Содержание речевой работы в области воспитания звуковой культуры речи
Это связано в первую очередь с сложностью произношения. На эти слова и звуки внимание нужно уделять позже. А уточнение и закрепление звукопроизношения начинается с гласных звуков (а, у, и, о) и простых в артикуляционном отношении согласных (м, п, б, ф, в, и т. д.). Развитие голосового аппарата. Голосовой аппарат детей не окрепший и им тяжело им регулировать. Для этого воспитатель должен делать… Читать ещё >
Содержание речевой работы в области воспитания звуковой культуры речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Воспитание звуковой культуры речи у детей трех лет. В три года жизни наиболее благоприятен для воспитания произносительной стороны речи: в два года ребенок способен легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учится пользоваться своим голосовым аппаратом.
Воспитание слухового восприятия. Это важная предпосылка для формирования звуковой стороны речи. Следует обращать внимание детей на то, что одни и те же звуки, звукосочетания, слова и фразы можно произносить громко и тихо, быстро и медленно. Для его развития детям предлагают различные упражнения на звукоподражания с определенным объектом.[5]
Формирование звукопроизношения. Происходит уточнение произношения почти всех звуков русского языка, кроме группы шипящих (ш, ж, ч, щ) и звуков л (ль), р (рь).[4]
Это связано в первую очередь с сложностью произношения. На эти слова и звуки внимание нужно уделять позже. А уточнение и закрепление звукопроизношения начинается с гласных звуков (а, у, и, о) и простых в артикуляционном отношении согласных (м, п, б, ф, в, и т. д.).
Отрабатывается произношение изолированного звука в несложных звукосочетаниях (у — гудит паровоз, и — ржет лошадка и т. д.). Затем звуки закрепляются в словах (коза, бумага, дом, кот и т. д.). Дальнейшее закрепление усвоенного происходит во фразовой речи. Для закрепления звука с (са-са-са — у Оли коса). Уточняя и закрепляя звукопроизношение, воспитатель выделяет детей, которым с трудом или неправильно происходит закрепление звуков. Воспитателю не следует стремится, чтобы дети произносили все в точности по образцу. В некоторых случаях достаточно того, что ребёнок может приблизительно произнести слово. При смягченность слов воспитатель должен обратить внимание на отработку твердости произношения согласных звуков.[4]
Развитие голосового аппарата. Голосовой аппарат детей не окрепший и им тяжело им регулировать. Для этого воспитатель должен делать с детьми упражнения для произношения одних и тех же звуков с разной громкостью.
Темп речи. В этом возрасте нужно учить детей говорить и быстро и медленно. В дальнейшем это пригодится детям для придания окраски речи. Так же нужно обратить внимание на речевое дыхание. Если речевое дыхание поставлено правильно, то и произношение звуков будет правильным, слитное и плавное произношение слов, фраз.
Воспитание звуковой культуры речи у детей четырёх лет. В данном возрасте с детьми отрабатывается четкое произношение почти всех звуков родного языка. Исключаются только шипящие (ж, ш, ч, щ) и сонорные (р, л) звуки, наиболее трудные для произношения. Для начала дети учатся произносить губно-губные звуки (м, б, п), затем губно-зубные (в, ф), переднеязычные (н, д, т), заднеязычные (к, г, х) и т. д.[5]
Уточнение произношения звука. Приемы используемые для формирования звукопроизношения:
- 1. Сочетание хорового повторения с индивидуальным. (Погудели как паровоз, а теперь послушаем как гудит паровоз у Оли).
- 2. Использование дидактических игр типа «Заводные игрушки».
- 3. Использование «волшебного кубика». По картинкам на кубиках дети произносят звуки (комар — сссс и т. д.).[5]
В данном возрасте главным остается развитие речевого дыхания, темпа речи, интонационной выразительности. Происходит отработка гласных и некоторых свистящих. С детьми проводят упражнения, способствующее выработке подвижности органов артикуляционного аппарата, знакомства с новыми звуками и звукопроизношениями, используется прием звукоподражания.
Воспитание звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Для данного возраста характерен высокий уровень развития речи. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, использовать интонацию вопроса, радости, удивления.
Воспитание звуковой культуры речи. Детей упражняют в различении свистящих, шипящих и сонорных звуков, а так же твердых и мягких, изолированных, в словах, во фразовой речи. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, стихи. На данном этапе продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. В данном возрасте продолжается формирование грамматического строя речи, связной речи.[6]