Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование осознанного восприятия музыки у учащихся 5-7 классов на основе представлений о художественной картине мира

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Создание комплексных или интегративных программ позволяет учащимся быть более свободными в оценке фактов, событий, развивает их альтернативное мышление. Однако, все это больше относится пока к ученикам старших классов. Интегрированные курсы на данном этапе призваны прежде всего сформировать в сознании старшеклассников научную картину мира. Задача эта важная и достойная. Но не менее значимой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты проблемы осознанного музыкального восприятия
    • 1. 1. Музыкальное восприятие — основной вид музыкальной деятельности
    • 1. 2. Психолого-педагогические концепции об особенностях мышления и восприятия в подростковом возрасте
  • Глава II. Художественная картина мира в контексте интегративного подхода
    • 2. 2. Анализ понятия «картина мира» с позиций науки и искусства
    • 2. 3. Интегративные подходы к обучению в средней школе на основе освоения художественной картины мира
  • Глава III. Содержание и методика формирования осознанного отношения к музыкальным произведениям у школьников 5−7 классов (экспериментальное исследование)
    • 3. 1. Поисковый эксперимент
    • 3. 2. Формирующий эксперимент
    • 3. 3. Контрольный эксперимент

Формирование осознанного восприятия музыки у учащихся 5-7 классов на основе представлений о художественной картине мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Все меньше времени остается до начала третьего тысячелетия. Последние годы, предворяющие XXI век, дают нам всем возможность задуматься над уроками прошлого, учесть весь положительный опыт заканчивающегося XX столетия и на его основе строить новые образовательные модели, которые будут являться прежде всего моделями развивающего обучения, стимулирующими саморазвитие личности школьника.

В настоящее время во многих странах мира, в том числе и в России, происходит процесс гуманизации и гуманитаризации образования. Ведь от того, какое образование и воспитание получат нынешние школьники зависят перспективы развития всего человечества и нашей страны в частности.

Разрабатывая новую концепцию образования, отечественная наука среди приоритетных задач российской педагогики назвала следующие: формирование в человеке образных систем окружающей его действительности, перцептуально-ценностных проекций реальности, призванных помочь человеку ориентироваться в изменчивой окружающей среде. Для того, чтобы все это имело практический смысл, необходимо: включение в учебные планы современных предметов или курсов (история мировой художественной культуры, экология, экономика и др.), фундаментализация учебных программ, иначе говоря учет всего того нового, что появляется в наукеинтеграция знаний различных наук для более глубокого осмысления учащимися явлений общественно-социальной жизнисоздание комплексных учебных программ.

Создание комплексных или интегративных программ позволяет учащимся быть более свободными в оценке фактов, событий, развивает их альтернативное мышление. Однако, все это больше относится пока к ученикам старших классов. Интегрированные курсы на данном этапе призваны прежде всего сформировать в сознании старшеклассников научную картину мира. Задача эта важная и достойная. Но не менее значимой является задача формирования у учащихся художественной картины мира. Сложность ее выполнения заключена в том, что реализация данной задачи, возможная на интегратив-ной основе предметов эстетически-гуманитарного цикла, приходится на подростковый возраст (ведь программа общеобразовательной школы построена так, что курсы предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» заканчивается в VIII классе. Кроме того, в последние годы в силу ряда экономических причин, во многих школах занятия по этим предметам завершаются в седьмом классе).

В русле программы средней общеобразовательной школы по предмету «Музыка» учащиеся изучают произведения великих мастеров XVIII—XX вв.еков как западного, так и отечественного искусства. Параллельно они знакомятся с историей Древнего мира, Средних веков или с историей России до Нового времени. В области литературы занятия школьников посвящены знакомству с отдельными произведениями в основном русских поэтов и писателей. Программа по предмету «Изобразительное искусство» построена по принципу тема-тизма. Тематика данного предмета и уроков музыки различна. Это приводит к тому, что из-за несогласованности программ невозможно формирование единой художественной картины мира. Вместе с тем, новые образовательные задачи требуют, чтобы в сознании учащихся путем интегративных связей складывалось целостное представление об окружающем мире, в том числе и о мире духовной культуры. Выход возможен благодаря изучению художественной картины того или иного конкретного произведения.

Художественная картина мира, создаваемая литератором, художником, музыкантом всегда соотносится с действительностью, лежащей за пределами их произведения. Эта соотнесенность обнаруживается не только вовне, через восприятие читателя, зрителя или слушателя. Она существует и внутри самого произведения как отношение созданной, выраженной картины мира к более обширной и не выраженной, но присутствующей в художественном контексте.

Подобная особенность, обогащая произведение, создающая его многозначность, неисчерпаемость, но и усложняющая его семантическую структуру, обусловлена природой творческого процесса художника, полнотой восприятия мира, — имеет ли это восприятие характер осознанного мироотношения или проявляется как интуитивное ощущение некой мировой целостности.

Таким образом, актуальность данного исследования нам видится в том, чтобы сформировать у школьников осознанное восприятие этой смысловой, содержательной наполненности художественного произведения с помощью интегрированного курса программы «Музыка». Любое произведение искусства принадлежит людям, времени и месту, и для того, чтобы учащиеся могли осознанно воспринимать музыку, они должны знать социальные, исторические, культурные и региональные корни творчества композитора, мир его интересов. На основе специфики предмета «Музыка» и синтеза материала таких образовательных областей, как эстетика, литература, изобразительное искусство, архитектура, история, география, этнография возможно появление комплексной программы, способствующей созданию у учащихся представлений о художественной картине мира. Кроме того, подобная интеграция поможет школьникам воспринимать музыкальные произведения как часть целостной системы культуры.

Как отмечают многие философы (Борев Ю.Б., Ванслов В. В., Лосев А. Ф. и др.), искусство — это творческое постижение жизниблагодаря ему появляются произведения поэтов, живописцев, музыкантов. Пользуясь специфическим языком пространственных или временных форм, искусство создает художественную картину мира, которая открывается постепенно. Вначале воспринимаются особенности художественного языка мастера, условный язык символов и аллегорийпозже, когда начинает оцениваться это творение, возникает необходимость обращения к действительности, с которой соотносится мир данного произведения. Таким образом, решается еще одна из задач современной школы — установление связей между образованием и реальной жизнью.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить методы и приемы формирования осознанного восприятия музыкальных произведений учащимися подросткового возраста с помощью представлений о художественной картине мира.

Объект исследования — процесс музыкально-эстетического образования и воспитания школьников 5−7 классов.

Предмет исследования — формирование осознанного восприятия произведений музыкального искусства путем использования интегра-тивных связей с предметами эстетического и гуманитарного образовательных циклов.

Изучение философской, научно-методической, социологической, искусствоведческой, музыковедческой литературы, трудов, посвященных возрастным особенностям подростков, работ по общей педагогике, теории и методике музыкального обучения и воспитания, а также обобщение передового педагогического опыта и собственной экспериментальной работы позволили выдвинуть следующую гипотезу исследования: интегративные связи, синтезирующие знания из области эстетики, литературы, живописи, архитектуры, истории, географии, этнографии, способствуя пониманию художественной картины мира, станут условием, на основе которого возможно формирование осознанного восприятия произведений музыкального искусства.

Определение объекта, предмета, цели и рабочей гипотезы позволяет сформулировать следующие задачи исследования:

1. Охарактеризовать современные подходы к проблеме исследования в философско-эстетическом, искусствоведческом, музыковедческом, а также психолого-педагогическом аспектах.

2. Уточнить понятие «художественная картина мира» .

3.Теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность реализации педагогической модели формирования художественной картины мира как условия осознанного восприятия произведений музыки.

4.Выявить влияние интегративных связей на процесс восприятия подростками творений музыкального искусства.

5. Разработать критерии осознанного восприятия музыкальных произведений учащимися подросткового возраста.

Методологическую основу исследования составляют положения философии, эстетики, культурологии, искусствоведения о художественной картине мира как о целостном феномене в историческом развитии человечества /Бонфельд М. Ш., Каган М. С., Медушевский В. В., Мейлах Б. С., Холопов Ю. Н. и др./- современные психолого-педагогические труды, посвященные проблемам деятельности, содержания учебного процесса, интегрированного и развивающего обучения /Ба-банский Ю. К., Давыдов В. В., Комарова Т. С., Краевский В. В., Ку-люткин Ю.Н., Леонтьев А. Н., Лернер И. Я., Скаткин М. Н., Шпикалова Т. Я., Эльконин Д. Б. и др./- основополагающие работы о возрастных особенностях детей подросткового возраста /Берулава Г. А., Выготский Л. С., Драгунова Т. В., Кон И. С., Костюк Г. С., Лейтес Н. С. и др./- современные положения в области психологии искусства и музыкальной психологии /Готсдинер А.Л., Назайкинский Е. В., Пет-рушинВ. И., Рубинштейн С. Л., ТепловБ.М. и др./- труды, посвященные профессиональному становлению учителя в области музыкального образования /Арчажникова Л.Г., Асафьев Б. В., Овсянникова В. А., Рапацкая Л. А., Уколова Л. И., Цыпин Г. М. и др. /- работы по теории и методике детского музыкального обучения и воспитания /Абдуллин Э. Б., Алиев Ю. Б., Ветлугина Н. А., Кабалевский Д. Б., Пиличяускас А. А. и др. /.

Методы исследования:

— анализ литературы по проблеме исследования;

— изучение путей решения проблемы формирования художественной картины мира;

— изучение программ, методических указаний по предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура» ;

— обобщение собственного многолетнего опыта работы;

— педагогические наблюдения за учащимися;

— поисковый и формирующий эксперименты;

— психолого-диагностические методы: опрос, беседа, анализ музыкально-творческих работ учащихся;

— метод статистической обработки полученных в ходе исследования данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем специально и в целостном виде разработаны основы формирования осознанного восприятия произведений музыки учащимися подросткового возраста, базирующиеся на единстве эмоциональной и рефлексивной деятельности школьников.

Уточнено определение понятие «художественная картина мира» и произведена его педагогическая адаптация в качестве интегра-тивного элемента обучения в условиях средней общеобразовательной школы.

Доказано, что формирование осознанного восприятия произведений музыкального искусства с помощью представлений о художественной картине мира способствует образному мировосприятию, развивает у учащихся вариативное понимание образной сферы произведений, лишенное стереотипов и шаблонов, реализует саморазвитие подростков через активность и инициативное отношение к учебным заданиям.

Разработаны и апробированы критерии и уровни, определяющие осознанность восприятия произведений музыки учащимися и степень их музыкальной развитости.

Практическая значимость исследования связана с построением учебных моделей художественной картины мира, которые позволят на основе системно-целостного подхода обеспечить осознанное освоение музыкальной культуры, различных стилевых направлений, понимание творческого своеобразия художественных персон и отдельных произведений. Методика, представленная в исследовании может быть использована в работе общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и колледжей.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Представление о художественной картине мира учащимися подросткового возраста может быть сформировано путем интеграции эстетической и гуманитарной образовательных областей, включающих такие предметы как эстетика, литература, изобразительное искусство, скульптура, архитектура, история, география, этнография.

2. Учебные модели художественной картины мира станут условием формирования заинтересованного отношения учащихся к музыкальным произведениям и их осознанного восприятия не только эмоционально-образной сферы, но и форм, жанров, средств выразительности.

3.Определение осознанного восприятия произведений музыкального искусства школьниками-подростками на основе разработанных критериев и уровней (среди них — эмпатия, сопоставление музыкальных образов с реалиями жизни, использование ключевых понятий, эмоционально-эстетические оценки и др.).

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы в естественных условиях на базе средней общеобразовательной школы N569 и общеобразовательных классов учебно-воспитательного комплекса «Гимназия-лицей N109» г. Москвычерез опубликование статей по проблеме исследования, а также в процессе обсуждения материалов диссертации на заседаниях кафедры методики и теории музыки МГОПУ.

Выводы к III главе:

Рассмотренные и проанализированные пути осуществления формирования осознанного восприятия произведений музыки на основе представлений о художественной картине мира базировались на теоретическом обосновании, выполненном в главах I и II.

Для создания интегративных уроков, способствующих формированию осознанного восприятия школьников-подростков, необходимо выделение основных системообразующих факторов, на основе которых складывается целостное представление об изучаемых явлениях художественной культуры. Кроме того, нахождение взаимосвязей между различными явлениями и процессами мира культуры в значительной мере способствует проявлению интереса учащихся к изучаемому материалу, развивает рефлексивное и оценочное мышление, формирует личностную точку зрения. В основу форм реализации интегрированного учебного материала были положены учебные когнитивно-креативные задания.

В результате проведенной экспериментальной работы нами были выработаны критерии осознанного восприятия произведений музыки:

1)проявление интереса и внимательности к изучаемому произведению музыки;

2)развитость воображения и активность проявления ассоциаций;

3)использование языка других видов искусства при раскрытии сущности произведения музыки;

4)способность применять обобщенные художественно-эстетические умения во время анализа изучаемого произведения;

5)создание яркого эмоционального образа при восприятии произведений музыки;

6)богатство эмоционального языка (применение эпитетов, сравнений и сопоставлений);

7)присутствие эмпатии (сопереживания и отзывчивости) при восприятии музыкальных произведений;

8)применение во время музыкально-художественного анализа таких ключевых понятий, как форма, жанр, лад, склад (фактура), размер, средства выразительности и пр.;

9)понимание смысловой нагрузки выразительных средств (мелодическая линия, темп, динамика, гармония, тембр, инструментовка и пр.) ;

10)проявления эмоциональной памяти;

11)способность к эмоционально-эстетическим оценкам;

12)умение соотносить мир музыкально-художественных образов с реалиями жизни;

13)передача своего эмоционального переживания, своих чувств в самостоятельном художественном творчестве;

14)умение применять полученные знания и музыкально-художественный опыт при знакомстве с неизвестными произведениями музыки.

Исследование проблемы и экспериментальное исследование подтвердило выдвинутые предположения о том, что данный подход позволит сформировать осознанное восприятие произведений музыки у учащихся-подростков, что нашло отражение в результатах формирующего и контрольного экспериментов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема воспитания и образования подрастающего поколения в изменяющейся социально-экономической ситуации предъявляет новые требования к системе школьного обучения, что предполагает концептуальную переориентацию всего учебно-воспитательного процесса. Гуманистический подход в области образования — это прежде всего изменение отношения к школьнику, который становится активным субъектом учения, в результате чего происходит развитие и реализация творческого потенциала учащегося.

Представленное в рамках диссертационной работы исследование позволило в ходе анализа и обобщения его результатов сделать ряд выводов.

Для того, чтобы становление личности школьника происходило в соответствии с общечеловеческими нормами морали, нравственности, необходимо, чтобы эти нормы были им восприняты и осознаны. В подростковом возрасте, когда происходит освоение моделей различных общественных структур и форм общения, художественная картина мира, являясь воплощением мира человеческих отношений, способствует этому процессу. В диссертации обосновывается положение о том, что художественная картина мира — это эмоционально-образное представление об окружающем мире, общественно-социальной жизни в историческом диапазоне, или иначе говоря, — воплощение духовного мира определенной эпохи в различных художественных формах. При этом надо отметить, что она может быть осмыслена только как взаимосвязь явлений разных видов искусства, и ее единство может быть восстановлено только в процессе осознания других культурных ценностей.

В ходе исследования подтвердилась сформулированная автором концепция исследования, состоящая в том, что интеграция различных видов искусства, знания из области гуманитарных и естественных наук формирует в сознании школьника целостное мироощущение и мировосприятие на эмоционально-смысловом уровне, что является условием формирования осознанного восприятия музыки.

В ходе теоретического исследования было доказано, что из всех видов искусства музыка обладает наибольшей обобщенностью, множественностью ассоциаций с различными явлениями культуры и действительности. Это проистекает из характера и свойств художественно-смысловых элементов, составляющих в совокупности систему музыкального языка и специфических средств выразительности, что было сформировано в результате исторической практики ее бытования. Именно в подростковый период онтогенеза (это время становления рефлексивной деятельности учащихся) целесообразно обратиться к содержательной стороне музыкальных форм, к осознанию средств выразительности в системе языков искусства и взаимодействию между ними.

Автором диссертации доказано, что в основу содержания методики должно быть положено единство эмоциональной и рефлексивной деятельности подростков. Этот процесс способствует постижению школьниками тех духовных ценностей, которые наполняют произведения музыки, развивает творческое начало учащихся, их образно-ассоциативное мышление, умение искать и устанавливать закономерности, присущие не только искусствам, но и явлениям действительности. В ходе эксперимента были обоснованы и описаны когнитивно-креативные методы и приемы формирования этого процесса.

Особое внимание в исследовательской работе уделено тому, что эти методы и приемы способствуют самовыражению и самореализации подростков, формируют в них познавательную активностьне только заинтересовывают учащихся на уроках, но и пробуждают творческое начало даже у робких и застенчивых учеников, что подтверждено материалами экспериментальной работы путем анкетирования, аудирования и тестовых заданий.

В ходе проведенного нами эмпирического исследования подтверждено, что осмысленное восприятие позволяет учащимся соотнести познание произведений музыкального искусства с собственными представлениями о мире и о себе как личности, содействует становлению эстетического чувства в самом широком смысле, включая и чувства нравственные. В этой связи мы считаем тему диссертации раскрытой, цель достигнутой, а гипотезу доказанной.

Однако проблема эта требует дальнейшего изучения. Ее перспективная разработка возможна как на основе методов интегратив-ного обучения, так и на основе разработанных критериев и уровней осознанного восприятия произведений музыки в модуле старшей школы, а также в средних специальных учебных заведениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. М., 1992.
  2. Э.Б. Теоретические и методические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1982.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  4. К. 3. Восприятие музыки и его роль в формировании характера подростка.// Психология подростка: Межвуз. сб.науч.тр. М., 1993.
  5. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе. Кн. 1. М., 1991.
  6. Ю.Б. Восприятие исполнительских средств выразительности в повышении музыкальной культуры учащихся-подростков. //Музыкальное воспитание школьников и профессиональная направленность подготовки учителя музыки. М., 1989. с. 87−100.
  7. Ю.Б. Подросток музыка — школа. //Вопросы методики музыкального воспитания детей. М., 1975. с. 71−115.
  8. Ю. Б., Белобородова В. К. и др. Программа «Музыка» 1−8 кл. М., 1993.
  9. Алиев Ю. Б. Формирование музыкальной культуры подростков. Дис.. докт. пед. наук. М., 1987.
  10. Ю.Алеев В. В., Науменко Т. И. Программа «Интегрированные уроки искусства» 1−4 классы. М., 1995.
  11. Альманах музыкальной психологии. М., 1994.
  12. А. Л. Место искусства в познании мира. М., 1980.
  13. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.
  14. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы.1. М., 1980.
  15. П. К. Философские аспекты теории функциональных систем.//Избр. тр. М., 1978.
  16. Античная музыкальная эстетика. /Вступ. очерк и собр. текстов проф. Лосева А. Ф. М., 1960.
  17. М. Г. Мышление, язык, семантика. //Проблемы музыкального мышления. М., 1974.
  18. Аристотель. Поэтика. -Соч.: в 4-х т. М., 1983.
  19. А.И. Теория культуры: историзм и вопросы методологии. //Культура, человек и картина мира. /Отв. ред. А. И. Арнольдов, В. А. Кругликов. М., 1987. с. 5−27.
  20. Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.
  21. Р.А. об интеллектуальном компоненте интерпретации музыкального произведения.//Вопр.философии. 1996, N11.с.143−147.
  22. Н.С. 0 смысле культуры./Русские философы: Антология. М., 1993, вып. 1.
  23. Т. И. Психология способностей и всестороннее развитие личности.// Принцип развития в психологии. М., 1978.
  24. Л. Г. Методика музыкального воспитания. 4.1. М., 1989.
  25. Л. Г., Шаронова С. Проблемы музыкального воспитания на современном этапе реорганизации общеобразовательной школы. М., 1992.
  26. Л. Г. Профессия учитель музыки. М., 1984.
  27. .В. Избр. статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1965.
  28. .В. Критические статьи и рецензии.М.-Л., 1967.
  29. . В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. Л., 1972.
  30. . Путеводитель по концертам. М., 1978.
  31. В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике.1. М., 1965.
  32. М.Н. Искусство как предмет комплексного исследования: Методологические и научные аспекты системного исследования. М., 1983. Вып. 6.
  33. . А. Категориальный аспект понятия интеграции. //Диалектика как основа интеграции научного знания. / Под ред. А. А. Королькова. Л., 1984.
  34. Ю. К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М., 1990.
  35. Л.М. Формирование искусствоведческих понятий на уроках истории в процессе изучения разделов по развитию культуры. // Межпредметные связи в преподавании искусства в школе. Сб. науч. тр. М., 1981. с. 51−67.
  36. А. Б. Исследования и статьи. М., 1981,
  37. Ю. Я. Вопросы эстетики и поэтики. М., 1978.
  38. И.А. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира. В кн.:Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения/1984. Л., 1986.
  39. Т. А. Эмпатия и восприятие музыки. //Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвуз.сб. науч.тр. Л., 1989. С. 69−78.
  40. Г. С. Особенности культуры глубинного общения. //Вопр. философии, 1995, N3.
  41. С. П. Образ мира в живописи XX века (к постановке проблемы). //На грани тысячелетий: Мир и человек в искусстве XX века. М., 1994. с. 5−42.
  42. В.С. Педагогическая интеграция: Сущность, состав, механизмы реализации. //Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. /Отв. ред. В. С. Безрукова. Свердловск, 1990. с. 5−26.
  43. В. К. Музыкальное восприятие (к теории вопроса).// Музыкальное восприятие у школьников. /Под ред. М. А. Ру-мер. М., 1975. с. 6−35.
  44. В. К. О некоторых особенностях музыкального восприятия младших школьников. //Музыкальное восприятие школьников. /Под ред М. А. Румер. М., 1975. с. 36−88.
  45. А. Символизм как миропонимание. М., 1994.
  46. Л.Г. Закономерности истории музыки. //Музыкальная академия. 1993, N2. с. 124−131.
  47. Л.Г. Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре художественного стиля.// Вопр. философии, 1994, N4.
  48. Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бийск, 1993.
  49. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  50. В. Школа диалога культур.// Частная школа. 1994, N1.
  51. П.П. Избр.психологич. произведения. М., 1964.
  52. В. В. Два типа перцепции и особенности восприятия искусства. // Проблемы этики и эстетики.Л., 1975. Вып. 2. с. 147−154.
  53. В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления. М., 1989. Вып. 1.
  54. Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.
  55. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  56. М.Ш. Картина мира в творчестве Моцарта и Прокофьева. //Моцарт XX век. Межвуз. сб. ст. Ростов н/Д, 1993. с. 67−75.
  57. М.Ш. Музыка: Язык.Речь.Мышление: Опыт системного исследования искусства. М., 1991.
  58. А.В. Мышление: процесс, деятельность, общение. М., 1983.
  59. А.В. Психология мышления и проблемное обучение.1. М., 1983.
  60. Е. Я. Жанровая теория как развивающаяся система. // Вопросы методологии и социологии искусства. Сб. науч. тр. Л., 1988. с. 45−60.
  61. Е.Я. К вопросу о жанре как методологической проблеме современного искусствознания. // Методологические проблемы современного искусствознания. М., 1986.
  62. В. Изобразительное искусство и музыка. Л., 1983.
  63. И. А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М., 1980.
  64. М. Продуктивное мышление. М., 1987.
  65. Н. А. Возраст и музыкальная восприимчивость. //Восприятие музыки. Сб. ст./Под ред. В. Н. Максимова. М., 1980.
  66. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Луганск, 1990.
  67. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе./ Отв. ред. Яковлева. Л., 1989.
  68. И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М., 1989.
  69. Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988.
  70. Е. В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. М., 1976.
  71. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. /Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М., 1967.
  72. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. М., 1989.
  73. Восприятие и деятельность. Сб. тр. /Ред. А. Н. Леонтьев. М., 1976.
  74. Восприятие изобразительного искусства школьниками. Сб. науч. тр. /Под ред. Б. П. Юсова. М., 1988.
  75. Восприятие музыки. /Сб. тр. под ред. В. Н. Максимова. М., 1980.
  76. Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
  77. Л. С. Педология подростка.//Наука о развивающемся ребенке: Хрестоматия по педологии в 2-х кн. М., 1990.с.151−164.
  78. Л. С. Психология искусства. /Под ред. М. Г. Ярошевского. М., 1987.
  79. Л. С. Собр. соч.: в 6 т. М., 1984. Т. 4.
  80. Г. Национальные образы мира. М., 1983.
  81. Г. Творчество, жизнь, искусство. М., 1980.
  82. Гельман 3.Е. Интеграция общего среднего образования на базе идей истории науки и культуры.//Alma mater. 1991, NN11−12.
  83. И. А. Музыка и духовное творчество. //Вопр.философии, 1995, N6.
  84. Герасимова-Персидская Н. А. Историческая обусловленность музыкального восприятия и типология культуры. // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Сб. ст. /Сост. А. Г. Костюк. Киев, 1986. с. 18−28.
  85. . М., Пантелеев А. Ф. и др. Экспериментальное исследование семантической организации памяти. // Вестник МГУ. сер. 14. Психология. 1984, N2. с. 46−53.
  86. А. Л. Музыкальная психология. М., 1993.
  87. Г. Время, пространство и мозг.//Наука и жизнь.1984, N4. с. 60.
  88. Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении. //Педагогика. 1995, N1.с.45−51.
  89. Т. П. Образы мира в культуре: встреча Запада с Воетоком. //Культура, человек и картина мира. /Отв. ред. А. И. Арнольдов, В. А. Кругликов. М., 1987. с. 262−278.
  90. Ю., Давыдов И., Лазарев В. и др. Концепция прогноза развития образования до 2015 года.//Нар. образование. 1993, N1. с. 17−27.
  91. А. Принципы эстетики. М., 1987.
  92. Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М., 1994.
  93. Л. А. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности. //Вопр. психологии. 1991, N6. с. 14−20.
  94. В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
  95. В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанная на содержательном обобщении: Учебно.-метод.изд. Томск, 1992. Вып.6.
  96. В.В., Репкин В. В. Организация развивающего обучения в 5−9 классах средней школы: Рекомендации для учителей, руководителей школ и органов управления. М., 1997.
  97. В. В., Маркова А. К. Развитие мышления в школьном возрасте.// Принцип развития в психологии.М., 1978.
  98. Г. А., Братина Н. Н. Проблема «мозг сознание» в свете современных представлений о функциональной асимметрии мозга. // Мозг и сознание (философские и теоретические аспекты проблемы). М., 1990.
  99. ЮО.Доценко А. С. Проблема стиля в эстетике и искусствознании. М., 1983. Вып. 4.
  100. Д.И. Психика и мозг: Результаты и перспективы исследований.// Мозг и сознание.М., 1990.
  101. Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы «круглого стола»). //Вопр. философии, 1996, N2.
  102. П.И., Яценко Л. В. Что такое общая картина мира. М., 1984.
  103. Г. Развитие детской эмоциональности.// Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995. с. 47−49.
  104. А. А. Восприятие содержания музыки в контексте современной культуры.//Эстетическое восприятие молодежи: Тез. науч. -практич. конф. Горький, 1988. с. 37−44.
  105. Г. Л. Искусство как мышление. М., 1982.
  106. В. В. Мир художественной культуры: философские очерки. М., 1987.
  107. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982.
  108. ИЗ. ЗаксЛ. А. Художественное сознание. Свердловск, 1990.
  109. А.Б. Основные особенности переходного возраста.// Наука о развивающемся ребенке: Хрестоматия по педологии в 2-х кн. М., 1990. с. 166−185.
  110. Запорожец. Избр. психологич. тр. в 2-х тт. Т. I. М., 1986.
  111. Л.А. Культура-личность-деятельность.//Общественный прогресс и культура. Межвуз.сб. Горький, 1983. с. 15−24.117.3еленько А. С. Язык и модель мира. //Мировоззренческий потенциал гуманитарных наук./Под ред. В. Ф. Лобаса. Киев, 1990. с. 22−38.
  112. Н.Б. Об эволюции пространственно-временных представлений. // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения/1983. Л., 1983.
  113. Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994.
  114. А.Н. Открытые и закрытые системы художественного произведения. // Проблемы этики и эстетики.Л., 1975. Вып.2. с.107−112.
  115. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике./ Отв. ред. В. С. Безрукова. Свердловск, 1990.
  116. Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс. / Под ред. М. А. Розова. М., 1989.
  117. Интуиция, логика, творчество./Отв. ред. М. И. Панов. М., 1987.
  118. Н.Д. Музыка и современные представления о художественном пространстве-времени.// Музыка: Творчество, исполнение, восприятие. Сб. науч. тр. М., 1992. с. 3−16.
  119. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками. М., 1991.
  120. Искусство, музыкознание: Музыкальная психология и музыкальная педагогика: Хрестоматия. Вып. 1.Ч. 2. М., 1991.
  121. Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М., 1977.
  122. Д. Б. Воспитание ума и сердца. М., 1984.
  123. М. С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвуз. сб. науч. тр. Л., 1989. с. 3−12.
  124. М. С. Об изучении музыки в контексте художественной культуры. //Вопросы методологии и социологии искусства. Сб. науч. тр. Л., 1988. с. 110−121.
  125. М. С. О месте искусства в жизни школы.//Искусство в школе. 1992, N1.
  126. М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр.ст. Л., 1991.
  127. В. О духовном в искусстве. Л., 1990.
  128. Л. В. Русская идея (символика и смысл).//Вопр. философии, 1992, N8.
  129. Е. В. Стандарт художественного образования социальный заказ общества школе.//Искусство в школе. 1994, N4.
  130. .М. «Сверхзадача» комплексного изучения творчества. //Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения/1984. Л., 1986.
  131. М.С. Становление исторической типологии культуры.// Вестник МГУ. Сер. 7, философия. 1993, N4. с. 3−15.
  132. Н.И., Лейзеров Н. Л. Искусство и духовный мир человека. М., 1983. Вып. 5.
  133. Н.И. и др. Программа «Мировая художественная культура, IX кл. «. М., 1995.
  134. Н. Цели, задачи и принципы эстетического воспитания: Теория и практика. М., 1990.
  135. А. Музыкальный текст, исторический контекст и проблема анализа музыки. //Сов. музыка.1989, N4. с.70−81.
  136. Т. Б., Огурцов А. П. Судьба: метафора, идея, культура. //Вопр. философии, 1992, N7.
  137. И. С. Художественная картина мира.//Роль научной картины мира в фундаментализации образования: Тез. докл. Уфа, 1988. с. 118−120.
  138. К. Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе. Ростов н/Д, 1994.
  139. Д.В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М., 1986.
  140. Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. М., 1990.
  141. Я. А. Избр. пед. соч. М., 1955.
  142. Комплексное использование искусств в эстетическом воспитании школьников./Сост. Л. М. Баженова, Т. Г. Пеня и др. М., 1984.
  143. Комплексное полихудожественное развитие школьников. М., 1994. Вып. 3.
  144. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
  145. В. Дж. Театр и симфония. М., 1968.
  146. Г. С. Избр. психологич. тр. М., 1988.
  147. А.Г. 0 мелодической ориентации музыкального восприятия. //Восприятие музыки. Сб. ст. /Под ред. В. Н. Максимова. М., 1980.
  148. И. В., АлеевВ.В. Программа «Духовная музыка: Россия и Запад» (1−4 кл.). М., 1993.
  149. В. В. Моделирование в педагогическом процессе.// Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов педагогических институтов./Под ред. В. И. Журавлева. М., 1988. с. 107−122.
  150. А. П. 0 подростках. М., 1970.
  151. М.С. Восприятие музыкального образа школьниками. //Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства. Сб. науч. тр. /Ред. Г. С. Тарасов. М., 1981.
  152. Кривцун 0.А. История искусств в свете культурологии. //Современное искусствознание: Методологические проблемы.М., 1994. с. 51−77.
  153. Е.П. Художественное сознание как системообразующая основа приобщения к художественной культуре.// Эстетическое воспитание на современном этапе: теория, методика, практика. Сб. ст. М., 1990. с. 47−57.
  154. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
  155. Г. И., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская 3.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М., 1988.
  156. В.П. Различные направления разработки системного подхода и их гносеологические основания. //Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник, 1984. М., 1984. с. 7−32.
  157. П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М., 1981.
  158. Ю. Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. М., 1977.
  159. Ю.Н. Мышление и личность. СПб., 1995.
  160. Ю. Н. Образование и личность. // Проблемы образования в современной социокультурной ситуации. СПб., 1996. с. 3−6.
  161. Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. Л., 1967.
  162. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
  163. В. А. Осторожно, творчество! //Вопр. философии, 1994, N7−8.
  164. И. С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. философские и психологические проблемы исследования рефлексии. Новосибирск, 1989.
  165. И.С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии. Новосибирск, 1990.
  166. Д. П. К спорам о взаимодействии искусства и науки. //Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения/1982. Л., 1982.
  167. Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
  168. Н. А. Восприятие искусства: Опыт исследования общих закономерностей художественного восприятия. // Эстетическое восприятие и экология культуры. М., 1988. с. 44−53.
  169. А. Н. Избр. психологич. произв. в 2-х тт. М., 1982. Т. 1.
  170. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  171. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
  172. И. Я. Проблемное обучение. М., 1974.
  173. И. Я. Учебный предмет, тема, урок. М., 1988.
  174. М. Музыкальный стиль и жанр: История и современность. М., 1990.
  175. Дж. Попытка интеграции разных сторон психического развития.//Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995. с. 49−52.
  176. А.Ф. Музыка как предмет логики.//Из ранних произведений. М., 1990.
  177. Лосева 0. В. Музыка и глаз (о роли зрительного фактора в музыке XX века). //На грани тысячелетий: Мир и человек в искусстве XX века. М., 1994. С. 140−158.
  178. Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.
  179. Н. А. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса: Учебное пособие в 4 вып. М., 1981.
  180. Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978.
  181. И. Социальная типология эстетического вкусам/Восприятие музыки. Сб. ст. /Под ред. В. Максимова. М., 1980.
  182. Л. А. Вопросы анализа музыки. М., 1991.
  183. Л. А. 0 природе и средствах музыки. М., 1991.
  184. Л. А. Статьи по теории и анализу музыки. М., 1982.
  185. А. С. Процесс научного творчества: Философско-мето-дологический анализ. М., 1983.
  186. В. Анализ ситуации художественного восприятия. //Восприятие музыки. Сб. ст. / Под ред. В. Н. Максимова. М., 1980.
  187. В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М., 1988.
  188. А.Н. Теоретические основы формирования художественной культуры подростков. М., 1993.
  189. А.Н. Художественная культура: Программа факультативного курса для работы с учащимися подросткового возраста (5−8 кл.). М., 1994.
  190. М. Теория искусства: Функциональный подход.// Восприятие музыки. Сб. ст. / Под ред. В. Н. Максимова. М., 1980.
  191. А. К. Психология обучения подростка. М., 1975.
  192. Ф. Т. Искусство и воображение. //Проблемы этики и эстетики. Вып. 2. Л., 1975. с. 60−65.
  193. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1979.
  194. М. И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.
  195. М. И. Современный урок. М., 1985.
  196. В. Интонационная форма музыки. М., 1993.
  197. В. В. 0 направленности музыки на восприятие. //Проблемы музыкального мышления и восприятия. Тез.докл. Ташкент, 1972. с. 35−38.
  198. В. 0 содержании понятия «адекватное восприятие».// Восприятие музыки. Сб. ст. /Под ред. В. Н. Максимова. М., 1980.
  199. В. В. Художественная картина мира в музыке (к анализу понятия). //Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения/ 1984. Л., 1986.
  200. Межпредметные связи в преподавании искусства в школе. Сб. науч. тр. М., 1981. с. 24−31.
  201. . С. «Философия искусства» и «художественная картина мира». // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения/1983. Л., 1983.
  202. Н.Л. Проблема целостности и системный анализ.// Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник, 1991. М., 1991. с. 37−52.
  203. Мелик-Пашаев А. А. Для чего и как преподавать предметы художественного цикла. //Проблемы преподавания художественныхдисциплин в школе. М., 1990. с. 40−49.
  204. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989.
  205. Методологическая подготовка учителя музыки. М., 1992.
  206. Методы системного педагогического исследования. /Под ред. Н. В. Кузминой. Л., 1980.
  207. А. Б. Некоторые параллели. //Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения/1984. Л., 1986.
  208. С. Анти-эстетика. //Вопр.философии, 1994, N7−8.
  209. А.С. Художественный образ: эстетический анализ. М., 1980.
  210. Мировоззренческий потенциал гуманитарных наук. /Под ред. В. Ф. Лобаса. Киев, 1990.
  211. И. Цвет как стимул формирования непосредственно- эмоционального отношения к музыке детей. //Новые исследования в психологии. 1987, N1.
  212. Моделирование педагогических ситуаций. /Под ред. Ю. Н. Кулют-кина и Г. С. Сухобской. М., 1981.
  213. В.А. Творческая одаренность и воспитание творческой личности. Киев, 1994.
  214. Музыка. Миф. Бытие. Сб. ст./Отв. ред. В. П. Фомин. М., 1995.
  215. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Сб. ст. /Сост. А. Г. Костюк. Киев, 1986.
  216. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIIIb./Сост. Шес-таков В. П. М., 1971.
  217. Назайкинская 0. Музыка и память.// Преподавание музыкально-теоретических дисциплин в историко-стилевом аспекте. Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. М., 1991. Вып. 120.
  218. Е. В. Звуковой мир музыки. М., 1988.
  219. Е. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. //Восприятие музыки. Сб.ст. /Под ред.В. Н. Максимова. М., 1980.
  220. Е.В. 0 психологии музыкального восприятия. М., 1972.
  221. В. В. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе. //Межпредметные связи в преподавании искусства в школе. Сб. науч. тр. М., 1981. с. 3−8.
  222. . Искусство как опыт человеческих отношений.// Искусство в школе. 1991, N3. с. 10−17.
  223. . М. Культура искусство — образование: Цикл бесед. М., 1993.
  224. .М. Мудрость красоты. М., 1987.
  225. .М. Приоритеты на путях очеловечивания образования. // Проблемы преподавания художественных дисциплин в школе. М., 1990. с. 5−17.
  226. .М. Программы «Изобразительное искусство и художественный труд». М., 1995.
  227. И. Н. Основы музыкальной педагогики. Екатеринбург, 1993.
  228. Л. Структуры человеческой деятельности. Пер. с болг. М., 1984.
  229. Ф. Рождение трагедии из духа музыки. //Стихотворения. Философская проза. СПб., 1993.
  230. М. Ю. Программа «Мир народной культуры». М., 1995.247.0конь В. Введение в общую дидактику. Пер. с польск. М., 1990.
  231. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет. /Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. М., 1988.
  232. В. Д. Многократность основа восприятия структур музыкальных произведений. //Проблемы музыкального мышления и восприятия. Тез. докл. Ташкент, 1972. с. 45−47.
  233. В. Д. Формирование музыкального познания. Кише-нев, 1988.
  234. Г. И. Искусство музыки. М., 1987.
  235. Г. Музыка как вид искусства. //Виды искусства в социалистической художественной культуре.М., 1984.
  236. Т.Г. Программа «Космос театра» (1−11 кл.). М., 1995.
  237. Т. Г. Программа «На пути к образу» (для ст.кл.) М., 1995.
  238. И. Г. Избранные педагогические произведения. М., 1963.
  239. С. Текстуальное музыкальное мышление.//Муз. академия. 1993, N2. с. 113−116.
  240. В. И. Музыкальная психология. М., 1994.
  241. В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления. //Вестник МГУ. Сер. 14, психология. 1984, N4. с. 13−21.
  242. Л. Эстетическая культура и воспитание человека. М., 1991.
  243. П. И., Коротяев Б. И. Организация деятельности ученика на уроке. М., 1985.
  244. А. А. Познание музыки как воспитательная проблема: Пособие для учителя. М., 1992.
  245. С. А. Программа «Изобразительное искусство»(1−6 кл.). М., 1996.
  246. Я. И., Гаджиев Ч. М. Психологический механизм группового (коллективного) решения творческих задач. //Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. с. 3−26.
  247. Я. И. Психология творчества. М., 1976.
  248. В. И. Картина мира в жизнедеятельности человека. //Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1988. с. 8−69.
  249. А. А. Мысль и язык. //Эстетика и поэтика. М., 1976.
  250. И., Стренгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
  251. Проблемы интеграции учебных предметов в современной школе: Методические рекомендации. Л., 1991.
  252. Проблемы эстетического воспитания подростков: Сб. науч. ме-тодич. ст. М., 1994.
  253. А.В., Рудин В. Д. 0 глубинной концепции образования. //Вестник высшей школы. 1990, NN5−6.
  254. Ф. М. Социальная картина современного мира и некоторые вопросы фундаментализации преподавания общественных наук. //Роль научной картины мира в фундаментализации образования (Тез. докл.). Уфа, 1988. с. 96−98.
  255. Психология современного подростка. /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1987.
  256. В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1994.
  257. Развитие современного подростка. /Под ред.Черного. М., 1990.
  258. Развитие творческой активности школьников. /Под ред. А. М. Ма-тюшкина. М., 1991.
  259. А. И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России.//Вопр.философии. 1994, N4.
  260. Л. А. Подготовка учителя музыки к формированию художественной культуры школьников. М., 1992.
  261. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994.
  262. Н. В. Что такое развивающее обучение? Томск, 1993.
  263. Рефлексия в науке и обучении. /Отв.ред.И. С. Ладенко. Новосибирск, 1984.
  264. Т. М. Художественная картина мира как синтетическая многомерная структура. //Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения/1984. Л., 1986.
  265. В.В. Эстетическое понимание истории. //Русские философы: Антология. М., 1994, вып. 2.
  266. М.И. Музыкальный анализ профессиональное умение школьного учителя. // Музыкальное воспитание в школе. М., 1985. Вып. 16. с. 43−51.
  267. Роль научной картины мира в фундаментализации образования: Тез. докл. Уфа, 1988.
  268. С. Л. Основы общей психологии в 2-х тт. М., 1989. Т. I.
  269. О.П. Педагогические проблемы восприятия музыки.// Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Сб. ст./Сост. А. Г. Костюк. Киев, 1986. с. 70−84.
  270. Русская художественная культура второй половины XIX века: Картина мира. М., 1991.
  271. Е. А. Функции музыкальной темы. Л., 1977.
  272. Л. Г. Программа «Изобразительное искусство и среда» (1−11 кл.). М., 1995.
  273. Самарин Ю. А. Воспитание воображения школьника. Л., 1947.
  274. Ю.А. Очерки психологии ума: Особенности умственной деятельности школьников. М., 1962.
  275. Л. С. Особенности развития музыкального восприятия. Тбилиси, 1987.
  276. В. В. Парадоксы художественного мышления как методологическая проблема. //Вопросы методологии и социологии искусства. Сб. науч. тр. Л., 1988. с. 16−26.
  277. Ю.В., Тамарин В. 3. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся. М., 1989.
  278. Г. П. Программа и методические материалы по предмету «Музыка» для 1−4 кл. М., 1996.
  279. С.А. Дидактические основы построения интегрированных курсов. Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1992.
  280. В.В. Личностно-ориентированное образование.// Педагогика. 1994, N5.
  281. М. Н. О повышении эффективности урока.М., 1986.
  282. М. Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984.
  283. В.И., Исаев Е. И. Психология человека.М., 1995.
  284. В. И. Периодизация развития как основа проектирования образовательного пространства. //Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995.с.53−65.
  285. М. Эмоциональный мир музыки. М., 1990.
  286. С.Д. Мир образов и образ мира.// Вестник МГУ. Сер. 14, психология. 1981, N2. с. 15−30.
  287. И. Картина мира, запечатленная в музыкальных структурах: 0 концептуально-структурных парадигмах современной музыки. //Музыка в контексте духовной культуры. Сб.тр. ГМПИ им. Гнесиных. М., 1992. Вып.120. с.8−31.
  288. Г. В., Меськов В. С. Логика в системе культуры. // Вопр. философии. 1996, N2.
  289. А. Музыка как вид искусства. М., 1970.
  290. А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия. //Проблемы музыкального мышления. М., 1974.1. С. 59−74.
  291. Спутник учителя музыки. М., 1993.
  292. М.С. К проблеме типологии музыкального восприятия. // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Сб. ст./Сост. А. Г. Костюк. Киев, 1986. с. 29−44.
  293. ЗИ.Степун Ф. А. Жизнь и творчество.//Русские философы: Антология. М., 1994, вып. 2.
  294. А. П. Понятие «образ мира» и некоторые проблемы онтогенеза сознания.// Вестник МГУ. Сер.14, психология. 1987, N3. С. 26−37.
  295. В. А. Избр. пед. соч. в 3-хтт. М., 1979.
  296. А.Г. Программа «Мир искусства»: Интегративный курс для мл. шк. возраста. М., 1996.
  297. Г. Историко-стилевые ориентации курса анализа музыкальных произведений. //Преподавание музыкально-исторических дисциплин в историко-стилевом аспекте. Сб.тр. ГМПИ им. Гнесиных. М., 1991. Вып. 120. с. 16−28.
  298. М. 0. О методологии анализа музыкального произведения (к проблеме соотношения типического и индивидуального). //Методологические проблемы музыкознания.Сб.ст./Ред.кол. Житомирский Д. В. и др.М., 1987. с.31−71.
  299. Г. С. Музыкальная потребность, музыкальная способность, музыкальное восприятие. //Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Сб.ст./Сост.А. Г. Костюк. Киев, 1986. с. 56−69.
  300. Г. С. Психология музыкального восприятия школьников. //Вопр. психологии. 1991, N2.
  301. Г. С. Музыкальное восприятие школьников. // Спутник учителя музыки. М., 1993. с. 27−34.
  302. .М. Избр. тр. в 2-х тт. М., 1985.
  303. .М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.
  304. Н. А. Программа «Музыка: Музыкально-эстетическое воспитание» (1−4 кл.). М., 1994.
  305. Н. А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусств. М., 1990.
  306. М.Б. Восприятие искусства как творчество.// Вопросы методологии и социологии искусства. Сб. науч.тр. Л., 1988. с. 26−31.
  307. Л. Н. Собр. соч. М., 1987.
  308. А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л., 1989.
  309. А. Системный подход и общая теория систем. М., 1978.
  310. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.
  311. Учителям и родителям о психологии подростка. /Под ред. Г. Г. Аракелова. М., 1990.
  312. К. Д. Собр. соч. М. -Л., 1948. Т. 8.
  313. Философия, социология, психология искусства и музыкальная педагогика: Хрестоматия. Вып. 1.Ч.1. М., 1991.
  314. В.Т. Дидактический стандарт содержания образовательного процесса: Системный обзор современных образовательных технологий. Ростов н/Д, 1994.
  315. В.Т. 0 взаимной связи проблемного и интегрированного обучения. Ростов н/Д, 1983.
  316. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека. М., 1982.
  317. И.Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития. //Вопросы психологии. 1993, N1.с.24−32.
  318. Р. Задачи развития в подростковом возрасте. //Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития.М., 1995. с. 52−53.
  319. В.Н. Педагогическая импровизация: Теория и методика. М., 1992.
  320. И. А. Программа «Основы художественной культуры». М., 1995.
  321. Ю. Н. К проблеме музыкального анализа. //Проблемы музыкальной науки. М., 1985. Вып. 6. С. 130−150.
  322. Ю. Н. 0 формах постижения музыкального бытия. //Вопр. философии. 1993, N4. с. 106−114.
  323. В.Н. Музыка как вид искусства. Части I и II. М., 1990,1991.
  324. М. Б. Горизонты художественного образа. М., 1986.
  325. М. Художественное творчество, действительность, человек. М., 1996.
  326. Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994.
  327. Т.П., Еремеева В. П., Лоскутова Г. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М., 1991.
  328. Художественное творчество и ребенок. Сб. тр. /Ред. Н.А.Ветлу-гина. М., 1982.
  329. Г. М. Психология музыкальной деятельности.М., 1994.
  330. А. Н. Начало философии. М., 1982.
  331. Т.В. Музыка в истории культуры. Долгопрудный, 1994.
  332. Г. П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитии подростков. Дис.докт. пед. наук. Ворошиловград, 1986.
  333. Т.С., Сергеева A.M. Программа интегративного курса «Отечественная художественная культура» для 7−8 кл. М., 1996.
  334. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы./Под общ.ред. В. С. Библера. Кемерово, 1993.
  335. Л.В. Музыка и духовный мир школьника.//Проблемы преподавания художественных дисциплин в школе. М., 1990.с.64−71.
  336. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988.
  337. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. М., 1986.
  338. Д. Б. Какая деятельность ведет за собой психическое развитие подростков? //Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995. с. 30−35.
  339. .П. Эстетическое развитие как интегральный фактор духовного развития личности.// Комплексное полихудожественное развитие школьников. Науч.-методич.сб. Вып. 3. М., 1994.с.8−28.
  340. . Л. Избр. соч. в 2-х тт. М., 1987. Т. II.
  341. И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. //Вопросы психологии. 1994, N2. с. 64−77.
  342. П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1976.
  343. П.М. Психология художественного восприятия. М., 1964.
  344. Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. //Вопросы психологии. 1994, N5. с. 37−42.
  345. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: Теоретические основы и практическая реализация. М., 1996.
  346. Art education. New York, 1989, N4. p. 8−17.
  347. Music teacher. London, 1988, N7. p. 25−26.
  348. Teaching music in the primary school. London-New York, 1993.
Заполнить форму текущей работой