Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Лес. 
Экологическая культура населения России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большое значение для понимания отношения к лесу, как к среде обитания, имеют святые рощи. Эти рощи впервые описаны Н. А. Харузиным в 1889 году в Пудожском уезде Олонецкой губернии. Возраст этих рощ различен. В качестве святых деревьев в них выступают ель и сосна. Аналог святым рощам мы находим у хантов и манси. В настоящее время только в Кенозерском парке описано 45 святых рощ. В настоящее время… Читать ещё >

Лес. Экологическая культура населения России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Человек издавна понимал большое значение леса в сохранении устойчивости природной среды. Еще до начала регулярных лесогидрологических исследований (конец 19 — начало 20 в.) в обществе уже существовали четкие представления о благотворном значении леса. Например, герой пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня» Астров говорит: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, рубить леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и всё оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо… Надо быть безрассудным варваром, чтобы жечь в своей печке эту красоту, разрушать то, чего мы не можем создать. Человек одарен разумом и творческою силой, чтобы преумножать то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал. Лесов все меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днем земля становится все беднее и безобразнее… И, быть может, это, в самом деле, чудачество, но, когда я прохожу мимо крестьянских лесов, которые я спас от порубки, или когда я слышу, как шумит мой молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти, и что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду, виноват и я. Когда я сажаю березку и потом вижу, как она зеленеет и качается от ветра, душа моя наполняется гордостью…» (21).

У русского народа существует много почитаемых деревьев. Были священные рощи. Нередко в них ставили часовни, которые в настоящее время не сохранились. Обычно такие рощи находились на месте древних языческих святилищ (деревня Коккойла, западнее Святозера). На Северо — Западе особенно выделяют Корабельную или Линдуловскую рощу (Карельский перешеек), в которой можно увидеть большой массив леса из огромных лиственниц. Их никогда не использовали для строительства. Наоборот, лиственницу здесь оберегают, производят посадки. (6).

Изучение природоохранных традиций необходимо не только в сфере образования и просвещения, но и на практике. В наше время ещё сохранились различные «священные» рощи, охраняемые старые деревья. Например, в некоторых частях Бурятии, в частности в Тункинском районе, и сейчас можно обнаружить бывшие шаманские табуированные похоронные рощи по особой густоте и высоте деревьев. Традиции запрета рубки и других изменений ландшафта сохраняются в них до сих пор, так как считается, что шаман стережёт свои кости 1000 лет. (24) Такие территории, являясь объектами страха, мистики, церемоний, уже имеют некоторый уровень защиты и сохранности.

Почитание леса получило отражение в дохристианских представлениях народов. Это было связано с особым отношением к отдельным видам деревьев (деревья-тотемы), таким как береза у славян, дуб у германских народов, ель и сосна у народов финно-угорской этноязыковой семьи. В дохристианских представлениях на Русском Севере лес был населен особыми духами, хранителями, такими, например, как леший (лесовик), водяной (хозяин рек и озер), болотная баба и другие.

Большое значение для понимания отношения к лесу, как к среде обитания, имеют святые рощи. Эти рощи впервые описаны Н. А. Харузиным в 1889 году в Пудожском уезде Олонецкой губернии. Возраст этих рощ различен. В качестве святых деревьев в них выступают ель и сосна. Аналог святым рощам мы находим у хантов и манси. В настоящее время только в Кенозерском парке описано 45 святых рощ. В настоящее время во многих из них расположены часовни или кресты. Святые рощи были описаны в деревнях Коровья Мыза, Овечья Мыза, Вершинино, Тырнаволок, Немята, Захарово, Федосово, Порженская, Рыжково, Косицыно, Семеново и других. В святых рощах нельзя было разводить костры, рубить деревья, даже ломать кусты и ветви. Разные несчастья, происходившие с человеком (болезнь, увечье, потеря коровы, разлад в семье), согласно представлениям жителей деревень Кенозера, часто связывались с нарушением этого запрета. (7).

Можно сделать вывод о том, что тайга России являлась средой, формирующей менталитет различных этносов, материальную культуру и геоэкологические представления как часть духовной культуры народов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой