Заключение.
Психолого-педагогическая диагностика
Значительное внимание во втором разделе уделяется практикоориентированной диагностике трудовых (моторных и социальных) умений у подростков, имеющих проблемы в учении, поведении и развитии (ХАМЕТ-2). Автор показывает содержание и процедуру диагностического оценивания готовности подростков к профессиональной деятельности, расширяя спектр анализа за счет включения социальной компетенции. Впервые… Читать ещё >
Заключение. Психолого-педагогическая диагностика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проведенное сравнительное педагогическое исследование теории и практики психолого-педагогической диагностики в нашей стране и за рубежом представлено в виде двух разделов. Первый раздел «Понимание как основа педагогической деятельности», включающий семь глав, посвящен раскрытию сущности содержания понятия детства в рамках различных исследовательских подходов, анализу нового подхода в изучении педагогической реальности с помощью качественных методов. При этом главное внимание уделяется характеристике различных наблюдательных педагогических практик как действенного инструмента понимания ребенка. Подрбно представленные характеристики различных типов педагогического наблюдения свидетельствуют о смене подхода в диагностической деятельности — с ориентированного на определенную возрастную норму на подход, нацеленный на изучение ресурсов и позитивных сторон личности ребенка. В качестве главных предпосылок включения наблюдения в педагогическую деятельность выступает наличие четко сформулированной картины (образа) ребенка, необходимость артикулирования конкретных задач, признание субъективности наблюдения.
Значительный интерес представляет наблюдательная практика в русле «понимающей педагогики» немецких ученых Г. Лаевена и Б. Андрес. Их исходная позиция развивается в русле исследований наших педагогов и психологов (Н. Н. Поддъякова, Л. А. Парамоновой и др.), в которых ребенок выступает как самостоятельный исследователь, имеющий свой внутренний мир, свою реальность. Следует отметить здесь акцентирование тезиса об особом языке общения ребенка с окружающим миром (подобные идеи в отечественной педагогике активно развивает В. Т. Кудрявцев). Однако, в отличие от последнего, Г. Лаевен и Б. Андрес предлагают свой путь выстраивания совместности и формирования у детей адекватной культурной картины мира. Здесь речь идет об умениях педагогов распознавать темы, с которыми ребенок обращается к окружающему миру. В книге достаточно подробно раскрывается сущность педагогического наблюдения как главного способа выявления актуальных тем ребенка и их обогащения. Помимо самого наблюдательного процесса зарубежные коллеги педагоги уделяют значительное внимание умениям документирования происходящего и увиденного, а затем их совместного обсуждения и рефлексии. Эта последовательность: теоретические основания, описание сути процесса наблюдения, документирование, дискуссия и принятие решений четко прослеживается в изложении разных типов наблюдения, изучающего познавательное отношение ребенка (М. Карр), особенностей процесса развития (Ф. Лаеверс), конфликтную реальность в детской группе (Г. Дитрих), социальные ситуации взаимодействия детей (М. Щтретц).
Второй раздел книги посвящен анализу современных экспертных практик, используемых в психолого-педагогическом оценивании деятельности детских дошкольных учреждений. В частности, автор обращается к известной международной методике изучения качества педагогической работы детского сада (ЭКЕРС), получившей последнее время признание в отечественной дошкольной практике как адекватное требованиям федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС) педагогическое диагностическое средство. Впервые методика «ЭКЕРС» (в немецком варианте «КЕС») была переведена и апробирована в РФ в 2006 г., г. Красноярск).
Значительное внимание во втором разделе уделяется практикоориентированной диагностике трудовых (моторных и социальных) умений у подростков, имеющих проблемы в учении, поведении и развитии (ХАМЕТ-2). Автор показывает содержание и процедуру диагностического оценивания готовности подростков к профессиональной деятельности, расширяя спектр анализа за счет включения социальной компетенции. Впервые также излагаются результаты анализа современных диагностических практик изучения особенностей развития и поведения детей раннего возраста, а также детей, имеющих значительные отклонения в психическом, социальном и моторном развитии (М. Фростиг, Ж. Айрес, Ф. Афольтер, А. Фрелих).
Книга снабжена серией приложений, которые раскрывают содержание и процедуры фиксации результатов психолого-педагогического изучения жизни детей и подростков.
В целом в работе представлены самые разнообразные диагностические практики, которые базируются на разных теоретических основаниях, имеют разное распространение и разные целевые группы. Знакомство с ними, по нашему мнению, может быть полезно как для теории, так и практики психолого-педагогической диагностики в нашей стране.