Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-педагогические условия развития образовательного учреждения среднего профессионального образования: на примере медицинского колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Складывающиеся в обществе новые социальные отношения требуют открытости образовательного пространства, предполагают многовариантность структур образовательных систем и возможность их оперативного перестраивания в соответствии с динамично меняющимися потребностями общественной и индивидуальной практики. Провозглашение новых целевых установок повлекло смену содержательных основ образования, что… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы управления развитием педагогических систем учреждений среднего профессионального образования
    • 1. Сущность и особенности управления развитием педагогических систем учреждений среднего профессионального образования
    • 2. Инновационность как основа развития образовательного учреждения
    • 3. Обоснование организационно-педагогических условий развития образовательного учреждения СПО
  • ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная проверка организационно-педагогических условий развития образовательного учреждения среднего профессионального образования (на примере медицинского колледжа)
    • 1. Разработка модели развития образовательного учреждения среднего профессионального образования

    § 2 Организация и проведение опытно- экспериментальной работы по проверке организационно-педагогических условий развития образовательного учреждения среднего профессионального образования на примере медицинского колледжа).

    §-3.Результаты опытно-экспериментальной работы.

Организационно-педагогические условия развития образовательного учреждения среднего профессионального образования: на примере медицинского колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года развивает основные принципы образовательной политики в России, которые раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года. В соответствии с Концепцией важнейшей задачей и одним из приоритетных направлений модернизации системы образования является модернизация самой модели управления этой системой. В Концепции подчеркивается, что в современных условиях управление образованием — это, прежде всего, управление процессом его развития. Изучение практики, разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления средним специальным образованием и их реализация являются важными задачами Концепции модернизации российского образования. В условиях рыночных отношений по-новому ставятся вопросы, связанные с конкурентоспособностью учебных заведений и их выпускников, формированием и функционированием своеобразного «рынка знаний». Исследования показывают, что образовательные учреждения России охвачены поиском новых средств, методов и форм образовательной деятельности, повышением эффективности деятельности управленческих структур, в том числе и за счет использования новых информационных технологий.

Поэтому многие педагогические коллективы стали приходить к пониманию того, что необходимо создавать условия для совершенствования управления и развития образовательного учреждения, обеспечивающие требуемый уровень профессиональной готовности кадров в соответствии с социальным заказом общества. В сложившейся ситуации вопрос повышения уровня профессиональной готовности специалистов выходит на первый план и становится одним из наиболее важных аспектов дальнейших преобразований деятельности учреждений среднего профессионального образования.

Гуманизация и демократизация образования, появление различных типов и видов образовательных учреждений, изменение спектра функций, принципов, методов и приемов управленческой деятельности и их усложнение, особенно в условиях собственного развития, обусловили необходимость совершенствования всей системы управления.

Проблемы управления развитием общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждений всегда были предметом многочисленных философских, социологических, кибернетических и психолого-педагогических исследований.

Работы В. Г. Афанасьева, Д. М. Гвишиани, О. А. Дейнеко, Ю. А. Тихомировой и др. посвящены теоретическим исследованиям общих проблем управления. Различные аспекты педагогического управления, связанные с оптимизацией учебного процесса, рассматривались в работах С. И. Архангельского, Ю. К. Бабанского, Н. Ф. Талызиной и др. Отдельные проблемы управления развитием в системе профтехобразования исследовали С. Я. Батышев, Б. С. Гершунский, А. Я. Найн, Р. Х. Шакуров. Активно исследовались проблемы управления общеобразовательной школой. Известны работы Е. С. Березняка, В. И. Бондаря, Ю. В. Васильева, Б. С. Кобзаря, Ю. А. Конаржевского, О. В. Малиновской, А. М. Орлова,.

Н.Д.Хмель, B.C. Пикельной и др. В. А. Сухомлинский исследовал содержание труда директора школы как организатора учебно-воспитательного процесса. Управленческие функции директора школы исследовались также в работах В. Ф. Витиныпа, М. Г. Захарова, В. И. Маслова, Е. М. Павлютенкова.

Созданию системы управления развитием образовательных учреждений посвящены исследования Ю. С. Алферова, В. И. Зверевой,.

B.С.Лазарева, А. В. Лоренсова, М. М. Поташника, С. Д. Полякова,.

C.П.Титовича, П. И. Третьякова, О. Г. Хом ерики, П. В .Худом инского, Т. И. Шамовой, Е. А. Ямбурга. Проблеме управления развитием инновационной образовательной среды школы посвящено исследование А. М. Воронина. Организационно-педагогические условия повышения эффективности деятельности руководителя школы нового типа рассмотрены в диссертации В. В. Крыжко.

Оптимизации использования информации в процессе управленческой деятельности, посвящены работы Г. Д. Дыляна, В. В. Васильева, Е. П. Велихова, Е. А Волкова, Л. И. Фиишан и других.

Исследований, определяющих сущность и принципиальные особенности организационно-педагогических условий развития образовательного учреждения СПО, а также критериев и показателей, отслеживающих динамику развития образовательных учреждений СПО недостаточно.

Изучение диссертационных работ, научной литературы по теории и методике профессионального образования, развитию образовательных учреждений среднего профессионального образования позволили выявить противоречия между: потребностью образовательных учреждений системы СПО в развитии и инновациях и недостаточной разработанностью векторов развития и механизмов их реализации, необходимостью повышения эффективности использования информационно-компьютерных технологий в деятельности образовательных учреждений СПО и недостаточной разработанностью моделей построения их информационной среды и локальных сетей,.

— необходимостью развития внешних связей с работодателями образовательных учреждений СПО и недостаточной разработанностью спектра образовательных услуг по программам дополнительного образования совместно с социальными партнерами, способных поддерживать модернизацию образовательных учреждений.

Наличие перечисленных противоречий позволили определить проблему исследования, каковы должны быть организационно-педагогические условия развития образовательного учреждения СПО?

Необходимость решения этой проблемы позволила определить тему нашего диссертационного исследования: «Организационно-педагогические условия развития образовательного учреждения среднего профессионального образования (на примере медицинского колледжа)».

Объект исследования — целостный педагогический процесс образовательного учреждения среднего профессионального образования.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия развития образовательного учреждения среднего профессионального образования.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия устойчивого развития образовательного учреждения системы СПО.

Гипотеза исследования: развитие образовательного учреждения среднего профессионального образования будет эффективным и устойчивым, если:

— теоретически обоснованы и раскрыты особенности и основные направления развития образовательного учреждения среднего профессионального образования;

— разработана и апробирована модель развития образовательного учреждения среднего профессионального образования;

— выявлены и экспериментально подтверждены организационно-педагогические условия успешного развития образовательного учреждения СПО:

• создана единая информационная среда образовательного учреждения СПО на основе локальной сети, способствующая инновационной деятельности педагогического коллектива в современных социально-экономических условиях развития системы образования;

• создано и реализуется социальное партнерство по дополнительным образовательным услугам;

• разработана и реализуется программа непрерывного повышения квалификации педагогических кадров;

• выявлены и экспериментально подтверждены организационно-педагогические условия эффективного развития образовательного учреждения СПО.

Задачи исследования:

1. Определить сущность и охарактеризовать современные проблемы развития образовательного учреждения СПО на основе анализа проблемы в педагогической литературе.

2. Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель развития образовательного учреждения СПО.

3. Создать информационную среду образовательного учреждения СПО на основе локальной сети с файл-серверным обменом.

4. Организовать совместную деятельность образовательного учреждения СПО с социальными партнерами в рамках дополнительного образования по гигиеническому обучению населения.

5. Разработать и реализовать непрерывную программу повышения квалификации педагогических работников с использованием Интернет-технологий.

6. Разработать критерии, позволяющие отслеживать динамику развития образовательного учреждения СПО.

Методологической основой исследования являлись: теория управления в обществе и социальных системах (В .Г. Афанасьев, А. И. Берг др.) — теория непрерывного профессионального образования (А.П.Владиславлев, С. Я. Батышев, А. М. Новиков и др.) — системный подход к управлению (В.Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, Ю. А. Конаржевский, В. П. Кузнецов, В. М. Садовский и др.) — а также принципы гуманизации и демократизации системы образования. Теоретическую базу исследования составили следующие концепции:

— концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 175р);

— концептуальные основы управления школой (Ю.С.Алферов, B.C. Лазарев, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, П. В. Худоминский, Т.И. Шамова);

— концептуальные положения по основам информатизации образовательного процесса (В.П.Беспалько, Е. П. Велихов, Б. С. Гершунский, А.Н.Тихомиров);

— работы по организации социального партнерства (Н.Л.Виноградова, А. В. Корсунов, С. И. Кубицкий, В.А.Михеев).

В исследовании использовались научные положения о развитии и инновациях системы образования (М.М.Поташник, В. С. Лазарев, Н. И. Роговцева, В. А. Сластенин, Л. С. Подымова, Т.В. Черникова), об особенностях педагогической диагностики (В.Н.Максимов, Л. В. Загрекова, JI.H. Засорина, К. Ингенкамп).

Методы исследования: теоретический анализ социально-философской и психолого-педагогической литературы по теме исследованияизучение законодательных документов по вопросам образованияизучение и обобщение передового опыта управления развитием образовательных учреждениймоделирование процесса развития образовательного учреждениянаблюдение, беседы, анкетирование, тестированиепедагогический экспериментметоды статистической обработки полученной информации.

Экспериментальная работа проводилась на базе медицинского колледжа города Липецка. Исследование проводилось в три этапа. В эксперименте участвовали ежегодно более 900 человек студентов дневной формы обучения и около 100 педагогических работников Липецкого медицинского колледжа. В качестве контрольного учреждения был выбран медицинский колледж города Ельца.

На первом этапе (1998;2000 гг.) изучалась и анализировалась литература по исследуемой проблеме, выявлялось состояние разработанности проблемы в теоретическом аспекте в учреждениях среднего профессионального образования, определялись тема, объект и предмет исследования, формулировались его цели и задачи, гипотеза. На этом этапе исследования разрабатывалась программа экспериментальной работы, проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2001 — 2004 гг.) формировалась и внедрялась экспериментальная модель развития образовательного учреждения СПО, проводился формирующий эксперимент, выявлялись и апробировались организационно-педагогические условия развития образовательного учреждения СПО, проверялись положения гипотезы.

На третьем этапе (2005;2008 гг.) продолжался формирующий эксперимент в рамках изучаемой проблемы, обрабатывались, анализировались результаты, оформлялся текст диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что:

1. Уточнено содержание понятий «развитие образовательного учреждения «, «развивающееся образовательное учреждение».

2. Раскрыта сущность процесса развития образовательного учреждения среднего профессионального образования.

3. Смоделирован процесс развития образовательного учреждения среднего профессионального образования.

4. Создана единая информационно-образовательная среда образовательного учреждения СПО с использованием локальной сети с возможностями файл-серверного обмена.

5. Разработан механизм создания и реализации социального партнерства по гигиеническому обучению населения, обеспечивающий развитие социальных связей образовательного учреждения СПО.

Практическая значимость исследования заключается в том, что спроектированная и экспериментально проверенная модель развития образовательного учреждения СПО может быть использована для формирования образовательного пространства других образовательных учреждений.

Полученные в исследовании материалы имеют практическую значимость, которая состоит в том, что:

— создана программа непрерывного повышения квалификации педагогов с использованием Интернет-технологий;

— разработаны критерии и показатели эффективного развития образовательного учреждения СПО, которые могут быть использованы при проведении аккредитации образовательных учреждений СПО и аттестации руководителей образовательных учреждений различного уровня и профиля;

— разработанная Программа развития учреждения СПО на период до 2010 года, Положения и методические рекомендации о деятельности информационной структуры колледжа могут быть использованы при формировании информационно-образовательной среды других образовательных учреждений и их инновационной деятельности;

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие образовательного учреждения СПО — это прогрессивные преобразования компонентов образовательной системы, ядром которых являются инновации различной направленности и содержания. В современных условиях развитие образовательного учреждения СПО осуществляется на основе эффективного использования информационных технологий и локальных сетей, программы непрерывного повышения квалификации педагогов и создания социального партнерства в образовательном пространстве региона.

2. Разработанная на основе системного подхода модель развития образовательного учреждения среднего профессионального образования включает:

— цель развития образовательного учреждения СПО,.

— задачи развития образовательного учреждения СПО.

— направления деятельности по развитию образовательного учреждения СПО.

— результат развития образовательного учреждения СПО.

3. Эффективность модели развития образовательного учреждения СПО обеспечивается реализацией организационно-педагогических условий:

— наличием информационно-образовательной среды образовательного учреждения, основанной на локальной сети,.

— реализацией социального партнерства в соответствии с программами дополнительного образования по гигиеническому обучению населения, обеспечивающего развитие ресурсов образовательного учреждения, непрерывным повышением квалификации педагогов с использованием Интернет-технологий.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью методологии, ее соответствием поставленной цели, анализом современных подходов к проблеме формирования организационно-педагогических условий развития образовательного учреждения среднего профессионального образования, организацией экспериментальной работы с применением математико-статистического аппарата при обработке и анализе эмпирических данныхиспользованием апробированных и валидных методик диагностики, адекватных целям, задачам и логике исследования.

Апробация результатов исследования. Основные положения, отражающие содержание диссертации, обсуждались и получили положительную оценку на международном конгрессе-конференции «Информационные технологии в образовании» (Москва, 2005) — международной научно-практической конференции «Объектное развитие студентов средних профессиональных образовательных учреждений» (Ст. 0скол, 2006) — межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы профессиональной деятельности и подготовки медицинских работников среднего звена» (Курск, 2002) — межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы качества в здравоохранении» (Липецк, 2004) — межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы повышения эффективности здравоохранения» (Липецк, 2006) — областной научно-практической конференции «Региональное здравоохранение. Актуальные вопросы неотложной медицины» (Липецк, 1999).

Внедрение результатов исследования. Разработанные в ходе эксперимента материалы внедрены в практику управления медицинских колледжей Липецкой области.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Она содержит 2 таблицы, 10 рисунков, 10 диаграмм, 9 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Складывающиеся в обществе новые социальные отношения требуют открытости образовательного пространства, предполагают многовариантность структур образовательных систем и возможность их оперативного перестраивания в соответствии с динамично меняющимися потребностями общественной и индивидуальной практики. Провозглашение новых целевых установок повлекло смену содержательных основ образования, что привело к видоизменению структур педагогических систем. Соответственно с этим меняются организационно-педагогические условия реализации педагогических целей: создаются организационные структуры, обеспечивающие повышение эффективности образовательного процесса, осуществляется интеграция деятельности образовательных учреждений разных типов и видов в рамках образовательных комплексов. Таким образом, развитие образовательных учреждений проходит в сложной обстановке постоянных преобразований.

Одной из основных задач образования является подготовка высококвалифицированных работников, способных удовлетворять потребности рынка труда. Достижение этой задачи зависит от того, как будет сформировано содержание образования, осуществлена организация учебного процесса и т. д. Поэтому качество деятельности образовательных учреждений зависит от того, как созданы организационно-педагогические условия развития образовательного учреждения и от готовности педагогических коллективов к их реализации в сложных социально-экономических условиях.

В ходе проведенного исследования были решены следующие задачи:

1. Проведен анализ литературы, посвященной проблемам управления развитием образовательных учреждений. Он свидетельствует о том, что педагогическим системам присущи основные признаки, характерные для любой социальной системы.

Особенности педагогических систем как объективного явления социально-педагогической действительности находят отражение, прежде всего, в их функциях, составе и структуре.

Педагогические системы создаются и функционируют с определенными целями, в которых находят отражение потребности общества в обучении и воспитании детей и молодежи. В отличие от производственных и природных систем ведущей функцией педагогической системы является формирование личности человека. Функциональное назначение системы является определяющим при выборе элементов соподчинения, движения информационных потоков, способов взаимодействия между элементами.

Структура педагогической системы многообразна и определяется способом взаимосвязей, взаимоотношений компонентов системы, при этом следует иметь в виду, что какие бы компоненты не были связаны в социально-педагогическом целом, в каком бы виде не выступали, структура, в конечном итоге, проявляется через деятельность людей. В любой педагогической системе она определяет социально-педагогические отношения участников образовательного процесса: педагогов и обучающихся. Педагогические системы изменяются в результате воздействия на них управленческих механизмов.

Педагогическое управление — разновидность социального управления, комплекс функций организационного и педагогического характера, обеспечивающих развитие образовательной системы в интересах обучающихся. Как практическая деятельность — это управление процессом развития, обучения и воспитания студентов на различных уровнях и формах организации образовательного процесса.

Таким образом, с одной стороны управление обеспечивает стабильность в функционировании образовательного учреждения, а с другой стороны, оно изменяет эту стабильность, обеспечивая ее развитие, то есть изменение, перестройку, реконструкцию, модернизацию в соответствии с требованиями времени и общества.

Педагогическим условием, обеспечивающим развитие образовательного учреждения, является инновационная деятельность, под которой понимают внесение нового, изменение, совершенствование и улучшение. Под инновационным понимаются как сами идеи, так и способы их реализации. Педагогические инновации качественно изменяют учебно-воспитательный процесс, определяя его новые перспективы, углубляя цель, содержание, конкретизируя формы и методы педагогической деятельности, совершенствуя сознание и самосознание педагогов. В тоже время инновации качественно влияют и на все вспомогательные подсистемы, обеспечивающие функционирование и развитие образовательного учреждения. Инновационная деятельность в настоящее время реализуется в условиях применения информационно-компьютерных технологий и социального партнерства.

В проведенном исследовании изучение теоретических основ управления развитием образовательного учреждения среднего профессионального образования завершается обоснованием организационно-педагогических условий развития.

В своей работе мы определили следующие организационно-педагогические условия развития образовательного учреждения среднего профессионального образования:

— наличие информационно-образовательной среды образовательного учреждения на основе локальной сети;

— реализация социального партнерства, позволяющая развивать образовательную деятельность по программам дополнительного образования для удовлетворения потребности в гигиеническом обучении работников различных отраслей экономики, в том числе малого и среднего бизнеса, по реализации профильного медицинского обучения в школах.

— непрерывное повышение квалификации педагогических кадров с использованием Интернет-технологий.

2. На основании выделенных организационно-педагогических условий была разработана модель, основная цель которой — эффективное развитие образовательного учреждения. Для достижения поставленных целей и реализации разработанной модели были определены основные направления деятельности коллектива медицинского колледжа. К ним относятся: 1. Разработка концепции развития образовательного учреждения. 2. Оснащение образовательного учреждения компьютерной техникой и создание локальной сети. 3. Разработка системы постоянно действующего мониторинга для сбора информации. 4. Создание разнообразных баз данных и собственного сайта. 5. Анализ потребности в образовательных услугах. 6. Создание социального партнерства по программам дополнительного образования, в том числе гигиеническое обучение населения и обучение школьников в медицинских классах. 7. Непрерывное повышение квалификации педагогов образовательного учреждения на основе Интернет-технологий.

На основании анализа литературы и практической деятельности образовательных учреждений нами были выделены критерии и показатели эффективного развития образовательного учреждения, которые включают в себя: системность и целенаправленность деятельности администрацииактивность и продуктивность управленческой деятельностиэффективность обеспечения образовательного процесса в квалифицированных кадрахинформационная обеспеченность образовательного учрежденияуровень развития инновационной деятельностиуровень методического обеспечения.

Экспериментальная работа по определению эффективности разработанной модели развития образовательного учреждения СПО показала положительную динамику преобразований, произведенных в медицинском колледже. Позитивная динамика показателей деятельности образовательного учреждения за десятилетний период и в сравнении с аналогичным образовательным учреждением подтвердила тенденцию развития образовательного учреждения.

Таким образом, все задачи, поставленные перед исследованием, выполнены. Предположения, высказанные в гипотезе, получили свое экспериментальное подтверждение.

Экспериментальная работа показала необходимость создания новых структурных подразделений — информационно-издательского отдела и службы правового обеспечения. В ходе экспериментальной работы их функции и задачи постепенно расширялись. Но и сейчас основными задачами информационно-издательского отдела остаютсяподдержка имеющихся и разработка новых программных продуктов, также техническое обеспечение и администрирование локальной сети, поддержка работы различных баз данных, расположенных на сервере, > поддержка работы WEB-сайта колледжа и т. д. Кроме того, в его функциональные обязанности вошла задача по изготовлению печатной продукции выпускаемой сотрудниками образовательного учреждения. Необходимо отметить, что первоначальная идея создания единого информационного пространства образовательного учреждения СПО как управленческой информационной структуры получила свое развитие и распространилась на весь образовательный процесс.

Информационная среда медицинского колледжа формировалась в виде совокупности подсистем, каждая из которых поддерживала функционирование одного из структурных подразделений колледжа. Анализ деятельности колледжа показал, что в структуре информационной среды молено выделить десять достаточно самостоятельных информационных потоков, на основании которых было выделено десять подсистем: нормативно-правовую, финансовую, кадровую (включающая две раздела — сотрудники и студенты), учебный процесс, воспитательную, научную (инновационную), методическую, информационно-аналитическую, маркетинговую, хозяйственную.

Названные подсистемы взаимосвязаны между собой и функционируют на всех уровнях образовательного учреждения. Однако каждая из них решает свои задачи и обрабатывает свои информационные потоки, которые затем концентрируются в базе данных образовательного учреждения, которая при необходимости может быть использована всеми участниками педагогической системы. Однако степень доступа к информации для различных категорий пользователей определяется соответственно их должностным обязанностям.

Применение информационных технологий в образовательном процессе, а таюке использование эффективной методики организации поисково-исследовательской работы со студентами позволило изменить содержание, методы и организационные формы профессиональной подготовки специалистов, что, в свою очередь, создает предпосылки для максимальной интенсификации и индивидуализации процесса подготовки профессиональных кадров. Кроме того, в колледже активизировалась поисково-исследовательская работа студентов на основе использования в учебном процессе современных компьютерных технологий.

Важным элементом единого информационного пространства образовательного учреждения является Интернет, хотя он и является внешним элементом по отношению ко всем участникам образовательного процесса. Именно Интернет является связующим звеном между участниками образовательного процесса учебного заведения и внешними объектами (организациями, другими учебными заведениями, управлением образованием, методическими центрами, научными организациями и т. п.).

Изменения в трудовом, финансово-экономическом, налоговом законодательстве и формирование стратегических приоритетов развития образования, создание инновационных структур образовательного учреждения потребовали создание службы правового сопровождения образовательного процесса. Служба правового обеспечения оказалась актуальной и необходимой в условиях установления легитимности имущественных отношений в системе управления образовательным учреждением СПО и модернизации подготовки кадров.

В ходе экспериментальной работы не полностью реализована идея непрерывного профессионального образования «школа-колледж-вуз». Не смотря на то, что планы и программы были разработаны и согласованы, медицинские вузы оказались не заинтересованы в сотрудничестве по непрерывному образованию с учреждениями СПО. Поэтому данная работа, в конечном итоге, проводилась между школами и колледжем. Но даже в таком варианте социальное партнерство медицинского колледжа и школ по ранней профессиональной ориентации зарекомендовала себя с положительной стороны, обеспечивая повышение качества подготовки студентов.

Экспериментальная работа показала, что важным аспектом становится маркетинговая деятельность по определению потребности образовательного рынка в услугах, которые может оказать образовательное учреждение. Анализ рынка образовательных услуг показывает, что необходимо расширение на базе образовательных учреждений СПО дополнительных образовательных платных услуг, в том числе для населения, как средство удовлетворения повышенного спроса и внутреннего ресурса развития образовательных учреждений. Развитие рынка образовательных услуг стимулирует инновационные процессы в образовательном учреждении. В этих целях необходимо проведение постоянного мониторинга образовательной деятельности, которое позволит выявить образовательные услуги с большей доходностью и более востребованные населением. В нашем исследовании идея привлечения ресурсов посредством образовательных услуг в реализованном социальном партнерстве по гигиеническому обучению населения была воплощена в практическую деятельность образовательного учреждения и позволила обеспечить развитие образовательного учреждения.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы для работы образовательных учреждений системы среднего профессионального образования. Модель единого информационного пространства при определенных доработках может быть использована и в других учебных заведениях, а модель дополнительных образовательных услуг по гигиеническому обучению населения совместно с органами Роспотребнадзора может быть использована медицинскими образовательными учреждениями СПО и ВПО, а также образовательными центрами малого и среднего бизнеса.

Безусловно, проведенное исследование не является исчерпывающим. Выполненное исследование высветило новую проблему, связанную с разработкой интегративной технологии управления качеством образования на диагностической основе с использованием постоянно действующего компьютерного мониторинга.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  2. B.C. Определение, предмет и основные функции педагогической диагностики / B.C. Аванесов // Педагогическая диагностика.-2002. -№ 1.-С. 41−44.
  3. B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе: пособие для слушателей Учебного центра Гособразования СССР / B.C. Аванесов. М.: МИСиС, 1989. — 167 с.
  4. К. Учителя и инновации / К. Ангеловский. М.: Просвещение, 1991. -159 с.
  5. В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  6. В.В. Повышение профессиональной компетентности руководителей школы по управлению процессом компьютеризации обучения: дис.. канд. пед. наук / В. В. Анейчик. СПб., 1992. -220 с.
  7. П.Ф. Формирование региональных систем среднего профессионального образования: организационно-управленческий аспект: дис.. канд. пед. наук / П. Ф. Анисимов. — Москва, 1998. — 47с.
  8. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1976.-200 с.
  9. В.В. Управленческие проблемы как объект педагогических исследований / В. В. Афанасьев, П. И. Пидкасистый // Педагогика. -2001. № 5. — С. 12−18.
  10. В. Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев -М.: Политиздат, 1998. -368 с.
  11. В.Г. Научно- техническая революция, управление, образование/В.Г. Афанасьев.-Mi: Политиздат, 1972.— 27 с.
  12. В.Г. О целостных системах / В. Г. Афанасьев //
  13. Вопросы философии. 1980. — № 6. — С. 62−78.13- Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1975. — 406 с.
  14. М.Д. Интегрированные науки и системные исследования / М. Д. Ахундов, B.C. Тюхтин // Синтез современного знания: -М.: Наука, 1973. -С. 498−521.
  15. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект 7 Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1977. — 347 с.
  16. Бабанский? Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного, процесса: методические основы / Ю: К. Бабанский: М.: Просвещение, 1982.- 192 с:
  17. Белкин Е. Л: Управление познавательной деятельностью7 Е. Л. Белкин, В.В. Карпов- П. И. Харнаш. -Ярославль: ЯрГПИ, 1978.-58,с.
  18. В.П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психо лого-педагогического обеспечения-технических обучающих систем / В. П. Беспалько. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1997.-304 с.
  19. В.П. Слагаемые педагогических технологий / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1980. 190 с.
  20. В.П. Элементы теории управления процессом обучения /В.П. Беспалько. М., Л 971:.,-80 с.
  21. , В.П. Образование и обучение с участием компьютеров: педагогика третьего тысячелетия / В.П. Беспалько- — М: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: МОДЭК, 2002. 352 с.
  22. И.В. Целостность и- системность / И. В. Блауберг.1. М.: Наука, 1977.-258 с.
  23. Ю.С. Компьютеризация процесса обучения в педагогическом вузе и средней школе / Ю. С. Брановский. Ставрополь: СГПИ, 1990.-144 с.
  24. В.Е. Автоматизация управления в системе просвещения / В. Е. Быков, Э. Г. Виноградов, А. Н. Мартынов. — Томск, 1984.-263 с.
  25. Ю.В. Информационное обеспечение управлением общеобразовательной школой / Ю. В. Васильев. — Воронеж, 1990. — 112 с.
  26. Ю.В. Педагогическое управление в школе / Ю. В. Васильев. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  27. Е.П. Компьютеры и будущее / Е. П. Велихов // Проблемы теории и практики управления. 1985. -№ 2. — С. 32−39.
  28. Е.А. Информатизация управления: социально-экономический аспект / Е. А. Волков. М.: Финансы и статистика, 1990. -224 с.
  29. В.Т. Инновационные принципы системы образования / В. Т. Волов //Педагогика.-2007.-№ 7.-С.108−114.
  30. К.П. Современные информационные технологии в управлении качеством образования / К. П. Волокитин, В. В. Хабин // Информатика и образование. 2000. — № 8. — С. 32.
  31. Н.Е. Профессионально-техническое образование в Германии / Н.Е.Воробьев// Педагогика.-2008.-№ 8 С.101−106.
  32. A.M. Управление развитием инновационной образовательной среды школы: автореф. дис.канд. пед. наук / A.M. Воронин. Брянск, 1995. — 20 с.
  33. В.В. Педагогика школы в двух словах: конспект-пособие для студентов, педагогов и учителей / В. В. Воронов. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 146 с.
  34. .С. О сущности объектов педагогическогопрогнозирования и управления / Б. С. Гершунский // Новые исследования в педагогических науках. — 1985. — № 2 — С. 8−12.
  35. JT.K. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы / JI.K. Гребенкина, Н. С. Анциперова. — М.: Педагогический поиск, 2000. — 160 с.
  36. Григорьева И. А. Философские аспекты образования существуют ли они? / И. А. Григорьева //Magister. 1998. — № 6. — С. 62−70.
  37. В.И. Информационная технология, вопросы развития и применения / В. П. Гриценко, Б. Н. Паншин. Киев, 1988. — 154 с.
  38. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода / Э. Н. Гусинский. — М.: Школа, 1994.-184 с.
  39. Диагностика как фактор развития образовательной системы: учеб. пособие / под ред. В. Н. Максимовой. СПб.: ЛОИЛРО, 1995. — 82 с.
  40. Т.А. Педагогическая система: структура и законы функционирования / Т. А. Дмитренко // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко. — Екатеринбург, 1996. -Вып. 2.-С. 68−79.
  41. Г. Д. Управление системами образования в условиях их функционирования и развития / Г. Д. Дылян. Минск: НИО, 2001. — 111 с.
  42. Г. Д. Информационные технологии в системе общего среднего образования Республики Беларусь / Г. Д. Дылян, Э. С. Ратобылъская, М. Г. Зеков // Информатизация образования. 2000. — № 2.-С. 4−13.
  43. В.И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский // Советская педагогика. — 1988. № 1. — С. 70−75.
  44. JI.B. Технология и методология обучения / JI.B. Загрекова, М. А. Тарасов // Педагогическое обозрение. 2000. — № 1. — С. 16−24.
  45. Закон Российской федерации «Об образовании». — М.: Омега-Л, 2008. 52 с.
  46. Л.Н. Педагогическая диагностика — мониторинг качества образования / Л. Н. Засорина // Аудит в поле проблем образования: материалы научно-методического семинара / под ред. Л. Н. Засориной. СПб.: Икар, 2000. — С. 18−25.
  47. Г. А. Структурно-системный подход к организации обучения / Г. А. Ильина. — М.: Знание, 1972. — 72 с.
  48. К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп- пер. с нем. — М.: Педагогика, 1991.- 240 с.
  49. Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс / под ред. М. А. Розова. М.: МГУ, 1989. — 232 с.
  50. В.А. Мониторинг качества образования / В. А. Кальней, С. Е. Шишов. — Москва-Вологда: Изд-во Вологодского ИПКиППК, 1998.-203 с.
  51. А. Э. Компьютерная поддержка учебного процесса / А. Э. Кириченко // Математические методы и информационные технологии в экономике: сб. материалов V межд. н.-т. конференции. —1. Пенза, 2000.- С. 123−124.
  52. Е.А. Информационные ресурсы в стратегическом менеджменте / Е. А. Князев, Я. Ш. Евдокимова // Университетское управление: практика и анализ. — 2003. — № 2. С.7−17.
  53. Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2000. — 176 с.
  54. И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для вузов / И. А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская- под ред. И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2005. — 288 с.
  55. Е.С. Информационное обеспечение управления дошкольным образованием на уровне местных органов власти: метод, рекомендации для специалистов по дошк. образованию / Е. С. Комарова // Обруч. 1999. -№ 3.- С. 1−16.
  56. Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе: учеб. пособие / Ю. А. Конаржевский. -Челябинск: ЧГПИ, 1986. 133 с.
  57. И. К. Информационные технологии в управлении / И. К. Корнеев, В. А. Машурцев. М.: ИНФРА-М, 2001. — 158 с.
  58. С.А. Проектирование деятельностных систем образования: методолого-педагогические аспекты / С. А. Крупник. — Минск, 1997.-81 с.
  59. В.В. Организационно-педагогические условия повышения эффективности деятельности руководителя школы нового типа: автореф. дис. .канд. пед. наук / В. В. Крыжко. Брянск, 1994. — 28 с.
  60. А. В. Развитие информационной среды образовательного учреждения: материалы семинара руководителей общеобразовательных учреждений / А. В. Кудрявцев. — СПб., 2001.
  61. А. А. Оценка достижения требований образовательных стандартов /А.А. Кузнецов. -М.: Изд-во Национальногоцентра стандартов и мониторинга образования, 1998: — 25 с.
  62. Н.В. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки: учеб. пособие / Н. В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования. СПб.: ЛГУ, 1980. — С. 120−138
  63. Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций / Г. Кунц, С. О’Доннел- пер. с англ.- общ. ред. Д. М. Гришианел. М.: Прогресс, 1981.-512 с.
  64. B.C. Системное развитие школы / B.C. Лазарев. М.: Педагогическое общество России- 2002. — 304 с.
  65. В.П. Методика конструирования педагогических тестов / В. П. Левин, В. В. Зиновьев // Дидактика. 2002. — № 3. -С. 15−21.
  66. С. Л. Региональная информационно-образовательная среда основа федеральной среды системы открытого образования / С. Л. Лобачева // Информатика и образование. — 2001. — № 5. — С. 51−54.
  67. И.Г. Профессиональные решения в области информатизации образования / И. Г. Лозицкий // Информатика и образование. -2001. № 5. — С. 72−74.
  68. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: ¦ Педагогика, 1984. — 240 е.
  69. С.А. Педагогические системы и технологии: учеб. пособие для студ. педвузов / С. А. Маврин. Омск: ОГПИ, 1993. — 98 с.
  70. О.М. Современные проблемы информатизации в непроизводственной сфере и экономике / О. М. Мазуренко // Труды V Международной электронной научной конференции. — Воронеж: Центр.
  71. , кн. изд-во, 2000. С. 25- 26.
  72. А.Н. Мониторинг в образовании как научно-практический феномен / А. Н. Майоров // Школьные технологии. — 1998. — № 5.-С. 25−48.
  73. А.Н. Мониторинг учебной эффективности / А.Н. Майоров//Школьные технологии. —2000. —№ 1.-С. 96−131.
  74. А.Н. Мониторинг региональных образовательных систем и эффективности реализации социальных проектов / А. Н. Майоров. — М.: Полиграф сервис, 1999. — 224 с.
  75. В.Н. Акмеология школьного образования / В. Н. Максимова. СПб: ЛОИЛРО, 2000. — 232 с.
  76. .П. Повышение качества инновационной деятельности в образовательных учреждениях / Б. П. Мартиросян // Педагогика. 2008. — № 7 — С.25−31.
  77. И.И. Перспективы развития дидактических средств компьютерной технологии обучения: автореф. дис.. д-ра пед. наук / И. И. Мархель. М., 1991. — 42 с.
  78. В.А. Информатизация образования и подготовка учительских кадров / В. А. Матрос, М. М. Буняев // Советская педагогика. 1991.- № 8.-С. 65−70.
  79. Матрос Д. III. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова. М.: Педагогическое общество, 2001. — 128 с.
  80. В.Л. Основные направления развития педагогического образования в России до 20Юг / В. Л. Матросов // Высшее образование сегодня. — 2002. — № 11. — С.32−34.
  81. Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения: учеб. пособие / Т. В. Машарова. Киров: КГПУ, 1997. — 119 с.
  82. Е.И. Компьтеризация обучения: проблемы иперспективы / Е. И. Машбиц. М., 1986. — 80 с.
  83. .З. Системный подход к организации управления / Б. З. Мильнер, Л. И. Евенко, B.C. Рапопорт. -М.: Экономика, 1983. -224 с.
  84. Л.М. Организация педагогического процесса в инновационных образовательных учреждениях: дис. канд. пед. наук / Л. М. Миляева. Елец, 2000. — С.45.
  85. Е.А. Система педагогической диагностики: ключевые понятия и принципы / Е. А. Михайлычев // Педагогическая диагностика. 2002. — № 1. — С. 46.
  86. В.М. Основные аспекты использования информационных технологий обучения в совершенствовании методической системы обучения / В. М. Монахов. М., 1987. — 35 с.
  87. Непрерывное образование в университетском комплексе. Система среднего профессионального образования / под ред. А. Л. Гаврикова. Великий Новгород, 2001. — 126с.
  88. С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / С. И. Ожегов. -М.: Рус. яз., 1989.-921 с.
  89. В. Введение в общую дидактику / В. Оконь- пер. с польск. -М.: Высш. шк., 1990.-382 с.
  90. Е.Н. Философско-методологические аспекты информатизации образования / Е. Н. Пасхин // Системы и средства информатики. М.: Наука-Физматлит, 1996. — Вып.8. — С. 84−90.
  91. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  92. Перспективы развития системы непрерывного образования / под ред. Б. С. Гершунского. — М.: Педагогика, 1990. 224 с.
  93. Н.П. Технологизация управления образованием / Н. П. Пищулин, В. М. Ананищев // Школьные технологии: — М., 2001. — № 4.- С. 3−12.
  94. И.П. Педагогика: учеб. для студ. вузов / И. П. Подласый. -М.: ВЛАДОС, 1996.-432 с.
  95. И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процессы обучения / И. П. Подласый. -М.: ВЛАДОС, 1999. 576 е.: ил.
  96. Д. М. Компьютерный психолого-педагогический мониторинг и качество1 образовательного процесса / Д. М. Полев, А. А. Рузаков // Информатика и образование. 2000. — № 8. — С. 22.
  97. Полуаршинова- Е. Г. Тесты как средство контроля* качества подготовки учащихся в системе управления образованием региона (на примере общего среднего образования г. Москвы): автореф. дис.к.тех.н / Е. Г. Полуаршинова. М., 1998. — 20 с.
  98. М.М. Управление качеством образования / М. М. Поташник. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
  99. М.М. Управление развитием школы / М. М. Поташник, B.C. Лазарев. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
  100. И. От существующего к возникающему: время и сложность в физических науках / И. Пригожин- пер. англ. Ю. А. Данилова. -М.: Наука, 1985.-328 с.
  101. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Режим доступа: Шр ://www.president.kremlin.ru, свободный
  102. Ратобылъская Э. С. Информационная среда как условие создания модели комплексной информатизации управления
Заполнить форму текущей работой