Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений будущего социального работника

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сопоставляя одновременно полученные данные в экспериментальной и контрольной группах, мы пришли к выводу о том, что только целенаправленная работа по формированию коммуникативных интегративных умений приводит к устойчивой тенденции роста уровня сформированное&tradeисследуемых образований и способствует росту профессионального мастерства социального работника в целом. Данные экспериментальной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава i. Коммуникативная деятельность социального работника как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 1. Коммуникативная деятельность как социально-психологическое и педагогическое явление. Историко-методологический аспект проблемы
    • 1. 2. Общение — важнейший инструмент технологии социальной работы
    • 1. 3. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений у будущего социального работника в процессе профессиональной подготовки
  • Глава 2. Формирование коммуникативных умений у будущего социального работника в процессе профессиональной подготовки в педагогическом
  • Вузе
    • 2. 1. Выбор объектов исследования, методов выявления и оценки сформированности коммуникативных умений
    • 2. 2. Методика формирования коммуникативных умений будущего социального работника
    • 2. 3. Теоретические и практические основы формирования коммуникативных умений будущего социального работника

Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений будущего социального работника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Становление и развитие рыночных отношений в России не только расширяют возможности для раскрытия творческого потенциала личности, но и обнажают проблему подготовки нового специалиста в сфере социальных отношений — социального работника.

Социально-экономические ¦ изменения, происходящие в стране, обнаруживают противоречия между потребностью в социальном обслуживании различных слоев населения и численностью, качеством подготовки социальных работников. Перед Высшей школой стоит задача разработки таких организационных форм педагогического общения, которые формировали бы у будущего социального работника коммуникативные умения, необходимые для эффективного решения проблем социальной сферы.

В психолого-педагогической литературе отмечается, что коммуникация присутствует во всех видах человеческой деятельности, но есть такие сферы деятельности, в которых общение из фактора сопутствующего им, превращается в фактор профессионально значимый, без которого деятельность невозможна. Таковой является деятельность социального работника, в которой общение выступает как категория функциональная, как инструмент взаимодействия социального работника с клиентом.

Проблемы общения, коммуникативной деятельности всегда находились и находятся б центре внимания представителей различных наук, изучающих человека, рассматривающих категории «деятельность», «общение», «коммуникативная деятельность» в различных аспектах: философском /Л.П. Вуева, Г. С. Батищев, М. С. Каган и др./, социально-психологическом /Г.М. Андреева, Л. И. Донцов, Я. Л. Коло-минский, Б. Ф. Ломов и др./, психологическом /Б.Г. Ананьев, А. А. Водалев, JI.C. Выготский, А. Б. Добрович, Н. В. Кузьмина, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, В. Н. Мясищев и др./, педагогическом /А.В. Мудрик, Л. И. Новикова, В. А. Кан-Калик, Д. М. Гришин, В. П. Наумов и др./.

Отдавая должное большому вкладу, внесенному многими учеными в разработку проблем общения, следует отметить, что описание общения в социальной работе носит фрагментарный характер. В педагогической и психологической литературе не достаточно исследована коммуникативная деятельность социального работника. В частности, нет описания структуры коммуникативной деятельности в социальной работе. Вопрос формирования коммуникативных умений у будущих социальных работников также требует особого внимания. В частности нет единства у педагогов и психологов в определении коммуникативных умений, определении критериев сформированности коммуникативных умений. До настоящего времени нет полного описания основных психолого-педагогических условий формирования коммуникативных умений у социального работника. Социальные работники-практики постигают все это, как правило, чисто интуитивно, что явно не достаточно для решения разнообразных и многочисленных коммуникативных задач, для развития коммуникативных умений и достижения полноценности и адекватности участия в процессе общения социального работника с людьми, для которых необходима его помощь.

С другой стороны, существуют психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений у будущего социального работника. В частности, постоянное включение студентов факультета социальных отношений в практику по социальной работетщательный отбор наиболее эффективных дидактических средств, позволяющих сформировать профессионально значимые коммуникативные уменияосознание студентами значения овладения коммуникативными умениямиразвитие духовности и формирование у будущих социальных работников социально ценных установок в сфере общения.

Таким образом, актуальность данного исследования обуславливается :

Противоречием между востребованностью общества в высоко квалифицированных специалистах социальной сферы и уровнем сформированности их коммуникативных умений- > Наличием психолого-педагогических условий целенаправленного формирования коммуникативных умений у студентов факультета социальных отношений в учебно-воспитательном процессе педагогического Вуза- ^ Отсутствием исследований, связанных с изучением формирования коммуникативных умений у будущего социального работника в процессе профессиональной подготовки в педагогическом Вузе.

Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность определили тему нашего диссертационного исследования: «Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений будущего социального работника» .

Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки будущих социальных работников в педагогическом Вузе.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия и средства повышения эффективности процесса формирования коммуникативных умений у будущих социальных работников.

Цель исследования — выявить и обосновать необходимые условия эффективного формирования коммуникативных умений у будущих социальных работников. На примере применения профессионально ориентированных дидактических средств в процессе профессиональной подготовки социальных раОотников в высшей школе доказать возможность усиления эффективности учебного процесса, направленного на формирование коммуникативных умений у будущих социальных работников.

В соответствии с объектом, предметом и целью были определены основные задачи исследования;

1.Определить и обосновать основные элементы коммуникативной деятельности в социальной работе;

2.Выявить психолого-педагогические условия эффективного формирования коммуникативных умений у будущих социальных работников;

3.Разработать методику формирования коммуникативных умений у будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки.

4.Разработать программу учебного курса «Обще ние в соци альной работе» с целью проверки эффективности предлагаемых профессионально ориентированных дидактических средств по формированию коммуникативных умений у студентов факультета социальных отношений.

В соответствии с объектом, предметом, целью и задачами исследования была сформулирована следующая гипотеза исследования: Формирование профессионально значимых коммуникативных умений у будущего социального работника будет эффективным если:

S Коммуникативные умения будущего социального работника формируются на базе общепедагогической и социально-психологической подготовки и в ее контекстеS Соблюдаются такие психолого-педагогические условия, как осознание студентами значения коммуникативных умений в профессиональной деятельностиорганизация учебной деятельности, включающей занятия по циклу предметов психолого-педагогической направленности и учебную практику по социальной работеналичие субъектно-субъектных отношений между преподавателями и студентами в процессе педагогического общенияS Процесс формирования коммуникативных умений носит целенаправленный характер и определяется системой воздействующих дидактических средств.

Методологическую основу исследования составили положения отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов, педагогов о взаимосвязи деятельности, общения и познания, об оптимизации познавательных процессов посредством общениясубъектно-субъектный и полисубъектный подходы к проблемам общения и познавательной деятельноститеория учебной деятельностиконцепции развития образования в новых социально-экономических условияхнормативные акты и положения о становлении социальной работы в Российской Федерации и введении специальности «социальный работник» — закон «Об образовании» .

Методы исследования: В работе используется комплексная методика исследования, включающая:

Методы подготовки и организации исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблемесравнительно-историческийсистемно-структурный анализ как основной способ организации исследования /синтез, абстрагирование, конкретизация/- психолого-педагогический эксперимент, включенный в образовательный процесс высшей школыдлительное включенное наблюдениемоделирование системного объекта.

Методы сбора данных: анкетированиеметод самооценкитестированиеизучение результатов деятельностинаблюдениерефлексия данных формирующего эксперимента.

Методы обработки и интерпретации данных: математические методы статистики по обработке экспериментальных данных /корреляционный анализ/- метод сравнения средних величин по критерию Стьюдентасравнительносопоставительный анализ.

Организация и этапы исследования. Работа выполнялась на базе факультета социальных отношений Калужского государственного педагогического университета им. К. Э. Циолковского. Отдельные положения исследования проверялись на базе центра социального обслуживания населения г. Калуги «Забота» .

В ходе экспериментальной работы на констатирующем этапе участвовало 169 студентов, и 28 практических социальных работников, на формирующем этапе — 4 0 студентов пятого курса факультета социальных отношений.

Исследование проводилось с 1995 по 1998 гг. и включало три этапа.

На первом этапе (1995 — 1996 гг.) осмысливались теоретические предпосылки исследования, был проведен анализ теоретических подходов и теорий, в рамках которых разрабатывалась методика целенаправленного формирования коммуникативных умений и программа ее осуществления;

На втором этапе (1996 — 1997 гг.) были выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия реализации учебного процесса в высшей школе по формированию коммуникативных умений у будущих социальных работников и определены дидактические средства, направленные на целенаправленное формирование исследуемых уменийразработан теоретико-практический курс «Общение в социальной работе», описаны задания студентам на учебную практику по социальной работе.

На третьем этапе (1997 — 1998 гг.) проведен формирующий эксперименты с целью проверки эффективности предлагаемого комплекса дидактических средств и условий эффективности учебного процесса, нацеленного на формировацие коммуникативных умений. Обобщены и систематизированы результаты исследования, сделаны выводы, проведено литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

S вскрыта сущность коммуникативной деятельности социального работника как основного инструмента профессиональной деятельности- ¦S обоснована система профессионально значимых коммуникативных умений социального работникаS выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование коммуникативных умений у будущих социальных работников в учебно-воспитательном процессе педагогического Вуза S разработана комплексная учебная программа, нацеленная на формирование коммуникативных умений у студентов факультета социальных отношенийS разработана методика формирования коммуникативных умений у будущих социальных работников в рамках общей профессиональной подготовки социального работника;

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что автором разработана методика формирования профессионально значимых коммуникативных умений социального работника. С учетом выявленных психолого-педагогических условий разработаны методические рекомендации по развитию коммуникативных умений в ходе практики по социальной работе. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки будущего социального работника.

Найденное решение проблемы позволит будущему социальному работнику грамотно строить процесс профессионального общения и эффективно достигать намеченной цели в процессе коммуникативного взаимодействия, как с клиентами, так и с коллегами.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на методологические и теоретические положения, применением комплекса методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования, проверкой результатов, путем их реализации в образовательном процессе высшей школы и проверки на практике по социальной работе, статистической обработкой полученных результатов. Все это позволило непосредственно убедиться в результативности данной экспериментальной работы и проверить практическую доказательность идей и выводов исследования .

На защиту выносятся следующие основные положения:

У система профессионально значимых коммуникативных умений социального работникаУ совокупность психолого-педагогических условий формирования коммуникативных умений у будущих социальных работников в учебно-воспитательном процессе Вуза- ^ методика формирования коммуникативных умений социального работника, позволяющая усилить эффективность формирования коммуникативных умений у будущих социальных работниковсодержание и средства целенаправленного формирования коммуникативных умений у будущих социальных работников. Апробация и внедрение результатов исследования.

Ход и результаты экспериментальной работы поэтапно обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и кафедры организации и технологий социальной работы Калужского государственного педагогического университета имени К. Э. Циолковского. Материалы исследования апробировались на различных научно-практических конференциях (1997 — 1998 гг.), в частности:

Педагогические чтения, посвященные С. Т. Шацкому. Февраль 1997 года. Выступление: «Факторы, влияющие на профессиональную подготовку социального педагога к общению» .

Международная конференция: «Благотворительность и социально-экономическая политика России: традиции и современность. Май 1997 года. Выступление: «Проблемы духовного обновления современного общества: деятельность социального педагога с учетом действия космических факторов» .

Региональная научно-практическая конференция: «Реализация семейной и молодежной политики в современных условиях». Ноябрь 1997 года. Выступление: «Представления студенческой молодежи о профессии социального работника» .

Педагогические чтения, посвященные С. Т. Шацкому. Февралв 1998 года. Выступление: «Стиль педагогического общения должен непрерывно совершенствоваться» .

Международная молодежная конференция: «Политика и бизнес в меняющемся мире». Май 1998 года. Выступление: «Значимость подготовки будущих специалистов в сфере социальных отношений к профессиональному общению» .

Всероссийская научно-практическая конференция: «Благотворительность и социально-экономическая политика России: традиции и современность. Май 1998 года. Выступление: «Необходимость применения коммуникативных технологий в деятельности социального работника» .

Программа спецкурса «Общение в социальной работе», представленная на конкурс учебных программ по базовым курсам в области преподавания педагогики и психологии, который проводился в рамках программы «Высшее образование» представительством Института «Открытое общество» в.

Российской Федерации (Фонд Сороса), была названа одной из лучших.

Результаты исследования апробированы в учебном процессе в ходе лекционных, семинарских и практических заданий со студентами факультета социальных отношений КГГТУ имени К. Э. Циолковского.

Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось путем подготовки методических материалов, публикаций статей, в которых изложены основные результаты исследования.

Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось путем подготовки методических материалов, публикаций статей, в которых изложены основные результаты исследования.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и L • ПО J1 ь> зованной литературы, приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Признавая общение ведущим инструментом профессиональной деятельности социального работника в условиях образовательного процесса, мы неизбежно обращаемся к формированию соответствующих коммуникативных умений его организации и ведения.

В ходе нашего исследования получено подтверждение предположения об интегративном характере коммуникативных умений. Установлено, что они основываются на профессиональных умениях педагогического общения в целом, опираются на управление коммуникативным взаимодействием социального работника-практика и клиента. Мы определили основные составляющие исследуемых нами образований: умение формулировать цели и задачи профессионального общенияумение использовать речевой этикет в процессе общения- => умение анализировать предмет общения, организовывать и управлять коммуникативным процессом в любой приемлемой для клиента форме- => умение учитывать во взаимоотношениях особенности людей в зависимости от их возраста, уровня образования, ценностных ориентаций, общей культуры, национальности, мотивов деятельности, круга интересов, образа жизниумение владеть на практике невербальной коммуникацией, постоянно ощущая и поддерживая обратную связь;

В ходе исследования было выявлено, что составляющие данных умений первоначально формируются у будущих социальных работников в процессе их профессиональной подготовки. Дальнейшее их развитие требует целенаправленных действий. Приступая к целенаправленному формированию коммуникативных умений, мы использовали комплексную тестовую методику оценки сформированное&tradeразличных составляющих умений общения.

Сопоставляя одновременно полученные данные в экспериментальной и контрольной группах, мы пришли к выводу о том, что только целенаправленная работа по формированию коммуникативных интегративных умений приводит к устойчивой тенденции роста уровня сформированное&tradeисследуемых образований и способствует росту профессионального мастерства социального работника в целом. Данные экспериментальной работы свидетельствуют в пользу необходимости включения целенаправленных действий по формированию коммуникативных умений в процесс профессиональной подготовки будущих социальных работников. йаши действия по целенаправленному формированию исследуемых умений у будущих специалистов социальной сферы оформились в организованный определенным образом спецкурс по культуре профессионального общения социального работника, включающий теоретические лекционные занятия и семинары, практикумы, социально-психологические тренинги коммуникативных умений с элементами учебной ролевой игры, рефлексивно-оценочные мероприятия. Результативность курса была подтверждена итоговым анкетированием слушателей спецкурса, показателями сформированное&tradeкоммуникативных умений участников экспериментальной группы.

В ходе формирующего эксперимента было также уделено внимание возможности самопроизвольного развития исследуемых умений у будущих социальных работников. Как показали полученные данные, такое развитие в отдельных случаях действительно наблюдается, но не является осознанным, целенаправленным, а происходит стихийно, как часть процесса развития профессионального мастерства будущего специалиста по социальной работе. Фиксируется оно только у студентов с уровнем развития коммуникативных умений не ниже среднего и происходит в более медленной, чем при целенаправленном развитии, динамике.

Полученные результаты теорстико-экспериментального исследования подтвердили нашу гипотезу. Формирование профессионально значимых коммуникативных умений у будущего социального работника является эффективным при соблюдении сформулированных и обоснованных в ходе исследования психолого-педагогических условий. Эффективность процесса формирования коммуникативных умений определяется системой воздействующих дидактических средств, центральным звеном которых становится теоретико-практический курс «Общение в социальной работе». Это дает нам основания для рекомендации введения данного курса в учебную программу по подготовке социальных работников.

Актуальность проведенного исследования подтвердилась данными нашего исследования, показавшими, что несформиро-ванность коммуникативных умений у социальных работников-практиков, ведет к ограничению их деятельности и не оказывает заметного влияния на результаты социальной помощи.

Как показали результаты нашего эксперимента, исследуемые умения редко развиваются самопроизвольно, положительная динамика уровня их развития связана именно с целенаправленными действиями, включающими активные методы обучения и рефлексивно-оценочную деятельность испытуемых.

Следует полагать, что студент, овладевший в совершенстве коммуникативными умениями, сможет успешно и результативно решать профессиональные задачи коммуникации, в основе которой лежат субъектно-субъектные отношения, а целью является оказание комплексной социальной помощи и психологической поддержки клиенту.

Проведенное исследование позволило: Выделить основные коммуникативные умения, необходимые социальному работнику в профессиональной деятельности;

Определить и обосновать основные элементы коммуникативной деятельности в социальной работесформулировать психолого-педагогические условия целенаправленного формирования коммуникативных умений у будущего социального работникавыявить такие этапы формирования коммуникативных умений у будущего социального работника, как адаптационный, теоретический и практический в ходе которых происходит формирование мотивационного, содержательного, дея-тельностного и оценочного компонентов формирования исследуемых уменийРазработать методику формирования коммуникативных умений у будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки.

Разработать программу учебного курса «Общение в социальной работе» и экспериментально проверить эффективность использования предлагаемой методики формирования коммуникативных умений у будущих с о ци эльных работников.

Тем не менее, наша работа посвящена лишь некоторым аспектам профессиональной подготовки социального работника к профессиональной деятельности. В связи с обилием проблем, материала, быстро изменяющейся социальной ситуацией, не предоставляется возможным останавливаться на этих проблемах более подробно. Наша работа представляет собой прямой выход на развитие темы «эффективная коммуникация» и «профессиональная подготовка социального работника» .

В ходе исследования были выявлены проблемы, требующие дальнейшей теоретической и практической разработки: Самовоспитание коммуникативных качеств личности у специалистов профессии Человек-человек- ^ Наличие коммуникативных способностей у обучаемых и влияние коммуникативных способностей на формирование коммуникативной компетенции обучаемыхS Активизация роли студентов в педагогическом общении в процессе профессиональной подготовки. S Оптимальное соотношение различных форм обучения, направленных на формирование коммуникативной компетенции обучаемых.

Перечисленные проблемы могут стать предметом научных исследований, посвященных теории и практики коммуникации, формированию коммуникативных умений и навыков в образовательном процессе высшей школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А., Агеев B.C. Анатомия взаимопонимания.-М.: Знание, 1990.- (В помощь лектору.- Б-чка: Психология общения).
  2. А.А. Искусство задавать вопросы. М., 1987.
  3. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации /Под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева.-М., 1983.
  4. , А.А., Громова, J1.A. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми /А.А. Алексеев, JI.A. Громова.-СПб.: Экон. шк., 1993.- 350 с.
  5. . Г. Избранные психологические труды.- В 2-х т.- М., 1980.
  6. В. И. Педагогика творческого саморазвития. В 2-х т.- Казань: Казанский университет, 1998.- 318 с.
  7. Г. М. Социальная психология, — М., 1980.
  8. Атватер И. Я Вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника.- М., 1984.
  9. Ю.Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского М., 197 9.241 с.
  10. А. В. Майклз С. Монолог, диалог и полилог в ситуации общения //Психологические исследования общения.-М., 1985.- С. 219 244
  11. Берестова J1.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя: Дис. к.п.н. М., 1994.
  12. Э. Игры в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений). Люди, которые играют в игры (Психология человеческой судьбы).- М.: Прогресс, 1988. 399 с.
  13. Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Пер. с англ.- Спб.: Братство, 1992.- 224 с.
  14. Д.С. Педагогические взгляды в деятельности С. Т. Шацкого.- М.: Академии педагогических наук РСФСР, I960.- 263 с.
  15. В.М. Коллективная рефлексология.- Пг., 1921.
  16. Н.Н., Петровская Л. А. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению. //Общение и деятельность.- Прага, 1981.
  17. Н.Н., Петровская Л. А. К вопросу о методах активной подготовки к пед. общению //Сов. Педагогика.-1982.- № 7.
  18. А. А. Ковалев Г. А. Диалог как форма психологического воздействия //Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования.-М., 1987.
  19. А.А. Личность и общение: Избранные труды.- М.: Педагогика, 1983.- 27 z с.
  20. А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности.- Л.: ЛГУ, 197 0.- 134,2. с.
  21. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.- М.: Филинь, 1996.- 472 с.
  22. А.Ю. Роскошь человеческого общения.- М.: RISC., 1998.- 184 с.
  23. В.Г. Педагогика социальной работы.- SvR: Аргус, 1994.- 208 с.
  24. В.Г. Социальная работа: Знакомство с профессией. М., 1993.2 6. Бочкарева О. В. Дидактические функции и возможности диалога при решении педагогических задач: Автореферат канд. дис. к.п.н. М., 1982.
  25. Браун J1. Имидж путь к успеху. — Спб.: Питер Пресс, 1996.- 283 с.
  26. Р., Кершнер Р. Гений общения.- Спб.: Питер Пресс, 1997.- 256 с.
  27. А.А. Понимание и общение.- М.: Знание, 1989. (В помощь лектору. Б-чка «Психология общения»).
  28. А.В., Поликарпов В. А. Мышление и общение.-Минск: Университет, 1990.
  29. Л.П. Человек: деятельность и общение.- М., 1978.
  30. А.Н. Основы культуры речи, — М., 1990.
  31. A.M. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М.: Высш. шк., 1991.- 204 с.
  32. В.М. Проблемы обучения в высшей школе.- Киев, 1985.
  33. А.Е. Я говорю, мы говорим: Очерки о человеческом общении. 2-е изд., доработанное и дополненное. — М.: Знание, 1990.- 240 с.
  34. , В.Н. Тренинг делового общения: Метод, рекомендации /Респ. ин-т повышения квалификации работников образования, АО «Класс-Сервис».- М.: РИПКРО МО РСФСР, 1991.- 44 с.
  35. Воспитателю о личностном общении: Психология общения /В.А. Петровский, A.M. Виноградова, Л. М. Кларина, Л.П. Стрелкова- М.: Новая школа, 19 92.
  36. Л.С. Мышление и речь.- М.: Лабиринт, 1996.414 с.
  37. О.Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов /Под ред. проф. О. Я. Гойхмана.-М.: ИНФРА-М, 1997.- 272 с.
  38. Е.И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания.- Киев: Политиздат Украины, 1989.- 187 с.
  39. И.Н., Енгалычев В. Ф. Безмолвной мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации.- М.: Мол. гвардия, 1991.- 240 с.
  40. B.C. Культура педагогического общения: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1990.- 142 с.
  41. Т. Г. Основы конструктивного общения: Практикум.- Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та- М.: Совершенство, 1997.- 116 с.
  42. Д.М., Наумов В. П. Общение в процессе обучения /Науч. ред. А. Ф. Иванов.- Калуга: КГПИ, 1991.
  43. Д.М., Прокопенко В. М. Конспективный курс педагогики: Учеб. пособие.- Калуга: КГПИ, 1993.
  44. В.В. Теория развивающего обучения.- М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  45. С. Д. Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. М.: Смысл- Academia, 1996.- 192 с.
  46. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.- М.: Просвещение, 1987.- 205 с.
  47. А.Б. Глаза в глаза.- М.: Московский рабочий, 1982.- 207 с.
  48. А.Б. Общение: наука и искусство.- 2-е изд.-М.: Знание, 1980.- 159 с.
  49. E.JI. Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита.- М.: ЧеРо, МГУ, 1997.- 34 4 с.
  50. М.И., Кандыбович J1. А. Психологические проблемы готовности к деятельности.- Минск: Изд-во БГУ, 1976.
  51. А. Психотехника общения /'/Воспитание школьника.- 1995, № 1, 1996, № 2.
  52. Ю.М., Петровская J1. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Специальный практикум по социальной психологии.- М.: МГУ, 1990.- 104 с.
  53. А. Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR.- 2-е изд., испр.- СПб.: СОЮЗ, 1997.- 288 с. 62.3лобина Е. Г. Общение как фактор развития личности,-Киев.: Наук, думка, 1981.
  54. А.С. Личность в структуре педагогическогообщения.- Рн/Д, 1980.
  55. С.Ф. Искусство диалога или беседы о риторике.-Пермь: Зап.-Урал. Учеб. науч. центр, 1992.- 201 с.
  56. Игры обучение, тренинг, досуг /Под ред. В.В. Петру-синско.го, — М.: Новая школа, 1994.- 363 с.
  57. К. Эмоции человека: Пер. с англ.- М.: МГУ, 1986.- 440 с.
  58. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия /Составитель Б. Н. Лозовский М.: Высшая школа, 1993.- 301 с.
  59. А. Я Вас слушаю. М., 1989.
  60. М.С. Мир общения: Проблемы субъектных отношений.- М.: Политиздат., 1988.
  61. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.- М.: Просвещение, 1987.- 190 с.
  62. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.- М.: Педагогика, 1990.- 140 с.
  63. В., Новак Т. Сам себе взрослый, ребенок и родитель: Пер. с чеш.- СПб.: Питер, 1995.- 187, 1. е.: ил.- (Искусство быть).- Перевод изд.: Sam sobe dospelym, ditetem i rodicem/ V. Capponi, T.Novak.- Доп. тит. л. чеш.
  64. В.Н. Основы психологии общения: Учебное пособие к спец. курсу. Челябинск: Челябинский гос. пед. Институт- Вологда: Вологодский гос. пед. институт, 1990.
  65. Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. /Общ. ред. и предисл. В. П. Зин-ченко и Ю. М. Жукова.- М.: Прогресс, 1989.- 544 с.
  66. Кволс-Ридлер Кэт, Кволс-Ридлер Билл. Пойми себя и других = Understanding Yourself and Others /Kathy and Bill Kvols-Riedier /Пер. с англ. M. Стеблин-Каминская.-СПб.: Всемир. центр взаимоотношений, 1993.- 159 с.
  67. В.Г. Взаимопонимание: Некоторые философские и психологические проблемы.- М.: Политиздат, 1984.
  68. М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта).- Рига: Эксперимент, 1995.- 176 с. 7 9. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.- М., 1994.
  69. Г. А. Об активном обучении педагогическому общению: Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация.- М., 1983.
  70. Я.Л. Психология общения. М.: Знание, 1974.- 96 с.
  71. В. А. Общение и познавательные процессы //Познание и общение.- М., 1988, — С. 10−23.
  72. И.Ф. Формирование у будущих учителей культуры педагогического общения с учащимися: Дис. канд. пед. наук.- М., 1984.
  73. Кон И. С. Открытие «Я».- М.: Политиздат., 1978.- 367 с.
  74. Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение погруженное в общение.- М.: КСП, Институт психологии РАН, 1997.224 с.
  75. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. /М-во высшего и среднего образования РСФСР.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.- 206 с.
  76. Л.М., Михайлова Е. Человек оркестр: Микроструктура общения.- М.: ТОО — Независимая фирма «Класс», 1993.- 154 с.
  77. Л.П. Речевое общение и социальные роли говорящих //Социально-лингвистические исследования.- М., 1976.- 232 с. 8 9. Ксенчук Е. В., Киянова М. К. Технология успеха.- М.: Дело, 1993.- 192 с.
  78. Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие для бизнесменов.- М.: Ось-89, 1996.- 240 с.
  79. Н.В. Особенности коммуникативной деятельности педагога //Общение как предмет теоретических и прикладных исследований.- J1.: Изд-во ЛГУ, 1973.- 200 с.
  80. И.А. Проблемно-диалогическое общение как основа коммуникативного обучения: Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования.- М., 1987.
  81. А.Т., Новикова Л. И. Педагогические проблемы общения в воспит. кол-ве //Проблемы общения и воспитания/Под ред. Л. П. Буевой.- Тарту: ТГУ, 1974.
  82. В.И. Стратегия делового успеха: Учебное пособие для студентов Вузов.- Рн/Д: Феникс, 1995, — 416 с.
  83. Г. М. Диалог и мышление. Минск: БГУ, 1983.190 с.
  84. В. А. Невербальное поведение.- Рн/Д: Рост, университет, 1986.- 135 с.
  85. В.Л. Искусство быть другим.- М.: Знание, 1980.207 с.
  86. В.Л. Искусство быть собой.- М.: Знание, 1977.208 с.
  87. А.А. Деятельность и общение //Вопросы философии.- 1979.- № 1.- С.121−132.
  88. А.А. Психологические особенности деятельности лектора.- М.: Знание, 1981.- 8 0 с.
  89. А.А. Психология общения.- М.: Смысл, 1997.365 с.
  90. А.Н. Деятельность, сознание, личность //Избранные психологические исследования: В 2 т. М., 1983. Т.2.
  91. ЮЗ.Ливайн Стюарт, Кром Майкл. Лидер в тебе: Как завоевывать друзей, влиять на людей и преуспеть в меняющемся мире.- М.: Прогресс-литера- Яхтсмен, 1995.- 229 с.
  92. Э.Э. Психологические аспекты взаимопонимания: Прогнозирование в процессе общения.- Л.: Знание, 1982.- 36с.
  93. М.И. Проблемы онтогенеза общения.- М.: Педагогика, 1986.- 143 с.
  94. Юб.Литвак М. Е. Из ада в рай: Избранные лекции по психотерапии: Учебное пособие.- Рн/Д.: Феникс, 1997.- 440 с.
  95. М.Е. Психологическое айкидо.- Рн/Д.: Рост, пединститут, 1992.- 58 с.
  96. .Ф. Категория общения и деятельности в психологии //Вопросы философии.- 1979. № 8 С. 34−47.
  97. В.Ф. Проблема общения в психологии.- М., 1981.-С. 3−24.
  98. ИО.Лупьян Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс.-Рн/Д., 1991.- 222 с.
  99. Р.А. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности: Дис. канд. психол. наук. М., 1981.
  100. Г. И. Социально-психологический тренинг. -М.: Совершенство, 1998.- 208 с.
  101. ИЗ.Маслова Н. Ф. Рабочая книга социального педагога: Пособие для самообразования специалиста по социальной работе.- 4.1: Гуманистическая педагогика.- Орел, 19 94.138 с.
  102. Мелибруда Е. Я Ты мы: Психологические возможности улучшения общения: Пер. с польского.- М.: Прогресс, 1986.- 254 с. 115 .Методические рекомендации по применению видеотренинга педагогического общения.- Астрахань: Изд-во Астрахан. пед. ин-та, 1993.- 30 с.
  103. Иб.Миккин X. Невербальные коммуникации в диадах по материалам экспериментальных исследований за рубежом //Труды по психологии.- 1994, Вып.335.
  104. Г. И. Профессионализм общения: Учителю о коммуникатив. умениях.- СПб.:Б.и., 1993.- 56 е.: табл.
  105. В.В. Тренинг общения.- Калуга: КГПИ, 1989.
  106. А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов.- М.: Институт практической психологии, 1997, — 365 с.
  107. А. В. Общение как фактор воспитания школьников.- М., 1984.- 112 с.
  108. В.П. Введение в теорию и технологию педагогического общения: Учебное пособие.- Магнитогорск: Магнитогорский педагогический институт, 1997.- 119 с.
  109. М.Н. Психология общения и бизнес.- М.: Про-физдат, 1995.- 192 с.
  110. М.Н. Человеческое общение.- М.: Политиздат, 1988.- 126 с. 12 6. Оботурова И. А. Психология общения: Метод, рекомендации, — 2-е изд., перераб., доп.- Сыктывкар: Коми РИППКРНО, 1994.- 77 с.
  111. Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. П. Д. Павленок.- М.: ИНФРА-М, 1997.- 368 с.
  112. А.Ю. А что у него в подсознании?: 12 уроков по психотехнологии проникновения в подсознание собеседника.- М.: Дело, 1996.- 272 с.
  113. А.П. Деловые беседы.- Л., 1989.
  114. Паркинсон Джон Роберт Люди сделают так, как захотите вы = How to get people to do things your way: Пер. с англ.- M.: Новости, 1993.- 154 с.
  115. Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 198 9.- 216 с.
  116. С.В. Секреты открытого общения.- Казань: Татар. кн. изд-во, 1994.- 111 с.
  117. Пиз А. Язык жестов. Пер. с англ.- Воронеж: НПО МОДЭК, 1992.- 218 с.
  118. К. К. Вопросы психологии труда.- М.: Медгиз, 1962 .
  119. Г. П. Этико-психологические основы общения.-М., 1983.
  120. Проблема общения в психологии /Под ред. Б. Ф. Ломова.-М.: Наука, 1981.- 280 с.
  121. Программа курса «Тренинг общения» М.: Междунар. пед. Акад, 1994.- 7,1. с.
  122. А. С. Тренинг коммуникативных умений: Метод. разработки занятий /А.С. Прутченков.- М.: Новая школа, 1993.- 47 с.
  123. Рабочая книга школьного психолога.- М.: Просвещение, 1991.- 303 с.
  124. В.А. Грамматика общения: Школа для родителей." М.: Семья и школа, 1995.
  125. В.В. Культура речи и культура общения.- М.: Просвещение, 1995.- 192 е.- (Б-ка учителя рус. яз. и лит.).
  126. П. Основы искусства речи: Пер. с англ.- 2-е изд. испр.- М.: Прогресс: Пресс, 1992.- 415 с.
  127. Социальная педагогика: Вопросы теории и практики /В.Г. Бочарова, Б. З. Вульфов, М. П. Гурьянова и др.- М., 1994.- 109 с.
  128. Социальная психология /Под ред. Г. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина.- М.: Политиздат, 1975.- 161 с.
  129. Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя, — Ярославль, 1976.
  130. Сухомлинский В. А Мудрая власть коллектива, — М.: Молодая гвардия, 1975.- 239 с.
  131. В. А Потребность человека в человеке.-М.: Сов. Россия, 1981.- 93 с.
  132. И.П. Речевое общение, толкуемое с юмором, но всерьез: Пособие по самообразованию English.- М.: Высш. шк., 1992.- 173 с.
  133. Теория и методика социальной работы: Краткий курс.-М.: Союз, 1994.- 192 с.
  134. Теория и методика социальной работы: Учебное пособие Ч. II.- М.: Союз, 1994, — 199 с.
  135. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт /Под ред. Т. В. Яркиной. Т. I-II. Москва-Тула, 1993.
  136. Л. Избранные философские произведения: В 2-х т. Т. 1.- М., 1955.
  137. Т. А. Диалог в практической психологии.-М.: Институт психологии АН СССР, 1991.- 244 с.
  138. Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: Речевой эпитет в нашем общении. 3-е изд.- М.: Знание, 1989.- 156 с.
  139. Н.И. Речевой этикет и культура общения.-М.: Высш. шк., 1989.- 156 с.
  140. А. У. Личность в общении: Общение и оптимизация совместной деятельности.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987, С. 30 -41.
  141. Н. Думай и богатей /Пер. с англ. Г. П. Соснов-ский, И. А. Чабанов.- М.: Начала-Пресс- Школа, 1994.-158,1. с. Перевод изд.: Think and grow rich /N. Yill (1996).
  142. E.B. Психологические трудности межличностного общения.- Киев: Высща шк., 1985.- 159 с.
  143. С.А. С. Т. Шацкий в его педагогических высказываниях. М., 1958.- 134 с. 169. Чернышева М. А. Культура общения. Л.: Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1983.- 32 с. 17 0. Чернышева М. А. Этика деловых отношений. М., 1988.
  144. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т.- Т. 1 /Под ред. Н. П. Кузина.- М.: Педагогика, 1980.304 е.- Т.2.- 414 с.
  145. В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: Искусство менеджера.- Минск: Амалфея, 1996.17 3. Шепель В. М. Имиджеология: Секреты личного обаяния.-2-е изд., перераб и доп.- М.: Культура и спорт- ЮНИТИ, 1997.- 382 с.
  146. Д. Флирт путь к успеху.- СПб.: Питер Пресс, 1995.- 160 с. (Серия «Сам себе психолог») 177. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации детского развития //Вопросы психологии.- 1971.- № 4.
  147. Р. Преодолеть невозможное.- Спб.: Питер Пресс 1997.- 256 с.
  148. П.М. Общение людей как социально психологическая проблема.- М.: Знание, 1973.
  149. Л.П. О диалогической речи //Русская речь. Пг., 1923 Вып. 1. J
Заполнить форму текущей работой