Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия эффективной адаптации педагогов к профессиональной деятельности в ссузах МВД России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В педагогическом коллективе в целом гностические ситуации, а именно, анализ достоинств и недостатков в знаниях, деятельности и поведении учащихся, являются и наиболее трудными, и наиболее приносящими удовлетворение. Круг поведенческих стратегий довольно узок — узкопрофессионально-направленные стратегии являются наиболее частыми. При этом отмечена недостаточная личностная вовлеченность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ССУЗОВ МВД
  • РОССИИ
    • 1. 1. Анализ проблемы профессиональной адаптации педагогов ссузов МВД
    • 1. 2. Особенности профессиональной деятельности педагогов ссузов МВД России
    • 1. 3. Моделирование процесса эффективной адаптации педагогов к профессиональной деятельности в ссузах МВД России
  • ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ССУЗАХ МВД РОССИИ
    • 2. 1. Знание специфики объективных требований к профессиональной адаптации педагогов
    • 2. 2. Анализ уровня профессиональной деятельности как показателя эффективной адаптации педагогов
    • 2. 3. Изучение и учет характеристик компонентов адаптационного потенциала педагогов
    • 2. 4. Оптимизация структуры адаптационного потенциала педагогов ссузов
  • МВД различного уровня педагогической деятельности

Педагогические условия эффективной адаптации педагогов к профессиональной деятельности в ссузах МВД России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Адаптация — это междисциплинарное понятие, которым оперируют многие науки. Адаптация, независимо от специфики ее понимания в разных направлениях, представляет собой вид взаимодействия человека с изменяющимися условиями среды. Среди многочисленных проблем адаптации в настоящее время одной из важнейших является адаптация педагогов к профессиональной деятельности в системе МВД. Данная проблема тесно связана с адаптацией педагогов к жизни в целом в современную эпоху стремительных перемен социально-экономической жизни общества. Это означает, что профессиональная адаптация педагогов представляет собой сложный процесс, связанный не только с их непосредственной педагогической деятельностью в системе ссузов МВД, по и с внутренними личностными изменениями под воздействием объективных сложностей служебной деятельности.

Известно, что педагоги являются профессиональной группой, которая особенно подвержена дезадаптивным тенденциям. Согласно данным современных исследований, каждый десятый педагог — за гранью психической нормы, две трети педагогов подвержены различным нервно-психическим расстройствам, 90% педагогов обладают негативными личностными свойствами (низкая креативность, ориентация на прошлое, нарушение личностной целостности, проявляющееся прежде всего в поведении педагога как исключительно носителя социальных качеств) [113, 137, 142]. Специфика работы в системе профессионального образования МВД накладывает свой отпечаток на деятельность педагогов, предъявляя дополнительные требования к профессионализму, ответственности, нравственным качествам, стрессоустойчивости.

В исследовании сделан акцент на условиях успешной адаптации педагогов в ссузах МВД, которые, прежде всего, обеспечивают эффективность различных положительных проявлений их личности в педагогической деятельности. В соответствии с общепринятой терминологией, такие условия адаптации могут быть названы субъективными. Это предпосылки успешной адаптации, совокупность которых представляет собой подготовленность педагогов к профессиональной деятельности.

Актуальность исследования обусловливается противоречиями между современными требованиями педагогической деятельности и адаптационным потенциалом педагогов. В процессе исследования предполагалось выявить оптимальную структуру адаптационного потенциала личности педагога ссуза МВД, а также его возможный «негатив».

Таким образом, несмотря на то, что проблема профессиональной адаптации педагогов получила достаточно широкое освещение в литературе, многообразие подходов не свидетельствует о наличии единого мнения относительно феномена адаптации. Еще в большей мере разнородны исследования более частной проблемы — профессиональной адаптации педагогов ссузов в МВД России.

Объект исследования: процесс адаптации педагогов среднего специального образовательного учреждения МВД России к профессиональной деятельности.

Предмет исследования: адаптационный потенциал педагогов ссузов МВД России и условия его эффективной реализации в профессиональной деятельности.

Цель исследования: теоретически и эмпирически обосновать комплекс основных условий эффективной адаптации педагогов среднего специального образовательного учреждения МВД России к профессиональной деятельности.

Гипотеза: предполагалось, что адаптация педагогов ссузов МВД к профессиональной деятельности может быть эффективной, если будут определены и оптимизированы такие компоненты адаптационного потенциала, как: профессиональный потенциал (уровень деятельности и педагогические умения, образование и успешность работы, значимые педагогические ситуации и стратегии поведения в них) — коммуникативный потенциал (стиль педагогического взаимодействия, способ поведения в конфликтах) — нравственный потенциал (эмпатия, «индекс нравственности») — психофизиологический потенциал (стрессоустойчивость). Задачи исследования:

1. Изучить научную литературу и педагогическую практику по проблеме адаптации педагогов и определить ведущие подходы к пониманию ее сущности.

2. Педагогически обосновать оптимальную структуру адаптационного потенциала педагогов ссузов МВД к профессиональной деятельности.

3. Разработать экспериментальную модель процесса адаптации педагогов среднего образовательного учреждения МВД к профессиональной деятельности.

4. Определить основные условия эффективной адаптации педагогов ссуза. Методологической основой исследования являются:

— принципы системности и комплексности (Беляева А.П., Блауберг И. В., Васильев B. J1., Ганзен В. А., Кузьмин В. П., Ломов Б. Ф., Садовский В. Н., Уемов А. И., Юдин Э.Г.);

— методология и теория педагогических исследований (Батышев С.Я., Беляева А. П., Гейжан Н. Ф., Н. В. Кузьмина, В. В. Краевский, Назаренко А. Ф, Хоп Г. Н.);

— современная теория адаптации (Анохин П.К., Балл Г. А., Березин Ф. Б., Кошелева C.B., Лазарус Р., Лисицип Ю. П. и Петленко В. П., Меерсон Ф. З., Налчаджян A.A., Олейников B.C., Посохова С. Т., Селье Г., Чатурведи М., Эверли А. и Розенфельд С., Реан A.A.);

— исследования готовности к профессиональной деятельности, в том числе педагогической (Безиосов С.П., Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А.,.

Захарова Л.А., Зеер Э. Ф., Иванова Т. В., Кикоть В. Я., Комаровская Л. В., Прудаева Л. А., Пырьев Е. А., Слепов В. Я., Узнадзе Д. Н., Хальзов В. И., Юрченко Я.Я.);

— исследования профессиональной деятельности педагогов (Гоноболин Ф.Н., Козиев A.A., Кондратьева C.B., Кулагин Б. В., Кузьмина Н. В., Кулюткин Ю. Н., Маркова А. К., Митина Л. М., Чугунова Э. С., Шесгаков А. Г., Щербаков А.И.);

— достижения пенитеициариой педагогики (Белослудцев В.И., Бухаркина М. Ю., Высотина Л. А., Зюбин Л. М., Лутанский В. Т., Моисеева М. В., Пшцелко A.B., Филимонов C.B.);

— исследования различных уровней жизнедеятельности педагогов (психосоматического функционирования: Беребин М. А., Денисов H.A., Забугин Ф. В., Зайцев Г. К., Митина Л.А.- личностного функционирования: Кузьмина Н. В., Елканов С. Б., Зеер Э. Ф., Козиев В. Н., Щербаков А. И., Якунин В.А.- социально-профессионального функционирования: Безрукова B.C. и Казанская В. Г., Гейжан Н. Ф., Ерошенко A.A., Карпов В. В., Кашапов М. М., Коновалова Л. И., Кузьмина Н. В., Митина Л. М., Полякова Т.С.).

Методы исследования: изучение и анализ научной литературыметод экспертных оценокнаблюдениеанкетированиетестированиестатистические методы обработки эмпирических данных (вычисление средних значений и стандартного отклонения, достоверности различий по t-критерию Стыодента, корреляционный, факторный анализ по методу главных компонент с последующим варимакс-вращением).

Эмпирические методы: экспертное оценивание уровня деятельности и педагогических умений педагогов по Кузьминой Н.В.- методика исследования адаптации педагогов к профессиональной деятельности ЕЛО. Коржовойметодика оценки стиля взаимодействия субъектов образовательных систем В. П. Симоноваопросник поведения в конфликтных ситуациях К. Томасаопросник эмпатии А. Мехрабьянапроективная методика оценки уровня нравственности «Друг-советчик» Е. К. Веселовой.

С.А. Черняевоймодифицированная шкала оценки профессионального стресса Дж. Меланда — О. Хевикаавторская методика «События за последний год».

Эмпирическая исследовательская работа проводилась в Санкт-Петербургской специальной средней школе милиции. Обобщался опыт в Архангельской специальной средней школе милиции, Нижнетагильской специальной средней школе милиции.

Исследовательская работа осуществлялась в несколько этапов.

На первом этапе (2002;2003 гг.) проводился анализ литературы по проблеме адаптации педагогов, систематизированы основные подходы, определена предметная область исследования.

На втором этапе (2004;2005 гг.) осуществлялось изучение педагогического коллектива школы милиции. Было задействовано 120 педагогов. Анализ субъективных факторов успешности адаптации педагогов осуществлялся сравнением низкопродуктивных (86чел,) и высокопродуктивных (18 чел.) педагогов.

На третьем этапе (2005;2006 гг.) обрабатывались, интерпретировались и обобщались полученные данные, происходило оформление диссертации.

Научные результаты, выносимые на защиту. •.

1. Адаптация педагогов к профессиональной деятельности — сложный интегративный феномен, в котором объединяются субъективные и объективные факторы адаптации. Для педагогов среднего специального образовательного учреждения МВД России особенно значимыми являются субъективные факторы, характеризующие актуализацию субъектной сущности педагога, его профессиональной и жизненной активности в целом.

2. Субъективные факторы адаптации педагогов, понимаемые как адаптационный потенциал, соотносятся с бытийной разноуровневостью и включают в себя профессиональный, коммуникативный, нравственный и психофизиологический компоненты. Структура адаптационного потенциала, свидетельствующая как о достоинствах, так и о недостатках в адаптационных педагогов.

3. Оптимальная для эффективности педагогической деятельности модель адаптационного потенциала (выявленная при сравнении высокон низкопродуктивпых педагогов) включает в себя глубокое осмысление педагогических ситуаций и широкий диапазон стратегий поведения в нихдемократический стиль педагогического взаимодействиявысокие нравственные качества, способность к сопереживаниюнизкий уровень производственного стрессаширокий круг жизненных интересов.

Научная новизна исследования и личный вклад автора состоят в том, что;

1. Проведен системный анализ процесса адаптации педагогов ссуза МВД России, выяснены условия его эффективности.

2. Определена оптимальная структура адаптационного потенциала педагогов, определяющая успешность их профессиональной деятельности.

3. Разработаны критерии эффективности педагогической деятельности педагогов в соотношении с ускоренной адаптацией в ссузе.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что, во-первых, в нем сформулированы положения, определяющие теоретико-методологические основы профессиональной адаптации педагогов ссуза МВД, во-вторых, разработана и педагогически обоснована модель процесса эффективной адаптации педагогов ссуза МВД к профессиональной деятельностив-третьих, обоснована оптимальная структура адаптационного потенциала педагогов, имеющих успех в своей профессионалы юн деятельности.

Практическая значимость работы определяется тем, что использование результатов настоящего исследования позволит оптимизировать в ссузах (учебных центрах) педагогический процесс благодаря индивидуальному подходу к педагогам и повышению их адаптационного потенциала. Материалы диссертации могут использоваться в преподавании курсов педагогики и педагогической психологии, в деятельности службы психолого-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса в ссузе.

Основные теоретические выводы и практические рекомендации диссертации реализованы в административном и педагогическом взаимодействии с членами педагогического коллектива Санкт-Петербургской средней специальной школы милиции, о чем имеется официальный отзыв.

Достоверность результатов исследования обеспечивается всесторонним анализом литературы по проблеме исследования, системным подходом к исследованию, эмпирической проверкой теоретических положений, использованием эмпирических методов, адекватных задачам, а также методов математической статистики, репрезентативностью выборки при проведении эксперимента.

Апробация исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях в Санкт-Петербургском университете МВД России и Санкт-Петербургской средней специальной школе милиции (2003 — 2006 гг.) Результаты исследования докладывались на научно-теоретическом семинаре в Санкт-Петербургской средней специальной школе милиции, на заседаниях кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России, а также использовались в лекционных и практических курсах п школе начинающих педагогов средней специальной школы милиции г. Санкт-Петербурга.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка, включающего 172 наименований, из которых 17 на иностранном языке, и приложения. В диссертации содержится 32 таблицы, 8 диаграмм и 12 рисунков. Основной материал диссертации изложен на 148 страницах.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Теоретические выводы сводятся к следующему.

1. Эффективность адаптации педагогов к профессиональной деятельности опирается па наличие объективных и субъективных факторов. К объективным факторам среды относятся: общественно-исторические условия (исторический этап, уровень общественного развития), условия данного учебного заведения («человеческий фактор» — руководство, курсантыматериально-техническая база), а также жизненные обстоятельства, обстоятельства личной жизни, различные жизненные ситуации. Субъективные факторы адаптации, рассмотренные в качестве адаптационного потенциала педагогов, включают в себя ряд компонентов, выделенных в соответствии с уровнями жизнедеятельности: профессиональный, коммуникативный, нравственный и психофизиологический.

2. При анализе объективных условий адаптации педагогов на микроуровне выявлены требования к объективным условиям адаптации в соответствии с показателями, определяющими аккредитациоппый статус. Показатели ССШМ соответствуют критериальным: они выше критериальных по объему учебных разработок, количеству ЭВМ, по проценту преподавателей с высшим образованием, по учебпо-лабораторпым площадям, приходящимся па студента, однако ниже по проценту преподавателей, имеющих квалификационные категории, в том числе высшую, и ученые степени, звания.

3. Повышенные требования к педагогу образовательного учреждения в системе МВД соотносятся со спецификой деятельности сотрудников МВД в целом. В профессиональной адаптации педагогов на первый план при этом выступают субъективные условия адаптации, тесно связанные с личностью педагога.

4. Продуктивность педагогической деятельности рассмотрена как основной критерий адаптации педагогов. Лица с высоким уровнем развития педагогических умений преобладают среди высокопродуктивных педагогов, и с низким уровнем — среди низкопродуктивных. Различия в уровне развития педагогических умеиий между высокои низкопродуктивными педагогами значимы на уровне р<0,01. Возраст и педагогический стаж могут входить в модель адаптационного потенциала только у низкопродуктивных педагогов, так как только в этой выборке они связаны (обратной зависимостью) с уровнем деятельности.

5. Обобщенная структура адаптационного потенциала педагогов различна у высокои низкопродуктивных педагогов. Структура высокопродуктивных педагогов включает следующие подструктуры: содержательная наполненность жизни, удовлетворенность профессиональной деятельностью, трудные гностические педагогические ситуации, беспокойная авторитарность. Эта структура свидетельствует о позитивной роли в профессионализме деятельности осмысления своей жизни, удовлетворенности трудом, самокритичности и внимания к содержательному аспекту преподавания, а также об источниках дезадаптации высокопродуктивных педагогов — использовании малоэффективного стиля педагогического взаимодействия — авторитарного — и низкой способности к сопереживанию, эмпатии. Структура низкопродуктивиых педагогов включает подструктуры: обезличивание жизниавторитарная суровостьбезразличие к профессиональной деятельностибезнравственная ответственность. Эта структура свидетельствует о негативном влиянии на уровень деятельности узкого круга значимых переживаний, неумения находить положительные стороны в педагогической деятельности, узкого репертуара поведенческих стратегий, низкой вовлеченности в профессию и низкого уровня нравственной саморегуляции.

6. В педагогическом коллективе в целом гностические ситуации, а именно, анализ достоинств и недостатков в знаниях, деятельности и поведении учащихся, являются и наиболее трудными, и наиболее приносящими удовлетворение. Круг поведенческих стратегий довольно узок — узкопрофессионально-направленные стратегии являются наиболее частыми. При этом отмечена недостаточная личностная вовлеченность в педагогический процесс. Оптимальная модель адаптационного потенциала (на основе сравнения высокои низкопродуктивных педагогов) включает расширение круга значимых педагогических ситуаций, особенно приносящих удовлетворение, а также диапазона стратегий поведения, прежде всего в ситуациях, приносящих удовлетворение. Особое внимание должно быть уделено профессионально-ориентированным стратегиям, которые предпочитают высокопродуктивные педагоги (тогда как низкопродуктивные реагируют большей частью лишь эмоционально, не проявляя стремления совершенствовать свою деятельность).

7. В педагогическом коллективе, как правило, преобладает демократический стиль педагогического взаимодействия, однако также распространен авторитарный, что может быть связано со спецификой профиля образовательного учреждения МВД. Компромисс является наиболее частым способом поведения в конфликте, затем по частоте встречаемости отмечаются избегание и сотрудничество. Это свидетельствует об отсутствии напряженности во взаимоотношениях, но и о недостаточной вовлеченности в профессиональную деятельность, недостаточности совместных усилий по преодолению трудностей. Оптимальная модель адаптационного потенциала включает демократический стиль, позитивно связанный с уровнем деятельности. Высокопродуктивным педагогам следует обратить внимание на склонность к соперничеству, тогда как низкопродуктивным — па склонность к приспособлению, при более выраженном авторитарном стиле.

8. В педагогическом коллективе возможен средний уровень нравственности и эмпатии, с тенденцией к их обратной зависимости. Это означает, что сопереживание педагогов направлено на реализацию скорее эгоистических целей и личных интересов. Высокопродуктивные педагоги, обладающие большей жизненной активностью, более склонны помогать друзьям, а пизкопродуктивные — относиться пассивно. Нравственные недостатки высокопродуктивных педагогов относятся к представлению о возможности привлечь ближнего, а низкопродуктивных — уклониться, солгать. И у тех, и у других может отсутствовать нравственная ответственность за данное слово. Уровень нравственности и эмпатии должен включаться в оптимальную модель адаптационного потенциала, исходя из самой специфики педагогической профессии.

9. Педагоги, в целом отличаясь средним уровнем производственного стресса, воспринимают свою профессиональную деятельность как ответственную и беспокойную и не считают ее скучной и неприятной. Низкопродуктивные педагоги больше подвержены производственному стрессу, чем высокопродуктивные, и считают работу достоверно более утомительной и ответственной, что повышает их предрасположенность к психосоматическим расстройствам. В адаптационном потенциале педагогов следует изучать снижение общего уровня производственного стресса, и прежде всего по показателям утомительности и ответственности.

10. Приятные жизненные события за последние два года в педагогических коллективах в ссузах преобладают над негативными и могут считаться «буфером» в совладании со стрессом. Эти события позитивно связаны с уровнем деятельности, как и вообще событийная наполненность жизни. Больше всего огорчений доставляют низкие материальное положение и организация труда, здоровье, а радостей — творческая работа, события, связанные со сферой «Я» и положительные межличностные отношения. Отсутствие событий, связанных с общественной жизнью, характеризует низкую социальную активность педагогов.

Высокопродуктивные педагоги отличаются более широким кругом жизненных интересов и переживаний по отношению как к положительному, так и отрицательному жизненному опыту, включая межличностные отношения. Если для высокопродуктивных педагогов работа — главный источник положительных эмоций, то для низкопродуктивпых, — напротив, -отрицательных. В адаптационную модель необходимо включать изучение общего круга жизненных интересов и переживаний, прежде всего, межличностных отношений, в том числе в семье.

Уровень продуктивности профессиональной деятельности педагога и эффективность адаптации в ней взаимообусловлены и взаимосвязаны. Практические рекомендации:

1. 1. В процессе подбора педагогов к профессиональной деятельности в ссузах МВД России целесообразно использовать разработанную в диссертации модель адаптационной успешности преподавателя.

2. В процессе организации учебно-методической работы с преподавателями руководителям учебных отделов ссузов МВД необходимо полнее и точнее раскрывать содержание и условия профессиональной деятельности с целью ускорения адаптации начинающих педагогов.

3. Начальникам циклов учебных дисциплин, руководителям предметно-методических комиссий ссузов в работе с преподавателями необходимо изучать и учитывать содержательные характеристики компонентов адаптационного потенциала каждого педагога.

4. В процессе индивидуальной и дифференцированной работы с преподавателями целесообразно осуществлять оптимизацию структуры адаптационного потенциала педагогов различного уровня педагогической деятельности.

5. Использовать психолого-педагогическое сопровождение адаптационного процесса, профилактики и коррекции напряженных и стрессовых состояний преподавателей при выполнении профессиональных обязанностей.

6. В целях повышения качества и эффективности труда педагогов рекомендовать ГУК МВД России рассмотреть поощрительную систему оплаты труда преподавателей ссузов МВД в соответствии с достижениями педагогов в учебно-воспитательной и научно-методической работе.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Семенов В. Н. Педагогическая культура преподавателя // Становление и развитие профессионального образования МВД России, история и современность: Материалы научно-практической конференции. -СПб., 2003.-С. 60−63.

2. Семенов В. Н. Роль ценностей при формировании личности трудного подростка // Перспективы развития образования взрослых в России: культура, общество, человек. — Материалы международной научно-практической конференции 2005 года. Книга первая: культура, общество. СПб ГНУ ИОВ РАО, 2005. — С. 248.

3. Семенов В. Н. Организация обучения в системе МВД с учетом проблемы профессиональной деформации личности сотрудника МВД // Академия профессионального образования № 5. — СПб, 2006. — С. 96.

4. Семенов В. Н. Профессиональная адаптация педагогов образовательных учреждений МВД России // Академия профессионального образования № 6. — СПб, 2006. — С. 49.

5. Семенов В. Н. Субъективные и объективные факторы адаптации к профессиональной деятельности педагогов образовательного учреждения МВД России. Модернизация российского образования. Сборник научных трудов. Часть 3. Издательство Астрахань ИОВ РАО 2006 год стр. 26.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А., Бухарина Т. Л. Психология медицинского образования. Опыт акмеологического исследования. — СПб: ППМИ, 1995. — 167 с.
  2. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976, — 272 с.
  3. Ю.А. Социально-стрессовые расстройства // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1992. — № 2. — С.5−10.
  4. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. -329 с.
  5. .Г. О проблемах современного человекозпания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  6. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. ж. 1994. — Т. 15. — № 1. — С. 3−17.
  7. Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоурепса Колберга и его школы) // Психол. ж. 1999. — Т. 20. — № 9.
  8. Т.В., Власов И. С. Подготовка юридических кадров в зарубежных странах. М., 1976. — 67 с.
  9. Ю.Бабченко О. В. Критериальный подход к изучению духовной культуры учителя // Актуальные проблемы психологической службы: Теория и практика: Матер, междунар. кош)). Одесса, 1992. — С.8.
  10. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психол. 1989. — № 1. С.92−100.
  11. A.B., Хальзов В. И. Педагогические основы воспитания военнослужащих внутренних войск. JL: ВПУ МВД, 1988. — 67 с.
  12. Н.Безрукова B.C., Казанская В. Г. Социально-психологические характеристики преподавателя СПТУ // Социально-психологические особенности личности инженера-педагога. Свердловск, 1988. — С. ЗЗ-42.
  13. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. М.: Выш. шк., 1991. — 208 с.
  14. М.А. Факторы риска развития пограничных нервно-психических расстройств у педагогов общеобразовательных школ // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. СПб, 1994. — С.188−192.
  15. Ф.В. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л: Наука, 1988. — 268 с.
  16. П.Ф. Формирование навыков и умений воспитательной работы у курсантов учебных подразделений внутренних войск МВД: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1987. 17 с.
  17. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  18. Г. В. Санкт-Петербургской специальной средней школе милиции МВД России 85 лет // Становление и развитие профессионального образования МВД России, история и современность: Материалы научно-практической конференции. — СПб., 2003.-С. 3−9.
  19. JI.T. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России СПб.: Санкт
  20. Петербургский университет МВД России, 2004. 3 стр.
  21. Н.В., Григорьева Л. А. Ситуации как объект науки и практики Вестник СЗО РАО «Образование и культура Северо-Запада России». Вып. 3. — СПб., 1998. — С. 47−55.
  22. ВЛ. Юридическая психология.-Л., 1997.
  23. Е., Лисняк М. А. Психологические методы профилактики аддиктивпого поведения курсантов вузов МВД // Современные подходы к подготовке кадров для органов внутренних дел. Иркутск: ВСИ МВД РФ, 2002. — С. 162−163.
  24. Е.К. Психологическая деонтология: Мировоззрение и нравственность личности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. — 316 с.
  25. Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям: Автореф. дисс.. канд. психол. и.-СПб., 1994.
  26. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН, 1960.-500 с.
  27. Ы.Ф. Индивидуализация профессионального воспитания учащихся профтехучилищ. Санкт-Петербург: Ин-т профтехобразования, 1994.- 119 с.
  28. Л.С. Проверка и оценка на труда на учителя. София: Народна просвета, 1979.
  29. С.А. Совершенствование профессиональной адаптации курсантов внутренних войск МВД России СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998. 126 с.
  30. И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России. М: МЦ при ГУК МВД РФ, 1997.-320 с.
  31. И.В. Школа педагогического мастерства начальный этап развития педагогического творчества преподавателя высшей школы //
  32. Сборник научных статей преподавателей и выпускных работ слушателей Школы педагогического мастерства за 1995−1997 гг. М.: Академия управления МВД Росиии, 1997. — С. 5−11.
  33. М.М. Санитарная часть // Профвредность и профпатология педагога. М., 1928. С.33−104.
  34. Н.В. Психология конфликта. СПб.- Питер, 2000. — 464 с.
  35. H.A., Мотин В. В., Пищелко A.B. Инновационная модель института повышения квалификации. Домодедово: РИПК работников МВД России, 1997.- 116 с.
  36. Н. Здоровье педагога в связи с трудом и бытом его // Народный учитель. -1927. № 1. — С.44−53.
  37. Денисова A. JL, Пищелко A.B. Психолого-педагогические аспекты подготовки кадров работников ОВД на основе новых информационных технологий. Домодедово: РИПК МВД России, 1995. — 83 с.
  38. A.A. Взаимосвязь структурных компонентов состояния психической готовности студентов к педагогической деятельности // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащегося. М., 1980. — С.141−149.
  39. И.Б. Проявление направленности активности личности в феномене социально-психологической адаптации // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып.1. — СПбГУ, 1995. — С. 148−158.
  40. И.Г., Хвостов A.A. Моральная детерминация поведения в обыденном сознании различных групп населения // Вопросы психологии. 2000. — № 5.
  41. М.И., Каидыбович JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976.-319 с.
  42. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М.: Просвещение, 1986.- 143 с.
  43. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. — 165 с.
  44. А.Т. Совершенствование психологической подготовки курсантов ввузов МВД к службе во внутренних войсках: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1987.
  45. В.Е. Внутренняя картина здоровья и система культуры // IV Соловецкий общ.-полит. форум «Человек и общество. Психическое здоровье и экология культуры». Архангельск — Соловки, 1992. — С.22−24.
  46. A.M. Социально-психологическая диагностика профессиональных качеств личности: Автореф. канд. психол. наук. Л., 1985. -16 с.
  47. М.М. Психологические основы решения педагогической ситуации. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1992. — 83 с.
  48. В.Я. Проблемы управления и пути развития профессиональной подготовки слушателей вузов МВД России. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997. — 215 с.
  49. Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации // Сергуи П. П. Служба в органах внутренних дел: Справочник. М.: Новый Юрист, 1997. — С. 232−234.
  50. Комаровская J1.B. О совершенствовании профессионализма преподавателей вуза // Психолого-педагогические вопросы организации учебного процесса. Томск, 1989. — С.96−104.
  51. Ц.П. Работоголизм: Приветствовать или лечить // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. 1992. — № 11. -С.143−148.
  52. JI.A. О самореализации и психологической защите педагога в свете современной психолого-педагогической парадигмы // Актуальные проблемы профессионального образования и совершенствования гуманитарных знаний. СПб, 1994. — С. 108−118.
  53. A.A., Тамбовцева Т. С. Характеристика связей операций общения со свойствами различных уровней индивидуальности педагога // Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь, 1985. — С.30−48.
  54. В.В. Методология педагогики. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Уп-та, 2001. — 244 с.
  55. Л.А., Дейнека О. С. Особенности «включения» и прогнозирование успешности деятельности // Психологическое обеспечение социального развития человека. JL: Изд-во ЛГУ, 1989. — С. 108−114.
  56. В.Н. Структура и содержание профессионального самосознания учителя // Психологические проблемы развития профессионального сознания педагога-практика. М., 1992. — С.30−45.
  57. Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.- 183 с.
  58. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. M.: Высшая школа, 1989. — 117 с.
  59. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. — 166 с.
  60. Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М.: ИЦПКСП, 2001. — 144 с.
  61. .В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984.-216 с.
  62. Ю.Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования. СПб.: СпецЛит, 2002. — 96 с.
  63. Ю.Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПбГУПМ, 2002. — 48 с.
  64. Н.П. Формирование качеств личности педагога как субъекта общения в обучении профессиональной деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. н. СПб, 1995.
  65. H.B. Педагог-мастер педагог-исследователь. — Гомель: УОГО, ГОСПО Беларуси, ГОИУУ, 1993.
  66. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. М.: Педагогика, 1981. — 207 с.
  67. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс: Труды Междупар. симпозиума. Стокгольм: Пер. с англ., 1970. — С. 270−276.
  68. P.C. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья. Женева, 1989. — С. 121−126.
  69. А.Ф. Классификация личностей. Л.: Госиздат, 1924. — 368 с.
  70. Г. Е. Руководство по применению комбинированного личностного опросника при оценке рабочих, специалистов, руководителей в сферах производства, образования, медицины и спорта. Л.: Знание, 1990.-21 с.
  71. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  72. И.Я. Педагогическое сознание явление действительности и категория науки // Советская педагогика. — 1985. — № 3.
  73. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М: Педагогика, 1988.-398 с.
  74. Ю.П., Петленко В. П. Детерминационная теория медицины: Доктрина адаптивного реагирования. СПб: Гиппократ, 1992.-414 с.
  75. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444 с.
  76. P.A. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания. -М.: Медицина, 1977.- 112 с.
  77. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л., 1982.
  78. Ф.З. Адаптационная медицина: Концепция долговременной адаптации. М.: Дело, 1993. — 138 с.
  79. Методы системного педагогического исследования / Под ред Н. В. Кузьминой. М.: Народное образование, 2002. — 208 с.
  80. В.И. Повышение эффективности самосовершенствования преподавателя вуза МВД России: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1997.-20 с. 91 .Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994. -215 с.
  81. Г. Ф. Понятие об эмпатии, ее особенностях // Практическая психология: методические рекомендации школьным психологам и студентам. ГродноГродненский госуниверситет, 1992. -С. 54−69.
  82. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. -120 с.
  83. В.П. Специфика профессиональных конфликтов в учебно-воспитательном процессе вуза МВД РФ // Современные подходы к подготовке кадров для органов внутренних дел. Иркутск: ВСИ МВД РФ, 2002.-С. 10−12.
  84. Ю.В., Киколов А. И., Тхоревский В. И., Милков JI.E. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения. М.: Медицина, 1987.-256 с.
  85. В.О. Психолопчна готовшсть до творчоТ пращ. Кшв.: Тов-во «Знания», 1989.
  86. В.Н. Личность и неврозы. Л.:Изд-во ЛГУ, 1960. — 426 с.
  87. A.A. Социально-психологическая адаптация личности. -Ереван: Изд-во Арм. ССР, 1988. 263 с.
  88. Н.И. Психодиагностика личности. -М.: Владос, 2001. -192 с.
  89. О путях повышения эффективности труда учителя / Под ред. А. К. Марковой. М., 1987. 104 с.
  90. H.H. Межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. -151 с.
  91. B.C. Теоретические основы нравственно-правового воспитания сотрудников ОВД России: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1993.-34 с.
  92. . Д. Социальная психология территориального самоуправления. СПб: Унигум, 1993. 168 с.
  93. В.П. Основные методологические проблемы теории медицины. Л.: Медицина, 1982. — 256 с.
  94. Г. Г. Ситуативные задачи в педагогике. Минск: Университетское, 1990.-223 с.
  95. A.A., Удилов В. П., Чернов A.B. Проблемы оценки качества и профессионализм преподавателей вуза МВД России // Современные подходы к подготовке кадров для органов внутренних дел. Иркутск: ВСИ МВД РФ, 2002. — С. 3−4.
  96. . Избранные психологические труды: Пер. с англ. и фр. М.: Междунар. пед. акад., 1994.
  97. Ю.П. Социальная психология трудовой деятельности. Опыт теоретико-эмпирического исследования. СПб: Наука, 1992.
  98. Т.Е. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М., 1983.
  99. A.B., Белослудцев В. И., Соколов И. И. Психолого-педагогические и правовые проблемы укрепления законности в деятельности органов, исполняющих наказания: Учеб. пособие. -Домодедово: РИПК работников МВД России, 1998. 105 с.
  100. Н.В. Педагогические условия профессионально-творческой познавательной активности курсантов образовательного учреждения МВД России: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Елец, 2004.-22 с.
  101. С.Т. Психология адаптирующейся личности. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 240 с.
  102. A.M. Проблемы воспитания курсантов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования новые методы и технологии обучения, пути их внедрения в образовательный процесс СПб.: СПБ ВИВВ МВД России, 2003.-66−68 стр.
  103. Профвредность и профпатология педагогов / Под ред. H.A. Семашко. Санкт-Петербург: Изд-во Наркомздрава РСФСР, 1928. 204 с.
  104. Ю.С. Психологическая' модель адаптации и дезадаптации человека в экстремальных условиях существования: Автореф. дисс. канд. психол. н. СПб., 2003. — 22 с.
  105. В.Н. Диагностика профессиональной подготовленности учителя к педагогической деятельности. Тюмень, 1993.-45 с.
  106. Психологическое изучение личности работника / Сост. Г. В. Щекин, Т. М. Потапенко. Киев: Кадры, 1989. — 87 с.
  107. Г. С. О роли иерархических индивидуальных свойств учителя в формировании некоторых компонентов стиля педагогического общения // Проблемы интегративного исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь, 1985. — С.30−4
  108. Е.А. Психологическая готовность молодежи к педагогической деятельности: Автореф. канд. психол. н. СПб, 1993.
  109. Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М.: Педагогика, 1977. — 198 с.
  110. A.A. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ. Сер. 6. — 1995. — Вып. 3. — С.74−79.
  111. JI.A. Прогностическая способность учителя и ее диагностика. Л.: ЛГПИ, 1989. 90 с.
  112. Е.И. Реализация идей Б.Ф.Ломова в создании. профессиональных типологий личности // Ш Международные научные ломовские чтения: Тез. докл. М., 1991. С. 118−120.
  113. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991. 127 с.
  114. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.- 704 с.
  115. В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1974.-279 с.
  116. Санкт-Петербургская специальная средняя школа милиции: Краткий исторический очерк 1918−2003 гг. 2-е изд., испр. и доп. -СПб.: МВД РФ, СПбССШМ, 2003 .-120с.
  117. Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1979. — 125 с.
  118. В.Н. Педагогическая культура преподавателя // Становление и развитие профессионального образования МВД России, история и современность: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2003. — С. 60−63.
  119. С.Б. Предболезненные психические расстройства. JL: Медицина, 1987.- 181 с.
  120. И.М. Ценностные ориентации личности современного учителя в педагогическом процессе // Психология учителя: Тез. докл. к VII съезду Общества психологов СССР. М., 1989. — С.42−43.
  121. H.H. Профессионально-психологическая подготовленность сотрудников органов внутренних дел: Сущность, критерии, оценки, формирование. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998. — 130 с.
  122. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. -М.: Международная педагогическая академия, 1995. 192 с.
  123. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  124. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с. ¦
  125. Ю.Н. Условия организации адаптивного обучения специалистов пенитенциарной системы в процессе их переподготовки и повышения квалификации: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб., 2004.-21 с.
  126. Советы молодому милиционеру (О культуре поведения на службе и в быту). -М.: МЦ при ГУК МВД РФ, 1996.
  127. Я. А. Труд, быт и здоровье педагога в свете профессиональной гигиены // Народный учитель. 1927. — № 9. — С.52−5
  128. A.M. Психологические и педагогические проблемы управления в МВД, УВД. М.: Академия МВД СССР, 1982. — 57 с.
  129. В.И. Проблема субъекта педагогической деятельности // Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии: Матер.науч.-практ. семинара. М.-Архангельск, 1993. С. 12−25.
  130. Г. С. Творческий потенциал личности учителя и его потребности в психолоо-педагогических знаниях // Профессиональные потребности учителя в психолого-педагогических знаниях. М., 1989. -С. 3−9.
  131. Труд и здоровье педагога / Под ред. И. Равкина, Я.Соколова. М.: Изд-во «Работник просвещения», 1926.
  132. М.К. Проблема личностного и профессионального развития с позиций практической психологии // Вестник Балтийской педагогической академии. Вып. 2. — 1995. — С.5−7.
  133. К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещеие, 1968.-557 с.
  134. Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопр. психол. -1994. № 6. — С.57−64.
  135. A.A. Актуальные проблемы воспитательной работы со слушателями вузов МВД России в процессе обучения // Сборник научных статей преподавателей и выпускных работ слушателей
  136. Школы педагогического мастерства за 1995−1997 гг. М.: Академия управления МВД Росиии, 1997.-С. 17−24.
  137. В.И. Педагогические основы обучения военнослужащих внутренних войск. Л.: ВПУ МВД, 1987. — 90 с.
  138. Ю.Ж. Точка отсчета: Методики личностной и социально-психологической диагностики учителей. Омск: Интеллектика, 1992. — 37 с.
  139. Р.Х. Социально-психологические основы управления: Руковод
  140. А.Г. Психологические методы изучения личности и коллектива в войсках и органах МВД СССР Ленинград 1989 год. итель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. 206 с.
  141. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л.: Просвещение, 1967.
  142. И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Татарское кн. изд-во, 1991. — 192 с.
  143. В.А. Педагогическая психология. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, изд-во «Полиус», 1998. — 639 с.
  144. Barker R.G. Ecological psychology: Concepts and methods for studying the environment of human behavior. Stanford: Stanf. Univ. Press, 1968.-235 p.
  145. Brunner R. Lehrertraining Grundlagen, Uerfahren, Ergebnisse. -Munchen. E. Reinhardt Verlag, 1976. — S.36.
  146. Chaturvedi M.K. Human stress and stressors: Social and psychological factors in stress among psychosomatic patients. New Delhi: Cosmo Publ., 1983,-204p.
  147. Doeterich E., Peagitscher G., Ritscer H. Psychology der lehrerpersonlichkeit. Munchen, Basel: E. Reinhardt Verlag, 1983. S.50−51.
  148. Engel G.L. Psychological Development in Health and Disease. -Philadelphia, London: W.B. Saunders Сотр., 1974.-435 p.
  149. Grassel H. Problems und Ergabnisse der Lehrerforechung // Studienmaterial sum Studium der Padagogischen Psichologie. Rostock, 1976.
  150. Holand I.L. The Psychology of Vocational Choice. Waltham, Mass., 1966.
  151. Holroyd K.A., Coyne J. Personality and health in the 1980th: Psychosomatic medecine revisited? // J. Pers. 1987. — V. 55. — P. 237−265.
  152. Kohlberg L. Essays on Moral Development. New York- Toronto, 1984.
  153. Lazarus R. Emotion and Adaptation. N.Y., 1991.
  154. Lazarus R. Cognitive and coping processes in emotions // Stress and Coping.-New York: Columbia Press, 1977.-P. 144−157.
  155. Paterson R.J., Newfeld R.WJ. Clear danger: Situational determinants of the appraisal of threat//Psychol. Bull.- 1987.-V. 101.-P. 404−416.
  156. Spranger E. Lebensformen. 2 Aufl. Halle (Salle): Max Nimeyer, 1921.-403 s.
  157. Witkowski T. Wyuczona bezradnosc a samoobrona przed bezradnum srodowiskiem w kontekscie przygotowania do zycia Studium krytyczne // Acta Uwatisl. Pr. psychol. 1992. — № 29. — C.33−41.
  158. Wright J.C., Mischel W. A conditional approach to dispositional constructs: The local predictability of social behavior // J. Pers. Soc. Psychol. -1987.-V.53.-P.1159−1177.
Заполнить форму текущей работой