Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Содержание и методика обучения студентов туристского вуза разработке региональных туристских маршрутов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ф ориентация на общие процессы экономики, функционирующие в отраслевом виде. Созданные региональные системы образования по существу были региональными только по месту нахождения образовательных учреждений. Региональные профессиональные образовательные учреждения отраслевого профиля были централизованно ориентированы на обеспечение кадрами конкретной отрасли народного хозяйства. Эти условия… Читать ещё >

Содержание

  • Специальность: 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования
  • ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
  • Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
  • Кальней Валентина Алексеевна
  • Москва, 2002 г
  • Глава 1. Теоретические предпосылки исследования
    • 1. 1. Характеристика природно-климатических и социально-экономических особенностей региона
    • 1. 2. Туризм как перспектива развития
  • Кузбасского региона на примере ТС АО «Шория — тур»
    • 1. 3. Проблемы подготовки кадров для развития туризма в регионе (Кузбасс)
  • Глава 2. Содержание и методика обучения студентов туристского вуза по разработке маршрутов и программ
    • 2. 1. Структурная модель подготовки студентов к разработке маршрутов
    • 2. 2. Содержание регионального компонента в вузе по подготовке студентов
    • 2. 3. Роль практических занятий по подготовке студентов в туристском вузе

Содержание и методика обучения студентов туристского вуза разработке региональных туристских маршрутов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Проблема профессионального образования молодежи в условиях социально-экономических реформ в нашей стране приобретает особую остроту и жизненную необходимость для общества. Экономическое развитие регионов в новых условиях политической, экономической и социальной жизни существенно влияет на развитие профессионального образования. Процессы всестороннего саморазвития регионов, специфика каждого из них вызывают необходимость усиления регионального аспекта в деятельности учреждений системы непрерывного образования, осуществляющих профессиональную подготовку молодежи.

Туризм — важнейший сектор экономики многих стран мира. Значительный рекреационный и культурно-познавательный потенциал туризма в Российской Федерации еще не дает ощутимого результата в экономическом развитии. Особенно это относится к региону Кузбасса. Для развития туризма в Кузбассе, создания туристской индустрии важнейшей проблемой является подготовка профессиональных кадров, способных эффективно решать такие задачи, как: упорядочение работы в сфере туризмаобеспечение развития социального, въездного, детского туризмаразработку и внедрение на туристском рынке прогрессивных технологий обслуживания туристовразвитие экологического туризмаучастие в формировании нормативно-правовой базы развития туризмаразработку туристских программ и маршрутов, пользующихся спросом на рынке туристских услугсоздание предприятий туристской индустрии.

Однако необходимо отметить, что в настоящее время туризм не получил должного развития в экономике региона. Так, например, в г. Новокузнецке работают десять туристских агентства, которые, в основном, занимаются организацией выездного туризма, что экономически неэффективно для города. Анализ кадрового состава этих агентств показывает, что в них нет ни одного сотрудника, имеющего специальное образование в сфере туристской деятельности. В то же время Кузбасс д, располагает достаточными ресурсами (рекреационными, культурно познавательными, историческими, спортивно-оздоровительными и др.), привлекательными для развития туристской индустрии.

Разработанная региональная целевая программа развития туризма предусматривает создание высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей местного населения, российских и иностранных туристов в разнообразных туристских услугах. В целевой программе подчеркивается особая роль профессионально подготовленных кадров. Таким образом, ставится задача по созданию системы профессионального туристского образования, которая бы успешно решала задачи по развитию туризма в условиях Кузбасса на примере спортивно-оздоровительного маршрута.

Анализ системы профессионального образования, существовавшей до 90-х годов двадцатого столетия, свидетельствует о том, что особенностью российского профессионального образования является его.

Ф ориентация на общие процессы экономики, функционирующие в отраслевом виде. Созданные региональные системы образования по существу были региональными только по месту нахождения образовательных учреждений. Региональные профессиональные образовательные учреждения отраслевого профиля были централизованно ориентированы на обеспечение кадрами конкретной отрасли народного хозяйства. Эти условия породили ряд противоречий между отдельными звеньями системы профессионального образования и региональными структурами. Распад жестких вертикальных структур, отсутствие планового трудоустройства по распределению выпускников профессиональной школы вызвали необходимость формирования региональных рынков труда. Это ориентирует выпускников профессиональных учебных заведений на поиск работы в районе постоянного местожительства, то есть на региональных рынках труда.

Один из важнейших аспектов этой проблемы — создание региональных рынков труда. Регион рассматривается как социум, для которого необходимо создать высокий уровень обеспечения образовательными услугами в сфере профессиональной подготовки. Все это способствовало разрушению отраслевого принципа профессионального образования и ставило задачу перед системой образования активнее реагировать на изменения в направлении усиления регионального аспекта своей деятельности.

При подготовке профессиональных туристских кадров, способных эффективно воздействовать на развитие туризма в Кузбассе, на региональном уровне должны быть решены следующие задачи: социально-экономическая устойчивость региональной сети профессиональных образовательных учреждений, оптимизации их деятельностиразработка принципов формирования организационно-экономического механизма профессиональных учебных заведений, адаптированного к условиям рыночной экономики.

Формирование новой структуры системы профессионального образования актуализировало проблему углубления и расширения научных исследований в области теории и методики профессионального образования, одной из ведущих целей которых стало совершенствование профессиональной подготовки в сфере туристской деятельности, отвечающей требованиям новых социально-экономических условий. Достижение этой цели возможно посредством проведения ряда мероприятий, важное место среди которых занимает построение нового содержания профессиональной подготовки молодежи в сфере образования, в основе которой лежит интегративный подход и принцип преемственности.

Практика показывает, что проблема качества профессиональной подготовки, ее соответствия требованиям рынка труда и профессией, не может быть она решена на отдельной ступени профессионального образования. В то же время, анализ практики профессионального образования, особенно начального профессионального и высшего, среднего специального и высшего, свидетельствует о значительной их обособленности. Основной проблемой непрерывного образования является преодоление разграничения уровней профессионального образования по предмету и признаку. Реформирование региональной системы непрерывного образования должно основываться на следующих полржениях: обеспечение условий для личностно-ориентированного профессионального образованиядиверсификация содержания профессионального образования по уровням и срокам обучения, формам и методам организации учебного процессапреобразование сети профессиональных образовательных учрежденийсоздание нового поколения учебного и научно-методического обеспечения образовательного процесса.

Анализ теории и практики профессионального образования позволяет сделать вывод, что современные тенденции развития профессиональных образовательных учреждений актуализировали новые педагогические задачи, решение которых возможно в региональных условиях, ориентированных на решение важных экономических проблем развития региона. Эти задачи определяются социально-экономическими изменениями в обществе, формированием принципиально новых образовательных профессиональных учреждений.

Развитие туризма в Кузбассе является актуальной социально-экономической проблемой, в решении которой значительная роль принадлежит профессионально подготовленным кадрам специалистов в сфере туристской деятельности.

Практика фрагментарных, не сведенных воедино программ, выполняемых отдельными фирмами, организациями дает обязательно негативные результаты, если в них не будут учтены рекомендации реестров туристских ресурсов и генеральные схемы развития туризма на соответствующих территориях. Решение проблемы подготовки квалифицированных по внутреннему въездному туризму требует научно-обоснованных подходов к формированию и ориентации будущих менеджеров туризма на местные программы туристской занятости. Структура обучения, его содержание, разработка учебно-тематических планов спецкурсов и соответствующих учебных программ ложится в основу обучения современных работников туризма.

Все вышесказанное явилось основанием для формулирования проблемы исследования: какими должны быть содержание, методы и формы подготовки специалистов в сфере туристской деятельности, обеспечивающие им возможность эффективно участвовать в развитии туризма на территории Кузбасса.

Проблема исследования определила его цель, которая заключается в обосновании и экспериментальной проверке методических основ профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях туристского профиля, раскрывающих содержание обучения, его методы и формы, способствующие формированию у них необходимых знаний и умений, практического опыта деятельности для разработки туристских программ, что обеспечивало бы активное участие в развитии туризма в Кузбассе.

Объектом исследования является профессиональная подготовка специалистов в сфере туристской деятельности по направлению спортивно-оздоровительного туризма.

Предметом исследования выступают содержание, методы и формы профессиональной подготовки студентов в сфере туристской деятельности, обеспечивающие им высокий профессиональный уровень по разработке туристских программ и маршрутов на территории Кузбасса (на примере Новокузнецкого филиала РМАТ).

Гипотеза исследования предполагает, что подготовка туристских кадров в региональной системе туристского образования будет эффективна, если: будет научно обоснована структурная модель подготовки студентов к разработке туристских программ, учитывающая использование рекреационного, спортивно-оздоровительного потенциала регионасодержание подготовки студентов к разработке туристских программ и маршрутов будет учитывать: базовый компонент в содержании обучения, обеспечивающий теоретические знания историко-краеведческой, культурно-познавательной, спортивно-оздоровительной направленностибудут разработаны содержание и организация учебно-практической деятельности студентов, обеспечивающей им необходимый опыт по разработке и реализации программ приема и обслуживания туристов в Кузбассебудут выявлены и экспериментально проверены эффективные методы и формы обучения студентов, будущих специалистов в сфере туристской деятельности.

Задачи исследования:

1. Выявить основные тенденции развития туризма в Кузбассе.

2. На основе анализа педагогической, специальной профессиональной литературы по проблеме исследования разработать структурную модель, раскрывающую методические основы подготовки студентов к разработке спортивно-оздоровительных туристских программ в.

Кузбассе.

3. Разработать региональный компонент содержания обучения студентов, учитывающий рекреационный спортивно-оздоровительный потенциал Кузбасса.

4. Разработать содержание и организацию учебно-практической деятельности студентов с целью формирования у них опыта по приему туристов на территории Кузбасса.

5. Выявить и экспериментально проверить эффективные методы обучения студентов, обеспечивающие им подготовку в разработке программ приема туристов в регионе.

Методической основой исследования являются общетеоретические положения по единству территории и практики, связи обучения с жизнью.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (1995 — 1998 г. г.) — теоретический анализ научно-методической литературы и оценка работы отечественных и зарубежных учебных заведений по подготовке туристских кадровформулирование проблемы исследования и научного аппарата.

Второй этап (1998 — 2000 г. г.) — разработка методики формирующего эксперимента, разработка методики профессиональной подготовки специалистовпроведение опытно-экспериментальной работыанализ результатов экспериментаподготовка и издание методических рекомендаций.

Третий этап (2000 -2002 г. г.) обобщение итогов экспериментальной работы, внедрение результатов исследования в практику обучения студентов Новокузнецкого филиала РМАТоформление диссертации.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в Новокузнецком филиале РМАТ. В ней приняли участие 52 студента 1−3 курса.

Научная новизна исследования:

1. Разработана структурная модель, раскрывающая методические основы (цель, задачи, содержание, методы и формы) подготовки студентов к разработке туристских программ и учитывающая рекреационный, спортивно-оздоровительный потенциал региона.

2. Разработаны содержание и организация учебно-практической деятельности студентов, обеспечивающие им опыт разработки и реализации программ приема и обслуживания туристов в регионе.

3. Разработан региональный компонент содержания обучения студентов, учитывающий рекреационный, спортивно-оздоровительный потенциал Кузбасса, включающий такие специальные курсы, как: культура коренных народов Кузбассаприродные географические особенности Кузбасса, распределенные по семестрам и курсам обучения.

4. Выявлены эффективные методы обучения студентов, обеспечивающие им подготовку в регионе (приема и обслуживания).

Надежность и достоверность результатов исследования обусловлена: исходными позициями, базирующимися на методологических и теоретических принципах дидактики, педагогики профессионального образования, нормативно-правовой базерезультативностью экспериментальных данных, взаимопроверкой данных, подтверждающих правильность выдвинутой гипотезы.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Выявлены основные тенденции развития туристских маршрутов и программ в Кузбасском регионе (разработка спортивно-оздоровительных туристских маршрутов на основе ТС АО «Шория-тур» — создание культурно-познавательных туристских программ по ознакомлению с уникальной культурой коренных народов Кузбассаиспользование природных географических особенностей Кузбасса для разработки спортивно-оздоровительных туристских программ).

2. На основе анализа педагогической, специальной, профессиональной литературы по проблеме исследования разработана структурная модель, раскрывающая методические основы (цель, задачи, содержание, методы и формы) подготовки студентов к разработке туристских программ и учитывающая рекреационный потенциал региона.

3. Разработан региональный компонент содержания обучения студентов, представленный в учебном плане такими специальными курсами, как: культура коренных народов Кузбасса, природные географические особенности Кузбасса.

4. Разработано содержание и организация учебно-практической деятельности студентов с целью формирования у них опыта по приему туристов в Кузбассе. Выявлены и обоснованы эффективные формы организации учебно-практической деятельности, способствующей реализации разработанных туристских программ и маршрутов в условиях Кузбасса (например, создание постоянно действующей студенческой экскурсионной фирмысоздание временных творческих групп по разработке и реализации туристских программ).

5. Определены и экспериментально проверены эффективные методы обучения студентов созданию туристских программ и маршрутов, к которым относятся: включение поисковых исторических, культурно-познавательных, рекреационных заданий в план семинарских и практических занятийорганизация поисковых экспедицийразработка бизнес-планов конкретных маршрутов и программразработка проектов туристских маршрутов и программделовые игры, задания на разработку учебных культурно-досуговых, историко-познавательных, рекреационных программ.

Практическая значимость исследования заключается: в разработке учебных программ регионального компонента содержания обучения студентовв разработке методических рекомендаций по организации учебно-производственной деятельности студентов, связанной с разработкой региональных туристских маршрутов Кузбасса.

Достоверность, обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается: логикой исходных методических позиций автораиспользованием системного подходаопорой на данные современной педагогической наукиразнообразными источниками психолого-педагогической, культурологической информациисравнительным анализом данных, полученных с помощью независимых различных методов педагогического и психологического исследованияцеленаправленным анализом реальной педагогической практики и положительного опытарезультативностью экспериментальных данных, подтверждающих правильность выдвинутых положений гипотезы.

На защиту выносится:

1. Структурная модель, раскрывающая методические основы (цель, задачи, содержание, методы) подготовки студентов к разработке туристских программ и маршрутов и учитывающая рекреационный, спортивно-оздоровительный потенциал региона.

2. Содержание и организация учебно-практической деятельности студентов, обеспечивающие им подготовку к разработке программ приема и обслуживания туристов в регионе.

3. Региональный компонент содержания обучения студентов, учитывающий рекреационный, спортивно-оздоровительный потенциал Кузбасса, включающий такие специальные курсы, как: история Кузбасского края, культура коренных народов Кузбасса, природные географические особенности Кузбасского региона, распределение по курсам обучения.

4. Эффективные методы обучения студентов, обеспечивающие им подготовку к разработке туристских программ в регионе (приема и обслуживания).

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, список литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

По образу и подобию разработанного тура можно сформировать и другие приключенческие маршруты. В настоящее время туристское снаряжение очень разнообразно, специализировано, а потому достаточно дорого, чтобы каждый желающий мог приобрести все необходимое для разных видов активного отдыха. Поэтому, на мой взгляд, продажа приключенческих туров с возможностью получения необходимого снаряжения на прокат, будет пользоваться большой популярностью. Особенно у активных молодых людей, которые стремятся хорошо зарабатывать и полноценно отдыхать. Интерес к бизнесу, а затем и к отдыху, в России привлечет внимание к таким турам и зарубежных туристов и турагенств.

Создатель приключенческого маршрута может использовать следующие каналы его реализации:

1) Продать готовый (разработанный, обсчитанный) маршрут заинтересованной турфирме. Фирме будет выгодна эта покупка, если у нее уже есть подходящее снаряжение и инструкторы, а туристский сезон уже начался.

2) Самому продавать тур клиентам. Здесь возможны два варианта: а) организовать фирму или зарегистрироваться в качестве предпринимателя без организации юридического лица, став посредником между магазином туристского снаряжения (прокат) и клиентамиб) организовать туристскую компанию, которая будет предоставлять клиентам все услуги сама.

Насколько мне известно, ни одна фирма не предоставляет услуг по организации таких приключенческих маршрутов в Кемеровской области. Заняться таким активным отдыхом у нас могут только самодеятельные туристы. То есть те, кто занимается любительским туризмом давно, имеет соответствующее снаряжение, знает маршруты. Для новичка такой отдых становится проблемой. Помочь решить ему эту проблему — в этом и заключается цель разработанного мною туристского продукта.

По результатам исследования сформулированы следующие выводы:

1. На основе анализа социально-экономической, природной, исторической, этнокультурной характеристик Кузбасса выявлены основные тенденции развития туристских маршрутов и программ (использование природных географических особенностей Кузбасса для разработки спортивно-оздоровительных туристских программ).

2. Разработана структурная модель, раскрывающая методические основы (цель, содержание, методы и формы) подготовки студентов к разработке туристских программ и учитывая рекреационный потенциал региона.

3. В подготовку студентов к разработке туристских программ включены такие специальные учебные дисциплины, как: природные географические особенности Кузбасского региона, составляющие региональный компонент содержания обучения.

4. С целью формирования у студентов опыта по приему туристов в Кузбассе выявлены и обоснованы эффективные формы организации учебно-практической деятельности, способствующей реализации разработанных туристских программ и маршрутов (например, создание постоянно действующей студенческой фирмысоздание временных творческих групп по разработке и реализации туристских программ).

5. Эффективными методами обучения студентов созданию туристских программ являются: включение поисковых исторических, культурно-познавательных, рекреационных заданий в план семинарских занятийорганизация поисковых экспедицийразработка бизнес-планов конкретных маршрутов и программделовые игры, задания на разработку учебных культурно-досутовых, историко-познавательных, рекреационных программ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. М.: МИСиС, 1989. — 168 с.
  2. B.C., Рыбальский В. И. и др. Методические указания по классификации методов активного обучения. Киев: Педагогика, 1989. -84 с.
  3. М.Д., Литвинская С. А. Охрана растительного мира на Северозападном Кавказе. Краснодар.: Краснодарское книжное издательство, 1989. — 188 с.
  4. Ш. А., Шаталов В. Ф., Ильин E.H. и др. Педагогика наших дней. Краснодар: кн. Изд-во, 1989. — 416 с.
  5. A.M., Васильев В. Г., Гордеева Т. Н., Гешбель A.B. и др. Методика полевых физико-географических исследований. М.: 1972. -262с.
  6. В.Н., Кацюба Д. В., Матюшин Г. Н. Историческое краеведение. М.: «Просвещение», 1980.- 158с.
  7. Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. — 480 с.
  8. Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982.-192 с.
  9. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-230 с.
  10. Ю.Беляева А. П. Региональная система профессионального образования //Педагогика. 1993, 3. — С 68−72. (206).
  11. Н.Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1978. — 123 с.
  12. В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1978. — 123 с.
  13. В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.: ИРПОМо РФ, 1995, — 208 с.
  14. В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.: ИРПОМо РФ, 1995, — 208 с.
  15. В. П. Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высшая школа, 1989.- 144 с.
  16. В. П. Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высшая школа, 1989.- 144 с.
  17. М. Б. Введение в туризм. Спб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000 — 192 с.
  18. A.C. Методы гидрологических исследований: проведение измерений и описание рек. М.: 1996. — 42с.
  19. О. Кузбасс в 21 веке: Природа и цивилизация. / Газета «Аргументы и факты». Региональный выпуск № 5, 2001.
  20. А. П. В дружбе с людьми и природой. М., 1991. — 214 с.
  21. В. А. Квартальное Педагогика и туризм: учебник. М.: — Советский спорт, 2000. — 360 с.
  22. В. А. Квартальнов Туризм: теория и практика / Избранные труды в 5-ти т., Т. 5. Методика профессионального обучения и подготовка специалистов по туризму в России. М.: Финансы и статистика, 1998. -248 с.
  23. Васильев В.В., A.A. Гвозденко, Ю. В. Забаев, И. В. Зорин. Менеджмент туризма. М.: РМАТ, 1998. — 228с.
  24. Э. Я. Структура ценностного отношения к природе. Проблемы природоохранного образования и воспитания. М., 1982. — 164 с.
  25. Ветер странствий. Альманах. Вып. 25. Сост. Васильев М. Ю., Захаров П. П. М.: Физкультура и спорт, 1990.
  26. М. Я. И др. Методология профессионального туристского образования: Монография. М.: Советский спорт, 2001. — 200 с.
  27. Н.В. Прикладная экология. Краснодар.: Кубанский государственный университет. Межотраслевой региональный центр переподготовки и повышения квалификации кадров, 1995. — 168 с.
  28. В.Н. Простейшие измерения на местности. М.: Недра, 1983. -102с.
  29. А. М. Психология познавательной активности учащихся. — Кишинев, 1975.- 104 с.
  30. В.А., Вишневская С. С. По национальным паркам мира. М.: Просвещение, 1993. 223с.
  31. В. А. Некоторые вопросы образовательно-педагогического прогнозированиям/Всесоюзная научно-техническая конференция ГКНТ СССР: Сборник докл. 1982 г. -М.: 1982. часть 1. — С. 45−46.
  32. В. Г. и др. Глобальные экологические перспективы //Вестник РАН. 1992. — № 5. С. 70−81.
  33. В. Г. и др. Глобальные экологические перспективы. //Вестник РАН. 1992. — № 5. — С. 70 — 81.
  34. Т.К. Профессиональная подготовка менеджеров туризма средствами природного рекреационного потенциала региона: Дис.. канд. пед. наук. Сходня, 1999. 148 с.
  35. Т.К. Профессиональная подготовка менеджеров туризма средствами природного рекреационного потенциала региона: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Сходня, 1999. 20 с.
  36. Государственные образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 521 500 «Менеджмент»: Изд. официальное М.: Госкомитете РФ по высшему образованию. 1995. — 382 с.
  37. К.Г. Методы экономической оценки природных ресурсов: Уч. пособие.М., 1980. /1.
  38. Д.П., Рутгайзер В. М., Шмаров А. И. Бюджет времени населения. М, 1984.
  39. А. Д. Экскурсия как педагогический процесс. М.: Методические рекомендации, 1983. — 38с.
  40. И. В., Кривошеев В. В. К вопросу о рекреационных ресурсах — В кн.: Актуальные проблемы самодеятельного туризма в свете решений XXVI съезда КПСС. М., 1981.
  41. И.В., Квартальное В. А. Энциклопедия туризма: Справочник- М.^ Финансы и статистика, 2000.
  42. Т.А. Педагогика: Курс лекций: Учеб. Пособие. М., 1984. -230 с. 53."Иркутский оптовик" № 18 (52), декабрь, 1998 — Иркутск, 1998.
  43. В. и. Основы менеджмента /Уч. пособие. М. 1994.
  44. В. А. Иностранный туризм. М.: Финансы и статистика, 2001.-312 с.
  45. В. А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. М.: — Финансы и статистика, 2000. -496 с.
  46. В.А., Солодухин И. Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России: Из опыта образовательных учреждений социального туризма: 1987−1997 гг. М.: РМАТ, 1997. — 212 с.
  47. Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск. Изд — во «Принтер», 1993. — 56 с.
  48. Е.Я., Сыченков И. А. Основы оптимизации учебного процесса в вузе.-М., 1987.- 128 с.
  49. Е. В. Рекреационные ресурсы /Уч. пособие. М.: «Советский спорт», 1998.-313 с.
  50. Е.В. Рекреационное ресурсоведение. М.: РМАТ, 1999. 4 ,
  51. Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. I1. М.: Изд. ЮНИТИ, 1998. Ij
  52. Е.А. География отдыха и туризма. Формирование и развитие ТРК. М., 1978.
  53. В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
  54. В. А., Сухобская П. С. Моделирование педагогических систем. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  55. JI.B. Краеведение и туризм. М.: РМАТ, 1999. — 72 с.
  56. Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. -М.: Просвещение, 1990. 128 с.
  57. Ю.М. Воспитательный процесс в туристском профессиональном образовании. М.: Советский спорт, 2000. — 272с.
  58. A.A. Педагогическое общение. М., 1996. — 93 с.
  59. И.М. Климатические и ландшафтные особенности Кузбасса и их курортное использование // Проблемы медицинской географии Кузбасса. Новокузнецк, 1971.
  60. В. Н. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе краеведческой работы: Автореферат. Диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.02. Л., 1967. — 24 с.
  61. А. М. Географическая ономастика: учебное пособие. -Томск: Изд-во Томского университета, 2001. 186 с.
  62. Е. Алгуйский тальк/УЭко-бюллетень. № 9 (56), сентябрь, 2000,
  63. А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 190 с.
  64. А. Писаница на Томи., Кем.: Кемеровское книжное изд. 1998.65."Кузнецк-инфо" № 2 (2), ноябрь, 1997. — Новокузнецк, 1997.1996.-С. 91−92.с. 12−13.
  65. Ф.А. Экономический механизм рационального природопользования. Томск: Изд. Томского университета, 1990.
  66. Материалы Всемирной Конференции по туризму. Мадрид, 1981.-160 с.
  67. Менеджмент туризма. / Под ред. В. А. Квартальнова. М.: РМАТ, 1998. j
  68. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы. М.: Финансы и статистика, 2001, — 272 е.: ил.
  69. Менеджмент туризма: Учебник для студентов, обучающихся по направлению 521 500 «Менеджмент». 2-е изд., перераб. и доп. М.: РМАТ, 1998.-226 с.
  70. Методологические проблемы развития педагогической науки. / Под общ. ред. П. Р. Атутова, М. Н. Скаткина, Я. С. Турбовского. М.: Педагогика, 1985. -236 с.
  71. JI. Социализм. Экономический и социологический анализ. — М.: «Catallaxy», 1994,—416с.
  72. А. Н. Педагогические основы формирования трудовых умений. -М., 1989.-296 с.
  73. А. Н. Профессиональное образование в России. М. 1997. -178 с.
  74. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: Деловые советы. М.: Ассоц. «Проф.образование», 1996. -130 с.
  75. Нормативные акты по туристско-экскурсионной работе. М.: Проф-издат, 1988.89.0стапец Свешников А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. — М.: Педагогика, 1987. — 226 с.
  76. Q0 «О состоянии окпужаюшей поиоодной соеды Кемеровской области в1 Л- Л- я. л.1999 году» материалы Доклада Комитета по охране окружающей среды Кемеровской области / Эко-бюллетень. № 9 (56), сентябрь, 2000, с. 2−11.
  77. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2001 — 640 с.
  78. В. М. Педагогические исследования и практика //Сов. Педагогика, 1984, № 5. С. 3−13.
  79. Понятийно терминологический словарь по педагогике и образованию. — Н. Новгород, 1996. — 28 с.
  80. В.С., Зорин И. В. Теория рекреалогии и рекреационной географии. М., 1992.
  81. Проект создания международного сибирского социально-культурного, спортивного и лечебно-оздоровительного центра (8К1-СЕГЧТКЕ-БЕКУГСЕ) «Российская Швейцария» //Эко-бюллетень ИнЭкА. № 9 (68), сентябрь, 200 1.С. 14−15.
  82. П. Д. Диалектика как общая методическая теория// Вопросы философии. 1974. № 12 С. 61 — 67.97. «Путешествие Вокруг Света», сентябрь, 2001. /
  83. Л.П. Обеспечение безопасности в горнолыжных туристских центрах. ЦСТЭ.- М.: Турист, 1982. 1/
  84. Решетова 3. А., Беляева С. А. Один из подходов к построению учебной дисциплиной //Вестник высшей школы. 1985. № 1. С. 35 — 39.
  85. И. Д. Человек, среда, отдых. Киев. 1977. /1. V/
  86. Н. Г. Матричная методика выявления анализа систем связей в учебном материале//Советская педагогика. 1975. — с. 70−78.
  87. С. Л. Основы общей психологии. М.: Учасгиз, 1946. -706 с.
  88. Свидание с природой. Рассказы о недрах и климате, горах и реках, флоре и фауне земли Кузнецкой, её туристских тропах/Сост. и ред. Н. Зеленин. Кемеровское книжное изд-во, 1971. 528 с.
  89. А. И., Чепчик В. Д. Методика определения социально-эконономического эффекта деятельности кадровых ресурсов в сферетуризма и рекреации.//ст. Актуальные проблемы туризма. Вып 1. М.: РМАТ, 1997.-С. 54−72.
  90. М. Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.-96 с.
  91. М.Н., Батурин Г. И. Межпредметные связи, их роль и место в процессе обучения //Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе. М.: 1973. — С. 18−23.
  92. Е.А., Соболев И. И. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы.- М. 1999.
  93. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984. 344 с.
  94. A.B. Краткая информация о результатах научной экспедиции «Кубанская кругосветка 98"\Сборник научных трудов Кубанского института международного предпринимательства и менеджмента. — Краснодар.: КИМПиМ. 2000. С. 28−39.уу
  95. Транскавказ 93». — Краснодар.: КМВШПиМ, 1994. — С. 32−41.
  96. Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес./Авт. сост., авт. Предисловия. И. В. Зорин, В. А. Квартальное. — М.: Афины: INFOGROUP, 1994. — 704 с.
  97. Туризм и гостиничное хозяйство^Учебник / под ред. д.э.н. Чудновского А. Д. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2000. — 400 с.
  98. Туристский терминологический словарь: Справочно-методическое пособие / Авт. сост. И. В. Зорин, В. А Квартальное. — М.: Советский спорт, 1999. — 664 с.
  99. И. М. Психолого-педагогические основы обучения. М.: ЦОЛИУВ, 1981.-28 с.
  100. И. Ф. Педагогика: учебное пособие. 4-е изд., перераб. И доп. — М.: Гардарики, 2000. — 519 с.
  101. Хартия туризма // Нормативно-правовые акты туристической деятельности. Изд. Центр «Бизнес и маркетинг» АНХ при Правительстве РФ. М.: 1997. — 176 с.
  102. В.Д., Кальней В. А., Сеселкин А. И. Подготовка научно-педагогических кадров для туризма// Актуальные проблемы туризма — 99: Перспективы развития туризма в Юго-восточном Подмосковье: Сб. Докладов и тезисов НПК. М.: РМАТ, 1999. — С. 247 — 249
  103. Е.Я. Учебные экскурсии по географии. М.: «Просвещение», 1980. — 48с.
  104. В.П. и др. Учебные тропы природы. М.: Агропромиздат, 1989.-159 с.
  105. В.П. Рекреационные нагрузки в зонах отдыха. М.: Лесная промышленность. 1977.
  106. Е.Г. Об определении коэффициента устойчивости природного комплекса к рекреационным нагрузкам. М., 1976.
  107. А.Я., Калинин A.M., Никифоров Г. В. Леса Кузбасса. -Кем.: Кемеровское книжное изд., 1986.
  108. А. В. Экологическая политика Кузбасса: история проблемы / Эко-бюллетень ИнЭкА. № 9 (68), сентябрь, 2001. С. 8−9.
  109. Шорский сборник. / Под ред. Н. И. Шатилова.- Кемерово, 1997.
  110. Карта схема расположения ЗАО «Шория — тур «на Новосибирскна Кемерово1. Мундыбаш1. Чугунаш1. Ленинск-Кузнецкийна Малышев Лог1. Калтаниновкарегеш7 км Шалымш1. Таштагол
  111. Турбаза «Медвежонок» Схемы трасс.
  112. Схема расположения туристского и альпинистского лагерей «Актру
Заполнить форму текущей работой