкретных знаний в обучении // Вопросы психологии. 1968. — № 6.
  56. В.В. Опыт введения элементов алгебры и начальной школе // Сов. педагогика. 1962. — № 8.
  57. В.В. Требования современного начального образования к умственному развитию детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1970. — № 4. — С. 50−51.
  58. В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 80 с.
  59. М.А., Есипов Б. П. Дидактика / Под ред. Б. П. Есипова. М.: АПН РСФСР, 1957.-518 с.
  60. Н.И., Савченко М. Ю., Артюханов И. С. Справочник классного руководителя (5−9 классы) / Под ред. И. С. Артюховой. М.: ВАКО, 2005. — 304 с. (Педагогика. Психология. Управление).
  61. О.С. О преемственности в работе начальной и средней школы // Начальная школа. 2000. — № 12. — С. 24.
  62. Г. В., Ефимов С. В., Тимофеева Р. В. Закон отрицания отрицания. М.: Высш. шк., 1961. — 140 с.
  63. Г. В. и др. Дифференциация в обучении математике / Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции М., 1989.
  64. Г. В. Непрерывный курс математики в школе и проблема преемственности // Математика в школе. М., 2000. — № 3. — С.70.
  65. С.Е. Преемственность знаний и развития мыслительной деятельности у учащихся // Преемственность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами в 5−7 классах. М.: Изд-во Акад. наук РСФСР, 1961.-С. 50−105.
  66. М.Е., Михайлов П. А. Педагогический подход к преемственному обучению как системе // Пути повышения эффективности обучения в школе / Ред. Кол. И. Е. Дуранов, В. А. Черкасс. Челябинск: ЧГПУ, 1977. -Вып. 11.-С. 3−11.
  67. Г. Н. Возникновение нового: философ, очерк. М.: Мысль, 1983.- 188 с.
  68. О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике. -М.: Просвещение, 1984. 127 с.
  69. В.А. Вера и знание в математическом образовании / В. А. Еровенко, М. В. Марток // Педагогика. 2002. — № 1. — С. 41−45.
  70. ЕсиповБ.П. Пути совершенствования методов обучения // Сов. педагогика. 1963.-№ 12. — С. 12−21.
  71. В.И. Преподавание математики в 5 и 6 классах: Методические рекомендации к учебникам Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда. -М.: «Азбуковник», 2001. 176с.
  72. В.И. О современной трактовке дидактических принципов // Сов. педагогика. 1978. -№ 10. — С. 66−72.
  73. М.И. Способ структурирования учебного материала по математике // Совершенствование содержания математическогообразования в школе и вузе: Межвуз. сб. науч. тр. Саранск: мордовский ун-т, 1988. — С. 29−39.
  74. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Российская газета, 1996, 23 января.
  75. JI.B. Избранные педагогические труды. М., 1990. — 117с.1
  76. А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1974. — № 4. — С. 40−42.
  77. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. -М.: Педагогика, 1981. 160 с.
  78. К.И. Преемственность в обучении // Сов. педагогика. 1968. -№ 9.-С. 114−129.
  79. О.А. Интегративный принцип построения системы специальной математической и методической подготовки преподавателей профильных школ: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1997. — 33 с.
  80. И., Кузнецова М. Вхождение в новый возраст и в новые отношения // Директор школы. 1997. — № 3. — С. 24−26.
  81. В.А. Принцип преемственности и его познавательное значение в философии: Дисс. канд. философ, наук. Рязань, 1972. — 229 с.
  82. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 512 е.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
  83. Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. -М.: Знание, 1972.-Вып. 1,2.-320 с.
  84. Г. Н. Категория преемственности в марксистко-ленинской философии: Дисс. канд. философ, наук. М., 1970. — 204 с.
  85. Кабанова-Меллер Е. Н. Роль образования в решении задач // Вопросы психологии. 1970. — № 5. — С. 122−130.
  86. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственной работы учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  87. Л.Б., Чуйкова Н. В. Московское математическое общество о перспективах школьного курса // Математика в школе. 2000. -№ 3. — С. 2−5.
  88. Е.С. Пути обеспечения преемственности между средней и высшей школой в изучении физики: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1974. -16 с.
  89. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — 656 с.
  90. Коновалец J1.C. Познавательная самостоятельность учащихся в условиях компьютерного обучения // Педагогика. 1999. — № 2. — С. 46−49.
  91. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002.
  92. Концепция математического образования (в 12-летней школе). Проект // Математика в школе. 2000. — № 2. — С. 6−18.
  93. Г. Г., Кравцива Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  94. В.И. Структура и логика процесса обучения математике в средней школе: Метод разработки по спецкурсу для слушателей ФПК. -М, 1985.- 117 с.
  95. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976.-С. 180.
  96. С.В. О преемственности при изучении упражнений и неравенств в курсе алгебры 6−7 классов // Преемственность в обучении математике: Сб. статей. М.: Просвещение, 1978. — С. 116−122.
  97. A.M., Прусе В. В. Культура и просвещение на Южном Урале в период капитализма // Очерки истории Челябинской области. -Челябинск: Южно-Урал. кн. изд-во, 1968. С. 187−198.
  98. Ю.А. Место и роль принципа преемственности в педагогике высшей школы // Сов. высш. шк. 1988. — № 1. — С. 68.
  99. Ю.А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов / Под ред. А. А. Кыверялга. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1982. — 274 с.
  100. A.M. Принцип преемственности в обучении. Львов, 1973. — 22 с.
  101. Ю2.Кухта A.M. Пути обеспечения преемственности в организации учебнойработы в школе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1970. — 19 с.
  102. ЮЗ.Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллин: Валгус, 1980. 334 с.
  103. А.А. Сущность преемственности и ее реализация в обучении // Преемственность в обучении учащихся предметам естественно-математического цикла в школе и среднем ПТУ: Методические рекомендации. М., 1984. — С. 3−27.
  104. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  105. Юб.Лернер И. Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин: Автореф. дисс. док. пед. наук. -М., 1971. 38 с.
  106. Ю7.Лисьев Г. А., Савва Л. И. Проблема подготовки будущих учителей к педагогическому мониторингу: Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2000.- 109с.
  107. Н.В. Преодоление школьниками затрудненной адаптации при переходе из начальной в основную школу. Дис. канд. пед. наук. -Оренбург, 1997.- 187с.
  108. .Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1993. — 526 с.
  109. ПО.Ломизов А. Ф. Психологические толкования принципа преемственности
  110. Герценовские чтения (философские науки). Л.: ЛГУ, 1993. — С. 5860.
  111. Г. Л., Сергеева Т. Ф. Информационная математическая культура как составная часть математического образования младших школьников // Начальная школа. 1999. — № 11. — С. 84−86.
  112. И.А. Преемственность при изучении измерений в курсе математики // Преемственность в обучении математики: Сб. статей. М.: Просвещение, 1978. — С. 41−51.
  113. А.А. Дидактический принцип сознательности. М., 1961. -127 с.
  114. А.А. О преемственности учебной работы в школе // Учен, зал ЛГПИ. Г. 372. Л., 1969. — С. 8−23.
  115. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: кн. Для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов М.: Просвещение, 1990. — 112 с.
  116. Пб.Матюшенко П. Е. Как ликвидировать «ножницы» в математическом образовании при переходе учащихся из IV в V класс // Начальная школа. -2000.-№ 6.-С. 54−55.
  117. Е.Н. О принципах советской дидактики // Сов. педагогика. -1937.-№ 5.-С. 22−31.
  118. П.А. Преемственность в учебной работе на подготовительном отделении и младших курсах вуза как дидактическое условие повышения эффективности обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Челябинск, 1982.-20 с.
  119. М.И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Математика для 1 класса. -М.: Просвещение, 1969.
  120. А.Г. Пути обеспечения преемственности в самостоятельной учебной работе учащихся средней общеобразовательной школы и студентов вуза (на материалах школ и вузов УССР): Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1971. — 276 с.
  121. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. Антроповой М. В. -М.: Педагогика, 1983. 164 с.
  122. Р.С. Психология: В 2-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. -М.: Просвещение, 1994. 576 с.
  123. Л.Ю. К вопросу о преемственности обучения математике в высшей и средней школе // Материалы XXXI науч. конф. препод, и студ. МГНИ им. М. Е. Евсевьева. Саранск, 1996 — С. 73−75.
  124. Н.В. О начальном преподавании алгебры. 1982.
  125. Новая базовая общеобразовательная школа (0−9 кл. и начальные школы 0−5 кл.). Концепция. Псков, 1994. — 52 с.
  126. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998.-896 с.
  127. Обсуждение в 2000 г. проблем математического образования // Математика в школе. 2001. — № 4. — С. 74−76.
  128. Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996. -352 с.
  129. А.П. Интегративная основа педагогического управления развитием самостоятельности личности обучающегося в образовательном процессе. Магнитогорск, 1998. — 132 с.
  130. И.Т. Вопросы повышения эффективности урока. Казань: Таткнигиздат, 1959. — 80 с.
  131. П.Н. Технические средства и методика их использования. -Киев: Знание, 1982. 15 с.
  132. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет (педагогическая наука реформы школы) / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. — М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  133. М.В., Бахтина Л. Г. Психолого-педагогические основы управления адаптацией пятиклассников // Проблемы образования иразвития личности учащихся: Сб. науч. тр. / Под ред. В. А. Беликова. -Магнитогорск: МаГУ, 2001. 89 с.
  134. Педагогика школы / Под ред. Г. Н. Щукиной. М.: Просвещение, 1977. -383 с.
  135. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин и др. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  136. Педагогический словарь: Т.2. / Под ред. И. А. Карпова, Н. К. Гончарова, Н. Д. Кузьмина и др. М.: Изд-во АПН СССР, 1960.
  137. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ: Учебное пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1989. — 367с.
  138. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. -432 е.: ил.
  139. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
  140. И.А. Преемственность в первоначальном обучении математике в подготовительных группах детских садов и первых классов школ: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1966. — 24 с.
  141. Н.Н., Посполов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников.-М.: Педагогика, 1989.- 151 с.
  142. Преемственность в обучении и воспитании школьников как основа непрерывного образования //Тезисы докладов научно-практической конференции 26−27 сентября 1995.
  143. Преемственность в обучении математике: Сб. статей / Сост. A.M. Пышкало. М.: Просвещение, 1978. — 239 с.
  144. Преемственность в процессе обучения в школе. Учен, зал ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1969. — 260 с.
  145. Проблемы образования и развития личности учащихся: Сб. науч. тр. / Под ред. В. А. Беликова. Магнитогорск: МГПИ, 1997. — 104 с.
  146. И.И. Принцип преемственности и его осуществление в летней деятельности пионеров. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Минск, 1970.-23 с.
  147. Психология возможности младших школьников в усвоении математики / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1969.
  148. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987.-240 е.
  149. Е.Н. Подготовка студентов к реализации принципа преемственности в развитии познавательных способностей детей. -Автореф. дисс. докт. пед. наук. Магнитогорск, 2006. — 45 с.
  150. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб.: ЗАО Изд-во «Питер», 1999. 416 с. (серия «Мастера психологии»).
  151. В.Л. Простейший переход от арифметики к алгебре. СПб., 1914.
  152. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия»: Т. 1., 1999.
  153. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -416 с.
  154. Л.А. Педагогическое обеспечение преемственности управления образовательным процессом гимназии. М., 1998.
  155. А.Я. Формирование познавательной самостоятельности младших школьников: Автореф. дисс. док. пед. наук. Киев, 1984. -36 с.
  156. П. Методические аспекты преемственности в обучении математике младших школьников // Дидактика начального обучения. -М., 1977.-С. 71−75.
  157. Г. И. Методика обучения математике на рубеже веков // Математика в школе. 2000. — № 7. — С. 2−5.
  158. В.В. Личностио ориентированное образование / Хрестоматия по педагогике. 4.2. // Сост. Морозова О. П. Барнаул, Изд-во БГПУ, 1999. -С.175−179.
  159. Ю.В. Преемственность в системе обучения алгебре и математическому анализу в школе и вузе: Автореф. дисс. докт. пед. наук. -М., 1994.-35 с.
  160. М.Н. Некоторые вопросы дидактики в свете учения академика И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. М.: АПН РСФСР, 1952. -62 с.
  161. Словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. Мн.: «Современное слово», 2001.-928 с.
  162. В.К. Кому нужна неразбериха? // Математика в школе. -2000.-№ 2.-С. 2−6.
  163. Современная начальная школа и подготовка учителя. 24−26 февраля 1998 года: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции / МГПИ: Под ред. Л. Д. Саниной. Магнитогорск, 1998. -122 с.
  164. Н.Л. В пятый класс в первый раз: Пособие по профилактике и коррекции школьных проблем учеников 10−11 лет. — СПб: КАРО, 2001. -386с.
  165. Н.А. Дидактика: Учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1974.-22 с.
  166. А.О. К вопросу о понятии преемственности в марксистской философии // Методические вопросы современной науки / Воронежский государственный университет. Воронеж, 1969. — С. 21−24.
  167. В.В. Самосознание личности. М.: Педагогика, 1983.
  168. В.А. Обеспечение преемственности в обучении // Гадзянска школа. 1953. -№ 12. — С. 17−25.
  169. ПО.Тамарин В. Э. Преемственность как закономерность и принципы обучения // Вопросы преемственности школьного и вузовского обучения. Барнаул, 1975. — С. 3−5.
  170. В.Э. Сущность и пути оптимизации учебной и внеклассной работы со школьниками // Преемственность учебной и внеклассной работы со школьниками. Барнаул: Барнаульский гос. пед. ин-т, 1982. -С. 4−48.
  171. Е.К. Этапно-управленческий подход как фактор формирования профессионально-педагогической самостоятельности студентов педагогического колледжа: Дисс. канд. пед. наук. -Челябинск, 2002. 171 с.
  172. Н.Б. Процессуальные задачи как средство формирования операционного стиля мышления при взаимном обучении математике и информатике в 1−5 классах: Автореф. дисс. канд. пед. наук.: 13.00.02. -Саранск, 1997.- 18 с.
  173. Г. П. Психолого-педагогические основы преемственности между детским садом и школой. В кн.: Вопросы дошкольной педагогики и психологии. Хабаровск, 1974. — С. 11−23.
  174. И.Г. Приемы повторения в 5 классе знаний по синтаксису, полученных в начальной школе. В кн.: Преемственность преподавания русского языка в начальной и средней школе. -М., 1960. С. 170−194.
  175. О.Х. Использование преемственности в изучении преобразований и векторов на плоскости и в пространстве для решения стереометрических задач: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1992. -18 с.
  176. А.В. О статусе принципов дидактики // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике / ред. Кол. А. В. Усова, А. Н. Звягин. Челябинск: ЧГПИ, 1985. — С. 12−24.
  177. А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1978. — С. 99.
  178. Учительская газета 1993. -№ 36 (6−10) 14 сентября.
  179. К.Д. Материалы к 3 тому «Педагогической антропологии» // Собр. соч: В 10-и томах. М., 1950. — С. 53−625.
  180. Ш. Фарсиян Ж. С. Проблема преемственности изучения арифметического и алгебраического материала в курсе математики начальной школы: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.02. -Баку, 1980. 125 с.
  181. JI.K. Развитие преемственности школьного и вузовского образования в условиях введения профильного обучения в старшем звене школы. М.: Лаборатория Базовых знаний, 2005. — 192с.
  182. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Изд-во Политиздат, 1987.-590 с.
  183. Философский словарь / Под ред. Розенталя. М.: Политиздат, 1975. -496 с.
  184. Л.И. Обеспечение преемственности при изучении уравнений в 4−5 классах: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.02. Киев, 1969. — 182 с.
  185. Д. А. «Развитие познавательной самостоятельности студентов университета на основе индивидуализации обучения». Дисс. канд. пед. наук, 2003. 182 с.
  186. М.Х. Педагогические условия осуществления преемственности в трудовом обучении учащихся I-III и IV-VIII классов: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.02. -М., 1984. 168 с.
  187. О.Л. Развитие средних профессионально-технических училищ в Украинской ССР (1969 1975 гг.): Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. -Киев, 1980.- 166 с.
  188. Н.А. Дидактические условия успешного осуществления преемственности в обучении между начальными и средними классами: Дисс. канд. пед. наук. М., 1981. — 183 с.
  189. Г. А., Воронцов А. Б. Материалы для слушателей курсов по образовательной системе Д.Б. Эльконина В. В. Давыдова (переходный этап 5−6 классы). — М., 2001. — Ч. 3. — 48 с.
  190. Л.П. Исследование связей начального обучения математике с преподаванием математики в 4 классе (на материале арифметической теории): Дисс. канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1975. -186 с.
  191. В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе. Иркутск: Изд-во Иркутского унта, 1985.-200 с.
  192. Э.С. Преемственность музыкального воспитания в детском саду и школе (детей 6−8 лет). М.: Просвещение, 1966. — 88 с.
  193. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. -96 с.
  194. Т.И. Формирование познавательной самостоятельности школьников. М.: НИИ школ МНРСФСР, 1975.- 148 с.
  195. О.Ю. К вопросу о преемственности между начальной (1−1II или I-1V) и основной (V-IX) школами // Начальная школа. 1999. — № 2. -С. 17−19.
  196. А.В. Наступим ли еще раз на грабли, реформируя школу? // Математика в школе. 2000. — № 9. — С. 2−5.
  197. О.С., Соловьева Г. М. Математика. Занятия школьного кружка. 5−6 класс. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. — 208с.
  198. Х.Ш. Математика 5−6 классы: Уч. пособие для учащихся 5−6 классов общеобразовательных школ. Махачкала: Изд-во ДГПУ, 1996.
  199. Х.Ш. Об альтернативной системе обучения математике в средней школе и средствах ее реализации. Махачкалы: Изд-во ДГПУ. -1995.
  200. Г. И. Методические проблемы эффективности дидактических исследований // Сов. педагогика. 1985. — № 12. — С. 30−34.
  201. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-351 с.
  202. Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие.1. СПб.: Питер, 2005.-366 с.
  203. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. — 304 с.
  204. Д.Б. Психологические основы развивающего обучения: В кн.: материалы межреспубликанского симпозиума. Киев, 1970.
  205. М.П. Обучение математике в начальных классах. М.:
  206. Педагогика, 1979. 174 с. 207. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. — М.: Наука, 1987.-392 с.
Заполнить форму текущей работой