Лабораторный практикум по средствам телекоммуникаций и дистанционного обучения для подготовки учителей информатики
Информатизация образования в нашей стране рассматривается как один из основных элементов государственной образовательной политики. Этому направлению деятельности посвящены ряд правительственных решений и несколько федеральных и отраслевых научно-технических программ. Утвержденная в конце 2001 года на уровне специального правительственного распоряжения «Концепция модернизации российского… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Анализ содержания практической подготовки студентов педагогических вузов, специализирующихся в области информатики
- 1. 1. Современные требования к подготовке учителя информатики
- 1. 2. Анализ содержания лабораторных практикумов для подготовки учителей информатики
- 1. 3. Структура диссертационного исследования и общие принципы обучения студентов, специализирующихся в области информатики
- Глава 2. Концептуальные и методические основы лабораторного практикума
- 2. 1. Концептуальные основы и состав лабораторного практикума
- 2. 2. Методические основы лабораторной работы «Модем и модемная связь»
- 2. 3. Методические основы лабораторной работы «Помехоустойчивое кодирование»
- 2. 4. Методические основы лабораторной работы «Технология передачи данных ТВ-Информ»
- 2. 5. Методические основы лабораторной работы «Педагогический виртуальный университет»
- 2. 6. Методические основы лабораторной работы «Сетевой учебный курс»
- 2. 7. Содержание и результаты педагогического эксперимента
- 2. 8. Рекомендации по развитию лабораторного практикума
Лабораторный практикум по средствам телекоммуникаций и дистанционного обучения для подготовки учителей информатики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современное общество комплексным внедрением телекоммуникационных технологий в различные сферы деятельности человека: промышленное и сельскохозяйственное производство, энергетика, управление, наука, образование и культура, что влечет за собой принципиально новые формы организации как научно-технической, так и производственной деятельности. В новых социально-экономических условиях любой человек должен обладать навыками плодотворного сотрудничества с другими участниками его жизнедеятельности процесса на основе информационного взаимодействия, общения и структурирования сообщений, уметь осуществлять сбор, оценивание и использование информации, необходимой для решения поставленных задач. Возрастает также значимость проектирования и функционирования информационных моделей с учетом взаимосвязей между компонентами сложных производственных систем, освоения и использования постоянно расширяющегося спектра новых технологий.
Информатизация — инновационный процесс, состоящий в создании инфоносферы, которая представляет собой глобальную инфраструктуру электронных средств хранения, обработки и передачи информации. Это предполагает внедрение средств вычислительной техники и новых информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности, перестройку системы образования и массовую подготовку современных педагогических кадров.
В условиях постоянного усложнения и видоизменения технологий непрерывно увеличивается объем и изменяется содержание знаний, умений и навыков, которыми должны владеть современные специалисты.
Информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, так как именно здесь закладываются её социальные, психологические, общекультурные, а также профессиональные предпосылки.
Информатизация образования в нашей стране рассматривается как один из основных элементов государственной образовательной политики. Этому направлению деятельности посвящены ряд правительственных решений и несколько федеральных и отраслевых научно-технических программ. Утвержденная в конце 2001 года на уровне специального правительственного распоряжения «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», в качестве основных приоритетных задач на указанный период времени определила следующие [68]:
1. Обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства (главная задача).
2. Создание механизма устойчивого развития системы образования.
3. Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования независимо от материального достатка семьи и места проживания обучающегося.
4. Достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования.
5. Формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов.
6. Повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и социальной поддержки.
7. Развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса — обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.
Значительное внимание в Концепции уделено вопросам информатизации образования, в том числе информатизации сельской школы. В Концепции, в частности, предусмотрены:
• обеспечение в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001;2005 годы» развития дистанционного образования (раздел 2.2);
• включение образовательных учреждений в глобальную сеть «Интернет» и локальные информационные сети (раздел 2.3);
• организация и проведение всеобуча по информационным технологиям для управленческих и педагогических кадров (раздел 2.4);
• всесторонняя поддержка сельских и поселковх школ, их приорететная информатизация и обеспечение учебным оборудованием, совершенствование их образовательного процесса и материально-технической базы (раздел 1.3, п.5).
В мае 2002 г. Минобразования России утвердил План действий министерства по реализации данной Концепции в 2002;2004 гг., состоящий из следующих 5 разделов.
1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования.
2. Создание условий для повышения качества общего и профессионального образования.
3. Формирование эффективных экономических отношений в образовании.
4. Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом.
5. Управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики.
Было предусмотрено более 130 мероприятий по реализации Концепции [67, 68].
Существенная роль в повышении качества знаний студентов принадлежит применению в учебном процессе лабораторных практикумов и практических занятий [12, 13, 23, 24, 36, 46, 47, 48, 49].
Указанные решения и задачи определяют необходимость существенного изменения содержания подготовки учителей информатики, в часности, в области средств телекоммуникаций и дистанционного (открытого) образования, подготовки их к выполнению функций, связанных не только с преподаванием учебного предмета «Информатика» и других предметов по информационным технологиям, но и с обеспечением широкого круга задач по информатизации различных направлений деятельности общеобразовательной школы.
Указанные выше обстоятельства определяют актуальность данной диссертационной работы, посвященной научно — методическому обеспечению создания и внедрения в учебный процесс педвуза нового лабораторного практикума по средствам телекоммуникаций и дистанционного обучения для будущих учителей информатики.
Проблема исследования определяется несоответствием между потенциальными возможностями повышения качества практической подготовки учителей информатики в области средств телекоммуникаций и дистанционного обучения и недостаточной разработанностью научно-методических основ решения данной задачи.
Цель исследования: разработка лабораторного практикума по средствам телекоммуникаций и дистанционного обучения для подготовки учителей информатики.
Объект исследования: система практической подготовки будущих учителей информатики в области средств телекоммуникаций и дистанционного обучения.
Предмет исследования: состав, принципы построения и методика использования лабораторного практикума.
Гипотеза исследования: если разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс педвуза лабораторный практикум по средствам телекоммуникаций и дистанционного обучения для подготовки учителей информатики, то это позволит существенно повысить качество подготовки учителей информатики в указанных направлениях, сформировать у студентов представления о возможности и необходимости эффективного использования современных информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе педвуза и общеобразовательной школы, повысить их мотивацию к более глубокому освоению этих важных и перспективных направлений их обучения.
Задачи исследования:
1) провести анализ содержания существующих лабораторных практикумов для подготовки студентов педагогических вузов, специализирующихся в области информатики;
2) определить состав лабораторного практикума и разработать принципы построения каждой лабораторной работы, входящей в его состав;
3) создать, разработать и апробировать эффективность созданного лабораторного практикума в процессе проведения педагогического эксперимента в условиях реального учебного процесса педвуза;
4) разработать рекомендации по дальнейшему развитию и совершенствованию созданного лабораторного практикума.
Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
1 этап. (2000;2001 гг.) — анализ содержания существующих лабораторных практикумов в педагогических вузах по тематике диссертации и разработка программы диссертационного исследования.
2 этап. (2001—2002 гг.) — разработка концептуальных основ построения и определение состава лабораторного практикума, разработка принципов построения и создание лабораторных работ, входящих в состав практикума.
3 этап. (2002;2003 гг.) — проведение педагогического эксперимента, разработка рекомендаций по дальнейшему развитию и совершенствованию лабораторного практикума, оформление диссертации.
Методологической основой исследования являются:
1) труды в области педагогики и педагогических технологий обучения: В.П.
Беспалько, JI.B. Выгодский, В. В Давыдов, В. М. Монахов, В.В.
Краевский, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков, Н. Ф. Талызина, И. С. Якиманская и др.;
2) труды в области информатизации образования, теории и методики обучения информатике: И. Н. Антипов, С. А. Бешенков, В. А. Бубнов, Я.А.
Ваграменко, Е. В. Данильчук, А. П. Ершов, С. А. Жданов, Б. И. Зобов, A.A.
Кузнецов, A.B. Могилев, М. П. Лапчик, A.B. Петров, И. В. Роберт, А.Я.
Савельев, В. П. Тихомиров, А. Н. Тихонов и др.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы по проблематике исследованиясистемный анализ опыта использования современных информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе педагогического вузаэкспертные оценки принимаемых решенийэмпирические методы исследования: педагогический экспериментстатистический анализ экспериментальных данных, апробация результатов исследований на научных, научно-методических и научно-практических форумах.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в разработке: концептуальных основ созданного лабораторного практикума, классификационной схемы лабораторных работ для педагогических вузов, научно-методических основ построения новых лабораторных работ в области телекоммуникаций и дистанционного обучения для подготовки учителей информатики, а так же анализе и обобщении результатов педагогического эксперимента по оценке эффективности созданного лабораторного практикума.
Практическая значимость исследования состоит в созданном лабораторном практикуме по средствам телекоммуникаций и дистанционного обучения для студентов педагогических вузов, специализирующихся в области информатики, и использовании его в учебном процессе факультета информатики и математики МГОПУ им. М. А. Шолохова.
Обоснованность и достоверность выводов и рекомендаций диссертации обеспечивалась использованными методической основой и методами исследования, проведенным педагогическим экспериментом, апробацией результатов исследований в МГОПУ им. М. А. Шолохова и на различных научных и научно-методических конференциях и Всероссийском симпозиуме.
Апробация и внедрение результатов исследования. Эффективность созданного лабораторного практикума и методики его использования была проверена в процессе проведения педагогического эксперимента. Экспериментальная работа проводилась в 2001;2002 и 2002;2003 учебных годах в МГОПУ им. М. А. Шолохова со студентами 5-х курсов факультета информатики и математики этого университета.
Основные результаты и положения исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры «Информатика и математика» МГОПУ им. М. А. Шолохова, опубликованы в трудах научно-технических и научно-методических конференций и всероссийском симпозиуме [156 — 162].
Результаты данной работы внедрены в учебный процесс МГОПУ им. М. А. Шолохова и используются при обучении студентов указанного факультета этого университета.
На защиту выносятся:
1. Концептуальные основы указанного лабораторного практикума;
2. Содержание лабораторного практикума и методические основы построения входящих в его состав лабораторных работ;
3. Рекомендации по дальнейшему развитию и совершенствованию данного лабораторного практикума.
Структура и объем диссертации
Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. В диссертационной работе 139 страниц, 33 рисунка, 13 таблиц и 5 приложений, библиография состоит из 167 наименований.
7. Основные результаты диссертационных исследований были апробированы на 4-х научно-технических конференциях и Всероссийском научно-методическом симпозиуме, посвященных проблемам информатизации педагогического и общего образования, и опубликованы в 7 работах автора.
8. Внедрение результатов диссертации в учебный процесс МГОПУ им. М. А. Шолохова подтверждено актом, представленным в приложении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В процессе выполнения диссертационной работы получены следующие основные результаты.
1. Систематизированы основные требования, которые в настоящее время предъявляются к подготовке школьного учителя информатики в области телекоммуникаций и дистанционного обучения, определяемые «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» .
2. Проведен анализ содержания и методики практической подготовки будущих учителей информатики в некоторых педагогических вузах страны, направленной на обеспечение как их педагогической деятельности, так и новых функций, связанных с освоением и использованием средств информатизации общеобразовательной школы, на основе которого сформулированы основные требования к лабораторному практикуму для подготовки учителей информатики в области телекоммуникаций и дистанционного обучения, разработаны его концептуальные основы.
3. Разработаны методические принципы построения и определенно содержание 5-ти лабораторных работ практикума по следующей основной тематике:
1) модем и модемная связь;
2) помехоустойчивое кодирование;
3) технология передачи данных «ТВ — Информ»;
4) педагогический виртуальный университет;
5) сетевой учебный курс.
4. Обеспечена практическая реализация указанных лабораторных работ на факультете информатики и математики МГОПУ им. М. А. Шолохова.
5. В течение 2001;2002 и 2002;2003 учебных годов на основе созданного лабораторного практикума был проведен педагогический эксперимент со студентами 5 курса этого факультета, обучающихся по специальности.
Физика и информатика", который подтвердил его дидактическую эффективность и получил положительную оценку в студенческой среде.
6. Разработаны рекомендации по дальнейшему развитию и совершенствованию созданного лабораторного практикума, обеспечивающие как освоение новых средств телекоммуникаций и дистанционного обучения, которые должны использоваться в российской системе образования, так и более глубокое изучение тематики этого практикума.
Список литературы
- Анисимов П.А., Ваграменко Я. А., Саломатина Е. В. О синтезе механизма обучения в вузе. Педагогическая информатика. № 4. 2002. С. 21−29.
- Анисимов П.П., С.И. Берил С.И, Ваграменко Я. А., Соломатина Е.В. О системе обучения информационным технологиям в вузе. // Педагогическая информатика. № 3. 2001. С. 19−27.
- Антипов И.Н. Играем и программируем. // Начальная школа. № 5−6. 1992. С. 19−23.
- Аракелян С.М. и др. Информационно-аналитическая система поддержки организации доступа к образовательным ресурсам сельских школ. Труды X Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2003» том 1.2003 С. 44−50.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. // Воронеж. Изд-во воронежского университета. 1977. 304с.
- Беспалько В.П. Программированное обучение (дидактические основы). М.: Высшая школа. 1970. 300с.
- Бешенков С.А. Дидактические основы дифференцированного обучения информатике. // М.: НИИ ОСО АПН СССР. 1991. 31 с.
- Бешенков С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие. Екатеринбург. 1995. 143с.
- Босова Л.Л. Проблемы пропедевтической подготовки по информатике и информационным технологиям. // Материалы X Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». Троицк. 1999. С. 12−14
- Бубнов В.А. О принципах создания электронных учебников с учетом особенностей сельских школ. // Информатизация сельской школы. Москва-Анапа. 2003. С. 203−207.
- Бутова В.H. Разработка содержания профильного курса информатики для средних профессиональных учебных заведений железнодорожного транспорта. Автореферат кандидатской диссертации. Курск. 2002. 22с.
- Ваграменко Я.А. Информатизация образования на современном этапе. Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции «Информатизация образования — 2002». Нижний Тагил, 2002. С. 4−10.
- Ваграменко Я.А. Информатизация общего образования: итоги и направления дальнейшей работы. // Педагогическая информатика. № 1. 1997. С. 41−51.
- Ваграменко Я.А. Информационное пространство для деятельности педагога. Педагогическая информатика. № 3. 2002. С. 77−84.
- Ваграменко Я.А. Информационные технологии и модернизация образования. Труды симпозиума «Информационные технологии и методология обучения точным наукам». Москва. 2002. С. 8−12.
- Ваграменко Я.А., Зобов Б. И. Телекоммуникационные сети информационного обеспечения сельских школ. Педагогическая информатика. № 1. 2002. С. 5−12.
- Ваграменко Я.А., Зобов Б. И., Богданова C.B. Информатизация сельских школ и построение образовательной телекоммуникационной сети. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Информатизация образования'2001». Екатеринбург. 2001. С. 3−7.
- Ваграменко Я.А., Зобов Б. И., Осипов А. П. Педагогический виртуальный университет: основные задачи, принципы построения, структура информационных ресурсов. Педагогическая информатика. № 1. 2002. С. 18−25.
- Ваграменко Я.А., Зобов Б. И., Сарьян В. К. Информационное обеспечение молодежной среды. Педагогическая информатика. № 1. 2002. С.35−42.
- Ваграменко Я.А., Нестерова JT.B. Применение имитационной модели телекоммуникационной сети для формирования у школьников умений работы в INTERNET (методическое пособие для учителя). М.: 2002. 23с.
- Васекин C.B. Технологическая процедура оптимизации при проектировании учебного процесса по математике: Автореферат кандидатской диссертации. М.: 2000. 23с.
- Васильев В.И., Буркин А. П., Свириденко В. А. Системы связи. // М.: Высшая школа. 1987. 280с.
- Всероссийская научно-практическая конференция «Региональные проблемы информатизации образования». // Регинформ. Пермь. 1999. 254с.
- Всероссийское совещание работников образования. // Стенографический отчет. М.: Высш. шк. 2000. 424с.
- Гардан И., М. Люка. Машинная графика и автоматизация конструирования. Перевод с французского. М.: Мир. 1987. 272с.
- Гостева И.А. Методическое обеспечение педагогической практики по информатике в педагогическом ВУЗе. Автореферат кандидатской диссертации. М.: 1998. 19с.
- Государственный образовательный стандарт ВПО. // Педагогическое образование России: Сборник нормативных документов. Минобразование России. М.: 2002.
- Государственный образовательный стандарт ВПО. Государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки учителей по специальности 30 100 «Информатика». // Утвержден ГК по ВО и Минобразования РФ. М.: 2002.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика. 1977. 273с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретических и экспериментальных исследований. М.: Педагогика. 1986. 240с.
- Данильчук В.И. Гуманитаризация физического образования в средней школе. // Личностно-гуманитарная парадигма. Волгоград. 1996.
- Данильчук Е.В. Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога. Автореферат докторской диссертации. М.: 2003. 40с.
- Данильчук Е.В. Обучение информатике в вузе: проблемы формирования информационной культуры будущего педагога. // Информатизация образования 2003. Волгоград. Перемена. С. 69−75.
- Данильчук Е.В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога. МПГУ-ВГПУ. Москва-Волгоград. 2002. 230с.
- Дистанционное образование в России и за рубежом: информационно-аналитический аспект. // М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова. 2001.226с.
- Ершов А.П. Компьютеризация школы и математическое образование. // Информатика и образование. № 5−6. 1992. С. 3−12.
- Ершов А.П., Звенигородский Г. А., Первин Ю. А. Школьная информатика (концепции, состояния, перспективы). // Информатика и образование. № 1. 1995. С. 3−20.
- Заочное обучение: стратегия и практика. Выпуск 3. // Материалы МНМК. Москва. 1999. 230с.
- Зобов Б.И. Модернизация российского образования и проблемы информатизации сельской школы. // Материалы научно-практического семинара «Информатизация сельской школы». Ростов-на-Дону. 2002. С. 4−11.
- Зобов Б.И. Об информатизации сельской школы. // Анапа. 2002. 79−86с.
- Ин. А. Х. Модернизация высшего педагогического образования и качество подготовки учителей. Монография. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова. 2003. 98с.
- Ин. А. Х. Модернизация курса информатики. Монография. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова. 2003. 139с.
- Индустрия образования. Выпуск 1. Сборник статей. М.: МГИУ. 2001. 292с.
- Интернет порталы содержание и технологии. Выпуск 1. М.: Просвещение. 2003. 720с.
- Интернет в системе образования. // Материалы региональной научно-практической конференции. Курск. 2001. 173с.
- Информатизация образования 2002. // Всероссийская научно-практическая конференция. Нижневартовск. 2003. 153с.
- Информатизация образования 2002. // Материалы всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск. Изд. Нижневарт. пед. ин-та. 2003. 153с.
- Информатизация образования 2002. // Сборник трудов всероссийской научно-практической конференции. Нижний Тагил. 2002. 408с.
- Информатизация образования 2003. Москва-Волгоград. 2003. 240с.
- Информатизация образования в России: сети, информационные ресурсы, технологии, Аналитический доклад. М.: ИЧП «Издательство Магистр» 1997. 60с.
- Информатизация образования на рубеже веков: Материалы 5-й ежегодной конференции Академии информатизации образования. Пенза. Изд. Гос. ун-та. 2001. 124с.
- Информатизация сельской школы. // Труды всероссийского научно-методического симпозиума. Москва-Анапа. 2003. 374с.
- Информатика. Учебник. 3-е перераб. издат. // Под ред. Н. К. Макаровой. М.: Финансы и статистика. 2000. 768с.
- Информационные и коммуникационные технологии. // Образование и XXI век. М.: 1999. 191с.
- Информационные технологии в высшей и средней школе. // Материалы Всероссийская научно-практическая конференция. Нижневартовск. 2003. 276с.
- Информационные технологии и методология обучения точным наукам. Труды симпозиума Академии информатизации образования. М.: 2002. 171с.
- Исследование основных закономерностей развития и проблем информатизации образовательного процесса в сельских школах России на основе личностно — развивающего подхода. // Отчет о НИР. ИНИНФО МГОПУ им. М. А. Шолохова. М. 2003. 123с.
- Исследование различных способов информационного обеспечения сельских школ на базе образовательной телекоммуникационной сети региона. // Отчет о НИР. ИНИНФО МГОПУ им. М. А. Шолохова. М.: 2002. 110с.
- Кёршан Б., Новембер А., Стоун Дж. Основы компьютерной грамотности. М.: Мир. 1989. 254с.
- Ковтун В.А. Подходы к формированию содержания курсов информатики для подготовки учителей-предметников. // 6-я всероссийская конференция «Информатизация образования-98». Часть 1. Курск: изд-во КГПУ. 1998. С. 44−45.
- Козлов O.A. Информационные технологии в учебном процессе современного ВУЗа. // ВНПК. Тула. 2001.
- Коледа A.B. Методические основы курса «Информатика», как пропедевтического в дистанционном образовании. Автореферат кандидатской диссертации. М.: 2003. 22с.
- Колин К.К. Информатика на пороге XXI века. // Системы и средства информатики. Выпуск 9. М.: Наука. Физматлит. 1999. С. 31−34.
- Компьютерное моделирование в обучении точным наукам. // Труды симпозиума Академии информатизации образования. М.: 2003. 293с.
- Компьютерное образование: методология, теория, практика. ВГПУ. Волгоград. 2002. 237с.
- Компьютерные технологии в высшем образовании. Под редакцией А. Н. Тихонова. М.: Издательство Московского Университета. 1994. 370с.
- Концепция информатизации сферы образования. РФ. // Проблемы информатизации высшей школы. М.: Изд. Министерства образования РФ. 1998.322с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Минобразования России. 2001. 29с.
- Костенко И.С. Освоение телекоммуникационных технологий в подготовке учителей по профилю информатика. // Педагогическая информатика. № 1. М.: 2000. С. 9−19.
- Краевский В.В. Теоретический подход к построению теории содержания общего образования. // Новые исследования в педагогических науках. М.: 1979.
- Краснова Г. А. Беляев М.И. С чего начать? Информационно-педагогическое обеспечение для дистанционного обучения. // Методические рекомендации. М.: Изд-во РУДН. 2001. 166с.
- Краснова Г. А., Беляев М. И., Соловов A.B. Технологии создания электронных обучающих средств. М.: МГИУ. 2001. 223с.
- Крюкова О.П., Розина И. Н. О разработке модели педагога новой формации, владеющего новыми информационными технологиями. Педагогическая информатика. № 1. 2002. С. 25−34.
- Кузнецов A.A. Контроль и оценка результатов обучения в условиях внедрения стандартов образования. // Педагогическая информатика. № 1. 1997. С. 13−22.
- Кузнецов A.A., Долматов В. П. Методическая система обучения ОИВТ: структура и функции, состояние и перспективы. // Информатика и образование. № 1. 1989. С. 3−9.
- Кузнецов A.A., Морозов В. В., Полуаршинова А. О. Татур Ю.Г., Угринович Н. Д. Диагностика знаний и умений, учащихся по информатике. // Информатика и образование. № 6. 1998. С. 8−16.
- Куракин Д.В. Развитие единой информационной среды Минобразования России. // Информационные технологии и методология обучения точным наукам. Труды симпозиума М.: 2002. С. 77−80.
- Лабораторный практикум, программа и методические рекомендации к самостоятельной работе по курсу «Инженерная психология» Таганрогский радиотехнический ин-т. Под ред. А. В. Непомнящего. Таганрог. ТРТИ 1990. 1 Юс.
- Лапчик М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. Омск. ГПУ. 1998. 259с.
- Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003. Под редакцией А. Н. Тихонова. М.:. Олма пресс. 2003. 920с.
- Либин-Левав В. А. Теория и практика дистанционного образования. Автореферат кандидатской диссертации. М.: 1998. 27с.
- Луканкин Г. Л. Луканкин А.Г. Иванов С. Н. Принципы разработки и использования научно-образовательного Интернет-сайта «Сельская школа». // Информатизация сельской школы. Москва-Анапа. 2003. С. 232−237.
- Материалы всероссийской научно-практической конференции «Информатизация образования 2001». Екатиринбург. 2001. 313с.
- Материалы научно-практического семинара «Информатизация сельской школы». Ростов-на-дону. 2002. 60с.
- Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М.: 1986. 80с.
- Могилев А.В. Развитие методической системы подготовки по информатике в педагогическом вузе в условиях информатизации образования. Докторская диссертация. Воронеж. 1999. 366с.
- Монахов В.М. Методология проектирования педагогической технологии (аксиоматический аспект). // Школьные технологии. № 3. 2000. С. 57−71.
- Монахов В.М. Технологические основы проектирования учебного процесса: Монография. Волгоград: Перемена. 1995. 152с.
- Монахов В.М., Шабанов Т. Н., Смыковская Т. К. Методическая система инновационной школы: функционирование, развитие. Волгоград. 2000. 147с.
- Морозов В. Н. Долганов A.B. Основы теории информационных сетей. // Учебник для студентов вузов. М.: Высш. шк. 1987. 271с.
- Новиков В.А. Методика обучения программно-техническим средствам информатики и квалиметрия ее результативности. Автореферат кандидатской диссертации. М.: 2002. 19с.
- Новые информационные технологии в университетском образовании // Материалы международной научно-методической. (Сборник трудов). // Новосибирск. Изд. НИИ. МИОО НГУ. 1995. 280с.
- Нокс Д. Национальная Академия наук США. Что могут дать компьютеры педагогике: Взгляд из американской школы. // Информатика и образование. № 1. 1990. С. 107−112.
- Об итогах деятельности Минобразования России по реализации первого этапа модернизации российского образования. // Аналитический доклад. 2004. 32с.
- Образование, наука и развитие кадрового потенциала. Часть 1. Информационные технологии в школьном образовании. // Информационный биллютень Microsoft. Выпуск 16. 47с.
- Основы открытого образования. (Отв. ред. Солдаткин В.И.) М.: 2002. 674с.
- Открытое образование объективная парадигма XXI века. // Под ред. Тихомирова В. П. // Изд-во МЭСИ. М.: 2000. 204с.
- Пак Н. И. Нелинейные технологии обучения в курсах информатики и информационных технологий. // Докторская диссертация. Красноярск. 2000. 246с.
- Передача дискретных сообщений. Под редакцией В. П. Шувалова. М.: Радио и связь. 1990. 464с.
- Персианов В.В., Румянцев И. А. Компьютерный курс «Использование вычислительной техники в учебном процессе». // Педагогическая информатика. № 1. М.: 1999. С. 34−38.
- Петров A.B. Методологические и методические основы личностно-развивающего компьютерного образования. Волгоград. 2001. 266с.
- Петров A.B. Методологические основы моделирования системы подготовки учителя информатики. Автореферат докторской диссертации. М.: 2001. 52с.
- Плеханов С.П. и др. Информатизация образования студентов творческих профессий. //Педагогическая информатика. № 1. М.: 2001. С. 38−43.
- Плеханов С.П. и др. Мультимедиа в обучении студентов художественных специальностей. // Педагогическая информатика. № 2. М.: 1999. С. 35−38.
- Плеханов С.П., Носков Ю. М. Проблемы компьютеризации сельских школ. // Информатизация сельской школы. Москва-Анапа. 2003. С. 120 124.
- Проблемы нормативно-правового обеспечения открытого образования. // Материалы конференции. М.: МЭСИ. 2001. 449с.
- Проспекты ЗАО «НПО Кросна».
- Пятибратов А.П. и др. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. //Учебник. М.: Финансы и статистика. 1998. 400с.
- Развитие информационных технологий в образовании: Аналитический доклад. М.: ИЧП «Издательство Магистр» 1997. 60с.
- Разработка и ввод в опытную эксплуатацию функциональной подсистемы ИАИС СОО по педагогическим специальностям: специальности, относящиеся к направлениям подготовки 30 000, 540 000. // Отчет о НИР. ИНИНФО МГОПУ им. М. Л. Шолохова. М.: 2003. 208с.
- Разработка личностно ориентированных технологий формирования полисубъективных взаимоотношений в образовательной среде. // Отчет о НИР. ИНИНФО МГОПУ им. М. А. Шолохова. М.: 2002. 104с.
- Разработка методических средств, определяющих композицию и форму представления учебной информации и знаний в Интернет учебниках при создании образовательных сред. // Отчет о НИР. ИНИНФО МГОПУ им. М. А. Шолохова. М.: 2002. 104с.
- Разработка модели педагога новой формации, ориентированного на подготовку кадров информационного общества с применением компьютерных телекоммуникационных технологий. // Отчет о НИР. ИНИНФО МГОПУ им. М. А. Шолохова. М.: 2002. 116с.
- Разработка стратегии, проектных предложений и требований по комплексной информатизации педагогического (высшего, среднего, послевузовского) образования в России на период 2003 — 2005 г. // Отчет о НИР. ИНИНФО МГОПУ им. М. А. Шолохова. М.: 2003. 166с.
- Разработка технологий и средств развития творческих способностей обучаемых в сфере дополнительного образования студентов и школьников на основе сетевых олимпиад и летних школ. // Отчет о НИР. ИНИНФО МГОПУ им. М. А. Шолохова. М.: 2002. 117с.
- Региональные проблемы информатизации образования: опыт, тенденции, перспективы. // Материалы ВНПК. Чебоксары. 2003. 268с.
- Роберт И.В. Концепция внедрения средств новых информационных технологий в учебный процесс общеобразовательной школы. // НИИ школьного оборудования и технических средств обучения АПН СССР. М.: 1990.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа-Пресс. 1994. 205с.
- Романов А.Н., Торонцев B.C., Григорович Д. Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. М.: Юнити-дана. 2000. 303с.
- Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация. // Под редакцией В. И. Солдаткина. М.: МРИУ 2003. 508с.
- Рыжов В.А., Корниенко A.B., Демидович Д. В. Интерфейсы пользователя и формы представления учебной информации в Интернет-учебниках. Педагогическая информатика. № 1. 2002. С.62−75.
- Савельев А.Я. Педагогические технологии. // Высшее образование в России. № 2. 1990.
- Сарьян В.К. О возможностях создания инфокоммуникационной сети для информатизации сельских школ на основе отечественных перспективных технологий. // Труды научно-методического симпозиума. Информатизация сельской школы. Москва-Анапа. 2003. С. 192−198.
- Сборник научно методических материалов по организации непрерывной подготовки студентов в области применения вычислительной техники. Под редакцией А. Я. Савельева. М.: 1989. 112с.
- Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции «Информатизация образования 2002». Нижний Тагил, 2002. 407с.
- Семенов A.JI. Информатика в российской средней школе. Доклад на пленарном заседании II Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика». // Информатика и образование. № 5. 1996. С. 29−32.
- Семочкина O.A. Методика информационной подготовки студентов физико-математических факультетов педагогических ВУЗов. Автореферат кандидатской диссертации. М.: 1999. 16с.
- Сериков B.B. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос. 1999. 272с.
- Советов Б.Я., Яковлев С. А. Моделирование систем. // Лабораторный практикум. Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа. 1989. 80с.
- Создание единой абонентской службы обеспечения открытого образования научно-методическими средствами. // Отчет о НИР. МГОПУ ИНИНФО МГОПУ им. М. А. Шолохова. М. 2002.: 206с.
- Создание прототипа распределенной системы научно — методического и информационного обеспечения сельских школ на базе образовательной телекоммуникационной сети региона. // Отчет о НИР. ИНИНФО МГОПУ им. М. А. Шолохова. 2002. 105с.
- Состояние, потребности и перспективы развития дистанционного образования в России и за рубежом. // Сводный информационно-аналитический доклад. М.: ЦИАН. 2000. 88с.
- Специализация 30 109 Организация информатизации образования. // Информатика и образование. № 4. 2002. С. 5−11.
- Сравнительный анализ и экспериментальная проверка различных способов информационного обеспечения сельских школ на базе образовательной телекоммуникационной сети региона. ИНИНФО МГОПУ им. М. А. Шолохова. 2001. 79с.
- Стандартизация описания информационных ресурсов. // Открытое образование. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова. 2003. 216с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. М.: Педагогика. 1983. 186с.
- Тезисы докладов Всероссийской конференций «Современная образовательная среда». М.: 2002. 197с.
- Телекоммуникационная сеть ТВ-Информ-Образование. // ИНИНФО. М.: 1999. 28с.
- Темников Ф.Е. и др. Теоретические основы информационной техники. // Учебное пособие для вузов. М.: Энергия. 1979. 512с.
- Технические характеристики модема Асогр www.acorp.ru
- Тихонов А.Н., Абрамешин А. Е., Воронина Т. П., Иванников А. Д., Молчанова О. П. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. М.: Вита-пресс. 1998. 256с.
- Труды Всероссийской научно-методической конференции. // Телематика'2002. Санкт-Петербург. 2002. 366с.
- Федеральная программа развития образования. М.: 2002. 87с.
- Филиппович Е.Д. Индивидуальные системы обучения для сельской начальной школы. // Информатика и образование. № 2. 1997. 35с.
- Нб.Филлипов В. М., Тихомиров В. П. Открытое образование стратегия XXI века для России. М.: 2000. 355с.
- Фридланд А.Я. Информатика: процессы, системы, ресурсы. // Лаборатория знаний. М.: Бином. 2003. 232с.
- Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах: Книга для учителя: Пер. с англ. М.: Просвещение. 1989. 224с.
- Хеинер Е.К. Проект стандарта образования по основам информатики и вычислительной техники. // Информатика и образование. № 2. 1994. С. 27−30.
- Христочевский С.А. Компьютер и образование. // Информатика и образование. № 3. 1995. С. 3−6.
- Чванова М. С. Липский И.А. Информатизация системы непрерывной подготовки специалистов: методология, теория, практика. // Монография М.: Тамбов: изд. ТГУ им. Г. Р. Державина. 2000. 518с.
- Шатров А., Цевенков Ю. Проблемы информатизации образования. // Информатика и образование. № 5. 1989. С. 3−9.
- Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. M.: ABF. 1996. 560с.
- Шварцман В.О., Емельянов Г. А. Передача дискретной информации. М.: Радио и связь. 1982. 239с.
- Шварцман В.О., Емельянов Г. А. Теория передачи дискретной информации. М.: Связь. 1979. 424с.
- Щербенко C.B. Лабораторный практикум по средствам телекоммуникаций в педагогическом вузе. Сборник «Обучение в компьютерной среде». М.: 2002. С. 65−68.
- Щербенко C.B. О подготовке учителя информатики в области средств телекоммуникаций. // Обучение в компьютерной среде. ИНИНФО. М.: 2002. С. 65−68.
- Щербенко C.B. Подготовка студентов будущих учителей информатики в области телекоммуникации. // Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции «Информатизация образования — 2002». Нижний Тагил. 2002. С. 121−123.
- Щербенко C.B. Принципы построения лабораторного практикума по средствам телекоммуникаций и дистанционного обучения для подготовки учителей информатики. // Педагогическая информатика. № 2. 2004. (в печати).
- Щербенко C.B. Учитель информатики и средства телекоммуникаций. // Современные проблемы воспитания и образования. // Психолого-педагогический сборник научных трудов. Выпуск 3. // МГОПУ. М.: 2002. С. 60−63.
- Электронные учебники и учебно-методические разработки в открытом образовании. // Тезисы докладов, семинара. М.: Изд-во МЭСИ. 2000. 140с.
- Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся. // Вопросы психологии. № 3. 1999. С. 6477.
- Anne Mcdougall., Carolyn Dowling. Computers in Education. // Proceedings of the Fifth World Conference on Computers in Education. SYDNEY. Australia 9−13. July. 1990.
- Betty Collins., Uliana Nikolova., Katerina Martcheva, Information technologies in teacher education. UNESCO 1995.
- Worldwide Action in Education. UNESCO 1993.