Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Индивидуальный словарь современного младшего школьника (4 класс): На материале лексики человеческих отношений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация материалов диссертационного исследования неоднократно осуществлялась в средних школах №№ 3, 5, 6, 10, 39, 51 г. Борисоглебска и ст. Таловая Воронежской области. Материалы исследования внедрены в практику работы учителей перечисленных школ. Основные положения, и материалы диссертации публиковались в сборниках научных трудов института и отражены в 5-и публикациях по теме исследования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Лексикологические и речевые основы исследований детского словаря
    • 1. 1. Лексикология. Семантика. Тематические группы
    • 1. 2. Аспекты изучения детской речи
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Анализ словарного запаса учащихся 4 класса
    • 2. 1. Исследование выбранной тематической группы в круге детского чтения (уроки классного и внеклассного чтения, русского языка)
    • 2. 2. Исследование индивидуального словаря учащихся
    • 2. 3. Исследование особенностей понимания лексики указанной группы масштабе класса /
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Конструирование методики словарной работы и ее проверка в эксперименте
    • 3. 1. Концепция словарной работы
    • 3. 2. Программа (содержание и методы)
    • 3. 3. Эксперимент и пути его реализации
    • 3. 4. Анализ экспериментальных данных и
  • выводы по эксперименту
  • Выводы по главе

Индивидуальный словарь современного младшего школьника (4 класс): На материале лексики человеческих отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Пополнение словарного запаса учащихся (как активного, так и пассивного) является одной из главных проблем обучения русскому в начальной школе и играет важную роль в решении общей задачи широкой языковой подготовки учащихся. Теоретической основой данной проблемы является предусмотренные школьными программами раздел «Лексика» .

Данный раздел предполагает знакомство младших школьников не только с конкретной лексикой, но и с отвлеченными понятиями, которые вызывают определенные трудности в их усвоении. Это связано с тем, что у детей младшего школьного возраста больше развито наглядно — образное мышление. К. Д. Ушинский отмечал, что «дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». 207] Однако, обучение на современном этапе вносит свои коррективы: от учителя требуется умение работать по обогащению словарного запаса детей словами с абстрактным значением. Наблюдения за работой учителей начальных классов показывают, что на уроках русского языка, классного и внеклассного чтения работе с отвлеченными понятиями уделяется недостаточное внимание.

Необходимость исследования значений абстрактных слов как компонента возрастного языкового сознания важно и в плане выявления процессов становления как речи, так и мышления.

На формирование значений абстрактной лексики оказывают влияние различные, часто противоречивые тенденции в общественной жизни современной Россииневерно или недостаточно правильно понятые младшими школьниками факты, книги, кинокартинысамостоятельный анализ поведения взрослыхте изменения, которые происходят с самими испытуемыми. Значения многих из исследуемых слов сформировались в сознании детей под влиянием речевой практики.

Отвлеченная лексика недостаточно привлекается учителями начальных классов в качестве изучаемого материала, усваивается школьниками стихийно, эмпирически, без специального руководства со стороны педагога, она фактически перестала использоваться в средствах массовой информации, практически не используется в семье, в результате чего у младшего школьника формируется не только искаженная языковая картина, но и ложно ориентированная картина мира в целом.

Младший школьный возраст особенно сензитивен к той стороне деятельности, которая касается отношений между людьми, моделей этих отношений, усвоения норм поведения. Усвоение слов нравственных отношений будет влиять и на воспитание правильных норм поведения.

Применительно к начальной школе работа подобного рода не проводилась, хотя, на наш взгляд, необходимо (и возможно) знакомить детей с данной лексикой в доступном возрасту объеме. Выделение этой лексики в особую группу в процессе обучения обусловлено рядом причин лингвистического, методического, дидактического и психологического характера. Изучение, которое позволит в рамках лексически ограниченной группы слов познакомить учащихся с языковыми средствами, существенно обогатит речь школьников.

Основная задача обучения родному языку — развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью/ Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 1, 2000 — С.78/. Перед учителем ставится задача: заложить основы культурного общения, сформировать коммуникативные умения, а главное — доброжелательное отношение к людям /там же с. 83−84/.

Основой содержания обогащения словарного запаса учащихся является словарь — минимум. «Чтобы отобрать эту часть словаря, необходимо, вопервых, получить достоверные данные о словарном запасе учащихсявовторых, определить единицу содержания работы по обогащению словаря детей, в-третьих, выявить принципы отбора слов для словаря-минимума». /М.Т. Баранов/.

А.В. Текучев отмечает, что «. под обогащением словаря учащихся следует понимать не только количественное его увеличение, но и его качественные изменения, выражающиеся в расширении объема понятий, в уточнении значений слов, в ознакомлении с новыми значениями уже известных слов» [193]. «Обогащение запаса слов. опирается на знание школьниками. способов толкования семантики слов., а также на умение пользоваться толковым словарем» [13].

Вопрос о том, какое место занимает лексика человеческих отношений в словаре учащихся и какими лексемами обогащать этот словарь, предметом специального исследования до сих пор не был.

Таким образом, перед учителем школы стоит задача научить детей задумываться над значением слова, употреблять его в точном соответствии с его семантическим наполнением, грамотно толковать значение слов в различных жизненных ситуациях: при определении понятий, явлений, фактов в процессе изучения дисциплин школьной программы, при восприятии новых слов, актуализирующихся в тех или иных сферах общения, при разъяснении незнакомых слов, при взаимодействии со старшими, друзьями, сверстниками. Все сказанное обусловило актуальность проблематики нашего исследования и определило выбор темы.

Выбор темы подкрепляется рядом причин:

1. Современными требованиями к содержанию начального курса русского языка, а именно: всестороннее изучение языка, максимальная направленность обучения на общее, речевое и умственное развитие учащихся.

2. Необходимостью в большей мере использовать познавательные возможности младших школьников в овладении лексикой человеческих отношений, расширяет возможности учителя по развитию речи учащихся начальных классов и организации словарной работы на уроках русского языка и литературного чтения, создает условия для формирования внимательного отношения к художественному слову, а также позволяет знакомить учащихся с правилами поведения в обществе, с моральными нормами и нравственными категориями.

3. Изучение элементов семантики позволит детям получить больше знаний о языке, облегчит усвоение грамматических понятий, благотворно скажется на формировании навыков правописания и повысит интерес к занятиям языком.

Цель — исследовать особенности индивидуального словаря младшего школьника по лексике человеческих отношений, сконструировать методику словарной работы по данной тематической группе и экспериментальным путем проверить возможности ее внедрения в школьную практику.

Объектом исследования является усвоение младшими школьниками лексики человеческих отношений на уроках русского языка, классного и внеклассного чтения как средство обогащения словарного запаса и формирования нравственных представлений и понятий, развития мышления.

Предмет исследования — содержание, методические средства, формы организации учебного процесса, система упражнений и последовательность их выполнения, принципы, особенности и этапы работы над лексическим значением слов по данной группе в круге детского чтения и на уроках русского языка.

Рабочая гипотеза состоит в следующем:

1) в результате овладения детьми лексикой человеческих отношений по специально разработанной методике будут расширяться их возможности в деле создания собственных высказываний, связанных отношениями между людьми, повышаться уровень развития связной (устной и письменной) речи;

2) использование специальной методики по обогащению словарного запаса детей поможет формированию внимательного отношения к художественному слову и развитию языкового чутья, а также позволит создать условия для. формирования нравственных представлений, обозначенных словами данной тематической группой.

Поставленная цель, предмет и исходная гипотеза исследования определили ряд основных задач:

1. а) составить словарь — минимум по данной тематической группеб) словарь детской речи.

2. Изучить лексикологические и словообразовательные аспекты данной темы.

3. Изучить индивидуальный словарь пассивный и активный по данной тематической группе.

4. Изучить использование лексики указанной группы в масштабе класса /4 классы /.

5. Сконструировать методику словарной работы, в основу которой положен принцип тематического объединения слов, и проверить ее в эксперименте. Решение поставленных задач осуществлялось применением следующих основных методов исследования: психолого — педагогического (анализ письменных работ и устной речи младших школьников, наблюдение за их учебной деятельностью) — лингвистического (работа с толковыми, орфографическими, словообразовательными словарями, синонимов, антонимов и др.). экспериментального (проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов);

Методологической основой исследования явились труды виднейших лингвистов и психологов (JI. И. Айдаровой, О. С. Ахмановой, В. В, Виноградова, JI.C. Выготского, Е. М. Галкиной — Федорук, А Н Гвоздева, Н. И. Жинкина, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, А. А. Люблинской, А. А. Уфимцевой, и др.), актуальные положения теории о закономерностях усвоения родной речи (Л.П. Федоренко), различные подходы к проблеме словотолкования (Ф.И. Буслаева, И. И. Срезневского, К. Д. Ушинского, Д. И. Арбатского, Н. Е. Богуславской, Ф. А Добромыслова, С. Н. Цейтлин и д.р.), а также современные положения о теории и практике обучения русскому языку, разработанные в трудах Е. В. Архиповой, М. Т. Баранова, М. Л. Закожурниковой, А. И. Исаковой, Т. А. Ладыженской, М.Р.

Львова, О. А. Минухиной, Г. Н. Приступы, Т. Р. Рамзаевой, Г. А. Фомичевой, В. Н. Яковлевой и др.

Организация и этапы исследования.

Первый этап (2000 г.) Обоснование темы диссертации, составление библиографииизучение лингвистической, психолого — педагогической, методической и учебной литературы по проблеме исследованиясоставление фрагментов 1 главыподготовка и проведение эксперимента на базе начальных классов средних школ №№ 3, 5, 6,10 г. Борисоглебска Воронежской областисоставление плана публикаций.

Второй этап (2001 г.) Написание 1 главы диссертацииподготовка и проведение эксперимента на базе начальных классов средних школ № № 39, 51 ст. Таловая Воронежской области.

Третий этап (2002) Составление фрагментов, 2 и 3 главпервые публикации по теме исследования.

Четвертый этап (2003 г.) Написание 2 и 3 глав диссертациианализ и обобщение результатов исследования, методическая интерпретация и описание основных положений апробированной методики в диссертациизавершение диссертациипубликации, выступления на научных конференциях БГПИ и перед учителями начальных классов.

Пятый этап (2004г.) Защита диссертации.

Новизна исследования заключается в следующем: -составлен словарь — минимум языка по данной тематической группе- - предложена и обоснована методика, направленная на толкование изучаемых слов, обозначающих человеческие отношения и обеспечивающих не только усвоение учащимися их общего значения, но и осознание школьниками семантических связей слова, его смысловых и стилистических оттенков- -разработаны новые виды словарно — семантических упражнений, способствующих практическому усвоению изучаемых слов, в частности: лексические упражнения, направленные на закрепление лексики нравственных отношенийподобраны тексты для творческих и свободных диктантов, изложений, тематика сочинений по пословицам;

— внедрены в практику обучения новые методы и приемы объяснения слов, обозначающих человеческие отношения (метод «Определение по контрасту»);

— найдены пути совершенствования работы над абстрактной лексикой на уроках русского языка, классного и внеклассного чтения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: -внесен вклад в исследование детской речи, как теоретическая основа методики;

— поставлен вопрос об индивидуальных особенностях и различиях в овладении и понимании лексических средств младшими школьниками и представлены соответствующие данные исследования;

— представлены и использованы критерии отбора лексического материала для начальных классов, предложены лексические минимумы по ряду тем;

— предложена методическая система толкования слова на уроках русского языка, классного и внеклассного чтения, направленная на развитие речи и сознательное употребление детьми новой лексики, а именно:

1) новый дидактический материал к работе над лексикой человеческих отношений, отобранный с учетом методических принципов и критериев, структурированный по модели: слово — орфоэпиятолкованиепримеры — орфография —словообразованиесловосочетаниепредложение — связный текст;

2) система словарно-семантических упражнений и рациональная последовательность их поэтапного выполнения.

Практическая значимость исследования. Разработанная методика позволит учителю проводить в системе словарносемантическую работу в начальной школе. Это будет способствовать качественному обогащению словарного запаса учащихся, развитию речи и мышления.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Выявление лексики человеческих отношений на основе привлечения лингвистических словарей и с применением методики текстового подхода позволяет очертить минимальный круг слов данной тематической группы, целесообразный для работы в начальной школе.

2. Методика поэтапной работы по обогащению речи учащихся словами конкретной лексической группы в итоге способствует использованию детьми новой лексики в творческих работах и в естественной речевой ситуации.

3. Критерии отбора лексического материала гарантируют включение в словарный запас ребенка того минимума слов, который необходим для понимания художественных произведений нравственной тематики, предусмотренных программой, и который используется для конструирования собственных высказываний на уроках русского языка по теме человеческих отношений.

4. Специально разработанная система упражнений для работы над обогащением словарного запаса учащихся не только способствует усвоению лексики человеческих отношений и правильному ее употреблению в речи, но и позволяет знакомить учащихся с правилами поведения в обществе, создает условия для знакомства с моральными нормами и дает возможность формировать у детей представления о нравственности.

Обоснованность и достоверность научных положений и выводов подтверждается теоретической разработкой проблемы и данными предлагаемых рекомендаций, а также положительными результатами проведенных срезов обучающих и контрольных экспериментов. Практическая состоятельность предложенной методической системы подтверждается тем, что в течение длительной практики обучения она определяла этапы, приемы, формы и содержание учебного процесса в ряде средних школ г.№ 3, 5, 6, 10, 39, 51 г. Борисоглебска и ст. Таловая Воронежской области, в которых учителя начальных классов и автор данной работы проводили обучение по специально разработанной программе. и.

Апробация материалов диссертационного исследования неоднократно осуществлялась в средних школах №№ 3, 5, 6, 10, 39, 51 г. Борисоглебска и ст. Таловая Воронежской области. Материалы исследования внедрены в практику работы учителей перечисленных школ. Основные положения, и материалы диссертации публиковались в сборниках научных трудов института и отражены в 5-и публикациях по теме исследования, а также использовались на научной конференции по итогам научно — исследовательской работы БГПИ / доклад «Лексическая работа на уроках русского языка и чтения» /, результаты работы были доложены на заседаниях методических объединений учителей начальных классов /доклады «Работа со школьными словарями на уроках», «Ознакомление младших школьников с лексическим значением слов», «Нравственное воспитание учащихся при работе над лексическим значением слова» /, а также на заседаниях, теоретических семинарах кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах Борисоглебского государственного педагогического института /" Развитие речи учащихся на уроках русского языка и чтения (на материале лексики человеческих отношений)" /.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Нравственное воспитание учащихся на уроках внеклассного чтения // Проблемы формирования информационной культуры в педагогическом процесс вуза и школы: Вып.1. Борисоглебск: БГПИ, 2000. С.21−27.

2. Работа над лексикой человеческих отношений на уроках русского языка и чтения как средство развития речи младших школьников // Проблемы формирования информационной культуры в педагогическом процессе вуза и школы: Вып.2. — Борисоглебск: БГПИ, 2002. С. 55 — 65.

3. Обогащение словаря младших школьников // Начальная школа — 2002. -№ 6. — С.76 — 79.

4. Активизация словаря младших школьников //Начальная школа. — 2003. -№ 4 — С. 46 — 52.

5. Работа над лексическим значением слова в начальных классах // Вуз — школе: — Борисоглебск: БГПИ, 2003.-С.ЗЗ -42.

Выводы по 3 главе.

1. На основе анализа детских письменных работ, данных лексики учебников по русскому языку, художественных произведений для уроков классного и внеклассного чтения, была выделена тематическая группа «человеческие отношения», по данной группе был составлен перечень слов, который лег в основу словарно — семантических упражнений.

2. В. систему словарно-семантических упражнений, ориентированных на формирование учебно-языковых умений толковать слова, относящиеся к лексике человеческих отношений по модели, вошли группы упражнений, ориентированные на овладение навыком работы со словарями в начальных классах.

3. Исходя из уровней владения словом, определены этапы словарной работы, дана модель работы над словом, созданы микрословники по тематической группе «человеческие отношения», составлен словарь детской речи, подобран дидактический материал к работе над лексикой человеческих отношений, с учетом методических принципов и критериев: частотности, новизны, системности, коммуникативности, принципа единства обучения и воспитания, тематического, принципа учета сочетаемости слова и словообразовательных возможностей.

4. Наибольшую ценность в обогащении словарного запаса младших школьников лексикой человеческих отношений обеспечивают в начальной школе такие методы и приемы, как подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов, составление словосочетаний, предложений с новыми словами, включение их в сочинения и изложения, свободный, творческий и другие виды диктантов.

5. Эффективным методом в процессе формирования нравственных понятий на материале лексики человеческих отношений является метод отбора из ряда предложенных лексем, наиболее точно характеризующих человека.

6. Данные констатирующего эксперимента доказали целесообразность и неооходимость работы над словами данной тематической группы новыми методами, предложенными для начальной школы в дополнение к традиционно используемым Уметод «определение по контрасту» .

7. Предложенная последовательность работы над лексикой человеческих отношений обеспечивает наиболее прочное усвоение новых слов и способствует развитию речи.

8. Проявление интереса к данным словам, способствует не только обогащению словаря младших школьников, но и формированию внимательного отношения к художественному слову и развитию языкового чутья, а также позволит создать условия для формирования нравственных представлений, обозначенных словами данной тематической группы.

9. В ходе контрольно — обучающего эксперимента было доказано, что предлагаемая система работы над словами данной тематической группы способствует:

— обогащению словаря учащихся новыми словами;

— введению новых слов в пассивный, а затем в активный словарь учащихся;

— формированию у школьников умения включать новые слова в свою речь (как устную, так и письменную);

10. Мы считаем, что ребенок младшего школьного возраста по своим психофизическим способностям готов к обогащению словарного запаса абстрактной лексикой, что способствует его дальнейшему речевому развитию.

11. Поскольку данная лексика обладает отвлеченной семантикой, то она нуждается, прежде всего, в контекстуальном приеме толкования.

12. В результате применения экспериментальной методики достаточно высокие показатели указывают на возросшее количество младших школьников, свободно владеющих новой лексикой. Это подтверждает гипотезу исследования.

Заключение

.

Вышеизложенное приводит к следующему заключению.

Вопрос о том, какое место занимает лексика человеческих отношений в словаре учащихся и какими лексемами обогащать этот словарь, предметом специального исследования до сих пор не был. В ходе исследования индивидуального словаря младших школьников и его обработки мы получили подтверждение, что формирование абстрактных значений в языковом сознании учащихся происходит стихийно. На основе отобранного лексического материала выстроена методика лексической работы, которая ориентирована не вообще на слово, а на конкретную тематическую группу.

В своем исследовании мы попытались разработать методику работы над лексикой человеческих отношений в единстве с развитием речи и мышления учащихся, усвоением грамматических понятий, формированием грамотного письма. Проведенное исследование позволило установить тесную и непосредственную связь методики изучения грамматического материала с работой по обогащению словаря учащихся лексикой человеческих отношений. При проведении экспериментальной работы была проверена эффективность новой методики пополнения словаря школьника данной лексикой. Как показали проверочные письменные работы учащихся, система разнообразных словарно — семантических упражнений, построенная на новой или малознакомой учащимся лексике, сгруппированной на основе тематического принципа, проводимая целенаправленно и систематически, дает большой эффект в деле обогащения словарного запаса учащихся, в частности, лексикой человеческих отношений.

Поставленные в диссертации проблемы решены следующим образом: 1. Научные (лингвистические, психологические, дидактические и методические) основы лексической работы на уроках подвергались в исследовании конкретизации, дополнению, углублению и обобщению под углом зрения лингвометодической интерпретации наиболее значимой для проблемы обогащения словарного запаса младших школьников лексикой человеческих отношений и явились необходимым и достаточным условием для построения научно обоснованной системы работы над словами данной тематической группы.

2. Результатом исследования лингвистических, психологических, дидактических и методических основ обогащения словарного запаса младших школьников явилось определение научных основ системы работы над лексическим значением слова на уроках русского языка, классного и внеклассного чтения, направленной на сознательное употребление детьми новой лексики.

З.В ходе эксперимента полностью оправдала себя предложенная последовательность работы по обогащению словарного запаса младших школьников лексикой человеческих отношений, которая возможна при определенных условиях:

1. Проводить регулярную поэтапную работу над лексическим значением слов по данной тематической группе, используя микротемы, работу со словарями, предназначенными для начальной школы.

2. Применять эффективные методы объяснения новых слов, в том числе по модели.

3. Учитывать возрастные особенности учащихся.

Работа над лексическим значением слов, обозначающих человеческие отношения, имеет практическую направленность, где необходимо определить наиболее эффективные методы и приемы обогащения словаря младших школьников. В итоге работы ученики должны научиться правильно употреблять новые лексемы в устной и письменной речи.

В работе над словами данной тематической группы, мы руководствовались принципами, сформулированными Л. П. Федоренко, М. Т. Барановым, Г. Н. Приступой, Г. И. Сниткиной. В соответствии с этими принципами разработана система методов и приемов изучения лексики и определены этапы словарно — семантической работы.

В диссертации теоретически обоснована и практически разработана система изучения абстрактной лексики, обозначающая человеческие отношения, которая включает в себя следующие компоненты:

1. Определяющий содержание обучения новый дидактический материал, отобранный нами на основе уточненных принципов и критериев: частотности, новизны, коммуникативности, принципа учета слова и словообразовательных возможностей, наиболее типичных ошибок в речи учащихся.

2. Структурированную комплексную систему словарно — семантических упражнений, включающих подготовительные, образцовые, закрепительные, повторительно — обобщающие, творческиеопределены и описаны основные их типы и виды, классифицирование по различным признакамустановлена рациональная последовательность использования от рецептивных через репродуктивные к продуктивным упражнениям, способствующим формированию навыков использования новых слов как в устной, так и письменной речи.

3. Предложенная методика по обогащению словарного запаса младших школьников лексикой человеческих отношений на уроках русского языка, классного и внеклассного чтения экспериментально и убедительно доказана. Наибольшую ценность в обогащении словарного запаса младших школьников обеспечивают в начальной школе такие методы и приемы, как подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов, составление словосочетаний, предложений с новыми словами, включения их в изложения и сочинения, свободный, творческий и другие виды диктантов.

Эффективным методом в процессе формирования нравственных понятий на материале лексики человеческих отношений является метод отбора из ряда предложенных лексем, наиболее точно характеризующих человека.

Как показали проверочные письменные работы учащихся, система разнообразных словарно — семантических упражнений, построенная на новой для учащихся лексике, сгруппированной на основе тематического принципа, проводимая целенаправленно и систематически, дает больший эффект в деле обогащения словарного запаса учащихся, в частности лексикой человеческих отношений.

Опытное обучение показало, что при такой организации работы, когда та или иная грамматическая тема изучается на определенном, тщательно отобранном лексическом материале, объединенном смысловыми узами, словарный запас учащихся значительно пополняется словами изучаемой части речи, повышается интерес к данной грамматической теме, и она лучше усваивается детьми.

Разработанная в диссертации методика работы над лексическим значением слов, обозначающих человеческие отношения, использована в процессе экспериментального обучения, и эффективность предложенных методических средств обогащения словарного запаса младших школьников лексикой указанной группы доказана экспериментально. Результаты эксперимента подтверждают и рабочую гипотезу диссертации, которая была сформулирована следующим образом: работа с данной тематической группой слов способствует формированию у школьников умения включать новые слова в собственные высказывания, способствует развитию внимательного отношения к художественному слову и позволяет создавать условия для формирования нравственных представлений.

Данное исследование не исчерпывает всех аспектов избранной нами темы. Материалы диссертации следует рассматривать в определенной степени как первую попытку познакомить учащихся с лексикой человеческих отношений, которая предполагает дальнейшее развитие:

1. Совершенствование системы работы над словами данной тематической группы в плане преемственности между начальным и средним звеном школы.

2. Составление словариков по лексике указанной группы для учащихся 1−4 классов начальной школы.

3. Изучение ошибок учащихся при использовании лексики человеческих отношений в естественной речевой ситуации и поиск методов их устранения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Формирование лингвистического отношения кслову у младших школьников / Возрастные возможности усвоение знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова М.: Просвещение, 1966.
  2. Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М., 1978.
  3. З.Е. Словарь синонимов русского языка — М., 1989
  4. Н.Н. К вопросу о лексическом значении слова. — Вестник ЛГУ Сер. истории яз. и лит., 1957-№ 2, с. 152−168.
  5. Апресян Ю. Д. Современная лексическая семантика. Вопросы семантического описания //Русский язык в национальной школе, 1972-№ 2, с.2−14.
  6. Д. И. Основные способы толкования значения слов //Русский язык в школе, 1970 № 3.
  7. Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974.
  8. Е.В. Обогащение речи младших школьников именами существительными нравственной тематики. М., 1990.
  9. Е.В. Работа над значением слова в начальной школе -Рязань: РГПУ, 1996.
  10. О.С. Словарь лингвистических терминов М.:. Советская энциклопедия, 1969.
  11. О.С., Мельчук И. А., Падугева Е. В., Фрумкина P.M. О точных методах исследования языка. М., 1961.
  12. Л.И., Кривцова Е. А. Типы семантических связей и лексико-семантические группы. — НДВШ // Философские науки, 1977-№ 3, с. 75−84.
  13. М.Т., Мамушин В. Е. Вопросы изучения детской лексики русского языка в восьмилетней школе / Под ред. Г. Т. Фирсова // Изд. АПН РСФСР М., 1962 — Вып. 124.
  14. М.Т. Словарно-семантическая работа на уроках русского языка в V-VIII кл. // Русский язык в школе, 1965-№ 6.
  15. М. Т. Роль тематической группировки слов (по смысловым темам) в обогащении словаря учащихся // Доклады АПН РСФСР.-№ 1.-с. 19−28.
  16. М. Т. Словарная работа в школе // Педагогическая энциклопедия М., 1966 — т. З
  17. М. Т., Ладыженская Т. А., Львов М. Р., Ипполитов Н. А., Ивченко П. Ф. Методика русского языка // Под ред. М. Т. Баранова М.: Просвещение, 1990.
  18. Е.А. Основы методики развития связной речи.: Дисс. д-ра пед. наук. Л., 1971.
  19. К.Б. Развитие речи в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1936.
  20. К.Б. Творческие работы по родному языку: Статьи и материалы: Методическое пособие для преподавателей: 4.1. М., 1924.
  21. В. И. Лексическое значение слова (на материале русского языка): Дисс.канд. филол. наук-М., 1969.
  22. В.Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. Ф. Смирнова. -М.: Педагогика, 1982.
  23. К.А. Описание тематической группы слов современного русского языка как микросистемы. М., 1994.
  24. О.С. Нравственное воспитание младших школьников: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1975.
  25. Д. И. Языковая форма и содержание понятия при усвоении грамматики // Русский язык в школе, 1972 № 1 — с. 14.
  26. Д.И. Психология усвоения значений в школе:-М., 1959.
  27. Н.Е., КупинаН.А. Значение слова в восприятиимладших школьников и принципы составления учебного словаря.-Свердловск, 1975.
  28. А.А. Словари на уроке. // Начальная школа, 2000-№ 1.
  29. А.А. Пути и методы экспериментально-семантических исследований. В кн.: Теория речевой деятельности. — М., 1968.
  30. В.Я. Совершенствование навыков письменной речи учащихся при изучении имени прилагательного // Русский язык в школе, 1967-№ 1.
  31. Ф.И. О преподавании отечественного языка-М.: Просвещение, 1992.
  32. Ф.И. Краткое руководство к первоначальному преподаванию русского языка. М., 1867.
  33. JI.B., Капатрун Н. Д., Левицкий В. В. К вопросу о принципах и методах выделения лексико-семантических групп //Философские науки, 1980-№ 6, с.75−78.
  34. Л. М. Теория семантических полей // Вопросы языкознания, 1971 № 5 .
  35. Л.М. Семантический класс глаголов поведения в современном русском языке. В кн.: Исследования по семантике. — Уфа, 1976.
  36. В.П. Мир в рассказах для детей. 1 кн., 1910- 2 кн. 1906- 3−4 -1908.
  37. Л. С. О системной организации лексико-семантической группы наименований животных. «Иностранный язык» Алма- Ата, вып. 7, 1972
  38. Т. И. Обогащение словаря первоклассников синонимами // Начальная школа, 1985-№ 8, с.47−51.
  39. В.В. Основные типы лексических значений слова //Вопросы языкознания, 1953-№ 5, с.3−29.
  40. В. В. Грамматическое учение о слове М.: Высшая школа, 1972.
  41. JI.C. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956.
  42. JI.C. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте: Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956.
  43. Т.П. О воспитании нравственных чувств. М.: Знание, 1984.
  44. Р.М. Лексико-семантическое поле глаголов отношения в современном русском языке. Саратов, 1981.
  45. Галкина Федорук Е. М. Современный русский язык. Лексика: Курс лекций для вузов. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1954.
  46. Галкина Федорук Е. М. Слово и понятие. — М.: Учпедгиз, 1956.
  47. А.А. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
  48. А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. -М.-Л.: Изд. АПН РСФСР, 1948.
  49. И. Л. и др. Краткий толковый словарь русского языка: М.: Русский язык, 1989.
  50. М.М. и др. Чувство языка: психологические и дидактические аспекты. Николаев, 1992.
  51. В. Язык и философия культуры. М., 1983.
  52. А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М., 1990.
  53. П.Н. Тематический принцип и отбор лексики. В кн. Психология и методика обучения второму языку М.: МГУ, 1967.
  54. П. Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. М.: «Русский язык», 1993.
  55. В. А. Обогащение активного словарного запаса учащихся V-VII кл. // Русский язык в школе, 1958-№ 3.
  56. В. А. Работа над раскрытием понятия слова в школе //Русский язык в школе, 1949 № 2 — с.34- 39.
  57. В. А. Словарная работа в 5 7 классах //Русский язык в школе, 1940 — № 5 — с. 28 — 32.
  58. Доморацкая З. А. Лексическая подготовка к сочинению на начальном этапе обучения (3 класс). Дисс. канд. пед. наук М., 1974.
  59. Н.Л., Казимирова Р. П. Практический материал по русскому языку в начальных классах — Минск, 1968.
  60. Н.И. Язык речь — творчество. — М.: 1998. Жинкин Н. И. Речь как проводник и информация — М.: АПН РСФСР, 1958.
  61. Н.И. Механизмы речи М.: АПН РСФСР, 1958.
  62. Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3−8 классов. М.: АПН РСФСР, 1956.
  63. Ш. В. и др. Дидактический материал по русскому языку 4 класс.-М., 1989.
  64. В. А. Семасиология М.: МГУ, 1957, с.28
  65. П.П. Словарная работа на уроках русского языка в 5 классе. -М., 1964.
  66. Л.А., Мжельская О. С. Слова, называющие черты характера человека и особенности его психологического склада в русско-немецком разговорнике Т. Фенне (1607 г.) В кн.: Русская историческая лексикология и лексиграфия. — Л., 1977, с.122−133.
  67. З.М. Влияние словесного образца и наглядного материала на развитие речи ребенка дошкольника / «Известия АПН РСФСР, вып.81″, -М., изд. АПН РСФСР, 1956, с. 139 — 168.
  68. А. И. Методика работы над значением слова на основе его семантических связей: Дисс.канд. пед. наук М., 1992.
  69. А.В. Лексика русского языка. М., 1978.
  70. С.Д. Содержание слова, значение и обозначение. — М., 1965.
  71. Ю.Н. Семантический словарь русского языка. М., 1982.
  72. Ю.Н. Язык и личность. М., 1989.
  73. В.И. Культура речи / Методика развития речи на уроках русского языка. М., 1997.
  74. Л.С. О значении слова // Вопросы языкознания, 1955-№ 5.
  75. В. И. Лексико — семантические группы слов / Ред. Н. П. Гринкова. — М., 1955.
  76. В.В. Культура речи Культура поведения. — Л. 1988.
  77. В.М. Воспитывающее обучение. М.: Просвещение, 1980.
  78. Ф.Д. Дидактический материал по развитию речи: 3 класс: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1964.
  79. В.И. Лексика, обозначающая чувства и эмоции человека, в русском языке XVIII в. СПб, 1996.
  80. Н.К. О книге для родителей / Пед. соч. в 10 т. М.: АПН РСФСР, 1959. с.414−425.
  81. Э.В. Лексикология русского языка. М., 1982.
  82. Я. Родители и дети по народным пословицам и поговоркам. -Владимир, 1911.
  83. Н.А. Азбука поведения. Свердловск, 1991.
  84. Н.К. Методика русского языка.- П., 1912.
  85. Л.В. Лексико-семантические группы слов, характеризующие человека. Саратов, 1984.
  86. Т.А. Характеристика связной речи детей. М., 1980.
  87. Т.А. Речь. Речь. Речь. М., 1990.
  88. А.А. Речь и общение // Общая психология / Под ред. А. В. Петровского М., 1976.
  89. А.А. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
  90. А.А. Основы психолингвистики М., 1997.
  91. А.Н. Умственное развитие ребенка. М.: Изд. „Правда“, 1950.
  92. А.Н. Проблемы развития психики. М.: „Мысль“, 1965.
  93. М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся /Под ред. Ф. П. Филина М.: Просвещение, 1981.
  94. А.Р., Юдович Ф. А. Речь и развитие психических процессов у ребенка-М.: АПН РСФСР, 1956.
  95. А.Р. Роль речи в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1958 № 5.
  96. М.Р. Словарик синонимов и антонимов — М.: „Вента-град“, 1995.
  97. М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М., 1999.
  98. М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. -М., 1999.
  99. М.Р. Тенденции развития речи учащихся. М., 1979.
  100. М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. -М.: Просвещение, 1987.
  101. М.Р. Учусь различать слова и их значения М., 2000
  102. М. Р. Основы теории речи. М.: „Академия“, 2000.
  103. А.А. Особенности умственной деятельности младших школьников на уроках русского языка: В кн.: Основы методики начального обучения русскому языку /Под ред. Н. С. Рождественского М.: Просвещение, 1965.
  104. А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов пединститутов — М.: Просвещение, 1971.
  105. А. К. Психология усвоения языка как средство общения. -М., 1974.
  106. А.А. Методы построения словарных определений для слов конкретной лексики. Киев, 1972.
  107. Методика преподавания русского языка в школе /Под ред. М. Т. Баранова. М.: Изд. центр „Академия“, 2000.
  108. О.П. Обогащение словарного запаса учащихся прилагательными качественной оценки (на уроках русского языка). Дисс.канд. филолог, наук.- М., 1969.
  109. О. А. Словарно семантическая работа на уроках русского языка в 7 классе.: Автореф. канд. дис. — М., 1970.
  110. В. В. Саяхова Л.Г. и др. Тематический словарь русского языка М., 2000.
  111. В.В. Идеографические словари М., 1970.
  112. В. А. Семантическое поле цветообразований. Дисс.канд. пед. наук. М., 1965
  113. Н.Г. Развитие речи в младшем школьном возрасте. Сб. „Очерки психологии детей (младший школьный возраст)“ / Под ред. Л. И. Божович и А. Н. Леонтьева М.: АПН РСФСР, 1950.
  114. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека / Психологическая наука в СССР: В 2 т. -М., 1960, т.2, с.110−125.
  115. Негневицкая Е. И, Шахнарович А. М. Язык и дети М.: Наука, 1981.
  116. Н. М. Толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1989, 80 с.
  117. Е.А. К вопросу о системной организации тематических групп лексики (на материале названий грибов в архангельских говорах). В кн. Проблемы теории и истории русского языка. Вопросы русского языкознания. — М., 1980, вып.Ш.
  118. Л.И. Вопросы речевой культуры и эстетического воспитания на уроках русского языка и чтения в начальной школе. Омск, 1992.
  119. Л.А. Семантика русского языка: Учебное пособие М.: Высшая школа, 1982.
  120. Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1996.
  121. Г. И. Об изучении тематических групп лексики //Русский язык в школе 1972 — № 1, с. 61−65.
  122. С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1974.
  123. С.И. и Швецова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбувник, 1996.
  124. А.И. Полный филологический словарь русского языка М., 1884−85. Т. 1−2.
  125. Н.Н. Формирование моральных понятий у младших школьников. Канд. дисс. Л., 1957.
  126. Т.М. Работа с текстом при изучении и повторении лексики // Русский язык в школе, 1995 № 6, с.32−39.
  127. Е.Н. Воспитательная работа на занятиях по русскому языку // Русский язык в школе, 1937-№ 5.
  128. A.M. Методическое положение к книге „Наш язык“ М., 1923.
  129. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.: Педагогика, 1988.
  130. М. М. Семасиологические исследования в области древних языков. В кн. Избранные работы по языкознанию М.:АПН СССР, 1959, с.8
  131. З.Д., Стернин И. А. Лексическая система языка. Воронеж, 1984.
  132. Н.И., Разумов А. Б. Работа над словом на уроке русского языка в 2−3 кл.-М., 1958.
  133. М.А. Воспитывающее воздействие глаголов эмоционального состояния и отношения // Начальная школа, 1990-№ 1, с. 13
  134. З.А., Розенталь Д. Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе. Пособие для учителя. М., 1987.
  135. Принципы и методы семантических исследований / Под ред. В. Н. Ярцевой. -М.: Наука, 1960.
  136. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку /Сост. А.Н. Матвеева-М.: Просвещение, 1982.
  137. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (14) —М.: Просвещение, 1994.
  138. И. В. Изучение слов с применением этимологического анализа М.: Просвещение, 1964.
  139. И.Ф. Словари русского языка. М., 1996.
  140. А.В. Лексика в школьном курсе русского языка. М., 1979.
  141. Развитие речи младших школьников.: Сб. статей / Под ред. Н. С. Рождественского М: Просвещение, 1970.
  142. Развитие речи учащихся в начальной школе. Хрестоматия /Сост. М. Р. Львов. М.: Просвещение, 1965.
  143. Развитие речи младших школьников: Сб. научных трудов. М.: МГПИ им. В .И. Ленина, 1983.
  144. Т.Г. Русский язык Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. М.: „Дрофа“, 1999.
  145. С.П. Методика русского языка в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1963.
  146. С.П. Система работы над словарем в I-IV классах: Сб. Развитие речи учащихся в процессе обучения в средней школе. / Под ред. В. В. Голубкова и Э. И. Моносзона М.: АПН РСФСР, 1954.
  147. А.А. Введение в языкознание М.: Учпедгиз, 1960.
  148. Н.С. О языке в начальном обучении // Начальная школа, 1993-№ 1, с.13−14.
  149. Розенталь Пупко Г. Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте. — М., 1948.
  150. В.Ю. Преемственность и перспективность изучения лексики в начальной и средней школе: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1997.
  151. З.И. Чтение и развитие младших школьников. М., 1982.
  152. С. Л.К вопросу о языке, речи и мышлении //Вопросы языкознания, 1957-№ 2, с. 42- 48.
  153. Т.В. Особенности осознания моральных свойств личности школьниками разного возраста // Вопросы психологии, 1956-№ 4.
  154. М. А. Книга о языке М."Работник просвещения», 1926.
  155. Н.А. Словарь русского ребенка. М.-Л., 1926.
  156. Н.А. Детская речь.: Сб. статей. М., 1926.
  157. В.В. Русские сочинительские конструкции: Семантика. Прагматика. Синтаксис. М.: «Наука», 1989.
  158. Н.Ф. Нравственное воспитание детей. М.: АПН РСФСР, 1962.
  159. Н.Н. Нравственное воспитание учащихся на уроках внеклассного чтения // Начальная школа, 1983-№ 10, с. 27.
  160. А. Ф. Работа над расширением и уточнением словаря учащихся на уроках русского языка (На материале имени существительного). Автореферат канд. дис. М., 1967.
  161. К.Ф. Речевой онтогенез как объект изучения //Возрастное коммуникативное поведение: Науч изд. Вып.1: Воронеж, 2003 -С.11
  162. Семья: социально-психологические и этические проблемы: Справочник / Кол. авт. В. И. Зацепин Киев: Политиздат Украины, 1999.
  163. В.Н. Словари — наши друзья поклонники. — М. 1984.
  164. Г. И. Основные направления работы над значение слов в начальных классах // Развитие речи младших школьников: М., 1983 -С. 13 — 16.
  165. .А. Отражение развития человеческого мышления в структуре языка // Вопросы языкознания, 1970-№ 2, с.29−49.
  166. И.Е. Усвоение школьниками новых слов в тексте. //Вопросы психологии, 1955 -№ 3,с.65.
  167. В.А. Путь к слову: Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников. М.: АО «Столетие», 1996.
  168. В.Д. Избранные педагогические сочинения Спб., 1911.
  169. Словарные упражнения при работе над новыми словами на уроке чтения // Вопросы методики русского языка: — Рязань, РГПУ, 1998.
  170. Словарь письменной речи учащихся 1−2 классов / Под ред. Н. С. Рождественского М., ОНТИ: АПН РСФСР, 1956.
  171. А. И. Объективность существования языка М.: МГУ, 1954.
  172. А. И. Лексическое и грамматическое в слове. //Сб. Вопросы грамматического строя. АПН СССР, М., 1955.
  173. А.И. Значение слова // Вопросы языкознания, 1955-№ 2.
  174. Н.Н. Внутренняя речь и мышление. — М., 1968.
  175. Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. — М., 1976.
  176. Ф. А. О формировании языковых обобщений в процессе речевого развития // Вопросы психологии, 1959 № 3, с. 112.
  177. И.И. Об изучении родного языка и, особенно в детском возрасте. М., 1861- 3-е изд. — СПб, 1899.
  178. И.А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж, 1985.
  179. И.В. Психология характера. Саратов, 1970.
  180. В.А. Хрестоматия по этике. М.: Педагогика, 1990.
  181. В.А. Как воспитать настоящего человека. Советы воспитателям. Минск: Нар. асвета, 1978.
  182. В.А. Мудрость родительской любви. М., 1990.
  183. В.А. Нравственный идеал молодого поколения. М., 1963.
  184. В.А. Потребность человека в человеке. М., 1978.
  185. В.А. Родительская педагогика / Изб. пед. соч. в 3-х т.: т. З М: Педагогика, 1981.
  186. В.А. Добро и зло // Наука и религия, 1976.
  187. В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969, с.76−80, 234
  188. А. В. Методика русского языка в средней школе М.: Просвещение, 1970.
  189. О.Г. Система работы над лексическим значением слова на уроках чтения как средство развития речи учащихся начальных классов: Автореф. дисс. канд. пед. наук Рязань, 1999.
  190. Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М., 1981.
  191. Д. И. Чему и как учить на уроках русского языка в начальной школе. Спб., 1899
  192. А.В. представление и понятия у детей о доброте и отзывчивости // Начальная школа, 1969-№ 9.
  193. JI.H. Азбука. Новая азбука. -М., 1978.
  194. JI.H. Кому у кого учится писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят // Пед. соч. М., 1956.
  195. А.А. Слово в лексико-семантической системе языка. М., 1968.
  196. Д. Н. Краткое введение в науку о языке М., 1913.
  197. Т.Н. О механизмах детского словотворчества // Вопросы психологии, 1969 № 2.
  198. К.Д. О первоначальном преподавании русского языка: Соб. т соч. M.-JL, 1949, т.5, с. 349.
  199. К.Д. Родное слово: Книга для детей и родителей: Родное слово для детей младшего школьного возраста. Год первый. Новосибирск, 1997.
  200. К.Д. О нравственном элементе в воспитании: Изб. соч. -М.-Л., 1949.
  201. К.Д. Человек как предмет воспитания: Изб. соч. М.-Л., 1949, т.8−9.
  202. К. Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову» -Собр. Соч. т 2 М.: АПН РСФСР, 1948.
  203. К.Д. Предисловие ко 2 ч. «Детского мира» изд. 2 Спб 1861.
  204. Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку. М., 1964.
  205. ФедоренкоЛ.П.Развитие речи учащихся на уроках грамматики.-М., 1955.
  206. Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М., 1984.
  207. И.А. О- семантическом подходе к преподаванию русского языка // Лит. и яз. в политехнич. школе, 1932-№ 4.
  208. Ф.П. О лексико-семантических группах слов- София, 1967.
  209. Г. А. Словарная работа при изучении глагола // Русский язык в школе, 1965-№ 5.
  210. Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста. (соавтор) М., 1984.
  211. Ф.Ф. Современное языковедение. Общий курс. — М., 1901
  212. С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М, 2000.
  213. Чижова Т. И. Использование художественного текста в целях языкового нравственного развития учащихся//Русский язык в школе, 1995 № 3.
  214. Т.И. Лексико-семантическая работа при изучении словообразования имен существительных // Русский язык в школе, 1974-№ 5.
  215. Т.И. Семантико-стилистическая работа при изучении темы «Состав слова и словообразование» // Русский язык в школе, 1970-№ 5.
  216. К.И. От двух до пяти. — М.:"Советский писатель", 1955
  217. Н.М. Лексикология современного русского языка. Пособие для студентов пед. вузов. -М.: Просвещение, 1972.
  218. Н.М., Шанов В. В. Современный русский язык. М, 1972.
  219. Н. М. Лексика. Современный русский язык. В 3-х ч. Учебное пособие. /Н. М. Шанский, В. В. Иванов. М.: Просвещение, 1981.
  220. . Н.И. Семантический анализ группы слов, называющих ткани. В кн.: Семантика слова и его функционирование. — Кемерово, 1981.
  221. В.Н. Русская речь 1990-х: М., 1998.
  222. М.Н. Формирование моральных понятий у младших школьников // Начальная школа, 1953-№ 6.
  223. A.M. Детская речь в зеркале психолингвистики.- М., 1999.
  224. А. Введение в семантику. М., 1963.
  225. Э.Г. Из истории лексики, связанной с духовым миром человека, (др.-русск. ТЪСКА и его окружение) / Историко-культурный аспект лексико-логического описания русского языка. Часть I М., 1995.
  226. Т.В., Картунова Л. И. Справочное пособие для начальных классов. РИИПП, 1996.
  227. Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. -М., 1973.
  228. Д.Н. Современный русский язык. Лексика. -М., 1977.
  229. Д. Н. Очерки по семасиологии русского языка М., 1964.
  230. А.И. Работа над средствами выразительности устной речи на уроках русского языка // Начальная школа, 1989-№ 4, с. 12.
  231. А.Н. Лексико-семантическая характеристика существительных, выражающих чувства страха: Ученые записки Калининградского государственного университета, 1969, вып.4.
  232. Н.Е. Система воспитания нравственных отношений современного школьника: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. -М., 1988
  233. Л.В. Избранные работы по языкознанию и фонетике т. 1, ЛГУ, 1958.
  234. Ю. Теоретики материнской школы // Дошкольное воспитание, 1989-№ 11, с. 66.
  235. Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. -М. 1968
  236. В.Н. Развитие речи детей от 3 до 5 лет. М., 1966.
  237. В. Н. Обогащение словарного запаса учащихся 4−6 классов глагольной лексикой М., 1973.
Заполнить форму текущей работой