Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовое воспитание старшеклассников с позиций теории отношений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Грандиозные социальные изменения привели к еще не понятым и не исследованным изменениям общественного и индивидуального сознания. Но эти изменения индивидуального сознания связаны, несомненно, с изменением шкалы социальных ценностей, позиций и установок личности, ее системы отношений. То есть со всем тем, что прямо связано с детерминацией нормативного и контрнормативного поведения. Правовое… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Определение основного понятия
    • 1. 2. Состояние проблемы правового воспитания в современной психолого-педагогической литературе
    • 1. 3. Личность как система социальных отношений и проблемы правового воспитания
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методика изучения системы отношений личности старшеклассника к нормам права
    • 2. 2. Методика изучения системы отношений личности к социальному окружению (к «другим») и к себе
    • 2. 3. Методика изучения характерологических особенностей личности
  • ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ, ПРАВОВАЯ ВОСПИТАННОСТЬ И СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА
    • 3. 1. Определение актуальных областей правового воспитания и правовой воспитанности через особенности отношения старшеклассников к нормам права
    • 3. 2. Взаимосвязь самоотношения личности старшеклассника с отношением к нормам права
    • 3. 3. Обусловленность формирования отношения к нормам права системой других социальных отношений личности
    • 3. 4. Особенности отношения старшеклассников к сотрудникам правоохранительных органов и отношение личности к нормам права
    • 3. 5. Учет индивидуальных характерологических особенностей в процессе правового воспитания. 90 ОБЩИЕ
  • ВЫВОДЫ И
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 99 БИБЛИОГРАФИЯ

Правовое воспитание старшеклассников с позиций теории отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблемы нормативного поведения личности или, если ставить вопрос еще шире, проблемы взаимодействия личности и социума — всегда являлись и являются актуальными для социальных наук и наук о человеке. Основными науками, в которых эти проблемы рассматриваются, в каждой в своем специфическом ракурсе, являются общая и юридическая социология, психология, криминология и педагогика. Педагогический контекст проблемы нормативного и контрнормативного поведения личности прямо связан с такой центральной категорией педагогики как «воспитание». Конечно, и педагогику интересует сама по себе феноменология нормативного и контрнормативного поведения личности, исследование особенностей такого социального поведения. Но центральными вопросами для педагогики все-таки здесь будут вопросы о том, как и почему формируются те или иные образцы просоциального и асоциального поведения личности, что лежит в основе воспитания такого поведения, каковы внутренние (субъектные) и внешние (социальные) условия воспитания просоциальной, законопослушной личности, внутренние и внешние условия воспитания устойчивого нормативного поведения.

Данная проблема становится особенно актуальной, можно даже сказать чрезвычайно актуальной, именно в настоящее время. Статистика подростковой и молодежной преступности и правонарушений настолько красноречива, что не требует дополнительных эмпирических обоснований актуальности темы.

Грандиозные социальные изменения привели к еще не понятым и не исследованным изменениям общественного и индивидуального сознания. Но эти изменения индивидуального сознания связаны, несомненно, с изменением шкалы социальных ценностей, позиций и установок личности, ее системы отношений. То есть со всем тем, что прямо связано с детерминацией нормативного и контрнормативного поведения. Правовое воспитание не сводится лишь к правовому просвещению. Оно обязательно должно включать в себя, наряду с правовым просвещением, воспитание прозаконной, нормативной системы отношений личности. Именно такая система отношений личности, являясь ядром личности, лежит в основе реального просоциального и нормативного поведения человека. Однако воспитание нормативной системы отношений не может быть достаточно эффективным, пока оно осуществляется «вообще», без учета конкретных реалий, конкретного состояния реальной системы отношений «объекта» правового воспитания. Здесь остается справедливым то общее правило, которое сформулировал К. Д. Ушинский, говоря о том, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Мы же здесь хотели бы только подчеркнуть, что это правило касается не только индивидуального, но и группового объекта педагогического воспитательного воздействия. А этот групповой объект очень различен в различное историческое время, даже если речь идет об идентичной по возрастному параметру общности — подростковый или юношеский возраст.

Предмет исследования: Правовое воспитание с позиций субъектно-личностного подхода.

Объект исследования: Система отношений личности старшеклассника к различным нормам права, а также совокупность связей этой системы с иными социальными отношениями личности и ее характерологическими особенностями.

Основная гипотеза: правовое воспитание представляет собой сложную функциональную систему с определенной поликомпонентной структурой, базовую основу которой составляет система отношений личности. Эффективность правового воспитания связана с развитием определенной системы отношений личности, причем не только с формированием непосредственных отношений к нормам права, но и с развитием отношений иной модальности.

Цель исследования: В контексте проблем правового воспитания исследовать систему взаимосвязей множества отношений личности к различным нормам права с совокупностью ее социальных отношений иной модальности (отношение к себе, отношение к сверстникам, отношение к родителям, отношение к учителям, отношение к работникам правоохранительных органов), а также с характерологическими особенностями личности.

В соответствии с предметом, объектом, гипотезой и целью исследования сформулированы следующие основные задачи исследования.

1. Провести теоретический анализ проблемы правового воспитания: содержание понятия, существующие подходы, проблемные области.

2. Исследовать особенности отношения старшеклассников к различным нормам права и определить актуальные области правового воспитания.

3. Изучить взаимосвязи отношения к нормам права с особенностями самоотношения личности.

4. Исследовать систему отношений старшеклассников к взрослым (в том числе специально — к сотрудникам правоохранительных органов) и к сверстникамустановить взаимосвязь этих отношений с отношением к нормам права.

5. Изучить связь отношения личности к нормам права с характерологическими особенностями старшеклассниковсформулировать на этой основе педагогические рекомендации по учету индивидуальных характерологических особенностей в процессе правового воспитания.

Теоретическими основами нашего исследования явились научные труды по проблемам личности, ее развития и формирования (Б.Г.Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. А. Бодалев,.

A.В.Брушлинский, В. П. Зинченко, И. С. Кон, В. С. Мухина,.

B.Н.Мясищев, А. В. Петровский, А. А. Реан, В. Я. Слепов, Я.Я.Юрченко), работы по теории воспитания и теории педагогической деятельности (Ю.П.Азаров, З. И. Васильева, В. И. Гинецинский, Н. В. Кузьмина, Б. Т. Лихачев, А. В. Мудрик, В. С. Олейников, Е. В. Титова, Г. Н. Филонов, В. И. Хальзов, В.А.Якунин), труды по проблемам правовой педагогики и юридической психологии, а также по вопросам противоправного поведения молодежи (С.А.Беличева, В. Л. Васильев, Л. М. Зюбин, К. Е. Игошев, М. Ю. Кондратьев, С. Л. Копотев, Г. М. Миньковский, А. А. Реан, Е. В. Татаринцева, Л.Б.Филонов).

В процессе работы были применены следующие методы исследования: анализ научной литературы, анкетирование, беседа, тестирование (тест диагностики характерологических особенностей, методика изучения отношения к нормам права, методика диагностики системы социальных отношений личности). Для обработки полученного эмпирического материала применялись методы математической статистики: ранговый корреляционный анализ, расчет средних значений, вычисление стандартного отклонения и коэффициента вариации.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате проведенного исследования подтвердилась основная гипотеза работы и решены поставленные научно-исследовательсткие задачи. На основании теоретического и экспериментального изучения проблемы, которое было осуществлено в данной работе, могут быть сформулированы следующие выводы.

1. Правовое воспитание представляет собой сложную функциональную систему, структуру которой образуют правовое просвещение, воспитание адекватного отношения к нормам права, выработка устойчивых навыков (поведенческих стереотипов) правового, нормативного системы отношений личности должно быть уделено особое внимание, поведения личности. Воспитанию прозаконной, нормативной так как такая система отношений личности лежит в основе реального просоциального и нормативного поведения человека.

2. Разработка проблемы правового воспитания в контексте теории отношений предполагает изучение отношения личности к нормам права не только «вообще», но и дифференцированно по видам и составу правонарушений. И более того, успешность правового воспитания связана с формированием системы не только прямо правовых отношений личности, но и с развитием отношений иной модальности.

3. Различные противоправные действия, и связанные с ними нормы права, занимают в структуре отношений к ним личности старшеклаасника неодинаковое место. Наиболее негативное отношение вызывают правонарушения, связанные с насилием против личностивторую группу образуют отношения к имущественным преступлениям, а также отношение к ненасильственным преступлениям против личности. Наиболее терпимым оказалось отношение к таким противоправным действиям как дача и получение взятки, распространение порнографии, хулиганство.

4. Следует констатировать, что отношение старшеклассников к сотрудникам милиции отличается высоким негативизмом. Причем это негативное отношение является не только относительно самым высоким (по сравнению с другими классами отношений), но слишком высоким и по абсолютным показателям (76,7% относящихся «преимущественно отрицательно»). Очевидно, при постановке задачи и осуществлении правового воспитания этому аспекту отношений должно быть уделено специальное внимание, в частности, должен быть скорректирован некритичный, поверхностный характер отношения подростков к сотрудникам правоохранительных органов, опирающийся на стереотипный, обезличенный образ блюстителя порядка.

5. Самопринятие и позитивное самоотношение личности является важной предпосылкой просоциальности личности, ее позитивного отношения к социальному окружению и социальным нормам, в том числе и к правовым. Одним из направлений, отвечающим целям правового воспитания, является и воспитание позитивного самоотношения и самопринятия личности в подростковом и юношеском возрасте.

Перспективы разработки проблемы правового воспитания с позиций теории отношений мы связываем со следующими направлениями. Во-первых представляет значительный интерес постановка исследований, по программе аналогичной нашему исследованию, но с постановкой в их фокус, в центр внимания не учащихся, а педагогов. По существу такие работы решали бы задачу установления эффективности правового воспитания в зависимости от системьЬтношений личности педагога. Причем предметом изучения должны стать как непосредственно отношения педагогов к нормам права, так и связанные с ними отношения иной модальности. Во-вторых, чрезвычайно интересным и актуальным является осуществление исследования проблемы правового воспитания с позиций теории отношений, на основе тех положений, которые были заложены в данной работе, но на ином возрастном контингенте. При этом, учитывая, что основы системы отношений личности к социуму и к себе закладываются в раннем детстве, было бы особо интересно провести такое исследование на младшем школьном возрасте. Сопоставление результатов подобного исследования, с результатами, полученными при изучении старшекласников, дало бы значительный материал как для педагогики, так и для возрастной психологии. В-третьих, чрезвычайно актуальным и перспективным направлением является разработка специальных программ правового воспитания, основанных на активных методах обучения и тренинговых технологиях. При разработке содержательной части этих программ, как раз и должны быть учтены полученные в нашей работе данные об особенностях отношения старшеклассников к различным нормам права, а также об особенностях их отношения к себе, к сотрудникам милиции и т. д. Реализация этого направления представляется не только актуальной, но и вполне реальной, так как современная педагогика и психология накопила обширный материал по применению тренинговых программ в процессе воспитания и развития личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Искусство воспитывать. — М. 1985.
  2. A.A. Нарушения поведения у подростков как один из критериев оценки степени психопатизации. // Патологические нарушения поведения у подростков. Л., 1973, с. 37−48.
  3. .Г. Избранные психологические труды, т. 1. М., 1980.
  4. .Г. Избранные психологические труды, т.2. -М. 1980.
  5. .Г. Человек как предмет познания. -Л., 1968.
  6. Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. М., 1973.
  7. Ю.М., Бородин C.B. Преступность и психические аномалии. М., 1987- и др.
  8. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы.// Психология формирования и развития личности./ Под ред. Л. И. Анцыферовой. М. 1981. С.3−19.
  9. В.П. Педагогический экспромт в системе переподготовки и повышения квалификации преподавателей социогуманитарных дисциплин. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Л. 1993.
  10. Ю.Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М. 1993.
  11. КБлейхер В. М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.
  12. A.A. Личность и общение. М. 1983.
  13. A.B. Проблема субъекта в психологической науке (статья первая).// Психол. журнал. 1991. № 6. С.3−11.
  14. Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей// Вопросы психологии, 1989, N5, с. 45−55.
  15. B.JI. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних. JI. 1980.
  16. Васильев B. J1. Юридическая психология. М. 1991.
  17. П.Васильева З. И. Нравственное воспитание учащихся в учебнойдеятельности. Л. 1973.
  18. A.A. О типах акцентуации характера у делинквентных подростков. //Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. Л., 1976, с. 23−24.
  19. В.В. Распределение самооценок у преступников// Личность и деятельность. Тезисы докладов 5 Всесоюзного сьезда Общества психологов СССР. М., 1977, стр. 42.
  20. В.И. Знание как категория педагогики. -Л. 1989.
  21. В.И. Основы теоретической педагогики. Спб. 1992.
  22. Ф.В. О некоторых особенностях асоциального поведения несовершеннолетних правонарушителей // Личность 'и деятельность. Тезисы докладов 5 Всесоюзного сьезда Общества психологов СССР. М. 1977. С.43
  23. Н.В. Психология межличностного конфликта. Автореф. докт. дисс. СПб., 1995.
  24. П.Н. Вопросы воспитания и обучения. -М. 1949.
  25. Г. П. Проблемы правового воспитания и обучения в советской школе// Организация и эффективность правового воспитания. М. 1983.
  26. В.Г. Зависимость содержания самооценки правонарушителей от уровня направленности их личности // Личность в системе общественных отношений. М., 1983, с. 287−289.
  27. А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М. 1981.
  28. Э.И. Изучение личности несовершеннолетних правонарушителей в свете теории отношений// Личность и деятельность. Тезисы докладов 5 Всесоюзного сьезда Общества психологов СССР. М., 1977.
  29. Н.П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность. М. 1982.
  30. Л.А. Взаимосвязь нравственного и правового сознания в регуляции социального поведения личности// Личность и деятельность. Тезисы докладов 5 Всесоюзного сьезда Общества психологов СССР. М. 1977.С. 48.
  31. Г. Х. Правовые установки и ориентации правонарушителей// Личность и деятельность. Тезисы докладов 5 Всесоюзного сьезда Общества психологов СССР. М. 1977.С.50.
  32. Зб.Зюбин Л. М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. М. 1982.
  33. Н.Я. О гипертимном типе акцентуаций личности у подростков // Неврозы и пограничные состояния. Л., 1972. С. 72−79.
  34. К.Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. М. 1989.• 39. Каган М. С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субьективная реальность .//Вопросы психологии, 1989, N 4. С. 5−15.
  35. .Д. Медицинская психология. JI. 1982.
  36. В.В. Психический дизонтогенез как клинико-патогенетическая проблема психиатрии детского возраста // Журн. невропатол. и психиатрии. 1981, вып. 10. С. 1505−1509.
  37. Коллектив, личность, общение. Словарь социально-психологических понятий. /Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. JI. 1987.
  38. Кон И. С. Психология ранней юности. М. 1989.
  39. Кон И. С. Психология старшеклассника. М. 1980.
  40. М.Ю. Подросток в системе межличностных отношений закрытого воспитательного учреждения. М. 1994.
  41. C.JI. Позиция личности: проблемы целостности и активности.// Проблемы молодежи. Ижевск. 1989. С. 91−111.
  42. М.М. Судебно-психологическая экспертиза. М. 1977.
  43. Краткий педагогический словарь пропагандиста. М. 1984.
  44. Краткий психологический словарь./ Под ред. А. В. Петровского, М.ГЛрошевского. М. 1985.
  45. Краткий словарь по социологии. М. 1988.
  46. Кривонос И.Ф.// В кн.: Основы педагогического мастерства. С.259−267. -М. 1989.
  47. Криминологи о неформальных молодежных объединениях. Материалы круглого стола. /Под ред. И. И. Карпеца. М. 1990.
  48. .С. Психологические особенности отношения к социальным нормам: Автореферат дис. канд. психол. наук. М. 1977.
  49. C.B. Изучение преступного насилия: социально-психологические аспекты// Психол. журн. 1988. N 2, т. 9. С. 55−62-
  50. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя. -М. 1989.
  51. H.B. Профессионализм личности преподавателя. М. 1990.
  52. ЛазаревЛ.В. Правовое воспитание как функция государственных органов и общественных организаций//Личность и уважение к закону. М. 1979.
  53. А.Ф. Очерк науки о характерах. М. 1995.- 59. Леонгард К. Акцентуированные личности. / Пер. с нем. Киев. 1981.
  54. .Т. Общие проблемы воспитания школьников.- М. 1979.
  55. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -Л. 1983.
  56. А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология. Л. 1991.
  57. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. 1984.• 64. Лук А. Н. Эмоции и личность. М. 1982.
  58. С.М. Социально-психологические типы несовершеннолетних осужденных: автореф. дисс.. канд. психол. наук. Л. 1985.
  59. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М. 1985.
  60. О.М. Анализ содержания образа «Я» у несовершеннолетних правонарушителей // Личность в системе общественных отношений. М. 1983. С. 312−314.
  61. A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. М. 1986.
  62. B.C. Личность.// Венгер Л. А., Мухина B.C. Психология. -М. 1988. С .225−322.
  63. В.Н. Личность и неврозы. Л. 1960.
  64. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека.//Психологическая наука в СССР. -М. 1960.
  65. В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности.// Психология личности. Тексты. М. 1982. С. 35−39.
  66. К., Вечерка К., Нойман Л. Об индивидуальности предупреждения насильственных преступлений несовершеннолетних // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 47. -М. 1988. С. 178−180.
  67. A.B. Личность, деятельность, коллектив. -М. 1982.
  68. В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону. 1996.
  69. И.А. Перуново заклятье.// Искусство кино. 1991. № 5. С. 5−10.
  70. Психологический словарь. /Под ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского) М., 1990.
  71. Психология обучения и воспитания школьников. М. 1976.
  72. А.Р. Личность преступника как криминально-психологическая проблема// Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 47.-М. 1988. С. 11−12
  73. А.Р. Социально-психологические аспекты юридической теории и практики.// Прикладные проблемы социальной психологии. М. 1983. С. 110−121.
  74. А.Р., Константинова Н. Л., Собчик E.H. Самооценка преступников.// Личность преступника как объект психологического исследования. М. 1979. С. 63−78.
  75. A.A. Локус контроля делинквентной личности. // Психол. журн. 1994. № 2. С. 52−56.
  76. A.A. Психологическая служба школы (принципы деятельности и работа с «трудными»). СПб. 1993.- 86. Реан A.A. Характерологические особенности подростков-делинквентов.// Вопр. психол. 1991. № 4. С. 139−144.
  77. A.A., Лукин С. Е. Методическое руководство по исследованию типов акцентуаций. Спб. 1993. — 83 с.
  78. П., Тищенко В. Юридическая наука и правовое воспитание//Советская юстиция. 1973. N 23.
  79. М.Ю. Деформация отношений личности в процессе социализации.// Б. Г. Ананьев и Ленинградская школа в развитии современной психологии. Спб. 1995. С.79−80.
  80. М.Ю. Проблемы правового воспитания в контексте теории отношений.//Молодежь в условиях социально-экономических реформ. Спб. 1995. С. 114−115.
  81. В.Я. Морально-психологическая подготовка будущих офицеров ВМФ СССР. Автореф. докт. дисс. — Л. 1973.
  82. Е.В. Правовое воспитание. М. 1990.
  83. Е.В. Методика воспитания как феномен педагогической науки и практики. Автореф. дисс. докт. пед. наук. Спб. 1996.
  84. К.Д. Человек как предмет воспитания. //Собр. сочин., т.8. М.1950.
  85. К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии//Избр. пед. соч. Т. 1. М. 1976.
  86. Д.И. Формализм в воспитании и неформалы.// Вопросы психологии. 1989. N 4. С. 24−31.
  87. Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением.//Психология формирования и развития личности. -М. 1981. С. 338−363.
  88. Философский словарь. М. 1986. С. 348
  89. Формирование личности./ Под ред. Г. Н. Филонова М. 1983.
  90. ЮО.Хальзов В. И., Мамонтов В. А., Дунин Г. С. Методика изученияличности и коллектива. Л. 1990.
  91. Ю1.Хоружий С. Н, Самооценка недисциплинированных подростков и их отношение к окружающим.// Психологические особенности самосознания подростка. Киев. 1980. С. 119−136.
  92. Ю2.Шур Эдвин М. Наше преступное общество. Социальные и правовые источники преступности в Америке. М. 1976.
  93. ЮЗ.Якунин В. А., Линов Е. Н. Психология педагогической деятельности. Л. 1990. 102 с.
  94. Ю4.Яновская Е. А. Исследование уровня самооценки личности несовершеннолетних правонарушителей.// Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников и несовершеннолетних правонарушителей. М. 1973. С. 174−175.
  95. Berman H.G. The use of law to guide people to virtue: a compamson of soviet and U.S. perspectives/Law, juststice and the individual in society. N.Y., 1977, p. 50−60.
  96. Cairns R., Cairns В., Neckerman H., Gest S., Gariepy J-L. Social networks and agressive behavior: Peer support or peer rejection? // Dev. Psychol. 1988. # 6. p. 815−823.
  97. Hitchcook R. Understanding physical abuse as a lifestyle // Individ, psychol. 1987, N 1, 50−55.
  98. Kohlberg L. Moral stages and moralization//Moral development and behavior. N.Y., 1976, p.31−53.
Заполнить форму текущей работой