Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обучение живописи на пленэре как процесс развития художественно-творческой индивидуальности студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Одной из основных задач современного художественного образования является необходимость выработать такие методы обучения, которые будут способствовать более эффективному раскрытию творческого потенциала будущих художников, развитию их качеств индивидуальности. Данная проблема всегда была значимой в практике художественного воспитания и в настоящее время она по-прежнему… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ ПЛЕНЭРНОЙ ЖИВОПИСИ
    • 1. 1. Опыт мастеров русского искусства конца XIX — начала XX вв. в обучении пейзажной живописи
    • 1. 2. Роль краеведческих основ пленэра в развитии художественного творчества студентов
    • 1. 3. Теоретико-методические принципы импрессионизма и их проявление в пленэрной живописи
  • Краткие
  • выводы по первой главе
  • Глава II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ХУДОЖНИКОВ НА ПЛЕНЭРЕ
    • 2. 1. Творческая индивидуальность студента-художника в аспекте психологии личности, педагогики искусства и теории композиции
    • 2. 2. Знание художественных средств достижения гармонии в композиции как существенный фактор развития и воспитания творческой индивидуальности студента
  • Краткие
  • выводы по второй главе
  • Глава III. РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ЖИВОПИСИ НА ПЛЕНЭРЕ
    • 3. 1. Исследование учебных заданий по живописи в целях совершенствования процесса обучения студентов на плепэре
    • 3. 2. Композиционно-художественный анализ этюдов, выполняемых на отдельных этапах работы на пленэре
    • 3. 3. Анализ динамики творческого развития студентов при обучении живописи на пленэре
  • Краткие
  • выводы по третьей главе

Обучение живописи на пленэре как процесс развития художественно-творческой индивидуальности студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертация посвящена комплексному исследованию процесса развития творческой индивидуальности студентов-художников при обучении на пленэре с позиций психологии личности, педагогики искусства, теории композиции.

Актуальность исследования. Одной из основных задач современного художественного образования является необходимость выработать такие методы обучения, которые будут способствовать более эффективному раскрытию творческого потенциала будущих художников, развитию их качеств индивидуальности. Данная проблема всегда была значимой в практике художественного воспитания и в настоящее время она по-прежнему находится в поле зрения художников-педагогов. Принципы обучения пейзажной живописи, применявшиеся мастерами прошлого, а также теоретические разработки ученых в области цветоведения, психологии и педагогики искусства становятся важной составляющей в совершенствовании методов обучения студентов на пленэре в современных условиях. Навыки и знания, приобретенные в процессе выполнения учебных заданий на открытом воздухе, формируют профессиональное мастерство и улучшают качество обучения живописи в мастерской. Эта взаимообусловленность живописи особенно остро ставит проблему исследования методов обучения и развития творческой индивидуальности, прежде всего на пленэре, когда «главным учителем» выступает природа. На открытом воздухе обогащается цветовое восприятие предметного мира в окружении световоздушной среды, а взаимосвязь пейзажного мотива с архитектурой и пространством формирует понимание студентами вопросов соразмерности и соподчиненности в композиции, воспитывает чувство меры и художественный вкус. Совершенствование живописного мастерства в природной, ландшафтно-архитектурной среде способствует формированию у студентов потребности к самостоятельной творческой работе, главным образом, вне предусмотренных программой учебных часов, что является необходимым условием для развития индивидуальности и профессионального мастерства художника.

Вопросы воспитания творческой личности нашли отражение в эстети-ко-философских, психологических и искусствоведческих работах, но феномен развития творческой индивидуальности художника-живописца на пленэре и механизмы его совершенствования еще недостаточно изучены с позиций педагогики изобразительного искусства.

Состояние и степень изученности проблемы.

При разработке данной проблемы в диссертации применялись теоретико-методические положения, развитые в трудах выдающихся художников, исследованиях отечественных и зарубежных психологов и философов, соотносящиеся с темой диссертации. Мастера русского искусства А. М. Васнецов, К. А. Коровин, Н. П. Крымов, А. И. Куинджи, И. И. Левитан, А. А. Рылов, А. К. Саврасов, П. П. Чистяков, К. Ф. Юон и др., в педагогической деятельности всегда уделяли значительное внимание развитию художественно-творческой индивидуальности учеников на пленэре.

Изучению вопросов индивидуальности личности посвящены труды отечественных и зарубежных психологов, эстетиков, педагогов: Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Е. Я. Басин, Р. У. Богданова, Л. С. Выготский, В. Л. Дранков, Д. И. Кирнос, Д. А. Леонтьев, А. Г. Маслоу, А.А.Мелик-Пашаев, В. С. Мерлин, Г. Оллпорт, В. А. Петровский, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, П. М. Якобсон.

В последние годы вопросы формирования творческой индивидуальности художников в различных видах искусства рассматривались в ряде диссертационных исследований (М.И.Богачева, 1972; А. В. Конева, 1996). Отдельные аспекты обучения живописи в условиях пленэра так же исследовались в следующих диссертационных работах (А.А.Васильев, 1983; Е. В. Воронина, 2004 г.- М. Н. Макарова, 2004).

Вопросы живописи на пленэре изучались во многих учебных пособиях: М. Д. Базанова, Г. В. Беда, В. В. Визер, В. А. Леднев, Н. Я. Маслов, С. П. Ломов,.

А.А.Янковский, А. П. Яшухин. Однако проблема развития и воспитания творческой индивидуальности художников-живописцев в процессе обучения живописи на пленэре в комплексе таких наук как психология личности, педагогика искусства и теория композиции, в трудах указанных авторов не разрабатывалась. Учитывая, что данная проблема комплексно не изучалась, настоящее исследование посвящено разработке заявленной темы.

Объект исследования — пленэрная практика по живописи.

Предмет исследования — особенности развития и воспитания художественно-творческой индивидуальности студентов в обучении живописи на пленэре.

Цель исследования: изучение теоретико-методических вопросов пленэрной практики, способствующих раскрытию художественно-творческой индивидуальности студентов.

Задачи исследования:

— проанализировать методы обучения пейзажной живописи мастеров русского искусства конца XIX — начала XX века с позиций их использования в современных условиях;

— обосновать необходимость и эффективность включения в учебный процесс сведений о конкретно-исторических памятниках ландшафтной архитектуры в целях развития художественного творчества студентов;

— соотнести теорию о цвете пленэрной живописи французского импрессионизма с колористическими задачами обучения живописи в природных условиях и научными положениями курса «Цветоведение»;

— ввести знания о композиционно-художественных закономерностях достижения гармонии в методику обучения живописи на пленэре;

— выявить особенности личностно-ориентированной методики, основные положения которой способствуют решению проблем повышения качества обучения студентов в условиях пленэрной практики;

— провести педагогический эксперимент по оценке эффективности применения индивидуального и коллективного подходов в обучении на пленэре;

— проследить динамику формирования практических навыков и умений студентов в лонгитюдном исследовании как в течение четырехлетнего периода обучения пленэрной живописи, так и на отдельных его этапах в целях выявления закономерностей развития креативности и обоснования методики раскрытия творческого потенциала.

Теоретико-методологическая основа исследования. В диссертации использованы следующие методы:

— сравнительно-исторический, способствующий выделению традиционных и инновационных путей обучения живописи на пленэре, сохранению и развитию преемственности накопленного опыта, традиций и научных достижений прошлого;

— герменевтический, открывающий возможность глубже осмыслить многообразие внутренних и внешних факторов развития творческого потенциала студентов;

— целостно-дифференцированный, позволяющий соединять индивидуальный и коллективный подходы в обучении студентов пленэрной живописи.

— личностно-ориентированный, который позволил развивать творческую индивидуальность каждого из студентов, находящегося в составе коллектива — учебной группы;

— педагогического эксперимента, в котором ставилась задача изучения творческого потенциала студентов в конкретных условиях работы на пленэре.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— диссертация является первым исследованием на заявленную тему;

— впервые предложена модель качественной оценки уровня развития творческой индивидуальности студента в процессе обучения, представляющая собой единство трех взаимодополняющих сторон: природной одаренностиобученности живописитворческой активности- 7.

— впервые экспериментально обоснована статистическим методом опроса студентов специфика обучения живописи на пленэре: коллективного, личностно-ориентированного и по индивидуальной программе;

— впервые предложен метод корреляции учебных заданий по живописи на пленэре с другими специальными дисциплинами (цветоведение, композиция, рисунок, история искусства, художественное краеведение), позволяющий проследить и определить в лонгитюдном исследовании эффективность взаимодействия этих дисциплин в целях развития креативности студентов.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— комплексное изучение проблемы взаимодействия психологии личности, педагогики искусства и теории композиции позволяет использовать апробированные в исследовании пути воспитания творческой индивидуальности студентов на пленэре и для других дисциплин учебного процесса (цветоведение, история искусства, мировая художественная культура и др.);

— метод, выявляющий профессиональные качества обучения живописи на пленэре в продолжение четырех курсов и на отдельных этапах учебной деятельности позволяет получать объективные результаты динамики развития творческой индивидуальности студентов, что может быть использовано и при оценке качества обучения по другим художественным дисциплинам;

— триединый подход к исследованию креативности студентов по взаимодополняющим показателям: природная одаренность, обученность живописи и творческая активность может быть применен и при теоретическом обосновании методов подготовки абитуриентов к художественно-творческой деятельности в различных высших художественных заведениях.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что изученный и сформированный комплекс знаний о композиции и цветовой гармонии является для студентов теоретико-практическим багажом первостепенной значимости, который способствует лучшему проявлению их художественно-творческой индивидуальностиматериал исследования может быть использован в лекциях, семинарах и орга8 низуемых учебно-методических выставках в целях повышения качества обучения живописи.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материалы диссертации могут найти применение при создании учебных теоретико-методических пособий по композиции в живописикоррекции учебных программ и практических заданий по живописи на пленэреанализе динамики развития и воспитания индивидуальных творческих качеств студентов в практической деятельности на протяжении четырех лет обучения живописи и на отдельных его этапах, и использовании результатов анализа в оценке последующего творчества.

Положения, выносимые на защиту:

— модель оценки художественно-творческого развития индивидуальности студента в процессе обучения, представляющая собой единство трех взаимодополняющих сторон: природной одаренностиобученности живописитворческой активности;

— метод адаптации личностно-ориентированного подхода, представляющий собой индивидуальное обучение студентов в учебной группе;

— метод согласования учебных заданий по живописи на пленэре с другими учебными заданиями специальных дисциплин в их комплексе, в целях совершенствования процесса развития художественно-творческой индивидуальности студентов.

Достоверность научных результатов и основных выводов подтверждается:

— научной значимостью собранного теоретико-методического материала, его анализом, проведенным в соответствии с выбранными методами исследования;

— опорой на фундаментальные работы в области педагогики искусства, психологии художественного восприятия, философско-эстетические и искусствоведческие труды;

— итогами экспериментов в лонгитюдном исследовании качества подготовки студентов по живописи в коллективном и индивидуально-практическом обучении на пленэре;

— результатами апробации основных положений диссертации в художественно-практической и учебно-педагогической работе на факультете изобразительного искусства.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы изложены в докладах и сообщениях на международных и российских научно-практических конференциях: VI и VII Региональные научно-практические педагогические конференции: «Воспитание: вчера, сегодня, завтра.» (СПб., 2003) и «Компетентностный подход в образовании» (СПб., 2004) — VI, VII, VIII Российско-американских научно-практических конференциях: «Актуальные вопросы современного университетского образования» (СПб., 2003, 2004, 2005).

По теме диссертации опубликовано (2002 — 2005 гг.) одиннадцать статей общим объемом 3,95 п.л. Ход работы над диссертацией и ее обсуждение периодически проводились на семинарских занятиях аспирантов и соискателей, а также на заседаниях кафедры рисунка РГПУ им. А. И. Герцена.

Исследование проводилось на базе факультета изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена в период с 2001 по 2005 год.

Структура диссертации. Диссертация представлена в одном томе. Состоит из введения, трех глав, подразделенных на параграфы, и заключения. Содержит 160 страниц основного текста, 3 рисунка, 1 схему, 2 таблицы, 1 диаграмму и библиографический список, включающий 233 наименования. Иллюстративный материал — 25 иллюстраций, представлен в приложении. Примечания к тексту оформлены в виде постраничных сносок.

Выводы.

В главе проанализированы особенности обучения живописи на пленэре. В связи с этим рассмотрены педагогические концепции учебных программ проведения пленэрной практики по живописи в различных художественных заведениях. В исследовании изложены теоретико-методические рекомендации к построению системы учебных заданий по пленэру. Обоснована и экспериментально проверена личностно-ориентированная методика соединения индивидуального и коллективного подходов в обучении с учетом психологической структуры каждого из студентов. Проведено лонгитюдное исследование, позволившее проследить динамику развития практических навыков и умений творческой деятельности студентов в учебном процессе. Осуществлен сравнительный анализ студенческих работ, выполненных на природе, и выявлены основные факторы, определяющие успешность индивидуально-творческой деятельности. Проведен эксперимент с использованием специального «опросника», выявившего различные мнения и взгляды о сущности творческой индивидуальности в искусстве живописи, и позволивший классифицировать виды творческой направленности студентов художников-практиков и учащихся, склонных к искусствоведческой деятельности. Предложен комплекс критериев для оценки художественной подготовленности студентов, позволяющий определить уровень природной одаренности, творческой активности и теоретико-практической обученности живописи, тем самым помогающий педагогу найти основные пути воспитания и развития творческой индивидуальности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации исследовались особенности развития художественно-творческой индивидуальности студентов в процессе обучения пленэрной живописи. Важность воспитания индивидуальных качеств будущих художников осмысливалась, как серьезный вопрос методики образования. Выявлен круг вопросов, обусловивших необходимость комплексного решения заявленной проблемы.

Диссертация состоит из трех глав. В первой главе исследуются вопросы преемственности традиций в развитии и совершенствовании современной школы пленэрной живописи, изучаются основы системы профессионального художественного образования. Рассматривается вклад, который внес в пленэрную живопись импрессионизм. Обсуждается влияние характерных особенностей местности на развитие художественного творчества студентов при работе в исторических местах. Во второй главе исследуются положения о комплексе сторон обучения студентов художественному творчеству, который включает в себя: психологию личности, педагогику искусства и теорию композиции. Особое внимание в исследовании уделяется первостепенным задачам педагога в воспитании у студентов понимания культуры живописи, прежде всего чувства меры. Третья глава посвящена решению экспериментально-педагогических задач при выполнении учебных заданий по живописи на пленэре. Анализируются учебные работы студентов, созданные ими во время учебной пленэрной практики. Описывается проведенный эксперимент, в котором выявлялись особенности индивидуального и коллективного подходов в обучении на плепэре. Выявляется закономерность, присущая изменениям художественно-творческого роста студентов как в течение всего периода обучения пленэрной живописи, так и на отдельных его стадиях. В результате исследования были сделаны следующие выводы:

1) методы обучения пленэрной живописи, полученные в педагогическом опыте отечественных мастеров искусства, должны быть согласованы с особенностями современной высшей школы;

2) показана роль региональных особенностей и культурно-исторического статуса местности, оказывающих непосредственное влияние на становление творческой индивидуальности студентов.

3) изучаемые в курсе цветоведения методы живописи пейзажа, используемые в импрессионизме, необходимо адаптировать к условиям географии и традициям отечественной школы пленэра;

4) предложены новые подходы к укреплению взаимосвязи учебных дисциплин — «Цветоведение» и «Живопись на пленэре»;

5) подтверждена необходимость введения теоретических знаний гармонии в изобразительном искусстве непосредственно в процесс обучения живописи на пленэре;

6) соотнесена с учебной практикой пейзажной живописи методика личност-но-ориентированного обучения;

7) проведено лонгитюдное исследование динамики роста и успеваемости студентов, позволившее определить «узкие места» в обучении живописи на пленэре;

8) предложен комплекс критериев оценки художественной подготовленности студентов, позволивший взаимообусловить природную одаренность, творческую активность и теоретико-практическую обученность живописи, что может найти приложение в решении других задач исследования художественного творчества.

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что обучение живописи на пленэре представляет собой многогранное и сложное явление, заслуживающего пристального внимания со стороны специалистов педагогики и психологии искусства, художников преподавателей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: МОДЭК, 1999. — 224 с.
  2. Г. Ю. Структура личности. СПб.: Ювента- М.: КСП+, 1999.-464 с.
  3. С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974. -125 е., ил.
  4. М.В. Композиция в живописи. M.-JL: Искусство, 1940. -132 с.
  5. Альберты JI.-Б. Десять книг о зодчестве. Кн. VI. В 2-х т. Т. 1. -М.: Изд-во Всес. Акад. Архитектуры. 392 е., ил.
  6. . Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания. JL: Изд-во Jle-нингр. университета, 1968. — 339 с.
  8. Антология мировой философии. В 4-х т. М.: Соцэкгиз, Т. 1.4. 1., 1969.-341 е., ил.
  9. Аристотель. Собр. соч.: В 4-х т. М.: АН СССР, Ин-т философии, Т. 1, 1975.-550 с.
  10. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.-392 с.
  11. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. — 416 с.
  12. В.В. Русский учебный рисунок: Петербургская академическая художественная школа конца XVIII начала XX века. — СПб.: Гиппократ, 2004. — 296 с.
  13. М.Д. Пленэр. Учебная летняя практика в художественном училище. Учебн. Пособие для худож.-промышл. училищ. М.: Изобразительное искусство, 1994. — 159 е., ил.
  14. Е.Я. «Двуликий Янус»: О природе художественного таланта. М.: Магистр, 1996. — 61 с.
  15. Е.Я. «Двуликий Янус»: О природе творческой личности. -М.: Магистр, 1996.-171с.
  16. Е.Я. Психология художественного творчества: Личностный подход. М.: Знание, 1985. — 64 с.
  17. Е.Я. Творческая личность художника. М.: Знание, 1988. -64 с.
  18. А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента к характеру и типологии личности. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 256 с.
  19. Г. В. Живопись: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2109 «Черчение, изобразительное искусство и труд». -М.: Просвещение, 1986. 192 е., ил.
  20. JI.A. Аполлинарий Михайлович Васнецов, 1856−1933. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Искусство, 1983. — 229 е., ил.
  21. М.И. Формирование творческой индивидуальности художника: Автореф. дис. канд. философских наук. М., 1972. — 19 с.
  22. Р.У. Психогимнастика развития творческой индивидуальности. Книга-дневник для студента. СПб.: Изд-во Санкт-петербургского университета, 2000. — 69 с.
  23. Р.У. Развитие творческой индивидуальности субъектов образования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 220 с.
  24. Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. — 320 с.
  25. Большой толковый психологический словарь. В 2-х томах. Пер. с англ. / Ребер Артур. М.: ACT- Вече, 2003. — 592, 560 с.
  26. Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы. СПб.: РХГИ, 2001.-512 с.
  27. О.В. Красота: природа, сущность, формы. 2-е изд. Л.: Художник РСФСР, 1983.-438 с.
  28. Н.Ф. Восприятие искусства: Автореф. дис.докт. философ. Наук. -М., 1993.-40 с.
  29. П.Д. О том, что в памяти. Записки художника. Л.: Художник РСФСР, 1962. — 250 с.
  30. В.В. В мире искусства. Эстетические и художественно-критические эссе. М.: Знание, 2003. — 280 е., ил.
  31. В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. -М.: Советский художник, 1966. 120 с.
  32. А.А. Теоретические и методические обоснования начальной стадии обучения пленэрной живописи при подготовке художника-педагога: Автореф. дис. канд. педагогич. наук. М., 1983. — 16 с.
  33. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др. Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
  34. A.M. Мир Левитана. М.: Тера-Книжный клуб, 2003.- 192 е., ил.
  35. Вестник учителей рисования. Художественно-педагогический журнал. № 1−12. СПб.: Ред. Журнала, с 1 января 1906 года по 1 января 1907 года. — 140 с.
  36. В.В. Система цвета в живописи. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004.- 192 е., ил.
  37. .Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985. — 288 с.
  38. Витрувий. Об архитектуре. Л.: Мысль, 1936. — 456 е., ил.
  39. В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. Т. III: Г 3. — СПб.: Азбука-классика, 2005. — 752 е., ил.
  40. В.Г. Стили в искусстве. Словарь. В 3-х томах. Т. 1. СПб, 1995.-672 с, ил.
  41. Н.Н. Восприятие картины. Изд. 2-е, доп. М.: Просвещение, 1976.-32 е., ил.
  42. Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. -263 е., ил.
  43. Н.Н. Мысли об искусстве. М.: Советский художник, 1973.- 142 с, ил.
  44. Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984. — 320 е., ил.
  45. Е.В. Формирование колористического видения у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра: Автореф. дис. канд. педагогич. наук. М., 2004. — 16 с.
  46. М.А. Переписка. Воспоминания о художнике. JI.: Искусство, 1976.-383 е., ил.
  47. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1967.-91 с.
  48. JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1986, -573 с.
  49. М.В. Проблема преемственности и развития в живописных мастерских МГАХИ им. В. И. Сурикова во второй половине XX века (мастера, проблемы, ученики): Автореф. дис. канд. искусствовед. -М., 2000.-34 с.
  50. А.Г. Морфология искусства. М.: Аграф, 2002. -864 с.
  51. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. -367 с.
  52. Г. Эстетика. В 4-х томах. Т.1. М.: Искусство, 1968. -311 с.
  53. К. Французская живопись XIX века. Будапешт, 1988. -50 е., ил.
  54. .С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) -М.: Совершенство, 1998. 608 с.
  55. Гильдебрапд Адольф. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей. -М.: МПИ, 1991. 137 е., ил.
  56. Ю.М., Гоголицыиа Т. М. Памятники архитектуры Ленинградской области. СПб.: Стройиздат, 1987. — 303 с.
  57. Э.В. Способности и склонности. — М.: Педагогика, 1989. — 197 с.
  58. И.Э. Моя жизнь: Автомонография. Этюды о художниках. М.: Республика, 2001. — 495 е., ил.
  59. P.JI. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. Пер. с англ. Е. Д. Хомской. М.: Прогресс, 1970. — 271 е., ил.
  60. P.JI. Разумный глаз. Пер. с англ. А. И. Кагана. М.: Мир, 1972.-209 с, ил.
  61. С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990.-223 с.
  62. И.Х. Латинско-русский словарь. Около 50 000 слов. -М.: Русский язык, 1976. 1096 с.
  63. Э. Дневник. В 2-х томах. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1960. — 282 е., ил.
  64. Э. Мысли об искусстве, о знаменитых художниках. -М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1960. 282 с.
  65. А. С. Педагогическая система и методы Д.Н.Кардовского в учебной деятельности его учеников и последователей. Автореф. дис. канд. педагогич. наук. -М., 1976, 23 с.
  66. Н.А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества.-М.: Искусство, 1951.-171 с.
  67. B.JI. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта // Художественное творчество. — Л.: Наука, 1983. —С. 123−139.
  68. B.JI. Природа художественного таланта. М-во культуры Рос. Федерации, С-Пб гос. университет культуры и искусств. — СПб: СПбГУКИ, 2001.-323 с.
  69. B.JI. Психология художественного творчества: Учеб. пособие / Ленингр. Гос. ин-т культуры им. Н. К. Крупской. Л.: ЛГИК, 1991.-75 с.
  70. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: ПИТЕР, 2000. — 368 с.
  71. Европейская живопись XIII—XX вв. Энциклопедический словарь. -М.: Искусство, 1999. 528 е., ил.
  72. JI.A. Только учась у природы можно найти себя, свое. // Культурологические исследования'02: Сб. науч. тр. Вып. 3. / Под ред. Г. К. Щедриной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. -С.372−377. (0,36 п.л.).
  73. JI.A. О формировании творческих способностей студентов на пленэре по живописи // Культурологические исследова-ния'03: Сб. науч. тр. Вып. 4. / Под ред. Г. К. Щедриной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — С.488−491. (0,21 п.л.).
  74. JI.A. О художественно-педагогическом методе А.К.Саврасова // Художественное образование: Содержание и методы обучения: Сб. науч. тр. Вып. 1. / Под ред. Л. Б. Михаленко,
  75. С.В.Анчукова, С. С. Венцлава. СПб: Ризограф НОУ «Экспресс», 2004. -С.31 -35. (0,28 п.л.).
  76. JI.A. Исторические основы развития пленэрной живописи // Вестник молодых ученых. 2005. — № 5. (Серия: Культурология и искусствоведение). -2005. -№ 1)-С. 58−64. (0,57 п.л.).
  77. В.Б. Новая педагогика. Теория и методика педагогического процесса: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.-246 с.
  78. В.Б. классификационный анализ видов деятельности в педагогическом процессе. Новая педагогика. СПб.: Изд-во «Неатор», 2003.- 100 с.
  79. Л.Ф. Язык живописного произведения. М.: Искусство, 1970.-234 с.
  80. Живопись / Сост. Л. А. Шитов, В. Н. Ларионов. М.: Просвещение, 1995.- 192 е., ил.
  81. Живопись: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. П. Бесчастнов и др. М.: ВЛАДОС, 2004. 223 е., ил.
  82. А. С. Выразительные и изобразительные возможности цвета. Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1970. — 22 с.
  83. А.С. Наука о цвете и живопись. М.: Иск-во, 1986. — 158 е., ил.
  84. И.С., Самков В. А. Константин Коровин вспоминает. М.: Изобразительное искусство, 1990. — 607 с.
  85. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. -М.: Логос, 2002.-384 с.
  86. Э.В. Об эстетической природе фантазии. // Вопросы эстетики. 1964. — Вып. 6. — С. 5−92.
  87. ЕЛ. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004.-701 е., ил.
  88. .В. Молодым художникам о живописи. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1959. — 248 с.
  89. .В. О живописи. М.: Искусство, 1960. — 31 е., ил.
  90. Искусство и педагогика: Из культурного наследия России XIX -XX вв.: Хрестоматия / Автор сост. М. А. Верб. — 2-е изд., доп. — Псков: ПОИПКРО, 2002. — 220 с.
  91. И. Искусство цвета. / Пер. с нем. 2-е изд. М.: Д. Аронов, 2001.-96 е., ил.
  92. М.С. Искусствознание и художественная критика. Избранные статьи. СПб.: Петрополис, 2001. — 528 с.
  93. М.С. Философская теория ценности. СПб: Петрополис, 1997.-205 с.
  94. Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма / Сост. Е. Д. Кардовская. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1960. -340 е., ил.
  95. Я. Левитан на Волге. // Художник. 1985, № 8, — С. 57.
  96. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1959. -304 с.
  97. Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М.: Б.И., 1992.- 171 с.
  98. Кларк К Пейзаж в искусстве / Пер. с англ. Н. Н. Тихонова. СПб.: Азбука-классика, 2004. — 304 е., ил.
  99. А.Г. и Мясищев В.Н. Психические особенности человека. Т. 2. Способности. ЛГУ, 1960. — 304 с.
  100. А.Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности // Проблемы способностей. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-С. 153−164.
  101. ЯМ. Художественный вкус. Опыт конкретно-социологического исследования. М.: Мысль, 1966. — 213 с.
  102. А.В. Эстетический смысл индивидуальности: (на материале художественной культуры): Автореф. дис. канд филос. наук. -СПб, 1996.-22 с.
  103. Константин Коровин. Жизнь и творчество. Письма, документы, воспоминания. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. — 564 с, ил.
  104. .Б. Творческое мышление, восприятие и личность. М.: Институт практ. психологии- Воронеж: МО ДЕК, 1997. — 48 с.
  105. В.И. и Юматов В.А. Язык изобразительного искусства. -М.: Знание, 1978.- 112 с, ил.
  106. С.В. Цветовое зрение. М.: Изд-во АН СССР, 1951. -176 с.
  107. В.Ф. Константин Алексеевич Коровин. СПб.: «Художник России», «Изд-во Золотой век», 2000. — 224 с.
  108. П.А., Ломов Б. Ф., Митькин А. А. Психология восприятия и искусство плаката. М.: Плакат, 1987. — 208 с, ил.
  109. Д.А., Раскин А. Г. Пригороды Ленинграда. Л.: Искусство, 1985. — 379 с, ил.
  110. А.Ф. Избранные труды по психологии. М.: Наука, 1997.-446 с.
  111. И.И. Письма. Документы. Воспоминания. М.: Искусство, 1956.-336 с.
  112. Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. — 344 с.
  113. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981.582 с.
  114. В.Г. Академия художеств. 2-е изд., переработ, и доп. — Д.: Лениздат, 1982. — 224 е., ил.
  115. Д. Сад и культура России // Декоративное искусство СССР, 1982.-№ 12-С. 40−45.
  116. А. Д. Зрительное восприятие пространства. М.: МГУ, 1981.-224 с, ил.
  117. А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. -М.: Искусство, 1965. 344 с.
  118. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. -144 с.
  119. О.А. Пленэр в русской живописи XIX века. М.: Искусство, 1966. — 190 е., ил.
  120. М.Н. Краеведческий аспект пленэрной практики в учреждениях дополнительного художественного образования детей: Ав-тореф. дис. кандидата педагогич. наук. СПб., 2004. — 22 с.
  121. B.C. Архип Иванович Куинджи и его школа. Л.: Художник РФСР, 1987.-216 е., ил.
  122. . Творческая интуиция в искусстве и поэзии. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. — 400 с.
  123. Н.Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству. Учеб. пособие для студентов худож. граф. фак. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1984. — 112 е., ил.
  124. А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. -М.:МГУ, 1982.-С. 117.
  125. Мастера искусства об искусстве. В 7-ми томах. Т. 2, 5, 7. М.: Искусство, 1966,1969, 1970. — 337, 448, 654 е., ил.
  126. Мастера советского искусства о пейзаже. М.: Изд-во Академии художеств СССР. 1963. — 151 е., ил.
  127. А. Статьи об искусстве. Письма. Переписка. Записи бесед. Суждения современников / Сост. Е. Б. Георгиевская. М.: Искусство, 1993.-416 с.
  128. Мелик-Пашаев А. А. Мир художника. М.: Прогресс-традиция, 2000.-271 с.
  129. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  130. B.C. Психология индивидуальности. Москва-Воронеж, 1996.-445 с.
  131. Методическая разработка по проведению летней пленэрной практики / Сост. В. А. Леднев. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1984. -23 с.
  132. Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Л.: Художник РСФСР, 1980.-475 е., ил.
  133. Мировая художественная культура: Словарь-справочник. -Смоленск: Русич, 2002. 592 е., ил.
  134. JJ.H. Цветоведение. Минск: Высшая школа, 1984. -286 е., ил.
  135. Н., Белютин Э. П.П.Чистяков теоретик и педагог. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1953. — 229 е., ил.
  136. П., Белютин Э. Педагогическая система Академии Художеств XVIII века. -М.: Искусство, 1956. 519 е., ил.
  137. Н., Белютин Э. Русская художественная школа первой половины XIX века. М.: Искусство, 1963. — 409 с.
  138. П., Белютин Э. Русская художественная школа второй половины XIX начала XX века. — М.: Искусство, 1967. — 391 е., ил.
  139. Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. М.: Просвещение, 1991.-416 с.
  140. В.Д. Психологические исследования индивидуальных различий: Сборник работ / Предисл. чл.-корр. АПН СССР Б. Ф. Ломова. -М.: Наука, 1976.-336 с.
  141. М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX века. -М.: Искусство, 1991.-395 е., ил.
  142. М.В. Давние дни. Встречи и воспоминания. М.: Искусство, 1959.-398 с.
  143. О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во Московского университета, 1972. — 155 е., ил.
  144. Николай Петрович Крымов художник и педагог. Статьи, воспоминания. М.: Издательство Академии художеств, 1960.
  145. В.А. История русского искусства: Живопись. Архитектура. Скульптура. Декоративное искусство. М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2001.-304 с.
  146. С. С. История ландшафтной архитектуры. М.: Стройиз-дат, 1993.-237 е., ил.
  147. В. Цветоведение. М.-Л.: Промиздат, 1926. — 204 с, ил.
  148. А.А. Размышления об искусстве. Письма. Критика. Воспоминания современников / Сост. А. Ю. Никич. М.: Советский художник, 1981.- 399 е., ил.
  149. Очерки по русскому и советскому искусству. Л.: Художник РСФСР, 1974.-414 е., ил.
  150. Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. -СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. 394 с.
  151. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, Учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 544 с.
  152. Петров-Водкин К. С. Письма. Статьи. Выступления. М.: Советский художник, 1991.-381 с.
  153. Петров-Водкин К. С. Хлыновск. Самаркандия. Пространство Эвклида. JI.: Искусство, 1982. — 655 е., ил.
  154. А.Б. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  155. Пидкасистый П. К, Фридман JI.M., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.
  156. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. -М.: Пассим, 1994.- 160 с.
  157. Платон. Гиппий Больший. Соч.: в 3-х т. — М.: Мысль, 1968. -Т. 1.-623 с.
  158. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. -312 с.
  159. Я.А. Психология творчества. — М.: Наука, 1976. -302 с.
  160. Проблемы композиции: Сб. науч. трудов / Под редакцией В. В. Ванслова. М.: Изобраз. искусство, 2000. — 292 с.
  161. Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 30 800 изобразительное искусство и черчение. Для педагогических университетов и институтов. — М.: Флинта: Наука, 2000. — 416 с.
  162. Психологические исследования творческой деятельности. Отв. ред. О. К. Тихомиров. М.: Наука, 1975. — 253 с.
  163. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрей-тер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. — 776 е., ил.
  164. Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. Самара: Издательский дом «Барах-М», 2004. — 544 с.
  165. Психология личности: Сборник статей / Сост. А. Б. Орлов. М.: Вопросы психологии, 2003.-223 с.
  166. Психология одаренности: от теории к практике. / Под ред. Д. В. Ушакова. М.: ПЕРСЭ, 2000. — 80 с.
  167. Психология ощущений и восприятия. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и др. М.: Черо, 2002. — 610 е., ил.
  168. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. / Автор-сост. А. А. Мижериков. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 544 с.
  169. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967. — 271 с.
  170. Н.Э. Рисование с натуры. Д.: Художник РСФСР, 1978. -120 с.
  171. В.И. Искусство видеть. М.: Знание, 1972. — 128 с.
  172. С.Х. От художника к зрителю. М.: Сов. художник, 1978.- 239 с.
  173. Т.А. Психофизиологические основы индивидуальности. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: МОДЭК, 1999.-128 с.
  174. .В. Геометрия картины и зрительное восприятие. М.: Интерпракс, 1994.-240 е., ил.
  175. Д. История импрессионизма. М.: Республика, 1994. -415 е., ил.
  176. Д. Постимпрессионизм. Л., М.: Искусство, 1962. 435 е., ил.
  177. СЯ. Основы общей психологии. М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во Минпроса РСФСР, 1946. — 703 с.
  178. С.Я. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 191 с.
  179. СЯ. Бытие и сознание М.: Изд-во АПН СССР, 1957.-328 с.
  180. А.А. Воспоминания. Л.: Художник РСФСР, 1977. — 287 с.
  181. Т.А. В поисках правды и красоты. М.: Изобразительное искусство, 1976. — 144 с, ил.
  182. Г. К. Молодым художникам о мастерстве. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1953.-47 с, ил.
  183. Ю.И., Тюиииков Ю. С. Психолого-педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВJTAДОС-ПРЕСС, 2003.-256 с.
  184. И.Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы. М.: Советский художник, 1984.-304 с, ил.
  185. Д.В. Русская живопись среди европейских школ. -М.: Советский художник, 1980. 108 с, ил.
  186. М.С. Из моей жизни. М.: Изобразительное искусство, 1985.-304 с, ил.
  187. Е.В. Василий Дмитриевич Поленов. Письма, дневники. Воспоминания / Общая ред. и вступительная статья А.Леонова. М.-Л.: Искусство, 1950.-519 с.
  188. А.В. Зависимость методов формирования творческой активности на занятиях академическим рисунком от индивидуально-психологических особенностей личности студента: Автореф. дис. канд. педагогич. наук. М, 1981. — 16 с.
  189. Сезанн Поль. Переписка. Воспоминания современников / Сост., пер. Н. В. Яворской. М.: Искусство, 1972. — 370 с, ил.
  190. И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания.-М.: Просвещение, 1984. 207 с, ил.
  191. Советы мастеров. Сборник / Сост. А. С. Зайцев. Изд. 2-е. Л.: Художник РСФСР, 1979. — 374 с, ил.
  192. М.П. Пейзажи Родины. Очерки о мастерах живописи. -М.: Изобразительное искусство, 1980. 127 с, ил.
  193. В.Н. Пейзаж. Картина и действительность. М.: Просвещение, 1978. -176 е., ил.
  194. Н.Н. Пути создания художественного образа. (Роль воображения в художественном творчестве). М.: Знание, 1984. — 64 с.
  195. Н. М. Опыт теории живописи. М.: Всерос. Прокульт, 1923.-69 с.
  196. Творчество в искусстве искусство творчества / под редакцией Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж.Купчика. — М.: Наука- Смысл, 2000. — 549 с.
  197. .М. Избранные труды. В 2-х томах. Т.1. — М.: Педагогика, 1985.-328 с.
  198. .М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-544 с.
  199. О.Е. Психологические исследования творческой деятельности. — М.: Наука, 1975. — 272 с.
  200. Н.Н. Константин Федорович Юон. М.: Искусство, 1957.-221 с.
  201. Федоров-Давыдов А. Советский пейзаж. М.: Искусство, 1958. -118 с.
  202. Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж конца XIX начала XX века. — М.: Искусство, 1974. — 208 е., ил.
  203. Федоров-Давыдов А. А. Русское и советское искусство. Статьи и очерки. Послесловие Г. Стернина. М.: Искусство, 1975. — 739 е., ил.
  204. Философия искусства в прошлом и настоящем / НИИ теории и истории изобразительных искусств. М.: Искусство, 1981. — 423 с.
  205. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Республика, 2001. — 719 с.
  206. П.А., священник. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М.: Мысль, 2000. — 446 с.
  207. А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.
  208. А.В. Методика личностно-ориентированнного обучения. Как обучать всех по разному? Пособие для учителя / А. В. Хуторской. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 383 с.
  209. Л., ЗиглерД. Теории личности. СПб.: Питер, 2001. — 608 с.
  210. Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2000. — 272 с.
  211. П.П. Жизнь и творчество. Письма. Воспоминания / Сост. Н. Молева, Э.Белютин. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1953.-592 е., ил.
  212. Шадриков В Д. Введение в психологию: способности человека. -М.: Логос, 2002.- 160 с.
  213. Н.В. ВЫСШАЯ ШКОЛА: технология обучения. М.: Вузовская книга, 2000. — 80 с.
  214. Школа изобразительного искусства: Выпуск 5. Учеб.-метод. пособие / Российская Акад. художеств. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изобразительное искусство, 1994.-200 е., ил.
  215. Е.В. и Козлов Н.Г. Композиция. Учеб. пособие для учащихся пед. Училищ по спец. № 2003 «Преподавание черчения и рисования». -М.: Просвещение, 1978. 160 е., ил.
  216. Эд. Основные идеальные типы индивидуальности. Психология личности. Тексты. — М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 55−59.
  217. М.Н. Русская живопись первой половины XIX века. -М.: Искусство, 1978. 167 е., ил.
  218. СМ. Психологические вопросы искусства. М.: Смысл, 2002.-335 с.
  219. Юон. К. Ф. Об искусстве. В 2-х томах. М.: Советский художник, 1959.-384, 285 с.
  220. Н.В. Пейзаж барбизонской школы. М.: Искусство, 1962.-347 с.
  221. А.Т. О пейзаже. М.: Советский художник, 1963. — 72 с.
  222. П.Ы. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48 с.
  223. П.М. Психология чувств и мотивации: Избранные психологические труды / Под ред. Е. М. Борисовой. М.: Воронеж: Ин-т практ. психологии- МОДЭК, 1998. — 304 с.
  224. А.П., Ломов С. П. Живопись. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: АГАР, 1999.-232 е., ил.
  225. CHEVREUL М.Е. The principles of Harmony and Contrast of Colours and their applications to the Arts. London: G. Bell & Sons, LTD, 1912. -. 465 p., il.
Заполнить форму текущей работой