Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия дополнительного профессионального образования социальных педагогов для работы с детьми группы риска

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность и постановка проблемы исследования. Сложные и противоречивые процессы развития российского общества, связанные с кардинальными переменами в политической, социально-экономической и культурной сферах, вызвал резкое ухудшение условий жизни всего общества, и как следствие этого наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей группы риска. В стране усиливается проявление таких… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Дополнительное профессиональное образование социальных педагогов в теории и практике
    • 1. 1. Ретроспективный анализ проблемы дополнительного образования социальных педагогов
    • 1. 2. Концептуальные основы подготовки социальных педагогов в системе дополнительного образования
    • 1. 3. Дети группы риска — приоритетное направление деятельности и подготовки социальных педагогов
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Основные направления курсовой подготовки социальных педагогов для работы с детьми группы риска в системе дополнительного профессионального образования
    • 2. 1. Уровни готовности социальных педагогов для работы с детьми группы риска
    • 2. 2. Содержание и технология курсовой подготовки социальных педагогов, работающих с детьми группы риска
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия дополнительного профессионального образования социальных педагогов для работы с детьми группы риска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Сложные и противоречивые процессы развития российского общества, связанные с кардинальными переменами в политической, социально-экономической и культурной сферах, вызвал резкое ухудшение условий жизни всего общества, и как следствие этого наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей группы риска. В стране усиливается проявление таких негативных явлений как совершение преступлений несовершеннолетними, наркомания, бродяжничество, беспризорность, резкое увеличение числа социальных сирот, детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, увеличение количества подростков, покинувших школу до получения основного образования.

Проблема воспитания и перевоспитания детей сложная, многоаспектная и имеющая непреходящее значение на любом историческом этапе развития общества. Особая роль в современных условиях в работе с детьми группы риска принадлежит социальным педагогам, профессиональная подготовка которых началась с введением в 1990 году в стране института социальной педагогов. Наряду с системой профессиональной подготовки социальных педагогов в средних и высших профессиональных учебных заведениях существенное значение имеет система дополнительного профессионального образования, которая призвана оперативно отвечать на актуальные потребности социально-педагогической практики помощи, поддержки и защиты детства.

Выбор темы исследования определен потребностями развития педагогической теории и практики и обусловлен следующими обстоятельствами.

Во-первых, профессиональная подготовка и дополнительное образование социальных педагогов для работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, количество которых неуклонно возрастает, имеет важное значение для решения многих социальных, экономических и ^ нравственных проблем общества.

Во-вторых, эмпирический опыт повышения квалификации и переподготовки социальных педагогов, обеспечил почву для ее теоретического обобщения как подсистемы дополнительного образования.

В-третьих, недостаточно разработаны теоретические подходы к профессиональной деятельности и дополнительному образованию социальных педагогов.

В-четвертых, не разработано содержание дополнительного образования социальных педагогов по работе с детьми группы риска. Щ Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Социальное и трудовое становление детей группы риска в истории педагогики всегда рассматривалось с позиции «общественной», социальной педагогики. Вопросы их жизненного самоопределения активно обсуждались К. Д. Ушинским, П. Ф. Каптеревым, П. П. Блонским, В. П. Кащенко, С. Т. Шацким, A.C. Макаренко и др.

В 70-е годы изучением специфики трудновоспитуемых детей и подростков, формах и методах воздействия на эту категорию детей занимались М. А. Алемаскин, Э. Г. Костяшкин, А. И. Кочетов, Г. П. Медведев, < * И. А. Невский, Д. И. Фельдштейн и др.

В 80-е годы значительно возрастает интерес к проблемам дезадаптированных, трудновоспитуемых детей: дезадаптация как психолого-педагогическое явление рассматривается в работах Б. Н. Алмазова, С. А. Беличевой, A.C. Белкина, И. В. Дубровиной и др.- медико-биологические особенности трудновоспитуемых отражены в работах Б. С. Братусь, А. Е. Личко, К. С. Лебединской и др.- специфика перевоспитания детей в специальных учреждениях рассмотрена в трудах Ю. В. Гербеева, М. М. Плоткина, И. А. Невского и др. ^ В середине и конце 90-х годов в связи с изменением социального строя общества и появлением большого количества детей группы риска вновь усиливается внимание к этой проблеме. В работах В. А. Иванникова, Ш. Н. Нигаева, Л. Я. Олиференко, рассматриваются различные аспекты дезадаптации детей, пути и средства оказания помощи им. Вопросам подготовки социальных педагогов по работе с детьми группы риска посвящены работы Л. А. Беляевой, И. Е. Кузнецова, Л. В. Мардахаева, В. А. Никитина и др.

Несмотря на большой интерес различных наук к проблемам профессиональной деятельности, профессиональной подготовки, дополнительного образования специалистов, работающих с детьми, имеющими психологические, физиологические, педагогические и социальные проблемы, проблема формирования и изучения системы дополнительного образования, обоснования педагогических условий, обеспечивающих ее эффективное функционирование, выделение в качестве приоритетного направления дополнительного образования социальных педагогов, работающих с детьми группы риска, изучена и представлена в педагогической науке недостаточно. Отсюда возникает ряд противоречий: -между сферой практической деятельности социальных педагогов с детьми группы риска и не разработанностью структуры и содержания системы дополнительного образования данного направления;

— необходимостью взаимодействия теории и практики в профессиональной деятельности социальных педагогов с детьми группы риска и не разработанностью теоретических подходов к такому взаимодействию в дополнительном образовании социальных педагоговнеобходимостью дополнительного образования социальных педагогов для работы с детьми группы риска и слабой программно-методической обеспеченностью процесса обучения, необходимостью функционирования и развития системы дополнительного образования социальных педагогов и неразработанностью педагогических условий такого вида образования,.

Выявленные противоречия обуславливают проблему исследования: каковы теоретические основы, структура, содержание, формы и педагогические условия дополнительного образования социальных педагогов для работы с детьми группы риска.

Таким образом, социальная значимость дополнительного образования социальных педагогов для работы с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, и теоретическая не разработанность проблемы педагогических условий, при которой данная система может эффективно функционировать и послужили основанием для выбора темы исследования «Педагогические условия дополнительного профессионального образования социальных педагогов для работы с детьми группы риска».

Цель исследования — выявить педагогические условия, определить содержание и разработать технологию подготовки социальных педагогов в системе дополнительного профессионального образования.

Объект исследования — курсовая подготовка социальных педагогов в системе дополнительного профессионального образования.

Предмет исследования — содержание, формы и методы повышения квалификации и переподготовки социальных педагогов, • работающих с детьми группы риска.

Гипотеза исследования. Дополнительное профессиональное образование социальных педагогов по работе с детьми группы риска будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

— дополнительное профессиональное образование социальных педагогов рассматривается как подсистема профессиональной подготовки социальных педагогов и представляет собой. процесс и результат освоения социальными педагогами дополнительных профессиональных знаний и умений, необходимых им для повышения квалификации и переподготовки, обеспечивающих профессиональный рост и самореализацию личности в профессиональной деятельности специалиста- -концептуальными основами построения системы дополнительного профессионального образования выступают совокупность методологических, нормативных и технологических идейпринципы, которые могут быть сгруппированы в три блока: общеметодологические, значимые для системы профессионального образования в целомсистемные, обеспечивающие целостность процесса дополнительного образованияпринципы, обусловленные спецификой дополнительного образования социальных педагогова также функции, выполняемые системой в целом (прогностическая, организационная, экспертная) -практическая реализация концептуальных подходов к построению системы дополнительного образования социальных педагогов осуществляется посредством разработки дидактической модели, которая построена на основе принципов интеграции, доминантности, развития, приоритета практики и включает взаимосвязанный структурный, содержательный и организационный компоненты.

— содержание дополнительного профессионального образования социальных педагогов имеет целенаправленный и системный характер и проектируется на основе блочно-модульного подхода Цель исследования и гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:

1 .Определить степень разработанности проблемы в теории и практике.

2.Уточнить сущность понятия «дополнительное профессиональное образование социальных педагогов».

3. Определить концептуальные подходы к дополнительному профессиональному образованию социальных педагогов".

4. Разработать содержание и дидактическую модель дополнительного профессионального образования социальных педагогов для работы с детьми группы риска.

5. Экспериментально проверить выдвинутые положения Методологическую основу исследования составили: положения о системности, целостности и взаимообусловленности социальных явлений В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э.Г. Юдин) — о деятельностной и творческой сущности личности и многофакторном характере ее развития, о закономерностях формирования личности в обществе (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.) — гуманистические ориентации в образовании и воспитании (А.Г. Асмолов, Л. И. Божович, О. С. Газман, В. А. Караковский и др.), теорию и методику ф социальной педагогики (В.Г. Бочарова, В. И. Загвязинский, A.B. Мудрик, М. А. Галагузова, Л. Е. Никитина, Л. Я. Олиференко и др.).

Методы исследования: Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использован комплекс теоретических и экспериментальных методов исследования, адекватных природе изучаемого явления:

— теоретические: метод теоретического анализа и синтеза, используемый при изучении отечественной и зарубежной литературысистемный анализ, позволяющий системно охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в ^ дополнительном образованииметод моделирования, применяемый при построении дидактической модели дополнительного образования социальных педагогов;

— экспериментальные: опросно-диагностические методы (включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа), используемые для диагностики и анализа состояния и развития системы дополнительного образования социальных педагоговэмпирические методы, включающие констатирующий и формирующие элементы.

Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на * методологию педагогических исследований, использованием методов, адекватных целям и задачам исследования, сочетанием количественных и качественных методов анализа, подтвержденных опытно-экспериментальной ^ работой. Достоверность обеспечивается также достаточной длительностью и возможностью повторения педагогического эксперимента.

Эмпирическую базу исследования составили: Институт повышения 4 квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области, общеобразовательные школы и социально-педагогические учреждения Люберецкого, Одинцовского, Ступинского, Чеховского районов Московской области, г. Москвы.

В опытно-экспериментальной работе приняло участие более 700 человек (детей, социальных педагогов и сотрудников экспериментальных ф учреждений). Исследование выполнялось в три этапа с 1997 по 2003 годы.

Первый этап (1997 — 1999) — изучение психолого-педагогической и методической литературы в аспекте поставленной проблемыпоиск научных подходов к организации системы повышения квалификации и переподготовки социальных педагоговпроведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (1999 — 2002) — разработка концептуальных основ дополнительного образования, социальных педагогов, выделение и обоснования комплекса педагогических условий, обеспечивающих • * функционирование системы дополнительного образования по работе с детьми группы риска, проведение констатирующего эксперимента.

Третий этап (2002 — 2003) — апробация дидактической модели дополнительного образования социальных педагогов, анализ и обобщение результатов, полученных в ходе эксперимента, подготовка методических рекомендаций, оформление результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— уточнена педагогическая сущность понятия «дополнительное профессиональное образование социальных педагогов», показана ^ его взаимосвязь с другими педагогическими понятиями;

— определены педагогические условия дополнительного профессионального образования социальных педагогов;

— разработаны концептуальные подходы к дополнительному образованию социальных педагогов;

— обоснованы принципы построения педагогической системы дополнительного профессионального образования социальных педагогов, которые могут быть сгруппированы в три блока: общеметодологические, системные, принципы, обусловленные спецификой дополнительного образования социальных педагогов;

— разработана дидактическая модель дополнительного образования социальных педагогов, включающая структурный, содержательный и организационный компоненты;

— разработаны образовательные программы для повышения квалификации и переподготовки социальных педагогов, обеспечивающие формирование профессиональной компетентности социальных педагогов для работы с детьми группы риска.

Теоретическая значимость исследования обуславливается, прежде всего тем, что обоснованы и разработаны теоретические основы построения системы дополнительного профессионального образования социальных педагогов, концептуально значимые для решения актуальных задач переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми группы риска.

Конкретные аспекты теоретической значимости исследования выражаются в следующем:

А) в понятийно-терминологической системе образования обоснованы место, роль таких понятий как дополнительное профессиональное образование социальных педагогов, переподготовка и повышение квалификации, раскрыта их сущность;

Б) определены концептуальные основы построения системы дополнительного профессионального образования социальных педагогов, представляющие совокупность методологических, нормативных и ф технологических идей;

В) выделены и обоснованы принципы построения системы дополнительного профессионального образования, сгруппированные в три блока: общеметодологические, в качестве которых выступают общие принципы построения образованиясистемные, обеспечивающие целостность системы дополнительного образованияспецифические, обусловленные особенностями конкретного вида дополнительного образования.

Практическая значимость исследования определяется тем, что ф автором теоретически обоснована, экспериментально проверена и внедрена в практику работы учреждений модель дополнительного профессионального образования социальных педагогов по работе с детьми группы риска. Разработаны и апробированы образовательные программы обучения социальных педагогов по работе с детьми группы риска.

— повышение квалификации: «Введение в профессию" — (72 ч.), «Основы социально-педагогической деятельности"-(144 ч.), «Методика и технология работы социального педагога» -(216 ч).

— переподготовка социально-педагогических кадров: «Социально-^ педагогическая поддержка детей группы риска» -(501 ч.).

Программы повышения квалификации и переподготовки социальных педагогов используются в ИПК и ПРНО МО. Они могут быть использованы на ФПК педагогических вузов, а также при подготовке социальных педагогов в средних и высших учебных заведениях.

Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения исследования представлены в 3 публикациях автора. Промежуточные результаты работы обсуждались и получили одобрение на кафедре общей и социальной педагогике ИПК и ПРНО МО (1999,2000,2001 ^ гг.), на научно-практических конференциях «Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства» г. Нижний Новгород (2001г.), г. Чехов (2002 г.), международных конференциях «Региональные системы социально-педагогической поддержки детства» г. Санкт-Петербург (2001г.), г. Москва (2002 г.).

Материалы диссертационного исследования, разработанные автором программы повышения квалификации и переподготовки социальных педагогов для работы с детьми группы риска используются, в Московском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников народного образования, Московском государственном социальном университете, а также в практике работы социально-педагогических учреждений по работе с детьми группы риска Люберецкого района г. Москвы, Чеховском, Раменском районах Московской области, г. Москвы (Северо-Восточный округ).

На защиту выносится комплекс педагогических условий дополнительного профессионального образования социальных педагогов, который определяется следующими положениями:

— дополнительное образование социальных педагогов представляет подсистему профессионального образования и представляет процесс и результат освоения социальными педагогами дополнительных профессиональных знаний и умений, обеспечивающих их профессиональный рост;

— концептуальные подходы к дополнительному профессиональному образованию определяются методологическими формативными и технологическими идеями, обеспечивающими на основе общеметодологических и специфических принципов построение системы дополнительного профессионального образования, выполняющую прогностическую, организационную и экспертную функции;

— дидактическая модель дополнительного профессионального образования социальных педагогов построена на системном, личностно-деятельном и индивидуально-творческом подходах и включает структурную, организационную и содержательную ^ компоненту;

— содержание дополнительных образовательных программ повышения квалификации и переподготовки, построенное на основе блочно-модульного подхода, обеспечивает эффективную профессиональную деятельность социального педагога по работе с детьми группы риска Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав,.

Выводы по второй главе:

1. Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить затруднения социальных педагогов в профессиональной деятельности и определить их уровень готовности для работы с детьми группы риска.

2. Практическая реализация концептуальных подходов к дополнительному образованию социальных педагогов осуществляется посредством разработки дидактической модели, которая включает в себя структурный, содержательный и организационный компоненты. Основой проектирования выступают системный, личностно-деятельностный и индивидуально-творческий подходы.

3. Выделены основные виды обучения — самостоятельное, совместное и институциональноеобосновано содержание активных методов обучения, применяемых в дополнительном образовании социальных педагогов: проблемно-эвристические методы (метод синектики, инверсий, эвристических вопросов, аналогий) и психолого-педагогические (социально-психологические, когнитивно-поведенческие, социально-педагогические) — определены необходимые формы, источники и средства обучения.

4. Разработано программно-методическое обеспечение дополнительного образования социальных педагогов, которое определяется как важнейшее условие развития и функционирования системы дополнительного образования. Выделены основные требования к научно-методическому обеспечению (целенаправленность, системность, вариативность, целостность).

4. Определено содержание системообразующих модулей («Введение в должность социального педагога», «Методика работы социального педагога», «Технология работы социального педагога с детьми группы риска»). Создан комплекс рабочих программ по работе социального педагога с детьми группы риска, в который вошли: образовательные программы повышения квалификации социальных педагогов (72 часа, 144 часа, 216 часов), образовательная программа профессиональной переподготовки социальных педагогов (501 час). В основу проектирования программ положен модульный подход.

5. Результаты апробации разработанной дидактической модели дополнительного образования социальных педагогов показали ее достаточную эффективность на личностном и деятельностном уровне — с одной стороны она обеспечивает профессиональную готовность социальных педагогов к работе с детьми группы риска, с другой — повышает эффективность деятельности социально-педагогических учреждений, работающих с данной категорией детей.

Заключение

.

Выполненное диссертационное исследование, посвященное рассмотрению проблемы дополнительного образования социальных педагогов, выполнено на двух уровнях познания: теоретическом и прикладном и носит теоретико-экспериментальный характер.

1. Анализ научно-практических работ по проблеме дополнительного образования социальных педагогов позволили выяснить важность и недостаточность теоретических и методических аспектов проблемы, позволяющих совершенствовать этот вид образования, что является актуальной проблемой для системы повышения квалификации и переподготовки работающих специалистов.

В диссертации уточнено понятие «дополнительное образование социальных педагогов», которое представляют процесс и результат освоения социальными педагогами дополнительных профессиональных знаний и умений, необходимых им для повышения квалификации и переподготовки. Обеспечивающих профессиональный рост и самореализацию личности в профессиональной деятельности специалиста.

На основе выделенных принципов (общеметодологических — гуманизма, связи теории с практикойсистемных — целостности, преемственности, непрерывностиспецифических — вариативности, социальной обусловленности, единства профессионального и личностного развития), функций (прогностической, организационной, экспертной) — подходов (системный, личностно-деятельностный, индивидуально-творческий) разработана концепция дополнительного образования социальных педагогов.

4. Реализация концептуальных подходов в практике работы учреждения дополнительного образования осуществлена посредством разработки и апробации дидактической модели дополнительного образования социальных педагогов в РИПК. Она включает структурный, содержательный и организационный компоненты и ориентирована на обучение слушателей работе с детьми группы риска.

2. На основании анализа социальных проблем детей группы риска как социального явления, реальной практики помощи и поддержки данной категории детей в деятельности традиционных и инновационных социально-педагогических учреждений разработано содержание дополнительных образовательных программ (повышения квалификации и профессиональной переподготовки). Выделены эффективные формы и методы обучения социальных педагогов работе с детьми группы риска.

3. Результаты формирующего эксперимента подтвердили выдвинутые в гипотезе положения и показали эффективность разработанных педагогических условий дополнительного образования социальных педагогов.

4. Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ проблемы. Дальнейшая ее разработка может идти в таких направлениях как новые технологии обучения в системе дополнительного образования социальных педагогов, интеграция и дифференциация психолого-педагогического образования в подготовке социальных педагогов и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1990. — 140 с.
  2. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М: Политиздат, 1985. — 236 с.
  3. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психологической деятельности. — М.: Наука, 1973. — 243 с.
  4. Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. — М., 2001.-189 с.
  5. Актуальные проблемы современного детства М., 1992. — 70 с.
  6. М.А. Воспитательная работа с подростками. — М., 1979. —44 с.
  7. М.А. Психолого-педагогические проблемы предупреждения правонарушений подростков // Психологические проблемы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних: Сб. научн. тр. — Аолронеж, 1982. — С. 94−102.
  8. .Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1996. — 150 с.
  9. .Н. Психолого-педагогические основания реабилитации социально дезадаптированных подростков: Дис. в виде науч. докл.. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1997. — 43 с.
  10. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1996.-496 с.
  11. .Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.-334 с.
  12. Л.Н. Профилактика пьянства и наркомания среди молодежи. М., 1985.
  13. А.Н. Преемственность и возникновение нового знания в науке. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 172 с.
  14. Ю.М., Самичев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности. -М., 1983.-231 с.
  15. П. Задачи борьбы с детской беспризорностью и детдом. // Народное просвещение. 1929. — № 1.- С. 78−89.
  16. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.-376 с.
  17. В.М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. М., 1995.
  18. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. —368 с.
  19. В.Г. Общество: системность, познание, управление. — М.: Политиздат, 1981. —432 с.
  20. В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. — Киев, 1986.-130 с.
  21. В.Н. Подготовка учителей начальных классов к работе с педагогически запущенными детьми: Дис.. канд.- пед. наук. — М., 1996. — 210 с.
  22. В.К. Реформа образования в Российской Федерации. 1990−1994.-М., 1995.-137 с.
  23. С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциально и коррекционно-реабилитационной работы. М., 1995. — № 1.-С. 3−17.
  24. С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. — М., 1989. 45 с.
  25. С.А. Основы превентивной психологии. М., 1994. — 221с.
  26. A.C. Внимание, ребенок: Причина, диагностика, предупреждение отклонения в поведении школьников. Свердловск, 1981. -126 с.
  27. A.C. Отклонения в поведении школьников. — Свердловск, 1973.-215 с.
  28. Л.И. Основы теории и методики воспитательной работы с трудными подростками: Учебн. пособие. Киров, 1994. — 82 с.
  29. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. — М., 1996.-317 с.
  30. Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1993. — 126 с.
  31. Л.А. Социокультурные основания педагогической деятельности: Автореф. дис.. д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1994. — 45 с.
  32. Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. — Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. пед. ун-та, 1993. — 128 с.
  33. М.А. Содержание социально-педагогической деятельности в реабилитации семьи ребенка-инвалида: Дис.. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1997. 138 с.
  34. М.А., Кузнецов И. Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. Екатеринбург, 2001.-120 с.
  35. В.В. Сиротские детские учреждения России. — М., 1993. —21 с.
  36. В.Л. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры: Дис.. докт. пед. наук. Екатеринбург, 1996.-274 с.
  37. H.A. О назначении человека. — М.: Республика, 1993. 383с.
  38. Э.Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986. 424 с.
  39. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во ИРПО МО РФ, 1995. — 336 с.
  40. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  41. Бестужев-Л ада И. В. Перспективные социальные проблемы народного образования // Образование в современном мире. М.: Педагогика, 1986. — С. 180−201.
  42. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: Возможные пути реализации целей общества, «опыт систематизации». — М.: Наука, 1987.-214 с
  43. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1993. — 270 с.
  44. М. Дети улицы / Предисл. А.Луначарского. — М.- Л.: Госиздат, 1927. 80 с.
  45. Н.И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории. М.: Педагогика., 1979. — 224 с.
  46. Е.В. • Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. — 1995. — № 4. — С. 29−35.
  47. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Дис. д-ра пед. наук. -М., 1991.
  48. В.Г., Филонов Г. Н. Задачи и перспективы развития социальной педагогики в современных условиях //Обучение социальной работе в России: Программы и технологии. Ч. 2 — Педагогика социальной работы. — С.4−13.
  49. Л.П. Социальная среда и сознание личности. — М.: Изд-во Москов. гос. ун-та, 1968. — 263 с.
  50. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра -М.: Просвещение, 1988. — 120 с.
  51. А. Детские дома // Современная практика социального воспитания. -М, 1925.-С.98−152.
  52. Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. — М.: Академия, 1999. 440 с.
  53. H.H. Трудный ребенок. Минск: «Народная асвета», 1989.-128 с.
  54. Н.М. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 1986.-168 с.
  55. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании.// Материалы всероссийской конференции. М., 1996, — 74с.
  56. .З. Социальный педагог в системе общественного воспитания //Педагогика. — 1992. № 5−6. — С. 45−49.
  57. Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991.-420 с.
  58. ВВ. Педагогика школы в двух словах: Конспект -пособие. -М., 1997.-146 с.
  59. О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. М., 1989. — С.221−237.
  60. А.Н. Социально-педагогическая профилактика алкоголизма несовершеннолетних: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 2001.-18 с.
  61. М.А. Эволюция понятия «воспитание» // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. — Вып. 1 Екатеринбург, 1995.- С.46−60.
  62. Ю.Н. Теория и практика профессиональной подготовки социальных педагогов: Монография. — Москва, 2001. 151 с.
  63. Ю.Н., Ремезова В. В. Социально-педагогическая деятельность с неблагополучной семьей в центре социальной помощи детям: Учеб. пособие. — Н. Новгород, 2001. 145 с.
  64. Ю.Н., Сорвачева Г. В., Штинова Г. Н. Социальная педагогика: практика. М: Гуманит. издат. центр «Владос», 2001. — 221 с.
  65. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995. — 383 с.
  66. В.П. Педагогическая практика слушательов: новые научные подходы // Педагогика. 1996. -С.63−69.
  67. Городская система учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних: Научно-метод. сборник / Под ред. М. А. Галагузовой. — Екатеринбург, 1995. 99 с.
  68. Д.П. Определение: Логико-методологические проблемы. — М.: Мысль, 1974.-311 с.
  69. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995. — 383 с.
  70. Государство и общественность в борьбе с детской беспризорностью / Под ред. С. С. Тизанова и М. С. Эпштейна. М.- Л.: Госиздат, 1927. — 85 с.
  71. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации» М., 1998 г., 2002 г.
  72. С.И., Демина Л. Д. Психолого-социологические основы социальной педагогики. Барнаул: Изд-во Алтайск. гос. ун-та, 1996. — 159 с.
  73. Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. М., 1995. — 115 с.
  74. В.Н., Селюкова Л. Я. Социализация личности: Социальный педагог, семья и школа. Ставрополь, 1993. — 181 с.
  75. Л.Г. Методология социальной работы //Теория и методология социальной работы -М., 1994, Гл. 11, С. 68−130.
  76. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. -М., 1995.
  77. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В. А. Никитина. М., 1996. — 120 с.
  78. Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. — М., 1991. — 103 с.
  79. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С. А. Беличевой. — M., 1995. -109 с.
  80. Дипломированный социальный педагог: Специфика профессиональной деятельности и система профессиональной подготовки /Под ред. М. А. Галагузовой, М. Н. Костиковой. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. пед. ун-та, 1996. — 61 с.
  81. Т.С. Развитие социальное педагогики в России в 20-е годы XX века: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. — 180 с.
  82. В.Н., Елфимова Н. В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. М., 1993. — 70 с.
  83. К.А. Подготовка будущих учителей к работе с трудными детьми через формирование детского коллектива: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Алма-Ата, 1990. — 22 с.
  84. В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. — М.: Педагогика, 1984. 176 с.
  85. В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования: Кн. для социальных педагогов и социальных работников. М., 1995. — 155 с.
  86. Г. Г. Борьба с алкоголизмом: Проблемы, пути решения. — М., 1986.-131 с.
  87. И.Н. Социальная педагогика в школе / Под ред. Г. К. Селевко. M., 1996. — 71 с.
  88. А.Г. Выбитые из социальной колеи дети // Путь просвещения. — Харьков, 1925. № 7−8. — С.9−40.
  89. Закон Российской Федерации об образовании. М.: Новая школа, 1992.-51 с.
  90. С.И. Как научить учиться: технология самостоятельного учения. M., 1997. — 37 с.
  91. И.А. Педагогическая психология. — М.: Логос. 378 с.
  92. М.З., Смирнов Б. А. Социология воспитания. М., 1996.112 с.
  93. К. Педагогическая диагностика / Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1991. 240 с.
  94. H.H. Детская среда как фактор воспитания // Нар. учитель.-М., 1924. -№ 4.- С. 51−54.
  95. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник / М. А. Галагузова, A.M. Лушников, Т. С. Дорохова. — М.: Гуман. издат. центр «Владос», 2000. 541 с.
  96. Д.Н. Обучение и игра: Введение в активные методы обучения. М.: Изд-во «Флинта», 1998. — 192 с.
  97. О. Беспризорные дети. Практика работы опытной станции. Л.: Госиздат, 1926. — 73 с.
  98. А.Д. Десять лет работы по борьбе с детской беспризорностью. М.- Л.: Моск. рабочий, 1928. — 109 с.
  99. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание . Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. -М.: Новая шк., 1996. — 155 с.
  100. H.A. Социализация и воспитание личности в Монтессори-образовании: Автореф. дис.. докт. пед. наук. — Оренбург, 2000 -48 с.
  101. Г. А. Педагогическая диагностика отклоняющегося поведения школьников: Метод, реком. Екатеринбург, 1997. — 32 с.
  102. П.И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Организационно-управленческий аспект. — М.: Педагогика, 1984. -128 с.
  103. В.П. Педагогическая коррекция. — М.: Просвещение, 1992. —
  104. В.П., Мурашов Г. В. Исключительные дети. Дети нервные, трудные и отсталые, их изучение и воспитание. — М., 1926. — 124 с.
  105. Ю.А. Социальные нормы и отклонения. — М.: Изд-во «Вита-пресс», 1997. 142 с.
  106. И.Ф. Педагогический опыт A.C. Макаренко: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1987. — 159 с.
  107. В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988. — 345 с.
  108. H.A. Трудновоспитуемые дети. — М., 1930. С. 103 с.
  109. Ф.Ф. Системный подход и возможность его применения в педагогических исследованиях. — Сов. педагогика, 1970. № 9. — С. 112−123.
  110. Э.Г. Индивидуальная работа с трудными подростками. -М., 1971.-44 с.
  111. А.И. Перевоспитание подростка. М.: Педагогика, 1972. -119 с.
  112. А.И., Верцинская H.H. Работа с трудными детьми. — М.: Просвещение, 1986. 160 с.
  113. В.П. -Организация самовоспитания трудных школьников-подростков: Дис. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1981. — 204 с.
  114. П. Культурная революция и первоочередная задача социального воспитания (Педагог, профилактика преступности в СССР). // Народное просвещение. — 1928. № 8−9. — С. 23−33.
  115. Н.К. Вопросы беспризорности. Речь т. Крупской на конференции по борьбе с детской беспризорностью 16 марта 1924 г. / /На путях к новой школе. 1924. — № 4−5. — С. 183−186.
  116. А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1996.- 222 с.
  117. Кон И. С. Развитие личности ребенка. — М.: Педагогика, 1987. —
  118. Конвенция ООН о правах ребенка / ООН. Нью-Йорк, 1991.-62
  119. Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника: Дис. д-ра пед.наук. Л., 1970. 57 с.
  120. Конституция (Основной закон) Российской Федерации. — М.: Юрид. лит., 1992.-63 с.
  121. А.В. Сущностный подход в педагогическом исследовании // Педагогика. — 1998. № 2. — С. 22−28.
  122. Н.Л. О природе закономерностей педагогической деятельности // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 58−61.ф 121. Краевский В. В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем онанужна? Как она делается? Волгоград, 1996. — 85 с.
  123. В.В., Полонский В. М. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценок его результатов. — Самара, 1992. С. 17−25.
  124. Л.В. Управление самостоятельной деятельностью слушательов // Специалист. 1996. — № 5. — С. 15−20.
  125. Н.В. Методы системного педагогического исследования. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. — 172 с.- 125. Куфаев В. И. Педагогические меры борьбы с правонарушенияминесовершеннолетних. М., 1927. — 167 с.
  126. Т.Н. Социология воспитания: Учеб. пособие. — М.: Изд-во Москов. гос. ун-та, 1989. 142 с.
  127. Н. Причины школьной дезадаптации старшеклассников // Совр. школа (дайджест образовательной прессы). — 2000. № 4−6. — С. 99−103
  128. Е.В. Подростковая делинквентность в России: пути преодоления // Детская практич. психология. 1995. — № 7. — С. 74−77.
  129. В.Л. Нестандартный ребенок. — 2-е изд., доп. Переаб. — М.: Знание, 1988.-250 с.
  130. И.Я. процесс обучения и его закономерности. — М.: Знание, 1980.-96 с.
  131. Е. Социальные корни беспризорности. М.: Работник просвещения, 1925.-206 с.
  132. P.A. Социализация личности ребенка в деятельности детских общественных объединений. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2000−167 с.
  133. П.И. О подготовке работников по социально-правовой охране детства // Народное просвещение. № 12. 1928. — С. 107−115
  134. A.C. Методика организации воспитательного процесса //Лед. соч.: В 7 т. Т. 5. -М.: Педагогика, 1984.- С. 9−102.
  135. A.C. Цель воспитания //Пед. соч. В 7 т. Т. 4. — М.: Педагогика, 1984.-С.241−245
  136. А.И. Педагогическая практика: Методические рекомендации по организации и прохождению практики. М., 1997. — 37 с.
  137. Л.В. Введение в социальную педагогику. М.: Изд-во Москов. гос. социального ун-та «Союз», 1996. — 102 с.
  138. М.И. Беспризорные. Социология. Быт. Практика работы. — М.: Изд-во «Новая Москва», 1925. — 454 с.
  139. В.Ш. Теоретические аспекты подготовки социального педагога в системе среднего профессионального образования. — Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 1995. — 93 с.
  140. В.Ш. Формирование профессиональной готовности слушательов средних профессиональных учебных заведений к деятельности социального педагога: Дис. д-ра пед. наук. — Казань, 1996. — 320 с.
  141. Методы и педагогические приемы воспитательной работы с трудными подростками: Сб. научн. тр. — Киров, 1978. — 119 с.
  142. В.Я. Педагогические условия социальной защиты детей: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1996. — 169 с.
  143. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. Д.: Изд-во Ленин, ун-та, 1980. — 172 с.
  144. Моделирование педагогических ситуаций / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, Я. И. Петров и др. М.: Просвещение, 1981. — 286 с.
  145. Моделирование воспитательных систем: Теория практике. / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. -М., 1995. — 143 с.
  146. Т.Д. Подростковые трудности: условия преодоления: Учеб.-метод. пособие Ростов-на-Дону, 1999. — 56 с.
  147. Т.Д. Теория и практика предупреждения и преодоления дезадаптации подростков: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — Ростов-на-Дону, 1998. 44 с.
  148. Н.Л. Учебно-методическое обеспечение дополнительного педагогического образования: Дис. канд. пед. наук. — М., 1995.-158 с.
  149. A.B. Социальная педагогика. М.: Изд-во «Академия», 1999.- 184 с.
  150. В.Л. Социально-педагогическая реабилитация подростков в условиях крупного промышленного города: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1995 -18 с.
  151. Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984.- 156 с.
  152. П. Социальная педагогика: теория воспитания воли на основе общности / Пер. с нем. А. А. Громбаха. М.- СПб, 1911. — 360 с.
  153. Национальная доктрина образования в РФ // Вестник образования. -2001.-№ 2.-С. 2−18.
  154. И.А. Предупреждение и преодоление педагогической запущенности: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1982. 170 с.
  155. Л.С., Кракинская O.K., Косабуцкая С. А. Социальный педагог: Введение в должность. Спб., 2000,289с.
  156. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. — 254 с.
  157. Р.В. Справочная книга социального педагога: ООО «ТЦ Сфера».-2001.-479 с.
  158. Р.В. Профилактика педагогической запущенности подростков // Педагогика. 1992. — № 5−6. — С. 22−26.
  159. С.И. Словарь русского языка. М., 1970. -899 с.
  160. Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства: Моногр. М., 1998. — 202 с.
  161. Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства: теория и практика: Дис. д-ра пед. наук. -М., 1999.-280 с.
  162. Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной поддержке и помощи: Метод, реком. специалистам. М., 2002. -84 с.
  163. Организация работы с приемной семьей: Метод, рекоменд. / И. Ф. Дементьева, И. Г. Жирицкая, Г. Н. Зюзина, Л. Я. Олиференко. Екатеринбург, 1997.-42 с.
  164. Острые углы воспитания /Сост. и научн. ред. А. Е. Тарас. // Сб. ст. -Минск, 1990.- 148 с.
  165. К. Социальная работа и социальная педагогика в Германии // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М. А. Галагузова. — Вып. 3. Екатеринбург, 1998. — С.211−218.
  166. Педагогика: Учеб. пособие для слушательов пед. ин-тов. / Под ред. Ю. К. Бабанского и др. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  167. Педагогика: Учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Изд-во «Школа-Пресс», 1998. — 512 с.
  168. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996.-602 с.
  169. Педагогические основы социально-правовой защиты детства. — Екатеринбург, 1996. -37 с.
  170. A.M. Теоретические основы профилактики девиантного полведения несовершеннолетних: Монография. — Хабаровск, 2000. 119 с.
  171. В.А. Педагогические основы индивидуальной работы шефов с трудновоспитуемыми подростками. Дис. канд. пед. наук. — М., 1976.-230 с.
  172. Т.Б. Дидактические условия организации самостоятельной работы учащихся средних профессиональных учебных заведений (на примере социальной педагогики". — Оренбург, 2000 153 с.
  173. Н.М. Основы социальной педагогики. СПб., 1997. — 117
  174. И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для вузов. — В 2-х ч. М.: Гуманит. издат. центр «Владос», 1999.- 340 с.
  175. О.П. Анализ готовности социального педагога — выпускника вуза к деятельности по профилактике наркомании среди несовершеннолетних //Мат. 5-х научно-педагогических чтений факультета социальной педагогики. — М., 2002.- С.74−77.
  176. В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М.: Изд-во «Новая школа», 1995. — 235 с.
  177. В.А. Социальные отклонения учащейся молодежи и педагогические проблемы их предупреждения: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1991.-32 с.
  178. Г. М. Социально-педагогические условия формирования направленности личности несовершеннолетнего с отклоняющимся поведением: Автореф. дис. д-ра пед наук. М., 1992. — 32 с.
  179. Предмет и функции социальной педагогики. / Под общ. ред. Г. Н. Филонова. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та. — 1998. — 129 с.
  180. Профессиональная подготовка специалистов по социальной работе для пенитенциарных учреждений. / Ветошкин С. А., Галагузова Ю. Н., Жарков И. Д., Тищенко Е.Я.- Екатеринбург, 2000. — 94 с.
  181. Е.Ю. Психологические основы развития профессионального самосознания профконсультантов. Брянск, 2001. — 280 с.
  182. Психологическая служба школы. -М., 1995. -220 с.
  183. Психологические проблемы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних: Сб. научн. тр. — Воронеж, 1982. 166 с.
  184. Развитие дополнительного педагогического образования в России: проблемы и перспективы: Матер, юбилейной научно-практ. конф. — М., 1998.-280 с.
  185. С.А. Социальная педагогика — развивающая область образования. Учебное пособие. Псков, 1998 — 143с.
  186. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М., 1995. — 269 с.
  187. Русско-английский словарь терминов профессионального образования. М., 1998.
  188. В.Н. Подготовка слушательов педагогических институтов к работе с педагогически запущенными детьми: Дис. канд. пед. наук. Киев, 1974. — 231 с.
  189. М.С. Организация профориентационной и профконсультационной работы. М., 1998.
  190. В.Н. Основания общей теории систем: Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974. — 279 с.
  191. Т.Я., Цымбал Е. И., Олиференко Л. Я. и до. Жестокое обращение с детьми. М., 1993. -39 с.
  192. Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере дополнительного профессионального образования. М., 1996. — 289 с.
  193. И.Ф. Социальное воспитание в Америке: (Отчет о годич. командировке .). -М.- Л.: Госиздат, 1930. — 182 с.
  194. В.Д. Социальная педагогика: История и современность. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1995. 128 с.
  195. В.Г. Преодоление отклонений в поведении младших школьников в процессе воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1975.-20 с.
  196. H.H. Теоретические основы дополнительного филологического образования в педагогическом вузе: Дис.. .д-ра пед. наук. -М., 1999.-331 с.
  197. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1986. — 150 с.
  198. A.B. Дополнительное образование как социально-педагогическая проблема: Дис. канд.. пед. наук. — Ростов-на Дону. — 1996. -186 с.
  199. Сорока-Росинский В. Н. Детский дом. От принудительности к добровольчеству // Сорока-Росинский В.Н. пед. соч. — М., 1991. — С. 136−138.
  200. Социальная педагогика: Курс лекций. / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Штинова и др. — М.: Гуман. издат. центр «Владос», 2000. — 415 с.
  201. Социальная педагогика: Учебное пос. для вузов / Под ред. В. А. Никитина. М.: Гуманит. издат. центр «Владос», 2000. — 269 с.
  202. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. — Вып. 1. -М., 1991.-219с.
  203. Социальная педагогика: теория и практика: Материалы конф. — М.: Союз, 2000. 245 с.
  204. Социальная работа и молодежь группы риска: Российские эксперты в Нидерландах Под ред. Й. Л. Хазекапа, М., 1994. — 37 с.
  205. Социальная реабилитация безнадзорных детей и несовершеннолетних с девиантным поведением: Учебно-метод. пособие. — М.: Изд-во Москов. гос. социального ун-та «Союз», 1999. —11 с.
  206. Социальный педагог: Документы, программно-методические материалы для пед. учеб. заведений: В 2 ч. — М., 1991.
  207. Социальный педагог: Квалификационные характеристики и учебные планы подготовки специалиста. / Под ред. М. А. Галагузовой, Д. М. Комского. — Екатеринбург: Изд-во Урал, гос.пед. ун-та, 1994. — 38 с.
  208. В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пос. для учит, и родителей. М., 1997. — 320 с.
  209. М.П. Живое наследие A.C. Макаренко // Педагогика. -2000. № 3. — С. 53−58.
  210. М.П., Силенков В. И. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема // Педагогика. — 1999. № 7.-С. 73−80.
  211. Л.Л. Теория и практика профессионально-педагогической подготовки социальных педагогов в колледже: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тольятти, 1998. — 20 с.
  212. В.А. О воспитании. — М., 1982. — 270 с.
  213. Ю.В. Микросреда и личность. М.: Мысль, 1974. — 192 с.
  214. Трудный подросток / Под ред. Г. А. Уманова. — Алма-Ата, 1990. — 96 с.
  215. А.И. Логические основы метода моделирования. — М.: Мысль, 1978.-272 с.
  216. А. И. Системный подход и общая теория систем. — М.: Мысль, 1978.-271 с.
  217. Учитель социальный педагог — социальный работник и их практическая деятельность: Сб. науч. ст. — Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. ун-та, 1997.- 113 с.
  218. К.Д. О народности в общественном воспитании // Пед. соч. Т.1. — М.: Педагогика, 1986. — С. 194−256.
  219. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996. — 64 с.
  220. А.И. Опыт изучения среды как фактор развития и воспитания ребенка // Педология. 1925. — № 1−2 (3−4). — С. 61−69.
  221. Д.И. Психология становления личности. — М., 1994. — 192с.
  222. Философский словарь. / Под ред. И. Г. Фролова. М.: Политиздат, 1991.-560 с.
  223. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1983.-340 с.
  224. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1981. 176 с.
  225. М.Н. О подготовке слушательов к работе с «трудными» детьми // Подготовка слушательов к воспитательной работе в школе. — Минск. 1973. — С. 214−225.
  226. А.Б. Учреждение дополнительного образования детей: Инновационная социально-педагогическая модель: Учебно-метод. пособие: В 2 кн. М., 1996.
  227. JI.M. Педагогический опыт глазами психолога. — М., 1987.-223 с.
  228. JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  229. А.Д. Практика как способ приобщения слушательов к педагогическому творчеству: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — 18 с.
  230. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска»: Учеб. пособие для педагогов классов коррекционно-развивающего обучения / Сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. М., 1996. — 224 с.
  231. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. -М., 1996.
  232. Ю.К. Мотивационное обеспечение учебного процесса как условие повышения качества фундаментальной подготовки специалиста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1989. — 18 с.
  233. М.Ф. Специализации в профессиональной подготовке социальных педагогов в вузе: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1996. -121 с.
  234. В.Д. Философия образования и образовательная политика. М.: Изд-во «Логос», 1993. — 181 с.
  235. С.Т. Школа для детей или дети для школы // Шацкий С. Т. Избр. пед. соч. Т. 2. -М., 1980. — С.40−54.
  236. H.H. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1999.-512 с.
  237. П.А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога. / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия. — 2001. — 206 с.
  238. Школьная политика государства и воспитание подрастающего поколения // Педагогика. — 1999. № 3. — С. 3−37
  239. Г. Н. Структура и функции понятийно-терминологической системы педагогики и образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1996. -18 с.
  240. В.А. Роль модели в познании. JL: Изд-во Ленин, гос. унта, 1963.-128 с.
  241. В.Н. Воспитание, среда и школа // На путях к новой школе. 1928. -№ 7−8. — С.91−95.
  242. В.Н. Основные вопросы социального воспитания. — М., 1924.-173 с.
  243. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. — М., 1998. -249 с.
  244. Н.Е. Программа воспитания школьника. М., 1998. -45с.
  245. М. Очередные вопросы социального воспитания. — М., 1926.-148 с.
  246. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. — М.: Наука, 1978.- 176 с.
  247. Ю.П. К вопросу подготовки слушательов педвуза к воспитательной работе с трудными подростками в общеобразовательной школе // Система воспитательной работы в педвузе и формирование личности учителя. Магнитогорск, 1980. — 73 с.
  248. Л.Б. Структура и динамика познавательных интересов слушательо вуза в зависимости от их представлений о целях обучения: Дис.. канд. псих. наук.-Л., 1988.— 178 с.
  249. В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара, 1995. — 328 с.
  250. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. — 96 с.
  251. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. — М.: Просвещение, 1969. -317 с.
  252. N. и. а. Sozialpadagogische Arbeitsfelder. Diesterweg- Frankfurt/M., 1980.
  253. Collins John and Mary. Social skills training and the professional helpen / England., 1992в1 262. Forschungbericht, 1988 bis 1990. Padagogische Hochschule. Heidelberg Keplerst. 87. D-6900. Heidelberg.
  254. H. GoUinger / J. Meier J. Thierfelden (Hrsg). Dem Frieden nachjagen Deuschen Studien veriac. Weinheim, 1991.
  255. Douglas T. Group work practice. London/? 1991
  256. Midgely J., Khinduka S., Hokehstad M. International Profiles of Social Work. American Social Workers Association. Washington, 1992.
Заполнить форму текущей работой