Изучение художественной культуры как средство развития креативности младших школьников
Выбранные нами методы исследования позволили проследить динамику развития креативности младших школьников. Так, метод наблюдения показал, что дети с интересом работали в разных центрах активности, постепенно переходя к выполнению заданий следующего, более сложного, уровня. В течение учебного года у младших школьников постепенно развивалось культурное зрительское отношение к искусству, т. е… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. КРЕАТИВНОСТЬ И ПРОБЛЕМА ЕЕ РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФСКОЙ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
- 1. 1. Философские идеи креативности
- 1. 2. Психолого-педагогические основы креативности
- 1. 3. Креативность как процесс и результат творческой зрелости личности
- 1. 4. Значение дисциплин художественно-эстетического цикла. в развитии креативности учащихся
- Выводы по главе 1
- ГЛАВА 2. КУРС ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- 2. 1. Цель, задачи, основные положения курса художественной культуры
- 2. 2. Содержание курса художественной культуры
- 2. 3. Технология развития креативности младших школьников в условиях изучения художественной культуры
- 2. 4. Обобщение опыта развития креативности младших школьников
- Выводы по главе 2
- ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КУРСА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ НЕВЕРБАЛЬНОГО И ВЕРБАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
- 3. 1. Характеристика выборочной совокупности и методы исследования
- 3. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию креативности младших школьников
- Выводы по главе 3
Изучение художественной культуры как средство развития креативности младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В сложные социально-экономические периоды развития общества особую остроту приобретает социальный заказ. на креативную личность, способную вывести общество на новый диалектический этап развития. Одним из приоритетных направлений совершенствования системы образования в нашей стране должна стать активизация творческого потенциала школьника, создание условий для развития креативности каждой личности.
Отличительную особенность креативного направления в образовании мы видим в смене ценностных ориентаций, в установке на рефлексивно-творческое освоение новых знаний и продуктивное их использование в процессе самоактуализации.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что проблема развития креативности учащихся, в частности их творческого ® мышления, затрагивается широким кругом исследователей:
Л.М.Евдокимовой, Е. М. Зятниной, И. В. Казуниной, Н. В. Кочелаевой, Е. В. Леоновой, Р. И. Малафеевым, Т. В. Орловой, Н. М. Пручкиной, Е. В. Рыжовой и др. Эту проблему они пытаются решить средствами математики, химии, физики.
Важнейшим средством развития креативности школьников является художественно-эстетическое образование как процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества.
Философско-методологический аспект художественно-эстетического образования нашел отражение в научных трудах Д. Н. Джола, М. С. Кагана, • П. И. Пастухова, В. Н. Разова, Г. Ширматова, а также в работах психологов.
Л.В.Благонадежиной, А. Б. Ительсона, В. Н. Мясищева, Н. А. Менчинской, Д.Н.Овсянико-Куликовского.
Из теоретических исследований в области художественно-эстетического образования младших школьников остаются и по сей день интересными взгляды А. В. Бакушинского, Б. Т. Лихачева и М. М. Рубинштейна.
За творческое развитие учащихся на уроках искусства выступали В. В. Алексеева, Ю. Б. Алиев, С. А. Герасимов, Д. Б. Кабалевский, Т. С. Комарова, В. С. Кузин, Г. В. Лабунская, С. В. Михалков, Б. М. Неменский, C.B. Образцов, Л. М. Предтеченская, Т. Я. Шпикалова, В. С. Щербаков и др.
Однако анализ научной литературы позволил прийти к выводу, что проблема развития креативности учащихся начальных классов средствами художественной культуры оказалась мало изученной. Данное обстоятельство делает ее актуальной с точки зрения потребностей педагогической науки и практики.
Концепция художественного образования в Российской Федерации (2002г.) предлагает сформировать на государственном уровне отношение к художественно-эстетическому образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для развития российского общества. Внедрение концепции предполагает:
— непрерывное обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов художественного образования;
— усиление роли образовательной области «Искусство» на всех ступенях общеобразовательной школы, увеличение количества часов и перечня образовательных программ по видам искусств;
— издание новых учебников, учебных пособий, монографий по искусству, художественной культуре.
В связи с реализацией креативного направления в образовании и осуществлением концепции художественного образования нами разработан курс художественной культуры «Изучение природы средствами искусства», предназначенный для младших школьников. Это обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Изучение художественной культуры как средство развития креативности младших школьников».
Объект исследования — процесс изучения художественной культуры в начальной школе.
Предмет исследования — изучение художественной культуры как средство развития креативности младших школьников.
Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность курса художественной культуры в развитии креативности младших школьников.
Гипотезой исследования является предположение о том, что развитие креативности младших школьников возможно, если:
— целенаправленно развивать невербальное и вербальное творческое мышление младших школьников средствами художественной культуры;
— происходит прирост по показателям невербального и вербального творческого мышления;
— увеличивается количество видов художественно-творческой деятельности.
Цель диссертационного исследования обусловила постановку следующих задач:
1. Выяснить сущность креативности и дать ее характеристику на основе концепции триединства креативности как личностной категории, созидательного процесса и результата творческой деятельности.
2. Теоретически обосновать предлагаемый курс художественной культуры, направленный на развитие креативности младших школьников.
3. Разработать технологию развития креативности учащихся в условиях изучения художественной культуры.
4. Выявить динамику развития креативности младших школьников по показателям невербального и вербального творческого мышления.
5. Экспериментально проверить эффективность курса художественной культуры в развитии креативности младших школьников.
Методологической основой исследования служат философские положения о сущности творчества, методологические подходы: системный, синергетический, аксиологический, культурологический, личностный, деятел ьностн ы й.
Теоретическая основа исследования: концепция художественного образования в Российской Федерацииконцепция триединства креативности как личностной категории, созидательного процесса и результата творческой деятельности, концепция синтеза искусствтеоретические исследования в области художественно-эстетического образования.
Методы исследования'. анализ философской, психолого-педагогической, акмеологической и научно-методической литературыпедагогический экспериментнаблюдениеанализ продуктов деятельности учащихсятестированиестатистические методы обработки данныхобобщение опыта развития креативности учащихся.
Теоретическая значимость исследования заключаются в теоретическом обосновании курса художественной культуры, направленного на самовыражение младших школьников, самореализацию внутреннего потенциала личности.
Научная новизна исследования:
— Разработан курс художественной культуры «Изучение природы средствами искусства», ориентированный на развитие креативности младших школьников. Определены условия для его реализации.
— Создано пособие для учащихся «Природа в зеркале искусства», пособие для учителя «Изучение природы средствами искусства» ;
— Разработана и экспериментально проверена технология развития креативности учащихся средствами художественной культуры.
— Исследование позволило проследить динамику развития креативности младших школьников: а) значимые изменения произошли в невербальном творческом мышлении (р < 0,01). Наибольший прирост выявлен по показателю разработанность, средний — по оригинальности и беглости, минимальный — по гибкости. б) произошли существенные сдвиги вербального творческого мышления по показателям беглость, оригинальность и гибкость (р < 0,01).
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования развития креативности учащихся средствами художественной культуры могут быть использованы при организации процесса обучения младших школьников, в профессиональной подготовке и осуществлении деятельности учителей.
База исследования. Исследование проводилось на базе школ № 4, № 7,№ 8 и гимназии № 1 г. Шуи Ивановской области.
Этапы исследования.
На первом этапе (1997;1998 гг.) анализировались существующие проблемы в образовании и выявлялись пути его совершенствования. Осуществлялся выбор и теоретическое осмысление темы исследования, изучалась философская, психологическая, педагогическая, акмеологическая и научно-методическая литература.
На втором этапе (1999;2000 гг.) были определены объект, предмет, цель, основные задачи исследования. На этом этапе внедрена на базе школы № 4 г. Шуи и проанализирована модель развития креативности младших школьников средствами художественной культуры. Были определены пути корректировки форм, методов, средств обучения, внесены изменения в систему художественно-творческих заданий.
На третьем этапе (2001;2002 г. г.) проведен педагогический эксперимент по развитию креативности младших школьников в условиях изучения художественной культуры на базе школ № 4,7,8 и гимназии № 1 г. Шуи. На этом этапе было выполнено тестирование младших школьников, проведена обработка созданной базы данных. Подводились итоги, формулировались выводы по результатам эксперимента.
На четвертом этапе (2002;2003 г. г.) происходило обобщение результатов, оформлялись в законченном виде теоретические и практические выводы.
На защиту выносятся:
1.Курс художественной культуры «Изучение природы средствами искусства», направленный на развитие креативности младших школьников и базирующийся на следующих принципах: интегративностьэмоциональное насыщение, живое общение с произведениями искусствавариативность и свобода выборадиалогичностьдвижение «от успеха к успеху" — единство и взаимосвязь классной, внеклассной и внешкольной деятельности.
2. Модель изучения художественной культуры, в основе которой лежит художественно-педагогическая драматургия: экспозиция, завязка, проблема, креативная практика, кульминация, развязка, осознание результата творческой деятельности, последействие.
3. Технология развития креативности младших школьников средствами художественной культуры.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены междисциплинарным подходом к изучению предмета исследования, соответствием методов исследования его цели и задачам, статистической значимостью полученных опытно-экспериментальных данных, диагностических срезов, воспроизводимостью результатов.
Внедрение результатов исследования: материалы исследования были внедрены в практику работы школ № 4,7,8 и гимназии № 1 г. Шуи Ивановской области. Результаты исследования использованы в работе общеобразовательных учреждений г. Иваново, в частности — средней школы № 8, лицея № 21- на семинарах и курсах учителей начальных классов и мировой художественной культуры на базе Ивановского областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были представлены на международных научных конференциях «Молодая наука — XXI веку» (Иваново, 2001) и «Инновации в психолого-педагогической теории и практике» (Шуя, 2001), научной конференции «Молодая наука в классическом университете» (Иваново, 2002), научной конференции «Культура: тексты и контексты» (Иваново, 2002), II международной конференции «Инновации в психолого-педагогической теории и практике» (Шуя, 2002), в пособии «Изучение природы средствами искусства» (Иваново, 2002), в сборнике трудов студентов, аспирантов, соискателей и преподавателей «Здоровье, образ жизни и образование» (Шуя, 2003).
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Основное содержание диссертации изложено на 240 страницах машинописного текста, включая 12 таблиц, 18 рисунков и 16 приложений.
Список литературы
включает 193 источника, в том числе 10 на иностранном языке.
Выводы по главе 3.
С целью диагностирования исходного и конечного уровня развития невербального и вербального творческого мышления младших школьников провели тестирование экспериментальной и контрольной групп по тесту Е. П. Торранса «Закончи рисунок» и субтестам Е. П. Торранса: 1) использование предметов, 2) последствия ситуации, 3) слова, 4) словесная ассоциация (в модификации Е.Е. Туник).
В результате статистической обработки данных с использованием критерия в установили значимый существенный сдвиг невербального творческого мышления экспериментальной группы по показателям беглость, оригинальность, разработанность и вербального творческого мышления по показателям беглость, гибкость, оригинальность.
Анализ значений, полученных в результате сравнения выборочных средних арифметических показателей невербального и вербального мышления ЭГ и КГ с использованием критерия Стьюдента, показал:
1) на начало формирующего эксперимента ЭГ и КГ не отличаются статистически существенно по показателям невербального творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность) и вербального творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность).
2) на конец формирующего эксперимента средние показатели невербального и вербального творческого мышления ЭГ выше КГ. Эти различия являются значимыми по показателям невербального творческого мышления (беглость, оригинальность, разработанность) и вербального творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность).
В результате сравнения величин прироста показателей невербального и вербального творческого мышления ЭГ и КГ пришли к выводу, что величина прироста в ЭГ по всем показателям невербального и вербального творческого мышления больше величины прироста в КГ.
Полученные в результате проведенного эксперимента статистически значимые данные подтверждают гипотезу исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В сложные социально-экономические периоды развития общества особую остроту приобретает социальный заказ на креативную личность. В психолого-педагогической литературе понятие «креативность» рассматривается неоднозначно. Мы придерживаемся позиции, что креативность — многостороннее явление интегративного характера, определяющее перспективы развития творческой индивидуальности и обеспечивающее функционирование продуктивно-созидательного процесса внутри личности.
Потенциальным средством реализации сущностных и творческих сил личности является культура, которая выступает как форма самодетерминации человека, его самопроизводства, творчества. Культура — это то, что мы создаем, чем мы владеем, и в то же время она создает нас, нами владеет. Культуру принято подразделять на утилитарную (экономическую и политическую) и духовную (нравственную, художественную и мировоззренческую). Важным компонентом духовной является художественная культура, которая решает задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах, а также различных аспектов обеспечения этой деятельности. Художественная культура — это совокупность художественных ценностей, опыта создания, хранения, распространения их, т. е. совокупность всех устойчивых способов художественной деятельности.
Содержательное ядро художественной культуры — искусство как один из важнейших механизмов познания человека и окружающего его мира, как специфическая форма отражения действительности в художественных образах. Художественные образы построены на вербальной, изобразительной, звуковой имитации наблюдаемых или представляемых объектов, процессов, коллизий, ощущений и т. п.
Каждый вид искусства отражает реальность по-своему, через свою систему художественных образов и специфику выразительных возможностей. Целостную картину мира могут представить все искусства в комплексе, т. е. вся художественная культура в целом.
Приоритетным направлением совершенствования системы образования должна стать активизация творческого потенциала школьника, развитие креативности каждой личности. Одним из возможных условий успешного развития креативности детей является приобщение их к основам художественной культуры.
Содержание художественной культуры как школьного предмета включает разные виды художественного творчества в их связях и взаимовлияниях. Учащиеся изучают не отдельные шедевры искусства, а мир художественного творчества.
В связи с реализацией креативного направления в образовании нами разработан курс художественной культуры «Изучение природы средствами искусства». Средством развития креативности учащихся начальных классов выступает процесс изучения художественной культуры (средство — прием, способ действия для достижения чего-либо). Изучение художественной культуры побуждает детей к творчеству, самовыражению, самореализации внутреннего потенциала.
Цель курса художественной культуры — развитие креативности учащихся, становление личности творца, человека нового мышления, находящегося в гармонии с окружающим миром и самим собой, гибко ориентирующегося в новой обстановке, нестереотипно мыслящего, умеющего творчески применить любую информацию в любой области деятельности, умеющего ценить и охранять культуру прошлого и настоящего, способного к самооценке и саморазвитию.
Курс базируется на следующих принципах: интегративностьэмоциональное насыщение, живое общение с произведениями искусствавариативность и свобода выборадиалогичностьдвижение «от успеха к успеху" — единство и взаимосвязь классной, внеклассной и внешкольной деятельности. Основой курса является опора на национальные особенности русской культуры.
Для успешного и продуктивного освоения курса учащимися создано психолого-педагогическое и методическое сопровождение его: программа, учебное и методическое пособия, альбом цветных иллюстраций, хрестоматия музыкальных произведений, система карточек с художественно-творческими заданиями, аудиои видеозаписи.
Представлена модель изучения художественной культуры, в основе которой лежит художественно-педагогическая драматургия: экспозиция, завязка, проблема, креативная практика, кульминация, развязка, осознание результата творческой деятельности, последействие. Экспериментальное исследование подтвердило действенность представленной модели и возможность её применения в школьной практике. Результаты эксперимента показали, что изучение основ художественной культуры с учётом разработанной модели действительно способствует развитию креативности младших школьников.
Разработана и экспериментально проверена технология развития креативности учащихся средствами художественной культуры. Достоинствами технологии являются инструментальность, диагностичность, воспроизводимость.
Выбранные нами методы исследования позволили проследить динамику развития креативности младших школьников. Так, метод наблюдения показал, что дети с интересом работали в разных центрах активности, постепенно переходя к выполнению заданий следующего, более сложного, уровня. В течение учебного года у младших школьников постепенно развивалось культурное зрительское отношение к искусству, т. е. умение и желание зрителя видеть в форме произведения мысли и чувства, соответствующие замыслу автора.
Анализ рисунков позволил проследить постепенный переход учащихся от примитивных форм изображения к более совершенным, от простого раскрашивания предметов в «локальный» цвет — к нахождению сложных живописный отношений.
В результате анализа литературного творчества пришли к выводу, что по сравнению с творчеством в начале учебного года к концу года повысилось качество выполнения сочиненийоб этом свидетельствует: употребление эпитетов, сравнений, метафорпроявление в стихах и рассказах эмоционального отношения ученика к тому, что он пишетизменение структуры предложения: встречаются не только простые, но и сложные предложения.
Анализ «Дневников эстетических впечатлений» выявил интерес младших школьников к анализу произведений искусства, стремление к общению с произведениями искусства, желание понять авторский замысел, проанализировать свои ощущения, впечатления. Анализ «Дневников эстетических впечатлений» показал, что учащиеся интересуются искусством, они ходят на выставки, в музеи, приводят туда своих друзей, родителей.
Выявлены возможности художественной культуры как учебного предмета в развитии креативности младших школьников. Исследование позволило проследить динамику развития креативности младших школьников, изучающих курс художественной культуры: а) значимые изменения произошли в невербальном творческом мышлении (р < 0,01). Наибольший прирост выявлен по показателю разработанность, средний — по оригинальности и беглости, минимальный — 9 по гибкости. б) произошли существенные сдвиги вербального творческого мышления по показателям беглость, оригинальность и гибкость (р < 0,01).
Результатом изучения художественной культуры являются не только качественные изменения невербального и вербального творческого мышления, но и созданные младшими школьниками субъективно значимые продукты деятельности.
Полученные в результате проведенного эксперимента статистически значимые данные подтверждают гипотезу исследования.
Доказана эффективность курса художественной культуры «Изучение природы средствами искусства» в развитии креативности младших школьников. Считаем, что курс художественной культуры можно вводить и изучать в качестве факультативного в начальных классах общеобразовательной школы. Эмоциональность, непосредственность, творческая активность способствуют продуктивности деятельности школьников. Опыт развития креативности младших школьников по общественной значимости и новизне является модифицирующим. Модификация (лат. тосПАсаио — изменение) — видоизменение, преобразование чего-либо, сопровождающееся появлением новых свойств. Опыт может быть освоен учителями начальных классов, мировой художественной культуры, музыки, изобразительного искусства.
Перспективными направлениями дальнейшего научного поиска могут стать: возможности использования фонда идей о развитии креативности учащихся в средних классах общеобразовательной школы, а так же создание психолого-педагогического обеспечения курса МХКсовершенствование диагностики развития креативности учащихся и учителяразвитие интереса к художественной культуре, осознание ее ценности.
Список литературы
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации //Директор школы.-2001,№ 1-С. 97−105.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Директор школы. 2002, № 1 — С. 97−126.
- Концепция образовательной области «Искусство» в 12-летней школе // Искусство в школе. — 2000, № 1. С. 59 — 65.
- Концепция художественного образования в Российской Федерации /Искусство в школе. 2002, № 2 — С. 84−86.
- Акимов А.П. Об управлении процессом воспитания в педагогической системе //Кн. Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе.-JI.: ЛГУ, 1973.-С. 56−68.
- Акмеология: Учебник /Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002.-650 с.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! -М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М.: Педагогика, 1984. — 296 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л.: ЛГУ, 1968. 339 с.
- Ю.Ананьев Б. Г. Избранные психологический труды. — М.: Педагогика, 1980, т. 2.-286 с.
- П.Антонов A.B. Психология изобретательского творчества. — Киев: «Вища школа», 1978.-175 с.
- Аристотель. Сочинения: В 4 т. /Пер. с древнегреч.: Общ. ред. А. И. Доватура. М.: Мысль, 1976−1983. — Т. 4, 1983. — 830 с.
- Ахметшина Э.Г. Преемственность в развитии художественной культуры личности в системе: «дошкольное образовательное учреждение школа — ВУЗ» (средствами ИЗО). Автореф. докт. дисс. — Казань, 2000. — 22 с.
- М.Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. -256 с.
- Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память: Пер. с фр. Минск: Харвест, 1999.-1407 с.
- Бердяев H.A. Философия свободы: Смысл творчества. М.: Правда, 1989. -608 с.
- Бердяев H.A. О вечном и новом человеке //Учит, газета. — 1990, № 27. — Июль.
- Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 383 с.
- Берулава М.Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования // Гуманизация образования. — 1998, № 1. — С. 14−23.
- Берулава М.Н. Теоретические основы интеграции образования. — М.: Совершенство, 1998. — 192 с.
- Беседы с учителем. Первый класс начальной школы. Под ред. Н. Ф. Виноградовой и J1.E. Журовой. — М.: Вентана-Граф, 1998. — 240 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.- 190 с.
- Блох М.А. Творчество в науке и технике. — Пг., 1920. — 65 с.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. — М.: Знание, 1981. —96 с.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. — 320 с.
- Большой толковый психологический словарь /Ребер Артур, т. 1. Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 2000. — 592 с.
- Бордовская Н.В., Реан A.A. Психология и педагогика: Учеб. для вузов. — СПб и др.: Питер, 2000. 432 с.
- Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград: Янтарный сказ. — 2000. — 704 с.
- ЗО.Бранский В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология. -СПб.: Политехника, 2002.-476 с.
- ЗЬБрушлинский A.B. Воображение и творчество // Кн. Научное творчество / Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. — М.: Наука, 1969. С. 341 -346.
- Буева Л. П Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978.-216 с.
- Вахтеров В.П. Нравственное воспитание в начальной школе. — М., 1990. — 96 с.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление /Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. — 336 с.
- Винокуров J1.H. Педагогическая диагностика и профилактика нервно-психических нарушений у школьников. Автореф. докт. дисс. Кострома, 1996.-45 с.
- Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Ч. 1. -Минск, 1995. — 240 с.
- Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология. Психология развития творческой личности взрослого человека. Т.1. Минск: Изд-во ООО «Дэбор», 1998.-242 с.
- В Министерстве образования // Искусство в школе. — 2000, № 2. — С. 77−78.
- В Министерстве образования // Искусство в школе. — 2000, № 3. С. 77−79.
- Выготский JI.C. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998.-479 с.
- Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. —93 с.
- Гальперин П.Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления //Вопросы психологии. 1990, № 4 — С. 5−14.
- Гоноболин Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей //Способности и интересы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — с. 63−72.
- Гуружапов В.А. Как учить детей понимать изобразительное искусство. — М., РИА «Мы и Мир», 1999. 112 с.
- Гущина Н.Б. Программа «Гармония» для учащихся начальной школы // Инновации в психолого-педагогический теории и практики. Материалы Международной конференции. — Шуя: ШГПУ, 2001. С. 172 — 176.
- Гущина Н.Б. Изучение природы средствами искусства. Уроки художественной культуры в начальной школе. — Иваново: ФГУП Издательство «Иваново», 2002. — 228 с.
- Гущина Н.Б. Концептуальная основа курса «Изучение природы средствами искусства»// Инновации в психолого-педагогический теории и практике. Материалы II Международной научной конференции. — Шуя: Весть ШГПУ, 2002. С. 26−28.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов).— М.: Педагогика, 1972. -424 с.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. -М.: Учпедгиз, 1960. -299 с.
- Деркач A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Книга 1: Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 2000. — 536 с.
- Дунчев В.Н. Исследование когнитивных стилей в связи с проблемой креативности //Канд. дисс. JL: ЛГУ, 1985. — 191 с.
- Езикеева В.А. Картина на уроках рисования в начальной школе (ее общеобразовательное значение) // Автореф. канд. пед. наук. — М., 1949. — 20 с.
- Игнатьев Е.И. Психологические особенности изобразительной деятельности младшего школьника // Кн. Психология младшего школьника. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. — С. 283 — 303.
- Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе //Начальная школа. 1997 г. № 1.-е. 36−38.
- Ильенков Э.И. О специфике искусства // Вопросы эстетики. Вып. 4. — М., 1960.-С. 18−22.
- Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя /Сост. В. Викторов. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
- Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. — 440 с.
- Каган М.С. Философия культуры: Становление и развитие. — СПб.: Петрополис, 1995. 528 с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости //Вопросы психологии. 1978,№ 5.-с. 12−19.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. — Грозный, 1976. 152 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М., Педагогика, 1990. 144 с.
- Каплина Л .Я. К вопросу о косвенных методах изучения учащихся /Кн. О воспитании коммунистической личности в советской школе. М., 1973. — С. 63−73.
- Каплина Л.Я. К вопросу об использовании в воспитательной работе косвенного педагогического воздействия //Кн. Вопросы педагогикивысшей и средней школы. — Т. 300, вып. 22. — М.: Ученые записки МОПИ им. Крупской Н. К. С. 248.
- Кармин A.C. Основы культурологии. Морфология культуры. — СПб.: Лань, 1997.-509 с.
- Киященко Н.И. Сущность прекрасного. — М.: Молодая гвардия, 1977. —191 с.
- Князева E.H., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992, № 12. — С. З — 21.
- Козлов Б.М. Восприятие картин учащимися IV класса. Автореферат канд. дисс.- 1954.- 19 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. — Т. 1. — М.: Педагогика, 1982. 656 с.
- Копцева Т. Природа и художник // Искусство в школе. — 1996, № 4. — С. 1820.
- Корнилов К.Н. То, чему школьный работник должен учиться у дошкольного и внешкольного работника //Социальное воспитание. — 1921.-№ 1,2.
- Коробкина М. О некоторых приемах педагогической технологии //Искусство в школе. — 2000. № 1. — С. 71−72.
- Коссов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. — М., Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997. 48 с.
- Кошмина И. Вертикальный тематизм // Искусство в школе. — 1997, № 4. — С. 31 -34.
- Коэн В. Метод «музыкальных зеркал» //Искусство в школе. 1999, № 4. — С. 14−16.
- Краевский В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя // Дидактика средней школы.-М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
- Красильников И. Творческое задание на уроках искусства // Искусство в школе. 2001, № 3.-С. 10−12.
- Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания // Пед. соч.: В 6 т. — Под ред. Арсеньева и др. Т.З. — М.: Педагогика, 1979. — С. 231−252.
- Кудина Г. Кто поймал окунька? (Проблемы читательского сотворчества) // Искусство в школе. 1993, № 2. — С. 33−38.
- Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1−3 кл. 2-е изд. М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
- Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2001 «Преподавание в нач. классах общеобразовательных школ». — М.: Просвещение, 1984. 319 с.
- Кузьмина Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель: Гомельский госуниверситет, 1976. — 58 с.
- Кузьмина Н.В. Способность, одаренность, талант учителя. JI.: Ленингр. организация общества «Знание», 1985. — 32 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. — М.: Высш. шк., 1989. — 167 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. — 119 с.
- Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. — М.: Просвещение, 1965.-72 с.
- Ларионова А.Г. Этнопедагогические основы формирования музыкальной культуры младших школьников. Автореф. канд. дисс. Якутск, 2000. — 17 с.
- Левитов Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. — 340 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
- Лосев А.Ф. Диалектика творческого акта // Контекст — 1981. М., 1982. — 108 с.
- Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
- Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1992. — 224 с.
- Макаренко A.C. Соч.: В 5 т. М.: АПН РСФСР, 1961. — Т. 5. — С. 93.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 190 с.
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989, № 6.-С. 29−33.
- Матюшкин A.M. Основные направления исследований мышления и творчества / Псих, журнал. — 1984, № 1. С. 9 — 17.
- Матюшкин A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики.-М.: Школа-Пресс, 1993.— 128 с.
- Махлах Е.С. Творческие игры в младшем школьном возрасте. Автореферат дисс. М., 1956.— 21 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
- Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
- Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. — М.: Педагогика, 1987. — 126 с.
- Мелик-Пашаев A.A. Способности человека к художественному творчеству // Искусство в школе. 1996, № 4. — С. 30−35.
- Менчинская H.A. Мышление в процессе обучения // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966. — 188 с.
- Михалевская Г. И. Основы профессиональной педагогической грамотности. СПб.: ЭГО, 2001. — 292 с.
- Моляко В.А. Психология конструктивного замысла. Дисс.. канд. психол. наук. Киев, 1966. — 187 с.
- Москвина Г. М. Взаимодействие видов искусства в теории и практике художественного образования. Автореф. канд. дисс.—Ижевск, 2003.-21с.
- Мотков О.И., Петрайтите A.M. Исследования зависимости проявления креативности от особенностей личности // Новые исследования в психологии. 1983, № 2. — С. 19−24.
- Мудрик A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. — М.: Просвещение, 1986. 210 с.
- Неменский Б. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Изд. 2-е. — М.: Просвещение, 1987.— 255 с.
- Новикова JI.И., Куракин А. Путь к творчеству. — М.: Просвещение, 1966. -186 с.
- Новикова Л.И. О системах и системности в воспитании. М., 1976. — Ч. 2.-С. 88−98.
- Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. — М.: Дрофа, 1999. — 52 с.
- Основы психологии: Практикум./ Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 704 с.
- Педагогика /Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. общество Россия, 2001.-640 с.
- Платон. Пир /Пер. с древнегреч. С.К. АПТА Коммент. В. Ф. Асмоса. — СПб, ИнТОС, 1992.-63 с.
- Полуянов Ю. Замысел и процесс изобразительного творчества младших школьников // Искусство в школе. — 1997, № 2. — С. 17−22.
- Полуянов Ю.А. Психологические особенности понимания произведений искусства детьми младшего школьного возраста // Всесоюзная межмузейная конференция «Музей и дети».— Ташкент, 1982.— С. 59−66.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика. 1976.-280 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
- Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса. М., 1983. — 207 с.
- Проблемы способностей в советской психологии/Под ред. A.A. Бодалева. М.: Б.и., 1984. — 144 с.
- Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. Начальная школа /Сост. B.C. Кузин, Е. О. Яременко. Изд. 3-е, перераб. — М.: Дрофа, 2001. — 224 с.
- Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1999.— 440 с.
- Радугин A.A. Философия: курс лекций. — 2-е изд. — М.: Центр, 1999. — 272 с.
- Рафикова В.М. Педагогические условия формирования академической одаренности школьников. Автореф. канд. дисс. Ижевск, 2003. — 16 с.
- Раченко И.П. Проблемы развития педагогического творчества учителей: Автореф. дисс.. к. пед. н. М., 1966. — 21 с.
- Реан A.A., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб.: ЗАО Изд-во Питер, 1999. -416 с.
- Революция искусство — дети. Материалы и документы: из истории эстетического воспитания в сов. шк./ Сост. Н. П. Старосельцева. — М.: Просвещение, 1987. — 240 с.
- Рибо Т. Творческое воображение / Пер. с фр. СПб, 1901. — 152 с.
- Роджерс К. О групповой психотерапии. — М.: Прогресс, 1993. -480 с.
- Рубинштейн C.JT. О мышлении и путях его исследования. — М.: Академия наук СССР, 1958. 147 с.
- Сайбединов А. Радость созидания // Искусство в школе. — 2000, № 4. — С. 49−52.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования /Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2000. — 240 с.
- Сидоренко E.B. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. 350 с.
- Синкевич И.А. Подготовка учителя начальных классов к полихудожественному воспитанию младших школьников. Автореф. канд. дисс. Мурманск, 2000. — 20 с.
- Скалкова Я. и колл. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1986.— 152 с.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов. — М.: Академия, 2002. 576 с.
- Соловьев B.C. Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии //Собрание соч. — СПб, 1903. — т. 7 — 388 с.
- Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры /Под ред. В. М. Зациорского. М.: Физ-ра и спорт, 1982. — 256 с.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. — М.: Просвещение, 1973. —204 с.
- Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. — Изд. 2. — М.: Просвещение, 1979.— 393 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев: Рад. шк., 1988. 272 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — 2-е изд. М.: Изд. МГУ, 1984.-344 с.
- Тараканова Л.А. Здоровьесберегающие технологии // Завуч для админ. шк. 2002, № 2. — С. 120−128.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.-536с.
- Теплов Б.М. Способность и одаренность // Избранные труды: В 2 т. — М., 1985.-Т.1.-С. 24−31.
- Терентьева H.A. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. — М.: МГПУ им. В. И. Ленина, 1990. —129 с.
- Ткаченко Е.В. Образовательное поле искусства //Искусство в школе. — 1995, № 3.-С. 2−5.
- Толстой Л.Н. Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят // Кн. педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1953.-С. 18−21.
- Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997. — 34 с.
- Туник Е.Е. Тест Торранса. Диагностика креативности. СПб.: Иматон, 1998.- 19 с.
- Филонов Г. Н. Воспитание личности школьника. — М.: Педагогика, 1985. -224 с.
- Формирование творческой личности учителя // Сб. научных статей. — Минск: НИОРБ, 1993. 107 с.
- Франки В. Человек в поисках смысла /Под ред. Л. Я. Гозмона и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс. 1990. — 368 с.
- Фридман Л.М. О концепции управления процессом учения в советской психологии и педагогики //Кн. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М.: Изд. МГУ, 1975. — С. 203 221.
- Хозяинов Г. И. Основы акмеологии. Дидактические игры как форма акмеологических технологий подготовки и повышения профессионализма педагога. М.: МНЖ ПиР, 1997. — 23 с.
- Хозяинов Г. И. Основы акмеологии. Слагаемые профессионализма и творческой самореализации человека. М.: МНЖПиР, 1997. — 20 с.
- Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. — М.: Педагогика, 1987. 150 с.
- Шейкин А.Г. Культурология. XX век. Словарь — СПб.: Университетская книга, 1997.-640 с.
- Школяр Л.В. Музыка в жизни младших школьников // Кн. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками / А. О. Ершова, Е. А. Захарова и др. М.: Просвещение, 1991. — С. 82 — 102.
- Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
- Шпикалова Т.Я. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебно-методическое пособие. М.: Владос, 2000. — 212 с.
- Шумакова Н.Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием теста Е.П. Торранса у младших школьников//Вопросы психологии. 1991, № 1. —С. 27−32.
- Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. — М.: Просвещение, 1969.— 271 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-540 с.
- Энгельмейер П.К. Теория творчества // Кн. Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1916. — Т.7. — С. 78−81.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. — М.: Педагогика, 1979. —144 с.
- Якиманская И.С. Проблема обучения и развития в трудах H.A. Менчинской /Вопросы психологии. 1995, № 1. — С. 53−57.
- Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Зание, 1971.-48 с.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л., 1988. — 155 с.
- Gordon W.J.J. Sinectics. The Development of Creative Capaciti. N.Y., 1961. -401 p.
- Guilford J.P. The structure of intelligence // Psychol. Bull. 1956, № 53. — P. 267−293.
- Koestler A. The Act of Creation. N.Y., Macmillan, 1964. — 509 p.
- Maslow A. The farther reachesqof human nature. — New York, 1971. 378 p.
- Torrance E. P. Torrance test of creative thinking: Norm — technical manual. — Princeton, NJ, 1966. 263 p.
- Torrance E. P. Torrance test of creative thinking. Directions manual and scoring guide. Lexington, 1974. — 288 p.
- Wallas G. The Art of Thought.-N.Y., 1926.-390 p.
- Whitehead A.N. Process and Reality. An Assay in Cosmology. Cambridge Univercity Press, 1929ю — 509 p.
- Whywrell W. On he phylosophy of Disovery. — 3-rd ed., — L., John W Parber and Son, 1960.-403 p.
- Zillig M. Zur Psychologie des dichterisch schaffenden Kindes. Zeitschrift fur Psychologie. Leipzig, 1936. — 368 p.