Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Комплексный характер использования методов и приемов обусловлен внутренней сущностной взаимосвязью этих методов, взаимосвязью различных видов искусства, используемых на комплексных музыкальных занятиях, — а также взаимосвязью двух форм эстетической деятельности ребенка: восприятием искусства и созданием художественного продукта. Метод конструктивного диалога и метод побуждения к сопереживанию… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Понятие «толерантность» в философии, психологии и педагогике
    • 1. 2. Возрастные особенности проявления толерантного отношения дошкольников друг к другу
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ИСКУССТВО В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ДРУГ К ДРУГУ
    • 2. 1. Произведения искусства и толерантное отношение человека к «Другому»
    • 2. 2. Методы и приемы, способствующие формированию толерантного отношения дошкольников к сверстникам
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
  • ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ДРУГ К ДРУГУ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
    • 3. 1. Исходные показатели и уровни сформированности толерантного отношения у старших дошкольников
    • 3. 2. Комплекс методов и приемов формирования толерантного отношения дошкольников к сверстникам на музыкальных занятиях
  • Выводы по третьей главе
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. Одной из главных задач современного этапа развития образования является освоение ребенком общечеловеческих ценностей, среди которых прогрессивные мыслители всегда выделяли права человека, его свободу, уважение человеческих достоинств, заботу о людях, сострадание, принятие другого человека таким, каков он есть, то, что в работах зарубежных (Дж. Милль, М. Лютер, Дж. Харрингтон, П. Кинг, П. Гардинер, Дж. Ролз, Э. Гутман) и отечественных (Г. Солдатова, М. Поташник, Э. Соколова, А. Асмолов, А. Хараш, Е. Насиновская) ученых определяется термином «толерантность».

Согласно декларации ЮНЕСКО 1994 года «.рассмотрение ценностных категорий, особенно толерантности, должно происходить на всех возрастных этапах образовательного процесса. Толерантность нужно внедрить непосредственно в школьную среду, в ее нравственную атмосферу, ввести во все межличностные отношения, возникающие в процессе обучения и воспитания». Основными способами развития толерантности в школьной среде, указанными в декларации ЮНЕСКО, являются внедрение демократических форм управления, персонализированные методики обучения, использование активных методов обучения и групповой работы детей, обсуждение моральных аспектов, анализ различных конфликтов, их причин и следствий, изучение иностранных языков как средство понимания других культур.

Необходимость формирования толерантного отношения между дошкольниками обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями детей. С одной стороны, им присущи активность, инициативность, любознательность, с другой стороны, — слабо развитая произвольность поведения, эмоциональность, импульсивность, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание, что нередко приводит к нежелательным поступкам по отношению к своим сверстникам (Е.О. Смирнова, Г. Р. Хузеева, Р.С. Буре). Негативные проявления в поведении дошкольников исследователи объясняют ограниченным опытом и ограниченными возможностями детей, что приводит к возникновению у одних детей пассивности, а у других — усиления агрессивности, деструктивных тенденций в отношениях к сверстникам.

Толерантность как условие равнопартнерских отношений дошкольников рассматривается JL Парамоновой, Т. Алиевой,.

A. Арушановой, Г. Голдаевой. Эти авторы анализируют толерантность в связи с диалоговыми формами общения детей, в ходе которых формируется способность признавать различные точки зрения по одному и тому же вопросу, способность изменить свое поведение. Г. Голдаева выявляет возможности конструктивного диалога в принятии и понимании детьми дошкольного возраста друг друга.

Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам является многоаспектной проблемой. Одним из ее аспектов является становление, развитие и формирование межличностных отношений дошкольников, их взаимоотношений и общения, чему посвящено значительное число экспериментальных и теоретических исследований (Т.А. Репина, Я. Л. Коломинский, Е. О. Смирнова,.

B.Г. Утробина, К. Флейк-Хобсон, Б. Е. Робинсон, П. Скин и др.). Формированию взаимоотношений детей в детском саду и семье посвящены работы В. К. Котырло. Во многих исследованиях показано, как с усложнением игровой деятельности дошкольника постепенно развивается его общение с детьми, формируются коллективистские отношения (Д.В. Менджерицкая, Р. А. Иванкова, Р. И. Жуковская,.

А.П. Усова). Влияние успешности продуктивной деятельности ребенка на его отношения со сверстниками в группе детского сада рассматривается Л. Д. Бухтиаровой, А. А. Рояк. Однако вопрос формирования именно толерантного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста остается пока малоизученным как в психологии, так и в дошкольной педагогике. Исследователи обращают внимание лишь на отдельные характеристики данного качества личности у дошкольников — в основном на общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Степень разработанности проблемы исследования. В трудах отечественных (Д.А. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, С.Г. Якобсон) и зарубежных (А. Маслоу, К. Роджерс, Н. Роджерс и др.) ученых отмечается ведущая роль искусства в формировании понимания человеком другого человека. По их мнению, искусство открывает ребенку примеры терпимости во взаимоотношениях людей как в процессе его восприятия, так и в процессе создания коллективного художественного продукта. Эти же идеи обнаруживаются в работах по дошкольному художественному воспитанию. Так, Н. Басина, и О. Суслова указывают, что в процессе создания дошкольниками художественного продукта в живописи, литературе или музыке, дети учатся творчески взаимодействовать, слушать друг друга, принимать и развивать идею сверстника. Н. А. Ветлугиной и А. Н. Зиминой рассматривались приемы формирования сопереживания другому человеку, уважительного отношения к нему, взаимопонимания в процессе восприятия искусства и создания художественного продукта.

Анализ литературы показал, что отношения детей друг к другу являются проблемой, которая рассматривается с тех или иных позиций исследователями и вызывает интерес у педагогов-практиков. В работах О. П. Радыновой, С. И. Бекиной, Е. Н. Соковниной подчеркивается, что в процессе восприятия искусства у дошкольников развивается способность к сопереживанию чувствам другого человека. Музыкальные руководители в детских дошкольных учреждениях уделяют много внимания взаимоотношениям детей в процессе создания художественного продукта и в процессе восприятия искусства. Однако недостаточная разработанность вопроса формирования толерантного отношения дошкольников к своим сверстникам в ходе музыкальных занятий как в теории, так и в методике не позволяет эффективно решать эту проблему в процессе художественного и музыкального воспитания дошкольников.

Необходимость данного исследования определяется противоречиями между:

— потребностью современного общества в совершенствовании человеческих отношений и уровнем решения проблемы формирования толерантного отношения детей друг к другу в дошкольной педагогике;

— необходимостью формирования толерантного отношения у дошкольников к сверстникам и отсутствием обоснованного методического обеспечения такого процесса;

— необходимостью выявления методов и приемов формирования толерантного отношения у дошкольников средствами искусства и малой их разработанностью в педагогической теории и практике.

Из противоречий вытекает проблема исследования: каковы методы и приемы, способствующие формированию толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства?

Все вышеизложенное определило выбор темы исследования:

Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства".

Цель исследования: обосновать и экспериментальным путем проверить комплекс методов и приемов формирования толерантного отношения у старших дошкольников к сверстникам средствами искусства.

Объект исследования — процесс нравственно-эстетического воспитания старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования — комплекс методов и приемов формирования толерантного отношения у старших дошкольников к сверстникам на музыкальных занятиях.

Гипотеза исследования: формирование толерантного отношения у старших дошкольников средствами искусства на музыкальных занятиях будет успешным, если:

— сущностными характеристиками толерантности считать такие качества личности ребенка дошкольного возраста как единство с другими или открытость другим людям, забота о другом человеке и справедливость в отношениях между людьми;

— дошкольникам будут предоставлены эталоны понимания и принятия одним человеком другого человека в двух формах эстетической деятельности детей: восприятии искусства и создании художественного продукта;

— методами и приемами, способствующими формированию толерантного отношения у старших дошкольников друг к другу на музыкальных занятиях будут являться: метод побуждения к сопереживанию эмоционально-смысловой интонации, метод конструктивного диалога, приемы интонационной импровизации, пластического интонирования, театрализации, «персонализации». условием реализации данного процесса будет являться использование комплекса методов и приемов, вытекающего из взаимосвязи двух форм эстетической деятельности: восприятия искусства и создания художественного продукта.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены и решались следующие задачи:

1.Определить и обосновать возрастные особенности проявления толерантного отношения у старших дошкольников к сверстникам.

2. Определить педагогические возможности искусства в формировании толерантного отношения дошкольников друг к другу.

3. На основе сущностных характеристик понятия толерантности, а также на основе возрастных особенностей проявления толерантного отношения у дошкольников друг к другу, определить показатели и уровни сформированности толерантного отношения у дошкольников к сверстникам.

4. Выявить и обосновать методы и приемы, формирующие толерантное отношение у старших дошкольников к сверстникам на музыкальных занятиях.

5. Обосновать и экспериментальным путем проверить комплекс методов и приемов формирования толерантного отношения дошкольников друг к другу на музыкальных занятиях.

Методологической базой исследования являются гуманистическая теория (А. Маслоу, К Роджерс) — теория гуманистической направленности искусства (Г. Гегель, И. Кант, Н.Г. Чернышевский) — теория формирования отношений в структуре личности (В.Н. Мясищев, J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, М.И. Лисина), теория отношения людей на основе общности свободных и равноправных существ (Э. Фромм, А. Тэйлор), теория восприятия искусства как обмена общечеловеческими ценностями (М.С. Каган), идея о приоритете духовного воспитания ребенка в процессе художественной деятельности (Н.А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, В. А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая).

База научного исследования: экспериментальная работа осуществлялась в ДОУ № 92, в ДОУ № 97, в Центре эстетического воспитания «В доме Буркова», г. Тюмени, в ДОУ № 16 г. Талица Свердловской области. В экспериментальной работе принимали участие около 150 воспитанников детских садов старшего дошкольного возраста.

Основные этапы исследования:

На первом (1999;2000г.г.), теоретико-поисковом этапе осуществлялось изучение педагогической, психологической и философской литературы по проблеме толерантности и толерантного отношения людей друг к другу. Анализировалась музыкально-педагогическая, психологическая, методическая литература, а также литература по нравственному воспитанию, раскрывающая особенности воздействия искусства на человека в процессе его восприятия и в процессе создания художественного продукта. Была сформулирована тема исследования, выявлена цель, поставлены задачи и выбраны методы экспериментальной работыподобраны и разработаны методы диагностикисформулирована гипотеза исследования.

На втором (2000;2001г.г.), экспериментальном этапе осуществлялась работа на констатирующем и формирующем этапах исследованияопределялся комплекс методов и приемов, способствующих формированию толерантного отношения у детей средствами искусствасоставлена программа эксперимента, осуществлена ее апробация.

В ходе третьего (2000;2003г.г.), завершающего этапа проверялись теоретические и, практические положения исследованиябыли произведены итоговый срез, систематизация, обобщение и анализ результатов исследования, формулировались выводыосуществлялось оформление научно-исследовательской работы.

Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования: теоретические: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, социально-психологической, музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования — и эмпирические: экспериментальная работа, включающая в себя констатирующий, формирующий и контрольный.

Научная новизна исследования заключается:

— в определении и обосновании возрастных особенностей толерантного отношения у старших дошкольников к сверстникам, проявляющихся в открытости другим людям, справедливом отношении к другому ребенку, в выражении сочувствия и в желании оказать помощь другому ребенку;

— в выявлении взаимообусловленных показателей сформированности толерантного отношения у дошкольников к сверстникам: единство с другими, готовность оказывать вербальное или практическое содействие сверстнику, равноправие между детьми;

— в выявлении и обосновании методов и приемов формирования толерантного отношения у старших дошкольников к сверстникам на музыкальных занятиях: метода побуждения к сопереживанию эмоционально-смысловой интонации, метода конструктивного диалога, приемов интонационной импровизации, пластического интонирования, театрализации, «персонализации» героя.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении сущностных характеристик понятия «толерантность» в философии, психологии и педагогике, проявляющихся в единстве или открытости другим людям, заботе о другом человеке и справедливости в отношениях между людьмив определении педагогических возможностей искусства в понимании и принятии человеком другого человека в двух формах эстетической деятельности детей — восприятии искусства и создании художественного продукта.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении диагностических заданий, основанных на методиках ряда авторов, направленных на выявление уровня сформированное&tradeтолерантного отношения дошкольников друг к другуво внедрении методических разработок по развитию толерантного отношения у старших дошкольников к сверстникам на музыкальных занятиях.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и научных выводов определяется комплексным и многоаспектным рассмотрением проблемы исследования, сочетанием различных теоретических и эмпирических методов, отвечающих целям и задачам исследованияиспользованием диагностических методов других авторовэкспериментальной проверкой теоретических положений.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования внедрены в практику музыкальных занятий в ДОУ № 92, ДОУ № 97, в Центре эстетического воспитания «В доме Буркова» г. Тюмени, в ДОУ № 16 г. Талица Свердловской области. Материалы исследования внедрены в содержание лекционных курсов «История музыкального образования» и «Методика преподавания музыки» для студентов Тюменского государственного института искусств и культуры, обучающихся по специальности «Музыкальное образование», в курс лекций по «Методике музыкального воспитания в дошкольных учреждениях» для учащихся педагогического колледжа № 1 г. Тюмени. Материалы исследования, его результаты обсуждались на научно-практических конференциях Всероссийского и регионального значения: «Формирование духовной культуры личности в условиях ЗападноСибирского региона» (Тюмень, 1997), «Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски» (Екатеринбург, 2003), на заседании кафедры естествознания и методики его преподавания в начальных классах Уральского государственного педагогического университета.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Восприятие дошкольниками художественных произведений побуждает их к принятию героя произведения и сопереживанию ему, а создание детьми художественного продукта стимулирует к внесению каждым участником этого процесса своей доли в этот процесс, к использованию эталонов толерантного отношения между людьми, продемонстрированных дошкольниками в искусстве, и перенесением такого отношения в повседневную жизнь детей.

2. Показателями сформированности толерантного отношения у старших дошкольников, выявленными на основе сущностных характеристик понятия «толерантность» и на основе возрастных особенностей проявления толерантного отношения у дошкольников друг к другу, являются: единство с Другими как принятие сверстника, равноправие между детьми — восприятие сверстника как самого себя и положительное оценивание его действия, готовность оказывать вербальное или практическое содействие сверстнику как выражение сочувствия и оказание вербальной или практической помощи сверстнику при его затруднениях.

3. Методами и приемами, способствующими формированию толерантного отношения у дошкольников друг к другу на музыкальных занятиях, являются метод побуждения к сопереживанию эмоционально-смысловой интонации, метод конструктивного диалога, приемы интонационной импровизации, пластического интонирования, театрализации, «персонализации».

4. Комплекс методов и приемов, способствующих формированию толерантного отношения у дошкольников друг к другу обусловлен взаимосвязью самих методов и приемов, взаимосвязью различных видов искусства, используемых на музыкальных занятиях, взаимосвязью двух форм эстетической деятельности детей: восприятием искусства и созданием художественного продукта. В процессе восприятия различных видов искусства дошкольник учится понимать и принимать другого человека, а в процессе создания художественного продукта он применяет полученные знания в практике взаимоотношений со сверстниками.

1. Толерантность как предмет педагогического исследования.

Выводы по третьей главе:

1. Показателями сформированности толерантного отношения дошкольников к сверстникам являются: «единство с Другими», «готовность оказывать вербальное или практическое содействие сверстнику», «равноправие между детьми».

2. Констатирующий этап эксперимента выявил необходимость формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения друг к другу. Это обусловлено наличием низкого и относительно низкого уровней сформированности толерантного отношения у детей, а также отсутствием высокого уровня.

3. Метод побуждения к сопереживанию эмоционально-смысловой интонации, метод конструктивного диалога, приемы интонационной импровизации, пластического интонирования, театрализации, «персонализации» героя, используемые в комплексе на комплексных музыкальных занятиях способствуют положительному принятию и оцениванию дошкольниками действий автора или героя произведения как своих собственных в процессе восприятия ими произведений искусства. Комплекс этих методов в процессе создания дошкольниками художественного продукта способствует равноправному внесению каждым ребенком своей идеи, основанной на положительном оценивании и принятии ее другими детьми, приводит их к желанию оказать помощь друг другу.

4. Комплексный характер использования методов и приемов обусловлен внутренней сущностной взаимосвязью этих методов, взаимосвязью различных видов искусства, используемых на комплексных музыкальных занятиях, — а также взаимосвязью двух форм эстетической деятельности ребенка: восприятием искусства и созданием художественного продукта. Метод конструктивного диалога и метод побуждения к сопереживанию эмоционально-смысловой интонации взаимосвязаны между собой. Конструктивный диалог с автором, героем произведения, а также со сверстником возможен при условии сопереживания герою произведения, автору или сверстнику, а побуждение к сопереживанию эмоционально-смысловой интонации героя, автора произведения или побуждение к сопереживанию сверстнику невозможно без ведения конструктивного диалога этих собеседников. Приемы интонационной импровизации, пластического интонирования, театрализации, «персонализации» героя способствуют раскрытию этих методов. Комплекс методов и приемов, выделенных нами, может быть использован при восприятии дошкольниками различных видов искусства на музыкальных занятиях. Взаимосвязь двух форм эстетической деятельности ребенка обоснована возможностью понимания и принятия дошкольниками другого человека как в искусстве, так и во взаимоотношениях со сверстниками в реальной жизни.

5. Контрольный срез на итоговом этапе экспериментальной работы показал, что из 150 детей старшего дошкольного возраста, принимавших участие в исследовании, повысили уровень сформированности толерантного отношения дошкольников к сверстникам 140 детей, из них 15 дошкольников перешли с низкого уровня на относительно низкий, 110 детей — с относительно низкого на средний уровень, 15 дошкольников — со среднего уровня на высокий. Остались на относительно низком уровне пятеро дошкольников, подтвердили средний уровень сформированности толерантного отношения дошкольников к сверстникам 5 детей.

6. Заключительный этап экспериментальной работы выявил успешность формирования толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста. Последовательное решение задач по формированию у старших дошкольников толерантного отношения к сверстникам на комплексных музыкальных занятиях положительно повлияло на повышение уровня сформированности толерантного отношения у детей друг к другу.

Теоретическая разработка изучаемой проблемы и экспериментальная работа подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы в заклич? Е7. а:

1. Основными возрастными особенностями проявления толерантного отношения у дошкольников являются открытость другим людям, справедливое отношение к другому ребенку, а также выражение сочувствия и желание оказать ему помощь. Все эти положительные проявления дошкольников к сверстникам требуют развития. Открытость другим детям у дошкольников проявляется избирательно, наряду со справедливостью в отношениях между детьми им свойственны отношения по принципу господства-подчинения и завуалированного руководства, сочувствие и желание оказать помощь другому ребенку проявляются не всегда. Дошкольникам свойственна слабая произвольность поведения, эмоциональность, импульсивность, неумение контролировать свои действия, что нередко приводит к нежелательным последствиям в отношениях между сверстниками.

2. Показателями сформированности толерантного отношения у старших дошкольников к сверстникам являются:

— единство с Другими как принятие сверстника;

— равноправие между детьми — восприятие сверстника как самого себя и положительное оценивание его действий;

— готовность оказывать вербальное или практическое содействие сверстнику как выражение сочувствия и оказание вербальной или практической помощи сверстнику при его затруднениях.

3. Искусство при соответствующем педагогическом руководстве открывает ребенку эталоны терпимого отношения к другому человеку. В восприятии искусства и в процессе создания детьми художественного продукта происходит принятие ребенком автора или героя произведения, а также принятие идеи сверстника при положительном ее оценивании. Дошкольник имеет возможность выразить сочувствие автору, герою произведения или сверстнику, на основе чего рождается желание оказать помощь сверстнику в создании художественного продукта. Перенос таких отношений в сферу реальных взаимоотношений дошкольников формирует у детей толерантное отношение друг к другу.

4. Методами и педагогическими приемами, способствующими формированию толерантного отношения у старших дошкольников к сверстникам в ходе музыкальных занятий, являются: метод побуждения к сопереживанию эмоционально-смысловой интонации, метод конструктивного диалога, приемы пластического интонирования, интонационной импровизации, театрализации, «персонализации» героя.

Данные методы и приемы наиболее эффективны в ходе комплексных занятий, построенных на основе взаимосвязи искусств и различных видов творческой деятельности детей, где доминирующим видом искусства является музыкальное искусство.

5.Комплексный характер использования методов и приемов обусловлен внутренней сущностной взаимосвязью этих методов, взаимосвязью различных видов искусства, используемых на комплексных музыкальных занятиях, — а также взаимосвязью двух форм эстетической деятельности ребенка: восприятием искусства и созданием художественного продукта. Взаимосвязь двух форм эстетической деятельности ребенка обоснована возможностью понимания и принятия дошкольниками другого человека как в искусстве, так и во взаимоотношениях со сверстниками в реальной жизни.

Проведенная работа обозначила и перспективы дальнейших исследований: определение возможностей сформированности толерантного отношения у детей других возрастных групп с использованием различных видов искусства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
  2. В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. 2002. -№ 1.-С. 3−17.
  3. М.В. Андрей Рублев и русская культура // Андрей Рублев и его эпоха: Сб. М.: Искусство, 1971 г. С. 11.
  4. М.В. Искусство Эпохи Возрождения и нового времени. // Всеобщая история искусств: в 3 т. / М. J1.: Искусство, 1949. Т. 2. -410 с.
  5. Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада — к начальной школе. Московский психолого-социальный институт. — Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998. 352 с.
  6. Г. В. Единство нравственного и эстетического воспитания учащихся первых классов в учебно-воспитательном процессе. Автореферат канд. пед. наук. М., 1983. — 16 с.
  7. .В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. — изд-е 2 -е. М. — Л.: Музыка, 1971. — Кн. вторая — Интонация. — 368 с.
  8. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Институт практической психологии. -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 768 с.
  9. . В. О вос-питании (О духовно-нравственном развитии ребенка) // Дошкольное воспитание. — 2000. № 6. — С. 60−63.
  10. Н.В. ст. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности // Вопросы психологии. -1996.- № 4.-С. 24−31.
  11. Н. Суслова О. С кисточкой и музыкой в руках. — М.: ЛИНКА ПРЕСС, 1997. — 144 е., илл.
  12. Ю. А. Беленький А.В. Белов А. В. Карманный словарь атеиста. 6-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1986. — 268 с.
  13. М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. Сб. / Михаил Бахтин / Примеч. С. Бочарова. — СПб.: Азбука. 2000. 332 с.
  14. А.П. Эстетика Чернышевского. М. Высшая школа, 1961. -292 с.
  15. А.А. Личность и общение: Избр. тр. М.: Педагогика, 1983. — 271 с.
  16. А.А. Постановка проблемы общения в работах Б.Г. Ананьева // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга: Сб. ст / Кубанский гос. ун-т. Краснодар, 1981. — С. 3−6.
  17. А.А. Психология общения: Избран, психол. тр. В 70 — ти томах. М.: Ин-т практ. психологии. — Воронеж. «МОДЭК», 1996. — 256 с.
  18. Л.И. Проблемы формирования личности. Под редакцией Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. стер. М.: Инт-т практ. психологии. Воронеж. «МОДЭК», 1997. — 352 с.
  19. Л.И. Формирования личности в онтогенезе: Сб.науч. тр: Посвящено памяти Л. И. Божович / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии- Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: АПН СССР, 1991. — 159 с.
  20. Большой толковый психологический словарь. /Артур Ребер. (Penguin) Т.2: Пер. с анг. М.: Вече, ACT, 2000. — 560 с.
  21. .С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии. 1998. — № 4. — С. 71−79.
  22. .С. Образ человека в гуманитарной, нравственной, христианской психологии. // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. / Под редакцией Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 67−92.
  23. С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. / Под редакцией Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М.: Смысл, 1997. С. 93 — 107.
  24. Бруно Санти. Рафаэль. М.: Слово, 1997. 80 с.
  25. . В.Г. Андрей Рублев. М.: Изобр. Искусство, 1995. — 304 е.: ил.
  26. М. «Я и Ты». / Пер. с нем. Ю. С. Терентьева, Н. Файнгольда, послесл. П. С. Гуревича. М.: Высшая школа, 1993. — 175 с.
  27. Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. / Под редакцией A.M. Виноградовой 2-е изд. исп. и доп. — М.: Просвещение, 1989. — 95с.
  28. А.И. Эстетическая сущность искусства. / Академия наук СССР. Институт теории искусств. М.: Госуд. Изд-во Искусство, 1956. -290 с.
  29. Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1981. — 240 е., нот. — (Б-ка воспитателя дет. сада).
  30. Н.А. Китайская пейзажная живопись. М.: Искусство, 1972. — с. 22.
  31. Н. А. Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока. М.: Искусство, 1979. — 372 е., ил.-
  32. Воспитание гуманных чувств у детей. Под редакцией JI.H. Проколиенко, В. К. Котырло. Библиотека дошкольного работника. -Киев.: «Рядянська школа», 1987. 172 с.
  33. Воспитание музыкой. / Сост. Вендрова Т. Е, Пигарева И. В. — М.: Просвещение, 1991. — 205 с. — (Б-ка учителя музыки).
  34. Всеобщая история искусств. В 6-ти т. / Редкол. Б. В. Веймарн и др. М.: Искусство, 1966. — Акад. художеств СССР. Ин-т теории и истории изобразит, искусств. — Т. 6. Искусство 20 в. — 1966. — 408 е.: ил.
  35. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологич. очерк. Изд. 2-е. — М.: Просвещение, 1967. — 93.с.
  36. Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. Детская психология. / Гл. ред. А. В. Запорожец. Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — Т.4. -432 с.
  37. . В. Воспитание чувства милосердия (у дошкольников) // Дошкольное воспитание. 1991. — № 1. — С. 10−12.
  38. Гегель Г. В. Ф. Эстетика в 4-х т. / Под редакцией и с предисловием М. Лифшица М.: Искусство, 1968, — Т.1.-305 с.
  39. Г. Педагогика переживания //Дошкольное воспитание. -2001.-№ 6.-С. 16−18.
  40. Грауман Карл. Ф. Взаимное видение перспектив — исходная предпосылка осознанной толерантности // Высшее образование в Европе. 1997. -Т. 21, № 2. — С. 46−58.
  41. В.Н. Рафаэль. М.: Искусство, 1971. 217 с.
  42. Ю.Н. Искусство как социологический феномен. К характеристике эстетико-политических взглядов Платона и Аристотеля. М.: Наука. 1968.-285 с.
  43. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. / Под редакцией Т. А. Репиной. М.: Педагогика. Науч.-исслед. ин-т дошк. воспитания Акад. пед. наук СССР. 1987. — 189 с.
  44. Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. «Муз. воспитание», «Преподавание в начальных классах общеобразоват. шк.». — М.: Просвещение, 1989. 207 е.: ил.
  45. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие. Под редакцией В. И. Логиновой и П. Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1988. — 4.2. — 269 с.
  46. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие. Под редакцией
  47. A.В. Суровцевой. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во министер. просвещ. РСФСР. 1962.-381 с.
  48. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие. Под редакцией
  49. B.И. Ядэшко и Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1986. — 413 с.
  50. Евангелие от Матфея. М.:Книга, 1991. — 87 с.
  51. А.Ф. Границы искусства. М.: Искусство, 1987. — 319 с.
  52. Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая / Е. В. Завадская. М.: Искусство, 1975.-439 с: 16 л. ил-
  53. А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 304 е.: ноты.
  54. В. Архитектура как средство художественного воспитания // Дошкольное воспитание. 2001. — № 6. — С. 16−23.
  55. Игумен Иоанн. Православное образование в России: традиции и развитие, уроки и перспективы //Педагогика.- 1999.-№ 4. С. 15−21.
  56. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. — М.: Просвещение, 1990. — 207 с. — (Б-ка учителя музыки).
  57. В. Жизнь Магомета: Перевод / Предисл. ИЛО. Амероева. -М. СПб: Интербук, 1990. — 255 с.
  58. Ислам: Словарь атеиста. / Авксентьев А. В., Акимушкин. О.Ф., Акиниязов. Г. Б. и др.- Под общ. Ред. М. Б. Пиотровского., С. М. Прозорова. -М.: 1988.-254 с.
  59. Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? — 3-е изд., -М.: Просвещение, 1989. — 191 с., 8 л. ил. — (Б-ка учителя музыки).
  60. Д.Б. Педагогические размышления. Избранные статьи и доклады. М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
  61. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений.- М.: Политиздат, 1988. — 315 с.
  62. М.С. Социальные функции искусства. JL: Знание, 1978.30 с.
  63. . И. Критика способности суждения. Пер. с нем. Вступительная статья А. Гулыги. М.: Искусство, 1994. — 365 с.
  64. С. Н. Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. — М.: Моск. ун-та. 1986. 142 с.
  65. Г. М. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.- М.: Изд. центр. Академия, 2000. — 176 с.
  66. С. А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Уч. пособие, для дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. М.: Academia, 1998. — 427 с.
  67. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск.: Изд-во БГУ, 1976. — 350 с.
  68. Е. Кодекс толерантности (Как жить в мире с собой и другими), интервью с Г. Солдатовой // Учительская газета. 2003. -8 января (№ 1).-С. 16.
  69. Коран / Перевод И. Ю. Крачковского М. «Маджесс», 1990. — 367 с.
  70. Е.В. Директор — учитель — ученик: пути взаимодействия. Библиотека журнала «Директор школы» Выпуск № 5,. /М.: «Сентябрь» 2000. 144с.
  71. Ю. Очерки по эстетике музыки. 2-е изд., доп. — М.: Всесоюзное издательство Советский композитор, 1972. — 271 с.
  72. B.C. Портреты русских художников. Методические рекомендации. М.: Советский художник, 1989. — 15 с.
  73. Т.И. Иван Николаевич Крамской. Л.: Художник РСФС, 1989.-216 с. ил.
  74. В.Н. Леонардо да Винчи. М.: Искусство, 1952. с. 49−50.
  75. В.Н. Микеланджело. Жизнь. Творчество. / Сост. В. Н. Гращенков. М.: Искусство, 1964. — 411 с.
  76. В.Л. Искусство быть другим. М.: Знание, 1981. — 208 с.
  77. Д.А. Введение в психологию искусства. М.: Изд-во МГУ, 1998.-111с.
  78. А.А., Леонтьев Д. А. В истине жизни (Из научного архива А.Н. Леонтьева) // Художественное творчество и психология. — М.: Наука, 1991.-С. 170−190.
  79. А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т. /Под редакцией В. В. Давыдова и др. — М.: Педагогика, 1983. — Т.2. — 318 с.
  80. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. — 495 с.
  81. М.И. Генезис форм общения у детей. // Возрастная и педагогическая психология: Сб. ст. / М. 1992. С. 210−229.
  82. М.И. Общение, личность и психика ребенка. М. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 384 с.
  83. А.Ф. Теория и практика формирования у детей эстетического отношения к человеку. Автореферат дис. д-ра пед наук. -М., 2001.-34 с.
  84. . Дж. Избранные философские произведения в 2-х т. — М. Изд-во соц. — экономич. литер-ры, 1960. — Т. 1. — 560 с.
  85. . О.Г. Роль оценочных высказываний в процессе общения в детском саду и семье // Разнообразие форм воспитания и обучения дошкольников в психолого-педагогическом аспекте: Сб. науч. тр. / Академия пед наук СССР. М., 1990. С.43−48.
  86. Мал ю ко в А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности. — Дубна: Изд.-центр. «Феникс», 1999. — 250 с.
  87. А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997. — 430 с.
  88. . А. Мотивация и личность: Пер. с англ. — СПб.: Евразия, 1999.-479 с.
  89. . М. «Войди в мир искусства»: программа эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 1998. — № 4. — С. 16−22.
  90. . М. «Прогулка по Третьяковке». Об ознакомлении дошкольников с картинами В. М. Васнецова // Дошкольное воспитание. -1998.-№ 3.-С. 94−99.
  91. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. Медушевский. — М: Музыка, 1976.-254 с.
  92. Мелик-Пашаев А. А. Мир художника. М.: Прогресс — Традиция, 2000.-271 с.
  93. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. — М.: Искусство в школе, 1995 143 с.
  94. Методы социально-психологических исследований: Сб. науч. тр. Под ред. М. А. Меньшиковой. — М: Науч. — исслед. ин-т общей педагогики АПН СССР. Ин-т общей и пед. психологии АПН СССР, 1975. 272 с.
  95. Н. Музыка и дети. М. Всесоюзное издательство Советский композитор, 1977. — 251 с.
  96. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили. 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 240 с.
  97. B.C. Психология детства и отрочества: Учеб. для вузов (Акад. пед. и соц. наук. Моск. психолого-соц. ин-т — М.: Ин-т практ. психологии. — 1998. — 488 с.
  98. В.Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. / Под. ред. А. А. Бодалева. — М.: Ин-т практ психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-362 с.
  99. И.С. И. Кант. М.: Мысль. 1976. — 207 с.
  100. Начала христианской психологии: Учеб. пособие для вузов / Б. С. Братусь, В. Л. Воейков, С. Л. Воробьев и др. М.: Наука, 1995. — 236 с.
  101. .М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  102. Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. з-е изд. центр ВЛАДОС, 1997. — Кн. 1. — 688с.
  103. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека II Педагогика / 1998. — № 4. — С. 3−8.
  104. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии Рос. Акад. Наук, М.: Мысль, 2000. — Т.2. — 634 с.
  105. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под редакцией Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1989. — 78 с.
  106. Общение детей в детском саду и семье. Под редакцией Т. А Репиной, Р. Б. Стеркиной. М.: Педагогика. Науч.-исслед. ин-т дошк. воспитания Акад. пед. наук СССР, 1990. — 189 с.
  107. С.И. Словарь русского языка. / Под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Ю. Шведовой. — 13-е изд., испр. М.: Русский язык, 1981. — 816 с.
  108. А. Принципы воспитания в христианской педагогике // Воспитание школьников. 1999. — № 4. — С. 5−8.
  109. О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. (Серия «Общественная мысль: исследования и публикации») М: Наука, 1995. — 168 с.
  110. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Московский Патриархат Священный Синод Русской Православной Церкви- Отдел внешних церковных связей. М. 2001. — 90 с.
  111. ИЗ. Парамонова Л. Алиева Т. Арушанова А. Дошкольник в мире диалога: воспитание толерантности // Дошкольное воспитание. 1999. -№ 5. — С. 70−73.
  112. Э. В. Василий Дмитриевич Поленов. С-П: Художник РСФСР, 1991.-90 с.
  113. Д.И. Эстетические взгляды Дидро. 2-е изд. Вступ. Статья В. Бахмутского. — М.: Гослитиздат. 1961. — 191 с.
  114. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Под редакцией С. А. Смирнова. М. ACADEMA, 1999. — 509 с.
  115. Педагогика: Учеб. пособие / В. И. Журавлев, П. И. Пидкасистый, М. П. Портнов и др.- Под редакцией П.И. Пидкасистого- Рос. пед. агентство. М.: Роспедагентство, 1995. — 637 с.
  116. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат. 1982, 255 с.
  117. А.В. Психология о каждом из нас. М.: Изд-во Рос. Открытого ун-та, 1992. — 332 с.
  118. Л.А. Нравственное воспитание и религия в современных условиях // Педагогика. 1999. — № 6. — С. 109−114.
  119. . К. Открытое общество и его враги. Т. 1.: Чары Платона. Перевод с англ. Под редакцией В. Н. Садовского М: Феникс, Межд. фонд «Культурная инициатива». 1992. — 448 с.
  120. М. Лавина с гор или на пути к толерантному сознанию И Народное образование. 2001. — № 6. — С. 45−49.
  121. Психология. Словарь / Абраменкова и др- Под общей редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  122. Психологический словарь / Под. ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика. Пресс, 1998.-440 с.
  123. Развитие общения дошкольников со сверстниками / М. И. Лисина., А. Г. Рузская., А. Н. Авдеева и др. Под редакцией А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1989. — 215 с.
  124. Развитие общения у дошкольников / Под редакцией А. В. Запорожца и М. И. Лисиной М.: Педагогика, 1974. — 288 с.
  125. В.Г. Резервы музыкальной педагогики. Серия педагогика и психология. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  126. Р.Т. Ватикан и современная культура. М.: Политиздат, 1989−416 е.: ил.
  127. Т.А., Антонова Т.В, Рояк А. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада (опыт социально -психологического исследования). Под редакцией Т. А. Репиной. М.: Педагогика. 2000. — 200 с.
  128. Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1988. — 230 с.
  129. К. Клиентоцентрированный / человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии. 2001. — № 2. С. 48−58.
  130. К. Эмпатия. Психология эмоций. Тексты. 2-ое изд. -М.: Прогресс, 1993.-380 с.
  131. М.А., Куликов JI.B., Борисенко И. Л. Психология детей и подростков. Аннотированный указатель по психологическим методикам /Под редакцией Л. В. Куликова. Выпуск 1. СПб.: Наука, 1994. — 92 с. 26.
  132. Л. Знакомим детей с архитектурой // Дошкольное воспитание. 1998. — № 4. — С. 26−30.
  133. А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. НИИ дошк. воспитания АПН СССР. — М.: Педагогика, — 1988. — 117 с. — (ОПН: Образование. Пед. науки. Пед. психология).
  134. С.Л. Человек и мир / Послесл. К.А. Абулькановой-Славской, А.Н. Славской- Рос. Акад. наук, Ин-т психологии. М.: Наука, 1997.-189 с.
  135. И.И. Основы педагогики общения. Минск.: Беларуская навука, 1998.-319 с.
  136. В.М. Социальная изоляция и психическое развитие старших дошкольников: анализ когнитивного, эмоционального и личностного развития И Психологический журнал. 1996. — № 1. — Т. 17. -С. 86−96.
  137. Е. О. Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С. 5−14.
  138. Е. О. Хузеева Г. Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. 2002. — № 1. — С. 17−26.
  139. . Э. Образование путь к культуре мира и толерантности // Народное образование. — 2002. — № 2. — С. 111−118.
  140. Социологический словарь. Николас Аберкромби, Стивен Хилл, Брайан С. Тернер. THE PENGUIN. Перевод с анг. под редакцией кандидата социол. наук С. А. Ерофеева. М.: Энциклопедия, 2000. — 413 с.
  141. Социологический энциклопедический словарь. / Ред. — координатор академик РАН Г. В. Осипов. М.: Изд. группа ИНФРА. М. — НОРМА 1998.- 488 с.
  142. Спутник учителя музыки / С. С Балашова., В. В. Медушевский., Г. С. Тарасов. Сост. Т. В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. — 240 е.: ил. — (Б-ка учителя музыки).
  143. Е.В. Влияние положительного и отрицательного опыта общения на альтруистское поведение дошкольников // Вопросыпсихологии общения и познания людьми друг друга. М., 1981. — С. 169 168.
  144. Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. — М.: Моск. ун-та, 1976. 144 с.
  145. В.А. Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика, 1989. 286 с.
  146. Н.Г. Искусство в воспитании самосознания школьников: монография. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: ред. ж. «Искусство и образование», 2002. 115 с.
  147. К.В. Онтогенез музыкальных способностей / НИИ дошк. воспитания АПН СССР. — М.: Педагогика, 1998. 173 с.
  148. Тициан. Мастера живописи. М.: Белый город, 2000. — 63 с.
  149. Е.А. Даосизм. Дао-Дэ цзин. / Перевод Е. А. Торчинова. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. — 285 с.
  150. Е.М. Эстетическое воспитание в семье. М.: Искусство, 1989. — 141 с.
  151. З.П. Гуманизм, религия, свободомыслие. — М.: Моск. ун-та, 1992.-128 с.
  152. В. Символ и идеал. М., 1983. 215 с.
  153. Д.М. Искусство и религия. — М.: Политиздат, 1963. —79 с.
  154. Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. 2-ое изд. стереотип. — М.: Академия, 1999. — 96 с.
  155. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5−6 лет: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. -М.: Просвещение, 1987. 144 е.: ил.
  156. Т. Шитякова Н. О программе духовно-нравственного воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. -1999. -№ 6. С.7−11.
  157. Философский словарь / Адо и др- Под ред. И. Т. Фролова. — 5-е изд. М.: Политиздат, 1987. — 588 с.
  158. Философский энциклопедический словарь / Ред. сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: ИНФРА — М, 2002. -576 с.
  159. Философский энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аверинцева и др. 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989. 815 с.
  160. Флейк-Хобсон К, Робинсон Б. Е., Скин. П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М.: Центр общечеловеческих ценностей: Республика. Пер. с англ. (общ. ред. и предисл. Малуковского М.С.). 1992. — 510 с.
  161. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье. / В. К. Котырло. Т. М. Титаренко. Ю. А. Приходько и др. Под ред. Котырло. В.К. М.: Педагогика, 1987. — 141 с.
  162. . Э. Теория любви. / Пер. с англ. Борисовой И. В. Л. 1957. с. 6−48.
  163. М. Воспитание и толерантность // Высшее образование в Европе. 1997. — № 2. — Т. 21. — С. 10−13.
  164. А.Г. Искусство как ценность. В кн.: Проблема ценности в философии. JL: Знание, 1968. — 325 с.
  165. Хрестоматия для маленьких / Сост. Л. Н. Елисеева. — изд. 2-е, пер. и доп. — М.: Просвещение, 1975. — 398 с.
  166. ГЛ. Эстетическое воспитание в школе. Учеб. — метод, пособие. К.: Рад. шк., 1985, — 144 с.
  167. . Б. Воспитание толерантности // Высшее образование в Европе.-1997,-№ 2.-С. 15−21.
  168. Д.Б. Психология игры. — 2-е изд. М.: ВЛАДОС, 1999. -360 с.
  169. Энциклопедический словарь по культурологии. М.: Центр, 1997. -612с.
  170. Эстетика: Словарь / Абрамов А. И. и др- Под общ. ред. А. А. Беляева. М.: Политиздат, 1989. — 445 с.
  171. Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. / Азбука музыкально-творческого саморазвития. / Серия: У тебя получится: / М.: Аквариум, 1997, — 272 с.
  172. . С. Воюева Л. Прокофьева Т. Материалы к программе морального воспитания детей 5- 7 лет. // Дошкольное воспитание. 1999. — № 4.-С. 15−18.-№ 5.-С. 21−26.№ 6.-С. 2−7.
  173. С., Прусс И. Последняя победа Буратино. М.: Знание. -1983.-96 с.
  174. Е.Г. Искусство и мировые религии: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб и доп. М.: Высшая школа, 1985. — 287 с.
  175. Die Waldorfpadagogik. // Bildung und Wissenschaft 1999. — № 4. -С. 14.
  176. Erst greifen dann begreifen. Fridrich Frobel — der Vater des Kindergartens. // Bildung und Wissenschaft. 1999. — № 4. — C. 13.
  177. Gores Joachim. / Frankfurter Rundschau. Man muss fruher ansetzen. Ein Kindergarten fordert hohbegabte Kinder // Bildung und Wissenschaft -1997. -№ 4. C. 4−6.
  178. Hilf mir, es selbst zu tun! Montessori-Kindergarten. // Bildung und Wissenschaft 1999. — № 4. — C. 15.
  179. Ich bin da und du bist da! // Integrative Erziehung in Kindertagesstatten — Schonraum und Schule der Toleranz. // Bildung und Wissenschaft 1999. — № 4. — C. 21−22.
  180. Kamil Abdel Aziz, L’islam et la question raciale, UNESCO, 1970.
  181. Klaus K. Urban, Beispile 1/ 96. Erkennungsmerkmale fur besonders begabte Schuler. // Bildung und Wissenschaft. 1997. — № 4. — C. 16.
  182. Oehler Elisabet. Kinder brauchen kinder. // Bildung und Wissenschaft. 1999. № 4. — C.2−6.
  183. Rohlfs Eckart. Musikerziehung in Deutschland. Musik in der Schule. Elementarbereich. II Bildung und Wissenschaft. — 1994. № 3. — C. 5−7.
  184. Wagner Harald. Talent allein reicht nicht aus. Talentforderung im Sport in der Musik. // Bildung und Wissenschaft. 1997. — № 4. — C. 7−8.
Заполнить форму текущей работой