Организационно-управленческие аспекты использования прямых иностранных инвестиций в целях развития предпринимательства в принимающем регионе
Содействие развитию совместного предпринимательства в рамках тех проектов, которые не получили статуса «приоритетных», направленных на создание необходимых условий для развития результативных предпринимательских отношений. Основное воздействие в процессе создания таких условий будет концентрироваться на органах местного самоуправления. К числу регулирующих воздействий органов МСУ можно отнести… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретические аспекты оценки целесообразности привлечения прямых иностранных инвестиций для развития предпринимательства
- 1. 1. Место прямых иностранных инвестиций в процессе обеспечения развития предпринимательства в принимающем регионе
- 1. 2. Трансформация подходов к оценке последствий привлечения прямых иностранных инвестиций в предпринимательском секторе принимающего региона
- 1. 3. Методические проблемы оценки влияния прямых иностранных инвестиций на развитие предпринимательства в принимающем регионе
- 2. Методические вопросы оценки влияния прямых инвестиций Республики Корея на развитие предпринимательства в Приморском крае
- 2. 1. Основные тенденции привлечения прямых инвестиций Республики Корея в экономику принимающего региона
- 2. 2. Оценка результативности использования прямых иностранных инвестиций в развитии предпринимательства в принимающем регионе
- 2. 3. Основные проблемы и перспективы привлечения прямых инвестиций Республики Корея в развитие предпринимательства в Приморском крае
- 3. Базовые направления диверсификации экономики региона как потенциал для развития предпринимательства
- 3. 1. Обоснование приоритетных направлений развития совместного предпринимательства в принимающем регионе
- 3. 2. Организационно — экономические условия повышения результативности использования прямых иностранных инвестиций в целях развития предпринимательства в принимающем регионе
Организационно-управленческие аспекты использования прямых иностранных инвестиций в целях развития предпринимательства в принимающем регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Главным стратегическим результатом российских социально-экономических реформ должно стать повышение эффективности экономики и улучшение жизни населения на базе максимальной реализации экономической активности населения. Этих целей невозможно достичь без развития предпринимательства, так как именно институт предпринимательства служит несущей функциональной конструкцией современной экономики. Эффективность функционирования предпринимательских структур в значительной степени обусловлена внешней средой: государственной политикой в данной области, деятельностью региональной законодательной и исполнительной власти, внешними и внутренними условиями конкретных регионов. Анализу проблем развития предпринимательства посвящено достаточно большое количество исследований, однако в имеющихся научных и научно-методических разработках мало внимания уделяется роли иностранного капитала как фактору, способному оказать существенное влияние на оживление и развитие предпринимательской деятельности на принимающей территории, а также потенциальной роли иностранных инвестиций (прежде всего, прямых иностранных капиталовложений) в обеспечении развития предпринимательских структур территории-реципиента. Между тем прямые иностранные инвестиции (ПИИ), являющиеся значимым дополнительным источником капитала и обладающие множественными экстерналиями, способны оказать большое влияние на формирование активного и конкурентоспособного предпринимательского сектора в принимающем регионе.
В связи с этим реализация рациональной политики органов власти принимающего региона, направленной на повышение результата от использования иностранных инвестиций, дает возможность получения положительных эффектов, которые потенциально несут в себе ПИИ, в том числе в области развития предпринимательского потенциала принимающей территории.
В условиях перманентного инвестиционного кризиса и недостаточности вливаний из федерального бюджета привлечение ПИИ становится особенно актуальным для регионов России. Однако достижение этой цели представляется маловероятным при нынешних низких значениях рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов, что формирует серьезный фон недоверия иностранных предпринимателей к осуществлению своих вложений в различные предпринимательские проекты. В таких условиях вряд ли можно ожидать сколько-нибудь значимого воздействия ПИИ на развитие региона в целом и его предпринимательского сектора.
Данная тенденция наглядно прослеживается в современной практике привлечения инвестиций Республики Корея в экономику Приморского края. Обладая достаточно высоким потенциалом для привлечения иностранных инвестиций, Приморье, тем не менее, не является крупным получателем прямых иностранных капиталовложений: на его долю приходится лишь около 1% от общего объема привлекаемых ПИИГ в стране. Более того, объемы иностранных инвестиций в, экономику Приморья снижаются: в 2009 г. произошло 10-кратное сокращение объема привлеченнных ПИИ. [1] Республика Корея традиционно входит в число лидеров по направляемым в экономику Приморья прямым инвестициям, однако отсутствие комплексного подхода к оценке результативности использования иностранных инвестиций и управлению процессами инвестиционных взаимодействий приводит к тому, что потенциал российско-корейского инвестиционного сотрудничества реализуется лишь в незначительной степени, совместное предпринимательство осуществляется бессистемно и непродуманно и не имеет поддержки со стороны властных органов. В результате ряд предпринимательских проектов остается нереализованным или прекращает функционирование, а деятельность корейских инвесторов в итоге не оказывает существенного влияния на развитие предпринимательского сектора края.
С учетом вышеизложенного актуальными становятся вопросы разработки методического подхода к оценке результативности привлечения ПИИ в принимающем регионе как с точки зрения их влияния на развитие региона в целом, так и с позиции их роли в динамике деятельности регионального предпринимательского сектора, а также разработка организационно-экономических условий повышения результативности использования ПИИ в целях развития предпринимательства в принимающем регионе.
Степень научной разработанности проблемы. Признание мировым сообществом роли ПИИ в экономическом развитии связывают с фундаментальными трудами таких ученых и исследователей, как Р. Кейвс, Р. Верной, Е. Домар, М. Кассон, Ч. Киндльбергер, Ф. Никкербоккер, П. Бакли, Дж. Даннинг, Дж. Гроссман, М. Портер, А. Ругман, С. Хаймер, Р. Харрод, Е. Хелпман и др.
Вопросам изучения влияния ПИИ на развитие экономики принимающей территории, ее секторов и отдельных фирм, а также оценке этого влияния посвящены работы А. Маркусена и Дж. Винаблза, К. де Беккера и JL Слювагена, Н. Пономаревой, Ф. Агийона, П. Хоуитта, X. Торга, Эi Стробля, JLC. Кабир, М. П. Куклы, Е. Г. Чачиной, Е. В. Язовских, Д. Буна, М. Агосина и Р. Мейера, П. Нунненкампа и Д. Спатца, Б. Эйткена и А. Харрисона, С. Дьянкова и Б. Хокмана, Р. Липси, JI. Кокко, А. Сембенелли и Дж. Сиотиса и др.
История и современные тенденции развития экономических отношений между Россией и Республикой Корея исследованы такими учеными, как С. С. Суслина, Ли Чжэ Ён и Сун Чол Ли, Чон Ё Чханг Ли Чханг Че, Ким Бёнг Хи, Чонг Ё Чхон, Ли Ки Ёнг и др.
Тем не менее, многообразие и разносторонний характер влияния ПИИ на экономику принимающего региона приводит к существованию различных, зачастую полярных, мнений по поводу целесообразности привлечения прямых иностранных капиталовложений. В экономической науке существует большое количество методик оценки влияния ПИИ на развитие принимающей стороны на всех уровнях (регион, сектор, фирма), однако они дают противоречащие друг другу результаты. Особого внимания, по нашему мнению, заслуживают методические аспекты оценки результативности использования иностранного капитала в развитии предпринимательского сектора принимающего региона и, на этой основе, разработка мероприятий эффективного властного содействия процессу развития предпринимательства с помощью привлечения прямых иностранных капиталовложений.
Реальная практика хозяйствования ставит перед региональными органами власти задачу развития предпринимательского сектора, которая может быть в значительной степени решена путем рационального привлечения. и эффективного использования ПИИ. Использование новых подходов к проблеме активизации притока ПИИ в предпринимательский сектор региональной экономики и повышению результативности их использования для развития предпринимательского сектора принимающего региона может значительно ускорить развитие предпринимательства и повысить его качественный уровень.
Для достижения поставленной цели в диссертации решались следующие задачи:
— исследовать теоретические аспекты оценки влияния ПИИ на социальноэкономическое развитие принимающего региона и его предпринимательского f сектора;
— проанализировать и систематизировать, современные методики оценки влияния ПИИ на экономику принимающего региона на общерегиональном, секторальном уровне и на уровне предпринимательских структурразработать методический подход к оценке результативности использования ГОШ в развитии предпринимательского сектора принимающего региона и апробировать его на примере прямых инвестиций Республики Корея в Приморском крае;
— выделить критерии, определения* приоритетности видов экономической деятельности в принимающем регионе для развития совместного предпринимательства;
— проанализировать действующие нормативные акты федеральных и региональных органов власти, а также программные документы государственного и регионального уровня по вопросам регулирования и поддержки предпринимательства и вопросам привлечения и использования иностранных инвестиций.
Объектом исследования является процесс развития предпринимательства в Приморском крае под воздействием прямых инвестиций Республики Корея.
Предметом исследования являются управленческие аспекты использования ПИИ в целях содействия развитию предпринимательских структур принимающих регионов России, использующих в качестве внешнего ресурса развития прямые иностранные инвестиции.
Область исследования соответствует паспорту специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: экономика предпринимательства» пункту 10.16 «Организация и управление совместным предпринимательством».
Теоретическойи методологической основой-исследования послужили современные теории, рассматривающие причины осуществления инвестиционной деятельности, классические и современные теории экономического роста, современные методики оценки влияния-иностранного капитала на развитие принимающей территории на уровне региона, сектора и фирмы, а также теоретическиеи концептуальные аспекты государственного регулирования экономики.
В процессе диссертационного исследования использовались методы системного анализа, методы экономического анализа, статистические методы обработки данных, а также методы сравнения, научного обобщения и синтеза.
Информационную базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, Экспортно-импортного банка Кореи, Департамента экономического развития Администрации Приморского края, результаты теоретических и эмпирических исследований отечественных и зарубежных ученых, а также нормативные акты федеральных и региональных органов власти Российской Федерации и программные документы государственного и регионального уровня.
Наиболее существенные результаты, полученные автором в процессе диссертационного исследования, заключаются в следующем:
— исследованы и систематизированы теоретические и методические основы оценки влияния' ПИИ на развитие предпринимательского сектора территорий-реципиентов;
— получена оценка результативности использования ПИИ для целей социально-экономического развития принимающего региона и в развитии предпринимательского сектора принимающего региона на примере прямых инвестиций Республики Корея в Приморском крае;
— определены основные тенденции привлечения прямых инвестиций Республики Корея в Приморском* крае* и их, влияния на развитие предпринимательства вi принимающем регионе;
— систематизированы проблемы, привлечения ииспользования' прямых инвестиций Республики Корея, ослабляющие их воздействиепа развитие предпринимательства в Приморском крае;
— выделены перспективные направления. сотрудничества предпринимательских структур Приморского! края и Республики Корея;
— разработана система, мероприятий по организации и управлению совместным предпринимательством в региональной * экономике для^ повышения результативности использования ПИИ и предложена этапность их осуществления;
— предложена новая организационная форма (Консорциум по совместному предпринимательству) для активизации привлечения ПИИ и повышения результативности их использования.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем: предложенметодический подход к оценке результативности использования ПИИ в развитии предпринимательства в принимающем регионе;
— выделены критерии определения приоритетности видов экономической деятельности в принимающем регионе для развития совместного предпринимательства;
— обоснованы организационно-экономические условия активизации совместной деятельности с иностранными компаниями и повышения результативности использования ПИИ в целях развития предпринимательства в, принимающем регионе.
Практическая значимость исследования определяется тем, что выводы автора доведены до конкретных научно-практических рекомендаций." могут быть использованы региональными органами власти в процессе управления предпринимательскими структурами, использующими, в своей деятельности иностранный капитал.
Материалы диссертационногоисследования внедрены в учебный? процесс в Восточном институте ДВГУ и могут также использоваться" в учебном процессе при, проведении лекций и семинаров по таким дисциплинам, как «Предпринимательство», «Иностранные инвестиции» для.' студентов экономических специальностей.
Апробация результатов исследования. Основные результаты докладывались на научных конференциях преподавателей и студентов Восточного института ДВГУ (2000, 2002 гг.), международной, конференции Ассоциации исследователей проблем экономического ¦ развития стран* СевероВосточной Азии в университете Сонпонкван (2006 г., г. Сеул, Республика Корея), международной научной конференции «Современные тенденции и проблемы международного экономического сотрудничества в регионеСВА» (2009 г., Женский университет Сонсин, г. Сеул, Республика Корея).
Основные результаты диссертационного исследования представлены в 5 печатных работах общим авторским объемом 4,41 п.л., в том числе 1 в изданиях, рекомендованных ВАК РФ общим объемом 0,35 п.л.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что при сохранении современных тенденций привлечения капитала корейских инвесторов вряд ли можно ожидать значительного воздействия корейских ПИИ на развитие региона и его предпринимательский сектор.
Следует отметить, что российские органы власти осознают значимость Республики Корея как инвестиционного партнера и предпринимают шаги, направленные на стимулирование сотрудничества российских и корейских предпринимательских структур.
Еще в ноябре 2005 г. в Пусане министр внешней торговли Республики Корея Ким Хён Чон и заместитель министра экономического развития и торговли РФ А. Шаронов в присутствии президентов Республики Корея и Российской Федерации подписали Российско-Корейский совместный план действий в области торгово-экономического сотрудничества, который предусматривает регулярное проведение корейско-российских инвестиционных форумов, содействие участию предприятий и компаний обоих государств в презентациях инвестиционных проектов, расширение деловых обменов, совершенствование обмена информацией по инвестиционному сотрудничеству, поддержку реализации двусторонних инвестиционных проектов. Развитию взаимодействия малых и средних предпринимательских структур в Плане отводится особое место: стороны договорились о поддержке участия малых и средних предприятий в выставках и ярмарках, проводимых в обеих странах, и содействии технологическому обмену между предприятиями малого и среднего бизнеса. [72].
Корейские компании, обладающие значительными преимуществами в технологической сфере, имеющие большой опыт коммерциализации инновационных разработок, использующие современные технологии управления, способны придать импульс развитию российских предпринимательских структур в процессе реализации совместных бизнес-проектов и вывести их на качественно новый уровень развития. Тем не менее, | представленные выше данные свидетельствуют об отсутствии значимых позитивных сдвигов как с точки зрения роста объемов привлекаемых ПИИ из Республики Корея, так и с позиции их вовлечения в реализацию эффективных совместных проектов, которые будут содействовать развитию предпринимательских структур в регионах-реципиентах.
Сложившаяся ситуация, на наш взгляд, определяет необходимость разработки методических подходов к оценке результативности использования прямого капитала иностранных инвесторов с точки зрения их воздействия на развитие региональных предпринимательских структур.
2.2. Оценка результативности использования прямых иностранных инвестиций в развитии предпринимательства в принимающем регионе.
По мнению автора, для построения более адекватной политики привлечения и использования ПИИ необходимо сформировать методический подход к оценке результативности их использования, который должен основываться на применении экономико-математических методов, дающих количественную оценку изучаемым явлениям. Автор считает целесообразным в рамках предлагаемого подхода осуществлять оценку результативности по двум направлениям:
1) Использование ПИИ для целей социально-экономического развития принимающего региона.
2) Влияние ПИИ на динамику развития предпринимательского сектора принимающего региона.
Выбор метода базируется на принципах общедоступности данных, простоты расчетов и воспроизводимости результатов.
Этап 1. Оценка результативности использования ПИИ для целей социально-экономического развития принимающего региона.
Оценка результативности использования прямого капитала иностранных инвесторов для целей социально-экономического развития принимающей территории базируется на методе, предложенном О. В. Романчиковой. [73, с. 1921] В основу метода положено допущение о наличии корреляционной связи между объемами ПИИ, с одной стороны, и некоторыми макроэкономическими показателями принимающего региона, с другой.
Макроэкономические показатели разделены на две большие группы по критерию направления корреляции (позитивная или негативная связь). Кроме того, все показатели без учета направления (знака) корреляции по предметному критерию разделены также на две группы — социально-экономические и собственно экономические (таблица 2.5).
Заключение
.
На основании проведенного исследования можно сформулировать следующие основные выводы.
1) Влияние ПИИ на развитие предпринимательского сектора принимающего региона может проявляться напрямую, т.к. ПИИ являются источником дополнительного капитала для предпринимательского сектора, а также косвенно, за счет присущих ПИИ экстерналий. Косвенные эффекты ПИИ могут быть реализованы путем перетоков знаний и технологий в местный предпринимательский сектор, а также за счет стимулирующего влияния конкуренции. Первый фактор может способствовать повышению технологической конкурентоспособности предпринимательских структур принимающего региона, а второй создает предпосылки для изменения структуры и масштабов предпринимательского сектора, а также его инвестиционной активности («эффект вовлечения/.вытеснения» местных предпринимательских структур и «эффект вовлечения/вытеснения» собственных инвестиций местных предпринимательских структур).
2) Потенциально ПИИ способны оказать положительное воздействие на развитие предпринимательского сектора принимающего региона, а возможные отрицательные тенденции можно нивелировать путем грамотного государственного регулирования. Результаты эмпирических исследований свидетельствуют о неоднозначности влияния ПИИ на развитие предпринимательского сектора и общее социально-экономическое развитие принимающего региона, что обусловливает необходимость государственного управления процессами привлечения и использования ПИИ. Приток ПИИ будет оказывать наиболее положительное влияние на развитие предпринимательского сектора принимающего региона в том случае, если региональные власти имеют собственную сильную экономическую политику и привлекают ПИИ в соответствии с ее приоритетами.
3) Современные методики оценки влияния ПИИ на принимающую территорию можно разделить на две группы: методики оценки влияния ПИИ на социально-экономическое развитие принимающего региона и методики оценки влияния ПИИ на развитие предпринимательского сектора принимающего региона. В первой группе представлены в основном методики отечественных ученых, которые исследуют взаимосвязь между ПИИ и динамикой основных макроэкономических и социально-экономических показателей принимающего региона. Во второй группе методик осуществляется исследование динамики производительности местных компаний, тестирование на наличие перетоков технологий (преимущественно путем анализа изменений производительности в национальном предпринимательском секторе), а также тестирование на наличие «эффекта вовлечения/вытеснения» местных компаний в отрасли-реципиенте ПИИ и в смежных отраслях («эффект вовлечения/вытеснения» производителей промежуточной продукции). Большинство таких методик основано на эконометрических методах анализа и представлено в работах зарубежных специалистов. ;
4) Автором предложен двухэтапный методический подход к оценке результативности использования ПИИ для целей социально-экономического развития принимающего региона и в развитии предпринимательского сектора принимающего региона. На первом этапе осуществляется корреляционный анализ между темпами роста (объемами) ПИИ и рядом макроэкономических и социально-экономических показателей региона, которые разделены по принципу направления корреляции. На втором этапе осуществляется сопоставление темпов роста (объемов) ПИИ и выделенных индикаторов развития местного предпринимательского сектора.
5) Предложенный методический подход к оценке результативности использования ПИИ апробирован на примере прямых инвестиций Республики Корея в Приморском крае. В результате расчетов было выявлена слабая корреляция между темпами роста (объемами) прямых инвестиций Респубдики Корея и всеми выделенными экономическими и социально-экономическими показателями развития Приморского края. На втором этапе анализа выявлена существенная разбалансированность между темпами роста (объемами) прямых инвестиций Республики Корея и динамикой развития предпринимательского сектора Приморского края по всем выделенным индикаторам. С учетом того, что Республика Корея — один из самых крупных иностранных инвесторов в данном регионе, можно утверждать, что ПИИ оторваны от потребностей региональной экономики и не оказывают сколько-нибудь значимого положительного влияния на развитие местных предпринимательских структур.
6) В настоящее время прямые инвестиции Республики Корея, направляемые в экономику России и Приморского края, не соответствуют потребностям страны и региона ни количественно, ни качественно. В России и Приморском крае корейские инвесторы предпочитают осуществлять прямые капиталовложения в отрасли, характеризующиеся быстрым оборотом средств и высокой рентабельностью инвестиций, а также отрасли, связанные с использованием природных ресурсов страны и региона. При сохранении текущих тенденций вряд ли можно ожидать значимого положительного влияния прямых капиталовложений корейских инвесторов как на развитие региональной экономики в целом, так и на состояние предпринимательского сектора региона.
7) Недостаточность объемов и низкое качество привлекаемых прямых капиталовложений корейских инвесторов в значительной степени объясняются рядом проблем, решение которых требует построения целевой государственной политики по активизации ПИИ в регион и повышению результативности их использования. Данные проблемы разделяются на три блока: проблемы привлечения ПИИ на уровне государства, проблемы размещения прямых капиталовложений со стороны предпринимательских структур Республики Корея, проблемы привлечения на уровне принимающего региона.
8) Существует ряд предпосылок для расширения и активизации сотрудничества предпринимательских структур Приморского края и Республики Корея. Эти предпосылки обусловлены, с одной стороны, некоторыми проблемами, которые испытывает корейская экономика в настоящее время (продовольственная проблема, дефицит природных ресурсов и энергетических ресурсов, необходимость переноса трудоемких производств в другие страны), а с другой стороны, географическими, природными и демографическими особенностями Приморского края.
9) Развитие совместной предпринимательской деятельности местных и иностранных предпринимательских структур должно осуществляться с учетом приоритетов развития экономики региона. Для этого необходимо стремиться к сближению интересов бизнеса и власти. В диссертационной работе выделены критерии определения приоритетности видов экономической деятельности для предпринимательских структур и государства. Поиск точек соприкосновения интересов сторон будет способствовать повышению результативности использования ПИИ в целях развития региональной экономики и предпринимательского сектора принимающего региона.
10) На основе выделенных критериев определены наиболее важные виды экономической деятельности в Приморском крае, в которых необходимо развитие совместного предпринимательства. К ним относятся топливно-энергетический комплекс, машиностроение, лесная и рыбная промышленность, пищевая промышленность, транспортный комплекс, а также сфера торговли и услуг.
11) Повышение результативности использования ПИИ для развития предпринимательства требует создания в принимающем регионе определенных организационно-экономических условий в рамках взаимодействия органов региональной власти и местных и иностранных предпринимательских структур. Система мероприятий, направленных на активизацию совместной предпринимательской деятельности и повышение результативности использования ПИИ, включает два этапа взаимодействия сторон. На первом этапе осуществляется мониторинг совместных предпринимательских проектов и последующий отбор государством наиболее приоритетныхна втором этапе предполагается организация особого режима предпринимательской деятельности, включающего систему преференций для совместных предпринимательских структур, реализующих приоритетные проекты (т.е. такого, при котором осуществляется содействие органов власти в получении предпринимательскими структурами бюджетного софинансирования, необходимого для реализации совместных проектов). Практическая реализация этих условий возможна в пройессе работы такой организационной формы, как Консорциум по совместному предпринимательству. В качестве примера может служить организационно-функциональная схема Консорциума по российско-корейскому предпринимательству в Приморском крае.
12) Содействие развитию совместного предпринимательства в рамках тех проектов, которые не получили статуса «приоритетных», направленных на создание необходимых условий для развития результативных предпринимательских отношений. Основное воздействие в процессе создания таких условий будет концентрироваться на органах местного самоуправления. К числу регулирующих воздействий органов МСУ можно отнести: налоговое регулирование, оптимизацию величины налоговых изъятий из производственного капитала совместных предпринимательских структурформирование деловой инфраструктуры, отвечающей текущим потребностям и задачам предпринимательского сектора и стимулирующей привлечение внешних иностранных партнеровобеспечение эффективной политики привлечения иностранных инвестиций в муниципалитеты принимающего регионасодействие организации бизнес-инкубаторовучастие городского округа в конкурсе на получение статуса «особой экономической зоны» и стимулирование венчурного производства на этой основе.
Список литературы
- В 10 раз снизились объемы иностранных инвестиций в экономику Приморского края в 2009 г. // Конкурент. 2010. — 2−8 марта. — С.8.
- Бабко, А.Т. Генезис организационной сущности предпринимательской структуры / А. Т. Бабко // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер.: Экономика. 2006. — № 2(11). — С. 40−45.
- Багиев, Г. Л. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие / Г. Л. Багиев, А.Н. Асаул- под общей ред. проф. Г. Л. Багиева. СПб.: Изд-во С.-Петерб.гос.ун-та экономики и финансов, 2001.- 231 с.
- Ващекин, Н. П. Безопасность предпринимательской деятельности / Н. П. Ващекин, М. И. Дзлиев, А. Д. Урсул. М.: Экономика, 2002. — 334 с.
- Предпринимательство: учеб. для вузов / А. Н. Романов и др.- ред. :
- B. Я. Горфинкель, Г. Б. Поляк, В. А. Швандар. изд. 4-е, перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2005. — 733 с.
- Экономическая теория: учеб. для вузов / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. СПб.: Питер, 2000 — 544 с.
- Латкин, А.П. Теория и практика управления инвестиционными процессами в переходной экономике / А. П. Латкин. Владивосток: Изд-во Дальневост. гос. ун-та, 2004. — 280 с.
- Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений: федеральный закон от 25.02.1999 № 39-Ф3 (в ред. от 24.07.2007) Электронный ресурс. /СПС «КонсультантПлюс».
- Очкивский, С. Иностранные инвестиции или совместное предпринимательство? / С. Очкивский // Конкуренция и рынок. 2003. — № 19.1. C.13−15.
- Мисакян, М.Н. Привлечение иностранных инвестиций в переходные экономики (на примере стран Центральной и Восточной Европы) / М. Н. Мисакян // Вестн. С.-Петерб. ун-та. 2004. — Вып. 4. — С. 68−73.
- Фишер, П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности / П. Фишер. М.: Финансы и статистика, 1999. -512 с.
- Solow, R. М. Growth Theory and After / R.M. Solow // American Economic Review. 1988. -№.78. — PP. 307−317.
- Romer, P. Endogenous Technological Change / P. Romer // Journal of Political Economy. 1990. — Vol. 98, № 5, Part 2. — PP. 71−102.
- Aghion, P. A Model of Growth through Creative Destruction / P. Aghion, P. Howitt // Econometrica. 1992. — Vol. 60. — PP. 323−335.
- Jones, C. R&D-Based Models of Economic Growth / C. Jones // Journal of Political Economy. 1995. — Vol. 103, №. 4. — PP. 759−784.
- Белоус, Т. Прямые иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы / Т. Белоус // Мировая экономика и международные отношения. 2003. — № 9. — С.60−66.
- Calderon, С. Greenfield Foreign Direct Investment and Mergers and Acquisitions: Feedback and Macroeconomic Effects / C. Calderon, N. Loayza, L. Serven // Policy Research Working Paper. World Bank. — 2004. — №. 3192. — PP.1−20.
- Blomstrom, M. Is Fixed Investment the Key to Economic Growth? / M. Blomstrom, R.E. Lipsey, M. Zejan // Quarterly Journal of Economics. 1996. — Vol. Ill, № 1.-PP. 269−276.
- Attanasio, O. Saving, Growth and Investment: A Macroeconomic Analysis Using a Panel of Countries / O. Attanasio, L. Picci, A. Scorcu // Review of Economics and Statistics. 2000. — Vol. 82, N№ 2. — PP. 182−211.
- Kose, A. Financial Globalisation: A Reappraisal / A. Kose, E. Prasad, K. Rogoff, S.-J. Wei // IMF Staff Papers. 2009. — Vol. 56, № 1. — PP. 8−62.
- Chang, Ha-Joon. Bad Samaritans: The Guilty Secrets of Rich Nationsand the Threat to Global Prosperity / Ha-Joon Chang. London: Random House, 2008. — 276 p.
- Василевская, C.B. Роль прямых иностранных инвестиций в процессе индустриализации Республики Корея / С. В. Василевская // Вестник ЦКИ ДВГУ. 2004. — № 2(7). — С. 117−130.
- Василевская, С.В. Прямые иностранные инвестиции в структуре концепции экономической безопасности: опыт Южной Кореи / С. В. Василевская // Вестник ЦКИ ДВГУ. 2003. — № 1 (4). — С. 3−17.
- Логинов, E.JI. Проблемы влияния иностранных инвестиций на экономику: контур доктрины инвестиционной безопасности России / E. JL Логинов, И. В. Шевченко // Финансы и кредит. 2001. — № 8. — С. 6−20.
- The Development Dimension of Foreign Direct Investment: Policies to Enhance the Role of FDI in the National and International Context. UNCTAD, 2002. — 8 p.
- Смирнов, Е.Б. Прямые иностранные инвестиции в регионы как предмет государственного регионального регулирования / Е. Б. Смирнов, С. Ю. Ветлугин // Проблемы современной экономики. 2005. — № 1(13). — С. 23−29.
- Куприянов, Д. Влияние иностранных инвестиций на экономический рост / Д. Куприянов // Экономист. 2005. — № 9. — С.82−85.
- Boone, J. Competition / J. Boone // Discussion Paper. Tilburg University: Center of Economic Policy Research. — 2000. — № 104. — PP. 1−36.
- Borensztein, E. How Does Foreign Direct Investment Affect Economic Growth? / E. Borensztein, J. De Gregorio, J.-W. Lee // Journal of International Economics. 1998. — Vol. 45. — PP. 115−135.
- Bosworth, B.P. Capital Flows to Developing Economies: Implicationsfor Saving and Investment / B.P. Bosworth, S.M. Collins- Brookings Institution // Brookings Papers on Economic Activity. 1999. — Vol. 1. — PP. 143−169.
- Grossman, G.M. International Trade, Foreign Investment, and the Formation of the Entrepreneurial Class / G.M. Grossman // American Economic Review. 1984. — Vol. 72, №. 4. — PP. 605−614.
- De Backer, K. Does Foreign Direct Investment Crowd Out Domestic Entrepreneurship? / K. De Backer, L. Sleuwaegen // Review of Industrial Organization. 2003. -Vol. 22. — PP. 84−97.
- Rodriguez-Clare, A. Multinationals, Linkages, and Economic Development / A. Rodriguez-Clare // American Economic Review. 1996. — Vol. 86. -PP. 852−873.
- Gorg, H. Multinational Companies and the Entry of Indigenous Firms: Panel Data for Ireland / H. Gorg, E. Strobl // Working Paper. Dublin: Centre for Economic Research University College. — 1999. -№ WP99/8. — PP. 1−27.
- Agosin, M.R. Foreign Investments in Developing Countries: Does it Crowd in Domestic Investment? / M.R. Agosin, R. Mayer // Discussion Paper. -UNCTAD. 2000. — № WP99/8. — PP. 1−20.
- Fry, M.J. Financial Development in Asia: Some Analytical Issues / M.J. Fry // Asian-Pacific Economic Literature. 1995. — № 9. — PP. 40−57.
- Aitken, B. J. Do Domestic Firms Benefit from Direct Foreign Investment? Evidence from Venezuela / B.J. Aitken, A. Harrison // American Economic Review -1999. Vol. 89, № 3. — PP. 605−618.
- Sembenelli, A. Foreign Direct Investment, Competitive Pressure, and Spillovers. An Empirical Analysis on Spanish Firm Level Data / A. Sembenelli, G. Siotis // Development Working Paper. Milano: Centro Studi Luca d’Agliano. — 2003. -№ 169.-PP. 1−35.
- Braconier, H. Does FDI Work as a Channel for R&D Spillovers? Evidence Based on Swedish Data / H. Braconier, K. Ekholm, K.-H. Midelfart Knarvik // Working Paper. Stockholm: The Research Institute of Industrial Economics. — 2001. -№ 553. — PP. 1−29.
- Haskel, J.E., Pereira S.C., Slaughter M.G. Does Inward Foreign Direct Investment Boost the Productivity of Domestic Firms? / J.E. Haskel, S.C. Pereira, M.G. Slaughter // Working Paper. NBER. — 2002. — № 8724. — PP. 1−32.
- Wang, J.Y. Foreign Investment and Technology Transfer: A Simple Model / J.Y. Wang, M. Blomstrom // European Economic Review. 1992. — Vol. 36 (l).-PP. 137−155.
- Lipsey, R. Home and Host Country Effects of FDI / R. Lipsey // Working Paper. NBER. — 2002. -№> 9293. — PP. 1−76.
- Foreign Direct Investment for Development: Maximising Benefits, Minimising Costs. Overview. — OECD, 2002. 32 p.
- Djankov, S. Foreign Investment and Productivity Growth in Czech Enterprises / S. Djankov, B. Hoekman // World Bank Economic Review. 2000. -Vol.14, № 1.-PP. 49−64.
- Hanson, G. Should Countries Promote Foreign Direct Investment? / G. Hanson // G-24 Discussion Paper. UN. — 2001. — № 9. — PP. 1 -31.
- Smarzynska, B. Does Foreign Direct Investment Increase the Productivity of Domestic Firms? In Search of Spillovers through Backward Linkages / B. Smarzynska // Policy Research Working Paper. World Bank. — 2002. — № 2923. -PP. 1−29.
- The Competitiveness Challenge: Transnational Corporations and Industrial Restructuring in Developing Countries. UNCTAD, 2000. — 284 p.
- Gorg, H. Foreign Direct Investment and Intra-Industry Spillovers: A Review of Literature / H. Gorg, D. Greenway // Research Paper. Nottingham: Leverhulme Centre for Research on Globalisation and Economic Policy. — 2001. — № 2001/37.-PP. 1−46.
- World Investment Report 2002. UNCTAD, 2002. — 347 p.
- Kokko, A. Technology, Market Characteristics and Spillovers / A. Kokko // Journal of Development Economics. 1994. — № 43. — PP. 279−293.
- Fosfuri, A. Multinationals without Advantages / A. Fosfuri, M. Motta // Scandinavian Journal of Economics. 1999. — Vol. 101. — PP. 617−630.
- Siotis, G. FDI Strategies and Firms' Capabilities / G. Siotis // Journal of Economics and Management Strategy. 1999. — Vol. 8, № 2. — PP. 251−270.
- Кукла, М.П. Влияние иностранных инвестиций на эффективность принимающей экономики: на примере Приморского края: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Кукла М. П. Владивосток, 2008. — 169 с.
- Кабир, JI.C. Региональные экономические системы и иностранный капитал: проблемы взаимодействия: дис.. докт. экон. наук: 08.00.05 / Кабир Л. С. СПб., 2005. — 450 с.
- Чачина, Е.Г. Активизация притока иностранных инвестиций в экономику, региона: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Чачина Е. Г. Уфа, 2005. — 178 с.
- Язовских, Е.В. Иностранные инвестиции как фактор экономического развития России: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Язовских Е. В. Екатеринбург, 2004. — 244 с.
- Markusen, J.R. Foreign Direct Investment as a Catalyst for Industrial Development / J.R. Markusen, A.J. Venables // European Economic Review. 1999. -№ 43.-PP. 335−356.
- Ponomareva, N. Are there positive or negative spillovers from foreign-owned to domestic firms? / N. Ponomareva // Working Paper. Moscow: New Economic School. — 2000. -№ BSP/00/042. — PP. 1−30.
- Центральная база статистических данных Электронный ресурс. /
- Федеральная служба государственной статистики РФ. 2010. — Режим доступа: http://www.gks.ru
- Центральная база данных Экспортно-импортного банка Кореи Электронный ресурс. / Экспортно-импортный банк Кореи: офиц. сайт. — 2009. Режим доступа: http://www.koreaexim.go.kr.
- Инвестиционный рейтинг регионов России 2008−2009 гг.: Приморский край Электронный ресурс. / РА «Эксперт». 2009. — Режим доступа: http://www.raexpert.ru/database/regions/marytime/ (дата обращения: 06.03.2010).
- Программа развития международного и приграничного сотрудничества Приморского края на 2004−2010 гг. Владивосток: Изд-во «ТЦСР», 2004.-386 с.
- Внешнеэкономическая деятельность в Приморском крае в 2008 г.: стат.сборник. Владивосток: Территориальная служба государственнойстатистики по Приморскому краю, 2008. — 31 с.
- Ли, Чжэ Ёи. Стратегии проникновения на российский рынок: опыт компаний Республики Корея: пер. с кор. / Чжэ Ён Ли, Сун Чол Ли. Хабаровск: РИОТИП, 2009. — 160 с.
- Романчикова, О.В. Совершенствование механизмов государственного регулирования иностранных инвестиций на региональном уровне : автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Романчикова О. В. М., 2007. — 29 с.
- Внешнеэкономическая деятельность в Приморском крае в 2003 г.: стат. сборник. Владивосток: Территориальная служба государственной статистики по Приморскому краю, 2003. — 31 с.
- Внешнеэкономическая деятельность в Приморском крае в 2004 г.: стат. сборник. Владивосток: Территориальная служба государственной статистики по Приморскому краю, 2004. — 26 с.
- Внешнеэкономическая деятельность в Приморском крае в 2005 г.: стат. сборник. Владивосток: Территориальная служба государственной статистики по Приморскому краю, 2005. — 29 с.
- Внешнеэкономическая деятельность в Приморском крае в 2006 г.: стат. сборник. Владивосток: Территориальная служба государственной статистики по Приморскому краю, 2006. — 28 с.
- Внешнеэкономическая деятельность в Приморском крае в 2007 г.: стат. сборник. Владивосток: Территориальная служба государственной статистики по Приморскому краю, 2007. — 32 с.
- Социально-экономическое положение территорий Приморского края в 2004 г.: стат. сборник. Владивосток: Территориальная службагосударственной статистики по Приморскому краю, 2004. 28 с.
- Социально-экономическое положение территорий Приморского края в 2005 г.: стат. сборник. Владивосток: Территориальная служба государственной статистики по Приморскому краю, 2005. — 32 с.
- Социально-экономическое положение территорий Приморского края в 2006 г.: стат. сборник. — Владивосток: Территориальная служба государственной статистики по Приморскому краю, 2006. 29 с.
- Социально-экономическое положение территорий Приморского края в 2007 г.: стат. сборник. — Владивосток: Территориальная служба государственной статистики по Приморскому краю, 2007. 34 с.
- Социально-экономическое положение территорий Приморского края в 2008 г.: стат. сборник. Владивосток: Территориальная служба государственной статистики по Приморскому краю, 2008. — 26 с.
- Социально-экономическое положение территорий Приморского края в 2009 г.: стат. сборник. Владивосток: Территориальная служба государственной статистики по Приморскому краю, 2009. — с.
- Ли, Чханг Че. Росиа тхучжа хёнхванггва ханро кванге / Чханг Че Ли, Бёнг Хи Ким = Инвестиционный климат в России и проблемы российско-корейских отношений. Сеул: Институт проблем экономической политики, 1997.-81 с.
- Чонг, Ё Чхон. Росиаый кёндже сончжанг чонманва ханро кёндже хёмнёк / Ё Чхон Чанг = Перспективы экономического роста России и развитие российско-корейского экономического сотрудничества. Сеул: Институт проблем экономической политики, 2004. — 26 с.
- Ха, Ю Чжон. Чхвегын росиаый вегугин тхучжа хвангёнг тонхян /Ю Чжон Ха = Современные тенденции инвестиционного климата России // Мировая экономика. 2003. — № 7. — С. 53−63.
- Lee, Chang Jae. Current Status and Prospects for Korean Investment in Russia / Chang Jae Lee // Russia’s Reform and Economic Cooperation between Korea and Russia: Papers and Discussion of the Seminar, 7−8 September 1992. -Seoul: KIEP, 2002. PP. 85−95.
- Дробышева, И. Корейский ориентир / И. Дробышева // Дальневосточный капитал. 2004. — № 1. — С. 5−9.
- Маякова, О. Корейский швейный бизнес покидает Приморье / О. Маякова // Конкурент. 2004. — 13 июля. — С. 4.
- Дробышева, И. Самый восточный миф / И. Дробышева // Российская газета. 2001. — 3 июля. — С. 3.
- Стратегия социально-экономического развития Приморского края на период до 2025 г.: утв. Законом Приморского края от 20 октября 2008 г. №
- K3 // Приморская газета. 2009. — Спецвыпуск № 14 (381). — 8 декабря. — С. 1−8.
- Ким, Кён Юл. Российская специфика не всегда понятна / Кён Юл Ким Электронный ресурс. / Дальневосточный капитал. 2009. — № 4. — Режим доступа: http:// dvkapital.ru/2009/4/32 (дата обращения: 30.03.2010).