Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Творчество Джеймса Томсона (1834-1882) (проблема метода и поэтики)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эклектизм методологии, недифференцированный подход к идейно-художественному содержанию литературы определил, как мы показали, неясность в решении принципиально важного для анализа творчества Дк. Томсона круга вопросов, связанных с определением истоков и характера мировоззрения поэта, форм его воплощения в художественных произведениях. Методологическое несовершенство работ большинства западных… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕЗ
  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ: Джеймс Томсон. Очерк жизни и творчества /проблемы жанра ииля/
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. Поэма «Город Страшной Ночи» /проблема метода и поэтики/

Творчество Джеймса Томсона (1834-1882) (проблема метода и поэтики) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Творчество английского поэта-демократа Джеймса Томсона /1834−1882/ - одна из малоизученных страниц истории литературы второй половины XIX века. Ни в нашей стране, ни за рубежом нет пока исследований, достаточно глубоко и полно рассматривающих его поэзию и прозу.

А между тем, Дж. Томсон — один из интереснейших представителей прогрессивной английской культуры XIX века, и его творчество внесло существенный вклад в демократическое искусство Англии.

Задача изучения подобного рода литературных явлений особенно актуальна сейчас, когда, как отмечается в Постановлении июньского /1983 г./ Пленума ЦК КПСС, «на международной арене происходит резкое, небывалое за весь послевоенный период обострение борьбы двух общественных систем, двух полярно противоположных мировоззрений» «''. Современная буржуазная литература и литературоведение всеми силами стремятся лишить прогрессивного звучания наиболее яркие и интересные явления в истории литературы, затушевать и замолчать их глубоко революционное звучание. В этом смысле литература минувших дней становится аргументом современной обострившейся идеологической борьбы, и исследование ее перестает быть задачей сугубо^ академической.

Поэтическое мастерство Томсона, глубина и актуальность по.

I. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии: Постановление Пленума ЦК КПСС 15 июня 1983 г. — В кн.: Материалы Пленума ЦК КПСС 14−15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983, с. 68. ставленных им социальных, философских, эстетических проблем, их оригинальное творческое решение снискали поэту известность уже при жизни. Его поэзию высоко оценивали Дж. Мередит и Дж. Элиот, Г. Мелвилл и Г. Лонгфелло, а позднее — Т. Гарди и поэт-социалист Г. Солт.

Прямой наследник революционных романтиков и поэтов-чартистов, восторженный почитатель и пропагандист творческого наследия В. Блейка, П. Шелли, Дж. Леопарди и Г. Гейне, Дж. Томсон близок английским поэтам-социалистам своим демократизмом, остротой социальной критики, своим «сочувствием к жертвам социальной несправедливости» ^" .

В то же время, поэтические идеи Томсона отзываются и в творчестве символистов Дж. Дэвидсона, Л. Доусона, А. Саймондза, в поэзии Т. С. Элиота.

Творчество Дж. Томсона — явление сложное и противоречивое. Социально-критический пафос, сочувствие и сострадание к жертвам буржуазного миропорядка в нем сочетается с мотивами отчаяния и безысходного трагизма. Истоки этой противоречивостив сложности и неоднозначности историко-литературного периода, на который приходится зрелое творчество поэта. Оно отразило как сильные, так и слабые стороны английского демократического движения 60-Х-80-Х годов XIX века, развивавшегося в условиях ожесточенной политической и идеологической реакции.

Противоречивость литературно-художественного явления отнюдь не является свидетельством его слабости и неполноценнос.

I Salt, Henry. Life of James Thomson (B.V.)"London, 1914, p148,.

В дальнейшем указание на источник дается в тексте работы: первая цифра — номер источника в списке литературы, вторая цифра — номер страницц/. ти. С одной стороны, противоречивость мировоззрения, творческого метода есть важнейшая предпосылка их развития. С другой стороны, явления подобного рода в тенденции несут в себе важнейшие характеристики искусства последующих поколений. И в этом отношении поэтическое творчество Томсона может стать материалом широких историко-литературных и теоретических обобщений .

Вторая половина XIX века — это эпоха освоения и переосмысления творческого наследия романтизма начала столетия, эпоха резкого размежевания литературных сил. Зарождение в недрах романтической литературы искусства реализма и декаданса, становление и развитие искусства социалистического — важнейшие черты второй половины XIX века как литературного периода. Творчество Томсона фокусирует в себе эти важнейшие тенденции, и изучение его позволяет дополнить наше представление о литературном процессе Англии той поры.

Дж.Томсон прошел сложный, порой мучительный путь художественных исканий. Завершающим моментом его мировоззренческой эволюции стала выработка твердого и мужественного взгляда на жизнь, взгляда атеиста и демократа. Развитие творческого метода поэта шло по направлению обогащения традиций революционно-романтической поэзии реалистическими тенденциями. Глубоко новаторским было обращение Томсона к теме буржуазного города, в чем он предвосхитил художественные открытия крупнейших поэтов-урбанистов конца XIX — начала XX века — Э. Верхар-на и Т. С. Элиота. Как поэт-урбанист, Дж. Томсон стоит у истоков поэзии наших дней, а его творчество становится частью духовной культуры современности.

Вместе с тем, как в советском, так и в западном литературоведении фигура Дж. Томсона остается в главных своих очертаниях во многом неясной.

Буржуазных критиков и литературоведов отталкивает демократизм творчества Томсона. Для большинства из них он, прежде всего, — поэт-" пессимист". Томсона пытаются представить духовным сподвижником Шопенгауэра, выразителем идей его философии, стремятся связать его творчество с позднейшей литературой экзистенциализма, представить его духовным отцом современного модернизма.

Не претендуя на оригинальность методологии, целая группа исследователей пытается найти истоки идейно-художественного своеобразия поэзии Томсона в фактах биографии поэта, связывая мотивы и темы его произведений, например, с меланхолическим складом характера, религиозностью, унаследованными поэтом, якобы, от матери /328:148/. Общим местом в исследованиях о Томсоне стала констатация прямой зависимости трагических мотивов его поэзии от факта безвременной смерти юной возлюбленной поэта Матильды Уэллер /330:15−22/.

Подобная методология может довести исследователя и до курьеза. Обширный труд Дж. Маркс, в оглавлении которого стоят имена Э. По, Т. де Квинси, Ш. Бодлера, Дж. Томсона, посвящен не проблемам их творчества, но определению характера влияния на них наркотиков и алкоголя. Подменив литературоведческий анализ наркологическим, исследовательница так, например, определяет суть центрального образа поэмы Томсона «Город Страшной Ночи»: «Для Томсона всегда „реальной ночью“ был алкоголизм, а не употребление опиума» /300:122/.

Более основательны, на наш взгляд, исследования, в которых творчество Дж. Томсона связывается с философскими, религиозными, этическими и эстетическими теориями, господствовавшими в Англии XIX века. Правда, представляя те или иные аспекты творчества поэта результатом «движения идей», а не поэтическим осмыслением противоречий общественной жизни, такие исследователи, как К. Байрон, модернизируют идеи и образы его поэзии, делая его, например, предтечей экзистенциализма в литературе, прямым предшественником модернистской литературы XX века /324:9/.

Ряд работ, посвященных творчеству Дж. Томсона, связывают его проблематику с господствовавшими в Англии второй половины века социал-дарвинистскими теориями. Именно их влиянием зачастую объясняют «пессимистические», трагические мотивы творчества Томсона и его современников. Авторы подобного рода работ обычно не поднимаются над уровнем философского мышления, свойственным буржуазным социологам XIX века. Так, вслед за «викторианцами» отождествляя прогресс социальный и О прогресс биологический, Р. Форсит полагает, что именно теория Дарвина, воспринятая Томсоном, породила социальный и исторический «пессимизм» поэта. Эволюционная наука, полагает исследователь, вступив в конфликт с религиозными воззрениями Томсона, оставила на его долю лишь «наблюдение за естественным порядком вещей, лишенным очевидной цели» /328:136/. От исследователя явно скрыто то, что было ясно поэту — истоки трагедии человека не в неразумном устройстве вселенной, но в несправедливости социальных отношений, царящих в мире.

Работы же собственно литературоведческого характера, посвященные Дж. Томсону, страдают известным эмпиризмом. Исследователи творческих связей Дж. Томсона и Леопарди /325/, Дж. Томсона и Г. Гейне /323/ пафос своих работ ограничивают изучением тематических, образных, текстовых заимствований и аналогий.

Подобная методика характерна и для работ, в которых делается попытка связать творчество Томсона с традициями поэзии английского романтизма /329/. Самоограничение проблемой идейно-эмоциональных аналогий и тематического заимствования существенно искажает картину воздействия наследия революционного романтизма на Томсона и его современников. Так, Р. Дерксен полагает, что и М. Арнольд и Дж. Томсон «глубоко интересовались Шелли, но их энтузиазм был возбужден единственно его эстетическим символизмом и поэтической техникой» /268:150/.акт широчайшего идейного и творческого воздействия Шелли на Томсона, проблема переосмысления наследия революционного романтика в поэзии автора «Города Страшной Ночи» остались за пределами исследования.

Поиски аналогий и «проходных» образов плодотворны только в том случае, если сравнительный анализ подкреплен типологическим, если та или иная сторона произведения, подвергнутого анализу, не вычленяется как самостоятельная и автономная из всего многообразия его связей и взаимодействий.

Попытки типологического осмысления одного из важнейших для англоязычной поэзии второй половины XIX — начала XX века образов — образа «бесплодной земли», предпринятые К. Далем, удачны во многом именно потому, что в основу своего анализа исследователь положил идею взаимозависимости художественной формы и содержания, которая определяет пафос работы. Сравнивая образ «бесплодной земли» в поэме Т. С. Элиота с аналогичными образами в творчестве Р. Браунинга и Дж. Томсона, исследователь ставит поэтические особенности творчества «виктори-анцев» и Т. С. Элиота в прямую зависимость от их мировоззрения и творческого метода. Возвышенно-героический характер поэзии Браунинга и Томсона прямо связан с гуманистической устремленностью их искусства: «Бесплодная земля викторианцев скорее социальна, чем индивидуальна» /326:343/, — пишет исследователь. Модернистский субъективизм Т. С. Элиота лишает судьбу его героя пафоса высокой трагедии.

Эклектизм методологии, недифференцированный подход к идейно-художественному содержанию литературы определил, как мы показали, неясность в решении принципиально важного для анализа творчества Дк. Томсона круга вопросов, связанных с определением истоков и характера мировоззрения поэта, форм его воплощения в художественных произведениях. Методологическое несовершенство работ большинства западных исследователей, обращавшихся к творчеству Дж. Томсона, вызвало и терминологическую путаницу в их литературно-теоретических построениях, в частности — нерасчлененность строго философской, этической и эстетической терминологии. Так, широко используемый в этих трудах термин «пессимизм», в большей степени применимый к определению явлений этических, был перенесен в сферу эстетических категорий, что существенно затрудняет верное прочтение поэзии Дж.Томсона.

Существенным шагом в освоении и раскрытии специфики творческого наследия Дж. Томсона явился опыт социалистической критики Англии. Одним из первых биографов и исследователей поэзии автора «Города Страшной Ночи» был Г. Солт, автор известной книги о творчестве П.Шелли. Обращение английской социалистической критики к творчеству Томсона, как и к поэзии «гениального пророка» социализма, было далеко не случайным. Социалистическая поэзия и критика видела в лице Шелли и Томсона своих прямых предшественников, связывая генезис социалистического искусства с искусством революционных романтиков и их последователей.

Феномен поэзии Томсона, ее художественный метод и стиль.

Г. Солт справедливо связывает с демократическими воззрениями поэта, на протяжении всей своей жизни «симпатизировавшего целям народным» /334:148/. Солт видит в Томсоне прежде всего политического мыслителя и поэта-демократа, отвергающего все, что препятстсвует истинно гуманному, демократическому устройству жизни /334:148/. Очевидны для критика и истоки противоречий поэтического творчества Дж. Томсона, которые глубоко коренятся в условиях и особенностях развития демократического движения в Англии 50-х-80-х годов XIX века /334:147/.

Книга Г. Солта, органично сочетающая внимание к личности поэта, к особенностям его мировоззрения, художественного метода и стиля с решением наиболее общих проблем прогрессивной культуры Англии, стала отправной точкой многих исследований творчества Томсона, в том числе и советских.

Русский читатель познакомился с творчеством Томсона в 1907 году /224/. С тех пор появились лишь отдельные статьи, главы и упоминания о Томсоне в исследованиях и пособиях по истории английской литературы, отдельные переводы в антологиях.

Исследования о творчестве Дж. Томсона, вышедшие на русском языке, в силу своей фрагментарности и неполноты не могут дать исчерпывающего представления об английском поэте. Вместе с тем, они определяют важнейшие направления исследования, его методологию.

Так, верно определяет социальные истоки поэзии Дж. Томсона М. В. Урнов: Томсон, как и Гарди, выражал «настроения трудовой бедноты, слабо или вовсе не связанной с организованным рабочим и социалистическим движением, .не только их сильные стороны, в том числе способность к протесту, но и слабыесклонность к отчаянию» /226:244/.

Собственно же художественная специфика выражения этих настроений остается за пределами исследования.

Частично она раскрыта И. М. Катарским, связывающим поэму Дж. Томсона «Город Страшной Ночи» с традицией романтической философской поэмы. Следуя этой традиции, полагает исследователь, Томсон создает произведение, «где в символических образах с предельной полнотой выражен взгляд поэта на мир» /225:39/.

С традициями байроновских мистерий связывает главную поэму Томсона и М. Гутнер /222:454/.

Проблема же развития и переосмысления в творчестве Томсона романтических традиций, однако, в указанных работах даже не поставлена.

Она по-своему интересно намечается и решается в очерке эстетических взглядов и творчества Томсона, написанном Л. М. Ариншт ейном /223/.

Автор справедливо стремится преодолеть сложившееся в советском литературоведении 30-х-40-х годов представление об английской искусстве второй половины века как о духовной родине формализма и декаданса. Ему удается показать, что и в сложный для развития английской поэзии период, который долгое время принято было называть периодом упадка, прогрессивные общественно-политические тенденции, завещанные XIX веку Свифтом и романтиками, продолжали развиваться в творчестве Браунингов, М. Арнольда, Ч. Суинберна, Дж.Томсона.

Интересными и важными представляются наблюдения автора над эволюцией творческого метода в поэзии Томсона, для которого обращение «к исторически конкретной социальной тематике» .было средством «преодолеть абстрактность, декларативность и подражательность, характерные для «Гибели Града» /203:132/,.

— 12 одного из ранних, романтических произведений поэта.

Однако, самоограничение проблемой отражения общественно-политической проблематики в творчестве Томсона, обращение к КРУГУ произведений, в которых политические взгляды поэта выражены в прямой форме, заставляет автора искусственно разорвать общественно-политическое и философско-этическое содержание поэзии Томсона, в результате чего за пределами исследования осталось его самое значительное произведение — философско-символическая поэма «Город Страшной Ночи». Анализ этой поэмы показал бы более сложный и органичный процесс переосмысления идей революционных романтиков и их эстетики в творчестве Томсона. Автор же, говоря об эстетических воззрениях поэта, вынужден скорее ограничиться перечислением его литературных симпатий и антипатий, а не анализом эстетики /223:108−128/.

Стремясь защитить Дк. Томсона от обвинений в «пессимизме», автор определяет направление идейно-философской эволюции поэта как процесс преодоления к 80-м годам «пессимистических» настроений: «характерной чертой всех без исключения произведений, созданных поэтом после 1880 года, является жизнеутверждающий оптимистический тон» /223:161−162/. Однако, именно в 1882 года были написаны наиболее трагические по пафосу произведения поэта — «Бессонница», «Поэт и Муза» .

Исследователю не удается снять вопрос о т.наз. «викторианском пессимизме», как не удается это сделать и другим советским исследователям, обращающимся к творчеству Дк. Томсона и его современников. Вместе с тем, вопрос этот требует настоя-V, тельного решения. Оно прояснит-важнейшие идейные истоки поэзии Дж. Томсона, характер его связей как с предшествующей литературной традицией, так и с творчеством поэтов последующих поколений, особенности поэтики и стиля его произведений.

— 13.

Данным вопросам посвящены соответствующие главы настоящего исследования.

В первой главе «Джеймс Томсон. Очерк творчества» /Проблемы жанра и стиля/ будет раскрыт характер мировоззрения поэта в связи с общей картиной духовной жизни Англии второй половины XIX века, с проблемами английского демократического движения. Будут вскрыты истоки мироощущения поэта и формы выражения его в поэтических произведениях. Главной проблемой первой главы является проблема эволюции мировоззрения и творческого метода поэта, проявившейся в смене жанровых и стилевых форм его стихотворений и поэм, в изменении их тематики и идейной направленности. Проблема эволюции в первой главе решается с учетом воздействия на Томсона революционно-романтической поэзии начала века^ в контексте современной ему литературной жизни. Будет показано, что в своей мировоззренческой эволюции Томсон близко подходил к идеям, которые впоследствии легли в основу проблематики социалистической поэзии 80-х-90-х годов, а как художник, пришел в своем зрелом творчестве к реалистическим принципам художественного исследования действительности.

Вторая глава — «Поэма «Город Страшной Ночи» /Проблема метода и поэтики/ - впервые в советском литературоведении раскрывает идейно-художественное своеобразие главного поэтического произведения Томсона. Проблема метода и поэтики решается в широком конктексте литературных связей, охватывающем как XIX, так и XX век. Это позволяет рассмотреть некоторые общие закономерности литературного процесса Англии данного периода.

В «Заключении» подводятся итоги исследования, делаются соответствующие выводы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Дж.Томсон начинает свою поэтическую и литературно-критическую деятельность как искренний почитатель и последователь поэтов революционного романтизма. Социально-философская и философско-нравственная проблематика раннего творчества Томсона подчинена задачам обличения правящих классов буржуазно-аристократической Англии /" Гибель Града" /, показа нравственной деградации ее верхушки /" Подсказанное «Стансами к Гранд Шартрез» /- в его первых поэтических произведениях воссоздается стихия лирического, субъективного отношения к миру, свойственная романтической поэзии /" Нашим Дамам Смерти" V «Mater Tenebrarum «/- поэтика раннего творчества Томсона следует романтическим моделям.

Однако уже в 60-е годы поэт осознает недостаточность современного ему романтического искусства. Позднеромантичес-кая /Вордсворт/ и эпигонская /Теннисон/ поэзия вызывает многочисленные критические высказывания поэта. Поэзия Томсона 60-х годов, стремящаяся к преодолению кризиса романтического миропонимания, демонстрирует существенные черты, сближающие ее с реалистическим искусством.

Тенденция к объективно-реалистическому исследованию законов бытия, наметившаяся в поэзии Томсона в 60-е годы и ставшая определяющей в последующие периоды творческой деятельности поэта, существенно видоизменяют художественный мир его произведений — их жанровую. природу, характер образности, стиля, характер и формы воссоздания поэтического идеала.

Социально-философская проблематика, свойственная поэзии.

революционного романтизма, в творчестве Томсона в 60-е -70-е годы сочетается с реалистическим анализом социальных проблем «викторианской» Англии.

Вместе с тем, полемизируя с романтизмом, Томсон творчески воспринял важнейшие стороны революционно-романтического искусства — его демократизм, философскую насыщенность, страстный лирический пафос. Сочетая свойственное реализму стремление к анализу социально-исторической проблематики с ее глубоко лирическим осмыслением, используя в своем творчестве черты как романтической, так и реалистической поэтики, Томсон создает произведения, в которых решение социальных проблем Англии второй половины XIX века поднимается до уровня высоких философских обобщений.

Как поэт>-демократ, поэт-реалист, Томсон новаторски разрабатывает важнейшую для европейской поэзии Х1Х-ХХ веков урбанистическую тему. Ставший для поэта символом буржуазного мира, враждебного лучшим, гуманистическим свойствам человека, образ Лондона в поэзии Томсона предвосхищает развитие урбанистических мотивов в творчестве Э. Верхарна, Т. С. Элиота, других урбанистов XX века.

С демократическими воззрениями поэта связан и характер трактовки главного героя поэзии Томсона.

Исследуя жизнь, поэт в ее недрах находит явления и силы, способные противостоять миру буржуазных отношений. Они связаны,.прежде всего, с его героем, бедняком-лондонцем, для которого ум и честь, милосердие и совесть, любовь и сострадание — не пустые слова. Эти качества составляют реальную духовную основу его жизни, и они тем более близки поэту, что его герой сознает враждебность мира буржуазных отношений, его бездуховность и жестокость. Но герой Томсона. зна;

чительно превосходит буржуа по своим жизненным, духовным возможностямв битве жизни моральная и эстетическая победа остается за ним. И в этом Томсон следует гуманистическим традициям английской литературы, традициям Р. Бернса, ревоюционных романтиков и поэтов-чартистов. В этом онпрямой предшественник социалистической поэзии 80-х-90-х годов.

Поэтическое своеобразие творчества Томсона во многом определялось трагизмом его мироощущения. Поэту не свойственен исторический оптимизм революционных романтиков — Англия второй половины XIX века не давала поводов для оптимистических воззрений. Но не свойственен поэту и пессимизм, сопряженный с резиньяцией перед лицом враждебного мира. Трагическое, героическое мироощущение Томсона пронизано болью за человека, живущего в антигуманных обстоятельствах, состраданием и сочувствием к его трагедии, и в этом Томсон следует одной из наиболее глубоких в английской литературе, шекспировской традиции.

Ромен Роллан в своих знаменитых очерках о Шекспире прямо связывает трагическое миропонимание Шекспира с его гуманистическими воззрениями: «В трагической ночи, в которой шествует мрачная истина, остается одна звезда, один слабый проблеск — Милосердие» /195−346/. «Милосердие», иными словами, гуманизм Шекспира, полагает писатель, объединяет всех людей, независимо от их общественного положения, перед общей трагедией существования в сословном обществе, оно «как бы служит мостом, переброшенным через ров, разделяющий и отдельных людей и классы. Оно соединяет руки богатых и бедных, хозяев и слуг» /195:229/. Гуманизм Шекспира лишен ясной социальной определенности, он абстрактен. Но великий.

драматург был способен интуитивно уловить реальные истоки трагедии человека в мире социального зла, и в этой соотнесенности истории и гуманизма — величайшее достижение его искусства, стоящего на реалистических позициях. Трагическое миропонимание Шекспира-реалиста не искажает облик мира в его произведениях, «чрезмерный пессимизм этот передает лишь представление о мире, как он отражается в душах, потрясенных чрезмерными страданиями. Не желая обобщать этот пессимизм, Шекспир оправдывает его в отношении несчастных, и никто не имеет права высказывать суждение о жизни и о человеке, не выслушав и не взвесив этих страшных свидетельств горя с орлиными глазами» /195:229/.

Это «горе с орлиными глазами» — трагическое мироощущение, сочетаемое с представлением о высоком достоинстве и предназначении человека, составляющее основу шекспировского гуманизма, — определяет и гуманистический пафос поэзии Томсона. Как и Шекспир, Томсон в лучших своих социально-философских произведениях исследует социальные истоки трагедии человека в собственническом мире, стремится к их реалистическому раскрытию.

Типологические связи поэзии Томсона охватывают, таким образом, широчайший круг литературных явлений прошлого и настоящего. Открывая новые пути демократической и реалистической поэзии XIX и XX веков, творчество Томсона становится частью духовной культуры современности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е листратова A.A. Роберт Берне. М.: Гослитиздат, 1957, 159с.
  2. Е листратова A.A. Байрон. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1956, 264с.
  3. Е листратова A.A. Наследие английского романтизма и современность. М.: Изд-во Акад. наук СССР, i960, 505с.
  4. Е листратова A.A. Поэмы и лирика Кольриджа.- В кн.: Кольридж С. Т. Стихи. М.: Наука, 1974, с. 203−245.
  5. Ж ирмунский В. М. Теория стиха. Л.: Сов. писатель, 1975, 664с.
  6. И в, а ш е в, а В. В. Творчество Диккенса. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1954, 472с.
  7. И в, а ш е в, а В. В. Теккерей сатирик. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1958, 304с.
  8. И о н к и с Г. Э. Английская поэзия XX века: I9I7-I945. М.: Высшая школа, 1980, 200с.
  9. И о н к и с Г. Э. Английская поэзия 1910−1930-х годов: Автореф. дис.. докт. филол. наук. М, 198I, 32с.
  10. И о н к и с Г. Э. Английская поэзия XX века :1917−1945. М.: Высшая школа, 1980, 200с.
  11. К арбанова И. Ю. Тема рабочего класса в произведениях Диккенса.- Уч. зап./Латв. ун-т, филол. науки, 1968, т.89.
  12. К арельский А. Повесть романтической души.- В кн.: Немецкая романтическая повесть. М., 1977, с.5−39.
  13. К атарский И. М. Диккенс. М: Гослитиздат, 1960, 272с.
  14. К атарский И. М. Диккенс в России. М: Наука, 1966, 428с.
  15. К лименко Е. И. Стилистическая, реформа Вордсворта и Кольриджа.- Уч. зап./ I ин-т иностр. языков, т.1, Л., 1939.
  16. К лименко Е. И. Иносказательный смысл моря в поэзии Байрона.- Вест. ЛГУ, 1963, № 8, серия «история, литер., язык.», вып. 2, с.164−167.
  17. Е.И. Творчество Роберта Браунинга. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1967, 228с.
  18. К о д у э л л К. Иллюзия и действительность. М.: Прогресс, 1969, 365с.
  19. К олесников Б. И. Роберт Берне. М.: Просвещение, 1967, 239с.
  20. К олесников Б. И. Революционная эстетика П. Б. Шелли. М.: Высшая школа, 1963, 114 с.
  21. К очеткова И. К. Поэзия Т.С.Элиота.- Вестн. МГУ, филология, 1967, М, с. 15−28.
  22. К у р г и н я н М. С. Джордж Байрон. М.: Гослитиздат, 1958, 216с.
  23. Л, а д ы г и н М. Б. Романтический роман. М.: МГПИ, 1981, 140с.
  24. Л е о п, а р д и Дж. Стихотворения. M., 1893, 93с.
  25. Л осев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976, 367с.
  26. Л уначарский A.B. и Ш ю р Р. Диккенс. М.-Л.:Гослитиздат, 1931, 30с.
  27. Л юбарская Л. А. Вилфрид Скоуэн Блант. Л.: Наука, 1969, 395с.
  28. М елетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976, 407с.
  29. М ихальская Н. П. Чарльз Диккенс. М.: Учпедгиз, 1959, 195с.
  30. М ихальская Н.П. и Аникин Г. В. Английский роман XX века. М.: Высшая школа, 1982, 192с.
  31. М о р т о н А. Л. От Мэлори до Элиота. М.: Прогресс, 1970, 256с.
  32. М от ы лева Т. Л. Достояние современного реализма. М.: Сов. писатель, 1973, 438с.
  33. Н екрасова Е. А. Творчество В.Блейка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962, 182с.
  34. Н еупокоева И. Г. Творчество П.Б.Шелли. М., 1956.
  35. Н еупокоева И. Г. Революционный романтизм П. Б. Шелли. М.: Гослитиздат, 471с.
  36. Н еупокоева И.Г. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века. М.: Наука, 1971, 520с.
  37. Н иколюкин А. Н. Массовая поэзия в Англии концаХУШ начала XIX веков. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961, 275с.
  38. H иколюкин А. Н. Байрон, Шелли и современная им английская массовая поэзия.- Изв. Акад. наук СССР, отделение литер, и язык., т.16, вып.4, 1957, с.311−323.
  39. H иколюкин А. Н. Американский романтизм и современность. М.: Наука. 1968, 411с.
  40. П и р с о н X. Диккенс. М.: Молодая гвардия, 1963, 511с.
  41. П оспелов Г. Н. Вопросы методологии и поэтики. М.: Изд-во МГУ, 1983, 336с.
  42. Проблемы эстетики и творчества романтиков.- Межвуз. темат. сб./Калинин, гос. ун-т, Калинин: КГУ, 1982, 185с.
  43. Р о л л, а н Р. Собр. соч.: В 14 т., т.14, М.: Гослитиздат, 1958, 832с.
  44. Русский романтизм: Сб. статей. М.: Высшая школа, 1974, 359с.
  45. С и л ь м, а н Т. Диккенс. М.: Гослитиздат, 1958, 407с.
  46. У р н о в М. В. На рубеже веков. М.: Наука, 1970, 432с.
  47. Ф е д о р о в A.A. Томас Манн. Время шедевров. М.: Изд-во Моск. ун-та, 198I, 335с.
  48. Ш е л л и П. Б. Письма, статьи, фрагменты. М.: Наука, 1972, 534с.
  49. Ш е л л и П. Б. Триумф жизни. М.: Мысль, 1982, 256с.
  50. Ш е т е р И. Романтизм: Предыстория и периодизация.-В кн.: Европейский романтизм: Сб. статей, М.: Наука, 1973, с.51−90.
  51. Ш и л л е р Ф. П. Очерки по истории чартистской поэзии. М.-Л.: Гослитиздат, 1933, 173с.
  52. Ш о х и н К.В. 0 трагическом герое и комическом персонаже. М.: 1972, 56с.
  53. Э л и о т Т. С. Бесплодная земля. М.: Прогресс, 1971, 188с.
  54. Э л ь с б е р г *Я.Е. Трагическое и комическое.- В кн.: Основы марксистско-ленинской эстетики. М.: Госполитиздат, 1961, с.445−461.
  55. Критические работы о Дж. Томсоне на русском языке.
  56. Г у т н е р М. Предисловие и комментарий.- В кн.: Антология новой английской поэзии. Л.: Гослитиздат, 1937, с. 10, 423.
  57. А ринштейн Л. М. Ре (волюционно-демократическая поэзия Джеймса Томсона. Джеймс Томсон: Эстетические взгляды. В кн.: Прогрессивные общественно-политические тенденции в английской поэзии 50−70-х гг XIX века. М.: Росвузиздат, с.108−172.
  58. Д и о н е о. Лауреат пессимизма.- Русское богатство, 1907, № 6.
  59. У р нов М.В. В кн.: На рубеже веков. М.: Наука, 1970, с.242−244.
  60. Источники. Произведения Джеймса Томсона на русском языке.
  61. Т о м с о н Дж. Город Страшной Ночи.- В кн.: Антология новой английской поэзии. Л.: Гослитиздат, 1937, с.123−129.
  62. Источники. Произведения Джеймса Томсона на английском языке.- 177
  63. T homson J" Poems of James Thomson (B.V.). New York: Holt, 1927, 251p.230.0? h о m s о n J. «The City Of Dreadful Night» and Other Poems /with a preface by H.S.Salt/. London s Watts, 1932, 11Op.
  64. T h 0 m s о n J. Biographical and Critical Studies. London: Reeves and Turner, 1896, 483p"
  65. T homson J. The Poetical Works of James Thomson: In 2 vols., London, Reeves and Turner, vol. 2, 1895, 446p.
  66. T homson J. The Speedy Extinction of Evil and Misery i Selected Prose of James Thomson,niv. of California press, 19 671 353p
  67. T homson J. Poems and Some Letters of James Thomson /ed. A. Ridler/. Carbondale: Southern Illinois Univ. press, 1963, 278p.
  68. Общие работы и художественные тексты на иностранных языках.235"A b r a m s M. The Mirror and the Lamp: Romantic Theory and the Critical Tradition" New York: Oxford Univ. press, 1953, 406p.
  69. A b r a m s M. English Romantic Poets: Modem Essays in Criticism. New York: Oxford Univ. press, 1960, 384p.
  70. A d a i r P. The Walking Dream: A Study of Coleridge’s Poetry. London: Arnold, 1967, 247p.
  71. A n n a n N. The Strands of Unbelief, — Ideas and Beliefs of the Victorians: A Historic Revaluation of the Victorian Age. London, 194−9, p.150−156.
  72. A r n o 1 d M. Poetry and Prose. Cambridge (Mass.): Harvard Univ. press, 1970, 800p.
  73. A r n s t jb i n W. The Bradlaugh Case.- Ins Journal of the History of Ideas, April, 1957, p.251−269.
  74. A usubel H. In Hard Times: Reformers Among the Victorians. Columbia Univ. press, 1960, 403p.
  75. B a b b i t I. Rousseau and Romanticism. New York sNoonday press, 1955″ 324p"
  76. B a i 1 e y J" Thomas Hardy and the Cosmic Mind. Chapel Hill: Univ. of North Carolina press, 1956, 223p.
  77. B a t h o E. and D e b r e e B. The Victorians and After. London: Cresset press, 1950f 360p,
  78. B a u g h A, A Literary History of England. London: Routledge and Kegan Paul, 1967″ 1796p"2?6"B each J" A Romantic View of Poetry" Minneapolis: Univ. of Minnesota press, 1944, 133P"
  79. B o w r a C" Heroic Poetry. London: Macmillan, 1952, 589p.
  80. B rantlinger P. The Spirit of Reform: British Literature and Politics s 1832−1867. Cambridge (Mass.) -London: Harvard Univ. press, 1977″ 239p.
  81. B r i n t o n Cr. The Political Ideas of English Romanticism. New York: Russel and Russel, 1962, 242p.
  82. British Victorian Literature s Recent Revaluations. New York Univ. press London Univ. press, 1969″ 506p.251 .B rowning R# Poetical Works: 1833−1864. London s Oxford Univ. press, 1970, 952p.
  83. B u c k 1 e y J. Victorianism" — Ins Victorian Literature: Modern Essays in Criticism. New York, 1976} p"3−6.253"B uckley J. Tennysson: The Grouth of a Poet. Cambridge (Mass,): Harvard Univ. press, 1960, 298p.
  84. B uckley J. The Triumph of Time: A study of the Victorian Concepts of Time, History, Progress, and Decadance. Cambridge (Mass.): Belknap press of Harvard Univ. press, 1966, 187P.255"B y r o n G. Selections from Byron. Moscow s Progress, 1979, 250p.
  85. C hachravarty A. The Dynasts and the Postwar Age in Poetry. London-Oxford, 1938, 174p.
  86. C h a p m a n R" The Victorian Debate: English Literature and Society: 1832−1901. London s Weidenfield and Nicolson, 1968, 377p.- 179 2580 lough A. Theoems of A.H.Clough. Oxford: Clarendon press, 1974, 822p.
  87. C o 1 e G. Chartist Portraits* New York: Macmillan, 1965, 377p.
  88. C unlife J. Literature During the Last Half-Century: 2-d ed. rev., New York: Macmillan, 1928, 357p*
  89. D a i c h e s D. The Critical History of English Literature: In 4 vols, 2-d ed., London: Seeker and Warburg, 1972, vol.4, p.856−1211.
  90. D avidson J. The Poems of J. Davidson: In 2 vols, Edinbourgh London: Scottish association press, vol.1, 1973″ 292p., vol.2, 1973, p.293−551.267 .D rinkwater J. The Pilgrims of Eternity* New York: Kennikat press, 1969, 408p.
  91. D uerksen R. Shellean Ideas in Victorian Literature. The Hague, 1966, 240p.
  92. E 1 i o t T.S. Essays Ancient and Modern. London: Faber and Faber, 1936, 190p.
  93. E 1 i 0 t T.S. Collected Poems. New York: Harcourt, Brace and Co, 1936, 220p.
  94. Eliot T.S. Collected Poems. London: Faber, 1963, 240p.
  95. E 1 1 e d g e W. Byron and the Dynamics of Metaphor. Nashvill- Vanderbilt Univ. press, 1968, 155P*
  96. English Poetry in Transition: 1880−1920 s An Antology of English Poetry from 1880 1920. Nejr York: Pegasus, 1968} 446p.
  97. E v ans B. English Poetry in The Later Nineteenth Century. London: Methuen, 1933″ 404p.
  98. E vans B. Thadition and Romanticism. London: Archon Books, 1964, 213p.
  99. E vans B. English Literature: Values and Traditions. London, 1962, 96p.
  100. F a v e r t y P. The Victorian Poets: A Guide in Research. Cambridge (Mass.): Harvard Univ. press, 1956, 292p.
  101. F o a k e s R. The Romantic Assertion. Yale Univ. press, 1958, 179p"279"F rye N. Romanticism Reconsidered. New York: Columbia Univ. press, 1964, 144p.
  102. G aunt W. Arrows of Desire: A Study of William Blake and His Romantic World. London: Museum press, 1956, 144p.
  103. G leckner R. Byron and the Ruins of Paradise. Baltimore: John Hopkins press, 1967, 365p.
  104. H a r d y T. Poems of T. Hardy: A New Selection. London: Basingstroke: Macmillan, 1977″ 368p.
  105. H a r d y P. The Later Years of Thomas Hardy. London: Macmillan, 1930, 286p.
  106. H earn L. Interpretations of Literature: In 2 vols, New York-Port Washington: Kennikat press, 1965″ 785p.
  107. H eath-Stubbs J. The Darkling Plain: A Study of the Late Fortunes of Romanticism in English Poetry from George Darley to W.B.Yeats. London: Eyre and Spottis Woode, 1950, 221p.
  108. H eine H. Ausgewahlte Werke: In 2 Banden. Moskau: Verlag fur Fremdsprachige Literatur, 1951, B.1, 576S., B.2, 364S.
  109. H enderson P.ennysson: Poet and Prophet. London, Henley: Routledg® and Kegan Paul, 1978, 225p.
  110. H o u g h G. The Last Romantics. London: Methuen, 1961,284p.
  111. H o u s m a n A. The Collected Poems of A.E.Housman. tondon s Cape, 1944, 256p.
  112. J a c k A. Shelley: An Essay. New York London: Kennikat press, 1970, 127p.291 .J a m e s D. Scepticism and Poetry. New York: Barnes and Noble, 1960, 274p.
  113. H oughton W. and Strange G. Victorian poetry and Politics. Boston- Houghton, Mifflin Co, 1968, 915p*
  114. K eats J. The Poetical Works of John Keats. London s Frederic Warne and Co, 452p.
  115. K eats J. The Life and Letters of John Keats. Ed. B.M.M. Houghton. London Toronto: Dent, New York: Dutton, 231p.
  116. K u r t z B. The Pursuit of Death. New York s Octagon Books, 1970, 339p"
  117. L e a v i s F. Revaluation: Tradition and Development in English Poetry. Harmondsworth (Middl.) — Penguin Books, 1964, 223p.
  118. L e a v i s F. The Great Tradition. London: Chatto and Windus, 1948, 266p.
  119. L i n d s a y J. William Blake s His Life and Work. London: Constable, 1978, 334p.
  120. L u c a s F. Ten Victorian Poets. Cambridge: The Univ. press, 1940, 199p.
  121. M a r k s J. Genius and Disaster. New York: Adelphi, 1926, 193p.
  122. McNiece G. Shelley and the Revolutionary Idea. Cambridge (Mass.): Harvard Univ. press, 1969, 303 p.
  123. M orris W. On Art and Socialism. London: Lehman, 1947, 335p.
  124. M orris W. Letters of W. Morris to His Family and Friends. London: Longmans, Green and Co, 1950, 406p.
  125. M o r t o n A.L. The Everlasting Gospel. London: Lawrence and Wishart, 1958, 64p.305 .Р о t t 1 е Р. Shelley and Browning s A Myth and Some ¦^acts. New Haven: Archon Books, 1965″ 94p.
  126. D e Quincey T. The Opium Eater and Other Writings. London s Cassel and Co, 1908, 415p.
  127. H e a d H. Phrases of English Poetry. London: Faber-Faber, 194−8, 148р.
  128. Romantic Rebels: Essays on Shelley and His Circle. Cambridge (Mass.) Harvard Univ. press, 1973″ 320p.309*S aintsbury G. A History of English Prosody- In 3 vols, vol.3″ New York: Bussel and Russel, 1961, 562p.
  129. Shakespeare W. The Complete Works of W. Shakespeare. London: Soring Books, 1979″ 1082p.
  130. S h e 1 1 e у P.B. Poetical Works of P.B.Shelley. London: Frederic Warne and Co, 656p.
  131. S omervell D. English Thought in the 19th Century. London: Longmans, Green and Co, 1929″ 241p.313*Stevenson L. Darwin Among Poets. Chicago, 1932.
  132. S t г о n g A. Three Studies in Shelley and an Essay on Nature in Wordsworth and Meredith. Hamden: Archob. Books, 1968, 189p.315*S winburne A.C. The Best of the Swinburne. New York: Nelson, 1937″ 435p.
  133. Tennysson A. The Poetical Works of A. Tennysson. New York: The American News Co, 448p.
  134. T h о m p s о n E. W. Morris i Romantic to Revolutionary. London: Lawrence and Wishart, 1955″ 908p.
  135. Tillotson G. A View of Victorian Literature. Oxford: Clarendon press, 1978, 396p.319*T ownsend B. John Davidson: Poet of Armageddon. New Haven, 1961.
  136. W a 1 к e r H. The Literature of the Victorian Era. Cambridge Univ. press, 1931″ 1067p.321 .W ordsworth W. Poems of Wordsworth. London: Mac millan and Co, 1888, 331p.
  137. Y о u n g G. Victorian England: Portrait of an Age. New York, 1954, 162p.
  138. Критические работы о Дж. Томсоне на иностранных языках.
  139. В lack J. James Thomson: His Translation of Heine.-Modern Language Review, XXX1, 1936, p.48−54.
  140. В у г о n К. The Pessimism of James Thomson (B.V.) in Relation to His Times. London: Mouton, 1965″ 174p.
  141. C о t t e n L. Leopardy and «The City of Dreadful Night».- Studies in Philology, XL11, 194−5, p.675−689.
  142. D a h 1 С. The Victorian Wasteland.- Colledge English, xvi, 1955, p.341−347.
  143. D obeli B. A Memoir.- In: The Poetical Works of James Thomson. London: Reeves and Turner, vol.1, 1895, p.1−15*
  144. F о r s y t h R. Evolutionism and Pessimism of James Thomson (B.V.) — Essays in Criticism, XX1, April 1962, p.148−166.
  145. H a r p e r G. Blake*s Nebuchadnessar in «The City of Dreadful Night».- Studies in Philology, L, 1953, p.68−80.
  146. M e e k e r J. The Life and Poetry of James Thomson (B.V.). Yale Univ. press, 1917, 145p.
  147. M ore P. James Thomson (B.V.)The Nation, V, 85, № 2217, December 1926, New York, p.583−586.
  148. N e w b u r g V. James Thomson.- The Freethinker, November. 25 and December 2, 1934.
  149. P eyre H. Les Sources du Pessimisme de Thomson.-Revue Anglo-Americaine, Paris, Decembre 1924 et Fevrier 1925, s.152−156, 217−231.
  150. S alt H. The Life of James Thomson (B.V.) London: Watts and Co, 1914, 165p
  151. S chaefer W. James Thomson (B.V.): Beyond «The City». Berkeley Los Angeles: Univ. of California Studies, 1965, 208p.
  152. S c Ii a e f e r W. The Two Cities of Dreadful Night.-Publications of Modern Language Society of America, LXXV11, December 1962, p.609−616.
  153. Y a c h o t C. James Thomson (1834−1882). Paris: Didier, 1964, 508s.
  154. W e i s s e 1 J. James Thomson der jungere, Sein Leben und Seine Werke. Wien und Leipzig, 1906.
  155. Z a b e 1 M. James Thomson j Poems.- Poetry, XXX11, July, 1928, p.229−233.
Заполнить форму текущей работой