Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические основы профессионального образования в области традиционного искусства Палеха

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие системы современного профессионального образования характеризуется пересмотром традиционных представлений о его целях и задачах. Особо выделяется задача формирования студента как личности, готовой к самостоятельному определению своего жизненного и профессионального пути, готовой выполнять профессионально-практическую художественную деятельность в условиях новых общественных отношений… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Исторический опыт и теоретические предпосылки развития профессионального образования художников в Палехе
    • 1. 1. Исторические аспекты зарождения, становления и развития образования палехских художников
    • 1. 2. Теоретические основы обучения художников-мастеров палехской лаковой миниатюры
  • ГЛАВА II. Профессиональное образование палехских художников в современных условиях
    • 2. 1. Педагогические подходы к созданию учебного заведения традиционного палехского искусства нового типа
    • 2. 2. Опытно-экспериментальная работа по внедрению новой модели профессиональной подготовки художников традиционного искусства
  • Палеха

Педагогические основы профессионального образования в области традиционного искусства Палеха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Искусство палехской лаковой миниатюры — одно из самых заметных и известных явлений традиционной художественной культуры России. Известно, что оно было рождено определёнными политическими и экономическими условиями. В 20-е годы прошлого века на месте многовекового бытования иконописного промысла, благодаря творческому потенциалу бывших палехских иконописцев, прошедших серьёзную школу канонического живописного мастерства в древнерусском стиле, возник промысел лаковой миниатюры. По образному выражению М. Горького «Палех — одно из маленьких чудес, созданных революцией».

Функционирующее с 1935 года в форме государственного художественного училища, образование в области палехского искусства рассматривалось вплоть до 90-х годов двадцатого столетия в первую очередь как составная и неотъемлемая часть социалистической плановой экономики, «кузница кадров» производственной системы народных художественных промыслов, поддерживаемых и регулируемых государством. Рационалистическая модель обучения обеспечивала развитие познавательных способностей учащихся преимущественно на репродуктивной основе, была ориентирована на выполнение узкопрактических задач — научению технике миниатюрного письма. Она было адекватна стоящим целям и задачам — подготовить работника с конкретными фиксированными обязанностями для промысла, для массового производства продукции в Палехских художественно-производственных мастерских ХФ РСФСР, которая почти вся поставлялась на экспорт.

В настоящее время существованиие палехского художественного промысла в форме организованного производства серьёзно затруднено в связи с изменениями политического и социально-экономического характера. Уже не существует и единственной формы коллективного творческо-производственного труда выпускников училища по изготовлению массовой экспортной продукции. Училище не имеет базы производственной практики для студентов училища. Соответственно, осталась в прошлом и система профессионального становления молодого специалиста — выпускника училища в коллективе опытных художников-наставников «под рукой у мастера», а, следовательно, его личностный рост как профессионала целиком зависит теперь от него самого. Современные производственно-коммерческие организации, оказавшись без государственной поддержки и государственных заказов, не могут стать достойными преемниками единой мастерской, становятся экономически несостоятельными. Поэтому они не заинтересованы в расширении производства, в притоке молодых кадров. Как правило, они не могут создать художникам достойных материальных и социальных условий. В результате приток молодежи в эти организации практически прекратился. В таких условиях существующее узконаправленное, одноуровневое среднее профессиональное образование не только осложняет трудоустройство выпускников, но и теряет свою востребованность. Оно не соответствует и современным потребностям демократического общества, поскольку повторяет уже пройденный путь формирования неизменной личности с фиксированными обязанностями. Становится очевидным, что никому из нынешних студентов не удастся заниматься всю жизнь одним делом — выпуском сувенирной продукции с миниатюрной росписью, поскольку время узких профессионалов прошло. Оставаясь, бесспорно, уникальной, узкая специализация мастера-миниатюриста, между тем, всё менее востребована в современных условиях, равно как и чисто репродуктивный труд такого мастера, поскольку спрос на массовые изделия лаковой миниатюры с каждым годом уменьшается.

За последние годы противоречия между сложившейся однообразной системой подготовки специалистов узкой специализации, не способной адекватно реагировать на запросы времени, и складывающейся реальностью (многоукладная экономика, другая социокультурная среда) заметно обострились. Понятно, что образование должно отвечать вызовам современности. Поэтому необходимо выявление возможностей развития профессионального образования палехских художников в свете современных концептуальных подходов, отражающих новые реалии.

В целом отечественное образование сегодня переориентируется на личностную направленность и определяется как процесс и результат развития и самоутверждения личности, как средство социальной защиты и адаптации человека в условиях рыночных отношений. Меняются приоритеты и профессионального образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года перед профессиональным образованием поставлена цель — подготовка конкурентноспособного на рынке труда специалиста, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [105].

Но образование в традиционном искусстве заметно отличается инерционностью и консерватизмом, как, впрочем, и традиционная культура здраво консервативна по своей природе. Нововведения, инновации «приживаются» здесь с большим трудом и расцениваются часто как отступление от основных принципов преемственности. Поэтому вопрос профессионального образования будущих художников традиционного палехского искусства образует важную научную и практическую проблему, которая заключает в себе целый комплекс вопросов педагогической теории и практики, а его преобразования требуют научного обоснования и опытно-экспериментальной проверки.

Подготовка художника к профессиональной деятельности должна вестись с учетом реальных общественных и личностных потребностей, новых тенденций в развитии российской художественной культуры. В то же время, важно повышать престиж профессий, связанных с традиционной культурой, создавая новые условия приобщения молодёжи к художественным ценностям многовекового художественного опыта, совершенствуя процесс обучения и воспитания специалистов, творчески мыслящих, способных к самостоятельной профессиональной творческой деятельности.

Таким образом, в условиях рыночной экономики, где действует закон спроса-предложения, профессиональная подготовка специалистов существенно прагматизируется. Чтобы решать проблемы самоопределения и самообеспечения своей жизнедеятельности, его специальные знания, умения, навыки в области традиционного искусства должны быть востребованы обществом. Он должен находить себе применение, быть, условно говоря, конвертируемым на рынке труда. С другой стороны, при обновлении профессионального образования художника традиционного палехского искусства нельзя потерять самое ценное, исходное — традиции качественного специализированного обучения мастерству, языку этого искусства, имеющего строгую художественно-стилевую направленность. Учебно-воспитательный процесс и в новых условиях должен стать для обучающихся процессом овладения традиционными художественными ценностями, обеспечивать историческую преемственность поколений. Но в результате сокращения сроков обучения при введении Государственного образовательного стандарта по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» качественное обучение мастерству и формирование особого мировоззрения художника традиционного искусства стало также проблематичным. Кроме того, требования профессионального стандарта по специальности не соответствуют специфике как самой профессиональной художественной подготовки, так и содержанию профессиональной деятельности современных художников — выпускников Палехского художественного училища.

В конечном счете, содержание и уровень профессиональной подготовки будущих художников определяют жизнеспособность и судьбу самого искусства Палеха как уникального явления национальной художественной культуры.

Таким образом, проблема несоответствия существующего образования в области традиционного искусства Палеха современному социуму и, одновременно, потребность нашего общества в сохранении уникальных отечественных традиций и исторического художественного наследия в качестве необходимого условия духовного возрождения России подтверждают актуальность данного исследования.

Степень разработанности проблемы.

Про уникальность, неповторимость палехского искусства как искусства палехской лаковой миниатюры написано много искусствоведческих трудов, выпущены художественные альбомы высокого качества. О ценности образования в области этого искусства искусствоведы вспоминают значительно реже, вопросы профессионального художественного образования в сфере сущностного содержания этого искусства в таких изданиях не формулируются и глубоко не осмысливаются. Это в лучшем случае. В худшем — продолжаются устаревшие противопоставления профессионального образования, профессионального искусства, профессионального художника — ученичеству, народному искусству, народному мастеру. Немногочисленные упоминания об обучении палехской миниатюре, которые можно встретить в современных искусствоведческих трудах, часто отличаются субъективизмом и предвзятостью их авторов. Незаслуженно игнорируется или умаляется роль и значение профессионального образования в становлении личности художника, отсутствует или искажается необходимый эмпирический материал для теоретического осмысления проблемных вопросов в области образования в традиционном искусстве Палеха. [См., например: 157. С.242].

Справедливо замечено в фундаментальном исследовании В. Ф. Максимович (и в полной степени относимо к Палеху), что в этих трудах в основном «.вместо глубокого анализа состояния и перспектив развития образования в народных художественных промыслах присутствует апологетика сложившихся форм и методов работы на предприятиях, ученичества как основной формы образования в этой области.». С другой стороны — «.научно-педагогическая мысль далека от специфики традиционной прикладной культуры и требует детерминации образования в народных художественных промыслах с учётом ипостасей возникновения, взаимодействия и развития: традиционно-образовательного и художественно-традиционного специфических пространств» [137. С.36].

Обзор педагогической и искусствоведческой литературы показал, что, как правило, обращаясь к теме традиционного искусства, большинство исследователей акцентирует внимание на прикладном характере этого вида искусства, на конечных результатах творчества того или иного художника. Преобладает или пафосное описание достижений в искусстве Палеха, или его рассмотрение в контексте народного искусства, народных художественных промыслов, что для современного положения в художественном Палехе, обусловленного новыми политико-экономическими условиями, становится не актуальным.

Вопросы, связанные с творчеством того или иного палехского художника и педагога, с историей Палеха как центра русского иконописания, в качестве известного художественного промысла лаковой миниатюры, отдельные вопросы подготовки кадров рассмотрены в искусствоведческих работах А. В. Бакушинского, В. М. Василенко, В. С. Воронова, Е. Ф. Вихрева, В. А. Гуляева, Г. В. Жидкова, Н. М. Зиновьева, Н. П. Кондакова, В. Т. Котова, Л. П. Князевой, О. А. Колесовой, А. Навозова, М. А. Некрасовой, Л. Л. Пироговой, Т. М. Разиной, Д. А Ровинского, И. В Сосновцевой, О. Ю Тарасова, М. А. Тихомировой, Г. Д. Филимонова и других.

Для нашего исследования большой интерес представляют работы философского и культурологического характера, рассматривающие гуманистические основания русской культуры и образования. К ним можно отнести труды С. С. Аверинцева, Н. А. Бердяева, Ф. И. Буслаева, В. В. Вейдле, И. А. Ильина, М. С. Кагана, В. Н. Лазарева, Д. С. Лихачева, Н. К. Рериха, Е. Н. Трубецкого, П. А. Флоренского и других мыслителей.

На формирование авторской позиции оказали влияние научные идеи, обоснованные в исследованиях отечественных философов, психологов и педагогов: теория деятельности C.JI. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и Э. В. Ильенкова, теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной, теория развивающего обучения Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, теория и практика художественной дидактики В. С. Щербакова, Б. М. Неменского, А.А.Мелик-Пашаева, психологические аспекты профессионального образования, исследованные И. А. Зимней, Э. Ф. Зеером, А. К. Марковой, принципы построения личностно-ориентированной образовательной модели Е. В. Бондаревской, В. В. Серикова, И. С. Якиманской, идеи и принципы развития образования в новой эпохе, сформулированные в трудах А. М. Новикова, М. М. Поташника, В. А. Сластенина, И. П. Смирнова, В. К. Дьяченко и др.

Важных проблем теории и практики художественного образования в области изобразительного и традиционного искусства касаются в своих исследованиях такие авторы, как Н. Н. Волков, Е. В. Гайманова, Н. Р. Казанская, Л. П. Калинина, В. М. Логинов, С. И. Масленицын, Б. В. Раушенбах, Н. Н. Третьяков, О. В. Федотова, Б. П. Юсов и другие.

Непосредственно истории, современному состоянию и поиску путей обновления образования в традиционном декоративно-прикладном искусстве посвящены фундаментальные исследования В. Ф. Максимович.

Проблемным вопросам организации и становления профессионального образования конкретно в Палехе в 30-е годы прошлого века особое внимание уделял А. В. Бакушинский. Некоторые его теоретические искусствоведческие воззрения на утратили значения и поныне.

Особую ценность для организации практического обучения мастерству палехской миниатюрной живописи, её стилистическим основам имели книги Н. М. Зиновьева, написанные им на основе собственного богатейшего художественно-творческого и педагогического опыта.

Однако, многие вопросы учебно-воспитательного процесса конкретно в области палехского искусства, в том числе формирование содержания и организация процесса профессиональной подготовки палехских художников не подвергались комплексным научно-педагогическим исследованиям. А поскольку современные педагогические, в том числе и историко-педагогические, исследования конкретно в области палехского искусства отсутствуют, целостная теория обучения и воспитания, обусловленная внешними (социально-экономическими) и внутренними (педагогическими) условиями, остаётся не разработанной. Кроме того, за последние годы теория педагогики менее всего обращается к области профессионального художественного образования, не иссследует и не объясняет его функционирование и развитие в условиях рыночной экономики.

Объект исследования:

— художественное образование в области традиционного искусства Палеха.

Предмет исследования:

— содержание и процесс профессиональной подготовки палехских художников.

Цель исследования:

— научно-практическое обоснование новой модели вариативной, личностно деятельностной подготовки в профессиональном образовании художников палехского искусства.

Задачи исследования:

1. Проанализировать и систематизировать исторический опыт профессиональной подготовки и профессиональной деятельности художников в Палехе.

2. Раскрыть теоретические основы процесса подготовки мастеров палехской лаковой миниатюры, выявить предпосылки и необходимость модернизации содержания образования. и.

3. Обосновать организационно-педагогические подходы к созданию и развитию учебного заведения палехского искусства нового типа.

4. Экспериментально проверить эффективность новой педагогической модели профессиональной художественной подготовки в палехском искусстве.

Гипотеза исследования:

Профессиональное образование палехских художников приобретет соответствующую новой социокультурной ситуации динамику развития, станет востребованным и займет достойное место в системе современного отечественного художественного образования в том случае, если:

— в содержании и в процесе обучения и воспитания будет использоваться исторический опыт творчества палехских художников не только в лаковой миниатюре, но и в других видах традиционной декоративной живописи, в том числе историческое наследие искусства древнерусской живописи, представляющее родовые для палехского искусства ценностив организации учебно-воспитательного процесса будут реализовываться как современные научно-методические принципы профессионального образования (связи теории с практикой, интегративности, дифференцированности и др.), так и профессионально-специфические, характерные для палехского искусства — преемственности традиций системного и качественного обучения мастерству, сохранения родовых для палехского искусства ценностей;

— будут определены и созданы организационно-педагогические условия развития учебного заведения нового типа, включающего допрофессиональную подготовку детей в художественной школе при училище, базовый и повышенный уровни среднего профессионального образования по конкретным, наиболее востребованным специализациям;

— будет доказана и экспериментально проверена эффективность новой модели вариативной, личностно деятельностной профессиональной подготовки художников Палеха.

Источниковая база и фактологическая основа исследования образованы в результате философско-эстетических, педагогических, исторических, искусствоведческих изысканий, проводимых автором. В течение многих лет собирались архивные материалы, изучались все изданные книги и статьи по искусству Палеха, велись многочисленные беседы со старыми художниками-палешанами. Автором неоднократно посещались многие известные центры российских художественных промыслов, ведущие художественные училища и вузы страны, объекты культуры и образования, православные храмы, в которых в разные годы палехскими художниками выполнялись монументальные росписи.

Методологической основой исследования явились:

— идеи о социальных и психологических факторах, влияющих на формирование личности, о её способностях и творческом потенциале, концепции духовно-нравственного воспитания через традиции и национальную культуру, раскрытые в научных трудах философов, психологов, социологов, педагогов, культурологов (Н.А.Бердяев, В. В. Вейдле, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, И. А. Ильин, Э. В. Ильенков,.

A.Н.Леонтьев, Д. С. Лихачев, А. К. Маркова, Б. М. Неменский, С. Л. Рубинштейн,.

B.А.Сухомлинский, Н. Ф. Талызина, К. Д. Ушинский, Ю.У.Фохт-Бабушкин, В. С. Щербаков, Б. П. Юсов и др.);

— общетеоретические положения профессионального образования и личностно ориентированной парадигмы образования (А.А.Бодалев, Е. В. Бондаревская, Э. Ф. Зеер, Т. Ю. Ломакина, А. М. Новиков, В. А. Сластёнин, Л. Г. Семушина, В. В. Сериков, И. П. Смирнов, А. Р. Фонарев и др.);

— исследования по истории и теории древнерусской живописи, традиционной русской культуре, иконописи Палеха (М.В.Алпатов, А. В. Бакушинский, Ф. И. Буслаев, Г. К. Вагнер, И. Э. Грабарь, Н. П. Кондаков, О. А. Колесова,.

В.Н.Лазарев, В. В. Лепахин, П. П. Муратов, А. И. Некрасов, Н. Н. Пунин, Б. В. Раушенбах, Д. А. Ровинский, О. Ю. Тарасов, Е. Н. Трубецкой, Л. А. Успенский, Г. Д. Филимонов, П. А. Флоренский и др.) — - фундаментальные труды, посвященные искусству Палеха, а также — теории и практике обучения и воспитания в области традиционного декоративно-прикладного искусства (А.В.Бакушинский, В. М. Василенко, В. А. Гуляев, Н. М. Зиновьев, В. Ф. Максимович, М. А. Некрасова, Л. Л. Пирогова, Т. М. Разина, О. В. Федотова и др.).

Методы исследования:

— изучение и теоретический анализ философской, искусствоведческой, исторической и психолого-педагогической литературы отечественных авторованализ официальных государственных документов, архивных материалов, учебных планов и программанализ профессиональной деятельности выпускников Палехского художественного училища разных летопрос (анкетирование, интервью), наблюдения, беседыстатистическая обработка данныхретоспективный анализ собственной педагогической и руководящей работы в качестве директора Палехского художественного училища в течение 29 лет.

Научная новизна:

Впервые систематизирован и теоретически обобщен опыт профессионального художественного образования в Палехе, обозначена периодизация: от «ученичества» в иконописных мастерских до подготовки узкоспециализированных мастеров лаковой миниатюры для народного художественного промысла, вскрыты закономерности и возможности его развития.

Разработаны теоретические и методические пути обновления организационно-педагогической структуры и содержания профессионального художественного образования в области традиционного искусства Палеха, ориентированного на дифференцированное обучение студентов при условии использования традиций как самого палехского искусства, так и сохранения и развития традиций качественного обучения мастерству в этой области, на основании которых создан цикл программ по новым учебным дисциплинам и элективным курсам.

Впервые разработана педагогическая модель вариативной, личностно деятельностной профессиональной подготовки художников традиционного палехского искусства, которая включает обучение не только лаковой миниатюрной живописи, считавшейся более 70 лет единственным направлением в палехском искусстве, но и иконописи, фресковой и декоративной жанровой живописи, чем пересмотрены позиции, долгое время казавшиеся незыблемыми.

Теоретическая значимость:

Обоснованы культуросообразные подходы к обучению искусству Палеха как своеобразному виду русской декоративной живописи, имеющей самобытные духовные и стилевые национальные традиции, воспитанию новых поколений художников палехского искусства на родовых художественно-эстетических ценностях и традиционном художественном наследии палехского искусства.

Обоснованы природосообразные педагогические подходы в профессиональном образовании будущего художника традиционного палехского искусства, создающие ему условия выбора своей траектории обучения на основе интересов, личных потребностей, индивидуальных способностей, сближающих учебную деятельность с будущей художественно-творческой и исполнительской профессиональной работой.

Определены критерии социально-культурной эффективности новой модели профессионального образования художников Палеха как носителей традиций палехского искусства, его духовной и художественной сущности: активная позиция выпускников в жизненном самоопределении в условиях рыночной экономики, способность к творческой вариативной деятельности в области нескольких направлений традиционной палехской живописи.

Практическая значимость:

Создано учебное заведение традиционного искусства Палеха нового типа на основе интеграции допрофессионального, базового и повышенного уровней среднего профессионального образования по конкретным, наиболее востребованным специализациям.

Подготовлены и внедрены программы по новым учебным дисциплинам и элективным курсам: «Основы иконописи», «Мастерство стенной росписи», «Древнерусская каноническая живопись», «Теория композиции», «Декоративная живопись», «Введение в специальность: основы профессии «Художник традиционного палехского искуства», «Основы православной культуры». Откорректированы учебные программы и разработаны методические рекомендации по специальным дисциплинам «Мастерство палехской живописи», «Композиция» и общепрофессиональным учебным курсам «Живопись», «Перспектива», «Цветоведение» с целью их интегрирования по уровням подготовки и соответствия содержания специфике изучаемого искусства.

Проведенное исследование и внедрение его результатов в практику активизировало мыслительную поисково-созидательную деятельность участников педагогического процесса Палехского художественного училища, открыло новые возможности тесной связи среднего профессионального и высшего профильного образования, интеграции данной образовательной области с наукой.

Результаты исследования могут быть использованы в практической работе по расширению структуры и содержания профессионального образования, повышения его эффективности в центрах бытования традиционного искусства, таких как Мстёрское и Холуйское художественные училища и других учебных заведениях, ведущих подготовку художников-профессионалов в области традиционного искусства, а также в системе повышения квалификации учителей изобразительного искусства и дополнительного образования.

Достоверность исследования и обоснованность результатов обеспечивались применением методов, адекватных целям и задачам исследования, изучением архивных материалов, достаточным объемом изученной научной литературы и методического материала, анализом фактического материала, опорой на фундаментальные труды в области педагогики, психологии, искусствоведения.

Апробация и внедрение результатов исследования проводилась в Палехском художественном училище на базовом и повышенном уровнях, в детской художественной школе, созданной в качестве структурного подразделения училища, в Высшей школе народных искусств в Санкт-Петербурге. Проверка выдвигаемых положений и выводов исследования осуществлялась: на заседаниях лаборатории пластических искусств Института художественного образования РАО (2006, 2007 гг.) — на ежегодных международных научно-практических конференциях «Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние и перспективы развития» и «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем и настоящее в будущем» (Санкт-Петербург -2004, 2005, 2006, 2007 гг.) — на семинаре по проекту «Межкультурный и межконфессиональный диалог через образование» (Иваново — Шуя — Палех -2006 г.) — на выставках студенческих работ «Традиционное искусство и образование России» (Брюссель, Люксембург — 2004 г.) — «Русская лаковая миниатюра: истоки и современность» (Москва — 2004 г.) — на Российском образовательном форуме (Москва — 2004, 2006 гг.) — ежегодных Всероссийских выставках художественных промыслов «Ладья" — Всероссийской выставке «Молодые художники России», посвященной 250-летию Российской академии художеств (Москва-2007г.) — ежегодных выставках дипломных работ и концептуальных выставках в Государственном музее палехского искусства и других. Результаты исследования использовались в ходе собственной практической деятельности в качестве руководителя и преподавателя Палехского художественного училища, нашли отражение в методических разработках и учебных программах, ряде статей и докладов, сделанных автором в течение последних пяти лет.

Опытно-экспериментальная база исследования включает в себя Палехское художественное училище им. М. Горького, Палехскую муниципальную детскую художественную школу и детскую художественную школу, созданную при училище, Высшую школу народных искусств (институт) в Санкт-Петербурге. В общей сложности экспериментальным исследованием было охвачено более 200 учащихся и студентов. Эта численность для немногочисленных учебных заведений является оптимальной.

Этапы исследования.

На первом этапе (2000;2002гг.) определялись исходные позиции исследования, его методологическая база, анализировался опыт работы Палехского художественного училища в исторической ретроспективе, рассматривалась потребность практики в разработке данной темы, изучались теоретические и исторические источники, архивные материалы, научная литература, обобщался и систематизировался собранный материал.

На втором этапе (2003;2005гг.) обосновывалась актуальность и концепция исследования, формулировалась гипотеза, определялись задачи и методы исследования, определялись направления модернизации существующей образовательной модели подготовки мастеров узкой специализации для промысла, апробировались концептуальные подходы обновления структуры и содержания образования в области традиционного палехского искусства, создавалась новая модель профессиональной подготовки палехских художников.

На третьем этапе (2006;2007гг.) проводился педагогический эксперимент, систематизировались и обобщались результаты исследования и опытно-экпериментальной работы по внедрению новой модели вариативной, личностно деятельностной профессиональной подготовки художников традиционной палехской живописи, формулировались выводы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Искусство Палеха представляет собой не только самостоятельный вид лаковой миниатюрной живописи, но и сформировавшуюся на протяжении двух веков школу иконописи, декоративной и монументальной живописи, основанную на художественных традициях древнерусской живописи. Однако, подготовка узких специалистов лаковой миниатюры для промысла была ориентирована, в основном, на выполнение учащимися узкопрактических задач — научению только технике миниатюрного письма, что не только лишала их свободы выбора, но и привело к забвению другие направления палехского искусства.

2. Необходимость обновления прежней модели профессиональной подготовки палехских художников обусловлена не только социально-экономическими изменениями в стране, но и коренными изменениями в традиционно-художественном пространстве Палеха, связанными с прекращением существования промысла в форме организованного и поддерживаемого государством художественного производства, а также востребованностью в современном мире родовых для палехских художников видов профессиональной деятельности.

3. Созданная новая педагогическая модель вариативной, личностно деятельностной профессиональной художественной подготовки, включающая дифференциацию, диверсификацию и структуризацию образования, опираясь на принципы художественных традиций и исторической преемственности поколений художников палехского искусства, способствует, с одной стороны — сохранению системы последовательного обучению мастерству, воспитанию верности родовым, традиционным духовным и художественно-эстетическим ценностям, с другой стороны — развитию художественно-творческой деятельности будущих художников как носителей палехского искусства в разных его видах: иконописи, монументальной живописи, жанровой декоративной живописи, лаковой миниатюре.

Заключение

.

Развитие системы современного профессионального образования характеризуется пересмотром традиционных представлений о его целях и задачах. Особо выделяется задача формирования студента как личности, готовой к самостоятельному определению своего жизненного и профессионального пути, готовой выполнять профессионально-практическую художественную деятельность в условиях новых общественных отношений, в условиях конкуренции на рынке труда. Эта тенденция нашла отражение в национальной доктрине образования Российской Федерации, где стратегическими целями признаны: формирование у молодежи активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам проектирования профессиональной карьеры, обретение знаний и умений в области профессионального самоопределения. В то же время, в современной России остро стоят проблемы пробуждения национального самосознания, воспитания патриотических чувств, возвращение обществу утерянных в советское время духовных и культурных традиционных ценностей. Такая самоценная часть отечественной культуры, как традиционное древнерусское искусство иконописи и монументальной живописи, традиционное декоративно-прикладное искусство может служить основой сохранения и развития отечественной культуры, национального менталитета. Искусство Палеха представляет собой феномен значительного масштаба. Но, как было установлено, его духовно-эстетическое наследие в полной мере не было востребовано в технократической образовательной модели Палеха советского периода. В наше время перед художником традиционного искусства открываются широкие перспективные возможности профессиональной многовариантной деятельности.

Проведённое исследование показало, что создать условия для оптимальной жизненной и профессиональной ориентации студентов можно уже в стенах учебного заведения. Представленное в виде инновационной модели личностно деятельностной, вариативной подготовки с несколькими специализациями, профессиональное художественное образование в Палехе предлагает новому поколению выбрать свою стезю в творчестве на основе понимания сущности палехского искусства и владения его традициями.

Проведенная опытно-экспериментальная работа дает основание утверждать, что при создании определенных педагогических условий (ранняя целенаправленная подготовка детей в условиях единой профессиональной образовательной среды, научно-педагогические подходы к расширению и углублению содержания профессиональной подготовки в области традиционной русской культуры и искусства древнерусской живописи, введение специализаций с учетом личностных потребностей и возможностей студентов и двух уровней среднего профессионального образования) на базе учебного заведения, готовящего прежде только мастеров-миниатюристов для промысла, возможно функционирование инновационного учебного заведения. Такое учебное заведение уже не является в буквальном смысле «кузницей кадров» для промысла, а его выпускники — узкими специалистами, готовыми, как раньше, в основном, к фиксированным, нормативным обязанностям. Со структурным и научно-педагогическим обновлением содержания и процесса художественной подготовки студентов профессиональное образование в области традиционного палехского искусства становится многоаспектным и многокомпонентным процессом.

Проведенное научное исследование и педагогический эксперимент позволили подтвердить выдвинутую гипотезу и придти к следующим выводам:

1. Целевые установки профессионального образования и методы обучения палехских художников на разных этапах общественного развития были обусловлены необходимостью восполнения мастеров вначале для иконописного промысла, затем — кадровых ресурсов для художественного промысла лаковой миниатюры. Использование исторического опыта художественного Палеха, а также исторического наследия искусства древнерусской живописи в содержании и процессе профессиональной подготовки современных студентов Палехского художественного училища обусловлено возрождением утерянных духовных и культурных традиционных ценностей, а также личностными потребностями будущих художников, решением проблемы их самоопределения в современном социуме как носителей этих традиционных художественно-эстетических ценностей.

2. С целью сохранения специфической особенности искусства Палеха, его ценностной доминанты — уникальных стилистических традиций, исторической преемственности, обоснована необходимость бережного сохранения испытанной временем системы последовательного обучения навыкам мастерства. В то же время, доказано: чтобы обеспечить дальнейшую трансляцию традиционных художественных ценностей между поколениями, к современному процессу обучения необходимо подходить творчески, включая в учебную и профессиональную деятельность современного палехского художника иконописное, монументальное, живописно-жанровое направления в искусстве Палеха.

3. Разработанная педагогическая модель, основанная на вариативном, личностно деятельностном обучении художников традиционного палехского искусства в соответствии с научно-педагогическими принципами обучения и воспитания (связи теории с практикой, интегративности, дифференцированности), диверсификации образования, его непрерывности, структуризации и оптимизации учебно-воспитательного процесса с акцентом на сущность многообразия самого палехского искусства, включающее специальную допрофессиональную подготовку детей, вариативные интегрированные специальные учебные программы, адекватные вводимым специализациям, повышающие уровень образования, характеризуется положительной устойчивой мотивацией к учению, активизацией учебно-познавательной и художественно-творческой деятельности, ценностным отношением и готовностью студентов к будущей профессиональной деятельности как носителей уникальных традиций искусства Палеха.

4. Критериями социальной эффективности образовательного процесса, ориентированного на индивидуальные предпочтения в учебно-профессиональной деятельности каждого студента, становятся профессиональное самоопределение выпускников, их востребованность на современном рынке труда, социокультурная адаптация и успешное трудоустройство в соответствии с полученной специализацией в области палехского искусства. Таким образом, с созданием учебного заведения традиционного палехского искусства нового типа профессиональное художественное образование в его области приобрело соответствующую новой социокультурной ситуации динамику развития, расширились педагогические возможности трансляции между поколениями уникальных национальных художественных традиций, внося реальный вклад в развитие искусства Палеха.

Необходимо подчеркнуть, что проделана лишь часть работы по проектированию новой модели профессионального образования в Палехе. Она ограничена темой и предметом нашего исследования, не исчерпывает всю полноту объекта. Но полученные результаты позволяют, на наш взгляд, не только обогатить и обновить практику, но и могут служить отправным материалом для дальнейших научных исследований проблем профессионального художественного образования в области традиционного искусства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.С. Средние века. Вступ. статья // Идеи эстетического воспитания: Антология. В 2 тт., — М.: Искусство, 1973. т. 1 — С. 233−248.
  2. .Б. Теория обучения: Схемы и тесты. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- 176 с.
  3. Н.Е. Благословенный труд.- М.: Московская Духовная Академия, 2001.-240 с.
  4. Е.Я. Художественное образование в России: Историко-культурологический очерк. М., 1998. — 239 с.
  5. М.В. Этюды по истории русского искусства, т.1. М.: Искусство, 1967. — 216 с.
  6. В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. -М.: Искусство, 1966. 352 с.
  7. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  8. Архимандрит Зинон. Беседы иконописца. Новгород, 1993. — 64 с.
  9. В.И. Палехскому художественному училищу им М.Горького 40 лет. Доклад на торжественном собрании. Архив ПХУ: 1973. — 13 с.
  10. Т.И. Народная художественная культура: Программа междисциплинарного интегрированного курса.- М.: МГУКИ, 1995. -4.1.-34 с.
  11. О.Д. Вкусы и пристрастия современного художественного рынка России.- М.: Аст, Астрель, 2002. 256 с.
  12. А.В. Художественное творчество и воспитание. -М.: Культура и просвещение, 1922. 240 с.
  13. А.В. Искусство Палеха. М.-Л.: Akademia, 1934. — 266 с.
  14. А.В. Исследования и статьи,— М.: Советский художник, 1981.-283 с.16
Заполнить форму текущей работой